Биографии Характеристики Анализ

Поэма возмездие блок краткое содержание. «Возмездие», анализ поэмы Александра Блока - Сочинение любую на тему

Предполагалось, что в произведении будет широкое повествование, охватывающее события русской и европейской истории с конца XIX до начала XX века. Повествование о судьбе «рода» должно было перемежаться различными лирическими и философскими отступлениями, описывать портреты десятков действующих лиц. Блок стремился не просто выплеснуть свои эмоции, но и запечатлеть исторические события, целую эпоху, поэтому произведение было создано в лиро-эпическом жанре поэмы. Так например, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отражена эпоха посткрепостнической России, а в поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти» нашла отражение вся сталинская эпоха. «Поэма «Возмездие» была задумана в 1910 году и в главных чертах набросана в 1911 году», - писал Блок в предисловии к этому произведению. Поэма писалась, когда «уже был ощутим запах гари, железа и крови». Блок пытался передать в ней свои мысли и настроения, свое предчувствие надвигающейся бури. Эти предчувствия и ожидания составляют лейтмотив поэмы. «Возмездие» - важнейшая веха на пути идейного и творческого роста поэта. Сам Блок это ясно сознавал, заявив, что «поэма обозначает переход от личного к общему» (Записные книжки, июнь 1916). Поэма, оставшаяся незаконченной, была задумана как широкая картина русской истории второй половины XIX и начала XX века. поэт блок поэма возмездие

Блок изучал самые разнообразные исторические материалы, намеревался отразить (частично и отразил) наиболее значительные события в жизни России: покушение на Александра II, студенческие волнения, «польскую смуту», похороны Т. Шевченко, деятельность революционных демократов, движение народников, реакцию 80-х годов, канун первой революции, события 1905 года и т. д. Поэт мыслил показать на фоне этих событий и в связи с ними судьбу трех поколений дворянского рода. «В эпилоге,- писал он,- должен быть изображен младенец, которого держит и баюкает на коленях простая мать; ...сын растет; ...он начинает говорить по слогам вслед за матерью: «И я пойду навстречу солдатам... И я брошусь на их штыки... И за тебя, моя свобода, взойду на черный эшафот».

Блок читал в присутствии друзей-символистов пролог и первую главу «Возмездия». И если одних она поразила свежестью восприятия истории, предметностью, бытовыми зарисовками -- всем тем, что, по существу, было запретным для символистов, то Андрей Белый, Вяч. Иванов и другие апологеты этого течения «метали громы и молнии». Они увидели разложение, результат богоотступничества, преступление и гибель. Блок не умел защищаться, он был подавлен, и поэма, оставшись незавершенной, легла в стол, где и пролежала почти до самой смерти. Только в 1921 году Блок вновь обращается к незаконченной поэме, чтобы если не закончить, то хотя бы привести в порядок. Так формально она и осталась недописанной, ведь во все академические сборники вошли только пролог, первая глава и незаконченные обрывки второй и третьей.

В «Предисловии», написанном перед смертью, Блок объяснил замысел поэмы и ее название, использовав слова Г. Ибсена «Юность -- это возмездие». Он написал, что в 1921 году, когда революция уже произошла, нет смысла заканчивать поэму, «полную революционных предчувствий». Поэма должна была состоять из пролога, трех больших глав и эпилога, а каждая глава должна быть «обрамлена описанием событий мирового значения», чтобы «они составляли её фон».

Свои мысли о теснейшей и трагической связи человека с «мировым водоворотом» истории Блок попытался воплотить и в форме большой эпической поэмы «Возмездие», над которой он много работал в 1911 г. Сам он впоследствии сравнивал задуманное произведение с циклом романов Э. Золя «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи». Однако можно предположить, что большие творческие импульсы к созданию поэмы давал ему русский реалистический роман (не говоря уже о том, что сама поэтическая интонация «Возмездия» чрезвычайно, порой «опасно» - до полного подчинения - близка «онегинской»).

«Волнение идет от „Войны и мира” (сейчас кончил II том), - записывал Блок в 1909 г., - потом распространяется вширь и захватывает всю мою жизнь и жизнь близких и близкого мне». Здесь уже очерчивается некий тематический круг, в значительной мере совпадающий с автобиографической основой будущей поэмы. Особенно близкие ее замыслу размышления о романе из жизни русского дворянства есть в одной из любимых Блоком книг - «Подростке» Достоевского, где в связи с «Войной и миром» говорилось: «Внук тех героев, которые были изображены в картине, изображавшей русское семейство средневысшего культурного круга в течение трех поколений сряду и в связи с историей русской, - этот потомок предков своих уже не мог бы быть изображен в современном типе своем иначе, как в несколько мизантропическом, уединенном и несомненно грустном виде. Даже должен явиться каким-нибудь чудаком, которого читатель, с первого взгляда, мог бы признать за сошедшего с поля и убедиться, что не за ним осталось поле. Еще далее - и исчезнет даже и этот внук-мизантроп...»

