Биографии Характеристики Анализ

Почему общество не может. Может ли существовать российское общество без политики

Российское общество не может существовать без политики, как и любое другое.

Существуют исключения в виде отдельных личностей, которые не заинтересованы в политике. Они не читают газеты, не следят за новостями, не ходят на выборы и не участвуют в жизни общества. Правда, такие уникумы встречаются редко.

Если вы отрешитесь от политики, то в этом случае политика будет жить без вас. Если человек не интересуется политикой и экономикой, то он не понимает тенденций в этих направлениях общественного развития. Человек сможет жить без политики, а общество в целом нет, если конечно это не первобытное общество.

В моем понимании политика - это искусство управления государством. Политика и общество не разрывно связаны между собой. Общество составляет социальные группы, которые объединены общими целями. Политика как раз и выражает их интересы. Чтобы государство развивалось, надо учитывать интересы разных слоев общества.

В пример неудачного развития государства можно привести Украину. На мой взгляд очевидно, что там не наблюдается "искусства управления государством", зато есть драка за власть, заинтересованность в разделение страны на куски. У власти находятся олигархи, и они не выражают интересы среднего и низшего слоев общества. Государство разваливается.

Сохранение и расширение границ государства - это и есть политика государства. Примером из истории является политика Петра 1.

В начале XVIII в. в результате многолетней Северной войны со Швецией Россия получила выход к Балтийскому морю, завладев устьем Невы и территориями современных Эстонии и Латвии. В 1712 г. столицей России стал основанный на берегу Финского залива Балтийского моря Санкт-Петербург, что резко облегчило связи России с европейскими странами. В 1721 г. Россия провозгласила себя империей. Во второй половине XVIII в., после трех разделов Речи Посполитой, в состав России вошли земли Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины. В этот же период в результате побед над Османской империей в состав государства входят побережья Черного и Азовского морей (Новороссия). В начале XIX в. произошло присоединение к Российской империи Финляндии, части Польши и территории между реками Днестр и Прут (Бессарабия). К концу периода площадь Российской империи превышала 16 млн км 2.

Петр 1 значительно расширил границы, делая все на благо империи. В данном случае политика является инструментом реализации властно значимых интересов социальных групп.

Таким образом, политика необходимая часть нашей жизни, без которой человеку не возможно было бы выражать свои интересы в обществе.

http://any-book.org/download/62437.html

Вскройте причины возникновения политики как относительно самомтоятельной сферы жизнедеятельности человека и общества..

Политика возникла в связи с необходимостью реализации таких интересов групп, которые затрагивали их общественное положение и не поддавались удовлетворению без вмешательства институтов публичной власти, предполагая использование методов принуждения. Таким образом, политика стала регулировать не все групповые интересы, а лишь те из них, которые затрагивали их властно значимые потребности и предполагали вовлечение в конфликт «третьей» силы в лице государства. Из-за стихийного характера такой конкуренции К. Мангейм называл политику «самостийной» величиной, т.е. явлением, не способным возникнуть в результате искусственной реконструкции.

Чем отличается политика от других сфер общественной жизни?

В политике коммуникация осуществляется по поводу власти и направлена на выражение социальных интересов и управление обществом, а в экономике – по поводу производства, обмена и распределения материальных благ и направлена на материальное жизнеобеспечение людей. Политика - это своеобразный поисковый механизм социального развития, разрабатывающий его проекты, а право - механизм придания таким проектам общезначимого характера. Политика и религия – это соответственно сфера светской и сфера духовной власти в обществе, которые на протяжении всей истории боролись за влияние на общество и друг на друга. Мораль и политику можно рассматривать как различные способы регуляции поведения людей. Если мораль регулирует поведение человека изнутри путем соотнесения мотивов его поступков с общепризнанными нравственными ценностями (добро, благородство, справедливость и т.д.), то право и политика относятся к способам внешнего регулирования.

Соотнесите основные теоретические подходы к пониманию политики и в контексте этого назовите отличительные признаки политики как общественного явления.

Политика призвана решать задачу по охране, защите социальных ценностей - общественного порядка, личного достоинства граждан, их безопасности, свободы, законности, суверенитета и так далее, используя соответствующие институты и организации. Важный признак политики в том, что она обладает силой, способна осуществлять санкции в той или иной форме по отношению к отдельным гражданам и целым социальным группам, когда это становится необходимым.

Определите структуру политики. В чем заключаются особенности взаимодействия субъектов политики с др. ее элементами?

Структура: политическая организация, политическое сознание, политические отношения, политическая культура, политическая власть, субъекты политики. Особенности взаимодействия субъекта политики с др. элементами заключаются в субъекто-объектных отношениях. Все остальные элементы структуры политики могут выступать объектом в этих отношениях.

