Биографии Характеристики Анализ

Открытие музея детям узникам сценарий мероприятия. Сценарий классного часа "узникам фашистских концлагерей посвящается"

Литературно-музыкальная композиция

«Узникам фашистских концлагерей посвящается!»

(танец со свечами песня "Священная война")

Ведущий: 22 июня 1941 года памятно нам как один из самых трагических дней в истории нашей страны. В этот день фашистская Германия напала на нашу Родину. Над страной нависла смертельная опасность. За 1418 дней войны пострадало огромное количество людей.

Память, память,

Ты порой тревожно

Бьешь по нервам, бешено скользя,

Позабыть такое невозможно,

Потому, что забывать нельзя!

Ведущий: Любая война – это кровь и слёзы, горе и страдания, смерть и исковерканные судьбы. А ещё – это ужасы ада, которые пришлось испытать на себе людям, попавшим в плен.

Ведущий: Плен – неизбежное следствие любой войны, трагедия многих миллионов людей, подвергаемых физическим и нравственным унижениям и насилиям. Сегодня мы приоткроем одну из страшных страниц Второй Мировой войны и поговорим об узниках фашистских концентрационных лагерей.

Люди!

Покуда сердца

стучатся, -

помните!

Какою ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

помните!

Слайд 6

Ведущий: Для содержания военнопленных руководство Германии построило целую сеть таких лагерей. Они создавались как на территории самой Германии, так и на захваченных фашистами землях других государств.

Лагеря смерти создавались с прямой целью уничтожения людей. В немецких канцеляриях в строжайшем секрете вырабатывался чудовищный план истребления и свыше 30 млн. славян. И уже в первые месяцы войны фашисты приступили к физическому уничтожению славянских народов.

Слайд 7

Ведущий: В специальных лагерях смерти ликвидация узников шла непрерывным и ускоренным темпом. Такие лагеря проектировались и строились не как места заключения, а как фабрики смерти. Предполагалось, что в них обреченные на смерть люди должны были проводить буквально несколько часов. В таких лагерях был построен отлаженный конвейер, уничтожавший до нескольких тысяч человек в сутки. Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей

Вот здесь был лагерь смерти возведён:

Колючий нескончаемый забор.

В бараках серых - мучеников стон.

Сквозь ночь – в глаза – прожектор бьёт в упор…

Ведущий: Освенцим –лагерь на территории Польши, предназначенный специально для массового уничтожения людей. Этот лагерь имел и немецкое название – Аушвиц. Новые заключённые ежедневно прибывали на поездах в Аушвиц со всей оккупированной Европы. Прибывших делили на четыре группы.

Первая группа, составлявшая примерно ¾ всех привезённых, отправлялась в газовые камеры. В эту группу входили все, признанные непригодными к работе, прежде всего, дети, старики, женщины.

Вторая группа заключённых отправлялась на рабскую работу на промышленные предприятия различных компаний. С 1940 года по 1945 годы в комплексе Аушвица были приписаны к фабрикам около 405 тысяч заключённых. Из них более 340 тысяч скончались от болезней и избиений.

Третья группа, в основном близнецы и карлики, отправлялись на различные медицинские эксперименты.

Четвёртая группа, преимущественно женщины, отбирались для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов.

Ведущий: Труд узников использовался на различных предприятиях. В Аушвице было 4 газовые камеры и 4 крематория. Среднее число трупов, сожжённых за 24 часа составляло - 3 000 человек. В нём же проводились различные опыты для изыскания средств биологического уничтожения людей. Для осуществления этой цели создавались специальные больницы, хирургические блоки, лаборатории. В Освенциме было истреблено свыше 4 млн. человек 27 национальностей.

Ведущий: Основу питания заключенных составляли гнилые овощи. Узники страдали от диареи и нехватки калорий. В среднем, люди протягивали на таком питании около трех месяцев. Нижнего белья и носков узники не носили. Заключенным разрешалось пользоваться туалетом два раза в сутки. На использование туалета предоставлялось не более тридцати секунд и не более тридцати секунд на гигиенические процедуры. Когда 27 января 1945 года советские солдаты заняли Освенцим, они нашли там около 7,5 тыс. узников, которых не успели увезти. В память о жертвах лагеря в 1947 году Польша создала музей на территории Освенцима.

"Сомнение"

Сердце бьется какой-то тревогой,

Будто хочет о чем-то сказать,

Чтоб развеять те мысли, что могут

Завтра утром меня расстрелять.

Жить ведь хочется! Молодость, где ты?

Возвратишься ль к невольнику, жизнь?

Не могу отыскать я ответа,

Давит голову жуткая мысль.

И ее побороть я не в силах.

Нет, надежда моя умерла,

И мечта о свободе любимой

Сладким сном в голове пронеслась...

