Биографии Характеристики Анализ

Последние дни хохзеефлотте. Тайна затопления германского флота в скапа-флоу

С 11.9.1916 - командир 2-й разведывательной группы (в марте-мае 1916 - исполняющий обязанности), 26.11.1916 произведен в контр-адмиралы .

С 22.1.1918 назначен 2-м командующим 1-й разведывательной группой, в феврале и августе 1918 замещал адмирала Франца фон Хиппера на посту командующего легкими Силами флота.

С 11.08.1918 - первый командующий разведывательными силами флота и командующий 1-й разведывательной группой.

Стал последним командующим германским Флотом открытого моря , сменив во 2-й половине ноября 1918 адмирала фон Хиппера.

Несмотря на всю тяжесть ситуации, своим поведением Людвиг фон Ройтер смог заслужить уважение не только собственных подчиненных, но и англичан. 21.6.1919 он сдал командование и отбыл в Германию, где был встречен как национальный герой.

Через пять месяцев после возвращения из Англии, фон Ройтеру было предложено подать в отставку из состава ВМФ. Версальский договор вынудили Германию резко уменьшить свой флот, оставшись без соответствующей команды, и учитывая звание и возраст, фон Ройтер ушёл из флота.

Переехав в Потсдам, стал советником. Написал книгу о затоплении Флота открытого моря.

29 августа 1939 года, в честь юбилея битвы при Танненберге , был произведен в чин полного адмирала.


В 2014 году российская армия затопила старый корабль «Очаков» для того, чтобы заблокировать выход нескольким украинским судам из озера Донузлав в Крыму, где они в тот момент находились. Подобные действия в истории флота случались неоднократно. Мы расскажем про пять самых известных случаев затопления военных кораблей разными государствами по разным причинам.

Затопление российских кораблей в Севастополе. 1855 год

В истории российского флота самый известный подобный случай произошел в 1854-1855 годах во время Крымской войны. Этот конфликт, спровоцированный Британией, Францией и Османской империей, с самого начала развивался не в пользу России. Иностранный десант, высадившийся в Евпатории в первый день осени 1854 года, быстро продвигался вдоль побережья Крыма в сторону Севастополя. А состоявшаяся 20 сентября битва на Альме закончилась поражением русский войск.

Российское командование, понимая, что ситуация может стать критической, приказало затопить на входе в Севастопольскую бухту несколько старых кораблей. В то время уже появились паровые судна, а потому отпадала необходимость в парусниках. Их и решили пусть под воду, чтобы перекрыть флоту интервентов возможность проникнуть в бухту.



Первые семь судов были затоплены 11 сентября. В ноябре-декабре ушли на дно еще два, в феврале 1855 года – шесть. А 27 августа был затоплен весь остальной флот – русские войска покинули Южную часть города. Они вернулись туда лишь в 1856 году после Парижского конгресса.

В 1905 году в бухте Севастополя был открыт памятник затопленным кораблям – одна из визитных карточек города.


Крейсер «Варяг». 1904 год

Не менее известный случай сознательного затопления российских кораблей состоялся 9 февраля 1904 года в акватории корейского порта Чемульпо (сейчас – Инчхон). Это был первый день Русско-японской войны. Ночью несколько миноносцев Страны Восходящего Солнца провели торпедную атаку на российские корабли, стоявшие на внешнем рейде города Порт-Артур, а в полдень начался бой между крейсером «Варяг», поддержанным канонерской лодкой «Кореец», и японской эскадрой, состоящей из четырнадцати судов.



За время короткого неравного боя крейсер «Варяг» получил множество повреждений, а 31 член его экипажа был убит. Поняв, что дальнейшее сопротивление невозможно, капитан корабля Всеволод Руднев отдал приказ вернуться на рейд в Чемульпо, где «Варяг» был затоплен, а «Кореец» - взорван. Пущен на дно был также российский пароход «Сунгари», находившийся в порту.

