Биографии Характеристики Анализ

Предпосылки новой институциональной теории веблен. Основные подходы в рамках неоинституционализма

Каждый разумный человек имеет сбережения на черный день. Государства ничем в этом отношении не отличаются. Только роль заначки у стран играют золотовалютные резервы (ЗВР). Главным распорядителем этих средств выступает Центральный банк и Правительство Российской Федерации.

Золотовалютные резервы государства – это активы с высокой ликвидностью, которые находятся под контролем и управлением главного органа исполнительной власти, ответственного за кредитно-финансовое регулирование.

Баланс ЦБ РФ сформирован активами и пассивами. К первой группе относятся денежные средства и прочие финансовые инструменты. Во второй находятся обязательства. Баланс должен быть в равновесии. Это аксиома.

При эмиссии появляющиеся деньги должны чем-то обеспечиваться. Золотовалютные резервы призваны в том числе решать эту задачу. ЗВР являются самым надежным и ликвидным способом обеспечения выпускаемых в стране денег. Однако это не единственная задача, которую решают золотовалютные резервы Центробанка.

Зачем нужны

Назначение рассматриваемого финансового инструмента зашифровано в его названии. Золотовалютные резервы представляют собой автономный денежный фонд – запас страны. Средства ЗВР используются при наступлении какой-либо непредвиденной, часто кризисной ситуации. Это та самая заначка на черный день только в государственных масштабах.

Как показывает практика и действия ЦБ РФ золотовалютные резервы расходуются на решение следующих задач:

  • поддержание стабильного курса национальной валюты;
  • финансовая помощь или кредитование других государств;
  • необходимость покрыть дефицит платежного баланса страны.

Проще говоря, ЗВР отвечают за устойчивое положение финансовой системы России.

Из каких частей состоят

Золотовалютные резервы государства имеют довольно простую структуру. Они состоят из четырех частей:

  • золото в слитках и монетах;
  • средства в иностранной валюте;
  • депозитарные расписки или СДР;
  • резервная позиция или доля при голосовании в МВФ.

Нужно понимать, что перечисленные источники, из которых формируются ЗВР ЦБ РФ не являются одинаковыми как по размеру, так и по значению.

Для России основными элементами приведенной структуры является золото и иностранная валюта. На них приходится львиная доля существующих золотовалютных резервов.

Денежные средства, номинированные в иностранной валюте, также неоднородны. В этом качестве выступают:

  • наличные деньги;
  • остатки на счетах;
  • вклады в зарубежные банки;
  • ценные бумаги.

Монетарное золото считается неотъемлемой частью ЗВР. Для хранения слитков 995 пробы и монет оборудованы специальные помещения. Это золотой запас России.

Состояние на сегодня

Политика Центрального банка РФ в отношении золотовалютных резервов отличается взвешенным и системным подходом. При отсутствии кризиса регулятор стремится наращивать этот финансовый запас страны.

Центробанк России еженедельно обновляет сведения о состоянии золотовалютных резервов страны. Для получения актуальной информации необходимо зайти на официальный сайт регулятора.

Структура ЗВР России выглядит следующим образом:

  • ценные бумаги – 77%;
  • наличная валюта и депозиты – 10%;
  • монетарное золото – 10%;
  • СДР – 2%;
  • позиция в МВФ – 1%.

Кто управляет

Существует три подхода или модели по управлению золотовалютными резервами государства.

  1. Собственник и распорядитель ЗВР – Центробанк государства. Регулятор решает все вопросы, связанные с этим запасом. В такой модели только ЦБ может увеличивать или уменьшать золотовалютные резервы, а также определять их структуру. Подобный подход реализовала Франция и Германия.
  2. Собственник и распорядитель ЗВР – Минфин или Казначейство государства. Все ключевые решения принимают именно эти органы. При таком подходе Центробанк отвечает лишь за выполнение технических функций. Подобную модель реализовала Великобритания.
  3. Смешанный подход. В этой модели полномочия по формированию и распоряжению золотовалютными резервами страны поделены между Центральным банком и Министерством Финансов или Казначейством. Этот подход реализовала Россия, Япония, Соединенные Штаты Америки.

Как управляются

Финансовые элиты внутри государства часто дискутируют о правильных методах управления ЗВР. Предмет спора прост: следует ли использовать золотовалютные резервы на извлечение дополнительного дохода в пользу государства.

С одной стороны, задача такого финансового запаса гарантировать наличие средств при наступлении кризисной ситуации. С другой стороны, часть экономистов считает, что деньги не должны лежать без дела. Их следует инвестировать, а полученную прибыль направлять в государственный бюджет.

В рассуждениях сторонников каждого из двух подходов есть здравое зерно.

В большинстве государств Центробанки занимают консервативную позицию и идут по пути минимизации рисков. Российский ЦБ не является исключением из этого правила.

Регулятор размещает средства из ЗВР исключительно в высоконадежных инструментах, по которым есть государственные гарантии. Подобный подход приносит меньший доход, но гарантирует лучшую ликвидность и сохранность инвестированных денег.

Банк России минимизирует существующие риски. При размещении средств золотовалютных резервов используется принцип диверсификации. К примеру, деньги инвестируются сразу в ряд свободно конвертируемых валют. Они размещаются в американских долларах, фунтах стерлингов, евро, швейцарских франках, китайских юанях и японских иенах.

Выбирая ценные бумаги для инвестиций, ЦБ РФ пользуется кредитными рейтингами надежности эмитентов от ведущих рейтинговых агентств мира.

