Биографии Характеристики Анализ

Поймай звук с. Открытое занятие "звук "а", буква "а""

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • развитие навыков звукобуквенного анализа;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие графомоторных навыков;
  • познакомить с буквой А;
  • развитие связной речи;
  • развитие внимания, памяти, воображение.

Оборудование: пособие “Весёлые колобки”, пособие “Красная полянка”, схемы-домики, пособие “Звуки”, пособие “Буквы”, алфавит, буквенный конструктор, сюжетные картинки, тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия

I. Оргмомент.

Логопед здоровается с каждым учеником: Здравствуй, Маша! – Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! (и т.д.). Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Полный ответ ученика). Стало холодно и чтобы не замёрзли руки, мы надеваем перчатки.

Упражнение “Перчатки”
(во время выполнения упражнения дети называют каждый палец руки)

Логопед: Молодцы! Сегодня я получила необычное письмо. В нём – картинка с весёлыми колобками (показ пособия-картинки). Помогите разобрать, что они произносят? (Дети по-одному пытаются произнести гласные звуки: а, о, у, и, ы, э). Теперь я всё поняла, послушайте и повторите за мной (произносят по образцу логопеда). Обратите внимание, у всех колобков по-разному открыт рот (дети произносят за логопедом, глядя в зеркала). В письме написано, что живут колобки на красной полянке (выставляется пособие-полянка с красными кружочками) и очень любят петь. Нажмите по-очереди пальчиком на красные кружочки и “оживите” их (дети чётко проговаривают гласные звуки).

II. Основная часть.

1. Знакомство со звуком,а”.

Логопед: Послушайте ещё раз (логопед произносит гласные звуки, показывая на колобков). Что произносят колобки? (Ответы детей). Произносят колобки ЗВУКИ (показ пособия). Всё, что слышим – это ЗВУКИ (дети повторяют хором).

Логопед: Самый старший – звук,а”. Давайте хором споём его: А-а-а… (Дети поют). Представьте, что у вас в руках ленточка, растягиваем ленточку и поём звук: А-а-а… (Выполняют по показу логопеда). Ленточка длинная или короткая? (Ответы детей). Намотаем ленточку на палец: А-а-а… Звук,а” можно тянуть и петь. Посмотрите, как широко отрыт рот, ничего не мешает, нет преграды для звука (произношение звука перед зеркалом). Звук,а” произносим голосом, т.е. он гласит. Его называют “гласный” (дети повторяют хором – “гласный”). Гласные звуки живут на красной полянке. Их обозначают красным цветом.

2. Развитие фонематического слуха.

Логопед:

Всем внимание! Раз – два,
Начинается игра.

Игра “Поймай звук”
(дети хлопают, если в слоговой дорожке услышат звук,а”: ау, оа, ио,..)

3. Определение позиции звука в слове.

Логопед: В этих домиках (раздача пособий - схем) живут слова со звуком,а”. Он может быть в начале, середине и в конце слова. Например, в слове “Аня” звук,а” находится в начале слова (педагог определяет звук красным магнитом на доске, дети красным кружком – в своих схемах). Следующее слово – август, автобус, мак, лиса (дети определяют позицию звука на схеме и поднимают руку. Логопед добивается полного ответа). Молодцы!

4. Знакомство с буквой А.

Логопед: Скоро вы научитесь читать и писать. Чтобы хорошо читать - надо знать буквы. Что же такое БУКВА? Послушайте стихотворение В.Измайлова “Как появились буквы”: (выставить пособие – алфавит). Вот и наш гласный звук,а” можно записать знаком (показ на доске). Получилась БУКВА А, которая так и называется гласная БУКВА А (показ буквы А и её место в алфавите).

Буквы – видим, пишем (показ пособия).

Звуки – слышим (показ пособия).

(Дети повторяют хором, затем по - одному).

Посмотрите внимательно, на что похожа буква А? (Ракета, треугольник, человечек, кораблик). А ещё она похожа на аиста. Смотрите, вот длинные ноги, дорисовать голову и клюв – получится аист. Давайте вспомним игру “Аист”.

5. Физминутка.

Игра “Аист”
(дети встают в кружок)

6. Формирование образа буквы А.

Логопед: Попробуем написать букву А в воздухе (дети выполняют совместно с логопедом). А теперь возьмите буквенный конструктор и попробуйте выложить букву А из палочек:

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь? Да?
Перед тобою буква А!

(Логопед проговаривает во время показа)

6. Печатанье буквы А в тетрадях.

7. Развитие фонематического слуха.

Игра “Доскажи словечко”
(логопед загадывает загадки, в которых ответы - отгадки со звуком,а”)

Например:

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его… (арбуз).

(Назовите первый звук в слове “арбуз”)

8. Развитие связной речи.

Игра “Составь предложение”
(логопед раздаёт сюжетные картинки с изображением слов со звуком,а”.
Дети составляют предложение и называют слова со звуком,а”)

Машина везёт арбузы.

