Биографии Характеристики Анализ

Практические занятия логопеда после инсульта. Нарушение речи при инсульте - причины и методы восстановления

Инсульт – очень сложная болезнь. Расстройство речи – одно из самых распространенных нарушений психических процессов, которые наблюдаются при инсульте. Случится болезнь может практически в любом возрасте. Различают ишемический и геморрагический виды инсульта. И тот, и другой требует длительного восстановления физических и психических функций организма. Медиками разработаны специальные упражнения для восстановления речи после инсульта, которыми можно заниматься и самостоятельно дома.

Расстройство речи

Для нормального восприятия происходящего вокруг человек нуждается в понимании речи и способности самому воспроизводить слова и строить из них предложения. Правильное произношение и понимание сказанного – жизненнонеобходимо для полноценной жизни.

На сколько затянется процесс восстановления, зависит от многих факторов, в том числе и упорства медиков, родственников и самого больного. У одних он составляет от нескольких недель до пары месяцев, для других может растянуться и на дольше. К сожалению, есть и такие, которым так и не удается заговорить.

Афазия (нарушение способности говорить) развивается из-за повреждения речевой зоны головного мозга.

Для того чтобы правильно выбрать метод лечения, следует разобраться с видом нарушения.

Различают следующие виды афазии:

  1. Тотальная - больной не способен сам ничего сказать и понять, что пытаются ему сказать. Он ничего не помнит и никого не узнает.
  2. Моторная - зачастую этот вид сменяет тотальную спустя несколько дней после перенесенного инсульта. Больной узнает родных и близких, понимает, что говорят ему, но сам сказать ничего не может. Со временем может пытаться воспроизводить звуки, используя интонацию для лучшего понимания.


В этом случае наблюдаются нарушения центра Брока (речедвигательного), который отвечает за моторную функцию. Больной все понимает, но сам воспроизвести речь не может. Человек часто воспроизводит звуки, но правильно объединить их не может, путает похожие по артикуляции звуки.

  1. Афазия Вернике (сенсорная). При этом виде нарушения больной не понимает родной речи. Воспринимает ее как набор звуков и не улавливает смысл сказанного. В этом случае довольно сложно определить масштабы нарушения.
  2. Семантическая. Больной понимает только простые предложения. Сложные речевые обороты не поддаются его пониманию.
  3. Амнестическая. Больной может вести диалог, но часто забывает названия предметов.


Наиболее опасной считается сенсорная афазия. Речь очень тяжело восстанавливается.

Лечение после инсульта

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  1. Медикаментозное лечение.
  2. Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  3. Систематическое выполнение упражнений.
  4. Комфортная атмосфера.


Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило. Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор. Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.


Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух. Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день. Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.


Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

  1. Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
  2. Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
  3. Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
  4. Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
  5. Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».


Работа с логопедом

Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

Работа со специалистом:

  1. Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
  2. Постепенно усложняет задания.
  3. Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
  4. Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
  5. Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
  6. Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
  7. Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.


Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Упражнения для самостоятельного выполнения

Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

  1. Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
  2. Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
  3. Верхней челюстью тянуться к подбородку.

Задания для языка:

  1. Вытянуть язык трубочкой.
  2. Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
  3. Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
  4. Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
  5. Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
  6. Издавать «цокающие» звуки.
  7. Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.


Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

Лечение лекарственными препаратами

Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.


Хирургическое вмешательство

В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один - формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

Лечебная физкультура

Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.


Лечение стволовыми клетками

Современная медицина не перестает удивлять. Сейчас есть возможность восстановить речь с помощью стволовых клеток. Такая терапия помогает не только восстановить речь, но и запустить защитные функции организма, пробудить желание выздороветь и как можно быстрее заговорить. Пересадку стволовых клеток проводят амбулаторно дважды. Второй раз спустя 3 месяца после первого. Сосуды восстанавливаются, ликвидируются бляшки и тромбы. В пораженных местах начинают строиться новые клетки.

Максимальное восстановление речевой функции должно проводиться на первом году после инсульта, продолжаться реабилитация может до 5 лет. После этого нарушения, которые имеются у больного, остаются навсегда. Все упражнения, которые проводятся для восстановления речи после инсульта, нужно выполнять регулярно и систематически. Только тогда они принесут реальную пользу.

Навигация

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию - повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения . При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха - комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток. Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца. Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Помощь логопеда

Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта - один из главных врачей и помощников больного.

Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.

После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.

К каким методам прибегает доктор:

  • На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
  • Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
  • В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
  • Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
  • В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
  • Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.

Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.

Примерный комплекс упражнений

Логопедические упражнения «завязаны» на постоянных тренировках. По окончании острого периода и по согласованию с логопедом пациент может выполнять комплексы лечебной гимнастки на дому.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Губы напрячь и вытянуть вперед, образуя трубочку и, как бы желая произнести звук «У». Повторить 5-10 раз. Тренирует мимическую мускулатуру.
  • Слегка прикусить нижними зубами верхнюю губу. Затем проделать то же самое, прикусывая верхними зубами нижнюю губу.
  • По счету «один» опустить голову, прижимая подбородок к груди. По счету «два» вернуться в первоначальную позицию.
  • Язык высунуть. Свернуть в трубочку.
  • Высунуть язык вперед настолько, насколько позволяет его длина. Теперь постараться достать сначала до подбородка, а затем до носа.
  • Вытянуть шею насколько, насколько позволяет позвоночник, высунуть язык на максимальную амплитуду. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
  • Выполнить предыдущее упражнение. На пике произнести шипящий звук.
  • Совершить цокающие движения языком.
  • Высунуть язык. Теперь нужно облизывать губы движениями по кругу.
  • Загнуть язык назад, желая облизать мягкое небо.
  • Выполнить круговые движения языком, не открывая рот.
  • Громко чмокать, как бы посылая поцелуи в воздух.
  • Улыбнуться, максимально «растягивая» улыбку.

Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.

Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.

Правила выполнения упражнений:

  • Торопиться не следует.
  • Не стоит форсировать темпы занятий.
  • При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.

Другие методы

  • Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
  • Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
  • Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.

Длительность реабилитации

Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.

До стабильного состояния пациент «добирается» в течение 2-3 лет.

Как восстановить речь после ишемического инсульта ?

Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.

В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.

В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.

В ходе теста логопед видел и слышал меня. Понимал сможет ли он мне помочь. В свою очередь я тоже видел логопеда и мог оценить его манеру проведения занятий. Конечно это на уровне нравиться/не нравиться. Я же не специалист. Но оказалось, что это тоже необходимо. Иначе выбор логопеда это вообще лотерея. Её результат поймёшь только через несколько месяцев. Я старался минимизировать вероятность ошибки. В результате проведенных тест-занятий я выбрал логопеда Наталью Игоревну Кулакову . К моей радости она подтвердила, что сможет мне помочь и согласилась со мной заниматься.

Выбор квалифицированного логопеда очень важен. Поэтому я сделал про это отдельное видео.

Занятия по Скайп оказались полноценными. Видео звонок позволяет логопеду видеть и слышать меня. Специалист может наблюдать работу моих лицевых мышц, органов

речи и слышать ошибки в произношении. Со своей стороны я вижу например, как надо правильно делать лицевой массаж или выполнять необходимые упражнения. Раз в два месяца мы делаем тест, который я записываю на диктофон. Потом слушаем и анализируем ошибки. Самое полезное записывать на видео. Просмотр позволяет мне не только услышать, но и увидеть огрехи. Так проще их понять и исправить.

Мне часто приходят письма от читателей и зрителей ИНСУЛЬТ БЛОГ в которых они интересуются насколько эффективны занятия по восстановлению речи проводимые с использованием Skype. Полностью понимаю их интерес. Сравнить с "живыми" занятиями я не могу. У меня их было всего два и оба не понравились. Но если рассуждать то альтернативы занятиям по Skype нет. Хороший специалист по восстановлению редкость, а грамотный логопед тем более. Люди проходящие восстановление после инсульта живут по всей России. И не факт, что толковый специалист обнаружиться рядом. Скорее это будет редкая удача. Почти чудо. Так что же из-за этого речь не восстанавливать?! Ни чего подобного. Именно в этой ситуации отличный вариант логопед по Skype.

Перед началом занятий с логопедом я записал на видео своё чтение. Хотел зафиксировать с чего мы начинаем.

Отзанимавшись два года ещё раз записал чтение. Получилось видео - сравнение. Моя речь до занятий и после. Посмотрите пожалуйста.

За время наших занятий, я только утвердился в правильности своего решения.

Важный момент на который я обращал внимание это сайт специалиста. Мне сразу приглянулся www.logopedrunet.ru. На нём все понятно и подробно рассказано. Без штампов и специальных терминов. Ч еловеческим языком. Я изучил сайт и еще до первого общения с Натальей Игоревной я получил ответы на многие вопросы. Особенно я волновался перед нашим первым, тестовым занятием. Потом прочел на сайте о том, как проходят занятия по Скайп и понял, что ни чего сложного нет и мне стало на много спокойнее))).

