Биографии Характеристики Анализ

Пришлый народ. Какие народы пришли на северный кавказ

И искусством. Мир природы, а особенно животные Монголии не менее интересны и заслуживают отдельного рассказа.

Условия обитания

Эта страна находится в центре Азии, и бо̒льшую её часть составляет Монгольское плато, которое обрамляют горные хребты и массивы, занимающие 40% территории. Монголия не имеет выхода ни к одному морю, так как все её реки, стекая с гор, впадают в озёра. На территории страны есть:

  • таёжные участки;
  • альпийская зона;
  • лесостепи и степи;
  • пустынно-степная область;
  • пустыня Гоби.

Всё это определяет богатство и разнообразие природы Монголии и, в частности, её животного мира.

Млекопитающие

Млекопитающие представлены здесь ста тридцатью видами, но мы остановимся на описании некоторыхредких животных.

Снежный барс

Снежный барс (ирбис), занесённый в Красную книгу, по-другому называется снежный леопард. Центральноазиатские горы – его типичное место обитания. Охотиться на этих животных запрещено, так как их численность достигает не более семи тысяч.

Как и все кошачьи, они обладают гибким телом. Оно, вместе с очень длинным хвостом, имеет в длину примерно два метра. Мех животного имеет светло-серую окраску с тёмными кольцами.

Голова ирбиса небольшая, лапы – довольно короткие, вес взрослой особи самца – около шестидесяти килограммов. Самка легче почти в два раза. Особенностью снежного барса является неспособность рычать. Ареалы распространения в Монголии:

  • Гобийский Алтай,
  • горы Хангай,
  • Монгольский Алтай.


Ирбис – единственный представитель крупных кошек, который постоянно обитает высоко в горах. Питается преимущественно копытными, хотя за один раз поглощает не более трёх килограммов мяса. В дикой природе живёт чуть больше десяти лет.

Встретить снежного барса — большая редкость и удача. Животное ведет замкнутый образ жизни, оно очень осторожно.

Интересным фактом является то, что снежный леопард никогда не нападает на человека, в отличие от большинства других кошачьих. Исключениями являются случаи, когда зверь ранен или болен бешенством.

Мазалай

Мазалай, или гобийский бурый медведь живёт в пустыне. Монгольская Красная Книга определяет его статус, как очень редкий. Мазалай является эндемиком здешних мест, т.е. они обитают на ограниченной территории, и на сегодняшний день их осталось всегооколо тридцати.

Гобийский бурый медведь – некрупное животное сголубоватым или светло-бурым жёстким мехом. Его горло, грудь и плечи всегда имеют светлую отметину. Высохшие русла рек в горах Гоби, вдоль которых растёт негустой кустарник, –излюбленное место обитания зверя.


Летом эти медведи любят полакомиться сочными и сладкими ягодами селитрянки, веточками хвойника. Насекомые и мелкие позвоночные тоже присутствуют в их рационе. А осень дополняет меню мазалая корешками представителя местной флоры – ревеня.

Гобийский медведь проявляет активность в любое время суток, по скалам лазает с ловкостью акробата. Пещеры служат мазалаю убежищем, где проходит зимняя спячка, которая длится шестьдесят-девяносто дней.

Лошадь Пржевальского

Лошадь Пржевальского, обитающая здесь, интересна тем, что имеет длинную шерсть, крупную голову и короткую гриву. У этих лошадей, в отличие от других пород, нет челки. Это стадное животное. Данная порода лошади считается самой дикой.


У этих лошадей очень точный, повторяющийся изо дня в день, режим: утром они едят и утоляют жажду, днем отдыхают и восстанавливают силы, а к вечеру снова ищут пропитание.

Кстати, конь является символом Монголии. Даже совсем маленькие дети в этой стране уверенно держатся в седле, а ребята постарше уже участвуют в скачках.

Другие животные

В степной зоне и зоне пустыни страны встречаются: дикий верблюд, кулан (осёл), лошадь Пржевальского, разные виды пищух, мохноногие и другие виды тушканчиков, узкочерепная и полёвка Брандта, даурские и краснощёкие суслики, когтистая, полуденная и другие песчанки, хомяки, монгольская сайга, тибетская пеструшка, дикий даурский ёж, сурок, землеройка, джейран (газель) и антилопа (дзерен).

А в лесах, кроме ирбиса, живут:

  • лоси,
  • бурундуки,
  • соболи,
  • маралы,
  • олени,
  • дикие свиньи,
  • зайцы-беляки,
  • горный баран (аргали),
  • рыси,
  • косули,
  • полёвки,
  • белки,
  • сибирский козёл,
  • землеройки.


