Биографии Характеристики Анализ

Примеры патриотизма россиян в отечественных войнах окружающий. Патриотизм – главный ключ к возрождению Русской Цивилизации

"При посещении одной из школ я обратилвнимание на ученицу, читающуюкнигу пионерах-героях. Хорошо, что книгу сохранили, и ученики с удовольствием ее читают. Поговорив с девочкой, я отметилдля себя, что она знает о юныхгероях не из этой книги, но и из других. Радостно стало за ребёнка, которыйсоприкоснулся с великой и героической историей своего народа, примерил к себе поступок сверстников-героев. Уверен, что её посетила гордость за свою страну, за своих предков, а главное, она поняла, что тоже причастна к славному племени победителей".

В современных условиях патриотизму, воспитательным функциям отечественное истории отводится особое особая, объединяющая роль в решении важнейших проблем общества и государства, в защите национальных интересов Отечества. Так было всегда, когда возникала потребность в напряжении духовных сил во имя Родины.

Святое чувство-патриотизм, поистине является источником духовной силы русского человека, побуждает каждого из нас готовить себя к защите Отечества, начиная ещё со школьной скамьи; предполагает формирование, прежде всеготу подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, гражданского и воинского долга, ответственности за судьбу Отечества.

Так что же такое патриотизм? Какой смысл, вкладывается в это понятие? Патриотизм в России формировался в течение многих столетий борьбы с многочисленными внешними врагами. В нём - яркий отсвет судьбы Отечества. Сущность патриотизма, т.е. глубокая, внутренне устойчивая связь личности со своим народом, со своей Родиной, проявляется в привязанности к родным местам, родному языку, к природе, к тем социальным отношениям, традициям, духовной культуре, которые функционируют на разных социальных уровнях, начиная с семьи, родного очага.

Происходит понятие патриотизм, от греческого "патрис"-родина, отечество. Под патриотизмом подразумеваются любовь человека к своей Родине, к своему народу, гордость за него, волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения, готовность приложить усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями.

Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности, он развивается, наполняется содержанием, исходя из тех ценностных ориентаций, которые сформированы в нём начиная с детства. И формируется у школьников из отношения к истории Отечества как к личному достоинству и чести. Если этого нет, то и не будет патриотизма.

Что мы вкладываем в понятие Родина, Отечество? Родина- это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос, живёт и воспитывается, Условно различают большую и малую Родину. Под большой Родиной подразумевают страну, где человек вырс, живёт и которая слала для него родной и близкой. Малая Родина-это место рождения и становления человека как личности.

Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью ксвоим, родителям-отцу и матери. Потеря Родины, означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Прекрасно и вечно сказал об этом А. С. Пушкин:

Два дивных чувства близки нам
В них обретает сердце пищу
Любовь к отеческим гробам,
На них всегда, от века к веку,
По воле Бога самого
Самостоянье Человека,
Залог величия его!

По-особому, актуально, эти слова звучат в наши дни.

Любовь к Родине возникает, наверно, по-разному. Вначале это происходит неосознанно: подобно тому, как растение тянется к солнцу, ребёнок тянется к отцу и матери. Подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к селу, городу. И только взрослея, набираясь опыта и знания, он постепенно осознаёт величайшую истину, свою принадлежность к матери-Отчизне, ответственность за неё. Так рождается гражданин-патриот.

Патриотизм русского человека явление уникальное, своеобразное, настолько велика, глубока и бескорыстна в нём любовь к Отечеству. В России не прижились и, видимо, не приживутся многие западные ценности и ориентиры. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью. Каковы же его особенности? В чём и как он проявляется?

Во-первых, ему присущи, глубоко сознательный народный характер, высокая ответственность за судьбу Родины, её надёжную защиту. Многочисленные факты истории свидетельствуют о том, что буквально все сословия самоотверженно отстаивали независимость Руси, её национальное единство.

Вспомним обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой (1709 г.). В нём просто и ёмко сформулирована эта патриотическая идея. "Воины,- говорилось в обращении,- вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество:А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего".

Во-вторых, она отражает тот исторический факт, что в течение большей части своей истории Россия являлась великим государством, оплотом которого была армия. Державный характер российского патриотизма предопределил у россиян чувство большой национальной гордости за великую Россию, высокую ответственность за судьбы мира на планете.

В-третьих, носит интернациональный характер. Люди различных вероисповеданий, культур по праву называют себя россиянами, ибо у них единая Родина - Россия. История убедительно подтверждает, что народы России всегда дружно и самоотверженно защищали свою единую Родину. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году состояло из представителей разных народностей и народов. В Отечественной войне 1812 г. Принимали участие татары, башкиры, калмыцкая конница, военные формирования народов Кавказа. За честь почитали себя называть русскими офицерами известные военачальники Н.Б.Барклай - де Толли, И.В.Гурко, И.И. Дибич - Забалканский, Р.Д.Радко - Дмитриев, П.И.Багратион, Н.О.Эссен и многие другие.

Наиболее ярко интернациональный характер патриотизма проявился в годы Великой Отечественной войны. Брестскую крепость защищали войны более 30 национальностей. В боях под Москвой в дивизии И.В.Панфилова сражались войны из самых разных уголков нашей Родины. Народы бывших союзных республик СССР и сейчас совместно празднуют День Победы над германским фашизмом.

В-четвертых, он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство. Сопротивление русских в экстремальных условиях возрастает многократно, а основа его - патриотизм. Российский историк и писатель Н.М.Карамзин отмечал: "Древняя и новая история народов не представляет нам ничего более трогательнее этого героического патриотизма. Боевая слава была колыбелью народа русского, а победа - вестницей бытия его".

Рост патриотизма относится к историческим победам Александра Невского над шведами (1240 г.) и немцами (1242 г.). В период междоусобиц он сумел привлечь к себе лучших россиян и возродить нравственное единение народа и власти.

Страна воспряла через воинство, руководимое Дмитрием Донским с благословения Сергия Радонежского - одного из величайших образов русской святости.

Реформы Петра I усилили любовь россиян к Родине, подняли интерес к Отечеству, к его развитию и гордость за свои дела и поступки. Безотчетное сознание того, что "теперь мы не хуже других", подняло народную гордость и любовь к России. Петр Великий добился того, что Россия, наконец, имела армию, бесстрашие которой поддерживалось заслуженной гордостью. За двадцать лет непрерывных военных действий выработалось национально - русское военное поколение.

С особой силой и непримиримостью боролся за сохранение отечественных порядков А.В.Суворов. Это была борьба не только за русское национальное военное искусство, но и за морально - психологические качества русского солдата. Всей русской армии, являвшей достойный пример патриотизма для общества. Являясь последователем А.В.Суворова, немало усилий для привития в войсках патриотизма, высокого морального духа, необходимых боевых качеств приложил талантливый военачальник М.И.Кутузов, который призвал к единению русского народа в борьбе с иноземными захватчиками.

Героический, гигантский подъем народного духа и военного патриотизма в 1812 г., победа над лучшей армией мира, каковой считалась французская армия под руководством Наполеона, утвердили в наших соотечественниках чувство гордости за свою страну, свой народ, вселили уверенность в собственные силы и свою значимость.

XIX век, в истории России, насыщен значимыми для нее событиями.

Богатый опыт патриотического воспитания с учетом классовых интересов был накоплен у нас в стране в период "советского патриотизма" - после октября 1917 г. До конца 80-х годов ХХ в. Советский патриотизм вырос, сформировался на основе русского патриотизма, он выбрал из него все лучшее. В общественном и индивидуальном сознании произошел процесс преемственности в развитии идей патриотизма.

Советский патриотизм на русской основе - это новое духовное состояние человека. В исторических изданиях о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. советский патриотизм рассматривается как непобедимая сила. Это уникальное явление в духовно - нравственной истории человечества.

