Биографии Характеристики Анализ

Почему луна спутник. Лунные тайны: почему спутник так важен для земли? Физические характеристики Луны

Луна – спутник планеты Земля в Солнечной системе: описание, история исследования, интересные факты, размер, орбита, темная сторона Луны, научные миссии с фото.

Выберитесь подальше от городских огней темной ночью и полюбуйтесь на прекрасное лунное сияние. Луна - это единственный земной спутник, выполняющий вращение вокруг Земли более 3.5 млрд. лет. То есть, Луна сопровождает человечество с момента его появления.

Из-за яркости и доступности в прямом наблюдении спутник отразился во многих мифах и культурах. Некоторые думали, что это божество, а другие пытались использовать, чтобы предсказывать события. Давайте внимательно рассмотрим интересные факты о Луне.

Нет никакой «темной стороны»

  • Существует много историй, где фигурирует обратная сторона Луны. В реальности обе стороны получают одинаковый объем солнечного освещения, но лишь одно из них доступно для земного обзора. Дело в том, что время осевого лунного вращения совпадает с орбитальным, а значит он повернут к нам одним боком всегда. Но «темную сторону» мы исследуем космическими аппаратами.

Луна влияет на земные приливы

  • Из-за гравитации Луна создает две выпуклости на нашей планете. Одна находится на повернутой к спутнику стороне, а вторая – на обратной. Эти выступы вызывают высокие и низкие приливы по всей Земле.

Луна пытается сбежать

  • Каждый год спутник отдаляется от нас на 3.8 см. Если так продолжится и дальше, то через 50 млрд. лет Луна просто сбежит. На тот момент она будет тратить 47 дней на орбитальный пролет.

Вес на Луне гораздо меньший

  • Луна уступает земной гравитации, поэтому вы будете весить на 1/6 меньше на спутнике. Именно поэтому астронавтам приходилось передвигаться прыжками, как кенгуру.

На Луне побывало 12 астронавтов

  • В 1969 году первый на спутник шагнул Нил Армстронг в период миссии Аполлон-11. Последним стал Юджин Сернан в 1972 году. С тех пор к Луне отправляют только роботов.

Нет атмосферного слоя

  • Это значит, что поверхность Луны, как видно на фото, лишена защиты от космического излучения, метеоритных ударов и солнечного ветра. Также заметны серьезные температурные колебания. Вы не услышите звуков, а небо всегда кажется черным.

Есть землетрясения

  • Создаются земной гравитацией. Астронавты использовали сейсмографы и выяснили, что в нескольких километрах под поверхностью есть трещины и разрывы. Полагают, что спутник обладает расплавленным ядром.

Первый аппарат прибыл в 1959 году

  • Первым на Луне побывал советский аппарат Луна-1. Он пролетел мимо спутника на удаленности в 5995 км, а затем вышел на орбиту вокруг Солнца.

Стоит на 5-й позиции по величине в системе

  • В диаметре земной спутник простирается на 3475 км. Земля в 80 раз крупнее Луны, но их возраст примерно одинаковый. Главная теория заключается в том, что в начале формирования в нашу планету врезался крупный объект, вырвавший материал в пространство.

Мы снова отправимся к Луне

  • НАСА планирует создать на лунной поверхности колонию, чтобы там всегда были люди. Работы могут начаться уже в 2019 году.

В 1950-м году планировали взорвать на спутнике ядерную бомбу

  • Это был тайный проект времен холодной войны – проект А119. Это бы показало значительный перевес одной из стран.

Размер, масса и орбита Луны

Следует изучить характеристику и параметры Луны. Радиус составляет 1737 км, а масса – 7.3477 х 10 22 кг, поэтому во всем уступает нашей планете. Однако, если сопоставлять с небесными телами Солнечной системы, то видно, что по размеру довольно крупная (на второй позиции после Харона). Показатель плотности – 3.3464 г/см 3 (на втором месте среди лун после Ио), а гравитация – 1.622 м/с 2 (17% от земной).

Эксцентриситет – 0.0549, а орбитальный путь охватывает 356400 – 370400 км (перигелий) и 40400 – 406700 км (афелий). На полный обход вокруг планеты уходит 27.321582 дней. К тому же спутник находится в гравитационном блоке, то есть всегда смотрит на нас одной стороной.

Физические характеристики Луны

Полярное сжатие 0,00125
Экваториальный 1738,14 км
0,273 земных
Полярный радиус 1735,97 км
0,273 земных
Средний радиус 1737,10 км
0,273 земных
Окружность большого 10 917 км
Площадь поверхности 3,793·10 7 км²
0,074 земных
Объём 2,1958·10 10 км³
0,020 земных
Масса 7,3477·10 22 кг
0,0123 земных
Средняя плотность 3,3464 г/см³
Ускорение свободного

падения на экваторе

1,62 м/с²
Первая космическая

скорость

1,68 км/с
Вторая космическая

скорость

2,38 км/с
Период вращения синхронизирован
Наклон оси 1,5424°
Альбедо 0,12
Видимая звёздная величина −2,5/−12,9
−12,74 (при полной Луне)

Состав и поверхность Луны

Луна повторяет Землю и также располагает внутренним и внешним ядром, мантией и корой. Ядро – сплошная железная сфера, простирающаяся на 240 км. Вокруг нее сосредоточено внешнее ядро из жидкого железа (300 км).

Также в мантии можно обнаружить магматические породы, где железа больше чем у нас. Кора простирается на 50 км. Ядро охватывает всего 20% от всего объекта и вмещает не только металлическое железо, но и небольшие примеси серы и никеля. Можете увидеть, как выглядит строение Луны на схеме.

Ученым удалось подтвердить наличие на спутнике воды, большая часть которой сосредоточена на полюсах в затененных кратерных формированиях и подповерхностных водохранилищах. Думают, что она появилась из-за контакта спутника с солнечным ветром.

Лунная геология расходится с земной. Спутник лишен плотного атмосферного слоя, поэтому на нем нет погоды и ветровой эрозии. Небольшой размер и низкая гравитация приводят к быстрому охлаждению и отсутствию тектонической активности. Можно отметить огромное количество кратеров и вулканов. Повсюду хребты, морщины, нагорья и впадины.

Сильнее всего замечается контраст между яркими и темными территориями. Первые именуют лунными возвышенностями, а вот темные – моря. Нагорья сформировались магматическими породами, представленными полевым шпатом и следами магния, пироксена, железа, оливина, магнетита и ильменита.

Базальтовая порода легла в основу морей. Часто эти участки совпадают с низинами. Можно отметить каналы. Они бывают дугообразными и линейными. Это лавовые трубы, охлажденные и разрушенные с момента вулканической спячки.

Интересная особенность – лунные купола, созданные выбросом лавы в вентиляционные отверстия. Они обладают пологими склонами, и диаметром в 8-12 км. Морщины появились из-за сжатия тектонических плит. Большинство встречается на территории морей.

Примечательная особенность нашего спутника – ударные кратеры, формирующиеся при падении крупных космических камней. Кинетическая ударная энергия формирует ударную волну, приводящую к депрессии, из-за чего вырывается много материала.

