Биографии Характеристики Анализ

Презентация обобщение опыта работы учителя английского языка. Описание педагогического опыта учителя

Презентация по слайдам

Текст слайда: Новосибирск-2011 Педагогический опыт Воробьёвой Елены Юрьевны, учителя английского языка высшей квалификационной категории. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 136» www.themegallery.com LOGO

Текст слайда: Моя педагогическая философия

Текст слайда: ответственность познание и саморазвитие A B адекватность самооценки D знание-инструмент C Ориентиры в образовании для обучающихся.

Текст слайда: Технология использования информационно-коммуникационных средств обучения английскому языку как способ повышения эффективности учебного процесса. Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам Альберт Эйнштейн «Весь мир - открытая задача. Решай - и ждет тебя удача…» А.А. Гин

Текст слайда: Варианты применения информационных технологий Систематическое использование информационных технологий в качестве средств обучения. Фрагментарное использование информационных технологий. Реализация всего курса обучения при помощи компьютера

Текст слайда: Технологии, методы и приёмы работы Даже если и есть хороший способ, но не знаешь приемов его осуществления, то результат будет такой же, как будто и нет ничего Мо-цзы

Текст слайда: Модульное обучение www.themegallery.com www.themegallery.com

Текст слайда: Метод проектов English-speaking countries. The crossword. Klementiev M. 10 A

Слайд №10

Текст слайда: R E G L L I V E R P O O W E S T N G K A R O A O S C O T L A N D B N C H R F I E G A T W I N E A P L M K I C A N E D R O C L L E R A S A W R N O D O L G N H E N C O N S S T O N Hello, I am Englishman and I want to check your knowledge of my country and other English-speaking countries. The first question will be political: which government organization in USA presents the Supreme Legislative Power? The second one will be for music lovers: this city is famous for its world-known group consisted of 4 people. Usually, it is a genre of films with many cowboys, Indians, bandits, horses and shootouts, located on the Wild West. This animal is national symbol of Australia. One of the countries belonging to the UK. Good job, you have almost found all the words, but I think I missed something… That’s it! I forgot to introduce myself, but I am sure you know my name. So, what is it? I was absolutely sure that you know me. The next question is: what is one of two official languages in Canada? The longest mountains in the world, “backbone” of North America, Central America and South America. This is 2nd largest and busiest airport in Great Britain after Heathrow. The leaf of this tree is national symbol of Canada. What is the capital of USA? And what is the capital of Great Britain? I was glad to spend time with you puzzling out this crossword. Good luck and good bye!

Слайд №11

Текст слайда: ИСУД И- индивидуальный С- стиль У- учебно-познавательной Д- деятельности

Слайд №12

Текст слайда: Применение средств информационных технологий в процессе обучения английскому языку для:

Слайд №13

Текст слайда: Результаты Изучены технические возможности новейших средств обучения и интернет-ресурсы. Осуществлена подборка электронных учебных пособий: флэшкарт, видеороликов, тестов, презентаций. Апробированы приёмы и формы работы с ИТ. Разработан электронный вариант Test Yourself, с ключами и справочными окнами, к разделам учебника “English7” автор В.П.Кузовлев Создан электронный банк проектов учащихся. Внедрена система работы по созданию ученических проектов в виде презентаций с использованием триггеров и гиперссылок. Внедрена система работы над совершенствованием навыков грамотного письма и произношения с использованием ИТ в 5-6 классах. Разработан спецкурс для учащихся специализированных классов «Технический английский» Разработан дистанционный курс « Путь в науку и технологии» для учащихся специализированного класса с углубленным изучением математики и физики(2010-2011 учебный год), к которому имеется гостевой доступ для учителей английского языка и всех желающих познакомиться с содержанием данного курса (www. e-leaning. oblcit. ru)

Слайд №14

Текст слайда: Критерии оценки результатов

Слайд №15

Текст слайда: Учебные достижения учащихся

Слайд №16

Текст слайда: www.themegallery.com www.themegallery.com

Слайд №17

Текст слайда: Позитивная динамика учебных достижений. www.themegallery.com Учебный год Количество учащихся Качество обученности 2008-2009 148(5,6, 8,11 классы) 70% 2009-2010 136 (5,6,7,9 классы) 73% 2010-2011 139(5,6,7,8,10 классы) 78% Учебный год Класс Количество экзаменующихся % от общего числа выпускников Из них на «4» и «5» 2008-2009 11 5 49% 100% 2009-2010 9 7 53% 100% www.themegallery.com

Слайд №18

Текст слайда: ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО английскому языку www.themegallery.com www.themegallery.com

Слайд №19

Текст слайда: ПОЗИТИВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Слайд №20

Текст слайда: Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Слайд №21

Текст слайда: Обобщение и распространение своего педагогического опыта Опыт работы обобщается на разных уровнях: на заседании школьного методического объединения

