Биографии Характеристики Анализ

Презентация на тему "гай валерий катулл". Античная литература презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему Нет, не надейся приязнь заслужить

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Античная лирика Урок 2

Первые стихи о любви написаны более четырёх тысяч лет назад... Общей родиной для европейской культуры была античность - Древние Греция и Рим. Гомер создал эпос. Те, кого мы считаем родоначальниками лирической поэзии, младше Гомера лишь на несколько десятилетий. Ранняя греческая поэзия восходит к хоровому обряду. Постепенно обрядовый хор распадался. Обособились два полухория, обменивавшиеся репликами. Появился запевала, тот, кто вёл основную текстовую партию. Со временем запевала хора превратился из певца в поэта. Такой путь проделала лирика, которую называют мелической.

Мелическая лирика («мелос» – песнь) Имена первых поэтов связаны с островом Лесбос, расположенным вблизи побережья Малой Азии. Там во второй половине VII века до н.э. родились Алкей и Сапфо (Сафо), которая, согласно легенде, отвергла его любовь. Алкей Сапфо

Анакреонт (570–478 до н.э.) был уроженцем Малой Азии, но большую часть жизни провёл странствуя по дворам греческих правителей-тиранов. Имя Анакреонта станет нарицательным для певца земных наслаждений. Ему будут бесконечно подражать, перепевая его темы, поэты последующих веков. Carpe diem (лат.) - дословно “лови день”, то есть лови мгновенье пролетающей жизни и наслаждайся им. Ощущение приближающейся старости и неизбежной смерти - один из анакреонтических мотивов. Он не убивает чувство земной радости, но лишь добавляет ей остроты напоминанием, сколь быстротечна жизнь. Значит, нужно спешить, не упустить юности, поймать мгновение. Для мелической поэзии характерны богатство и сложность поэтических размеров. Искусство состояло в овладении ими и в виртуозном варьировании нескольких основных тем. Одной из них была любовь, неотделимая от других радостей.

Анакреонтика - поэтическая традиция, существующая в подражание Анакреонту и посвящённая прежде всего любви и вину. Среди русских поэтов, отдавших дань анакреонтике, был Пушкин. Ещё в юные годы он сочинил стихи «На гроб Анакреона», позже переводил его песни.

Пиндар (ок. 518–438 до н.э.) прославлял победителей спортивных состязаний, каковых в это время в Греции было множество, помимо Олимпийских игр. Тот, кто выигрывал, считался избранником богов, восторжествовавшим над судьбой. Такой жанр назывался эпиникий и навсегда стал образцом для торжественной оды. Поэзию Пиндара будут сравнивать с могучим потоком, который, родившись на вершине горы, мощно устремляется вниз, не зная преград на своём пути. Таково поэтическое вдохновение. Для него есть даже более подходящее слово - восторг. Во времена Пиндара поэзия в Греции всё ещё неотделима от музыки, от общественного события и нередко - от хорового исполнения. Но уже родился новый жанр, свидетельствующий о том, что меняется склад культуры. Характер происходящих перемен подчёркивает само его название - эпиграмма.

Эпиграмма Эпиграмма по-гречески означает надпись, надгробная - на памятнике или дарственная - на подарке. В отличие от современной, греческая эпиграмма не была обязательно остроумным или сатирическим выпадом. Её отличала краткость и стиховая форма. Греческая эпиграмма написана не гекзаметром, как гомеровский эпос, не разностопной строфой, а так называемым элегическим дистихом (то есть двустишием) Эпиграммы не поют. Их пишут и читают, оставаясь один на один с текстом. Поэзия становится искусством письменного слова. Её автор и её читатель не вовлечены в какое-либо обрядовое действо. Каждый из них вполне ощущает свою обособленность. Многие эпиграммы посвящены гетерам. Так называли незамужних женщин, ведущих свободный образ жизни. Гетера по-гречески значит спутница. Многие из них были спутницами известных греческих поэтов и государственных деятелей. Гетеры, как правило, были хорошо образованны. Во всё ещё патриархальном греческом городе-государстве (полисе) они свидетельствовали о начавшемся разложении строгого уклада. Расцвет эпиграммы в III веке до н.э. совпал с началом эпохи эллинизма.

