Проект современная цифровая образовательная среда в рф. Новости проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ
«Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (паспорт проекта на сайте Минобрнауки) является приоритетным проектом в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. НИУ ВШЭ реализует одну из задач проекта: разработку и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов.
Автоматизированный сервис психометрической аналитики разработан специалистами Дирекции по онлайн-обучению ВШЭ и интегрирован в качестве подсистемы портала online.edu.ru (информационный ресурс «одного окна»), который обеспечивает доступ к сотням российских онлайн-курсов. Функционал сервиса доступен всем пользователям – разработчикам онлайн-курсов, зарегистрированным на портале. Анализ данных онлайн-курсов при помощи сервиса позволяет улучшать содержание онлайн-курсов, оптимизировать контент под различные группы студентов, осуществлять оценивание более объективно и, как результат, повышать эффективность обучения.
При прохождении онлайн-курса его слушатели оставляют так называемый «цифровой след»: статистику по просмотрам видеоматериалов, по выполнению тестовых заданий (время прохождения, количество попыток, соотношения правильных/неправильных ответов), по оценке работ других студентов (peer review). Этот массив данных, который хранится на платформе онлайн-курсов, анализируется сервисом в автоматическом режиме.
Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменению подготовленности студентов, взаимодействию студентов с контентом, анализу оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по повышению качества онлайн-курса. Отчёты и рекомендации позволяют оптимизировать трудность и доступность содержания курса для слушателей, увеличить вовлечённость студентов, привести в соответствие уровни сложности курса и подготовленности учащихся, а также улучшить оценочные средства онлайн-курса (тестовые задания и задания на взаимное оценивание).
На этапе разработки сервиса в 2017 году было проанализировано и доработано 270 онлайн-курсов. Более 100 авторов, разработчиков и методистов прошли обучение в НИУ ВШЭ по работе с аналитикой, а для будущих пользователей сервиса разработан и опубликован в открытом доступе , содержащий методические материалы и рекомендации по модернизации онлайн-курсов. Улучшенные курсы стартовали в рамках осенней сессии 2018 г.
После внесения корректив онлайн-курс вновь проходит автоматическую психометрическую экспертизу и получает соответствующий «знак качества» – отметку в паспорте курса на ресурсе «одного окна». Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» уделяет большое внимание оценке качества онлайн-курсов, размещенных на ресурсе «одного окна», их всесторонней экспертизе и повышению эффективности обучения. Многосторонняя экспертиза служит повышению конкуренции между платформами и разработчиками, стимулирует авторов к улучшению качества онлайн-курсов, обеспечивает доступ к достоверной информации об онлайн-курсах образовательным организациям и студентам при реализации виртуальной академической мобильности, формирует доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обучению в целом.
НИУ ВШЭ выиграл конкурс на разработку проекта «Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов» приоритетного проекта «СЦОС» в 2017 году.
Сервис запущен в эксплуатацию на портале online.edu.ru в сентябре 2018 года.
Для получения консультации по разработке конвертера для данных психометрической аналитики направьте вашу заявку на адрес: [email protected] с пометкой «Конвертер для сервиса психометрики»
Какие основные задачи должен решить проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ » и в чем заключается суть цифровой образовательной среды? Насколько значимы предстоящие изменения и почему проект выделен как приоритетное направление? Именно эти вопросы мы постараемся затронуть в рамках данной статьи.
Глобальные изменения в системе российского образования продолжаются. В частности, указы Президента РФ, которые он подписал в мае 2018 года, коснулись преобразования системы в области цифровых технологий. Несмотря на то, что российское образование на протяжении многих лет сохраняет конкурентоспособность на мировом рынке, руководство страны решило усложнить задачу внедрением проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Внедрение и систематизация данного приоритетного проекта должны заработать на полную мощь уже в 2024 году. Поэтому Министерству Просвещения и Министерство науки и высшего образования необходимо работать максимально оперативно и слаженно.
