Биографии Характеристики Анализ

Потребностью является переживаемая. Потребности человека

Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Потребность - объективная нужда человека в чем-либо.

Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.

Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.

Классификация потребностей:

а) по субъектам (носителям потребностей):

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены): - физиологические - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма; - материальные - для создания необходимых условий существования; - социальные - для успешного взаимодействия с членами общества; - духовные - для саморазвития и самоутверждения.

Физиологические: пища, вода, воздух, климатические условия и т.п.

Материальные: жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п.

Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п.

Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т.п.

в) по сферам деятельности:

Общения

Рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.)

Возможности удовлетворения человеческих потребностей:

Ограничены имеющимися природными ресурсами

Не должны противоречить нравственным нормам общества

Должны быть разумными и реальными

См. Пирамиду Маслоу

Еще по теме 1. Потребности человека.:

  1. 14. Мотив как объект, отвечающий за потребности человека
  2. 44. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
  3. 7.2. ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ СПРОС И ПОТРЕБНОСТИ ПОКУПАТЕЛЕЙ 7.2.1. Формирование потребности как этапа поведения покупателей
  4. 45. Основные элементы жизнедеятельности человека. Значение режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его духовных и физических качеств.
  1. У чебник для 11 класса общеобразовательных учреждений

    Список учебников

    ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ 11 ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией Л. Н. Боголюбова , А.Ю. Лазебниковой , К.Г. Холодковского Рекомендовано Министерством образования и науки...

  2. Программы вступительных испытаний* проводимых кубгу самостоятельно программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «математический анализ»

    Программа

    Н.М. Смирновой . – М.: Просвещение, 2008. Обществознание . Профильный уровень : учебник для 10 класса общеобразовательной школы / под ред. Л.Н., Боголюбова , А.Ю. Лазебниковой . – М.: Просвещение, 2008. Обществознание . Профильный уровень : учебник для 11 ...

  3. Рабочая программа по обществознание профильный

    Рабочая программа

    В который входят: учебники : Обществознание : профильный уровень : учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде­ний /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова , Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2007; Обществознание : профильный уровень : учебник для 11 кл...

  4. Перечень учебников используемых в образовательном процессе на 2012-2013 учебный год

    Перечень учебников

    Выдается малообеспеченным Обществознание Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание (базовый уровень ). Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений . М.: Просвещение, 2006 ...

  5. Список учебников для 5 класса на 2013-2013 учебный год

    Список учебников

    И профильный уровни). Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2011. Информатика и ИКТ. Учебник . 10 класс . Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 10 класса . М.: Бином...

Очень незначительная часть потребностей человека может быть удовлетворена непосредственно при помощи благ, данных нам природой (природных благ ).

Для того чтобы удовлетворить свои столь разнообразные потребности люди должны производить множество материальных благ и нематериальных ценностей. Поэтому существование, как отдельного человека, так и общества в целом неразрывно связано с хозяйственной (экономической) деятельностью. Именно экономическая деятельность людей является основой существования человеческого общества.

Хозяйственная (экономическая) деятельность – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их разнообразных потребностей и повышение уровня благосостояния.

Для производства экономических благ используются разнообразные ресурсы, как природные, так и произведенные человеком. Особую роль в производстве играют трудовые ресурсы. Поэтому современная экономическая теория в качестве фундаментальной проблемы экономического развития рассматривает проблему ограниченности экономических ресурсов .

Все экономические ресурсы имеют количественные и качественные пределы. Ограниченность ресурсов, с одной стороны является абсолютной, в том смысле, что имеющихся экономических ресурсов недостаточно для удовлетворения всей массы потребностей, с другой стороны, относительной, в том смысле, что для удовлетворения части потребностей ресурсов достаточно. Абсолютная и относительная ограниченность экономических ресурсов делает необходимым и возможным определение приоритетов в удовлетворении потребностей, определение пропорций в производстве различных благ.

Таким образом, перед обществом всегда стоит проблема выбора: из множества возможных (альтернативных) вариантов использования ограниченных экономических ресурсов необходимо выбрать наилучший (оптимальный) вариант, т.е. тот вариант, который максимально удовлетворяет потребности общества.



Наилучшим вариантом экономическая теория считает тот вариант, который позволит получить наибольший результат при минимуме затрат, т.е. обеспечит максимальную эффективность использования ресурсов.

Таким образом,современная экономическая теория изучает проблему эффективного использования ограниченных экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

Отметим, что экономическая теорияявляется фундаментальной (базовой) экономической наукой, т.е. фундаментом всего комплекса экономических наук.

Микроэкономика – это часть экономической теории, изучающая деятельность (поведение) отдельных потребителей и производителей (субъектов экономической системы), механизм принятия ими экономических решений.

Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономическую систему в целом, а также крупные ее части, такие как частный или государственный сектор экономики.

Экономическая эффективность

Универсальный критерий эффективности был разработан известным итальянским экономистом-социологом В. Парето (1848-1923) и называется эффективностью, или оптимальностью, по Парето. В соответствии с этим критерием определяются эффективность производства , эффективность распределения ресурсов и благ и эффективность экономики .