эпоха эллинизма Эллинизм - период в истории Восточного Средиземноморья между смертью Александра Македонского и завоеванием Египта Римом (323–30 до н.э.). Для этой эпохи характерно небывалое в Древнем мире значение личного начала и частной жизни. Устаревают монументальные формы эпической поэзии. Им на смену приходят малый эпос и эпиграмма. Одновременно возникает новый тип греческой лирики - буколика (греч. букол - пастух), которому на протяжении последующих двух тысячелетий предстоит быть едва ли не основной формой рассказа о любви. Буколика представляет идиллическую жизнь на фоне прекрасного южного полдня. Жанр буколической поэзии - идиллия (греч. картинка). Этот пастушеский мир, впрочем, тоже знает горе - неразделённую любовь и смерть друга или подруги.

Родоначальником буколической поэзии считается Феокрит (IV - первая половина III века до н.э.). Он вошёл в культурную память как первый певец патриархальных радостей и сельской природы. Человека ещё не отделяет от неё чувство одиночества, но он уже научился ценить природную красоту. Путь греческой лирики на протяжении нескольких веков пролегает от обрядового действа до всё большей её связанности с жизнью отдельного человека. Этот процесс был продолжен в поэзии Древнего Рима.

Становление римской культуры было стремительным, поскольку его подготовило предшествующее развитие культуры греческой. В римской поэзии герой в полной мере ощутил себя частным человеком. Первый великий лирический поэт Рима Г ай Валерий Катулл (87 или 84 - после 54 года до н.э.) упорядочил звучание народной песни, ориентируя её на образцы греческой мелики. Автор маленького сборника, состоящего из 116 стихотворений, Катулл оказался самым близким нам и любимым сегодня среди всех античных поэтов. Катулл учился у греков. Некоторые его образы возникают как переложения из Сапфо. В память о поэзии Сапфо и о её родном острове Лесбосе Катулл называет в стихах свою возлюбленную Лесбией. Настоящее её имя - Клодия. Но и под условным именем любовь Катулла - настоящая, невыдуманная. Она не хочет знать границ, отказывается обращать внимание на весь мир, но столь же безграничным бывает отчаяние, когда возникает сомнение в любви и в верности. После Катулла элегия становится жанром любовной поэзии.

Именно Катулл создал особенное настроение в любовной поэзии, которое и по сей день мы называем элегическим. В нём радость неотделима от муки, но само любовное мучение доставляет радость. Элегия по-гречески означает “скорбная песнь”, но греческие элегии были не только скорбными. Они могли быть героическими. Элегиями греки называли все стихи, написанные элегическими двустишиями.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Античная ода Урок 3

Полноты и совершенства римская поэзия достигает в творчестве Горация Горация (65–8 до н.э.). Это один из тех, кого нередко признают величайшим поэтом во всём мире. Во всяком случае Гораций - безупречный образец классического стиля. Живший в бурное время, когда пал республиканский Рим и наступило время империи, Гораций прожил жизнь поэта. В юности он был солдатом, но, не снискав славы, бежал с поля боя. В зрелости он предпочёл покой и творчество, ставшие возможными благодаря помощи друга Мецената. Гораций принадлежит к тем поэтам, кто заново пересматривает и приводит в порядок всё, что было сделано предшественниками. Основным лирическим жанром для Горация была ода. Меценат (ум. 8 до н.э.), не занимая никаких постов, пользовался большим влиянием благодаря многолетней дружбе с императором Августом. Меценат ценил поэзию и, считая, что она способна придать необходимый блеск власти, поддерживал поэтов, сделав своё имя нарицательным для покровителя искусств.