В настоящее время творческое развитие патриотизма с использованием опыта военной истории имеет особую значимость и актуальность. В летописи нашей Родины немало примеров стойкости и мужества российских воинов, основу которых составлял патриотизм.

И наша главная задача, обогатить наших детей, богатейшим историческим опытом и знаниями, воспитать патриотические и интернациональные чувства, любовь к ближним, родному краю, Родине.

Ведь. Не зря говорят: "От правильного воспитания детей, зависит благосостояние всего народа" (Локк)

"Россия начиналась не с меча"

Россия начиналась не с меча.
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча.
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
И стрелами звенящие бои
Лишь прерывали труд её всегдашний.
Не даром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне,
В руках веселых, только от труда,
По добродушью, иногда не сразу,
Возмездие вздымалось, это да!
Но жажды крови не было ни разу.
Но только подлость, радовалась зря,
С богатырем, не долговечны шутки!
Да, можно, обмакнуть богатыря,
Но победить, вот это уже дудки.
Ведь это было так же бы смешно,
Как скажем, биться с солнцем, иль луною.
Тому порукой озеро, Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев и Батыя
Нашли конец на Родине моей!
То нынешняя, гордая Россия!
В 100 крат еще прекрасней и милей!
И в битве с самой лютою войной
Она и ад сумела превозмочь
Тому порукой города - герои
В огнях салюта в праздничную ночь.
И вечно тем горда моя страна!
Что никого, нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, сем война,
Как бескорыстье действеннее - жала.
Встает заря, светла и горяча
И будет так во веки нерушимо
Россия начиналась не с меча,
И потому. Она непобедима.

Список литературы

  1. Журнал "Дошкольное воспитание" 2006г.
  2. Э.Асадов "Не проходите мимо любви" М.2001г.

Слово «Патриот» сегодня звучит повсюду. Развиваются российские флаги, звучат призывы о целостности и единстве нации, а народ хором исполняет «Катюшу», «Калинку» в метро и торговых центрах. Все это было бы прекрасным, если бы не одно «но». Само понятие «патриотизм», все ли понимают его правильно? Все ли те, кто гордо именует себя «патриотами» на самом деле ими являются.

– термин новый, а все, что за ним стоит – плохо и даже опасно.

Перед вами яркий пример ложного патриотизма, если:

  • Вы слышите оскорбительную речь в адрес других стран, народов, культур, на фоне которого слова «Россия» и «русский» выделяется, как образец превосходства;
  • Вы слышите оскорбления в адрес тех, кто выбирается на отдых за границу, или (того хуже) уезжает жить в другую страну;
  • Вы слышите пропаганду к использованию только российских продуктов, товаров, предложения о прекращении рыночных отношений с другими странами;
  • Вы слышите оскорбления в адрес тех, кто вступил в брак (отношения) с представителем другого народа.

Знайте, патриотизм – есть любовь к своему народу, культуре и к Родине . Все вышеперечисленное не имеет к нему никакого отношения.

«Позор изменникам родины»

После падения «железного занавеса», россияне открыли для себя целый мир, богатый культурами, вкусами, красками и звуками. Тяга к познанию нового, к исследованию других стран – нормальное желание грамотного, духовно развитого человека. Почерпнуть что-то новое от иноземной культуры, оставив в замену частичку своей, любимой – это развитие. Именно так росла и развивалась человеческая цивилизация, заимствуя и экспортируя.

Беда в том, что не каждый может позволить себе посещение других стран. Причины у каждого свои – у кого –то экономические, у кого-то социальные. Эта проблема породила зависть, которая, как известно, ни к чему доброму не приведет. Отсюда появились гневные и полные злобы высказывания в адрес путешествующих россиян, обвинения их в отсутствии патриотических чувств. «Тетя Зина», каждое лето отдыхающая в деревне или на даче, считается истиной патриоткой страны, а те, кто посмел погреться у турецких берегов, едва ли ни изменниками родины.

Отдельной мишенью для «психологического расстрела» являются те, кто по той или иной причине, временно или постоянно проживают за границей. Здесь приговор окончательный, и обжалованию не подлежит – измена Родине. Никого не интересуют причины переезда. Аргумент из серии «Весь мир – наш дом» не принимается в расчет. Высказывания в адрес таких «предателей», как правило, жесткие и болезненные. «Сбежали от проблем», «продались западу», «слиняли», «продали родину». При этом, всегда подчеркивается патриотическая святость некоего Петра Петровича, который всю жизнь живет в своем городе, в своем доме на своей улице.

Такие Петры Петровичи часто те, кто, на самом деле, терпеть не могут ни сам город, не свою страну. Они не имеют ни малейшего желания сделать что-то полезное для своей Родины, для народа. А порой просто встать, пойти поработать руками и головой. Зачем? Они ждут, что Родина им должна. Конечно, должна. Он же патриот!

А на самом деле еще стоит задуматься, кто приносит больше пользы своему народу: россиянка, преподающая русский язык в Лондоне, с любовью несущая свою культуру в мир; композитор, пишущий добрые детские песни для российских детских садов, из Италии, или тунеядец Петя, неуемно ругающий страну, власть и весь мир? Кто из них больше патриот?

Даешь российское производство

Отдельный класс лжепатриотов — те, кто призывает россиян отказаться от всех товаров иностранного производства «ибо они есть зло». Призыв к отказу от всего заграничного – одежды, техники, продуктов питания. То же самое распространяется на все нематериальное – фильмы, язык, песни, танцы. Касаются даже использования заимствованных слов в лексиконе. Истинный патриотизм для таких людей означает использование только лишь отечественных товаров народного потребления. С одной стороны, поддержка собственного производства похвальна, а само его развитие необходимо. Это факт. Но всему есть разумный предел. Полный отказ от импортных товаров невозможен просто физически. Потому как тогда, для полной справедливости предстоит признать, что многие необходимые вещи есть изобретения иностранных компаний. Отказываемся от всего? Компьютеры, телефоны, бытовая техника, парфюмерия, косметика, бытовая химия, туалетная бумага – все это было придумано не нами. Готовы ли «патриоты» отказаться от всех этих благ?

Патриотизму – «да» — нацизму – «нет»

В отличие от других, этот пример просто ложный, но и еще опасный. Здесь мы говорим о том, чему так стараются научить нас с экранов ТВ, а чаще с наших мониторов – неприязни на национальной почве.

«Все страны, которые не именуются «Россия» — враги, цель которых разрушить нашу Родину, а все остальные народы – некие недочеловеки, по уму, талантам и способностям явно уступающие великим русским» — вот примерный смысл диванных лжепатриотов.

Разве, думая о ваших матерях вы считаете, сколько другие мамы дают своим детям (денег, любви, свободы)? Разве вы перестаете любить маму, если у нее появляются временные трудности?

Теперь о других мамах. Их много. Они могут быть и красивее и хуже. Но все они – чьи-то мамы, и о них нужно уважительно отзываться. Ведь их детям неприятно слышать от вас негативные высказывания.

Другие мамы тоже могут нравиться. Мы охотно общаемся с мамами наших друзей, соседей, порой признавая их красоту, доброту и умение вести хозяйство. И кухня у них прекрасная, и дом ухожен. При этом любовь к нашим матерям ничуть не страдает. Общаясь с другими, восхищаясь ими, мы все равно любим родных матерей больше всех. Потому, что это естественно.

А еще мы уезжаем. Случается и такое. Любить мать — не значит постоянно сидеть у ее юбки. Случается, что мы оказываемся далеко от дома. Но разве от этого страдают наши сыновьи чувства? Разве мы их меньше любим? Скорее наоборот. Те, кто находится в тысячах километрах от своих матерей, страдают вдвойне. И любят вдвойне. Вот что такое – любовь к матери».

А теперь, замените слово «мать» на слово «Родина». Прочитайте еще раз. Ведь это, практически тоже самое. Это отличный пример, чтобы понять, что такое «любовь к Родине», что такое «истинный патриотизм».

