Биографии Характеристики Анализ

Провалился эскалатор. Обрушение эскалатора в московском метро

Пять часов вечера, обычный московский будничный день. Многие уже закончили работать и шли по направлению к метро.

ПО ТЕМЕ

Станция "Авиамоторная" располагается на востоке города рядом с крупными заводами и промышленными зонами. Пассажиропоток в рабочие дни у станции, как правило, большой.

Для того, чтобы справиться с увеличившимся наплывом пассажиров, в 16:30 на станции включили эскалатор №4 на спуск. Люди моментально заполнили его ступеньки. Стоит отметить, что эскалаторы на "Авиамоторной" – одни из самых длинных в столичной подземке – 53 метра.

Около 17 часов движение лестничного полотна эскалатора вдруг резко ускорилось. За пять секунд оно развило скорость в 2,5 раза превышающую нормативную. Стоявшие на эскалаторе люди, многие из которых даже не держались за поручень, потеряли равновесие и начали падать на нижнюю площадку.

Вниз полетел один человек, другой, одежду упавших начало затягивать под металлическую гребенку. Образовалась огромное столпотворение, люди не понимали что происходит.

Те, кто смог сохранить равновесие, попытались выпрыгнуть на баллюстраду эскалатора – разделительную полосу со светильниками. Но тонкая пластиковая обшивка (всего лишь три миллиметра) не выдерживала веса выпрыгнувших на нее людей. Пассажиры провалились сквозь нее и упали с двухметровой высоты на бетонное основание эскалаторного тоннеля, многие получили травмы различной степени тяжести.

Трагедия длилась около двух минут, за это время вниз скатились около 100 человек. Дежурный по эскалатору делал все возможное, чтобы помочь людям, но оказался бессилен. Он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабинке, но тщетно. Не помогло и включение аварийного тормоза.

В 17:10 вход на "Авиамоторную" был ограничен, спустя 25 минут – перекрыт, а в 17:45 станция была полностью закрыта. Составы следовали через нее без остановки.

Позже следствие выяснило, что за несколько месяцев до трагедии на четырех эскалаторах "Авиамоторной" были установлены рабочие тормоза новой системы. Механизмам были нужны настройки по новой инструкции. Но один из мастеров эксплуатации продолжал настраивать их по-старому.

Получается, что все несколько месяцев со времени установки новых тормозных систем эскалаторы эксплуатировались в аварийном режиме, а пассажиры "Авиамоторной" подвергались опасности каждый день. Когда-нибудь механизмы все равно должны были сломаться.

Причина аварии лежала в изломе ступени 96. При прохождении нижней площадки эскалатора поврежденная ступень постепенно разрушала гребенку, в итоге сработала защита, и отключился электродвигатель. Включившийся тормоз развил необходимый тормозной момент намного позже необходимого времени, а вот механический аварийный тормоз и вовсе не сработал.

Несмотря на то, что в 1982 году численность жителей столицы превысила восемь миллионов человек, новость о трагедии мгновенно разлетелась по городу. Пресса между тем подчеркнуто игнорировала случившееся в соответствии с указаниями свыше. Небольшую заметку дала лишь "Вечерняя Москва": было указано место происшествия, количество погибших и раненых.

По официальным данным, погибли восемь человек, ранения различной степени тяжести получили 30 пассажиров. Но замалчивание трагедии, как это часто бывает, привело к появлению различных слухов.

Поговаривали, что люди проваливались прямо в машинное отделение. Да и жертв, заявляли шептуны, было не восемь человек, а чуть ли не сто. По городу шастали якобы очевидцы трагедии, которые нагнетали обстановку, описывая во всех красках ужасы происходившего на "Авиамоторной". Некоторых из них задерживала милиция за нарушение общественного порядка.

Практически полное молчание партийных чиновников было обусловлено еще и тем, что в город в самое ближайшее время должна была приехать делегация из Нью-Йорка. Посему столицу СССР западным гостям нужно было показать как процветающий город. Трагедия на "Авиамоторной" явно не вписывалась в конструируемую мифологию "развитого социализма".

