Биографии Характеристики Анализ

Примеры патриотизма в 1 отечественной войне. Патриотизм в годы великой отечественной войны

Слово митрополита Ленинградского и Новогородского Алексия (Симанского) за Литургией в кафедральном Богоявленском соборе.

Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский)

Патриотизм русского человека ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к родине. Эту любовь можно сравнить только с любовью к матери, с самой нежной заботой о ней. Кажется, ни на одном языке рядом со словом «родина» не поставлено слово «мать», как у нас.

Мы говорим не просто родина, но мать – родина; и как много глубокого смысла в этом сочетании двух самых дорогих для человека слов!

Русский человек бесконечно привязан в своему отечеству, которое для него дороже всех стран мира. Ему особенно свойственна тоска по родине, о которой у него постоянная дума, постоянная мечта. Когда родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь. Он готов отдать все свои силы на защиту ее; он рвется в бой за ее честь, неприкосновенность и целость и проявляет беззаветную храбрость, полное презрение к смерти. Не только как на долг, священный долг, смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать.

князь Димитрий Донской

Бесчисленные примеры из нашей родной истории являются иллюстрацией этого чувства любви к родине русского человека. Вспоминается тяжкое время татарского ига, около трехсот лет тяготевшего над Русью. Русь разгромлена. Разрушены главные центры ее. Батый сокрушил Рязань; испепелил Владимир на Клязьме; разбил русское войско на реке Сити и пошел на Киев. С трудом сдерживали благоразумные вожди – князья русские – порыв народа, не привыкшего к рабству и рвавшегося освободиться от цепей. Не пришло еще время. Но вот один из приемников Батыя, лютый Мамай со все возрастающей жестокостью силится окончательно сокрушить русскую землю. Настало время для окончательной и решительной борьбы. Князь Димитрий Донской идет в Троицкий монастырь к преподобному Сергию (Радонежскому) за советом и благословением. И преподобный Сергий дает ему не только твердый совет, но и благословение идти на Мамая, предсказывая ему успех в его деле, и отпускает с ним двух иноков – Пересвета и Ослябю, двух богатырей, в помощь воинам. Мы знаем из истории, с какой беззаветною любовью к страдающей родине пошли русские люди на брань. И в знаменитой Куликовской битве, хотя и с громадными жертвами, Мамай был разбит, и началось освобождение Руси от татарского ига. Так непобедимая сила любви русского народа к своей родине, его всеобщая непреодолимая воля видеть Русь свободной одолела сильного и жестокого врага, казавшегося непобедимым.

князь Александр Невский

Такими же чертами всеобщего неродного подъема ознаменована борьба и победа св. Александра Невского над шведами у Ладоги, над немецкими псами-рыцарями в знаменитом Ледовом побоище на Чудском озере, когда совершен был полный разгром тевтонского войска. Наконец, знаменитая в русской истории эпоха Отечественной войны с Наполеоном, мечтавшим о покорении всех народов и дерзнувшим посягнуть и на Русское государство. Промыслом Божиим ему попущено было дойти до самой Москвы, поразить сердце России как бы для того только, чтобы показать всему миру, на что способны русские люди, когда отечество в опасности и когда для спасения его потребны почти сверхчеловеческие силы. Мы знаем только очень немногие имена этих бесчисленных героев-патриотов, отдавших всю свою кровь, до последней капли, за отечество.

Не было тогда ни одного уголка в земле русской, откуда бы не шла помощь матери-родине. И поражение гениального полководца явилось началом его полного падения и разрушения всех его кровожадных планов.

Можно найти аналогию между историческим положением тогдашнего времени и нынешним. И теперь русский народ в беспримерном единстве и с исключительным порывом патриотизма борется против сильного врага, мечтающего раздавить весь мир и варварски сметающего на своем пути все то ценное, что создал мир за века прогрессивной работы всего человечества.

Борьба эта не только борьба за свою родину, находящуюся в великой опасности, но, можно сказать, за весь цивилизованный мир, над которым занесен меч разрушения. И как тогда, в эпоху Наполеона, именно русскому народу суждено было освободить мир от безумства тирана, так и теперь нашему же народу выпадает на долю высокая миссия избавить человечество от бесчинств фашизма, порабощенным странам вернуть свободу и водворить повсюду мир, так нагло нарушенный фашизмом. К этой святой цели русский народ идет с полным самоотвержением. Ежедневно <…> идут вести об успехах русского оружия и о постепенном разложении в лагере фашистов. Этот успех достается непередаваемым напряжением и невиданными подвигами наших изумительных защитников среди неперестающего гула орудий, среди страшного свиста адских снарядов, тревожные, коварные звуки которых не забудет никто их слыхавший, в атмосфере, где витает смерть, где все говорит о страданиях живых душ человеческих.

Но победа куется не только на фронте, она зарождается в тылу, среди мирных граждан. И здесь мы видим необыкновенный подъем и волю к победе, непоколебимую уверенность в торжестве правды, в том, что «не в силе Бог, а в правде», как вдохновенно говорил грозный для врагов – позорных предков нынешних позорнейших фашистских варваров – св. Александр Невский.

В тылу, который по нынешним условиям войны является почти тем же фронтом, и старики, и женщины, и даже дети-подростки – все активно участвуют в защите родной страны.

Можно указать на бесчисленные случаи, когда люди, совершенно, казалось бы, непричастные к войне и военным действиям, показывают себя самыми горячими пособниками воюющих. Укажу на несколько примеров. Вот объявлена воздушная тревога в городе. Пренебрегая опасностью, не только мужчины, но и женщины и подростки спешат принять участие в защите от бомб своих жилищ. Их не удержать в доме, их не загнать в убежище. При мне один 12-летний мальчик-школьник на просьбу матери – не идти на крышу во время воздушной тревоги – с убеждением говорил ей, что он лучше взрослого может тушить бомбы, что отец его защищает родину, а он должен защищать дом и свою мать. И на самом деле этот юный патриот оказался впереди многих взрослых и за несколько дней потушил четыре бомбы. Как много примеров, когда юные и, наоборот, пожилые люди стараются скрыть свои годы, чтобы их записали добровольцами в Красную Армию. Один старый человек при мне плакал горькими слезами, потому что ему отказали в записи добровольцем и таким образом он лишен возможности внести свою долю в защиту отечества. Это и есть воля к победе, которая является залогом самой победы. И вот еще случай из самой жизни. Выходит человек из храма и подает милостыню старушке-нищей. Она говорит ему: «Спасибо, батюшка, я буду молиться за тебя и за то, чтобы Бог помог одолеть кровавого врага — Гитлера». Разве это не есть тоже воля к победе?

А вот мать, проводившая своего сына – летчика на Южный фронт и затем узнавшая, что именно на этом фронте были жаркие сражения. Она уверена, что сын ее погиб, но чувство материнской скорби она подчиняет чувству любви к родине и, выплакав свое горе в храме Божием, говорит почти с радостью: «Бог помог и мне внести свою долю помощи родине». Я знаю не один случай, когда люди с самыми незначительными средствами откладывают по рублю, чтобы внести свою лепту на нужды обороны. Один глубокий старец продал единственную свою ценную вещь – часы, чтобы внести от себя жертву на оборону.

Все это – факты, случайно взятые из жизни, но как много говорят они о чувстве любви к родине, о воле к победе! И таких случаев можно привести множество, у каждого из нас они на глазах, и громче всяких слов говорят они о непобедимой силе патриотизма, охватившего весь русский народ в эти дни испытаний. Они говорят о том, что подлинно весь народ и действенно, и духовно поднялся на врага. А когда весь народ поднялся – он непобедим.

Как во времена Димитрия Донского, св. Александр Невский, как в эпоху борьбы русского народа с Наполеоном, не только патриотизму русских людей обязана была победа русского народа, но и его глубокой вере в помощь Божию правому делу; как тогда и русское воинство, и весь русский народ осенял покров Взбранной воеводы, Матери Божией, и сопутствовало благословение угодников Божиих, — так и теперь мы веруем: вся небесная рать с нами. Не за какие-нибудь наши заслуги пред Богом достойны мы этой небесной помощи, но за те подвиги, за то страдание, какие несет каждый русский патриот в своем сердце за любимую мать-родину.

Мы веруем, что и теперь великий предстатель за землю русскую Сергий простирает свою помощь и свое благословение русским воинам. И эта вера дает всем нам новые неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы. И какие бы ужасы ни постигли нас в этой борьбе, мы будем непоколебимы в нашей вере в конечную победу правды над ложью и злом, в окончательную победу над врагом. Образец этой веры в конечное торжество правды не на словах, а на деле мы видим в беспримерных подвигах наших доблестных защитников-бойцов, которые борются и умирают за нашу родину. Они как бы говорят нам всем: нам вручено было великое дело, мужественно мы приняли его на себя и сберегли до конца нашу верность родине. Среди всех испытаний, среди всех ужасов войны, каких не было с тех пор, что стоит мир, мы не дрогнули душой. За честь и счастье нашей родной земли мы стояли и за нее бестрепетно отдали и свою жизнь. И, умирая, шлем вам завет так же любить родину больше жизни и, когда кому придет черед, так же до конца постоять за нее и отстоять ее.


