Биографии Характеристики Анализ

Произведение бажова каменный цветок. Отзыв о сказке П.П.Бажова «Каменный цветок

Главные герои сказки "Каменный цветок" и их характеристика

  1. Данилка Недокормыш, Данилушко, Данило-мастер. Очень талантливый паренек, одержимый своей работой.
  2. Прокопьич. Старый мастер. Данилка был для него как сын. Суровый, но справедливый.
  3. Приказчик. Жадный, жестокий.
  4. Катя. Невеста Данилки. Простая, добрая и верная девушка.
  5. Хозяйка Медной горы. Волшебное существо.
План пересказа сказки "Каменный цветок"
  1. Старый мастер Прокопьич и его ученики.
  2. Как Данилка коров пас
  3. Наказание
  4. Бабка Вихориха
  5. В учениках Прокопьича
  6. Приказчик устраивает экзамен
  7. Три чаши
  8. Новый заказ
  9. Некрасивый чертеж
  10. Поиски нужного камня
  11. Голос в шахте
  12. Нужная глыба
  13. Дурман-чаша
  14. Невеста Катя
  15. На Змеиной горке
  16. Сад Хозяйки
  17. Грусть и печаль
  18. Разбитая чаша.
Кратчайшее содержание сказки "Каменный цветок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Многих учеников давали Прокпьичу, но взял он только Данилку.
  2. Стал Данилка мастером и заказал ему барин чашу по чертежу..
  3. Не понравился Данилке чертеж, пошел другой камень искать.
  4. Сделал он дурман-чашу, но не казалась она живой.
  5. Сводила Данилку Хозяйка в свой сад, показала каменный цветок.
  6. Разбил Данилка свою чашу и пропал.
Главная мысль сказки "Каменный цветок"
Стремление достичь идеала может свести человека с ума.

Чему учит сказка "Каменный цветок"
Сказка учит стремится к совершенству, но не забывать за работой о простых жизненных радостях. Учит прежде всего оставаться человеком. Учит трудолюбию и упорству. Учит самому выбирать свой путь в жизни. Учит любить близких людей, а не выдуманную красоту.

Отзыв на сказку "Каменный цветок"
Мне понравилась эта история, хотя конец у нее печальный. Данилка был одержим своей идей создать каменную чашу как живой цветок. Но даже самому талантливому человеку сделать это не под силу. Поэтому Данилка и сошел с ума. Он променял обычную человеческую жизнь, на вечное стремление к идеалу.

