Биографии Характеристики Анализ

Плавучий плацдарм: чем интересен большой десантный корабль "Иван Грен". Корабль на перепутье: ввод в строй БДК «Иван Грен» — не точка, а многоточие… Десантный корабль иван грен проекта 11711

БДК проекта 11711 предназначены для высадки десанта, перевозки военной техники и прочих грузов. Внутренние объемы достаточны для размещения батальона морской пехоты с приданной ему техникой. Разработчик - «Невское проектно-конструкторское бюро» (НПКБ). Его специалисты с гордостью отмечают, что «Иван Грен» - первый тип десантного корабля, созданный в истории современной России. Проектирование велось на рубеже веков на основе современных технологических решений и единой информационной базы проектных данных, трехмерного макетирования корабля в целом и всех основных помещений и постов, высадочных устройств и конструкций, технологической цепочки обработки информации с использованием новейших прикладных и специализированных программных пакетов.«Корабль имеет паспорт экспортного облика и может предлагаться на экспорт», - рассказал сайту телеканала «Звезда» генеральный директор НПКБ Сергей Сергеевич Власов. Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации, речь идет о проекте 11711Э полным водоизмещением 6600 тонн.Завод «Янтарь» За выпуск кораблей проекта 11711 отвечает Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Головной корпус заложили в 2004 году и спустили на воду в мае 2012 года. В ходе строительства чертежи «Ивана Грена» дорабатывались, отражая изменения взглядов руководства ВМФ России на роль и место десантных средств. Швартовные испытания корабля начались осенью 2015 года. Затем «Ивана Грена» поставили в док для окраски подводной части и иных работ. В начале следующего года корпус прошел размагничивание.Заводские ходовые испытания стартовали прошлым летом и, после доработок корабля, возобновились ранее в нынешнем году. По словам генерального директора ПСЗ «Янтарь» Эдуарда Александровича Ефимова, предприятие рассчитывает сдать «Иван Грен» флоту до конца текущего года. Корабль прошел доработки и в настоящее время готовится к очередной фазе испытаний в море.Осенью 2014 года принято решение на строительство второго корабля. Корпус БДК «Петр Моргунов» заложили позапрошлым летом. Спуск на воду ожидается в течение следующих нескольких недель, а ввод в строй - в течение 2018 года. Будущее программы остается туманным. Ранее заявлялись планы на серию четыре-шесть кораблей, однако они могут быть пересмотрены в ходе продолжающегося процесса разработки и корректировки новой редакции Государственной Программы Вооружений (ГПВ). Пока что ГПВ-2025 существует лишь в проекте, которому нужно получить одобрение высшего политического руководства страны.Сложившиеся к настоящему моменту условия располагают к увеличению заказа на корабли проекта 11711. Дело в том, что в конструкции «Ивана Грена» использование иностранных комплектующих сведено к минимуму и, поэтому, строительство таких судов не зависит от «внешних факторов».
С 2009 года на «Янтаре» осуществляется комплексная реконструкция производственных мощностей, результатом которой должно стать увеличение объема выпускаемой продукции более, чем в пять раз, при сокращении сроков строительства в два раза с одновременным снижением стоимости единицы продукции. Без размещения госзаказа достаточного объема усилия по модернизации производства потеряют смысл.За советский период «Янтарь» построил полтысячи гражданских судов и более 160 военных кораблей. Среди них - большие противолодочные и десантные корабли, фрегаты и корветы. В новом веке ВМФ России получили созданные местными судостроителями сторожевые корабли, выполненные по проектам 11540 и 11356, причем последние также поставлялись и на экспорт - Индийской Республике.На площадке, где ныне находится ПСЗ «Янтарь», еще в 1828 году образовалось судостроительное производство «Унион Гиссерай» (Union Giesserei), откуда во второй половине 19 века по заказам царского правительства осуществлялись поставки цельностальных пароходов и паровозов-локомотивов. Затем местный завод перешел фирме «Шихау» (Schihau), которая вошла в историю благодаря постройке для нашего флота самого быстроходного (развиваемая скорость - 25 узлов) для того времени (1901 год) бронепалубного крейсера-разведчика «Новик».Особенности проекта Считается, что «Иван Грен» является развитием советского проекта 1171 «Тапир», по которому с 1964 по 1975гг. калининградские судостроители собрали 14 корпусов. Четыре из них сохранились до настоящего времени. БПК «Николай Вилков» остается в составе Тихоокеанского флота, «Саратов», «Орск» и «Николай Фильченков» - Черноморского. По сути, проект 1171 представлял военный вариант гражданского сухогруза, отличаясь наличием лацпорта, доковой камеры и усиленной носовой аппарели (у «Ивана Грена» имеется носовая и кормовая аппарели). Заметим, что в 2004 г. Украина переделала доставшийся ей БДК-104 в сухогруз «Горлiвка».