Подвиг российских моряков, затопивших судна, но не сдавших их противнику, был с восторгом воспринят по всему миру, в том числе, и в Японии, где после войны даже построили музей памяти русских героев. Газеты разных стран пестрили новостями про судьбу «Варяга», а наших моряков принимали с почестями по всей протяженности их маршрута домой в Петербург.



Песня «Врагу не сдается наш гордый Варяг», кстати, не российского происхождения, а немецкого. Стихотворение, легшее в ее основу, написал австрийский поэт Рудольф Грейнц по мотивам прочтенных в прессе новостей. Произведение стало известным в России в переводе Евгении Студенской. Музыку же сочинил музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка Алексей Турищев.

Затопление Флота открытого моря. 1919 год

А в 1919 году по схожей причине затопили свои боевые корабли и немцы. Первая Мировая война обернулась для Кайзеровской Германии поражением. Страна, которая в течение нескольких столетий могла похвастаться самой сильной армией в Европе, вообще потеряла право на создание собственных вооруженных сил. А оружие, находившееся на ее территории, подлежало передаче другим государствам. В том числе, интернированию подвергли и немецкий Флот открытого моря – несколько десятков боевых кораблей, считавшихся гордостью Германии.

Пока союзники решали между собой судьбу этого флота, корабли находились в бухте Скала-Флоу на Оркнейских островах, где на тот момент располагалась главная база британских ВМС. На суднах оставались немецкие экипажи, а общее командование осуществлялось контр-адмиралом Людвигом фон Ройтером. Последний принял решение затопить свой флот в преддверии подписания Версальского мирного договора, чтобы он не достался союзникам.



В 10:30 утра 21 июня 1919 года фон Ройтер отдал приказ затопить все корабли Флота открытого моря. Матросы подняли на своих суднах военно-морские флаги Германии и открыли кингстоны. Британцы, совершенно не ожидали подобного хода событий, а потому не успели помешать планам немецких моряков. Им удалось спасти лишь 22 судна, 52 ушло под воду.



Парадоксально, но британское командование восприняло новость о затоплении немецких кораблей с большим облегчением. Ведь их теперь не нужно было делить между союзниками, что позволило избавиться от долгих споров по данному вопросу. В Германии же Людвига фон Ройтера и его подчиненных приняли как героев.

Затопление французского флота в Тулоне. 1942 год

А в 1942 ситуация была кардинально иной. Германия, оправившаяся от поражения в Первой Мировой войне, снова стала обладать самой мощной армией на континенте и вернула себе былую политическую мощь. К этому времени она успела захватить или подчинить себе практически всю Европу, в том числе, и Францию, которая бы разделена на оккупированную немцами территорию и небольшое государство-сателлит в южной части страны, контролировавшее также часть французских колоний в Африке.



Но в ноябре 1942 года английские и американские войска при поддержке французских патриотов оккупировали Северную Африку. При этом они заключили договор с командующим ВМС вишистского режима Франсуа Дарланом о том, что он становится лидером на освобожденной территории. Взбешенный этими соглашениями Гитлер, приказал ввести немецкие войска в остатки континентальной Франции, а также захватить флот, стоявший на базе в Тулоне.



Германские солдаты начали наступление на Тулон в 4 часа утра 27 ноября 1942 года. Узнав об этом, руководство французского флота, находившегося в порту Тулона, приняло решение затопить корабли, чтобы они не достались немцам. Под воду в ту ночь ушло 77 судов. Нацисты успели спасти лишь 3 эсминца, 4 подводные лодки и 40 малых судов. Часть флотилии смогла вырваться из окружения и достичь освобожденного союзниками Алжира.

Затопление кораблей на озере Донузлав. 2014 год

Озеро Донузлав является одной из наиболее удобных природных гаваней Крыма. В советские времена оно стало одной из баз Черноморского флота СССР, а после 1991 – Украины. А во время Крымского кризиса 2014 года на Донузлаве началось противостояние между российскими и украинскими военными.