Пословицы к сказке "Каменный цветок"
Век живи, век учись.
Пока талант получат, век учат.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Своя рубашка ближе к телу.
Дело мастера боится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Каменный цветок"
Жил в старину в наших местах мастер Прокопьич и лучше его никто с малахитом работать не мог. Чтобы его мастерство не пропало, барин велел отрядить к Прокопьичу мальчишек в обучение. Но Прокопьич всех браковал, никто ему не нравился. А поскольку учил он все тычками, то и дети не горели желанием к нему в ученики попасть.
Так и дошло дело до Данилки Недокормыша. Был то тихий мальчик лет двенадцати, которого сперва в казачки отрядили, но там он себя не проявил, вот и сдали его в подпаски. Только и в подпасках Данилка не удержался. Все на букашек, да на цветочки смотрел, а коровы у него разбредались кто куда.
Одно только Данилка умел хорошо - на рожке играть. Так за игрой его и беда случилось. Заслушались его игру пастухи, и несколько коров пропали. Так их не нашли, видно волки съели.
Данилку за это дело высечь решили. А он лежит, молча удары принимает. Так чуть не помер и все молча. Ну приказчик и решил его, такого терпеливого, Прокопьичу отдать, если выживет.
Выходила Данилку бабка Вихориха, местная травница. Хорошо было у нее Данилке, все бабку про цветочки разные расспрашивал. А та и про папоротник рассказала и про разрыв-цветок, и каменный цветок упомянула.
Как выздоровел Данилка, отправил приказчик его к Прокопьичу. А тот посмотрел на малого и пошел отказываться, боялся, что такого убьешь ненароком. Но приказчик ни в какую - дал и учи.
Вернулся Прокопьич, а Данилка на малахитовую доску смотрит, где зарез сделан, чтобы кромку отрубить. Любопытно стало Прокопьичу, спросил, что мальчик про эту доску думает. А Данилка и говорит, что неправильно зарез сделан, с другого края резать надо, чтобы узор не испортить. Прокопьич конечно пошумел, но мальчишку не тронул, потому что видел, что прав тот оказался. Потом про жизнь расспросил, ужином накормил, да спать уложил.
На следующее утро отправил Прокопьич Данилку за калиной. Потом за щеглом, так и пошло, не работа, а забава. Привык Прокопьич к Данилке, как к сыну стал относиться. А мальчик и дела справляет и к мастерству присматривается. Про все Прокопьича расспрашивает, всем интересуется.
Раз поймал приказчик Данилку на пруду, расшумелся, за ухо схватил и к Прокопьичу. Старик Данилку выгораживает, а приказчик мальчику экзамен устроил. Но что ни спросит, на все у Данилки правильный ответ готов. Ушел приказчик, а Прокопьич удивляется, откуда малец все знает. Данилка и отвечает, что все примечал, что старик показывал, да объяснял. Прокопьич аж прослезился на радостях.
Стал после этого приказчик Данилке работу задавать. Не самую сложную, но тщательную. И Данилка быстро всему выучился, да сам приказчик его мастером признал, даже барину про него отписал.
А Данилка от приказчика читать и писать выучился. Сам вытянулся, красавец стал, девки заглядываться на него стали. Только Данилка весь в работу был погружен.
А барин в ответ на письмо приказчика, приказал Даниле чашу каменную сделать на ножке, чтобы решить оставить ли его на оброке.
Дали Даниле новое место, станок, принялся он за работу. Сперва время тянул, но потом не выдержал, выточил вазу. А приказчик еще одну требует, потом третью. А как третью Данилка сделал, обрадовался приказчик, сказал, что знает теперь полную силу Данилки, не сможет тот от работы увиливать.
Но барин по-своему решил. Оставил Данилку с Прокопьичем, да оброк пустяковый назначил. Только чертеж новой вазы прислал, с узором из листочков. Стал Данила вазу делать, но не нравится она ему. Некрасивая. Обратился к приказчику, а тот пошумел немного, но вспомнил наказ барина, и разрешил одну вазу точно по чертежу сделать, а вторую как сам Данила захочет.
А Данилка задумался. Стал в лес ходит, все цветочки разные разглядывать. То за барскую чашу примется, то вдруг бросит работу. Наконец объявил Прокопьичу, что по дурман-цветку будет чашу делать. Но что-то у него не заладисось, и решил Данила сперва барскую чашу сделать. Работы там много, не на один год.

