Правописание корней. Как пишется «клан — клон»
1. П р а в и л о. В корне гар/гор без ударения пишется о , напр.: гореть , загорать , горючее.
И с к л ю ч е н и я: выгарки , выгарь , выгар , изгарь , пригарь , гаревой .
а : зага́р.
горн , горнило , горе , горевать , загоревать , огорчать , огорчить , огорчение , огорченный , огорчительный , пригорюниться , горький , горчинка , горчица , горчичник , горчичный , прогорклый в современном языке либо не считаются однокоренными, либо считаются словами с омонимичными корнями.
П р и м е ч а н и е 3. Есть омонимичный корень гор- (гора).
П р и м е р ы: гореть (и с приставками выгореть , догореть , загореть , нагореть , обгореть , отгореть , погореть , подгореть , пере-гореть , пригореть , прогореть , сгореть , угореть) , горелый (и с приставками загорелый , обгорелый , погорелый , пригорелый , угорелый) , горелка , горение , горючее , догорать (и с другими приставками выгорать , загорать , нагорать , обгорать , отгорать , перегорать , подгорать , пригорать , сгорать , угорать) , возгораться , возгорание (и с другими приставками догорание , загорание , перегорание) , загораться , загореться , погорелец , разгораться , разгореться , сгораемость , а также слова горячий , горячительный , горячить(ся) , горячка , погорячиться , разгоряченный , разгорячить(ся) , сгоряча .
Формулы:
2. П р а в и л о. В корне зар/зор без ударения пишется а , напр.: заря , заревой , зарница , зарничный , озарение , озаренность , озарить , озарять(ся) , зарянка (птица), заря-заряница.
а , и о : за́рево , лучеза́рный , светоза́рный и зори (мн.ч. слова заря) , зорька , зоренька , зорюшка , бить (играть) зорю .
П р и м е ч а н и е 2. Исторически однокоренные слова зариться , позариться , взор , надзор , обзор , подзорный , прозорливый ; озорной , озорничать , озоровать , озорной , позор , узор в современном языке являются словами с омонимичными корнями.
П р и м е ч а н и е 3. Слова заревать , зарянка , заревой изменили написание в словарях последних десятилетий. С 1999 г. в академическом орфографическом словаре дается слово заревать , вместо прежнего зоревать. До 1974 г. словари рекомендовали писать слово зорянка с корнем зор-. «Орфографический словарь русского языка» в 13- м издании 1974 г. утвердил в качестве нормативного написание зарянка . Слово заревой с 1991 г. рекомендуют писать только с корнем зар-.
Формулы:
3. П р а в и л о. В корне кас/кос пишется а в словах с суффиксом - а - , в остальных случаях пишется о , напр.: касаться , коснуться.
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением гласный корня не встречается.
П р и м е ч а н и е 2. Омонимичные корни: кос 1 - (косец) , кос 2 - (косой) и кос 3 - (косичка) .
кас - : касаться , прикасаться , соприкасаться , касание , касательная , касательно , касательство , прикасание. Слова с корнем кос - : коснуться , неукоснительный , прикосновение , неприкосновенный , неприкосновенность , соприкосновение , соприкоснуться , соприкосновенный.
Формулы:
4. П р а в и л о. В корне клан/клон без ударения пишется о , напр.: склоняться , преклонение.
П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть и о , и а : наклон , непреклонный , кла́няться , раскла́няться , откла́няться .
П р и м е р ы: клонить(ся) (и с приставками: наклонить(ся) , отклонить(ся) , приклонить(ся) , склонить(ся) , уклониться) , поклониться) , наклонять(ся) (и с другими приставками: отклонять(ся) , преклонять(ся) , приклонять(ся) , склонять(ся) , уклоняться , поклоняться) , наклонение , преклонение , склонение , уклонение , коленопреклонение , коленопреклонённый.
Формулы:
5. П р а в и л о. В корне лаг/лож пишется безударное а перед г , безударное о перед ж , напр.: налагать , наложить.
И с к л ю ч е н и я: полог , слоговой , залогодатель.
П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть только о , напр.: налог , наложница , предлог , непреложный.
П р и м е р ы. Слова с корнем лаг -: возлагать(ся) (и с другими приставками: излагать(ся) , налагать(ся) , облагать(ся) , перелагать(ся) , полагать(ся) , предлагать(ся) , предполагать(ся) , предрасполагать , прилагать(ся) , пролагать(ся) , разлагать(ся) , слагать(ся) , безотлагательный , безотлагательность , неотлагательный , предполагаемый , прилагательное (ср. приложение) , разлагающий(ся) , слагаемое , сослагательное . Слова с корнем лож -: ложиться , возложить , выложить(ся) (и с другими приставками: доложить(ся) , изложить , наложить(ся) , обложить(ся) , отложить(ся) , переложить(ся) , положить(ся) , предложить(ся) , предположить(ся) , приложить(ся) , проложить(ся) , разложить(ся) , расположить(ся) , сложить(ся) ), заложить (и с другими приставками: переложить , подложить , предрасположить) и производные: ложбинка , вложение (и с другими приставками: возложение , изложение , наложение , обложение , отложение , переложение , положение , предложение , предположение , предрасположение , приложение , разложение , расположение , сложение , уложение) ; обложной , отложной , положительный , предрасположенный , разложенец , разложимость.
Формулы:
6. П р а в и л о. В безударном корне моч - пишется о ; в безударном корне мак/мок пишется а в словах со значением «погружать в жидкость» (макать) , пишется о в словах со значением «делать что-н . мокрым или делаться мокрым» (отмокать , сапоги промокают) .
И с к л ю ч е н и я: промокашка , промокнyть (что чем) , промокательный – безударное мок - в словах со значением «погружать в жидкость».
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть и о , и а : мокрый , намок , намочит , ма́канец (пирог) , ма́канка (свеча).
