Биографии Характеристики Анализ

Презентация к уроку по географии (5 класс) на тему: Презентация "Ориентирование на местности". Почему возникла необходимость введения нового фгос

Ф.И.О. Бердникова Ирина Петровна
Место работы : МО Абинский район, МАОУ СОШ № 4 г. Абинск
Должность: учитель географии
Предмет : географияКласс: 5
Тема урока : §6 «Компас. Ориентирование на местности» (урок 6 в разделе «Земля и ее изображения»)
Базовый учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков, М. «Русское слово», 2012 г. География. Введение в географию.
Цель : сформировать представление об ориентировании на местности и научить пользоваться компасом.
Задачи урока :
Образовательные :

  • создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
  • формировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Развивающие :

  • создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
  • продолжить работу над развитием устной монологической речи;
  • создать условия для развития творческих способностей.

Воспитательные :

  • способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

Планируемые результаты:

Личностные : Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и практики человека

Метапредметные : Умение работать с измерительными приборами, умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные : давать определение понятию ориентирование, объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают, умение их определения, делать выводы о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира.

Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно, в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям «ориентирование», строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать анализ и отбор информации; анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины, вычитывать все уровни текстовой информации, преобразовывать информацию из одного вида в другой, уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Тип урока : формирование умений и навыков
Форма работы учащихся : групповая
Техническое оборудование : компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, памятки ученику: правила работы с компасом, алгоритм определения сторон горизонта индивидуальные и на слайде (индивидуальные – на каждой парте и в электронном виде), карточки-задания для практической работы;


Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Актуализация знаний

Приветствует учащихся, проверяет готовности уч-ся к уроку. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку (К).
Выстраивает побуждающий диалог, связующий предыдущий урок и новую тему.
Проанализируйте представленные факты:
1) Как человек ориентируется на незнакомой местности.
2) Вернуться в незнакомом месте к своему дому или машине, имея только компас, нельзя.
– Какой у вас возникает вопрос?
Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление на ваш дом или оставленную у дороги машину?
– Какие у вас будут гипотезы? (Нужны карты или планы, по звёздам или солнцу. )
– Сформулируйте тему урока.
Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают имеющиеся знания(П).
2

Создание проблемной ситуации

Создаёт для учеников проблемную ситуацию.«Ассоциативный ряд».

Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации…

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Вступают в диалог (К) , выявляют противоречие, осознают, каких знаний не хватает (П).
3

Целеполага-ние

Создаёт готовность к предстоящей деятельности.С чем мы сегодня на уроке будем знакомиться? Осознают цель предстоящей деятельности (Р,П,К)
4

Планирование

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объектаЯ вам предлагаю план работы на уроке на доске, познакомьтесь с ним и обсудите его в парах, подберите необходимые для урока средства обучения и выскажите своё мнение. Работают в парах, обсуждают план, выбирают средства, необходимые для получения новых знаний, и выносят решение (К, П, Р)
5

Изучение нового материала

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.Включает в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности

А) Прочитайте текст «Ориентирование»,

– Какие способы ориентирования на местности вам известны? Заполните схему «Ориентирование». заполните схему и составьте план действий по ориентированию на местности.

Ориентирование


_____________ _______________ ______________ _____________

______________ _______________

Что для этого нужно знать и уметь?

Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4.

– Работа в группах.

Стороны горизонта .

Задание: Определите, в чём разница между понятиями горизонт, линия горизонта, стороны горизонта . Как и где показано направление на карте или плане? Выполните задание по тексту на с.

Б) Компас .

  • Задание: Как устроен компас? Что значит сориентировать, т.е. установить компас или как работает компас?

Прочтите памятку «Правила работы с компасом»? Определите по компасу стороны горизонта.

Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям (2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д)

Самопроверка (показ слайда)

Выполняют практическую работу с компасом.

Проверяет полученный результат и правильность понимания материала, организует обсуждение, подводит к выводу.

Работают с текстом учебника, анализируют полученную информацию (П)

Представляют варианты видов ориентирования, высказывают гипотезы об устройстве компаса (К, Р)

Просматривают (П), сравнивают изображение в учебнике (Р) принимают участие в диалоге с учителем (К)

Обмениваются полученной информацией (К), запоминают новое понятие (П).