Актуальность внедрения цифровой образовательной среды Статистические данные говорят о том, что из-за глобальной механизации и автоматизации в 20 столетии исчезло около 600 профессий. В 21 веке ситуация не изменилась - цифровые технологии, которые сегодня внедряются практически во все сферы жизнедеятельности человека, продолжает стремительно отправлять в историю целые группы профессий и ремесел. А те профессии, которые не исчезли, претерпели/претерпевают значительные изменения. Естественно, что цифровые технологии влияют не только на уровень развития экономики государства и его обороноспособности, но и, в конечном счете, на глобальные политические процессы. Поэтому государству и обществу нужны специалисты, способные управлять сложнейшим оборудованием, приборами и роботами, чтобы сохранять конкурентоспособность на мировом уровне. "Воспитать" таких специалистов, способных «шагать в ногу» с постоянно совершенствующимися современными технологиями, можно только при одном условии: если их обучение с помощью цифровых технологий начнется едва ли не с пеленок, и будет продолжаться на протяжении всей жизни. Современные подростки и сами уже активно используют цифровые технологии для актуализации полученных знаний и применения их на практике. Но самостоятельное овладение знаниями, к сожалению, не дает возможности получить сертификат и предъявить его работодателю. Да и проверить качество этих знаний без организованной цифровой системы, чтобы выдать соответствующий диплом, тоже сложно (даже если человек усердно занимался самообразованием и его знания могут найти достойное применение). Еще одна проблема образовательной системы - отсутствие тесной взаимосвязи между профильными ВУЗами/профобразовательными учреждениями и будущими работодателями и научными центрами. Цифровая система способна привести к единому знаменателю все заинтересованные стороны передовой образовательной среды. В свою очередь, такая координация гарантированно обеспечит экономический рост и развитие государства. Значит, интерес к формированию современной цифровой образовательной среды продиктован временем и государственной необходимостью.
Всем нужны МООКи Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно - не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации. Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК - «Массового открытого онлайн-курса». Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:
Массовость обучения; Доступность; Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.
Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.
Кстати, до недавнего времени онлайн-платформы массово использовались для обучения только в США. Однако в 2012 году проекты, аналогичные системам Udemy, Coursera и Udacity, массово распространились по всему миру. В большей степени такая форма образования использовалась коммерческими учебными заведениями.
Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования - абсолютная гарантия его поддержки и успеха.
Современная цифровая образовательная система в России Несмотря на то, что первенство в создании цифровой образовательной среды принадлежит Соединенным Штатам Америки, Россия в этой сфере лишь незначительно отстает, и входит в пятерку лидеров. В 2015 году была создана Национальная платформа открытого образования - НПОО, которая функционирует на базе лучших ВУЗов России:
На площадках этих ВУЗов сегодня работает более 300 курсов онлайн-обучения самых разных отраслевых направлений. «Виртуальная академическая мобильность» до сих пор имела один существенный недостаток - отсутствие правовой базы, которую можно организовать и обеспечить при поддержке государства. Проект «Современная цифровая образовательная среда» решает эту проблему практически полностью.
Паспорт для приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» был разработан в октябре 2016 года Президиумом Совета при Президенте РФ. Сейчас для развития созданного ресурса привлекаются заинтересованные инвесторы. Важным вопросом остается повсеместное внедрение цифрового образования и полный переход к современной модели обучения.
Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9 утвержден паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Включение приоритетного проекта по созданию цифровой образовательной среды в портфель Правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию новых образовательных технологий.
Паспорт проекта
Цель проектаСоздать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн человек к концу 2025 года.
Описание проекта
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в России» нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
Реализация приоритетного проекта должна привести к следующим результатам:
1. Создание системы оценки качества онлайн-курсов и онлайн-ресурсов общего образования, сочетающей автоматическую и экспертную оценку и обеспечивающей обучающихся и образовательные организации достоверной информацией о качестве онлайн-курсов и онлайн-ресурсов.
2. Создание информационного ресурса (портала), доступного всем категориям граждан и обеспечивающего для каждого пользователя по принципу «одного окна» доступ к онлайн-курсам для всех уровней образования и онлайн-ресурсам для освоения общеобразовательных предметов, разработанным и реализуемым разными организациями на разных платформах онлайн-обучения.
3. Интеграция портала с Единой системой идентификации и аутентификации и ГИС «Контингент», за счет чего обеспечивается хранение и передача в электронном виде информации об образовательных достижениях (формирование цифрового портфолио) обучающегося между образовательными организациями.