П р и м е ч а н и е 2. В словах мочало , мочалка , мочалить , измочалить , измочаленный корень моч- выделяется лишь исторически: мочало изготавливают посредством вымачивания, но в современном языке они однокоренными не считаются.
П р и м е ч а н и е 3. У корня мак- есть омоним мак- (маковый) , у моч- есть омоним моч/мок/мык/мк : за-мок , за-моч-ный , отмычка , отомкнуть.
П р и м е р ы. Слова с корнем моч - : мочить (и с приставками: вы- , за- , из- , на- , о- , об- , от- , пере- , по- , под- , раз- , с-) , мочёный , моча . Слова с корнем мак - : макать , обмакнуть , помакать , вы́макать , макальный , макальщик , макание , макнуть. Слова с корнем мок -: мокрица , мокрота , мокротный , взмокать , вымока́ть , намокать , непромокаемый , обмокать , подмокать.
Формулы:
7. П р а в и л о. В корне плав / плов без ударения пишется а , напр.: плавник , плавучий.
И с к л ю ч е н и я: пловец , пловчиха.
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением могут быть а , ы , напр.: пла́вать , лесоспла́в , плыть.
П р и м е ч а н и е 2. Вариант корня плыв- трудностей в написании не вызывает, ср.: плыву , наплывать , подплывать , расплываться и т. п. , поэтому в основную часть правила не включен. Иногда путают два слова плавун (жук, трава, животное) и плывун (грунт).
П р и м е р ы: плавучий , плавник , поплавок , плавун (трава; жук; водяной опоссум) , плавунец (жук-плавунец) , плавунчик (птица) , сплавлять , сплавной , на плаву , наплавной ; плавильный , плавление , выплавить , выплавка , выплавлять , выплавной.
Формулы:
8. Правило. Безударный корень ров(н) пишется в словах с компонентами значения «ровный» (о плоскости, поверхности: ровнять площадку , забор , раствор бетона , подровнять холмик , заровнять ямы , сровнять с землей ; о линии, крае: ровнять волосы , бороду , челку , шторы , платье , подол , строй , шеренгу , колонну) , «стабильный , однородный» (ровнять шаг , слог; выровнять пульс , дыхание , цвет лица; характер выровнялся , отношения выровнялись) . Безударный корень равн пишется в словах с компонентами значения «равный кому-чему , одинаковый с кем-чем» (равнять 1 кого с кем, равняться 1 кто-что кому-чему, выравнять 1 (условия жизни , счет) , уравнять (в правах) , приравнять что к чему) или «сравнение» (сравнить , несравнимый) . Написания слов с неясной смысловой соотнесенностью следует запомнить (не ровен час , не равно что случится , уровень , равнина , ровесник , равняться 3 на кого, равнять 3 шаг по кому-чему).
Исключения: поровну (ров- в словах со значением «быть равным»); равнять 2 , выравнять 2 , подравнять кого-что в чем или во что (о многих по линии: бойцов в строю , столы , стулья в ряды) ; равняться 2 , выравняться , подравняться кто-что в чем (о многих в линию: рота выравнялась в строю , спортсмены подравнялись в шеренге) .
Примечание 1. Под ударением может быть и а , и о , напр. : ра́венство , ра́вный , ро́вный , ро́вня.
Слова с безударным корнем ровн - :
а) связанные со значением «ровный, гладкий, прямой»: ровнитель , ровнять(ся) ) , выровнять(ся) , заровнять(ся) , обровнять , поровнять , подровнять (о плоскости, о крае, линии, ритме) , прировнять («пригладить») , разровнять , сровнять (что с чем «сделать ровным»; сровнять с землей) , уровнять (что «сделать ровным» , уровнять с землей) ;
б) не связанные со значением «ровный»: поровну («по равным частям») , уровень (воды в реке , жизни) , ровнехонько , ровнешенько («точно», как ровно).
Слова с безударным корнем равн - :
а) имеющие значение, связанное с понятием «сравнение, равенство, одинаковость»: выравнять (условия жизни , счет , силы) , выравняться (в строю) , подравняться (доллар подравнялся с евро; класс команд подравнялся) , приравнять , равнять (кого, кого с кем, равнять всех под одну гребенку) , равняться (что чему, в шеренге , в строю или по первому , на передовиков , на мировой опыт) , сравнять (смерть всех сравняет) , сравняться (с кем-то в чем-то, в успехах , в знании) , уравнять (в правах) ;
всё равно , наравне (молодые и старые веселились наравне «одинаково» , сын трудится наравне с отцом «одинаково»; парить наравне с облаками «на одном уровне») , равнение (на правофлангового) , равнина («ровная поверхность» или «находящаяся на равном расстоянии от уровня моря») , равнинный , равнинник , равно , равно… (первая часть сложных слов, напр.: равноденствие , равнобедренный , равнозначный) , равняйсь ! (от равняться на правофлангового) , уравнение , уравниловец , уравниловка , уравнительный , уравновесить , уравновешенный ;
б) слова с приставкой с- : несравненный , несравнимо , сравнение , сравнить , сравнимый , сравнимость , сравнительный , сравнительно , (не) сравниться («при сравнении оказаться (не)равным»), кроме слов сровнять что с чем «сделать ровным», сровняться что с чем или мн. ч.;
в) не имеющие очевидной связи со значением «равный»: поравняться («двигаясь, оказаться рядом, на одном уровне») , не равнo (дорогу потеряешь).
Примечание 2. Выбор глаголов, различающихся только а или о в корне, равнять – ровнять , выравнять – выровнять , подравнять – подровнять , сравнять – сровнять , равняться – ровняться , выравняться – выровняться , подравняться – подровняться , сравняться – сровняться зависит от контекста, в котором не всегда легко выявить конкретное значение, определяющее написание.