  1. 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя английского языкаПершотравенской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней №1 КОЛЕСОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
  2. 2. Методическая проблема, над которой работаю: «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА, ЕГО КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».Tell me Cкажи мне,and I′ll forget. и я забуду.Show me Покажи мне,and I′ll remember. и я запомню.Involve me Вовлеки меня,and I′ll understand. и я пойму. Benjamin Franklin Бенджамин Франклин
  3. 3. Воспитательная – уважение и интерес к культуре страны изучаемого языка, патриотиз м, духовно развитая личность.Образовательная Развивающая – - Современные всестороннее приобретение цели обучения развитиезнаний о культуре английскому личности, коммун страны, языке. икативные языку навыки. Практическая – навыки устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) речи, как средства общения.
  4. 4. Для достижения поставленных целей обучения использую следующие интерактивные методы и приемы: ТеатрализованныеДидактические Ученик в роли диалоги,и деловые игры учителя сценки Песни и стихи Работа в малых Метод на английском группах проектов Каждый учит каждого Использование Мозговой ИКТ штурм Интерактивные лекции, использование видео – и аудио - материалов
  5. 5. Игра – основной вид деятельности младшихшкольников, поэтому каждый урок в младших классах стремлюсь провести в форме увлекательной игры.Игровой метод дает возможность вовлекать всех детей класса в познавательную деятельность.Сегодня у нас урок – путешествие На урок к ребятам прихожу с в столицу «гостями». От их имени беседую с Великобритании. Летим! детьми.
  6. 6. Пение на уроках английского – эффективное средство введения новой лексики и совместной деятельности учителя и учеников. Владение инструментом Инсценированные песни – одинпозволяет мне дополнять свои из любимых видов деятельности уроки музыкальным детей. сопровождением.
  7. 7. Театрализованные диалоги, сценки развивают коммуникативные навыки, активизируют пассивныйсловарь, создают непринужденную обстановку игры на уроке.
  8. 8. Наличие в кабинете компьютера, подключенного к сети Internet, дает широкие возможности использования ИКТ на уроках. При необходимости можно С такими веселымивоспользоваться электронным человечками алфавит словарем запоминается намного быстрее
  9. 9. РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ – одна из самых любимых форм организации уроков среди моих учеников. Она позволяет ребятам самим выбирать, с кем они хотят работать. Результат зависит от всехчленов команды, поэтому участвовать должен каждый в меру своих возможностей.
  10. 10. УЧЕНИК В РОЛИ УЧИТЕЛЯ – это своеобразная ролевая игра,которая является одним из самых эффективных приемов обучения и требует серьезной подготовки ученика. Более щадящий метод – КАЖДЫЙ УЧИТ КАЖДОГО.
  11. 11. Метод проектирования – модель обучения, которая вовлекает учеников в решение сложных проблем. Проекты ставят ученика в активную позициювзрослого человека для решения важных вопросов.
  12. 12. НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ Команда школы заняла І место в городской олимпиаде по английскому языку. Мои участники: Машир Марк, Бурыкин Денис,ученик 11 класса, ученик 8 класса, личное ІІ место личное ІІ место

Описание педагогического опыта

учителя английского языка МКОУ СОШ №1 с.п.Верхняя Балкария

Мусуковой Тамары Заудиновны

  1. Тема инновационного педагогического опыта.

"Обучение иностранному языку на современном этапе с использованием новых технологий"

Предметом речевой деятельности является мысль.

Язык же - средство формирования и формулирования мысли.

2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Я - педагог, преподающий английский язык вот уже 30 лет. За эти годы поменялось многое. Сейчас мы живём в те времена, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения (в связи со всеобщей компьютеризацией), и я, как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке.

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяющие цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивают такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Для того, чтобы справится с любой задачей, ученик должен овладеть универсальными учебными действиями.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения для меня является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. Одной из таких технологий, применяемых мною является технология применения ИКТ на уроках английского языка, которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Приёмы, используемые в технологии, позволяют мне, как учителю английского языка, формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные учебные действия.

Но на этом этапе возникает проблема - как помочь детям преодолеть языковой барьер и повысить мотивацию учащихся в изучении данной дисциплины. Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят. Поэтому к тем методам, которые уже были наработаны (систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации, газет, журналов, методических пособий, учебников разных авторов), сначала я добавила два видеокурса для младшего, среднего и старшего звеньев, два учебных видеофильма с титрами и без, а также современные тексты и диалоги. После напряженной работы на уроке, для повышения тонуса я стала проводить минутки для релаксации, чтобы снять усталость, поднять настроение, а также разнообразить формы проведения уроков в виде тематических игр, игр в команде, чтения весёлых историй.

Однако времена меняются, и на помощь учителю приходят информационно - коммуникативные технологии. Изучая теорию, понимаю, что они предлагают выгодные варианты представления творческих идей, и, конечно же, добавляю новые. Тексты и диалоги набираю и обрабатываю в электронном виде, добавляю к ним упражнения, аудиокассеты заменяю электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Такие элементы новизны не остаются не замеченными. Учащиеся по-другому начинают относиться к учителю, ищущему новые формы и методы работы, повышается познавательный интерес к изучению предмета. Конечно, используемые ранее формы и методы обучения учащихся остаются актуальными, но теперь я их разбавляю наиболее современными ИК технологиями.

3. Источник изменений.

В то же время отмечается ряд противоречий, препятствующих данному процессу:

- между объективной потребностью общества к личности и недостаточным применением педагогического потенциала учебного предмета в решении этой социально-педагогической задачи;

- между требованием к высокому научному уровню учебных знаний с обязательным выделением взаимосвязей между отдельными объектами и низким уровнем востребованности полученных знаний на практике;

- между формализованным характером организации образовательной среды в школе и необходимостью сделать ее сферой творческой реализации учащихся.

4. Идея и концепция изменений.

Идея изменений заключается в том, что, имея стандартные учебники и программы, необходимо воспитать детей, способных к успешной социализации в обществе. Приоритетным направлением считаю - формирование коммуникативных навыков, навыков работы с большим объемом информации.

Новизна идеи состоит в адаптировании технологий применения ИКТехнологий в процессе обучения английскому языку в школе.

