Биографии Характеристики Анализ

Простота есть необходимое условие прекрасного тире. Сила простоты

Как многие интеллигенты, он не умел говорить просто о простых вещах.
Марсель Пруст.

99.1 – 99.15: Предельное упрощение фразы. – Верный признак истины. – Не дать приметить искусства. – Не дозрел до простоты.– Простота дорого стоит. – Вернуться к природе. – Крайний предел опытности. – Прийти к последней простоте. – Упрощай сложное. – Простое должно быть содержательно. – Чрезмерная простота. – Что такое простота в искусстве. – Верный признак маньериста. – Высшая форма экономии. – Магия доходчивости.

99.1. Предельное упрощение фразы…

Лев Толстой, как известно, писал очень сложными, разветвлёнными фразами, с обилием придаточных предложений. В последние годы жизни он стремился к фразе предельно ясной и простой. Все его притчи и многие рассказы поздних лет написаны совершенно иным языком, чем «Война и Мир», «Анна Каренина». Над рассказом «Кавказский пленник» он работал, поставив целью предельное упрощение фразы, и достиг этого. Рассказ понятен и ребёнку. Александр Фадеев. // Самое главное – научиться писать просто. Совсем, совсем просто. Уж чтобы проще некуда! Существительное, глагол, точка, ну – может быть! – самое необходимое придаточное предложение, по-детски ясное. Как басня, как молитва, как сказка. Иван Бунин. // Писать наречия – человеческая слабость. Писать «он сказал» или «она сказала» – совершенство богов. Когда хочешь сказать «идёт дождь», говори «идёт дождь». Стивен Кинг. // Чем дальше я живу, тем яснее мне, что прекрасно только то, что нетрудно понять. Анатоль Франс. // Красота слога прежде всего в простоте, чем проще – тем лучше. Павел Бажов. // Стремление к простоте особенно обострилось в последние годы жизни художника. Без того работавший медленно, многажды переделывая написанное, он удлинил «период корректур». Простые линия и форма, скромность цвета стали главными ориентирами, что заметно даже в портретах, написанных Валентином Серовым на заказ. Лучшим комплиментом своему искусству находил фразу тверского мужика: «Как это просто. Взял бы сейчас ваши цветные палочки и сам всё так и написал». // Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем. Простота. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. Лев Толстой. // Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их. Блез Паскаль.

99.2. Верный признак истины…

В великом произведении всегда содержится простейшая истина в расчёте на простейшее прочтение. Гилберт Честертон. // Глубина – маскируется прозрачностью. Илья Шевелёв. // Необходимое условие и самый верный признак истины – это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна. Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты. Величайшие истины – самые простые. Лев Толстой. // Да, краткость, ясность и простота. Вся запутанность от лукавого, лабиринты ценны лишь лабиринтами. В сложности нет истины, с-лож-ность уже как бы включает в себя «ложь». Нагромождение понятий – это бред недозрелого ума. Всё гениальное звучит просто и ясно, сложно всё остальное. Наталья Полевая. // Замысловато, да туповато; просто, да востро. Русская пословица. // Речь, пекущаяся об истине, должна быть простой и безыскусственной. Язык правды прост. Сенека. // Великие истины понятны и доступны каждому. Глубокая мысль всегда кажется до того простой, будто сам додумался до неё. Дмитрий Писарев. // Часто истина так проста, что в неё не веришь. Господь создал мир таким, что всё простое в нём истинно, а всё сложное – ложно. У истины простая речь. Григорий Сковорода. // В стремлении к истине всегда самые глубокие мысли сливаются с простейшим словом. Анатолий Кони. // Верные слова не изящны. Лао-Цзы. // Речь истины проста. Платон. // Ясность – настолько очевидное свойство истины, что нередко их даже путают между собой. Жозеф Жубер. // Чем ближе к сути вещей, тем проще язык. Истинная красота и мудрость всегда выражается очень просто. Максим Горький. // Мудрость неотделима от простоты. Всякая великая мысль проста. Александр Куприн. // Если хочешь убедиться, что мысль нова, изложи её как можно проще. Люк Вовенарг.

99.3. Не дать приметить искусства…

Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства. Кристоф Глюк. // Простота есть необходимое условие прекрасного. Великое искусство похоже на неумение. Лев Толстой. // Любуясь отделкой «Вдовушки», один художник сказал автору: «Как это хорошо и как просто!» Павел Федотов среагировал на отзыв иронически: «Да, будет просто, как переделаешь раз со сто». // Простота есть отпечаток гения. Карл Бёрне. // Великое мастерство кажется безыскусным. Тот, кто щеголяет своим искусством, выказывает своё неумение. Хун Цзычэн. // Главное в искусстве оратора состоит в том, чтобы не дать приметить искусства. Квинтилиан. // Артист не утомляет вас трудностью своего произведения. Андерс Цорн. // …у Гончарова нет и признаков труда, работы; словно не читаешь, а слушаешь его мастерской изустный рассказ. Совершенное отсутствие литературщины, от коей не умели избавиться даже гениальные русские писатели, не исключая и Пушкина. Виссарион Белинский. // Главное условие всякой художественности, чтобы стремление к ней оставалось незаметно, будто достигнута сама собой. Подлинный художник стремится скрыть все «швы». Пушкин писал просто, но по черновикам видно как достигалась эта простота. Далёкие от писательства люди о толстовском «Хозяине и работнике» говорили: «я бы, кажется, написал именно так». Попробуйте, с простоты не начинают в искусстве, ею оканчивают. Георгий Адамович. // Простое тогда не представляется примитивным, когда прежде познаешь сложное. Андрей Коряковцев. // Знай же, художник, что нужны во всём простота и единство. Гораций. // Простота – одно из главных качеств красоты, неотъемлемый признак возвышенного. Оригинальность не исключает простоты. Дени Дидро. // Пушкин-прозаик – неиссякаемый источник для нас. Не раз удивлялся, что его динамичная, сжатая и совершенная в её простоте проза почти не нашла продолжателей. Александр Солженицын. // Простота – это естественность в высшем своём развитии. Часто отличает великих людей, остальные не умеют удержать себя в предназначенных рамках. Люк Вовенарг. // Забыли, не хотят знать: писать интересно и просто труднее, чем сложно и занудно. Михаил Веллер. // Сложное в литературе доступнее простого. Сергей Довлатов. // Любой интеллигентный дурак способен раздувать, усложнять и обострять. На противоположное требуется хоть немного гениальности и мужества. Альберт Эйнштейн. // Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым. Сомерсет Моэм. // Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. Владимир Даль. // Бойтесь странностей, там всегда скрыта какая-нибудь муть. Лев Ландау. // Таинственность не есть признак мудрости. Чем мудрее человек, тем проще тот язык, которым он выражает свои мысли. Лев Толстой. // Посредственность усложняет простые вещи, талант упрощает сложные. Не усложняй, глупый! Всё хорошее просто и понятно. Основное качество великого, общезначимого – это простота. Пётр Капица.