В ночь на 24 июня 1812 года французские войска переправились через пограничную реку Неман. В России началась Отечественная война…

Явившись, как и все войны, продолжением политики господствующего класса, Отечественная война 1812 года стала поистине войной народной, образцом войны национально-освободительной.

Сегодня иногда сравнивают Отечественную войну 1812 года и Великую Отечественную, обращая внимание на то, что никаких коммунистов в 1812 году не было, однако народ встал на защиту своего Отечества и победил, и значит, выше всяких идеологий и классовых противоречий.

С другой стороны, то, что современная российская власть использует в своей пропаганде патриотический характер обеих войн, очевидно, стремясь продемонстрировать свою патриотичность и тем самым добиться если не любви народной, то хотя бы лояльности, вызывает у некоторых негативное отношение и к слову, и к понятию «патриотизм», а те, кто называет себя патриотами, представляются либо националистами, либо сторонниками буржуазной власти.

На самом деле, патриотизм лежит в основе всех национально-освободительных движений, национально-освободительных войн, а такие движения и войны рассматриваются в марксистско-ленинской теории как прогрессивные явления. Чаще патриотизм проявляется в борьбе с врагами Отечества, но он не может в критический момент взяться ниоткуда, поэтому, конечно, говоря словами Ленина, это чувство закрепляется в обособленных отечествах веками и тысячелетиями.

Однако следует помнить, что марксистская диалектика рассматривает все явления во взаимосвязи и постоянном движении. В работе «О брошюре Юниуса» Ленин писал: «Все грани в природе и в обществе условны и подвижны, […] нет ни одного явления, которое бы не могло, при известных условиях, превратиться в свою противоположность. Национальная война может превратиться в империалистскую и обратно».

И в этой же работе Ленин как раз, в качестве примера, приводит эпоху наполеоновских войн: «Войны великой французской революции начались как национальные и были таковыми. Эти войны были революционны: защита великой революции против коалиции контрреволюционных монархий. А когда Наполеон создал французскую империю с порабощением целого ряда давно сложившихся, крупных, жизнеспособных, национальных государств Европы, тогда из национальных французских войн получились империалистские, породившие в свою очередь национально-освободительные войны против империализма Наполеона».

Отечественная война 1812 года была самой значимой из этих войн, порождённых империализмом Наполеона. По словам Энгельса, «уничтожение огромной наполеоновской армии при отступлении из Москвы послужило сигналом к всеобщему восстанию против французского владычества на Западе».

Никто не отрицает, что одной из важнейших причин поражения Наполеона в его русском походе был подъём патриотизма всего народа России. Это подтверждается многочисленными фактами: и активным партизанским движением, и беспримерным героизмом народных ополченцев. Это закреплено в произведениях литературы и искусства того времени.

Против наполеоновской армии, против буржуазной Франции поднялся угнетённый народ феодально-крепостнической России. Ничего, кроме патриотизма, поднять народ не могло. Патриотизм отсталой России оказался прогрессивнее имперских, захватнических амбиций Наполеона.

Однако Отечественная война закончилась, Наполеон был изгнан из России, его Великая армия почти полностью уничтожена. Начался заграничный поход русской армии, которая оказала огромную помощь народам Европы в их освобождении от наполеоновского господства.

Окончательный разгром Наполеона поднял на небывалую высоту международный престиж России, усилил её могущество в Европе. Но в чём заключалось это могущество? В том, что Россия играла определяющую роль в союзе европейских монархий, которые стремились восстановить феодально-абсолютистский строй в освобождённой от Наполеона Европе. Кроме того, Россия вышла за пределы своих естественных границ — решением Венского конгресса 1814-15 г.г. в состав России вошла часть Польши, а русский император Александр I становился и польским королём. Энгельс отмечал: «Если в отношении завоеваний Екатерины у русского шовинизма были еще некоторые извиняющие — я не хочу сказать оправдывающие — предлоги, то относительно завоеваний Александра об этом не может быть и речи. Финляндия населена финнами и шведами, Бессарабия — румынами, конгрессовая Польша — поляками. Здесь уж и говорить не приходится о воссоединении рассеянных родственных племен, носящих русское имя, тут мы имеем дело с неприкрытым насильственным завоеванием чужой территории, с простым грабежом».

Вот так в определении Энгельса русский патриотизм превратился в русский шовинизм. И это не особое отношение классика к России. По определению Маркса, «всем войнам за независимость, которые велись против Франции, свойственно сочетание духа возрождения с духом реакционности». Реакционные, а также захватнические цели преследовали правящие круги всех союзных держав, воевавших против Наполеона. В конечном итоге их победа означала победу над французской революцией.

Так что же получается – питаемая русским патриотизмом, прогрессивная, справедливая, национально-освободительная Отечественная война 1812 года привела в конце концов к реакционным результатам? Если вспомнить об условности и подвижности всех граней в природе и обществе, то получается так. Кроме того, самому народу России победа над Наполеоном, по сути, ничего не дала – социально-экономическое устройство не изменилось, крепостничество продолжало существовать, и даже надежды ополченцев из крестьян на то, что после возвращения с фронтов они получат свободу, не оправдались – после разгрома Наполеона крепостных крестьян раздали хозяевам-помещикам.

В чём же тогда положительная роль народного патриотизма в истории отечеств, если он легко перерастает в шовинизм и используется эксплуататорским классом в своих интересах? Пожалуй, Отечественная война 1812 года может служить самым ярким примером того, что всё-таки патриотизм играет важнейшую роль в прогрессивном развитии народов и обществ.

Известно, что именно победа в 1812 году, достигнутая благодаря подъёму национального духа, вызвала в России стремление к свободомыслию, под её влиянием начала формироваться идеология дворянских революционеров – декабристов, которые в 1825 году подняли восстание. И хотя восстание было подавлено, как заметил Ленин, «декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы…» Далее началась буря, по уточнению Ленина — «движение самих масс». Первый натиск бури случился в 1905 году. Последующие тоже всем хорошо известны.

А. А. Бестужев писал Николаю I из Петропавловской крепости: «… Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». А по словам Герцена, «подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год; всё, что было до того, – только предисловие».

Неизвестно, каковы были бы последствия и как развивался бы российский патриотизм, будь тогда русская кампания Наполеона более успешной. Несомненным представляется только одно – и в этом случае понадобился бы народный патриотизм, чтобы «переварить» принесённую иноземцем «свободу». Возможно, история пошла бы по-другому, но без народного патриотизма, совершенно точно, она бы пошла без участия страны, которая и по сей день носит название Россия.

Да конечно, патриотизм в эксплуататорском обществе носит противоречивый характер. Вернее, не сам патриотизм, а его понятие. Важно лишь понимать, что он существует и его подъём играет прогрессивную роль в гораздо большей степени, чем реакционную. Дело в том, что эксплуататорская власть способна лишь использовать народный патриотизм в своих целях, манипулировать им более или менее успешно. И только в самих массах патриотизм может родить прогрессивную бурю. Пока существуют отечества, этой бури родится просто больше неоткуда.

Другие материалы по теме:

10 комментариев

Сидор Жнец 24.06.2012 11:06

> Известно, что именно победа в 1812 году, достигнутая благодаря подъёму национального духа, вызвала в России стремление к свободомыслию, под её влиянием начала формироваться идеология дворянских революционеров – декабристов, которые в 1825 году подняли восстание.

> Лев Толстой, который, по Ленину, «зеркало русской революции», в «Войне и мире» давал декабризму несколько упрощенное, но куда более остроумное объяснение: «Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит. Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов. Общество джентльменов в полном значении этого слова. Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение, — мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности».

Идеология декабристов формировалась под влиянием идей французского Просвещения (которые возникли задолго до Наполеона, — и в Россию проникли задолго до Наполеона, и даже до Французской революции) и… местной практики (собственно, «европейски мыслящее» дворянство находилось между молотом царского террора [«Аракчеев»] и наковальней крестьянской мести [«Пугачев»]). Война 1812 года дала им боевой опыт (совершенно бесценный, естественно), — но говорить о том, что эта война создала идеологию декабризма было бы большой ошибкой.

> Да конечно, патриотизм в эксплуататорском обществе носит противоречивый характер.

В эксплуататорском обществе ПАТРИОТИЗМ (любовь к «своему» государству, которую следует отличать от естественной человеческой любви к Родине) носит не противоречивый, а вполне себе реакционный характер. Причём, это относится как к верхам (хотя какой там у них «патриотизм»…), так и к низам (в готовности «жертвовать собой» ради буржуазного «Отечества» нет ровно ничего хорошего; и если в военное время это ещё может иметь какое-то положительное значение [а может и не иметь], — то в мирное такая готовность лишь помогает реакционерам проводить политику «затягивания поясов», «ради Отечества»). Показателен, кстати, пример так называемого «советского патриотизма», заключающегося в том, что некоторые интеллигенты ныне не только ПЕРЕНОСЯТ своё (вполне правиьное) отношение к Советскому Союзу на НЫНЕШНЮЮ (буржуазную) Россию, — но и советуют трудовому народу делать то же самое; такой патриотизм — основа «антиоранжизма», отравляющего сознание отнюдь не только последователей Кургиняна, но и очень-очень многих представителей левой общественности.