Корабли проекта 1171 стали первыми отечественными БДК океанской зоны с дальностью плавания до 4800 морских миль. Они предназначены для высадки морских десантов на необорудованном побережье, и способны транспортировать различные виды техники, включая танки, общим весом одна тысяча тонн.Сохранив основное предназначение, проект 11711, тем не менее, серьезно отличается от 1171. Во-первых, полное водоизмещение увеличено более, чем на две тысячи тонн. Длина корпуса увеличилась на семь метров, ширина - почти на метр. Если у «тапиров» - небольшая кормовая надстройка, то «Иван Грен» имеет развитую надстройку с пятью ярусами в носовой и четырьмя в кормовой части.У старых кораблей вооружение ограничено артиллерийской установкой ЗИФ-31Б калибра 57 мм, а поздней постройки дополнительно получили пару пусковых установок реактивной системы залпового огня «Град-М». На новом корабле вооружение стало как бы «более оборонительным», и представлено одной артиллерийской установкой АК-630М-2 «Дуэт» (рекордсмен по темпу стрельбы среди 30-мм автоматов - десять тысяч выстрелов в минуту!), парой зенитных автоматов АК-630М (4-5 тыс. выстрелов в минуту каждый) и пулеметов «Жало».Максимальная скорость хода возросла на один узел, до 18, благодаря главной энергетической установке из пары дизелей 10Д49 (16ЧН26/26) мощностью 5200 лошадиных сил производства «Коломенского завода». Они отличаются 16-ти цилиндровым V-образным исполнением и газотурбинным наддувом. «Иван Грен» оснащен современными бортовыми системами, включая новейшую радиоэлектронику. Большое внимание уделено улучшению условий обитания как экипажа (сто человек), так и морской пехоты (до трехсот). Для них на борту судна оборудован спортзал, столовая, каюты и кубрики.Важно, что корабль обладает возможностью брать на борт современные образцы бронетехники, включая основные боевые танки массой до 60 тонн, максимальным количеством до тринадцати штук. Если численность перевозимой морской пехоты - как у проекта 1171, максимальное значение перевозимого груза выросло в полтора раза.Авиационное вооружение Отдельные источники отмечают, что БДК проекта 11711 якобы представляют замену построенным во Франции, но так и не переданным России вертолетоносцам - универсальным десантным кораблям-докам типа Mistral.
Подобные утверждения являются большой натяжкой из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в четыре раза) и численности авиационной группы (в пятнадцать раз). Вместе с тем, «Иван Грен» вполне подходит в качестве носителя новейшего вертолета Ка-52К «Катран». Причем для хранения авиатехники у него имеется просторный палубный ангар.Более корректно сравнивать новый российский БДК с китайскими Тип 072-III, класс «Yuting-II». Они представляют большие танкодесантные суда, считающиеся основными в составе Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая.
При близких размерениях и основных характеристиках, наш проект отличается наличием полноценного вертолетного ангара, в котором размещается пара транспортно-боевых Ка-29 либо один «Катран».Отметим, оба типа винтокрылой техники принимали участие в воздушной части парада 30 июля. Они пролетели над палубами БДК проекта 775, причем «Минск» находился в строю кораблей на Неве, а «Александр Шабалин» следовал в кильватерной колонне, прошедшей морским каналом у острова Котлин. Начиная с 2012 года, БДК проекта 775 активно используются для доставки грузов в Сирийскую Арабскую Республику, снабжая размещенную там российскую группировку и правительственные войска. В «сирийском экспрессе» участвуют корабли трех флотов, доставляя в военно-морскую базу Тартус главным образом вооружение и боеприпасы, которые затем используются против незаконных бандформирований.Хотя БДК проекта 775 справляются с поставленной перед ними задачей, они действуют на пределе своих технических возможностей, вырабатывая остатки моторесурса. Пополнение «сирийского экспресса» значительно более современными кораблями проекта 11711, обладающих более высокими показателями грузоподъемности, скорости и ресурса, позволит улучшить ситуацию со снабжением сил, действующих на антитеррористическом фронте.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711 (по кодификации НАТО Ivan Gren) в скором времени станет самым современным БДК в составе российского флота. БДК «Иван Грен» предназначен для высадки десанта, перевозки боевой техники, а также различного оборудования и грузов. Всего для ВМФ России было заложено два корабля данного проекта. Головной корабль «Иван Грен» проходит завершающую стадию государственных испытаний, второй БДК «Пётр Моргунов» готовится к спуску на воду. От дальнейшей постройки кораблей данного проекта российские военные отказались в пользу создания еще более крупных и вместительных судов данного класса.

