Биографии Характеристики Анализ

Порядок слов от ремы к теме. Актуальное членение предложения

Актуальное членение предложения

o Разделение предложения в конкретной коммуникативной ситуации на исходную часть сообщения (тему) и новую часть сообщения (рему).

o Чешский языковед В.Матезиус (1882-1945).

Актуализация

o Актуализация (Ш.Балли) – превращение языкового знака в акте коммуникации в значимый.

o Тот угол зрения, под которым подается вещественная информация.

o Одно и то же предложение из-за коммуникативной цели говорящего может приобретать разный смысл.

Актуальная информация в предложении

Передача актуальной информации

Актуальная информация передается:

· с помощью последовательности элементов предложения,

· местом логического ударения,

· членением предложения на тему и рему.

Тема и рема Тема – это то, что служит отправной точкой предложения. Своеобразный трамплин для развертывания актуальной информации. Обычно в какой-то мере известно адресату сообщения. В четверг я… / Книгу я… / В четверг я… /

Рема – это то, что сообщается о теме Составляет ядро и основное содержание высказывания.

…дам тебе книгу.

…дам тебе в четверг.

…дам книгу тебе.

Общие средства актуальной организации высказывания

· Порядок слов – расположение элементов структуры предложения в определенной линейной последовательности.

· Интонация – как средство актуального членения проявляется в устной речи.

Порядок слов

· Нейтральная речь: Тема + рема:

В Петербурге / появится сквер Виктора Цоя.

· Экспрессивная речь: рема + тема:

Уж очень востребованы ныне / молодежные танцевальные коллективы

Интонация

Ее функции:

1. обозначает границу между темой и ремой;

2. фразовым ударением отмечает центр ремы

Способы выделения темы

· Именительный темы:

Научный потенциал. Как им распорядиться?; Гастроли в Москве. Что они значат?

· Делиберативный оборот:

Что касается…то; Если говорить о… то стоит заметить

Способы выделения ремы

· Порядок слов

· Частицы: Осень / только началась; То, что фестиваль / проходит именно в Москве, / символично

· Парцелляция: Все тут друг с другом знакомы. Но шапочно

Деление на тему и рему не связано с грамматическим членением (на подлежащее и сказуемое)

Порядок Р – Т как один из способов выражения субъективно-модальных значений

· Рема перед Темой выделяется за счет логического ударения во фразе.

Где заяц?

В шляпе (Р.)/ заяц (Т.).

Нечленимые высказывания – те, которые не членятся на Тему и Рему

Строй текста

· Строй текста определяется характером связи соседних предложений, то есть тем, как соотносится тема и рема последующего предложения с темой и ремой предшествующего.

· Различают 2 вида связи предложений: цепная связь (У меня есть подруга Вера. Вера / – студентка. Учиться / она любит) и параллельная связь (Вера – студентка. Вера интересуется астрономией).

Параллельный и последовательный строй текста Цепная связь (последовательный строй текста):

Т1 – Р1 / Т2(Р1) – Р2 / Т3(Р2) – Р3.

У меня есть подруга Вера. Она / очень любит кошек. Этих животных / у нее больше пяти.

Паралельная связь (параллельный строй текста):

Т1- Р1; Т2 – Р2; Т3 – Р3 + общая тема

Солнце / светит ярко, // и лучи его / купаются в лужах с воробьями. / Речка / надувается и темнеет.

Способы реализации цепной связи

Параллельная связь Компоненты не взаимосвязаны, они сопоставляются. Предложения в смысловом отношении независимые. Предложения объединяет общая тема (топик). Параллельная связь больше тяготеет к описанию.

Маша рисует елку. Игорь читает книгу. Зина поет песню.

Нашу верность проверили каленым железом. Нашу гордость испытали танками.

Способы реализации параллельной связи

Виды связи предложений и строй текста Параллельная связь - текст параллельного строя. Цепная связь – текст последовательного строя. Реальный текст все время переходит от одного строя речи к другому.

2. Практическая часть

предложение высказывание лингвист ремостический

В результате проведенного мною анализа художественного произведения одного из современных писателей, а именно повести Людмилы Улицкой "Веселые похороны" и его перевода на английский язык, выполненного Cathy Porter, я могу сделать выводы в соответствии с данной темой: В этом произведении очень широко проявились темо0рематические отношения между членами предложения. При анализе данного произведения мною было обнаружено большое количество несоответствий между оригиналом и его переводом и ряд специфических черт в построении темо-рематической системы, как в русском, так и в английском языках, среди которых можно выделить следующие:

1. Каждый язык уникален по способу его построения и выделения темы и ремы в предложении. Для русского языка это, прежде всего, интонация, логическое ударение падает на рематический элемент предложения, чтобы подчеркнуть важность новой информации. Например:

Music drifted up from the street like the smell of drains. It was hot too.

Перевод: С улицы несло музыкой, как несет помойкой. К тому же была жара.

Слово "жара" является ремой во втором предложении.

2. На следующем примере можно проследить весь процесс как автор двигается от известной информации к новой, т.к. это лучший способ для читателя воспринимать художественный текст:

They stay together for 2 more years after that because they didnt know how to finish it, but the best part had ended that slap.

Еще два года они промаялись, все не могли расстаться, но на этой оплеухе кончилось все самое лучшее.

3. Русскому языку характерно распространение тематических элементов среди рематических, в отличие от английского. Например:

Я о тебе жалею, деточка. У Бога обителей много.

Im sorry for you, Nina, I really am. Our Lord has many mansions.

Да не хочет он, не хочет, сколько раз я тебе говорила!

He doesnt want it, how many times do I have to tell you, he doesnt want it!

4. При переводе с английского языка на русский, тема может быть заменена личным местоимением или вообще опущена. Например:

А Марья Игнатьевна взялась за чайник. Она была единственным человеком, который мог пить чай в такую жару…

Maria Ignatevna busied herself in the kitchen making tea; she was the only one of them who could drink it in this heat…

The past is definitive & irreversible, but it has no power the future.

