Биографии Характеристики Анализ

Подробное описание объектов деконструктивизма захи хадид. Космическая архитектура захи хадид

31 марта 2016 года в Майами умерла Заха Хадид. Ей было 65 лет, и многие говорят, что для архитектора это очень ранняя смерть. Хадид начала воплощать свои проекты в жизнь поздно, но сразу получила статус одного из главных архитекторов современности. Её проекты выбиваются из истории архитектуры: они цепляются за историю модернистского и современного искусства и одновременно делают вид, будто никакой истории искусства и не существовало. The Village рассказывает, из чего состояло творчество Захи Хадид и почему её дело будет жить.

Учёба у Рема Колхаса

Заха Хадид родилась в Багдаде в богатой семье, в детстве ездила за границу, училась в Американском университете в Бейруте, а затем отправилась изучать архитектуру в Лондон, где и встретила Рема Колхаса. Проработав в его бюро OMA в Роттердаме с 1977 по 1980 год, она вернулась в Лондон, где начала независимую практику. Междисциплинарный подход OMA явно повлиял на Хадид, которая внедряла в свою практику понятия из изобразительного искусства и естественных наук. Постоянное теоретизирование, которым занимались в бюро Колхаса, тоже было важным для Хадид, для которой признание её идей в первые годы работы заменяли воплощение проектов.

Работа в стол

Если посмотреть на список проектов Захи Хадид, то первое, что бросается в глаза, - это почти полное отсутствие осуществлённых проектов в 1980-е годы. При этом проектов, оставшихся в виде визуализаций и чертежей, много - для разных городов и разных масштабов. Её проекты выигрывали международные конкурсы, но оставались на бумаге, потому что были слишком смелыми - и технологически, и контекстуально. Первое здание по проекту Хадид начали строить лишь в 1986 году в Берлине. В этом ей помогли немецкие феминистки, которые пытались увеличить присутствие женщин в современной архитектуре Германии. Строительство жилого дома IBA завершили в Берлине в 1993 году.

Архитектурная графика

Известность в архитектурных кругах пришла к Хадид задолго до осуществления первого проекта. В начале 1980-х она выиграла конкурс на проект застройки пика Виктория в Гонконге. Во многом это случилось благодаря графической работе Хадид, чьи рисунки одновременно и передавали концепцию её архитектурного проекта, и могли работать как вполне самостоятельные произведения изобразительного искусства. Живописные визуализации её проектов можно посмотреть на сайте бюро Zaha Hadid Architects.


Архитектор как художник

Вообще, весь подход Хадид к архитектуре и дизайну можно назвать художественным. Хадид отвергала и модернистский функционализм, и постмодернистскую иронию. Её проекты как будто появлялись из какого-то параллельного мира со своей историей искусства. Собственная фантазия была для неё важнее всего, но из-за этого её и критиковали. Так, проект музея современного искусства MAXXI в Риме посчитали совершенно неподходящим для экспонирования живописи и объектов, так что во многом он стал памятником самому себе, а его архитектуру помнят лучше, чем его коллекцию. Её дизайн-объекты - от мебели до ваз и туфель - выглядят как уменьшенные копии её зданий, и уже не так важно, удобно ли ими пользоваться.


Русский авангард

Хадид часто говорила, что сильное влияние на её творчество - и как художницы, и как архитектора - оказал русский авангард, особенно в лице Казимира Малевича. Многие её живописные работы напоминают его супрематические композиции, а в названиях присутствует слово «тектоника», важное для конструктивистов. Если поместить один из её первых проектов, пожарную станцию Vitra , рядом с, допустим, клубом Русакова Константина Мельникова, связь Хадид с утраченными в России идеями авангарда становится очевидной - хотя и не без иронии.


Параметризм и композитные пластики

От ручного подхода бюро Захи Хадид впоследствии перешло к параметрическому, то есть вычислительному, в рамках которого обрабатываются большие объёмы данных, на основе которых затем формируется структура здания настолько сложная, что она часто с трудом может быть воспринята человеческим мозгом. Именно благодаря этому подходу Заха Хадид стала известна как автор проектов причудливых форм - вроде Центра Гейдара Алиева в Баку. Но их воплощение в жизнь не было бы возможно без использования композитных пластиков, чьи свойства позволяют строить здания нестандартных форм.