Ведущий: Бухенвальд Немецко- фашистский лагерь. Создан в 1937 году в находился в самой Германии окрестностях города Веймара. В переводе с немецкого языка слово Бухенвальд означает «буковый лес». Но это было одно из самых страшных мест . Со всех сторон лагерь был окружён каменной стеной в 3 метра высотой и 1 метр шириной и опутан колючей проволокой, по которой проходил ток в 550 вольт. По углам стен стояли вышки с пулемётным расчётом. В лагере находилось 67 бараков, рассчитанных на 160 – 171 чел., но в них размещались тысячи. Существуют многочисленные документы, доказывающие нечеловеческую жестокость фашистов над узниками в концентрационном лагере. По уничтожению людей в Бухенвальде была создана целая система. Большую колонну пленных могли пропустить через бункер в виде туннеля, откуда ни один из них уже не возвращался: все были расстреляны. В хитром домике, напоминающем медицинский пункт, людей встречал врач. Военнопленные раздевались, шли под ростомер. Когда планка его опускалась до головы, раздавался выстрел. Есть много свидетельств о том, что немецкие врачи совершали над военнопленными запрещённые опыты, испытывали новые препараты, не усыпляя, делали различные операции, выкачивали кровь для нужд фронта. Страшно издевался над пленными комендант лагеря, «садист в чёрных перчатках» Герхард Мартин Зоммер. Комендант лично убил 170 чел. Он забивал людей до смерти, впрыскивал им яд, привязывал к горячим печам, отправлял умирать от голода и жажды. Жестокостью отличалась и его супруга Ильза Кох. Главным занятием её было коллекционирование. А в свою коллекцию она собирала ничто иное, как лоскуты человеческой кожи с затейливыми татуировками. Чтобы угодить комендантше, врачи - эсесовцы при осмотре особо обращали своё внимание на кожу пленных. Сотни лоскутов татуированной кожи собрала Ильза, сотни людей из-за этой её страсти были расстреляны и сожжены. Из отдельных кусков для фрау Кох делали абажуры и сумочки. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками Бухенвальда. Около 10 тысяч заключенных было казнено, в том числе почти 8,5 тысяч советских военнопленных. Всего в Бухенвальде замучено 56 тысяч заключенных 18 национальностей. 11 апреля 1945 года в условиях разгрома немецко-фашистских войск во Второй мировой войне узники Бухенвальда подняли восстание, в результате которого лагерь был ликвидирован восставшими. Этот день и стал считаться Международным днем освобождения узников концлагерей .

(ролик песня Бухенвальский набат)

Ведущий: Майданек - концлагерь вблизи польского города Люблин. Его называли «фабрикой смерти». Сюда из всех стран оккупированной Европы привозили обречённых на смерть людей. Лагерь раскинулся на территории 25 кв. км. Здесь всё было приспособлено для массового убийства граждан: газовые камеры, крематории, рвы для расстрелов, виселицы. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил чёрный дым. Пять печей (их называли «печами дьявола») сжигали в день 1400 трупов. В этом лагере было истреблено около 1, 5 млн. человек. «Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать. Нельзя было есть. Нельзя было жить". Немцы желали, чтоб поляк повседневно дышал запахом смерти, - ужас усмиряет строптивые души. Весь Люблин знал о фабрике смерти. Весь город знал, что в Крембецком лесу расстреливают русских военнопленных и заключённых поляков из Люблинского замка. Все видели транспорты обречённых, прибывающих из всех стран Европы сюда, в лагерь. Все знали, какая судьба ждёт их: газовая камера или печь.

Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,

Маутхаузен в том же ряду...

Кто попал в лапы дьявола, к немцам, -

Побывал, прямо скажем в аду...

Ведущий: Маутхаузен Создан в июле 1938 года в 4 километрах от города Маутхаузен (Австрия) в качестве филиала лагеря Дахау. С марта 1939 года – самостоятельный лагерь. В 1938 – 1945 годах в Маутхаузене находилось около 335 тысяч человек из многих стран; только по сохранившимся записям, в лагере было зверски уничтожено свыше 122 тысяч человек. В Маутхаузене действовала подпольная организация сопротивления, поднявшая 5 мая 1945 года восстание. В этом лагере в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Дмитрий Михайлович Карбышев.

«…17 февраля 1945 года в 12 часов дня с очередной тысячей обреченных в Маутхаузен привезли Дмитрия Михайловича Карбышева. Его отобрали в особую группу и подвергли садистской изощренной казни. Не петлей и не газом, не огнем, а водой. Узникам велели догола раздеться. При двенадцатиградусном морозе, на лютом ветру их держали несколько часов на площади. Для многих такая экзекуция была невмоготу. Коченели, падали бездыханными. Остальных затолкали в баню под горячий душ. Оттуда – обратно на площадь, под нацеленные брандспойты – леденящий душ «шарко» на морозе. И опять уцелевших в баню. А оттуда опять – на площадь. Потом немногие очевидцы рассказывали, как … по ледяному катку, сверкавшему всеми цветами спектра- от красного до фиолетового, - метались голые люди…Метались между стеной бани и каменной стеной, силясь подняться, спастись от острых, как жало, струй ледяной воды, бивших из брандспойтов… Гоготали, ржали эсэсовцы, напором воды сбивая с ног тех, кто ещё пытался встать. Один за другим превращались в ледяные изваяния люди. И среди них один седовласый человек, упиравшийся в каменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные клювы терзали его иссушенное мукой тело… Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей! Он обращался к оставшимся в живых! В последней несломленной гордости, в последних словах своих он был с теми, кто оставался на земле: - Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!. Этот старик, медленно и неумолимо превращавшийся в ледяной памятник был Дмитрий Карбышев! Советский генерал.»

Если придётся расстаться мне с жизнью

В стране нелюбимой, проклятой, чужой

В концлагере диком с порядком звериным,

Если в неволе умру молодой,

И труп мой жестокие немцы подхватят,

чтоб сжечь и развеять мой прах,

И вы, дорогие родные ребята,

К моим не коснётесь устам.

Тогда подымайтесь и гордо и смело,

Ни жизни, ни сил не щадя,

И песню запойте про правое дело,

В бой грозный последний идя.