Сибирский горный козел

Монголы традиционно занимаются животноводством. Сельскохозяйственнаядеятельность связана только с ним. Все пригодные для ведения сельского хозяйства земли отданы под пастбища и сенокосы, занимающие около 80% подходящих для этого угодий.

Среди домашних животных числятся овцы, козы, верблюды, лошади, коровы. В меньшем количестве разводят яков и свиней.

Яки

Монгольские яки — удивительные животные. Они способны обеспечить человека буквально всем необходимым. Из шкуры и шерсти яка изготавливается ремни, подошвы, одежда, которые отличаются высокой прочностью и теплостойкостью.

Из молока яка делается масло, творог, простокваша и другие молочные продукты. Як используется как вьючное животное, он выдерживает огромные нагрузки, обладает удивительной выносливостью. При этом затраты на яка минимальны: животное само ищет себе пропитание, защищается от хищников и может ночевать под открытым небом.


Насекомые

Поражает многообразие насекомых, которые здесь водятся: их тринадцать тысяч видов. В зоне степей и пустыне обитают:

  • саранчовые,
  • жуки-чернотелки,
  • хрущи,
  • жуки-слоники,
  • цикадки,
  • жуки-нарывники,
  • скорпионы.

Насекомыми-эндемиками являются комары-болотницы и пауки Ballognatha typica, относящиеся к аранеоморфным, семейства пауков-скакунов. Ballognatha typica был найден в единственном экземпляре в монгольском городе Каракаруме. Его ещё предстоит изучить, так как была найдена одна молодая особь.

Комары-болотницы (их описания могут встречаться с названиями лимонииды или луговики) принадлежат к семейству двукрылых. Роса и нектар служат пищей для взрослых насекомых, а сгнившие части растений и остатки водорослей – личинкам. Кровь эти комары не пьют.

Пернатые

Монголию населяют четыреста тридцать шесть разновидностей пернатых, иногда её даже называют страной птиц. Около 70% из них сооружают гнёзда. Многочисленны степные птицы:

  • воробей,
  • конек Годлевского,
  • жаворонок,
  • орел,
  • дрофа,
  • журавль–красавка,
  • восточный зуек.


Гоби является обиталищем для птичьего мира другого состава:

  • пустынная славка,
  • толстоклювый зуек,
  • пустынная каменка,
  • саджа,
  • дрофа-красотка,
  • монгольская пустынная сойка,
  • рогатый жаворонок.


Рогатый жаворонок

Таёжное сообщество, преимущественно в горной её части,таково:

  • синехвостка,
  • каменный глухарь,
  • сибирская мухоловка,
  • кукша,
  • глухая кукушка,
  • сибирская чечевица,
  • рыжеголовая овсянка,
  • воробьиный сыч.


В тайге другого типа обитают дрофы, японские перепела, красноухие овсянки, пёстрые каменные дрозды. В лесных островках, которыми перемежается степная зона в горах, можно встретить огородную овсянку, серую мухоловку, обыкновенную горихвостку, славку-завирушку.

Варакушки, чёрные грифы, бородачи, горные коньки, алтайские улары, хрустаны, краснобрюхие горихвостки селятся в горах. Водные и населяющие прибрежную зону птицы живут больше на севере страны. Это травник,хохлатая чернеть, чибис, солончаковый жаворонок, черноголовый хохотун.

Двести с лишним видов птиц предпочитают питаться только насекомыми, около ста разновидностейпитается растительной пищей, сорок видов отдают в питании предпочтение водным обитателям, ещё столько же – позвоночным, обитающим на земле. В рационе остальных либо падаль, либо они всеядны.

Меры предосторожности

Туристов обычно интересует, какие опасности могут встретиться им на пути. К таковым можно причислить встречу с волком или медведем в степи. Могут принести неприятности и клещи, местом обитания которых является трава.

Также опасными считаются обитатели пустыни – змеи и скорпионы, поэтому предусмотрительность и осторожность не помешает.

Заключение

Всего доброго, друзья!

Мы благодарны вам за то, что вы активно поддерживаете блог — делитесь ссылками на статьи в социальных сетях)

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать свежие посты себе на почту!

Согласно переписи населения 2010 года на Северном Кавказе в Дагестане Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и в Ставропольском крае проживают 142 народа. Из них только 36 – коренные, то есть жили здесь веками. Остальные – пришлые.