Московский метрополитен официально начал свою работу еще в далеком 1935 году. За время его существования эта система городского транспорта видоизменялась и усовершенствовалась, открывались не только новые станции, но и целые линии. Конечно, за длительный период времени просто не могло не обойтись без различного рода аварий. Некоторые из них прошли без потерпевших, в то время как другие привели к ранениям людей. А некоторые и вовсе стали темными пятнами в истории метро Москвы, так как были связаны с гибелью пассажиров.

Авария 1. Крушение поезда между станциями «Автозаводская» и «Коломенская»

Первая крупная авария в Московском метрополитене случилась на Замоскворецкой линии 15 апреля 1979. В тот день между станциями метро «Автозаводская» и «Коломенская» один из вагонов задел своим редуктором конструкционный элемент пути. В результате пять вагонов сошли с рельсов. Многие пассажиры, которые оказались в том поезде получили травмы различно степени тяжести, но погибших не было.

Последствия аварии удалось ликвидировать только спустя 24 часа, а все это время работа Замоскворецкой линии была полностью приостановлена. Расследованием причин случившегося занималась специально созданная для этой цели экспертная комиссия. Оказалось, что были допущены ошибки при проектировании используемых в то время вагонов. Для того чтобы исключить повторение ситуации было разработано специальное устройство, которым были оборудованы все пути метрополитена Москвы.

Авария 2. Возгорание поезда между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская»

12 июня 1981 года произошло возгорание поезда, следующего по пути между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская». Пожар начался с деревянного ящика, расположенного под одним из вагонов, в котором хранились аккумуляторные батареи. В результате инцидента от огня практически полностью были уничтожены четыре вагона.

По официально озвученной властями информации никто не погиб, но несколько пожарных отравились угарным газом во время устранения возгорания. По данным издания «The New York Times» в тот день от последствий пожара погибло как минимум 7 человек. В своем материале журналисты из США ссылаются на показания очевидцев тех событий.

Авария 3. Трагедия с неисправным эскалатором на станции метро «Авиамоторная»

Крупная авария произошла 17 февраля 1982 года на станции метро «Авиамоторная». В тот день около пяти часов вечера один из эскалаторов, на котором в тот момент находились пассажиры, внезапно ускорил свое движение более чем в два с половиной раза. В результате люди начали терять равновесие и падать вниз, скатываясь по ступенькам и перекрывая выход. Всего в момент аварии на ступенях эскалатора находилось около сотни человек. Некоторые из них, чтобы избежать падения, прыгали на балюстраду.

Власти города Москвы решили не разглашать подробности происшествия и в новостях практически ничего о нем не говорилось. В результате появилось множество слухов. Говорили, будто произошел разрыв цепи эскалатора и стоящие на ней люди падали прямо на движущиеся механизмы и приводные шестерни. Распространялись и якобы свидетельства очевидцев о большом количестве погибших.

По официальной версии в тот день на станции погибло 8 пассажиров, а количество раненных исчислялось десятками. Эти цифры были озвучены властями лишь спустя 9 месяцев после трагедии. Следствие установило, что скатываясь вниз, люди падали друг на друга. Кроме полученных травм причиной смерти людей стала образовавшаяся внизу давка. Как удалось выяснить, авария произошла из-за неисправности оборудования и его неправильного обслуживания.

Во времена СССР многие трагедии пытались скрыть от населения. О них не говорили по радио и телевидению, и практически не писали газеты, поэтому оставалось только лишь «сарафанное радио». Не удивительно, что со временем подобные происшествия превращались в слухи и легенды, достоверной информацией о которых владели лишь немногие. Давайте узнаем о трагедии в московском метро на станции «Авиамоторная», о которой в СССР умалчивали на протяжении 9 месяцев,оберегая народ от «общественно опасного негатива».