Мальчик чистит апельсин.

Заяц ест капусту.

Папа и мама собирают урожай.

Логопед :

С каким звуком мы познакомились?

С какой буквой мы познакомились?

Почему их называют гласными?

Каким цветом обозначают гласные?

Какие гласные звуки можете назвать?

Что мы слышим?

Что мы видим и пишем?

(Ответы полные по поднятой руке или по выбору логопеда)

Логопед: А теперь первым встанет тот, кто придумает слово со звуком,а” в середине слова (дети называют слова, встают; логопед хвалит и прощается с детьми).

Период развития ребенка до школы является самым важным, так как в это время закладывается тот фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться вся его учебная деятельность.

Развитие речи дошкольника предполагает формирование и развитие у него:

    Фонематического слуха (умения отличать друг от друга звуки речи) и артикуляции (произношения);

    Словарного запаса;

    Грамматического строя речи;

    Связной речи.

Подготовка ребенка к школе должна проходить обязательно в форме игры, потому что игра – это основной вид деятельности любого ребенка – дошкольника. Именно благодаря игровой деятельности ребенок интенсивно развивается.

Играйте с ребенком везде: дома, на прогулке, в транспорте.

Причем сделайте это так, чтобы игра была не только развлечением, но и учением.

Данные игры помогут вам увлекательно и просто сформировать у ребенка все компоненты речи.

Игра «Поймай звук»

Правила игры: взрослый договаривается с ребенком, какой звук нужно «поймать», например: «Б». Взрослый говорит слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда произносится этот звук.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: подбирайте слова, которые начинаются с заданного звука. Например, вы выбрали звук «Б». Можно использовать такие слова: булка, баран, бочка, брошка… Называйте их, периодически смешивая с другими словами: булка, баран, сон, бочка, весна, картошка, брошка и т. д.

в 5-6 лет: можно включать слова, нужный звук в которых стоит в середине или в конце слова. Например, для звука «Б»: кабан, яблоко, столбы и др. Называйте слова, так же смешивая с другими словами.

в 6-7 лет: попробуйте усложнить задание и включите слова, в которых встречается согласный мягкий звук «БЬ», например: барабан, белка, бегемот, брошка…

Кроме того, усложнением задания является и чтение взрослым текста. Ребенок не должен отвлекаться на содержание текста и пропускать звук в словах. Это задание хорошо тренирует внимание ребенка.

Игра «Рифмы»

Правила игры: водящий кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч и должен придумать рифму. Если ребенок не может быстро придумать рифму, то водящий сам называет рифму к этому слову. Если рифма названа игрок, который не ответил, становится водящим.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: в этом возрасте ребенку еще сложно самостоятельно сочинить рифму, поэтому можно играть с готовыми парами – рифмами. Подберите парные картинки так, чтобы названия рифмовались. Например, возьмите такие слова: «бочка – почка», «свечка – печка», «мишка – шишка», «кошка – ложка»… Разделите эти пары картинок так, чтобы одна картинка от рифмы была у ребенка, а другая – у взрослого. Взрослый показывает ребенку картинку, а ребенок должен подобрать среди своих карточек ту, название которой рифмуется с карточкой взрослого.

в 5-6 лет: взрослому следует подбирать легкие для детского возраста рифмы. Например, не стоит употреблять многосложные слова: «листопад, водолаз»…

Лучше взять слова простые: «чашка, майка, скамейка»…

в 6-7 лет: если ребенок научился самостоятельно сочинять рифмы, то можно играть с ним, называя любые слова, рифму к которым вы можете придумать сами.

Игра «Поймай слово»

Правила игры: взрослый называет ребенку слова. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если слышит слово, отличающееся от остальных.

Возрастные особенности:

в 3-4 года:

Дом, дом, дом, клад, дом.

Рот, рот, бутерброд, рот, рот.

Зима, зима, лето, зима, зима.

Снег, снег, снегопад, снег, снег.

Зайчонок, зайчонок, зайчонок, зайчонок, волчонок.

в 5-6 лет:

Лист, лист, лист, свист, лист.

Море, море, море, горе, море.

Лицо, лицо, яйцо, лицо, лицо.

Рама, рама, лама, рама, рама, Рома.

Пух, пух, петух, пух, бух, пух, пух.

Шишка, шишка, мишка, шишка.

в 6-7 лет:

Коса, коса, коза, коса.

Челка, челка, щелка, челка.

Шелк, шелк, щелк, шелк.

Сток, сток, сток, стог, сток, сток.

Игра «Подбери слово»

Правила игры: игра с мячом. Водящий кидает мяч ребенку и называет какой-то слог. Ребенок должен закончить этот слог так, чтобы получилось слово. Например:

Если ребенку не удается придумать слово, то взрослый должен сам закончить свой слог. Лучше во время игры не повторять слоги. Со старшими детьми заранее необходимо договориться, можно ли придумывать слова, в которых больше двух слогов.