В древности термин «ода» [греч. ōdē ́, латин. ode , oda ] не определял собой какого-либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим стихотворениям и подразделяли оду на «хвалебную», «плачевную», «плясовую» и т. п. Из античных лирических образований наибольшее значение для оды как жанра европейских литератур имеют оды Пиндара и Горация. Ода Пиндара - так наз. « эпиникий », т. е. хвалебная песня в честь победителя на гимнастических состязаниях, - заказанное стихотворение «на случай», задача которого - возбуждать и поощрять волю к победе среди дорийской аристократии. Местные и личные элементы, обязательные для эпиникия (хвала победителя, его рода, города, состязания и т. п.), получают свое «освещение» в соотнесенности с мифом как основой идеологии господствующего класса и с аристократической этикой. О. исполнялась пляшущим хором в сопровождении сложной музыки. Ей присуща богатая словесная орнаментация, долженствовавшая усугублять впечатление торжественности, подчеркнутая высокопарность, слабая связь частей. Поэт, рассматривающий себя как «мудреца», учителя, лишь с трудом собирает воедино элементы традиционного славословия. Пиндаровской О. свойственны резкие, немотивированные переходы ассоциативного типа, придававшие произведению особо затрудненный, «жреческий» характер. С распадом старинной идеологии это «поэтическое красноречие» уступило место прозаическому, и социальная функция О. перешла к хвалебной речи (« энкомий »). Архаические особенности О. Пиндара в эпоху французского классицизма воспринимались как «лирический беспорядок» и «лирический восторг». Гораций отмежевывается от « пиндаризирования » и стремится возродить на римской почве мелическую лирику (см.) эолийских поэтов (см. «Греческая литература»), сохраняя в виде фикции ее внешние формы. Ода Горация обычно обращена к какому-нибудь реальному лицу, на волю которого поэт якобы намерен воздействовать. Поэт часто хочет создать представление, будто стихотворение реально произносится (или даже поется). В действительности горацианская лирика книжного происхождения. Захватывая самые разнообразные темы, оды Горация очень далеки от всякаго «высокого стиля» или перенапряженности средств выражения (исключение составляют так наз. «римские» О., где Гораций выступает как идеолог политики Августа); в его О. господствует светский тон, иногда с легкой примесью иронии.

Различие пиндарической и горацианской оды мы имеем возможность ясно видеть в русской поэзии: Ломоносов и Державин. У обоих ода - это стихотворение, обязательно разбитое на десятистрочные строфы. Таков формальный признак жанра, сложившийся не в античности, но в более позднее время. По стилю и эмоциональному подъёму Ломоносов следует за Пиндаром. Державин - за Горацием, позволяя себе рассуждать о предметах самых важных, государственных и божественных, но так, чтобы всегда был слышен личный голос говорящего.

Римская классика на зависть последующим векам достигла небывалого равновесия - между обществом и природой, между личностью и культурой. В этом мире любовь была одним из искусств, составляющих главное, чем должен был овладеть человек, - искусством жить.


«ИКТ на уроках литературы» - Девяностотысячный стотысячный. Модернизацию образования невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий. Есть ещё одна очень хитрая частица - НЕ. Цель мастер-класса. Диагностика качества знаний по литературе. «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».

«5-11 класс литература» - Элективные курсы. Торговый дом «Мнемозина». По-новому трактуется содержание некоторых произведений. Курс 9 класса охватывает русскую литературу от древности до наших дней. УМК для 8 и 9 классов коллектив авторов-составителей, под редакцией Г.И.Беленького. Учебно-методические пособия. Приглашаем к сотрудничеству.

«Методика преподавания литературы» - Многие словесники сознательно идут на отступления от программы, работают по своим планам. Первая имела дело с историческим, реальным материалом, вторая - с вымышленным. А. И. Герцена. В то время словесность еще не была выделена в самостоятельный учебный предмет. Особое внимание уделяется упражнениям, «играм в словесные формы».

«Проектная деятельность по литературе» - Учебный материал. Мозговой штурм. Особенность лирики А.А.Фета. Проектная деятельность. Типы проектов. Визитная карточка. Алгоритм. Развитие компетентностей. Написать сочинение. Мини-проект. Правила успешной проектной деятельности. Выбор темы проекта. В гостях у сказки. Стандарты. Проектная деятельность -.