Учащиеся разбиваются на группы (К).

Анализируют текст и выполняют полученное задание (П), демонстрируют свои результаы. (К)

Озвучивают результаты работы, формулируют вывод (П, К)

6

Применение нового знания

Подводит учеников к проблеме: зачем необходимо умение ориентироваться и работать с компасом?- Есть ли на Земле территории, на которых невозможно точное определение сторон горизонта с помощью компаса?

— Почему возникла необходимость введения промежуточных сторон горизонта?

Организует работу оказывает помощь в формулировке кратких ответов.

Самостоятельно продумывают и обсуждают вопросы, формулируют краткий ответ.(П, Р.)

Демонстрируют результат своей работы. (Л).

7

Рефлексия

1.Проверяет усвоение нового материала в устной форме (презентация) Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом- Используя приобретённые в ходе работы на уроке знания, выполните тестовые задания. Демонстрируют знания, понимание причинно-следственных связей (П).Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)
8

Домашнее задание

Подводит итоги урока.

«ФГОС учебники» - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010). Образовательная система «Школа 2100». Отличия касаются прежде всего базисных учебных планов. Биология. Учебники для ФГОС.

«Реализация ФГОС» - 300+837= 1237 электронных книг. Особые условия к проектированию самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы. Широкое привлечение к учебному процессу представителей российских и зарубежных компаний, государственных организаций. Общественно-профессиональная аккредитация – новый подход к оценке качества образования.

«Работа по ФГОС» - «Внеурочная деятельность как инновационная составляющая ФГОС нового поколения». Теоретическая основа. Умения универсальные учебные способы действий. Объект оценки. «Деятельностный метод обучения. Структура проверочных работ. Личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные), предметные.

«ФГОС нового поколения» - 634050, г.Томск, ул.Беленца, 11 51-80-62, 51-36-12 http://tomintech.ru. Спасибо за внимание! Зам. директора по УМР Е.А.Терентьева. Планирование и организация работы по переходу на ФГОС нового поколения (основные результаты). Основные результаты работы. Короткий срок для разработки основных профессиональных образовательных программ; Отсутствие методических рекомендаций для оценки общих и профессиональных компетенций учащихся; Отсутствие единой системы по разработке и оценке ПМ; Сложность процесса включения работодателей в разработку основных профессиональных образовательных программ.

«Урок по ФГОС» - Фгос. V. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. М.Е. Ларина Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов. Урок современного типа. Учебная ситуация строится с учетом: 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Требования ФГОС». 3. Урок комплексного применения знаний.

«Внедрение ФГОС» - «Педагогизация». Реализация проекта позволит преодолеть трудности внедренческого периода ФГОС. Выбор УМК. Новые технологии. Общественный договор. Наличие проектной проблемы. Федеральный. Принципы построения ФГОС. Муниципальный. Работа школы по внедрению ФГОС. Работа учителя. Новые средства и технологии обучения.

Урок географии в 5 классе

Тема: «Ориентирование»

Учитель географии, Вульф Татьяна Викторовна

Личностные: Овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные: Умение определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Предметные: Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов.

Тип урока: Урок изучения новых знаний.

Форма урока: исследовательская работа, работа в группах.

Оборудование: для учителя: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник для общеобразоват. Учреждений. - М.: Дрофа, 2012.; компас, карточки со сторонами горизонта, мультимедийная презентация, проектор, экран, вода, блюдца, березовая кора, иголки; для ученика: учебник, рабочая тетрадь, линейка, карандаш.

Ход урока:

Организационный момент

Готовность учащихся к уроку.

Проблемная задача

Мет.ук.: предложения записаны на доске заранее.

1.Компас помогает ориентироваться.

2.Вернуться в незнакомом месте к своему дому или машине, имея только компас нельзя.

Прочитайте хором предложения, записанные на доске. Какой вопрос у вас возник?

Ответы детей:

Зачем нужен компас?

Как компас помогает ориентироваться?

Как в незнакомом месте вернуться к машине?

Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление на свой дом или оставленную машину?

Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на ваши вопросы.

Актуализация знаний

Мет.ук.: заранее раздать карточки со сторонами горизонта.

