Биографии Характеристики Анализ

Открытое занятие педагога-психолога ДОУ «Психологическая подготовка детей к школе.Путешествие с цветиком -семицветиком». Конспект занятия педагога-психолога с детьми по подготовке к школе Конспект психолога по подготовке детей к школе

Оксана Рау
Занятие по формированию психологической готовности к школе «Я стану первоклассником»

Образовательные области :

«Познавательное развитие» : развитие познавательно-исследовательской деятельности

«Социально-коммуникативное развитие» : развитие игровой деятельности детей, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам; развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Цель : формирование школьной готовности у детей старшего дошкольного возраста .

Задачи :

1) снятие напряженности перед обучением в школе

2) развитие произвольной сферы, наглядно-образного и логического мышления; внимания; слуховой памяти

3)стимулирование внутригруппового общения

Материалы и оборудование : проектор, экран, презентация с наглядным материалом, изображение школы и детского сада , магнитная доска, магниты, листы бумаги, цветные карандаши, спокойная музыка.

Предварительная работа : занятия с воспитанниками подготовительной группы по дополнительной образовательной программе «Скоро в школу » по формированию психологической готовности к школьному обучению с сентября по апрель.

Структура занятия :

I. «Активное действие»

1) Ритуал приветствия

2) вводная часть занятия

3) психогимнастика , физ. минутка

4) основная часть занятия

5) обратная связь

6) ритуал прощания

II. «Активное слушание»

1)Ритуал приветствия.

2) Основная часть занятия

3) Обратная связь

4) Ритуал прощания

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.

1) Сообщение детям цели занятия .

Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня на нашем занятии мы будем играть , думать и отдыхать.

2)Приветствие.

Дети стоят в кругу.

А теперь, я всем предлагаю ласково поприветствовать друг друга хором по имени, начнем слева от меня по часовой стрелке :

«Добрый день, Ваня!»

«Добрый день, …»

«Добрый день, солнце!» (все поднимают руки вверх, затем отпускают)

«Добрый день, небо!» (аналогично)

«Добрый день всем нам!» (все разводят руки в разные стороны; затем отпускают)

2. Вводная часть.

Звенит колокольчик – пора на урок.

Дети садятся на свои места за столы.

Ребята, мы многое узнали за этот год, вы стали совсем большими и осталось совсем немного до 1 сентября. А сегодня у нас с вами последний урок. Вы докажете какие вы умные, внимательные и дружные ребята.

И с нами вместе наш друг – Незнайка.

1) Разминка (проблемный вопрос) .

Ребята, совсем скоро вы пойдете в школу и станете первоклассниками , а наш Незнайка никак не хочет уходить из детского сада! Давайте расскажем ему, для чего нужны школа и уроки ! (дети дают советы Незнайке : «В школу нужно идти , потому что…» )

2) Беседа с детьми

Молодцы, ребята, вы все правильно сказали, теперь-то Незнайка понял, что учится в школе необходимо , но у него накопилось столько вопросов к нам – как же ему себя вести в школе . Поможем ему разобраться, ребята?

(детям задаются вопросы :

Что делать если я опоздаю на урок?

Что делать, если я захочу поиграть с игрушками?

Если я забуду взять с собой сменную обувь?

Если забыл взять с собой учебник?

Если я не успею приготовить домашнее задание к уроку?

Если я не знаю, как выполнить задание учителя?

Все правильно, на все эти вопросы легко ответить, зная правила поведения в школе : на уроках, на переменке, в библиотеке, и даже в столовой. Сейчас мы с вами вместе составим правила поведения в школе для Незнайки .

Молодцы, ребята! (звенит колокольчик) . Но у нас звенит звонок, значит пора на перемену!

3. Физминутка.

Упражнение «Капля»

Капля раз, (дети подпрыгивают на месте)

Капля два, (аналогично)

Очень медленно сперва (4 медленных прыжка)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом (8 быстрых прыжков на месте) .

Мы зонты свои раскрыли (разводят руки в разные стороны,

От дождя себя укрыли (руки над головой в виде зонтика)

4. Основная часть.

1) «Собери рюкзак»

Ребята, Незнайка с вашей помощью понял, как надо себя вести в школе . Но теперь никак не может собрать рюкзак. Поможем ему вместе?

(демонстрация слайда, приложение 1)

Загадки :

1. В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий

И на много-много лет

Оставляет черный след.