Кратеры простираются от небольших ям до 2500 км и глубины 13 км (Айткен). Самые крупные появились в ранней истории, после чего начали уменьшаться. Можно отыскать примерно 300000 углублений с шириной в 1 км.

Кроме того, интерес представляет лунная почва. Она сформировалась из-за ударов астероидов и комет миллиарды лет назад. Камни раскрошились в мелкую пыль, которая покрыла всю поверхность.

Химический состав реголита отличается в зависимости от позиции. Если в горах много алюминия и двуокиси кремния, то моря способны похвастаться железом и магнием. Геологию исследовали не только телескопическими наблюдениями, но и анализом образцов.

Атмосфера Луны

У Луны есть слабый слой атмосферы (экзосфера), из-за чего показатель температуры сильно колеблется: от -153°C до 107°C. Анализ показывает наличие гелия, неона и аргона. Первые два создаются солнечными ветрами, а последний – распад калия. Также есть данные о замороженных водных запасах в кратерах.

Формирование Луны

Есть несколько теорий появления земного спутника. Некоторые думают, что все дело в гравитации Земли, которая притянула уже готовый спутник. Они вместе сформировались в солнечном аккреционном диске. Возраст – 4.4-4.5 млрд. лет.

Главная теория состоит в ударе. Полагают, что в прото-Землю влетел крупный объект (Тейя) 4.5 млрд. лет назад. Вырванный материал начал вращаться по нашему орбитальному пути и сформировал Луну. Это подтверждают и компьютерные модели. К тому же проверенные образцы показали практически идентичные с нами изотопные композиции.

Связь с Землей

Луна вращается вокруг Земли за 27.3 дней (звездный период), но оба объекта перемещаются вокруг Солнца одновременно, поэтому на одну фазу для Земли спутник тратит 29.5 дней (известные фазы Луны).

Присутствие Луны оказывает воздействие на нашу планету. Прежде всего речь идет о приливных эффектах. Мы замечаем это при повышении уровня моря. Земное вращение происходит в 27 раз быстрее лунного. Океанические приливы также усиливаются фрикционным сцеплением воды с земным вращением через океанические полы, водной инерцией и колебанием бассейнов.

Угловой момент ускоряет лунную орбиту и поднимает спутник выше с более длительным периодом. Из-за этого дистанция между нами возрастает, а земное вращение замедляется. В год спутник отходит от нас на 38 мм.

В итоге мы достигнем взаимной приливной блокировки, повторяя ситуацию Плутона и Харона. Но на это уйдут миллиарды лет. Так что скорее Солнце станет красным гигантом и поглотит нас.

Приливы отмечаются и на лунной поверхности с амплитудой в 10 см в течение 27 дней. Кумулятивный стресс приводит к лунным лучам. И они длятся дольше на час, потому что нет воды, способной заглушить вибрации.

Не будем забывать о таком великолепном событии, как затмение. Это случается, если Солнце, спутник и наша планета выстраиваются в прямую линию. Лунное появляется, если полная Луна показывается за земной тенью, а солнечное – Луна расположена между звездой и планетой. При полном затмении можно рассмотреть солнечную корону.

Лунная орбита расположена под наклоном в 5° к земной, поэтому затмения происходят в определенные моменты. Спутнику нужно находиться возле пересечения орбитальных плоскостей. Периодичность охватывает 18 лет.

История наблюдений за Луной

Как же выглядит история исследования Луны? Спутник расположен близко и заметен в небе, поэтому за ним могли следить еще доисторические жители. Ранние примеры записи лунных циклов начинаются в 5-м веке до н. э. Это сделали ученые в Вавилоне, отметившие 18-летний цикл.

Анаксагор из Древней Греции верил, что Солнце и спутник выступают масштабными сферическими скалами, где Луна отражала солнечный свет. Аристотель в 350 г до н.э. считал, что спутник является границей между сферами элементов.

О связи приливов и Луны заявил Селевк во 2-м веке до н.э. Также он думал, что высота будет зависеть от лунного расположения по отношению к звезде. Первую удаленность от Земли и размер добыл Аристарх. Его данные улучшил Птолемей.

Предсказывать лунные затмения начали китайцы в 4-м веке до н.э. Они уже тогда знали, что спутник отражает солнечный свет и выполнен в сферической форме. Альхазен говорил, что солнечные лучи не обиваются зеркально, а излучаются из каждого лунного участка во всех направленностях.

До момента появления телескопа все верили, что видят сферический объект, а также совершенно гладкий. В 1609 году появляется первый набросок от Галилео Галилея, который изобразил кратеры и горы. Это и наблюдения прочих объектов помогли продвинуть гелиоцентрическую концепцию Коперника.

Развитие телескопов привело к детализации поверхностных особенностей. Все кратеры, горы, долины и моря получили наименования в честь ученых, художников и видных деятелей. До 1870-х гг. все кратеры считались вулканическими формированиями. Но только позже Ричард Проктор предположил, что они могут быть следами от ударов.

Изучение Луны

Космическая эпоха лунных исследований позволила ближе взглянуть на соседа. Холодная война между СССР и США стала причиной того, что все технологии развивались быстро, а Луна стала главной целью исследований. Началось все с запусков аппаратов, а закончилось человеческими миссиями.

В 1958 году стартовала советская программа «Луна», где первые три зонда разбились об поверхность. Но уже через год страна успешно доставляет 15 аппаратов и добывает первые сведения (информация о гравитации и снимки поверхности). Образцы доставили миссиями 16, 20 и 24.

Среди моделей были и инновационные: Луна-17 и Луна-21. Но советскую программу закрыли и зонды ограничились лишь съемкой поверхности.

В НАСА запуск зондов стартовал в 60-х гг. В 1961-1965-х гг. действовала программа Рейнджер, которая создавала карту лунного ландшафта. Далее в 1966-1968-х гг. высаживали роверы.

В 1969 году случилось настоящее чудо, когда астронавт Аполлона-11 Нил Армстронг сделал первый шаг на спутнике и стал первым человеком на Луне. Это была кульминация для миссии Аполлон, которая изначально нацеливалась на человеческий полет.

На миссиях Аполлон-11-17 побывало 13 астронавтов. Они сумели добыть 380 кг породы. Также все участники занимались различными исследованиями. После этого наступило длительное затишье. В 1990-м году Япония стала третье страной, которой удалось установить свой зонд над лунной орбитой.

В 1994 году США отправляют корабль Климентину, который занимался созданием масштабной топографической карты. В 1998 году разведчик сумел отыскать ледяные залежи в кратерах.

В 2000-м году многие страны загорелись желанием исследовать спутник. ЕКА отправили корабль SMART-1, который впервые детально проанализировал химический состав в 2004 году. Китай запустил программу Чаньэ. Первый зонд прибыл в 2007 году и пробыл на орбите 16 месяцев. Второй аппарат сумел запечатлеть также прилет астероида 4179 Тутатис (декабрь 2012 года). Чаньэ-3 в 2013 году спустил на поверхность ровер.

В 2009 году на орбиту вышел японский зонд Кагуя, изучающий геофизику и создавший два полноценных видео-обзора. С 2008-2009 года на орбите вращалась первая миссия от индийской ISRO Чандраян. Они смогли создать химическую, минералогическую и фотогеологическую карты в высоком разрешении.