Вспомните, где расположены стороны горизонта(север, юг, запад, восток)? Укажите на карточке расположение сторон горизонта. Вспомните, как называют по-другому север, юг, запад и восток?(основные стороны горизонта)

Какие еще есть стороны горизонта помимо севера, юга, запада и востока? (северо-запад, северо-восток, юго-восток и юго-запад). Верно.

А как называют по-другому эти стороны горизонта? (промежуточные стороны горизонта)

Изучение новых знаний

А откуда мы знаем, что есть такие стороны горизонта?

Какой прибор нам поможет определить стороны горизонта? Конечно же компас. Предполагают, что компас был изобретен в Древнем Китае. В настоящее время он верно служит путешественникам, мореплавателям и военным. Как вы думаете, почему? Компас - прибор для определения сторон горизонта. Компас имеет несложное строение. В коробочке на острие иглы закреплена свободно вращающаяся магнитная стрелка - самая важная часть прибора. Один ее конец показывает на север, а другой - на юг. Это связано с магнитными свойствами нашей планеты. Специальный рычаг может фиксировать стрелку в нужном положении. Конец стрелки, указывающий на север, окрашен в синий цвет, а указывающий на юг - красный.

Мет.ук.: заранее раздать каждому ученику компас.

У вас на партах лежат компасы, сейчас мы с вами попробуем определить где у нас север, где юг и т.д.

При пользовании компасом необходимо придерживаться некоторых правил, а иначе он неверно будет показывать вам направление:

1. Установить компас нужно на ровной, горизонтальной поверхности.

2. Освободить зажим и дать стрелке успокоиться.

3. поворачивать аккуратно компас, совместив синий конец стрелки с буквой «С».

4. По шкале определить нужное направление.

Как можно ориентироваться, если вы оказались в лесу?

Давайте встанем и покажем стороны горизонта. Где у нас встает солнышко? Правильно, на востоке. Встаньте так, чтобы вытянутая правая рука была направлена на восток.

Теперь стоя в таком положении, лицом мы стоим к какой стороне горизонта? Правильно, мы стоим лицом к северу.

Левая рука какую сторону горизонта нам указывает? (запад)

А спиной мы стоим к какой стороне горизонта? Правильно, спиной мы стоим к югу.

Вспомнили, что с помощью компаса можно узнать стороны горизонта. Еще говорят, что с помощью компаса можно ориентироваться. А что же такое ориентирование? Обратимся к учебнику, с. 79. Помним, что определения у нас выделены голубым цветом.

Умение определять свое местоположение относительно сторон горизонта и отдельных объектов называют ориентированием.

А как еще можно ориентироваться, если у вас не окажется компаса?

Как же определяют стороны горизонта по солнцу?

Вначале люди определяли стороны горизонта по восходу солнца. Более того, само слово «восток» — это видоизмененное слово «восход». На латинском языке «восток» — «ориенс», видимо, от этого и произошло слово «ориентироваться». Восток еще у первобытных пародов пользовался особым вниманием и поклонением: с востока появилось солнце — источник света и тепла на Земле. На восток молились, именно поэтому алтари церквей обращены на восток. При ориентировании на местности надо это учитывать, так как на земле сохранилось еще много этих памятников старины.

С течением времени люди заметили, что ориентироваться по восходу солнца не совсем правильно, так как эти данные бывают верны только дважды в году: в дни весеннего и осеннего равноденствия (21 марта и 23 сентября).

В эти дни — день равен ночи — на всем земном шаре солнце точно восходит на востоке. В остальное время года «места» восхода и захода не находятся точно на востоке и западе, и поэтому только в полдень, по тени вертикальных предметов, можно определить точно направление на север и юг, а по нему уже и направление восток — запад. Для наших географических широт в 7 часов утра солнце находится на востоке, в 1 час дня — на юге и в 19 часов — на западе.

Но как найти стороны горизонта по солнцу вообще в любое время дня? Для этого существует способ определения сторон горизонта по солнцу и часам. Часы кладут на ладонь так, чтобы часовая стрелка была направлена на солнце.

Угол, который образуется на циферблате часов между часовой стрелкой и цифрой 1, делим пополам. Линия, которая разделяет этот угол, и будет направлением север — юг (рис. 47). При этом юг находится в той стороне, где солнце было в середине дня.