(Ручка)

2. Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?.

(Карандаш)

3. Линию прямую, ну-ка,

Сам нарисовать сумей-ка!

Это сложная наука!

Пригодится здесь…

(Линейка)

4. В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

(Пенал)

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

(Резинка)

6. Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

(Книга)

7. Листы у неё белые-белые,

Они не падают с веток.

На них я ошибки делаю

Среди полосок и клеток.

(Тетрадь)

2) Ребята, мне кажется, Незнайка все- таки умудрился положить в свой рюкзак лишние предметы. Давайте найдем их!

(слайд с перепутанными изображениями, приложение 2)

3) Молодцы, ребята! Наш Незнайка готов к школе и приготовился к первому дню в школе . Давайте вместе с нашим другом потренируем свою память перед школой ! Итак, ребята, а сейчас мы проверим, кто самый внимательный и у кого хорошая память!

(демонстрация слайда с узорами. Дети смотрят 15 сек. Затем узоры исчезают. Просьба восстановить по памяти узоры на листочках, приложение 3).

5. Завершающая часть.

1) Расслабление.

(Дети ложатся на коврик и закрывают глаза. Слушают свое дыхание. Звучит расслабляющая музыка.)

Наступило 1 сентября… На небе ласково пригревает солнышко, с деревьев тихо падают разноцветные листочки : желтые, красные, оранжевые… У вас сегодня особенный день, вы с родителями собираетесь идти на свой 1 звонок…в школу …Мама одела вас сегодня нарядно – в красивую школьную форму …В руках вы несете прекрасный букет для своего первого учителя…За спиной у вас – первый школьный рюкзак – в нем лежат учебники…тетради…- они помогут вам узнать много нового и занимательного…В школе вас уже ждет ваш первый учитель…Он очень мудрый и внимательный…он расскажет вам то, чего вы еще не знаете…научит вас считать и писать… читать и рисовать…У вас будет все получатся на уроках…все радуются…поздравляют вас…Теперь каждый может сказать про себя : Я – первоклассник ! Я – хороший. Мои одноклассники- хорошие. Я стремлюсь к знаниям. Я узнаю много интересного.

А сейчас возвращайтесь к нам в группу, открывайте глазки, потянитесь!

2) Рефлексия занятия .

Чем мы с вами занимались на этом занятии ? В какие игры играли?

Как нам могут помочь эти знания в будущем?

Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?

6. Ритуал прощания.

А сейчас, ребята, встаньте в круг , возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Давайте хором скажем : «До свидания, МЫ!» - и поклонимся друг другу, опуская руки вниз.

Конспект занятия

педагога-психолога с детьми

по подготовке детей к школе 6-7 лет

Тема: «Скоро в школу! »

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ д/с № 12 «Белочка»

Краснова Е.В.

Цель : Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи :

1. Повышать психологическую безопасность детей (способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе);

2. Продолжать развивать психические процессы: мышление, внимание и слуховое восприятие;

3. Стимулировать внутригрупповое общение.

Оборудование: Мяч, простые карандаши по количеству детей, бланки с заданиями на каждого ребенка, колокольчик, магнитофон, кассета с расслабляющей музыкой.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Сообщение детям цели занятий: - Здравствуйте, ребята, я рада Вас всех приветствовать! Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать. А для начала, давайте пройдём на ковер и сядем в кружок.

Приветствие. Я всем вам предлагаю ласково поприветствовать друг друга по имени, начнем с лева от меня по часовой стрелке:

“Я рад (а) тебя видеть, Андрей! "

Разминка. Игра "Скажи наоборот".

Цель: развивать внимание, логическое мышление.

Задание: ведущий (педагог, обращаясь по имени к каждому ребёнку, называет слово. Ребёнок называет в ответ слово, противоположное услышанному, по смыслу.

сильный - слабый

высокий - низкий

маленький – большой

черный - белый и т.д.

Основная часть.

Игра «Загадки».

Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать логическое мышление. /- Дети, а вы любите отгадывать загадки?

Что за добрые друзья живут дома у меня?

Они стоят в шкафу, на полках, в переплётах толстых, тонких.

Друзья рассказывают мне, что происходит на земле,

Есть ли инопланетяне, что творится в океане,

Чем питаются мартышки, - обо всех расскажут..(книжки)

То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.. Что такое я?. .(тетрадь)

Носят девчонки, носят мальчишки в кожаном доме тетрадки и книжки.