В начале марта 2014 российский флот заблокировал в Донузлаве два украинских военных корабля. А утром 6 февраля эта блокада была усилена затоплением двух старых судов ЧФ РФ – большого противолодочного корабля «Очаков» и спасательного буксира «Шахтер». До этого большая часть Черноморского флота ВМФ Украины успела покинуть Крым и прибыть в Одессу.


По условиям завершившего Первую мировую войну перемирия, заключённого 11 ноября 1918 года между Германией и странами Антанты, немецкий Флот открытого моря подлежал интернированию. Но, поскольку ни одна нейтральная страна не взяла на себя ответственность за его содержание, германские корабли были отконвоированы на главную базу британского флота - в бухту Скапа-Флоу, где и содержались более полугода, ожидая, пока победители решат их судьбу. На судах были оставлены немецкие экипажи, командующим был назначен немецкий контр-адмирал Людвиг фон Ройтер, англичане не поднимались на борт немецких кораблей без его разрешения.

В преддверии окончания срока перемирия и подписания Версальского договора фон Ройтер не без оснований опасался передачи германского флота союзникам. Чтобы не допустить этого, немецкие моряки решили затопить свои корабли.

Немцы тщательно подготовились к затоплению кораблей, при том, что исполнение этого замысла сопровождалось известными трудностями. Для того, чтобы немецкие моряки не могли нарушить условий перемирия (например, попытавшись сбежать в нейтральную Норвегию), англичане держали в Скапа-Флоу эскадру линкоров и множество сторожевых кораблей. Радиостанции с немецких кораблей были убраны, перемещаться с корабля на корабль морякам запрещалось, однако немцам удалось наладить связь через английское судно, перевозившее почту. Большая часть экипажей немецких кораблей была вывезена в Германию, чтобы облегчить оставшимся эвакуацию с тонущих судов. Дата затопления флота была выбрана заранее - 21 июня, предполагаемый день подписания Версальского договора. Незадолго до этого фон Ройтеру стало известно, что подписание договора откладывается на два дня, но он решил не тянуть с задуманным, тем более, что ничего не подозревавшие о его замысле англичане утром 21 июня увели эскадру линкоров на учения.

21 июня 1919 года в 10 часов 30 минут фон Ройтер подал заранее условленный сигнал. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 миноносца. Один линейный корабль («Баден»), 3 легких крейсера («Эмден», «Нюрнберг» и «Франкфурт») и 14 миноносцев были выброшены на мель англичанами, успевшими вмешаться и довести корабли до мелководья. Только 4 миноносца остались на плаву. Англичанам было трудно помешать затоплению кораблей, так как они ничего не знали заранее. Они обстреливали тонущие корабли, поднимались на них, требуя у немцев закрыть кингстоны, пытались сделать это сами. Девять немецких моряков погибли в схватках на борту (включая капитана линейного корабля «Маркграф» Шуманна) или были застрелены в шлюпках. Они стали последними жертвами Первой мировой войны.

Англичане и французы были разозлены тем, что немецкий флот затонул. Поскольку фон Ройтер и его подчинённые нарушили условия перемирия, они были объявлены военнопленными. Однако, английский адмирал Уэмисс заметил:

«Я смотрю на затопление, как на подлинный дар небес. Он снял болезненный вопрос о разделе германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий подумает, вроде меня: «Слава Богу» .

После возвращения из плена контр-адмирал фон Ройтер был встречен на родине как герой, защитивший честь ВМС Германии.