Прошлое окончательно и неотменимо, но власти над будущим не имеет.

Потом все эти натюрморты как ветром разнесло, ничего не осталось. Где-нибудь в Питере, может, сохранились у тогдашних друзей или у Казанцевых в Москве… Господи, как же тогда пили. И бутылки собирали. Обыкновенные сдавали на обмен, а заграничные или старинные, цветного стекла, сохраняли.

All those paintings had been blown away in the wind; none were left, now apart from a few in Petersburg maybe, stored by his friends there, or by the Kazantsevs in Moscow. God, how, they used to drink in those days. They had collected the bottles, taking back the ordinary, but the foreign ones & the old ones of colored glass they kept.

К столу подходили, отходили, таскали из угла в угол тарелки и стаканы, перемещались, склеивались в группки и опять перемещались. Свет не видывал такой пестрой компании.

People came and went from the table carrying plates and glasses, coming together in groups and moving away again. There had never been such a mixture of people.

Подобные случаи очень часто встречаются в данном произведении, т.к. являются неотъемлемой частью построения текста.

Тематическая конструкция исключается из предложения (обычно в разговоре), чтобы не отяжелять предложение, и передается только рема в русском варианте (новая информация более необходима для читателя).

5. В русском предложении обычно рема занимает конечную позицию, а в английском она строится с помощью определенных конструкций. Например:

Баб в комнате было пять.

There were five women in the bedroom.

Слова "баб" и "пять" являются ремой, которую разделяет тематическая конструкция. Таким способом, автор подчеркивает количество женщин в комнате.

6. Рема предшествующего предложения может стать темой следующего предложения:

In the cheap cloth suitcase she carried… and three Antonov apples which she was forbidden to import. The apples were intended for her American husband, who for some reason wasnt there to meet her.

Перевод: В матерчатом клетчатом чемодане лежало… и три антоновских яблока, запрещенных к ввозу. Яблоки предназначались имеющемуся у нее мужу-американцу, который ее почему-то не встретил.

7. В английском предложении наличие неопределенного артикля является признаком ремы, но не всегда. Например:

Старое злое пламя вспыхнуло в ней…

An old flame of anger flickered inside her…

На экране был бородатый человек в очках…

On the screen a bearded man in glasses…

8. В предложении наличие отрицания является признаком присутствия ремы. Например:

Она, кажется, еще не понимала, что происходит.

It seemed she still didnt understand what was happening.

Следующий пример можно свести к соотношению: вопрос - тема, ответ - рема:

Там теперь будет война? - спросила тихо.

Война? Не думаю… Несчастная страна…

Перевод: - Will there be a war in Russia? - she asked him quietly.

War? dont think so. Unhappy country.

9. В следующем примере перевод предложения и его актуальное членение зависят от контекста:

Отрицающая страдания молодая нация разработала целые школы - философские, психологические и медицинские, - занятые единственной задачей: любой ценой избавить человека от страдания. Идея эта с трудом ложилась на российские мозги Фимы.

Перевод: This young, suffering - denying nation had developed whole schools - philosophical, psychological & medical - dedicated to the single problem of how to save people from suffering. Fimas Russian brain had difficulty in coping with this concept.

Здесь темой является не подлежащее, а дополнение. Не всегда "психологический субъект" и "психологическое сказуемое" совпадают с грамматическими членами предложения, и при переводе нужно учитывать этот факт.

10. Признаком ремы в предложении является наличие высокой контекстуально-семантической нагрузки:

Психологи и психоаналитики строили сложные и весьма фантастические гипотезы о природе ее странного поведения. Нестандартных детей они любили, это был их хлеб.

Перевод: The psychotherapists thought up far-fetched theories to explain her strange behavior; they loved unconventional children, they were there bread and butter.

Тематическая конструкция характеризуется менее высокой контекстуально-семантической нагрузкой:

В комнате тоже было много народу.

In the room (тема) there were also crowds of people.

11. В английском языке тема и рема сильно противопоставлены друг другу, в отличие от русского предложения. Например:

- "Марья Игнатьевна! Я вас (тема) третий день жду (рема)!"

- "Maria Ignatevna, over two days Ive be waiting for you!"

12. В предложении глагол может быть не только темой, но и ремой. Например:

Прошлое было, конечно, неотменимо. Да и чего в нем было отменять?

The past couldnt be cancelled. Well, why would anyone want to cancel it anyway?

В первом предложении глагол "to cancel" составляет рематическую конструкцию, а во втором - тематическую.

Заимствования в английском языке и способы их перевода на русский язык

Изучение роли редуплицированных слов в различных стилях речи

«Важно точно знать, в каком смысле разуметь каждое слово», - говорил Публилий Сир, так как каждое слово несет свой индивидуальный смысл. Не бывает двух одинаковых значений слов. У каждого слова своя смысловая нагрузка. Слова...

Комплексный анализ переводческих трансформаций в рассказе Эдгара По "The black cat"

Предложение + перевод Приемы перевода: Пример 1. Рluto - this was the cat`s name - was my favourite pet and playmate. I alone fed him, and he attended me wherever I went about the house. Плутон так звали кота - был моим любимцем и я часто играл с ним. Я всегда кормил его, и он ходил за мной по пятам...

Комплексный анализ переводческих трансформаций в рассказе Эдгара По "Золотой Жук"

Предложение + перевод Приемы перевода: Предложение 1. He hath been bitten by the Tarantula. - Тарантул укусил его. Замена исходя из требований контекста (В этом предложении произошла замена английской пассивной конструкции русской активной конструкцией...

Методы перевода английских собственных имен

Морфология и имя прилагательное

Res mancipi et nec mancipi Omnes res aut mancipi sunt aut nec mancipi. Mancipi res sunt oninia praedia in Italico solo tam ristica, qualis est fundus, quam urbana, qualis est domus, item iura praediorum rusticorum (servitutes), velut via, iter, actus, aquaeductus, item servi et quadrupedes, velut boves, muli, equi, asini. Ceterae res nec mancipi sunt (Ulpianus). Перевод: Коммерческая недвижимость...