Какие критерии лежат в основе выделения видов политики?

Субъект политики; Сферы политической жизни; Объект воздействия; Приоритет деятельности (цель)

Раскройте содержание функции целостности и стабильности общества.

осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивая их ресурсами.

Определите содержание понятий «цели», «средства» и «методы» в политике..

Цели политики внутренне противоречивы и разнообразны. Ее общая цель в социальной системе интеграция внутренне дифференцированного общества, увязывание конфликтующих частных устремлений граждан с общей целью всего общества. Гарантией гармоничного сочетания частных и общих целей призвано служить государство. Средства политики представляют собой инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия. «Средства» и «методы» политики близкие понятия. Средства -это конкретные факторы влияния ее субъектов на объекты: пропагандистские кампании, забастовки, вооруженные действия, электоральная борьба и т.д. Методы политики обычно характеризуют способы воздействия ее средств. К ним относятся, прежде всего, насильственный и ненасильственный методы, принуждение и убеждение.

Может ли политика быть нравственной? .

влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это - постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе деятельности моральных принципов, обеспечение эффективности политики. Однако, выполнение всех этих требований в реальной политике - весьма сложная задача. На практике ее нравственность зависит не столько от провозглашаемых целей, сколько от методов и средств, используемых в процессе их достижения.

Каковы причины роста в современном мире терроризма как метода политической борьбы?.

«Отсутствие единства в подходах, оценках и методах борьбы с терроризмом, отсутствие должной правовой базы - все это является причинами роста терроризма» (В.В.Путин)

Соотнесите объект и предмет политологии.

Объектом изучения политической науки является политика- политические процессы, происходящие в обществеПредметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:

    история развития политических учений и теорий

    политические институты (институт парламентаризма,институт исполнительной власти,институт государственной службы,институт главы государства,институты судопроизводства)

    политическая культура,политическое поведение

    политическое сознание

    общественная мысль

    международные отношения

Какое содержание вносится в понятие «политическое».

    Прил. , по знач. связанное с политикой

    Государственный, граждански-правовой.

    Лицо, имевшее отношение к революционному движению (дореволюц. разг.)

Зачем необходимо знание политолонии специалисту по вашему профилю подготовки?

чем больше политология использует право, тем более основательно она изучает политику, и чем лучшеюристы знают науку о политике, тем шире их политический кругозор и культура.

Соотнесите содержание политической философии, политической теории и эмпирических политических исследований

политическая философия служит общей методологической базой для эмпирических политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической теории. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.

Назовите основные категории политологии. Есть ли среди них главная (исходная) категория?.

 категории, раскрывающие диалектику политического бытия и политического сознания. Это такие как: политические отношения, политическая теория, политическая идеология, политическая психология и др.

 категории, выявляющие взаимосвязь взаимодействие в политики и общества: государство, гражданское общество, политическая власть, политические институты, партии, общественно-политические движения и др.

Своеобразие политологии как науки заключается в том, что ключевым вопросом и основной ее категорией является политическая власть . Все социальные явления и процессы политология рассматривает относительно политической власти.

Чем можно объяснить существование в рамках современной политической науки ряда частных, относительно постоянных политических дисциплин?

Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования – жизнь общества. Политикой, как объектом исследования, интересуется множество общественных, гуманитарных и даже естественных наук. У них много общих категорий, но предмет изучения существенно различен.

Как соотносятся методы, методики и методология политических исследований?

Методология - сфера политического сознания, в которой осознаются способы постижения политической реальности, а также самосознание самой политической ментальности. Методики политологических исследований в большинстве случаев представляют собой форму, звено или способ адаптации общих и частных методов к изучению специфических и по-своему уникальных политических явлений и процессов, предполагающему определенное комбинационное сочетание и пропорцию "традиционных", качественных и "новых" эмпирических, количественных способов политического познания, не сводимых ни к одному из этих способов в отдельности.

В чем заключаются различия политической мысли Древнего востока и античных цивилизаций Греции и Рима?

Политические учения Древнего Востока характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Характерные черты политических учений этого этапа: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; обособление их как относительно самостоятельной части философии; анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.

Какую роль эпоха просвящения сыграла в развитии мировой политической мысли?

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы социально- политической и культурной жизни. Развенчав политические и правовые нормы, эстетические и этические кодексы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной прежде всего к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

В чем проявляется социологизация политической мысли в XIX в?

В усилении их прикладного характера. В частности, развитие эмпирических исследований в области политической социологии имело своей целью оказание практической помощи государству путем составления конкретных рекомендаций по реализации политического контроля над обществом.

Что представляет собой бихевиористское направление в политической науке?