Ведущий: Из-за отдельного содержания детей и издевательствами над ними получил печальную известность и лагерь Са́ласпилс. Он не был лагерем уничтожения, как Майданек или Освенцим, но в него люди посылались только с одной целью - чтобы они умирали там мучительной смертью. Са́ласпилс располагался на территории Латвии и существовал с октября 1941 года до конца лета 1944 года. В нём содержались советские военнопленные, а также евреи из Чехии, Австрии и Германии. «В 17 км от Риги находился концентрационный лагерь Саласпилс. В нём уничтожили 100 тыс. человек, в том числе 7 тыс. детей. Их свозили сюда в основном зимой 1943 года, когда фашисты провели карательную экспедицию в партизанских районах Белоруссии. У всех у них – и у годовалых и у десятилетних - регулярно брали кровь. Пять ящиков с ампулами детской крови поставлял ежедневно армии лагерь. К весне дети – те, что не погибли, - были так изнурены, что никакой реальной ценности больше не представляли.

По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 тыс. человек, около 3 тысяч детей в возрасте до 5 лет. Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность жизни несчастных детей в Саласпилсе и истинные причины их массовой гибели.

"...Когда дети загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для них начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев. Дети, начиная с грудного возраста, содержались фашистами отдельно и строго изолировано от взрослых. В бараке они находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами присматривали 5–7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели малышей. Беспрерывную детскую смертность вызывали и эксперименты, которые проводили эсесовские врачи. Для них дети были подопытным материалом. Убийцы в белых халатах делали им инъекции – впрыскивали разнообразные жидкости, заставляли принимать вовнутрь разные средства, брали кровь. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу."

Стихотворение Муса Джалиль «Варвары».

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных… мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И Тучи спустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдали мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце, скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел, гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал; мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг, -

Прижались к матерям, цепляясь за подолы,

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Ещё не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок,

И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно,

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно –

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни и одна любовь

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих

Земля моя, скажи мне, что с тобой!

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ли ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Ведущий: От рук палачей 25 августа 1944 года в концлагере Плетцензее погиб и известный татарский поэт Муса Джалиль. Вырываясь из окружения, он, раненый и контуженный, попал в плен, где начались его скитания по разным лагерям. Наконец Джалиля и других военнопленных татарской и башкирской национальности привезли в крепость Демблик. Здесь гитлеровцы хотели сформировать из них «национальные легионы» и направить воевать на восточный фронт против своей же Родины. Муса Джалиль возглавил там одну из подпольных групп и делал всё возможное, чтобы планы фашистов не осуществились. В августе 1943 года поэт – подпольщик был арестован, а год спустя казнён. Но остались его стихи, в которых звучит вера в победу над фашизмом.

Перед судом.

Нас вывели – и казнь настанет скоро.

На пустыре нас выстроил конвой…

И чтоб не быть свидетелем позора,

Внезапно солнце скрылось за горой.

Не от росы влажна трава густая,

То, верно, слёзы скорбные земли.

Расправы лютой видеть не желая,

Леса в туман клубящийся ушли.

Как холодно! Но ощутили ноги

Дыхание земли, что снизу шло;

Земля, как мать, за жизнь мою в тревоге

Дарила мне знакомое тепло.

Земля, не бойся: сердцем я спокоен,

Твоё тепло я чувствую, храню.

Родное имя повторив, как воин,

Я здесь умру за родину свою.

Пусть палачи с кровавыми глазами

Сейчас свои заносят топоры,

Мы знаем: правда всё равно за нами,

Враги лютуют только до поры.

Придёт, придёт день торжества свободы,

Меч правосудья покарает их.

Суровым будет приговор народа,

В него войдёт и мой последний стих

Ведущий: Огромное количество людей пострадало во время Второй мировой войны. Среди жертв были люди самых разных национальностей – это и

русские, и поляки, французы и цыгане, евреи и украинцы и многие другие народы. Но только евреев и цыган убивали за национальную принадлежность. Так в результате целенаправленного и планомерного уничтожения были лишены жизни в Европе свыше 6 млн. евреев. До сих пор численность этого народа не может вернуться к отметке 1939-1940 г.

Ведущий: В фашистах самым поразительным образом уживались зверство и педантическая аккуратность. У них ничего не пропадало. Из человеческого жира варили мыло, остатки костей перемалывали, превращая в удобрения, пепел разбрасывали в поля, человеческие волосы шли в промышленность. Ведущий: События и факты истории лагерей смерти являются лишь фоном для понимания того - где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны, уносящая великий дар, данный живым - жизнь.

Ведущий: Война, уносящая жизни не от болезни, а по приказу другого человека. Война, которая позволила создать печи не для обогрева от холода, а для уничтожения человека, большого или маленького, старого или молодого, здорового или немощного.

Ведущий: Освобождение узникам принесли советские солдаты. И на месте многих концлагерей созданы мемориалы памяти, чтобы никто в мире не смел забывать ужасов второй мировой войны.

Падут под ударом врагов легионы,

Моя возродится страна.

Ребята! Тогда подведите итоги

Страданий и наших побед,

К безвестным героям не будьте так строги,-

Ведь многим пришлось умереть.

Вы память святую о них сохраните,

Запомните их имена

И в песне погибших борцов вспомяните,

Когда запоёт вся страна.

(танец песня "Журавли")

Метроном минута молчания.

Классный час для старшеклассников. Конспект «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима

Описание: Данный классный час, посвященный освобождению узников лагеря смерти Освенцим, рассчитан для учащихся 10-11 классов. Работу могут использовать классные руководители для проведения классных часов, бесед посвящённых 70- летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цель:
Познакомить учащихся с историей концлагеря Освенцим.
Задачи:
- Расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;
- Формировать у учащихся интерес к истории страны;
- Воспитать чувство сострадания к памяти жертв нацистов.
Оборудование:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор.