Образ России в африканских средствах массовой информации

Прежде всего, внимание привлекают заголовки статей, представляющих образ России в британских СМИ. В заголовках выражена характеристика России. Большая часть информации не проговаривается...

Синтаксис латинского языка

De iure personвrum. Summa divisio de iure personвrum haec est, quod omnes homines aut libмri sunt aut servi.Rursus liberфrum hominum alii ingйnue sunt, alii libertоni. Libertоni sunt , qui ex servitыtemanumissi sunt. Est autem manumissio de manu missio, id est datio libertвtis. Nam quamdiuquis in servitыte est, manui et potestвti suppositus est, manumissus autem liberвtur potestвte...

Система "тема-рема" в контрастивном анализе русского и английского языков

предложение высказывание лингвист ремостический В результате проведенного мною анализа художественного произведения одного из современных писателей, а именно повести Людмилы Улицкой "Веселые похороны" и его перевода на английский язык...

Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку

Способы отрицания в современном немецком языке

Исследуя современную немецкую литературу на примере произведения Эриха Мария Ремарка «Ночь в Лиссабоне», можно заметить, что наиболее часто употребляемым отрицательным языковым средством является отрицательная частица nicht...

Технология запоминания информации при изучении иностранных языков

Для анализа методики развития памяти рассмотрим упражнения, представленные в учебнике по английскому языку для студентов второго курса языковых специальностей Практический курс английского языка. 2 курс: учеб. для студентов вузов / (В.Д...

Трансформация фразеологизмов в англоязычной прессе и их перевод на русский язык

Употребление синонимов в произведении А.С. Пушкина "Повести покойного Ивана Петровича Белкина"

1) Для сего обратились было мы… Она советовала нам отнестись по сему предмету 2) Мы последовали сему совету, и на письмо наше получили нижеследующий желаемый ответ … как драгоценный памятник … как и весьма достаточное биографическое известие...

Утерянные буквы русского языка

АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ТЕМА И РЕМА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

В дополнение к традиционной теории о членении предложения на главные и второстепенные члены в XX в. возникла теория «актуального членения» предложения (точнее - высказывания, поскольку сама структура предложения здесь роли не играет). Согласно этой теории в содержании предложения выделяется наиболее важная часть (обозначаемая термином «рема», в английском - rheme или focus ) и часть, выступающая в качестве «фона», отправной точки для главной части сообщения («тема», англ. t heme или topic ). Рема несет на себе логическое ударение и сообщает некоторую новую информацию (ради которой и произносится высказывание), тогда как тема содержит «старую», уже известную информацию. Так, в предложении John sent те a postcard (с фразовым ударением на последнем слове), если оно отвечает на вопрос Что он прислал?, ремой является прямое дополнение, темой - остальная часть предложения. Выделяя логическим ударением иные члены предложения, мы можем превратить в рему предложное дополнение, ср. John sent the postcard to me (ответ на вопрос: Кому?) или подлежащее, ср. John sent me the postcard (Кто!). В утвердительном предложении, как можно видеть, рему легче всего определить, если задать вопрос, на который отвечает это предложение. В частно-вопросительном предложении ремой является само вопросительное слово {Что? Где? Когда!), в обще-вопросительном - сказуемое.

Для акцентирования ремы, помимо логического ударения, могут использоваться специальные эмфатические конструкции (It was John who sent me the postcard ; It was to me that John sent the postcard ), введение вспомогательного глагола для акцентирования сказуемого (John did send me a postcard ), а также эмфатическая инверсия, необходимая в английском предложении, когда мы ставим логически акцентируемый член предложения на не свойственное ему в обычных условиях место в предложении. Вынесение второстепенного члена в начало предложения сопровождается частичной инверсией: Only to me did John send a postcard ; Never before had he sent me a postcard . Постановка подлежащего в конечную позицию сопровождается полной инверсией: In the middle of the room stood a big table (ответ на вопрос Что стояло в центре!), в отличие от неинверсионного варианта The table stood in the middle of the room , отвечающего на вопрос Где!.

Возможны также изменения местоположения членов предложения, не связанные с эмфазой. Поскольку для фразового ударения наиболее обычна финальная позиция в предложении, в стилистически «нейтральных» (не эмфатических) вариантах предложения ремой обычно оказывается слово, стоящее в конце. Так, предложение Не sent me this letter yesterday (при нейтральном интонационном прочтении) отвечает на вопрос Когда!, и ремой в нем является обстоятельство времени. В варианте Yesterday he sent те a postcard обстоятельство становится темой, тогда как рему представляет либо вся остальная часть (ответ на вопрос Что произошло вчера!), либо последнее слово (Что он послал мне вчера!). Обстоятельство образа действия обычно следует за сказуемым, если является ремой; ср. Не left the room very quickly . Однако если рематизируется иной член предложения, такое обстоятельство может оказаться в препозиции к глаголу; ср. Не quickly left the room или Quickly , he rose and left the room , где рему представляют слова, стоящие справа от наречия (вопрос: Что он сделал быстро?).

Именно рема высказывания всегда сохраняется в неполном предложении, поскольку опускаться могут лишь тематические элементы, называющие нечто уже известное из предыдущего контекста: Where did Peter go ? - (Peter went ) To London ; Who went to London ? - Peter ; Did Peter go to London ? - He did .

Рассмотрим семантический аспект членения на тему и рему . В вопросе типа Where did Peter go ? рема представлена вопросительным местоимением, тогда как подлежащее и сказуемое образуют тему. Задавая такой вопрос, мы, естественно, заранее знаем, что Петр куда-то уехал; эта часть предложения, таким образом, не охватывается вопросительной модальностью (факт отъезда Петра не подвергается сомнению, а принимается за истину). Иными словами, это сообщение представляет собой пресуппозицию - некоторое заранее известное утверждение, на которое мы опираемся как на истинное и которое лишь повторяем в высказывании в качестве отправной точки для основного - нового - сообщения.