При этом, конечно, правил без исключений не бывает. Даже в эксплуататорском обществе патриотизм ИНОГДА может иметь положительное влияние, вызывать в людях желание бороться за «улучшение» любимого ими государства (вплоть до превращения его в пролетарскую диктатуру).

> И только в самих массах патриотизм может родить прогрессивную бурю. Пока существуют отечества, этой бури родится просто больше неоткуда.

В общем-то, обычно такие бури рождаются из возмущения масс против гнёта, под которым они пребывают. К патриотизму это возмущение, зачастую, отношения не имеет, — более того, патриотические чувства, зачастую, используются для того, чтобы заставить трудящихся забыть о своей угнетённости и «затянуть пояса ради Отечества».

+100 25.06.2012 11:07

для Сидор Жнец Сами то поняли, чего пишете??? 24 июня 1812 года французы напали на Родину или на государство? Как нужно было поступать народу с Вашей точки зрения: защищать Родину или не защищать государство — сдаться французам, так как средства производства находятся в руках эксплуататоров?

Василий, Горький 25.06.2012 17:30

Сидор Жнец меня опередил.
«У пролетариев нет родины» — говорил Маркс о буржуазном государстве. «Мы — пораженцы» — говорил товарищ Ленин о позиции большевиков до Октябрьской революции. Да, проигравшая сторона несёт больше потерь чем победившая, в том числе и в живой силе. Но поражение в войне царской России расшатывало самодержавие, и эти жертвы ложились на алтарь победы революции(они и так ложатся ещё в большем количестве в мирное, но растянутое на десятелетия время). Поэтому шёл следующий Ленинский призыв, — «Превратим войну Империалистическую в войну Гражданскую, мир хижинам — война дворцам».
Какие колоссальные жертвы понёс трудовой народ России за последние 20 лет, по разным подсчётам 15-25 миллионов человек, и сколько ещё понесёт, из-за боязни революционной крови. Крови не без эксцессов, но чем дольше будет назревать этот нарыв, тем больше вероятность перегибов.

Сидор Жнец 27.06.2012 11:17

100
> для Сидор Жнец Сами то поняли, чего пишете???

На государство, само собой. Или есть данные, что они собирались пожечь все наши берёзки, запретить использование русского языка и отправить всех русских в концлагеря?

> Как нужно было поступать народу с Вашей точки зрения: защищать Родину или не защищать государство - сдаться французам, так как средства производства находятся в руках эксплуататоров?

А это здесь при чём?))) Возможность отобрать средства производства у эксплуататоров ЕЛЕ-ЕЛЕ появилась в 1917 году, — в 1812 году её не было.

Сдаваться французам следовало бы, если бы они принесли с собой отмену крепостного права и уничтожение самодержавия. Поскольку крепостное право отменять они не собирались, русское самодержавие собирались заменить французским, — то есть, перед русскими крестьянами открывалась перспектива оказаться под двойным гнётом, — то действовать следовало так, как русские и действовали, т.е. гнать французов со своей земли. Но, конечно, потом надо было не идти «освобождать Европу» (непонятно, от чего), а свергать самодержавие. Этого народ не сделал, — и в этом была большая его ошибка)

+100 27.06.2012 15:02

для Сидора Жнеца.. На государство, само собой. Или есть данные, что они собирались пожечь все наши берёзки, запретить использование русского языка и отправить всех русских в концлагеря… Родина это не только березки и концлагеря — это церкви, дома,семьи,родные,близкие, друзья,правосланая вера. Если на Ваш дом нападают бандиты,Вы же не будете их спрашивать о идеологических воззрениях? вы просто идете его защищаете,потому, что это Ваш дом. А если бы они пообещали отменить крепостное право и уничтожить самодержавие -можно было бы сдаваться? НАТО-вцы «обещали» освободить Ирак от диктатуры Хуссейна и установить в стране подлинную демократию и их поначалу местное население встречало цветами- как освободителей,что принесли «освободители» всем известно..В эксплуататорском обществе ПАТРИОТИЗМ (любовь к «своему» государству, которую следует отличать от естественной человеческой любви к Родине) носит не противоречивый, а вполне себе реакционный характер… …такой патриотизм - основа «антиоранжизма», отравляющего сознание отнюдь не только последователей Кургиняна, но и очень-очень многих представителей левой общественности… -это Ваше мнение,а есть другое мнение, отличное от Вашего.: …Всем людям, безотносительно их гражданских взглядов и политических ориентиров, необходимо понять: «ненасильственное сопротивление», протестное движение несистемной оппозиции - это новая форма свержения власти. Это современная форма войны, преследующая те же цели, что и войны прежних времён - уничтожение вражеской власти и установление своей. Теперь вражеские солдаты - это граждане страны-жертвы. Воодушевляясь абстрактными целями, они, как раковые клетки, должны разрушать собственную государственную систему, саботировать армию и полицию, уничтожать экономику - они сами должны убивать свою страну …Участие в любых акциях несистемной, оранжевой оппозиции - посещение их митингов и шествий, ношение протестной символики, агитация за эти действия и т.д. - это не только выражение личной гражданской позиции - это деятельное участие в уничтожении страны. Война теперь имеет вот такие формы и каждый оранжевый демонстрант - это пособник вражеской оккупации… .h_ttp://moskprf.ru/stati/eto-voyna.html И есть неопровержимые доказательства правоты именно этой точки зрения, а не Вашей.

+100 27.06.2012 16:40

о зверствах французов: … «Наполеон изуверствовал на нашей земле не меньше Гитлера. Просто у него было меньше времени, всего полгода. Известна фраза этого глашатая европейских ценностей: «Для победы необходимо, чтобы простой солдат не только ненавидел своих противников, но и презирал их.Солдатам Наполеона офицеры пересказывали агитки о варварстве славянских народов. Именно с тех пор в сознании европейцев сознательно закрепилось представление о русских как о второсортной, дикой нации.Разрушали монастыри, взрывали памятники архитектуры. Алтари московских церквей умышленно превращали в конюшни и отхожие места. Лютой смертью убивали священников, не выдававших церковные святыни, насиловали монахинь, древними иконами растапливали печи. При этом солдаты твердо знали, что пришли в варварскую дикую страну и что они несут в нее самую лучшую в мире культуру — европейскую.Банальный грабеж начался еще с дальних подступов к Москве. В Белоруссии и Литве солдаты уничтожали сады и огороды, убивали скот, уничтожали посевы. Причем военной необходимости в этом не было никакой, это были просто акции устрашения. Как писал Евгений Тарле: «Разорение крестьян проходившей армией завоевателя, бесчисленными мародерами и просто разбойничавшими французскими дезертирами было так велико, что ненависть к неприятелю росла с каждым днем».
Настоящий грабеж и ужас начался 3 сентября 1812 года — на следующий день после входа в Москву, когда официально, приказом, было разрешено грабить город. Дочиста были разорены многочисленные московские монастыри. Солдаты сдирали с икон серебряные оклады, собирали лампады, кресты. Для удобства обзора они взорвали стоявшую рядом с Новодевичьим монастырем церковь Иоанна Предтечи. В Высокопетровском монастыре оккупанты устроили скотобойню, а соборный храм превратили в мясную лавку. Весь монастырский погост был покрыт спекшейся кровью, а в соборе на паникадилах и на вколоченных в иконостас гвоздях висели куски мяса и внутренности животных. В Андрониевском, Покровском, Знаменском монастырях французские солдаты кололи на дрова иконы, лики святых использовали как мишени для стрельбы.В Чудовом монастыре французы, надев на себя и на своих лошадей митры и облачение духовенства, ездили так и очень смеялись. В Даниловом монастыре ободрали раку князя Даниила и сорвали одежды с престолов. В Можайском Лужецком монастыре хранящаяся здесь икона святого Иоанна Предтечи имеет следы от ножа — французы использовали ее как разделочную доску, рубили на ней мясо. От исторических реликвий находившегося на территории Саввино-Сторожевского монастыря дворца царя Алексея Михайловича почти ничего не осталось. Кровать царя Алексея Михайловича была сожжена, дорогие кресла ободраны, зеркала разбиты, печи сломаны, редкие портреты Петра Великого и царевны Софьи похищены.
Иеромонах Знаменского монастыря Павел и священник Георгиевского монастыря Иоанн Алексеев были убиты. Священника церкви Сорока святых Петра Вельмянинова били прикладами, кололи штыками и саблями за то, что не отдал им ключи от храма. Всю ночь он пролежал на улице, истекая кровью, а утром проходивший мимо французский офицер милостиво пристрелил отца Петра. Монахи Новоспасского монастыря похоронили священника, но французы потом три раза раскапывали его могилу: увидев свежую землю, они думали, что в этом месте зарыли клад.В Богоявленском монастыре казначея монастыря Аарона французы таскали за волосы, выдергивали бороду и затем возили на нем грузы, запрягая в телегу.Это только штрихи к поведению оккупантов. Вся правда еще страшнее. Что творили уже обреченные захватчики, отступая, вообще не поддается здравому смыслу. Развращенные французские офицеры принуждали крестьянок к оральному сексу, что для многих девушек и женщин было тогда хуже смерти. Несогласных с правилами французского поцелуя убивали, часть сознательно шла на смерть, вгрызаясь зубами в плоть захватчиков. Добр русский человек. Иногда даже излишне. Видимо, и поэтому огромная часть войска Наполеона осталась в России просто жить. По разным причинам. Большинству русские люди помогли Христа ради, подобрав их обмороженными и голодными. С тех пор появилось на Руси слово «шаромыжник» — от французского «cher ami» (дорогой друг). Они стали дворниками, швейцарами. Образованные выбились в преподаватели французского Мы прекрасно помним их по многочисленным дядькам, гувернерам, замелькавшим в русской литературе после 1812 года.. Они вполне прижились в России, стали совсем русскими, явившись родоначальниками многих известных фамилий вроде Лурье, Машеровы (от mon cher — мой дорогой), Машановы, Жанбровы. Берги и Шмидты с многочисленными детьми — тоже в основном из наполеоновских немецких солдат. Интересна и во многом одновременно типична судьба Николая Андреевича Савина, или Жана Батиста Савена — бывшего лейтенанта 2-го гвардейского полка 3-го корпуса армии маршала Нея, участника Египетских походов, Аустерлица.Последнего солдата той Великой армии. Он умер окруженный многочисленным потомством в 1894 году, прожив 126 лет. Преподавал в Саратовской гимназии более 60 лет. Он до конца дней сохранил ясность ума и помнил, что одним из его учеников был не кто иной, как Николай Чернышевский. Он вспоминал очень характерный эпизод, как его захватили в плен казаки Платова. Разгоряченный Платов немедленно дал ему в морду, потом велел напоить водкой, чтобы не замерз, накормить и отправить в теплый обоз, чтобы пленник не простудился. И потом постоянно справлялся о его здоровье. Вот такое было отношение на Руси к поверженному врагу. Поэтому они и оставались в России десятками тысяч…