(портфель).

Ребята, про что загадки?

Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?

Итак, речь у нас пойдёт о школе, и играть вам сегодня я предлагаю в школу.

А что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?

Вы бы остались еще на один год в детском саду?

Вы все будете первоклассниками, поэтому я предлагаю вам поиграть в школу. Как вы думаете, с чего начинается и заканчивается урок в школе? (со звонка - колокольчик)

Начинаем первый урок! (Звенит колокольчик) И я приглашаю сесть вас за парты.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развивать наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание.

Задание: «Перевернём листочки и поможем мальчику найти дорогу в школу».

(Звенит колокольчик): «Колокольчик приглашает вас немного отдохнуть».

Игра-физкультминутка «Зеркало»

Цель: снять возбуждение и импульсивность, развивать внимание, стимулировать внутригрупповое общение.

Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребёнок показывает движения - поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т. д. Другой ребёнок, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то дети в паре меняются ролями.

(Звенит колокольчик): «Переменка закончилась, и колокольчик приглашает вас вернуться на свои места и продолжить урок».

Игра "Кто чему хочет научиться в школе"

Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать произвольную сферу, вербальное мышление.

Задание: - Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.

Руки вперед: "И я тоже. Согласен".

Руки за спину: "Я не буду. Не согласен".

Руки на голову, почесать в затылке: "Я подумаю. Я еще не знаю".

"Я - серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен, обзываться, хорошо учиться). А вы? " (Дети отвечают одним из трех жестов)

Упражнение "Пары слов".

Цель: Развивать опосредованное запоминание.

Психолог: «Сейчас я назову вам пары слов. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: шум - вода, мост - река, весна - ручей, стол - обед, рубль - копейка, лес - медведь, день - вечер, школа - радость, зима - снег, лето - бадминтон, витамин - здоровье».

Затем психолог называет первое слово из пары, а дети называют второе.

Расслабление.

Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе через позитивное внушение, повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снять напряженность.

Инструкция: - Ребята, вот и закончилась наша игра в школу, теперь нам пора отдохнуть и вернуться в детский сад. Пройдёмте на ковёр.

Задание: Дети закрывают глаза.

А сейчас представьте себе, что вы собираетесь с мамой первого сентября в школу, вы все на-рядные, в руках у вас красивый букет для первой учительницы, вы несете свой первый портфель… в котором лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе, вас встречает добрая и умная учительница, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много интересного о разных странах, о различных знаменитых людях, вы узнаете основы многих школьных предметов, выучите русский и иностранный язык, сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки… «четверки» и «пятерки»… Все радуются, поздравляют вас… И каждый повторяет про себя: "Я буду первоклассником! Я - хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться, хорошие. Я буду стараться. Я узнаю много интересного".

Рефлексия занятия

Цель: ретроспективная оценка в двух аспектах:

Психологическом (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);

Познавательном (почему это важно, зачем мы это делаем).

Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?

Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?

Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?

Что было для вас трудным, а что давалось легко? Почему?

Ритуал прощания

Цель: сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.

Инструкция: - Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: "Мне было приятно с тобой увидеться, играть. Спасибо! "

Используемая литература:

1. Куражева Н.Ю. Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик». – СПб.: 2004.

2. Нижегородцева В.Н., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001.

3. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: 2009.

4. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.


«Серия «Психологическая служба» В.Л. Шарохина ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Конспекты занятий Москва ББК 88.8 Ш25 Шарохина В.Л. Ш25 Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты...»

Серия «Психологическая служба»

В.Л. Шарохина

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА

ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Конспекты занятий

Шарохина В.Л.

Ш25 Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты

занятий. - М.: ООО «Национальный книжный центр»,

2016. - 48 с. (Психологическая служба.)

ISBN 978–5–904827–43–4

В пособии представлены конспекты занятий-встреч с

детьми подготовительной группы детского сада и их родителями. В ходе таких занятий психолог проводит диагностику и развивает предпосылки к учебной деятельности, коммуникативные и поведенческие навыки, общую и мелкую моторику детей, активизирует познавательные процессы. Дети получают возможность привыкнуть к роли ученика, а родители – наблюдать за своим ребенком в процессе его обучения и общения со сверстниками.

Пособие сопровождается электронным приложением, которое поможет специалистам оснастить занятия демонстрационным и раздаточным картинным материалом.

Адресовано психологам и педагогам, занимающимся подготовкой детей к школе.