На 1 января 2017 года население региона составляло 9 775 770 человек. Это регион, в котором рождаемость превышает смертность, и население увеличивается. Кто же эти люди?

С другой стороны, возникает вопрос: сколько нужно жить на земле, что стать «коренным народом»? Можно ли такими считать евреев? Ведь они живут на Северном Кавказе тысячелетия. Или, например, древнюю народность караимы, которые считаются выходцами еще из Хеттского царства? Их немного, но и они присутствуют в регионе.

Коренные народы

Коренные народы Кавказа предпочитают жить на своих землях. Абазины селятся в Карачаево-Черкесии. Здесь их живет больше 36 тысяч. Абхазы – тут же, либо в Ставропольском крае. Но больше всего тут живет карачаевцев (194 324) и черкесов (56 446 человек).

В Дагестане живет 850 011 аварцев, 40 407 ногайцев, 27 849 рутульцев (юг Дагестана) и 118 848 табасаранов. Еще 15 654 ногайцев проживает в Карачаево-Черкесии. Кроме этих народов в Дагестане живут даргинцы (490 384 человека). Здесь же живет почти тридцать тысяч агулов, 385 240 лезгин и чуть больше трех тысяч татар.

Осетины (459 688 человек) селятся на своих землях в Северной Осетии. Около десяти тысяч осетин живет в Кабардино-Балкарии, чуть больше трех - в Карачаево-Черкесии и только 585 - в Чечне.

Больше всего чеченцев вполне предсказуемо проживает в самой Чечне. Здесь их больше миллиона (1 206 551), причем, почти сто тысяч знают только родной язык, еще около ста тысяч чеченцев живет в Дагестане, и около двенадцати тысяч - в Ставрополье. В Чечне проживают около трех тысяч ногайцев, около пяти тысяч аварцев, почти полторы тысячи татар, столько же турок и табасаранов. Здесь же живет 12 221 кумык. Русских в Чечне осталось 24 382 человека. Здесь же живут 305 казаков.

Балкарцы (108587) заселяют Кабардино-Балкарию и почти не селятся в других местах северного Кавказа. Кроме них в республике живут полмиллиона кабардинцев, около четырнадцати тысяч турков. Среди крупных национальных диаспор можно выделить корейцев, осетинов, татар, черкесов и цыган. Между прочим, последних больше всего в Ставропольском крае, их тут больше тридцати тысяч. И еще около трех тысяч живет в Кабардино-Балкарии. В других республиках цыган мало.

Ингуши в количестве 385 537 человек живут в родной Ингушетии. Кроме них здесь проживает 18765 чеченцев, 3215 русских, 732 турка. Среди редких национальностей встречаются езиды, карелы, китайцы, эстонцы и ительмены.

Русское население сосредоточено, в основном, на пахотных землях Ставрополья. Здесь их 223 153 человека, еще 193 155 человек живут в Кабардино-Балкарии, около трех тысяч - в Ингушетии, чуть больше ста пятидесяти тысяч – в Карачаево-Черкесии и 104 020 – в Дагестане. В Северной Осетии проживают 147 090 русских.

Пришлые народы

Среди пришлых народов можно выделить несколько групп. Это выходцы с Ближнего Востока и Средней Азии, например, пакистанцы, афганцы, персы, турки, узбеки, туркмены, уйгуры, казахи, киргизы, арабы, ассирийцы, курды.

Вторая группа - это люди, приехавшие сюда жить со всей России: манси, ханты, марийцы, мордва и даже мордва-мокша, ненцы, татары, крымские татары, крымчаки, тувинцы, буряты, калмыки, карелы, коми, коми-пермяки, чуваши, шорцы, эвенки и эвенки-ламуты, якуты (их больше всего в Ставрополье – 43 человека, и совсем нет в Ингушетии), секульпы (редкая северная народность), алеуты, камчадалы, юкагиры, коряки (девять человек живут на Ставрополье и один – в Дагестане) и даже кереки. Есть представитель народности кеты с берегов Енисея.

В Ставрополье живет довольно большая диаспора немцев - 5288 человек. Так же немцы живут в Дагестане, Осетии и в Чечне.

Есть на Северном Кавказе и приехавшие из стран СНГ. Больше всего украинцев в Ставропольском крае – 30 373. В республиках самая крупная диаспора находится в Северной Осетии - тут украинцев в 2010 году было чуть больше трех тысяч. В связи с последними событиями их может оказаться больше.