НАСА в 2009 году использовали аппарат LRO и спутник LCROSS. Внутреннюю структуру рассматривали еще два дополнительных ровера НАСА, запущенные в 2012 году.

Договор между странами гласит, что спутник остается общим владением, поэтому все страны могут запускать туда миссии. Китай активно готовит проект по колонизации и уже тестирует свои модели на людях, которых закрывают на длительное время в специальные купола. Не отстает и Америка, которая также намерена заселить Луну.

Воспользуйтесь ресурсами нашего сайта, чтобы рассмотреть красивые и качественные фото Луны в высоком разрешении. Полезные ссылки помогут узнать максимально известный объем информации о спутнике. Чтобы понять, какая Луна сегодня, просто перейдите в соответствующие разделы. Если не можете купить телескоп или бинокль, то посмотрите на Луну в онлайн телескоп в режиме реального времени. Картинка постоянно обновляется, демонстрируя кратерную поверхность. Сайт также отслеживает фазы Луны и ее положение на орбите. Есть удобная и увлекательная 3D-модель спутника, Солнечной системы и всех небесных тел. Ниже расположена карта лунной поверхности.

Спутники Земли: от искусственного до естественного

Астроном Владимир Сурдин об экспедициях на Луну, месте посадки «Аполлон-11» и снаряжении космонавтов:

Нажмите на изображение, чтобы его увеличить

Спустя более полувека после того, как СССР вывел человечество в космос, РФ еле удерживается в тройке мировых лидеров по количеству запусков, уступая Китаю, который только недавно начал осваивать космос, и США, которые до сих пор не научились делать своих ракетных двигателей и закупают их в РФ. Вчера Известия сообщили, что новое расследование дела в отношении экс-главы подведомственного «Роскосмосу» НПО «Техномаш» может обернуться арестами в рядах руководства госкорпорации.

Бывший и.о. гендиректора компании Дмитрий Панов, которого подозревают в мошенничестве на полмиллиарда рублей, 29 апреля был на два месяца отправлен Замоскворецким судом в СИЗО. По данным следствия, он причастен к хищениям денег, полученных на выполнение гособоронзаказа по техническому перевооружению Пермского порохового завода. Эксперты отмечают, что схема вывода денег, использованная преступной группой, в которую входили в том числе должностные лица «Роскосмоса», была популярна еще в конце 1990-х. По версии следствия, «Техномаш» перевел ничем не примечательному ООО «Москапстрой» более 410 млн рублей. Незадолго до этого компания выиграла тендер на реконструкцию производства смесевого твердого топлива на ФКП «Пермский пороховой завод» и должна была приступить к работам еще в 2017 году. Однако после получения нескольких траншей в качестве аванса субподрядчик своих обязательств не выполнил. Кроме того, по данным следствия, гарантии Генбанка, предоставленные под контракты, оказались фиктивными.

Таким образом, коррупция становится реальной проблемой, из-за которой увеличивается отставание России от ведущих космических держав. Вот таблица запусков в космос по странам:

С такими темпами лет через пять мы будем бороться с Японией и Индией за место в пятерке, тем более, что индийская космическая программа планирует увеличение своего присутствия в космосе в два раза. Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу, и ожидается, что с 2021 года она начнёт собственными силами пилотируемые космические полёты космонавтов-гаганавтов на космическом корабле «Гаганьян» и станет четвёртой космической сверхдержавой. В будущем там предполагается создание аппарата многоразового использования и многоразовой транспортной космической системы нового поколения, а в далёком будущем (после 2025-2030 гг.) - пилотируемые полёты на Луну в кооперации с другими странами или даже самостоятельно.

Нет, планов у нас тоже много и не менее амбициозных, чем индийские, да вот с их реализацией в нынешних реалиях туговато, и чем чаще в какую-то стратегическую сферу приходят «эффективные менеджеры», тем больше там вместо полетов процветает воровство.

Базовая стоимость запуска российской ракеты-носителя «Союз-2.1» с разгонным блоком «Фрегат» составляет около $48,5 млн, или 3 млрд 137,5 млн рублей по нынешнему курсу, сообщила во вторник компания «Главкосмос пусковые услуги». Запомним эту цифру.

Перед нынешним праздником Дня космонавтики Генпрокуратура отчиталась, сколько денег было только похищено на подведомственных предприятиях Роскосмоса и Ростеха. Как говорится в докладе ведомства о состоянии законности и правопорядка в России в прошедшем 2018 году , в ходе проверок были выявлены факты неправомерного распоряжения средствами, которые выделялись на выполнение работ в рамках оборонного заказа, завышения стоимости самих работ, срыва сроков их исполнения, а также другие нарушения. По материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела. «Руководство госкорпорации не только в курсе результатов проверки Генпрокуратурой предприятий промышленности, но и активно содействовало ей. На основании данных материалов на предприятиях ракетно-космической промышленности уже в конце 2018 года приняты исчерпывающие меры для наведения порядка», - заявили в Роскосмосе.

Впрочем, лучше всего масштабы хищений в отрасли показывает строительство так и не достроенного космодрома «Восточный», который должен был стать гордостью и главной площадкой выхода в космос нашей страны. Напомним, космодром начали строить семь лет назад и до сих пор не довели дела до конца (первый пуск ожидался в 2015 году, но был перенесен на весну 2016 года). В очередной раз этой весной Президент Владимир Путин заявил, что стройку надо завершить. «Мы должны располагать независимым доступом в космос с российской территории, и уже в ближайшей перспективе пусковые нагрузки на космодром "Восточный" должны возрасти», - заявил глава российского государства. Президент поторопил завершить строительство комплексов на базе российских космодромов для новейших ракет-носителей «Ангара-А5» и «Ангара-А5М». По мнению Путина, чтобы достроить космодромы «Плесецк» и «Восточный», правительству нужно обратить внимание на расценки. «Уже докладывали несколько раз, что ни одна компания не берётся за завершение работ с этими расценками. Надо как-то реалистично к этому подходить, обоснованно, не завышать, разумеется, ничего», - полагает Президент.

Насчет расценок здесь вопрос отдельный, но если учесть, сколько там уже украдено, то, вернув всего половину, Россия могла бы выйти в лидеры по пускам ракет. По фактам хищений при строительстве космодрома «Восточный» были возбуждены десятки уголовных дел в разных регионах страны. В хищениях обвиняются бывший глава «Дальспецстроя» Юрий Хризман, его сын Михаил Хризман, главный бухгалтер предприятия Владимир Ашихмин и экс-спикер Хабаровской краевой думы Виктор Чудов. Как утверждает Следственный комитет, Юрий Хризман и главный бухгалтер предприятия Владимир Ашихмин злоупотребили должностными полномочиями при использовании авансов по 11 государственным контрактам, что повлекло причинение ущерба РФ в 5,2 миллиарда рублей. В зависимости от роли каждого они обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями и растрате. Несколько уголовных дел было возбуждено в отношении подрядчиков и субподрядчиков «Спецстроя». Глава одной из подрядных фирм Вадим Митряков получил четыре года колонии за хищение 1,3 миллиарда рублей на строительстве объектов транспортного хозяйства. Другой деятель, Анатолий Рязанов, тоже получил четыре года колонии. Вместе с сообщниками он, по материалам дела, украл свыше 1,1 миллиарда рублей на поставках металлоконструкций. http://rapsinews.ru/moscourts_news/20161228/277461800.html Гендиректор проектного института «Ипромашпром» Сергей Островский, по мнению следствия, похитил почти половину из 143 миллионов рублей, выделенных из бюджета на строительство административного комплекса космодрома. Расследование этого уголовного дела продолжается. Ранее Островский уже был приговорен к пяти годам колонии общего режима и штрафу в размере 800 тысяч рублей за совершение аналогичного преступления - хищения денежных средств, выделенных на проектирование космодрома «Восточный», в размере 9,7 млрд рублей.