В конце декабря 2017 года генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов рассказал журналистам о том, что большой десантный корабль «Иван Грен» вышел на завершающую стадию государственных испытаний. Незадолго до этого новейший российский корабль провел свои первые стрельбы и проверил корабельную артиллерию в Балтийском море. Стоит отметить, что «Иван Грен» корабль с очень трудной судьбой, он был заложен в Калининграде еще 23 декабря 2004 года, но был спущен на воду лишь 18 мая 2012 года и до сих пор не включен в состав флота. На начальном этапе сборку корабля серьезно осложняли нестабильное финансирование и проблемы на самом предприятии.


При этом новый корабль на флоте без сомнения ждут. Ввод его в состав флота существенно расширить возможности ВМФ России на море и в отдаленных регионах планеты. Десантный корабль океанской зоны «Иван Грен» проекта 11711 сможет брать на борт до 300 морских пехотинцев, а также 13 основных боевых танков (массой до 60 тонн) либо на выбор до – 36 БТР/БМП, боевая техника располагается на танковой палубе. Также на борту корабля имеется крытый ангар и взлетная площадка для вертолетной техники. Он может принять на борт до двух транспортно-боевых вертолетов Ка-29, либо поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и ударный вертолет Ка-52К «Катран».

Большие десантные корабли проекта 11711 являются дальнейшим развитием советских БДК проекта 1171 «Тапир». Проектированием кораблей нового проекта занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Корпус кораблей проекта 1171 был взят за основу не случайно, он отлично зарекомендовал себя за десятилетия службы в составе советского, а затем и российского флота. При этом большая часть конструкций в рамках реализации нового проекта претерпела значительные изменения. Главным образом были переработаны надстройки и внутренние помещения десантного корабля. При строительстве БДК «Иван Грен» были использованы самые современные технологии, в особенности, направленные на снижение заметности за счет использования современных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников. На борту БДК появились тренажерный зал, столовая, а также более комфортабельные кубрики и каюты.

Погрузка боевой техники на корабль может выполняться либо самостоятельно по аппарелям, либо при помощи кранов. Погрузка грузов и техники в десантное отделение может осуществляться через грузовой четырехстворчатый люк, расположенный в верхней палубе при помощи крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки на борт моторных лодок, шлюпок и техники на борту имеются также два шлюпочных крана. Помимо всего прочего грузовой люк корабля может использоваться для вентиляции, выводя выхлопные газы, работающей техники с подпалубного пространства (десантного отделения). Вентиляция десантного отделения очень важна, так как позволяет перевозимой технике прогревать двигатели, что очень важно в условиях низких температур воздуха. Выхлопные газы работающей на холостом ходу техники довольно быстро заполняют десантный трюм, поэтому вентиляция через верхний грузовой люк просто необходима, благодаря этому десантники не отравятся выхлопными газами.

Главной особенностью или «фишкой» кораблей проекта 11711 является так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых створок могут выталкиваться на воду инженерные понтоны, которые в сцепленном виде формируют мост на берег. Данный понтонный мост стыкуется с берегом, на который производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники и морских пехотинцев. Данная схема десантирования позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, серьезно снижая риск сесть на мель.


Возможности БДК «Иван Грен» позволяют ему перевозить морем танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояние до 3,5 тысяч морских миль (на скорости хода 16 узлов). Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе. Технику на борт можно загружать разными способами: палубным или портальным краном, также она может заехать на борт судна своим ходом через кормовую аппарель. Помимо боевой техники БДК может перевозить различные грузы, в том числе стандартные 20-футовые морские контейнеры. В стандартных 20-футовых морских контейнерах среди прочего может размещаться и ракетный комплекс Club-K, являющийся модификацией ракетной системы «Калибр». При этом вряд ли на борту БДК «Иван Грен» появятся какие-либо ракетные комплексы, так как противодействие кораблям противника не входит в его прямые задачи.

Легкие плавающие БТР, БМП и БМД могут выпускаться в море прямо с кормы и носа корабля, они в состоянии добраться до берега самостоятельно. Высадка десанта возможна при волнении моря до 4-х баллов. Благодаря дальности хода «Иван Грен» обладает возможностью отдаленного десантирования, он в состоянии патрулировать определенный регион на протяжении месяца, автономность плавания составляет именно 30 дней.