Азербайджанцы расселились по всему региону. Больше всего их в Дагестане - 130 919, в Ставрополье - 17 800, в Осетии - 2857, в Чечне - 696, в Кабардино-Балкарии - 2 063, в Карачаево-Черкесии - 976 человек.

Армяне тоже распространились по Северному Кавказу. В Ставрополье их живет 161 324, в Северной Осетии 16235, в Кабардино-Балкарии 5002 человек и в Дагестане 4997.

Живут на Северном Кавказе молдаване, в общей сложности около полутора тысяч человек.

Также на Северном Кавказе есть и гости из далеких стран. Это сербы и хорваты, словенцы и словаки, румыны, финны, французы, британцы, американцы, испанцы, итальянцы, индийцы, кубинцы, японцы, вьетнамцы, китайцы и даже монголы. Но их, конечно, мало - всего по несколько человек.

2 months ago

Армяне - везде прошлый народ и везде их ненавидят за хитрожопость, агрессию, приспособленчивость, прикарманивания всего чужого...

  • eldar aliev

    9 months ago +1

    Мне в принципе насрать пришлые или нет армяне, но то что народ подлый- вот проблема. Ведь прогоним, он другим подлости будет устраивать. Очень хочется, чтобы они свою гнусность к России проявили. Будет трудно россиянам, сполна хлебнут.

  • гагуля 72

    11 months ago +3

    Нет ниодной древний постройки крепости на территорий....увсех ёсть кроме уармян...толька ета даказывает что армяни пересиленцы

  • Holy Shit

    11 months ago +6

    Армяне(хаи) пришлый народ не только на территории Южного Кавказа, но и на всей территории бывшей Российской империи.

  • руслан исаев

    a years ago +8

    Армяне пришлые из Индии, их пригнал в Персию в качестве рабов Темирлан.

  • Аслан Асланов

    a years ago +10

    Я в одном не согласен с Ильхамом Алиевым. Армяне не пришли как гости на кавказ, в том числе в Азербайджан, они туда пришли на ПМЖ, как на пристанище! В Азербайджане им относились как родным. Годами поддерживали, помогали во всем, чтоб этот народ не чувствовал себя чужими. Азербайджанцы стали женится на армянских девушек! Назначили из армян своим сыновьям "Кирва", (кровный родственник), который в мире не одна мусульманская страна не назначают своим сыновьям "кирва" (кровным родственником) христиан! Азербайджан был единственный мусульманской страной, который принимали армян как родные! Чего в конце получали за заслуги и уважении от этого народа!

  • Enver Kerimov

    a years ago +14

    Слова арарат нето ест Агрыдаг

  • Рокки Сталоне

    a years ago +7

    Лайк👍👍👍

  • Домашний Пацанчик

    a years ago

    Выгонит до Манилу яесли они не понимают болшоя манила иждиот аримяанах или убигаяити кагдата нашы зимлеи убигали толка токоя вариант астояотса вам армияани вашы жопа и рот гырияазны мира

  • Mountain World Journey to the forgotten Cherkessia

    a years ago +10

    Сейчас носатые будут орать: Карабааах наша, карабах наща🤣🤣🤣

  • Polkovnik Nazim Qasımov

    a years ago +15

    В 1805, 1813 и 1828 годах российская империя оккупировала северный Азербайджан. В 1828 году генерал Паскевич и посол Грибоедов организовали массовое переселение армян из Иранского городов Мараги, Салмаса, Хоя и Урмии в северный Азербайджан. В частности Ираванского, Карабахского и Нахичеванского ханства. В 1978 году армянская община Карабаха установила мемориальный комплекс в честь 150 годовщины переселение армян из Иранского города Мараги в Карабах. Этот комплекс до сих пор хранится в Азербайджане.

  • азербайджан баку

    2 years ago +12

    Армян на Кавказе не быль и никогда не будут Ани скро исчезнут как и всегда исчезали из других государств

  • turqud ozal

    2 years ago +9

    sağ ol prezident

  • Али Карабахлы

    2 years ago +15

    После распада Советского Союза борьба за освобождение Карабаха, возможно, вынудила позабыть историю другого исконно азербайджанского края - Иревана.

    Надо понимать, что в Армении переиначили некоторые документы и источники, связанные с Иреваном.

    В частности, до императорского указа от 1828 года никакой Армянской области или же государства под названием "Армения" не существовало. Армянская область была создана в 1828 году.

    Однако, рассуждая об Армении, армянские историки почему-то никогда не цитируют данный указ, в котором говорится – "упразднить Иреванское и Нахчыванское ханства и на их месте создать Армянскую область".