Более 288 миллионов рублей похитил, по утверждению следователей, бывший гендиректор «Тихоокеанская мостостроительная компания» Виктор Гребнев. По мнению следствия, он заключал заведомо невыгодные для ТМК договоры поручительства, ущерб превысил 130 миллионов рублей. Другой экс-гендиректор ТМК Игорь Нестеренко также похитил на стройке «Восточного» 104,5 миллиона рублей и был осужден на три года колонии. Экс-председатель совета директоров ТМК Сергей Юдин, который, по версии следствия, организовал совершение Юрием Нестеренко хищения денежных средств, был приговорен к трем годам и четырем месяцам лишения свободы в колонии общего режима. В общем, добавляем еще полмиллиарда к ранее известным 9,7 млрд, и сумма украденного увеличивается до 10 млрд рублей.

К концу 2017 года по уголовным делам, возбужденным после прокурорских проверок строительства, осудили 13 человек. 21 февраля 2018 года Симоновский суд Москвы приговорил к срокам от четырех с половиной до восьми лет колонии четырех фигурантов дела о хищении средств при строительстве космодрома «Восточный». И подобные дела возбуждаются снова и снова. А тем временем только доказанная сумма украденного уже превысила 10 млрд рублей. При этом стоимость всего космодрома находится в районе 180 млрд рублей или 3 млрд от стоимости запуска. Но важны в данном случае не деньги, а потерянное время. Украденные средства должны были пойти на строительство и полный ввод космодрома, а значит, увеличение запусков, полезную нагрузки, деньги от запусков, которые должны были пойти на новые разработки, научные программы и новые прорывы. Мы уже потеряли из-за этого много, теперь время наводить порядок, пока не потеряли все. 58 лет назад наши отцы и деды смогли дать человечеству выход в космос, сегодня пора менять подход, а лучше всю систему, чтобы история полета Гагарина была историей начала, а не одной из историй былого величия.

Конспект урока с использованием информационных технологий (ИКТ)

Предмет: окружающий мир.

УМК: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков, развивающее обучение «Система Занкова Л.В.»

Класс : 2

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Тема урока : Луна – спутник Земли.

Продолжительность : 40 мин.

Аннотация: II четверть, изучаемый модуль «Космос», 5 урок.

Методы, приемы, формы:

– словесный (беседа), игровой;
– наглядный (мультимедийная презентация;);
– практические;
– метод самоконтроля;
– проблемный, организация поисковой и исследовательской работы;

Сочетание фронтальной, индивидуальной, групповой и парной формы работы;

Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Цель: расширить знания учащихся о Луне.

Задачи:

Образовательные задачи:

    познакомить со спутником Земли – Луной, с её движением вокруг Земли, размерами и расстоянием от Земли;

    объяснить, почему видимая форма Луны, меняется в течение месяца.

Развивающие задачи:

    развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности;

    развивать умение работать с глобусом, учебным текстом;

    развивать навыки самоконтроля и контроля, навыки практической работы в группах;

    развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

    содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

    прививать уважительное отношение друг к другу;

    формировать эмоционально – положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Ценностные ориентиры: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

    формирование целостного, социально – ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве;

    формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

    вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

    быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные УУД.

Регулятивные УУД:

    совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

    после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

    прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

    оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

    выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

    ориентироваться в своей системе знаний;

    извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

    извлекать информацию, представленную в разных формах (тест, текст, иллюстрация);

    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

    доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

    оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

    слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

    осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

Предметные УУД:

    уметь объяснять значение «Луна – спутник Земли»;

    работать с готовыми моделями (глобус);

    расширить знания о Луне.

Технологии обучения: технология развивающего обучения, технология деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая, технология оценки образовательных достижений.

Оборудование : компьютер, мультимедийная презентация урока, раздаточный материал для работы в группах: оценочные сигнальные карточки, маски для сценки (фазы Луны), словарное слово «кратер».

Ход урока

I .Мотивация к учебной деятельности (дети хором) (слайд 1)

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать

Учимся мы наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать, наша любознательность.

Здравствуйте, ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь. Сейчас у нас урок окружающего мира.

I I . Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы с вами выполним тест, тем самым проверим насколько хорошо вы усвоили тему прошлого урока. (слайд 2 - 7)

Тест (Система контроля и мониторинга качества знаний) PRoClass

    Планеты Солнечной системы изучают...

А) географы;

Б) химики;

В) астрономы;

Г) физики.

    Вокруг Солнца вращаются планеты. Их...

А) 7;

Б) 9;

В) 11.

    Плутон – это...

А) самая большая планета Солнечной системы;

Б) самая маленькая планета Солнечной системы;

В) самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

    Относительно Солнца планеты расположены так:

А) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;

Б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;

В) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

    Что такое Земля?

А) звезда;

Б) планета;

В) пылающий шар.

III . Формулирование темы урока, постановка цели

Я подготовила вам небольшой кроссворд. Давайте отгадаем его и посмотрим, какое ключевое слово у нас получится. (слайд 8)

    Звезда, вокруг которой вращается Земля?

    Самая удаленная от Солнца планета?

    Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца?

    Небесное тело, которое само светится?

    Итак, какое получилось ключевое слово? (Луна)

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (о Луне)

    Видели ли вы Луну?

    Что вы о ней знаете?

А все ли вы знаете о ней?

    А хотите ли узнать больше? (да)

    Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Луна – спутник Земли») (слайд 9)

    Давайте посмотрим, что мы должны узнать о ней в течение этого урока? (слайд 10)

1.Луна - спутник Земли.

    Поверхность Луны.

    Лунные фазы.

    Изучение Луны человеком.

    Чтобы узнать все это, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на Луну. Вы будете настоящими исследователями, учеными-астрономами. Будете на основе научных фактов делать выводы.

Итак, готовы отправится в необыкновенное путешествие?

    Пристегните ремни! Внимание! Взлет!

I V. Открытие нового знания.

Вот мы с вами и на месте. Приступим к поиску ответов на наши вопросы?

1. Луна - спутник Земли. (слайд 11)

Ребята, перед вами наша планета Земля и Луна. Что вы можете о них сказать?

Каковы размеры Луны по сравнению с размерами Земли?

Луна, оказывается, в 4 раза меньше Земли.