99.4. Не дозрел до простоты…

Настоящее искусство не нуждается в украшениях, как жена любящего мужа. Поддельное искусство, как проститутка, должно быть всегда изукрашено. Лев Толстой. // Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой. Александр Грибоедов. // Когда не могут воспарить мыслями, то прибегают к высокопарному слогу. Пьер Буаст. // Они думают, что все эти формальные приёмы и ухищрения нам неизвестны. В своё время обучились достаточно всему этому и не меньше их понимаем. Писать надобно как можно проще. Вот это трудней. Сергей Есенин. // Усложнять – просто, упрощать – сложно. Закон Мейера. // Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. Антон Чехов. // Не будь рабом высоких слов. Томас Карлейль. // Безыскусное сочинение подобно изделию из полированного сандала, подчёркивающему естественные свойства дерева. Высокопарные подражания в литературе подобны лакированной посуде, которая ярко блестит, но дурно пахнет. Сиэмо Сюй. // Людям всегда надобно много времени, чтобы понять, что во всём великом должно возвращаться к простому и естественному. Франсуа Вольтер. // К настоящей внутренней сложности приходят через простоту языка, без всяких литературных излишеств. Именно простота позволяет выразить свою мысль наиболее точно, коротко и сильно. Перегруженность сложными приёмами, художественными образами, метафорами, вредна. Валентин Катаев. // Им явно опостылело словесное баловство. Они ещё не все и не всегда пишут «просто». Наибольшего достиг Бабель, да, пожалуй, Зощенко. Что любопытно, оба писатели сравнительно ограниченного дарования. Георгий Адамович. // Нельзя быть мудрым без простоты. Всё, что не просто – ещё не зрело, оно и вздорно и ненужно. Василий Розанов. // Выражения необыкновенные, цветы остроумия, выисканные сравнения, эпиграмматические обороты, особливо, когда они встречаются слишком часто, более безобразят, нежели совершенствуют сочинение. Дэйвид Юм. «О слоге простом и украшенном». // Не люблю писателей, которые стараются озадачить читателя заумными метафорами и сравнениями. Ну, какой собачий нюх надо иметь, чтобы написать: «От бёдер женщины пахло парным молоком и мёдом» или «Земля пахла кисло, как солдатка на рассвете». Или вот такое нелепое сравнение: «Дверь приоткрылась, и сквозь неё просочилась капля лысины». Чепуха несусветная! Алексей Новиков-Прибой. // Не дозрел до простоты. Николай Гоголь. // Все великолепные вещи побеждают именно своею мудрой простотой. Долой все словесные ухищрения и затейливые красивости! Писать надобно просто, и чем проще – тем лучше. Как будто беседуя по душам с милейшим другом, от которого ничего не скрываешь, он всё поймёт и оценит с полуслова. Максим Горький. // Всё сложное менее совершенно, чем простое. Плотин. // Самое лучшее – прямо и просто сказанное слово. Уильям Шекспир.

99.5. Простота дорого стоит…

Одна из главных целей теоретического исследования – найти точку зрения, с которой предмет представляется наиболее простым. Джозайя Гиббс. // Простота похвальна. Но то, что именуется простотой в искусстве, – это простота невероятной сложности, когда выжатое прессом вновь помещают под пресс. Неспособные понять, сколько нужно творческих усилий на такую простоту, могут бесконечно что-то создавать и детский лепет самодовольно называть красноречием, превосходящим демосфеновское. Настоящая сложность и та ближе к истинной простоте, чем эта бессодержательная простота. Акутагава Рюноскэ. // В искусстве простые вещи бывают сложнее самых сложных. Чтобы решать простые задачи, нужен талант – и не от головы, а от сердца. Олдос Хаксли. // Самое сложное в искусстве, да и в жизни – простота, но хороша только та, которая дорого стоит. Анатолий Кони. // Такая простота достигается кропотливым трудом. Истинное искусство умеет говорить ясно и просто о самых сложных вещах. Глубокая мысль только выигрывает, если упростить её выражение. К сожалению, истинная простота даётся только мастеру, она требует больших усилий. Аркадий Мигдал. // Будет просто, как попишешь раз со сто. Павел Чистяков. // Лёгкость даётся тяжёлым трудом. Иван Айвазовский. // Упражняйтесь без передышки. В новом поколении художников много не умеющих говорить, что обходятся лепетанием. Без знания объёмов, пропорций, цвета самое живое чувство парализовано. Положим, в оценке обывателя величайшими всегда будут фигляры, выделывающие затейливые выкрутасы на холсте и на бумаге. Между тем самое трудное и высокое это рисовать и писать просто. Прочь кривляния с целью привлечь публику. Выполняйте ваш труд, как честные рабочие. Больше простоты, наивности! Огюст Роден. // Всё великое просто, но оно даётся большим трудом. Простота пушкинских стихов, кажется, достигнута поэтом без усилия. В действительности простота в нашем деле труднейшее искусство. Для неё изнуряешь себя до последней степени. Алексей Новиков-Прибой. // …пишите, памятуя, что самое простое – самое трудное и мудрое. Максим Горький. // Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, но уже первые опыты покажут, что нет ничего труднее. Цицерон. // Поэты начинают с того, что пишут просто и плохо, потом сложно и плохо и, наконец, просто и хорошо. Последнее удаётся немногим. Генрих Гейне. // У меня ещё на пятьдесят лет замыслов хватит! Дозреть бы до простоты! Иван Шадр, незадолго до смерти.

99.6. Вернуться к природе…

Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной. Роберт Шуман. // Простота жизни, языка, привычек придаёт силу нации, а роскошь жизни, вычурность языка и изнеженность привычек ведут к слабости и погибели. Джон Рескин. // Стремление к простоте жизни является у сложнейших душ, а всё простое стремится к сложности. Михаил Пришвин. // Холодный, белый свет утра освещает сказки Льва Толстого. Герои по народному просто зовутся «один человек» или «одна женщина». Так и чувствуешь, с какой любовью, чуть не сказал вожделением, относится он к простым и грубым веществам. Простые души любят сложность, а сложные – простоту. Все великие писатели пытаются так или иначе восстановить связь с простотою или (по неточному и модному выражению) вернуться к природе. Гилберт Честертон. // Природа, которая только и хороша, доступна всем и проста. Блез Паскаль. // В мире минералов самым прекрасным является самое простое. Иоганн Гёте. // Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов. Генрих Гейне. // Всё, что обычно, – просто; но не всё, что просто, – обычно. Дени Дидро. // Простота – не цель искусства; к простоте в искусстве приходят помимо своей воли, приближаясь к реальному смыслу вещей. Константин Бранкузи. // Я уезжаю на Таити, чтобы избавиться от Цивилизации, чтобы обрести покой. Я хочу заниматься только простым искусством, самым простым. Поль Гоген. // Настоящий художник должен обладать той простотой духа, которая позволяет ему думать, что он писал лишь то, что видел. Рассуждая, художник должен отдавать себе отчёт, что его картина – условность. Но, когда пишет, им должно владеть чувство, что он копирует натуру. Даже отступая от натуры, он должен быть убеждён, что делает это в целях более полной её передачи. Анри Матисс. // Писать надо просто. Не люблю тех, кто в погоне за красивостями пишут вычурным языком. Язык писателя должен быть прозрачным, как хорошо промытое стекло. Бессмысленные словесные выверты не должны заслонять главное – жизнь, какая она есть. Не умеющий избавиться от красивости и театральности, от выспренних фраз и художественных штампов ещё не писатель. Алексей Новиков-Прибой.

