Биографии Характеристики Анализ

По какому морю прибыли варяги на русь. Образование государства русь

Судя по древним сведениям, под варяжскими населениями или викингами понимали тех воинов и бойцов, которые относились к скандинавскому происхождению. Причем в страхе от их действий находились многие европейские страны: Англия, Франция, Испания, Италия и так далее.

При этом их часто нанимали в качестве военных, особенно когда у правителей разных государств намечались междоусобные войны. Князья Руси не были исключением, так как также часто призывали к себе на службу воинственных представителей частей земли, расположенных на крайнем севере.

Кто они - варяги

Самые первые упоминания о варягах относятся к девятому веку. Причем именно скандинавские племена открыли многие торговые пути, особенно знаменит путь к грекам, но такой же популярностью пользуются торговые пути на Русь. Ведь именно славянские земли поразили их своим богатством и количеством городов.

Как правило, судя по многих древним сказаниям, викинги и варяги нам известны как разорители земель, которые в буквальном смысле изгоняли коренных жителей. Тем не менее, сами эти войны никогда не образовывали своих поселений на захваченных землях. Во многих сказаниях, несмотря на свою кровожадность, скандинавские варяги и другие представители северных территорий все-таки были гостями на Руси, даже пускай не всегда приглашенными и желанными. Они были или купцами, или торговыми представителями, или военными наемниками и так далее.

Наемники со стороны

На Руси варяги возникли в большей степени в качестве военных наемников, так как в своих странах часто не хватало земель для обработки. Существует такая знаменитая легенда про скандинава Рюрика и его братьев. При этом она достаточно спорная, ведь по легенде именно он со своими приверженцами организовал на землях славян Русь. Но тут есть некое опровержение, так как сказку придумала сама знать того времени, что бы рассказывать своим подданным об особом происхождении.

То есть, появление викингов и варяг на Руси могло осуществиться по двум направлениям. Но вот больший вес имеет версия с наемными воинами, которых приглашали к себе в армию за вознаграждение. При этом, в качестве оплаты их труда не всегда использовалось золото и серебро.

Часто таким наемным служащим так же отделяли часть своих земель, угодий как охотничьих, так и рыболовных. Причем для варяг законы и правила Руси были так же обязательными: они в супруги могли выбирать себе славянок, могли участвовать в мероприятиях, традициях и так далее. Причем стоит отметить, что иногда варяги настолько длительно жили на Руси, что порой не помнили свое родное произношение.

Заметка: если вас интересует ваше будущее, тогда на сайте worldluxrealty.com вы найдете гороскоп на 2016 год и сможете узнать что готовит вам следующий год.


Гардарики. История древней Руси. Сражения и Битвы славянских богов

Древние источники, дошедшие до нас, под варягами или викингами имеют в виду воинов скандинавского происхождения, которые наводили ужас на средневековую Англию, Францию, Германию, Испанию, Италию и другие страны. Служили они также военными наемниками, которых правители приглашали во время междоусобных войн. Например, при дворе византийского императора служили норманнские воины. Князья Древней Руси так же приглашали на службу воинственных северных соседей.

Первое упоминание о варягах на территории появляются в IX в. Скандинавы открыли для себя не только знаменитый торговый путь "из варяг в греки”, но и богатую страну Русь, которая поразила их количеством и богатством городов. Отсюда и название нашей страны в древнескандинавских сказаниях - "Гардарик”. Вызывает много споров легенда о приходе на древнерусские земли варяга или , но именно скандинава, Рюрика с братьями, которые и основали на славянских землях государство Русь. Такая легенда понадобилась русской средневековой знати – князьям, боярам, церковникам. Им так же, как и представителям феодальной власти в любой другой стране, необходимо было внушить своим поданным, что они отличаются от остальных своим происхождением. Свою исключительность необходимо было усилить и подкрепить. Считается основной причиной появления на свет легенды о происхождении русских князей от знатного рода скандинавского конунга Рюрика. Это давало право потомкам Рюрика и братьев кичиться, отделяя себя от прочих, утверждая, что они "белая кость”, а в их жилах течет "голубая кровь”. Именно этой теории появления в первой русской летописи "Повесть временных лет” легенды о происхождении древнерусского государства от заморских варягов, великий русский ученый М.В.Ломоносов противопоставляет собственную теорию появления варягов на древнеславянских землях.