Таким образом, рема есть та часть предложения, которая непосредственно входит в его модальную рамку (на нее распространяется вопросительная, утвердительная или отрицательная модальность высказывания), а тема - та часть, которая стоит вне основной модальной рамки, образуя пресуппозицию. Как видим, в данном (простом по структуре) предложении содержатся два высказывания с разными модальностями: пресуппозитивная, тематическая часть содержит утверждение («Как известно, Петр куда-то уехал»), а рематическая часть содержит собственно вопросительное высказывание («Куда?»).

В утвердительном ответе на данный вопрос Peter went to London рема также представлена обстоятельством; здесь также скрыто два высказывания: «Как известно, Петр переехал отсюда в какое-то другое место; этим местом является Лондон». Поскольку в этом случае оба высказывания имеют утвердительную модальность, противопоставление темы и ремы здесь не столь ощутимо, как в вопросе; именно поэтому расчленение на тему и рему в утвердительных предложениях легче всего производить на основе вопроса, на который отвечает такое предложение. По существу, два скрытых в таком предложении утверждения различаются лишь временем их произнесения: тема есть некоторое ранее сделанное утверждение («известно, что ранее утверждалось...»), лишь повторяемое в качестве отправной точки, в реме же сообщается то, что утверждается именно в данный момент.

Обратим внимание на то, что в рему могут входить тематические вкрапления. Так, в предложении Peter went to the city of London рема представлена обстоятельством, в которое входит определенный артикль и собственное имя, а, значит, в его содержание включена пресуппозиция (тематическая информация) о существовании города с таким именем. Однако важно, что собственно новым в данном предложении является не сообщение о существовании Лондона, а сообщение о том, что «то место, куда Петр уехал, есть Лондон», т.е. сообщение о тождестве двух пространственных точек. Таким образом, не представляется оправданным заключение ряда авторово том, что рема не обязательно связана с неопределенностью существительного, а тема - с определенностью. На самом деле рема действительно всегда несет новую информацию, и при отсутствии каких-либо добавочных пресуппозиций рематическое существительное всегда имеет неопределенный детерминатив (Не came to a big town ), однако при этом важно отделить тематические вкрапления от собственно нового сообщения (ср. Не went to London ). Случаи же типа One day a little girl went to the wood , где как будто бы неопределенность входит в тему (выделена шрифтом), связаны с многоремностью таких предложений.

Обычно указывается, что могут существовать не членимые на тему и рему, т.е. чисто рематические, высказывания: к ним относят, например, односоставные предложения типа It is cold ; Winter ; Winter has come ; Холодно; Зима; Наступила зима и т.п. Действительно, в них вся лексически выраженная информация представляет собой рему, однако в этих предложениях есть также и скрытая, лексически не выраженная пресуппозитивная информация (тема). Так, Холодно означает «холодно в данный момент в том месте, где находится говорящий» (ср. «Мы не можем сказать «идет дождь», «идет снег», не представляя себе мысленно окружения, в котором происходит процесс, как бы ни было оно неясно»). Следовательно, в таких предложениях всегда есть скрытая, представленная как нечто известное информация о наличии говорящего, его акта речи, времени и места осуществления речевого акта. По-видимому, в принципе не может существовать предложений, в которых содержалась бы лишь новая информация, не опирающаяся на что-то уже заранее известное, т.е. не повторяющая эту старую информацию в виде темы. Даже в предложениях типа Было ли когда-нибудь где-нибудь какое-нибудь событие?, при неопределенности всех составляющих, несомненно имеются скрытые пресуппозитивные элементы: прошедшее время глагола (было) указывает на предшествование моменту речи, и, значит, в предложение включена пресуппозиция о наличии акта речи, говорящего, момента речи, места, где находится говорящий и т.п.

Рассмотрим отношения производности между предложениями разных типов актуального членения. Наличие в предложении пресуппозиции означает, что оно включает в свое содержание некоторое предшествующее высказывание, т.е. семантически производно от него. К наиболее элементарным (содержащим наименьшее число пресуппозиций) можно отнести предложения типа Да / Нет, сообщающие о существовании некоторого явления, Так, в предложении Есть ли в группе студенты, которые бы имели двойки? вопросительная модальность охватывает лишь главную часть, придаточное же лишено собственной модальности (не содержит ни утверждения, ни вопроса, на что указывает форма наклонения) и, следовательно, не представляет собой пресуппозиции (повторения старого утверждения). Это же относится к ответу на данный вопрос: Да, в группе есть студенты, которые имеют пятерки (с логическим ударением на глаголе есть).

В предложении с двумя равномерными логическими ударениями (с подъемом тона в конце первой части) В группе есть студенты, которые имеют двойки главная часть содержит сообщение «В группе есть студенты с некоторым отличительным признаком», придаточное же представляет собой второе утверждение, раскрывающее этот признак: «этим отличительным признаком является наличие у данных студентов двоек». В таком сложном предложении есть два отдельных, связанных последовательностью высказывания и, следовательно, две ремы, причем при переходе ко второму утверждению рема первого высказывания («некие студенты») становится темой (пресуппозицией) второго («эти студенты» / «они»). Равнозначной перефразировкой такого двуремного предложения являются высказывания типа Некоторые студенты в группе имеют двойки; неопределенное местоимение указывает рему первого скрытого сообщения {некоторые студенты = «в группе есть какое-то количество студентов с отличительным признаком»), которая далее преобразуется в тему второй части («эти студенты»); ремой же второй части будет группа сказуемого («имеют двойки»). Подобным образом, предложения с обстоятельствами типа однажды, в один прекрасный день всегда двуремны, т.е. содержат скрытое утверждение «существовал такой день, когда...» и далее - утверждение, раскрывающее, что именно произошло в этот день.