ББК 88.8 Оригинал-макет данного издания является собственностью ООО «Национальный книжный центр» (НКЦ), и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещено Электронное приложение к пособою вы можете скачать на странице сайта www.


nbcmedia.ru/download ключ: 5904827434 ISBN 978–5–904827–43–4 © В.Л. Шарохина, 2010 © Оформление. ООО «Национальный книжный центр», 2014 С ОДЕРЖА НИ Е Введение.............................. 3 ОКТЯБРЬ.............................6 День 1.............................6 День 2............................ 11 День 3............................ 15 День 4............................ 19 День 5............................ 22 День 6..................

–  –  –

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает наличие у него следующих качеств:

организованность, аккуратность;

волевые качества;

внимание, способность к длительному сосредоточению (15–20 мин.);

сообразительность, любознательность;

развитая речь и хорошее воображение;

хорошая память;

моторная ловкость;

дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;

начальные навыки счета и чтения.

В этом пособии даны конспекты занятий-встреч с детьми подготовительной группы.

Такая форма работы поможет специалистам реализовать следующие задачи:

оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребенка;

оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения;

оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;

оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление;

оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки;

помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе;

помочь родителям «увидеть» своего ребенка в процессе обучения, общения со сверстниками и т.д.

По окончании каждого цикла занятий психолог заполняет таблицы:

Таблица 1

–  –  –

В октябре, после проведения первого цикла занятий-встреч и диагностики (с результатами необходимо ознакомить администрацию ДОУ, воспитателей и родителей), формируются коррекционно-развивающие группы (подгруппы) для детей со сходными проблемами.

Психолог планирует занятия и проводит их до мая.

В мае начинается второй цикл занятий, по окончании которого психолог заполняет таблицы 1, 2 и 3:

–  –  –

№ Фамилия, имя ребенка Уровень готовности к обучению в школе п/п

Таблицу 3 можно заполнять с помощью условных обозначений:

++ – высокий уровень готовности;

+ – средний уровень готовности;

– – низкий уровень готовности.

Условные обозначения:

–  –  –

ХО Д З А Н ЯТ ИЯ Игра «Именной круг»

Психолог говорит:

– Ребята, давайте знакомиться. Этому поможет игра «Именной круг». Встаньте рядом со мной в круг. Я передам мяч тому, кто стоит слева от меня, и два раза назову свое имя. А потом вы будете передавать мяч и называть свои имена.

Игра «Пчелы»

Психолог говорит:

– А теперь поиграем в другую игру. Вы – пчелы. Я пчелиный часовой. Если я три раза позвоню в колокольчик, значит появился трутень и его надо прогнать – быстро-быстро летать и махать крылышками. Два звонка предупреждают об опасности – надо спрятаться, присесть. Один звонок – опасность миновала, пчелы спокойно летают.

Все необходимые для занятий карточки к упражнениям даны в приложении «Раздаточный материал»

Упражнение «Загадки»

Дети отгадывают загадки:

Конь стальной, Хвост льняной.

(Иголка с ниткой) Весь Антошка – Шапка да ножка, А дождик пойдет – Он подрастет.

(Гриб) Сели на странички Тридцать три сестрички.

Сели рядом – не молчат, Нам загадки говорят.

(Буквы) Весной вырастают, А осенью опадают.

(Листья) Игра «Воздух – земля – огонь – вода»

Психолог предлагает детям встать в круг и говорит:

– Узнаем, кто у нас самый внимательный. Когда я скажу «воздух» – руки поднимите вверх, если услышите «земля» – руки вниз, «огонь» – вращайте руками вперед-назад, «вода» – руки вперед. Кто ошибется, садится на стульчик.

По окончании игры все аплодируют самому внимательному участнику.

Упражнение «Задачи-шутки»

Дети сидят за столами.

Психолог предлагает им отгадать шуточные задачи:

– В комнате зажгли три свечи. Одна из них сразу погасла, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось в комнате? (Три свечи.)

– Тройка лошадей пробежала два километра. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (Два километра.)

– Утка весит два килограмма, когда стоит на одной ноге.

Сколько она будет весить, если будет стоять на двух ногах?

(Два килограмма.) Упражнение «Помоги судье»

– Зайцы собираются устроить соревнования по бегу и прыжкам. Каждый заяц взял табличку с номером. Внимательно посмотрите на картинку и подскажите медведю, какие номера пропущены, а какие встречаются дважды.