Женское

Заха Хадид, по сути, единственный звёздный архитектор женского пола, первая женщина - лауреат Притцкеровской премии. Казалось бы, она могла бы служить ролевой моделью для многих женщин, которые хотят сделать карьеру в мире архитектуры, однако её жизнь как будто бы строилась по этакой мужской модели. Хотя на первом этапе её карьеры ей помогли феминистки, сама Хадид для движения за эмансипацию женщин сделала не так много. Даже если посмотреть на список сотрудников её бюро, мужских имён там значительно больше, чем женских. Особенно в высших эшелонах.

Скандалы в Азии

Последние годы жизни Хадид были отмечены скандалами, связанными со строительством спортивных объектов в Азии. Во время строительства её стадиона в Катаре погибли рабочие - и СМИ, естественно, обратили внимание в первую очередь на известного архитектора. Хадид попросила журналистов тщательнее проверять факты: дизайн здания сам по себе не был опасным для рабочих, а вина лежала на властях Катара и девелопере, которые не обеспечили должного соблюдения техники безопасности на объекте. Кроме того, проект стадиона в Катаре критиковали за экстравагантную форму: многим он напомнил вагину. Хотя Хадид отрицала любое сходство, это кажется скорее плюсом: так в проекте стадиона иронично обыгрался исламский запрет на изображение человеческих лиц. Ещё один скандал ждал Заху Хадид в Токио: местные архитекторы ужаснулись её грандиозному проекту олимпийского стадиона за несколько миллиардов долларов. Кто-то сравнивал его с черепахой, которая хочет затянуть Японию на морское дно.


Патрик Шумахер

Патрик Шумахер - партнёр бюро Zaha Hadid Architects, который с 1988 года вместе с Хадид работал над ключевыми проектами студии. Старший дизайнер бюро, он участвовал в разработке проектов пожарной станции Vitra и музея MAXXI. 28 лет совместной работы не могли пройти даром: Шумахер разделяет принципы Захи Хадид и работает как теневой правитель её бюро. Так что со смертью Захи её дело не погибнет: её призрак останется с нами.


ФОТОГРАФИИ : обложка – Kevork Djansezian / AP / ТАСС, 1, 4 – Christian Richters / Zaha Hadid Architects , 2, 3, 6 – Zaha Hadid Architects , 5 – Helene Binet / Zaha Hadid Architects , 7 – Иван Анисимов

Заха Хадид была первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию за достижения в области архитектуры (Pritzker Architecture Prize), которая считается аналогом Нобелевской премии в мире архитектуры (кстати, второй женщиной, получившей эту премию, была Кадзуо Седзима (совместно с Рюэ Нисидзава), о ней тоже в сообществе).


В Москве можно увидеть одно из зданий Захи Хадид, это бизнес-центр Dominion Tower. Он находится по адресу ул. Шарикоподшипниковская, д. 5, возле метро Дубровка. Заказчиком этого здания была компания "Доминион-М". Строительство началось в 2008 г., однако из-за кризиса было заморожено на четыре года и в результате завершилось только в 2015 г. Я немного пофотографировала Dominion Tower этой весной (ранняя весна, по-моему, лучшее время, чтобы фотографировать архитектуру: во-первых, листва не закрывает здание, во-вторых, небо уже не такое мрачное, как зимой. Под катом мои фотографии и небольшой пост о Захе Хадид.




Заха Хадид была одной из звезд архитектурного стиля деконструктивизм. К характерным особенностям этого стиля относятся многослойность, раздробленность, плавные изгибы. Лучшие образцы этого стиля выглядят так, как будто стали результатом чьей-то попытки расписать ручку.


Свое название стиль деконструктивизм получил по выставке "Архитектурный деконструктивизм", прошедшей в 1988 г. в Нью-Йоркском музее современного искусства. Заха Хадид была одной из важнейших участниц этой выставки, хотя на тот момент у нее еще не было реализованных проектов.

Деконструктивизм - это слово-портмоне: деконструкция + конструктивизм.