Патриотизм в русской истории January 18th, 2015


Где находятся истоки русского патриотизма и что можно считать его историческим словесным выражением? Какие произведения должен прочитать "юноша, начинающий жизнь", и с чтения каких книг ему эту жизнь начинать?

Первыми памятниками русских патриотических произведений можно смело считать "Слово о полку Игореве " и "Повесть временных лет " Нестора. Не смотря на различия в литературном стиле оба произведения имеют и историческую, и художественную, но и патриотическую ценность, что особо важно для нас сегодня. Разные на первый взгляд произведения говорят о славе русского государства, о воинской доблести, о русских правителях, героях и победах. Да, не было в то время внятной, проработанной и разделяемой народом и властью идеологии, но был патриотизм, любовь к Родине, как необходимая почва для возрастания и идеологии, и государства и народа.

Следующими знаковыми русскими патриотическими произведениями являются работы Николая Михайловича Карамзина. Да, много времени прошло между жизнью Нестора и НМ.Карамзина. Но все это время были другие патриотические работы, малоизвестные или не дошедшие до нас (например, вспомним Павла Ивановича Фонвизина). Величайшая работа Н.М. Карамзина "История государства Российского" являет пример не только исторической серьезности, но и патриотизма и сильнейшей любви автора к России.

В 19м веке патриотические труды в России начали появляться, можно сказать, массово. Свою лепту внесли славянофилы, например Иван Аксаков . Не могу не процитировать сегодня сверхакртуальную работу И.Аксакова "В чем сила народности? ":
"Точно с тою же целью предполагается постройка церкви и в Женеве, где в настоящее время до 200 русских семейств воспитывается в разных швейцарских пансионах... И это наши будущие вожди народа! Это будущий состав русского народного общества!

Ни презрение иностранцев , так громогласно высказавшееся недавно во французском сенате и английском парламенте устами принца Наполеона, Бонжана, Генесси и других, ни оскорбления, наносимые ежедневно и ежечасно русской не только государственной, но и народной чести всеми органами европейской публичности, ни положение самой России, трудное, исполненное опасностей, России, вступившей в критический период существования, России, богатой делом всякого рода, не правительственным только, но и общественным, -- ничто не вразумляет, ничто не возмущает наших заграничных русских, продолжающих тратить в пользу иноземцев наши русские деньги! "

Славянофильство, серьезно наполненное религиозным и мессианским содержанием, можно считать одной их русских идеологий и при всем разнообразии публицистов - славянофилов, все они сходились на мысли, что будущее русского народа - великое будущее, а Запад будет падать и загнивать. Что это, как не пример патриотизма?

Интересны взгляды Константина Леонтьева , славянофила (критиковавшего славянофильство), который служил России всю жизнь, был очень религиозным человеком, отрицал национализм, считая его идеей западной и модернистской, а будущим России считал государственный социализм.

Николай Данилевский , автор популярного труда "Россия и Европа", так же верил в загнивание западной цивилизации и в долгую борьбу между Россией и Европой, и в русскую экспансию, основанную на всемирно - исторической миссии России.

Нельзя обойти вниманием Ф.М.Достоевского , русского гения, тонкого и сверхглубокого. Но нельзя и рассказать о нем достойно в формате заметки. Поэтому укажу только на историческую актуальность, политическую остроту и русскую метафизическую глубину его "Дневников писателя". Весь нерв жизни России того времени и ее перспектив в этой работе Достоевского. Примером высшего, метафизического русского патриотизма Достоевского есть его вера в русский народ, как единственны народ - богоносец, спаситель мира, воплощение Бога.

Нельзя идеализировать славянофилов и говорить об отсутствии проблем и перегибов в их работах. В частности, на это указывал Владимир Соловьев , обвиняя славянофилов в "зоологическом патриотизме", утрате учением религиозного и гуманистического содержания и ростом национального эгоизма, как влияния национализма.


В ночь на 24 июня 1812 года французские войска переправились через пограничную реку Неман. В России началась Отечественная война…

Явившись, как и все войны, продолжением политики господствующего класса, Отечественная война 1812 года стала поистине войной народной, образцом войны национально-освободительной.

Сегодня иногда сравнивают Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную, обращая внимание на то, что никаких коммунистов в 1812 году не было, однако народ встал на защиту своего Отечества и победил, и значит, выше всяких идеологий и классовых противоречий.

С другой стороны, то, что современная российская власть использует в своей пропаганде патриотический характер обеих войн, очевидно, стремясь продемонстрировать свою патриотичность и тем самым добиться если не любви народной, то хотя бы лояльности, вызывает у некоторых негативное отношение и к слову, и к понятию «патриотизм», а те, кто называет себя патриотами, представляются либо националистами, либо сторонниками буржуазной власти.

На самом деле, патриотизм лежит в основе всех национально-освободительных движений, национально-освободительных войн, а такие движения и войны рассматриваются в марксистско-ленинской теории как прогрессивные явления. Чаще патриотизм проявляется в борьбе с врагами Отечества, но он не может в критический момент взяться ниоткуда, поэтому, конечно, говоря словами Ленина, это чувство закрепляется в обособленных отечествах веками и тысячелетиями.

Однако следует помнить, что марксистская диалектика рассматривает все явления во взаимосвязи и постоянном движении. В работе «О брошюре Юниуса» Ленин писал: «Все грани в природе и в обществе условны и подвижны, […] нет ни одного явления, которое бы не могло, при известных условиях, превратиться в свою противоположность. Национальная война может превратиться в империалистскую и обратно».

И в этой же работе Ленин как раз, в качестве примера, приводит эпоху наполеоновских войн: «Войны великой французской революции начались как национальные и были таковыми. Эти войны были революционны: защита великой революции против коалиции контрреволюционных монархий. А когда Наполеон создал французскую империю с порабощением целого ряда давно сложившихся, крупных, жизнеспособных, национальных государств Европы, тогда из национальных французских войн получились империалистские, породившие в свою очередь национально-освободительные войны против империализма Наполеона».

Отечественная война 1812 года была самой значимой из этих войн, порождённых империализмом Наполеона. По словам Энгельса, «уничтожение огромной наполеоновской армии при отступлении из Москвы послужило сигналом к всеобщему восстанию против французского владычества на Западе».

Никто не отрицает, что одной из важнейших причин поражения Наполеона в его русском походе был подъём патриотизма всего народа России. Это подтверждается многочисленными фактами: и активным партизанским движением, и беспримерным героизмом народных ополченцев. Это закреплено в произведениях литературы и искусства того времени.

Против наполеоновской армии, против буржуазной Франции поднялся угнетённый народ феодально-крепостнической России. Ничего, кроме патриотизма, поднять народ не могло. Патриотизм отсталой России оказался прогрессивнее имперских, захватнических амбиций Наполеона.

Однако Отечественная война закончилась, Наполеон был изгнан из России, его Великая армия почти полностью уничтожена. Начался заграничный поход русской армии, которая оказала огромную помощь народам Европы в их освобождении от наполеоновского господства.

Окончательный разгром Наполеона поднял на небывалую высоту международный престиж России, усилил её могущество в Европе. Но в чём заключалось это могущество? В том, что Россия играла определяющую роль в союзе европейских монархий, которые стремились восстановить феодально-абсолютистский строй в освобождённой от Наполеона Европе. Кроме того, Россия вышла за пределы своих естественных границ — решением Венского конгресса 1814-15 г.г. в состав России вошла часть Польши, а русский император Александр I становился и польским королём. Энгельс отмечал: «Если в отношении завоеваний Екатерины у русского шовинизма были еще некоторые извиняющие — я не хочу сказать оправдывающие — предлоги, то относительно завоеваний Александра об этом не может быть и речи. Финляндия населена финнами и шведами, Бессарабия — румынами, конгрессовая Польша — поляками. Здесь уж и говорить не приходится о воссоединении рассеянных родственных племен, носящих русское имя, тут мы имеем дело с неприкрытым насильственным завоеванием чужой территории, с простым грабежом».