99.7. Крайний предел опытности…

«Пиши просто», – взывают Учителя Востока к писателю, добавляя: «Но ведь какая бездна мудрости нужна, чтобы сказать о жизни просто». Святослав Рерих. // Простота – это труднее всего. Это крайний предел опытности и последнее усилие гения. Жорж Санд. // Искусство великое и лубочное на беду внешне похожи, и Гладков пишет «совсем как Пушкин». Но внутренне их разделяет пропасть. Концы согнутой в круг дуги почти сходятся, но нельзя перескочить с одного на другой. Надо проделать весь путь обратно, спуститься и вновь подняться. Георгий Адамович. // Тривиальная истина: в литературе просто – это очень сложно. Простота есть один из признаков истинного достоинства гения. Пьер Буаст. // Иногда считают мои песни простыми. Но простота кажущаяся, это отработанная простота формы, достигнутая трудом. Нарочито упрощённо и на гитаре играю, чтобы ритм и мелодия не мешали воспринимать текст. Владимир Высоцкий. // Будто цельно отлитый, обтекаемый современный самолёт на первый взгляд кажется менее сложной машиной, чем прежние «фарманы» и «блерио». Простота и есть высшая красота в творчестве, во всяком искусстве. Прекрасное создание мастера кажется проще и элементарнее громоздких опусов дилетанта. Высокая простота искусства – это вершина, а не фундамент, к ней приходят, а не отталкиваются. Всеволод Мейерхольд. // Тяжелее всего даётся лёгкость. В простоте и сложность вся! Александр Пушкин. // Мысль о том, что простота слога приходит к писателю позже всех прочих литературных достоинств, давно стала общим местом. Сомерсет Моэм. // Тяжелейшая штука в жизни – простота. Джеймс Болдуин. // Собратья по перу хорошо знают, что во всяком искусстве то, что кажется самым лёгким, достигается ценою самого большого труда, что самая малая истина порою требует для её выражения огромных усилий. Чарльз Диккенс. // …простота белого стиха должна быть венцом сложности. Самуил Маршак. // Удивительно, каким сложным путём шла к простоте литература. Олдос Хаксли. // Сколько протекло веков, прежде чем люди прониклись вкусами древних и вернулись к простоте и естественности в искусстве и науках. Жан Лабрюйер.

99.8. Прийти к последней простоте…

В характере, в манерах, в стиле, во всём самое прекрасное – это простота. Генри Лонгфелло. // Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьёзов, а в простоте и естественности. Пётр Чайковский. // …у Рубенса мало красящих веществ, но величайший блеск красок, пышность при малой затрате средств, свет без преувеличений освещения, чрезвычайная звучность при малом количестве инструментов. Эжен Фромантен. // Музыка и цвет не тождественны, но их пути параллельны. Семи нот с небольшими изменениями достаточно, чтобы написать любую партитуру. Почему в изобразительном искусстве должно быть по-другому? Важно не количество цвета, а его выбор. Анри Матисс. // Левитан достиг редкой простоты и ясности мотива. Поистине, водит тебя там, где чудно пахнет свежим воздухом, когда пейзажи других разят маслом. Александр Бенуа. // Будь проще, говорил простой карандаш цветному. Семь нот гармонического ряда. Семь цветов спектра. Тридцать три буквы русского алфавита. И бессчётное число комбинаций! Истинное искусство всегда развивается в стремлении к последней простоте и ясности: простые язык и фраза, обычная ситуация, предельная обнажённость мысли. // …и чем проще будет картина, тем художественнее. Фёдор Васильев. // Живопись – дело простое. Надо найти должный цвет и положить его на должное место. Павел Чистяков. // В течение сорока лет я шёл к открытию того, что королевой всех цветов является чёрная краска. Огюст Ренуар. // Только чёрной и белой краской можно выразить всё на свете. Якопо Тинторетто. // Работа над собранием сочинений позволила увидеть пройденный путь. Сравнить, как писал раньше и как пишу теперь. Все постигнутые сложности, оказывается, были дорогой к простоте. Евгений Замятин. // В общем, каждый пишущий, если он талантлив, в конце концов, приходит к простоте. Юрий Казаков. // Великие писатели от окольных путей приходят к прямому и от прикрас – к обнажённости. Морис Шаплан. // Научиться писать красиво требует меньше времени, чем научиться писать понятно и честно. Фридрих Ницше. // …нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту. Борис Пастернак. // Движется к «последней» простоте художник. О, святая простота! Правильное решение оказывается не только изящным, но и простым. Джеймс Уотсон.

99.9. Упрощай сложное…

«Благороднейшее изо всех приобретений человека было сие животное гордое, пылкое…» Разве это писатель пишет. Зачем просто не сказать лошадь. Жан Д’Аламбер. // Говорите по-человечески. Я и половины этих слов не знаю. Да и сами вы, по-моему, их не понимаете. Льюис Кэрролл. // Когда читаешь произведение, написанное простым, натуральным слогом, невольно удивляешься и радуешься: рассчитывал на знакомство только с автором, а познакомился с человеком. Но каково недоумение людей, наделённых хорошим вкусом, которые надеялись, прочитав книгу, узнать в её создателе человека, а узнали только автора. «Ты сказал скорее как поэт, чем как человек». Блез Паскаль. // Упрощай сложное и ты получишь во всех отраслях знания самый существенный результат. Генри Бокль. // Даже грубое упрощение предпочтительнее, чем десять неопровержимых, но сложных умозаключений. Джу Сху. // Учёный, который не может объяснить пятилетнему ребёнку суть своего открытия, не учёный, а шарлатан. Альберт Эйнштейн. // Чем фундаментальнее закономерность, тем проще её можно сформулировать. Пётр Капица. // Нет лучшей похвалы для писателя, чем признание, что он умеет говорить одинаково с учёными и со школьниками. Марк Блок. // Неоднократно убеждался, что излагая свои доводы по возможности просто, избегая технических терминов, я помогал себе уяснить их гораздо лучше, чем пользуйся их математической формулировкой. Рудольф Пайерлс. // …и хочется о сложном говорить просто, решать сложные проблемы простыми путями. Научные труды выиграют, если сугубо учёные материи изложить проще. Успех дела зависит от упрощения и от обоснования этого упрощения. // Я бы очень советовал писать проще, как Чехов в языке – без кокетства и вывертов, реже прибегая к обычным приёмам беллетристов. Они полагают, что искусно подобранные, красиво построенные слова – великое дело. Не чувствуют, что зачастую этот приём в ущерб пластичности, выпуклости изображения. Писать просто не значит писать сухо. Упрощение – верный признак ума нормального. Максим Горький. // Пушкин почитаем за изумительную простоту и ясность. Комиссариат народного просвещения, разрабатывая в 1918 году первую программу для учащихся, взял в основу его словарь. Семён Гейченко. // Необычайная простота, необычайная ясность – удивительнейшее качество гениального ума. Николай Чернышевский. // Народная поэзия в наивысших достижениях часто бывает поэзией детской. Корней Чуковский. // Самые счастливые писатели – которых помещают в книги для детского чтения. Ги Мопассан. // Бытует вечность только в простоте, а простота лишь мудрость и работа. Кайсын Кулиев. // Простота – вот высший курс. Шри Чиннай. // Самое главное – простота. Надо писать просто: о том, как Петр Семенович женился на Марье Ивановне. Антон Чехов. // Первенствует литература, апеллирующая к простейшим чувствам, а не та, что копается в сложных мыслях. Томас Куинси. // Простота – вежливость мудреца. Как говорил Лопе де Вега: «Когда я собираюсь писать для своего народа, я прячу под замок Аристотеля, Софокла и Теренция». // Песни, сказки, былины – всё простое будут читать, пока будет русский язык. Лев Толстой. // Мы ужасно падки на всякую затейливость и пышность. Для бар пишем, а надо, чтобы мужик понимал. Валентин Серов.