Концепцию деконструкции выработал французский философ Жак Деррида. Согласно "Новейшему философскому словарю" А. Грицанова , деконструкция - это не только стиль философского творчества, но и "техника интеллектуальной работы с бинарными конструкциями любого типа (формально-логическими, диалектическими, мифологическими), предполагающая следующие шаги: а) разбор оппозиции; б) уравнивание по силе обоих ее членов; в) рассмотрение оппозиции на предельно удаленном уровне дистанцирования, что позволяет судить о ее невозможности или возможности" ().

Для участников нью-йоркской выставки такими бинарными оппозициями в архитектуре (которые следовало выявить, рассмотреть и уравнять оба противопоставляемых понятия) были противопоставления структуры и декора, абстракции и фигуративности, функции и формы. Метод деконструкции использовался для создания новых форм и нового типа архитектурного пространства. Вторым ключом к открытию новых форм и пространства было творческое переосмысление идей советского конструктивизма.

Благодаря работам советских искусствоведов и искусствоведок (в 1988 г. в Лондоне как раз вышла на английском языке книга Ларисы Алексеевны Жадовой о Владимире Евграфовиче Татлине, советском художнике и родоночальнике конструктивизма) для западных архитекторов были открыты малоизвестные работы советских конструктивистов, и архитекторы-деконструктивисты при поиске собственых форм использовали философские принципы и идеи советских конструктивистов - в частности, лозунг о том, что материалом архитектуры является пространство, а не камень.

Советский конструктивизм был интересен архитекторам-деконструктивистам еще и как пример того, как можно радикально изменить внутреннюю структуру здания. Многим архитектура деконструктивизма кажется "неуютной", но зачастую это и было намерением архитекторов (в частности, Питер Айзенман говорил об одном из своих проектов, что хочет сделать постройку "некомфортабельной"). Деконструктивисты подвергали переоценке идею дома как укрытия, вместо этого предлагая постоянно меняющееся, пластичное внутреннее пространство, что не дает зрителю расслабиться, а глазу - замылиться. Постоянная смена геометрии внутреннего пространства заставляет зрителя осознанно относиться к архитектуре здания, вступая с ней в диалог.


Заха Хадид вдохновлялась советскими конструктивистами при поиске новых форм, сопротивлении критикам, размышлении о дальнейшем развитии архитектуры. В начале 80-х гг. она писала: "Триумф технологии в ХХ столетии, наше "ускорение" и постоянные перемены образа жизни создали тотально новые условия. Эти изменения при всем их многообразии вселяют в нас своего рода оптимизм, который и должен привести все новое в соответствие с архитектурой. Необходим пересмотр архитектуры, ее развитие в сторону изобретательности, образности, интерпретационности ради того, чтобы повысить ценность нашей деятельности. Мы не выполняем своего долга, если продолжаем создавать нечто подобное кондитерским изделиям. Наша роль грандиознее. Мы, архитекторы, должны поставить задачу заново исследовать феномен модернизма. Как раньше, так и теперь, если возникает нечто опережающее, оно оказывается в атмосфере тотальной враждебности. Но именно враждебность делает нас более стойкими. И уверенными, что у нас есть только один путь - идти по направлению, предложнному ранними модернистами. Их усилия были опрокинуты, их проекты не были реализованы. Наша задача состоит не в том, чтобы их воскресить, а в том, чтобы продвинуться дальше. Это единственно верная задача не только в плане эстетики, но и в плане программы и стратегии. Ее выполнение откроет новую, неизведанную пока территорию - для проектного вторжения и подчинения. И это только начало" (цитата по книге И.А. Добрицыной "От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки") .

Что еще роднило Заху Хадид и советских конструктивистов: многие проекты конструктивистов так и не были реализованы из-за невыполнимых в то время технических требований. У Захи Хадид, как уже было сказано, на момент участия в выставке "Архитектурный деконструктивизм" не было реализованных проектов вообще. Однако время не стоит на месте, строительные и компьютерные возможности растут. В начале 90-х появилось первое здание Захи Хадид: пожарная часть компании-производителя дизайнерской мебели "Витра", известной также своим интересом к архитектуре и привлечением знаменитых архитекторов к постройке зданий на территории фабрики в городе Вайль-на-Рейне, Германия.