Так, в парах равнять – ровнять , выравнять – выровнять , подравнять – подровнять сложно определить однозначно значение, когда есть множественный объект, который может быть воспринят и как единое целое и как совокупность сравниваемых единиц, причем параметр, по которому ведется выравнивание, может быть указан, а может только подразумеваться, ср.: сложили доски и выр?вняли циркуляркой – «выравняли по длине» или «сделали ровный край»?; ср.: равнять строчки текста «делать строчки равными по длине», здесь объект воспринимается как множество сравниваемых элементов – ровнять текст по левому краю «делать левый край ровным», объект воспринимается как единое целое. В других контекстах написание определяется однозначно, напр.: подсыпал холмики , ровняя их лопатой , обложил дерном – «сделал поверхность ровной, гладкой»; к их приезду я полдня кусты ровнял.
Формулы:
9. П р а в и л о. В корне рас(раст , ращ)/рос безударное а пишется перед ст , щ , безударное о перед с , напр.: расти , наращение , заросль.
И с к л ю ч е н и я: ростовой , ростовщик , (ростовщичество , ростовщический) , росток , ростковый , вырост , (выростной , выросток) , выростковый , заросток , подростковый , прорость ; отрасль , (подотрасль , отраслевой , отраслевик).
П р и м е ч а н и е. Под ударением может быть о (рост , рослый , роща) и а (в глаголах на -ивать : выра́щивать).
П р и м е р ы. Слова с корнем рас -: расти (и с приставками: врасти , взрасти , возрасти , вырасти , дорасти , зарасти , нарасти , обрасти , отрасти , перерасти , порасти , подрасти , прирасти , прорасти , произрасти) , растить (и с приставками: взрастить , вырастить , возрастить , вырастить , дорастить , нарастить , отрастить , порастить , подрастить , прирастить , прорастить) , врастать (и с другими приставками: возрастать , вырастать , дорастать , отрастать , перерастать , порастать , позарастать , подрастать , прорастать , прирастать , произрастать) , разрастаться , разрастись , врастание (и с другими приставками: возрастание , вырастание , зарастание , нарастание , обрастание , отрастание , перерастание , прорастание , произрастание , разрастание) , растение , растительный , растительность , возраст , возрастной . Слова с корнем ращ -: наращение , наращённый , подращённый , приращение , произращение , сращать , сращение , сращённый. Слова с корнем рос - : взрослеть , заросль , недоросль , поросль , повзрослеть , вырос.
Формулы:
10. П р а в и л о. В корне скак(скач)/скок(скоч) безударное а пишется перед к , безударное о – перед ч , напр.: скакать , вскочить.
И с к л ю ч е н и я: скачок , скачкообразный и формы глагола скакать с разными приставками (скачу , скачи , выскачу , проскачу).
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть и а , и о : заскок , вскачь.
П р и м е р ы. Слова с корнем скак - : скакать (и с приставками: вскакать , выскакать , доскакать , заскакать , обскакать , отскакать , перескакать , поскакать , прискакать , повскакать , подскакать , прискакать , проскакать , ускакать) , скакнуть (и с приставками: выскакнуть , перескакнуть) , расскакаться , скакалка , скакание , скаковой , скакун , скакунок . Слова с корнем скоч -: вскочить (и с другими приставками: выскочить , доскочить , заскочить , наскочить , проскочить , отскочить , перескочить , подскочить , прискочить , проскочить , соскочить) , выскочка .
П р и м е ч а н и е 2. Личные формы некоторых глаголов в произношении совпадают, для проверки правильного выбора глагола надо поставить его в форму прошедшего времени: перескочить , перескочу (что, через что, куда) – перескакать , перескачу (кого): я перескочу (как перескочил) препятствие – я перескачу (как перескакал) тебя. Аналогично в следующих парах глаголов: вскочу , вскочил («вспрыгнуть, появиться») – вскачу , вскакал («скачками появиться где- то»), заскочу , заскочил («забежать куда- то») – заскачу , заскакал («начать скакать»), выскочу («выпрыгнуть» выскочит в окно , заяц как выскочит из кустов , безличное из головы выскочило) – выскакать (глагол фиксируется в значениях: «победить на скачках», «переместиться откуда- то или куда- то скача» о всадниках, но реально этот глагол в литературном языке практически не употребляется), подскочу , подскочил на вокзал – подскачу , подскакал на коне , проскачу (проскакал) на коне – проскочу (проскочил) поворот .
12. П р а в и л о. В корне крап/кроп без ударения пишется о , напр. : кропить , кропление , окропить , окроплённый , окроплять.
И с к л ю ч е н и я: вкрапление , краплёный , крапление.
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть только а : кра́пать , кра́пина , кра́пинка , вкра́пить , вкра́пленный , крап.
П р и м е ч а н и е 2. Исторически тот же корень в словах кропать , кропотливый , кропотун , крапива. На синхронном уровне слова не считаются однокоренными.
Формулы:
13. П р а в и л о. В корне лав/лов без ударения пишется о , напр.: ловить , ловушка , ловец , выловить , неуловимость , отловить , словить , уловить , уловитель , наловить.
а , и о : ра́зный , ра́зница , рознь , врозь , в ро́зницу , ро́зничный.
Формулы:
16. П р а в и л о. В безударном корне ста ( j )/ сто(j) пишется о перед й и гласными , в остальных случаях пишется а , напр.: стоять , остановка.
И с к л ю ч е н и е: остов .
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть и а , и о : встать , стой , настой.
П р и м е ч а н и е 2. Корень является одним из самых продуктивных в русском языке. На современном уровне выделяются несколько омонимичных корней: 1) ста/сто со значениями «быть в вертикальном положении», «остановить движение», «занимать какую- то должность, позицию», «существовать»; 2) ста-(ть) со значениями «начать действие, начать быть кем- то, случиться»; 3) сто-(ить) со значением «цена, достоинство». Мы не выделяем корень ста/сто в словах стая , стан , станица , становой , статный , статья , станок , станина , устать , безустанный , достать , поставки , доставать , заставлять , достоинство , достойный , достояние , настоящий , обстоятельный , обстоять , отстоять , пристойный , состояние , хотя это и спорно.