– Сколько зайцев изображено на картинке? (20.) Упражнение «Школа для животных»

Психолог говорит:

– Я расскажу вам о школе для животных. О тех, кто там учится. Первой в школу пришла лошадка – чистенькая, аккуратная, спокойная. Перед школой она вымыла уши, расчесала гриву и хвост, ровно подстригла челочку, надела новые носочки. В школе лошадка внимательно слушает учителя, делает то, что ей говорят, сразу.

Поднимите руку те, кому понравилась лошадка, кто хочет быть похожим на нее.

Тому, кто поднял руку, выдается синяя фишка – символ лошадки.

– За лошадкой в школу пришел медвежонок. Сразу видно, какой он умный. Он хочет в школу: ведь там можно многое узнать, там решают задачи, а он очень любит ломать голову над всякими задачами и загадками. Когда медвежонок думает, а думает он все время, он чешет лапкой за ухом. Поэтому голова у него постоянно лохматая. Так как медвежонок постоянно занят умными мыслями, он несколько рассеян, может не заметить стоящего рядом зверя и нечаянно наступить ему на лапу. В таких случаях он очень огорчается и обязательно извиняется.

Кому понравился медвежонок, кто хочет быть похожим на него?

Тому, кто поднял руку, выдается коричневая фишка.

– Прибежала в класс белочка. Больше всего на свете она любит веселую компанию. Очень в школу хотела: ведь там так много зверят, со всеми можно поболтать и посмеяться. Белочка-болтушка знает много историй и песенок. Она непоседа, не может долго оставаться на одном месте, все время скачет. Белочка очень ласковый зверек. Если кому-то грустно, она обнимет, приласкает, развеселит, пощекочет мягким хвостиком, но сама может расплакаться, когда ее никто не замечает, когда не с кем поболтать. Если кто-то скажет грубое слово, белочка сердится и кидается шишками.

Кому нравится белочка, поднимите руки.

Тому, кто поднял руку, выдается желтая фишка.

– Затем пришел котенок. Это самый умелый организатор и выдумщик. Он так хорошо может придумывать игры, что с ним всегда интересно. Он никогда не скучает. Если рядом друзья, котенок затевает общую игру. Если рядом никого нет, он может играть с чем угодно: с клубочком, с палочкой, с собственным хвостом. У него покладистый, добродушный характер и единственное, чего он не любит, это слово «надо». Мама-кошка часто слышала от сына «Не хочу!» и привела его в школу, надеясь, что малыш подрастет и станет послушнее. Котенок с удовольствием прибежал в школу: он любит все новое. Но по дороге в школу он сказал маме: «Не хочу становиться взрослым!

Хочу всю жизнь играть! В школе ведь разрешают играть?»

Кто похож на котенка, кому нравится котенок?

Тому, кто поднял руку, выдается розовая фишка.

– А вот в класс входит зайка (психолог показывает мягкую игрушку). Он дрожит, сжимается в комочек и тайком смахивает слезинку. Кто утешит зайку?

Дети подходят к зайке, обнимают его, успокаивают, говорят, что в школе хорошо, не страшно. Тот, кто считает себя похожим на зайку, берет черную фишку. (У каждого ребенка может оказаться несколько фишек.)

– Учительница в этой школе – кенгуру. Она прекрасная учительница, такая, что лучше не бывает! Опишите ее характер, скажите, кто из учеников ей нравится? (Ответы детей.)

Кенгуру дает задание на дом:

Выучить песенку «Нам не страшен серый волк» и завтра спеть. Кому задание? (Зайке.) Целую минуту посидеть молча и внимательно рассмотреть цветок, а завтра его описать. Кому задание? (Белке.) Совершить маленькую и безвредную проказу: перелезть через забор, хотя рядом есть калитка. Кому задание? (Медвежонку.) Сделать серьезное взрослое дело: например, перевести слепого крота через дорогу. Кому задание? (Котенку.) И т.д.

Упражнение «Разноцветный лист»

На столе каждого ребенка – набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог говорит:

– Нужно раскрасить лист. Медвежонок, состоящий из одного ума, раскрасил бы его коричневым цветом, а мы сложнее:

в нас всего много. Но мы разные: в одних больше веселости, общительности, в других – аккуратности, спокойствия.

Психолог напоминает принадлежность каждого из символов. Детям предлагается выбрать нужные карандаши и раскрасить листы бумаги.