4. Создание программного обеспечения с открытыми исходными кодами, обеспечивающего повышение качества онлайн-обучения и достоверную оценку результатов освоения онлайн-курсов.
5. Принятие нормативных актов, позволяющих осваивать онлайн-курсы как части основных и дополнительных образовательных программ.
6. Создание открытых онлайн-курсов в области образовательных технологий и региональных центров компетенций в области онлайн-обучения, обеспечивающих обучение сотрудников образовательных организаций всех уровней в целях широкого применения онлайн-курсов для повышения качества образовательных программ.
7. Создание и реализация не менее 3500 онлайн-курсов, результаты освоения которых могут быть зачтены в основных образовательных программах.
Реализуемые мероприятия
Проект реализуется в 4 этапа и завершается в ноябре 2025 года. Мероприятия приоритетного проекта проводятся в соответствии со сводным планом проекта, утверждаемым проектным комитетом по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование». Особо значимые мероприятия проекта, а также разрабатываемые документы и материалы в рамках проекта будут регулярно анонсироваться и публиковаться на странице
Нацпроект «Образование»
Национальный проект «Образование»
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
Сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024
Федеральные проекты, входящие в национальный проект:
×
Задача проекта:
Общий бюджет проекта:
Бюджет каждого проекта (млрд руб.)
×
Задача проекта:
Главные цифры проекта (к 2024 году):
Общий бюджет проекта:
Источники:
723,3 млрд руб. — федеральный бюджет
45,7 млрд руб. — бюджеты субъектов РФ
15,4 млрд руб. — внебюджетные источники
Т. А. ГОЛИКОВА
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации
РУКОВОДИТЕЛЬ
О. Ю. Васильева
АДМИНИСТРАТОР
М. Н. РАКОВА
Заместитель Министра просвещения Российской Федерации
1.1. Средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований качества общего образования, средневзвешенное место Российской Федерации (не ниже)
В Российской Федерации будет ликвидировано обучение в 3-ю смену к концу 2021 г.
70% обучающихся общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества к концу 2024 г.
Обучающимся 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
Будет создана сеть центров цифрового образования детей "IT-куб"
24,5 тыс. детей будет обучаться на вновь созданных местах в сельских школах и в школах, расположенных в поселках городского типа, к концу 2023 г. (тыс.)
25 школ будет построено и введено в эксплуатацию с привлечением частных инвестиций к концу 2024 года
230 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях (продолжение реализации приоритетного проекта «Современная образовательная среда для школьников») будут созданы к концу 2024 г.
В 70% школ будет работать целевая модель вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления общеобразовательными организациями, в т.ч. в обновлении образовательных программ, к концу 2024 г.
На 100% будет введена национальная система учительского роста педагогических работников к концу 2020 г.
70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы, к концу 2024 г.
Не менее 10% педагогических работников систем общего образования и дополнительного образования детей пройдут добровольную независимую оценку профессиональной квалификации к концу 2024 г.
50% педагогических работников системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования к концу 2024 г.
Не менее 900 тыс. детей получат рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности), с учетом реализации проекта «Билет в будущее»
5% обучающихся по программам основного и среднего общего образования пройдут обучение в созданных в каждом субъекте РФ региональных центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, функционирующих с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех»
В 85 субъектах РФ будет проведена оценка качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях РФ к концу 2024 г.
Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико- ориентированных и гибких образовательных программ
Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс пройдет в г. Казани в августе 2019 г.
Будет обновлена инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства на базе ВДЦ «Смена» к концу сентября 2021 г.
85 субъектов РФ внедрят программы профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям на уровне, соответствующем стандартам Ворлдскиллс, с учетом продолжительности программ не более 6 месяцев, к концу 2023 г.
35 тыс. преподавателей-мастеров производственного обучения повысят квалификацию по программам, основанным на опыте Союза Ворлдскиллс Россия, не менее 10 тыс. из них - будут сертифицированы в качестве экспертов - к концу 2024 г.