Изменение размера

Золотовалютные резервы страны – это динамическая величина. В зависимости от сложившейся макроэкономической ситуации ЦБ активно распоряжается этим дополнительным резервом. ЗВР могут как возрастать, так и уменьшаться. Каждое такое изменение приводит к корректировке экономической ситуации в государстве.

Увеличение или уменьшение золотовалютных резервов необязательно отражают стабильность или уровень развития экономики. Зачастую такие перемены показывают какая монетарная политика проводится Центробанком.

Многие видные финансовые эксперты и аналитики высказывают мысль, что постоянное наращивание объема ЗВР не должно становиться самоцелью Центрального банка. Не должно быть задачи сделать финансовый запас как можно больше.

В противном случае государство столкнётся с проблемой нерационального использования денежных средств. Бюджет недополучит прибыль от несделанных инвестиций.

Таким образом, одной из главных задач ЦБ является обеспечение достаточного, но не чрезмерного уровня золотовалютных резервов.

Достаточность

Разработан ряд методик, позволяющих специалистам Центробанка определить необходимый в текущей экономической ситуации уровень ЗВР.

Многие развитые государства мира оценивают достаточность финансового запаса, опираясь на объем импорта. При использовании этого критерия минимально необходимый размер золотовалютных резервов должен равняться суммарному объему импорта страны за три месяца.

По другой методике размер ЗВР привязывают к валовому внутреннему продукту (ВВП). Уровень запасов не должен быть ниже 9% от указанного показателя.

Принимая во внимание текущий размер золотовалютных резервов России в 447,4 миллиарда долларов США, мы можем сказать, что его фактическая величина превышает рекомендации иностранных финансистов. Более того, ЦБ РФ продолжает наращивать размер ЗВР.

С вязи с этим, мы можем сделать вывод, что Центробанк в сложной политической ситуации решил перестраховаться и увеличивает финансовую подушку безопасности, которая на сегодня и так являются достаточной.

Часть ЗВР России в США

По состоянию на начало 2018 года 109 миллиардов долларов из общей суммы золотовалютного резерва нашей страны хранятся в долговых обязательствах Соединенных штатов Америки.

Многие видные отечественные экономисты (М. Делягин, А.Разуваев) говорят о том, что это серьезная ошибка со стороны финансового блока Правительства РФ.

Риски подобных инвестиций связаны с тем, что государственный долг США с каждым годом все больше увеличивается. Расходы американского бюджета существенно превышают доходы. Рассматриваемая ситуация выглядит, как стандартная финансовая пирамида. В критический момент американцы могут просто отказаться платить по счетам. Такое уже случалось во времена дефолта в 1971 году.

При этом ЦБ РФ не предпринимает никаких попыток вернуть средства золотовалютных резервов обратно в нашу страну. Складывается впечатление, что ведущих отечественных финансистов такая ситуация устраивает.

Необходимо заметить, что Российская Федерация не является лидером по скупке долговых обязательств США. К примеру, от Китая и Индии наша страна в этом вопросе имеет более чем 10-кратное отставание.

Существует и альтернативное мнение. Ряд экономистов (Н. Кричевский) считают во многом эту проблему надуманной. Они говорят о том, что ЦБ РФ правильно выбрал американские инструменты для хранения части золотовалютных резервов.

Определение:
Золотовалютные (международные) резервы ЦБ России - это высоколиквидные высококачественные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Центрального Банка и Правительства России.

Размеры в цифрах:

Объем золотовалютных резервов России на сегодня

532,9 млрд долл. США, данные на 04.10.2019

Официальная информация ЦБ:
(Суммарная величина. Динамика по неделям)
Посмтореть

Золотовалютные резервы России 2019 - 1993

Официальная информация ЦБ:
(По отдельным структурным позициям. Динамика по месяцам)

Объем запасов золота в резервах России, не только в стоимостном выражении (млн долл. США), но и измеренный в тройских унциях, можно посмотреть (Раздел: "Статистика" - "Макроэкономическая финансовая статистика" - "Денежно-кредитная и финансовая статистика" - "Статистика внешнего сектора" - "Международные резервные активы и другая ликвидность в иностранной валюте Российской Федерации" -- Официальная информация ЦБ).

Распределение активов Банка России

(Данные на 31.03.2019, предоставляются ЦБ с шестимесячным лагом)

Рис.1
В иностранных валютах и золоте (% от их рыночной стоимости)

Рис.2
Географическое распределение

Тенденции 2019

Данные за 2019 год

Россия продолжает наращивать золотые запасы рекордными темпами, опережая Китай, который последнее время тоже резко увеличил закупки драгоценного металла и вышел по этому показателю на второе место.

В настоящее время большая часть зарубежных активов размещена в Китае - $65 млрд (13,4% от общей величины). Доля США по этому показателю резко снизилась по сравнению с прошлым годом: 9,2%, а было 29,2%.

Данные за 2018 год

Банк России стал крупнейшим покупателем золота в мире, в течение прошедшего года он приобрел 273 этого тонны благородного металла.

К началу 2019 года золотые запасы России превысили 2,1 тыс. тонн (67,9 млн чистых тройских унций).

На долю этого драгоценного металла приходится более 18,5% от общего объема российских международных резервов.

Ранее ЦБ озвучил целевой уровень, которого планирует достигнуть: это 500 миллиардов долларов.

Этот уровень достигнут в июне 2019 года .