17 февраля 1982 год

На фото — эскалатор на «Авиамоторной» в наши дни. Трагедия случилась на четвертом - на фото крайний справа, отключенный

Самая страшная авария в истории московского метро произошла на «Авиамоторной» в вечерний час-пик. Было 5 часов вечера, и спускавший к поездам эскалатор станции метро «Авиамоторная» (в то время один из длиннейших в Москве) был заполнен ехавшими с работы людьми. Как и всегда в это время, метро заполнилось людьми и дежурный по станции включил резервный эскалатор, чтобы не создавать толпу. Спустя менее получаса произошло одно из самых трагичных событий за всю историю Московского метрополитена. На одном из эскалаторов на спуск соскочил правый поручень.

Кровавая мясорубка на «Авиамоторной»

Из-за поломки механизма тележки лестницы утратили сцепление с двигателем, и эскалатор резко пополз вниз, набирая скорость. Лестница неслась со скоростью, в 2,5 раза превышающей норму. В момент, когда поручень почти остановился, сама лестница, ускоряясь под весом пассажиров, понеслась вниз. Аварийное блокировочное устройство отключило двигатель. Вообще для предотвращения подобных ситуаций на эскалаторах предусмотрены тормоза. Один основной и еще один запасной. В тот злополучный день оба они не сработали из-за их неправильной настройки и обслуживания.

Часть пассажиров в панике бросились вверх по ступеням, против движения эскалатора, врезаясь в тех, кто пытался стоя удержаться на ногах. Люди теряли равновесие и падали вниз, скатываясь по ступеням и перекрывая собой проход у нижней выходной площадки, а движущийся с огромной скоростью монстр продолжал сбрасывать в эту «кучу-малу» все новые жертвы. Общий вес находившихся на эскалаторе пассажиров составлял 12 тонн, и почти все они за несколько секунд образовали гору тел внизу эскалатора.

Слыша крики внизу, верхние в ужасе запрыгивали на балюстраду, пытались перебраться на соседний эскалатор, но пластиковое покрытие толщиной всего 3 мм ломалось под их тяжестью, они проваливались под балюстраду. Вместе с тем под металлическую гребенку «взбесившегося» эскалатора затягивало обувь, одежду, сумки. Ступени трещали и ломались, "вставали на дыбы»". Люди получали порезы, открытые переломы - отсюда и "лужи крови", которые, согласно страшилкам, так въелись в пол, что бабушки-уборщицы не могли их затереть, как ни старались.

Трагедия длилась 110 секунд - почти 2 минуты, пока, наконец, механизмы эскалатора не заглушили вручную в машинном зале. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 — перекрыт. Через десять минут закрыли и саму станцию, поезда следовали мимо без остановок. На станцию были вызваны бригады "скорой".

По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы: несколько человек погибло в толчее... Один из пострадавших, чью ногу зажало между выходной площадкой и ступенью, еще 2 часа дожидался, пока найдутся инструменты, чтобы его высвободить, и из-за такой длительной задержки лишился ноги.

Тайна, покрытая мраком

Власти не сообщили о происшедшем общественности. В 1980-е годы газеты не слишком распространялись о таких вещах. На следующий день в «Вечерней Москве» вышла лишь заметка в несколько строк: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются ». Короткое сообщение будто украдкой напечатала на следующий день «Вечёрка», причем даже не под заголовком «Происшествие», а просто и безлико - «Информация».

После этой трагедии по Москве долго ходили слухи о мучительной смерти людей, которые пытались выскочить с несущейся вниз лестницы, проламывали пластиковую балюстраду и падали на вращающиеся шестерни машин.

Так эскалатор в тот злополучный день стал убийцей почти сорока человек, около полутора сотен было ранено и искалечено. Вывешенные в вестибюлях предприятий фотографии в траурных рамках с соболезнованиями «от парткома и месткома» - вот и все, чем почтило государство память очередных своих неудачливых «винтиков», ибо ничто не имело права омрачать лучезарность «образцового коммунистического города», в котором метро всегда было на особом счету - как то едва ли не единственное, чем еще можно было покорить иностранного гостя.