Трудоемкость: представленная технология предусматривает глубокую дифференцированную работу с каждым из учеников, учет его психологических особенностей и умственных способностей, ориентированность на побуждение внутренних мотивов познавательной деятельности.

5.Технология опыта

Мотивация учащихся на уроках с информационно-коммуникативными технологиями

Конечно, детям очень нравятся уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий. Игровые, ситуативные, проблемные приёмы создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. Совместная деятельность (в парах, группах) особенно нравится учащимся, они часто вспоминают пословицу: “Одна голова - хорошо, а две - лучше”. В результате применения ИКТ на уроках английского языка повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность. В данном случае оправдывается метод обучения в сотрудничестве (не только между детьми, но и с преподавателями).

Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?

“Ребёнок - это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить”, сказал французский просветитель Франсуа Рабле.

Целью моей педагогической деятельности является формирование межкультурной языковой компетентности учащихся и личностно - ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Под языковой компетентностью я понимаю способность учащихся применять полученные знания и умения.

Одной из основных целей обучения на данном этапе, которые я преследую, является создание условий, где учащиеся чувствуют себя комфортно, понимают свою компетентность и состоятельность в процессе обучения иностранному языку по новым ИК технологиям.

Какие задачи я решаю для достижения поставленных целей?

Для достижения зпоставленных целей изучила теорию современных технологий, возможности компьютера, а затем использую информационно-компьютерные технологии в процессе обучения иностранному языку. Решаю на уроке английского языка следующие задачи:

· ознакомление с теоретическими методами обучения по ИКТ

· освоение основных приёмов работы с ИКТ на практике

· апробирование методов ИКТ на уроках английского языка

· анкетирование учащихся по заданной проблеме (выяснить, насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)

Решению этих задач помогло использование на уроках и во внеурочной деятельности метода проектов, где преобладает информационно-творческая направленность, так как целью любого проекта является сбор информации по какой-либо теме, оформление ее, творческое представление аудитории. Во время работы над проектом я предоставляю учащимся возможность самостоятельно приобретать знания для решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Я всегда выделяю следующие этапы: определение темы, проблемы и цели проекта, обсуждение структуры, составление примерного плана работы, презентация необходимого языкового материала и пред коммуникативная тренировка, сбор информации, подготовка презентации проекта, демонстрация результатов, оценка проекта.

В работе над проектами мои ученики работают индивидуально или в группах, выбирая самостоятельно траекторию изучения темы и продвигаясь к истине своим путем, учителю же в этой работе отводится роль консультанта. Таким образом, ученик из объекта становится субъектом обучения. Не случайно эпиграфом к своей работе я выбрала китайскую пословицу, которая гласит: «Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь».

Проектная деятельность учащихся на уроках английского языка способствует формированию важнейшей компетенции - коммуникативной, а также умению самостоятельно принимать решения, формировать свой собственный образовательный маршрут, сопоставлять и анализировать, думать и выбирать, то есть владеть универсальными учебными действиями, которые так необходимы ученику нового времени.

6.Основные методы, используемые в работе:

· проблемный (поиск программ по обучению ИКТ);

· теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям);

· практический (апробирование методов и приёмов);

· эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование);

· лекционный (изложение целой темы или раздела);

· объяснительно-иллюстративный (осознанное усвоение знаний);

· метод беседа

При разработке уроков с ИКТ, учитываю следующие прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:

· личностно-ориентированный, где в центре обучения - ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания

· обучение в сотрудничестве - создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях

· использование проектной деятельности, в основе которой, лежит какая - либо проблема

· формирование языковой компетенции

· формирование межкультурной страноведческой компетентности

В чем закономерность методики обучения иностранному языку?

На мой взгляд, методику обучения нужно строить таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка. К сожалению, практически все учебники иностранного языка не учитывают этих особенностей предмета. Они рассчитаны на среднего ученика. Я компенсирую этот недостаток использованием методов, приемов обучения ИКТ на уроках. При этом обеспечиваю возможность индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей.

Также в своей практике применяю метод коммуникативного обучения иностранным языкам, т.е. проектную методику - практические творческие задания, требующие применения английского языка в реальных условиях.

7. Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях

Свою деятельность с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам. Для этого использую программы: «MicrosoftOfficeWord», а также Интернет, сканер и принтер. Сначала это были тесты, тексты с заданиями, грамматические таблички с пояснениями и примерами, карточки разговорной тематики и т.д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. При составлении тестов и контрольных работ использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и варианты. И, конечно же, учащимся намного интереснее поработать с небольшими текстами и интересными заданиями, а также поразмыслить над тестами, кроссвордами, головоломками. Одна из проблем, с которой мне приходится постоянно сталкиваться - это переработка огромного дидактического материала теперь уже в электронном виде, чтобы найти материал для дифференцированного обучения. А для этого мною создана электронная картотека.

Огромную методическую помощь в организации эффективных уроков оказали мне программа В. Скульте для самостоятельного изучения, готовые образовательные сайты LingvaLeo, Lingva.ru, Askforkids и др.