По результатам двух последних упражнений психолог делает предположение о принадлежности детей к одному из 5 типов учеников: исполнительский, интеллектуальный, коммуникативный, игровой, тревожный.

Психолог говорит:

– Вот и закончилась наша первая встреча. Завтра встретимся вновь. Дома с папой и мамой обсудите, как прошел первый день в школе. Спасибо! Вы молодцы! До свидания!

–  –  –

ХО Д З А Н ЯТ ИЯ Упражнение «Кто что вспомнит?»

Психолог просит каждого ребенка вспомнить что-нибудь из прошлого занятия и рассказать об этом.

Упражнение «Части суток»

На столе каждого ребенка – набор карточек к упражнению.

Психолог говорит:

– На картинках изображены части суток. Найдите картинку «Утро» и положите ее перед собой. Утро сменяется...?

(Ответы детей.) Возьмите картинку «День» и положите ее справа от картинки «Утро». После дня наступает...? (Ответы детей.) Найдите картинку «Вечер» и положите ее справа от картинки «День». Заканчивается вечер и начинается...? (Ответы детей.) Верно, последняя картинка – «Ночь». Молодцы!

А теперь повторим: утро, день, вечер, ночь.

Методика «10 слов»

Психолог говорит:

– Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и запоминайте их: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Дети должны воспроизвести запомнившиеся слова в любой последовательности. Каждый ребенок выполняет задание индивидуально. Взрослый (родитель, воспитатель или психолог) записывает его результат.

Нормальный уровень памяти – 5–6 слов.

Методика «Пары слов»

Для определения смысловой памяти психолог предлагает детям запомнить пары слов: шум – вода, мост – река, весна – ручей, стол – обед, рубль – копейка, лес – медведь, день – вечер, школа – радость, зима – снег, лето – бадминтон, витамин – здоровье.

Затем он называет первое слово из пары, а вызванный ребенок – второе.

Упражнение «Что раньше – что позже?»

Психолог раздает простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:

– Рассмотрите картинки, на которых изображен лук. Найдите и отметьте картинку с изображением лука, посаженного раньше других.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание.

– А теперь обратите внимание на картинки с изображениями одуванчиков. Найдите и отметьте рисунок одуванчика, который вырос позже остальных.

Упражнение «Нарисуй недостающую фигуру»

– Рассмотрите и назовите все геометрические фигуры в квадрате под номером 1.

Дети выполняют задание.

– Как вы думаете, какой фигуры не хватает?

Дети высказывают свое мнение. При возникновении затруднений психолог дает образец ответа.

– Рассмотрите фигуры во втором квадрате и самостоятельно нарисуйте недостающую фигуру.

Дети выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

Упражнение «Загадки»

Дети отгадывают загадки:

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае Вереницею летят, Не воротятся назад.

(Дни недели.) Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят.

(Месяцы.) Что ночью сияет и всё освещает?

–  –  –

Упражнение «Задачи-шутки»

Дети отвечают на вопросы:

– Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Бывает так или нет?

– На что похожа половинка яблока? (На другую половинку.)

– На какое дерево сядет ворона во время дождя? (На мокрое.)

– Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, потому что дни разделяет ночь.) Упражнение «Что получится?»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

– Рассмотрите необычные примеры и решите их – нарисуйте в пустых клеточках нужную картинку.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

Итог занятия и домашнее задание

Дети заканчивают предложения:

– Сегодня на занятии понравилось....

– Сегодня на занятии не понравилось....

– Ты сегодня гордишься собой, потому что....

Психолог дает домашнее задание:

– Нарисуйте две картинки – одну под названием «Какой я сейчас», вторую – «Каким я хочу быть» (или «Каким меня видят дома»).

–  –  –

ХО Д З А Н ЯТ ИЯ Проверка и обсуждение домашнего задания Игра «Зеркало»

Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребенок показывает движения – поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т.д. Другой ребенок, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то дети в паре меняются ролями.

Конспект занятия
педагога-психолога с детьми
по подготовке детей к школе 6-7 лет
Тема: «Скоро в школу! »

Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ д/с № 12 «Белочка»
Краснова Е.В.