Бихевиоризм - одно из ведущих направлений в американской психологии конца XIX - начала XX вв., наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и вербальных реакций на воздействие внешней среды. Концептуальные основы бихевиоризма оказали влияние на западную политологию. Бихевиористское направление в политологии - это изучение политики, политических отношений через призму поведения личности и групп на базе широкого применения эмпирических методов анализа.

Какие основные политические концепции и теории рассматриваются в современной западной политической науке с точки зрения их политико-идиологической направленности?

 Бихевиористское направление

 Структурно-функциональное направление

 Герменевтическое направление

 Институциональное направление

 Политико-социологическое направление

 Элитологическое направление

В чем заключаются особенности современного этапа зарубежной политической мысли (с конца 70-х гг. ХХв.)?

Период с конца 70-х.гг. – ХХв. Характерен поиском новых парадигм развития политической науки В этом периоде разрабатывались и развивались:

футурологическая концепция единого мирового государства; концепция постиндустриального общества; концепция информационного общества; концепция национального интереса; теория элитарной демократии; силовая концепция власти.

Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:

По уровню исследуемых объектов политики: концепции глобального или международного порядка; концепции общественного уровня; концепции политической сферы общества и политического развития; концепции важнейших подсистем политической системы общества; концепции отдельных или частных политических явлений.

По политико-идеологической направленности: либеральные;консервативные;социал-реформистские; марксистские;анархистские.

По специфике предмета и объекта исследования: политико-правовые; социологические; психологические: эмпирические.

Назовите идейно-политические течения в развитии русской политической мысли в XIX – начале XX в

Либерализм (идеология западничества). М.М.Сперанский, П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, П.В.Анненков. К началу 20в. на его базе сформировались: классический либерализм. В.Н.Чичерин; социализированный либерализм. П.И.Новгородцев. Консерватизм (идеология славянофильства): реакционное славянофильство. Н.М.Карамзин, С.С.Уваров, К.П.Победоносцев; реформаторское славянофильство. А.С.Хомяков, Н.Я.Данилевский, В.С.Соловьев. Радикализм. Основы его заложили Н.А.Радищев, П.И.Пестель, Н.П.Огарев, А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский. К началу 20в. на базе радикализма сложились: большевизм. В.И.Ленин, И.В.Сталин; анархизм. М.А.Бакунин, П.Н.Ткачев, П.Л.Лавров, Социал-реформизм (меньшевизм). Ю.О.Мартов, Г.В.Плеханов

В чем, на ваш взгляд, состоят отличия в развитии отечественной политической мысли в советский и современный периоды?

После Октябрьской революции процесс кристаллизации политических идей в отдельную дисциплину прервался. Задача политической теории свелась к обоснованию правильности проводимого КПСС политического курса политическая теория считалась буржуазной, и развивалась в рамках научного социализма. исследования политики были направлены не на углубление познания механизмов политико-государственного регулирования, а на обоснование предпосылок отмирания политической организации общества. По всем этим причинам в советский период политическая теория заметно отстала от мировой науки.

Почему общество не может обойтись без власти?

общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда,. одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Какое содержание вносится в признак власти «суверенитет»?

Суверенитет - независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела. Это один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества.

В чем состоят различия между бихевиористской и структурно-функциональной трактовками власти?

Подход бихевиористский: Власть трактуется как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Этот подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти.

Подход структурно-функционалистский: Власть рассматривается как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функции управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей.

Каковы критерии выделения видов власти? В чем отличие власти политической от власти государственной?

Критерии: с точки зрения ее социального уровня, политическая и неполитическая, способ организации, легальность,

Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Политическая власть - публичные, волевые отношения, которые образуются между субъектами политической системы общества (в том числе государством) на основе політичних и правовых норм. Государственная власть - публично политические, волевые (керівництва - подчинение) отношения, которые образуются между государственным аппаратом и субъектами политической системы общества на підґрунті правовых норм, из спиранням, в случае необходимости, на государственный при­мус. Государственная власть относительно самостоятельна и составляет основу функ­ціонування государственного аппарата.

Соотнесите содержание следующих форм власти – «господство», «руководсто» и «управление»

Господство неразрывно связано с властью, является формой ее общественной организации. Господство выражает­ся в экономическом, политическом и идеологическом видах. Руководство - это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных свя­зей, отношений субординации и требует безусловного под­чинения исполнителя руководителю. Основа руководства - административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства - осу­ществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора. Управление - это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодей­ствие между трудовыми коллективами, партиями, населе­нием области, района и т. п. Через управление и организацию осуществляется ре­ализация политических, экономических и иных программ.

Какие ресурсы власти использует современный политический режим в России?

 Экономические: плодородные земли, полезные ископае­мые, заводы, фабрики, деньги, технику и т.п.