Игра «Слова наоборот»

Правила игры: водящий кидает ребенку мяч и называет слово. Ребенок должен поймать мяч и назвать «слово наоборот» или «слово, противоположное по смыслу». Если ребенок не может быстро придумать антоним или говорит неправильно, водящий называет его сам. Когда ребенок начнет подбирать слова правильно, он становится водящим.

Возрастные особенности:

Перед тем как играть в эту игру, необходимо научить ребенка подбирать антонимы.

в 3-4 года доступны следующие антонимы:

день – ночь;

большой – маленький;

черный – белый;

хороший – плохой;

тяжелый – легкий;

веселый – грустный;

горький – сладкий;

горячий – холодный;

грязный – чистый;

здоровый – больной;

короткий – длинный;

мокрый – сухой;

новый – старый;

острый – тупой;

умный – глупый;

широкий – узкий;

близкий – далекий;

быстрый – медленный;

высокий – низкий;

полный – пустой;

тонкий – толстый;

открыть – закрыть;

говорить – молчать;

вспомнить – забыть;

громко – тихо;

много – мал;

справа – слева;

трудно – легко;

в 5-6 лет доступны следующие антонимы:

брат – сестра;

мальчик – девочка;

мама – папа;

мужчина – женщина;

дедушка – бабушка

вход – выход

горе – счастье

город – деревня

добро – зло

радость – печаль

над – под

начало – конец

улыбка – слезы

молодость – старость

правда – ложь

прямой – кривой

глубокий – мелкий

полезный – вредный

слабый – сильный

смелый – трусливый

бросать – ловить

взять – отдать

ложиться – вставать

мерзнуть – греться

покупать – продавать

помогать – мешать

потерять – найти

сломать – построить

смеяться – лакать

внутри – снаружи

впереди – сзади

вверху – внизу

ласково – грубо

рано – поздно

в 6-7 лет доступны следующие антонимы:

зима – лето

весна – осень

друг – враг

жара – холод

завтрак – ужин

мир – война

сын – дочь

утро – вечер

спуск – подъем

ребенок – взрослый

восток – запад

север - юг

рассвет - закат

свет - темнота

встреча – расставание

выезд – въезд

ленивый - трудолюбивый

аккуратный – неряшливый

ловкий – неуклюжий

пасмурный – ясный

первый – последний

пресный – соленый

одинаковый – разный

сытый – голодный

уродливый – красивый

хрупкий – прочный

частый – редкий

шершавый – гладкий

яркий – тусклый

тепло – прохлада

удаляться - приближаться

поднять - опустить

Усложнением задания является использование словосочетаний. Например, таких:

Взять много – отдать мало;

Веселый дедушка – грустная бабушка;

Младший брат – старшая сестра;

раннее утро – поздний вечер;

шумный город – тихая деревня и т. д.

Игра «Крылатые выражения»

Правила игры: ребенку необходимо объяснить, что означает то или иное крылатое выражение.

Советы родителям: чтобы пробудить в ребенке интерес к данному заданию, поиграйте с ним в «ИНОПЛАНЕТЯНИНА». Возьмите игрушку, например робота, и скажите, что это гость с другой планеты. Он уже хорошо выучил русский язык, но некоторые фразы кажутся ему очень странными. Например, как можно на уроке ловить ворон? Ребенку нужно объяснить своему гостю, что означает то или иное выражение.

Примерные крылатые выражения , доступные в дошкольном возрасте:

После дождичка в четверг. (НИКОГДА).

Витать в облаках. (ФАНТАЗИРОВАТЬ).

Волк в овечьей шкуре. (ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРИТВОРЯЕТСЯ ХОРОШИМ).

Вскипеть. (Разозлиться).

Выйти из себя. (Разозлиться).

Выше нос. (ПРЕКРАТИ ГРУСТИТЬ).

Делать из мухи слона. (ПРЕУВЕЛИЧИВАТЬ).

Зарубить себе на носу. (ХОРОШО ЗАПОМНИТЬ).

Клевать носом. (СКУЧАТЬ, ЗАСЫПАТЬ).

Коленки затряслись. (ИСПУГАТЬСЯ).

Кошки на сердце скребут. (ЧЕЛОВЕКУ ГРУСТНО).

Ловить ворон. (БЫТЬ НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ).

На краю земли. (ОЧЕНЬ ДАЛЕКО).

На седьмом небе. (БЫТЬ ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВЫМ).

Надуться. (ОБИДЕТЬСЯ).

Ни зги не видно. (ОЧЕНЬ ТЕМНО, НИЧЕГО НЕ ВИДНО).

Работать, засучив рукава. (УСЕРДНО ТРУДИТЬСЯ).

Светиться. (БЫТЬ РАДОСТНЫМ).

Скатертью дорога. (УХОДИ, БЕЗ ТЕБЯ ОБОЙДЕМСЯ).