Н.Т. 27.06.2012 18:13

А знаете ли вы, что Наполеон подумывал о том, чтобы отменить крепостное право в России? И вероятнее всего, это бы случилось, захвати он Россию. Ведь в Европе никакого крепостного права уже не было. Кстати, русские солдаты, пройдя по Европе в своём заграничном походе, это всё увидели…

спортсмен 31.10.2013 03:50

Статья отвратительная! Как только начинается попытка объяснения исторических событий с точки зрения марксизма,то сразу начинается вранье. Наполеоновские войны с самого начала были захватническими. И побежден Наполеон был в России.Военные события 1813-14 годов представляли собой лишь добивание Наполеона -в том числе и при Ватерлоо, когда на помощь англичанам спешил не только немецкий но и сорокотысячный русский корпус.

спортсмен 31.10.2013 04:05

Русофобы стремятся преуменьшить роль России в победе над Наполеоном, в том числе и на радио Эхо Москвы, когда военные события 1813-14 годов объявляются победой совместных сил над Наполеоном,Наполеон был побежден в России. Далее его лишь добивали так называемые совместные усилия.

Советский народ вел справедливую, освободительную войну. Победить в ней значило отстоять социализм в СССР и сохранить перспективу его развития во всемирной истории. Именно вследствие этого весь 200-миллионный народ, руководимый большевистской партией, поднялся на борьбу против фашизма, чтобы повергнуть его в прах.

На протяжении своей истории народы России не раз демонстрировали высокие патриотические качества в борьбе с иноземными захватчиками. Однако такой духовной стойкости, какую проявили советский народ и его армия, защищая Родину в годы Великой Отечественной войны, история еще не знала. Это было обусловлено рождением нового, социалистического государства.

Советский народ боролся за победу на фронтах войны, в тылу страны и в тылу врага. И это были не разобщенные друг с другом сферы борьбы, а единое целое. Советский народ заслужил право называться героическим. Об этом красноречиво свидетельствует каждая страница славной летописи социалистического государства: Великий Октябрь, изменивший весь ход мировой истории; индустриализация и коллективизация, овеянные революционной романтикой созидания; гражданская война и, наконец, Великая Отечественная война, явившие миру изумительные образцы мужества и стойкости.

Героические подвиги стали демонстрацией огромной духовной мощи строителей и защитников социализма, свидетельством высокой степени патриотизма в решении политических, социальных, экономических и оборонных задач.

Характерным было прежде всего то, что, воспитанные на идеях марксизма-ленинизма, советские люди в самые драматические дни и месяцы ожесточенного противоборства с фашистскими захватчиками не утратили глубокой уверенности в конечной победе над врагом. У них оставалась непоколебимой вера в мудрость политической линии партии. Коммунистические убеждения, выражающие глубокую слитность личных и общественных интересов, позволили сражающемуся народу сохранить способность и готовность вынести самые сложные испытания войны. «Итоги Великой Отечественной войны Советского Союза убедительнейшим образом показали, что в мире нет таких сил, которые смогли бы сокрушить социализм, поставить на колени народ, верный идеям марксизма-ленинизма, преданный социалистической Родине, сплоченный вокруг ленинской партии» {30} .

К моменту нападения на СССР на стороне агрессора оказались такие преимущества, как милитаризация экономики и всей общественной жизни Германии; длительная подготовка к агрессии и опыт военных действий на западе; превосходство в военной технике и численности войск, заблаговременно сосредоточенных в приграничных зонах; использование Германией материальных и людских ресурсов почти всей Европы. Действиям фашистской Германии благоприятствовала политика США и Англии. Сказался также и недостаток у советских войск опыта ведения крупных операций в условиях мировой войны.

Вероломно напавшая на Советский Союз фашистская армия была высокооснащенной в техническом отношении и хорошо вымуштрованной. Во всей истории человечества удар подобной силы еще никогда не обрушивался ни на одно государство. Опьяненное легкими победами на западе, гитлеровское руководство считало, что вермахт так же легко промарширует по территории СССР, как это ему удалось в странах Западной Европы.

Однако уже с первых часов войны на советской территории фашисты встретили упорное сопротивление, в котором лозунг «Победа или смерть!», выдвинутый В. И. Лениным еще в 20-е годы, выразил идею бескомпромиссной и беспощадной борьбы с, врагом. «Отстаивать каждую пядь советской земли, драться до последней капли крови за наши города и села!», «Стоять насмерть!», «Ни шагу назад!» - так формулировались общенародные задачи в призывах Центрального Комитета партии и приказах Народного комиссара обороны. Эти лозунги на разных фронтах трансформировались в форму, отражавшую задачи частей и соединений. Например, по время защиты Москвы по всей стране пронеслось: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва». В период обороны Сталинграда был лозунг «За Волгой для нас земли нет».

От стойкости личного состава Советских Вооруженных Сил, всего народа зависела судьба не только социалистического Отечества, но и всей мировой цивилизации. Уже в первый день войны насмерть стояли пограничники многих застав, началась легендарная оборона Брестской крепости. В критические моменты летчики применяли таранные удары по вражеским самолетам. Всего за годы войны совершено более 450 воздушных таранов. Сотни и тысячи воинов «ступали в единоборство с танками противника. Бились до последнего патрона гарнизоны многих дотов и тысячи солдат. На смену погибшим вставали новые бойцы. Даже те, кто получал ранения, спешили занять свое место в строю и после излечения снова шли в бой.

История бережно хранит примеры беспредельной стойкости защитников Брестской крепости, военно-морской базы Лиепая, Таллина, Моонзундских островов и полуострова Ханко, Одессы и Севастополя, Ленинграда и Москвы. Сталинграда и Новороссийска, Заполярья. Своеобразным символом и высшим проявлением стойкости советских воинов стали подвиг 28 панфиловцев у подмосковного разъезда Дубосеково, 58-дневная оборона Дома Павлова в Сталинграде, 225-дневные бои за плацдарм под Новороссийском. Л. И. Брежнев, бывший тогда начальником политотдела 18-й десантной армии, вспоминает, что на каждого защитника Малой земли пришлось по 1250 килограммов вражеских снарядов и бомб, не говоря уже об автоматно-пулеметном огне. «Горела земля, дымились камни, плавился металл, рушился бетон, но люди, верные своей клятве, не попятились с этой земли» {31} .

Многие сотни тысяч советских воинов награждены Родиной медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда», «За оборону Киева», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья». В тяжелых оборонительных боях они кровью и жизнью своей отстаивали социалистическое Отечество. В самых невероятно трудных условиях советские воины верили: «Наше дело правое - победа будет за нами!»

Героизм советских войной как высшее проявление морально-политических и боевых качеств ярко проявился и в наступательных боях. Такие качества, как целеустремленность и настойчивость, смелость и храбрость, стойкость и мужество, многократно усиливали наступательный порыв советских воинов. Эти качества стали нормой поведения солдат и матросов, сержантов и старшин, офицеров, генералов и адмиралов Советских Вооруженных Сил, которые понимали, что победу над врагом одной обороной не добудешь: одержать ее можно только в решительном наступлении. Сколько наступающим войскам пришлось прорывать заранее оборудованных, укрепленных противником оборонительных рубежей; какие только реки не пришлось форсировать и какие крепости не довелось штурмовать - и все это ради достижения победы.