Исходя из мировой истории, кровожадные викинги разоряли, жгли, сгоняли коренное население, но нигде не образовывали государства. С чего бы им начать этим заниматься на землях тех славянских племен, которые проживали в то время на территории Древней Руси? Кроме того, известно, что даже миссионеры использовали в своей практике оружие, а не только Библию. А вот про варягов в древнерусских летописях, на которые опираются приверженцы происхождения Руси от норманнов, нет описания их кровожадности. Они, скорее гости, пусть не всегда желанные, но именно гости – купцы, торговцы, военные наемники. Нехватка собственных земель, которые были пригодны для обработки, заставляла многих знатных скандинавов отправляться на поиски лучшей, более сытой жизни далеко за моря. Чаще всего в роли военных наемников. Именно в такой роли появились древние скандинавы – варяги и на Руси.

Вольный город Новгород, который сам решал, какой князь будет им править, пригласил Рюрика с дружиной к себе на службу. Именно на службу, за которую им платили вознаграждение. Вознаграждение это не только деньги, золото, серебро. Это могли быть земельные, охотничьи и рыболовные угодья. Для варяжских наемников законы Руси были также обязательны. Они могли жениться на славянках, принимать славянские обычаи. Очень часто варяги настолько прочно оседали на новой родине, что забывали родной язык. Все археологические находки, связанные с древними скандинавами, находят только в крупных городах, которые были расположены на торговом пути "из варяг в греки”. Поэтому не было никакого массового расселения варягов в Древней Руси. Скорее, это можно трактовать как ассимиляцию, хотя М.В. Ломоносов не считал, что варяги скандинавы, а относил их к племенам таких же восточных славян, какие населяли и Древнюю Русь.

Вопрос о происхождении термина «варанг/варяг» основательно запутан. К числу наиболее распространенных относятся два заблуждения: что этот термин возник в древней Руси и что он обозначал преимущественно скандинавов. Между тем то и другое неверно. На Руси слово «варяг» не раньше второй половины XI в., то есть позднее, чем в Византии и даже на арабском Востоке. Более того, анализ источников показывает, что первое в средневековой литературе упоминание народа «варанков» и «моря Варанк» («Варяжского моря») принадлежит арабоязычному автору — среднеазиатскому ученому аль-Бируни («Канон об астрономии и звездах», 1030 г.), который почерпнул свои сведения из Византии.

В свою очередь, скандинавские саги тождество «варягов» и викингов. Древнерусский термин «варяг» был известен в Скандинавии в форме «вэринг» (vaering). Но слово это пришло в скандинавские языки извне. И более того, вэринги в сагах в большинстве случаев отличаются от норманнов-викингов.

На Руси термин «варанг/варяг», прежде чем приобрести расширительное значение «выходец из заморья», прилагался преимущественно к жителям славянского Поморья. Так, во вводной части «Повести временных лет» варяги «приседят» к морю Варяжскому, в соседстве с ляхами, пруссами и чудью — населением южного берега Балтики. В Никоновской летописи «варяжская русь» Рюрика приходит «из немец». В договоре 1189 г. Новгорода с Готским берегом этими же «немцами» предстают варяги — жители ганзейских городов Балтийского Поморья, то есть бывших славянских земель, колонизованных в XI-XII вв. германскими феодалами. Наконец, Ипатьевская летопись (Ермолаевский список) прямо сообщает в статье под 1305 г., что «Поморие Варязское» находится за «Кгданьском» (польским Гданьском, немецким Данцигом), то есть опять же в бывшем славянском Поморье.

Арабские писатели в своих известиях о народе «варанков» практически русских летописцев. По их представлениям, народ «варанков» жил на южном побережье Балтийского моря, в его славянском регионе. Наконец, византийский хронист Никифор Вриенний во второй четверти XII в. записал, что варанги-«щитоносцы» происходили «из варварской страны вблизи Океана и отличались издревле верностью византийским императорам». Оборот «вблизи Океана» подразумевает именно южный, а не скандинавский берег Балтики.

Однако, несмотря на то, что термин «варанг/варяг» наделялся определенным этническим содержанием, славянского племени с таким названием никогда не существовало. Между тем слово «варяг» бытовало прежде всего в славянской среде Балтийского Поморья и, более того, обладало неким символическим смыслом. В одном месте у Саксона Грамматика можно прочитать о славянском князе Варизине (Warisin, то есть Варязин, Варяг), побежденном датским конунгом Омундом в Ютландии вместе с шестью другими славянскими князьями. Употребление слова «варяг» как имени собственного убедительно свидетельствует о его священном значении у славян.