Вот так в определении Энгельса русский патриотизм превратился в русский шовинизм. И это не особое отношение классика к России. По определению Маркса, «всем войнам за независимость, которые велись против Франции, свойственно сочетание духа возрождения с духом реакционности». Реакционные, а также захватнические цели преследовали правящие круги всех союзных держав, воевавших против Наполеона. В конечном итоге их победа означала победу над французской революцией.

Так что же получается – питаемая русским патриотизмом, прогрессивная, справедливая, национально-освободительная Отечественная война 1812 года привела в конце концов к реакционным результатам? Если вспомнить об условности и подвижности всех граней в природе и обществе, то получается так. Кроме того, самому народу России победа над Наполеоном, по сути, ничего не дала – социально-экономическое устройство не изменилось, крепостничество продолжало существовать, и даже надежды ополченцев из крестьян на то, что после возвращения с фронтов они получат свободу, не оправдались – после разгрома Наполеона крепостных крестьян раздали хозяевам-помещикам.

В чём же тогда положительная роль народного патриотизма в истории отечеств, если он легко перерастает в шовинизм и используется эксплуататорским классом в своих интересах? Пожалуй, Отечественная война 1812 года может служить самым ярким примером того, что всё-таки патриотизм играет важнейшую роль в прогрессивном развитии народов и обществ.

Известно, что именно победа в 1812 году, достигнутая благодаря подъёму национального духа, вызвала в России стремление к свободомыслию, под её влиянием начала формироваться идеология дворянских революционеров – декабристов, которые в 1825 году подняли восстание. И хотя восстание было подавлено, как заметил Ленин, «декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы…» Далее началась буря, по уточнению Ленина — «движение самих масс». Первый натиск бури случился в 1905 году. Последующие тоже всем хорошо известны.

А. А. Бестужев писал Николаю I из Петропавловской крепости: «… Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». А по словам Герцена, «подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год; всё, что было до того, – только предисловие».

Неизвестно, каковы были бы последствия и как развивался бы российский патриотизм, будь тогда русская кампания Наполеона более успешной. Несомненным представляется только одно – и в этом случае понадобился бы народный патриотизм, чтобы «переварить» принесённую иноземцем «свободу». Возможно, история пошла бы по-другому, но без народного патриотизма, совершенно точно, она бы пошла без участия страны, которая и по сей день носит название Россия.

Да конечно, патриотизм в эксплуататорском обществе носит противоречивый характер. Вернее, не сам патриотизм, а его понятие. Важно лишь понимать, что он существует и его подъём играет прогрессивную роль в гораздо большей степени, чем реакционную. Дело в том, что эксплуататорская власть способна лишь использовать народный патриотизм в своих целях, манипулировать им более или менее успешно. И только в самих массах патриотизм может родить прогрессивную бурю. Пока существуют отечества, этой бури родится просто больше неоткуда.

Другие материалы по теме:

10 комментариев

Сидор Жнец 24.06.2012 11:06

> Известно, что именно победа в 1812 году, достигнутая благодаря подъёму национального духа, вызвала в России стремление к свободомыслию, под её влиянием начала формироваться идеология дворянских революционеров – декабристов, которые в 1825 году подняли восстание.

> Лев Толстой, который, по Ленину, «зеркало русской революции», в «Войне и мире» давал декабризму несколько упрощенное, но куда более остроумное объяснение: «Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. Общество джентльменов в полном значении этого слова. Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение, — мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности».

Идеология декабристов формировалась под влиянием идей французского Просвещения (которые возникли задолго до Наполеона, — и в Россию проникли задолго до Наполеона, и даже до Французской революции) и… местной практики (собственно, «европейски мыслящее» дворянство находилось между молотом царского террора [«Аракчеев»] и наковальней крестьянской мести [«Пугачев»]). Война 1812 года дала им боевой опыт (совершенно бесценный, естественно), — но говорить о том, что эта война создала идеологию декабризма было бы большой ошибкой.

> Да конечно, патриотизм в эксплуататорском обществе носит противоречивый характер.

В эксплуататорском обществе ПАТРИОТИЗМ (любовь к «своему» государству, которую следует отличать от естественной человеческой любви к Родине) носит не противоречивый, а вполне себе реакционный характер. Причём, это относится как к верхам (хотя какой там у них «патриотизм»…), так и к низам (в готовности «жертвовать собой» ради буржуазного «Отечества» нет ровно ничего хорошего; и если в военное время это ещё может иметь какое-то положительное значение [а может и не иметь], — то в мирное такая готовность лишь помогает реакционерам проводить политику «затягивания поясов», «ради Отечества»). Показателен, кстати, пример так называемого «советского патриотизма», заключающегося в том, что некоторые интеллигенты ныне не только ПЕРЕНОСЯТ своё (вполне правиьное) отношение к Советскому Союзу на НЫНЕШНЮЮ (буржуазную) Россию, — но и советуют трудовому народу делать то же самое; такой патриотизм — основа «антиоранжизма», отравляющего сознание отнюдь не только последователей Кургиняна, но и очень-очень многих представителей левой общественности.

При этом, конечно, правил без исключений не бывает. Даже в эксплуататорском обществе патриотизм ИНОГДА может иметь положительное влияние, вызывать в людях желание бороться за «улучшение» любимого ими государства (вплоть до превращения его в пролетарскую диктатуру).

> И только в самих массах патриотизм может родить прогрессивную бурю. Пока существуют отечества, этой бури родится просто больше неоткуда.

В общем-то, обычно такие бури рождаются из возмущения масс против гнёта, под которым они пребывают. К патриотизму это возмущение, зачастую, отношения не имеет, — более того, патриотические чувства, зачастую, используются для того, чтобы заставить трудящихся забыть о своей угнетённости и «затянуть пояса ради Отечества».

+100 25.06.2012 11:07

для Сидор Жнец Сами то поняли, чего пишете??? 24 июня 1812 года французы напали на Родину или на государство? Как нужно было поступать народу с Вашей точки зрения: защищать Родину или не защищать государство — сдаться французам, так как средства производства находятся в руках эксплуататоров?

Василий, Горький 25.06.2012 17:30

Сидор Жнец меня опередил.
«У пролетариев нет родины» — говорил Маркс о буржуазном государстве. «Мы — пораженцы» — говорил товарищ Ленин о позиции большевиков до Октябрьской революции. Да, проигравшая сторона несёт больше потерь чем победившая, в том числе и в живой силе. Но поражение в войне царской России расшатывало самодержавие, и эти жертвы ложились на алтарь победы революции(они и так ложатся ещё в большем количестве в мирное, но растянутое на десятелетия время). Поэтому шёл следующий Ленинский призыв, — «Превратим войну Империалистическую в войну Гражданскую, мир хижинам — война дворцам».
Какие колоссальные жертвы понёс трудовой народ России за последние 20 лет, по разным подсчётам 15-25 миллионов человек, и сколько ещё понесёт, из-за боязни революционной крови. Крови не без эксцессов, но чем дольше будет назревать этот нарыв, тем больше вероятность перегибов.

Сидор Жнец 27.06.2012 11:17

100
> для Сидор Жнец Сами то поняли, чего пишете???

На государство, само собой. Или есть данные, что они собирались пожечь все наши берёзки, запретить использование русского языка и отправить всех русских в концлагеря?

> Как нужно было поступать народу с Вашей точки зрения: защищать Родину или не защищать государство - сдаться французам, так как средства производства находятся в руках эксплуататоров?

А это здесь при чём?))) Возможность отобрать средства производства у эксплуататоров ЕЛЕ-ЕЛЕ появилась в 1917 году, — в 1812 году её не было.