В начале 2000-х техника и цифровые технологии совершенствуются еще больше, улучшается программное обеспечение. Заха Хадид и ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects при проектировании зданий начинают применять методы цифрового моделирования и технологии проектирования, заимствованные из автомобильной и авиационной промышленности, которые помогают менять параметры проекта в реальном времени. В российских статьях это называют вычислительным проектированием, ну а Патрик Шумахер, партнер Захи Хадид в Zaha Hadid Architects, выделяет проектирование с использованием новейших вычислительных технологий в отдельный архитектурный стиль и дает ему название параметризм.

В 2008 году Шумахер пишет свою статью "Параметризм как стиль - Параметрический манифест" , где впервые вводит понятие "параметризм" и лихо провозглашает параметризм первым крупным стилем со времен модернизма.

Достижения вычислительного проектирования / параметрического дизайна сделали возможным плавные формы и сумасшедшие объемы внутренних пространств, которые были невозможны еще двадцать-тридцать лет назад. Но, конечно, строительство таких зданий сложно и затратно (вот и первоначальный проект Dominion Tower оказался слишком дорогим для заказчиков и потребовал дальнейшей доработки и адаптации под московские условия). Заха Хадид неоднократно подвергалась критике за то, что форма для нее была важнее бюджета, простоты исполнения и дальнейшего обслуживания зданий, а также за выполнение проектов в авторитарных странах (якобы она не заботилась судьбой рабочих, занятых на ее проектах). В 2014 году Заха Хадид подала в суд на одного особо ретивого критика (Мартин Филлер), но впоследствии стороны заключили мировое соглашение: Заха Хадид отозвала иск и приняла официальное извинение, в котром Мартин Филлер признал, что факты были сфабрикованы, а приведенные им цитаты Хадид были вырваны из контекста, что искажало их смысл. Тем не менее, многие обращают внимание на то, что на Ближнем Востоке работает много архитекторов, однако критике за сотрудничество с авторитарными режимами и пренебрежением к судьбе рабочих подвергалась почему-то только одна Хадид.

В современном мире очень много архитекторов, но только некоторые из них являются действительно выдающимися. Одним из самых лучших специалистов в данной области считают Заху Хадид. Биография этой женщины пестрит головокружительными этапами в жизни. Масштабные проекты, величественные черты, умение преподносить себя и свой труд - это все то, что характеризует Заху Хадид.

Кто такая Заха Хадид?

Биография великого архитектора во многом связана с Багдадом. Здесь в 1950 году она родилась в обеспеченной семье, принадлежащей к классу буржуазии. Ее отца звали Мухаммад аль Хадж Хуссейн, а мать - Ваджиха аль Сабунджи. Первое образование Заха получала в Американском университете, расположенном в Бейруте, по классу математики. Затем пять лет она уделила обучению в лондонской ассоциации архитекторов. После получения этого образования она начала работать в архитектурном бюро, владельцем которого являлся ее учитель и наставник Рема Колхаса. Переняв все лучшие качества и умения у замечательного голландского архитектора, Заха приняла решение создать свою собственную фирму Zaha Hadid Architects.

Еще будучи подростком, она славилась безграничной фантазией. Уже в то время маленький архитектор Заха Хадид выполняла различные работы на заказ или по доброй воле. В числе ее предложений были такие проекты, как обитаемый мост над Темзой или перевернутый небоскреб в Лестере. Архитектура Захи Хадид всегда отличалась некой самобытностью. Примером тому служит проект клуба, местом расположения которого должна была служить высокая гора. Тогда проекты Захи Хадид получали различные архитектурные премии, но не находили путей реализации. Самой главной тому причиной служила неготовность заказчиков принимать в работу нестандартный, новый, инновационный проект. А ведь все проекты Захи Хадид были оригинальными.

Со временем в Захе все же рассмотрели истинного архитектора. После признания к ней стали приходить интересные проекты. Первым стало здание Захи Хадид для мебельной компании "Витра". Им она разработала пожарную часть в форме бомбардировщика. Далее ей стали давать все больше проектов, и в итоге здания от архитектора сейчас есть в десятках городов.

Личная жизнь Захи Хадид, несмотря не все ее успехи и привлекательную внешность, так и не смогла выстроиться. Она полностью реализовалась как архитектор, но так и не смогла реализоваться, как женщина.