Из других изменений можно заметить существенное увеличение объема золота в их структуре резервов. За последние 10 лет вложения в этот драгоценный металл по стоимости выросли более чем в четыре раза, особенно быстрое увеличение пришлось на последние два года.
Монетарное золото ЦБ покупает на внутреннем рынке у золотодобывающих предприятий страны.

Недавно Россия, потеснив Китай, вошла в список стран, в резервах которых хранятся наибольшие объемы золота, заняв в нем 5-ю позицию. Вот этот рейтинг:

1. США - 8 тысяч тонн
2. Германии - 3 тысячи тонн
3-4. Италия и Франция - 2,5 тысячи тонн
5. Россия - 2100 тонн
6. Китай - 1844 тонны

Структура международных резервов России:

Валютные резервы

Монетарное золото

Валютные резервы в свою очередь включают в себя:

Иностранную валюту (это могут быть как наличные денежные средства, так и высоколиквидные безналичные активы в иностранных банках и кредитных организациях, долговые ценные бумаги и другие финансовые требования к нерезидентам...)

Финансовые активы Российской Федерации в Международном Валютном Фонде. Это счет в СДР (или СПЗ - Специальные права заимствования - SDR, Special Drawing Rights) и резервная позиция в МВФ.

Монетарное золото (иногда употребляется выражение "Золотой запас") состоит из золотых монет и слитков с пробой не ниже 995.

Где хранятся

Основную часть валютных резервов составляют безналичные финансовые активы, для которых не нужно специальных хранилищ. А иностранная валюта в наличной форме (купюры и монеты) а также золотой запас требуют специально оборудованных мест хранения. Таковыми являются ряд хранилищ Центрального Банка России. Они находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и, вероятно, где-то еще, - ведь при каждом из расчетных центров ЦБ имеется свое хранилище. Всего же по России таких расчетных центров около 600. Московское Центральное хранилище Центробанка располагается на улице Правды, его адрес не скрывается. Публиковались официальные сведения, что большая часть "золотого" резерва сберегается именно здесь.

Часть золотого запаса наших международных резервов хранится не в России, а на ответственном хранении за рубежом, в частности в США. Такова специфика международных финансовых отношений, что многие страны, включая Китай, Германию, Англию, Францию доверили свои металлические золотовалютные запасы, или их часть, Америке. Это может быть удобно по разным причинам, например, для пополнения резерва или быстрой продажи части золота или платины при конъюнктурных изменениях цен. По информации обнародованной ЦБ в начале октября 2019 г, больше всего активов за рубежом размещено в Китае.

ЗВР и государственные Фонды - в чем разница

Резервный фонд (прекратил свое существование с 2018 года) и являются частью Золотовалютных резервов России. Разница между фондами и другими резервами заключается в том, что Резервный фонд и ФНБ управляются Минфином, а не ЦБ. Например, когда говорят, что часть средств Резервного фонда решено истратить, это означает, что Минфин продает эти валютные средства Центробанку по рыночному курсу для покрытия дефицита бюджета.

В статье рассказывается о понятии «золотовалютные резервы» , о том, как они могут использоваться и чем важны для стран и людей, их населяющих.

Официальные золотовалютные резервы: определение


Золотовалютные резервы (далее – ЗВР) – это активы государства, отличающиеся высокой ликвидностью. Их контролируют специальные государственные структуры, которые совершают кредитно-денежное управление (казначейства и центр.банки государств, в США – это Федеральная резервная система).

Говоря простым языком, ЗВР представляют собой официальные запасы государства золота и валюты иностранных государств. Весь объем ЗВР не хранится в виде металлических слитков и наличных банкнот в каком-то сейфе, поскольку это не эффективно и опасно. Эти средства вкладываются в разные активы с целью сохранения и приумножения.

ЗВР – это своего рода страховка фин.положения страны на международной арене.

Из чего складываются золотовалютные резервы мира

Золотовалютные резервы состоят из:

  • драгоценных металлов (слитков золота, монет, платины, палладия, серебра) и драгоценных камней;
  • иностранных денежных средств – с этой целью применяются пять валют, которые были признаны резервными на межгосударственном уровне. К ним относятся: доллар США ($), евро (€), швейцарский франк (₣), японская йена (¥), фунт стерлингов (£);
  • специальных прав заимствования, или СДР – это безналичные мировые денежные единицы, которые выпускает МВФ (международный валютный фонд). Они не имеют физического воплощения. Эти средства являются записями на специализированных правительственных счетах. Они могут использоваться как резервы при погашении международных займов, корректировки курса нац. валюты, расчетов с МВФ либо для пополнения золотовалютного резерва. Размер СДР пропорционален квоте фонда, расчет которой основывается на валовом национальном продукте государства.
  • резервной позиции в МВФ – сумма данного резерва соответствует количеству денег, которые были внесены во время вступления в МВФ. В случае, если у какой-либо из стран-участниц МВФ будет необходимость в финансах, то после запроса в фонд ей вернут этот взнос как финансовую помощь.

Как используются ЗВР государств

ЗВР стран могут быть использованы на следующие цели:

  • чтобы устранить дефицит платежного и торгового баланса страны (когда государство тратит за рубежом больше, чем получает извне);
  • для проведения валютных интервенций (скупки и продажи валюты) для поддержания нац.валюты на финансовом рынке, для сдерживания инфляции ;
  • чтобы оплатить внешние гос. займы;
  • для расчетов между государствами и др.