Сдаваться французам следовало бы, если бы они принесли с собой отмену крепостного права и уничтожение самодержавия. Поскольку крепостное право отменять они не собирались, русское самодержавие собирались заменить французским, — то есть, перед русскими крестьянами открывалась перспектива оказаться под двойным гнётом, — то действовать следовало так, как русские и действовали, т.е. гнать французов со своей земли. Но, конечно, потом надо было не идти «освобождать Европу» (непонятно, от чего), а свергать самодержавие. Этого народ не сделал, — и в этом была большая его ошибка)

+100 27.06.2012 15:02

для Сидора Жнеца.. На государство, само собой. Или есть данные, что они собирались пожечь все наши берёзки, запретить использование русского языка и отправить всех русских в концлагеря… Родина это не только березки и концлагеря — это церкви, дома,семьи,родные,близкие, друзья,правосланая вера. Если на Ваш дом нападают бандиты,Вы же не будете их спрашивать о идеологических воззрениях? вы просто идете его защищаете,потому, что это Ваш дом. А если бы они пообещали отменить крепостное право и уничтожить самодержавие -можно было бы сдаваться? НАТО-вцы «обещали» освободить Ирак от диктатуры Хуссейна и установить в стране подлинную демократию и их поначалу местное население встречало цветами- как освободителей,что принесли «освободители» всем известно..В эксплуататорском обществе ПАТРИОТИЗМ (любовь к «своему» государству, которую следует отличать от естественной человеческой любви к Родине) носит не противоречивый, а вполне себе реакционный характер… …такой патриотизм - основа «антиоранжизма», отравляющего сознание отнюдь не только последователей Кургиняна, но и очень-очень многих представителей левой общественности… -это Ваше мнение,а есть другое мнение, отличное от Вашего.: …Всем людям, безотносительно их гражданских взглядов и политических ориентиров, необходимо понять: «ненасильственное сопротивление», протестное движение несистемной оппозиции - это новая форма свержения власти. Это современная форма войны, преследующая те же цели, что и войны прежних времён - уничтожение вражеской власти и установление своей. Теперь вражеские солдаты - это граждане страны-жертвы. Воодушевляясь абстрактными целями, они, как раковые клетки, должны разрушать собственную государственную систему, саботировать армию и полицию, уничтожать экономику - они сами должны убивать свою страну …Участие в любых акциях несистемной, оранжевой оппозиции - посещение их митингов и шествий, ношение протестной символики, агитация за эти действия и т.д. - это не только выражение личной гражданской позиции - это деятельное участие в уничтожении страны. Война теперь имеет вот такие формы и каждый оранжевый демонстрант - это пособник вражеской оккупации… .h_ttp://moskprf.ru/stati/eto-voyna.html И есть неопровержимые доказательства правоты именно этой точки зрения, а не Вашей.

+100 27.06.2012 16:40

о зверствах французов: … «Наполеон изуверствовал на нашей земле не меньше Гитлера. Просто у него было меньше времени, всего полгода. Известна фраза этого глашатая европейских ценностей: «Для победы необходимо, чтобы простой солдат не только ненавидел своих противников, но и презирал их.Солдатам Наполеона офицеры пересказывали агитки о варварстве славянских народов. Именно с тех пор в сознании европейцев сознательно закрепилось представление о русских как о второсортной, дикой нации.Разрушали монастыри, взрывали памятники архитектуры. Алтари московских церквей умышленно превращали в конюшни и отхожие места. Лютой смертью убивали священников, не выдававших церковные святыни, насиловали монахинь, древними иконами растапливали печи. При этом солдаты твердо знали, что пришли в варварскую дикую страну и что они несут в нее самую лучшую в мире культуру — европейскую.Банальный грабеж начался еще с дальних подступов к Москве. В Белоруссии и Литве солдаты уничтожали сады и огороды, убивали скот, уничтожали посевы. Причем военной необходимости в этом не было никакой, это были просто акции устрашения. Как писал Евгений Тарле: «Разорение крестьян проходившей армией завоевателя, бесчисленными мародерами и просто разбойничавшими французскими дезертирами было так велико, что ненависть к неприятелю росла с каждым днем».
Настоящий грабеж и ужас начался 3 сентября 1812 года — на следующий день после входа в Москву, когда официально, приказом, было разрешено грабить город. Дочиста были разорены многочисленные московские монастыри. Солдаты сдирали с икон серебряные оклады, собирали лампады, кресты. Для удобства обзора они взорвали стоявшую рядом с Новодевичьим монастырем церковь Иоанна Предтечи. В Высокопетровском монастыре оккупанты устроили скотобойню, а соборный храм превратили в мясную лавку. Весь монастырский погост был покрыт спекшейся кровью, а в соборе на паникадилах и на вколоченных в иконостас гвоздях висели куски мяса и внутренности животных. В Андрониевском, Покровском, Знаменском монастырях французские солдаты кололи на дрова иконы, лики святых использовали как мишени для стрельбы.В Чудовом монастыре французы, надев на себя и на своих лошадей митры и облачение духовенства, ездили так и очень смеялись. В Даниловом монастыре ободрали раку князя Даниила и сорвали одежды с престолов. В Можайском Лужецком монастыре хранящаяся здесь икона святого Иоанна Предтечи имеет следы от ножа — французы использовали ее как разделочную доску, рубили на ней мясо. От исторических реликвий находившегося на территории Саввино-Сторожевского монастыря дворца царя Алексея Михайловича почти ничего не осталось. Кровать царя Алексея Михайловича была сожжена, дорогие кресла ободраны, зеркала разбиты, печи сломаны, редкие портреты Петра Великого и царевны Софьи похищены.
Иеромонах Знаменского монастыря Павел и священник Георгиевского монастыря Иоанн Алексеев были убиты. Священника церкви Сорока святых Петра Вельмянинова били прикладами, кололи штыками и саблями за то, что не отдал им ключи от храма. Всю ночь он пролежал на улице, истекая кровью, а утром проходивший мимо французский офицер милостиво пристрелил отца Петра. Монахи Новоспасского монастыря похоронили священника, но французы потом три раза раскапывали его могилу: увидев свежую землю, они думали, что в этом месте зарыли клад.В Богоявленском монастыре казначея монастыря Аарона французы таскали за волосы, выдергивали бороду и затем возили на нем грузы, запрягая в телегу.Это только штрихи к поведению оккупантов. Вся правда еще страшнее. Что творили уже обреченные захватчики, отступая, вообще не поддается здравому смыслу. Развращенные французские офицеры принуждали крестьянок к оральному сексу, что для многих девушек и женщин было тогда хуже смерти. Несогласных с правилами французского поцелуя убивали, часть сознательно шла на смерть, вгрызаясь зубами в плоть захватчиков. Добр русский человек. Иногда даже излишне. Видимо, и поэтому огромная часть войска Наполеона осталась в России просто жить. По разным причинам. Большинству русские люди помогли Христа ради, подобрав их обмороженными и голодными. С тех пор появилось на Руси слово «шаромыжник» — от французского «cher ami» (дорогой друг). Они стали дворниками, швейцарами. Образованные выбились в преподаватели французского Мы прекрасно помним их по многочисленным дядькам, гувернерам, замелькавшим в русской литературе после 1812 года.. Они вполне прижились в России, стали совсем русскими, явившись родоначальниками многих известных фамилий вроде Лурье, Машеровы (от mon cher — мой дорогой), Машановы, Жанбровы. Берги и Шмидты с многочисленными детьми — тоже в основном из наполеоновских немецких солдат. Интересна и во многом одновременно типична судьба Николая Андреевича Савина, или Жана Батиста Савена — бывшего лейтенанта 2-го гвардейского полка 3-го корпуса армии маршала Нея, участника Египетских походов, Аустерлица.Последнего солдата той Великой армии. Он умер окруженный многочисленным потомством в 1894 году, прожив 126 лет. Преподавал в Саратовской гимназии более 60 лет. Он до конца дней сохранил ясность ума и помнил, что одним из его учеников был не кто иной, как Николай Чернышевский. Он вспоминал очень характерный эпизод, как его захватили в плен казаки Платова. Разгоряченный Платов немедленно дал ему в морду, потом велел напоить водкой, чтобы не замерз, накормить и отправить в теплый обоз, чтобы пленник не простудился. И потом постоянно справлялся о его здоровье. Вот такое было отношение на Руси к поверженному врагу. Поэтому они и оставались в России десятками тысяч…