Двуремные предложения, в свою очередь, служат основой для семантически более сложных высказываний. Так, местоименный вопрос (Кто приехал?) и ответ на него (Приехал Петр) содержат пресуппозицию «как известно, некто приехал», и, следовательно, производны от описанного двуремного предложения с неопределенным местомением. Точно так же предложения типа Холодно; Пришла весна отвечают на вопрос Что происходит? и, следовательно, содержат пресуппозицию «нечто происходит», опять-таки образованную на базе двуремного высказывания. Предложение Петр разбил чашку (как ответ на вопрос Что случилось?) является уже многоремным высказыванием, в котором рема каждого утверждения поочередно переходит в тему следующего: «(Как известно, имело место некоторое событие); (оно заключается в том, что) некто нечто разбил; (то, что было разбито) есть чашка; (тот, кто разбил) есть Петр» (скобками отмечены пресуппозиции каждого из утверждений). Разумеется, в подобном высказывании есть и другие тематические вкрапления, например: «известно, что существует человек по имени Петр» и т.п.

Говоря об актуальном членении структурно сложного предложения, следует учитывать, по отношению к какой модальной рамке (к какому высказыванию) определяется темо-рематический статус частей. Главная часть предложения Peter is sure that the book is interesting содержит некоторое утверждение, в котором сказуемое является ремой, а подлежащее темой. Заданная в главной части модальность «уверенности (Петра)» охватывает в придаточной части сказуемое интересная (рема придаточного), тогда как книга представляет тему этого второго высказывания, которое опирается на пресуппозицию существования некоторой заранее известной книги. Возможны случаи, когда помимо темо-рематического членения внутри каждой из частей предложения одна из этих частей в целом представляет рему (тему) какого-то третьего, скрыто выраженного утверждения. Так, Peter made a mistake only because he was inattentive представляет собой многоремное предложение, содержащее ряд последовательных высказываний, причем рема каждого из них поочередно преобразуется в тему следующего утверждения: «(Человек по имени Петр) совершил ошиб­ку; (это событие) имело только одну причину; (эта причина заключается в том, что Петр) был невнимателен».

Основные средства актуального членения предложения в устной речи:

    порядок слов (тема обычно помещается в начале фразы, а рема - в конце), который является не только показателем актуального членения, но и сам в определенной степени зависит от него (если, например, темой является обстоятельство, то сказуемое предшествует подлежащему);

    интонация (на теме она повышается, на реме - понижается);

    паузация .

Различия темы и ремы.

    по значению :

    темы - данное, определенное соотносимо с тем элементом конси-туации, который представляется уже известным, присутствующим и в сознании говорящего, и (по его убеждению) в сознании слушателя, не требующим особых пояснений;

    ремы - неопределенное, новое, т. е. что-то, что еще не идентифицировано;

    по способу выражения :

    темы - любые слова или словосочетания, которые называют факт, предмет, лицо, действие, признак и т. п., уже упомянутые в пред-тексте или подсказываемые конситуацией;

    ремы - высказывание строится, чтобы помочь адресату среди множества предметов вообще и предметов данного класса найти и идентифицировать тот, о котором собирается говорить собеседник. В некоторых языках определенность предмета, называемого суще­ствительным, выражается определенным артиклем;

    по соотношению с членами предложения :

    темы - соотносится с понятиями подлежащего (грамматического субъекта) и логического субъекта, но предметом сообщения может быть референт любого другого конституента предложения. Темой может оказаться и сказуемое;

    ремы - соотносится с логическим понятием предиката, т. е. сказуемого;

    по месту в предложении :

    темы - начальное место в предложении;

    ремы - любое, кроме первого;

    по необходимости :

    темы - могут быть "пустыми" и "формальными" ("фиктивными");

    ремы - выступают "центром внимания";

    по возможности опущения :

    темы - допускается, тогда получаются коммуникативно нечленимые (т. е., по сути дела, рематические) высказывания;

    ремы - не допускается;

    по интонации :

    темы - не выделяется особо в интонационном плане;

    ремы - может маркироваться паузами, высоким тоном и сильным ударением.

Тест на тематизацию (или топикализацию) - проверяется способность того или иного компонента занять первое место в предложении (без мены интонационного контура, с сохранением нейтрального характера высказывания - без эмфазы, без экспрессивной окраски).

Вопросно-ответный тест (на идентификацию ремы): ремой является то, что служит ответом на вопрос: Что сообщается об Антоне!

Фокус контраста (проминентность, выделение, рематизация) - явление выделения нового (ремы) с помощью интонационных средств (особенно эмфатического ударения), обособления в начальной позиции, расщепленных конструкций, частиц.

Эмпатия (греч. empatheia сопереживание, сочувствие, англ. empathy сочувствие, переживание; умение поставить себя на место другого) или точкой зрения - явление, которое предполагает возможность варьирования в способах упаковки передаваемой смысловой информации. Двух фокусов эмпатии в одном предложении не может быть, иначе предложение становится неотмеченным (неправильным). Говорящий может занимать объективную точку зрения (нулевая эмпатия).

В нормальной ситуации говорящий отдает предпочтение себе (т. е. придерживается своей собственной точки зрения), затем слушающему и лишь потом третьему лицу. Сперва предпочитается человек, потом одушевленное существо, а лишь затем неодушевленный предмет. Сперва эмпатия связывается с данным и темой, а потом с новым и ремой.

С формально-грамматической точки зрения в предложении могут быть выделены его структурные компоненты, т.е. члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство ). Такое членение предложения называется синтаксическим. Навыки синтаксического разбора простого предложения необходимы для того, чтобы не допускать грамматических ошибок в построении предложения. Рассмотрим синтаксический разбор простого предложения. Например, в предложении Вчера Правительство РФ на своем заседании обсуждало ход налоговой реформы есть подлежащее, обозначающее предмет речи (то, о чем говорится в предложении), - Правительство ; сказуемое, выражающее действие предмета речи, - обсуждало , определения (Правительство какое? РФ , реформы какой? налоговой ), дополнение (обсуждало что? ход реформы ), обстоятельства места и времени (обсуждало когда? вчера и обсуждало где? на своем заседании ).