Судьба германских кораблей, находившихся в Скапа Флоу



Линейные крейсера:
  • Seydlitz Затонул 13.50 Поднят Ноябрь 1929
  • Moltke Затонул 13.10 Поднят Июнь1927
  • Von der Tann Затонул 14.15 Поднят Декабрь 1930
  • Derflinger Затонул 14.45 Поднят Август 1939
  • Hindenburg Затонул 17.00 Поднят Июль1930
Линкоры:
  • Kaiser Затонул 13. 15 Поднят Март 1929
  • Prinzregent Luitpold Затонул 13.15 Поднят Март 1929
  • Kaiserin Затонул 14.00 Поднят Май 1936
  • Koenig Albert Затонул 12.54 Поднят Июль 1935
  • Friedrich der Grosse Затонул 12.16 Поднят 1937
  • Koenig Затонул 14.00 He поднят
  • Grosser Kurfurst Затонул 13.30 Поднят Апрель 1933
  • Kronprinz Wihelm Затонул 13.15 Не поднят
  • Markgraf Затонул 16.45 Не поднят
  • Baden Выведен на мель Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1921
  • Bayern Затонул 14.30 Поднят Сентябрь 1933
Легкие крейсера:
  • Bremse Затонул 14.30 Поднят Ноябрь 1929
  • Brummer Затонул 13.05 Не поднят
  • Dresden Затонул 13.50 Не поднят
  • Coln Затонул 13.50 Не поднят
  • Karlsruhe Затонул 15.50 Не поднят
  • Nurnberg Выведен на мель Передан Англии, потоплен в качестве мишени 1922
  • Emden Выведен на мель Передан Франции, разобран 1926
  • Frankfurt Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
Эсминцы:
  • S-32 Затонул Поднят Июнь 1925
  • S-36 Затонул Поднят Апрель 1925
  • G-38 Затонул Поднят Сентябрь 1924
  • G-39 Затонул Поднят Июль 1925
  • G-40 Затонул Поднят Июль 1925
  • V-43 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
  • V-44 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • V-45 Затонул Поднят 1922
  • V-46 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1924
  • S-49 Затонул Поднят Декабрь 1924
  • S-50 Затонул Поднят Октябрь 1924
  • S-51 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • S-52 Затонул Поднят Октябрь 1924
  • S-53 Затонул Поднят Август 1924
  • S-54 Затонул Поднят Сентябрь 1921
  • S-55 Затонул Поднят Август 1924
  • S-56 Затонул Поднят Июнь 1925
  • S-60 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
  • S-65 Затонул Поднят Май 1922
  • V-70 Затонул Поднят Август 1924
  • V-73 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • V-78 Затонул Поднят Сентябрь 1925
  • V-80 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
  • V-81 Выведен на мель Затонул по пути на разборку
  • V-82 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • V-83 Затонул Поднят 1923
  • G-86 Затонул Поднят Июль 1925
  • G-89 Затонул Поднят Декабрь 1922
  • G-91 Затонул Поднят Сентябрь 1924
  • G-92 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • G-101 Затонул Поднят Апрель 1926
  • G-102 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
  • G-103 Затонул Поднят Сентябрь 1925
  • G-104 Затонул Поднят Апрель 1926
  • В-109 Затонул Поднят Март 1926
  • В-110 Затонул Поднят Декабрь 1925
  • В-111 Затонул Поднят Март 1926
  • В-112 Затонул Поднят Февраль 1926
  • V-125 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • V-126 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1925
  • V-127 Выведен на мель Передан Японии, разобран 1922
  • V-128 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • V-129 Затонул Поднят Август 1925
  • S-131 Затонул Поднят Август 1924
  • S-132 Выведен на мель Передан США, потоплен в качестве мишени 1921
  • S-136 Затонул Поднят Апрель 1925
  • S-137 Выведен на мель Передан Англии, разобран 1922
  • S-138 Затонул Поднят Май 1925
  • Н-145 Затонул Поднят Март 1925
  • V-100 Выведен на мель Передан Франции, разобран 1921

21 июня 1919 года в бухте Скапа-Флоу, основной базе английского военного флота, интернированные по условиям перемирия немецкие военные корабли Флота открытого моря были затоплены своими экипажами.