А Прокопьич про женитьбу стал разговоры вести, Катю Лемитину в невесты предлагал. Только Данила все отказывался, говорил, что нужно сперва с чашей закончить, а Катя подождет его.
Сделал наконец Данила барскую чащу. Катя смотрит на нее удивляется, мастера восхищаются, придраться не к чему, все точно по чертежу. Один Данила не доволен, нет красоты в чаше. Разгорячился, с мастерами спорит. А один старичок возьми и скажи ему, чтоб выбросил Данилушко эту дурь из головы, а то к Хозяйке в горные мастера попадет. А те мастера цветок каменный видали и красоту его поняли. Их изделия словно живые получаются.
А Данилка как услышал про каменный цветок, стал про него старика расспрашивать. Мастера шумят, Катя в слезы, старик на своем стоит - есть каменный цветок и все тут.
Вскоре после этого пошел Данилка на гумешки, камень подходящий искать. Один перевернет, не нравится, другой - не подходит. Вдруг слышит женский голос, который ему на Змеиной горке поискать советует. Удивился, но решил действительно на Змеиную горку сходить. Там и нашел огромную глыбу, как кустик обделанную. Обрадовался Данила, привез на лошади глыбу, Прокопьичу показал. Говорит, вот как сделаю чашу, так и женюсь на Кате.
Жарко принялся за работу Данилка, и получился дурман-цветок как настоящий. Мастера только руками разводят, а сам Данила не доволен, нет жизни в чаше. Все думал как ее поправить, да бросил. Стал с женитьбой торопить.
Приказчик как чашу ту увидел, хотел сразу барину отослать, но Данила задержал, сказал, поправить немного нужно.
Назначили свадьбу на Змеиный день, а как раз накануне решил Данила еще раз на Змеиную горку сходить. Пришел, сел, задумался. Вдруг теплом повеяло. Смотрит Данила, а напротив сама Хозяйка сидит, по красоте ее и признал.
Спросила Хозяйка про чашу, а Данила стал просить ее каменный цветок показать. Отговаривала его Хозяйка, но Данила на своем стоял. И повела она его в свой сад. Смотрит Данила, а стен нет, только деревья каменные стоят, с листочками, с сучками. Подвела Хозяйка Данилу к полянке, а там кусты черные как бархат, на каждом колокольчик малахитовый, а в нем сурьмяная звездочка.
Увидел Данилушка каменный цветок, но понял, что камня такого ему вовек не найти. А Хозяйка рукой повела и очнулся Данила на том же месте, у Змеиной горки.
Вернулся домой, на вечеринке невестиной ему что-то плохо стало. Повела его Катя домой провожать, а Данилушка никак не развеселится.
Пришел домой грустный, на чашу свою смотрит. Потом взял и расколотил ее на мелкие кусочки. А ту, что по чертежу делал не тронул, только плюнул в серединку. Выбежал Данилушка из дома и пропал. Больше его никто и не видел. Поговаривали, что взяла его к себе Хозяйка мастером.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Каменный цветок"

Старый резчик по камню Прокопьич не хотел никому передавать свое мастерство. Он всех мальчишек, которых ему предлагали, считал бестолковыми и неумелыми, но когда к нему попал Данилка Недокормыш, рано оставшийся сиротой, старик изменил свое мнение. Мальчик показал недюжинный талант и редкое умение все примечать и быстро запоминать. В нем Прокопьич увидел свое достойное продолжение, а мальчик – сирота нашел заботливого и доброго отца.

Старик жил, по деревенским меркам, зажиточно, и Данилке у него было неплохо, сытно и тепло, он мог сколько угодно работать и шлифовать свое мастерство. Рано повзрослев, юноша влюбился в соседскую девушку Катерину. Но все же что-то постоянно мучило парня.

Данила все время был недоволен своей работой, ему хотелось вырезать такой цветок, чтобы все жилочки были видны, как у настоящего, чтобы невозможно было его отличить от цветка на лугу. А в деревне старые мастера рассказывали, что самые искусные резчики по камню живут в горе у самой Хозяйки и есть там такой цветок, что показывает, какую силу камень может иметь и чего настоящий мастер может добиться. После таких рассказов Данила становился еще грустнее и из головы не мог выпустить заветный цветок.

Стал юноша чаще и чаще уходить из дома да бродить по лесам и лугам, а чаще всего его можно было заметить у Змеиной Горки. Говорили, что именно там вход в царство горной королевы. В деревне стали поговаривать, что у Данилы с головой беда. А он все только мечтал о недостижимом идеале.

А сама Хозяйка настоящих мастеров всегда замечала и подсказки им давала. И стал Данила самым лучшим мастером в округе, слава о нем пошла, но он все же был недоволен своей работой, хотелось ему взглянуть на удивительный каменный цветок и стать работником в горе у Хозяйки.

Тут старый Прокопьич стал стыдить парня, что долго он Катерину не сватает и свадьбу не играет, а девушка ждет и ждет. Подумал тут Данила, что и правда, почему он мучается сам и мучает свою невесту. И сказал он своему названному отцу, что действительно нужно свадьбу играть, а дурь из головы выбросить.

Работал в то время Данила над каменной чашей- заказом барина, обещали ему хорошо заплатить за эту работу. Долго парень вырезал, мучился, а как приказчик придет и видит, что уже все готово, отговаривался, что еще что-то доделать нужно.