Полное водоизмещение десантного корабля составляет 5 000 тонн, длина – 120 метров, ширина – 16,5 метра, осадка – 3,6 метра. Сердцем БДК «Иван Грен» являются два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 л.с. Возможности силовой установки позволяют разгонять корабль до максимальной скорости 18 узлов. Экипаж корабля состоит из 100 человек. Наиболее современными БДК в составе российского флота до появления кораблей проект 11711 были БДК проекта 755 польской постройки. «Иван Грен» превосходит их по водоизмещению – 5000 тонн против 4080 тонн у кораблей проекта 755, помимо этого новый российский десантный корабль на 8 метров длиннее, на 1,5 метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Соответственно выше и его десантные возможности.


В рамках работы над проектом и постройкой корабля его вооружение претерпело изменения. Согласно первоначальному проекту на борту БДК должна была появиться одна 76-мм артиллерийская установка АК-176М, два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш» и две пусковых установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Однако в связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 претерпела изменения, а также для экономии денежных средств и времени постройки корабля в 2010 году было принято решение об изменении состава вооружения, которое сегодня носит сугубо оборонительный характер.

Вооружение БДК «Иван Грен» представлено одной двухавтоматной корабельной 30-мм автоматической артиллерийской установкой АК-630М-2, двух установок АК-630 с радиолокационной системой управления огнем 5П-10-03 «Ласка», двух 14,5-мм установок МПТУ «Жало», а также комплекса выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», данный комплекс защищает корабль от ракет противника.

АК-630М-2 «Дуэт» – это современная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность – до 10 000 выстрелов в минуту. Основное ее предназначение – это обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне. В первую очередь она предназначена для поражения противокорабельных ракет и иных видов управляемого . Также установка может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и БПЛА противника, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.

Установки АК-630М-2 и АК-630 построены по схеме многоствольного оружия (по 6 стволов) с вращающимся блоком стволом (так называемая схема Гатлинга). Автоматика российских установок такого типа работает за счет энергии пороховых газов и в отличие от иностранных аналогов (Phalanx CIWS и Goalkeeper) не требует наличия внешних источников энергии для вращения блока стволов. Установленная на десантном корабле «Иван Грен» установка АК-630М-2 «Дуэт» стала дальнейшей модернизацией комплекса АК-630М1-2, от которого визуально отличается башней, получившей меньшую радиолокационную заметность.

Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета. Это МПТУ «Жало» – 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки, которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями. Крупнокалиберные пулеметы позволяют эффективно поражать легкобронированные объекты на дальности до 2000 метров и 1500 метров по высоте. Для ведения огня по воздушным, надводным и береговым целям используются патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, бронебойно-трассирующей пулей БЗТ, а также зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ.

В интернете и различных СМИ можно было встретить утверждения о том, что новые российские БДК проекта 11711 якобы являются своеобразной заменой построенным во Франции, но так и не переданным Российской Федерации – универсальным десантным кораблям-докам типа «Мистраль», но это абсолютно неверно. Во-первых, постройка БДК «Иван Грен» началась задолго до решения Минобороны приобрести во Франции «Мистрали», во-вторых, корабли трудно сопоставить даже по своим техническим возможностям, главным образом размерам. Сравнивать их некорректно из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в 4 раза), а также размерах авиационной группы (Мистрали могут нести на борту до 16 легких вертолетов).

АК-630М-2 «Дуэт» - российская корабельная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка


Более корректным является сравнение новых российских БДК проекта 11711 с китайскими кораблями Тип 072-III (класс Yuting-II), которые представляют собой большие танкодесантные суда, являющиеся основными десантными средствами в составе военно-морских сил КНР. При близких характеристиках и размерах, российский проект в выгодную сторону отличается наличием на борту полноценного вертолетного ангара.

Несмотря на то, что российские военные моряки не заинтересованы в дальнейшем приобретении БДК проекта 11711 (информация об этом появилась в 2015 году), отказавшись от них в пользу более крупных кораблей нового поколения, ставить крест на дальнейших перспективах БДК проекта 11711 пока что рано. В настоящее время корабль уже обладает паспортом экспортного облика, поэтому может продвигаться Россией на экспорт. Об этом сообщал телеканал «Звезда» со ссылкой на Сергея Власова, являющегося генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро. Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), речь идет о проекте 11711Э, который получил увеличенное до 6600 тонн водоизмещение.