П р и м е р ы. Слова с корнем ста - : восстановить(ся) (и с другими приставками: о- , при-о- , у-) , наставать , настаёт… , становиться , ставить (и с приставками: за- , о- , на- , над- , по- , под- , при- , у-) , вставлять (и с другими приставками: вы- , над , при-) и производные от этих глаголов: становление , восстановление , постановление , остановка , установка , выставка , пристань и др. Слова с корнем сто - : стоять (и с приставками: вы- , об- , от- , до- (ся) , за- (ся) , на- (ся) , пере- (ся) , про-) , стойком , стоймя , стоянка , стояк , стоялый , стояние , стоячий , постоялец , постоялый , настоятель («тот, кто стоит во главе»).
Формулы:
17. П р а в и л о. В корне лад/лод пишется а в словах ладья , ладейный , в остальных словах пишется о : лодчонка.
П р и м е ч а н и е 1. Под ударением может быть только о : лодка , лодочка , лодочный.
П р и м е ч а н и е 2. Написание слова ладья через а объясняется заимствованием слова с начальным южнославянским ла- , русский вариант был лодья .
Формулы:
Исторически корнем является ров/рав , а -н- – суффикс, но на синхронном уровне суффикс часто не выделяют. На синхронном уровне корень ров - выступает только в словах ровесник , ровесница , которые пришли в русский из чешского или польского, где -ес - является частью производной основы, как в чудо – чудеса .
ЧАСТЬ II.
(Материалы для повторения орфографии)
Чередующиеся гласные в корнях слов
В соответствии с традиционной классификацией орфограмм в этом разделе мы рассмотрим написание следующих корней :
В русском языке есть корни, в которых написание гласной нельзя проверить ударной позицией. Это связано с разными причинами. Назовем некоторые из них.
Попробуем определить, какая гласная фонема находится в корне слова заря . Подберем проверочное слово: кто-то назовет зОри , а кто-то вспомнит о зАреве . Под ударением в однокоренных словах оказываются то о , то а . Следовательно, проверить гласную в этом корне невозможно. То же явление мы наблюдаем в корн ях -клон-//-клан- (поклон, кланяться), -твор-//-твар- (тварь , творчество ), -скак-//-скок- //-скач- //-скоч- (вскочит, скачки, скок).
В ряде корней написание гласной зависит от суффикса -а -. Связано это с традицией, с историей языка. Присмотритесь к этому ряду слов: собирать – соберу, протирать – протереть, отмирать – отмереть, прикасаться – прикоснуться, располагать – расположить . Нельзя не заметить, что в современном русском языке суффикс -а - является показателем несовершенного вида глагола, а чередование сопровождает переход глагола в другой вид. Кстати, можно вспомнить и другие подобные чередования, о которых уже говорилось в предыдущем разделе: опоздать – опаздывать, вспорхнуть – вспархивать . Языковедами было установлено, что в древнерусском языке именно чередование в корне было показателем глагольного вида. Но глагольная система претерпела серьезные изменения, и, в частности, чередования гласного в корне глаголов потеряли свою формообразующую функцию. В современном русском языке эти чередования являются историческими.
В корне -гор-//-гар- под ударением оказывается только а, а безударный звук обозначается буквой о . Почему? Как сообщают этимологические словари, в древнерусском и в старославянском языках до падения редуцированных произносилось г[о]реть , но г[а]рь . Так как в ту эпоху гласные в безударной позиции не редуцировались, проблем с правописанием гласных не было. И, хотя в современном русском языке написание о в корне оказывается немотивированным, по традиции мы продолжаем его писать.
Задание 9 . Подумайте, могут ли корни в словах соберу, припереть, выжигать и подобных писаться по фонематическому принципу.
Корни с чередованиями гласных можно разделить на четыре группы в зависимости от условий выбора гласной буквы. Все они отражены в таблице.
Написание гласной зависит от | |||||
конечных согласных корня | суффикса -а- | ударения | семантики (значения) корня |
||
-раст-//-ращ- // -рос- -скак- // -скоч- ! Если в инфинитиве глагола – корень -скак-, то в форме 1-го л. ед. ч. наст. и буд. вр. и в пов. накл. пишется а : скакать – скачу, скачи |
-бер-//-бир-а- -пер-//-пир/a- -дер-//-дир/a- -тер-//-тир/a- -мер-//-мир/a- -жег-//-жиг/a- -чет-//-чит/a- -стел-//-стил/a- -блест-//-блист/a- -кос-//-кас/a- |
Без ударения пишется: -гор- -твор- -клон- -плав- -зар- |
-мок-//-мак- Мок- – ‘напитываться влагой’ -мак- – ‘опускать в жидкость’ -ровн - – ‘ровный, прямой, гладкий’ -равн - – ‘равный, одинаковый’ |
||
-лож-//-лаг/а- | |||||
Исключения | |||||
Ростов Ростислав росток ростовщик подростковый (Вариативная постановка ударения. Проверочное слово – подросток ) отрасль А также все однокоренные слова: отраслевой, росточек, ростовой, выросточек, выростоковый и др. скачок скачкообразный полог |
чета сочетать А также все однокоренные слова: сочетание сочетаемость сочетательный сочетаться |
изгарь пригарь выгарки (Эти слова образованы от слова гарь) утварь пловец(-ы) пловчиха(-и) |
ровесник поровну уровень равнина |
Задание 10 . Слово чета входит в состав исключений во многих справочниках и учебниках по орфографии, хотя это неправильно. Подумайте почему.
Задание 11. С помощью лингвистических словарей объясните значение слов-исключений изгарь, пригарь, выгарки и охарактеризуйте их с точки зрения сферы употребления.