99.10. Простое должно быть содержательно…

Простота – не столь очевидное достоинство, как ясность. Сомерсет Моэм. // Простота нелегко даёт распознать свою прелесть, потому что прячет её. Ян Парандовский. // В искусстве чем проще, тем труднее; простое должно быть содержательно. Есть простота, которая хуже воровства. Художник должен быть прост, но простота его идёт от богатства, а не от бедности воображения. Константин Станиславский. // В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые тома. Максим Горький. // Чистоту, простоту мы у древних берём, саги, сказки из прошлого тащим. Владимир Высоцкий. // Старые книги не умнее новых, но мудрее своей простотой. Такт, точность, краткость, простота. Я навсегда усвоил эти рекомендации. Разумеется, Бунин усиленно подчёркивал, что говорит о простоте как следствии очень большой работы над фразой, отдельным словом. Валентин Катаев. // …и работа над языком ужасная – надо, чтоб всё было красиво, коротко, просто и, главное, ясно. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Лев Толстой. // Способность упрощать означает избавление от всего ненужного, чтобы всё нужное могло говорить. Ганс Хофманн. // Да говори проще, ты достаточно умён для этого. Александр Пушкин. // Простота и есть самая большая мудрость. Французский афоризм. // …ближайшая родственница ума и дарований. Фёдор Глинка. // …всегдашняя спутница величия. Сергей М.Соловьёв. // Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через полвека станет народной, а имя её творца будет позабыто. Рихард Штраус. // Проблема в том, что приходится выбирать из множества слов. Берясь за перо, постарайся приготовить сытное жаркое, а не постный салат без ветчины. Выбирай часто встречающиеся в повседневной речи слова, используемые нами для общения. Не злоупотребляй возвышенными, уместными в сонетах эпохи Возрождения. Чем больше обыденных слов вложишь в произведение, тем больше обретёшь читателей. Гордон Смит. // Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами. Максим Горький. // Чем проще памятники, тем больше силы придают они чувству грусти. Жак Бернарден.

99.11. Чрезмерная простота…

Нередки осложнения, где часты упрощения. Текст стал проще, но проиграл в точности. Аркадий Мильчин. // Автор обязан выражать свои идеи как можно точнее, но не менее важно и другое. Должно очищать их от излишне трудных деталей лишь насколько это допускается их сложностью. Не следует чрезмерно упрощать то, что является действительно сложным. Джозеф Уильямс. // Не увлекайся простотой, ибо простота похожа на золотую коронку, под которой таится гнилой зуб. Козьма Прутков. // Простота – не простоватость, а стремление найти простое и ясное решение. Это и есть самое трудное, обо всём кратко не скажешь. Простота и естественность, доведённые до пределов возможного. Далее уже не простота, а простоватость, не естественность, а наивность. // Предельная простота нередко бывает предельной искусственностью. Шарль Режимансе. // Искусственность всегда ведёт к пошлости. Гюстав Флобер. // Нет ничего мудрёного в том, чтобы быть общепонятным, если при этом отказываешься от всякого основательного понимания. Иммануил Кант. // Всё должно быть изложено настолько просто, насколько это возможно, но не проще. Альберт Эйнштейн. // Чрезмерная простота тяготит. Нацумэ Сосэки. // Прост до глупости и глуп до простоты. Русская пословица. // Есть простота – искусство, а есть – детски беспомощные упражнения на заданные темы. Вениамин Каверин. // Что слишком глупо, чтобы быть просто сказано, то поётся. Пьер Бомарше. // Всё гениальное просто, но не всё простое гениально. Простота может выродиться в пустоту. Ищи простоту и не доверяй ей. Альфред Уайтхед. // У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность. Умышленная простота есть самая большая и неприятная искусственность. Лев Толстой. // Поддельная простота – это неподдельное мошенничество. Франсуа Ларошфуко.

99.12. Что такое простота в искусстве…

Простота – самое дорогое в искусстве. Но у каждого художника своё представление о ней. Есть простота Пушкина, и есть простота примитива. Не существует некой общепринятой простоты, как нет в искусстве «золотой середины». Добивайся своей собственной, непохожей на простоту коллег. Всеволод Мейерхольд. // Есть два вида выразительности. Первый и не заслуживает этого названия: вымученные предложения, замысловатые и неестественные образы, пёстрая словесная мишура. Другой вид выразительности противоположен первому. Можно сказать, подлинный язык Священного Писания, где выразительность вырастает не из вымученной искусственной риторики, а из удивительного сочетания простоты и величия. Лоуренс Стерн. // Предложения бывают простыми и сложными, но это различие не всегда отражается на их длине. Длинное предложение может оказаться крайне простым по конструкции. Оно и должно быть простым, дабы быстро донести содержание до читателя. Герберт Рид. // Раздувать собственный авторитет посредством усложнённого словаря – старый приём пустых голов, бойких перьев и невежд. Ян Парандовский. // Длинное и сложное предложение должно навязывать себя вам, чтобы заставить вас понять его. Гертруда Стайн. // Кто не замечал, что учащиеся вообще употребляют гораздо больше трудных терминов, чем выучившиеся. Александр Герцен. // Чуть-чуть цветистый слог Ларисы Рейснер казался нам тогда большим бесспорным достоинством. Мы были молоды и ещё не научились ценить простоту. Варлам Шаламов. // Признак хорошего образования – говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами. Ральф Эмерсон. // Учиться писать просто надо рекомендовать уже потому, что ни один честный человек в своих выражениях не мудрит и не пыжится. Георг Лихтенберг. // «Усядься, муза: ручки в рукава, под лавку ножки! Не вертись, резвушка!» Всё, что казалось Пушкину изысканным, противоречащим истине и природе, находило в нём критика строгого и неумолимого. // Великое, истинное и прекрасное в искусстве – это простота. Жорж Санд. // Истинный ум состоит в верности мысли и в лёгкости выражения. Александр Поп. // Простота поэзии подобна ветвистому дубу. Разве дуб производит на нас впечатление манерности и плохого вкуса? Неужели простотой имеет право называться лишь кочан капусты? Дать каждой вещи столько пространства, сколько ей нужно, ни больше, ни меньше, – вот что такое простота в искусстве. Каждая вещь должна быть поставлена на своё место и выражена своим словом. Таков закон истинного вкуса. Виктор Гюго. // Своеобразие искусства состоит в том, что оно одновременно недосягаемо и общедоступно. Несёт в себе самое возвышенное и являет его всем. Ипполит Тэн. // Искусство – это преодоление хаоса, самого сложного. Это упрощение как возвышение, а не как снижение. Борис Пастернак. // Простота – это синтез, а не лепет. Илья Эренбург. // Я музу бедную безбожно всё время дёргаю: постой! Так просто показаться «сложной», так сложно, муза, быть простой. Ах, простота! Она даётся отнюдь не всем и не всегда. Чем глубже вырыты колодцы, тем в них прозрачнее вода. Юлия Друнина. // Простота в искусстве – не низшая, а высшая ступень. Поразительная простота в изложении даже самых глубоких мыслей. Дмитрий Фурманов.