Каково расстояние от Земли до Луны?

Расстояние до луны примерно 400 тысяч км. Это самое близкое к Земле космическое тело.

Оказывается, Земля и Луна, они как 2 брата, всегда неразлучны. Луна движется вокруг Земли, а вместе с Землей вокруг Солнца. Поэтому Луну называют спутником Земли.

    Давайте, чтобы это все лучше представить, сами ненадолго превратимся в Солнце, планету Землю и Луну. Мы с вами попробуем показать движение Земли вокруг Солнца, а Луны вокруг Земли. (Дети демонстрируют, как движутся Солнце, Земля и Луна. Ученик - Солнце вращается вокруг себя. Ученица - Земля - вокруг себя и очень медленно вокруг Солнца. Ученица - Луна вращается вокруг себя и вокруг Земли.)

    Вот мы увидели наглядно движение спутника Земли Луны.

    Молодцы, садитесь.

    Теперь откройте учебники стр.65 и прочитаем первый абзац. Узнаем, что нам предлагают авторы учебника? (слайд 12)

    Итак, почему Луну называют спутником Земли? (ответы детей)

2. Поверхность Луны. (слайд 13)

    Что вы видите на изображении?

    Посмотрите на поверхность Луны и скажите, какая она?

Рассмотрите фотографию Луны и послушайте стихотворение Джанни Родари., которое расскажет нам ваш одноклассник … (рассказывает один ученик) . Подумайте, что назвали лунными морями. (Скорее всего, это горы и впадины на поверхности Луны.)

У лунного моря

Особый секрет, -

На море оно не похоже.

Воды в этом море ни капельки нет,

И рыбы не водятся тоже.

В волны его

Невозможно нырнуть,

Нельзя в нём плескаться,

Нельзя утонуть.

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Кто плавать

Ещё не умеет совсем!

Что говорится о поверхности Луны? {поверхность Луны каменистая и очень неровная. Горы чередуются с равнинами, покрытыми пылью. На Луне много впадин, которые образовались от ударов метеоритов об ее поверхность).

    Ребята, эти впадины называются кратерами или по – другому их называют «лунными морями».

Давайте повторим хором это слово – кратер (хором).

    Люди даже дали названия этим морям: Море Спокойствия, Море Дождей, океан Бурь.

    Значит, что такое «лунные моря»? (кратеры, образованные вследствие падения метеоритов - камней упавших из космоса).

Физминутка

Не зевай по сторонам, Будет вправо поворот.

Ты сегодня космонавт! Раз – хлопок, два – хлопок,

Начинаем тренировку, Повернись ещё разок!

Чтобы сильным стать и ловким. Раз, два, три, четыре,

Руки в стороны поставим, Плечи выше, руки шире.

Правой левую достанем, Опускаем руки вниз

А потом наоборот - И за парты вновь садись!

3. Лунные фазы

- А сейчас, ребята, посмотрите сказку, которую мы с вашими одноклассниками подготовили для вас. Называется она «Почему у месяца нет платья?» И подумайте, почему ее так назвали? (инсценировка сказки двумя учениками) Приложение 1

Какую тайну раскрывает эта сказка? (слайд 14)

    Почему же у месяца нет платья? (Луна бывает разная)

А вы знаете, от чего зависит разный вид Луны?

    Работа в парах (применение документ – камеры)

- Давайте, вспомним правила работы в парах, в группах. Приложение 2

- Сравните ваши зарисовки Луны с рисунками в учебнике.

Почему мы с Земли видим Луну такой разной? (Сообщения детей)

Разный вид Луны зависит от того, как она освещена невидимым нам ночью Солнцем. Вид Луны в течение месяца меняется, потому что она занимает разное положение относительно Солнца и Земли. Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали месяцем. Всему этому есть объяснение. Солнце – это пылающий шар. Оно испускает свет. А Луна не испускает света; она словно зеркало, отражает свет Солнца. Лучи Солнца освещают её только с одной стороны. Только эту освещенную сторону Луны и видно с Земли. По мере того как Луна движется вокруг Земли, Солнце освещает её по-разному. В зависимости от того, какая часть Луны освещена, мы видим на небе её – то целиком, то половинкой, то узким серпиком. Если наблюдать за Луной, вы заметите, серп «молодой», «растущей» Луны отличается от Луны «стареющей». Для этого нужно соединить отрезком прямой линии кончики рожек и немного продлить вниз эту линию. У нас получится буква «Р», т.е. первая буква слова «растущий». Значит мы нарисовали молодую Луну. А «стареющий» серпик сам об этом говорит, потому что он похож на букву «С» - первую букву слова «стареющий».

    Изучение человеком Луны. (слайд 15)

    Ребята, как вы думаете, мечтали ли люди побывать на Луне? (Сообщения детей)

Люди издавна мечтали побывать на Луне. Настоящий штурм Луны начинается с 1959 года. В 1966 году станция «Луна-9» прилунилась и передала телевизионное изображение лунного ландшафта. В 1970 году станция «Луна-16» произвела бурение и доставила лунный грунт на Землю. Изучением Луны также занимались и другие страны.

    А сейчас вы узнаете о том, кому удалось побывать на Луне. (Сообщения детей)

В 1969 году американские астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин побывали на Луне. Им даже удалось поездить на лунном вездеходе. В 1970 году на поверхности Луны начал своё движение первый отечественный самоходный аппарат «Луноход – 1». Множество кратеров на Луне вызвано падением метеоритов, т.к. у Луны нет атмосферы, в отличие от Земли. Из - за отсутствия атмосферы на поверхности Луны происходят резкие колебания температуры. На освещенной Солнцем поверхности она поднимается до +130 градусов, а ночью падает до – 160 градусов.

- Как звали американских астронавтов побывавших на Луне? (Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)

    Что удалось выяснить учёным – астрономам в результате изучения Луны? (Учёные доказали, что на Луне нет воздуха, воды, а следовательно нет животных и растений.)

    Получили ли мы ответы на неизвестные ранее нам вопросы?

    А теперь закройте глазки и представьте, что мы с вами летим обратно на Землю. С успешным приземлением вас, ребята!

V. Закрепление изученного материала (слайд 16)

Вот мы с вами узнали многое о спутнике Земли Луне. А сейчас проверим, насколько вы хорошо все запомнили.

Работа в группах

Выложить на столах высказывания, используя данные вам слова. Но учтите, что не все слова вам пригодятся.

I группа

II группа

(

III группа

Прочитайте полученные вами высказывания.

Одной из групп встретилась фамилия Гагарин. Кто мне скажет кто это? (первый человек полетевший в космос).

Назовите его полное ФИО. (Юрий Алексеевич Гагарин)

А может кто-нибудь сможет назвать мне год, когда Юрий Гагарин совершил полет? (12 апреля 1961 года)

Молодцы, ребята!

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Скоро прозвенит звонок

Подведем скорей итог.

Что нового узнали на уроке? (о том, что Луна – спутник Земли, о поверхности Луны, о фазах, о людях покоривших луну)

Самооценка работы

Я предлагаю вам, чтобы вы оценили свою работу на уроке: (на столе у каждого лежат звездочки трех цветов)

Крас.звезда - на уроке было легко, интересно.