Большую роль в правильной организации предложения играет порядок расположения членов предложения. Порядок слов есть синтаксическая последовательность расположения компонентов простого предложения, т.е. членов предложения. Основная функция порядка слов - указывать на развертывание мысли от известного к неизвестному, от старого к новому. Поэтому для понимания сути порядка слов в предложении необходимо представление об актуальном членении предложения .

Актуальное членение предложения - это его смысловое членение, членение с точки зрения коммуникативно-речевой ситуации, существенное для контекста или ситуации. Актуальное членение организует предложение для передачи актуальной информации, того содержания, ради сообщения которого было создано данное предложение. С точки зрения актуального членения предложение членится на две части в соответствии с коммуникативным заданием - тему и рему . Тема - это та часть предложения, которая обычно известна, очевидна, предопределена соответствующим контекстом; это исходная точка, отправной пункт высказывания; она актуально менее значима, чем рема.

Рема - новое, неизвестное, то, ради чего строится предложение, т.е. ядро высказывания.

При этом в речи каждое предложение (высказывание) целенаправленно строится в соответствии с задачами коммуникации. Н.Н. Ивакина приводит такой пример. Высказывание с одним и тем же грамматическим составом может звучать как и в зависимости от того, что мы хотим сообщить: где дело Исаева или чем занят следователь. Если задан вопрос где дело Исаева?, то известным (темой) здесь является дело Исаева, и говорящий ответит: Дело Исаева сейчас у следователя . Высказывание У следователя сейчас дело Исаева отвечает на вопрос чем сейчас занят следователь? ,поэтому рема в данной конструкции - дело Исаева (см.: Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. С. 230).


В большинстве предложений в русском языке тема предшествует реме, т.е. данное, известное предшествует новому, неизвестному, например Ломов обвиняется в совершении преступления , предусмотренного ч. 2 ст. 206 УК РФ . Однако есть предложения, в которых рема предшествует теме: Основанием для возбуждения уголовного дела послужил материал, собранный по факту кражи имущества гр. Осовым. Отсюда можно сделать вывод, что коммуникативное членение предложения, т.е. его членение на тему и рему, не всегда соответствует грамматическому членению и неразрывно связано с порядком слов. Основными средствами выражения актуального членения являются порядок слов и интонация. В литературном языке фразовое ударение обычно падает на конец предложения, в соответствиии с этим организуется и порядок следования словоформ в предложении, чтобы это ударение выделило тему.

Актуальным членением предложения называется условное деление предложения на тему и рему.

Где тема- исходная, изначально данная составляющая или основная точка (то, что считается известным или может быть легко понято).

Рема- это новая, утверждаемая говорящим, составляющая (то, что сообщается об исходной точке высказывания).

Например: Студенты на первом курсе хорошие - выделяется тема, студенты на первом курсе и рема хорошие, т.е. о студентах первого курса сообщается, что они хорошие.

Теория коммуникативного динамимизма

Проблематика актуального членения активно разрабатывается в настоящее время в рамках различных теорий лингвистической прагматики. В одной из теорий актуального членения – теории коммуникативного динамизма – предполагается не бинарное деление на тему и рему, а шкалярное: степень коммуникативного динамизма у начальной темы минимальна, и коммуникативный динамизм нарастает с продвижением к концу предложения. Глаголу приписывается средняя степень коммуникативного динамизма, т.е. он понимается как переход между темой и ремой. Такое описание применимо только к тем предложениям, в которых за темой следует рема, а глагол располагается в центре.

Коммуникативная цель говорящего, облекающего свою мысль в форму повествовательного предложения, состоит в том, чтобы сообщить нечто слушающему; поэтому рема может рассматриваться как конституирующий коммуникативный компонент сообщения (т.е. повествовательного предложения). Присутствие ремы в повествовательном предложении отличает его, например, от вопроса, в котором ничего не сообщается, ср.: Который час? В вопросе тоже есть конституирующий – собственно вопросительный – и может быть не-конституирующий (не-вопросительный) коммуникативный компонент.

Вопрос об определении границы между темой и ремой

Чтобы выяснить, где в предложении проходит граница между темой и ремой, следует определить объем каждого из этих коммуникативных компонентов. Рассмотрим этот вопрос с точки зрения плана выражения. Покажем, что объем коммуникативного компонента – темы, ремы, не-вопросительного компонента и др. – выражается выбором его акцентоносителя, т.е. что у коммуникативных компонентов разного объема акцентоносители могут различаться.

Рассмотрим два предложения с одинаковой лексико-синтаксической структурой, но различным членением на тему и рему: Входят в моду короткие ЮБКИ (это может быть сообщение комментатора показа мод) и Короткие юбки входят в МОДУ. В предложении Входят в моду короткие ЮБКИ падение фиксируется на словоформе юбки, а в предложении с тем же лексико-синтаксическим составом Короткие юбки входят в МОДУ – на словоформе моду. В первом примере предметом сообщения служит все высказывание в целом, т.е. перед нами нерасчлененное предложение, состоящее из одной ремы. Во втором предложении, во всяком случае при одной из его возможных коммуникативных интерпретаций, о коротких юбках сообщается, что они входят в моду. Рема в нем – фрагмент входят в моду, а тема – короткие юбки.

Однако выбор акцентоносителя не решает проблемы проведения границ между темой и ремой. Во-первых, тема не имеет единообразного выражения, в частности, в беглой речи на теме может не фиксироваться никакого движения тона. Во-вторых, даже при том, что рема всегда выражается падением, при различном объеме акцентоносители рем могут совпадать. Так, у компонентов с разным объемом – пишет стихи и стихи – акцентоноситель один: это словоформа стихи. Приведем аналогию из другой области. Известно, что средство выражения падежных отношений – окончание имени. Однако у многих слов некоторые падежные окончания (дательного и предложного падежа, именительного и винительного) совпадают. В выборе акцентоносителей тоже есть совпадения, и совпадений больше, чем различий: омонимия в этой сфере языка распространена весьма широко. Про многие предложения с достоверностью можно утверждать только то, что рема в них есть.