И в обороне, и в наступлении многие советские воины шли на самопожертвование, которое является высшей нравственной категорией. Так, в августе 1941 г. под Новгородом политрук А. К. Панкратов, в начале декабря 1941 г., в период контрнаступления под Москвой, в бою за деревню Рябинки сержант В. В. Васильковский, в феврале 1943 г. в бою за деревню Чернушки, что под Великими Луками, рядовой А. М. Матросов совершили бессмертный подвиг: телами своими закрыли амбразуры вражеских дзотов, спасая жизнь своих товарищей и обеспечивая выполнение боевой задачи. Их величественный подвиг повторили более 200 советских воинов.

Высокий наступательный порыв проявили воины Ленинградского фронта, когда в январе 1943 г., разрывая кольцо блокады, форсировали под огнем врага покрытую льдом и снегом Неву. Геройски дрались советские танкисты под Прохоровкой в июле 1943 г. - в самом большом танковом сражении второй мировой войны.

Беспримерным в истории войн ратным подвигом явилось массовое форсирование Днепра в сентябре 1943 г. В те дни газета «Правда» писала: «Сражение за Днепр приняло поистине эпические размеры. Никогда еще не выделялось из множества храбрых советских воинов столько сверххрабрых. Красная Армия, давшая уже миру столько примеров воинской отваги, словно превосходит самое себя» {32} . В форсировании Днепра принимали участие десятки и сотни тысяч воинов - 2438 из них удостоены звания Героя Советского Союза.

Нарастание наступательного порыва советских войск наглядно проявилось в быстрой и умелой организации целого ряда больших и малых окружений немецко-фашистских войск. Массовым героизмом характеризовались бои 1944 г., в ходе которых была уничтожена значительная часть личного состава и военной техники гитлеровцев, а советская земля почти полностью освобождена от оккупантов. Это был великий вклад Советских Вооруженных Сил в достижение полной победы над врагом.

С первых дней Великой Отечественной войны было ясно, что каждый удар по гитлеровской военной машине, нанесенный на советско-германском фронте, имеет большое значение не только для СССР, но и является существенной помощью для всех борющихся против фашизма народов. С весны 1944 г. Советские Вооруженные Силы приступили к непосредственному освобождению стран Центральной и Юго-Восточной Европы от ига оккупантов. Все еще сильный враг отчаянно сопротивлялся. Но советские воины дрались за освобождение европейских народов так же смело, решительно, не щадя своей крови и жизни, как и за освобождение своей Родины. Весь мир воочию убедился в благородстве и величии советского солдата, его готовности к самопожертвованию за свободу народов других государств. Миллионы советских воинов-освободителей награждены медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Вены», «За взятие Берлина», «За освобождение Белграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», а также другими наградами; воины, наиболее отличившиеся за рубежами СССР, удостоены звания Героя Советского Союза.

Одним из показателей массового героизма личного состава Вооруженных Сил явились подвиги Советской гвардии. Первыми гвардейскими соединениями в боях под Ельней в 1941 г. стали 100,127, 153 и 101-я дивизии. К концу войны в Европе гвардейских званий были удостоены 11 общевойсковых и 6 танковых армий, 82 корпуса, 215 дивизий, большое число отдельных частей, а также многие соединения и корабли Военно-Морского Флота. Советская гвардия стала олицетворением высоких морально-политических и боевых качеств, присущих армии социалистического государства.

Подвиги фронтовиков получили глубокое признание Коммунистической партии, Советского правительства, народа. Многим соединениям и частям присвоены почетные наименования освобожденных ими городов. За годы войны советские полки и дивизии были награждены орденами свыше 10 900 раз, а 29 частей и соединений удостоены пяти и более орденов. Произведено 5 300 тыс. награждений военнослужащих орденами и 7 580 тыс. награждений медалями. Более 11 тыс. человек удостоены высшей степени боевого отличия - знания Героя Советского Союза; примечательно, что среди них представители ста наций и народностей СССР. Всего за годы войны орденами и медалями СССР награждены более 7 млн. советских, воинов.

Как символ глубокой любви и благодарной памяти Родины о бессмертном подвиге воинов, павших на полях сражений минувшей войны, горит Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у стоп древнего Кремля в Москве, на Пискаревском мемориальном кладбище в Ленинграде, Мамаевом кургане в Волгограде, Малаховом кургане к Севастополе, у памятника Неизвестному матросу в Одессе, на площади Победы в Туле, у обелиска боевой славы на горе Митридат в Керчи, на площади Героев в Новороссийске, на братских могилах в Киеве, у памятников погибшим воинам в Минске, Брестской крепости, а также во многих других городах Советского Союза.

«И если гитлеровское варварство не затопило мир, разве не обязаны мы этим в значительной мере жертвам и героизму Советской Армии и народов Советского Союза?! В самом деле, совершенно ясно, что ни армии западных союзников, ни движение Сопротивления... все же не смогли бы уничтожить чудовищную военную машину гитлеровцев без тех гигантских битв... которые привели их от ворот Ленинграда и Сталинграда в Берлин... Народы Советского Союза сражались не только ради себя, они сражались, они работали ради трудящихся всех стран мира» {33} - так оценил героизм советских людей известный деятель международного коммунистического движения Ж. Дюкло. Высокая оценка героических подвигов воинов Вооруженных Сил СССР при освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы, некоторых стран Азии нашла свое отражение в первых конституциях этих государств, в установлении дат национальных праздников в связи с освобождением от фашистского ига, в возведении величественных монументов в честь советского воина-освободителя.

Накануне третьей годовщины Октября В. И. Ленин с гордостью говорил: «Да, мы одержали гигантскую победу благодаря самоотверженности и энтузиазму русских рабочих и крестьян, нам удалось показать, что Россия способна давать не только одиночек-героев... что Россия сможет выдвинуть этих героев сотнями, тысячами» {34} . Так было в гражданскую войну. В годы Великой Отечественной войны героизм стал правилом, нормой поведения советских людей - и на фронте, и в тылу.

Непоколебимая уверенность рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции в том, что они отстаивают власть, которую создали и укрепили, без которой нельзя обеспечить свободной жизни ни себе, ни детям, лежала в основе их готовности отдать все силы для победы над агрессором. Под руководством Коммунистической партии советские люди в тылу страны самоотверженным трудом отвечали на призыв партии «Все для фронта, все для победы!».

Как и всегда, в первых рядах был рабочий класс - ведущая сила советского общества. В годы суровых военных испытаний еще ярче раскрылись и проявились его революционная энергия, глубокое осознание им своей исторической роли в защите социалистических завоеваний. Рабочий класс показал пример героического труда, который наполнился новым содержанием. Плечом к плечу с ним с полной отдачей физических и духовных сил трудились колхозное крестьянство и интеллигенция.

Рожденное социализмом новое отношение к труду, умноженное на стремление все сделать для достижения победы, стало фактором огромного значения. Наиболее ярким его проявлением было социалистическое соревнование. Не было ни одного завода, колхоза, стройки или научного учреждения, которых бы не коснулось ото историческое движение. Размах его был огромен. Основанное на высокой сознательности и инициативе масс, социалистическое соревнование помогало вскрывать и приводить в действие резервы производства, повышать производительность труда и увеличивать количество выпускаемой продукции, необходимой прежде всего фронту. Так, производительность труда в ходе Всесоюзного соревнования (1942 - 1944 гг.) в среднем по промышленности поднялась на 40 процентов {35} . Широко развернулось движение за выпуск сверхплановой продукции. Один из примеров - деятельность рабочих коллективов крупнейших артиллерийских заводов, которые только в 1943 г. дали фронту сверх плана танковых пушек для вооружения 22 бригад, дивизионных и противотанковых пушек для вооружения 76 полков. В ходе соревнования рождались ценные патриотические почины, новые, более совершенные методы труда, становившиеся достоянием всех.

Труженики села по примеру рабочего класса развернули Всесоюзное социалистическое соревнование за сбор высокого урожая, досрочное выполнение обязательств перед государством. Колхозники, рабочие совхозов и МТС добивались выдающихся результатов. Самоотверженно трудились на производстве подростки и пенсионеры.

В соревнование включалась и интеллигенция, которой принадлежит исключительная роль в применении новейших научно-технических достижений в интересах победы. Великий творческий порыв охватил ученых всех областей советской науки.

На общем фоне выделяется трудовой подвиг населения Одессы, Севастополя, Москвы, Сталинграда, других городов-героев и всех прифронтовых городов. Весь мир был потрясен небывалым в истории подвигом Ленинграда. В условиях блокады, под постоянными обстрелами и бомбежкой, когда тысячи ленинградцев умирали, оставшиеся в живых продолжали изготовлять оружие, и не только для Ленинградского фронта. В начале декабря 1941 г., когда советские войска перешли в контрнаступление под Москвой, туда на самолетах и по ледовой Дороге жизни отправлялись техника и вооружение, изготовленные ленинградскими предприятиями.