99.13. Верный признак маньериста…

А смысл безмерных слов, пожалуй, в том, чтоб скрыть бессилье в чём-нибудь простом. Наум Коржавин. // Великих мастеров они оценивают только по виртуозности кисти. Для подлинного искусства она помеха, верный признак маньериста. Великие мастера глубоко равнодушны к кисти и колориту, это выходит помимо воли, их задачи гораздо шире. Виртуозность кисти!.. Я презираю эту вздорную способность и если бьюсь, то над более важными вещами. Всегда недоволен и чаще всего уничтожаю сгоряча нахватанные эффекты. Илья Репин. // Ничто так не убивает искусство, как отсутствие простоты. Уильям Моррис. // Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям. Генрих Гейне. // Молодые всё изощряются в поисках «формы». Бесплоднейшее занятие, кого не прельщают лавры Ремизова или Андрея Белого. Авторов талантливых, но неудобочитаемых вследствие нарочитости их манеры писать. Максим Горький. // …в Леониде Андрееве нет простоты, и талант его напоминает пение искусственного соловья. Антон Чехов. // Большой недостаток этих, несомненно, крупных поэтов – они по существу пишут для малого круга избранных. Широкие слои читателей их не понимают и не читают. Михаил Исаковский. // Стоит ли писать так, чтобы нужен был переводчик с русского на русский? Владимир Зюськин. // Истинное красноречие смеётся над витиеватостью. Блез Паскаль. // Излишнюю пышность урежет. Латинское изречение. // Основная трудность в литературе – достичь отчётливости мысли. Если писатель имеет счастье обладать ею и вдобавок избег красот напыщенного стиля, он может быть уверен, читатель поймёт его. Анри Стендаль. // …вытравить длинноты и манерность и добиться трудно дающейся простоты. Николай Лесков. // Для передачи мысли нужна предельно простая форма. Чем проще человек выражается, тем легче его понимают. Фенимор Купер. // Мысль воспринимается проще, если разбить её на две. Так легче для читателя, а читатель всегда должен быть твоей главной заботой. Стивен Кинг. // Простое и безыскусственное может быть нехорошо, но непростое и искусственное не может быть хорошо. Лев Толстой. // Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли. Аристотель.

99.14. Высшая форма экономии…

Простым языком рассказать о простых вещах, простыми средствами создать прекрасное. Словесные «излишества» подобны излишествам архитектуры. Слишком много украшений, а украшательство – враг красоты. Вера Инбер. // Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщают необходимую гармонию. Алексей Щусев. // Язык движется к точности и выразительности через простоту и экономию. Алексей Н.Толстой. // Здание может стать прекрасным и без украшений благодаря одним своим пропорциям. Иоганн Винкельман. // Сочинение прекрасно именно отсутствием прикрас. Цицерон. // Картины не должны быть слишком живописны. Ральф Эмерсон. // Хорошим картинам для совершенства не хватает бедности. Антуан Арно. // Не всегда хорошо то, что красочно. Говорю для тех живописцев, которые так влюблены в сочность красок, что с большим сожалением придают им самые слабые и почти неощутимые тени, недооценивая их рельефности. В этой ошибке они подобны тем, кто употребляет красивые, но ничего не говорящие слова. Леонардо да Винчи. // Бог всегда выбирает самый простой путь. Альберт Эйнштейн. // Простые слова дороже сложных. Из двух допустимых всегда выбирай самое простое. Поль Валери. // Мой метод, приложить максимум усилий в поиске правильных слов, а затем высказать их с непринуждённой лёгкостью. Бернард Шоу. // Ни говорит: «Простота – это цельность». Я сравнила со спектром. Семь разноцветных лучей слиты в один белый, он и есть простота. Лидия Бердяева. // Обычно думают, что стиль – это сложный способ выражения простых вещей. На самом же деле это простой способ выражения вещей сложных. Жан Кокто. // И в стиле встречаются четырёхконечные листики клевера – их я предпочитаю цветочкам. Кароль Ижиковский. // Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее. Оно – высшая форма экономии. Андрей Платонов. // Всё живое просто. Поэзия моя проста, как хлеб с водой. Виктор Боков. // Удивительная сила искусства Шукшина именно в том, что искусства вроде и нет. Всё так естественно, просто и свободно рассказано. Многим и казалось поначалу, что это не всерьёз. Виктор Розов писал так просто, что у него даже не было завистников.

99.15. Магия доходчивости…

Где изломанность, там нет искренности. Сила и красота – в простоте. В ней есть два важных элемента: честность и смелость. Только честные люди осмеливаются говорить просто. Где закручивание, витиеватость, там либо трусят, либо жульничают, а чаще всего то и другое вместе. Демьян Бедный. // Нашу жизнь растрачивают подробности – …проще, проще! Генри Торо. // Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. На озарённый потолок ложились тени, скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья. И падали два башмачка со стуком на пол. И воск слезами с ночника на платье капал. И всё терялось в снежной мгле, седой и белой. Свеча горела на столе, свеча горела. Борис Пастернак. // …магия доходчивости. Александр Твардовский. // Понятливость, доступность есть не только необходимое условие привлечь читателей, но и узда избегнуть в журналах глупого, неуместного, бездарного. Главные признаки произведения истинного искусства есть его искренность и простота. Лев Толстой. // Она была девушка, она была влюблена. Мальфилатр. // «Море было большое». Фраза из школьной тетради восторгала Чехова. Всё истинно талантливое написано просто да необычно. «Ах, метель такая, просто чёрт возьми. Забивает крышу белыми гвоздьми. Только мне не страшно, и в моей судьбе непутёвым сердцем я прибит к тебе…» Всё совершенное просто, и в этом разгадка силы простых слов. Неотъемлемый признак настоящего искусства в том, что всякий читатель поймёт и прочувствует есенинские строки, не будет равнодушен к ним. «Сыпь, гармоника! Скука… скука… Гармонист пальцы льёт волной… Пей со мною, паршивая сука, пей со мной!» Диапазон образов при ограниченном арсенале простых и понятных слов! Чего стоят только «забивает крышу…» или «пальцы льёт волной…» Надо всего лишь быть Есениным, поэтом. // От речи требуется только выразительность. Конфуций. // Будет дурно, если тебя будут читать только избранные. Мы живём и работаем не напрасно, когда нас любят внизу. Виктор Гюго. // Я часто убеждался, простое слово благотворно действует на множество людей, и не автор слова, а само оно приводит в движение души, скрыто проявляя свою силу. Франческо Петрарка. // Литература любит простоту – необходимое условие художественного произведения, по своей сущности отрицающее всякое внешнее украшение, всякую изысканность. Виссарион Белинский. // По главной сути жизнь проста: её уста, его уста. Василий Фёдоров. // Нет изобретения более ценного и полезного, чем простота. Св. Франциск Сальский. // Подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо. Писать надо так, чтоб читатель видел изображённое словами, как доступное осязанию. Проще! Короче! И будет сильно, будет красиво. Максим Горький. ///

“ПРОСТОТА ЕСТЬ НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПРЕКРАСНОГО” (Л. Н. Толстой)

Мысль Л. Н. Толстого о том, что “простота есть необходимое условие прекрасного”, становится особенно близкой и понятной, когда любуешься красотой природы. Окружающий нас мир настолько гармоничен и прекрасен, что не перестаешь удивляться: кто он, творец всего живого, неведомый зодчий и неутомимый экспериментатор? Ночное звездное небо, солнечное великолепие дня, изысканная простота шумящей под дуновением легкого ветерка зелени, безумная бушующая стихия Мирового океана – человек замирает в немом восхищении, становясь свидетелем чудесной жизни. Недаром, раскрывая поэтические стороны действительности, писатели, художники, музыканты обращаются к эмоциональным описаниям природы.