И вот наступил день свадьбы, собрались гости, стали величать молодых, сели за столы, выпили вина. И в самый разгар веселья вышел жених вроде как на улицу проветриться, а сам схватил молоток, разбил свою чашу и убежал. Прибежал он к Змеиной Горке, а там сама Хозяйка. Попросил он, чтобы показала она ему заветный Каменный цветок. Отговаривала повелительница подземных богатств мастера, говорила, что после того не сможет он вернуться к людям, но Данилка был тверд в своем решении, не было ему жизни без своей мечты. И пропал Данила с тех пор, никто его в деревне не видел. А стали люди поговаривать, что появился в горе молодой мастер- самый лучший из всех.

Жил в одном из уральских заводов мастер Прокопьич, первый по малахиту в тех местах. Мастер уже пожилым был, вот барин и велел приставить к нему ученика. Только не шла наука у Прокопьича, «всё у него с рывка, да с тычка». Наставит мальчонке шишек по всей голове, уши оборвёт, да и отсылает обратно - не способен, мол, к науке.

Местные мальчишки начали Прокопьича бояться, да и родителям не хотелось своё дитя на муки отправлять. Так и дошло дело до Данилки Недокормыша. Был этот двенадца­тилетний мальчонка круглым сиротой - мать свою не помнил, а отца и вовсе не знал. Лицом Данилка был чистенький и пригожий, поэтому взяли его «казачком» в господский дом. Тут надо бы вьюном виться, а мальчик уставится на украшение какое и замрёт в уголке.

Посчитали Данилку «блаженным тихоходом» и отправили в подпаски. Но и здесь работа у него не пошла. Старый пастух заснёт, Данилка замечтается, а коровы разбегутся. Однажды потеряли нескольких коров, одна из них приказчикова была.

Высекли сначала старого пастуха, а потом за хилого Данилку принялись. Палач сперва несильно ударил. Данилка зубы сжал и молчит. Тогда палач разозлился и начал бить изо всех сил. Мальчик так и сомлел, не проронив ни звука.

Выходила Данилку местная бабка-знахарка. От неё мальчик и узнал о каменном цветке. Растёт этот цветок у Хозяйки в малахитовой горе, «на змеиный праздник полную силу имеет». Если человек тот цветок увидит, всю жизнь несчастным будет, а почему - бабка не знала.

Скоро Данилка на ноги стал. Приказчик это углядел и приставил его учеником к Прокопьичу: мальчонка - сирота, учи, как хочешь, никто не заступится. Глаз у Данилки оказался верный. В первый же день он мастеру на ошибку указал.

Прокопьич один жил, жена его умерла, детей не нажил, вот и привязался мастер к сироте. Работать с малахитом вредно, каменная пыль быстро лёгкие забивает, поэтому решил мастер сначала худого и хилого Данилку откормить, а потом уж за науку приниматься. Приставил он мальчика к хозяйству, и начал задания давать - что ни работа, то забава.

Прокопьич крепостной был, но работать на себя, «по оброку», ему разрешалось, поэтому был у мастера свой доход. Данилку он за сына принял, справил ему хорошую одежду, сапожки. К ремеслу своему мастер его пока не подпускал, но Данилка сам выспрашивал Прокопьича и всё запоминал.

Скоро приказчик заинтере­совался: чей это мальчонка целыми днями бездельничает? Решил проверить, чему мастер его выучить успел. Оказалось, что между делом Данилка успел много премудрости усвоить. С этого дня кончилось Данилушкино вольготное житьё, начал приказчик ему работу давать.

За этой работой Данила и вырос. Работал он быстро, но Прокопьич учил его не спешить и приказчику внушил, что Данилка - тихоход. В свободное время мальчик даже читать-писать научился. Со временем стал Данила видным парнем - высоким, румяным, кудрявым и весёлым, «одним словом, сухота девичья».

Когда выточил Данила «зарукавье-змейку из цельного камня», приказчик его мастером признал и написал о нём барину. Тот решил испытать нового мастера, велел выточить чашу из малахита, чертёж прислал и наказал присматривать, чтобы Прокопьич Даниле не помогал.

