Биографии Характеристики Анализ

Преподавании русского языка способствует формированию ключевых компетенций. Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка

19.11.2016 1873 0 Саинова Арай Максутовна

Формирование ключевых компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.

Доводы, до которых человек
додумывается сам, обычно
убеждают его больше, нежели
те, которые пришли в голову другим.
Блез Паскаль
Отличительные для конца XX - начала XXI века изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируются его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность выпускников. Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Из этого следует, что формирование компетенций одна из приоритетных задач современной школы.
Из всего разнообразия предлагаемых трактовок понятия компетенции и перечней существующих компетенций остановимся на тех, которые предлагает современная педагогика:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
На основе стандарта образования по русскому языку определили суть и содержание основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы.

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка.

Компетенции Содержание Сформированность Класс
Ценностно-смысловые Способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.
Сознательное отношение к языку как к духовной ценности. оценивать полученные результаты 5-9
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста 8-9
использовать приобретенные знания для достижения поставленных целей 5-9
Общекультурные Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение культурой межнационального общения понимать, что язык – явление развивающееся 5-6
понимать социальную сущность языка 7
понимать статус русского языка как языка межнационального общения 8-9
Учебно-познавательные Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения. Умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения соответствия ситуации и сфере общения.
владеть прочными орфографическими и пунктуационными навыками
владеть нормами русского литературного языка
обогатить словарный запас и грамматический строй речи 5-9

Информационные Умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию владеть техникой чтения
выделять в тексте главную и второстепенную информацию
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника
извлекать информацию из лингвистических словарей разного вида 5
дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
разбивать текст на составные части 6
дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста
выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию
прогнозировать содержание текста по данному началу 7
слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения
используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, газеты, журнала – по оглавлению и заголовкам статьи 8
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста
понимать коммуникативную тему, цель и в соответствии с этим организовывать процесс поиска информации и чтения текста 9
Коммуникативные Свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования.
Готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. создавать письменное высказывание разных типов речи 5
строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему 6
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи 7
принимать участие в диалогах различных видов
адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать и заканчивать разговор 8
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы
строить научное рассуждение по сложным вопросам 9
Социально-трудовые Соблюдение прав и обязанностей в роли ученика уметь выполнять требования учителя по соблюдению дисциплины, норм поведения во время учебных занятий
уметь действовать в соответствии с личной выгодой, не ущемляя прав других учеников
владеть этикой взаимоотношений с учителями и другими учащимися во время классных и внеклассных занятий (сотрудничество)
владеть эффективными способами организации собственного времени вне школы (выполнение домашнего задания, организация досуга и т.д.) 5-9
Компетенции личностного самосовершенствования Потребность речевого самосовершенствования. исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении 5-6
замечать в собственной речи (и чужой) отступления от норм литературного языка 7-8
совершенствовать устную и письменную речь, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки 9
Большинство компетенций возможно сформировать на уроках русского языка и литературы, т.к. «…филология есть связь всех связей; она нужна абсолютно всем, потому что в основе всего лежит слово, через которое оформляется любое знание и любое творчество».(Д.С. Лихачёв).
Расскажем о некоторых приемах формирования ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы.
Ценностно-смысловые компетенции начинают определяться в начале каждого урока, когда побуждаем учащихся задуматься над необходимостью чтения, анализа эпизода или поступков героев художественного произведения, выполнения задания, необходимости получения информации, необходимости изучения данной темы и т.п. В течение всего урока направляем детей на осмысление выполненного задания и проведения параллели его с реальной жизнью: «Где нам пригодится умение писать заявление? Составлять план? Чье мнение из героев для вас ближе и почему? Поступок какого героя заслуживает уважения? Как бы вы поступили в подобной ситуации?» и т.п.
Общекультурные компетенции. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Как мы формируем эти компетенции? На уроках развития речи и литературы используем в качестве наглядного пособия репродукции картин (теперь нам на помощь пришел моноблок), для создания определенного настроения или дополнением к картине включаем музыкальный фрагмент. Например при написании сочинения картине "Охота", ребята заинтересовались национальной охотой с беркутами, поделились своими знаниями в этой области, что помогло при выполнении работы. Во время работы с художественным текстом попутно обращаем внимание учащихся на историческую эпоху, когда было создано произведение или происходят описываемые в нем события, знакомит с ее культурой и традициями. Так мы обращаем внимание на значения слов «служить», «служба» (вместо «работа»), «жалование» (а не «зарплата»), при чтении учащиеся уже не смеются над словами «мужик», «баба», «девка», понимая их значение относительно исторической эпохи, о которой идет повествование или в которую происходят описываемые автором события.
На уроках мы постоянно обращаемся к образцовым текстам, обращая внимание учащихся на авторский стиль, используемую им лексику, обороты речи, обсуждаем языковые средства на фонетическом и синтаксическом уровнях (это уже и лингвистическая компетенция). Например при изучении произведения "Слово о полку Игореве" в 8 классе использовали аудиозапись прочтения на древнерусском языке, при изучении лирики С.Есенина прослушивали запись исполнения стихотворений автором.
Общекультурные компетенции воспитывают и упражнения, связанные с этикетом (например, при изучении темы «Диалог» знакомимся с этикетом общения по телефону с помощью программы «Уроки хороших манер» телеканала «Бибигон», а также при групповой работе, при оценивании работ.
Учебно-познавательные компетенции. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Для актуализации этой компетенции в начале урока как правило создаем для учащихся ситуацию учебного затруднения или использует прием «яркое пятно». Торжественно объявленная тема урока чаще всего не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Чтобы этого не произошло можно использовать специальный прием, условно называемый «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, шутки, ребусы, кроссворды. Словом, разнообразный материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но обязательно связанный с темой урока.
При использовании приема «яркое пятно» у детей возникает желание изучить тему, которая была сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель.
Изучая русский язык, предлагаю учащимся учебно-познавательные задания в необычной форме, создавая различные игровые ситуации (например, «Найдите лишнее»), лингвистический эксперимент
Сюда же относятся и задания, развивающие лингвистическую компетенцию (например, будут ли однокоренными слова «бык» и «пчела»?) использовали при изучении темы словообразование.
«Дерево мудрости» . Одна группа учеников пишет на листках разного цвета вопросы по правилам учебника, другая группа (3-4 ученика) выходят к доске, срывают с дерева листочки с вопросами и отвечают на них.
Информационные компетенции. В прошлом учебном году в тесты ВОУД по русскому языку были включены вопросы по данному тексту. Поэтому для развития информационных компетенций помимо традиционных методов работы с текстом стали использовать вопросы исследовательского проекта ПИЗА в соответствии с темой урока. Например в 6 классе при изучении темы "Заимствованные слова" использовали текст граффити. По интернету пришли два письма. оба они граффити. Задания Цель письма. С каким письмом согласны. и т.п.
Информационную компетентность развиваем и на уроках литературы. Например, при изучении творчества писателя предлагаем ребятам прослушать лекцию и записать 10 фактов биографии и 10 фактов, связанных с творчеством писателя. Или используем прием "Незаконченных предложений", в заранее приготовленную карточку, учащиеся по мере прослушивания лекции записывают нужную информацию (дату, фамилии, имена и т,п.).
Коммуникативные компетенции. Прием "Тропа мудрости", предполагает работу с афоризмами, высказываниями, пословицами, поговорками.
Определение уместности языковых единиц, выбор и обоснование оптимального употребления языковых средств в соответствии с условиями коммуникации. Одно и то же содержание можно предать разными языковыми средствами.
Например, определить максимально возможное количество вариантов пословицы:
Дерево определяют плодам девушку
Куст отгадывают шишкам человека
по а
Цветок узнают почкам юношу
Растение распознают соцветиям старика
Например, сравните два крылатых выражения
Красота спасет мир (приписываемое Ф.М.Достоевскому)
Мир красотой спасается (принадлежащее Ф.М.Достоевскому)
На уроках литературы предлагаю следующее задание: просмотреть фрагмент фильма или спектакля и сравнить героя в авторском тексте и в интерпретации для сцены или экрана. Или предлагаю оформить таблицу: «Каким я увидел Чехова при подготовке к уроку?», затем прошу посмотреть учебный фильм и записать во вторую колонку, что нового узнал о писателе на уроке, затем сделать общий вывод.
Социально-трудовые компетенции. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
На уроках русского языка я часто даю возможность детям поработать учителем. Предварительно на дом задаю составить словарный диктант по изученной или изученным правилам, или тест перед уроком выбираю оптимальный. Автор выбранного диктанта на некоторое время становится учителем: организует и проводит словарный диктант, проверяет его.
Формирование ключевых компетенций не только не отвлекает от предметных, но и делает работу над последними осмысленной, привлекает внимание обучающихся к языку и литературе, формируют психологическую грамотность, культуру мышления и поведения учащихся, а значит, компетенцию личностного самосовершенствования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МБОУ «Лицей № 9 имени К.Э. Циолковского» города Калуги

Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка(по учебнику Г.Г.Граник)

Царькова Ирина Владимировна

учитель русского языка и литературы

Что нового может привнести в урок компетентностный подход в обучении русскому языку? Как учебник русского языка Г.Г. Граник помогает формировать ключевые компетенции? В настоящей работе автор обращается к рассмотрению одной из значимых проблем модернизации российского образования - формированию у обучающихся ключевых компетенций.

Ключевые слова: компетенции, русский язык

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.

Роджер Левин. На современном этапе в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты второго поколения перед учителем стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. В связи с этим ставится задача формирования ключевых компетенций обучающегося. Компетентность - это способность установить и реализовать связь между “знанием - умением” и ситуацией. Компетенции формируются, если: -обучение носит деятельностный характер; - идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера); -создаются условия для приобретения опыта и достижения цели: -применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО); -усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы); -учитель умело управляет обучением и деятельностью ученика, для этого о учитель должен обладать педагогической компетентностью, т.е. быть предприимчивым, ответственным, коммуникабельным, творческим, самостоятельным человеком, способным видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, работать в команде, владеть методиками диагностики своего предмета и психологического развития детей, быть культурным и привлекательным.

Большинство компетенций возможно сформировать на уроках русского языка, т.к. «…филология есть связь всех связей; она нужна абсолютно всем, потому что в основе всего лежит слово, через которое оформляется любое знание и любое творчество».(Д.С. Лихачёв).

Именно формированию и развитию таких компетенций способствует учебник русского языка под. редакцией Г. Граник

На уроках, в первую очередь, развиваются такие ключевые компетенции, как: речевой компетентностный русский коммуникативный

Лингвистическая компетенция - умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

Языковая компетенция - практическое владение родным языком, его словарём, грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

Коммуникативная компетенция - умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

Культуроведческая - постижение национальной культуры своего народа, осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Обучение направлено на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей (напр., упр. «сочините текст…»). Три группы понятий составляют в учебнике теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Обучающимся предложены различные виды речевой деятельности: смысловое чтение, восприятие и анализ высказывания, его воспроизведение, а также совершенствование и развитие интуиции («Учимся сравнивать», «Соберите рассыпавшееся предложение»).

Этапы формирования коммуникативной компетенции:

1.Изучение теоретического материала через призму практического применения

2.Наблюдение над языковым материалом

3. Эвристическая беседа

4. Моделирование опорной схемы

5. Словарная работа

6.Работа с текстом

7.Учебный диалог

8. Рефлексия по поводу созданного текста

9.Коррекция своего речевого поведения.

Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками (формулировка заданий предполагает совместную деятельность: «Работайте вдвоём» , действует рубрика «Работайте вдвоём, в паре»). Особое место уделяется на уроках формированию коммуникативных универсальных учебных действий с использований форм коллективно - распределённой деятельности - проектная деятельность. Это помогает сформировать свою точку зрения, аргументировать её, развивать чувство товарищества (упр. «Письмо», упр. о рыцарстве, стихи А. Кешокова «Мне больно, мальчики»).

Понимание законов лингвистики - достигается за счет простого, доступного объяснения сложных понятий и избыточной информации в тексте («Фонемные и нефонемные правила», «Кто командует корнями», «Для разных приставок - разные законы» и т.д.). Настолько глубоко, логично и просто даются знания о законах языка, что учащимся не составляет труда понять и усвоить материал Каждое правило орфографии лингвистически обосновано и дается в системе, а не разрозненно, как по традиционным учебникам. Например, полностью изучается правописание корней слов, даются все случаи чередования, полностью изучается правописание всех видов приставок, суффиксов всех частей речи. Ни в одном учебнике эти темы не даются системно и в полном объеме. Содержание УМК позволяет формировать способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Это способствует формированию культуроведческой компетенции, с помощью сведений об истории языка, этимологии, о русских учёных - лингвистах (Например, отрывок из летописи, С. Есенин - «В хате», о числах, «Старинные меры длины и веса», о появлении чая на Руси). Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и воспитанию любви к русскому языку и литературе. Особое место уделяется на уроках формированию коммуникативных универсальных учебных действий с использований форм коллективно - распределённой деятельности - проектная деятельность.

Это помогает сформировать свою точку зрения, аргументировать её, развивать чувство товарищества (упр. «Письмо», упр. о рыцарстве, стихи А. Кешокова «Мне больно, мальчики»). Учебник предполагает использование разных форм организации обучения (эксперимент, диалог, самостоятельная работа и пр.) Содержание и методика обучения по данному учебнику направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ - компетенции) в процесс изучения русского языка в школе. Учебник содержит ссылки на электронные образовательные ресурсы (более 15 ссылок).

При работе с интернет - ресурсами предлагается работа с электронными словарями, использование информации о лингвистах и лингвистике, дополнительный тренинг по правописанию, знакомство с книгами и писателями, с сайтами общекультурного содержания (систематически даются рекомендации книг, отрывки из которых предложены для работы). Учебник даёт возможность учащимся в течение года выполнить 5 - 6 небольших проектов. Задания направлены на освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных): «Посмотрите в «Толковом словарике»…, «Проверьте себя по «Школьному словарю…» Такие задания отмечены пиктограммой «Обращаемся к другим наукам и предметам»; ведущие связи - с предметом «Литература» (тексты А. Аверченко, Г. Лорки, В. Бианки, Э. Мошковской, К Чуковского, А. Толстого, Е. Носова, Э Успенского, В. Берестова, Л. Кассиля, Д. Свифта, Ф. Рабле…). Последовательно осуществляется связь с историей, биологией, психологией (задания «Включите воображение», «Как развивать орфографическую зоркость»), с астрономией, мифологией, музыкой, географией, математикой.

С помощью художественных текстов, написанных современными писателями Р. Коваленко, Т. Крюковой, решается проблема нравственности. Текст учебника содержит обращение к личному опыту учащихся, способствует установлению связей изучаемого материала с жизнью («Какая мудрость заложена в этой сказке?»). Учебник содержит большой воспитательный потенциал, обладает социально - гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации).

Использованная литература

1. Журнал «Источниковедение в школе», №1, 2006 г.

2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.

3. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. - Иркутск, 2009.

4. Новикова Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского языка: от теории к практике. // «Русский язык в школе». - 2006. - №3.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятия компетенции и компетентности. Взгляды на реализацию компетентностного подхода в школе. Классификация и содержание ключевых образовательных компетенций. Ключевые компетенций на уроках математики в 5-6 классах. Примеры формирования компетенций.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2009

    Компетентностный подход в обучении русскому языку. Реализация языковой компетенции при обучении синтаксическим нормам. Методические разработки уроков русского языка в 8 классе с использованием компетентностного подхода. Методика грамматики и орфографии.

    дипломная работа , добавлен 22.02.2013

    Задачи и принципы формирования коммуникативных компетенций учащихся, программы и методики формирования речевых компетенций. Модели личностно-ориентированного подхода в обучении. Виды упражнений на уроках русского языка при обучении связной речи.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2011

    Истоки формирования и содержание методики обучения русскому языку в казахских классах в Назарбаев Интеллектуальных школах. Особенности применения лингвокультурологического аспекта в преподавании русского языка. Основные этапы работы с текстом на уроках.

    статья , добавлен 30.11.2011

    Понятие лингвистического образования как концептуальной основы коммуникативной компетенции, его актуальность на современном этапе. Практические аспекты формирования коммуникативного подхода в развитии языковой личности при обучении иностранному языку.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Понятие компетентностного подхода к обучению, анализ литературных источников. Ключевые компетенции учащихся. Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций учащихся. Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2010

    Концепция модернизации образования и формирование ключевых компетенций, определяющих качество образования. Принципы и требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода. Использование экономических и социальных ситуаций в обучении.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2010

    Изучение развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, понятия межкультурной компетенции. Анализ особенностей методики организации занятия обучения английскому языку с использованием видеокурсов на уроках иностранного языка.