Итак, рема и ее акцентоноситель играют в повествовательном предложении формирующую роль: акцентоноситель фонетически оформляет рему, а рема делает сообщение сообщением.

Обратимся теперь к плану содержания. На выделение темы и ремы при анализе предложений оказывает существенное влияние характер соотнесенности компонентов актуального членения с компонентами информационной структуры дискурса. Сообщаемое (рема) обычно соотносится с той информацией, о которой еще не было речи в текущем дискурсе. Естественно сообщать то, что для слушающего ново. А тема обычно включает то, о чем только что шла речь. То, о чем уже шла речь, в теории дискурса называют активированным (данным, старым), а то, о чем говорится впервые, – неактивированным (новым). Активация относительна: она угасает по мере удаления текущей точки дискурса от активированных сущностей, если они не реактивируются.

Естественная соотнесенность ремы с неактивированным, а темы – с активированным или известным часто приводит в работах по теории актуального членения и коммуникативной структуры к подмене иллокутивного значения, выражаемого ремой (сообщение), его информационными коррелятами: неактивированным и неизвестным. Это еще один дискуссионный момент теории актуального членения.

Между тем рема не равна неактивированному, а тема – активированному, хотя часто они соответствуют одним и тем же фрагментам предложения. Рема – это носитель иллокутивного значения, а категория неактивированного описывает состояние сознания слушающего в определенной точке дискурса. Примером несовпадения темы с активированным может служить первое предложение рецепта приготовления песочного теста: В глубокую посуду следует влить один стакан кислого молока. В данном предложении информация, соответствующая фрагменту в глубокую посуду, оформляется как исходная точка – тема. Таким образом, говорящий – в данном случае это составитель поваренной книги – делает вид, что глубокая посуда у слушающего всегда под рукой, хотя о ней говорится в первый раз. Можно привести и такие примеры, в которых, наоборот, ремой служит активированное: Мне предложили пальто и шубу. Я купила ШУБУ. Во втором предложении примера словоформа шубу входит в рему и даже служит ее акцентоносителем, между тем о шубе говорилось в предыдущем предложении. Другой пример: Помпей не имеет равных в любви к САМОМУ СЕБЕ. Здесь фрагмент самому себе тоже входит в рему – при том, что обозначает Помпея, имя которого служит темой.

Итак, тема может не совпадать с активированным, а рема – с неактивированным. Поэтому подмена категорий актуального членения – темы и ремы – категориями информационного членения текста или категориями описания состояний сознания собеседников неправомерна. Единственная функция ремы состоит в том, что она служит носителем иллокутивного значения.

Несмотря на содержательное различие между актуальным членением предложения и информационным, нельзя не признать, что активация и известность настолько естественно сопутствуют компонентам актуального членения, что не могут не оказывать влияния на распределение квантов информации по темам и ремам при порождении предложений. Активированная информация имеет мало шансов воплотиться в сообщаемый компонент, т.е. в рему. Поэтому при анализе актуального членения предложения нельзя не принимать во внимание информационную структуру дискурса.

Варианты связки темы и ремы

Пучок: к Теме крепится несколько Рем.

Например:

Тема и Рема, (Тема 1) как правило, больше слова (Рема 1), но меньше предложения (Рема 2). Тема и Рема (Тема 1), как правило, составляют одно предложение (Рема 3).

В тексте так могут соединяться два обоснования к одному тезису, две иллюстрации к одному тезису и так далее.

Чередование: Тема продолжается Ремой, которая становится Темой для следующей Ремы.

Эта логика (рема 1 стала темой 2) не всегда видна и понятна (рема 2).

Непонятную логику (рема 2 стала темой 3) бывает нужно восстановить (рема 3). (эта связка тема-рема пропущена).

Обычно так связаны между собой тезис и первое обоснование, обоснование – и иллюстрация.

Повтор с новым содержанием: связка Тема-1 - Рема 1 в следующем предложении повторяется, но не буквально, дополняясь новыми смысловыми нюансами.

Например

Детализация: какой-то из смысловых кирпичиков, чаще Рема, раскрывается как целое поле более мелких Тем и Рем.

Например:

Читать текст вдумчиво (тема 1) - всегда долго (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут (повтор ремы 1).

Весь этот абзац - раскрытие, детализация Ремы 1 («всегда долго»).

Укрупнение: длинные связки Тем и Рем воспринимаются как новое целое и становятся Темой-2 для новой Ремы-2. Так часто связываются между собой основной текст и вывод, иллюстрация и вывод из нее.

Например

На странице - 6 абзацев. Страница - час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день - месяц…

Весь этот длинный абзац можно в целом назвать одним смыслом: «книгу читать долго»

А нужных вам книг - тысячи.

Весь предыдущий абзац воспринят как единая Тема, к нему пристроена Рема: «нужных книг много».

В некоторых текстах темы и ремы не связаны между собой, или пропущена рема или тема. В этом случае тогда связку тема-рема нужно отгадывать и восстанавливать

3) Текст, если рассматривать его в системе обобщенных функциональных категорий, квалифицируется как высшая коммуникативная единица. Это целостная единица, состоящая из коммуникативно-функциональных элементов, организованных в систему для осуществления коммуникативного намерения автора текста соответственно речевой ситуации.