Как формируются и где хранятся золотовалютные резервы стран


ЗВР страны должны быть значительно больше, нежели количество денег, находящихся в обращении. Хватать их должно на то, чтобы покрыть платежи по внешним долгам и обеспечивать ввоз импортной продукции на протяжении трех месяцев.

Лишь при выполнении этих правил возможно успешное регулирование курса нац.валюты и величины ключевой процентной ставки. Их осуществляют монетарные власти стран (Центр. банки, казначейства, Минфины).

Резервы хранятся в следующих формах:

  • наличные средства;
  • банковские депозиты со сроком погашения до 1 года. Сюда же причисляются и депозиты в золоте;
  • ссуды, которые предоставлялись как сделки обратного РЕПО (приобретение с обязательством обратной продажи).

Эти средства могут храниться в:

  • ЦБ иностранных государств;
  • Банке международных расчетов;
  • других кредитных организациях, рейтинг которых не ниже А (по квалификации статистических агенств «Fitch IBCA» и «Standart and Poor"s») или А2 (по квалификации агенства «Moody"s»).

Например, некоторая часть ЗВР России размещена в иностранных банках, и доходность этих вложений крайне мала. Крупнейшие страны – хранители мировых запасов золота и валюты – практически ничего не держат на счетах иностранных банков. Они предпочитают, чтобы денежные средства находились и работали внутри страны. Государства, обладающие большими объемами ЗВР, могут повышать доходность этих средств, предоставляя займы другим странам.

Резервные средства должны быть размещены так, чтобы их можно было легко и быстро изъять. Таким образом, ЗВР требуют затрат не только на формирование, но и на содержание.

Между государственными структурами, занимающимися распределением и управлением ЗВР, отношения могут формироваться по трем моделям:

  1. Казначейство или Министерство финансов страны являются владельцами резервов. Они решают, как использовать ЗВР. Центральный банк лишь выполняет их поручения. Такой механизм взаимодействия реализован в Великобритании.
  2. Центральный банк является единоличным владельцем и распорядителем ЗВР. Он определяет структуру резервов и то, как их использовать. Эта модель действует во Франции и Германии.
  3. Совмещенное владение и управление ЗРВ. Данная схема работает в РФ, Украине, Японии, США. Там полномочия по распоряжению резервами распределены между центр.банками и Казначейством/Минфином.

Сколько золотовалютных резервовхранит страна? Столько, сколько может себе позволить. Количество зарезервированных денежных средств государства свидетельствует о состоянии экономики и финансовой системы страны, гарантирует своевременные платежи по межгосударственным обязательствам.

Рейтинг золотовалютных резервов

Наибольшие объемы золотовалютных резервов принадлежат КНР, на втором месте Япония, а Российская Федерация, в связи с событиями второго полугодия 2014 г., сместилась с 4-го на 7-е место. Данные получены на конец декабря 2014-январь 2015.


Место в рейтинге Наименование страны млрд, USD
1 КНР 3887,7
2 Япония 1288
3 Саудовская Аравия 727,1
4 Швейцария 532,4
5 Тайвань 421.47
6 Бразилия 373,993
7 Россия 368,3
8 Республика Корея 363,593
9 Гонконг 327,930
10 Индия 320,64
11 Германия 194

Страны, указанные в таблице, хранят более половины мировых ЗВР.

Что нужно знать: чем хороши ЗВР для страны

  1. Наличие резервов валюты и золота у определенной страны:
  • гарантирует исполнение ею внешних долговых обязательств;
  • поддерживает нац. валюту. Это способствует сокращению инфляции и финансовых потерь в стране в сложной экономической ситуации.

2. Следует помнить, что величина ЗВР не может напрямую свидетельствовать о стабильном курсе или говорить об устойчивости экономики страны. Размер запасов нужно оценивать в совокупности с другими факторами. Например, по результатам 2014 года Норвегия стала лидером в рейтинге стран процветания. А по количеству ЗВР эта страна (в том же году) заняла 30 место.

3. ЗВР – не единственный фин.инструмент обеспечения нац.валюты. Кроме запасов денег и золота , к этим средствам относятся депозиты и кредиты (как внутри страны, так и за ее пределами), ценные бумаги и др.

4. В странах, подверженных риску девальвации нац.валют (к их числу можно отнести РФ и Украину) важно поддерживать ЗВР на стабильном уровне. В случае отсутствия или резкого уменьшения объемов золота и валюты в государстве могут возникнуть экономический спад или даже дефолт (если не погасить долги из других источников).

Золотовалютные резервы отражают состояние экономики государства и определяют его возможность совершать платежи в условиях финансовой стабильности. Их составными частями являются материальные активы, которые находятся в распоряжении финансовых органов. С помощью золотовалютных резервов регулируются экономические показатели, влияющие на соотношение валютных пар при совершении платежей в международных масштабах.

Золотовалютные сбережения РФ

Золотовалютный резерв государств – это высоколиквидные средства, которые используются в следующих целях:

  • стабилизация курса национальной валюты страны;
  • формирование и покрытие дефицита платежного баланса;
  • обеспечение участия страны в совершении международных финансовых сделок, связанных с торговыми операциями;
  • инвестирование;
  • уплата задолженности по внешнему кредиту;
  • осуществление платежей и расчетов на международном рынке.