К более крупным десантным судам, которые в будущем могут появиться в составе российского флота, можно отнести корабли проекта «Прибой». В рамках работы форума «Армия-2015» был впервые представлен макет универсальных десантных кораблей проекта «Прибой» с водоизмещением более 14 тысяч тонн и вместимостью до 500 десантников, 20-30 танков или 60 единиц различной военной техники. Помимо всего прочего данные кораблей смогут взять на борт до 8 вертолетов Ка-27 или Ка-52К.

Источники информации:
https://ria.ru/forces/20171229/1511888116.html
https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201708030944-qlqy.htm
https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/voennye-korabli/proekt-11711
Материалы из открытых источников

Военно-морской флот России пополнился большим десантным кораблём (БДК) «Иван Грен». Торжественная церемония вхождения корабля в состав ВМФ России прошла на заводе «Янтарь» в Калининграде. В скором времени судно поступит в распоряжение Северного флота. «Иван Грен» стал крупнейшим десантным кораблём страны. Судно может перебрасывать на театр военных действий целый батальон морской пехоты с танками и бронетехникой. О боевых возможностях новейшего российского БДК - в материале RT.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • Игорь Зарембо / РИА Новости

На судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась торжественная церемония поднятия Андреевского флага на большом десантном корабле (БДК) проекта 11711 . Ожидается, что в ближайшее время судно будет передано .

На церемонии присутствовали представители командования Балтийского флота, заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, топ-менеджеры Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Детище «Янтаря»

«Иван Грен» — головной корабль проекта 11711 разработки ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». На текущий момент это самый крупный БДК ВМФ России. Водоизмещение гиганта — 5 тыс. т, длина — 120 м, ширина — 16,5 м, осадка — 3,6 м.

«Проект 11711 значительно отличается от советских предшественников. «Грен» и «Моргунов» обладают большим водоизмещением и вместимостью. Также на российских БДК установлены новые дизельные двигатели, бортовая электроника, более мощная гидравлика. Потребность в таких кораблях у нашего флота огромная», — отметил в беседе с RT полковник в отставке Михаил Тимошенко.

Главная особенность проекта 11711 — способность перебрасывать батальон морской пехоты (порядка 400 человек) вместе с техникой. «Иван Грен» может взять на борт 13 танков или более 30 единиц бронетехники (БТР и БМП). На палубе БДК помещаются транспортно-боевой вертолёт и два многоцелевых Ка-27.

  • Проект БДК «Пётр Моргунов»
  • Изображение: пресс-служба Минобороны РФ

Дальность действия новейшего корабля составляет 4 тыс. миль (около 6 тыс. км). Как уточняет Минобороны, на испытаниях «Иван Грен» показал «хорошие мореходные качества и безупречную работу всех систем жизнеобеспечения».

Вооружение БДК включает реактивную систему залпового огня «Град-М», 57-миллиметровую спаренную зенитную артиллерийскую установку ЗИФ-31Б, две 30-миллиметровые шестиствольные автоматические пушки АК-630 и одну модернизированную артустановку АК-630М-2 «Дуэт» с радиолокационной системой управления огнём 5П-10-03.

Проектирование «Ивана Грена» началось в 1998 году. Корабль был заложен в 2004 году, но его строительство затянулась из-за нехватки финансов и постоянных изменений технического задания, которые вносил заказчик.

«Первоначально техническое задание было выдано на корабль, который ходил бы по внутренним водным путям — рекам и каналам. Соответственно поставленной задаче были заложены его ширина, высота и осадка. Затем нам пришлось переделывать его в морской корабль — изменять высоту надстройки и вносить ещё кое-какие изменения в проект», — пояснил в интервью ТАСС гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов.

В результате БДК был спущен на воду в мае 2012 года. В октябре 2015 года стартовали швартовные испытания корабля, позже — ходовые. С ноября 2017 года по май 2018 года проходил .

Как сообщили СМИ, военные выявили проблемы с задним ходом корабля. В конце декабря 2017 года госиспытания были приостановлены, а 3 апреля, после устранения недочётов, — возобновлены. 2 июня «Янтарь» подписал с Минобороны приёмный акт госиспытаний.

Необходимость обновления

Обновление десантного флота — одна из приоритетных задач Военно-морского флота России. В июне 2015 году главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков (с 2016 года эту должность занимает Владимир Королёв) заявил, что состав десантных судов будет практически полностью заменён к 2050 году.

«Необходимость обновления состава десантных кораблей на всех флотах давно назрела. Это учтено кораблестроительной программой. Главное командование разработало и разрабатывает технические требования… по большинству проектов десантных кораблей — от десантного катера до большого десантного корабля», — сказал Чирков.