Н.Т. 27.06.2012 18:13

А знаете ли вы, что Наполеон подумывал о том, чтобы отменить крепостное право в России? И вероятнее всего, это бы случилось, захвати он Россию. Ведь в Европе никакого крепостного права уже не было. Кстати, русские солдаты, пройдя по Европе в своём заграничном походе, это всё увидели…

спортсмен 31.10.2013 03:50

Статья отвратительная! Как только начинается попытка объяснения исторических событий с точки зрения марксизма,то сразу начинается вранье. Наполеоновские войны с самого начала были захватническими. И побежден Наполеон был в России.Военные события 1813-14 годов представляли собой лишь добивание Наполеона -в том числе и при Ватерлоо, когда на помощь англичанам спешил не только немецкий но и сорокотысячный русский корпус.

спортсмен 31.10.2013 04:05

Русофобы стремятся преуменьшить роль России в победе над Наполеоном, в том числе и на радио Эхо Москвы, когда военные события 1813-14 годов объявляются победой совместных сил над Наполеоном,Наполеон был побежден в России. Далее его лишь добивали так называемые совместные усилия.

Постоянно поднимает в своих материалах темы Русской цивилизации и патриотизма. Родом Евгений Чернышев из Донецка, что еще раз доказывает, что Русский мир значительно шире государственных границ Российской Федерации.

Сегодня я хотел представить вам, уважаемые читатели, ещё одного автора из Донецка, написавшего отличный материал.

Как рассказать вам о реках России.
Как рассказать вам о русской земле.
Как объяснишь, что одни мы такие.
Как рассказать вам о русской душе.

Песня «Россия» Эллии Рикла
из репертуара Музыкального театра «Юсна»

Два государственных переворота: в 1917-м и 1991-м годах раскололи Россию на множество «суверенных» осколков. Географический и экономический распад сопровождался «распадом» идеологическим: при попустительстве и даже прямом содействии многих государственных деятелей СССР и СНГ, Западная Цивилизация навязала Русской Цивилизации чуждую ей либеральную идеологию, по сути, заставив наши народы отказаться от национальных корней. Всё это сделало нас слабыми и зависимыми от более сильного противника.

Сейчас ведётся много разговоров о путях и механизмах возрождения Великой России. Отметим две крайности в этих разговорах. Первая крайность: уход в чисто материальную сторону жизни – в экономику, в финансы, в механизмы повышения материального благосостояния. Другая крайность: уход в идеологию (религию), господствующую в те или иные периоды жизни нации: язычество, православие, монархия, коммунизм и пр. Первая крайность не учитывает духовной составляющей жизни целой цивилизации, а потому полностью бесперспективна. Вторая крайность не позволяет патриотам России единиться под одни знамёна и выступить одним фронтом.

Можем ли мы из этой пёстрой многоголосицы вычленить главное – то, что было бы понятно каждому представителю Русской Цивилизации и мобилизовало бы его силы для борьбы за экономический и идеологический суверенитет своей Родины? Можем. Речь пойдёт о патриотизме . Однако, имеет смысл вникнуть глубже в эту тему. Для чего постараемся ответить на пять вопросов: что такое патриотизм; что мешает патриотизму; что способствует патриотизму; что даёт патриотизм, и каковы примеры патриотизма.

1.) Что такое патриотизм

1. Естественное чувство человека и богатство нации.

Мы исходим из того, что считаем нацию – необходимой и неизбежной формой жизни и развития каждого человека (по крайней мере – в обозримую историческую эпоху), а патриотизм есть неотъемлемая часть любой нации. Отнесёмся к патриотизму, как к объективно существующему богатству нации. Это такое же объективно существующее богатство, как население государства, его природные ресурсы, промышленный потенциал и т.д.

Для лучшего понимания вопроса применим следующую аналогию: нация – это семья; государство – это дом. Нормальная жизнь человека может происходить лишь в своей семье и в своем доме. Любовь в семье – любовь к Родине, забота о доме – забота о стране, развитие всех членов семьи – развитие нации как единого организма. Нация без патриотических скреп – это масса «беспризорников», лишённых семейной любви и собственного очага. Именно такой массой нас хотят видеть закулисные руководители Запада. Для чего? Для лёгкого порабощения. Беспризорника легче обмануть, ослабить, ограбить, уничтожить.

Очень важно очистить понятие патриотизма от всех искусственных идеологических включений, насколько это вообще возможно. Патриотом мы считаем того, кто чувствует себя частью нации, и потому является её естественным защитником – более никого. Но часто патриотом считают и защитника какой-либо идеологии, а это уже в наших глазах псевдопатриотизм. Хотя, признаем, отличить одно от другого бывает порой не легко.

Яркий тому пример – гражданская война в России начала 20 века. Кто были бо льшими патриотами: красные или белые? Вопрос далеко не однозначный. Кто больше любил русскую нацию? Кто больше тяготел к национальным корням? Кто в большей степени способствовал развитию нации?.. И до сих пор не стихают споры сторонников «красной» и «белой» России, выдвигаются весомые аргументы «за» и «против». Но спор этот может быть конструктивным только тогда, когда её участники поймут разницу между настоящим патриотизмом, и псевдопатриотизмом – между защитниками нации и защитниками той или иной идеологии. Задача не из лёгких, но без её решения нам будет не только трудно, но и невозможно возродить русскую нацию.

Для наглядности вспомним нашу аналогию с семьёй и домом. Настоящий патриотизм – это забота о состоянии дома: чтобы фундамент был прочным, стены крепкими, стёкла целыми, крыша без дыр и т.д. Форма дома, его стиль, внутренний интерьер – дело хоть и важное, но далеко не главное. И если на деле «красные» и «белые» пекутся лишь об интерьере государственного устройства, при этом массово уничтожая друг друга, то они уничтожают нацию, переходя в разряд антипатриотов.

Да, государственное устройство, основанное на тех или иных идеологических, философских, религиозных воззрениях, необходимый аспект жизни нации – по сути, это форма её существования. Эта форма может, как способствовать выявлению и развитию лучших сторон нации, так и наоборот, подавлять их, и в этом случае, разумеется, надо совершенствовать отжившую форму. Но в любом случае крайне опасно и безумно полностью разрушать дом, замечая в нём какие-либо отдельные недостатки, ибо это есть катастрофа нации. Что и произошло с Россией в 20-м столетии целых два раза.

2. «Естественная» идеология государства.

Мы сказали, что патриотизм должен исходить из естественного желания представителя нации её защищать, а не из навязанной кем-то идеологии. Но это не значит, что мы против всякой идеологии. Но будем различать идеологию, основанную на естественных законах существования и развития нации, и идеологию, основанную на неких отвлечённых философских схемах, утопических теорий, которые игнорируют законы развития нации и понуждают действовать вопреки этим законам. Конечно, это очень не тривиальная тема, но мы должны стремиться к выявлению принципиальных различий между идеологией, дающей возможность успешному развитию нации (государства), и идеологией, отнимающей у неё эту возможность.