Цель: Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать психологическую безопасность детей (способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе);
2. Продолжать развивать психические процессы: мышление, внимание и слуховое восприятие;
3. Стимулировать внутригрупповое общение.
Оборудование: Мяч, простые карандаши по количеству детей, бланки с заданиями на каждого ребенка, колокольчик, магнитофон, кассета с расслабляющей музыкой.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Сообщение детям цели занятий: - Здравствуйте, ребята, я рада Вас всех приветствовать! Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать. А для начала, давайте пройдём на ковер и сядем в кружок.
Приветствие. Я всем вам предлагаю ласково поприветствовать друг друга по имени, начнем с лева от меня по часовой стрелке:
“Я рад (а) тебя видеть, Андрей! "
Разминка. Игра "Скажи наоборот".
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Задание: ведущий (педагог, обращаясь по имени к каждому ребёнку, называет слово. Ребёнок называет в ответ слово, противоположное услышанному, по смыслу.
сильный - слабый
высокий - низкий
маленький – большой
черный - белый и т.д.
Основная часть.
Игра «Загадки».
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать логическое мышление. /- Дети, а вы любите отгадывать загадки?
Что за добрые друзья живут дома у меня?
Они стоят в шкафу, на полках, в переплётах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне, что происходит на земле,
Есть ли инопланетяне, что творится в океане,
Чем питаются мартышки, - обо всех расскажут..(книжки)
То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.. Что такое я?. .(тетрадь)
Носят девчонки, носят мальчишки в кожаном доме тетрадки и книжки.
(портфель).

Ребята, про что загадки?
- Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?
- Итак, речь у нас пойдёт о школе, и играть вам сегодня я предлагаю в школу.
- А что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?
- Вы бы остались еще на один год в детском саду?
- Вы все будете первоклассниками, поэтому я предлагаю вам поиграть в школу. Как вы думаете, с чего начинается и заканчивается урок в школе? (со звонка - колокольчик)
- Начинаем первый урок! (Звенит колокольчик) И я приглашаю сесть вас за парты.
Упражнение «Лабиринт»
Цель: развивать наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание.
Задание: «Перевернём листочки и поможем мальчику найти дорогу в школу».
(Звенит колокольчик): «Колокольчик приглашает вас немного отдохнуть».
Игра-физкультминутка «Зеркало»
Цель: снять возбуждение и импульсивность, развивать внимание, стимулировать внутригрупповое общение.
Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребёнок показывает движения поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т. д. Другой ребёнок, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то дети в паре меняются ролями.
(Звенит колокольчик): «Переменка закончилась, и колокольчик приглашает вас вернуться на свои места и продолжить урок».
Игра "Кто чему хочет научиться в школе"
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать произвольную сферу, вербальное мышление.
Задание: - Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.
- Руки вперед: "И я тоже. Согласен".
- Руки за спину: "Я не буду. Не согласен".
- Руки на голову, почесать в затылке: "Я подумаю. Я еще не знаю".
"Я - серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен, обзываться, хорошо учиться). А вы? " (Дети отвечают одним из трех жестов)
Упражнение "Пары слов".
Цель: Развивать опосредованное запоминание.
Психолог: «Сейчас я назову вам пары слов. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: шум - вода, мост - река, весна - ручей, стол - обед, рубль - копейка, лес - медведь, день - вечер, школа - радость, зима - снег, лето - бадминтон, витамин - здоровье».
Затем психолог называет первое слово из пары, а дети называют второе.
Расслабление.
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе через позитивное внушение, повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снять напряженность.
Инструкция: - Ребята, вот и закончилась наша игра в школу, теперь нам пора отдохнуть и вернуться в детский сад. Пройдёмте на ковёр.
Задание: Дети закрывают глаза.
- А сейчас представьте себе, что вы собираетесь с мамой первого сентября в школу, вы все на-рядные, в руках у вас красивый букет для первой учительницы, вы несете свой первый портфель в котором лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе, вас встречает добрая и умная учительница, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много интересного о разных странах, о различных знаменитых людях, вы узнаете основы многих школьных предметов, выучите русский и иностранный язык, сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки «четверки» и «пятерки» Все радуются, поздравляют вас И каждый повторяет про себя: "Я буду первоклассником! Я - хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться, хорошие. Я буду стараться. Я узнаю много интересного".
Рефлексия занятия
Цель: ретроспективная оценка в двух аспектах:
- психологическом (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);
- познавательном (почему это важно, зачем мы это делаем).
- Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?
- Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?
- Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?
- Что было для вас трудным, а что давалось легко? Почему?
Ритуал прощания
Цель: сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Инструкция: - Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: "Мне было приятно с тобой увидеться, играть. Спасибо! "