Наиболее яркий образ незавершенной поэмы Блока - отец, талантливый, мятущийся, «демонический», вносящий в жизнь ближних муки и хаос, а под конец жизни опустившийся, озлобленный неудачник (первым стимулом к созданию «Возмездия» и явились впечатления от смерти отца поэта - профессора Варшавского университета Александра Львовича Блока). Во многом соответствует эскизному «сюжету будущего романа», набросанному Достоевским, и оставшаяся недорисованной фигура сына, в которой без труда угадывается сам автор.

Замечательно выразителен в поэме «исторический фон» - характеристика времени, взятого во всемирном масштабе. Истолкованные в символическом плане «природные знаки» - «пожары дымные заката», отмечавшиеся в начале века и А. Белым, «ужасный призрак» кометы Галлея, появившейся в 1910 г., разрушительное землетрясение в Мессине - сочетаются здесь с такими чертами наступившей эпохи, как «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь» (образ, находивший себе точное соответствие в публицистических статьях того времени о «могущественной индустрии, воспитанной войной и живущей для войны»), и «первый взлет аэроплана» - событие, отразившееся во многих стихах поэта (так, в «Авиаторе» предсказан «грядущих войн ужасный вид: ночной летун во мгле ненастной, земле несущий динамит»).

Глухие отголоски все убыстряющегося исторического потока начинают ощущаться уже и в судьбе изображенной в поэме дворянской семьи (в ней запечатлены многие черты Бекетовых), а впереди Блок предвидит трагический поворот русской жизни:

Так неожиданно сурова
И вечных перемен полна;
Как вешняя река, она
Внезапно тронуться готова,

На льдины льдины громоздить
И на пути своем крушить
Виновных, как и невиновных,
И нечиновных, как чиновных...

Неизвестное приближается, и приближение его чувствуют бессознательно все»,- объяснял Блок смысл своей пьесы «Роза и Крест» (1912-1913), в которой из французской истории средних веков выбрано, как позднее определил сам автор, «время - между двух огней, вроде времени от 1906 по 1915 год».

Как ночь тревожна! Воздух напряжен,
Как будто в нем - полет стрелы жужжащей... -

говорит один из героев пьесы.

В 1909 году умирает в Варшаве Александр Львович Блок, отец поэта , с которым, по сути, сам Александр почти не общался, в силу сложившихся семейных обстоятельств. Но вернувшись с похорон, поэт задумывает поэму «Возмездие». Взяв за основу судьбу своего рода, Блок стремился создать грандиозное произведение, своеобразный роман в стихах, новую «энциклопедию русской жизни», как когда-то Пушкин в «Евгении Онегине».

Предполагалось , что это будет широкое повествование, охватывающее события русской и европейской истории с конца XIX до начала XX века. Повествование о судьбе «рода» должно было перемежаться различными лирическими и философскими отступлениями, описывать портреты десятков действующих лиц.

Блок читал в присутствии друзей-символистов пролог и первую главу «Возмездия». И если одних она поразила, то Андрей Белый, Вяч. Иванов и другие апологеты символизма увидели в ней разложение, результат богоотступничества, преступление и гибель. Блок не умел защищаться, он был подавлен, и поэма, оставшись незавершенной, легла в стол, где и пролежала почти до самой смерти. Только в 1921 году Блок вновь обращается к незаконченной поэме, чтобы если не закончить, то хотя бы привести в порядок. Так формально она и осталась недописанной , ведь во все академические сборники вошли только пролог, первая глава и незаконченные обрывки второй и третьей.

В «Предисловии» , написанном перед смертью, Блок объяснил замысел поэмы и ее название, использовав слова Г. Ибсена «Юность - это возмездие» . Он написал, что в 1921 году, когда революция уже произошла, нет смысла заканчивать поэму, «полную революционных предчувствий». Поэма должна была состоять из пролога, трех больших глав и эпилога, а каждая глава должна быть «обрамлена описанием событий мирового значения», чтобы «они составляли её фон».

Пролог начинается с обращения к художнику , который должен верить в «начала и концы», ведь ему «дано бесстрастной мерой измерить все», что он видит. Он призывает:

Сотри случайные черты -

И ты увидишь: мир прекрасен.

В конце пролога звучит мысль о роде , о том, что это единая цепь , что каждое звено цепи - отражение в сыне отца, а два-три звена - это «новая порода». Конечно, он имел в виду и своего отца, которого почти не знал и полюбил, увидев мертвым в гробу.

Первая глава поэмы , посвященная «веку девятнадцатому , жестокому веку», описывает события 70-х годов, когда развивалось народовольчество и в одной из либеральных семей появился молодой красавец, похожий на Байрона и демона одновременно. Всем современникам было ясно, что это отец Блока, Александр Львович. В поэме нашел отражение реальный эпизод из жизни, когда его красоту отметил сам Достоевский и даже хотел сделать его героем одного из своих романов.

Этот «демон» постепенно обосновался в интеллигентной семье, а потом «скромно руку предложил» младшей дочери и «в даль увез ее с собой» - в Варшаву, где после защиты диссертации принял кафедру. Через два года дочь вернулась без него, но с сыном на руках. Вторая глава поэтому посвящена сыну «демона» - «бесчувственному сыну нашего века».