Популярные публикации сайта.

Римское метро - транспорт для бедных. Московское метро - объект стратегического назначения с кардинально иным подходом к безопасности. И действительно, сколько бы ни танцевали горячие болельщики из Латинской Америки на эскалаторах московской подземки, за все время чемпионата мира не было ни одного инцидента. Хотя у московского метро была своя черная страница в 1982 году. О чем не сообщали советские газеты - корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.

У станции «Авиамоторная» и сейчас, как и тридцать с лишним лет назад, кого-то ждут, кто-то опаздывает, и все спешат. Сергей Ордеев в феврале 82-го также торопился домой - до сдачи диплома у студента знаменитого МЭИ оставалось пять дней. «Я пешком дошел от кафедры - была последняя консультация перед дипломом. Посмотрел на часы, почему-то очень точно запомнилось все, 16:50 было. Я решил на метро в этот день поехать. Как раз в пять часов все и случилось», - поделился Сергей.

Обычно Сергей ездил на учебу на трамвае или на электричке. Но именно тогда почему-то выбрал метро. И как после этого не поверить в судьбу? Где-то в середине пути эскалатор под ним вдруг начал резкое движение вниз, все кто на нем стоял, потеряли равновесие. Но никто и подумать не мог, что это первые секунды трагедии. «Я вижу, что внизу стала образовываться куча-мала, то есть люди стали падать друг на друга. И я чувствую, что меня несет в эту кучу. И в этот момент инстинкт сработал, какая-то сила меня выбросила на балюстраду», - рассказал Сергей.

Эскалаторы на «Авиамоторной» - одни из самых протяженных в Московском метро. Их длина составляет 49 метров. А это тот самый, крайний слева, как и зимой 82-го работает на спуск. Тогда трагедия длилась всего минуту пятьдесят секунд. Когда на платформе лежали пострадавшие, сверху продолжали идти. Оттуда-то не видно, что происходит внизу.

«Вытащили женщину, потом был военный, был молодой человек. Боковые стенки балюстрады были пробиты, и мы достали молодого человека, бережно его несли, и я заметил, и я вижу, у него ноги болтаются сами по себе, явно это был перелом», - вспомнил Сергей.

Станция была закрыта, сотни людей пытались узнать, что случилось. Но от очевидцев слышали только эмоции. По радио и телевидению рассказывали о свершениях к 65-й годовщине Октября. О событии напечатала единственная газета - «Вечерняя Москва», да и то, как можно было в 82-м. Информации о трагедии нашлось место только на предпоследней полосе и то на следующий день. Три коротких предложения, между новостью о ремонте старинных часов на соборе в ГДР и заметкой о заводской спартакиаде. Да, по всем стандартам журналистики с этого надо было начинать выпуск, но на заре эпохи застоя даже такое считалось неслыханной дерзостью.

Зато маленькая заметка обросла слухами и домыслами: якобы людей перемалывало механизмами эскалатора. Кто тогда знал, что такого не может быть - под пассажирами только пустоты.

«Я вышел на улицу, я заметил, что ботинки были в крови, все красные такие. Я оттер снегом, как мог. Поехал домой. У меня две бабушки были, я, конечно, ничего не рассказывал. Отмыл ботинки и я помню, вечером состояние. Меня трясло в лихорадке, я не мог успокоиться», - рассказал Сергей.

В давке тогда погибли восемь человек. Как позже выяснит следствие, это было сродни авиакатастрофе, когда незначительные факторы, собираясь воедино, становятся трагедией. Час-пик, человеческая халатность и новая техника. Эскалаторы на «Авиамоторной» установили за два месяца до трагедии. «Это был человеческий фактор. Механик, который обслуживал эскалаторы, он исходил из технической документации на предыдущие эскалаторы, а не на те, что были установлены два месяца назад. И фактически эти два месяца, об этом никто не знал, они эксплуатировались в аварийном режиме», - рассказал историк Московского метро Максим Шуйский. Когда на ленту эскалатора стали заходить люди, одна из ступеней выпала из направляющих. В таком случае автоматика должна была остановить движение, но техника не сработала. Это сейчас даже попавший в полотно шнурок может дать команду тормозу, а тогда такие технологии только появлялись и сильно зависели от людей.