1.2. Место Российской Федерации в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов
30 университетов (не менее 1 в каждом федеральном округе и не менее чем в 10 субъектах Российской Федерации) получат государственную поддержку на основании конкурсного отбора к концу 2020 г., будут сформированы (актуализированы) их программы развития («дорожные карты») с учетом национальных целей Российской Федерации до 2024 г.
80 вузов из 40 субъектов РФ будут включены в перечень образовательных организаций высшего образования, обеспечивающий подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки, к концу 2019 г.
20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню, к концу 2024 г.
Обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения пройдут (млн чел.)
2.1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (%)
12 млн детей примут участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков «Проектория», направленных на раннюю профориентацию, к концу 2024 г.
Для 935 тыс. детей не менее чем в 7000 образовательных организаций, расположенных в сельской местности, будет обновлена материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом
Будут созданы100 центров , реализующих дополнительные общеобразовательные программы в вузах *
В 85 субъектах РФ 245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах, будут построены к концу 2024 г.
Их смогут посещать 2 млн детей , которые смогут изучать «Технологию» и другие предметные области
Не менее чем в 16 тыс. школ не менее чем в 80 субъектах Российской Федерации, расположенных в сельской местности и малых городах, будет создана материально-техническая база для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей с охватом не менее 800 тыс. детей
Ученикам 5-11 классов будут предоставлены возможности освоения основных общеобразовательных программ по индивидуальному учебному плану, в том числе в сетевой форме, с зачетом результатов освоения ими дополнительных общеобразовательных программ и программ профессионального обучения, к концу 2024 г.
70% детей с ограниченными возможностями здоровья будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с использованием дистанционных технологий (%)
2.2. Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего образования, среднего и высшего профессионального образования (млн человек) *
В 85 субъектах РФ будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах:
- обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность;
- будет повышен уровень мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации;
- будут учреждены награды и звания, стипендиальная поддержка (для обучающихся);
- нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности
25 тыс. специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами пройдут подготовку на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества, к концу 2024 г.
До конца 2024 года будут проведены мероприятия по различным направлениям добровольчества
1100 тыс. человек будут использовать единую информационную систему в сфере развития добровольчества, для эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, к концу 2024 г.
Дополнительные результаты национального проекта
1,7 млн граждан примут участие в 35 конкурсах профессионального и карьерного роста к концу 2024 г.
Будет внедрена система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе указанных организаций и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости
60 университетов будут реализовывать не менее чем по 5 образовательных программ, прошедших международную аккредитацию, к концу 2024 г.
В 2 раза будет увеличено количество иностранных студентов, обучающихся в российских вузах (до 425 тыс. человек), к концу 2024 г.
77,6 тыс. новых мест появятся в студенческих городках для проживания иностранных и иногородних студентов и преподавателей к концу 2024 г.
50 ресурсных центров будут созданы для детей и педагогов с обучением на русском языке в странах-партнерах к концу 2024 г.
18 тыс. иностранных граждан пройдут обучение в летних и зимних школах, в т.ч. на базе летних оздоровительных лагерей, к концу 2024 г.
Ежегодно будет проводиться национальный чемпионат «Абилимпикс», организованы мероприятия по подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью - к концу 2024 г.
В 85 субъектах РФ родителям детей, получающих дошкольное образование в семье, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, с привлечением НКО окажут 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи к концу 2024 г.
* Нарастающим итогом
Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Представляя проект на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул, что формирование цифровой образовательной среды - это стратегическая государственная задача.
В настоящее время в нашей стране реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития в России цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Для цифровой экономики нужны компетентные кадры. А для их подготовки необходимо должным образом модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте.
Именно на решение части этих проблем и направлен приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Цель проекта: создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства.
Для достижения этой цели выбран путь широкого внедрения онлайн-обучения, в том числе, массовых открытых онлайн-курсов - обучающих курсов с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет.
На этом пути используются современные технологии и лучшие практики онлайн-обучения, научный потенциал ведущих университетов России, опыт работы уже существующих онлайн-платформ и бизнес-проектов. Проектом предусмотрено, что в 2017 году онлайн-обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся, а к концу 2025 года - более 11 миллионов. Уже в 2017 году в результате работы СЦОС у школьников, студентов и преподавателей появится доступ к 450 онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов.