«Пособия по литературе» - Художественное произведение: содержание и форма. Интерьер. Наглядные пособия по литературе. Стихосложение. Русский язык 10-11 классы. Литература. Русский язык. Проза и поэзия. Путешествие в историю… Мифы и сказочный эпос. Анализ лирического произведения. Система образов. Пейзаж. Современная массовая культура.

«Программа по литературе Черкезовой» - Содержание и структура программы. Есть ли в вашей родной литературе стихотворения о зиме, о дальней дороге? Издательство. М.В. Черкезовой. Место курса в учебном плане. Какой продукт питания является основным в жизни вашего народа? Черкезовой М.В. Литература. 5 класс (Ч.1, 2). Дополнительная литература для учителей и школьников.

Всего в теме 20 презентаций

Слайд 2

Игривостью шутки…забавами ума вдохновенных ясной веселостью» (А.С. Пушкин о Катулле)

Слайд 3

«Плачь, Венера, и вы,
Утехи, плачьте.
Плачьте все, кто имеет в сердце нежность
Бедный птенчик погиб моей подружки,
Бедный птенчик, любовь моей подружки».

Слайд 4

Город Верона на севере Италии

  • Слайд 5

    • Переезжает в Рим и там, не считая нескольких отлучек, проводит все годы своей недолгой жизни.
    • Всецело отдаётся поэзии и любви.
    • входит в группу молодых поэтов «неотериков» (т.е. «новых поэтов»),
  • Слайд 6

    Поэты - неотеоретики

    • Знаменовали их презрение к общественной жизни (делу) и полную поглощенность жизнью личной (досугом).
    • Для общественной жизни у Катулла находится лишь изысканно-грубая брань – обычно по адресу Цезаря, Помпея и их сторонников, которые позорят и губят республику.
    • В личной жизни, в дружеском быту воспевается каждая мелочь – встречи, пирушки, любовные и денежные удачи и неудачи, превозносятся стихи приятелей и поносятся стихи соперников, каждое проявление дружбы Катулл встречает гиперболическим славословием, а малейший признак неверности – столь же гиперболическими проклятиями.
  • Слайд 7

    Поэзия – игра, легкое развлечение.

    Молодым, «новым поэтам» не до политики:

    • Любовь, дружба, милые и луковые впечатления – вот их темы.
  • Слайд 8

    Лесбия (Клодия)

    • Клодия - жена Квинта Цецилия Метелла Целера, консула 60г. до н.э., и сестра Публия Клодия Пульхра, личного и политического врага Цицерона. Она из старинного рода, отличалась красотой и ветреностью.
  • Слайд 9

    Слайд 10

    • Учителями «науки страсти нежной» были для Катулла и неотериков эллинистические поэты.
    • Героинями римских поэтов стали свободные женщины из общества (подчас даже из высшего сословия, как Клодия-Лесбия Катулла).
    • Любовь приобретает новое качество – возвышенно-духовное.

    И ненавижу ее и люблю. Почему же? – ты спросишь.
    Сам я не знаю, но так чувствую я, и томлюсь.

    (Ст. 81. Перевод Ф. А. Петровского).

  • Слайд 11

    • Корнелий Непота
  • Слайд 12

    116 стихотворений:

    • В начале мелкие стихотворения (полиметры).
    • В центре – восемь крупных произведений (два эпиталамия, дваэпиллия, перевод из Каллимаха с посвящением Гортензию и две элегии).
    • В конце – мелкие стихотворения, написанные элегическим дистихом (эпиграммы).
  • Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Гай Валерий Катулл основатель римской лирики. Сочетание простоты и изящества, искренность чувств при совершенстве поэтической техники обеспечили стихам римского поэта особое место в истории римской литературы. Подготовила: учитель русского языка и литературы Хахулина В.А.