«Учли возможные неправильные действия персонала, когда пытались остановить машину, просто отрубив рубильник. Но отрубив рубильник, они отрубили всю следящую систему, которая выдавала сигнал на остановку аварийным тормозом», - поделился главный конструктор завода по производству эскалаторов Игорь Семеников.

Здесь в Петербурге, на заводе, где производят эскалаторы, февраль 82-го - переломная точка. После этого все подъемники советского метро прошли модернизацию. Кроме автоматики усилили балюстрады - то, откуда растут светильники и куда в надежде на спасение прыгали люди. «Были увеличены в толщине эти листы ограждения. С трех миллиметров до десяти, то есть почти в три раза», - рассказал Максим Шуйский.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ


4. Аварии и теракты
5. Пересадки

Авария эскалаторов на «Авиамоторной» в 1982 году

Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» в результате поломки эскалатора, вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием.

Примерно в 16.30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора, как потом оказалось из-за цепей-тележек эскалатора, оторвавшихся от державшего их двигателя, неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость в 2-2.4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора скатились вниз. В давке погибло 8 человек, 30 человек, по оглашению 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР, были ранены. В 17.10 вход на станцию был ограничен, в 17.35 перекрыт, а в 17.45 станция была полностью закрыта — поезда проследовали её без остановки.

Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших — это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.

В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда?

Пластиковая обшивка балюстрады действительно была неспособна выдержать вес выпрыгнувших на нее людей, и люди действительно проваливались сквозь нее, однако никаких механизмов под балюстрадой нет — люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Все погибшие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев с момента установки тормозных систем по день катастрофы все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения — тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз попросту не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена — произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм.

Теракт на станциях Третьяковская 1 января 1998 года

1 января 1998 года произошел взрыв в вестибюле станции «Третьяковская». Ранены три человека. Мощность безоболочного взрывного устройства составляла 150 граммов тротила. Сменный машинист метропоезда, переходя по пешеходному мостику с одного состава на другой на «Третьяковской», обнаружил около ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию, небольшую сумочку, похожую на визитку или косметичку. Открыв ее, машинист увидел батарейки и провода. Он немедленно отнес находку дежурной по перрону, после чего сел в состав и уехал по маршруту. Дежурная, положив сумочку на металлический ящик с огнетушителем на дальней части перрона, которая отгорожена от пассажирского зала, позвонила в милицию. В этот момент произошел взрыв. В результате взрыва разбиты стекла кабинки дежурной — она ранена осколками, а находившиеся рядом две уборщицы станции получили легкие травмы и нервный шок.

Авария энергосети 25 мая 2005 года

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго», подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы:

Движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

  • Замоскворецкая от ст. Красногвардейской до ст. Павелецкая, включая Каховскую линию
  • Серпуховско-Тимирязевская от ст. Серпуховской до ст. Бульвар Дм. Донского
  • Калужско-Рижская от ст. Битцевский парк до ст. Проспект Мира

Движение полностью отсутствовало на Люблинской линии, а также на Бутовской линии лёгкого метро.

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской, Калужско-Рижской, Серпуховско-Тимирязевской, Бутовской, Люблинской, Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20-35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа, при этом мощностей аварийных генераторов в метро не везде хватало даже для того, чтобы обеспечить освещение на погрузившихся в полную темноту станциях. Остановились эскалаторы.

На пересадочных станциях также часть поездов была возвращена. Например, на «Китай-Городе» работало только по одному эскалатору, вестибюль на Маросейку на выход, на Солянку — на вход. Свет на наклонах отсутствовал. После нормализации ситуации на соседних станциях она была закрыта на вход и выход до конца дня.

  • Обесточенные станции — фотографии очевидцев