 Социальные: образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др

 Политические: политическая структурированность власти, ее организованность, легитимность, имидж руководителей, реализованные обществен­ные проблемы, значимые для масс, международно-политические средства решения глобальных и внешнеполитических проблем и др.

 Духовные: знания, информацию, средства их получения и распространения. А также традиции общест­ва, культурное наследие, общественные настроения людей, пре­стижное образование

 Силовые: вооруженные силы, органы охраны правопорядка, органы государственной безопасности и другие силовые структуры.

 Демографические ресурсы

 К ресурсам системы исполнительной власти в России относят, кроме традиционных, научно-исследовательскую работу, ряд кон­кретных предложений, направленных на совершенствование ор­ганизации и регулирования государственной службы, информа­ционного обеспечения исполнительной власти и др.

Какое содержание вносится в понятие «легитимность власти» как оно соотносится с понятием «легальность власти»?

Легитимность означает признание населением данной власти, её права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Легальность и легитимность - не одно то же. Легальность власти - юридическое обоснование юридическое бытие власти, её законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

Определите ресурсы рационально-легитимной власти

рациональная легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно орга­низованных обществах. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а, следовательно, и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. При этом содержание правил и институтов может динамично меняться в зависимости от изменения взаимных интересов и условий жизни;

Какой тип легитимности политической власти имеет место в современной России?

многоэлементная легитимность - одновременно опирается на традиции, верования, чувства, рациональность и т.д. Ситуация экономической и социальной нестабильности снижает возможности власти, поскольку ее собственная социальная база еще невелика и ей постоянно приходится согласовывать очень разные, а подчас и противоположные интересы. По этим причинам многоэлементная легитимность отражает несовпадение легальности власти (ее конституционности) и легитимности (поддержки большинством населения), порождает противоречивое отношение к ее решениям.

Что представляет собой политическая социализация и какая роль принадлежит ей в формировании личнсти как субьекта политики?

Политическая социализация - это процесс интеграции (вхождения) человека в политическую жизнь общества. Этот процесс начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни индивида. Политическая социализация дает человеку возможность адаптироваться в конкретной политической системе, усвоить требования статусного поведения, адекватно реагировать на те или иные политические явления, определять свою политическую позицию, свое отношение к власти. Однако главным является то, что в процессе социализации человек становится полноправным субъектом политического процесса, способным осознавать и защищать свои личные и групповые интересы.

Каково содержание понятия «агенты социализации»?

А.Г. - институты, люди и социальные группы, которые способствуютсоциализации личности. Так как социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные. Агенты первичной социализации - ближайшее окружение человека: родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

Как соотносятся типы политической социализации в современной России?

общества, переходящие от тоталитаризма к демократии, характеризуются противоречивым переплетением двух тенденций в процессе политической социализации. С одной стороны, демократизация общественной жизни расширяет возможности политического участия личности, включения в политику ранее политически пассивных групп населения, повышает информированность граждан о деятельности властных структур. С другой стороны, нарастают политическая апатия, отчуждение, неверие как реакция переживающего психологическую перестройку индивидуального и массового сознания на падение жизненного уровня, крушение идеалов.

Чем обусловлена особая роль политических элит в политической жизни общества?

политический статус элиты определяется ее правами и обязанностями в обществе: он предписывает ей право на принятие важнейших политических решений, но вместе с тем возлагает на нее ответственность за последствия их выполнения. Важное значение политической элиты в обществе обусловлено ролью политики, выступающей в качестве механизма упорядочения и регуляции социальных отношений, реализации общезначимых интересов. Политико-управленческие функции в обществе осуществляет политическая элита путем принятия важнейших политических решений. Для этого ей необходимы специальные знания, которые отсутствуют у большинства населения. Кроме того, политические элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласования. Следовательно, политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов - устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придаёт обществу целостность, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности (властвующего субъекта) подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов: неполитическая и политическая.

Власть не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учёта которого невозможно понять её природу и суть отношений властвования. Это обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой - подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с её субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, то есть никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» - первоисточник, первоноситель власти.

Власть невозможна и без объектов своего воздействия - индивидов, социальных групп, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчётливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчёркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других её структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишённая силы, она перестаёт быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает устойчива за счёт поддержки народных масс, то есть опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто опирается на идеологическое воздействие, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные опоры - органы принуждения, вооруженные организации людей.

Определяющая черта власти - способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного её использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоёв и групп.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе, долж­ны со­дер­жать­ся сле­ду­ю­щие элементы:

1) два ос­нов­ных эле­мен­та об­ра­зу­ю­щих си­сте­му со­ци­аль­ной власти:

Воля и сила;