    Правителями в упраздненных ханствах были азербайджанские ханы. И если их называли персами (персиянами), то под этим не подразумевалась их этническая принадлежность к персам.

    Персиянами тогда называли гызылбашей, то есть, азербайджанских тюрков. Это наименование было ошибочно принято Россией, тогда как настоящие персы там не жили.

    По аналогии, в русском языке также говорится Китай, хотя это государство называется Чинь, а Китай – это тюркские племена и каракитайское государство, которое было на территории нынешнего Западного и Северного Китая. Сами китайцы очень сильно возмущаются, когда их называют китайцами.

    Город Иревань был переименован в Ереван лишь в 1936 году.

    Так в Петербурге в 1856 были изданы календари – опись всей губернии, чтобы люди могли ознакомиться со всей империей. И вот в этих календарях указывается, что жителями Иревани были армяне, персияне и лезгинский народ.

    Персиянами тогда называли как раз-таки азербайджанцев, и под упоминанием в русских архивах персиян имеются в виду не фарсы.

    Но сегодня бытует армянская историческая концепция о том, что Еревану почти 2800 лет, и он старше древнего Рима. И опирается это на то, что недалеко от Еревана была найдена урартская крепость. Урарту – это государство, которое существовало до нашей эры и исчезло за много веков до появления армян.

    История знает, что эта крепость никакого отношения к армянам не имеет. И если обратиться к источникам, то первое упоминание Иревана появляется после того, как сефевидский Шах Исмаил Хатаи приказал своему полководцу Ревангулу заложить на этом месте большую крепость между Османской Турцией и сефевидским Азербайджаном.

    Там постоянно шли войны, и стратегическая возможность этой местности была оценена сефевидами. И поэтому они заложили там крепость.

    За век до этого на том же месте известный полководец Тамерлан, известный как Хромой Тимур, также имел свою ставку, у которой не было названия.

    Позже эту местность стали называть Иреван в честь Ревангулу. А крепость была построена в 1511 году. Потом на нее напали османы, она много раз разрушалась, потом заново восстанавливалась, перестраивалась. Это и были первые источники упоминания Иревана в этой местности.

    Однако, в Советский период, когда уже была создана советская Армения, вся история была переписана, и на территории нынешней Армении была придумана новая история.

    В 1936 году сначала была уничтожена Иреванская крепость, потом все постройки, мечети и караван-сараи.

    Центр нынешнего Еревана, как и любого нормального города, должен иметь исторический центр, как в Баку, в Тбилиси и так далее. Но в Ереване его нет.

    Это связано с тем, что его планомерно начали разрушать в царско-русский период, во время падения Царской России, и до конца уничтожили в советский период, когда советская Армения приняла генплан, который не учитывал сохранения исторического центра.

    После того, как был уничтожен исторический центр, остатки урартской крепости, которая находится за 30-40 километров от Еревана, были объявлены историческим центром.

    В 50-х годах была создана бутафорская урартская крепость, в советское время армяне говорили, что это бутафория для туристов, однако, сейчас она выдается за настоящую крепость. И сразу же они заявили, что раз это урартская крепость, то это как минимум VII – VIII век до нашей эры, а значит и Еревану 2700-2800 лет.

    Вот это и есть та самая концепция, на которой стоится идея древности Еревана. Хотя в документах нигде это не проходит, будь то османские или сефевидские архивы. Хотя упоминание Иревана есть с XVI века.

    И уж тем более армянским ученым и политикам не хочется вспоминать тот факт, что 29 мая 1918 года только что провозглашенная Азербайджанская Демократическая Республика (АДР) уступила армянам древний азербайджанский город Иреван с прилегающей к нему территорией с площадью примерно 9,5 тысяч квадратных километров.

    Такое "дарение" Иревана армянам была своего рода жестом доброй воли руководства АДР во имя прекращения войны, которую дашнаки объявили Азербайджану и Грузии сразу после прихода к власти в Армянской Республике.

    Одним словом, история доказывает, что руководители АДР совершили хоть и вынужденный, но неверный шаг ради мира: мир, за который было заплачено Иреваном, просуществовал всего 70 лет.