Когда в школе появилась мультимедийная обучающая программа по английскому языку профессора Хиггинса, состоящая из двух разделов - грамматики и фонетики, учащиеся с удовольствием стали посещать компьютерный класс, где можно было поработать над своим произношением, поучить стихи, скороговорки, усовершенствовать лексический запас, потренироваться в грамматике и многое другое. Результатом таких занятий стало то, что старшеклассники выбрали разработанный мною элективный курс по английскому языку “Improving English”, тему которого предложили сами. Затем была апробирована мультимедийная программа “РЕПЕТИТОР по английскому языку Кирилла и Мефодия”, были использованы тестовые задания и задания на аудирование. Программа рассчитана на сильных учащихся, поэтому пользуюсь во внеурочной деятельности

В дальнейшем, после окончания курсов по ИК-технологиям, я стала работать ещё и с презентациями. Дети охотно выполняли разнообразные презентации по темам страноведения: “English-Speaking Countries”, “Russia” - в 7-х классах (знакомство со странами), 11-х классах “The Youth culture”и т.д. Введение новых форм работы, в частности, презентаций, позволило мне заинтересовать не только будущих программистов, но и менее активных ребят. В результате чего возник новый проект - “TheYouthProblems” (11-й класс), который объединил учащихся разных уровней. Это была серия уроков, плавно переходящих в сценарий.

Работа по распространению собственного опыта

Работа по распространению собственного опыта представлена на ШМО (приказ №80/1 от 30.08.2013 г «О распространении педагогического опыта учителя английского языка») и на муниципальном методическом объединении учителей иностранного языка.

2012 г. Открытый урок с презентацией английского языка в 4 классе для учителей школ района с применением ИКТ на уроках

2013 г. Мастер-класс в 5 классе для учителей ШМО «Использование современных ИКТ на уроках английского языка (игровые формы)»;

2013г. Выступление на районном семинаре «Формирование универсальных учебных действий через использование современных ИКТ на уроках английского языка в рамках ФГОС НОО»;

2014 г. Мастер-класс в 10 классе для учителей ШМО «Использование современных ИКТ на уроках английского языка в изучении страноведения»;

2014 г.Урок английского языка с презентацией в 7 классе по теме «Самостоятельная форма притяжательных местоимении» в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года» (школьный этап)

2015 г. Выступление на педагогическом совете по теме «Проектная работа на уроках английского языка (из опыта работы с проектами учащихся)»

8.Результативность реализации методической системы

Диагностика по ИКТ

Опыт проведения уроков по информационным технологиям на уроках английског языка показал следущие направления.


Пояснения

Чтобы мотивация учащихся имела бурный рост, создаю условия для систематических занятий с наработанной тактикой обучения ИКТ. Поскольку специфика среднего этапа обучения ИЯ определяется целевыми установками, особенностями владения языком, характером усвояемого материала (объем, сложность, информативность), на этой стадии продолжается дальнейшее развитие коммуникативных умений и речевых навыков.

Проведенный в школе мониторинг по английскому языку свидетельствует о позитивной динамике сформированности умения работать с информацией: умение систематизировать материал, устанавливать причинно - следственные связи.

Так, из 29 учащихся 7 классов, принимавших участие в мониторинге, 70% учащихся умеют систематизировать материал, устанавливают причинно следственные связи.

Промежуточный внутришкольный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами (УМК «EnjoyEnglish») дети справляются без затруднений в более короткие сроки, показывают устойчивые результаты.

Дети активно принимают участие и занимают призовые места во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки; создают учебные и социальные проекты.

Учащиеся, продолжающее обучение в основной школе, сохраняют устойчивую динамику успешности обучения и активного участия в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах различного уровня.

  1. Адресная направленность опыта.

Методика использования современных ИКТ на уроках английского языка может быть использована не только учителями английского языка, но и преподавателями других предметов. Применение данной технология удовлетворяют запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного принимать решение, реализовывать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания.

Используемые мною технологии могут найти широкое применение в образовательных учреждениях разного типа, так как позволяют при наименьших затратах сил, времени учителя достигнуть более высоких результатов в обучении. Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.

10. Перспективность распространения, тиражируемость опыта.

ИК-технология предполагает открытую систему, поэтому я продолжаю разработку отдельных приемов. Наряду с практикой занимаюсь теорией. В перспективе, имея собственный сайт, планирую доработать и усовершенствовать методический опыт, рассчитанный на педагогическое сообщество.

11. Наличие последователей (коллег, работающих по методической системе Претендента или активно использующих отдельные ее элементы) .

Учителя английского языка нашей школы, Гузоева Фатимат Мухамметовна и Настуева Фарида Хызыровна используют предложенную мною технологию на своих уроках

  • на уровне методических приемов и педагогических техник - 20%
  • на уровне отдельных компонентов системы - 60%
  • на уровне целостной системы - пока 0%

Мой педагогический опыт находит отражение в работе школьного методического объединения учителей английского языка., которое работает над реализацией методической темы: «Внедрение технологии компетентностно-ориентированного подхода в преподавании».

Использование информационных технологий в учебном процессе в дальнейщем будет способствовать формированию положительной мотивации в обучении.

12.Результаты инновации.

Используемые мною методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику качества знаний учащихся 5-11-х классов.

Поскольку компьютер для большинства детей - игрушка, то и обучение происходит в игровой форме. Активизируется познавательная, творческая активность у детей.

Формируются интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения и навыки при работе с информацией, с текстом (выделяя главную мысль):

· с поиском нужной информации (в иноязычном тексте)

· с анализом, обобщением и выводами - лучше получается у старшеклассников

· со справочным материалом

· с нахождением нескольких вариантов решения проблемы

· с прогнозированием последствия того или иного решения

· со слушанием и слышанием собеседника

· с изложением лаконичной мысли

Заключение.

Возможно, мой опыт работы с применением информационно - коммуникативных технологий на уроках английского языка сможет заинтересовать учителей-предметников, которым трудно перейти на новый прогрессивный метод работы в связи с множеством возникающих вопросов в этом направлении.