Положение луны на небосводе очень точно определено и в каждый данный момент и относительно солнца.

Это значит, что и по луне можно также совершенно точно определить стороны горизонта.

В лунную ночь, во время полнолуния, луна находится в 19 часов — на востоке, в 1 час ночи — на юге и в 7 часов утра—на западе (рис. 48). Во время же первой четверти (четвертая часть поверхности луны) она в 19 часов находится на юге, а в 1 час ночи—на западе. Запомнив это, уже можно определить по луне и направление север — юг, а от него и азимут на любой местный предмет. Во время последней четверти луна находится в 1 час ночи — на востоке, а в 7 часов утра— на юге. А как отличить первую четверть от последней? Оказывается, это очень просто. У луны первой четверти «рога» направлены в левую сторону и приставленный к ним палец показывает букву «Р» и слово «растет» (рис. 48). В последней четверти «рога» направлены вправо и образуют букву «С» и слово «стареет». Так можно отличить первую четверть луны от последней.

Рисунок 47.

Рисунок 48.

Для определения сторон горизонта по луне и часам есть еще способ. В этом способе требуется на глаз разделить радиус диска луны на 6 равных частей и оценить, сколько таких частей содержится в поперечнике видимого серпа луны (рис. 49). В случае если луна прибывает («растет»), то полученное число надо вычесть из часа наблюдения. И, наоборот, при ущербе луны («стареет») указанное число надо прибавить к часу наблюдения. Полученная сумма или разность укажет час, когда в том направлении, где наблюдается луна, будет находиться солнце (днем). Следовательно, определив этот час и принимая луну за солнце, можно легко определить по часам и луне направление север — юг, как это было описано выше. Помня, конечно, что на луну надо направлять не часовую стрелку, а то деление циферблата часов, которое было вычислено по вышеуказанному способу.

Рисунок 49.

Пример. Положение и размеры луны (рис.49) мы наблюдаем в 5 часов 34 минуты утра. Видимая часть диска луны в поперечнике содержит по оценке на глаз десять шестых долей его радиуса. Луна «стареет», следовательно, надо прибавлять к часу наблюдения ее размер:

5 ч 34 мин+10 ч==15 ч 34 мин, то есть будет 3 ч 34 мин.

Установим эту цифру на циферблате часов на луну, тогда прямая, делящая пополам угол между указанной цифрой и цифрой 1 на циферблате покажет нам направление север — юг. В полнолуние, когда виден весь диск луны, то есть когда луна и солнце находятся на одном направлении, на луну следует наводить непосредственно часовую стрелку и определять направление север — юг как будто это было солнце.

Но как быть, когда луны не видно? Надо уметь ориентироваться по звездам. Окинув взглядом ночной небосвод с множеством светил на нем, мы всегда можем обнаружить семь ярких звезд, образующих как бы огромный ковш, называемый созвездием Большой Медведицы. Четкое расположение на небе, большая яркость, высокое стояние над горизонтом, хорошая видимость зимой и летом сделали их самыми заметными на небе Северного полушария. И вот, тысячи лет назад по этим звездам, как по компасу, финикийцы и греки водили свои корабли по морям и океанам. И в наше время ярко мерцающие огоньки Большой Медведицы являются путеводными светилами при ночных плаваниях, полетах, сухопутных передвижениях ночью. Если соединить две крайние звезды ковша Большой Медведицы и мысленно продолжить эту линию на пять таких же расстояний, она достигнет Полярной звезды (рис. 50), которая всегда указывает север. Она является последней звездой в «хвосте» созвездия Малой Медведицы. Оно также состоит из семи звезд, но менее ярких, и также имеет форму ковша, однако значительно меньших размеров. Точность определения направления истинного меридиана по этому способу составляет 1-2°.

Рисунок 50.

Определение сторон горизонта по различным местным признакам менее надежно, чем по небесным светилам. Поэтому пользоваться ими надо осторожно, проверяя результаты разными способами. Этих способов ориентирования очень много. Они могут быть подразделены в зависимости от разновидностей местности: для леса, степи, гор, населенных пунктов, пустынь. Кроме того, имеются способы ориентирования зимой, по следам ветра, по живым ориентирам и др.

У вас на партах лежит игла, березовая кора и блюдо с водой. Как можно с помощью этих предметов определить стороны горизонта?