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Замечательный лирический поэт Гай Валерий Катулл принадлежал к кружку поэтов, названных Цицероном«неотериками» (в переводе «новыми поэтами», а по смыслу наиболее близко понятие «модернисты»). Подражая александрийскому ученому-поэту Каллимаху, неотерики писали небольшие поэмы (так называемые эпиллии), упражнялись они в сочинении эпиграмм и элегий.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Сборник стихов Катулла разделяется на три части: 1) полиметры (стихи, написанные различными стихотворными размерами) – с 1-го по 60-й; 2) крупные поэтические произведения – с 61-го по 68-й; 3) эпиграммы, их стихотворный размер – элегический дистих (чередование гекзаметра и пентаметра) – с 69-го по 116-й.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Полиметры Катулла Неотерики нередко высказывали уверенность в том, что их произведения «переживут века»; в действительности эта судьба выпала на долю лишь одного из них, который и у современников признавался самым талантливым представителем школы. Это - Гай Валерий Катулл. Как счастлив я, как весел, что тебя вижу! Вифинян и финийцев пустыри кинув, Возможно ли, твоим дышу опять миром. Как сладостно, тревоги и труды сбросив, Заботы позабывши, отдохнуть телом, Усталым от скитаний, и к родным ларам Вернуться и в постели задремать милой! (Катулл пишет строки о своей родной земле)

    6 слайд

    Описание слайда:

    Обращение к Азинию Марруцину (стих 12) Любое жизненное событие, задевшее внутренний мир поэта, само по себе незначительное, могло стать объектом для создания стихотворения. Ты рукой, Марруцин Азиний, левой За игрой и вином нечи­сто шутишь: Под шумок у зевак платки таскаешь. Это что ж? Остроумие? Нет, дурень, Ничего нет глупей и некрасивей.

    7 слайд

    Описание слайда:

    Полиметры о римских правителях. Внимание поэта привлекали незначительные факты обыденной жизни. Создавалось впечатление, что Катулл поглощен личной жизнью (досугом), ограничив свои связи кругом близких ему людей. Реакция на частные стороны жизни была также выражением презрения к общественной жизни (делу), что проявилось в изысканной грубости в адрес Цезаря, Гнея Помпея, Мамурры – лиц, которые «губят республику»: «Кто это в силах видеть, в силах вытерпеть, Коль не развратник, не игрок, не взяточник? Все у Мамурры, чем владела Галлия Косматая и дальняя Британия. Распутный Ромул [т. е. Цезарь], долго ль будешь все сносить?»

    8 слайд

    Описание слайда:

    9 слайд

    Описание слайда:

    В одном из стихотворений Катулл рассказывает, как искал своего друга Камерия в цирке, в книжных лавках и в других местах, как он, наконец, понял, что тот находится в плену у возлюбленной. И тогда поэт говорит: «Впрочем, губ не разжимай, коль хочешь, Лишь бы вашей любви я был участник».

    10 слайд

    Описание слайда:

    Радуется Катулл возвращению в Рим своего друга Верания, называя счастливым известие об этом событии, а себя счастливейшим из людей на земле (стих 9). Любимого друга поэта Цецилия Катулл настоятельно приглашает приехать в Верону послушать его стихи, высказывая похвалы Цецилию, поэт именует его ученым-поэтом, «ученее даже музы Сапфо» (стих 35). «Ты Цецилию, нежному поэту, Сотоварищу мне, скажи, папирус, Чтоб он ехал скорей в Верону, бросив Новый Ком и Ларийское прибрежье».

    11 слайд

    Описание слайда:

    Наряду со стихотворениями, пронизанными глубокой душевностью, Катуллу свойственны язвительные, грубые и насмешливые стихи, в которых зачастую присутствует издевка и брань. В стихах 37 и 39 с негодованием обрушивается на одного из своих соперников в любовных утехах – Эгнатия, унижая его всяческими дурными словами, называя «волосачём из кроличьего края» и обличая «красоту зубов его белых», говорит: «Густая борода – твоя, болван, слава и зубы – по-иберски их мочой чистишь».

    12 слайд

    Описание слайда:

    «Фурий, домик твой сельский от всех ветров Южных, северных, западных, восточных Загорожен, точней сказать, заложен, – По оценке, в пятнадцать тысяч двести, О, ужаснейший ветер и зловредный» Ревностью вызваны и унизительные слова к бедняку Фурию. Насмехаясь над его бедностью, Катулл иронизирует таким образом: «ты не боишься клопов, потому что у тебя нет постели; пожаров, потому что у тебя нет дома; яд не страшен, потому что тело ссохлось, и оно любого рога тверже. «Не на зависть ли всем такая доля?»