  • Illuminator

    3 years ago +30

    О переселении армян из Турции и Персии на Кавказ.
    Сразу после заключения Туркменчайского договора (10 февраля 1828 года между Россией и Ираном) под руководством Паскевича в Азербайджан были переселены 40 тысяч армян из Ирана и 90 тысяч армян из Турции. В общей сложности в 1828 - 1896 годах из Ирана и Турции было переселено более 1 миллиона 200 тысяч армян. Из них 985 тысяч 460 человек были размещены на западных землях Азербайджана, а остальная часть - в Карабахе и Елизаветпольской (Гянджинской) губернии. После благоустройства, при поддержке новых российских властей, армяне начали вытеснять азербайджанских тюрков, они же произвели массовые погромы и грабежи, а также варварски истребили огромное число людей.

  • Illuminator

    3 years ago +9

    Хаи – племя, известное миру как армяне. Закавказские цыгане. Биологический вид, существующий по законам этнокорпорации. Отсутствуют многие важные элементы, составляющие основу наций, народов (территориально-географическая привязка, фольклор, кухня, народные костюмы, танцы, песни, народные музыкальные инструменты и т.д.). За неимением ничего своего склонны к плагиату (попросту к воровству) и присвоению материального и духовного наследия народов, среди которых проживали или проживают. Воруют чаще всего у азербайджанцев (ибо проживают на их землях), персов, турок, и грузин. С относительно недавних пор и у русских.

  • Frost Chanel

    3 years ago +12

    1. Осетины - пришлый народ, обосновавшийся на Северном Кавказе;

    2. Осетины - прямые потомки иранских евреев;

    3. Появились осетины на Кавказе в 529 году;

    4. Столица нынешней Северной Осетии г. Владикавказ до 1933 года был столицей Ингушетии; 5. 99% осетин - это язычники. Поклоняются идолам, рощам, разным осетинским языческим святыням;

    6. Осетины - один из немногих народов, у которых до недавних пор присутствовала гостеприимная проституция. То есть осетин должен был уступить своему гостю на ночь свою жену или дочь. Таков был обычай;

    7. Национальная одежда осетин заимствована у кабардинцев и ингушей;

    8. До появления России на Кавказе осетины проживали в горах и давали дань кабардинцам,ингушам и грузинам;

    9. Осетины - это единственный из народов Кавказа, про которых Лермонтов в своем произведении "Герой нашего времени" писал: "...не способны ни к какому образованию, порядочного кинжала ни на одном не увидишь. Уж подлинно осетины!" ;

    10. Половина нынешней территории Северной Осетии является чужой и отобрана силой советской и российской армии уингушей,
    кабардинцев, грузин и казаков (казаки-это сословие, а не нация. О чем до сих пор не знают многие осетины. И земли для поселений им были выделены лишь после прихода на Кавказ России);

    11. Осетины делятся на основные три группы племен: иронцы, дигорцы и кударцы, между которыми часто происходят столкновения и
    массовые драки, но пока ни одна из сторон не взяла верховенство;

    12. С 1941 по 1945 годы 36 осетин стали Героями Советского союза, 29 осетин из которых удостоились этого звания за участие в депортациях ингушского, чеченского и карачаевского народов;

    13. Северная Осетия - единственный в мире регион, где местными властями был на республиканском уровне принят самый
    противоправный, антизаконный Тезис "О невозможности совместного проживания представителей двух народов", то есть
    ингушей и осетин;

    14. У осетин имя "Алан" самое распространенное, но до 1950- х годов ни один осетин не носил это имя;

    15. Название "Осетия" имеет грузинское происхождение: грузинское название народа когда - то жившего на этой территории "осы (овсы)" плюс грузинский суффикс " -ети", "Осети", что в сумме означает "место где живут осы";

    16. На территории Пригородного района, который сейчас входит в состав Северной Осетии еще 70 лет назад не жил ни один осетин.
    Район входил в состав Ингушетии (ЧИАССР) и из 34 тысяч населения данного района 31 тысяча человек были ингуши, а остальные 3 тысячи - это грузины, русские и другие;

    17. Танец у осетин называется "макъалон каф" и переводится как "ингушский танец";

    18. В годы Великой отечественной войны значительная часть территории Северной Осетии была оккупирована гитлеровской
    армией и около полугода осетины находились под немцами;

    19. В осетинском языке нет слова "Алан" и также отсутствует смысловая расшифровка этого слова.;

    20. Нынешняя Временная столица Северной Осетии г. Владикавказ возник на месте ингушского села Заур-Юрт (Заурово)

    Георгий СПИРИДОНОВ, НВ. 04.11.2011

    Одни по отцу, по матери разные


    Человека все время интересовали вопросы: кто он? Откуда есть-пошел? Кто были его предки и чем они занимались? И покуда не найдешь на них ответа, неуютно будет душе твоей в мире, где, на первый взгляд, все уже ясно и понятно. Так уж получилось, что «История» еще не дала полного и четкого ответа на вопрос о происхождении народа саха. Существуют версии, каждая из которых имеет право на существование. При этом, к сожалению, приходится констатировать, что большинство из выдвинутых теорий были некогда порождены идеологическими, политическими соображениями.
    Выдвинутая доктором исторических наук, профессором, директором Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Анатолием Алексеевым гипотеза в последнее время превращается в доказанную теорию, подтверждаемую последними сенсационными археологическими находками. Аргументы Анатолия Николаевича наверняка заинтересуют читателя так же, как и меня …

    Какая ДНК возобладает?