25 мая 2017 года заместитель министра обороны Юрий Борисов (сейчас — вице-премьер) сообщил, что в Госпрограмму вооружения до 2025—2027 годов включена постройка двух универсальных десантных кораблей (УДК). Позже в Объединённой судостроительной корпорации уточнили, что речь идёт о вертолётоносцах типа «Прибой».

  • Морские пехотинцы Тихоокеанского флота РФ и военнослужащие специального подразделения Вооруженных Сил Индии производят высадку на берег
  • Виталий Аньков / РИА Новости

18 июня 2018 года агентство ТАСС сообщило, что АО «Северное проектно-конструкторское бюро», находящееся в Санкт-Петербурге, работает над созданием принципиально нового БДК водоизмещением около 8 тыс. т. Как уточнили в ОСК, инженеры ведут разработку эскиза будущего корабля.

Невское ПКБ готово предложить Минобороны модернизированный вариант проекта 11711. В обновлённой версии БДК будут улучшены «обитаемость» и ходовые качества. Как заявил ранее Власов, предприятие способно удовлетворить любые требования заказчика.

«Иван Грен» — прекрасный корабль, способный выполнять те задачи, для которых он разрабатывался, но назвать его принципиально новым нельзя, так его слишком долго проектировали. Поэтому мы слышим заявления о необходимости модернизации проекта 11711. Учитывая, что проблемы были только с головным кораблём, остальные БДК будут строиться намного быстрее», — заключил Тимошенко.

31 августа 2016 года головной корабль проекта 11711 «Иван Грен» завершил испытание авиационного комплекса в акватории Финского залива и 2 сентября вернулся на сдаточную базу в Балтийск, где началась подготовка корабля к очередному выходу в море.
В период нахождения корабля на якорной стоянке группе журналистов благодаря активному содействию пресс-службы завода и пресс-службы Балтийского флота удалось побывать на его борту и сделать подробный фоторепортаж о новом корабле.

Корабль заложен 23 декабря 2004 года в городе Калининграде на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» под заводским номером 01301.

Проект разработан в традиционном проектанте больших десантных кораблей – ОАО «Невское Проектно-Конструкторское бюро» в Санкт-Петербурге в период с 1988 по 2004 год для замены устаревших БДК проектов 775 и 1171. Бюро возглавляет генеральный директор и генеральный конструктор Виглин А.О, а главным конструктором проекта является Суворов В.Н. Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье, а также для переброски морем грузов в ближней и дальней океанской зоне и участия в миротворческих операциях.

БДК способен реализовать следующие способы высадки техники: непосредственно на необорудованный берег с помощью носового высадочного устройства или на плав как через носовую, так и через кормовую аппарель или с помощью транспортно-десантного вертолета Ка-29. Кран-балка, расположенная между пятиярусной носовой и четырёхъярусной кормовой надстройками, позволяет выгружать легкую технику и грузы на причальную стенку или на плавающие десантные средства, находящиеся под бортом корабля. Новшеством является новый неконтактный способ, который предполагает использование инженерных понтонов, на подобии тех, которые применяют сухопутные войска при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться непосредственно на берег, имеющий уклон менее 3 градусов. Такой метод давно используется за рубежом, но в отечественном флоте применен впервые. Также новшеством для отечественного флота является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам и выгрузки их на плавсредства или причальную стенку.

Корабль двухвальный, двухпалубный, с баком, ютом, кормовым расположением машинного отделения, двумя надстройками и сквозным, от носа до кормы, десантным трюмом, в котором размещается подвижная боевая техника. Корпус и надстройка стальные. Поскольку корабль рассчитан на длительное патрулирование с десантом на борту, комфортному размещению десанта уделено немаловажное значение. Для размещения десанта предусмотрены многоместные каюты с трехъярусными койками, спортивный зал, удобные душевые и умывальники. Для обеспечения прогрева двигателей техники, находящейся на нижней палубе, предусмотрена специальная система вентиляции. В кормовой надстройке предусмотрен ангар на 1 вертолет Ка-29, но благодаря тому, что конструкция ангара имеет выдвижную часть в сторону вертолетной площадки, то возможно базирование двух вертолетов, но при этом использование второго при нахождении первого в воздухе будет затруднено.

Неповторимый облик кораблю придает развитый бак с большим изгибом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обусловлены использованием инженерных понтонов для нового неконтактного способа высадки, а также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля. Осадка корабля без груза составляет 4,6 м носом и 5,0 м кормой.

