Пастернак никогда не будет в доме. Анализ стихотворения пастернака никого не будет дома
Помогите сделать анализ стихотворений Пастернака "Июль" и "Никого не будет в доме... "
- в июле никого не будет дома..
вероятно все уедут на дачу, оставив меня одного,
чтобы я наблюдал жизнь через сквозной проем незадернутых гардин - Лирический герой описывает зимний вечер.
И с первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере,
созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня.
Стихотворение целиком метафорично.
Метафора у Пастернака совершенно необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор.
Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ не выделен, не ясен. Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня. Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.
Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром
В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.Повторение сонорных "м, р, л", согласных "б, х" и гласных "е, о" создает ощущение монотонности. Кажется, будто слышится неспешный шорох падения больших хлопьев снега.
Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, "белый" Белый цвет-символ чистоты, божественного начала.
Когда она появляется, за окном идет снег, с ее приходом мир становится намного чище.Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.
Композиционно произведение можно разделить на две части.
Первая - чисто описательная, статичная В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества.
Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия Она входит, "как будущность", олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина ожидания чуда.
*********************************************ИЮЛЬ по дому БРОДИТ.. .
Вс пространство заполнено озорником-июлем.
Он почти выживает хозяйку с собственной дачи, хозяйничает, балагурит и шалит. Хозяин с удовольствием отодвигается, "сдат внам" комнаты.
Произведения Б. Пастернака могут многое рассказать о личной жизни поэта. Примером этого является «Никого не будет в доме». Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, ознакомившись с кратким анализом «Никого не будет дома» по плану.
Краткий анализ
История создания – было написано в 1931 году, когда поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, поэт включил стихотворение в сборник «Второе рождение».
Тема стихотворения – одиночество, мечты о встречи с возлюбленной.
Композиция – Анализируемое произведение условно делится на части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой.
Жанр – любовная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь» .
Эпитеты – «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина» .
Сравнение - «ты, как будущность, войдешь».
История создания
История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович. Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.
Расставание с первой женой и сыном поэту далось тяжело. Он чувствовал себя виноватым, а в душе поселилось смятении, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «неотпущенной вине» . Зинаида Нейгауз стала второй супругой Пастернака, прожившей с ним до последних дней. Однако она не стала последней любовью, ведь на закате своих лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.
Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.
Тема
В литературе Б. Пастернак больше известен как автор философской лирики. Он признавался, что не умеет красиво описывать эмоции и чувства. Однако его любовная лирика поражает откровенностью и оригинальными образами. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленной.
В первых строфах авторское внимание сосредоточено на доме, о котором рассказывает лирический герой. Воображение мужчины рисует один из дней, который должен настать в будущем. Он представляет пустой дом, наполненный сумерками. Эта деталь подсказывает, что герой чувствует себя одиноким. За окнами будет зимний снежный день. Описание снега только усиливает ощущение пустоты в жилище и в душе рассказчика.
Лирический герой знает, что в такой атмосфере им обязательно «завертит… прошлогоднее уныние» . Эта психологическая деталь автобиографическая. При помощи нее Б. Пастернак намекает на свое расставание с первой женой и сыном. Память о «делах зимы иной» вызывает у лирического героя чувство вины, терзающее сердце.
Вдруг взор мужчины переводится на портьеру. Душевные мучения начинают утихать, ведь герой видит свою возлюбленную. Ее он сравнивает с будущностью, намекая, что не представляет без нее жизни. Образ возлюбленной, отображенный в последних стихах, напоминает ангела. На женщине белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту, начало новой жизни.
Композиция
Анализируемое произведение условно делится на две части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой. Формально стихотворение состоит из шести катренов.
Жанр
Жанр произведения - любовная лирика. Главную роль в стихах играют эмоции и чувства. В стихотворении преобладает грустное настроение, что характерно для элегии. Стихотворный размер - четырехстопный хорей. Рифмовка в катренах перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического «Я». Основой для создания тропов являются ассоциации автора.
Практически в каждую строфу поэт вплетает метафору : «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь» . Атмосфера зимнего дня и смятение лирического героя передаются посредством эпитетов : «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина» . Сравнение в тексте всего одно «ты, как будущность, войдешь» .