А. П. Чехов в письме к Д. В. Григоровичу проникновенно заметил: “Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя”. В частности, Л. Н. Толстой всегда создает чарующие, проникнутые глубоким чувством

Описания природы, обстоятельные и точные, передающие картину во всех подробностях, с исчерпывающей полнотой. Так, в “Отрывке дневника 1857 года (Путевые записки по Швейцарии)” писатель отмечал: “Я люблю природу, когда она со всех сторон окружает меня и потом развивается бесконечно вдаль, но когда я нахожусь в ней. Я люблю, когда со всех сторон окружает меня жаркий воздух…; когда вы не одни ликуете и радуетесь природой, когда около вас жужжат и вьются мириады насекомых, сцепившись ползут коровки, везде, кругом заливаются птицы”.

Эти слова выражают отношение Толстого к природе, бесконечную любовь к ней, огромный интерес к мельчайшим подробностям ее жизни, желание приблизиться к ней.

Человек – неотъемлемая часть природного равновесия и гармонии. Человек красив, в искусстве нередко подчеркивается это. Например, в рассказе “После бала” Л. Н. Толстой дает такое описание девушки, в которую был влюблен главный герой: она “была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная.

Держалась она всегда необыкновенно прямо… и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид”.

Человек может абстрактно мыслить, сознательно ставить перед собой цели, строить планы, чтобы достичь их, затем приступает к работе, чтобы реализовать их, и находить удовлетворение в их осуществлении.

Чувство нравственности позволяет различать добро и зло, совесть укоряет человека, когда он заблуждается. Он находит счастье, когда окажется полезным кому-то, радость – когда он любит и любим. Человек может созерцать растения и животных, великолепие гор и океанов или простор звездного неба и ощущать свою незначительность. У него есть чувство времени и вечности, его интересует, куда он идет, он хочет понять, что стоит за всем этим.

Как видим, красота человека заключается не только во внешних данных, но и во внутренней гармоничной и плодотворной жизни.

Подражая прекрасному окружающему миру, стремясь выразить свой восторг красотой, человек создает гениальные произведения искусства. Однако не все так просто. Человеческая природа двойственна: там, где присутствует добро, обязательно появляется зло; в океан гармонии вливается ручеек дисгармонии. Причем чаша весов добра и зла не находится в равновесии.

Все наши поступки измеряются этими весами, вся наша жизнь. Если мы забудем об этом, то мы недостойны даже случайного упоминания о нас потомков.

Человек стремится “переиграть” природу, внести в существующую действительность свое понимание истоков прекрасного.

Научно-техническое развитие идет по восходящей. Вздымаются в небо гигантские небоскребы, небесную лазурь прорезают металлические тела самолетов, космических кораблей, недра земли уродуются в погоне за черным золотом. Ускоряется темп жизни – человек стремится достичь большего, лучшего.

Результат: “разрушительное существо” человек, “для поддержания своей жизни”, уничтожает разнообразные живые существа, растения, разрушает красоту природы, нарушает тонкое равновесие гармонии.

В интродукции к повести Л. Н. Толстого “Хаджи Мурат”, где описаны луга и летние полевые цветы, читаем: “Куст “татарина” состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку…

Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его”.

Этот изуродованный кустик “татарина” можно символично соотнести с результатами хозяйственной деятельности человека.

Природа, “перееханная колесом” цивилизации, не сдает своих позиций. Какую цену имеет самый благоустроенный город, в высшей степени приспособленный к жизни человека, по, сравнению с бескрайними полями, зелеными лесами?