Третья глава описывает , как закончил жизнь отец, как изменился этот яркий «демон». Действие разворачивается в Варшаве, где действительно жил и умер Александр Львович. По замыслу поэта, над свежей могилой отца его сын должен был бы восстановить утраченное звено родовой цепи - уступить место уже своему сыну. Но так получилось, что в год, когда умер отец, умер и новорожденный сын Блока и его жены, Любови Дмитриевны. Возможно, из-за этого поэма так и не была закончена.

Мотив возмездия в поэме связан с пробуждением в душе падшего человека голоса совести,воспоминанием о мире высших нравственных ценностей,осознаниемсобственного падения и измены изначальному предназначению . Прежде всего это история отца: его падение от Демона до Гарпагона,его измена первой любви,этическая деградация и измена идеалам юности. Пробуждение голоса совести,воспоминания о высоком жизненном призвании воплощены в поэме в описании музыкальных импровизаций отца. Личные судьбы героев,как сказано в Предисловии к поэме, должны были находиться в сложных соотношениях с судьбами России и Европы.

В поэме «Возмездие» Блок выступил прямым наследником пушкинского реализма : он описал конец русского дворянства, но расставался с этим прошлым без излишней скорби, понимая, что история идет вперед, а «мир всегда прекрасен».

Из пояснений самого Блока об изначальной задумке произведения (спустя много лет после написания): «Тема заключается в том, как развиваются звенья единой цепи рода. Отдельные отпрыски всякого рода развиваются до положенного им предела и затем вновь поглощаются окружающей мировой средой; но в каждом отпрыске зреет и отлагается нечто новое и нечто более острое, ценою бесконечных потерь, личных трагедий, жизненных неудач, падений и т.д.; ценою, наконец, потери тех бесконечно высоких свойств, которые в свое время сияли, как лучшие алмазы в человеческой короне (как, например, свойства гуманные, добродетели, безупречная честность, высокая нравственность и проч.) Словом, мировой водоворот засасывает в свою воронку почти всего человека; от личности почти вовсе не остается следа, сама она, если остается еще существовать, становится неузнаваемой, обезображенной, искалеченной. Был человек - и не стало человека, осталась дрянная вялая плоть и тлеющая душонка. Но семя брошено, и в следующем первенце растет новое, более упорное; и в последнем первенце это новое и упорное начинает, наконец, ощутительно действовать на окружающую среду; таким образом, род, испытавший на себе возмездие истории, начинает, в свою очередь, творить возмездие; последний первенец уже способен огрызаться и издавать львиное рычание; он готов ухватиться своей человеческой ручонкой за колесо, которым движется история человечества. И, может быть, ухватится-таки за него...Что же дальше? Не знаю, и никогда не знал; могу сказать только, что вся эта концепция возникла под давлением всё растущей во мне ненависти к различным теориям прогресса».

Про "Соловьиный сад" все упорно молчат, так будет же бред. В поэме противопоставляются две темы. Первая – будничная прозаическая жизнь, наполненная содержанием и действием. Вторая – райская жизнь, без дела и цели. + столкновение реализма и романтизма, поэма считается романтической, но реализм победил. В поэме играет большую роль образ моря. Море символизирует будничную жизнь, «рокотание» - это бесконечный, тяжёлый труд, шум, жизнь. В райский сад не доносятся «жизни проклятья», но там нет и самой жизни. Героя влечёт назад, к покинутой им будничности, потому что человек не может быть счастливым без дела и цели. В розовых цепях что-то оказалось безнадёжно утраченным, «рокотанье моря» соловьиная песня заглушить не властна. В «Соловьином саде» любовь, противопоставленная широкому миру жизни, не спасает героя, бегство его в жизнь предопределено.

В 1910 г. он начинает работать над поэмой «Возмездие». По замыслу она должна была состоять из четырех глав с прологом и эпилогом. Поэма осталась незаконченной (последние наброски ее относятся к 1921 г.). Из задуманного были написаны пролог, первая глава, вступ­ ление к главе второй и часть третьей главы. Первоначальный замысел поэмы был связан со смертью отца поэта и носил явно автобиографи­ ческий характер. Но с течением времени тема индивидуальной судьбы становится темой рода, сменяющих друг друга поколений. Основная проблема поэмы - отношения личности и общества, связи человече­ской судьбы с судьбой народной, народных судеб с судьбами револю­ции. В «Возмездии» в полную силу зазвучала и тема отношений народа и интеллигенции, интеллигенции и революции. Позднее Блок скажет, что поэма была «полной революционных предчувствий». «Возмездие» - одно из наивысших достижений Блока, в ней раскрывается идейная проблематика всего его творчества. Каждая глава поэмы, рассказывающая о судьбах рода, должна была, по замыслу поэта, обрамляться «описанием событий мирового значе­ния». Блок создал широкий фон исторического движения жизни Европы и России, на котором развертывались картины русской жизни конца XIX и начала XX в.

Блок говорит об антигуманном характере буржуазной цивилизации, теорий буржуазного прогресса: Век девятнадцатый, железный,// Воистину жестокий век! //Тобою в мрак ночной, беззвездный //Беспечный брошен человек!

Двадцатый век... Еще бездомней. //Еще страшнее жизни мгла...