    «НВ»: Вы выступаете за автохтонность, за местное происхождение якутского народа, коренного по происхождению, принадлежащего к данной территории. Но все же основа основ саха – тюркская…
    А.А.: Нет, конечно, от тюркских корней никто не отказывается. Но выдвигаемая нами версия получила поддержку в результате работ, проводимых саха-французской археологической экспедицией, которую со стороны гостей возглавляет директор Центра антропологии, профессор университета Тулузы Эрик Крубези. В группу ученых вошли не только археологи и этнографы, но и антропологи, генетики и даже инфекционисты.
    «НВ»: А они какое отношение имеют к археологии?
    А.А.: Саха-французская экспедиция носит комплексный характер. Французы «копают» достаточно глубоко. Приведу один пример. Нам удалось в одном из захоронений откопать человека, по всем антропологическим признакам якута, который умер от лихорадки, бушевавшей несколько веков назад в Южной Африке. По всей видимости, местный охотник заразился от убитой им птицы, прилетевшей с юга. Вот такие интересные результаты выводят французские ученые.
    Основное внимание уделяется изучению древних могил и трупных останков, генетический анализ которых позволит определить ДНК древнего населения от Алтая до Байкала, в Центральной Азии со времен происхождения человека до наших дней. Одна из задач экспедиции: исследовать ДНК современных якутов в сравнении с другими народами Монголии, Центральной Азии и Казахстана. В этой части мы активно сотрудничаем с генетиками СВФУ и ЯНЦ РАМН.

    «НВ»: Считается, что якуты – это пришлый народ откуда-то с юга…
    А.А.: Да, еще в XVIII в., а особенно в XIX в., утвердилась точка зрения о южном происхождении якутов, потом уточнили – из Прибайкалья. Дескать, тюркские племена переселились несколькими потоками в XV веке. Особенно сильную роль в этих утверждениях сыграла якутская мифология. На этом строились гипотезы. Потом открытия археологов частично подтвердили эти догадки, и так историческая наука пошла по теории происхождения якутского народа с юга. Но любой народ в своем происхождении проходит весьма сложный процесс. Люди не просто переселяются, они всегда смешиваются. Можно предположить, когда тюрки пришли на территорию современной Якутии, то они встретились с проживавшими тут издавна народами и слились с ними. Они передали свой язык, культуру, но антропологически возобладал все же местный тип человека – того, кто исконно здесь проживал.
    В этом аспекте не вызывают удивления находки исторических памятников, которые мы отнесли к концу раннего железного века. В культурных слоях найдены вещи тюркского происхождения. Таким образом, нам удалось приблизиться к той дате, которую обозначил еще знаменитый Гаврил Ксенофонтов, утверждавший, что первые тюркские группы появились на территории Якутии в начале нашей эры и до второго тысячелетия. Это также подтверждается находками, которые можно отнести к VII-VIII векам.

    «НВ»: В таком случае как, на ваш взгляд, произошло тюркское проникновение?

    А.А.: Где-то в VIII-IX веках первая тюркская группа проникает в Якутию, они смешиваются с местным населением палеоазиатского происхождения – это могут быть юкагиры или другие самодийские племена. Тут, кстати, уместно вспомнить якутское олонхо, в котором буквально говорится, что тунгусы убили юкагирского богатыря – «нашего человека».
    У якутов отмечается не только антропологическая связь с палеоазиатскими племенами, самодийскими словами, но и много элементов самодийской материальной культуры. По этой части, считаю, глубоко был прав ученый Николаев-Сомоготто. Ну а в конце позднего неолита пращуры якутов пришли к открытию бронзы, затем их потомки осваивают железо и, наконец, они доживают до той поры, когда сливаются с пришлыми тюрками, монголами, тунгусо-маньчжурами, и превращаются в новый народ с самоназванием саха.