В процессе достройки корабля проект 3 раза корректировался в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ, а по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. По первоначальному проекту планировалось вооружить корабль новой 100-мм артиллерийской системой А-190М и двумя зенитно-артиллерийскими комплексами «Палаш», для огневой поддержки десанта предусматривались две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». В итоге, по причине выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии бюджетных средств и сокращения сроков строительства, состав вооружения был существенно сокращен и задача по огневой поддержки десанта с корабля была снята. Установленное вооружение включает в себя две артиллерийские системы аналогичного назначения и одинакового калибра – носовую 30-мм артустановку АК-630М-2«Дуэт» и две кормовых 30-мм артустановки АК-630М с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка». Такой состав вооружения не характерен для других кораблей ВМФ России и является скорее компромиссом между необходимостью и возможностями гособоронзаказа. Предусмотренные проектом два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета МТПУ «Жало» и переносные ПЗРК на время ходовых испытаний не устанавливались.

«Иван Грен» способен принять на борт 13 основных боевых танков, состоящих на вооружении ВС России, либо 36 единиц гусеничной или колесной боевой техники в габаритах боевой машины пехоты, а также 300-380 человек десанта с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса различных грузов, принимаемых на борт корабля составляет до 1500 тонн.

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 на основе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060, работающих на винт фиксированного шага, обеспечивающих кораблю скорость до 18 узлов. Эффективная мощность одного агрегата 5200 л.с. В каждом машинном отделении расположено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности в электроэнергии в стояночном режиме, два дизель-генератора – гарантированное питание в боевом режиме.

18 мая 2012 года корабль был спущен на воду, при этом было объявлено решение о строительстве серии из шести подобных кораблей, но после закладки второго корабля, получившего название «Петр Моргунов», серию сократили до двух единиц. Решение о дальнейшем строительстве аналогичных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного. Также в 2003 году было анонсирована разработка экспортного варианта БДК – проект 11711Э.

25 июня 2016 года БДК «Иван Грен» впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря. А с 15 августа 2016 года «Иван Грен» встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса. По причине поломки материальной части вертолета, испытания начались только 23 августа, прибывший из Ейского 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России вертолет Ка-29 бортовой номер 38 «желтый», регистрационный номер RF-34194 в первый же день совершил 24 посадки на палубу.

В период выполнения программы испытаний в Финском заливе кораблю пришлось выполнить первую в своей жизни спасательную операцию. 29 августа в районе 15:00 проходящий мимо корабля малоразмерный частный катер «Швед» с регистрационным номером Р7246ЛХ подал сигнал бедствия и запросил помощь. Катер следовал из Финляндии в Санкт-Петербург и попал в шторм 3-4 балла с ветром до 12 м в секунду. Неожиданно для капитана судна волнами из якорного клюза выбило якорь и стравилась за борт вся якорь-цепь, которую из-за неисправности шпилевого устройства пришлось обрезать. Находящиеся на борту пассажиры, в том числе двое детей, сильно укачались. Катер плохо управлялся на волне, но имел ход и связь. Капитан катера запросил командира поднять катер на борт, но поскольку у него не было специального спускоподъёмного устройства, существовала угроза во время сильного волнения при подъеме разбить катер о борт. Учитывая сложившуюся ситуацию, командир корабля принял решение прикрыть катер от волн и, поставив его в кильватер, сопроводил в безопасный район, поддерживая постоянную связь на УКВ. В двух милях от мелководного берега Зеленогорска БДК передал потерпевшего силам МЧС, которые ошвартовали катер в акватории зеленогорского яхт-клуба около 20:00.

2 сентября корабль прибыл в Калининград для устранения выявленных замечаний. Но, к сожалению, ожидаемого в этом году ввода корабля в состав ВМФ может не состояться. Замеры уровней физических полей показали, что токи, создаваемые в размагничивающих обмотках, не обеспечивают заявленных в техническом задании величин электромагнитного поля. Тому виной ошибочный выбор марки и сечения токоведущих кабелей. Для их замены потребуется постановка корабля в сухой док и проведение сложных корпусных работ.

Тактико-технические характеристики корабля.
Водоизмещение полное – 6000 тонн.
Главные размерения (макс. длина х ширина х осадка) – 120х16,5х5,0 метров.
Скорость полного хода без груза – 18 узлов.
Дальность плавания скоростью 16 узлов – 3500 миль.
Экипаж – 100 человек.
Автономность – 30 суток.
РЛС – МР-352 «Подитив».

Кормовая аппарель.

Над приваренными буквами наименованием корабля проложен кабель-проводник устройства снятия с мели.

Вид на носовую надстройку и ходовой мостик.

Якорное устройство.