А когда началось само занятие окончательно утвердился в правильности своего выбора. Спокойная манера общения логопеда и её редкое терпение потом неоднократно меня удивляли и радовали. После каждого занятия не смотря на усталость всегда остаётся позитив.

Инсульт, широко распространенное в наше время заболевание, является серьезным недугом, последствием которого может быть нарушение речевой функции. В этом случае играют большую роль мероприятия, направленные на восстановление речи после инсульта в домашних условиях.

Причины нарушений речи и памяти

Инсульт развивается в результате нарушений кровообращения в головном мозге. Этот орган состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за эмоциональную сферу жизни и регулирует работу органов, находящихся слева. Левое – несет ответственность за аналитическое мышление и функционирование правой части организма.
При инсульте кровяной сгусток, образовавшийся в кровеносной системе, закупоривает кровоток в мозговой артерии, в результате недостатка питания нарушается мыслительная деятельность человека, что приводит к провалам в памяти и расстройству речевой функции.

Факторы, способствующие возникновению инсульта:

  • Атеросклероз;
  • Сахарный диабет;
  • Сосудистая дистония;
  • Сердечные заболевания;
  • Гипертония;
  • Увлечение алкоголем и курением;
  • Ожирение;
  • Ведение малоподвижного образа жизни.

Очень важно вовремя распознать начало инсульта и оказать немедленную медицинскую помощь.

Симптомами возникновения заболевания являются:

  • Внезапная сильная головная боль;
  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Резкий скачок артериального давления;
  • Несогласованность движений;
  • Нарушения в мыслительном процессе, в речи и памяти.

При наступлении таких проявлений нужно сразу же уложить человека в кровать, дать ему препарат для снижения давления и вызвать бригаду скорой помощи.
Следует учесть, что, чем раньше оказать необходимое лечение, тем легче в дальнейшем будет справиться с такими последствиями инсульта, как нарушение речи и памяти.

Как происходит восстановление речи

Афазия или расстройство речевой деятельности является одной из тяжелейших проблем после перенесенного инсульта. При афазии человек не имеет возможности выразить словесно свои мысли, нарушается коммуникативный процесс с окружающими его людьми, в итоге наступает изоляция, приводящая к депрессии. Для восстановления речи у больных после перенесенного инсульта разработана методика, состоящая из различных видов помощи таким пациентам.

Иногда восстановление речи после инсульта удается не полностью, но даже в этом случае к больному возвращаются коммуникативные навыки, позволяющие ему не быть в изоляции и участвовать в повседневной жизни.

Для проведения мероприятий по возвращению речевой функции необходимо не только участие медицинских работников, но также и родственников больного, которые смогут заниматься с ним в домашних условиях, что поможет ускорить процесс восстановления.

Как восстановить речь после инсульта? При лечении нарушений речевой функции необходимы:

  • Логопедические занятия;
  • Лекарственные препараты;
  • Выполнение больным специального комплекса упражнений;
  • Содержание больного в хороших условиях, забота и участие со стороны родственников.

Занятия с логопедом

На первом этапе восстановительной терапии больному, перенесшему инсульт и страдающему афазией, рекомендованы занятия с квалифицированным логопедом. Специалист помогает пациенту возобновить работу речевых центров головного мозга, возродить утраченные стереотипы, вспомнить реакцию на различные голосовые модуляции. Степень сложности логопедических упражнений зависит от состояния больного. Например, некоторые пациенты смогут просто называть предметы, а кто-то уже будет пытаться общаться.

В любом случае комплекс логопедических занятий следует начинать с близких для человека тем. Задачи нужно постепенно усложнять, не стоит увлекаться произнесением звуков и отдельных понятий. Необходимо вовлечение пациента в коммуникативный процесс с самого начала.

Продолжительность логопедических занятий на начальном этапе не должна быть более 15 минут. Через два месяца ее можно увеличить до получаса. Во время занятий в помещении нужно соблюдать полную тишину, чтобы не мешать человеку слышать логопеда и разговаривать с ним, не отвлекаясь на посторонние звуки и шумы.

Музыкотерапия

Этот вид лечения входит в логопедический комплекс. Основан он на том, что пациент слушает знакомые ему песни и подпевает. Вначале он произносит слова песен несвязно, затем навык речи начинает восстанавливаться. Такой вид терапии положительно влияет на общее эмоциональное состояние пациента.