Прояснить это значение помогает одна филологическая находка графа И. Потоцкого, который в 1795 г. опубликовал в Гамбурге словарь еще сохранявшегося в XVIII в. древанского наречия (древане — славянское племя, на чьей земле возник Гамбург). В нем среди уцелевших древанских слов оказалось слово «варанг» (warang) — «меч» (Гедеонов С. А. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. 1862-64. Т. II. С. 159-160. Он же. Варяги и Русь. СПб., 1876. С. 167-169 ).

Слову «варанг» суждены были долгие приключения.

Византийцы, по-видимому, познакомились с ним достаточно рано, услыхав его из уст поморских славян, поступавших вместе с русами на византийскую службу, или от самих русов. Впрочем, в Константинополе оно не было в ходу, по крайней мере, до конца Х в. («варанги» еще отсутствуют в списке императорских наемников у Константина Багрянородного). Но звучное иностранное слово не осталось незамеченным. На рубеже X - XI вв. константинопольское простонародье сделало его нарицательным, что явствует из слов византийского писателя Иоанна Скилицы о том, что варанги «назывались так на простонародном языке». В пользу этой датировки говорит и употребление слова «варанк» в «Каноне об астрономии и звездах» аль-Бируни.

Отсюда следует, что термин «варанг» для обозначения отряда наемников возник в Византии, а не на Руси и не в Скандинавии. Из сообщений средневековых авторов известно, что славяне и русы почитали меч в качестве священного предмета; в частности, на нем приносились клятвы. Поэтому известие Потоцкого дает право считать, что под варангами греки подразумевали меченосцев, давших клятву верности на мече, иначе говоря, славянских дружинников-телохранителей (отсюда славянское слово «варить» — оберегать, защищать). Чиновники императорской канцелярии лишь узаконили это словечко из местного «арго» в качестве официального термина государственных документов — хрисовулов* , а византийские писатели XII столетия ввели его в «высокую» литературу. Между тем в греческом языке оно ничего не означает и, следовательно, является заимствованием. Буквальное его совпадение с древанским «варанг» доказывает, что на рубеже Х - XI вв. наемные славяне-венды в Византии стали называться по роду их оружия «меченосцами» — «варангами»**. Подтверждением тому служат и сведения средневековых арабских писателей, почерпнутые большей частью от византийцев, о «народе варанк» на южном берегу Балтики.

*Хрисовулы — указы византийских императоров. Варанги упоминаются в хрисовулах 60 - 80-х гг. XI в., которые освобождали дома, поместья, монастыри, по просьбе их владельцев и настоятелей, от постоя наемных отрядов. Последние перечислены в следующем порядке: хрисовул 1060 г. указывает «варангов, рос, саракинов, франков»; хрисовул 1075 г. — «рос, варангов, кульпингов [древнерусских колбягов], франков, булгар или саракинов»; хрисовул 1088 г. — «рос, варангов, кульпингов, инглингов, франков, немицев, булгар, саракин, алан, обезов, “бессмертных” (отряд византийской гвардии, чей численный состав всегда оставался неизменным — выбывшие из него воины немедленно заменялись другими. — С. Ц .) и всех остальных, греков и чужеплеменников». Примечательно, что, варанги постоянно соседствуют с росами, как выходцы из одного региона.
**Здесь уместно заметить, что характерным оружием викингов и вообще народов Северной Европы был не меч, а секира. Наемников-норманнов византийские писатели называют «секироносцами»; они же именуют кельтов с Британских островов — «секироносными бриттами».

Видимо, потребность в новом термине появилась у греков в связи с необходимостью различать старых «росов-франков» от новых — многочисленного корпуса киевских русов, направленных в 988 г. князем Владимиром на помощь императору Василию II.

В дальнейшем слово «варанг» в Византии получило значение «верный», «принесший клятву верности» — от обычая поморских славян клясться на мече. В этом значении оно и вошло в византийские хроники. Со второй половины XI в., когда приток поморских славян в Константинополь резко сократился, имя варангов было перенесено на жителей Британских островов, преимущественно кельтов-бриттов. По словам Скилицы, «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков».