Эффективность производства достигается тогда, когда невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого.

Эффективность распределения ресурсов и благ в экономике достигается тогда, когда невозможно увеличить благосостояние одного индивидуума без уменьшения благосостояния другого.

Эффективность экономики означает эффективность производства и распределения ресурсов(и благ).

Эффективность производства в случае выпуска двух благ графически представляется кривой производственных возможностей , а эффективность распределение ресурсов и благ в случае участия двух индивидуумов – кривой потребительских возможностей (см. рис. 1.1 и 1.2).

Благо B


0 Полезность первого

индивидуума

Рис. 1.2. Кривая потребительских возможностей

§ 2. Хозяйственная (экономическая) деятельность. Типы экономических систем.

Основой существования любого государства является хозяйственная (экономическая) деятельность .

Хозяйственная (экономическая) деятельность – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей и повышение уровня благосостояния.

В хозяйственной деятельности людей принято выделять 4 стадии: производство , распределение , обмен , потребление .

Процесс производства – это процесс использования экономических ресурсов с целью выпуска экономических благ.

Распределение – процесс определения доли (количества) произведенного продукта, который получает каждый участник экономической деятельности.

Обмен – процесс движения произведенного продукта от одного участника экономической деятельности к другому, форма связи между ними, между производителями и потребителями.

Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Оно определяет конечную цель и мотивы производства.

Хозяйственная деятельность осуществляется в рамках исторически определенных экономических систем .

Экономическая система – это система взаимосвязанных институтов*, организационно – правовых форм и принципов хозяйственной деятельности, на основе которых осуществляется производство, распределение, обмен и потребление экономических благ в стране.

Исторически различают четыре типа экономических систем:

традиционную (натуральную) экономику ;

командно-административную (централизованно-управляемую) экономику ;

рыночную экономику ;

смешанную экономику .

1. Традиционная (натуральная) экономика – это экономическая система, в которой факторы производства находятся в общем владении племени, а экономические блага распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. В данной экономической системе экономические блага производятся в основном для личного потребления. Основными отличительными признаками традиционной экономики являются:

Преобладание замкнутого натурального хозяйства и мелкого товарного производства;

Низкий уровень развития производительных сил, преобладание ручного труда;

Хозяйственная деятельность осуществляется на основе исторически сложившихся традиций, способы ведения хозяйства остаются неизменными на протяжении сотен лет;

Вопросы: что, как и для кого производить решаются на основе традиций и обычаев.

Традиционная экономика существует, в настоящее время в ряде стран Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, долине реки Амазонки.

2. Рыночная экономика –это экономическая система, в которой факторы производства находятся в частной собственности, а экономические блага производятся в основном для обмена. В основе данной экономической системы лежит рыночный механизм (рынок).

Рынок – это механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) экономических благ, с помощью которого определяется рыночная цена благ и необходимый объем покупок (продаж).

С понятием рынка тесно связаны три других: товар , деньги и рыночная цена .

Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена. Таким образом, в рыночной экономике блага становятся товарами.

Обмен товаров на рынке осуществляется посредством денег . Исторически первым видом денег был определенный товар, который был необходим большинству участников рынка, и поэтому хорошо выполнял функции обмена, измерения ценности других товаров и накопления богатства.

Итак, деньги – это всеобщий эквивалент, т.е. товар, который может быть обменен на любой другой товар.

3. Командно-административная экономика – это экономическая система, в которой факторы производства находятся в собственности государства, а производство, обмен, распределение и потребление экономических благ регламентировано органами государственного управления экономикой.

Командно-административная экономикасуществовала в СССР, бывших социалистических странах Европы и Азии. В настоящее время данный тип экономической системы существует в Северной Корее и на Кубе.

4. Смешанная экономика – это рыночная экономика, которая содержит в себе механизм государственного регулирования рынка.

Формирование экономических системпредполагает решение следующихфундаментальных экономических вопросов:

- что производить? (какие экономические блага, и в каких количествах);

- как производить? (какие ресурсы использовать, как организовать производство, чтобы получить максимальный результат при минимально возможных затратах);

- для кого производить? (на основе каких принципов осуществлять распределение благ).

Факторы производства

Земля – это все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).

Капитал – это весь накопленный запас средств производства, т.е. имущество, промышленные права и интеллектуальная собственность фирмы, а также сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д., используемые в процессе производства.

Капитал фирмы делится наосновной иоборотный.

Основной капитал – это часть капитала фирмы, которая используется в течение многих производственных циклов и переносит свою стоимость на произведенные экономические блага по частям.

Таким образом, основной капитал включает в себя земельные участки, производственные здания, сооружения и оборудование (машины, ЭВМ, транспортные средства и т.д.), а также лицензии, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау, программы для ЭВМ и т.д.

Часть стоимости основного капитала , которая переносится на произведенные товары в одном производственно цикле, называется амортизацией . Другими словами, амортизация – это денежное выражение износа основного капитала.

Оборотный капитал – это часть капитала фирмы, которая используется в одном производственно цикле, требует замены после каждого цикла и полностью переносит свою стоимость на произведенные экономические блага.