Домашние мероприятия для восстановления речи после инсульта

Реабилитация больного обязательно должна продолжаться и в домашних условиях. Семья играет большую роль в восстановлении коммуникативных навыков у человека, перенесшего инсульт. Следует учесть, что занятия с больным дома можно начинать только после консультации с врачом.

Для наилучшего эффекта от домашних занятий и скорейшего восстановления речевых функций необходимо соблюдать ряд правил:

  1. После инсульта быстрее восстановить речь поможет постоянное общение, нужно стараться вовлекать его в разговоры, стимулировать его участие в жизни семьи, спрашивать совета. Пусть он еще не может полностью сформулировать фразу, но то, что он не изолирован от проблем и радостей родственников, дает ему стимул для дальнейшего восстановления.
  2. Даже если больной не хочет ничего делать для выздоровления, отказывается от занятий и не желает общаться, не следует отказываться от реабилитационных мероприятий. Родственники должны мягко, но настойчиво, не выдавая своего разочарования, продолжать разговаривать с ним, чтобы помочь восстановлению функции восприятия речи.
  3. При проведении реабилитационной домашней терапии нужно запастись терпением и выдержкой. Нельзя ни в коем случае проявлять агрессию по отношению к больному, который иногда может замыкаться в себе, отказываться от восстановительной работы и полностью отгородиться от окружающей действительности. Только мягкое и доброжелательное отношение поможет быстрому выздоровлению пациента.
  4. Для того, чтобы у больного было желание заниматься, необходимо дозировать нагрузку, понимая, что человек не может сразу начать говорить. Для восстановления связной речи нужно довольно длительное время, поэтому нельзя при занятиях показывать больному свое разочарование от того, что ему что-то не удается. Он может сразу же потерять оптимизм и замкнуться в себе.

Логопедические упражнения для выполнения в домашних условиях

Комплекс речевых упражнений для постинсультных больных на первый взгляд не представляет особой сложности, но следует учитывать, что на первых порах даже простое движение губами доставляет пациенту значительные трудности. Логопедами рекомендован следующий набор упражнений для восстановления функций речевого аппарата:

  1. В течение 5 секунд вытянуть губы вперед и затем вернуть в исходное положение.
  2. На 5 секунд с силой захватить верхними зубами нижнюю губу, потом на 5 секунд отпустить.
  3. Проделать предыдущее упражнение с применением нижних зубов и верхней губы.
  4. На 3 секунды вытянуть шею и показать язык, отдыхать 3 секунды.
  5. Облизывать губы, сначала верхнюю потом нижнюю движениями справа налево, затем слева направо.
  6. На 3 секунды высунуть сложенный трубочкой язык.
  7. Кончиком языка дотягиваться до неба.
  8. Хорошим упражнением для речевых мышц является также произнесение скороговорок.

Кроме упражнений для восстановления мышечной работы речевого аппарата, советуют применять также следующие приемы, которые помогут дополнить комплекс, рекомендованный логопедом:

  1. Необходимо стараться при общении с больным говорить медленно и короткими фразами, так как человек, перенесший инсульт, с трудом воспринимает быструю и пространную речь.
  2. Если больной пытается что-то сказать, не стоит торопиться и пытаться закончить предложения вместо него. Нужно спокойно выслушать, не показывая своего нетерпения.
  3. Постараться не оставлять больного без внимания, привлекать его к любым видам деятельности – собирание пазлов, рисование, участие в настольных играх. Человек должен чувствовать, что он является частью семьи. В ходе игры нужно стимулировать его для поддержания разговора, даже если он еще не может полноценно формировать звуки.
  4. В повседневной жизни необходимо постоянное побуждение больного к участию в беседах. Пусть сначала это будут самые простые разговоры, отвечать на которые можно просто кивком. Все равно в данном случае восстанавливается коммуникационный процесс.
  5. В ходе ежедневных занятий нужно стимулировать восстановление памяти больного, давая ему простые задания на восприятие речи. Например, показывать и называть картинки с простыми предметами и действиями.
  6. При занятиях также не следует забывать о чтении и письме. Сначала это может быть простое размещение больным подписей к картинкам, выбор букв или цифр.

Восстановление речи после перенесенного инсульта – длительный процесс, иногда на реабилитацию уходят годы. Но следует иметь в виду, что афазия – это ни в коем случае не психическая болезнь, больной человек просто не может правильно выговорить звуки, поэтому, занимаясь с постинсультным пациентом, необходимо сохранять спокойствие, говорить мягко и негромко.