Реализация приоритетного проекта в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ» предусматривает ряд ключевых направлений, разработка которых идет параллельно:
- принятие правовых и нормативных актов, направленных на развитие онлайн-обучения. В частности, фиксирующих статус онлайн-курсов как равноправных частей образовательных программ;
- создание информационного ресурса , обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна» и объединяющего целый ряд уже существующих платформ онлайн-обучения благодаря единой системе аутентификации пользователей;
- создание к 2020 году 3,5 тысяч онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования с привлечением ведущих разработчиков, как из государственных структур, так и бизнес-сообщества;
- формирование системы экспертной и пользовательской оценки качества содержания онлайн-курсов;
- создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-обучения;
- подготовка и обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов в области онлайн-обучения;
Летом 2017 года Министерство образования и науки Российской Федерации провело конкурс среди российских вузов на разработку элементов образовательной платформы. В число победителей конкурса вошли ведущие университеты страны: МГУ имени М.В. Ломоносова, НИТУ «МИСиС», университет ИТМО, УрФУ, Томский Государственный университет, Дальневосточный государственный университет и другие.
Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить Россию к переходу на новый технологический уклад - к цифровой экономике.
Вопросы о проекте
Что такое приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда»?
Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда» нацелен на повышение доступности, актуальности и качества образования за счет использования современных технологий онлайн-обучения, а также потенциала ведущих вузов страны, образовательных онлайн-платформ и бизнес-решений.
Каковы сроки реализации приоритетного проекта?
Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» утвержден 25 октября 2016 г. на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Сроки реализации проекта - с 25.10.2016 г. до 01.02.2021 г.
Назовите ключевые элементы приоритетного проекта?
Первым элементом проекта «Современная цифровая образовательная среда» является Ресурс «одного окна» (РОО). После регистрации пользователь получает доступ к онлайн-курсам, содержащимся в реестре Ресурса. Это исключает необходимость регистрироваться на нескольких образовательных онлайн-платформах. Еще одна важная составляющая РОО - цифровое портфолио пользователя.
Вторым направлением реализации СЦОС является оценка качества онлайн-платформ и курсов, доступных через РОО. Она предусматривает как экспертную, так и пользовательскую оценку уровня содержания курсов. Таким образом, будет реализован механизм ранжирования курсов по качеству.
Третьим элементом проекта является создание десяти Региональных центров компетенций в области онлайн-образования. Их задача: подготовка кадров преподавателей и административных сотрудников, распространение опыта внедрения успешных методик и практик онлайн-обучения, отслеживание динамики создания цифровой образовательной среды.
Наконец, четвертое направление проекта - повышение квалификации в области разработки, использования и экспертизы онлайн-курсов, обучающих разработчиков создавать курсы высокого качества, а преподавателей - использовать их в своей работе.
В чем заключаются конкретные задачи реализации проекта и кто их исполняет?
- Разработка и апробация системы оценки качества онлайн-курсов в целях развития академической мобильности обучающихся с использованием онлайн-курсов. Исполнитель - УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
- Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов. Исполнитель - НИУ ВШЭ;
- Разработка и апробация системы доступа к онлайн-курсам по принципу «одного окна» с использованием единой системы идентификации и авторизации обучающихся и формированием цифровых портфолио. Исполнитель - Университет ИТМО;
- Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области создания онлайн-курсов. Исполнитель - МФТИ.
- Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области экспертизы онлайн-курсов. Исполнитель - РАНХиГС;
- Разработка онлайн-курсов и симуляторов, обеспечивающих формирование компетенций в области использования онлайн-курсов. Исполнитель - УрФУ им. Б.Н. Ельцина;
- Создание 10 региональных центров компетенций в области онлайн-обучения. Исполнители - ТГУ, ПГТУ (Волгатех), МГУ имени Ломоносова, ЮФУ, ДВФУ, СФУ, ТулГУ, БФУ им. Канта, ТюмГУ, СПбПУ
- Продвижение технологий онлайн-обучения и информационное сопровождение приоритетного государственного проекта. Исполнитель - НИТУ «МИСиС».
Как будет меняться законодательство в области онлайн-образования?