Задание 12. Прочитайте фрагмент стихотворения М.Ю. Лермонтова “Поле Бородина”:
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
Установите с помощью лингвистических словарей, содержит ли первая строчка орфографическую и ритмическую ошибку. (См. словарь Н.А. Еськовой Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы; Ударение; Около 12 тыс. слов совр. русск. яз. Изд 6-е, испр. М.: Астрель, Асг, 2008 г.)
Задание 14. -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -скак-//-скоч- , а также слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Отметьте корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.
1. Рас пол_гать свободным временем, имя прил_гательное, теоре тические пол_жения, возл_гать надежды, предл_гать чаю, разобрать предл_жение, лите ратурное при л_жение, сл_гаемые успеха, лег кий пол_г.
2. По лезные р_стения, богатая р_стительность, дерево выр_сло, выр_щенный в теплице, подр_стать в неволе, замедленн ое ср_щение, дор_сти до глазка в двери, при р_сли к дереву, произр_стать в средней полосе, в городе Р_стове , подр_стковый возр_ст, молодая пор_сль, зеленый р_сток, важная отр_cль, р_стовщик, зар_сти травой, отр_слевой НИИ.
3. Ск_кать на лошади, выск_чить из-за угла, решительный ск_чок, вск_чить с места, заносчивый выск_чка, подск_чить от неожиданн ости, донской ск_кун, ск_ковая лошадь, ловко соск_чить с седла, проск_чить незамеченн ым, всех обск_кать, ск_чкообразный полет, ск_кунок, уск_кать, выск_чу из ва гона, мигом приск_чу, cк_чите га лопом, проск_чи на одной ножке по дорожке, не проск_чи поворот, подск_чу к вам вечерком, подск_чи еще выше, так и подск_чите на стуле, подск_чу по берегу реки, коня на ск_ку остановит.
Задание 15. Выучите правило написания корней -гор-//-гар-, -твор-//-твар, -клон-//-клан-, -зор-//-зар-, -плов-//-плав- , а также слова-исключения.
1. Шо коладный заг_р, заг_рать на солнце, заг_релый юноша, заг_релось з дание, дог_равший ко стер, при г_рь, г_рихвостка, г_рел, выг_рки страстей моих, г_релые спичк и, паровозная изг_рь.
2. Вечерняя з_ря, оз_риться лучами солнца, яркие з_рницы, з_ревать в лесу, на з_ре ци вилизации, оз_рение одинокого ума, играть з_рю.
3. Накл_нился к земле, передать покл_н герцо гине, покл_ниться старшему, скл_нение прила гательных, пре кл_няться перед ге роизмом, при кл_нить голову;
4. Великое тв_ рение, тв_рить чудеса, пре тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший рас тв_ритель, разная утв_рь;
5. Опытный пл_вец, пл_вучий остров, выпл_вать на середину реки, легкий попл_вок, заго релые пл_вцы, жук-пл_вунец, пл_вник, пл_вучесть, отличная пл_вчиха;
6. Нераств_римые соеди нения, укл_няться от обязанн остей, кухонн ая утв_рь, двигатель внутреннего сг_рания, оз_рился улыбкой, запах изг_ри, скл_ниться над рекой, рас тв_риться в тумане, держаться на пл_ву, з_ревать, заг_рая у реки, откл_ниться от курса, оз_ренный счастьем, при тв_рить ка литку, уви дать пл_вцов.
Задание 16. Выучите 10 корней, написание которых зависит от суффикса -а- по образцу -бер-//-бир/а-, и слова-исключения. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.
Соб_раться на экзамен, бл_стеть на солнце, зам_реть от неожиданности, зам_рать от восторга, расс т_лающийся вокруг, ст_реть написанное, разж_гать страсти, раст_раться полотенцем, зап_реть сердце, выж_гать рисунок, заж_гательный снаряд, бл_стящий журналист, бл_стать в свете, зап_рать сарай, расст_лить скатерть, редкое соч_тание, уд_рать без оглядки, выч_тать из зарплаты, налоговый выч_т, приб_рать комнату, отп_реть замок, соб_ру уро жай, выб_рать тему диссертации, изб_рательная комисс ия, бл_снуть умом, изб_рком.
Задание 17. Запомните значение корней -мак - и -мок -. Перепишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни с чередованием. Объясните написание выделенных букв.
Вым_кнувший с ног до головы, обм_кнуть перо в тушь , подм_чил репутаци ю, м_чить волосы, пром_кашка, са поги пром_кают, непром_каемое па льто, разм_кло от слез, акк уратно м_кать, пром_кательная бумага, обм_кнул кисточку в воду, вым_кнешь до нитки, отм_кал в горячей ванне, м_кнул и съ ел, пром_кнуть салфеткой.
Задание 18. Установите с помощью словообразовательного словаря, каким словом мотивировано слово пром_кашка, каково его словообразовательное значение?
В ряде слов с корнями -ровн - и -равн - значение корня установить достаточно легко, и написание таких слов не вызывает больших трудностей. Например: сравняться в весе, равнозначный, уравнять в правах, ровнять асфальт, разровнять песок . Орфографическая проблема возникает там, где значения слов невозможно свести к семам (элементам значений) ‘ровный’ или ‘равный’ или где закрепились противоречащие правилу написания. В школе предлагаются к запоминанию такие слова, как равнина, уровень, поровну . А как объяснить написание гласной в команде “Равняйсь!” или в словосочетании поравняться с лесом? Ведь носитель русского языка, вероятнее всего, будет объяснять значения этих слов через семы ‘встать ровно’, ‘по ровной линии’.