Это была последняя капля. (Больше не буду сдерживать свою злость).

Игра «Родственные слова»

Правила игры: с ребенком старшего возраста можно соревноваться, кто больше составит однокоренных (для ребенка – «родственных») слов.

Например, ребенок должен подобрать родственные слова к слову

«ЛЕС»: лесной, лесник, лесочек и т. п.:

«СНЕГ»: снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снежная баба и т. п.;

«ВОДА»: водичка, водица, водный, водяной, подводный, водоросли, водолаз, водолазный, водянка, водоем и т. п.

Советы родителям: в эту игру ребенку очень сложно выиграть у взрослого человека, поэтому иногда поддавайтесь ему.

Игра «Один - много»

Правила игры: взрослый называет слово, ребенку нужно изменить его число.


Возрастные особенности:

в 3-4 года: в этом возрасте дети учатся изменять по числам простые слова:

кошка – кошки,

мышка – мышки,

медведь – медведьи,

волк – волки и т. п.

в 5-6 лет: вводятся более сложные слова, множественное число которых требует окончания «А» или «Я». Например,

дом – дома, стул – стулья,

брат – братья,

сын – сыновья,

стог – стога,

место – места,

море – моря

лес – леса,

луг – луга,

глаз – глаза,

кол – колья,

друг – друзья

А также ребенок должен называть множественное число детенышей;

Зайчонок – зайчата,

Медвежонок – медвежата,

Цыпленок – цыплята,

Утенок – утята,

Поросенок – поросята,

Ягненок – ягнята,

Жеребенок – жеребята,

Теленок - телята

в 6-7 лет : вводятся более сложные слова. Кроме того, ребенок запоминает слова, которые не изменяются по числам.

Гнездо – гнезда,

Письмо – письма,

Кольцо – кольца,

День – дни,

Пень – пни,

Жилец – жильцы,

Гонец – гонцы,

Огурец – огурцы,

Ухо – уши,

Метро – метро,

Какао – какао,

Пальто – пальто,

Какаду – какаду,

Кофе – кофе,

Пианино – пианино,

Брюки – брюки,

Джинсы – джинсы,

Ножницы – ножницы,

Хлопья – хлопья,

Эскимо – эскимо,

Кафе – кафе,

Колье – колье

Советы родителям: можно также играть в обратную игру: взрослый называет множественное число, а ребенок – единственное.

Для ребенка очень полезно тренировать образование родительного падежа во множественном числе: «У нас был один заяц, а стало много – …зайцев», «У нас было одно эскимо, стало много – …эскимо» и т. п.

Игра «Глаголы и приставки»

Правила игры: ребенок и взрослый соревнуются, кто сможет больше придумать слов от исходного глагола.

Например, от глагола «бежать»: убежать, сбежать, перебежать, забежать, добежать. Побежать, подбежать, отбежать, прибежать, пробежать.

От глагола «резать»: нарезать, надрезать, урезать, срезать, зарезать, подрезать, порезать, отрезать, прирезать. Перерезать, прорезать, дорезать.

Игра «Кто и что?»

Правила игры: перед ребенком карточки с вопросами “Кто?» и «Что?». Он берет картинку и кладет ее к подходящему к ней вопросу. Так, если на картинке нарисована собака, ее нужно положить к карточке «Кто?», а если нарисовано солнце – то к карточке «Что?».

Советы родителям: объясните ребенку, что вопрос «Кто?» задается для тех предметов, которые могут самостоятельно (то есть по собственной воле) передвигаться, они живые. Вопрос «Что?» - для тех предметов, которые сами передвигаться не могут, они не живые.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: с детьми лучше поиграть с мячом и называть простые слова: например, мама, папа, кошка, стол (все, что окружает ребенка)... Взрослый бросает мяч, называет слово. Ребенок возвращает мяч взрослому, называя один из вопросов: «Кто?» или «Что?», который подходит к названному предмету.

в 5 лет и старше: в игре подойдут любые слова.

Объясните ребенку, что к слову грузовик подойдет вопрос «Что?», потому что он не живой и передвигается только потому, что им управляет человек. К словам, например, дерево или трава то же подходит вопрос «Что?», однако они являются живыми.

Игра «Он, она, оно, они»

Правила игры: водящий бросает мяч ребенку, называя слово (существительное), ребенок возвращает мяч, называя местоимение, подходящее к этому слову: он, она, оно, они.

Возрастные особенности:

в 3-4 года:

Солнце.

Машины.

- Они.

в 5-6 лет: можно усложнить задание, называя простые предложения.

Пес бежит.

Он бежит.

Вишня спеет.

Она спеет.

Яйцо катится.

Оно катится.

Стулья стоят.

Они стоят.

в 6-7 лет : можно играть, склоняя фразу в прошедшем времени по родам. Например, переделать женский род в мужской (игра «Он и она»).

Она бежала.

Он бежал.

Она встала.

Он встал.

Утка взлетела.

Селезень взлетел.