Применение компьютеров на уроках ИЯ является одним из средств повышения интереса к обучению. Это вызывает личную заинтересованность при изучении иностранного языка и является основным фактором успешности при обучении. Существуют интерактивные программы, которые при выполнении заданий реагируют и на успех обучаемого ребёнка, и на его неудачу. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания потренировке определённых умений и навыков.

В заключение можно сделать следующий вывод: компьютер никогда не заменит учителя, он является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и контроля. Использование компьютера в учебном процессе, хотя и проблематично, но очень важно.

Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия.

13. Библиография

  1. Долганина В.В. Путешествие по волшебной стране английских звуков. / В.В. Долганина. - Журнал «Иностранные языки в школе», - 2008. - №3.
  2. Зимняя И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке. / И.А. Зимняя. - Журнал «Иностранные языки в школе», 1970. - №1.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. / М.Ю. Курбатова. - Журнал «Иностранные языки в школе», - 2006. - №3.
  5. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. / Н.Д. Левитов. - М., 1964.
  6. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения / А.А. Леонтьев. - Журнал «Иностранные языки в школе», - 1976. - №1.
  7. Малышева Н.К. Секреты английских звуков. / Н.К.Малышева - М.: АСТ - Пресс, 1995 - 56 с.
  8. Примерная программа основного общего образования по иностранному языку (И.Л. Бим, М.З. Биболетова и др.) «Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку»; М.; ООО «Издательство Астрель» 2004 год.
  9. Степичев П.А. Изучение английских неправильных глаголов с помощью настольной игры “Playcardsatschool”. / П.А. Степичев.- Журнал «Иностранные языки в школе», - 2006. - №1
  10. Стронин И.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка (из опыта работы). Пособие для учителя. / И.Ф. Стронин.- М.: Просвещение, 1981 - 112 с.
  11. .Шмалов С.А Игры учащихся - феномен культуры. / С.А.Шмалов. - М.: Новая школа, 1994.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Синеборская средняя общеобразовательная школа»

Педагогический опыт Малышевой Полины Анатольевны, учителя английского языка

первой квалификационной категории


Основная информация:

Мое педагогическое кредо:

  • «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (В. Ключевский)
  • Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. (Федор Иванович Янкович де Мириево)
  • «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно» (Л.Н. Толстой)

Требования ФГОС второго поколения:

  • Основные задачи учителя иностранного языка: формирование у ученика способности к:
  • а) коммуникации;
  • б) поиску информации на иностранном языке;
  • в) самостоятельному углублению знаний;
  • г) восприятию чужой культуры, толерантному и уважительному отношению к ней.

Критерии владения иностранным языком:

  • а) способность ученика к решению конкретной коммуникативной задачи;
  • б) умение работать с иноязычной литературой;
  • в) способность к самостоятельному поиску и усвоению знаний.

Сформировать вышеперечисленные способности (компетенции) у учащихся можно только на основе системно-деятельностного подхода


Системно-деятельностный подход реализуется через:

Способ диалектического обучения,

который был запатентован

в Международном центре педагогического изобретательства

Патентное свидетельство № 126

Гончарук Анатолий Иосифович

Зорина Валентина Лазаревна


  • избавить учащихся от перегрузок, изнурительных скучных уроков;
  • повысить уровень профессиональной компетентности учителя в области философии, логики, психологии, методики преподавания учебных дисциплин, формирования УУД;

Способ диалектического обучения позволяет:

  • реализовать ФГОС нового поколения, достичь предполагаемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) ;
  • формировать:

Формирование УУД средствами технологии СДО на уроках

английского языка.


Урок в логике СДО соответствует требованиям современного урока:

  • Тему урока формулируют сами учащиеся

(Логические схемы, проблемные вопросы, подведение под понятие и т.д.);

2. Цели и задачи формулируют сами учащиеся

(проблемные вопросы, заявка на оценку):

переход от внешнего принуждения к самопринуждению;

3. Учащиеся планируют способы достижения намеченной цели:

переход от ставки на память и сообщенные знания (зубрежка) к ставке на мышление и выводные знания (развитие);


Достоинства Способа диалектического обучения:

4. Учащиеся осуществляют учебные действия через индивидуальный труд, простую и сложную кооперации:

переход от двумерной деятельности к трехмерному труду;

5. Учащиеся осуществляют контроль, применяя разные формы (самооценка, взаимооценка);

6. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (проблемные вопросы):

переход от простого (формального) воспроизводства к расширенному (реальному) воспроизводству знаний;


Достоинства Способа диалектического обучения:

7. Учащиеся дают оценку деятельности по её критериям:

переход от необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к материализованной (объективной) самооценке учащихся;

8. Проводится рефлексия;

9. Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей:

переход от непосредственного обучения (автократия) опосредствованному обучению (демократия).


Дидактический инструментарий технологии СДО:

  • Круги Эйлера
  • Проблемные вопросы
  • Сборник понятий
  • Логическая схема
  • Тесты (субтесты)

Уникальные возможности тестов в системе СДО:

  • Возможность проверки не только уровня знаний, но и уровня мышления.
  • Возможность составления по любому учебному материалу, теме.
  • Возможность использования тестовых заданий для закрепления изученного материала на уроке.


Дидактический инструментарий СДО способствует:

  • 1) развитию учащихся;
  • 2) формированию инициативного специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию;
  • 3) развитию логики и мышления;
  • 4) формированию коммуникативной компетенции.