Звучит музыка Иоганна Себастьян Баха, композиция: Sarabande
Ученик 1: (слайд 1;2)
Сколько б лет не прошло и столетий,
Будет помнить народ и земля
Лагеря, где мучительной смертью,
Гибли люди, фашистов кляня.
Гибли женщины, дети, солдаты,
Оставляя лишь горы костей
Да пижамы, штаны полосаты,
Что валялись у камер – печей
Ну а те, кто дождался победы
До сих пор не верят тому,
Что ушли навсегда страхи - беды,
До сих пор проклинают войну.
До сих пор по ночам еще снятся
Голод, холод, болезни и смерть,
Номер лагерный навечно остался,
Не сотрет его временем след.…
Надежда Горланова
Классный руководитель: (слайд 3, 4)
Под польским городом Краковом находится место, которое не оставит равнодушным никого. Здесь располагается самый большой лагерь основанный немцами - лагерь смерти Освенцим. Лагерный комплекс состоял из трех лагерей: Аушвиц I (служил главным центром всего комплекса), Аушвиц II (также известный как Биркенау, «лагерь смерти»), Аушвиц III (группа из нескольких небольших лагерей,созданных вокруг общего комплекса). Каждый день для проживающих в лагере проходил в борьбе за выживание.

Сбежать оттуда заключённым было невозможно, так как вся территория была окружена колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. Попытка сбежать каралась смертью. Это одно из самых страшных мест на земле… Сегодня, в преддверии празднования 70-летия Победы над фашизмом, давайте совершим небольшую экскурсию в лагерь и вспомним, какие события там происходили…


Ученик 2: (слайд 5)
Отношение к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать элементарную гигиену без мыла и воды было невозможно. Лишь изредка давали ограниченное количество времени, чтобы помыться. В туалет узников пускали два раза в день на несколько секунд. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и травой. Бывало, нацисты развлекались, устраивали «гонки», когда в разных концах лагеря узникам бросали брюкву, люди бросались к овощу, давя друг друга. Спали заключённые на трёхэтажных нарах, застелённых соломой. В таких антисанитарных условиях люди часто заболевали различными инфекционными болезнями.


Ученик 3: (слайд 6)
Концлагеря считались конвейерами смерти. Здесь ни на минуту не останавливалась работа крематориев и газовых камер. Каждый день в лагеря прибывали новые узники. Их досматривали врачи и делили на трудоспособных и нетрудоспособных. Людей слабых и больных, детей, стариков отправляли в газовые камеры, чтобы не было паники им говорили, что ведут в баню. В газовых камерах их травили газом «Циклон», хватало 15 – 20 минут, чтобы умертвить людей. После этого с тел снимали все ценности, хорошие вещи, вырывали зубы, у женщин отрезали волосы. Затем тела отправляли в печи.


Ученик 4 (слайд 7)
В лагерях велись принудительные работы. На воротах лагеря написано «Arbeitmachtfrei», что с немецкого означает «труд освобождает». Люди работали и днём и ночью, в мороз и солнце, трудились с помощью лопат и ломов. Заключённые были привлечены к строительству дорог, новых бараков, складов. Многие работали на металлургических заводах. Десятки тысяч узников были привлечены к строительству военного химического завода и военного завода взрывателей и запалов для бомб и снарядов вблизи Освенцима. На сельскохозяйственных работах узниц, бывало, запрягали в плуги, вместо лошадей. В процессе работы людей жестоко избивали. Тех, кто не справлялся с работой, ждали крематории.


Ученик 5: (слайд 8)
Немало в Освенциме было детей и беременных женщин. У многих рожениц отбирали после рождения ребёнка и топили в металлических бочках, затем тельца выбрасывали на съедение крысам. Светловолосых и голубоглазых детей отбирали и направляли в Германию. Детей от 8 до 16 лет, тех, кого не отправили в газовые камеры, нацисты принуждали к физическим работам вместе с взрослыми. На детях, так же, как и на взрослых проводились эксперименты, на них испытывались смертельные дозы транквилизаторов. Близнецов немецкие врачи отбирали для медицинских экспериментов.
Мало, кто из детей сумел выживать в таких зверских условиях.


Ученик 6 : (слайд 9)
В Освенциме широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Испытывались новейшие лекарственные препараты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. На заключенных проводили эксперименты, заражали такими опасными заболеваниями как малярия, гепатит, тиф и желтуха. Нацистские врачи проводили хирургические операции на здоровых людях, в качестве тренировок. Одной из распространенных операций, была кастрация мужчин и стерилизация женщин. Мало кто из подопытных заключённых выживал.


Классный руководитель: (слайд 10; 11)
27 января 1945 года, советская армия освободила концлагерь Освенцим от нацистов, где тысячи заключённых ждали освобождения. Этот день считается Днём памяти жертв концлагерей.


После войны на территории лагерей открыли музей Аушвиц-Биркенау. На памятной плите написано: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место…» Это место - напоминание о самом страшном преступлении против человечества. Наш с вами долг помнить историю своей страны, чтобы те ужасные события никогда не повторились.


Наш классный час, хочу закончить строками из стихотворения Eвгения Понятовского
Освенцим.
Полвека над Освенцимом всевластна тишина.
Она погромче всякого набата.
Цветут цветы там, где когда-то
Лежали грудой сотни мёртвых тел людских...
Неужто позабудем мы о них,
Безвестных, и ни в чём не виноватых?...

Презентация на тему: Классный час «Лагерь смерти», посвящённый памяти узникам Освенцима

Дети-узники концлагерей


Неля.

Из надписей на лагерных могилах:
Толя Амозов 1937 - 1942,
Нелли Васильевна Апрохина,
8.3. 1938 - 28.8. 1942.
Тебя я встретил невзначай
И улыбнулся грустно.
Березы тонкая свеча
Вверху горела тускло,
И, словно искры от огня,
Листва, кружась, летела.
Два шага было до тебя -
Ты в платье легком белом.
Среди ветвей, как маков цвет,
Пылала вся в закате…
Но призрак скрылся. Цифры лет
Над холмиком распяты.
Как скудно вымерен твой срок!
Ведь я не знаю, Неля:
Успела ль ты хотя б разок
Качнуться на качелях? <…>
Цветы неловко теребя,
Стою я над могилой.
Ах Неля, не вернуть тебя
Уж никакою силой.
В. И. Михайлов.