Поместил приказчик Данилу у себя. Сначала парень старался работать медленно, а потом ему скучно стало, она и выточил чашу одним махом. Приказчик ему ещё две такие же чаши выточить велел. Получилось, что Данила сделал три чаши за срок, который барин на одну дал.

Понял приказчик, что Прокопьич его за нос водил, разозлился и описал всё барину. Тот же «всё как есть наоборот повернул» - назначил Даниле маленький оброк и не велел от Прокопьича забирать, надеясь, что вдвоём они что-то новенькое придумают. К письму барин приложил чертёж затейливой чаши, велел сделать такую же и срок отвёл неограниченный.

Данила принялся за работу, но чаша ему не нравилась - не было в ней красоты, одни завитушки. С разрешения приказчика решил Данила ещё одну чашу выточить, по своей задумке.

Стал Данила-мастер задумчивый, невесёлый, с лица спал, всё ходил по лугам, искал цветок, чтобы по его подобию свою чашу сделать и всю красоту камня показать. Выбрал он для чаши дурман-цветок, но сперва решил барский заказ доделать.

Прокопьич его отговаривал, потом женить решил, надеясь, что после свадьбы вся дурь из головы выйдет. Данила признался, что соседка Катя давно его ждёт. Наконец, выточил Данила барскую чашу и устроил по этому случаю праздник, пригласил невесту и старых мастеров. Один старик, учитель Прокопьиа, и рассказал парню, что те, кому каменный цветок увидеть удаётся, постигают всю красоту камня и навсегда попадают к Хозяйке в горные мастера.

Потерял Данила покой, о свадьбе забыл - так хотелось ему красоту камня понять. Однажды пошёл он малахит для своей дурман-чаши искать, а голос ему и подсказывает: сходи на Змеиную гору. Потом мелькнула перед Данилой женщина и пропала. Отправился парень на Змеиную гору, нашёл то, что искал, принялся за работу, но не выходит у него чаша, жизни в ней нет.

Понял Данила, что сам не в силах поймать красоту камня, жениться решил. Свадьба пришлась «как раз около Змеиного праздника». Пришёл Данила в последний раз к Змеиной горке, сел отдохнуть, тут ему Хозяйка и явилась. Парень её по красоте и малахитовому платью узнал. Попросил он Хозяйку показать ему каменный цветок. Та его отговорить попыталась: увидевшие цветок радость жизни теряют и сами к ней возвращаются. Но Данила не отступал. Отвела его Хозяйка в свой сад с деревьями и травой из разного камня и подвела к чёрным, будто бархатным кустам.

Нагляделся Данила-мастер на каменный цветок, и Хозяйка его домой отпустила.

В тот день у Кати-невесты вечеринка была. Сперва Данила веселился вместе со всеми, а потом загрустил. Вернувшись после вечеринки домой, разбил Данила свою дурман-чашу, в барскую чашу плюнул и выбежал из избы.

Долго Данилу искали. Одни считали, что он с ума сошёл и в лесу загинул, а другие говорили, что Хозяйка взяла Данилу в горные мастера.

Павел Петрович Бажов - знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.

Истоки «Малахитовой шкатулки»

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».

Главные герои

Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Реальные персонажи

Прототип рассказчика Деда Слышко - сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком - так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище - Недокормыш.

Медной горы хозяйка

Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них - Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она - хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.

Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина - благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

"Каменный цветок" Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них - Великий Полоз. Он - владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза - Медяницы.

Бабка Синюшка - персонаж с многочисленными истоками. Она - «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка - персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях - как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка - важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

"Каменный цветок" Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них - Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой - древним божеством манси.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце - это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова - один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки - золотая пыль, а с другой - черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Еще один фантастический персонаж уральских сказов - Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» - дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька - сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов - соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» - произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова - простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Творчество и красота

«Каменный цветок» - не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов - люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду - богатство, семейное счастье и уважение окружающих.

Многие положительные герои Бажова - люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример - Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства - чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения - настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.

Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.

Опытный ремесленник и его юный ученик

Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.

О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи - картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.

Молодой мастер и стремление к совершенству

Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.

Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.

Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.