История Флота открытого моря начинается в 1871 году, когда в ходе франко-прусской войны, за десять дней до капитуляции Парижа Северогерманский союз, состоявший из двадцати одного государства, ведущей силой и вдохновителем которого было королевство Пруссия, объединился с четырьмя южногерманскими государствами в единую Германскую империю. Прусский король стал германским императором, прусская армия была ядром имперских сухопутных сил, а прусский флот положил начало флоту объединённой Германии.

Первая и вторая эскадры Флота открытого моря в Киле (U.S. National Archives)

Вторая половина XIX века в военно-морском строительстве ознаменовалась расцветом броненосцев, пришедших на смену парусным линейным кораблям в качестве основной ударной силы флотов. Стремительно развивавшиеся технологии предоставляли непрерывное увеличение мощности движителей, могущества артиллерии и качества защитных и конструкционных материалов. Деревянные корпуса менялись композитными с железной бронёй, а те, в свою очередь, стальными; дымный порох менялся пироксилиновым, гладкие орудийные стволы - нарезными, круглые ядра - продолговатыми снарядами, поршневым паровым машинам приходили на смену паровые турбины. В начале XX века, в 1906 году, «владычица морей» Великобритания спустила на воду корабль нового класса, за счёт использования технологических новинок и прорывных идей кораблестроителей качественно превосходивший любой броненосец мира. Он получил имя «Дредноут», и имя это стало нарицательным для всего класса. Последовавшее стремительное перевооружение флотов основных держав получило название дредноутной гонки. Развитие технологий приводило к устареванию боевых кораблей, ещё не успевших войти в состав флота. Количеством дредноутов измерялось политическое значение государства на мировой арене. Далеко не каждая экономика могла себе позволить роскошь приобретения и содержания кораблей подобного рода, и далеко не каждая промышленность могла справиться с постройкой бронированных чудовищ. Основное соревнование развернулось между Британией и Германией.


Британская карикатура, посвящённая запланированному немецким командованием на 19 августа 1916 года, но не состоявшемуся из-за неблагоприятной оперативной обстановки решающему сражению. News Of The World, 27 August 1916

Великобритания, пытаясь следовать «двухдержавному стандарту», утверждённому в 1889 году актом о морской обороне, лидировала в дредноутной гонке. Германия же, ставя себе задачу обеспечить безопасность морских перевозок при любом развитии событий, оказалась в положении догоняющего. К началу Первой мировой германский флот был вторым по силе в мире.

Во время войны непосредственная деятельность надводных флотов противоборствующих сторон была довольно ограничена и не привела к решающему перевесу ни одной из сторон, даже несмотря на случившееся в 1916 г. крупнейшее в истории морское сражение близ полуострова Ютландия. В основном морские силы решали сугубо стратегические задачи обеспечения собственного снабжения и затруднения снабжения противника, задача же получения господства на море посредством решающего сражения, хотя постоянно имелась в виду, неизменно откладывалась в ожидании идеально благоприятной обстановки. Понятно, что британский флот, обладая численным превосходством и опираясь на вековой опыт «владычества на море», справлялся с такими задачами не в пример лучше. Происходившие сражения по большей части представляли собой поединки крейсерских сил на большом удалении от основных театров боевых действий: у Фолклендских и Кокосовых островов, у Занзибара, Пенанга, на Чёрном море, и прочая. Линейные силы противников встречались лишь несколько раз, и решительной победы никто так и не добился, хотя общее превосходство британского флота было достаточно заметным.