Таким образом,оборотный капитал включает в себя сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д.

Труд представляет собой совокупность физических, интеллектуальных и психических затрат, осуществляемых людьми в процессе производства.

Предпринимательство (предпринимательская способность) – это особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать остальные факторы производства.

Рынок

Предпосылки развития рынка:

1. Формирование системы общественного разделения труда , т.е. системы отношений, при которой отдельные производители специализируются на определенных видах деятельности, на производстве определенных экономических благ.2. Экономическая обособленность , независимость производителей , способных самостоятельно принимать экономические решения, исходя из соображений экономической целесообразности и рациональности. Как известно, исторически экономическая обособленность возникла в связи с формированием отношений частной собственности.

Функции рынка

К основным функциям рынка относятся следующие:

1. Посредническая функция . Заключается в том, что рынок связывает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности: производителей товаров и их потребителей.

2. Функция ценообразования . В результате добровольного взаимодействия на рынке экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности – производителей и потребителей, формируются цены, которые удовлетворяют их интересы.

3. Регулирующая функция . Благодаря свободной динамике цен, рынок регулирует объемы производства и потребления товаров, обеспечивая равновесие (соответствие) между ними.

4 . Информационная функция . Рынок дает производителям объективную информацию о вкусах и предпочтениях потребителей, об удовлетворении потребностей на те или иные товары, т.е. о том, что и в каких объемах следует производить.

5. Стимулирующая функция . Конкуренция на рынке стимулирует производителей снижать затраты на производство, повышать качество товаров, осваивать выпуск новых товаров, совершенствовать сервис и т. д.

Конкуренция – это борьба, соперничество между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

6. Санирующая функция . Суть этой функции рынка в том, что благодаря конкуренции происходит вытеснение с рынка товаропроизводителей, производящих неконкурентоспособную продукцию, в результате чего происходит «очищение» экономики от неэффективно работающих предприятий.

Виды рынков

Существующие рынки можно классифицировать по следующим признакам:

ÿ по экономическому назначению (рынок потребительских товаров и услуг, рынок труда, ранок ценных бумаг, рынок денег, рынок средств производства, рынок земли, рынок технологий, рынок информации и т.д.);

ÿ по географическому положению (рынок местный, региональный, национальный, мировой);

ÿ по видам участников рыночных сделок (розничный рынок, оптовый рынок, рынок государственных закупок);

ÿ по степени соблюдения законност и (рынок легальный и рынок теневой);

ÿ по степени зрелости рыночного механизма (рынок формирующийся, развитый

Типы рынков

Наряду с видами рынков принято различать типы рынка.

Тип рынка - это та экономическая среда, в условиях которой работают производители (фирмы) на том или ином рынке.

Специфика этой среды, прежде всего, характеризуется степенью ограничения конкуренции на рынке (степенью монополизации рынка). Степень монополизации рынка в свою очередь определяется уровнем монопольной власти .

Монопольная власть – этоспособность фирмы влиять на рыночную цену товара путем изменения объема производства.

Поведение товаропроизводителя на рынке в значительной мере определяется типом рынка, на котором он работает.

В экономической теории принято различать четыре типа рынка:

1.Рынок совершенной конкуренции ;

2.Рынок чистой монополии ;

3.Рынок монополистической конкуренции ;

4.Рынок олигополии .

Характеристика типов рынка осуществляется по следующим критериям:

1) количество фирм, работающих на рынке;

2) характер производимой продукции;

3) наличие или отсутствие барьеров для вхождения фирм в отрасль (на рынок) и выхода из нее;

4) степень доступности экономической информации.

В традиционных курсах микроэкономики доказывается, что эффективность экономики (рынка) может достигаться только на совершенно конкурентных рынках.

Большинство реально функционирующих рынков может быть отнесено либо к рынкам монополистической конкуренции, либо к олигополии. Следует иметь в виду, что рынок совершенной конкуренции рассматривается в экономической теории как некая абстрактная модель, к которой реально функционирующие рынки могут в большей или меньшей степени приближаться. Вместе с тем, использование данной экономической модели для анализа многих экономических явлений позволяет выявить важнейшие закономерности функционирования рыночного механизма, установить основные взаимосвязи между его элементами.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вопрос B2

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) семейное воспитание; 2) дополнительное образование; 3) социализация молодежи; 4) школьное обучение; 5) трудовая подготовка.

Вопрос B3

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы.

1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные установки.

Вопрос B4

Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Вопрос B5

Установите соответствие между признаками и формами познания.

Вопрос B6

Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1. опора на данные наблюдений

2. экспериментальное подтверждение выводов

3. учет накопленного опыта

4. использование форм рационального познания

5. разработка обоснованных теорий

6. применение строго определенных понятий

Вопрос B7

Выберите верные суждения о субъектах банковской деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Коммерческие банки могут заниматься производством материальных ценностей.

2. Центральный банк может принимать депозиты и выдавать кредиты.

3. Центральный банк может устанавливать определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации.

4. Коммерческие банки могут заниматься торговлей и страхованием имущества.