Если принять, что текст отражает некое коммуникативное событие, то, следовательно, элементы события должны быть соотнесены с отдельными компонентами (или единицами) текста. Поэтому выявление единиц текста и их иерархии в общей структуре текста помогает вскрыть сущностные характеристики текста – содержательные, функциональные, коммуникативные. При этом надо иметь в виду, что единицы текста, представленные, в частности, в виде высказываний, отражают лишь значимые для данного текста элементы ситуации-события; остальные же элементы могут опускаться из-за их ясности, достаточной известности. То есть мы имеем дело с некоторым несоответствием между высказыванием и отраженной в нем ситуацией. Это ставит вопрос о семантической наполненности единиц текста и ее достаточности или недостаточности в рамках целого текста.

Текст имеет свою микро- и макросемантику, микро- и макроструктуру . Семантика текста обусловлена коммуникативной задачей передачи информации (текст – информационное целое); структура текста определяется особенностями внутренней организации единиц текста и закономерностями взаимосвязи этих единиц в рамках цельного сообщения (текста) (текст – структурное целое).

Единицами текста на семантико-структурном уровне являются: высказывание (реализованное предложение), межфразовое единство (ряд высказываний, объединенных семантически и синтаксически в единый фрагмент). Межфразовые единства в свою очередь объединяются в более крупные фрагменты-блоки, обеспечивающие тексту целостность благодаря реализации дистантных и контактных смысловых и грамматических связей. На уровне композиционном выделяются единицы качественно иного плана – абзацы, параграфы, главы, разделы, подглавки и др.

Единицы семантико-грамматического (синтаксического) и композиционного уровня находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, в частном случае они даже в «пространственном» отношении могут совпадать, накладываясь друг на друга, например, межфразовое единство и абзац, хотя при этом они сохраняют свои собственные отличительные признаки.

С семантической, грамматической и композиционной структурой текста тесно связаны его стилевые и стилистические характеристики. Каждый текст обнаруживает определенную более или менее выраженную функционально-стилевую ориентацию (научный текст, художественный и др.) и обладает стилистическими качествами, диктуемыми данной ориентацией и, к тому же, индивидуальностью автора.

Стилистические качества текста подчинены тематической и общей стилевой доминанте, проявляющейся на протяжении всего текстового пространства.

Построение текста определяется темой, выражаемой информацией, условиями общения, задачей конкретного сообщения и избранным стилем изложения.

Текст как речевое произведение состоит из последовательно объединенных вербальных средств (высказываний, межфразовых единств). Однако значения, заключенные в тексте, не всегда передаются только вербальными средствами. Для этого существуют и средства невербальные; в рамках высказывания и межфразового единства это может быть порядок слов, соположение частей, знаки препинания; для акцентирования значений – средства выделения (курсив, разрядка и др.) Например, при сочетании высказываний Сын пошел в школу. Дочка в детский сад сопоставительное значение не нашло для себя словесного выражения; кроме того, сказуемое пошла заменено знаком тире. В рамках более сложных компонентов текста таких невербализованных значений может оказаться значительно больше.Например, использование знаков вопросительного и восклицательного, замещающих целые реплики диалога.

Посмотрите, какой он хорошенький! Наташа подводит меня поближе к клетке и просовывает внутрь руку, которую малыш сразу же хватает и как будто бы пожимает. Такие красивые детеныши у орангутангов большая редкость. А вы обратили внимание, как он похож на свою мать?

В этом смысле интересен следующий пример:

И на бритом, багровом лице проиграло:

«?»

«!»

«!?!»

Совершенно помешанный! (А. Белый. Петербург)

Изображение пауз, заминок в речи, резкого интонационного перелома осуществляется при помощи знаков препинания. Тембр, интенсивность, паралингвистическое сопровождение речи изображается обычно описательно (кричал, размахивая руками; посмотрел, сощурив глаза ). Однако такое словесное изображение мимики, жестов необязательно. Например, вопрос, удивление, можно передать только знаками: Так ты его видел ? ???

Для передачи значений в тексте служат и различные фигуры умолчания, тоже относящиеся к невербализованным средствам.

С другой стороны, в тексте может быть осуществлена вербализация «немых» языков (языков жестов, мимики). Этому, в частности, служат разнообразные ремарки в драматических произведениях или авторские описания соответствующих жестов и мимики в произведениях прозаических.

Например: Он кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:

А у меня, барин, тово ... сын на этой неделе помер .

(А. Чехов. Тоска);

Поплакав, барышня вдруг вздрогнула, истерически крикнула:

Вот опять! и неожиданно запела дрожащим сопрано:

Славное море священный Байкал...

Курьер, показавшийся на лестнице, погрозил кому-то кулаком и запел вместе с барышней незвучным, тусклым баритоном:

Славен корабль, омулевая бочка!..

(М. Булгаков. Мастер и Маргарита)

Так называемые немые языки являются полноценным средством коммуникации в реальной жизни. Однако они широко представлены в вербализованном виде и в тексте – художественном, публицистическом. При восприятии текстового описания жестов необходимо учитывать их значимость в рамках данной языковой общности. Кроме того, читатель и создатель текста могут быть разделены во времени, это также может спровоцировать неадекватность восприятия. Например, требуется комментарий к описанию жеста в тексте произведения А. Чехова «Толстый и Тонкий»: Толстый, желая расстаться дружески, протянул руку, а Тонкий пожал два пальца и захихикал. Еще пример:

О начальнике департамента: «... Я тотчас заметил, что он масон: он если даст кому руку, то высовывает только два пальца » (Н. Гоголь. Записки сумасшедшего). Недоразумения могут возникнуть при чтении текста иностранным читателем, так как «немые» языки разных народов могут существенно различаться. Например, кивок в знак согласия в странах арабского мира воспринимается как проявление невоспитанности, если относится к незнакомому человеку или старшему по возрасту.

Можно назвать и такой способ передачи значений в тексте, как вторжение в единообразно организованное пространство элементов других текстов, «текстов в тексте» (Ю.М. Лотман). Это могут быть прямые включения – эпиграфы, цитаты, ссылки. Могут быть пересказы-вставки иных сюжетов, обращения к легендам, «чужим» рассказам и др.