В свое время В. Г. Васильевский убедительно показал, что норманнское завоевание Англии в 1066 г. должно было вызвать значительную англо-саксонскую эмиграцию. Но островные бритты испытывали еще большие притеснения, так как наряду с национальным угнетением их коснулись еще и религиозные гонения. В 1074 г. папа Григорий VII предал анафеме женатых священников. Это был выпад не столько против греческой церкви, сколько против церкви бритто-ирландской, которая жила по особому уставу, позволявшему, в частности, монахам жить с семьями и передавать кафедры по наследству от отца к сыну. Спустя еще десятилетие, в 1085 г., Григорий VII фактически ликвидировал самостоятельность бритто-ирландской церкви. Поэтому массовая эмиграция в первую очередь коснулась не англо-саксов, а бриттов и других кельтов, продолжавших придерживаться своих верований (см.: Васильевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. Труды. СПб., 1908. Т. 1 ).

Бритты, естественно, вливались в славянский корпус варангов на протяжении многих лет и далеко не сразу получили в нем численное преимущество. Важную роль в «оваряживании» бриттов сыграла их конфессиональная принадлежность. Славянские наемники, как правило, принимали в Константинополе христианство греческого образца. Русы, а потом и варанги имели в византийской столице особую церковь, которая называлась Варяжской Богородицей и была расположена при западном фасаде храма Святой Софии. Найдены свидетельства, что она принадлежала Константинопольскому патриархату.
Преследуемые Римской церковью бритты, поступая в корпус варангов, также молились в этом храме и вообще легко находили общий язык с православием, чему способствовали некоторые общие черты ирландской и греческой Церквей: допущение брака для священников, причащение мирян под двумя видами (вина и хлеба), отрицание чистилища и т. д. Конфессиональная близость бриттов православию привела к тому, что они унаследовали прозвище славян-вендов — «варанги», в значении «верные», ибо никакие другие наемники в Византии не исповедовали греческой веры.

Византийские авторы XII столетия уже позабыли об этнической принадлежности первых, настоящих варангов-меченосцев и сохранили только смутные воспоминания, что они жили в какой-то «варварской стране близ Океана» и что они чем-то родственны «росам», рядом с которыми варанги и продолжали упоминаться в исторических сочинениях и документах. Зато арабские писатели, получившие в XI в. от византийцев сведения о варангах (поморских славянах), закрепили эти знания в качестве устойчивой литературной традиции о «море варанков» и «народе варанков» — «славянах славян», живущих на южном побережье Балтики (такая обработка и передача из поколения в поколение известий, полученных однажды из первоисточника, вообще характерна для арабской географической и исторической литературы об отдаленных землях и народах).

На Руси термин «варанг» в форме «варяг» сделался известен в первой половине XI в., то есть в то время, когда он еще обозначал наемников из славянского Поморья. В пользу такой датировки говорят некоторые древнерусские тексты, как Ермолаевский список Ипатьевской летописи, в котором «Поморие Варяжское» равнозначно землям поморских славян.
Память об их присутствии поморских «варягов» сохранилась в средневековом названии нынешнего поселка Черноморское — Варанголимен (Varangolimen). В «Книге о древностях Российского государства» (конец XVII в.) также говорится о варягах, живших еще до основания Киева на берегах Теплого (Черного) моря.

Но затем в связи с исчезновением славян-вендов из византийского варяжского корпуса и начавшимся активным онемечиванием славянского Поморья прежнее его значение было забыто. Для Нестора «варяг» — это уже «наемный воин» или просто «выходец из заморья». Впрочем, и в XII в. все еще сохраняется неясное воспоминание об этническом значении термина: летопись помещает варягов, как этнос, на южное побережье Балтики, к западу от ляхов и пруссов, а новгородцы в договорной грамоте с Готским берегом именуют варягами ганзейских купцов, обитающих опять же на территории бывшего славянского Поморья.
Однако характерно, что русские люди XII столетия уже не могут четко отделить новые значения слова «варяг» от старого. Поэтому, когда Нестор попытался определить Рюрикову «русь» посредством термина «варяги», причем взятом в современном для летописца значении «житель заморья» («ибо звались те варяги «русь», яко другие зовутся «свеи», другие же «урманы», «англяне», иные «готы»), этот непредумышленный анахронизм стал причиной многовекового историографического заблуждения, породив пресловутый «варяжский вопрос», который, по удачному выражению кого-то из историков, сделался настоящим кошмаром начальной русской истории.