Неожиданный уход из жизни

31 марта 2016 года из жизни ушел величайший архитектор современности Заха Хадид. Причина смерти замечательной и талантливой женщины весьма жизненная и часто встречающаяся. 65-летнюю Заху убил сердечный приступ. Случилось это с ней в Майами. Сюда она прилетела лишь для того, чтобы подлечить свой бронхит. Так, в один миг не стало гениального, самобытного и весьма жизнелюбивого человека. К сожалению, не было у Захи Хадид детей, поэтому после ее смерти напоминанием об этой женщине остались только работы и бизнес.

Творческий путь

Работы Захи Хадид заинтересовали общественность и заказчиков, после того как мир познакомился с великолепным творением - музеем Гуггенхейма, который был возведен в Бильбао. Ошеломительный спрос архитектура Захи Хадид получила после того, как она поучаствовала в строительстве Центра современного искусства Розенталя. Ее архитектурные замысли всегда шли в противоречие общепринятым канонам. Во всех работах Заха Хадид пыталась выйти за рамки и придать пространству новый мощный импульс. Так, в ее проектах можно отследить искаженную перспективу, способствующую выявлению острых углов и искривлений.

Женщина-архитектор Заха Хадид прекрасно работала с крупными формами. Но помимо ее архитекторского таланта в ней жило еще и необыкновенное умение создавать инсталляции, театральные декорации, интерьеры, картины и даже обувь. Выполняя небольшие работы, Заха оттачивала новые формы. Архитектура Захи Хадид украшает многие города, а ее малые работы хранятся в таких музеях, как МоМа, архитектуры и другие. Помимо создания новых форм и объектов Заха еще с удовольствием делилась своими знаниями. Она часто проводила мастер-классы и читала лекции в различных странах мира.

В числе работ Захи Хадид - ряд мебельных коллекций. Одним из самых запоминающихся предметов интерьера, созданных Захой, является светильник "Чендлер Вортекс" и кресло "Кристалл". Уникальные творческие проекты привели Заху на первую выставку дизайна в Майами, где ее удостоили звания «Дизайнер года».

Отпечаток Захи в России

Россию Заха посещала не один раз. В связи с этим встретить архитектуру Захи Хадид стало достаточно просто. В 2004 году ее пригласили в Эрмитажный театр, где вручили Пицкеровскую премию. В этом же году Заха Хадид прочитала интереснейшую лекцию в Центральном доме архитектора. Через год она вернулась в Россию с мастер-классом, который проводился на базе выставки АРХ-Москва. Этот же год принес Захе проект в Москве. Компания «Капитал Групп» предложила неординарному архитектору спроектировать жилой комплекс «Живописная Тауэр». Так появилось первое здание Захи Хадид в Москве. Адрес этого строения: г. Москва, ул. Живописная. Спустя семь лет, в 2012 году, Заха Хадид взялась за строительство футуристического особняка Владислава Доронина на Рублево-Успенском шоссе.

В 2015 году в Москве воздвигли новый бизнес-центр «Пересвет-Плаза», архитектором которого выступила Заха Хадид. Москва, Шарикоподшипниковская улица, дом 5 - адрес нового здания великого архитектора в России. Строение выполнено в авангардном стиле, и на первый взгляд кажется, что это какой-то космический объект, спустившийся с небес на землю.

Легендарные постройки Захи Хадид

Каждое здание, построенное по проекту Заки Хадид, становится легендой. Можно взять ее любую работу, и каждую из них можно будет с уверенность назвать лучшей. В числе удивительных проектов Захи Хадид:

  1. Башня в Пекине - объект, поражающий не только своим масштабом, но и инновационностью. Создатели при возведении обратились к таким технологиям, которые позволили сократить количество потребляемой энергии и минимизировать выброс загрязняющих веществ.
  2. Центр Современного Искусства Розенталя в Америке - этот проект принес Захе Хадид Притцкеровскую премию.
  3. Трамплин в Инсбруке.
  4. Головное здание БМВ в Лейпциге - результат переосмысления функций традиционного офиса.
  5. Национальный музей искусств двадцать первого века в Риме.
  6. Лондонский центр водных занятий спортом - здание создавалось к Олимпийским играм 2012 года.
  7. Цент Гейдера Алиева на территории Баку - возведен в честь третьего президента Азербайджана.
  8. Футуристический особняк на Рублевке в Москве - загородный дом Владислава Доронина, визуально напоминающий космический корабль.
  9. Центробанк Ирака - очень важное для Захи здание, так как строилось оно на ее Родине. К сожалению, к моменту сдачи постройки великого архитектора уже не было в живых.
  10. Политехнический университет Гонконга - при взгляде на него сразу вспоминается легендарный «Титаник».