Что же было дальше?

Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.

Мораль сказки

Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» - талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.

Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» - чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов - единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.

Навязчивая идея Данилы

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико. А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка.

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов - эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.

Главный герой сказки «Каменный цветок» — мастер каменных дел по имени Данила. Был он сирота. Поначалу его определили на службу в господский дом, выполнять разные поручения. Но Данила отличался задумчивостью и мечтательностью и не подходил на роль расторопного слуги. Тогда его отправили пасти коров. И на этой работе он часто задумывался и много времени проводил в наблюдениях за природой. Ему нравилась естественная красота природных созданий, и Данила часами мог рассматривать букашку, ползущую по зеленому листику.

Однажды он увлекся наблюдениями и несколько коров из стада потерялись и были съедены волками. Данилу сурово наказали и отдали в обучение к малахитных дел мастеру Прокопьичу, который отличался суровым нравом и был очень придирчив к ученикам. Но строгому Прокопьичу наблюдательный Данила пришелся по душе и вскоре стал дорог старику, как родной сын. У паренька оказалось природное чувство камня. Он понимал, как надо обрабатывать камень, чтобы полноценно раскрыть его природную красоту.

Слухи о молодом талантливом мастере дошли до барина, и Даниле стали поручать изготовление сложных изделий из малахита. Однажды ему передали чертеж оригинальной вазы и разрешили работать над ней неограниченное количество времени. Данила занялся этой работой, но она его не радовала. Ваза получилась красивой, но не выглядела, как живая.

Тогда он задумал сделать свою вазу, в форме цветка, которая должна была выглядеть как живой цветок. Даниле хотелось показать всю природную красоту камня. От одного старого мастера он услышал историю о каменном цветке, который есть у Хозяйки Медной горы. Кто этот цветок увидит, сам научится делать изделия из камня, выглядевшие как живые. И очень захотелось Даниле посмотреть на этот чудный цветок.

Однажды в поисках камня для своей вазы он бродил по руднику и услышал женский голос, который посоветовал ему искать нужный камень у Змеиной горки. Там он действительно нашел нужный камень и принялся за работу. Сначала работа над новой вазой шла успешно, но вскоре застопорилась. Верхняя часть цветка никак не получалась. Данила даже решил отложить свадьбу со своей невестой Катей, настолько он был увлечен своей работой. Неудачи с изготовлением вазы-цветка разжигали в нем желание увидеть таинственный каменный цветок, и Данила вновь отправился к Змеиной горке. Там ему и показалась Хозяйка Медной горы. Услышав о том, что его задумка с вазой не вышла, она предложила взять другой камень, но все равно придумывать вазу самостоятельно. Но Данила непременно хотел увидеть ее чудесный каменный цветок. Хозяйка Медной горы предупредила Данилу, что в этом случае он не захочет жить и работать среди людей и вернется к ней, в Медную гору. Но Данила настоял на своем, и сумел увидеть чудесный каменный цветок.

Домой он вернулся радостным, и даже сообщил невесте, что скоро состоится свадьба. Однако вскоре Данила загрустил и однажды вечером он достал свою вазу, которая никак не получалась, и разбил ее. После этого он вышел из дома и больше его никто не видел. А люди сказали, что Хозяйка Медной горы забрала его к себе, в мастера.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Каменный цветок» состоит в том, что человек всего должен добиваться сам, своим собственным разумом. И не стоит искать легких решений и чудесных умений, подаренных кем-то со стороны. Данила не захотел добиться поставленной цели без посторонней помощи, он решил овладеть высшим искусством обработки камня с помощью чудесного каменного цветка. И он поплатился за свое желание добровольным заточением у Хозяйки Медной горы. Сказка учит упорно добиваться поставленной цели своими силами.

В сказке мне понравился мастер Прокопьич. Он был очень суровым человеком, но, сумев разглядеть в Даниле искру таланта, отнесся к нему по-доброму и всячески способствовал развитию Данилы, как опытного мастера каменных дел.

Какие пословицы подходят к сказке «Каменный цветок»?

У всякого свое уменье.
Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.
Неторопливая работа указывает на искусного мастера.