Перед читателем поэмы проходят петербургские сходки, предстают многие реальные фигуры того времени: народовольцы, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Перовская. Поэт описывает настроения тех лет, когда Блок хотел рассказать и о событиях 9 января, о баррикадах 1905 г. Последний отпрыск рода-сын-должен был, по замыслу поэта, погибнуть на революционной баррикаде. В эпилоге, как писал Блок в предисловии к поэме, молодая мать качает младенца и он начинает повторять по складам вслед за матерью: «И я пойду навстречу солда­ там... И я брошусь на их штыки... И за тебя, моя свобода, взойду на черный эшафот». Именно ему и предназначено совершить возмездие над историей. Так решалась Блоком проблема развития человеческой личности и ее отношения к истории. "Победоносцев над Россией //Простер совиные крыла, //И не было ни дня, ни ночи, //А только -тень огромных крыл...

Тема «Возмездия»: «...род, испытавший на себе возмездие истории, среды, эпохи,- начинает в свою очередь творить возмездие; последний пер­ венец... он готов ухватиться своей человеческой ручонкой за колесо, которым движется история человечества».

Жду Прекрасную Даму "тоскуя и любя", но боюсь: а вдруг "изменишь облик Ты" и что я тогда делать буду? – О, как паду - и горестно, и низко,Не одолев смертельные мечты!

Лиргерой разлюбил "утонченность мечты", зато любит "твое белое платье". Встречались они с возлюбленной в тумане вечернем, но теперь все в прошлом: "Всё померкло, прошло, отошло..//Белыйстан, голосапанихиды // И твое золотое весло". - символы!

Геройвходитвхрам, гдеждетПДв " мерцаниикрасных лампад". Понятно, она - Святая, он ей какбэ молится. "А в лицо мне глядит, озаренный,//Только образ, лишь сон о Ней".

3) Осенняя воля - 1905

Тема современности, Родины, России, народа. Пытается приобщиться к народной жизни России с ее тайной душой, непостижимой внутренней силой. "Простор" он наевки полюдит, ведь "цветной" рукав России ему "призывно машет. Просит: "Приюти ты в далях необъятных!//Как и жить и плакать без тебя!"И конечно: "Нет, иду я в путь никем не званый..//Буду слушать голос Руси пьяной,//Отдыхать под крышей кабака".

4) «Девушка пела в церковном хоре» - Август 1905

Контраст, тема "тезы-антитезы", трагическое несоответствие желаемого и реальности.

Девушка поет, всем кажется, "что радость будет", но ни черта:"И только высоко, у царских врат,//Причастный тайнам, - плакал ребенок//О том, что никто не придет назад".

5) Незнакомка - 1906

ПД вытеснена незнакомкой, двуликим посюсторонним существом: одновременно воплощение высокой красоты, напоминание о сохранившемся в душе героя идеале "небесном", но в то же время и порождение "страшного мира" реальности, где: "пьяницы с глазами кроликов//"In vino veritas!"* кричат". И вывод (дадада!): "В моей душе лежит сокровище,//И ключ поручен только мне!//Ты право, пьяное чудовище!//Я знаю: истина в вине".

6) Из цикла «Снежная маска»:

Явление Снежной Девы народу: "И ты смеешься дивным смехом, //Змеишься в чаше золотой". Хи из ин лав эгейн.

Лиргерой окунулся в стихию снежную, и хочет "под звонкой вьюгой умереть", о земной жизни отрекается, и от рая и боженьки тоже, бай зе вэй.

Продолжение этой темы. Возлюбленная Снежная Дева из мира "метелей" предает лиргероя "белой смерти", а он и рад: "сердце хочет гибели,//Тайно просится на дно".

7) Из цикла «Вольные мысли»:

В дюнах - 1907

Вновь к теме Руси. Россия тут в образе красивой женщины (предположительно крестьянке), а у лиргероя к стране/девушке такая жгучая страсть, он бежит за ней, на нем рвется одежда, а она хохоча убегает он него. Он хочет "затравить ее как зверя", а потом сказать: "Моя! Моя!" - И пусть она мне крикнет:"Твоя! Твоя!".

Видимо, обращениекбуржуям, церковникамипрочим противникам рев-ции.Говорит, что все они сдохнут, когда "придут замученные ими", которым помогут упыри и ночные призраки. А ваще обращается к народу:"Гроба, наполненные гнилью,Свободный, сбрось с могучих плеч!"

Тема - уныние и смерть, все плохо и возврата к прошлому нет, мы все умрем. В первом стихотворении лиргероя распинают на кресте, он видит плывущего к нему Христа-двойника, но сомневается, доплывет ли. Во втором: "И вот уже ветром разбиты, убиты//Кусты облетелой ракиты". Все мертво, но видит лиргерой сон о "былом солнце" и спрашивает, вотафак?: "О, глупое сердце,//Смеющийся мальчик,//Когда перестанешь ты биться?" А в последнем оказывается, что все хорошо, тк перед смертью лиргерой повеселиться с возлюбленной, "верной темному раю": "Мои опьяненные губы//Целуют в предсмертной тревоге//Холодные губы твои". Зе энд.

Развивается один из главнейших мотивов лирики Блока - "и отвращение к жизни, и к ней безумная любовь". Неприглядность жизни (всякие "томления рабьих трудов") видит он, дисгармония и вообще ничего хорошего. Он он такой: "Принимаю". Это не пассивное смирение (типа, ууу всеплохо-пойду чаек заварю) Нет! Он воин, готов противостоять несовершенству мира. Щита не бросит. "Ненавидя, кляня и любя://За мученья, за гибель - я знаю -//Всё равно: принимаю тебя!"