Интонация стихотворения плавная без восклицаний и вопросов. Кажется, автор не хочет нарушать тишину, царящую в пустом доме. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. В некоторых строках автор использовал аллитерацию , например, неуютную атмосферу он передал при помощи согласных «з», «с», «р»: «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин».
Урок «Анализ стихотворения Б. Пастернака « Никого не будет в доме»« Цель : Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).
Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока: « Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака « Июль»
Быков Дмитрий Львович. ЖЗЛ. « Имя Пастернака- мгновенный укол счастья».
IV. Исследовательская работа в группах.
Никого не будет в доме» (1931г.) Найдите его в ваших учебниках.
Какое настроение вызвало это стихотворение? О чем оно? (Несмотря на то, что стихотворение об одиночестве, оно не создает настроения печального, в нем нет безысходности).Мы проанализируем стихотворение и ответим на вопрос: Почему?
Начинается 1 строфа и заканчивается 2 словом « никого». Если было бы только это слово, оно создавало бы настроение? А П. нарисовал картину и прислушался к ней как музыкант. Что же мы видим? Дом, в котором никого нет. Сумерки. В окне - мокрые комья снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Что слышим? Ничего. Тишина. Какое слово особенно ярко подчеркивает мрачное настроение? Сумерки, мрак. После паузы развертывается картина зимнего дня, в которой сочетается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых мокрых комьев быстрый промельк маховой».Почему называет хлопья комьями? – Неприятно, некрасиво. Еще интересно, что в стихотворении предлог кроме ударный. В целом же первая часть (это две строфы) создает унылое, грустное настроение.
Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка ) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.
О чем вторая смысловая часть?В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рождают чувства неотпущенной вины, тоски.
Что интересного заметили в 3, 4 строфах? изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?
Метафоры: завертит мной, кольнут виной
А еще? -И опять …-3 раза- (анафора, фигура речи)
Зачем такие повторы, какова их роль?- Они показывают однообразие его жизни, добавляют музыкальность стихотворению.
А как вы понимаете слова «И окно по крестовине/сдавит голод дровяной»?
В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Об этом П. коротко рассказывает при помощи емкой и необычной метафоры.
Вы обратили внимание, что я не напечатала продолжения стихотворения. Почему? Эта фотография по настроению не соответствует тому, о чем рассказывают следующие строчки. О чем же? Появляется Она. Посмотрите на строки.
Но нежданно по портьере/ Пробежит вторженья дрожь
Чем насыщена эта поистине колдовская метафора? А что еще вы заметили? А если так:
Но неЖданно По ПоРтьеРе
ПРобеЖитвтоРЖеньядРоЖь Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это идет, но понимаем, что это дорогой автору человек-Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:
ТиШину Шагами меря, Ты, как будуЩность, войдеШь.
И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам. Показано, какая она? Ее одежда? Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Одежду автор не называет платьем. Какой вопрос у вас возникает?Почему? А вы как думаете?. Да ему неважно, как она одета. В чем- то белом . Она просто дорога ему. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.
Заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?
С противительного союза но. Уже этим подчеркивается
противопоставленность двум предыдущим частям.
В чем суть этого противопоставления?Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом. Тишина- шаги.-А чем первые и последние строчки как- то связаны? Что общего есть и вначале и в конце? Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной
из снегового платья, любимой и недосягаемой.Она меняет настроение поэта. Уныние, вызванное сумерками, одиночеством сменяется ощущением чуда, надеждой на счастье.
Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки
не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?- Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем времени «Ты как будущность войдешь». Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет думать и чувствовать – действия, движения, отвлечённые понятия. В этом секрет её трудности для понимания » Д.С.Лихачёв
Не написано, состоялась ли встреча, какой она была. Это для нас загадка . Кому же посвящены эти строчки? Какая она, эта прекрасная незнакомка? Минутку подумайте. Наверное,очень красивая. Это обязательно, чтобы полюбить? Закройте глаза и попробуйте ее представить. А хотите узнать, какая она была?
Вот ее портрет. Это З. Н. Нейгауз (Стихотворение «Никого не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью в его жизни...)
5. Оформление записи в тетрадях.
Особенности лирики Пастернака:
А) Метафоричность поэзии
Б) Аллитерации (сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)
В)Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)
Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой. Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью.