Орфографическая сложность выбора корней -ровн - и -равн - объясняется фактами истории русского языка. Эти корни являются родственными: они имеют общего “предка” – славянский корень, из которого в древнерусском языке развились слова с -ровн -, а в старославянском языке – слова с корнем -равн -. Изначально оба эти корня имели одно значение, в котором совмещались значения ‘равный, одинаковый’ и ‘ровный, прямой’. В учебном пособии А.И. Кайдаловой и И.К. Калининой “Современная русская орфография” авторы отмечают, что еще в XIX в. слово ровный могло употребляться в обоих значениях, и приводят такие примеры:
Она жила на счет Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге. (И.Тургенев “Дворянское гнездо”)
Имение было разбито на три ровные части. (А.Герцен)
В ходе развития языка происходит семантическая дифференциация: за каждым из корней закрепляется одно значение. Однако в некоторых словах написания закрепились традицией, несмотря на изменения в семантике, а у некоторых слов развились новые значения.
Усложняет ситуацию и уже знакомое нам чередование о//а в корнях глаголов. Например, формы глаголов несовершенного вида у глаголов сровнять и сравнять орфографически и фонетически совпадают в форме сравнивать .
Задание 19. Прочитайте выдержки из МАСа. Выпишите в тетрадь значения слов с корнями -ровн- и -равн-, которые, на ваш взгляд, не сводимы к семам ‘ровный’ или ‘равный’.
РАВНЯ"ТЬ, -я"ю, -я"ешь; несов., перех.
1. (сов. сравнять). Делать равным, одинаковым в каком-л. отношении; уравнивать. Не тронута ничем, не смущена, Смиренную иль ропщущую братью – Своей косой равняет всех она [смерть] . (Тютчев ). Две силы есть – две роковые силы. Климат равняет всех. Так что все вьетнамцы, можно сказать, одеты одинаково: штаны из простой ткани и белая легкая рубашка. (Солоухин . Открытки из Вьетнама).
2. с кем-чем. Считать равноценным, приравнивать к кому-, чему-л. [Донна Анна:] Я не хочу оправдывать Жуана; Он был преступен, но порочен не был. Его дела нельзя равнять с другими, И общей мерой мерить их нельзя. (А.Толстой , Дон Жуан). Новаторство, когда мы думаем о пушкинском раскрепощении поэтической речи, нельзя равнять с “технологическими” опытами в лаборатории стиха. (Решетов. В его подлунном мире).
РАВНЯ"ТЬСЯ, -я"юсь, -я"ешься; несов.
Быть равным, одинаковым в каком-л. отношении. Кедр поднимался выше лиственных пород, и только тополь мог еще с ним равняться. (Емельянова. В Уссурийской тайге) У нас семь классов, и последний <…> равняется седьмому классу гимназии. (Каверин. Перед зеркалом) || с кем.
– Барышня наша такая беленькая, такая щеголиха! Куда мне с нею равняться! (Пушкин. Барышня-крестьянка) [Лариса:] С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. (А.Островский. Бесприданница) || чему. Быть равнозначным, равносильным чему-л. Дочери давно посылали Арину Васильевну, но она не смела прийти, потому что слова Степана Михайлыча “никого не будить” равнялись запрещенью приходить. (С.Аксаков. Семейная хроника) [Паратов:] Ваша просьба для меня равняется приказу. (А.Островский. Бесприданница)
2. (сов. поравняться). Приблизившись, оказываться наравне, рядом с кем-л. – По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, равняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги. (Л.Толстой. Война и мир) [Самгин] шагал быстро <…> . – От кого бежишь? – спросил Дронов, равняясь с ним. (М.Горький. Жизнь Клима Самгина)
3. Становиться (в строю) на одну линию с фланговым. Грянул оркестр, и со двора, через распахнутые настежь ворота, рядами двинулись люди. <…> Шли друг за другом, стараясь на ходу равняться по фланговому. (Бахметьев. Преступление Мартына) || повел. равня"йся! (равня"йсь!). Употребляется как военная, спортивная и т.п. команда – выровнять ряд (ряды). – Рравняйсь! – скомандовал Слива. (Куприн Поединок)
4. перен.; по кому и на кого. Следовать чьему-л. примеру. – Ты общественная работница, ты сила. Ты должна пример крепости показывать: ведь по тебе все равняются. (Гладков. Маша из Заполья). В войска фронта широко вливалось пополнение молодежи, еще не участвовавшей в войне. Эта молодежь равнялась на старших товарищей. (Брагин . Ватутин)
5. чему. Быть равным какой-л. величине, представлять собой какую-л. величину. Дважды два равняется четырем. Длина острова 900 верст; наибольшая его ширина равняется 125, а наименьшая 25 верстам. (Чехов. Остров Сахалин). Мощность его [судна] механизмов равнялась мощности крупной электростанции. (В.Кожевников. Последний рейс)
6. Страд. к равнять.
РОВНЯ""ТЬ, -я"ю, -я"ешь; несов., перех. (несов. выровнять).
1. (несов. также разровнять). Делать ровным, гладким. Рабочие в фартуках на подмостках клали кирпичи, заливали из шаек кладку и ровняли"лами. (Л.Толстой. Анна Каренина). В отдалении <…> непрерывно стрекотали тракторы Силина и Ремнева; они ровняли катками большую, на два километра длиной, площадку, где предполагалось вести сварку труб. (Ажаев. Далеко от Москвы).
2. Располагать в ряд (ряды) по прямой линии. Ровнять шеренгу.
6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под. ред. В.В. Лопатина. М., 2006.
7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1999.
8. Словарь русского языка: в 4-х т. М., 1981–1984. (МАС)
9. Словарь русского языка: в 4-х т. М.: Русск. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp
10. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. М., 2002.
11. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. М., 1985.
12. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). М., 2002.
13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4-х т. СПб., 1996.
14. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2-х т. М., 2006.
15. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: происхождение слов. М., 2001.
Е.В. АРУТЮНОВА,
г. Москва
Правило I. Корни с чередованием И//Е
Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .
- -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
- -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
- -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
- -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
- -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
- -блист-а // -блест- ( блИст ать - блЕст еть)
- -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
- -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
- -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)
Правило II. Корни с чередованием А//О
Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .
- -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
- -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)
Правило III. Корни с чередованием А//О
Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .
- -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный - вы рОс ли).
Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.
Правило IV. Корни с чередованием А//О
Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .
- -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).
Чередование, зависящее от ударения
Правило V. Корни с чередованием А//О
Если на корни –гАр - и – клАн - падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)
Правило VI. Корни с чередованием А//О
Если на корень –зАр - НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .
Исключения: зор янка, зор евать.
- -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)
Чередование, зависящие от смысла (значения) слова
Правило VII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .
- -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд – промОк нуть под дождём)
Правило VIII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .
- -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры – подровн ять грядку ).
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Корни –гор--гар-, -зар-зор.
Работа с сигнальными карточками Изл…жение, прил…гательное, возл…жить цветы, прил…жение к журналу, предпол…жение, сл…гаемое, сл…жение, пол…жение, изл…гать, низл…жить, пол…гается, отл…жить. -От чего зависит правописание о-а в корнях лаг-лож, кас-кос? О а О О О а О О а О а О
Найдите и запишите слова с чередующимися корнями. Бутерброд. Чудак - математик В Германии жил. Он хлеб с колбасою Случайно сложил. Затем результат Положил себе в рот. Вот так Человек Изобрёл Бутерброд. Сложил, положил
Буквы О-А в корнях гар-гор, зар-зор. Значение слов: Гореть- Сгорать- Угорать- поддаваться действию огня уничтожаться огнём отравиться угаром
Орфография Кореньград
Перед вами слова: Гора, гореть, гористый, загар, угарный, горный. -Разведите эти слова по их родовым гнёздам. Значение одного – «возвышаться», другого – «пылать».
Проверим! Возвышаться Пылать Гора гореть Гористый загар Горный угарный
Давайте подумаем, когда будем писать А, когда О? Загар Нагар Разгар Огарок Угар гарь Заг. реться Выг…реть Разг…реться Выг…ревший Г…рючее Сг…рание О О О О О О
Орфография Кореньград
По правилу, где командует ударение, живёт и корень зар - зор, клан- клон.
Загорелый, наклоненье – Растворенье, озаренье – Что писать под удареньем, Что писать без ударенья? Мы под удареньем пишем, Без сомненья, то, что слышим. Если ж звук без ударенья, Вызывает он сомненья.
Рассуждать будем так: 1. Определяю, в какой позиции гласный Звук Сильная (под ударением) Слабая (без ударения) Вывод: пишу, Как слышу Вывод: Пишу:- ГОР-,но –ЗАР-
ГОР- - ГАР- : Заполните таблицу, используя следующие сочетания: Подг.ревший пирог, г.ревая дорожка, наг.р от свечи, г.рячий чай, дог.рающий закат, уг.рный газ, несг.раемый шкаф, заг.релый юноша, разг.рающийся костёр, цистерна с г.рючим, г.рящий танк, сильный уг.р
Проверим! -гор- - гар- Подг о ревший пирог Г а ревая дорожка Г о рячий чай Наг а р от свечи Дог о рающий закат Уг а рный газ Несг о раемый шкаф Сильный уг а р Заг о релый юноша Разг о рающийся костёр Цистерна с г о рючим Г о рящий танк Гаревая дорожка – дорожка для спортивного бега со специальным покрытием из гари. Гарь – мелкие, сыпучие остатки от сгорания каменного угля.
Работа с перфокартой. 1.Выр…щенный, подр…сли,зар…сли 2.Зал…жить, безотл…гательное дело, сл…жить руки 3. К.…саться, соприк…сновение, неприк…сновенный запас 4.Р…стительное масло, прик…саться к утюгу, р…сток 5. К…снулся пальцем, неосторожное прик…сновение, отр…стает 6. З…рька, з…гар, приг…релый пирог 7. З…рница, уг…рный газ, подг…ревшая каша
Домашнее задание. Составьте рассказ о том, что нового вы узнали на уроке.(Не заучивайте параграф, правило, а по-своему, как поняли, рассказать и привести примеры). Кому трудно выполнить первое задание, может о новой теме рассказать по учебнику.(п.51) Для тех, кто любит творчество, задание другое – придумать сказку о гор-гар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня», 1 урок
урок знакомства с новым материалом для учащихся 8 класса с использованием электронных ресурсов ФЦОР. Это первый урок по теме. На уроке решаются следующие задачи:обеспечение в ходе урока усвоение умени...
Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.
Цель урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...
У загорелого повара Прошки
Подгорела сегодня картошка,
Потому что из печки сочился угар
И не вовремя сняли со свечки нагар.
В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и –гар-. Каково же правило написания этого корня?
Корень –гор-/-гар-. Правило правописания
Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:
Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» — под ударением. Отсюда формулируется правило:
Слова с корнем –гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило
На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.
В безударном положении: -гор-
Под ударением – гар-
- загореть;
- угореть;
- выгореть;
- возгораемость;
- горючий;
- догорать;
- загорелый;
- нагорать;
- прогореть;
- пригореть;
- угоревший.
- загар;
- угарный;
- гарь;
- разгар;
- угар;
- огарок.
- светить (снежинки горят на солнце);
- сильно желать (горел жаждой перемен);
- быстро, споро работать (всё горит в его руках).
- загар – тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей;
- нагар – нарост от горения;
- угар – газ, остающийся после горения;
- гарь – место, на котором что-то горело.
- касаться,
- касание,
- касательная,
- коснуться,
- прикоснуться,
- прикосновение,
- неприкосновенный.
Не всё так просто
Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем –гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.
Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.
Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости. Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.
Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем –гор-:
Дом сгорел — семья горюет.
Подгорели блины — вот горе у жены.
Горько Егорке – сгорели опорки.
Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат — бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».
Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?
Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень –гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.
Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?
Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.
И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».
Горевать – страдать, переживать печаль, скорбь.
Горько – неприятно, грустно, больно.
Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем –гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:
Гореть — быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.