Золотовалютный фонд государства формируется за счет:

  • физического золота (монеты, слитки) и других драгоценных металлов (платина, серебро);
  • иностранных валютных средств в наличной форме (банкноты, монеты);
  • драгметалла на обезличенных металлических счетах;
  • краткосрочных (до 1 года) депозитов;
  • зарубежных долговых обязательств и финансовых требований к предприятиям, находящимся за пределами резидента (сроком до 1 года).

Объем золотовалютных резервов контролируют правительство и соответствующие государственные учреждения, а распоряжаются запасами Центральный банк и Министерство финансов. Международные резервы России составляют официальные фонды ЦБ РФ и запас правительства. Они включают в себя:

  • монетарное золото и запасы слитков драгметаллов;
  • иностранную свободно конвертируемую валюту в наличной форме;
  • алмазный фонд;
  • остатки на банковских счетах;
  • денежные средства на обезличенных металлических счетах;
  • специальные права по займу, депозиты до 1 года;
  • валютный эквивалент части национального благосостояния, вложенного в активы зарубежных стран.

В 1992 году в РФ на счету находилось 290 т золота. С 1999 года Россия ведет активную добычу благородного металла. По состоянию на 23 декабря 2016 года международные запасы Российской Федерации составили 379,1 млрд долларов США. Большая часть золотого фонда России находится в Центральном хранилище Центрального Банка в Москве и региональных центрах Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Система, обеспечивающая хранение запасов, насчитывает более 600 специально оборудованных узлов. Металл, находящийся на хранении, являет собой стандартные слитки драгметалла, весом 10-14 кг.

Официальные резервные активы США

По весовому количеству запасов металлического золота США занимают первое место в мире, и на январь 2016 года цифра составила свыше 8 тыс. т. По объему золота эту цифру можно сравнить с общими ресурсами европейских стран. Международные резервы США состоят из валюты, находящейся в обращении (за исключением средств, которые находятся в специальных хранилищах правительственных учреждений) и сбережений банковских учреждений. Управление средствами страховых сбережений производится федеральной резервной системой, исполняющей функции Центрального банка. Основы для создания золотого фонда США были основаны в период Великой депрессии. Официальным указом, подписанным в 1933 году, все юридические и физические лица обязывались реализовать государству золото, находящееся в частном хранении, по директивно установленной цене.

Основным хранилищем драгоценного металла в США является Форт-Нокс в штате Кентукки, где находится 4500 т. Золотой запас МВФ контролируется США, а основной запас фонда металлического золота находится на территориальной части страны. Золотовалютный запас стран накапливается в Центральных банках, финансовых организациях и счетах. Для металлического золота и других драгоценных металлов строятся специально оборудованные хранилища, которые контролируются государствами.

Золотое обеспечение валюты других стран мира

Золотовалютные резервы стран мира представляют собой фактическое количество физического драгоценного металла, находящегося в распоряжении государства. Централизованный фонд предназначен для поддержания процессов стабилизации в экономике. Исторически сложилось так, что до начала Первой мировой войны страны старались подкрепить внутреннюю валюту, обеспечив ее наличием физического золота в бумажном эквиваленте. Таким образом, государства контролировали эмиссию денежной массы, а на банкнотах указывался весовой эквивалент металла, которым обеспечивалась купюра.

В современных условиях роль золотого фонда состоит в обеспечении стабильности развития экономики стран в условиях кризисных ситуаций и для укрепления внутренней валюты государств. Иногда средства используют для проведения расчетов по международным сделкам. Первенство по общему объему международных резервов принадлежит Китаю, запасы которого составляют 3,5 трлн долларов. Следом идут Япония, Евросоюз, Саудовская Аравия, Швейцария, Россия. Резервы РФ насчитывают свыше 400 млрд долларов.

В странах Евросоюза общий запас золота составляет почти 11 т, что свидетельствует о полном обеспечении валюты евро. Золотой запас Германии сформирован за счет приобретений на мировых биржах Лондона и Нью-Йорка. В данный момент на территории страны находится 31% от общего объема государственного запаса, остальное золото хранится в Англии, США и Франции. В послевоенное время Франция, наряду с европейскими государствами, начала активно формировать золотой резерв, поскольку она была одной из немногочисленных стран, отказавшихся передать на хранение запасы благородного металла другому государству.

Среди стран Азии лидером золотых запасов является Китай, который активно скупает и ведет собственную добычу благородного желтого металла. За 2013 год в КНР было добыто 430 т золота. Запасы стран – крупных держателей золотого запаса – по состоянию на январь 2016 года объема желтого металла в тоннах составляют:

  • Германия – 3380,98;
  • Италия – 3451,84;
  • Франция – 2435,63;
  • Китай – 1762,31;
  • Россия – 1414,50;
  • Швейцария – 1040,06;
  • Япония – 765,22;
  • Нидерланды – 612,45;
  • Индия – 557,52;
  • Турция – 515,52;
  • Тайвань – 423,63;
  • Португалия – 382,51;
  • Венесуэла – 361,02;
  • Саудовская Аравия – 322,90;
  • Великобритания – 310,25;
  • Ливан – 286,83;
  • Испания – 281,58;
  • Австрия – 279,99;
  • Бельгия – 227,43.

В настоящее время объем физического золота, находящегося в резервах стран мира, составляет около 33 тыс. т. Этот показатель включает запас МВФ – 2814 т, Европейского Центрального банка – 504,8 т, Банка Международных расчетов – 108 т и Центрального Банка Государств Западной Африки – 36,5 т.


Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра экономики и менеджмента

Контрольная работа по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему «Институциональная теория развития»

Н. Новгород

Введение

1. Основные черты «старого» институционализма

2. Неоинституционализм

3. Теория прав собственности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Институционализм долго оставался в основном американским явлением. После второй мировой войны чистый институционализм пошел на спад. Изменилось его место в экономической науке. Из отдельного течения, каким он хотел быть, институционализм превратился в элемент экономической теории, с одной стороны, или в метод общего анализа процессов и сдвигов в реальной экономической системе, с другой. Принято разделять 3 этапа развития институциональной теории: Первый этап - 20-30-е годы XX века, второй этап - 50-70-е годы XX века и третий этап - с 70-х ХХ века.

1. Основные черты «старого» институционализма

Первый этап: Одним из популярных в 19 веке направлений экономической мысли являлся институционализм. «Институциональная американская теория» в узком смысле обозначает течение американской экономической мысли, доминировавшее в США, по крайней мере, до начала 40-х годов прошлого века. Связано оно с именами Веблена, Митчелла и Коммонса.

Торстен Веблен: Попробуем из XXI века вернуться в самый конец XIX. В 1899 году в США вышла книга под названием «Теория праздного класса». Ее написал сын иммигрантов-крестьян из Норвегии Торстен (Торстейн) Веблен (1857-1929), доктор философии из Йельского университета. Впоследствии он выпустил еще несколько книг, развивая свою концепцию.

Веблен разнес в пух и прах основы обычной экономической науки за то, что она не описывает человека как личность, находящуюся в определенной общественной среде. Тем более она не учитывает историческое развитие самой этой общественной среды. Ему довелось стать основателем одного из течений в современной экономической науке - институционализма.

Основой развития общества Т. Веблен считал психологию коллектива. Поведение хозяйствующего субъекта определяется не оптимизирующими расчетами, а инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей. Привычки являются одним из институтов, задающих рамки поведения индивидов на рынке, в политической сфере, в семье. Он ввел понятие престижного потребления, получившее название «эффект Веблена». Это демонстративное потребление является подтверждением успеха и вынуждает средние слои имитировать поведение богатых.

Уэсли Митчелл: Это мыслитель иного типа. Он не был расположен к методологическим атакам на предпосылки ортодоксальной экономической теории и избегал междисциплинарного подхода. Его «институционализм» состоял в сборе статистических данных, которые впоследствии должны были дать почву для объясняющих гипотез.

У. Митчелл полагал, что рыночная экономика нестабильна. При этом, проявлением такой нестабильности являются деловые циклы, а их наличие порождает необходимость государственного вмешательства в экономику. Исследовал разрыв между динамикой промышленного производства и динамикой цен. У. Митчелл отрицал взгляд на человека, как на «рационального оптимизатора». Анализировал нерациональность трат денег в семейных бюджетах. В 1923 году он предложил систему государственного страхования от безработицы.

Джон Коммонс единственный из всех институционалистов написал книгу под названием “Институциональная экономическая теория” Рассматриваемое течение и получило свое имя от названия этой книги, вышедшей в 1924 году в Нью-Йорке, однако основателем институциально-социологического направления все же следует считать Веблена.

Дж. Коммонс уделял большое внимание изучению роли корпораций и профсоюзов и их влиянию на поведение людей. «Положительная репутация предприятия или профессии - это наиболее совершенная форма конкуренции, известная закону». Стоимость Коммонс определял как результат правового соглашения «коллективных институтов». Занимался поиском инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом. Джон Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения, которые были изложены в «Акте о социальной защищенности», принятом в 1935 году.

На первый взгляд эти трое представителей институционализма имеют мало общего. Веблен применил свой неподражаемый социологический анализ к исследованию жизненной философии бизнесмена; Митчелл посвятил почти всю свою жизнь сбору статистического материала, а Коммонс проанализировал правовые основы функционирования экономической системы. Неудивительно, что некоторые исследователи отрицали существование “институциальной экономической теории” как самостоятельного течения. Были ли у них общие принципы?

Пытаясь определить суть “институционализма”, можно обнаружить у этих авторов три относящиеся к области методологии черты:

1. неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике, и в особенности статическим характером ортодоксальной теории цены;

2. стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, или “вера в преимущества междисциплинарного подхода”;

3. недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям.

И, тем не менее, единственной самой важной характеристикой институционализма является идея: индивид социально и институционально зависим. Доказательством здесь служит и то обстоятельство, что все институционалисты, включая Веблена и Гэлбрейта, рассматривали человека как индивида, формирующегося под воздействием культурных и институциональных условий.

Представители этого течения исходят из того, чтобы объективно оценивать реальность, а она далека от совершенства: люди, как правило, нерациональны; экономика сама по себе также далека от совершенства. Объектом анализа, в противовес теории неоклассиков, должен быть не “экономический человек” (особенно первое направление моделирования человека и полная рациональность экономического поведения), а всесторонне развитая личность в реальных социально-политических условиях с учетом всех социально-психологических факторов. А следовательно при исследованиях необходим междисциплинарный подход. И именно игнорирование роли социальных, политических, социально-психологических факторов в функционировании экономического механизма оценивается институционалистами как глубокий недостаток неоклассических концепций. К этому следует добавить и требование усилить “контроль общества над бизнесом” (так называлась опубликованная в 1926 г. книга Дж. М. Кларка - последователя теории институционализма), иначе говоря, благожелательное отношение к государственному вмешательству в экономику

Конечно, сфера интересов экономистов рассматриваемого направления не ограничивается критикой неоклассических теорий рынка. Институционалисты дают свои оценки практически всем экономическим явлениям. Характерен предмет их исследования - экономические институты (от лат. institutum -установление, учреждение), их происхождение, эволюция, роль в определении экономического поведения индивидов и социальных групп, а также политики государства. Термин “институт”, давший название всему направлению, трактуется неидентично и в целом очень широко - это и организации (корпорация, профсоюз), и распространенные обычаи, признанные нормы поведения социальных групп, утвердившиеся стереотипы мышления и массового общественного сознания.