Восстановление памяти у постинсультного больного

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти. Нужно подчеркнуть, что восстановление памяти после инсульта проходит в течение длительного времени обязательно под наблюдением лечащего врача.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

  1. Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах. Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти.
  2. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности.
  3. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего.
  4. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря.
  5. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога.
  6. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

Восстановление речи после инсульта - одна из сложнейших задач, решить которую просто необходимо. Инсульт в России регистрируется в количестве 400000 диагнозов в год. Инсульт различают 2 видов: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический (инфаркт мозга).

Сущность проблемы

Нарушение речи при инсульте - самое частое и тяжелое последствие, когда теряется способность общаться и говорить. Речь - это знание слов, умение ими оперировать, составлять фразы и предложения, за это отвечает левое полушарие. В мозге имеются 2 речевые зоны: Брока и Вернике. При поражении зоны Брока возникает моторная афазия: речь теряется полностью, устная и письменная, или она замедлена, дается с усилиями, телеграфна. Речь окружающих больные понимают, они часто пассивны, безразличны. Если поражена зона Вернике, то наступает сенсорная афазия: речь становится без смысла, хаотичной. Афазия возникает после инсульта сразу, сначала она тотальна, то есть человек не говорит, не понимает, не узнает. Через какое-то время больной начинает понимать обращенную к нему речь, узнает родных, но сам произносить ничего не может. Это следующая ступень - моторная афазия, далее свои мысли больной уже может выражать тоном, звуками, не умеет соединять их в слова.

Сенсорная афазия развивается чаще при инфаркте мозга. Речь окружения кажется больному иностранной. Самая незначительная афазия - амнестическая. При ней больной плохо воспринимает какие-то сложные обороты, забывает названия предметов, но может их описать, нарушена зрительная память. Тотальная афазия встречается в трети случаев. Это самая тяжелая форма, когда больной и не говорит, и не понимает слов. Сенсорная афазия восстанавливается быстрее всех.

Кроме афазии, есть и другое нарушение речи, связанное с нарушением артикуляции - дизартрия. Из-за онемения языка нарушено произношение, но больной все понимает, может читать и писать. Если голос становится глухим, согласные не произносятся, темп произношения замедленный, то это свидетельствует о поражении зоны мозжечка, спастического паралича целого речевого аппарата. Речь всегда восстанавливается долго, может быть до нескольких лет, требует максимума терпения от домашнего окружения, не всегда дает результаты на 100%, но надо надеяться. Работать с пациентом начинают сразу по стабилизации состояния, этим занимается логопед. Чтобы восстановить речь, нужно растормозить центры речи в левом полушарии, для этого есть ряд методов. В первую очередь - логопедический с проведением занятий в письме и чтении, в дальнейшем - закрепляющие речь. Применяется метод воздействия музыкой, хирургический способ, физиолечение, медикаментозная терапия, но в любом случае обязательным является хороший уход за больным.

Занятия с логопедом

Занятия с больным нужно начинать как можно раньше, тогда в первые 6 месяцев можно добиться наилучших результатов. Первые занятия лучше проводить в присутствии родных, тогда и они смогут запомнить многие задания логопеда и применять их дома. Логопеда нужно посещать после выписки, позже регулярно приглашать его домой, с больным его работа начинается уже в стационаре, на 1-3 неделе после госпитализации. Логопед с помощью своих методик помогает больному постепенно восстановить речь с азов и далее в порядке усложнения. Специалист восстанавливает утраченную речь пациента различными картинками, детским лото, чтением букваря, произношением слогов, затем целых слов, предложений, затем и речевых оборотов, обучает больного языку жестов и др. Сначала им проверяется реакция на шепот.

Изначально даются простые занятия, постепенно они усложняются. Это показ и называние различных предметов, действий на картинках и т.д. Важно стимулировать больного на диалог, даже в виде кивков, жестов. Проговаривать неоконченные предложения, чтобы больной их сам закончил. Если для больного это сложно, дают для прослушивания любимые мелодии, в процессе чего он включается в этот процесс, пытается подпевать, сначала невнятно, но постепенно это будет все более четко. Логопед должен произносить и комментировать вслух все, что он собирается сделать, даже если он просто хочет поправить подушку или одеяло. Сначала тренировки занимают десять минут, не более, постепенно увеличиваясь, через 2 месяца уже по полчаса. Для сенсорной афазии более приемлем наглядный способ с показом картинок и названием слова, обозначающего предмет, по возможности его срисовыванием.