Желт.звезда - испытывал затруднения.

Корич.звезда - на уроке было скучно, трудно, я ничего не понял.

Дом.зад. Подготовить сообщение о Луне от имени астронавта или ученого астронома.

Список литературы:

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 8 изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

    Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 2 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013.

    Гулуева Т.С. Окружающий мир 2 класс. Методические рекомендации к учебнику Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 2 класс. – Волгоград: Учитель, 2009. – 281с.

Приложение 1

Сказка «Почему у месяца нет платья»

Заглянул Полумесяц к Портному,

Не к небесному, а к земному.

-Сшей мне, мастер, нарядное платье,

Буду по небу в праздник гулять я!

Снял Портной с Полумесяца мерку.

Приглашает его на примерку.

Но всего лишь за несколько дней

Вдвое сделался Месяц полней.

И в плечах, и в груди ему тесно

Так поправился Месяц небесный!

Чуть не плачет с досады Портной:

-Что за бес подшутил надо мной!

Ваша милость слегка пополнела

Иль от стирки материя села, -

Я, по правде сказать, не пойму...

Ладно! Новую примерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки,

Не теряет Портной ни минутки.

Ну, а Месяц - гуляка ночной

Стал тем временем полной Луной.

Примеряет он тесное платье

И, вздыхая, бормочет проклятья:

-Греховодник, мошенник, злодей!

Постыдился бы добрых людей.

За последние три дня и три ночи

Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил Портной,

Где уж спорить Портному с Луной!

Снял он мерку с заказчика снова:

Будет к празднику платье готово.

Швы у платья Портной распорол,

Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко,

А уж Месяц стучится в окошко.

Да не Месяц, а тоненький Серп

В это время он шёл на ущерб,

Не Луна, а всего половинка:

Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева Портной:

-Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру.

Что ни день, вы меняли фигуру.

То Вы делались круглым, как блин.

То худым, точно этот аршин.

Шить Вам платье - пустое занятье,

Оставайтесь-ка лучше без платья!

Приложение 2

Правила работы в парах

    Работать должны оба.

    Один говорит, другой слушает.

    Если не понял, переспроси.

Правила работы группах

    В группе должен быть ответственный.

    Если не понял, переспроси.

    Один говорит, другие слушают.

    Своё несогласие высказывай вежливо.

    Работать должен каждый на общий результат.

Приложение 3

Карточки с высказываниями для работы в группах.

I группа

Марс, Солнце, Луна, искусственный, естественный, спутник Земли, Плутон.

(«Луна - естественный спутник Земли»)

II группа

Первые, люди, животные, Армстронг, Гагарин, покорившие, Олдрин, Луну. ( Первые люди покорившие Луну - Армстронг и Олдрин»)

III группа

Кратеры, образованные, комет, от ударов, впадины, это, метеоритов. (Кратеры - это впадины, образованные от ударов метеоритов.)

Приложение 4

Творческий отчёт с фотоматериалами


Луна - единственный естественный спутник планеты Земля. Римляне называли спутник Земли Луной, греки - Селеной, древние египтяне - Иях. Луна притягивала интерес людей с древнейших пор . Луна второй самый яркий объект в небосводе после Солнца. Так как Луна вращается по орбите кругом с временем в один месяц, угол меж Землей, Луной и Солнцем меняется; мы видим этот эффект как цикл лунных фаз. Период времени между поочередными новыми месяцы составляет 29,5 дней (709 часов).

Хотя Луна и вертится вокруг собственной оси, она всегда обращена к Земле одной и той же стороной. Дело в том, что она производит один кругооборот вокруг собственной оси за то же время (27,3 дней), что и один оборот вокруг Земли. А так как направленность обоих вращений совпадает, его противоположную сторону с Земли узреть нереально. Но, так как вращение Луны вокруг Земли по эллиптической орбите проистекает неравномерно, с Земли имеется возможность видеть 59% лунной поверхности.

Луна не является самосветящимся телом , как и все планеты. Наблюдать его можно лишь настолько, насколько она освещается Солнцем. За особенностей движения, наш спутник всегда освещается Солнцем только с одной стороны, но земной наблюдатель в разное время видит освещенную половину по-разному. Луна меняет свою видимую форму, и эти изменения называются фазами. Фазы зависят от относительного расположения Земли, Луны и .

Лунные фазы

Новолуние - фаза, когда луна находится между Землей и Солнцем. В этот момент он невидим для земного наблюдателя.

Полнолуние - противоположная точка орбиты Луны, в которой его освещена Солнцем полушарие видимая земному наблюдателю полностью.

Промежуточные фазы - положение Луны между новолунием и полнолунием, когда земной наблюдатель видит большую или меньшую часть освещенной полушарии, их называют четвертями.

Гравитационные силы меж Землей и Луной призывают некие занятные эффекты. Самый узнаваемый из них - морские приливы и отливы. Гравитационное тяготение Луны посильнее на той стороне Земли, которая направлена к Луне, и меньше в другой стороне. Потому плоскость Земли, и в особенности океаны, растягиваются по направлению к Луне. В случае если бы мы поглядели на Землю с стороны, мы узрели бы две выпуклости, и обе они ориентированы в сторону Луны, однако пребывают на противоположных краях Земли.

Данное явление намного более силен в океанской воде, нежели в твердой коре, так выпуклость воды больше. А так как Земля вертится гораздо быстрее, нежели Луна двигается по собственной орбите, смещение выпуклостей вокруг Земли раз за день дает две высочайших точки прилива в день.

Благодаря собственному размеру и составу ее время от времени причисляют к планетам земной категории наравне с , Землей и . Потому изучение геологического строение Луны, ученые могут многое узнать о строении и развитии Земли.

Толщина коры спутника в среднем составляет 68 километров , изменяясь с 0 км под лунным морем Кризисов до 107 км в северной части кратера Королева на оборотной стороне. Под корой располагаться мантия и, может быть, маленькое ядро изо сернистого железа (радиусом предположительно 340 км и массой, которая составляет около 2% массы всей Луны.

В отличие от мантии Земли, ее оболочка лишь отчасти расплавленная. Любопытно, что центр массы Луны размещается приблизительно в 2 км от геометрального центра по направленности к Земле. В той стороне, которая повернута к Земле, кора наиболее узкая.

Измерение скорости спутников «Лунар Орбитер» позволили создать гравитационную карту Луны. С ее помощью были обнаружены уникальные лунные объекты названы масконы - это массы вещества повышенной плотности.

Луна не обладает магнитным полем. Однако некие из горных пород в ее плоскости показывают остаточный магнетизм, что показывает на то, что, может быть, в летописи у Луны имелось магнитное поле.

Не имея атмосферы, магнитного поля, плоскость Луны подвергается под прямое влияние солнечного ветра. В течение 4 млрд лет водородные ионы из космоса попадали на поверхность. Таким образом, образцы лунного грунта, принесенные Аполлоном, оказались очень значимыми для изучения солнечного ветра. Данный лунный элемент еще может быть применен в качестве ракетного топлива.