5. Коммерческие банки могут заниматься кредитованием предприятий, государства и населения.

Вопрос B8

Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вопрос B9

Финансовый консультант объясняет своему клиенту отличия привилегированных акций от акций обыкновенных. Какие права, предоставляемые привилегированными акциями, должен осветить консультант? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Эти акции дают право на участие в управлении компанией.

2. Эти акции дают право на получение фиксированного дивиденда.

3. Размер дивиденда по этим акциям и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.

4. Эти акции дают первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае ее банкротства.

5. Источником выплат дивидендов по привилегированным акциям является чистая прибыль акционерного общества за текущий год.

6. Эти акции дают право на безусловный возврат их номинальной стоимости по истечении срока погашения.

Вопрос B10

На графике отражено изменение спроса на мобильные телефоны новых моделей: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 (Р - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. укрупнение компаний, предоставляющих услуги мобильной связи

2. снижение цен на популярные модели телефонов

3. утверждение плоской шкалы налогообложения

4. рост покупательной способности населения

5. удорожание услуг стационарной телефонной связи

Вопрос B11

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве.

2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.

3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи.

4. Социальные нормы являются элементом социального контроля.

5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.

Вопрос B12

В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

Вопрос B13

Выберите верные суждения об особенностях демократического политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности государственного аппарата.

2. При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

3. При демократическом режиме деятельность оппозиционных партий запрещена.

4. В отличие от политических режимов других типов, при демократическом режиме существует право власти на взимание налогов и сборов.

5. При демократическом режиме, в отличие от политических режимов других типов, существует право власти на легальное применение силы.

Вопрос B14

Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вопрос B15

В ст. 3 Конституции Итальянской Республики указано, что задачей государства является устранение препятствий, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности. Какие выводы позволяет сделать данное конституционное положение? Запишите цифры, под которыми эти выводы указаны

1. Республика провозгласила ценности демократического социального государства.

2. Республика отличается стабильными социальными отношениями.

3. Республика является государством благосостояния с высокими жизненными стандартами.

4. Республика является современным государством с развитым законодательством.

5. Республика провозгласила суверенитет народа.

6. Республика признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

Вопрос B16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. бережно относиться к природным богатствам

3. платить законно установленные налоги

4. свидетельствовать в суде

5. определять свою национальную принадлежность

6. участвовать в общественно-политической деятельности

Вопрос B17

Установите соответствие между признаками и организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вопрос B18

Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай

2. норма права

3. отрасль права

4. правовая санкция

5. институт права

6. судебный прецедент

Вопрос B19

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В черте Москвы находятся более 200 рек и 600 водоемов. (Б) Состояние многих из них оставляет желать лучшего. (В) В пределах города малые реки в основном взяты в трубы. (Г) Тем не менее через ливневые стоки в них сбрасываются отходы современных производств. (Д) Обеспечение людей чистой водой - одно из направлений решения экологической проблемы, требующее объединения усилий всего общества.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

А Б В Г Д

Запишите цифры под соответствующими буквами.

Вопрос B20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В общем виде труд можно определить как ____ (А) деятельности человека по превращению природных, материальных, интеллектуальных _____ (Б) в необходимый для личного или общественного потребления продукт. Когда рассматривают продукт труда как _____ (В), то имеют в виду самые различные его формы - готовая продукция сельского хозяйства, промышленности, всевозможные услуги. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и _____ (Г) труда, а также с окружающей средой. В условиях рыночных отношений человек - субъект ____ (Д) может реализовать свой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги работодателю, субъекту _____ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. производство

4. зарплата

6. средство

7. предмет

8. собственность

10 класс

1 - вариант.

Часть I .

1. - 1 б.

Виды деятельности

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преобразование реальных объектов природы и общества

Духовная

Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей

2. - 1 б.

объ-ек-ты де-я-тель-но-сти

ре-зуль-та-ты де-я-тель-но-сти

мо-ти-вы де-я-тель-но-сти

субъ-ек-ты де-я-тель-но-сти

струк-ту-ра де-я-тель-но-сти

цель деятельности

3 .Ниже при-ве-де-ны на-зва-ния по-треб-но-стей. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, яв-ля-ют-ся на-зва-ни-я-ми, под ко-то-ры-ми в раз-лич-ных клас-си-фи-ка-ци-ях пред-став-ле-ны при-род-ные по-треб-но-сти че-ло-ве-ка. Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны. - 1 б.

1) био-ло-ги-че-ские

2) фи-зио-ло-ги-че-ские

3) со-ци-аль-ные

4) ор-га-ни-че-ские

5) есте-ствен-ные

6) эс-те-ти-че-ские

4. - 2 б.

1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие откоммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

5. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между при-ме-ра-ми и эле-мен-та-ми струк-ту-ры де-я-тель-но-сти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. - 2 б.

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) те-ат-раль-ные де-ко-ра-ции

Б) ор-кестр

В) те-ат-раль-ная труп-па

Г) му-зы-каль-ные ин-стру-мен-ты

Д) осве-ти-тель-ные при-бо-ры

1) субъ-ек-ты де-я-тель-но-сти

2) сред-ства де-я-тель-но-сти

6. - 2 б.