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Дуэт», изготавливаемая «АК «Туламашзавод». На баке с правого борта видна площадка, на которую по первоначальному проекту планировалось установить пусковую установку А-215 «Град-М».

Вид на носовую надстройку и антенные посты.

Ходовой мостик. В центре – место вахтенного рулевого.

Левая часть мостика. Оптико-электронный блок УВ-450 системы внешнего наблюдения и целеуказания. Регулировка изображения и наведение визира осуществляется с помощью джойстика.

Вид с ходового мостика на бак корабля и носовую артиллерийскую установку.

Установка 120-мм комплекса выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» и корабельный прожектор.

Вид на правое крыло мостика.

Вид на шкафут левого борта, выход на крыло мостика.

Интерьер столовой личного состава.

Вид на носовую надстройку с крыши вертолетного ангара.

Вид на вертолетную площадку и кормовую надстройку. Кормовая надстройка сформирована вокруг вертолетного ангара, в ней расположены медицинский блок, воздуховоды и газоходы машинного отделения, подбашенные отделения кормовых артиллерийских установок и пост управления полетами.


БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «ИВАН ГРЕН» ПРОЕКТА 11711

LARGE LANDING SHIP «IVAN GREN» PROJECT 11711

16.04.2019


Два больших десантных корабля (БДК) проекта 11711, о закладке которых 9 апреля объявил министр обороны Сергей Шойгу, получат названия «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». Об этом в понедельник сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
«Решением заказчика два новых БДК проекта 11711, о закладке которых недавно сообщил министр, будут носить имена «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», — сообщил собеседник агентства.
9 апреля на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны сообщил, что 23 апреля на судостроительном заводе «Янтарь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) в Калининграде будут заложены два больших десантных корабля проекта 11711 типа «Иван Грен». По словам Шойгу, новые корабли «планируется ввести в состав ВМФ до 2025 года».
Владимир Андреев — советский адмирал, участник Великой Отечественной войны. С апреля 1943 года командовал Северо-Тихоокеанской военной флотилией. Отличился успешной десантной операцией по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в августе-сентябре 1945 года, проведенной под его руководством.
Василий Трушин — советский военачальник, генерал-майор, Герой Советского Союза. В августе 1945 года отличился во время успешной десантной операции по захвату города и японской военно-морской базы Сейсин на территории нынешней КНДР. 14 сентября 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с японскими войсками, удостоен звания Героя Советского Союза.
ТАСС

18.04.2019


Первый экспедиционный корабль на базе большого десантного корабля «Иван Грен» должен быть построен к 2024 году, однако его необходимо перепроектировать. Об этом в среду журналистам сообщил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов на экспертном заседании по экспортному потенциалу российской судостроительной продукции.
«Нас торопят, мы хотим закончить все в 2024 году. Но это такая тяжелая история, потому что его придется перепроектировать», — сказал Рахманов, отметив, что речь идет именно о постройке экспедиционного корабля на базе «Ивана Грена».
ТАСС

24.04.2019


В Калининграде, на Прибалтийском судостроительном заводе (ПСЗ) «Янтарь» прошла торжественная церемония закладки двух больших десантных кораблей (БДК) проекта 11711 получивших имена «Владимир Андреев» и «Василий Трушин».
В торжественных мероприятиях, которые состоялись в одном из эллингов судостроительного предприятия приняли участие заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин, командующий Балтийским флотом адмирал Александр Носатов, работники завода, представители ВМФ РФ, Объединённой судостроительной корпорации, духовенства и органов власти Калининградской области.
Вице-адмирал Игорь Мухаметшин и адмирал Александр Носатов под звуки военного оркестра прикрепили закладные таблички на секции будущих кораблей.
Десантные корабли проекта 11711 предназначены для высадки десанта, перевозки техники и оборудования. На них могут поместиться 13 основных танков, 36 БТР или БМП, либо 300 военнослужащих десанта. На вооружении стоят шестиствольные автоматические пушки калибра 30 миллиметров. Длина корабля — 120 метров, ширина — 16,5. Головной корабль «Иван Грен» вошёл в состав ВМФ РФ в июне 2018 года.
Владимир Андреев — советский адмирал, участник Великой Отечественной войны. Он командовал Северо-Тихоокеанской военной флотилией и провел успешную десантную операцию по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в августе-сентябре 1945 года.
Под руководством Героя Советского Союза генерал-майора Василия Трушина в августе 1945 года прошла десантная операция по захвату города и японской военно-морской базы Сейсин на территории нынешней КНДР.
Пресс-служба Западного военного округа