6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме». Музыка М.Таривердиева Стихи Б.Пастернака
Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни
оно стихотворению?
Слово учителя. - На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича: « Смерти не будет
И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:
Так уже полвека – начинаю про себя бормотать/ Стихи Пастернака.
Из мира его не выгонишь. Они живут! Записать в презентацию
Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова-записать
Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем, кто заблудился в темноте.
Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,
Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.
В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.
Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….
».Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир- на конец урока.
Поэт учит в большом видеть малое и наоборот – учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает. Все творчество Пастернака – это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.
Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.
Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.
Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться, восторгаться, наслаждаться
VI. Итоги урока. Домашнее задание. Записать, что отличает рассмотренные стихотворения о природе. Проанализировать стихотворение « Июль», выучить наизусть понравившееся стихотворение.
Это, на мой взгляд, одно из самых лиричных стихотворений Б. Пастернака. Композиционно стихотворение можно разделить на части.
В первую часть входят четыре строфы, в которой возникает лирический герой, проводящий этот зимний вечер в одиночестве. В стихотворении очень много повторов, которые вводятся словами «только» и «кроме», они подчеркивают, что вокруг лирического героя нет ни души, только «сумерки», «крыши» и «снег». Они словно проступают сквозь стены и окружают героя, подчеркивая его душевное состояние: грусть, чувство вины и уныния. В первой части автор использует интересные синтаксические приемы ярче расставить смысловые акценты в стихотворении.
Например, предложение первого четверостишья заканчивается посредине второй строчки, тем самым смысловая нагрузка на следующее слово увеличена, оно выделяется, и относится и к лирическому герою, и к зимнему дню:
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один…
В третей строфе с помощью повтора «и опять завертит» и звукописи (повторения звуков м-н-т) создается образ метели.
Вторая часть противопоставлена первой: «нежданно» появляется лирическая героиня, которая ассоциируется с чем-то новым, светлым, это "будущность" героя. Образ девушки очень нежен и воздушен, она облачена в белый наряд, похожий на белые хлопья. Образ такой светлой лирической героини является сквозным для любовной лирики Пастернака. Изменяется и настроение стихотворения восхищение и благоговение, восторг перед любимой девушкой сменяют уныние и грусть. И через обычную обстановку словно проглядывает, высвечивается самое важное для человека. Тем самым Пастернак Б. подводит читателей к мысли о том, что любовь - одно из важнейших чувств в жизни человека, оно помогает переживать неприятности, верить в лучшее и никогда не терять надежду.
Анализ стихотворения Никого не будет дома по плану
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Первый снег Бунина
Произведение относится к ранней пейзажной лирике поэта, имеющей в своей основе авторские философские размышления, воплощенные в зарисовке природных событий, и является одним из хрестоматийных стихотворений поэта.
- Анализ стихотворения Зеленая прическа Есенина
В лирике Есенина четко прослеживается умение очеловечивать природу, делать природные феномены подобными каким-то элементам человеческого мира и таким образом соединять как бы два смысловых поля: человеческое и природное.
- Анализ стихотворения Теплым ветром потянуло Фета
Описание периода покоя, завершения дня является типичным для русской лирики. Покой является противоположностью труду и логичной наградой, приятным завершением дневного труда
- Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам
Это философское патриотическое стихотворение. И патриотизм здесь не направлен прямо на Россию, Пушкин говорит о патриотизме для любого человека, вне зависимости от национальности. Из чего складывается это чувство?
- Анализ стихотворения Тютчева Есть в осени первоначальной… 5, 9 класс
Талантливый мастер пейзажной лирики Ф. И. Тютчев мастерски описал бабье лета в своём произведении «Есть в осени первоначальной…». С
«Никого не будет в доме…» Борис Пастернак
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.И опять зачертит иней,
И опять завертит мной
Прошлогоднее унынье
И дела зимы иной.И опять кольнут доныне
Неотпущенной виной,
И окно по крестовине
Сдавит голод дровяной.Но нежданно по портьере
Пробежит сомненья дрожь, —
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдёшь.Ты появишься из двери
В чём-то белом, без причуд,
В чём-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…»
Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания. Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви. Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.
Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться. Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.
Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной» , когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце. «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков. Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.