Кошка села.

Кот сел.

Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?

Правила игры: выбирается одно задание из четырех:

Чей хвост? Чья голова? Чьи глаза? Чье ухо?

Ребенок выбирает из стопки карточек картинки и соответственно рисунку отвечает на вопрос.

Например, задан вопрос «Чей хвост?». Ребенок вытащил картинку с белкой. Тогда ответом будет: беличий хвост.

Возрастные особенности:

В эту игру можно играть с детьми старшего возраста.

Игра «Вопросы»

Правила игры: выбирается слово. Взрослый задает вопрос и кидает мяч. Ребенок ловит мяч и отвечает на поставленный вопрос, склоняя выбранное слово.

Советы родителям: можно задавать следующие вопросы: Кто? Что? Кого? Чего? О ком? О чем? На ком? На чем? Кому? Чему? Кем? Чем? С кем? С чем? За кем? За чем? Перед кем? Перед чем? И т. п.

Эта игра также может помочь закрепить навык ребенка использовать предлоги в речи, если вы будете задавать ему вопросы, включающие в себе такие предлоги, как «из-за», «из-под», «через» и др.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: детям трудно отвечать на краткие вопросы. Поэтому необходимо придумывать более «понятные» для малыша вопросы.

Что подарили Вини – Пуху?

Кружку.

За чем ходил Пятачок в магазин?

За кружкой.

В чем плавала мушка?

В кружке.

в 5-6 лет: дети уже способны отвечать на краткие вопросы: Кого? За чем? О ком?

в 6-7 лет: можно предложить существительные, которые трудно или вообще не склоняются, например, «день», «море», «торт», «метро», «пальто», «кофе» и т. д. А так же можно дать существительные во множественном числе, например, «пингвины», «волны» и т. д.

Игра «Один – два - пять»

Правила игры: игроки соревнуются, кто сможет правильно «пересчитать» больше предметов. Чтобы «пересчитать» предметы, нужно сказать, например, «Одна ложка, две ложки… пять ложек». Игроки пересчитывают предметы по очереди. Побеждает тот, например, кто сможет найти для счета больше предметов в комнате или правильно посчитал.

Советы родителям: чтобы было интереснее играть, можно ввести в игру сказочный сюжет. Например: «Волшебник-счетовод решил пересчитать все на свете. Он использует заклинание: «Один-два-пять». Помоги ему пересчитать все встреченные тобой предметы».

Игра «Перескажи»

Правила игры: взрослый читает ребенку текст,

ребенку нужно пересказать его как можно ближе

к тексту.

Возрастные особенности:

в 3-4 года: детям сложно пересказать прослушанный текст. Однако они достаточно хорошо пересказывают сказки по иллюстрациям. Используя любую серию сюжетных картинок, расскажите по ним рассказ и попросите малыша пересказать эго. Опора в пересказе на картинки в этом возрасте обязательна.

в 5-6 лет: можно пробовать учить ребенка пересказу без картинки, а также в качестве опоры использовать одну иллюстрацию к рассказу. Основным материалом для пересказа должны оставаться небольшие сказки.

в 6-7 лет: если вы учите ребенка читать, то ему будет полезно пересказывать небольшие тексты (из 3-5 предложений) после самостоятельного прочтения. Таким образом, вы будете учить ребенка вдумчивому, осознанному, а не автоматическому чтению.

Советы родителям: чтобы пересказ не был для ребенка утомительным, включите в него немного театральности. Попросите ребенка пересказать текст (сказку): весело, грустно, устрашающе, как кошка, как лев, как король, как робкий человек, как смелый человек, как мудрец и т. д.

Игра «Что случилось?»

Правила игры: можно использовать иллюстрации к сказкам и рассказам, к которым можно задать вопрос «Что случилось?». Покажите ребенку картинку и спросите его: «Что случилось?» Ребенку нужно составить рассказ по картинке. Победа засчитывается, если он угадал содержание рассказа, сказки.

Игра «Опиши картинку»

Правила игры: Ребенку нужно составить рассказ по картинке.

Советы родителям: чтобы составление рассказа вызывало больший интерес, можно устроить с ребенком игру – соревнование. Сначала вы составляете предложение, затем он – так по очереди, кто больше сможет придумать. Следите за тем, чтобы рассказ получался связным, и иногда поддавайтесь малышу.

Составление рассказа будет у ребенка получаться, если он уже достаточно хорошо пересказывает тексты.

Постарайтесь помогать ребенку с помощью наводящих вопросов.

Учите ребенка грамотно выстраивать свою мысль («самому придумывать сказку»). Обратите внимание ребенка, что нужно не просто описывать картинку, но и придумывать, фантазировать, что случилось с героями картинки.

Что случилось раньше? Что случилось потом? Если оказаться внутри картинки, что можно услышать? (Чириканье воробья, мурлыканье кошки.) Какой запах почувствуешь? (Аромат спелых яблок.) Какое настроение у героев? Каков характер героев?

Литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Лучшие игры и развлечения со словами». – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 с.

2. Попова Д.А. «Лучшие игры для развития ребенка и подготовки к школе. От 3 до 6 лет». – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.: ил. – (Серия «Школа молодых родителей»).

Материалы подготовлены учителем-логопедом МОУ ЦППРК Кузнецовой И. В.

Лексическая тема: «Одежда»

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: закрепление правильной артикуляции и произношения звуков С - С’. Упражнение в определении места согласного звука в слове, в дифференциации звуков по твердости - мягкости. Обогащение словаря по теме «Одежда».
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук, зрительного восприятия и внимания.
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков самостоятельности и инициативности.

Оборудование: мяч, индивидуальные зеркала, картинки одежды, конверты с рисунками одежд для каждого ученика.

Ход урока

1. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня к нам на урок пришли гости. Они будут смотреть, как вы работаете на уроке. И поэтому давайте будем стараться правильно отвечать на все мои вопросы и активно участвовать на уроке.
Логопед: А сейчас подарили друг другу улыбку, начинаем урок.
Логопед: Ребята, кто мне скажет, какая у нас сегодня погода на улице? (ответы детей) Дует холодный ветер. Давайте изобразим холодный ветер. Как дует у нас ветер. Молодцы! А вот пришли в школу, а в школе у нас тепло. Давайте теперь попробуем изобразить теплое дыхание. Молодцы, ребята!

2. Артикуляционная гимнастика. А сейчас давайте сделаем гимнастику и немножко поиграем с язычком. (слайд 2-5)

3. Введение в тему

Логопед: А теперь смотрим рисунки (слайд 6) Что там изображено? (ответы детей) На какой звук начинаются слова? (С и Сь) А как одним словом можем сказать? (одежда). Хорошо!
Логопед: Значит, на уроке мы сегодня будем говорить об одежде и вспомним букву С и звуки [С] и [С’].
Давайте теперь обсудим, какой же у нас эти звуки?

4. Характеристика звука (слайды 7-8)

[С] - согласный, твёрдый, глухой. На письме обозначаем синим закрашенным квадратом.
[С’] - согласный, мягкий, глухой, на письме обозначаем зелёным квадратом.

Игра «Поймай звук»

Логопед: А теперь, поиграем в игру «Поймай звук». Вам нужно будет поймать правильный звук. Когда услышите звук [С] должны будете хлопать, когда [С’]- потопать. Приготовились! Будьте внимательны!
П, С, С, К, ЛЬ, С, Р, СЬ.
ПО, СИ, РА, СО, МЫ, ЛИ, СИ.
Логопед: Молодцы! Все правильно смогли поймать звуки! А сейчас давайте посмотрим на экран.

5. Чтение слогов (слайды 9-13) А теперь смотрим на экран и читаем слоги. Читаем хором!

СА, СО, СУ, СЫ, СИ

Игра «Разведчики»

Логопед: Ребята, а сейчас давайте поиграем в игру «Разведчики». Мы знаем, что разведчики это люди, которые внимательно слушают и запоминают. У меня несколько донесений. Сейчас каждый из вас будет читать по очереди, а все остальные слушают и запоминают. (слайд 14)

1-й ученик - СА-СО-СУ
2-й ученик - АС-ОС-УС
3-й ученик - СА-СУ-СИ
4-й ученик - ИС-АС-УС
5-й ученик - ОС - УС - ЫС
6-й ученик - СУ - СЁ - СО.

Логопед: Молодцы, вы - настоящие разведчики.

6. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
- Упражнение на развитие дыхания,
Как дул ветер? (Сильно)
Подуем сильно, как ветер.
А теперь подуем прерывисто, слабо, затихает ветерок.

Логопед: Отдохнули?! Молодцы! Продолжаем занятие.

7. Знакомство с лексической темой.

Летом, в жаркие часы -
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка …, свитер…
Впрочем, я…
Я запутался, друзья!

Логопед: Ребята, где я запуталась? (ответы детей) Скажите, что мы одеваем зимой? А летом? (ответы детей) Молодцы!

Логопед: А теперь посмотрите на доску. (На доске картинки с изображением одежды). Что у нас там есть? (ответы детей: сарафан, юбка, брюки, платье, свитер, сорочка)
Логопед: А как мы их одним словом скажем? (ответы детей: одежда)
А теперь находим только те картинки, в которых есть звуки [С] или [С’]. (ответы детей: сарафан, свитер, сорочка).

8. Игра «Что пропало»

Перед детьми выставляются предметные картинки с изображением одежды. Логопед предлагает детям закрыть глаза и прячет одну из картинок. После этого, как дети открывают глаза и называют, какой картинки не хватает.
Логопед: Молодцы, ребята!