Это лишь несколько прекрасных работ Захи Хадид. Не менее вдохновляющими и грандиозными ее проектами являются здания музея транспорта в Глазго, горного музея в Италии, торгово-развлекательного центра в Пекине и др. Несколько суперэпатажных работ Захи Хадит далее описаны более подробно.

Galaxy SOHO (Пекин)

Грандиозное здание расположилось на земельном участке в 47 тысяч квадратных метров. Строительство данного объекта архитектуры продлилось в течение 30 месяцев в период с 2009 до 2012 года. Данный комплекс является первым зданием, построенным в Китае по проекту Захи Хадид. Эксперты и ценители считают, что SOHO - это лучшее творение Хадид во всей Азии. Согласно агентства Захи Хадид, данное здание было выполнено без острых углов. Что касается названия, то изначально его так и назвали «без углов». Патрик Шумахер, коллега Захи, решил, что это слишком грубое название для концепции и предложил переименовать ее в «панорамную архитектуру».

Площадь комплекса равна 330 тысячам квадратных метров. В его состав входят пять объемных объектов. Каждый из них имеет округлую форму и достигает в высоту до 67 метров. Между собой каждый из элементов соединяется разноуровневыми платформами этажей и крытыми туннелями. За счет скругления межэтажных перекрытий визуально комплекс стал похож на динамично движущийся объект. Здание имеет Высота офисных потолков достигает трех с половиной метров. В торговых площадках потолки возносятся на высоту более пяти метров. Всего в комплексе 18 этажей, три из которых находятся под землей. Около здания есть парковка на 1250 машин.

Культурный центр Гейдара Алиева

Это сооружение поражает своим масштабом. Общая площадь занимаемой им территории превышает 111 тысяч квадратных метров. В стенах культурного центра находятся такие важные помещения, как музей, конференц-холл, библиотека. Также здесь есть специальная зона для проведения различного рода мероприятий. Преобладающую долю в здании имеют абсолютно прозрачные стеклянные стены. В таком формате выполнены не только внешние стены, но и внутренние. Это позволяет минимизировать расход электроэнергии и использовать максимум естественного света. Как и практически все проекты Захи Хадид, архитектура культурного центра Гейдара Алиева состоит из округлых линий. В данном здании гармонично сочетается волнообразное стремление к небу и плавное приближение к земле. Данная выбрана не случайно. По задумке автора, прежде всего центр должен олицетворять бесконечность и продолжительность. По цвету здание белое, что является символом светлого будущего.

CMA CGM Tower (Марсель, Франция)

Силами арабского происхождения в 2011 году было завершено строительство впечатляющего небоскреба. Всего он насчитывает 37 полноценных этажей. Общая высота здания составляет 147 метров. Местом его расположения является деловой квартал в километре от центральной части Марселя. Здесь этот небоскреб является самым высоким зданием. Предназначение данного сооружения - это головной офис местной компании CMA CGM. Штаб-квартира имеет очень выгодное расположение относительно береговой линии, от нее до здания насчитывается всего сто метров. Право на создание проекта данного сооружения архитектурное агентство Захи Хадид получило путем победы в специальном конкурсе, организованном в 2004 году. Начало строительства было запущено в том же году. Спустя семь лет его уже ввели в эксплуатацию. По своей вместительности здание спокойно может разместить 2700 человек. По проекту у небоскреба были построены парковки для 700 машин и 200 мотоциклов. Посетители также могут здесь побывать в ресторане, рассчитанном на 800 персон, или в спортивном зале. По своей площади здание занимает примерно 94 тысячи квадратных метров. По своей значимости небоскреб входит в ТОП-10 небоскребов 2011 года.