Добавим, что такая «естественная» идеология государства во многом является консервативной. В каком смысле? В смысле, что она всегда придерживается национальных корней. Такому «здоровому» консерватизму нам надо учиться у обыкновенного дерева. Ответим: что позволяет дереву из сезона в сезон менять свою крону, выпускать свежий цвет, давать всё новые и новые плоды? Корень! Который питает и обновляет. Отрубите корень, и никакого обновления не будет. Вообще жизни не будет. Это закон жизни любого живого организма: только держась своего корня (исходя из него, не изменяя ему), ты сможешь расти. В этом смысл консерватизма, дающего жизнеспособную динамику. И совсем не зря русское слово, применяющееся в отношении истории народа — «древность» содержит корень «древо»...

Отрадно видеть, что в России такой здоровый консерватизм находит всё больший отклик среди интеллектуальной элиты. Совсем недавно, в сентябре 2012 г., был создан Изборский Клуб, где собираются интеллектуальные силы России и обсуждают вопросы возрождения Русского Мира именно в консервативном патриотическом ключе.

Теперь разберёмся, почему такая естественная вещь, как патриотизм, в России стал редким товаром? Ведь мысли о патриотизме должны приниматься человеком априори, на инстинктивном уровне, сердцем. Да, в здоровом обществе это так и есть, но мы с вами живём в больном обществе. Попробуем разобраться в причинах этой болезни.

2.) Что мешает патриотизму

1. Либеральная идеология.

Первой причины мы уже коснулись – наши «геополитические друзья» тратят огромные средства для промывания наших, заражённых ещё в советские времена мещанским духом, мозгов. Потому у нас так много людей настойчиво отвергают (или принижают) идеи патриотизма, упирая на другие идеи – либеральные. Но выясним подноготную этой идеологии.

Что такое либеральная идеология? Нам хотят её представить, как заботу о правах и свободах человека. Звучит красиво, но за этими красивыми словами скрывается их полная несостоятельность. Ведь как можно заботиться о свободе и правах человека, не заботясь о свободе и правах нации, частью которой является человек? Но о нациях либералы вообще молчат – будто их вовсе нет, или будто все нации пришли к такому согласию, что их уже можно не замечать. Надеюсь, что такое счастливое будущее действительно когда-нибудь наступит. Но откройте глаза, господа либералы! Непрерывающиеся кровавые, экономические и идеологические войны, за которыми стоят тысячи и миллионы человеческих жертв – это ли «согласие между нациями»?..

Поэтому внесём в этот вопрос максимальную ясность. Либерализм – это идеология тех, кто заинтересован «не замечать» очевидные разногласия и войны между главными геополитическими игроками. Либерализм – это идеология кучки сверхбогатых, форпост которых сегодня находится в США и Англии. Им мало грабить свои страны – им надо грабить весь мир. Либерализм – это бескровное вскрытие государственных границ. Это мирный захват чужих территорий. Любой патриот государства, борец за суверенитет своей страны, для западных сверхбагатеев – враг номер один, которого непременно надо уничтожить – либо идеологически, либо физически. Что они и осуществляют на протяжении многих лет.

За Западе: либерализм – это оружие внешнего врага против России.

В России: либерализм – это либо а) опасное заблуждение, либо б) патологическая неприязнь к своей нации, либо в) средство к существованию – на деньги внешних врагов России (второе не исключает третье).

Добавим: либеральная идея в своей основе антидуховна, потому что она не признает духовных корней нации, её духовной жизни, видя во всём только материальное. Либеральная идея направлена на удовлетворение желаний тела и ума, но не Духа. Либеральная идея – это отрава для Духа.

К слову сказать. В ранне-советский период доминировала идеология, в чём-то подобная либеральной – коммунистический интернационализм. В чём её подобие? В уничтожении понятия патриотизма, или, по крайней мере – вырывании из него национального контекста. В чём различие? Идеальное государство интернационалистов напоминает казарму, идеальное государство либералов напоминает стойло. Как говориться – что кому ближе… Ради справедливости отметим, что Сталин частично исправил этот опасный крен партии, и в Великую Отечественную войну люди воевали не за идеи коммунизма, а за свою родную землю…

2. Антидуховное научное мировоззрение.

Кроме заразы либерализма есть ещё одна, более глубокая причина низкого патриотизма в России (и не только в ней), о которой мало кто говорит. Дело в том, что патриотизм – категория духовная, а значит не рассматриваемая естественной наукой. Проследим связь между патриотизмом и наукой.

Многие специалисты заговорили о системном кризисе в современной науке. На мой взгляд, этот кризис обусловлен опорой науки на прогнивший фундамент грубо-материалистического мировоззрения. Начиная с 17 века, наука нам внушала одну мысль: природа, космос состоит исключительно из грубой материи. Вопросы же Духа наука не рассматривала, отдавая эту сферу религиозным или философским школам. Но общество наше всё же построено на постулатах не веры или философии, а научных знаний. Загляните в школьные учебники, и вы поймете, о чем я говорю. Всё наше образование, да и бо льшая часть культуры, пронизаны идеями научного материалистического мировоззрения. Поэтому и человека, и нацию, мы привыкли рассматривать с сугубо материалистических позиций. Когда же речь заходит о духовных и культурных явлениях и ценностях, мы вынуждены переходить со строгого и объективного языка науки на язык, полный субъективных понятий и категорий. Для наглядности один пример.

Не надо никому объяснять: чтобы человек мог жить, он должен развиваться физически и интеллектуально. Этому нас учит житейский опыт, этому нас учит материалистическая наука. Для нас это очевидная вещь. Но многие ли знают, в какой степени важно для жизни развитие и духовное? Да, об этом говорят священники и философы, но не естествоиспытатели. Поэтому этот вопрос в нашем «материалистическом» обществе легко затуманить, исказить, заговорить, либо вообще убрать с повестки дня. Трудно простому смертному доказать то, чего нет в школьных учебниках. А если и есть, то в весьма декларативном ключе, без опоры на знания объективных законов Природы и Космоса.

И совсем не случайно в постсоветских Конституциях России и Украины был вписан запрет на государственную идеологию, а значит и запрет на патриотизм – на то, что является ядром любой национальной идеологии, – и вот этот запрет люди массово стали замечать только сегодня – спустя 20 лет после их принятия! Хотя, заметим, в наших республиках живут далеко не глупые, высокообразованные люди.

Вот почему мы хотим говорить о патриотизме так же ясно, убедительно и доказательно, как ясно, убедительно и доказательно мы говорим о законах материальной Природы. Но для этого мы вынуждены оппонировать всей современной научной школе. Но иных вариантов нет, ибо мы вынуждены опираться на следующий научный постулат : человек и нация есть не только материя, но и Дух. Дух любого человека и любой нации есть объективная реальность, не зависящая ни от чьего субъективного взгляда, мнения, ни от чьей теории, идеологии. Верим, что данный постулат вскоре войдёт в головы ученых естествоиспытателей, а там – и в школьные учебники.

Как ни странно это звучит, но именно наука история может здорово помочь естествознанию перейти на новую – духовно-материалистическую научную парадигму. Об этом ниже.

3.) Что способствует патриотизму

1. Обновлённая наука история.

Как мы уже сказали, ученые историки могут помочь в преодолении кризиса научного мировоззрения. Почему? Потому что они, анализируя огромные исторические пласты, распутывая сложнейшие событийные узлы, создавая целостную картину взаимодействия наций, неизбежно приходят к выводу, что Дух нации есть понятие объективное, хоть и не материальное (т.е. – приходят к нашему постулату). Более того, это нематериальное во многих случаях является не каким-то второстепенным фактором поведения нации, которым можно пренебречь, но является ключом к пониманию этого поведения. И поэтому историк будет иметь все основания считать следующие рассуждения строго научными:

Каждое дерево имеет своё семя – код, каждое дерево имеет свой корень (материальный). Аналогично: каждая нация имеет своё семя – код, каждая нация имеет свой корень (духовный). Нация формируется столетиями и тысячелетиями, переходит через разные стадии взросления, но корень (код) остается неизменным, благодаря чему нация имеет свою индивидуальность и даёт свои особенные плоды. Конечно, как и любое дерево, нация когда-нибудь израсходует свой ресурс, быть может, дав поросли другим молодым нациям. Но она может и погибнуть раньше своего срока, под воздействием различных негативных факторов, не достигнув своей зрелости и не выполнив своих природных задач.