Патриотический порыв охватил не только старшее и среднее поколение, но и молодежь и подростков. Каждый стремился внести свой посильный вклад в общее дело скорейшего разгрома врага.

На фабриках и заводах, на колхозных и совхозных полях, в научных институтах и лабораториях советские люди работали так, что казалось, нет предела человеческим возможностям.

Небывалым в истории было массовое участие женщин как непосредственно в вооруженной защите социалистического Отечества, так и в оказании всесторонней помощи фронту. В рядах Советской Армии находилось около 600 тыс. женщин, причем только офицеров более 80 тыс. Совместно с организациями Российского Общества Красного Креста (РОКК) комсомол подготовил за годы войны сотни тысяч медицинских сестер, сандружинниц и санитарок, выполнявших героическую работу на поле боя, в медико-санитарных батальонах, полевых госпиталях, военно-санитарных поездах.

Замени» ушедших на фронт отцов и братьев, мужей и сыновей, женщины вынесли на своих плечах основную тяжесть труда в промышленности, сельском хозяйство, строительстве, на транспорте. «Если бы удалось найти такие весы, - говорил Л. И. Брежнев, - чтобы на одну их чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую - трудовой подвиг советских женщин, то чаши этих весов, наверное, стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины» {36} .

Сформировавшиеся в процессе строительства социализма новые движущие силы советского общества - советский патриотизм, социально-политическое, идейное и интернациональное единство - породили невиданное в истории единство фронта и тыла. Каждый советский человек в тылу страны думал о Советской Армии как о родной армии и помогал ей чем мог. Материнской заботой Родины были окружены в тылу раненые воины.

Ярким проявлением советского патриотизма явилась добровольная финансовая помощь трудящихся государству, позволившая дополнительно направить на фронт 2505 самолетов, несколько тысяч танков и много другой военной техники. Широкое распространение получило движение по сбору теплых вещей и подарков для воинов. В этом патриотическом движении принимали активное участие и отдельные лица, и коллективы предприятий, учреждений, учебных заведений, колхозов и совхозов. В целом поступления денежных средств от населения в фонд обороны, на строительство военной техники составили по займам и лотереям более 118 млрд. рублей. Советский патриотизм проявился и в донорском движении. За годы войны в нем участвовали 5,5 млн. человек {37} .

Родина высоко оценила трудовой подвиг рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции: только медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» были награждены более 16 млн. человек.

Великую силу патриотизма проявили советские люди к тылу врага. Надеясь сломить волю тех, кто оказался на оккупированной территории, немецко-фашистское командование установило режим беспощадного террора, широко используя социальную демагогию, провокации, обман. Однако даже под угрозой смерти подавляющее большинство советских граждан не покорились захватчикам, участвовали в саботаже и срыве экономических и политических мероприятий германских военных и оккупационных властей. Десятки тысяч боролись в подполье. На место замученных в застенках гестапо вставали новые борцы. Сотни тысяч сражались с врагом в партизанских отрядах. В ряде западных районов и областей усилиями народа, действиями партизан и подпольщиков сохранялась Советская власть, а в отдельных случаях существовали партизанские зоны и края, куда вообще не ступала нога оккупанта. Летом 1943 г. под полным контролем партизан находилось свыше 200 тыс. кв. км советской земли. Создание и существование партизанских краев и зон было символом жизнестойкости и непобедимости Советской власти.

Медалью «Партизану Отечественной войны» награждены свыше 127 тыс. человек, а другими медалями и орденами - более 184 тыс. человек. 248 наиболее отличившихся участников всенародной борьбы в тылу врага удостоены звания Героя Советского Союза.

Великий подвиг, свершенный советским народом и ого Вооруженными Силами во второй мировой войне, явился торжеством марксизма-ленинизма, его учения о защите социалистического Отечества. Под руководством Коммунистической партии советский народ не только отстоял с оружием в руках свободу и независимость своей Родины, завоевания Октябрьской социалистической революции, по и внес решающий вклад в спасение цивилизации от уничтожения ее фашистскими варварами.

1. На «ленте времени» подпиши римскими цифрами века, а под ними напиши годы:

а) начала Отечественной войны, во время которой русскую армию возглавлял М. И. Кутузов; (XIX век)

б) начала Первой мировой войны. (XX век)

2. Первую мировую войну её современники в России называли Второй Отечественной. Объясни (устно), почему её считали Отечественной войной, а также почему она была Второй Отечественной. Приведи примеры патриотизма россиян в этих войнах.

В 1 мировой войне принимало участие большинство россиян, были призваны тысячи дееспособных мужчин. Поэтому современники считали её Отечественной войной. А второй, потому что Первой Отечественной войной была война с Наполеоном в 1812 г.

Подвиги русских в 1 мировой - казак Козьма Крючков один уничтожил 11 немцев и получил 11 ран. Он стал первым Георгиевским кавалером. а затем получил еще награды - полный "георгиевский бант"(4 Г. креста).

Погиб Петр Нестеров в воздушном бою с австрийцами - автор "мертвой петли"

Матрос Петр Семенищев спас корабль от мины и пр.- Георгиевские кресты

13-летний Василий Правдюк за храбрость и мужество - Георгиевские кресты всех четырех степеней.

А. Брусилов организовал Брусиловский прорыв, нанося колоссальный урон противнику (1,5 млн. убитых, раненых и пленных)

3. Кто изображён на портрете? Напиши, что тебе известно об этом человеке.

На портрете изображен царь Николай II. Он вступил на престол в конце 19 века. Хотел править по заветам своих предков. Появились люди, которым не нравилось, что вся власть принадлежит одному человеку. И в 1917 году царь отрекся от престола.

Постоянно поднимает в своих материалах темы Русской цивилизации и патриотизма. Родом Евгений Чернышев из Донецка, что еще раз доказывает, что Русский мир значительно шире государственных границ Российской Федерации.

Сегодня я хотел представить вам, уважаемые читатели, ещё одного автора из Донецка, написавшего отличный материал.

Как рассказать вам о реках России.
Как рассказать вам о русской земле.
Как объяснишь, что одни мы такие.
Как рассказать вам о русской душе.

Песня «Россия» Эллии Рикла
из репертуара Музыкального театра «Юсна»

Два государственных переворота: в 1917-м и 1991-м годах раскололи Россию на множество «суверенных» осколков. Географический и экономический распад сопровождался «распадом» идеологическим: при попустительстве и даже прямом содействии многих государственных деятелей СССР и СНГ, Западная Цивилизация навязала Русской Цивилизации чуждую ей либеральную идеологию, по сути, заставив наши народы отказаться от национальных корней. Всё это сделало нас слабыми и зависимыми от более сильного противника.

Сейчас ведётся много разговоров о путях и механизмах возрождения Великой России. Отметим две крайности в этих разговорах. Первая крайность: уход в чисто материальную сторону жизни – в экономику, в финансы, в механизмы повышения материального благосостояния. Другая крайность: уход в идеологию (религию), господствующую в те или иные периоды жизни нации: язычество, православие, монархия, коммунизм и пр. Первая крайность не учитывает духовной составляющей жизни целой цивилизации, а потому полностью бесперспективна. Вторая крайность не позволяет патриотам России единиться под одни знамёна и выступить одним фронтом.

Можем ли мы из этой пёстрой многоголосицы вычленить главное – то, что было бы понятно каждому представителю Русской Цивилизации и мобилизовало бы его силы для борьбы за экономический и идеологический суверенитет своей Родины? Можем. Речь пойдёт о патриотизме . Однако, имеет смысл вникнуть глубже в эту тему. Для чего постараемся ответить на пять вопросов: что такое патриотизм; что мешает патриотизму; что способствует патриотизму; что даёт патриотизм, и каковы примеры патриотизма.

1.) Что такое патриотизм

1. Естественное чувство человека и богатство нации.

Мы исходим из того, что считаем нацию – необходимой и неизбежной формой жизни и развития каждого человека (по крайней мере – в обозримую историческую эпоху), а патриотизм есть неотъемлемая часть любой нации. Отнесёмся к патриотизму, как к объективно существующему богатству нации. Это такое же объективно существующее богатство, как население государства, его природные ресурсы, промышленный потенциал и т.д.

Для лучшего понимания вопроса применим следующую аналогию: нация – это семья; государство – это дом. Нормальная жизнь человека может происходить лишь в своей семье и в своем доме. Любовь в семье – любовь к Родине, забота о доме – забота о стране, развитие всех членов семьи – развитие нации как единого организма. Нация без патриотических скреп – это масса «беспризорников», лишённых семейной любви и собственного очага. Именно такой массой нас хотят видеть закулисные руководители Запада. Для чего? Для лёгкого порабощения. Беспризорника легче обмануть, ослабить, ограбить, уничтожить.

Очень важно очистить понятие патриотизма от всех искусственных идеологических включений, насколько это вообще возможно. Патриотом мы считаем того, кто чувствует себя частью нации, и потому является её естественным защитником – более никого. Но часто патриотом считают и защитника какой-либо идеологии, а это уже в наших глазах псевдопатриотизм. Хотя, признаем, отличить одно от другого бывает порой не легко.