«В труде, уче-нии, ___________ (А) фор-ми-ру-ют-ся и про-яв-ля-ют-ся все сто-ро-ны пси-хи-ки.

Особо вста-ет во-прос о том, как фор-ми-ру-ют-ся и за-креп-ля-ют-ся от-но-си-тель-но устой-чи-вые пси-хи-че-ские свой-ства. Пси-хи-че-ские свой-ства ___________ (Б) — ее спо-соб-но-сти и ха-рак-те-ро-ло-ги-че-ские черты — фор-ми-ру-ют-ся в ходе жизни. Врож-ден-ные ___________ (В) ор-га-низ-ма яв-ля-ют-ся лишь ___________ (Г) — весь-ма мно-го-знач-ны-ми, ко-то-рые обу-слов-ли-ва-ют, но не пред-опре-де-ля-ют пси-хи-че-ские свой-ства че-ло-ве-ка. На ос-но-ве одних и тех же за-дат-ков у че-ло-ве-ка могут вы-ра-бо-тать-ся раз-лич-ные свой-ства — ___________ (Д) и черты ха-рак-те-ра в за-ви-си-мо-сти от хода его жизни и ___________ (Е) не толь-ко про-яв-ля-ют-ся, но и фор-ми-ру-ют-ся. В ра-бо-те, уче-нии и труде скла-ды-ва-ют-ся и от-ра-ба-ты-ва-ют-ся спо-соб-но-сти людей; в жиз-нен-ных де-я-ни-ях и по-ступ-ках фор-ми-ру-ет-ся и за-ка-ля-ет-ся ха-рак-тер».

один раз.

Список терминов.

1) осо-бен-ность

2) спо-соб-но-сти

3) лич-ность

4) игра

5) об-ще-ство

6) за-дат-ки

7) об-ще-ние

8) де-я-тель-ность

9) груп-па

7. Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о по-треб-но-стях че-ло-ве-ка и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны .- 2 б.

1) По-треб-но-стью яв-ля-ет-ся пе-ре-жи-ва-е-мая че-ло-ве-ком нужда в том, что не-об-хо-ди-мо для жизни.

2) По-треб-ность в са-мо-ре-а-ли-за-ции, са-мо-утвер-жде-нии от-но-сит-ся к иде-аль-ным по-треб-но-стям.

3) При-ме-ром био-ло-ги-че-ской по-треб-но-сти слу-жит по-треб-ность в по-зна-нии окру-жа-ю-ще-го мира.

4) По-треб-ность слу-жит по-бу-ди-тель-ным мо-ти-вом де-я-тель-но-сти.

5) По-треб-ность, как пра-ви-ло, на-прав-ле-на на какой-либо пред-мет, с по-мо-щью ко-то-ро-го она может быть удо-вле-тво-ре-на.

Со-зна-ние и де-я-тель-ность

Как и ак-тив-ность жи-вот-ных, де-я-тель-ность пред-став-ля-ет собой ин-фор-ма-ци-он-но на-прав-лен-ный про-цесс, пред-по-ла-га-ю-щий спо-соб-ность ори-ен-ти-ро-вать-ся в среде — вос-при-ни-мать зна-чи-мые со-об-ще-ния, пе-ре-ра-ба-ты-вать их в ко-манд-ные коды по-ве-де-ния, ко-то-рые вы-зы-ва-ют, на-прав-ля-ют и кон-тро-ли-ру-ют фи-зи-че-скую ре-ак-цию си-сте-мы...

Ин-фор-ма-ци-он-ное по-ве-де-ние че-ло-ве-ка опре-де-ля-ет-ся со-зна-ни-ем, ко-то-рое пред-став-ля-ет собой выс-шую форму раз-ви-тия пси-хи-ки жи-вот-ных, об-ла-да-ю-щих нерв-ной си-сте-мой, спо-соб-ных ощу-щать, вос-при-ни-мать и пред-став-лять окру-жа-ю-щую дей-стви-тель-ность...

Со-зна-ние че-ло-ве-ка ос-но-ва-но на спо-соб-но-сти к сло-вес-но-ло-ги-че-ско-му, «вер-баль-но-му» мыш-ле-нию, ко-то-рая над-стра-и-ва-ет-ся над си-сте-мой услов-ных и без-услов-ных ре-флек-сов по-ве-де-ния и за-вер-ша-ет собой про-стей-шие формы «про-ло-ги-че-ско-го» — на-гляд-но-дей-ствен-но-го и на-гляд-но-об-раз-но-го мыш-ле-ния.

Любой «став-ший» че-ло-век в от-ли-чие от жи-вот-но-го об-ла-да-ет не-ко-то-рым ми-ни-му-мом аб-стракт-но-го мыш-ле-ния, поз-во-ля-ю-ще-го ему отоб-ра-жать среду путем ло-ги-че-ских мо-де-лей, иде-аль-ных об-ра-зов дей-ствий, от-но-си-тель-но са-мо-сто-я-тель-ных, не-за-ви-си-мых от сию-ми-нут-ных по-ве-ден-че-ских си-ту-а-ций.