А также:

  • может использоваться не только для закрепления изученного материала и контроля знаний, но и для расширенного воспроизводства знаний;
  • может применяться на различных этапах урока;
  • актуален для разных типов урока.

Результаты

  • Изучена теория и технология Способа диалектического обучения;
  • Апробированы приемы и формы работы в логике СДО;
  • Разработаны системы диагностических заданий (субтесты),
  • Технологические карты уроков в логике СДО;
  • Карточки проблемных вопросов;
  • Участие в работе зональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС средствами СДО»;
  • Участие в заочной научно-практической конференции «Реализация ФГОС средствами СДО»;
  • Разработана программа Университета непрерывного образования «Формирование познавательных УУД средствами СДО на уроках английского языка»;
  • Разработана программа в соавторстве Университета непрерывного образования «Система критериального оценивания – инструмент повышения качества филологического образования (СДО)»


Позитивная динамика учебных достижений

2013-2014 уч. год

% успеваемости

2014-2015 уч. год

% качества

2015-2016 уч. год



Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по английскому языку

2014 год

Общероссийская предметная олимпиада Школьные дни Зимняя сессия

2015 год

1 победитель;

II Всероссийская дистанционная олимпиада с международным участием «Ростконкурс»

2015 год

2 призера (2,3 места);

Всероссийская предметная олимпиада по английскому языку «Русская культура»

1 победитель;

2 призера (2,3 места);

2 призера (2,3 места)




Обобщение и распространение педагогического опыта

Опыт работы обобщается на разных уровнях:

  • С 2015 года - руководитель ШМО классных руководителей;
  • С 2015 года - руководитель программ МУНО;
  • В 2014 году - участник краевого семинара «Моделирование и анализ урока в системе Способа диалектического обучения» (открытый урок в 9 классе);
  • В 2015 году - участник зональной научно-практической конференции «Реализация ФГОС средствами СДО: опыт, проблемы, перспективы» (мастер-класс: «Развитие познавательных УУД на уроках английского языка»);
  • В 2015 году - участник Педагогического форума (мастер-класс: «Развитие познавательных УУД на уроках английского языка»);
  • В 2014 году - руководитель проекта «3Д: Дорогой добрых дел»;
  • В 2016 году - руководитель проекта «Школьный ералаш».


Обобщение педагогического опыта учителя английского языка

КЦОЕВОЙ АЛЛЫ АБИСАЛОВНЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МБОУСОШ№2 С ОКТЯБРЬСКОЕ ПРИГОРОДНОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ

Как известно, в настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые означают способность эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

В своей работе при обучении иностранному языку я, в соответствии с концепцией компетентностно-ориентированного образования, занимаюсь формированием следующих ключевых компетентностей:

    технологической компетентности,

    готовности к разрешению проблем,

    использования информационных ресурсов,

    готовности к самообразованию,

    готовность к социальному взаимодействию

    коммуникативной компетентности.

На старшем этапе обучения готовность к разрешению проблем и использованию информационных ресурсов достигается через анализ нестандартных ситуаций общения. Например, при изучении темы “Молодежные субкультуры” в десятом классе, учащиеся обсуждают проблему принадлежности к той или иной молодежной субкультуре, проблему общения между представителями разных субкультур, проблему выхода из молодежной группировки, заполняют таблицы существующих и существовавших ранее молодежных группировок, начиная с “хиппи”, “панки” и заканчивая “готами”, “эмо”; составляют опорные схемы “За” и “Против” принадлежности к определенным группировкам, и, как итог, пишут эссе по изученной теме.

При прохождении любой темы, например, “Программы обмена студентами” в 10 классе, учащиеся планируют результат своей деятельности и разрабатывают алгоритм своей деятельности. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении темы, выполняют целый ряд упражнений, помогающих, с одной стороны, сформировать лексические и грамматические навыки, с другой стороны, навыки аудирования, чтения, говорения и письма. Учащиеся делают выводы, принимают осознанное решение на каждом этапе обсуждения темы на основе критически осмысленной информации. Ниже я привожу алгоритм работы над отдельно взятой темой:

1-й этап – беседа на тему (фронтальная работа),
2-й этап – знакомство с новой лексикой, семантизация новых лексических единиц,
3-й этап – активизация новой лексики в устной речи,
4-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на общее понимание),
5-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на детальное понимание),
6-й этап – работа над аудиотекстом (аудирование на глубокое понимание),
7-й этап – чтение предложенного текста на нахождение общей информации,
8-й этап – чтение предложенного текста на нахождение конкретной информации,
9-й этап – знакомство с написанием письма – запроса,
10-й этап – составление своего письма – запроса как части “языкового портфолио” (Portfolio Career Passport).

Задания творческого характера (сочинения, эссе, проекты), которые учащиеся выполняют систематически в конце изучения темы, нацеливают их на поиск и отбор информации из различных источников (используются любые носители: англоязычные сайты интернета, адаптированная или оригинальная литература на английском языке), систематизацию и анализ выбранной информации и использование проанализированной информации для решения определенных коммуникативных задач, что в конечном итоге, отображает готовность учащихся к самообразованию.

Начиная с пятого класса, при изучении темы “Мои интересы” учащиеся учатся представлять свою точку зрения и цивилизованно отстаивать её, принимая участие в дебатах, диалогах, в публичных выступлениях и ролевых играх, которые помогают ученикам раскрыться, показать себя. Такие формы работы, а также использование коммуникативного подхода оказываются эффективны в обучении и служат платформой для формирования готовности к социальному взаимодействию и формированию коммуникативной компетентности.