Поверхность Луны можно поделить на 2 вида: совсем древняя горная область с огромным числом кратеров (лунные материки) и условно ровные и юные лунные моря. Лунные моря, которые составляют приблизительно 16% всей плоскости Луны, - это огромные кратеры, образовавшиеся в следствии столкновений с небесными телами, которые были позже затоплены лавой. Крупная часть поверхности прикрыта реголитом - смесью тонкой пыли и скалистых осколков, полученных из столкновений с метеоритами. По непонятной причине лунные моря сосредоточены на обращенной к нам стороне.

Большая часть кратеров на обращенной к нам стороне называется именами известных людей в истории наук, физика, астрономия, таких как Тихо Браге, Коперник и Птолемей. Особенности рельефа на обратной стороне обладают наиболее современные названия типа Аполлон, и Королев - в основном это российские названия, так как первые фотографии были сделаны русским кораблем Луна-3.

В добавление к этим особенностям на обратной стороне Луны содержится большой бассейн кратеров размером 2250 километров в диаметре и 12 км глубиной - это самый большой бассейн, появившийся в результате столкновения, в , и располагаться в западной части видимой стороны (его видно из земли), который является замечательным примером много-кольцевого кратера.

Также отделяют второстепенные детали лунного рельефа - купола, хребты, равнины и трещины, которые именуются лунными бороздами.

До получения образцов лунной почвы, ученые ничего не знали о том, когда и как образовалась Луна.

3 принципиальных теории формирования Луны

  • Луна и Земля сформировались в то же время из газо-пылевого облака
  • Луна откололась от Земли
  • Луна сформировалась в другом месте и впоследствии была захвачена магнитным полем Земли.

Но новая информация, полученная путем детального изучения образцов с Луны, в частности, распределения изотопов, привела к следующей теории: Земля столкнулась с объектом размером с , (возможно сформировался в одной из точек Лагранжа), этот планетоид назвали Тейя. Луна образовалась из выбитой этим столкновением вещества. Не все детали этой теории проработаны, но именно она сегодня имеет наибольшее распространение.

Планетарные характеристики Луны

  • Радиус = 1 738 км
  • Большая полуось орбиты = 384 400 км
  • Орбитальный период = 27,321661 суток
  • Эксцентриситет орбиты = 0,0549
  • Наклон орбиты экватора = 5,16
  • Температура поверхности = от -160 ° до +120 ° C
  • Сутки = 708 часов
  • Расстояние до Земли = 384400 км

Фотографии луны

Миссия Аполлон

Восход полной луны над храмом Посейдона (построен в 450-440 годах до нашей эры). Южная Греция, 26 июня 2010, подбор места и времени снимка с пятиминутной выдержкой занял у Энтони Айомамитиса 15 месяцев.

Актуальность:

12 апреля наша страна вспоминает грандиозное событие – полет человека в космос. На уроках мы тоже обсуждали тему космоса, рисовали рисунки. И учительница попросила нас приготовить интересные доклады про космос. Поэтому я выбрал именно эту тему, так как мне самому это интересно. И в преддверии этого праздника “Дня космонавтики” для нас это актуально, думаю, что и вас заинтересует.

Мои предположения:

Дома я достал энциклопедию ” Небесные тела” и стал читать. Тут я себя спросил, а может Луна на нас упасть? Я ответил, что, наверное, Луна упадет в том случае, если приблизится к Земле. А, может быть, ее что–то держит с Землей, поэтому она не падает и никуда не улетает.

Цель и задачи моей работы:

Я решил подробнее изучить литературу, как Луна образовалась, как влияет на Землю, что ее связывает с Землей, и почему Луна не улетает в космос и не падает на Землю. И вот что я узнал.

Введение

В астрономии спутником называется тело, которое вращается вокруг большого по размерам тела и удерживается силой его притяжения. Луна – спутник Земли. Земля– спутник Солнца. Луна – твердое, холодное, шарообразное небесное тело, которое в 4 раза меньше Земли.

Луна– самое близкое к Земле небесное тело. Если было бы возможно, то турист шел бы до Луны 40 лет

Система Земля – Луна – уникальна в Солнечной системе, так как ни одна планета не имеет такой крупный спутник. Луна – единственный спутник Земли.

Она видна невооруженным глазом лучше, чем любая планета в телескоп. Много загадок таит в себе наш спутник.

Луна – это пока единственное космическое тело, на котором побывал человек. Луна обращается вокруг Земли точно так же, как Земля обращается вокруг Солнца (см. рис. 1).

Расстояние между центрами Луны и Земли примерно 384467 км.

Как выглядит Луна?

Луна совсем не похожа на Землю. Там нет ни воздуха, ни воды, ни жизни. Концентрация газов у поверхности Луны равноценна глубокому вакууму. Из–за отсутствия атмосферы её мрачные пыльные просторы раскаляются днём до + 120 °С и промерзают ночью или просто в тени до – 160 °С. Небо на Луне всегда чёрное, даже днём. Огромный диск Земли выглядит с Луны больше чем в 3,5 раза, чем Луна с Земли, и висит в небе почти неподвижно (см. рис. 2).


Вся поверхность Луны изрыта воронками, которые называют кратерами. Ты можешь увидеть их, присмотревшись к Луне в ясную ночь. Некоторые кратеры такие большие, что в них мог бы уместиться огромный город. Основные варианты образования кратеров две – вулканическая и метеоритная.

Поверхность Луны можно разделить на два типа: очень старая гористая местность (лунный материк) и относительно гладкие и более молодые лунные моря.

Лунные моря, которые составляют приблизительно 16 % всей поверхности Луны, – это огромные кратеры, возникшие в результате столкновения с небесными телами, которые были позже затоплены жидкой лавой. Лунным морям были даны названия: Море Кризисов, Море Изобилия, Море Спокойствия, Море Дождей, Море Облаков, Море Москвы и другие.

В сравнении с Землёй Луна очень маленькая. Радиус Луны равен 1738 км, объём Луны составляет 2 % от объёма Земли, а площадь – примерно 7,5 %

Как образовалась Луна?

Луна и Земля – почти ровесники. Вот одна из версий образования Луны.

1. Вскоре после образования Земли в неё врезалось огромное небесное тело.

2. От удара оно разлетелось на множество осколков.

3. Под действием гравитации (притяжения) Земли осколки стали обращаться вокруг неё.

4. Со временем осколки собрались вместе, и из них образовалась Луна.

Фазы Луны

Луна каждый день меняет свой вид. Сначала узенький серп, затем Луна полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп повернут выпуклостью влево, как буква ” С”, то говорят, что Луна “стареет”. Через 14 суток и 19 часов после полнолуния старый месяц исчезнет совсем. Луна не видна. Такую фазу Луны называют ” новолунием “. Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо, превращается снова в полную Луну.