Непосредственно финал Первой мировой войны связан с осенним наступлением союзных войск на Западном фронте, начавшимся 14 октября 1918 года. К этому моменту Германия была истощена как физически, так и морально. К нехватке пищевых, промышленных, мобилизационных ресурсов прибавилась усталость от четырёхлетней войны уже совершенно без видимости хоть какой-нибудь перспективы в будущем. Политическое руководство полностью отдавало себе отчёт в происходящем и предпринимало усилия к прекращению боевых действий. 1 октября правительство было отправлено в отставку, 3-го было сформировано новое правительство, возглавляемое принцем Баденским, имевшим репутацию пацифиста. Уже 4 октября вновь сформированное правительство обратилось к США с предложением о мирных переговорах. И целый месяц, до конца октября между правительствами Германии и США тянулся обмен мнениями о тех условиях, на которых мирные переговоры всё-таки можно было бы начать.

Но если политическое руководство Германии, пусть пытаясь выгадать условия получше и теряя время, всё же стремилось к прекращению уже проигранной войны, многие высшие военные чины, и в частности командующий флотом адмирал Рейнхард Шеер, мыслили по-другому.


Немецкие моряки рыбачат с борта эсминца в Скапа-Флоу

Они присягали империи. Они клялись не пощадить ни крови, ни жизни, когда настанет время воевать.

Время настало, более того, время уже прошло; война уже проиграна - а надводный флот, практически неповреждённый стальной кулак империи, в ожидании капитуляции остаётся мирно стоять на якоре? Такого позора адмирал снести не мог. 24 октября был выпущен приказ о выходе флота в «последнюю решающую битву». Предполагалось всеми наличными силами флота ввязаться в сражение с флотом английским. То самое генеральное сражение, после которого из двух противоборствующих флотов остаётся один, согласно общепринятым в то время и не растерявшим популярности по сию пору военным доктринам. То самое сражение, которым так и не стало Ютландское.

Этот приказ не был согласован с правительством, которое явно не пришло бы в восторг от подобной перспективы накануне мирных переговоров. С политической точки зрения это сражение вряд ли привело бы к смягчению условий при заключении мирного договора. Британский флот превосходил немецкий по числу кораблей как минимум вдвое, поэтому никаких надежд на победу не было изначально. Но даже победа в этом сражении никак не могла повлиять на развал Западного фронта, а следовательно, лишь умножила бы число погибших с обеих сторон.


Карта размещения судов германского флота на стоянке в Скапа-Флоу

На 30 октября был запланирован выход флота в море с якорной стоянки в Вильгельмсхафене. Но неожиданно планы героической гибели в бою оказались нарушены. Экипажи кораблей не видели никакого смысла в подобной гекатомбе, тем более что жертвами на этот алтарь предполагались именно они. Мировоззрение солдата призывной армии, как правило, отличается от выучки кадровых офицеров большей практичностью, и идея убийства ещё нескольких десятков тысяч человек на уже проигранной войне накануне заключения мира не нашла у матросов никакой поддержки. Экипажи взбунтовались.

Поначалу казалось, что бунт подавить довольно легко: два восставших корабля под стволами орудий остальных судов ушли на базу в Киль, где экипажи были арестованы. Но через три дня восстание разгорелось вновь, город оказался в руках матросов, на кораблях взвились красные флаги. Ещё через несколько дней восстание распространилось по всей Германии. Кайзер бежал в Голландию. Адмирал Шеер подал в отставку. Про решающее сражение, разумеется, никто больше не вспомнил. 11 ноября 1918 года очередное новое правительство Германии приняло условия перемирия, предложенные союзниками. В числе условий было интернирование в нейтральных или, если таковых не окажется, союзных портах большей части предварительно разоружённых немецких надводных кораблей до подписания постоянного мирного договора, который и решит окончательно их судьбу. Последним командующим флота стал контр-адмирал Людвиг фон Ройтер.