Изучение грамматики является одним из наиболее важных аспектов изучения иностранного языка, одной из основ развития ключевых компетенций. Формирование грамматического навыка идет в параллели с формированием лексического навыка, которые в совокупности способствуют формированию коммуникативных навыков: навыков речевой деятельности – говорения и письма.

Исходя из собственного опыта работы, хотелось бы отметить, что при изучении грамматического материала особую сложность у учащихся младшего и среднего звена вызывает образование видо-временных форма глаголов, а также вопросительных предложений, учащиеся путают глагольные формы, их образование и употребление, что касается образования вопросов, то наиболее частой ошибкой является пропуск вспомогательных глаголов и неправильный порядок слов.

Некоторые методисты предлагают использовать схемы для профилактики и устранения подобных ошибок, но зачастую схемы слишком громоздки, содержат много информации, соответственно они слишком трудны для восприятия и усвоения. Эта проблема заставила меня разработать свой собственный прием – схему, которая помогает учащимся быстро справляться с задачей построения вопроса. Ниже я привожу эту схему и пояснение к ней:

О _ _ … ?
О – вопросительное слово (только в специальных вопросах)
– вспомогательный глагол
__ – подлежащее
_ _ – сказуемое
… – второстепенные члены предложения

Отрабатывая вопросы в устной форме, я обращаю внимание учащихся на данную схему, которая очень проста и удобна в использовании. Достаточно показать учащимся в буквальном смысле “на пальцах” треугольник и учащиеся, которые пропускают вспомогательный глагол, понимают, что допустили ошибку, определяют тип ошибки и тут же ее самостоятельно исправляют.

При обучении учащихся младшего звена грамматическому времени Present Simple (настоящее простое время) очень хорошо помогают “погончики”. Так как учащиеся очень часто забывают прибавлять окончание -s или -es к глаголу, который употребляется в 3 лице, единственном числе, я говорю им, что когда мы говорим о лице, о человеке, о ней или о нем (3 л., ед.ч.) мы к глаголу прибавляем окончание (“погончик”) -S или -ES и при этом показываю руками на плечи, там где у военных располагаются погоны. В дальнейшем при отработке этого грамматического времени в случае ошибки учащегося я показываю руками на “погоны”, и они тут же исправляются. Это так называемый зрительный прием, учитывая тот факт, что ученики младшего звена в основном визуалы, то необходимо сопровождать учебный процесс визуальными опорами, схемами, картинками, таблицами, подсказками.

Очень часто преподаватель заимствует какие-либо приемы, материалы у своих коллег, которые делятся своим опытом, применяет готовые учебные задания из различных пособий, учебно-методической литературы. Тем не менее, подобное заимствование не всегда может оказаться эффективным при его использовании в конкретной школьной ситуации и часто требует адаптации, изменения. Так, например, в ходе изучения, пожалуй, одного из самых “проблемных” времен (Present Simple) может помочь игра про “Джимми”, которую я позаимствовала у авторов учебника “HOTSPOT” и адаптировала к своей учебной ситуации. Цель этой игры заключается в отработке глаголов 3л. ед. ч в утвердительных и отрицательных предложениях. Эта игра интересна тем, что в нее дети играют не только на уроке, но и в перемену, а иногда и дома. Игра начинается с того, что я показываю картинку мальчика и говорю, что его зовут Джим, но он любит, чтобы его звали Джимми. А затем учащимся предлагается найти закономерность и ответить, что же любит и не любит Джимми. На основе следующих предложений:

He likes coffee, but he doesn’t like tea.
He likes sheep, but he doesn’t like cows.
He likes his school, but he doesn’t like the kindergarten.

Учащиеся делают вывод, что Джимми любит все, что содержит удвоенные буквы в словах (ff, ee, oo и т.д.) и не любит все остальное. Позднее дети уже сами придумывают продолжение к приведенному списку, например:

He likes cheese, but he doesn’t like milk и т.д. Такие игровые упражнения позволяют ненавязчиво усвоить сложный материал и при этом прививают интерес к иностранному языку.

Для более старшей возрастной группы в качестве формирования

готовности к самообразованию как одной из ключевых компетентностей результативным оказывается критическое чтение литературы через индивидуальное чтение, когда отдельно взятый ученик получает литературное произведение (адаптированное или оригинальное, в зависимости от уровня учащегося), которое он или она дома самостоятельно изучает. Работа по произведению строится следующим образом:

    1-й этап – Pre-reading. Учащиеся отвечают на “дотекстовые вопросы”, когда они думают над заглавием текста, их возможным содержанием.

    2-й этап – Reading. Учащиеся читают текст, отвечают (письменно) на вопросы по содержанию текста.

    3-й этап – After – reading. Учащиеся отвечают на вопросы на глубокое понимание текста или пишут основную идею в 5–6 предложениях и выражают свое отношение к данному произведению.

Проверка написанного в процессе индивидуального чтения является одним из видов контроля приобретенных знаний, умений и навыков.
Как известно, контроль является важным условием процесса обучения.
Контроль ЗУН осуществляется систематически.

На первом занятии учащиеся выполняют диагностический тест (Placement test), который позволяет выявить слабые стороны, увидеть какие трудности испытывают студенты. В ходе обучения постоянно проводится текущее тестирование, которое выявляет степень усвоения теоретических вопросов, уровень сформированности практических умений и навыков. (рубежный контроль). Завершает курс обучения итоговый тест или аудиторная контрольная работа. Начиная с девятого класса тесты выполняются в формате ГИА, а затем ЕГЭ, то есть учащиеся выполняют задания на аудирование, чтение, письмо, лексику и грамматику и говорение.