Институционалисты видят свою задачу в изучении взаимодействия экономических и неэкономических факторов в социально-экономическом развитии.

Второй этап: Ярким представителем данного этапа является Джон Кеннет Гэлбрейт (1908-2006). Основной труд: «Новое индустриальное общество», 1967.

С точки зрения виднейшего представителя институционализма американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта, место саморегулирующегося рынка заняла новая экономическая организация, представленная монополизированными отраслями, пользующимися поддержкой государства и управляемая не капиталом, а так называемой техноструктурой (общественная прослойка, включающая в себя ученых, конструкторов, управленцев, финансистов) -- организованным определенным образом знанием. Гэлбрейт последовательно пытался доказать, что новая экономическая система представляла, по сути, плановую экономику. Именно поэтому идеи Гэлбрейта были столь популярны в Советском Союзе. Главный тезис Гэлбрейта - на современном рынке никто не обладает всей полнотой информации, знания каждого носят специализированный и частичный характер. Власть перешла от отдельных личностей к организациям, обладающими групповой индивидуальностью.

2. Неоинституционализм

институциональная теория общество индивидуализм

Третий этап: Уже с 70-х годов ХХ в. внутри неоклассического течения формируются новые научные направления, представители которых (Рональд Коуз, Оливер Уильямсон, Джеймс Бьюкенен и др.) работают в пограничных областях, на стыке экономической теории и других общественных наук (социологии, политологии, криминологии и др.). Эти научные направления называют Неоинституционализм и Новая институциональная экономика, встречается также название Новая политическая экономия. Несмотря на кажущуюся идентичность в названиях, речь идет о принципиально различных подходах к анализу институтов. Для последующего детального анализа нам необходимо знать структуру научной теории. Любая теория включает два компонента: жесткое ядро и защитную оболочку. Утверждения, составляющие жесткое ядро теории, должны оставаться неизменными в ходе любых модификаций и уточнений, сопровождающих развитие теории. Они образуют те принципы, от которых любой последовательно применяющий теорию исследователь не вправе отказаться, 21какой бы острой не была критика оппонентов. Теории же защитной оболочки подвергаются постоянным корректировкам по мере развития теории.

Начало неоинстуциональному направлению положила в 1937 г. статья Рональда Коуза «Природа фирмы», но вплоть до 1970-х годов неоинституционализм оставался на периферии экономической науки. Изначально он развивался только в США, но в 1980-е в этот процесс включились западноевропейские, а в 1990-е и восточноевропейские экономисты.

1. теорию общественного выбора;

2. теорию прав собственности;

3. теорию права и преступности;

4. политическую экономию регулирования;

5. новую институциональную экономику;

6. новую экономическую историю.

В этом перечне можно выделить четыре области неоинституционального анализа, пограничные между “экономиксом” и другими общественными науками:

а) экономико-политологические исследования (теория общественного выбора, политическая экономия регулирования);

б) экономико-правовые иследования (теория прав собственности, права и преступности);

в) экономико-социологические исследования (новая институциональная экономика)

г) экономико-исторические исследования (новая экономическая история).

“Новый” институционализм во многих отношениях отличается от “старого”, как зеркальное отражение от оригинала. “Старые” институционалисты стремились изучать экономику методами других общественных наук (прежде всего социологии); по мнению же неоинституционалистов, именно чисто экономический подход способен объяснить проблемы других наук об обществе. За подобный экономический детерминизм неоинституционалистов полушутя обвиняют в “экономическом империализме”.

Главным методологическим приемом неоинституционалистов выступает обычный для неоклассиков рациональный индивидуализм: единственным субъектом всех сфер человеческой жизни признается самостоятельный индивид, который принимает решения, сравнивая возможные выгоды и издержки, стремясь максимизировать свое благосостояние. В результате такого подхода институты (фирма, семья, правительство, правовые нормы и др.) предстают как результат взаимодействия самостоятельных индивидов, стремящихся наиболее эффективным образом организовать обмен деятельностью с другими людьми.

Если “старые” институционалисты остались аутсайдерами мирового сообщества ученых-экономистов, то “новые” институционалисты смогли стать его фаворитами. В списке нобелевских лауреатов по экономике восемь относятся в той или иной степени именно к неоинституциональному направлению.

3. Теория прав собственности

Под системой прав собственности в неоинституциональной теории понимается все множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Такие нормы могут устанавливаться и защищаться не только государством, но и другими социальными механизмами - обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. Согласно имеющимся определениям, права собственности охватывают как физические объекты, так и объекты бестелесные (скажем, результаты интеллектуальной деятельности). С точки зрения общества права собственности выступают как «правила игры», которые упорядочивают отношения между отдельными агентами.

С точки зрения индивидуальных агентов они предстают как «пучки правомочий» на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Каждый такой «пучок» может расщепляться, так что одна часть правомочий начинает принадлежать одному человеку, другая - другому и т.д.