Законодательство будет меняться в интересах учащихся и образовательных организаций с целью повышения качества и доступности образования. В частности:
- разработан новый порядок применения вузами, ссузами и школами электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в рамках которого предусмотрены определения "онлайн-курс" и т.д., а также минимальные требования к реализации онлайн-курсов;
- вступил в силу нормативный правовой акт Минобрнауки России, обеспечивающий возможность перезачета результатов освоения онлайн-курсов с сокращением срока освоения образовательной программы;
- планируется проведение эксперимента по реализации проекта виртуальной академической мобильности, когда студент одного вуза сможет выбирать, осваивать ли ему конкретную дисциплину в традиционном формате в своем университете или в формате онлайн - в другом. При этом средства на реализацию части программы будет получать тот университет, в пользу которого сделал выбор студент.
Почему возникла необходимость в реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ»?
Современные вызовы, стоящие перед страной и ее гражданами, диктуют неизбежность модернизации образовательной системы в России. Назрела необходимость формирования такой среды, в которой мог бы эффективно реализовываться принцип непрерывного обучения - обучения на протяжении всей жизни. Это стало возможным именно за счет онлайн-технологий, которые стирают любые барьеры. Согласно оценкам экспертов, в ближайшие 10 лет исчезнут многие традиционные профессии. Новые технологии обучения и профессиональной переподготовки облегчат задачу тем, кто окажется лицом к лицу с необходимостью быстрой переквалификации.
Успешная реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит коренным образом изменить подход к обучению граждан страны, подготовить Россию к переходу на новый технологический уклад - к цифровой экономике.
Какова роль приоритетного проекта в трансформации системы образования в России?
В мировой практике массовые открытые онлайн-курсы (MOOCs) уже стали неотъемлемой составляющей системы образования. Россия пока в начале этого пути. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит эффективно, в течение нескольких лет сделать онлайн-обучение гармоничной частью сложившейся образовательной системы. При этом будет обеспечен свободный доступ граждан к обучающим онлайн-курсам любого уровня с возможностью зачета их прохождения учебными заведениями и получения сертификатов, подтверждающих успешное завершение учебы. Наконец, реализация приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» способствует интеграции среднего и высшего образования, преемственности в академической среде, проникновению онлайн-технологий в образование и эффективному их применению через повышение компетенций педагогов.
Планируемые результаты реализации приоритетного проекта?
Уже в 2017 году в результате работы проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» у школьников, студентов и преподавателей появится доступ к 450 онлайн-курсам от двадцати лучших российских университетов, а дистанционное обучение пройдут не менее 140 тыс. учащихся.
Планируемые результаты проекта к 2020 году:
- общее число онлайн-курсов, доступных через ресурс «одного окна», должно превысить 3,5 тысячи;
- более 6 миллионов человек должны пройти онлайн-обучение.
Увеличение количества доступных курсов, повышение эффективности онлайн-обучения, расширение возможностей по прохождению онлайн-курсов в системе формального образования позволит к 2025 году достигнуть увеличения количества обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн человек.
Каков бюджет приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда»?
В течение ближайших трех лет на реализацию приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» из средств федерального бюджета будет выделено порядка 1,3 млрд рублей. Кроме этого, проект предполагает софинансирование из внебюджетных источников в размере 1,9 миллиардов рублей. Деньги распределяются на конкурсной основе среди ведущих университетов страны. Данные средства будут изысканы из внутренних резервов Министерства образования и науки РФ за счет приоритезации расходов.
Не приведет ли проект к сокращению численности преподавательского состава в регионах?
Внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс призвано расширить границы традиционного образования, предоставив больше возможностей обучающимся и преподавателям. В первую очередь, проект СЦОС позволит вузам, ссузам и школам усилить приоритетные направления подготовки, перераспределяя нагрузку преподавателей и реализуя часть дисциплин в онлайн-режиме. Это означает, что преподаватели за счет высвобождающегося времени смогут больше взаимодействовать со студентами в рамках практических и лабораторных работ.
С другой стороны, проект создает новый формат конкуренции между университетами и преподавателями по всей России, что может привести к сокращению некоторых категорий преподавателей. В группу риска попадут только те, кто не готов заниматься повышением квалификации в своей предметной области.