Лёгкий крейсер «Кардифф» ведёт немецкие линейные крейсера к порту Росайт в заливе Ферт-оф-Форт

Утром 21 ноября британский флот начал последнюю операцию Первой мировой войны, названную «Операция ZZ». Выйдя из залива Ферт-оф-Форт, боевые корабли выстроились двумя кильватерными колоннами, растянувшимися каждая на 15 миль. Приблизительно в десять утра они встретились с колонной германского флота. В ней шли пять линейных крейсеров, девять линкоров, семь лёгких крейсеров и сорок девять эсминцев. Ещё два линкора и один крейсер должны были прибыть позднее, после ремонта. Один эсминец (V-30) по дороге наскочил на мину и затонул, впоследствии ему прислали замену. К 27 ноября все подлежащие интернированию немецкие суда, кроме задержавшихся в Германии, со всеми своими экипажами встали на якорную стоянку в Скапа-Флоу. Здесь же разместилась эскадра английских линкоров и флотилия эсминцев, выполнявшая охранные функции. Теперь германскому флоту предстояло дождаться постоянного мирного договора, который должен был решить его судьбу.


Линкор «Баден»

Ожидание длилось много месяцев. Экипажам было запрещено перемещение с корабля на корабль, но и посещение кораблей англичанами допускалось только с разрешения немецкого адмирала. За всё время было отмечено только одно существенное нарушение режима, когда 31 мая на немецких кораблях были подняты имперские флаги в ознаменование годовщины Ютландской битвы, но поскольку вместе с имперскими многие корабли подняли красные флаги, адмиралу в вину это поставить не удалось, списали на ненадёжность экипажей и революционные настроения.

Указывая на эту самую революционную ненадёжность, адмирал Ройтер постепенно сократил численность экипажей до минимальной: с приблизительно двадцати тысяч в начале в несколько приёмов до тысячи семисот человек под конец ожидания. С точки зрения английских властей, тем проще было соблюдать режим охраны, организовывать снабжение, и тем меньше шансов, что немецкие экипажи, взбунтовавшись, попытаются увести корабли в нейтральную Норвегию, чего поначалу весьма опасались. Адмиралу охотно шли навстречу.


Скапа-Флоу. Флот на стоянке

Союзники, имея все основания предполагать, что мирный договор оставит германские корабли в их распоряжении, подготовили необходимые приказы, сформировали абордажные партии и даже провели их учения. Подписание постоянного мирного договора, ставшего известным как Версальский, планировалось 21 июня. На этот день, за несколько часов до предполагаемого конца перемирия, адмирал Ройтер и запланировал затопление флота, а когда незадолго до намеченной даты выяснилось, что подписание договора перенесено на два дня, адмирал не стал менять планы. Приказ о затоплении флота был выпущен 17 июня. Несмотря на запрещение перемещения экипажам между судами, немцы наладили связь между кораблями с помощью английского судна, перевозившего почту. Выполнение задуманного облегчалось тем, что узнав о перенесении даты подписания договора, командующий английской эскадрой контр-адмирал Сидней Фримантл увёл эскадру на учения.

В 10 часов 30 минут 21 июня на легком крейсере «Эмден», куда адмирал Ройтер перенёс флаг с флагманского линкора «Фридрих дер Гроссе», был поднят сигнал «Параграф 11 - подтверждение». Экипажи кораблей подняли имперские флаги и открыли кингстоны.


Затопление линейного крейсера «Дерффлингер»

После 12.00 Фримантл получил известие о затоплении немецких кораблей. В 14.00 эскадра вернулась в Скапа-Флоу и тщетно пыталась справиться с ситуацией. На борт судов, ещё держащихся на плаву, высаживались партии матросов: но пытаться бороться за живучесть незнакомого большого корабля, когда его экипаж принял меры для затруднения такой борьбы, дело достаточно безнадёжное. К 17 часам всё было кончено. Линкор «Баден», три лёгких крейсера и четырнадцать эсминцев удалось отбуксировать на мелководье, ещё четыре эсминца остались на плаву. Пятьдесят два корабля пошли на дно. Разные источники приводят разные версии вооружённых столкновений: то ли англичане стреляли по шлюпкам, то ли перестрелки случались на борту гибнущих судов - так или иначе, девять немецких моряков, включая капитана линкора «Маркграф», погибли, а ещё шестнадцать были ранены. Эти моряки считаются последними жертвами Первой мировой войны.