Группа детей, освобожденных из концлагеря Освенцим

Группа детей, освобожденных из концлагеря Освенцим (Аушвиц). На фото: Томаш Шварц (Tomasz Szwarz), Алиция Грюэнбаум (Alicja Gruenbaum), Соломон Розалин (Solomon Rozalin), Гита Штраусс (Gita Sztrauss), Вера Сэдлер (Wiera Sadler), Марта Весс (Marta Wiess), Боро Экзтейн (Boro Eksztein), Джозеф Розенвасер (Josef Rozenwaser), Рафаэль Шлезингер (Rafael Szlezinger), Габриэль Нежман (Gabriel Nejman), Гудиэль Аппельбаум (Gugiel Appelbaum), Марк Берковиц (Mark Berkowitz, близнец), Песа Балтер (Pesa Balter), Рут Мускис (Rut Muszkies), Мириам Фридман (Miriam Friedman) и близнецы: Мириам Мозес (Miriam Mozes) и Ева Мозес (Eva Mozes, справа, обе в вязанных шапках. Родились 31 января 1934-го года в деревушке в Трансильвании). Всего в лагере было освобождено около 7500 человек, включая детей. Около 50 тысяч заключенных немцы успели вывезли из Освенцима в другие лагеря до приближения частей Красной армии. Снимок сделан с кинопленки фильма об освобождении Освенцима, снятый операторами 1-го Украинского фронта. Источник: http://www.902.gr .

История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой метой пометив 30 - 40-е годы нашего столетия.
Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных людей или одного поколения. Это Память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее, в его национальное самосознание.
Все народы нашей страны, бывшего Советского Союза, ощутили, что такое война. А более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, разбросанных по всей оккупированной Европе. Они несли свой крест - ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры - детства. Непосильный труд и болезни, холод и голод были спутниками детей. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. Выживал лишь один из десяти. Они узнали не только ужас рабского труда, но и унижение, оскорбление человеческого достоинства.
«В Германию нас отправляли из Курска 14 мая 1942 года, - вспоминает Юлия Шмарина. - Мне только что исполнилось шестнадцать, год назад я закончила 7 классов средней школы». Именно с весны 1942 начался принудительный угон молодежи в Германию. На дом приходила повестка с требованием явиться на вокзал в указанный день и час. Иногда немецкие офицеры отбирали паспорта; чтобы их получить, надо было опять-таки идти на вокзал. Многие отказывались являться, прятались. В таком случае уводили под конвоем, с собаками.
Впрочем, забирали не только подростков. Вместе с матерями в лагерях содержались дети нескольких лет от роду. Из воспоминаний Полины Никитиной: «Нас у мамы было трое: Татьяне 7 лет, Валентине 4 годика и мне - два. Всех жителей Жарниково и окрестных деревень стали перевозить в Петрозаводск. Затем толпой повели по городу до улицы Промышленной, где был приготовлен лагерь №3…»
В Германию ехали в товарных поездах-телятниках, в вагоны загоняли столько людей, что даже сидя нельзя было вытянуть ноги, а от духоты люди теряли сознание. Многие умирали, не доехав до пункта назначения. Вот что вспоминает Валентина Сомова: «В вагоне на полу лежало немного соломы, в углу стояла параша, было маленькое зарешеченное окно. На вокзале стоял плач матерей, мы из вагонов звали своих мам».
Те несколько суток до германской границы узники ехали в ужасающих условиях. Кормили их одни раз в день: давали по кусочку хлеба и питье. Одна из узниц назвала этот напиток эрзац-кофе. Иногда кормили брюквенным супом с червями.
Товарные составы с узниками часто попадали под бомбежку. В вагонах были раненые, которым не оказывали никакой помощи, и убитые. Из воспоминаний Оксаны Гребеньковой: «… стоял страшный стон и плач. Всем хотелось есть и вдохнуть хотя бы глоток свежего воздуха». Находились смельчаки, пытавшиеся сбежать, но так как вагоны были под охраной, их тут же возвращали: на станции полицаи с собаками обходили вагоны. И потом, куда бежать?.. Кругом - оккупированная немцами территория.
На границе с Германией всех стригли наголо, фотографировали, предварительно присвоив номера, и брали отпечатки пальцев. После везли вглубь страны; на станциях людей группами выводили из вагонов и продавали. Это фактически была продажа рабов на невольничьем рынке. Покупатели ощупывали узников с ног до головы, выбирая тех, что покрепче. Вот что рассказывает Валентина Сомова: «С меня даже платок сняли, смотрели на вшивость. Так покупатель выбирал себе рабыню, платил 10-15 марок и увозил в свое поместье».
Тех немногих, которых отобрали, увозили работать на немцев. Подростки смотрели за детьми, работали в поле на лошадях, ухаживали за скотом… Рабочий день начинался часов в шесть утра и заканчивался около полуночи. Вот цитата из сохранившегося письма пятнадцатилетней Кати Сусаниной: «Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон».
Такое обращение выдерживали немногие.


Освобожденные дети, заключенные концлагеря Освенцим (Аушвиц) показывают лагерные номера, вытатуированные на руках. Источник информации о фото: http://1 . www.gettyimages.com

Горели фашистские печи,
Хлестали фашистские плети,
Кричали и плакали дети,
Сквозь слезы зовя матерей…
Т. В. Балакина.