9. Игра «Дарим подарки»

Логопед: А теперь вернемся на экран. Сегодня к нам на урок пришли две девочки Софи и Сима (слайд 15).
Во что они одеты? Софи одета в синее платье. Почему ребята? Как вы думаете? Потому что в слове Софи у нас твердый звук [С]. А Сима одета в зеленое платье. Почему? Потому что в слове Сима мягкий звук [С’].
А сейчас давайте подарим им подарки (слайд 15). Если в слове есть звук [С], этот подарок подарим Софи. А если в слове есть звук [С’], то этот подарок мы подарим Симе.

10. Дидактическая игра «Прятки»

Логопед: Продолжаем играть. У вас на столе есть конверты. У каждого свой конверт.(В конвертах картинки со звуками [С] и [С’]. Например: самолет, оса). Сейчас по очереди открываем и говорим что там. Посмотрите на рисунки.

  • И определяем место звуков [С] или [С’]. - в начале, в середине, в конце. И по очереди отвечаем. (ответы детей)
  • После этого, каждый ребенок выбирает себе понравившийся рисунок и составляет с этим словом предложение. (ответы детей)

11. Знакомство с буквой П

Логопед: Ребята, вот мы с вами еще раз вспомнили про звуки [С] и [С’]. А как мы будем записывать эту букву? (слайд16)
На письме звуки [С] [С’]. записываются буквой «С». Теперь давайте попробуем нарисовать «С» в воздухе, на парте. А теперь приготовили ручки и напишем букву С.

12. Итог урока

Логопед: Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Что вам понравилось?
- А что было трудным?
Логопед: (слайд 17) Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.

13. Домашнее задание: Раскрасить рисунки со звуками [С] или [С’]. и запомнить слова.


Конспект НОД по автоматизации звука [л] в слогах, словах и предложениях, дифференциации звуков [л] - [л’] по теме: «Путешествие в страну Любознаек»

Поветкина Надежда Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР – детский сад №5 «Теремок», г. Новоалтайск Алтайский край
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста посещающих логопедическую группу или логопункт. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям и родителям.
Цель: Автоматизация звука [л].
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Закрепление правильной артикуляции [л], автоматизация звука [л] в изолированном виде, в слогах, словах и предложениях;
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением; Развитие звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие: Развивать артикуляционную моторику;
Способствовать формированию плавного речевого выдоха;
Развивать фонематический слух;
Развивать память и логическое мышление, связную речь.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: Предметные картинки со звуком [л], зеркала, схемы слова, фишки, изображение сказочного города, д/и «Твердый - мягкий», медали для награждения.
Ход НОД:
Оргмомент. Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть. Садитесь на свои места.
Логопед. Ребята, а вы знаете, кто такой любознательный человек? (человек, который хочет много знать)
Мы сегодня отправимся в страну «Любознаек». Но чтобы попасть в эту страну, нужно тоже стать любознательными и справиться со всеми заданиями.
1. Игра «Любознательный».
Логопед. Сейчас мы сыграем с вами в игру. Ваша задача правильно отвечать на мои вопросы, отгадывая загадки.
По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою, отправляю в рот? (ложка).
Роет, копает, землю разрыхляет? (лопата).
Освещает ночью путь, звездам не дает заснуть? (луна).
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели? (от лука).
Кто вас учит правильно говорить? (логопед).
Какой звук встречается во всех этих словах? (звук [л]).
Логопед. Сегодня на занятии мы и будем продолжать учиться произносить звук [л]. Но чтобы наш звук получился четким, правильным и красивым, нам нужно подготовить наш язычок.
2. Артикуляционная гимнастика. Взяли зеркала.
Часики, качели, моляр, парус, иголочка.
3. Артикуляция звука Л .
Логопед.
Парус вверх мы поднимаем
Мачту в зубки упираем,
Ветер дунул по бокам
Мы поплыли по волнам.
Произносим: Л-Л-Л-Л
Ребята, звук [л] гласный или согласный? (согласный)
- звонкий или глухой? (звонкий);
- мягкий или твердый? (твердый).
Обозначаем звук [л] синим квадратиком с колокольчиком.
4. Игра «Поймай звук [л]» .
Логопед. Я буду произносить звуки, слоги и слова, а вы внимательно слушайте и хлопайте в ладоши только тогда, когда услы¬шишь звук [л].
П, Л, З, ЛА, МА, ЛО,НО, АЛ, ИП, УЛ, ЛОМ, ЛАМА, ПИЛА, САБАКА, СТУЛ, МЫШКА, КАПИЛКА.
5. «Слоговой паровозик».
Логопед. Ребята, я буду произносить слоговые цепочки, а вы запоминайте и по очереди повторяйте за мной.
Ла-ло-лу, лы-ла-ло, ло-ла-лы, лу-ло-ла, ал-ол-лу, ул-ол-ал, ол-ул-ыл, ыл-ал-ул
6. Игра «Назови ласково»
Логопед. Посмотрите, перед вами картинки с изображением разных предметов, найдите только те, в которых есть звук [л], а потом назовите их ласково.
7. Физминутка.
Логопед. Молодцы! Давайте с вами отдохнем.
Буквой “Л” расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу! (дети выполняют соответствующие движения)
8. Игра «Где живет звук [л]» (схема слова, картинки со звуком [л])
Логопед. Ребята, вот мы и добрались с вами до города, в котором живут Любознайки, но на воротах висит замок и он закрыт, чтобы его открыть нужно, определить, где в словах живет звук [л]. Вы нашли изображения предметов, в названии которых есть звук [л], давайте определим в каком домике живет звук в начале, середине или в конце слова.
9. Игра «Путаница» . Автоматизация звука [л] в предложениях.
Логопед. Молодцы ребята! Посмотрите, нас встречают Любознайки. Жители города очень веселые, хотят вас развеселить,они придумали забавные предложения,слушайте их внимательно и исправите ошибки.
Халат надел Милу.
Кукла купила Клаву.
Котенок лает на лайку.
Лодка плыла на Павле.
Ладони вымыли Милу.
Елка сидела на белке.
Стол сел за Павла.
Белый халат надел врача.
10. Игра «Твердый - мягкий». Дифференциация звуков [л] - [л’]
Логопед. Ребята, у Любознаек перепутались их любимые подушки – игрушки, давайте поможем им найти нужный диван для каждой подушки. Перед вами два дивана синий и зеленый, подушки-игрушки в названии которых есть твердый звук [л] положите на синий диван, а подушки-игрушки с мягким звуком [л’] на зеленый диван.
11. Итог занятия.
Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие. Любознайки выражают вам благодарность за оказанную помощь и принимают вас в почетных жителей своей страны, теперь вы тоже Любознайки. (награждение медалями)
Ребята, чему мы научились сегодня на занятии?
Какое задание было самым сложным?
Какое задание вам понравилось?