    дипломная работа , добавлен 16.01.2012

    Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Преподавание русского языка в условиях модернизации общего образования. Опытно-экспериментальная работа по внедрению компетентностного подхода на уроках. Конспекты занятий.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2014

    Сущность коммуникативной компетенции. Возможности использования дидактического сборника в процессе обучения английскому языку. Формирование коммуникативной компетенции учащихся 2 классов при использовании дидактического сборника "Игровой калейдоскоп".

Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках русского языка

« Главной сегодняшней задачей стало производство компетентных людей - таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

М. Ноулз

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Начальная школа – органическая часть, первая ступень средней школы. Именно в ней закладывается фундамент для последующих этапов образования. Реформа предусмотрела для начальных классов предельно четкие образовательные цели и задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.

Формирование же ключевых компетенций учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, т.к. они являются источником деятельности и выполняют функцию развития личностных компетенций младшего школьника.

Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

Если руководствоваться теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, которые учитель формирует в начальной школе, являются на мой взгляд, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
Учебно-познавательные компетенции :
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные компетенции :
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
овладеть навыками использования информационных устройств;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные компетенции :
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Социальные компетенции :
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь представление о системах социальных норм и ценностей в Казахстане и других странах;
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях.

Основа компетентности - самостоятельность . Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:

1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию;

думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.

2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.

3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.

4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Таким образом, стандарты нового поколения предусматривают формирование активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться.

Динамика формирования компетенций младших школьников зависит от организации процесса обучения. На уроках русского языка младшие школьники часто сталкиваются с проблемой непонимания сложных научных названий изучаемых орфограмм и лингвистических понятий. Это обстоятельство затрудняет изучение программного материала и не даёт возможности формированию ключевых компетенций на уроках русского языка.

Чтобы решить данную проблему дети сами должны формулировать тему урока, опираясь на содержание учебника. Затем проводится актуализация знаний, путём постановки вопросов: «Где в жизни вы встречались с этим объектом, явлением, приёмом и т.п.? Как вы думаете, где в жизни вам пригодятся эти знания?» Учащиеся, отвечая на эти вопросы, нацеливаются на самостоятельную познавательную деятельность. Происходит добывание знаний из реальности и овладение приёмами учебно-познавательных проблем. Выводы по своим наблюдениям и исследованиям дети делают сами. В ходе такой работы на уроке у учащихся начальных классов происходит формирование ряда ключевых образовательных компетенций: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.(Приложение 1-3)

Работая с детьми младшего школьного возраста в течение 20 лет, я поняла, что ребенок воспринимает предмет «русский язык», как что – то новое, ранее незнакомое, очень трудное в изучении, хотя и владеет в языке очень многим. Проведя анкетирование учащихся в классе, я подтвердила догадку о том, что предмет «русский язык» нелюбим младшими школьниками, он кажется им совершенно недоступным.

Для того, чтобы изменить отношение младшего школьника к предмету, необходимо помочь ребенку понять, что со многим в языке он хорошо знаком, только не догадывается об этом. Если мы поможем ему это осознать, то, может быть, положим начало изменению его отношения не только к языку, но и к самому себе как личности.

Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта.

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации, алгоритмы, кластеры.(Приложение 4-5)

Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.

Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.

Слово “кластер” в переводе с английского – гроздь, груда, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.

Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.

Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения. Приводим как пример:

Пользуясь кластером, расскажите о формах глаголов (Приложение 6)

Система работы над формированием интеллектуальной компетенции предусматривает определенные изменения в содержании и организации процесса обучения русскому языку.

Изменение содержания методики преподавания русского языка осуществляются за счет:

- введения дополнительной лексики во время проведения словарно – орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

Увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;

Расширения объема работы с понятиями;

Включения в содержание уроков различных текстов воспитательно – познавательного характера.

При организации учебного процесса большая часть заданий формулируется учащимися самостоятельно. Ориентиром в этой работе им служит тема урока и анализ конкретного учебного материала.

В плане развития и активизации интеллектуальной деятельности я использую традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов урока:минутки чистописания, словарно – орфографической работы, физкультминутки и т.д.

Актуализация знаний уч-ся

Специфика проведения минутки чистописания

Например:

1На доске: лампа, ветка, отлетел . (Приложение 7)

Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук (л)

2. В каждом из слов пропущена одинаковая буква. Какая это буква? (Это буква «Я»).(Приложение 8)

Прочитайте полученные слова. Что общего у слов первого столбика? Что общего у слов второго столбика? Что общего у всех слов? Что обозначает слово «ВЯЗ»? (Большое дерево с крепкой древесиной). Кого называют «МЯМЛЕЙ»? (Вялого, нерешительного человека). Дайте характеристику букве «Я». С этой буквой мы и будем сейчас работать на чистописании.

Особенности словарно-орфографической работы

1.Первый прием – поиск предназначенного для ознакомления слова, связанного с работой по фонетике и повторением учебного материала.

Например, на доске- пфбктхешсрчешзца.(Приложение 9) Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке (береза)

2.Второй прием состоит в полном отсутствии указаний учителя. Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся (завтрак и обед) Приложение 10.

ОЗАБВТЕРАДК

3.Третий прием предусматривает определение слова из словаря выявлением закономерности его образования. (Приложение 11-12)

ракета, ботинки, тарелка-работа

овес, сирень, назад-? (осина)

4.Четвертый прием связывает искомое слово с изучаемыми темами русского языка. (Приложение 13)

Например, на доске: т..желый, про…ка, со..нце, с..лонка, то…, б..лезнь

Соедините последовательно буквы, являющиеся орфограммами в данных словах, вы узнаете новое словарное слово (яблоко).

Организованная, продуманная, систематическая словарно-орфографическая работа является эффективным средством развития интеллектуальной компетенции для успешного проведения последующих этапов работы.

Специфика этапа открытия нового знания.