Ре-зуль-та-том по-доб-ной ра-бо-ты со-зна-ния ока-зы-ва-ет-ся на-ли-чие в че-ло-ве-че-ской де-я-тель-но-сти осо-бо-го рода целей, от-лич-ных от объ-ек-тив-ных целей адап-тив-ной де-я-тель-но-сти жи-вот-ных. Речь идет о со-зна-тель-ных целях де-я-тель-но-сти, свя-зан-ных со спо-соб-но-стью че-ло-ве-ка ана-ли-зи-ро-вать си-ту-а-цию, т. е. рас-кры-вать не-яв-ные, не под-да-ю-щи-е-ся «жи-во-му на-блю-де-нию» при-чин-но-след-ствен-ные связи ее зна-чи-мых ком-по-нен-тов... Эта спо-соб-ность поз-во-ля-ет людям за-ра-нее пред-ви-деть ре-зуль-та-ты своей де-я-тель-но-сти, пла-ни-ро-вать их, т. е. про-ду-мы-вать наи-бо-лее це-ле-со-об-раз-ные в дан-ных усло-ви-ях спо-со-бы их до-сти-же-ния.

К.Х. Мо-мд-жян

8. Что, по мысли ав-то-ра, сбли-жа-ет по-ве-де-ние жи-вот-ных и де-я-тель-ность че-ло-ве-ка? Ка-ки-ми от-ли-чи-тель-ны-ми ха-рак-те-ри-сти-ка-ми автор на-де-ля-ет со-зна-ние (мыш-ле-ние) че-ло-ве-ка, срав-ни-вая с пси-хи-кой жи-вот-ных?. -2 б.

9. Как, по мысли ав-то-ра, из-ме-ня-ет-ся це-ле-по-ла-га-ние под вли-я-ни-ем ло-ги-че-ско-го мыш-ле-ния? При-ве-ди-те две ха-рак-те-ри-сти-ки.- 2 б.

10. Какое из двух по-ня-тий — це-ле-на-прав-лен-ность и це-ле-со-об-раз-ность — сле-ду-ет от-не-сти к де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка? Ар-гу-мен-ти-руй-те свой ответ, опи-ра-ясь на дан-ный текст, а также зна-ния из курса об-ще-ство-ве-де-ния. - 3 б.

11. При-ве-ди-те слова тек-ста, в ко-то-рых от-ра-же-на связь со-зна-ния и речи. Опи-ра-ясь на зна-ния из курса об-ще-ство-ве-де-ния, по-ка-жи-те зна-че-ние языка для сов-мест-ной де-я-тель-но-сти людей. - 3 б.

12. «политическая деятельность»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности политических действий. - 3 б.

13. Вам по-ру-че-но под-го-то-вить развёрну-тый ответ по теме «По-треб-но-сти и ин-те-ре-сы че-ло-ве-ка в струк-ту-ре де-я-тель-но-сти». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах - 3 б.

27-25 б. - «5»

24 - 19 б. - «4»

18 - 13 б. - «3»

менее 13 б. - «2

Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей».

10 класс

2 - вариант.

Часть I .

1. За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таблице. - 1 б.

Активность и её виды

ВИДЫ АКТИВНОСТИ

ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Действия человека, в основе которых лежит мышление

Поведение

Действия животных, основанные на инстинктах.

2. Най-ди-те по-ня-тие, ко-то-рое яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим для всех осталь-ных по-ня-тии пред-став-лен-но-го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние). - 1 б.

мотив

ком-по-нент де-я-тель-но-сти

цель

про-цесс

ре-зуль-тат

метод

3 .. Ниже при-ведён пе-ре-чень тер-ми-нов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к по-ня-тию «виды де-я-тель-но-сти». Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны. - 1 б.

1) трудовая

2) инстинктивная

3) учебная

4) созидательная

5) творческая

6) кадровая

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 б.

1) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка имеет со-зи-да-тель-ный и пре-об-ра-зо-ва-тель-ный ха-рак-тер.

2) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка все-це-ло опре-де-ля-ет-ся услов-ны-ми ре-флек-са-ми.

3) В от-ли-чие от по-ве-де-ния жи-вот-ных, де-я-тель-ность че-ло-ве-ка ори-ен-ти-ро-ва-на на удо-вле-тво-ре-ние по-треб-но-стей, дей-ству-ю-щих в дан-ный мо-мент вре-ме-ни.

4) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка вы-зы-ва-ет-ся со-ци-аль-ны-ми по-треб-но-стя-ми.

5) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка носит во-ле-вой и со-зна-тель-ный ха-рак-тер

5. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между от-ли-чи-тель-ны-ми при-зна-ка-ми и ви-да-ми де-я-тель-но-сти, ко-то-рые они ил-лю-стри-ру-ют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. - 2 б.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) пре-об-ра-зо-ва-ние при-ро-ды и об-ще-ства ради удо-вле-тво-ре-ния лич-ных и со-ци-аль-ных по-треб-но-стей

Б) на-прав-лен-ность на прак-ти-че-ски по-лез-ный ре-зуль-тат - раз-лич-ные блага

В) фор-ми-ро-ва-ние зна-ний и уме-ний, раз-ви-тие мыш-ле-ния и со-зна-ния лич-но-сти

Г) по-бу-ди-тель-ный мотив за-клю-ча-ет-ся не в ре-зуль-та-те де-я-тель-но-сти, а в ее про-цес-се

Д) все сред-ства все-гда спе-ци-аль-но на-прав-ле-ны на из-ме-не-ние субъ-ек-та де-я-тель-но-сти

1) труд

2) игра

3) учение

6. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков. - 2 б.

«Мо-ти-вом _____(А) на-зы-ва-ет-ся то, что по-буж-да-ет её, ради чего она осу-ществ-ля-ет-ся. В ка-че-стве мо-ти-ва обыч-но вы-сту-па-ет кон-крет-ная______(Б) че-ло-ве-ка. Это опре-делённая форма связи с внеш-ним миром____(В), со-ци-аль-ной груп-пы, об-ще-ства в целом. В за-ви-си-мо-сти от задач изу-че-ния по-треб-но-стей в со-вре-мен-ной науке при-ме-ня-ют-ся раз-лич-ные их клас-си-фи-ка-ции. По-треб-но-сти, вы-зван-ные био-ло-ги-че-ской при-ро-дой че-ло-ве-ка, на-зы-ва-ют-ся_____(Г). Это по-треб-но-сти людей во всём, что не-об-хо-ди-мо для их су-ще-ство-ва-ния, раз-ви-тия и вос-про-из-вод-ства. По-треб-но-сти, свя-зан-ные с тем, что че-ло-век при-над-ле-жит к об-ще-ству, за-ни-ма-ет в нём опре-делённое место, участ-ву-ет в тру-до-вой де-я-тель-но-сти, в об-ще-нии с дру-ги-ми лю-дь-ми, ха-рак-те-ри-зу-ют-ся как _____(Д). По-треб-но-сти, свя-зан-ные с по-зна-ни-ем че-ло-ве-ком окру-жа-ю-ще-го мира и смыс-ла сво-е-го су-ще-ство-ва-ния, от-но-сят-ся к________(Е). Каж-дая из групп по-треб-но-стей вы-зы-ва-ет со-от-вет-ству-ю-щие виды де-я-тель-но-сти».

Cлова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.

Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что в спис-ке слов боль-ше, чем вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

Список терминов.

1) потребность

2) деятельность

3) причина

4) социальный

5) естественный

6) подлинный

7) социализация

8) личность

9) идеальный (духовный)

7. Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о ком-му-ни-ка-тив-ной де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны .- 2 б.

1) Одним из ба-рье-ров в про-цес-се ком-му-ни-ка-ции людей вы-сту-па-ет их лич-ная вза-им-ная не-при-язнь.

2) Сред-ством вер-баль-но-го об-ще-ния яв-ля-ет-ся ми-ми-ка.

3) Ин-фор-ма-ци-он-ное об-ще-ство со-зда-ло новые формы об-ще-ния.

4) Речь яв-ля-ет-ся самым про-дук-тив-ным ин-стру-мен-том че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ния.

5) Ос-нов-ной целью ком-му-ни-ка-ции яв-ля-ет-ся обмен эмо-ци-я-ми.

Ко-неч-но, утвер-жде-ние о том, что вне со-зна-ния нет и не может быть де-я-тель-но-сти, осу-ществ-ля-е-мой че-ло-ве-ком как со-ци-о-куль-тур-ным субъ-ек-том, нуж-да-ет-ся в серьёзных уточ-не-ни-ях. В самом деле, «ком-по-зи-тив-ный» ха-рак-тер со-ци-аль-но-го дей-ствия, осу-ществ-ля-е-мо-го в со-от-вет-ствии с за-ко-на-ми фи-зи-ки и био-ло-гии, а не во-пре-ки им, за-став-ля-ет нас учи-ты-вать тес-ней-шую связь, а за-ча-стую и вза-и-мо-про-ник-но-ве-ние, между соб-ствен-ны-ми со-ци-аль-ны-ми и при-род-ны-ми из-ме-ре-ни-я-ми де-я-тель-но-сти.

В этом плане це-ле-на-прав-лен-ная де-я-тель-ность, свой-ствен-ная людям, не ис-клю-ча-ет на-ли-чия у них на-бо-ра ре-гу-ля-то-ров по-ве-де-ния аль-тер-на-тив-ных со-зна-нию. В дей-стви-тель-но-сти де-я-тель-ность со-дер-жит в себе при-зна-ки не толь-ко про-стей-ше-го фи-зи-че-ско-го про-цес-са, но и при-спо-со-би-тель-но-го по-ве-де-ния жи-вот-ных, ак-тив-но-сти не в её ро-до-вом, а в су-гу-бо био-ло-ги-че-ском по-ни-ма-нии.