Типичное обучение состоит из трех частей: 1) упражнения, направленные на формирование навыков идентификации и анализа лингвистических явлений; 2) упражнения, направленные на формирование профессиональных навыков обучения лексике; 3) материал для осуществления самооценки своей собственной деятельности. Кроме того, следует отметить, что обучающие тексты сопровождаются глоссарием, рекомендациями по работе над лингвистическим материалом, дополнительной информацией по теме.

Формирование ключевых компетентностей достигается за счет использования следующих форм, методов, подходов, приемов, типовых заданий: метод наблюдения, коммуникативный подход, разработка и презентация творческих проектов, симуляция (ролевая игра), драматизация,дебаты, аналитическое чтение художественной литературы,просмотр фрагментов кинофильмов на английском языке, составление папки достижений (портфолио) или паспорта профессиональной карьеры (Portfolio Career Passport), саморефлексии и самооценки, продуктивных, дифференцированных технологий диагностики, взаимодействия и коррекции. В курсе обучения иностранному языку я использую такие подходы, как: деятельностный, коммуникативный, проблемный, рефлексивный, личностно – ориентированный. Применение проектного метода, коммуникативных игр, приемов рефлексии, драматизации, разнообразных упражнений, форм работы способствует качественному усвоению учебного материала, значительно увеличивает эффективность урока, мотивирует учащихся

В качестве приоритета при формировании коммуникативной компетентности учащихся и их готовности к социальному взаимодействию, я выбрала ролевую игру, так как именно ролевая игра снимает все психологические барьеры, способствует раскрепощению, активизации учащихся, которые испытывают затруднения при коммуникации. При использовании ролевой игры в обучении основной упор в обучении делается на личность обучающихся, на их личный жизненный опыт.

Как показывает опыт работы, многие учащиеся испытывают страх и любопытство, когда сталкиваются с чем-то новым, неизвестным. С одной стороны, страшно – а вдруг не получится, с другой стороны – хочется попробовать. Именно это желание, это любопытство учителю всегда необходимо поддерживать, подогревать, используя в учебном процессе интересные формы работы, эффективную систему оценивания учебных результатов.

Когда ученики начинают изучать иностранный язык, перед ними в ходе решения любой коммуникативной задачи стоят две основные задачи: 1) что сказать и 2) как сказать, причем проблема “accuracy” (точность, правильность ответа) для учеников оказывается важнее, чем “fluency” (беглость, свобода высказывания), и этому есть объяснение – в основном снижается оценка за выполнение устного задания из-за лексико-грамматических ошибок, при этом учителя редко обращают внимание на форму и содержание, оформление речи: структура речи, темп, интонация, взаимодействие партнеров в ролевой игре, использование коммуникативных клише, стремление ребенка обогащать свой лексический багаж, использовать новые слова, новые грамматические конструкции, стремление говорить, общаться. Поэтому цель моей работы заключается, прежде всего, в повышении уровня владения навыков говорения учащихся через ролевую игру.

Задачи любой ролевой игры заключаются в том. чтобы научить учеников инициировать, поддерживать и заканчивать беседу в ситуациях общения, приближенных к реальности, принимать решение, отвечать на предложение собеседника согласием или отказом, переспрашивать, уточнять информацию, высказывать свое мнение, просьбу, восстанавливать общение в случаях сбоя.

Преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры – тренировка неподготовленной речи. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.

Несмотря на то, что цель ролевой игры заключается в тренировке неподготовленной спонтанной речи, тем не менее, к ролевой игре учащихся необходимо заранее готовить, при этом необходимо учитывать следующие принципы построения ролевой игры:

    от простого к сложному,

    от контролируемых упражнений до ситуации общения, приближенной к реальности,

    принцип тематического отбора.

Новизна использования ролевой игры заключается в разработке системы упражнений для небольших групп учащихся по принципу PPP: Presentation Practice Production. Так, в 5 классе при изучении тем “Знакомство” и “Семья” при подготовке ролевой игры учащиеся знакомятся с новыми лексическими единицами и речевыми конструкциями. Затем в мини-группах по три человека эти речевые клише закрепляются в виде небольших полилогов. Следующим этапом являются мини-ситуации, например, “в больнице” или “в школе” и т.д. Финалом служит урок-обобщение (видеосъемка) в виде ролевой игры, где “проигранные” мини-ситуации объединяются в одну и подчиняются одной общей цели.

Перечисленные формы работы были апробированы мною на практике и доказали свою эффективность тем, что учебные показатели (процент качества) улучшились в среднем на 13 %. По результатам работы было составлено методическое пособие для учителей английского языка в рамках проекта INSETT (международные курсы повышения квалификации учителей английского языка), в котором я принимала участие.

Можно сказать, что при обучении школьников английскому языку дело не в сумме выученных слов и правил, а в приобщении к культуре другого народа. И задача учителя иностранного языка заключается в том, чтобы слова, бывшие чужими, иностранными, зазвучали в новом контексте, создали яркие образы в художественном тексте. А устная речь и диалоги должны раскрывать не какие-то отвлеченные проблемы, а именно те, которые волнуют всех подростков.

Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение иностранного языка играет важную роль в воспитании личности. Оно способствует выработке таких качеств, как целеустремленность, умение добиваться поставленной цели. Кругозор человека, знающего иностранный язык, шире и полнее. И очень важно начинать добиваться этого с детства.