Изучение нового материала происходит с помощью применения проблемно-поискового метода.

1.Первый вид - обобщение изученного по заранее составленному учителем плану. При ознакомлении учащихся со сложными словами может быть использован следующий план:

1.Определи способ образования слов: подосиновик, осиновый, яблочко, яблочный.

2.Может ли слово быть без корня? без приставки? без суффикса?

3.Может ли в слове быть два корня. Как называются такие слова? Как называется такой способ словообразования?

4.Сформулируйте тему сегодняшнего урока (учимся писать слова с двумя корнями).

2.Второй вид –использование или самостоятельное составление обобщающих таблиц, схем. Например, при изучении темы «Род имен существительных», уч-ся составляют схему такого типа (Приложение 14)

Род имен существительных

муж.род жен. род сред.род

он, мой она, моя оно, мое

Подобный подход повышает роль уч-ся в организации учебной деятельности и выводит их мышление на новый уровень.

Специфика этапа применения нового знания.

На данном этапе урока русского языка находят широкое применение лексико-орфографические упражнения, совершенствующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.

1.При изучении темы «Правописание приставок» уч-ся дается задание: к каждому слову из левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть, в словах выделите приставки (Приложение 15)

Удоч..ка п..р..плет

Книга п..белка

Ст..кан пр..бежка

Заря..ка п..дст…канник

Р..монт П..плавок

2.Составь сложные слова и запиши их в два столбика: с соединительной гласной -о, с соединительной гласной -е.(Приложение 16)

Снег+ходить

Мясо+рубить

Книга+любить

Стихи+творить

Сам+валить

Таким образом, в процессе применения нового знания у учащихся активизируется речевая деятельность и формируется речь доказательная, аргументированная, логичная. Вместе с ней развиваются важнейшие интеллектуальные аспекты.

Физкультминутка

Физкультминутки не исключение в интеллектуальном развитии уч-ся. Они представляют собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Учителем подбирается 10-12 языковых единиц по изучаемой теме. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность уч-ся. Необходимая разрядка осуществляется за счет высокого эмоционального подъема детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.

Например, при изучении темы «Окончание. Понятие о нулевом окончании» задание учащимся формулируется так: если я назову слово с окончанием, вы приседаете, а если с нулевым окончанием - встаете.

В заключение хочу сказать, что систематическая работа в данном направлении гарантирует достижение стандартов обучения русскому языку и способствует формированию активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться.

Литература:

1. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО Мир книги, 2001.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия.-

[М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.]

3. Леднев В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика/ В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков - М., 2002.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.- 2003.-№ 5.

5. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике/Полонский В.М.-М.,2000.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов – М., Русский язык, 1989.

7. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство/ А.С. Белкин.- Челябинск, 2004.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002// Центр «Эйдос» http://www.eidos.ru/

Августовская конференция 2016 г.

Лебедева Татьяна Леонидовна МБОУ СОШ № 5 г. Балтийск

Формирование языковой компетенции на уроках русского языка.

Русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.

Формирование и развитие языковой компе-тенции, несомненно, прерогатива предмета «русский язык», однако она может быть признана и надпредметной компетенцией, которая должна совершенствоваться в процессе изучения всех учебных предметов в школе, в условиях единого речевого режима.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Это находится в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования.

Понятие «компетенции» в методике преподавания русского языка в школе связано, в первую очередь, с поисками более точного, строгого определения целей обучения с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Компетенция - способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.

Кратко охарактеризую содержание компетенции каждого типа.

Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Лингвистическая компетенция представляет сбой результат осмысления речевого акта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, благодаря которым воспитывается устойчивый и постоянный интерес к предмету, чувство уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.

Коммуникативная компетенция - это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий: стили и типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации.

Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к кумулятивной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к мировой и национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию , которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентаций - осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно - нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Формирование языковой компетенции - важнейший аспект обучения родному языку, поскольку языковая компетенция - это способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Последнее время формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Языковая компетенция рассматривается по определению Е.Д. Божович как психологическая система, включающая два основных компонента:

данные речевого опыта, накопленного ребенком в процессах общения и деятельности;

знания о языке, усвоенные в ходе специально организованного (школьного) обучения.

Языковую компетенцию в отечественной науке раскрывают чаще всего как совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как учебной дисциплиной.

Основу формирования языковых компетенций составляют следующие идеи:

Деятельностный подход к обучению (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина).

Идея учета возрастных особенностей в обучении и развитии (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Виноградова)

Идея актуализации субъектного опыта личности (И.С. Якиманская).

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация комплексной работы с текстом.

Цель работы предполагает необходимость решения следующих задач:

1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.

2. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.

3. Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

4. Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с одарёнными учащимися.

5. Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие нравственных качеств школьников.

Комплексная работа с текстом в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

Комплексный анализ текста;

Работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

Анализ текста при работе над типами речи;

Сопоставительный анализ текстов;

Письмо по памяти;

Лингвистический эксперимент;

Работа с «деформированным» текстом;

Составление текста по опорным словам.

Активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету нетрадиционные формы проведения уроков: урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки.

Комплексный анализ текст а

Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется системный подход к изучению языка. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы и формирует нравственные качества школьников.

Можновыделить основные организационные формы комплексного анализа текста:

коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте);

один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста - комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;

одна из форм самостоятельной работы учащихся;

одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.

В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации. Ученик, исследуя предложенный текст и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, тренирует зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Главный результат работы, которую выполняет школьник в процессе анализа текста, - это умения самостоятельно понять замысел текста, объяснить те приемы и средства, которыми автор достигает реализации своего замысла, объяснить влияния грамматических и стилистических средств выразительности для создания художественного образа, сочинить собственные тексты, адекватные заданной речевой ситуации. В процессе комплексного анализа текста проводятся следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный и этимологический, морфологический и синтаксический, стилистический.