В этом нет ни-че-го уди-ви-тель-но-го, если вспом-нить, что де-я-тель-ность осу-ществ-ля-ет-ся лю-дь-ми, каж-дый из ко-то-рых пред-став-ля-ет собой не толь-ко «мик-ро-косм со-ци-аль-но-сти», но и живой ор-га-низм, наделённый как «ви-таль-ны-ми» по-треб-но-стя-ми жи-вот-но-го, так и ре-флек-тор-ны-ми про-грам-ма-ми по-ве-де-ния - не толь-ко услов-ны-ми, но и без-услов-ны-ми. Че-ло-ве-че-ско-го мла-ден-ца, толь-ко по-явив-ше-го-ся из утро-бы ма-те-ри, никто не учит ды-шать, кри-чать или со-сать грудь; впол-не взрос-лые люди от-дер-ги-ва-ют руку от огня или ин-стинк-тив-но со-хра-ня-ют рав-но-ве-сие, ни-чуть не за-ду-мы-ва-ясь над не-об-хо-ди-мо-стью или по-сле-до-ва-тель-но-стью пред-при-ни-ма-е-мых уси-лий.

Велик со-блазн за-явить, что по-доб-ные ре-флек-тор-ные про-грам-мы по-ве-де-ния от-ве-ча-ют лишь за внут-рен-ние и внеш-ние ре-ак-ции на-ше-го «тела», и никак не вме-ши-ва-ют-ся в соб-ствен-но де-я-тель-ность, т. е. по-ве-де-ние людей как со-ци-аль-ных су-ществ. Од-на-ко по-доб-ное за-яв-ле-ние едва ли со-от-вет-ству-ет ис-ти-не, по-сколь-ку зна-чи-мые со-ци-о-куль-тур-ные ре-ак-ции че-ло-ве-ка вы-зы-ва-ют-ся от-нюдь не толь-ко ло-ги-че-ски-ми расчётами и пла-на-ми.

Мало того, что си-сте-ма че-ло-ве-че-ско-го со-зна-ния вклю-ча-ет в себя со-во-куп-ность эмо-ци-о-наль-ных про-цес-сов, со-про-вож-да-ю-щих и су-ще-ствен-но вли-я-ю-щих на це-ле-по-ла-га-ние. Сле-ду-ет при-знать, что не-об-хо-ди-мым внут-рен-ним ком-по-нен-том че-ло-ве-че-ско-го со-зна-ния яв-ля-ет-ся об-шир-ная сфера так на-зы-ва-е-мых бес-со-зна-тель-ных им-пуль-сов, без учёта ко-то-рых кар-ти-на со-ци-аль-но-го по-ве-де-ния че-ло-ве-ка будет явно не-пол-ной.

На языке пси-хо-ло-гии по-ве-ден-че-ские ре-ак-ции, в ко-то-рых от-сут-ству-ет со-зна-тель-ная ре-гу-ля-ция и кон-троль каж-до-го из не-об-хо-ди-мых дви-же-ний, име-ну-ют на-вы-ка-ми. Место со-зна-тель-но-го расчёта в них за-ни-ма-ет ав-то-ма-ти-зи-ро-ван-ное вос-при-я-тие дей-стви-тель-но-сти в форме дви-га-тель-ных и ин-тел-лек-ту-аль-ных на-вы-ков, яв-ля-ю-щих-ся ос-но-вой пол-но-цен-ной пред-мет-ной де-я-тель-но-сти во внеш-ней среде.

К.Х. Мо-мд-жян

8. Какие со-став-ля-ю-щие, по мне-нию ав-то-ра, об-ра-зу-ют ком-по-зи-тив-ный ха-рак-тер со-ци-аль-но-го дей-ствия? Какие два при-зна-ка де-я-тель-но-сти, по-ми-мо це-ле-на-прав-лен-но-го ха-рак-те-ра, свой-ствен-но-го людям, на-зы-ва-ет автор?- 2 б.

9. Какие фак-то-ры по мне-нию ав-то-ра, кроме ло-ги-че-ских расчётов и пла-нов, обу-слав-ли-ва-ют со-ци-о-куль-тур-ное по-ве-де-ние че-ло-ве-ка? При-ве-ди-те два по-ло-же-ния. Ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, на-зо-ви-те ещё один любой фак-тор, не упо-мя-ну-тый в тек-сте.. - 2 б.

10. При изу-че-нии че-ло-ве-че-ской де-я-тель-но-сти, об-ще-ство-ве-ды ис-поль-зу-ют тер-мин «на-вы-ки». Какое опре-де-ле-ние «на-вы-ков» при-во-дит автор тек-ста? При-ве-ди-те три при-ме-ра по-доб-ных на-вы-ков, о ко-то-рых он пишет. - 3 б.

11. Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста и об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, при-ве-ди-те три объ-яс-не-ния вы-ска-зан-ной ав-то-ром мысли о том, что че-ло-век пред-став-ля-ет собой «мик-ро-косм со-ци-аль-но-сти». - 3 б.

12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности. - 3 б.

13. Вам по-ру-че-но под-го-то-вить развёрну-тый ответ на тему «Роль по-треб-но-стей в де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах. - 3 б.

27-25 б. - «5»

24 - 19 б. - «4»

18 - 13 б. - «3»

менее 13 б. - «2

Контрольная работа