Опятьрусская тема проклевывается. Хорошо пройтись по лугу, плести венки, "Но достойней за тяжелым плугом//В свежих росах по"утру идти". Правда вппереди "неизвестность и гибель", но это ничего.!

11) Цикл «На поле Куликовом» - 1908

Этот цикл (5 стих.) - ядро патриотической лирики. Куликовская битва для Блока - символическое событие, которому суждено возвращение. Стихотворения строятся на противопост. двух миров. Лиргерой готов погибнуть за родину("За святое дело мертвым лечь!"), но ощутима надежда на победное будущее. Цитатки:

"О, Русь моя! Жена моя! До боли//Нам ясен долгий путь!"

"И вечный бой! Покой нам только снится..." А потом на лиргероя сходит благодать его Невесты-Руси: "Был в щите Твой лик нерукотворный//Светел навсегда" (экспаповысиласьдо 3 уровня). Обращается он к ней с просьбой: "Явись, мое дивное диво!//Быть светлым меня научи!" И последнее стихотворение связывает прошлое с настоящим: "Но узнаю тебя, начало//Высоких и мятежных дней!". А потом: "Не может сердце жить покоем,//Недаром тучи собрались.//Доспех тяжел, как перед боем.//Теперь твой час настал. - Молись!

Тутпропооэтаитолпу. ТИпа, поэты: "Разнежась, мечтали о веке златом,//Ругали издателей дружно.//И плакали горько над малым цветком.." Ну и ладно - говорит Блок, хотя бы так, а не как это тупое обывательское быдло, к которому обращается: Ты думаешь, может быть, - хуже//Твоих ежедневных бессильных потуг,//Твоей обывательской лужи?" И в конце: пусть подохну "под забором", но меня хотя бы "бог снегом занес".

Знаменитое стихотворение со строкой "Россия, нищая Россия" - девушка, прекрасная, простая, которая носит "плат узорный до бровей". И лиргерой говорит: "Какому хочешь чародею//Отдай разбойную красу!//Пускай заманит и обманет,//Не пропадешь, не сгинешь ты.." Ну вы, конечно, поняли, почему - есть сила и что-то невообразимое, дикое и мощное.

Ностальгия по промчавшемуся счастью. Образ тройки, быстрой дороги, на которой уносится счастье лиргероя, все мчиться: "Я пьян давно. Мне всё - равно"."А ты, душа... душа глухая...//Пьяным пьяна... пьяным пьяна..."

15) «О доблестях, о подвигах, о славе» - 1908

Обращено к жене Любви Дмитриевне. Лиргероя покинула любимая, но она все равно "милая", "нежная". Ей он говорит: "грасиас пор тодо!" НО грустно: "Уж не мечтать о нежности, о славе,//Всё миновалось, молодость прошла!//Твое лицо в его простой оправе //Своей рукой убрал я со стола.

Все след. относится к циклу "Страшный мир", где ведущий мотив – омертвение мира современной городской цивилизации.

ПРолюбовь, очень красиво. "Голос женщины влюбленный", "две тени, слитые в поцелуе", но лиргерой говорит: не стоит заблуждаться: Да, есть печальная услада//В том, что любовь пройдет, как снег.//О, разве, разве клясться надо//В старинной верности навек?" Типа "я не первую ласкаю" и "царств не требую у ней". Свободные люди, е.

Лиргерой (известные строки):"Я послал тебе черную розу в бокале

//Золотого, как небо, аи".А девушк ана него дерзко и надменно взглянула. НО: Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала//И, бросая, кричала: "Лови!.."//

ПРодевушку, котораябросиласьподпоезд: " Любовью, грязью иль колесами//Она раздавлена - всё больно". А почему? "Так мчалась юность бесполезная,//В пустых мечтах изнемогая...//Тоска дорожная, железная //Свистела, сердце разрывая...И ей конец.

Ничегонеизменить, всекакбыло, такибудет. Итс пойнтлесс: Живи еще хоть четверть века //Всё будет так. Исхода нет.//Умрешь - начнешь опять сначала//И повторится всё, как встарь://Ночь, ледяная рябь канала,//Аптека, улица, фонарь.

Счастья нет. "Что" счастие? Короткий миг и тесный,//Забвенье, сон и отдых от забот..." А потом опять толчок от судьбы, опять все плохо. "Когда ж конец? Назойливому звуку//Не станет сил без отдыха внимать...//Как страшно всё! Как дико! - Дай мне руку,//Товарищ, друг! Забудемся опять.

Музаподарила поэту проклятье своей красоты, ее ласки срашны, а ее явление для поэта - мученья и ад. ОН не зла, не добра. Для кого как, а для лиргероя - демон, такой Петр Могила: "И была роковая отрада//В попираньи заветных святынь,//И безумная сердцу услада//Эта горькая страсть, как полынь!

Уже не из "Страшного мира".