Конечно, я прекрасно осознаю, что человек ни под каким предлогом не откажется от всех достижений цивилизации. Однако путь к прекрасному и, в равной степени, простому можно начать в любое время. Стоит только проанализировать свои мысли и поступки: если в твоей душе отсутствуют злые помыслы, порочные желания, недобрые устремления, можно считать, что ты на пути к первоистокам прекрасного.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. На сегодняшний день проблема экономической безопасности является одной из наиболее актуальных. В этом кроется основа не только возрождения нашей страны, но и ее существования в целом. Огромный недостаток, который мешает России занимать первые позиции на мировой арене, это отставание от лидеров в международных отношениях. Для того чтобы преодолеть этот разрыв, необходимо продумать точную стратегию. Одним […]...
  2. Бороться – добиваться чего-нибудь, Преодолевая препятствия… Ожегов С. И. “Словарь русского языка” Наступило сложное время, которое можно определить фразой “на пороге взрослой жизни”. Какой будет эта “взрослая жизнь”? С какими препятствиями и трудностями придется столкнуться на своем пути? Смогу ли я остаться человеком, выстояв и победив все невзгоды? Наверное, такие вопросы задает себе каждый из […]...
  3. Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления тяжелейшего в истории России социального перелома – Октябрьской революции. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии. За двадцать […]...
  4. Если вдуматься, то большинство произведений литераторов повествуют о борьбе чего-то с чем-то. Герои борются с откровенным злом, отстаивают свои принципы, вступают в схватку за любовь, за идею, за высокие идеалы. Излюбленная тема Виля Липатова – борьба с мещанством. С вниманием естествоиспытателя, со страстью бойца исследует писатель различные виды социального эгоизма, все глубже вглядывается в современную […]...
  5. Стихотворение Ф. И. Тютчева “Не то, что мните вы, природа…” раскрывает глубокий смысл и значение природы. С первых строк поэт с какой-то насмешкой обращается к тем, кто считает природу божьим слепком с бездушным ликом. Все произведение пронизано величием окружающего мира и твердой уверенностью в том, что природа есть результат эволюционных процессов, а никак не чьим-то […]...
  6. Искусство является неотъемлемой частью человеческой жизни. Можно сказать, что оно – естественное и обязательное проявление нашей природы. Ведь даже в первобытном обществе, когда люди еще не были людьми в современном понимании, их жизнь уже сопровождало искусство. На мой взгляд, именно в этой сфере человек может максимально выразить себя, поделиться своим “внутренним” с окружающим миром. Л. […]...
  7. Сочинение “Сколько прекрасного встретишь в человеке…” Сочинение на свободную тему Сочинение “Сколько прекрасного встретишь в человеке…” – сочинение-эссе. Автор, размышляя о положительных и отрицательных сторонах человеческой натуры, приходит к выводу о благотворном влиянии истинно художественных произведений на природу человека. Сочинение “Сколько прекрасного встретишь в человеке… ” дарит читателю надежду на возрождение духовности в современном мире. […]...
  8. На мой взгляд, высказывание Льва Николаевича Толстого верно, так как в наше время нельзя обойтись без русского языка и хорошего словарного запаса. С помощью слов можно поддерживать связь с окружающим миром, выражать богатство своих чувств и мыслей, полноту своего внутреннего мира. Однако во все времена выдающиеся мыслители предавали большое значение умению выражать свои мысли. И […]...
  9. Издревле люди бились над вопросом о смысле человеческой жизни. Для чего человек живет на этой земле, зачем приходит в этот мир и с каким багажом уходит? Есть ли высший смысл в его существовании? Что меняется в человеке на протяжении жизни, помимо внешности и физического состояния? Мудрецы разных эпох давали свои ответы на этот непростой вопрос. […]...
  10. В удивительных, но почему-то мало известных “Заметках о простоте и упрощенности” Достоевский дает характеристику “опрощенной”, или “упрощенной”, идеи, идеи, “попавшей на улицу”, идеи того времени, “когда страшно доставалось Пушкину и вознесены были сапоги”. “Простота взгляда” есть то, что Достоевского – по его собственному признанию – больше всего поражало в просвещенстве. Эта “простота взгляда” есть “стремительность […]...
  11. Любовь – прекраснейшее из человеческих чувств. По-моему, это утверждение настолько бесспорно, что вряд ли кто-то с ним не согласится. Мне кажется, что только в любви и через любовь человек становится человеком. А без любви он просто обделенное существо, лишенное подлинной жизни и не способное понимать другого человека. Я говорю о подлинной любви – о той, […]...
  12. Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник”. Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ посвящен волшебному, высокому чувству – любви, которая возникала между двумя молодыми людьми. Начинается произведение с момента, когда отношения влюбленных уже продолжаются долгое время, но описывая начало этих отношений, автор уделяет внимание даже мельчайшим подробностям. Бунин […]...
  13. История создания Стихотворение в прозе Тургенева “Простота” было написано в июне 1981 г. и опубликовано только в 1929 г. по-французски. Это стихотворение нашел в конце 1920 гг. профессор Мазон в бумагах Тургенева, которые хранились в документах наследников Полины Виардо. Всего профессор нашел 31 стихотворение. Он упомянул о найденных стихотворениях в своей статье, напечатанной в 1927 […]...
  14. Вместе с бытием мира они теряют и свое собственное бытие. Отрыв от конкретности есть путь к смерти, к небытию. Не будем прослеживать такой же двойственности в иных сферах душевной жизни, вне сферы мысли. Может быть, это было бы даже и гораздо легче и результаты анализов были бы рельефнее. Остановимся, однако, еще на одном мотиве мировоззрения […]...
  15. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Так звучат строки великого поэта Ф. И. Тютчева, всем сердцем любившего природу и прославлявшего ее пленительную красоту в своих стихотворениях. Я тоже считаю, что природа – создание […]...
  16. У каждого времени свои идеалы. Однако высокие достоинства русской женщины признавали и русские писатели, и иностранцы во все времена. Взять хотя бы пример из XVIII века. О нем рассказывает С. Соловьев в “Истории России”. Графиня Наталия Шереметьева была обручена с князем Иваном Долгоруким, который в правление Анны Иоанновны впал в немилость. Князя ждала ссылка в […]...
  17. Античная литература привлекала и привлекает к себе высокими гуманистическими идеалами, героизмом, красотой слова, изысканностью формы. Она – вечный целебный, животворный источник, в определенной мере норма и пример – эталон прекрасного, животворная сила, которая, будучи творчески усвоенная на национальном почве, всегда помогала и будет помогать нам строить культуру современную и грядущую. Литература является отображением человеческой жизни. […]...
  18. Сочинение по произведению “Фауст”. “Фауст” – один из главнейших произведений не только немецкого философа Гете. “Фауст” есть один из важнейших произведений мировой литературы. Проблема этого произведения – проблема единства идеала и реальной жизни – для людей и стала отправной точкой раздумий над судьбой мира, общества. Герой Гете, ученый Фауст, ищет счастье в мире земных страстей […]...
  19. Евгений Абрамович Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Он, как и другие поэты XVIII века, оставил обилие европейских жанров, стараясь сказать свое слово не только в российской, но и мировой поэзии. В лирике Баратынского много дружеских посланий соратникам по “цеху поэтов”. В этих стихотворениях поэт полушутливо говорит о своих солдатских буднях: Мне ли думать […]...
  20. Афанасий Афанасьевич Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого чистого искусства. Расцвет творчества Фета приходится на время, когда “чистое искусство” отвергалось, а декларировалось гражданственность поэзии. Для этого периода поэзия Фета была необычной, причудливой, утонченной. Она полна недомолвок, недоговоренностей. Критики нашли в ней необыкновенную мелодичность. Всю свою жизнь Фет отстаивал “чистую красоту”, был […]...
  21. Неоспоримой истиной является утверждение того, что любовь – это чувство достаточно противоречивое. Оно обладает способностью к спасению человека в сложный период его жизни, и одновременно, его окрылению. Хотя встречаются и такие ситуации, при которых это прекрасное чувство губит человека, наполняя его нестерпимой болью, незабываемой, даже с течением лет. Любовное чувство, возникшее между представителями противоположенного пола, […]...
  22. Виктория Токарева отличается от всех современных российских писателей прежде всего тем, что ее повести и рассказы наполнены жизнью, как комната наполнена музыкой, когда включаешь магнитофон. Когда читаешь ее произведения, создается впечатление, что все это происходит в соседнем доме, что у людей просто нет занавесок на окнах и ты, сидя вечером у окна, досконально изучаешь их […]...
  23. История создания Рассказ “Святая простота” был напечатан в “Петербургской газете” за 9 декабря 1885 г., в отделе “Летучие заметки”. Он подписан псевдонимом “А. Чехонте” и не был включен Чеховым в полное собрание сочинений. Эпизод с адвокатом, оплатившим стоимость целого спектакля, правдив. Известный адвокат Плевако, оказавшийся в провинциальном городе, уплатил сумму полного сбора и смотрел спектакль […]...
  24. А. Т. Твардовский – стихотворение “Есть имена и есть такие даты…”. Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими героями. Объек­тивно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом – судом духовным. Это человек большой совести, чес­тности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что […]...
  25. Честь – слово трудное для понимания, но, тем не менее, каждый представляет что – то свое, слыша его. Честь есть истинная и мнимая, они обе отличаются друг от друга, но, тем не менее, нередко многие люди заблуждаются с их определением, когда встречаются в жизни. Истинная честь идет от души человека, она нравственная. Данный человек сам […]...
  26. “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”. (М. Горький) Трудно не согласиться с высказывание М. Горького, что “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”. Автор поднимает вопрос о той важной роли, которую выполняет один из видов деятельности […]...
  27. План I. Честное, настоящее, совершенное в лирике Некрасова. II. Отшлифованность и завершенность творений поэта. 1. Афористичность стихотворений Некрасова. 2. Неприятие напыщенных, вычурных фраз. 3. Умение передавать язык народа. III. “Я лиру посвятил народу своему”. Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности и […]...
  28. Е. Гофман – видатний прозаїк німецького романтизму. Його дотепні, химерні за змістом новели і казки, дивовижні перипетії в долі його героїв, приголомшливі переходи від реальності до фантастики відбивають збентеження і розгубленість романтичного письменника перед оточуючим світом і разом з тим трагедію великого художника, який задихається в тяжкій атмосфері феодально-міщанської Німеччини в сумну пору наполеонівської реакції. […]...
  29. Лирика Некрасова имеет свой неповторимый, не схожий ни с чем колорит. В ней нет возвышенности Пушкина, трагического надлома Лермонтова, изысканности И таинственности Блока, красочности Есенина… Но есть в ней нечто такое честное, настоящее, совершенное! Характерная черта его стихотворений – афористичность. Его фразы настолько метко подобраны, взвешены, отшлифованы, что к ним, как к истинным, завершенным творениям, […]...
  30. Маменька Маменька – мама главного героя повести Л. Н. Толстого “Детство”. О матери Николенька Иртеньев вспоминает с бесконечной любовью и благодарностью. Она для него была источником всего прекрасного. Каждое утро Николенька спускался в гостиную поздороваться с маменькой, и ему казалось, что нет в мире человека красивее и добрее этой женщины. К Отцу он также хорошо […]...
  31. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №7” Левокумского муниципального района Ставропольского края Сценарий на тему “Сотрудничество семьи и школы – Важное условие успешности ученика” Подготовила: учитель биологии Первой квалификационной категории Краева Мария Александровна 2015 год “Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика”. Здравствуйте, уважаемые родители! Я, Краева Мария Александровна, проведу сегодня у […]...
  32. Педагогический совет по теме. “Коммуникативная культура учителя как условие Личностно-ориентированного обучения и воспитания” Цель: определить степень сформированности коммуникативных навыков у педагогов гимназии и оценить уровень коммуникативной культуры учителей в системе взаимодействия с учащимися. Задачи: – познакомить педагогов с понятиями “коммуникативной культуры учителя”, “коммуникативной компетентности учителя”; – используя диагностическую методику, определить состояние сформированности основных коммуникативных навыков […]...
  33. “Есть – люди, а есть – иные – и человеки…” (По пьесе М. Горького “На дне”.). В основе пьесы Максима Горького “На дне” (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых – месте, находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и […]...
  34. Сюжет стихотворения И. А. Бунина “У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…” заключается в том, что юноша прощается с отчим домом и родиной в целом и отправляется на вечные скитания в поисках “очага”. Произведение двусмысленно и содержит в себе как личную, так и общественную драму. Уход из семейного “гнезда” обусловлен взрослением молодого человека: он […]...
  35. В основе пьесы Максима Горького “На дне” – спор о человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костыле-вых – месте, как бы находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие-связи – социальные, профессиональные, духовные, семейные. Ничто не связывает и самих ночлежников […]...
  36. Николенька Иртеньев Николай Петрович Иртеньев – главный герой повести Л. Н. Толстого “Детство”, десятилетний мальчик из дворянской семьи. Это веселый, добрый и воспитанный мальчик, который растет в любви и заботе. В его воспитании принимают участие не только родители, но и няня Наталья Савишна, и учитель Карл Иванович. Он очень любит своих родителей и гордится ими. […]...
  37. В дни безграничных увлечений, В дни необузданных страстей Со мною жил превратный гений Наперсник юности моей. Е. Баратынский Евгений Абрамович Баратынский стоял у истоков русской классической поэзии. Он, как и другие поэты XVIII века, оставил обилие европейских жанров, стараясь сказать свое слово не только в российской, но и мировой поэзии. В лирике Баратынского много дружеских […]...
  38. Думаю, поэт Е. Баратынский, кому принадлежат эти строки, имел в виду не всю великую Россию, а “милую страну”, в смысле родную сторонку, то есть свой “угол на земле”. То, что сейчас называют “малой родиной”. Лучше всего, мне кажется, в далеком и роковом 1941 году об этом написал Константин Симонов в стихотворении “Родина”. Поэт-фронтовик рассказал в […]...
  39. Роман “Петр Первый” впервые публиковался в журнале “Новый мир”, с перерывами, с 1929 по 1945 год. В это время историческая романистика утверждается в советской литературе. Авторов исторических романов более всего волнуют те периоды в жизни России, которые связаны с коренной ломкой прежних устоев. Таковы историческая эпопея Вяч. Шишкова “Емельян Пугачев” (1938-1945), исторические романы А. П. […]...
  40. Действительно великая, философская мысль Л. Н. Толстого передана через рассказ о самых неинтересных, самых типичных обывателях того времени. Глубина этой мысли идет через весь рассказ грандиозным фоном для незначительного, маленького театра кукол, какими являются герои этого произведения. Член Судебной палаты Иван Ильич Головин, женившись в свое время без любви, но весьма выгодно для собственного положения, […]...
Это стихотворение Пастернака продолжает крутится в голове:

Есть в творчестве больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой.

В родстве со всем, что есть, уверясь,
И знаясь с будущим в быту,
Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
В неслыханную простоту.

Но мы пощажены не будем,
Когда её не утаим.
Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.

В блоге о Пушкине я привел лишь вторую строфу. Но вот посмотрите, что там дальше:

Но мы пощажены не будем,
Когда её не утаим.

Как это понять? Мы будем наказаны за простоту? Кто нас не пощадит? Люди, которым она нужней всего? Но почему? Не потому ли, что простота правдива? А, сказано, что ничто так не оскорбляет людей как правда. Итак, за простоту, то есть за правду, не жди пощады...

Она всего нужнее людям,
Но сложное понятней им.

Что "всего нужнее" - это так. Простота, то бишь правда (истина) конструктивна, ее вектор - развитие, движение в будущее.
Но почему же «сложное понятней» людям? Так ли это? Скорее, сложное им привычней, приятней. Так гуру говорит с учениками намеками, аллюзиями, притчами, не сталкивая с истиной (правдой) в лоб, ибо для некорепшего ума такое столкновение может оказаться смертельным.
То есть в сложном, как в мягкой обертке, как пузырчатой упаковке, купается наше человеческое дилетантство.

Вот некоторые афоризмы о простоте.

Не корчите из себя ничего; простота есть отпечаток гения.
К. Берне
Простота есть сознание своего человеческого достоинства.
П. Буаст
Простота есть ближайшая родственница ума и дарований.
Ф. Глинка
Простота всегда бывает следствием возвышенности чувств.
Ж. Д’Аламбер
Показная простота - это утонченное лицемерие.
Ф. Ларошфуко
Простота делает жизнь не только более приятной, но… и более чистой и прекрасной.
М. Монтень
Простота есть главное условие красоты моральной. Чтобы читатели сочувствовали герою, нужно, чтобы они узнавали в нем столько же свои слабости, сколько и добродетели, добродетели - возможные, слабости - необходимые…
Л. Толстой
Простота есть необходимое условие прекрасного.
Л. Толстой
Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.
Л. Толстой
Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.
Л. Толстой
Язык правды прост.
Сенека Ауций Анней (Младший)
Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Новый Завет. Евангелие от Матфея
Простота - это не только самое лучшее, но и самое благородное.
Теодор Фонтане
Чем проще человек выражается, тем легче его понимают.
Джеймс Фенимор Купер
В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота.
Генри Уодсуорт Лонгфелло
Нет ничего проще, чем величие; воистину, быть простым - значит быть великим.
Ралф Уолдо Эмерсон
Простота - это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.
Жорж Санд
Стремление к простоте жизни является у сложнейших душ, а все простое стремится к сложности.
Михаил Михайлович Пришвин

И напоследок - отрывок из романа «Доктор Живаго»
Юрий Живаго: «Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушенной, внешне неузнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он еще далек от этого идеала».