После распределения или покупки дети попадали в лагеря. Лагеря, как правило, находились в нескольких километрах от заводов, куда узников гоняли на работу. В лагере опять фотографировали и присваивали номер, заменявший имя. Называли узников по номерам, и во всех документах стояли номера. Так заставляли отказываться от имен; оставалось лишь пустое «396», «61827», «36456»… Нумеровали всех, даже грудных младенцев. Из воспоминаний узницы Освенцима Адамовой Надежды Антоновны: «В предбаннике каждый должен был пройти болезненную процедуру выкалывания номера на руке. Когда повели в баню и тушь начала размываться, я закричала: «Ой, мама, смоются циферки и мне снова сделают больно!» Не смылись. Так и остались до сих пор».
Людей одевали в полосатые робы (на все времена года), вместо обуви давали выдолбленные деревянные колодки. Как вспоминает Сергей Ильич Васёшенков, эти деревянные башмаки слишком гремели по мостовой, когда утром шли на работу. Из-за этого узников из окон ругали немецкие женщины.
На одежду нашивался знак «OST», означающий, что узник - человек с востока, достойный только унижения и презрения.
После приезда в лагерь детей разлучали с матерьми; тех, кто противился, били плетьми. Малолетние дети были для фашистов чем-то вроде нежелательного довеска к рабочей силе (работать наравне со взрослыми заставляли с 13-15 лет). Одна из узниц вспоминает, что видеться с матерьми дети могли только во время учебной тревоги: гасили свет, и малыши бежали на голоса мам. Тех, кто не успевал вернуться, сажали в карцер.
Узники жили в холодных бараках, куда иногда помещалось до 2000 человек. Отдельные бараки были для «бандитов», т. е., партизан. Люди лежали на двух- или трехъярусных деревянных нарах, зачастую вдвоем на одних. Тут были все болезни, свирепствующие в условиях системы жестокой эксплуатации, голода и истязаний. Понятно, что без наличия лекарств и врачебного обслуживания тысячи узников медленно и мучительно умирали. Вши, клопы кишели между досками нар, от укусов чесалось все тело. Фашисты очень боялись болезней и вшей и поэтому требовали чистоты тела. Многие узники с ужасом вспоминали о так называемых «банях», где их «прожаривали» нередко до потери сознания. Вот что рассказывала Тамара Попова: «А мне приходилось туда в день ходить по два раза, когда совершались эти «помывки». Один раз за себя, а второй, когда чуть отлежишься - за сестру. Она была куда слабее меня и не выдержала бы. Мама не раз в похвалу говорила мне: «Ты, Тамара, у нас железная».
Кормили узников один или два раза в день, и то пищей это назвать нельзя. Вечером был суп из брюквы, утром кипяток и 150 граммов хлеба для детей и 250 - для взрослых. Это - в лучшем случае; в некоторых лагерях выделяли только по 50 грамм хлеба на человека. Хлеб имел в своем составе какие-то добавки и готовился плохо. Многие вспоминают, что в хлеб добавляли костную муку и даже древесные опилки.
Герасимова Стасья Афанасьевна вспоминает: «… мы по молодости своей сочинили частушку:
Баланда да баланда,
Даже нет капусты,
Только брюква и вода,
А в животе пусто».
Изголодавшиеся дети принимали сладковатый запах, доносившийся из крематориев, за запах пекущегося хлеба.
Чтобы не умереть с голоду, детям приходилось пробираться под колючей проволокой и идти в город попрошайничать. Таким образом старшие дети спасали от голодной смерти своих младших братьев и сестер:
Смерть недалеко - у ворот,
И прямо в душу смотрит дуло,
Но снова в темноту ползет
Мальчишка, семилетний Юра.
Берет он молча, что дают,
Вдыхая теплоту порога.
Он знал, что если подают,
То подают не ради Бога.
Он в лагерь, как на эшафот,
Опять вернется по задворкам.
Кусочек сала принесет
Голодным маленьким сестренкам.
Голодяевская Людмила Михайловна.

Мы знали, что умрем мы не в постели,
И потому - судьбе наперекор -
Мы так неудержимо жить хотели,
Как, может, не хотели до сих пор.

Юрий Белаш.

«Очнулась только в 1945 году, когда лагерь освободили войска Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов. Чем-то близким и родным, давно забытым повеяла на меня, когда заросший дядька поднял мое худенькое тело, прижал к гимнастерке и плакал, что-то говоря на родном белорусском языке…», - вспоминает Адамова Надежда Антоновна.
Однако по прибытии на родину теперь уже бывшие узники вынуждены были проходить разнообразные проверки допросы в КГБ на предмет сотрудничества с фашистами. «То презрение, которое мы испытали, приехав на Родину, не менее тяжело и обидно, чем все издевательства врага…», - рассказывала Нина Бочарова. Бывших заключенных не принимали на работу, возникала реальная опасность умереть с голоду в мирное время. Оксана Гребенькова вспоминает, что устроилась работать в раскройный цех только благодаря человеку, случайно увидевшему ее плачущей возле доски объявлений.
Итак, вспоминать о событиях Великой Отечественной войны тяжело, даже спустя почти 60 лет. Выросло не одно поколение людей, а на месте бывших лагерных бараков встали добротные современные дома, уже одним своим видом попирающие память о прошлом. Так может нам всем лучше не думать о тех мрачных страницах под грудой сегодняшних забот и неурядиц? Наверно, многие так и сделали. И никто за это их не станет осуждать. И все же память целого поколения, уже с избытком запечатленную многочисленными газетами и журналами, «не задушишь, не убьешь». Она требует все нового и нового осмысления.

