Биографии Характеристики Анализ

Подъем линкора "оклахома". Линкоры типа «Невада» — ВВ36 «Невада», ВВ37 «Оклахома Оклахома корабль

Работы по подъему линкора «Оклахома» стали беспрецедентными по сложности, и по праву, считаются одной из самых трудных «спасательных» операций, проведенных американцами после атаки на Перл-Харбор.

О необходимости скорого введения в строй этого устаревшего и очень сильно поврежденного корабля не могло быть и речи, поэтому работы стартовали только в середине 1942 года, после того, как были выполнены иные, более необходимые задачи. Подъем «Оклахомы» был скорее необходим для того, чтобы очистить место стоянки для дальнейшего использования, чем попытка реквизировать некоторое вооружение и оборудование с линкора.

Напомню, что в ходе атаки на Перл-Харбор «Оклахома» получил 9 попаданий торпедами в левый борт и в результате стремительного затопления внутренних отсеков, опрокинулся и затонул в течение 11 минут

Схема опрокидывания линкора "Оклахома" (стрелками указаны места попадания торпед)

Продольный разрез корабля с указанием повреждений

Первостепенной в подъеме стала задача перевернуть линкор на ровный киль. В конце 1942 – начале 1943-го, мощная конструкция из рам и тросов была установлена на корпусе линкора, 21 огромная лебедка были капитально установлены на находящемся по правому борту Форд-айлэнде. Сложная система блоков связывала затонувший корпус «Оклахомы» и берег острова. Предварительно, корпус линкора был облегчен – с него убрали все топливо, боеприпасы и часть оборудования. Командой водолазов доступная часть корпуса была обследована и подлатана, чтобы обеспечить ему сносную водонепроницаемость, насколько это было возможно. Вдоль борта была сделан специальный упор, чтобы корабль повернулся, а не скользил по дну, как это позднее произошло с "Ютой". 8 марта 1943 ознаменовало начало работ, в течении 2.5 месяцев понемногу линкор возвращали в необходимое положение, дополнительно регулируя длину тросов по мере изменения положения корпуса.

Операция в разгаре. Только только появился из воды правый борт. Хорошо видны 21 "плечо" для поворота корпуса

Спасательные работы. План с Форд-айленда. Невероятный масштаб!

Общий план работ. 21 лебедка, несчетное количество такеллажного оборудования.

Вентиляция корпуса в ходе приготовления к подъему. Обратите внимание на мощные проушины для тросов





Еще фотографии работ по спрямлению судна


Остатки надстройки и орудийные башни показались из воды...

Дабы при всплытии, корабль опять не опрокинулся, система тросов не была демонтирована - «Оклахома» был намертво связан с берегом. Левый борт линкора был очень сильно поврежден взрывами торпед, все пробоины в ходе операции были закрыты заплатками, в ходе этих работ многие поврежденные корпуса части были срезаны, внутренние отсеки по мере возможности загерметезированы, подняты на поверхность останки свыше 400 погибших 7 декабря 1941 года моряков. В начале ноября 1943 года была завершена откачка воды из корпуса линкора и тот окончательно поднялся со дна.

Конструкция кессона №1, предназначенного для работ на левом развороченном борту линкора

"Оклахома" спрямлен, но еще затоплен


Процесс подготовки к всплытию и откачка воды из внутренних отсеков корабля


Наконец на плаву

Еще почти 2 месяца ушли на то, чтобы отбуксировать корпус некогда величественного корабля в сухой док, где наиболее серьезные «раны» подлежали тщательному ремонту.

Линкор в сухом доке. Разбитый левый борт.

Орудия, большая часть оборудования и оставшиеся запасы были демонтированы, корпус спущен на воду и продан в лом в 1946 году. При попытке в мае 1947 года отбуксировать то, что осталось от линкора к западному побережью США, разразился шторм и «Оклахома» затонул.

Последние фотографии линкора "Оклахома":

Корпус "Оклахома" рядом с линкором "Висконсин"

В последний путь...

Стали беспрецедентными по сложности, и по праву, считаются одной из самых трудных «спасательных» операций, проведенных американцами после атаки на Перл-Харбор .

О необходимости скорого введения в строй этого устаревшего и очень сильно поврежденного корабля не могло быть и речи, поэтому работы стартовали только в середине 1942 года, после того, как были выполнены иные, более необходимые задачи. Подъем Оклахома был скорее необходим для того, чтобы очистить место стоянки для дальнейшего использования, чем попытка реквизировать некоторое вооружение и оборудование с линкора.