Технологическая карта урока: Ориентирование на местности (1 час)

Учитель географии «Гимназия№22 г. Белгорода» Власова Г.А.

5 класс

Предмет география

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать определения понятий «ориентирование», «азимут»

Планировать учебную деятельность при изучении темы;

Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.

Раскрывать существенные признаки понятия «румб»

Давать определения понятиям

Называть и объяснять способы ориентирования,

Владеть устной (письменной) речью

Называть алгоритмы работы с компасом и гномоном;

Строить монологическое высказывание

Уметь определять азимут по компасу на местности и по плану;

Уметь объяснять содержание совершаемых действий

Уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта

Уметь аргументировать свою точку зрения

Раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов местности

Формировать действия целеполагания

(в том числе преобразование практической задачи в познавательную)

Уметь планировать пути достижения цели

Самостоятельно оценивать правильное выполнения действия и вносить необходимые коррективы

Самостоятельно распределять свое время

Создавать и преобразовывать схемы для решения задач

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели

Осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности

Диагностический инструментарий:

Тетрадь. «Мой тренажер» (задания1-4, с 16;20, 21, с 20-21;

Задание№7 на с.32;

Ресурсное обеспечение программы:

§8 учебника

Таблица «План и карта»

Таблица «Умение ориентироваться на местности»

Компасы ученические

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Проверка ведения дневников наблюдений»

    1.Проверяет ведение дневников наблюдений за погодой.

Сообщают информацию о погоде за прошедшие дни.

Умение правильно организовать наблюдение за погодой.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время сообщения информации о погоде.

Этап «Проверка домашнего задания»

1. Повторяет

правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

    Организует работу по контрольно-измерительными материалами по географии (тесты) (3мин.).

    Географический диктант

Из 7 заданий 3 мин

Решают тесты. 5 заданий

Умение правильно заполнять ответы.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время повторения правил работы с КИМами.

Слушают учителя.

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать учителя.

Этап «Постановка цели и задачи урока»

1.Работает с рубриками перед параграфом – учитель задает вопросы.

А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной русской народной сказки.

Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь.

Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в городе – направо, налево, прямо…

Вспомните

1.как человек ориентируется на незнакомой местности?

2. Какие местные признаки позволяют человеку ориентироваться на местности?

Вы узнаете

1. Что такое ориентирование.

2. что такое стороны горизонта и какие они бывают.

3.Зачем нужен компас и как с ним работать.

3. Подводит итог работы над рубриками.

4. Попробуйте сами назвать тему урока.

Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут».

Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

Задача сегодняшнего урока

Научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения

о теме урока

Выделяют существенную информацию из ответов на вопросы.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Этап «Работа по изучению нового материала»

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1.Организует работу по изучению новой темы.

Как вы думаете (проблемный вопрос)

Можно ли ориентироваться без компаса?

    Объяснение

2.Организует работу по выделению главной мысли темы :

формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами.

2. Предлагает: давайте запомним и запишем в тетрадь:

ориентирование, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

3. Организация практической работы –

по формированию умений пользоваться компасом:

Изучить правила пользования компасом;

Работа с компасом в паре;

Решение заданий на определение сторон горизонта в учебном кабинете;

Обозначение на составленном плане кабинета

объектов, расположенных по сторонам горизонта

Учащиеся слушают

с целью:

Понимания ими содержания главной мысли новой темы представлений об ориентировании на местности

Учащиеся вслух произносят новые термины и записывают их в тетрадь: ориентирование, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

Учащиеся знакомятся с алгоритмом работы с компасом

Решают задачи на определение сторон горизонта в учебном кабинете.

Результаты работы оформляют в виде таблицы.

Наносят на план кабинета объекты, согласно сторон горизонта.

Анализировать содержание нового материала с выделением главной мысли: об ориентировании на местности

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме для овладения алгоритмом по умению использования

Компасом.

Осознанно выполнять работу по заполнению таблицы.

Осознанно выполнять работу по нанесению объектов на план кабинета

Весь класс слушает объяснение учителя.

Все обучающиеся готовы ответить на вопросы.

Участвуют в изучении и овладении алгоритмом, помогают учителю.