Инсульт часто приводит к онемению языка, поэтому логопед применяет специальные упражнения для его массажа - различные артикуляционные упражнения. Больной перед зеркалом выполняет следующие движения языком: облизывание языком губ, сначала с верхней, круговыми движениями вправо, затем влево, потом повторяя их сначала с нижней губы, попытки доставания подбородка, носа кончиком языка по возможности, скручивание высунутого языка наподобие трубочки - 3 секунды и др. Позже при выполнении уже более сложных заданий для тех, кто в состоянии произнести слово, предлагается проговаривание скороговорок. Это тоже способствует восстановлению подвижности языка, улучшает дикцию и развивает речь.

Как вести себя с больным дома

Правила поведения с больным соблюдать нужно обязательно, он может отказываться от занятий, близкие должны всячески помогать ему, подталкивая к лечению и поощряя даже самые небольшие достижения. Такие больные часто могут быть озлоблены, капризны, агрессивны. На это не нужно обращать внимания, нужно это прощать, не выходить из себя. Нельзя кричать и ругать больного ни при каких обстоятельствах. Не нужно договаривать за больным предложения, которые он не смог построить, не прерывать его во время попыток.

Не оставляйте больного одного, дефекты его речи принимайте с пониманием, без насмешек, не смейтесь над ним, не старайтесь изолировать больного от общения, втягивайте его в разговоры, общайтесь с ним, обсуждайте события. Фразы необходимо произносить медленно, коротко, сложные фразы он не воспримет. Читайте с ним тексты, расспрашивайте обо всем, пойте с ним песни, стихи, приглашайте к пересказу, просите называть в порядке нарастания цифры, части тела, вспомнить дни недели. Нельзя в присутствии больного рассуждать о негативных осложнениях инсульта, обсуждать ошибки и дефекты слов больного. Постоянно подбадривайте, хвалите пусть даже минимальные успехи и сдвиги, стимулируйте этим.

Домашние упражнения

Упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях должны проводиться после присутствия родных у логопеда на тренировках больного и обучению им. Далее хотя бы один раз в месяц надо приглашать логопеда для профессионального корректирования и помощи в занятиях. Это повысит эффективность ваших упражнений дома. Всегда проще запомнить предмет визуально, поэтому чаще тренируйте больного этим, спрашивая предназначения бытовых предметов, просите показать это на картинке. Созвучные слова различаются больным плохо, нарисуйте тогда их изображение и попросите показать на картинке: например, слова - дочка - точка, коза - коса, гора - кора и др. Разговаривать лучше наедине, в группе людей он не различает слова. Можно позже давать ему и задания посложнее на самостоятельность: вставлять слова, которые пропущены, в предложение: он… яблоко, певец …песню и др. Включите его любимые песни.

Телевизор можно смотреть не более 2 часов вдень, причем его любимые передачи, чтобы вызвать больного к общению и комментариям. Телевизор и радио должны работать тихо, чтобы не вызвать переутомления. Исправлять и указывать на недочеты нельзя, только поощрять. Атмосфера должна быть только доброй, позитивной, безразличных людей к нему не допускайте. Если что-то не выходит сразу, отчаиваться и показывать этого мимикой и жестами больному нельзя. Он, замечая это, теряет свой позитивный настрой. Заниматься нужно регулярно. Пациент должен знать о вашей любви, что он не обуза для вас. Прекращать с ним заниматься, даже если он отказывается, нельзя. Он может проявлять полное безучастие к болезни и происходящему. Тогда нужно мягко, но настойчиво стимулировать, но не оставлять его без внимания.

Дополняющие упражнения дома повторяют по 10 раз, время отдыха и упражнения одинаковы:

  1. 1. Губы вытянуть вперед в виде трубочки на несколько секунд, повторить.
  2. 2. Захватить зубами на несколько секунд верхнюю губу.
  3. 3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка - 5 секунд.

Для тренировки мышц языка, помимо перечисленных выше:

  1. 1. Вытянуть в любопытстве вперед шею и максимально высунуть язык - 3 секунды.
  2. 2. Также, но добавить шипение змеи.
  3. 3. Круговые движения языком с закрытым ртом.
  4. 4. Закругление языка в сторону мягкого неба.
  5. 5. Поцокать языком - 15-20 раз.

После этого выполняются задания на артикуляцию:

  • громко чмокать и посылать воздушные поцелуи;