С этих же духовных естественнонаучных позиций историк может рассуждать далее. Что такое национальность? Это принадлежность индивида к определенному национальному дереву. Каждый лист на дереве имеет важную цель – выживание дерева – ведь если сгинет дерево, сгинет и лист. Так и представитель нации «обречён» заботиться не только о своем личном благополучии, но и о благополучии всей нации. Иными словами, национальность – это обязанность человека по поддержанию жизнеспособности своей нации. Поэтому его персональная свобода должна ограничиваться рамками его национальных обязанностей. (Отметим здесь кривую, и даже горькую ухмылку либерала…)

Теперь, глядя на науку историю в этом новом научном ключе, мы можем сказать: история – это не просто изложение исторических фактов, и даже не связка этих фактов в единую логическую цепь, а исследование жизни древа нации – его рост, «урожайность», влияние на него друзей и недругов, его здоровье и болезни. И тогда наука может строго доказать, что самые худшие, постыдные страницы истории государства приходились именно на те периоды, когда нация, под действием тех или иных сил, отрывалась от своих корней, изменяла своему коду.

Конечно же, историю будет лучше знать (понимать) тот человек, который принадлежит этой нации, вырос на родных землях, впитал родную культуру, стал осознанной единицей своего народа, т.е. – патриотом.

Историк новой формации должен апеллировать не только к уму человека, но к его Духу, пробуждая в нём патриотические чувства. Он должен излагать так исторические реалии, что бы его слушатели не просто их «знали», но их сопереживали . Сопереживали все ответственные моменты своего прошлого – начиная с самых изначальных периодов. Тогда мы и будем развивающейся, сильной нацией. Это как человек – ведь он не просто «знает» свою биографию, а переживает её, и лишь благодаря этому растёт, набирается опыта, торит свой неповторимый индивидуальный путь. Ни один период нашей русской (славянской) истории, начиная с древнейших ведических времён, не должен быть упущен, и все периоды должны быть пронизаны одним скрепляющим стержнем – стержнем русского Духа. Когда изменяли ему – слабели, когда следовали ему – крепли. Увидит человек целостную картину, прочувствует её, проникнется красотой и мощью русского Духа, тогда и воспрянет наша нация. И никаких «измов», а тем более – чуждых культур, ей уже не навяжут.

Естественный вывод из сказанного: история своей нации – это пища Духа , Духа каждого человека. Поэтому хороший историк – это всегда в огромной степени духовный наставник.

2. Русский язык, ораторство, искусство, институты государственной власти.

В нашем духовно-материальном ключе можно коснуться ещё одной научной дисциплины, непосредственно связанной с темой патриотизма – языкознания. Специалист русского языка должен чувствовать его духовную силу, его сакральный смысл – и передавать эти знания людям. Нужно прививать любовь к русскому языку. Язык – один из самых важных носителей культурного кода нации, а потому оберегать его нужно пуще любых других культурных и материальных завоеваний. Почему мы должны оберегать национальные природные заповедники, архитектурные памятники, предметы высокого искусства, а язык – не должны? Должны! Но что мы видим? На телевидении, по радио, в Интернете, в общественных местах – это национальное богатство мы не только не защищаем, а уничтожаем на корню! При этом мы запрещаем курение и распитие спиртных напитков в общественных местах, но продолжаем издеваться над родным языком на всех общественных этажах. Поэтому нужны законы, защищающие важнейшее национальное наследие – русский язык. Здоровье нации, её духовно-материальная крепость зависят не только от того, пьет или курит человек, а от того, как он относится к своему родному языку, как им владеет.

Живая, яркая, глубокая, образная речь, идущая от сердца – такая речь сейчас очень востребована. Ведь за 20 лет «независимости» масс-медиа нас отучили от человеческого языка и привили нам птичий язык – чириканье – язык примитивных эмоциональных и мыслительных штампов. Сегодня пришла пора Русского Языка, в котором каждое слово (не иностранного происхождения) имеет свой глубинный природный смысл. Сам по себе Русский Язык является не только кладезем русской культуры, но грозным оружием против пустобрёхов, глупцов, пошляков, лицемеров, лжецов и всех прочих явных и тайных, осознанных и неосознанных врагов Русской Цивилизации. Специфика момента такова, что главные бои сегодня ведутся в информационном и идеологическом поле, а наиболее яркие схватки с нашими противниками происходят в живых беседах и диалогах. Вот почему нам так нужны национальные ораторы, пекущиеся о нации, а не расплодившиеся сегодня «безродные» шоумены, заботящиеся только о своём имидже.

Мысль об искусстве. Всё искусство, также как и история, и языкознание, должно быть пропитано национальным духом и патриотизмом. А для этого необходимо укрепление и развитие экспертных сообществ, которые бы давали профессиональную оценку тем или иным культурным (или антикультурным) явлениям и таким образом влияли бы на развитие русской нации, защищали бы её. Такие сообщества куда важнее так называемых «обществ по защите прав человека», которые по факту давно уже уничтожают русскую государственность, а значит и уничтожают тех людей, за которых на словах они так радеют. Такие экспертные сообщества заменили бы «рейтинговые компании» (зарубежные и отечественные), которые на поверку уничтожают нашу культуру, сея в головах людей пошлость, серость, озлобленность, равнодушие.

Напрашивается параллель с искусством советского периода, когда государство было кровно заинтересовано в развитии тех его направлений, где затрагивалась тема любви к Родине – в самых различных её жизненных проявлениях. И это, несомненно, давало свои весомые результаты. Особенно в сталинский период: восстановление страны после Первой мировой и гражданской войн, лихолетье ВОВ, и вновь восстановление и подъём государства. Сейчас ситуация также критическая – ни у кого не должно оставаться сомнений по поводу агрессивных планов Запада по дальнейшему расчленению Русского Мира, развязыванию локальных кровавых войн, захват наших природных и людских богатств.

Поэтому совершенно очевидно: все государственные институты, во главе с Руководителем страны, обязаны тщательно следить за сохранением патриотического духа населения и держать его на должном уровне. Низкий уровень патриотизма – это тревожный сигнал руководству страны, дающий ему право на экстренные меры в сфере идеологии и воспитания населения.

4.) Что даёт патриотизм

1. Духовный рост человека, нации.

Наши рассуждения ведут дальше: патриотизм – это признак здоровья Духа человека. Отсутствие оного – это признак болезни Духа. Поэтому, на мой взгляд, за лавинообразным национальным прозрением русского народа будет происходить не менее стремительное его духовно-нравственное прозрение. Патриотизм, жертвенность ради Отчизны – очень благодатная почва для взращивания Духа.

Сейчас многие люди на постсоветском пространстве увлекаются разными духовными практиками, частенько заимствованными либо с Востока (древние), либо с Запада (современные), не понимая, что самая сильная «практика» — это очищение своей русской души от всего ей не свойственного. Эта мысль у меня получила следующую форму:

Русская Душа любит:

Не богатство, а Лад,

Не власть, а Справедливость,

Не вседозволенность, а Служение Родине,

Не телесные утехи, а Песню Любви.

И что же случилось?

Иноземные супостаты вторглись в святая святых – в Русскую Душу,

Чтобы её нарушить, исказить, измазать грязью.

И заставили они нас тратить свои жизни на пустое, чужое, скверное,

С трагическим исходом:

Мы захотели богатства, и стали бедными,

Мы захотели власти, и стали подчиненными,

Мы захотели свободы, и стали пленными,

Мы захотели счастья, и стали несчастными.

И что же теперь?

Святой долг каждого русского человека:

Прогнать супостата из наших земель, из наших умов,

Очистить Русскую Душу от всего чужеродного, ей не присущего,