Яркий тому пример – гражданская война в России начала 20 века. Кто были бо льшими патриотами: красные или белые? Вопрос далеко не однозначный. Кто больше любил русскую нацию? Кто больше тяготел к национальным корням? Кто в большей степени способствовал развитию нации?.. И до сих пор не стихают споры сторонников «красной» и «белой» России, выдвигаются весомые аргументы «за» и «против». Но спор этот может быть конструктивным только тогда, когда её участники поймут разницу между настоящим патриотизмом, и псевдопатриотизмом – между защитниками нации и защитниками той или иной идеологии. Задача не из лёгких, но без её решения нам будет не только трудно, но и невозможно возродить русскую нацию.

Для наглядности вспомним нашу аналогию с семьёй и домом. Настоящий патриотизм – это забота о состоянии дома: чтобы фундамент был прочным, стены крепкими, стёкла целыми, крыша без дыр и т.д. Форма дома, его стиль, внутренний интерьер – дело хоть и важное, но далеко не главное. И если на деле «красные» и «белые» пекутся лишь об интерьере государственного устройства, при этом массово уничтожая друг друга, то они уничтожают нацию, переходя в разряд антипатриотов.

Да, государственное устройство, основанное на тех или иных идеологических, философских, религиозных воззрениях, необходимый аспект жизни нации – по сути, это форма её существования. Эта форма может, как способствовать выявлению и развитию лучших сторон нации, так и наоборот, подавлять их, и в этом случае, разумеется, надо совершенствовать отжившую форму. Но в любом случае крайне опасно и безумно полностью разрушать дом, замечая в нём какие-либо отдельные недостатки, ибо это есть катастрофа нации. Что и произошло с Россией в 20-м столетии целых два раза.

2. «Естественная» идеология государства.

Мы сказали, что патриотизм должен исходить из естественного желания представителя нации её защищать, а не из навязанной кем-то идеологии. Но это не значит, что мы против всякой идеологии. Но будем различать идеологию, основанную на естественных законах существования и развития нации, и идеологию, основанную на неких отвлечённых философских схемах, утопических теорий, которые игнорируют законы развития нации и понуждают действовать вопреки этим законам. Конечно, это очень не тривиальная тема, но мы должны стремиться к выявлению принципиальных различий между идеологией, дающей возможность успешному развитию нации (государства), и идеологией, отнимающей у неё эту возможность.

Добавим, что такая «естественная» идеология государства во многом является консервативной. В каком смысле? В смысле, что она всегда придерживается национальных корней. Такому «здоровому» консерватизму нам надо учиться у обыкновенного дерева. Ответим: что позволяет дереву из сезона в сезон менять свою крону, выпускать свежий цвет, давать всё новые и новые плоды? Корень! Который питает и обновляет. Отрубите корень, и никакого обновления не будет. Вообще жизни не будет. Это закон жизни любого живого организма: только держась своего корня (исходя из него, не изменяя ему), ты сможешь расти. В этом смысл консерватизма, дающего жизнеспособную динамику. И совсем не зря русское слово, применяющееся в отношении истории народа — «древность» содержит корень «древо»...

Отрадно видеть, что в России такой здоровый консерватизм находит всё больший отклик среди интеллектуальной элиты. Совсем недавно, в сентябре 2012 г., был создан Изборский Клуб, где собираются интеллектуальные силы России и обсуждают вопросы возрождения Русского Мира именно в консервативном патриотическом ключе.

Теперь разберёмся, почему такая естественная вещь, как патриотизм, в России стал редким товаром? Ведь мысли о патриотизме должны приниматься человеком априори, на инстинктивном уровне, сердцем. Да, в здоровом обществе это так и есть, но мы с вами живём в больном обществе. Попробуем разобраться в причинах этой болезни.

2.) Что мешает патриотизму

1. Либеральная идеология.

Первой причины мы уже коснулись – наши «геополитические друзья» тратят огромные средства для промывания наших, заражённых ещё в советские времена мещанским духом, мозгов. Потому у нас так много людей настойчиво отвергают (или принижают) идеи патриотизма, упирая на другие идеи – либеральные. Но выясним подноготную этой идеологии.

Что такое либеральная идеология? Нам хотят её представить, как заботу о правах и свободах человека. Звучит красиво, но за этими красивыми словами скрывается их полная несостоятельность. Ведь как можно заботиться о свободе и правах человека, не заботясь о свободе и правах нации, частью которой является человек? Но о нациях либералы вообще молчат – будто их вовсе нет, или будто все нации пришли к такому согласию, что их уже можно не замечать. Надеюсь, что такое счастливое будущее действительно когда-нибудь наступит. Но откройте глаза, господа либералы! Непрерывающиеся кровавые, экономические и идеологические войны, за которыми стоят тысячи и миллионы человеческих жертв – это ли «согласие между нациями»?..

Поэтому внесём в этот вопрос максимальную ясность. Либерализм – это идеология тех, кто заинтересован «не замечать» очевидные разногласия и войны между главными геополитическими игроками. Либерализм – это идеология кучки сверхбогатых, форпост которых сегодня находится в США и Англии. Им мало грабить свои страны – им надо грабить весь мир. Либерализм – это бескровное вскрытие государственных границ. Это мирный захват чужих территорий. Любой патриот государства, борец за суверенитет своей страны, для западных сверхбагатеев – враг номер один, которого непременно надо уничтожить – либо идеологически, либо физически. Что они и осуществляют на протяжении многих лет.

За Западе: либерализм – это оружие внешнего врага против России.

В России: либерализм – это либо а) опасное заблуждение, либо б) патологическая неприязнь к своей нации, либо в) средство к существованию – на деньги внешних врагов России (второе не исключает третье).

Добавим: либеральная идея в своей основе антидуховна, потому что она не признает духовных корней нации, её духовной жизни, видя во всём только материальное. Либеральная идея направлена на удовлетворение желаний тела и ума, но не Духа. Либеральная идея – это отрава для Духа.

К слову сказать. В ранне-советский период доминировала идеология, в чём-то подобная либеральной – коммунистический интернационализм. В чём её подобие? В уничтожении понятия патриотизма, или, по крайней мере – вырывании из него национального контекста. В чём различие? Идеальное государство интернационалистов напоминает казарму, идеальное государство либералов напоминает стойло. Как говориться – что кому ближе… Ради справедливости отметим, что Сталин частично исправил этот опасный крен партии, и в Великую Отечественную войну люди воевали не за идеи коммунизма, а за свою родную землю…

2. Антидуховное научное мировоззрение.

Кроме заразы либерализма есть ещё одна, более глубокая причина низкого патриотизма в России (и не только в ней), о которой мало кто говорит. Дело в том, что патриотизм – категория духовная, а значит не рассматриваемая естественной наукой. Проследим связь между патриотизмом и наукой.

Многие специалисты заговорили о системном кризисе в современной науке. На мой взгляд, этот кризис обусловлен опорой науки на прогнивший фундамент грубо-материалистического мировоззрения. Начиная с 17 века, наука нам внушала одну мысль: природа, космос состоит исключительно из грубой материи. Вопросы же Духа наука не рассматривала, отдавая эту сферу религиозным или философским школам. Но общество наше всё же построено на постулатах не веры или философии, а научных знаний. Загляните в школьные учебники, и вы поймете, о чем я говорю. Всё наше образование, да и бо льшая часть культуры, пронизаны идеями научного материалистического мировоззрения. Поэтому и человека, и нацию, мы привыкли рассматривать с сугубо материалистических позиций. Когда же речь заходит о духовных и культурных явлениях и ценностях, мы вынуждены переходить со строгого и объективного языка науки на язык, полный субъективных понятий и категорий. Для наглядности один пример.

Не надо никому объяснять: чтобы человек мог жить, он должен развиваться физически и интеллектуально. Этому нас учит житейский опыт, этому нас учит материалистическая наука. Для нас это очевидная вещь. Но многие ли знают, в какой степени важно для жизни развитие и духовное? Да, об этом говорят священники и философы, но не естествоиспытатели. Поэтому этот вопрос в нашем «материалистическом» обществе легко затуманить, исказить, заговорить, либо вообще убрать с повестки дня. Трудно простому смертному доказать то, чего нет в школьных учебниках. А если и есть, то в весьма декларативном ключе, без опоры на знания объективных законов Природы и Космоса.

И совсем не случайно в постсоветских Конституциях России и Украины был вписан запрет на государственную идеологию, а значит и запрет на патриотизм – на то, что является ядром любой национальной идеологии, – и вот этот запрет люди массово стали замечать только сегодня – спустя 20 лет после их принятия! Хотя, заметим, в наших республиках живут далеко не глупые, высокообразованные люди.

Вот почему мы хотим говорить о патриотизме так же ясно, убедительно и доказательно, как ясно, убедительно и доказательно мы говорим о законах материальной Природы. Но для этого мы вынуждены оппонировать всей современной научной школе. Но иных вариантов нет, ибо мы вынуждены опираться на следующий научный постулат : человек и нация есть не только материя, но и Дух. Дух любого человека и любой нации есть объективная реальность, не зависящая ни от чьего субъективного взгляда, мнения, ни от чьей теории, идеологии. Верим, что данный постулат вскоре войдёт в головы ученых естествоиспытателей, а там – и в школьные учебники.