Трагическоеощущение российской современности как безвременья. Поэт поет в угоду толпе, без вдохновения, творческая обреченность поэта: его разум убивает душу. Душа в клетке. "Крылья подрезаны, песни заучены.//Любите вы под окном постоять?//Песни вам нравятся. Я же, измученный,//Нового жду - и скучаю опять".

Тма поэта и толпы. "Уюта - нет. Покоя - нет."Быдло и читателей своих он презирать готов, но все-таки: "Храню я к людям на безлюдьи

Неразделенную любовь".

Предчувствуетмятежиужечувствует, чтоволинародныесобираютсилыдля этого, хотя, мб, день далек: "Я верю: новый век взойдет//Средь всех несчастных поколений".

НепригляднаякартинаРоссии, где живут всякие уроды, которые сначала грешат, а потом под лампадкой пьют чай и думают, что богу помолился энд ит мэйкс ит окей, грехи отпущены. Короче, есть и такие, НО: "Да, и такой, моя Россия,//Ты всех краев дороже мне".

ПосвященоЗинкеГиппиус. Онговорит, что мы - "дети страшных лет РОсии", что никогда ничего не забудем. ОН уже видит и смертное ложе, но потом, потом:"Те, кто достойней, боже, боже,//Да узрят царствие твое!"

26) Цикл «Кармен» (10 стихотворений): - 1914

Все посвящено исполнительнице партии Кармен о опере Бизе Л.А. Андреевой-Дельмас. Главная тема: сила страсти, любви, вдохновляющей на творческие сны. Саша потерял голову, эз олвэйз. Не смысла разбирать каждое, они как одно, везде он просто описывает ЕЕ. «"Кармен"»,- пишет Д. Максимов,-это апофеоз торжественной и таинственной, земной и уводящей в неизмеримость космических пред­ставлений любовной страсти». Блок увидел в своей современнице образ не знающей смирения цыганки. Сюжет об испанской героине сроднился с жизнью Петербурга, где "март наносит мокрый снег". Блок создал обобщенный образ, в котором не расчленены женская природа, условность сцены, восприятие текста Новеллы Меримэ. Об этом великом синтезе есть в стихах "Бушует снежная весна" (в Хозе Кармен метает взглд, я лиргероя до костей пробирает, а когда она говорит: "Ценоюжизни

Тымнезаплатишьзалюбовь!" - то ваще). А как он ее образ описывает, именно не женщину, а образ, от которого он "испытал немую жуткость!" ("Сердитый взор бесцветных глаз") Правда, в описании Кармен выражены черты Дельмас: ее "нежные плечи", "пугающая чуткость" "нервных рук и плеч", презренье глаз, львиное – " в движениях львиной головы". (не знаю, как у вас, но по мне это не женщина, а конь какой-то. Словно Дельмас, а не Кармен испытывает ревность к Эскамильо. Говорится о ее ревности к дублерше: "Не Вы возьметесь за тесьму,//Чтобы убавить свет ненужный,//И не блеснет уж ряд жемчужный//Зубов - несчастному тому..." Эта сценическая ситуация переносится в петербургскую жизь стихотворения "Ода, любовьвольна, какптица", ичтонесуждено больше испытать испытать Эскамильо, войдет в жизнь лиргероя:"И в тихий час ночной, как пламя,//Сверкнувшее на миг,//Блеснет мне белыми зубами//Твой неотступный лик (опять ведь эти зубы, джизас крайст).В тексте звучат цитаты из партии Кармен. Последнее стихотворение "Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь" написано в характерном для лав сайклз жанре послания. Ну и завершается так: такая у нас безумная страсть, но мы оба такие болезненно независимые: "Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен".

27) Цикл «Черная кровь» - 1914

Еще 9 стихотворений эбаут tough love. И тут опять же не нежная любовь, не цветочки-птички, тут жесть, вампиризм настоящий, еще чуть-чуть и дойдут до рукоприкладства. "Нет! Не смирит эту черную кровь//Даже - свидание, даже - любовь!" От ее взляда в нем демоны пробуждаются, пропасть опасная перед ним. Пожалуйста: "Даже имя твое мне презренно" или вот:"Подойди. Подползи. Я ударю //И, как кошка, ощеришься ты..." И в стихотворении "О, нет! Я не хочу, чтоб пали мы с тобой" лиргерой говорит: отвали ты от меня к чертям, я хочу жить нормально, но опять его призывает, и ему не выдержать, хотя он знает: "Что твой змеиный рай - бездонной скуки ад". Взгляд ее "жадный" отводит от него дневное солнце. ОН уже и сам становится, как она: "Тогда - во взгляде глаз усталом//Твоя в нем ложь!"А в конце уже совсем интересно становится: "И обугленный рот в крови//Еще просит пыток любви..." А потом: - Ты мертва, наконец, мертва!//Знаю, выпил я кровь твою...//Я кладу тебя в гроб и пою.. (стихотворение "Я ее победил, наконец!") Наааайс.

"Над лучшим созданием божьим" - последнее стихотворение, где он ее изгоняет и чувствует себя счастливым: свободен от "низкой страсти"!