Приведу пример с урока русского языка в 6 классе по повторению изученного в конце учебного года.

Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания носят комплексный характер.

Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала над широкой донской степью голубая весна.

1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?

2. Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения?

3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?

4. Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.

5. Найдите эпитеты. Раскройте их значение.

Анализ текста при работе над типами речи

Школьники знакомятся с автором и названием произведения, откуда взят отрывок, отмечают, какому событию он посвящён. После выразительного чтения отрывка учителем определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.

При описании изображаются люди, предметы, животные, природа, различные действия и т.д. Описание статично.

При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.

При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. В схеме рассуждения выделяются три части:

Тезис (то, что надо сказать);

Доказательства (аргументы);

Вывод (общий итог).

Особое внимание необходимо уделять работе над смешанными типами речи, ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.

Сопоставительный анализ текстов

Разновидностью уроков-практикумов становятся уроки сопоставительного анализа художественных текстов схожей тематики. Такая работа помогает школьникам выявить особенности создания образов, выразительные возможности художественных средств, повышает интерес к слову.

Учащимся предлагается провести сопоставительный анализ текстов по следующим направлениям:

Смысловой анализ текстов (определение темы, идеи текста);

Стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к тому или иному стилю, выделение характерных выразительных средств языка и стилистических приемов);

Типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

Языковой анализ текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический анализ указанных учителем слов, словосочетаний и предложений; анализ трудных случаев грамматики и правописания).

Подобная работа проводится среди учащихся, изучающих русский язык углублённо. Она прививает школьникам навыки исследовательской деятельности, рассчитана на подготовку к сочинениям повышенного уровня и оказывает большую помощь на занятиях с одарёнными детьми при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

Письмо по памяти

Одним из упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, а также способствующих развитию речи, является письмо по памяти(воспроизведение заранее выученного текстанебольшого объёма). Этот вид работы позволяет осуществлять и комплексную работу с текстом, что немаловажно для подготовки к сдаче ГИА в 9 и 11 классах.

Письмо по памяти развивает эстетическое отношение к русскому языку, формирует у учащихся языковую компетенцию, умения применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала. Подобная работа занимает на уроке немного времени, но приносит хорошие результаты. Ребята всегда с интересом готовятся к её выполнению.

В ходе предварительной работы полезно познакомить учащихся с автором миниатюры, с историей её создания.

Словарная работа

Использование разнообразного материала помогает и в проведении словарной работы на уроках русского языка.

Например, учащимся предлагается записать словосочетания и указать тип подчинительной связи.

Оборонительное сражение, артиллерийские залпы, выполнить точь-в-точь, невиданное сражение, бронированный удар, Прохоровское поле, захваченный оккупантами, прорваться к речонке, озаряют небо, мирные отблески, праздничный фейерверк.

После проведения беседы по тексту составляется небольшой рассказ с использованием словосочетаний.

Лингвистический эксперимент

Продуктивным приёмом работы с текстом является лингвистический эксперимент, который может проводиться в ходе анализа языка художественного произведения. Цель учебного эксперимента - обоснование отбора изобразительно-выразительных средств в данном тексте и установление внутренней взаимосвязи между языковыми средствами. Лингвистический эксперимент может проводиться двумя путями - от целого текста к его компонентам или от единиц языка к тексту:

устранение данного языкового явления из текста;

подстановка или замена языкового элемента синонимичным;

распространение текста другими языковыми элементами;

свёртывание текста;

перестановка слов и других языковых единиц.

Работа с «деформированным» текстом

Важную роль в работе над орфографической зоркостью учащихся играет работа с «деформированным» текстом. Так, например, при изучении курса русского языка в 8 классе большие возможности предоставляет работа с отрывком из рассказа Е. Носова «Шопен, соната номер два». На уроке можно не только тренировать орфографические и пунктуационные навыки, знакомить учащихся со средствами выразительности, но и проводить воспитательную работу.

Составление текста по опорным словам

Подобный вид работы не только тренирует орфографические и пунктуационные навыки учащихся, но и повышает интерес к предмету, развивает творческое воображение и кругозор, воспитывает любовь к слову.

Сочинения проводятся главным образом с целью обогащения словаря учащихся, для них опорными словами являются слова, словосочетания, иногда целые фразы, тематически подобранные учителем. Их надо объяснить не только с точки зрения значения, но и орфографии, морфологии, стилистики. Это могут быть и слова из пассивного словаря учащихся, о которых им следует напомнить, а частично и совсем новые слова, которые используются с целью обогащения словаря.

Комплексная работа с текстом - одна из форм работы с одарёнными школьниками. Подготовка учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам требует от учителя особого материала, позволяющего проникать вглубь языковых явлений. И грамотно подобранные тексты предоставляют эти возможности.

Систематическая работа с текстами повышенного уровня сложности приносит хорошие результаты: ученики становятся победителями и призёрами олимпиад и конкурсов всероссийского, областного и городского уровней.

Таким образом, использование комплексной работы с текстами на уроках русского языка способствует формированию языковой компетенции учащихся, помогает в подготовке к ЕГЭ и ГИА, развивает кругозор, повышает интерес к предмету. В процессе работы с художественным текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре.

Библиографический список

1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. - М.:МПСИ, 2002. - 288с.

2. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках / Е. А. Быстрова // Русская словесность. 2003. № 1

3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - Либроком, 2010.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. - М., 2002.

5. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы/Т.М.Пахнова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 240с.

Как уже известно, русский язык красив и многофункционален, но, несмотря на это, он считается одним из сложнейших языков мира. Обучение русскому языку в современном образовательном учреждении осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Эти изменения обусловлены необходимостью приведения качества последнего в соответствие с требованиями современного общества.