Как ни странно это звучит, но именно наука история может здорово помочь естествознанию перейти на новую – духовно-материалистическую научную парадигму. Об этом ниже.

3.) Что способствует патриотизму

1. Обновлённая наука история.

Как мы уже сказали, ученые историки могут помочь в преодолении кризиса научного мировоззрения. Почему? Потому что они, анализируя огромные исторические пласты, распутывая сложнейшие событийные узлы, создавая целостную картину взаимодействия наций, неизбежно приходят к выводу, что Дух нации есть понятие объективное, хоть и не материальное (т.е. – приходят к нашему постулату). Более того, это нематериальное во многих случаях является не каким-то второстепенным фактором поведения нации, которым можно пренебречь, но является ключом к пониманию этого поведения. И поэтому историк будет иметь все основания считать следующие рассуждения строго научными:

Каждое дерево имеет своё семя – код, каждое дерево имеет свой корень (материальный). Аналогично: каждая нация имеет своё семя – код, каждая нация имеет свой корень (духовный). Нация формируется столетиями и тысячелетиями, переходит через разные стадии взросления, но корень (код) остается неизменным, благодаря чему нация имеет свою индивидуальность и даёт свои особенные плоды. Конечно, как и любое дерево, нация когда-нибудь израсходует свой ресурс, быть может, дав поросли другим молодым нациям. Но она может и погибнуть раньше своего срока, под воздействием различных негативных факторов, не достигнув своей зрелости и не выполнив своих природных задач.

С этих же духовных естественнонаучных позиций историк может рассуждать далее. Что такое национальность? Это принадлежность индивида к определенному национальному дереву. Каждый лист на дереве имеет важную цель – выживание дерева – ведь если сгинет дерево, сгинет и лист. Так и представитель нации «обречён» заботиться не только о своем личном благополучии, но и о благополучии всей нации. Иными словами, национальность – это обязанность человека по поддержанию жизнеспособности своей нации. Поэтому его персональная свобода должна ограничиваться рамками его национальных обязанностей. (Отметим здесь кривую, и даже горькую ухмылку либерала…)

Теперь, глядя на науку историю в этом новом научном ключе, мы можем сказать: история – это не просто изложение исторических фактов, и даже не связка этих фактов в единую логическую цепь, а исследование жизни древа нации – его рост, «урожайность», влияние на него друзей и недругов, его здоровье и болезни. И тогда наука может строго доказать, что самые худшие, постыдные страницы истории государства приходились именно на те периоды, когда нация, под действием тех или иных сил, отрывалась от своих корней, изменяла своему коду.

Конечно же, историю будет лучше знать (понимать) тот человек, который принадлежит этой нации, вырос на родных землях, впитал родную культуру, стал осознанной единицей своего народа, т.е. – патриотом.

Историк новой формации должен апеллировать не только к уму человека, но к его Духу, пробуждая в нём патриотические чувства. Он должен излагать так исторические реалии, что бы его слушатели не просто их «знали», но их сопереживали . Сопереживали все ответственные моменты своего прошлого – начиная с самых изначальных периодов. Тогда мы и будем развивающейся, сильной нацией. Это как человек – ведь он не просто «знает» свою биографию, а переживает её, и лишь благодаря этому растёт, набирается опыта, торит свой неповторимый индивидуальный путь. Ни один период нашей русской (славянской) истории, начиная с древнейших ведических времён, не должен быть упущен, и все периоды должны быть пронизаны одним скрепляющим стержнем – стержнем русского Духа. Когда изменяли ему – слабели, когда следовали ему – крепли. Увидит человек целостную картину, прочувствует её, проникнется красотой и мощью русского Духа, тогда и воспрянет наша нация. И никаких «измов», а тем более – чуждых культур, ей уже не навяжут.

Естественный вывод из сказанного: история своей нации – это пища Духа , Духа каждого человека. Поэтому хороший историк – это всегда в огромной степени духовный наставник.

2. Русский язык, ораторство, искусство, институты государственной власти.

В нашем духовно-материальном ключе можно коснуться ещё одной научной дисциплины, непосредственно связанной с темой патриотизма – языкознания. Специалист русского языка должен чувствовать его духовную силу, его сакральный смысл – и передавать эти знания людям. Нужно прививать любовь к русскому языку. Язык – один из самых важных носителей культурного кода нации, а потому оберегать его нужно пуще любых других культурных и материальных завоеваний. Почему мы должны оберегать национальные природные заповедники, архитектурные памятники, предметы высокого искусства, а язык – не должны? Должны! Но что мы видим? На телевидении, по радио, в Интернете, в общественных местах – это национальное богатство мы не только не защищаем, а уничтожаем на корню! При этом мы запрещаем курение и распитие спиртных напитков в общественных местах, но продолжаем издеваться над родным языком на всех общественных этажах. Поэтому нужны законы, защищающие важнейшее национальное наследие – русский язык. Здоровье нации, её духовно-материальная крепость зависят не только от того, пьет или курит человек, а от того, как он относится к своему родному языку, как им владеет.

Живая, яркая, глубокая, образная речь, идущая от сердца – такая речь сейчас очень востребована. Ведь за 20 лет «независимости» масс-медиа нас отучили от человеческого языка и привили нам птичий язык – чириканье – язык примитивных эмоциональных и мыслительных штампов. Сегодня пришла пора Русского Языка, в котором каждое слово (не иностранного происхождения) имеет свой глубинный природный смысл. Сам по себе Русский Язык является не только кладезем русской культуры, но грозным оружием против пустобрёхов, глупцов, пошляков, лицемеров, лжецов и всех прочих явных и тайных, осознанных и неосознанных врагов Русской Цивилизации. Специфика момента такова, что главные бои сегодня ведутся в информационном и идеологическом поле, а наиболее яркие схватки с нашими противниками происходят в живых беседах и диалогах. Вот почему нам так нужны национальные ораторы, пекущиеся о нации, а не расплодившиеся сегодня «безродные» шоумены, заботящиеся только о своём имидже.

Мысль об искусстве. Всё искусство, также как и история, и языкознание, должно быть пропитано национальным духом и патриотизмом. А для этого необходимо укрепление и развитие экспертных сообществ, которые бы давали профессиональную оценку тем или иным культурным (или антикультурным) явлениям и таким образом влияли бы на развитие русской нации, защищали бы её. Такие сообщества куда важнее так называемых «обществ по защите прав человека», которые по факту давно уже уничтожают русскую государственность, а значит и уничтожают тех людей, за которых на словах они так радеют. Такие экспертные сообщества заменили бы «рейтинговые компании» (зарубежные и отечественные), которые на поверку уничтожают нашу культуру, сея в головах людей пошлость, серость, озлобленность, равнодушие.

Напрашивается параллель с искусством советского периода, когда государство было кровно заинтересовано в развитии тех его направлений, где затрагивалась тема любви к Родине – в самых различных её жизненных проявлениях. И это, несомненно, давало свои весомые результаты. Особенно в сталинский период: восстановление страны после Первой мировой и гражданской войн, лихолетье ВОВ, и вновь восстановление и подъём государства. Сейчас ситуация также критическая – ни у кого не должно оставаться сомнений по поводу агрессивных планов Запада по дальнейшему расчленению Русского Мира, развязыванию локальных кровавых войн, захват наших природных и людских богатств.

Поэтому совершенно очевидно: все государственные институты, во главе с Руководителем страны, обязаны тщательно следить за сохранением патриотического духа населения и держать его на должном уровне. Низкий уровень патриотизма – это тревожный сигнал руководству страны, дающий ему право на экстренные меры в сфере идеологии и воспитания населения.

4.) Что даёт патриотизм

1. Духовный рост человека, нации.

Наши рассуждения ведут дальше: патриотизм – это признак здоровья Духа человека. Отсутствие оного – это признак болезни Духа. Поэтому, на мой взгляд, за лавинообразным национальным прозрением русского народа будет происходить не менее стремительное его духовно-нравственное прозрение. Патриотизм, жертвенность ради Отчизны – очень благодатная почва для взращивания Духа.

Сейчас многие люди на постсоветском пространстве увлекаются разными духовными практиками, частенько заимствованными либо с Востока (древние), либо с Запада (современные), не понимая, что самая сильная «практика» — это очищение своей русской души от всего ей не свойственного. Эта мысль у меня получила следующую форму:

Русская Душа любит:

Не богатство, а Лад,

Не власть, а Справедливость,

Не вседозволенность, а Служение Родине,

Не телесные утехи, а Песню Любви.

И что же случилось?

Иноземные супостаты вторглись в святая святых – в Русскую Душу,

Чтобы её нарушить, исказить, измазать грязью.

И заставили они нас тратить свои жизни на пустое, чужое, скверное,

С трагическим исходом:

Мы захотели богатства, и стали бедными,

Мы захотели власти, и стали подчиненными,

Мы захотели свободы, и стали пленными,

Мы захотели счастья, и стали несчастными.

И что же теперь?

Святой долг каждого русского человека:

Прогнать супостата из наших земель, из наших умов,

Очистить Русскую Душу от всего чужеродного, ей не присущего,