Чтобы луна снова ” выросла “, требуется такой же промежуток времени: 14 суток и 19 часов. Изменение вида Луны, т.е. изменение лунных фаз, от полнолуния до полнолуния происходит каждые четыре недели, точнее за 29 с половиной суток. Это лунный месяц. Он послужил основой для составления лунного календаря. Во время полнолуния Луна повернута к Земле освещенной стороной, а во время новолуния – неосвещенной стороной. Обращаясь вокруг Земли, луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной поверхностью, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

Приливы и отливы

Гравитационные силы между Землёй и Луной вызывают некоторые интересные эффекты. Наиболее известный из них – морские приливы и отливы. Разность уровней прилива и отлива на открытых пространствах океана невелика и составляет 30–40 см. Однако вблизи берегов вследствие набега приливной волны на твёрдое дно, приливная волна увеличивает высоту точно так же, как обычные ветровые волны прибоя.

Учитывая направление вращения Луны вокруг Земли, можно составить картину следования приливной волны по океану. Максимальная амплитуда приливной волны на Земле наблюдается в заливе Фанди в Канаде и составляет 18 метров.

Исследования Луны

Луна привлекала внимание людей с древних времён. Изобретение телескопов позволило различать более мелкие детали рельефа (форма поверхности) Луны. Одну из первых лунных карт составил Джованни Риччиоли в 1651 году, он же дал названия крупным тёмным областям, именовав их “морями”, чем мы и пользуемся до сих пор. В 1881 Жюль Янссен составил детальный “Фотографический атлас Луны”.

С началом космической эры количество наших знаний о Луне значительно увеличилось. Впервые Луну посетил советский космический корабль “Луна–2” 13 сентября 1959 года.

Впервые удалось заглянуть на обратную сторону Луны в 1959 году, когда советская станция “Луна–3” пролетела над ней и сфотографировала невидимую с Земли часть её поверхности.

Американская программа пилотируемого полёта на Луну называлась “Аполлон”.

Первая посадка произошла 20 июля 1969 года, а первым человеком, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг. На Луне побывали шесть экспедиций, но в последний раз это было в далёком 1972 году, так как экспедиции очень дорогостоящие. Каждый раз на неё высаживались два человека, которые проводили на Луне до трёх суток. В настоящее время готовятся новые экспедиции.

Почему же Луна не падает на Землю?

Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли.

Когда мы бросаем объект, такой как теннисный мяч сила тяжести тянет его по направлению к центру земли.Даже брошенный с большой скоростью теннисный мяч все равно упадет на землю, но картина изменится если объект находится гораздо дальше и движется гораздо быстрее.

Мой опыт:

Я задал этот вопрос своему папе, и он объяснил мне на простом примере. Мы привязали на нитку обыкновенный ластик. Представьте себе, что вы – это Земля, а ластик – луна, и начните ее раскручивать. Ластик на нитке будет прямо–таки вырываться из вашей руки, но нитка его не пустит. Луна находится так далеко и движется так быстро, что падение вниз никогда не происходит в одном направлении. Даже падая постоянно, луна никогда не упадет на землю. Вместо этого она движется вокруг земли по постоянному пути.

Если мы будем вращать ластик очень сильно, то нить порвется, а если медленно то ластик упадет.

Делаем вывод: если бы луна двигалась еще быстрее, то она преодолела бы притяжение земли и улетела в космос, если бы луна двигалась медленнее, сила тяжести притянула бы ее к земле. Этот точный баланс скорости притяжения создает то,что мы называем орбитой, где меньшее небесное тело постоянно обращается вокруг большего.

Сила, которая не дает Луне “убежать” при вращении – это сила притяжения Земли. А сила, которая не дает Луне упасть на Землю – это центробежная сила, которая возникает при вращении Луны вокруг Земли.

Обращаясь вокруг Земли, Луна движется по орбите со скоростью 1 км/сек, то есть достаточно медленно, чтобы не покинуть свою орбиту и “улететь” в космос, но и достаточно быстро, чтобы не упасть на Землю.

Между прочим...

Вы удивитесь, но на самом деле Луна... отдаляется от Земли со скоростью 3–4 см в год! Движение Луны вокруг Земли можно представить как медленно раскручивающуюся спираль. Причиной такой траектории Луны является Солнце, которое притягивает Луну в 2 раза сильнее, чем Земля.

Почему же тогда Луна не падает на Солнце? А потому что Луна вместе с Землей вращается, в свою очередь, вокруг Солнца, и притягательное действие Солнца без остатка тратится на то, чтобы постоянно переводить оба эти тела с прямого пути на искривленную орбиту.

– Сама Луна не светится, она лишь отражает падающий на неё солнечный свет;

– Луна оборачивается вокруг своей оси за 27 земных суток; за это же время она совершает один оборот вокруг Земли;

– Луна, вращаясь вокруг земли, всегда обращена к нам одной стороной, обратная её сторона остаётся для нас невидимой;

– Луна, двигаясь по своей орбите, постепенно удаляется от Земли примерно на 4 см. в год.

– Сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.

Поэтому взлететь ракете с Луны гораздо легче, чем с Земли.

Возможно, что скоро в далекие межпланетные рейсы космические корабли будут отправляться не с Земли, а с Луны.

С началом нынешнего века Китай объявил о своей готовности исследовать Луну, а также выстроить там несколько обитаемых лунных баз. После этого заявления космические организации ведущих стран, а в частности США (НАСА) и ЕКА (Европейское Космическое Агентство) снова развернули свои космические программы.

Что из этого выйдет?

Посмотрим в 2020 году. Именно на этот год Дж.Бушем была запланирована высадка людей на Луну. Эта дата опережает Китай на целых десять лет, так как в их космической программе было сказано, что создание обитаемых лунных баз и высадка на них людей состоится лишь в 2030 году.

Луна является наиболее исследованным небесным телом, но для человека она таит в себе ещё очень много загадок: возможно, она является базой внеземных цивилизаций, возможно жизнь на Земле была бы совершенно другой, если бы не было Луны, возможно в будущем человек поселится и на Луне...

Выводы:

Итак, мы выяснили, что Луна – это естественный спутник Земли, она вращается вокруг нашей планеты и вместе с Землей, движется по орбите вокруг Солнца;

– вопрос о происхождении Луны до сих пор остаётся спорным;

– изменения формы Луны называются фазами. Они существуют только для нас,

Одно из моих предположений оказалось верным, Луну действительно что–то держит, и это – сила притяжения Земли и центробежная сила.

А другое мое предположение, что Луна упадет, если приблизится к Земле не совсем верное. Луна упадет на Землю тогда, когда Луна перестанет вращаться, будет неподвижной, тогда и не сработает центробежная сила.

Изучая энциклопедии и интернет, я узнал много нового и интересного. Обязательно поделюсь этими открытиями с одноклассниками на уроке окружающий мир.

Нам удалось разгадать некоторые загадки Луны, но от этого она не стала менее интересной и притягательной!

Использованная литература:

1. “Космос. Сверхновый атлас Вселенной”, М., ” Эксмо”,2006г.

2. Новая школьная энциклопедия ” Небесные тела”, М., “Росмен”,2005г

3. “Почемучка” Детская энциклопедия, М., ” Росмен”, 2005г.

4. “Что такое? Кто такой?” детская энциклопедия, М.,”Педагогика –

Пресс“1995 г.

5. Интернет – справочники, картинки про космос.

Выполнил: ученик 3Б класса

Халиуллин Ильдар

Руководитель: Сакаева Г.Ч.

МОУ СОШ №79, г. Уфа