Шестерина Ольга Валерьевна

Тема: Звук А.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с гласным звуком А .

2. Учить детей внимательно слушать инструкции учителя.

3. Развивать фонематический слух детей и учить детей выделять заданный звук вначале слова.

Оборудование: бубен, шаблон А4 с изображением буквы А , маленькие шаблоны с буквой А , предметные картинки, схема, квадрат для обозначения звука.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Все встаньте и внимательно послушайте, что я скажу (инструкция дается в полголоса): Диана, сядь, Настя, сядь, Ксюша, сядь, все девочки сядьте. Никита, сядь, Саша, сядь, Захар, сядь, все мальчики садятся.

2. Знакомство с темой занятия:

2.1. Повторение понятия «ЗВУК». Закройте глаза и послушайте (постучать в бубен). Что вы услышали? Поднимите руку, кто хочет ответить. Вспомните, с чем мы знакомились на прошлом занятии (со звуком). А что вы сейчас услышали? Когда мы с вами разговариваем, то мы тоже произносим звуки. Звук – это все что мы слышим и произносим.

2.2. Знакомство со звуком А. Послушайте (произнесение звука А ). Сейчас я произнесла звук А . Можно ли его пропеть? Давайте, попробуем (взять клубок ниток и, вытягивая ниточку – тянуть звук А ). Значит звук А можно петь и тянуть. Когда мы произносим этот звук воздух не встречает преграды. Такой звук мы называем гласным и обозначаем его красным квадратиком (показать на доске). (Опрос детей: Звук А какой? Почему? Что с ним можно делать?)

3. Уточнение артикуляции при произнесение звука А. Что делают наши губы и зубы? (широко открыты) А что делает язык? (спокойно лежит)

4. Игра «Веселые ладошки». Я буду называть звуки, а вы когда услышите звук А , хлопните в ладоши. Будьте внимательны.

А, У, И, Э, А, А, Ы, О, У, А.

5. Физминутка. Сейчас встанут тихо-тихо девочки и встанут в круг, а теперь тихо-тихо встанут мальчики и подойдут к девочкам.

«Буратино»

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно, на носочки встать.

Теперь спокойно садимся на места.

6. Работа с картинками. Возьмите картинки, которые лежат у вас на столах (у каждого ребенка по картинке). У меня тоже есть картинка «арбуз». В этом слове есть звук А ? Где он стоит? (в начале слова). (На доске, на схеме обозначить место звука).

Сейчас вы по очереди будете выходить, и говорить где стоит звук.

7. Знакомство с буквой А. Все, что мы слышим и произносим – это ЗВУКИ , а квадратом какого цвета мы обозначаем звук А ? А какой это звук?

Ребята у вас есть дома фотографии? У звука А тоже есть фотография. (Показать букву А ) Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Правильно, это буква А . Мы ее видим и пишем. А все, что мы видим и пишем – это БУКВЫ .

У вас на столах есть по второму листочку, переверните их. Закрасьте букву А красным карандашом.

8. Итог. С чем мы сегодня познакомились? Звук А какой? Почему? Что такое ЗВУК, БУКВА?