***
Удар за ударом в висках отдается,
Кровь в венах пульсирует в такт;
Прожить еще день лишь тому удается,
Кто смог доползти в свой барак.
Вы вынесли голод и выжили в холоде,
Сквозь грязь, униженья прошли.
Так дай же Вам Бог!..
И, позвольте, мне голову
В поклоне склонить до земли.
С. Мальцев,
В Шалобаева

, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку





































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Слайд 1). Звучит первый куплет “Бухенвальдского набата”, в исполнении Муслима Магомаева (желательно видеоклип данной песни). Выходят чтецы, в руках у них горящие свечи. (Слайд 2). На фоне колокольного набата читают стихотворение Р. Рождественского.

Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

2 чтец .

Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!

Отступают вглубь сцены. (Слайд 3). Видеоролик “Шокирующие кадры из концлагерей”. На фоне музыки звучат стихи.

Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!

Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал в преисподней, в аду.

Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий -
Что ни день пожирала людей.

В этом мире - безумном, ничтожном -
На кострах распинают и жгут,
И сдирают безжалостно кожу
На перчатки - отлично, "зергут"!

И душа леденела от страха,
Этот ужас вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве можно такое забыть?!

Всё же узники - сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил - поклон до земли!

За отцов, матерей наших, дедов
Крик души против всякого зла!
За нелёгкую нашу Победу
Боль стихами во мне проросла!

Презентация о Корчаке. (слайд 4). Выходит юноша, в длинном потрепанном пальто, с бородкой, похож на старичка, идет шаркающей походкой, кашляет в рукав. В руках потертая тетрадочка, пишет что-то в ней.(слайд 5)

Януш Корчак

Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь.

Смотрит пристально в зал, молчит несколько секунд.

(Слайд 6). Завтра я ухожу вместе с детьми на поезд смерти, он повезет меня вместе с ними в Треблинку. Я знаю, нас сожгут в газовой камере лишь только потому, что мы евреи. Мне предлагали спастись, но я не могу бросить детей. "Если бы можно было остановить

солнце, то это надо было бы сделать именно сейчас".

В это время выбегают дети (слайд 7). Корчак берет одного мальчика на руки, другую девочку берет за руку. Выходит комендант.. (Слайд 8)

Комендант. Что это?!

Чтецы (хором). Корчак с детьми…

Комендант. Не вы ли написали "Банкротство маленького Джека".

Корчак. Да, а разве это в какой-то мере связано с отправкой эшелона?

Комендант. Нет, просто я читал вашу книжку в детстве, хорошая книжка, вы можете остаться, доктор...

Корчак. А дети?

Комендант. Невозможно, дети поедут.

Корчак. Вы ошибаетесь…вы ошибаетесь, дети прежде всего!

И спокойно уходит вместе с детьми. (Слайд 9).

1 чтец. Из рассказов очевидцев об отправлении детского дома Корчака в Треблинку (слайд 10) мы знаем, что дети шли организованно, спокойно, колонной по четыре человека, и несли зелёное знамя своего Дома - со щитом Давида. Они пели - это было шествие, доселе невиданное...

2 чтец. (слайд 11) Они шли колонной, и зеленое знамя с вышитым на нем “Щитом Давида” развевалось над ними. Долгие годы он учил детей жить, сейчас он вел их в последний путь. И в Корчаке, сгорбившемся, постаревшем, ведущем за руки маленьких детей, и во всех остальных (Слайд 12) было столько достоинства, что полицейские гетто вытянулись по стойке смирно, отдавая Корчаку честь, и немцы, пораженные этим шествием, чувствовали в нем невольное к себе презрение.

3 чтец. (Слайд 13). Он шел во главе колонны поющих детей, держа на руках ослабевшего мальчика, а за руку - девочку, шел, вероятно, с улыбкой - ведь дети народ наблюдательный и сразу бы поняли все. О своей смерти он, конечно же, не думал... (Слайд 14). Но еще час, еще пятнадцать минут, еще минуту он мог поддерживать в них надежду, отгонять от них страх смерти... Что еще мог сделать старый доктор?

4 чтец. (Слайд 15, на фоне мультфильма) Только рассказать им сказку “Король Матиуш Первый”. Сказку, в которой говорится о маленьком, но смелом короле, пытающемся сделать жизнь счастливой, но из-за обмана взрослых все время попадавшего в неприятные истории.

Эпизод из мультфильма “Расскажите сказку, доктор…” (когда Матиуш подписывает пустые листы, а потом министры его грабят и начинают войну). Затем слайды о деятельности Корчака (по стихотворению).

1 чтец. “Великому педагогу посвящается”

Федор Константинов (Слайд 16)

Корчак – символ своей эпохи.
Польский писатель, педагог. (Слайд 17)
В Треблинке детский страх и охи
Оставить и уйти не смог. (Слайд 18)

Таких людей земля не знала,
Каким он был, военный врач.(Слайд 19)
С душой, в которой разрывало
Все на куски, услышав плачь.

“Дом Сирот” основал с любовью, (Слайд 20)
Вводил товарищеский суд.
Книги писал потом и кровью, (Слайд 21)
В Варшаве вел детский приют.

А книга: “Как любить ребенка”, (Слайд 22)
Настольной быть должна у вас,
Эта та самая пеленка,
С которой легче жить подчас.

И в Беларуси, и в Польше,
Раз в год воздушный в небе змей (Слайд 23)
В честь тех детей, которых больше,(Слайд 24)
Не встретил Януш у дверей! (Слайд 25)

Звучит последний куплет “Бухенвальдского набата”. (слайд 26). Все действующие персонажи выходят на сцену и стоят смирно, опустив головы. Зал встает вместе с чтецами. На слайдах данные об Освенциме, Бухенвальде…

2 чтец. Помните! (слайд 27).Через века, через года, (слайд 28) - помните!
О тех, (слайд 29) кто уже не придет никогда, - (слайд 30) помните!
Не плачьте! (слайд 31) В горле сдержите стоны, (слайд 32) горькие стоны.
Памяти (слайд 33) павших будьте достойны! (слайд 34) Вечно достойны!
Хлебом и песней, (слайд 35)мечтой и стихами, жизнью (слайд 36) просторной,
Каждой (слайд 37) секундой, каждым дыханьем (слайд 38) будьте достойны!