    13 слайд

    Описание слайда:

    ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ КАТУЛЛА «Будем, Лесбия, жить, любя друг друга! Пусть ворчат старики – за весь их ропот Мы одной не дадим монетки медной!» Его любовные стихотворения глубоко эмоциональны и трогательны, обладают чрезвычайной непосредственностью в выражении различных оттенков чувств, неодинаково звучат на разных этапах творчества. Пылкая страсть и сердечная нежность поэта связаны с именем женщины под псевдонимом Лесбия. По античным свидетельствам действительное имя героини романа Катулла – Клодия (римская гражданка, сестра трибуна Клодия).

    14 слайд

    Описание слайда:

    Катуллу дорого все, что окружает любимую им Лесбию: он посвящает нежные слова любимому ею воробышку, выражает глубокую скорбь по поводу его смерти, так как «О бедный птенчик, ты виновен, что у моей подруги покраснели от слез и вспухли глазки». При изменах возлюбленной Катулл глубоко страдает, упрекает ее за любовь к другим, обрушивает на головы соперников потоки бранных слов, умоляет Лесбию вернуть ему прежнее счастье, но в конечном итоге порывает с ней, глубоко при этом страдая: «Ненависть – и любовь. Как можно их чувствовать вместе? Как – не знаю, а сам крестную муку терплю»

    15 слайд

    Описание слайда:

    Сапфическая строфа. В полиметрах Катулла есть два стихотворения, написанных сапфической строфой, – 11 и 51. Стихотворение 51 является переводом знаменитого стихотворения греческой поэтессы Сапфо с Лесбоса, ограниченным тремя строфами, а четвертую строфу Катулл добавил от себя. «Но моей любви уж пускай не ищет, Ей самой убитой,– у кромки поля Гибнет так цветок, проходящим мимо Срезанный плугом!»

    «Книга «Повесть временных лет»» - Борис Годунов. Повесть временных лет. Летопись и миниатюра. О древнерусском летописании. Повести временных лет. Работа с текстом. Русская земля. Текст украшался узорчатыми заглавными буквами. О первых летописцах. Эпиграф урока.

    «Сказание о князьях Владимирских» - Голубая краска. Стиль в архитектуре. Памятник древнерусской литературы. Софийский собор в Киеве. Узорочье. Иван Фёдоров. Нарышкинский стиль. Адмиралтейство. Сказание о князьях владимирских. Слово о полку Игореве. Ансамбль Ферапонтова монастыря. Убранство фасадов архитектурных сооружений. Здание Адмиралтейства.

    «Слово о полку Игореве» - Второй день сражения. Историческая реальность похода. Историческая реальность. Культура Руси XII века. Князь Игорь Святославович. Памятник древнерусской литературы. Киевская Русь. Любовь к Родине. Культура Руси. Главная идея. Половцы. Бегство Игоря из плена. Слово о полку Игореве.

    «Анализ «Жития Александра Невского»» - Библейская справка. Житие как жанр. В битве с ливонскими рыцарями. Стилистический параллелизм. Библейские имена. Великий князь одержал блестящую победу над шведами. Теоретические понятия. Правила и каноны создания жития. Вступление. Цитата. Похвала святому. Царь Соломон. Итоги тренинга. Отработка лексических и стилистических ресурсов притчи.

    «Литература в Древней Руси» - «Хождение Богородицы по мукам». Протопоп Аввакум. 3. Какие средства художественной изобразительности использовал в своем «Поучении» автор? 4. Анализ «Поучения Владимира Мономаха». Христиане и язычники. Петр и Феврония Муромские. 2. Возникновение письменности. Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях.

    «Античная литература» - Зарождение литературной прозы. Трагедия. Древняя Греция. Виды лирических песен. Драма. Античность. Развитие человечества. Миф. Комедия. Мифология. Возникновение классической лирики. Античная литература в веках. Лирика. Античная литература. Периодизация Античности. Памятники греческой литературы. Древнегреческий театр.