Затопление линкора «Байерн»

После затопления немецкие моряки были объявлены военнопленными, как нарушившие перемирие. Скандал получился большой, с взаимными обвинениями, оправданиями, претензиями, требованиями и прочей политической неадекватностью. Берлинское правительство старательно открещивалось от действий адмирала Ройтера: впрочем встретили его, по возвращении в Германию, как героя. Среди возмущённого хора политиков диссонансом прозвучала трезвая оценка английского адмирала Уэмисса: «Я смотрю на затопление, как на подлинный дар небес. Оно сняло болезненный вопрос о разделе германских кораблей. Полагаю, что сначала будет много воплей, но когда станут известны факты, всякий подумает, вроде меня: «Слава Богу».

В итоге с Германии истребовали ещё пять лёгких крейсеров, а также большое количество разнообразного флотского имущества, в частности плавучие доки. Примечательно, что два этих дока впоследствии приобрёл у английского правительства по дешёвке некий торговец металлоломом Эрнест Кокс. Приобретая первый док, он хотел всего лишь срезать с него огромный стальной цилиндр, использовавшийся для испытаний прочных корпусов подлодок, и продать его на металлолом. Так он и поступил, и только позже, пытаясь понять, что ему делать с самим доком, набрёл на идею продажи той груды металлолома, которая лежит на дне Скапа-Флоу. Так большая часть затопленного флота оказалась поднята. Поднятые корабли были разобраны на металл и проданы.


Поднятая башня главного калибра линкора «Фон дер Танн»

Впрочем, судьба выведенных на мелководье судов оказалась не лучше: большая их часть также была разобрана в течении пары лет, несколько были использованы в качестве мишеней и потоплены.

Три линкора и четыре крейсера лежат на дне бухты по сию пору.

Принадлежность Род войск Звание Сражения/войны Награды и премии

Биография

Родился в семье с давними военными традициями. Во время Первой мировой войны командовал крейсерами в составе германского ВМФ .

С 11.9.1916 - командир 2-й разведывательной группы (в марте-мае 1916 - исполняющий обязанности), 26.11.1916 произведен в контр-адмиралы .

С 22.1.1918 назначен 2-м командующим 1-й разведывательной группой, в феврале и августе 1918 замещал адмирала Франца фон Хиппера на посту командующего легкими Силами флота.

С 11.08.1918 - первый командующий разведывательными силами флота и командующий 1-й разведывательной группой.

Стал последним командующим германским Флотом открытого моря , сменив во 2-й половине ноября 1918 адмирала фон Хиппера.

Несмотря на всю тяжесть ситуации, своим поведением Людвиг фон Ройтер смог заслужить уважение не только собственных подчиненных, но и англичан. 21.6.1919 он сдал командование и отбыл в Германию, где был встречен как национальный герой.

Через пять месяцев после возвращения из Англии, фон Ройтеру было предложено подать в отставку из состава ВМФ. Версальский договор вынудили Германию резко уменьшить свой флот, оставшись без соответствующей команды, и учитывая звание и возраст, фон Ройтер ушёл из флота.

Переехав в Потсдам, стал советником. Написал книгу о затоплении Флота открытого моря.

29 августа 1939 года, в честь юбилея битвы при Танненберге , был произведен в чин полного адмирала.

Награды

  • Железный крест 2 класса
  • Крест «За верную службу»
  • Ганзейский крест Гамбурга

См. также

Напишите отзыв о статье "Ройтер, Людвиг фон"

Литература

  • Залесский К. А. Кто был кто в первой мировой войне. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Ссылки

  • (нем.)

Отрывок, характеризующий Ройтер, Людвиг фон

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.