Используемая литература:
1. Куражева Н.Ю. Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик». – СПб.: 2004.
2. Нижегородцева В.Н., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001.
3. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: 2009.
4. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Кузьмина Александра Анатольевна
МБДОУ "Детский сад № 17" г.Бийск
Педагог-психолог

Мастер-класс «Формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школе»

В настоящее время, согласно федеральным государственным стандартам, дошкольное детство не рассматривается исключительно как подготовка к школе, как рассматривали раньше. С 1 сентября 2013 года был введён новый вариант закона об образовании, в котором дошкольное образование впервые в истории Российской культуры становится полноценным уровнем образования наряду с начальной школой, школой, вузом. Главная задача стандарта дошкольного образования - позитивная социализация и индивидуализация личности, поэтому важнейшая задача системы дошкольного образования - всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к успешной социализации в школьных условиях.

Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Под психологической готовностью к школе имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включаться в школьную жизнь. Условно в этой готовности выделяют несколько компонентов.

В первую очередь, это интеллектуальная готовность , включающая некоторый запас знаний о мире, о людях, определенный уровень развития мышления, степень правильности, четкости и обобщенности представлений ребенка, владение рядом приемов умственной деятельности и т. д.

Во-вторых, это так называемая мотивационная готовность к школе, связанная с формированием желания стать школьником.

В-третьих, это личностная и социальная готовность , помогающая ребенку утвердиться в коллективе, уметь действовать вместе, общаться со взрослыми и сверстниками, формировать уровень притязаний.

Кроме, того, в понятие психологической готовности входит достижение ребенком определенного уровня в развитии всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, а также освоение некоторых простейших навыков - счета, чтения, решения элементарных задач.

И, наконец, это волевая готовность , связанная с формированием контроля над внешними и внутренними процессами и планированием собственных действий.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства , то есть специально организованных занятий с ребенком. Вашему вниманию предлагается одно из таких занятий.

Цели занятия:

1.Повышение самооценки и уверенности ребёнка в себе.

2.Обучение способу снятия мышечного и эмоционального напряжения.

3.Развитие произвольной регуляции деятельности.

4. Развитие познавательных процессов.

Вводная часть

Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт, сплотить группу.

  1. 1. Приветствие «Весёлое приветствие».

Цель: установление эмоционального контакта, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

Психолог включает любую танцевальную музыку и дети начинают ходить по комнате (можно прыгать, танцевать). После слов «раз, два, три друга найди!» каждый ребёнок должен найти себе пару и встать рядом. Психолог предлагает поздороваться ушами, мизинцами, пятками и т.д.»

  1. 2. Разминка «Хлопок бежит по кругу».

Цель: развитие внимания, активизация детей.

Дети по кругу, по очереди передают хлопок своему соседу.

Основная часть

Цель: развитие психических процессов, коммуникативных навыков, произвольной регуляции деятельности, повышение самооценки и уверенности в себе.

  1. Игра «Говори»

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу). «Говори!»; «Какой сейчас месяц»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

  1. 4. Игра « Тут что-то не так».

Цель: развитие речи, внимания.

Ведущий достает куклу Тимошу. Тимоша обращается к детям: «Здравствуйте ребята! Что я вам расскажу! Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» - и рога уже наставила. Я испугался и убежал».

«Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб! На веточке растет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его».

«Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла».

Дети должны сказать, что было неправильно в рассказах Тимоши.

  1. Физминутка «Медвежата»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили. (круговые движения головой)

Вот так, вот так (поочередно в разные стороны)

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали. (наклоны в стороны, руки вперед)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили. (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали. (пританцовывать, руки вверх)

  1. 6. Игра «Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Дети садятся в круг. Психолог говорит детям: «Каждый из нас что-то и кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите и вы кого и что вы любите. (Рассказы детей.) А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, высокая - потому что мы любимы и любим сами».

  1. 7. Комплекс «Волшебный сон»

Цель: Саморасслабление.

Психолог просит детей закрыть глаза.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2 раза).

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело (2 раза).

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

(Длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Дети открывают глаза.

Заключительная часть

  1. Рефлексия.
  1. 9. Ритуал прощания «Собрались все дружно в круг»

Собрались все дружно в круг

Я - твой друг, и ты - мой друг!

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Дети по кругу дарят улыбку своему товарищу.