(Слайд 39). Минута молчания.

Все участники. Помните!

11 апреля ежегодно отмечается, как день памяти и скорби узников фашистских концлагерей. Данный конспект разработан для изучения материала как в индивидуальной, так и групповой форме, что позволяет успешному изучению темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «День памяти узников фашистских концлагерей»

Цели:

- воспитание у обучающихся чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны, бывшим малолетним узникам концлагерей;

Развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иных культур;

Совершенствование устной речи.

Задачи:

Формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;

Повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны;

Познакомить обучающихся с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;

Расширить и углубить знания учащихся по истории и литературе страны и родного края;

Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями;

Пробудить чувство гордости за своих земляков;

Воспитывать уважение к истории и литературе страны и родного края;

Формировать умение анализировать информацию бывшей узницы концлагеря, одной из последних свидетелей войны Суздаль Марии Васильевны;

Выработать у обучающихся негативное отношение к идеологии фашизма.

Форма: литературно – музыкальная композиция

Оформление доски : плакаты «Павшим – честь, живым – предостережение»;

«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.» Г.К.Жуков.

Оборудование:

Сборники песен о войне

Иллюстрации и репродукции картин

Компьютер

Проектор

Экран для показа слайдов

Учащиеся должны:

Знать:

Основные исторические факты;

Тексты художественных произведений;

Краеведческий материал по теме;

Тексты песен.

Уметь:

На основе исторических фактов подготовить сообщение по теме;

На основе текста художественного произведении подготовить сообщение по теме;

Анализировать, сопоставлять факты и события Великой Отечественной войны из истории села, района, республики, страны.

Слово учителя:

(Слайд 1) Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти".

Видеоресурс, аудиоресурс. Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».

Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер,"неполноценных"народов(Слайд2).
Первый фашистский концентрационный лагерь - Дахау. Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно(Слайд 3).

Бараки - незамысловатые 3-ярусные кровати. За не идеально застеленную кровать (за небольшую складку) можно было попасть в одиночку, ну или как минимум быть избитым (Слайд 4).

Вход в "душевую" Brausebad - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью. Их приглашали помыться в специальную камеру, а что было дальше, вы и сами знаете (Слайд 5).

Это - модель газовой камеры, или "душевой"(Слайд 6).

Она была построена к концу войны, опять же всвязи с нехваткой мест. Сверху, как и обещано в название "brausebad", душевые головки - из которых никогда не вытекала вода... Очень трудно описать словами те чувства, когда заходишь в это помещение (Слайд 7).

Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать

Показательные казни – обычное дело в концлагере

"Тюремный страж" М.Джалиль


Он ходит, сторожа мою тюрьму.
Две буквы "Э" блестят на рукавах.
Мне в сердце словно забивает гвоздь
Его тяжёлый равномерный шаг
Под этим взглядом стихло всё вокруг -
Зрачки не упускают ничего.
Земля как будто охает под ним,
И солнце отвернулось от него.
Он вечно тут, пугающий урод,
Подручный смерти, варварства наймит,
Охранник рабства ходит у ворот,
Решётки и засовы сторожит.
Предсмертный вздох людской - его еда,
Захочет пить - он кровь и слёзы пьёт,
Сердца несчастных узников клюёт,-
Стервятник только этим и живёт.
Когда бы знала, сколько человек
Погибло в грязных лапах палача,
Земля не подняла б его вовек,
Лишило солнце своего луча (Слайд 8)

Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти (Слайд 9).

Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» (имеются ввиду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях.

Во время оккупации Латвии в фашистском
концлаге Саласпилс у советских детей насильственно брали
кровь. Ребёнку, ослабевшему и не способному её давать,
чтобы не прерывался зловещий, но остродефицитный
конвейер крови, - под видом каши предлагали ложку отравы…
Учащийся читает стихотворение:
Из объяснений экскурсовода

…И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.

Закричали рты, - и в каждом слове,
В шелесте срывающихся фраз
Слышалось: «Верните кровь нам. Крови,
Той, что доктор выкачал из нас!..»

Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым - кашу ложечкой давал.

Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.

И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.

Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.

Встану молча - будто к изголовью,
Чувствуя с жестокой простотой:
Кровь детей не смоешь даже кровью,
Даже карой, страшной и святой!

(Слайд10)
Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Это День скорби по тем 12 миллионам человек, которые были там уничтожены.
Это памятная дата отмечается по решению ООН 11 апреля, потому что именно в этот день узники фашистского концлагеря Бухенвальд, узнав о приближении союзных войск, подняли в лагере вооруженное восстание. Они захватили лагерь, перебив охрану, и тем самым спасли себя от уничтожения, которое готовили им гитлеровские власти. 19 апреля 1945 года на траурном митинге в честь погибших во время восстания бывшие заключенные концлагеря Бухенвальд поклялись продолжать беспощадную борьбу с фашизмом. В апреле 1945 года войсками союзников, кроме лагерей Бухенвальд и Дора, были освобождены узники лагеря Заксенхаузен (22 апреля), Дахау (29 апреля) и Равенсбрюк (30 апреля). С той поры 11 апреля во всем мире отмечают как Международный День освобождения узников фашистских лагерей.. Светлый праздник сегодня и такой "кроваво-красный" в далеком 1945 году.