В ходе атаки на Перл-Харбор Оклахома получил 9 попаданий торпедами в левый борт и в результате стремительного затопления внутренних отсеков, опрокинулся и затонул в течение 11 минут

Первостепенной в подъеме стала задача перевернуть линкор на ровный киль. В конце 1942 – начале 1943-го, мощная конструкция из рам и тросов была установлена на корпусе линкора, 21 огромная лебедка были капитально установлены на находящемся по правому борту Форд-айлэнде. Сложная система блоков связывала затонувший корпус Оклахома и берег острова. Предварительно, корпус линкора был облегчен – с него убрали все топливо, боеприпасы и часть оборудования. Командой водолазов доступная часть корпуса была обследована и подлатана, чтобы обеспечить ему сносную водонепроницаемость, насколько это было возможно. Вдоль борта была сделан специальный упор, чтобы корабль повернулся, а не скользил по дну, как это позднее произошло с Юта . 8 марта 1943 ознаменовало начало работ, в течении 2.5 месяцев понемногу линкор возвращали в необходимое положение, дополнительно регулируя длину тросов по мере изменения положения корпуса.

Дабы при всплытии, корабль опять не опрокинулся, система тросов не была демонтирована - Оклахома был намертво связан с берегом. Левый борт линкора был очень сильно поврежден взрывами торпед, все пробоины в ходе операции были закрыты заплатками, в ходе этих работ многие поврежденные корпуса части были срезаны, внутренние отсеки по мере возможности загерметезированы, подняты на поверхность останки свыше 400 погибших 7 декабря 1941 года моряков. В начале ноября 1943 года была завершена откачка воды из корпуса линкора и тот окончательно поднялся со дна.

Еще почти 2 месяца ушли на то, чтобы отбуксировать корпус некогда величественного корабля в сухой док, где наиболее серьезные «раны» подлежали тщательному ремонту.

Орудия, большая часть оборудования и оставшиеся запасы были демонтированы, корпус спущен на воду и продан в лом в 1946 году. При попытке в мае 1947 года отбуксировать то, что осталось от линкора к западному побережью США, разразился шторм и Оклахома затонул.

Старые, медленные и неуклюжие, они были лишены гламура. Они сопровождали конвои и обстреливали побережье. Они так и не вступили в бой с себе подобными, хотя предназначались как раз для этого, но суровая военная реальность оказалась иной. Они были слишком стары - самому молодому на момент начала Второй мировой войны стукнуло 18 лет, самому старому исполнилось 28 лет. Некоторые из них прошли капитальный ремонт с заменой силовой установки, что позволило поднять максимальную скорость до 23 узлов, но большинство сохранили исходные силовые установки и не могли разогнаться стремительнее 20 узлов. Они изначально не являлись прекрасными, а многочисленные ремонты и модернизации в еще большей степени исказили их не самый красивый лик. Они влипли в историю: оказались в нужное время в нужном месте. Место называлось Перл-Харбор! Время - раннее воскресное утро 7 декабря 1941 г. Но они уже вошли в историю, приняв участие в знаменитой битве в проливе Суригао и выиграв ее - последнее в истории сражение линейных кораблей. Они пришли к берегам Японии спустя четыре года после Перл-Харбора. Они - старые линкоры ВМС США, которые нещадно критиковали, которые по всем статьям проигрывали быстроходным американским линкорам новых проектов. Они первыми пошли под резак газосварки после окончания воины…

Линкоры типа «Невада» - ВВ36 «Невада», ВВ37 «Оклахома»

Корабли данного типа проектировались с бронезащитой, установленной по новой схеме п. как следствие, с новым расположением батареи главного калибра. Проведенные в 1912 г. опыты со старым линейным кораблем - целью «Сан-Маркос» (бывший «Техас») убедили конструкторов в бесполезности монтажа брони сравнительно небольшой толщины в оконечностях корпуса корабля. Удачно попавший снаряд все равно способен вызвать затопление отсеков, имеющих тонкую броню. За счет экономии массы на отказе от бронирования оконечностей корпуса можно увеличить толщину брони основной цитадели корабля. Принцип «все или ничего» был реализован в схеме бронирования линкоров типа «Невада». Идея заключалась в максимально надежном бронировании важнейших частей корабля: машинных отделений, погребов боекомплекта и т. д. При проектировании кораблей был предусмотрен ряд мероприятий, направленных на снижение массы. К примеру, значительно сэкономить массу и объемы удалось за счет использования нефтяных котлов. Единственной негативной стороной перехода с угольного па нефтяное питание котлов стало исчезновение с корабля угольных бункеров, игравших роль пассивной защиты, своего рода брони. Экономии массы также способствовал отказ от установки одной башни главного калибра, однако в массе минутного залпа корабль по сравнению со своими предшественниками не потерял, так как в башнях А» и «У» было установлено по три пушки. }