One Thousand Museum Tower (Майами, США)

Небоскреб высотой в шестьдесят этажей был возведен по проекту Захи Хадид в самом сердце Майами, на Бискайском бульваре. Дом включает в себя 83 квартиры класса люкс. Площадь каждой квартиры разная, так же как и их стоимость. Минимальная цена одного помещения составляет 5 млн долларов. Максимальная же достигает пятнадцати миллионов. По словам Захи Хадид, данное здание должно было повлиять на линию горизонта города. В рамках проекта архитектор предложила у основания здания сделать подиум, из которого будет выстраиваться башня. По своей форме башня будет отличаться от рядом стоящих своим нестандартным дизайном. Она как будто оплетена с внешней стороны бетонным каркасом. Так внешняя часть здания становится подобной дереву, оплетенному ветвями. Балконы и лоджии квартир как будто утопают в общей плоскости фасада. Предназначением подиума является создание многоцелевой общественной зоны. Здесь располагаются магазины, кинотеатр, фитнес-центр. Окружают нижний блок здания металлические панели с перфорацией. Именно они придают подиуму футуристическую стилистику.

Музей XXI века (Рим)

Национальный музей искусств по замыслу Захи Хадид стал обширным скоплением разных культур. В качестве основы данной постройки было принято взять комплекс, на котором располагались казармы Монтелло. Для Рима является очень символичным то, что новый объект культуры был построен поверх старинного здания. Внутренне пространство данного музея 21-го века составляет 21 тысячу квадратных метров. Визуально он подобен застывшим навечно потокам вулканической лавы. Такой эффект создается за счет переходящих друг в друга объемных конструкций из бетона. Большую роль в данном культурном объекте играют стеклянные поверхности. Практически весь первый этаж, а также крыша состоят из прозрачного стекла. Таким образом все хранящиеся в музее культурные ценности можно лицезреть под дневным освещением. Внутри здания располагается атриум, собранный из двух ярусов. Он соединяет все помещения музея между собой. Переходы и астеничные проемы внутри здания подобны черным лентам, оплетающим белоснежные бетонные стены здания. Архитектурное убранство музея в 2010 году было удостоено Стирлингской премии в Великобритании. Так, одним движением руки Заха Хадид превратила незамысловатые казармы в удивительно неординарное достояние страны.

Capital Hill Residence (Москва)

Владислав Доронин никогда не скупился на создание своего комфорта. Также это касается и его жилья. Так, в 2015 году Заха Хадид разработала проект его футуристического особняка, который построили олигарху на Рублево-Успенском шоссе. Общая площадь ультрамодного и сверхнеобычного здания составляет две с половиной тысячи квадратных метров. Основой концепции Захи Хадид стал экостиль. При проектировании дома Доронина она постаралась гармонично смешать современные технологии с природными чертами. При взляде на этот особняк сразу возникает ощущение, что с другой планеты прилетел космический корабль и обосновался в Барвихе. Комнаты внутри здания распределены по четырем уровням. Внизу располагается гостиная, тренажерный зал, сауна, баня, хамам и кабинет для массажа. Далее идут приемная для гостей, кухня со столовой и бассейн. Этажом выше располагаются библиотека, детская, гостиная и огромный холл. Завершающий этаж включает в себя комнаты хозяев и роскошную террасу.

Стоит отметить, что проектирование частных домов не входит в основную специализацию Захи Хадид. По мнению экспертов, за эту работу она получила гонорар с шестью нулями. В итоге деловой союз Захи Хадид и Владислава Доронина продемонстрировал миру роскошнейший проект и частный дом мирового уровня. Единственное, что остается непонятным для многих людей, это кто же будет там жить. Есть мнение, что этот дом, как и многие другие, московский миллиардер преподнесет в подарок своей возлюбленной Наоми Кэмпбелл.

Женщину-архитектора, которую зовут Заха Хадид, считают одной из самых оригинальных, необычных и самых успешных современных архитекторов мира. Можно сказать, что Заха Хадид — это современный Гауди. Этого автора зовут настоящим гением, а её здания и строения самых необычных форм находятся во многих странах мира и до сих пор продолжают строиться по сумасшедшим планам талантливого творца.