Умение следить за объяснением учителя, понимать на слух содержание нового материала.

Умение заполнять таблицу по итогам наблюдений

Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Уметь работать с таблицей.

Уметь работать с планом кабинета.

Учащиеся по ходу объяснения выделяют новые термины.

В ходе работы школьники контролируют правильность и полноту записи новых терминов.

По мере необходимости исправляют, уточняют записи.

В ходе заполнения таблицы обучающихся осуществляют самоконтроль понимания содержания таблицы.

Самоконтроль за действиями.

Учащиеся выбирают лучшие работы.

Делают записи в тетрадь новых терминов: ориентирование, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас.

Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать неточности в ответах.

Осуществлять взаимоконтроль.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.

Оценивают работы.

Этап «Работа по закреплению нового материала»

1.Ставит цель на проверку знаний нового материала (вопросы с.32)

Что такое ориентирование?

Как называются основные стороны горизонта?

Как называют прибор для определения сторон горизонта?

Есть ли на Земле территории, на которых невозможно точное определение сторон с помощью компаса?

Почему возникла необходимость введения промежуточных сторон горизонта?

Отвечают на вопросы учителя.

Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы.

Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.

Классом прилагают усилия по решению учебной задачи.

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать другие мнения.

Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания.

Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать неточности в ответах.

Деятельность учителя

Определение направлений на плане и карте (работа с планом местности)

Покажите направления на плане местности.

Как оно обычно показано?

В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?

Определите, как изменяется направление реки Соть.

Проблема- С или С-В?

Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение -- азимут . Что же такое азимут?

Открываем учебники и прочитаем определение азимута.

Так что такое АЗИМУТ?

В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол.

А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке.

90 о, 180 о, 270 о, 360 о

А как нужно ориентироваться на местности?

А ночью?

По звёздам.

закрепление

Деятельность учителя

Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта.

Вы- пилоты. С Ростовского аэропорта отправляются рейсы Белгород –Сочи, Белгород - Москва, Белгород - Лондон, Белгород - Рио- де – Жанейро,

Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса?

Учащиеся записывают объект и сторону горизонта направления полёта

Записывают задание на дом.

Этап «Рефлексия». Ответить на вопрос: понравился урок или нет? На интерактивной доске вставляют смайлики, соответствующие ответу.

Этап «Выставление оценок»: учитель выставляет оценки и комментирует их.

Мне, как поклоннику приключенческой литературы про пиратов, было даже очень интересно ответить на данный вопрос. Большинство романов на эту тематику, особенно, про поиски сокровищ, авторы снабжали выдуманными картами, где в обязательном порядке рисовали «розу ветров» для определения сторон света. Однако стрел в этой розе могло быть до 16.

Промежуточные стороны горизонта

Проще всего этот вопрос рассматривать на примере «розы ветров», т.е. диаграммы, которая используется для определения сторон горизонта Север-Юг-Запад-Восток и представляет собой вертикальный крест с углом 90 градусов. Промежуточные стороны (например, северо-восток) представляют из себя лучи, которыми делится ровно на половину основная диаграмма, и, таким образом, разница в градусах угла становится равной 45. Сама «роза ветров» существует в следующих вариациях:

  • Восьмилучевая - используется в основах географии, и каждый ее луч включает не только сторону света (юг и запад), но и промежуточный курс (юго-запад) между ними.
  • 16-лучевая - кроме сторон горизонта, как на картушке компаса, обозначаются еще и дополнительные направления, которые делят угол еще на меньшее количество градусов и устанавливает это значение в 27,5. Такая роза используется в морской навигации и показывает такие направления как «вест-норт-вест», что соответствует понятию «западо-северо-западный».
  • 360-лучевая - генерируется автоматически с помощью электронной аппаратуры и точно указывает направление на каждый градус стороны.

Введение промежуточных и дополнительных сторон позволило точнее определять направление ветра или направление пути и, соответственно, устанавливать координаты.

Применение «розы ветров» с промежуточными сторонами

Построение «розы ветров» необходимо для обустройства взлетно-посадочных полос аэроузлов, при постройке жилых районов по отношению к промышленным зонам (расчет вероятности сноса воздушными массами вредных выбросов из труб предприятий), автомобильных дорог.


Также они используются в геофизике и строительной климатологии.