Сюжет: лиргерой едет на мохнатом осле мимо соловьиного сада и видит сквозь заросли роз белое платье и думает, как же туда попасть? Очень круто: "Сердце знает, что гостем желанным//Буду я в соловьином саду..."И он преспокойно оставляет своего осла, свой путь ("Я забыл о пути каменистом,//О товарище бедном моем") и идет в соловьиный сад, где она его ждет с распростертыми объятиями. Проводит там ночь, но видите ли, "Отдаленного шума прилива//Уж не может не слышать душа", а потом он слышит "призывающий жалобный крик" все того же осла. И бай, дарлинг, меня зовут Бонд, Джеймс Бонд. "Я вступаю на берег пустынный,//Где остался мой дом и осел".Но как раньше уже и не будет, так что извините..

29)Возмездие – 1919

Сначала Блок пишет предисловие к ней. Зачем? потому, говорит он, что не хочу заканчивать поэму, полную революционных предчувствий, когда рев-ция уже завершилась. Короче, начал ее он в 1910. Что за годы? Умер Врубель, Толстой + кризис символизма, повылезали акмеисты, футуристы + бурная общественная жизнь + почему-то вспоминает авиацию и цирки + убит Столыпин, после чего власть в стране переходит в руки департамента полиции. Ритм того времени - ямб, тк "мировой водоворот засасывает личность полностью", остается только "вялая плоть и тлеющая душонка". А потом: меня от теорий прогресса просто тошнит. Он хотел в поэме проследить судьбу рода, круг человеческой жизни, и, мб, последний "отпрыск рода ухватиться ручонками за колесо человеческой истории". Ну и мотив "возмездия" должен был быть.

Вот что получилось. Очень миленько, даже в духе Пушкина и с иронией.

Пролог: "Сотри случайные черты - увидишь: мир прекрасен". Время идет, уголь превращается в алмаз, и скоро этот алмаз всех замочит (гнев зреет в сердцах, в каждом дышит дух народа) И поэт призывает всех бить. "Дроби, мой гневный ямб, каменья".

1 глава: она развивается в 70-х годах прошлого столетия на фоне русско-турецкой войны и народовольческого движения. Короче, 19 век довольно мерзкий, но 20 еще хуже: "Еще чернее и огромней тень Люциферова крыла" (и теперь уж "И отвращение от жизни//И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне"..

Но это ладно. Описывается дворянская семья, либеральная притом (по секрету - Блок писал это со своей семьи по матушке - семья Бекетовых), но все равно в глубине души у них все та же "Княгиня Марья Алексевна". Отец семейства "хранит гражданские святыни с николаевских времен", у всех "тургеневская безмятежность", язык франц. и Париж + 4 дочери на выданье. Старшая пошла за чувака, у них вроде либеральные взгляды, гражданский брак и все дела, только все равно без "флер д"оранжа и фаты" никакой свадебки (хаха, ирония). Мда, тут вечер у Анны Вревской и либерал жмет руку славянофилу, пьют чай с ромом (знаете, что-то они все пьют чай с ромом, хм, надо и нам попробовать). И тут появляется красивый молодой человек, которого все сразу окрестили Байроном. Эдакий Демон ("душа больная, но младая"), бледный и умный. Младшую дочь семейства Бекетовых он очаровал, долго думал жениться- не жениться, потом ему предложили кафедру в Варшаве и он такой: а, чем черт не шутит, женюсь. Увез невесту в Варшаву, а та скоро сбежала от него с ребенком, тк был он психоватый. Ребенком был никто иной, как Сашка Блок.

Глава 2: тут просто о том, как прошло время, как "петербургская чернь подобострастно глазела на царя". И спрашивает себя поэт: "Какие ж сны тебе? Какие бури суждены?

Глава 3: Сын вырос, отец умер, сын едет в Варшаву похоронить. "ОН славно отдохнет теперь" - подумал сын спокойным взглядом.."

"Да, сын любил тогда отца//Впервой - и, мб, в последний//Сквозь скуку панихид, обедней,//Сквозь пошлость жизни без конца..." Он смотрит н а квартиру бирюческую отца и думает, что "так жил отец: скупцом, забытым людьми, и богом, и собой". У героя начинаются "несвязный бред", смутный звон в ушах, грустно и страшно. Но все-таки приходит в конце поэм к тому, что " мир прекрасен как всегда".

Все, я чуть не умерла, пока писала содержание тв-ва Блока. Я уже не буду прежней никогда. Будь проклят тот день, когда я выбрала себе этот блок.

Когда поэт стремится выразить свои чувства, он пишет стихотворение. В небольшом произведении может быть заключена целая жизнь, как в стихотворении А. С. Пушкина «Я вас любил...». Но если поэту мало просто выплеснуть свои эмоции, если он стремится запечатлеть исторические события или целую эпоху, на помощь приходит уже лиро-эпический жанр - поэма.

В поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отражена эпоха посткрепостнической России, а в поэме А. Т. Твардовского «По праву памяти» нашла отражение вся сталинская эпоха. Русский поэт-символист Александр Блок тоже создал дело всей жизни - поэму «Двенадцать», посвященную Октябрьской революции 1917 года, где выразил свое символистическое отношение к этому историческому событию. Но гораздо раньше он начал работать над другой поэмой - «Возмездие».

В 1909 году умирает в Варшаве Александр Львович Блок, отец поэта, с которым, по сути, сам Александр почти не общался, в силу сложившихся семейных обстоятельств. Но вернувшись с похорон, поэт задумывает поэму «Возмездие». Взяв за основу судьбу своего рода, Блок стремился создать грандиозное произведение, своеобразный роман в стихах, новую «энциклопедию русской жизни», как когда-то Пушкин в «Евгении Онегине».

Предполагалось, что это будет широкое повествование, охватывающее события русской и европейской истории с конца XIX до начала XX века. Повествование о судьбе «рода» должно было перемежаться различными лирическими и философскими отступлениями, описывать портреты десятков действующих лиц.

Блок читал в присутствии друзей-символистов пролог и первую главу «Возмездия». И если одних она поразила свежестью восприятия истории, предметностью, бытовыми зарисовками - всем тем, что, по существу, было запретным для символистов, то Андрей Белый, Вяч. Иванов и другие апологеты этого течения «метали громы и молнии». Они увидели разложение, результат богоотступничества, преступление и гибель. Блок не умел защищаться, он был подавлен, и поэма, оставшись незавершенной, легла в стол, где и пролежала почти до самой смерти. Только в 1921 году Блок вновь обращается к незаконченной поэме, чтобы если не закончить, то хотя бы привести в порядок. Так формально она и осталась недописанной, ведь во все академические сборники вошли только пролог, первая глава и незаконченные обрывки второй и третьей.

В «Предисловии», написанном перед смертью, Блок объяснил замысел поэмы и ее название, использовав слова Г. Ибсена «Юность - это возмездие». Он написал, что в 1921 году, когда революция уже произошла, нет смысла заканчивать поэму, «полную революционных предчувствий». Поэма должна была состоять из пролога, трех больших глав и эпилога, а каждая глава должна быть «обрамлена описанием событий мирового значения», чтобы «они составляли её фон».

Пролог начинается с обращения к художнику, который должен верить в «начала и концы», ведь ему «дано бесстрастной мерой измерить все», что он видит. Он призывает:

Сотри случайные черты -

И ты увидишь: мир прекрасен.

В конце пролога звучит мысль о роде, о том, что это единая цепь, что каждое звено цепи - отражение в сыне отца, а два-три звена - это «новая порода». Конечно, он имел в виду и своего отца, которого почти не знал и полюбил, увидев мертвым в гробу.

Первая глава поэмы, посвященная «веку девятнадцатому, жестокому веку», описывает события 70-х годов, когда развивалось народовольчество и в одной из либеральных семей появился молодой красавец, похожий на Байрона и демона одновременно. Всем современникам было ясно, что это отец Блока, Александр Львович. В поэме нашел отражение реальный эпизод из жизни, когда его красоту отметил сам Достоевский и даже хотел сделать его героем одного из своих романов.

Этот «демон» постепенно обосновался в интеллигентной семье, а потом «скромно руку предложил» младшей дочери и «в даль увез ее с собой» - в Варшаву, где после защиты диссертации принял кафедру. Через два года дочь вернулась без него, но с сыном на руках. Вторая глава поэтому посвящена сыну «демона» - «бесчувственному сыну нашего века».

Третья глава описывает, как закончил жизнь отец, как изменился этот яркий «демон». Действие разворачивается в Варшаве, где действительно жил и умер Александр Львович. По замыслу поэта, над свежей могилой отца его сын должен был бы восстановить утраченное звено родовой цепи - уступить место уже своему сыну. Но так получилось, что в год, когда умер отец, умер и новорожденный сын Блока и его жены, Любови Дмитриевны. Возможно, из-за этого поэма так и не была закончена.

В поэме «Возмездие» Блок выступил прямым наследником пушкинского реализма: он описал конец русского дворянства, но расставался с этим прошлым без излишней скорби, понимая, что история идет вперед, а «мир всегда прекрасен».

План1. Мечта о красивом доме.2. Дом моей мечты:а) стеклянная крыша;б) зимний сад;в) спортивный уголок и бассейн;г) свой «Игроленд»;д) кабинет и гостиная;е) мастерская.3. Дом, где тебя любят.КаждыйДолженИметь свой дом -Свой собственный,тайный, маленький дом.Татьяна МакароваВсе мечтают жить в красивом уютном доме. Часто, сидя за своим письменным столом, я в мечтах рисовал дом.Каким же я видел свой дом? Наверное, мои мечты совпадают с мечтами моих друзей и одноклассников.Я очень люблю лето, солнечный свет, поэтому хотел бы, чтобы крыша у этого дома была бы прозрачная, и

Профессия врача - это одна из самых древних и уважаемых профессий. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней. В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы А. П. Чехова. О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе "Ионыч". С какими благородными намерениями, высокими стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев! Вначале он боялся даже на короткое время оставить больницу. Но постепенно, под влиянием пошлой обывательско

Произведение «Мертвые души», произвело на меня большое впечатление. В своем произведении автор использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с композиционной структурой «Божественной комедии» Данте. Одним из аспектов которого, являются композиционное построение. Гоголь как бы показывает круги ада: первый круг помещики, второй чиновники, третий высшие чиновники. Особой смысл заключен в названии поэмы. Мертвые души это не крестьяне, не мужики, это помещики. Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока. Гоголь, как писатель-сатирик, озира