Существуют и переносные значения:
Итак, получается, что столь разительно похожие корни –гор- (горе) и –гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном – в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.
А вот корень –гар- всегда будет неотъемлемой частью корня –гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:
Слова с корнем –гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления – омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой. Кроме морфемы –гор-, можно привести в пример корень –кос-, омонимом его является корень с чередованием –кас-/-кос: косить – прикасаться.
Правописание корней –гор- и –гор-/-гар-
Являясь омонимами, корни –гор- и –гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания. Если написание корня –гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне –гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом. Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.
В соответствии с этим правилом слова с корнем –гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».
Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность». Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.
Эти слова с корнем –гор- также проверяются ударением. Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».
Корень с чередованием –зор-/зар-
Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Это корень –зор-/-зар-. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».
В нём, в отличие от корня –гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения – «а». Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.
wiki.eduVdom.com
Инструменты пользователя
Инструменты сайта
Боковая панель
Русский язык – орфография:
Контакты
Корни с чередованием о - а
Корни с непроверяемыми гласными
Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака, во лдырь, ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
кос - кас, лож - лаг
В корнях кос- - кас-, лож- - лаг- пишется буква а , если за корнем следует суффикс -а- , например: ка с-а́-ться (но ко с-ну́ться), ка с-а́-тельная (но прико с-нове́ние); изла г-а́-ть (но изло ж-и́ть), сла г-а́-ть (но сло ж-и́ть).
клон - клан, твор - твар, гор - гар
В корнях клон- - клан-, твор- - твар-, гор- - гар- без ударения пишется буква о , например: накло н я́ть, скло н е́ние, покло н и́ться; тво р е́ц, тво р е́ние, сотво р и́ть; заго р е́лый, заго р а́ть, го р е́ть, го р е́ние.
В корне зар- - зор- (за р я́ - зо́ р и - зо́ р ька ) без ударения пишется а , например: за р я́, за р ни́ца, за р ево́й, оза р я́ть, оза р е́ние.
плав - плов
Корень плав- - плов- пишется с буквой о только в двух словах: пло в ец, пло в чиха , в остальных случаях пишется а : спла в лять, пла в ник, попла в ок, пла в унец (жук), пла в учий. (Запомните слово плы вун - слои подпочвы, насыщенные водой.)
В корне раст- - рос-
(ра
ст
и́ - ро
с
ло́
) без ударения
перед ст
и щ
пишется а
(вы́ра
ст
ить, во́зра
ст
, нара
ст
а́ние, взра
щённый, сра
ще́ние
);
перед с
без последующего т
пишется о
(вы́ро
с
, вы́ро
с
ший, во́доро
с
ль, не́доро
с
ль
).
равн - ровн
Корень равн-
преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равн
ый
» («одинаковый»
): ра
вн
омерный, ра
вн
означный, сра
вн
ить, всё ра
вн
о
, а также в словах: ра
внение, ра
вняйсь, ра
вняясь, пора
внялся, ра
внина;
корень ровн-
преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровн
ый
» («гладкий
», «прямой
»), например: ро
вн
ять
(дорожки), подро
вн
ять
(клумбы) и т. п., уро
вень, ро
вня
.
мак - мок - моч
Корень мак-
пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать
этой жидкостью»: ма
к
ать
(хлеб в молоко), обма
к
нуть
(перо в чернильницу);
корень мок-
пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промо
к
ают
, вымо
к
нуть
(под дождём), бумага промо
к
ает
, промо
к
ательная
бумага, промо
к
ашка
.
Перед ч (моч- ) - всегда пишется буква о , например: мо ч ить, намо ч и, промо ч у, вымо ч енный (ср. под ударением: мо ч ит, смо ч енный ; о глаголах на -иватъ типа сма ч ивать, выма ч ивать см.Корни с проверяемыми гласными).
скак - скоч
В корне скак- - скоч- без ударения перед ч обычно пишется о , перед к - буква а , например: вско ч и́ть (но ска к а́ть), наско ч и́ть (но на ска к у́), заско ч и́ть, вы́ско ч ка.
wiki.eduvdom.com
Зар зор гар гор правила
§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.
1. Корни с буквами а и о.
гар - гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением - а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).
зар - зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением - а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).
кас - кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).
клан - клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением - о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.
крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а - в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением - только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.
лаг - лог - лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж - о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.
мак - мок - моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть; буква о - в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч - всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).
пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.
плав - плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением - только а: пла́вать, лесоспла́в.
Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.
равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .
Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).
Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, - буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.
разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).
рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) - буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст - буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.
Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением - о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).
Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).
Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).
твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.
2. Корни с буквами и и е.
блес(к,т) - блещ - блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и - перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.
вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).
лип - леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).
сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением - и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.
Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.
Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.
Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.
Какие можно привести примеры слов с корнем КАС — КОС; ЗАР — ЗОР?
Примеры слов с корнем кас — кос?
Примеры слов с корнем зар — зор?
Слова с чередующимися гласными в корне кас-/кос- :
касаться, касательная (линия), касание, прикоснуться, прикосновение, прикасаться, неукоснительно, коснись, прикоснись, неприкосновенный.
Слова с чередующимся гласными в корне зар-/зор- :
зоря, зоренька, зорюшка, зоревать, зарево, зарянка, зарница, зарничный, озаренный, озарение, озаряющий, озаряющийся, озарять, озаряться, озарить.
Люблю отвечать на вопросы, касающиеся русского языка, правил, примеров.
Итак, составим слова с корнями -кос- и -кас- : коса, перекос, подкосило, косит, касание, прикасаться, прикоснуться, выкосить
Слова с корнями -зор- и -зар- : зарница, подзорный, дозор, зарево, озарился
Примеры слов с чередующимися гласными в корне кос//кас:
Примеры слов с орфограммой «Чередующиеся гласные в корнях зар//зор».