Заха Хадид (Zaha Hadid) — арабский архитектор , родилась в 1950 году в Багдаде. В настоящее время проживает в Британии и считается как арабским, так и британским архитектором. Имеет титул Дамы-Коммандора ордена Британской империи. Стиль её работ относится к деконструктивизму. Деконструктивизм — это яркое противопоставление отточенному и тщательно спланированному конструктивизму. Можно сказать, что деконструктивизм — это сюрреализм в архитектуре. Зачастую это очень сложные формы объектов с ломаными и неправильными линиями. Также для этого стиля характерно вторжение в городской массив самым агрессивным образом, то есть среди обычных жилых домов высится здание из стекла или среди ровных вдруг появляется низкий и кривой дом, который похож на комок скомканной бумаги и так далее, и находится это в таких неожиданных местах, что кажется — это не план строителей, а постройка свалилась сюда нечаянно и совершенно случайно. Заха Хадид является настоящим талантом. Она стала одной из самых ярких фигур в стиле, который описывался выше. Её дома и строения так высоко оцениваются, что в 2004 году она получила Притцкеровскую премию, которая равна по своему значению Нобелевской премии или Пулитцеровской премии. Произошло награждение Захы Хадид в Санкт-Петербурге, в здании Эрмитажа.

Как уже говорилось, её здания и сооружения находятся в разных странах мира, в том числе и в России: футуристический особняк на Рублёво-Успенском шоссе в Москве, бизнес-центр Dominion Tower в Москве в районе Дубровки и другие. Кроме того, её малые работы находятся в таких музеях, как , немецком музее DAM и др. Заха Хадид занимается инсталляциями, создаёт театральные декорации, экспериментальную мебель, дизайн обуви, пишет картины, занимается дизайном интерьеров.

Заха Хадид

40-этажный отель в Макао, Китай

Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ

Жилой дом в Манхеттене, США

Золотая станция метро в Эр-Рияде

Международный центр культуры и искусства Чанша в Китае

Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде

Музей транспорта Риверсайд в Глазго

Небоскребы Signature Towers в Дубаи, ОАЭ

Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония

Павильоны Бернема в Чикаго, США


Вчера, 31 марта 2016 года, от сердечного приступа скончалась Заха Хадид, ирако-британский архитектор и дизайнер, которая стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией. Ее работа не только поражает своей изящностью и новаторством, она вдохновляет тысячи других творческих людей - и именно в этом, возможно, и состоит самый весомый вклад Заха Хадид. В ее руках была возможность изменить мир - и она не упустила эту возможность.


Заха Хадид (Zaha Mohammad Hadid) не была поклонницей стандартов, ей все время хотелось разрушить уже установленные каноны. Если здание, то без углов. Если обувь - то пусть углов будет больше! Пусть украшения будут похожи на архитектуру, а архитектура будет настоящим украшением любого города. Дизайн Заха Хадид выделяется своей искаженной перспективой, нарушенной геометрией; ее здания не стараются вписаться в пространство - они создают свой собственный новый мир.

Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан



Это здание представляет собой культурный центр, построенный в столице Азейрбайджана на проспекте Гейдара Алиева. Внутри просторного помещения находятся конгресс-центр, несколько выставочных залов, постоянный музей и офисы. Сейчас это изящное здание, похожее на белую волну, считается одним из символов современного Баку. В 2014 году Центр был признан зданием с лучшим дизайном года.




Горный музей Месснер Коронес, гора Кронплац на севере Италии





Музей расположен на высоте 2 км над уровнем моря и занимает один квадратный километр. Дизайн Хадид предлагает захватывающий вид на окрестности прямо из музея.

21-этажное офисное здание Опус в Дубаи



представляет собой огромный куб, парящий в воздухе. Особое внимание в дизайне уделялось свету - в дневное и ночное время здание выглядит совершенно по-разному.

Штаб-квартира компании Bee’ah в ОАЭ







Компания Bee’ah специализируется на переработке мусора по эко-стандартам. Их новая штаб-квартира будет расположена в ОАЭ недалеко от уже функционирующего центра переработки мусора, который, собственно, будет полностью обеспечивать штаб-квартиру энергией. Здание выглядит в виде песчаных дюн, расположенных внутри оазиса. Водоемы позволяет охлаждать здание в жаркие месяцы, а светлый материал фасада позволит снизить нагрев здания в жаркой пустыне.

Институт Слейк Рит в Камбодже



Стадион к Кубку Мира 2022 в Катаре