    Отцы и дети

    «НВ»: Ваша версия опровергает многие сложившиеся в исторической науке. А что бы вы могли отнести в защиту вашей теории о местной линии происхождения якутов?
    А.А.: Я не думаю, что наша теория опровергает все предшествующие взгляды, она их дополняет и возобновляет то, что было забыто. Кстати, еще Сергей Александрович Токарев – крупный советский ученый-этнограф – в 40-х годах выдвигал теорию о том, что по чисто этнографическим параллелям якутский народ – автохтонный, местный.
    Нам посчастливилось найти археологические памятники, которые на вещественных материалах доказывают правоту наших предшественников. Если мы хотим добраться до истины, нам ни в коем случае нельзя отбрасывать все точки зрения, лучше их развивать.
    Многие факты говорят о том, что якутский народ по «матери» берет свое начало на нынешней территории, в этой географической точке около четырех тысяч лет назад. А по «отцу» он, конечно, южного происхождения и окончательно оформился где-то в XIII - XIV веках. То, что тюрки появились, примерно, в VIII веке доказывается и находками останков быков, которых они привели вместе с собой.
    «НВ»: А что вы можете сказать о языке. Якутский – все же тюркского происхождения. Так что у ваших оппонентов найдутся хорошие козыри в рукаве…

    А.А.: В якутском языке существует около десяти процентов слов неизвестного происхождения. Откуда они? Язык – это та основа, которая вошла как составляющая в якутский этнос. При этом в языке саха лишь три процента слов тунгусского происхождения. А ведь контакты с этими народами были довольно интенсивными, но заимствований мало.
    В истории человечества немало фактов, когда язык может переноситься. Если возьмем Латинскую Америку, то там местные индейцы переняли испанский язык, но говорит ли это о том, что они испанцы? Точно также следует отнестись к теории происхождения якутов. Если они говорят на тюркском языке, то это вовсе не означает, что они на все сто процентов произошли из тюркского мира.
    Вот и последние исследования генетиков показывают, что самодийские корни в народе саха присутствуют.

    Кюереллях 1

    У якутов отмечались четыре основных способа погребения: в земле, на деревьях, в надмогильных сооружениях и сожжение. В археологических материалах наиболее полно представлены захоронения в земле.
    Членам экспедиции на территории Борулахского наслега Верхоянского улуса удалось найти погребение, которое относится к XVII веку. Оно отличается небольшой глубиной могильной ямы. На ее дне по всем правилам установлен сруб-гробница тэбиэх из толстых лиственничных плах, внутри которого помещен гроб. Обычно размеры сруба значительно превосходят размеры гроба, так что в его задней части оставалось свободное пространство, так называемый «хозяйственный отсек». В нашем случае была найдена богатая берестяная посуда, а сбоку от тела 30-летнего мужчины лежал сложносоставной лук с берестяными накладками и кожаный колчан со стрелами. Погребальный сруб по всем законам якутов был покрыт слоями орнаментированных берестяных полотен. «В местности Кюереллях береза не растет, – говорит ведущий методист Музея археологии и этнографии СВФУ Николай Кирьянов. – Ее специально привезли за несколько километров от этого места, и это говорит о том, что погребенный человек был знатного происхождения».

    Кюереллях 2

    Во второй могиле, недалеко от первой, была погребена пожилая женщина 60-ти лет. Ее костюм был богато украшен разнообразными бусами, расшит бисером, на каждой руке по два кольца и перстни. Как и все тюркско-монгольские народы, якуты придавали большое значение украшениям одежды, личных вещей, посуды, конского снаряжения. Одним из древних видов украшения являются гривны. Якутские нашейные гривны представляют собой незамкнутое кольцо овальной формы. Имелось такое и в верхоянском погребении.
    Исследователи предполагают, что оно относится к середине XVIII века. На руках также имелось несколько медных браслетов, уши украшали серьги. То есть все говорило о том, что погребенная была из знатного рода.
    «Удивительно то, – говорит Николай, – что на пожилую женщину надет богато украшенный бисером кожаный набедренный пояс невесты. В исторической литературе есть сведения о том, что он, якобы, охранял девственность девушки. А тут мы впервые встретили такое…»

    На 40-й день после смерти

    По тюркской традиции заключительный этап погребального цикла якуты совершали на 40-й день после смерти человека. В доме покойного устраивали трапезу, в которой принимали участие все его родственники и соседи. Каждый выражал надежду, что покойный хорошо устроится в другом мире.
    Надмогильный памятник мэнгэ – жилище покойного, саха старались поставить к годовщине смерти.