В 1961 году британский юрист Артур Оноре предложил пучок неразложимых и непересекающихся прав собственности. Институционалисты рассматривают любой обмен благами как обмен правами собственности на них.

Права собственности по А. Оноре

Права собственности

Объяснение

Право владения

Право использования

Право исключительного физического контроля над благами

Право применения полезных свойств блага для себя

Право управления

Право принимать решения, кто и на каких условиях будет получать доступ к использованию блага

Право на доход

Право обладать результатами от использования блага

Право суверена

Право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага

Право на безопасность

Право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды

Право наследования

Право на передачу блага по наследству или по завещанию

Право на бессрочность

Право неограниченного во времени обладания благом

Запрет вредного использования

Право на ответственность в виде взыскания

Обязанность использования блага способом, не наносящим

вред имущественным и личным правам других лиц

Возможность взыскания блага в уплату долга

Право на остаточный характер

Право «естественного возврата» переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи, право на применение институтов и механизмов защиты нарушенных прав

Представителями теории прав собственности являются Рональд Гарри Коуз (основные труды: статья «Природа фирмы», 1937; «Фирма, рынок и право», 1993), Гарольд Демсец (основные труды: «Парадигма прав собственности», 1967; «Экономическая теория фирмы: семь критических комментариев», 1995), Армен Альберт Алчиан (основные труды: «Неопределенность, эволюция и экономическая теория», 1950), Ричард Познер (основные труды: «Экономический анализ законов», 2002).

Р. Коуз: «Если права на совершение определенных действий могут быть куплены или проданы, их, в конце концов, приобретают те, кто выше ценит даруемые им возможности производства или распределения. В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приносила доход, имеющий наивысшую рыночную ценность». Иными словами, речь идет о так называемом Парето-эффективном распределении ресурсов и благ.

Р. Познер: «Закон не должен быть абстрактным сводом правил, применяемых независимо от того, погибнет мир или нет, а должен помогать наведению разумного порядка в мире».

А. Алчиан и Г. Демсец: «Города можно рассматривать как рынки, находящиеся в общественной собственности или никому не принадлежащие, фирму можно рассматривать как рынок, находящийся в частной собственности. Следовательно, фирму и обычный рынок можно рассматривать как конкуренцию между рынком в частной собственности и общественными рынками. А рынок при этом страдает от дефектов общественных прав собственности в организации и использовании ценных ресурсов».

Заключение

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ. Западная экономическая наука должна существенно приблизиться к познанию законов общественного развития, места человеческой личности в цивилизации XXI века, определить, наконец, пути обеспечения устойчивого эффективного экономического роста и социальной справедливости.

Как видно из всего вышесказанного, экономическая наука сегодня - это пышный букет различных направлений. С известной долей условности их можно объединить в две группы. Одна проявляет заметный крен в сторону экономической деятельности государства. Другая делает акцентт на индивидуальную экономическую свободу.

Список использованной литературы

1. Виноградова А.В. Институциональная экономика. Курс лекций ННГУ, 2012.

2. Скоробогатов А.С. Институциональная экономика. Курс лекций. СПб.: ГУ-ВШЭ, 2006.

3. Петросян И.Б. Краткая история экономической мысли. Курс лекций РАУ, 2011.


Подобные документы

    Основные аспекты экономических воззрений Т. Веблена. Концепция развития рыночного хозяйства. Вклад в экономическую теорию Дж.М. Кларка. Развитие новой институциональной экономической теории, ее методологические особенности, структура, основные трудности.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Классификация институциональных концепций. Анализ направлений институционального анализа. Развитие и направления традиционной институциональной школы, связанное главным образом с деятельностью ученых "кембриджской школы" во главе с Джеффри Ходжсоном.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2015

    Недостатки неоклассической трактовки фирмы. Теория трансакционных издержек и институциональная концепция. Система корпоративного управления, внутрифирменные кризисы. Институциональная среда и аналитические возможности учетной информации бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Технократическая теория и учение об "абсентеистской собственности". Дж. Коммонс и его институционализм. Институциональная теория хозяйственных циклов и денежного обращения У. Митчелла. Научно-технический прогресс, неравномерность экономического развития.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Собственность как экономические отношения. Спецификация прав собственника и форма собственности. Основы развития собственности в мире и России. Экономический анализ российского института собственности. Современная эволюционно-институциональная теория.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2012

    Институциональная экономика, её функции и методы исследования. Роль институтов в функционировании экономики. Основные теории институциональной экономики. Система экономических взглядов Джона Коммонса. Направления развития этого направления в России.

    реферат , добавлен 29.05.2015

    Зарождение новой институциональной экономической теории. Современная неоклассика. Традиционный институционализм и его представители. Основные направления этапы развития новой институциональной экономической теории. Модель рационального выбора.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2005

    Понятия целерациональности, утилитарности, эмпатии, доверия и интерпретативной рациональности в институционализме. Фокальные точки и соглашения. Проблема эволюционного развития институциональных изменений. Экспансия как форма соотношения соглашений.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2013

    Институты как основа экономического поведения. Поведение индивидуума как потребителя и участника производства. Основные типы ситуаций, приводящих к появлению институтов. Типология институтов, их функции и роль. Институциональная структура общества.

    реферат , добавлен 21.11.2015

    Неоклассическая и институциональная экономическая теория, их сравнительная характеристика и отличительные особенности, свойства и функции. Неоклассика и институционализм как теоретические основы рыночных реформ, направления их развития в России.