Все мы помним, что в недалеком прошлом перед учителем стояла задача — дать хорошие прочные знания обучающемуся. Мы старались «наполнить» каждого ученика этими знаниями, предлагая ему готовый знаниевый продукт. И хотя, помимо знаний говорили ещё об умениях, навыках, особое внимание обращали на то, чтобы наш ученик как можно больше узнал за урок, мало обращая внимания на формирование этих умений. Многие учащиеся имеют небольшой словарный запас, и именно поэтому они сталкиваются с проблемой коммуникативной компетенции на уроках русского языка больше, чем на остальных предметах.

На уроках можно часто наблюдать такую ситуацию, когда учащиеся затрудняются в создании самостоятельных, связных устных и письменных высказываний. У многих орфографическая и пунктуационная грамотность находится на очень низком уровне. Учащиеся допускают большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Они не всегда могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы, или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения.

Некоторые учащиеся не проявляют интереса к изучению «великого и могучего» родного русского языка.

Как же справиться с безграмотностью не только языковой, но и общекультурной, от которой зависит воспитание нравственных качеств личности, ее способности к самостоятельному мышлению.

Сегодня приоритетным направлением образования является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить подростка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть формировать у учащихся коммуникативную компетенцию. составляющей основу практической деятельности человека в любой сфере жизни.

Проблема коммуникативной компетенции нашла отражение во многих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании, в Концепции модернизации российского образования, в национальных проектах Президента Российской Федерации, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку.

Поэтому я считаю, что задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач уроков русского языка и литературы, так как,

  • во-первых, русский язык — это основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения учащихся к ее богатствам;
  • во-вторых, содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры, на воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдая этические нормы общения.

Коммуникативная компетентность представляет собой комплекс следующих коммуникативных умений:

  • умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, в группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего результата или продукта;
  • владение языком как средством коммуникации;
  • умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

Формирование данных умений осуществляется посредством деятельностного подхода к обучению, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Коммуникативная компетентность становится частью культурной компетенции, что, несомненно, ведет к повышению уровня общей языковой культуры личности, способной найти себя в различных сферах деятельности.

Каждый урок, независимо от предмета, должен способствовать формированию и развитию коммуникативной компетенции, так как он строится на общении и сотрудничестве учителя и учащегося. Но особая роль, конечно же, отводится урокам русского языка и литературы как основным предметам гуманитарного цикла.

Поэтому в своей педагогической практике я стараюсь использовать инновационные технологии, направленные на всестороннее развитие личности учащегося, которые формируют не только коммуникативные качества ученика, но и развивают его мыслительную деятельность, повышают интерес к предмету, учат самостоятельности в решении проблем.

С целью формирования коммуникативной компетенции использую такие формы и методы, как: лингвистический анализ текста, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами, мини сочинения, коммуникативные и игровые ситуации.

На уроках применяю разнообразные приемы работы: выразительное чтение преподавателя, комментированное чтение, выразительное чтение по ролям, анализ текста, составление плана, конспекта, заучивание, и др.

Использую коллективные формы обучения, работу в парах, индивидуальную.

Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание учащихся. Тема урока становится интересна учащимся, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. Обучение делается более эффективным, когда вовлекаются все виды чувственного восприятия ученика с помощью мультимедийных функций компьютера.

Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т. д.

Обучение на уроках русского языка должно строиться с учетом необходимости формирования у учащихся различных коммуникативных умений и навыков:

  • умений понять тему сообщения, логику развития мысли,
  • извлечь нужную информацию (полно или частично),
  • проникнуть в смысл высказывания - слушание;
  • умений, осмысливая тему и основную мысль (идею) высказывания,
  • умений ведения диалога и построения монологического высказывания - говорение.

Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Существует большое количество видов анализа текста на уроке русского языка: культурологический, литературоведческий, лингвистический, лингвосмысловой и комплексный.

По словам Л.В. Щербы, цель лингвистического анализа - учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей… и поэтов». Задачи анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические).

Работая с текстом, вдумываясь в его смысл, учащийся сам выходит на языковые средства, которыми этот смысл выражен. Пусть не все средства он сразу сумеет увидеть и прокомментировать, но логику анализа: от содержания текста — к языковым средствам, которыми это содержание выражено, усвоит и по мере тренировки анализировать предложенный текст будет полнее и совершеннее. А это значит, что и свои тексты он будет строить всё лучше и совершеннее. Систематическое обращение к анализу текстов на уроках русского языка, опора на них способствует формированию важнейшего коммуникативного умения — создавать собственный текст.

Лингвистический анализ текста я провожу на образцах литературы и связываю его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление.

Чтобы сформировать умения, связанные с пониманием содержания лингвистического текста, текст учащимися поэтапно анализируется:

  1. Выразительно прочитать текст.
  2. Определить тему и основную мысль текста.
  3. Провести словарную работу.
  4. Выписать ключевые слова.
  5. Озаглавить текст.
  6. Определить стиль текста и доказать свое мнение.
  7. Определить тип речи и доказать свое мнение.
  8. Ответить на вопросы преподавателя (дополнительно)
  9. Пересказать текст(дополнительно)

Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

Во время анализа текста развивается языковое чутьё и операционный аппарат мышления. Выводы, к которым приходят учащиеся в результате анализа и обсуждений заданий и отрывков текста, – это выводы о функции языковых средств и о способах их обнаружения.

Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.

Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность учащихся по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

Текст № 1 «И прахом своим…»

В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. Пень этот сторожили выводки опят с рябоватыми шершавыми шляпками. На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, украшенный тремя или четырьмя кисточками брусники. И здесь же ютились хиленькие всходы елочек. У них было всего по две-три лапки и мелкая, но очень колючая хвоя. А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок. Однако завязи были так малы и сами елочки так слабосильны, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
Тот, кто не растет, умирает! - таков закон жизни. Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. Здесь можно было прорасти. Но нельзя выжить.
Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных, она стояла бодро и осанисто посреди пня. В заметно потемневшей хвое, в тоненьком смолистом стволике, в бойко взъерошенной вершинке чувствовались какая-то уверенность и вроде бы даже вызов.
Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!»
Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня, добывая пропитание.
Елочка долго и трудно будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли…
И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний, а они не покидают, да и никогда, наверное, не покинут тех, кто прошел войну, когда снова и снова передо мной встают те, кто пал на поле боя, а ведь были среди них ребята, которые не успели еще и жизни-то как следует увидеть, ни полюбить, ни насладиться радостями мирскими и даже досыта поесть, - я думаю о елочке, которая растет в лесу на пне.
(370 слов) (В. П. Астафьев)

Вопросы и задания

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Определите стилистическую принадлежность текста и тип речи.
  3. Определите тему и идею текста.
  4. Выписать выразительные средства языка.
  5. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
  6. Сделайте морфемный анализ слов «заметил», «ловко».
  7. Выписать слова с дефисным написанием, объяснить.
  8. Выписать слова с чередующейся гласной в корне, графически объяснить выбор орфограммы.

Текст № 2

Жара заставила нас наконец войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника над которым м…лодой стройный клён красиво раскинул свои лё…кие ветви. Касьян пр…сел на толстый конец срубл…ой берёзы. Я глядел на него. Листья слабо к…лебались в вышине и их жидко(з…леноватые) тени тихо ск…льзили взад и вперёд по его тщедушному телу (кое)как закут…ому в тёмный армяк по его маленькому лицу. Он (не)поднимал головы.
Мне наскучило его бе…молвие я лёг на спину и начал любова(т,ть)ся мирной игрой перепут…ых листьев на далёком светлом небе. Уд…вительно приятное занятие лежать на спине в лесу и глядеть (в)верх! Вам каже(т,ть)ся что вы смотр…те в бездо…ое море что оно широко ра…тила…тся перед вами что деревья (не)поднимаются от земли но словно корни огромных растений спускаю(т,ть)ся от земли отвес…но падают в те стекля…о(чистые) волны. Листья на деревьях то сквозят изумрудами то …гущаются в з…лотистую почти ч…рную зелень. Где(нибудь) далеко(далеко) оканчивая собою тонкую ветку (не)подвижно стоит одинокий листок на голубом клочке прозрачного неба.
И вдруг всё это море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, …багре…ые солнцем, — все заструи(т,ть)ся, задрожит белым блеском, и подниме(т,тъ)ся свежее тр…пещущее лепетание, похожее на бе…конечный мелкий плеск внезапно набежавшей зыби.
Вы глядите, и нельзя выразить словами, как радо..но, и тихо, и сладко станови(т,тъ)ся на сердце. Та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, неви…ую, как она сама. И вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше и тянет вас самих за собой в ту спокойную бездну, и (не)возможно оторва(т,ть)ся от этой вышины, от этой глубины.
(И. С. Тургенев)

Вопросы и задания.

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текст а. (Определите, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон и темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности).
  2. Пользуясь словарём, объясните значение слов: армяк, тщедушный, лепетание. Подберите к этим словам синонимы.
  3. Озаглавьте текст, спишите его.
  4. Расставьте знаки препинания в первом, втором абзацах; вставьте пропущенные буквы. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы.

Текст №3.

Вчера я приехал в Пятигорск, нан…л квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы обл…ка будут спускат…ся до моей кровли. Нын…че в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполн…лась зап…хом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окно, и ветер иногда усыпает мой письмен…ый стол их белыми лепестками.
Вид с трех сторон у меня чудес…ный. На запад пят…главый Бешту сине… т, как «последняя туча рас… еян. ой бури»; на север подымается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрыва… т всю эту часть неб… склона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестре. т чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разн… – язычная толпа, а там, дальше, амфитеатром гром…здятся горы все синее и туман. ее, а на краю горизонта тян…тся серебр… ная цепь снеговых вершин, нач…наясь Казбеком и оканч…ваясь двуглавым Эльборусом.

Весело жить в такой земле! Какое(то) отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж…, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего(бы), кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сож..ления? Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром соб…рает…ся все вод…ное общество.

Вопросы и задания

  1. Выразительно прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит и почему?
  2. Отметьте в тексте слова эмоционально–оценочной лексики. Какое настроение они создают?
  3. Какие еще средства художественной выразительности использовал автор, какую функцию они выполняют?
  4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
  5. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени и страдательные причастия с безударной гласной перед суффиксами–Л–и–Н–/ – НН–. Объясните, каким правилом вы руководствовались при написании этих слов.
  6. Выпишите все слова, в которых есть корни с чередующимися гласными. Объясните их написание.
  7. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся – за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов – и грамматический строй речи – при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно–выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

  • угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
  • разгадывание загадок (в том числе и лингвистических) и др.

Задание 1. Угадайте термин по описанию.

  1. Наука о знаках препинания.
  2. Морфема за корнем, образующая новое слово.
  3. Графическое изображение звука на письме.
  4. Суп сваренный Демьяном.
  5. Слова, употребляемые жителями определенной местности.
  6. Словарнй запас человека.
  7. Раздел науки о языке, изучающий часть слово как часть речи.

Задание 2. Угадайте слово по его описанию.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица.

Задание 3.Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.
Данная работа не только служит формированию навыков общения и речи учащихся, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий и прекрасный русский язык».

Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы