Биографии Характеристики Анализ

Проверочные по географии. Проверочные и контрольные работы по географии

приложение

Контрольная работа по теме « Земля и ее изображение »

Вариант 1

А1.Первым слово «география» использовал

а) Эратосфен б) Ньютон в) Аристотель

А 2.Современным методом определения размеров и формы земной поверхности является

а) картографический б) описательный в) космический

А 3.При рассказе друзьям о своём путешествии вы используете

а) описательный метод б) картографический метод в) космический метод

А 4.Причиной расцвета картографии в ХУ веке являлось

а) проведение завоевательных походов

б) проведение географических экспедиций

в) создание первого космического снимка

А 5.Земля имеет форму

а) окружности б) эллипсоида в) шара

А 6.Линия, делящая земной шар на северное и южное полушария, называется

а) экватор б) орбита в) ось

А 7.Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца,

называется

а) месяц б) неделя в) год

В1.Расставьте методы географических исследований в хронологическом порядке (по времени их возникновения от самого современного до самого древнего).

а) описательный б) картографический в) космически

В2.Выберите полушария, образованные линией экватора. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) северное б) восточное в) южное г) западное

С1. Установите соответствие

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

1.описательный

2.картографический

3.космический

СУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

С2.Установите соответствие

ЦВЕТ

1.оттенки синего цвета

2.оттенки жёлтого цвета

а) участки с разными высотами

Контрольная работа по теме « Земля и ее изображение »

Вариант 2

А1.Впервые география как наука появилась в

а) Вавилоне б) Древней Греции в) Древней Руси

А2.Наука о природе Земли называется

а) география б) картография в) топография

А3.Примером картографического источника географических знаний является

а) картина б) чертёж участка в) научная статья

А4.Расставьте методы географических исследований в хронологическом порядке (по времени их возникновения от самого современного до самого древнего).

а) описательный б) картографический в) космический

А5.Длина экватора составляет

а) 39 690 км б) 40 075 км в) 40 000 км

А6. Экваториальный радиус больше полярного на

а) 12 км б) 22 км в) 32 км

а) юг б) юго-восток-восток в) северо-восток г) юго-юго-восток

В1.Выберите картографические источники географической информации. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) план местности б) географическая карта

в) рассказ друга г) путешествие

В2.Какое из утверждений характеризует географическую карту?

а) даёт представление о форме Земли

б) учитывает кривизну поверхности Земли

в) является плоским изображением земной поверхности

В3.Расставьте фотографические изображения по мере уменьшения охвата территории.

а) космический снимок б) снимок с поверхности Земли в) аэрофотоснимок

С1. Установите соответствие между методом исследования и сутью исследования.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

1.описательный

2.картографический

3.космический

СУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

а) наблюдение за хозяйственной деятельностью человека на всей поверхности Земли

б) определение высоты и размеров земной поверхности

в) определение сходств и различий отдельных территорий на основе визуального наблюдения

С2.Установите соответствие между цветом на физической карте и изображением земной поверхности.

ЦВЕТ

1.оттенки синего цвета

2.оттенки жёлтого цвета

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

а) участки с разными высотами
6) участки с разными глубинами

часть А

часть В

часть С

Контрольная работа по теме «История географических открытий»

А1. Учёным, который доказал, что древние люди могли пересекать океан, является

а) Алексей Чириков б) Михаил Лазарев в) Тур Хейердал

А2.Марко Поло отправился в путешествие, чтобы

а) добраться до Индии б) проложить новые торговые пути в Китай

в) выучить арабский язык г) открыть материк Африка

А3.Впервые морской путь из Европы в Индию проложил

а) Васко да Гама б) Бартоломеу Диаш

в) Христофор Колумб г) Фернан Магеллан

А4.Первый остров у берегов Америки, открытый Христофором Колумбом, называется

а) Куба б) Исландия в) Сан-Сальвадор г) Мадагаскар

А5.Какие океаны соединяет Магелланов пролив?

а) Тихий и Северный Ледовитый б) Тихий и Атлантический

в) Атлантический и Индийский г) Атлантический и Северный Ледовитый

А6.Пролив между Евразией и Северной Америкой назван в честь

а) Семёна Дежнёва б) Афанасия Никитина

в) Алексея Чирикова г) Витуса Беринга

А7.Какие моря пересёк во время своего путешествия Афанасий Никитин? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) Чёрное б) Северное в) Каспийское

г) Карское д) Белое е) Аравийское

В1. Установите соответствие между именем путешественника и историческим событием.

ИМЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

1.И. Крузенштерн, Ю. Лисянский

2. М. Лазарев, Ф. Беллинсгаузен

3. А. Чириков, В. Беринг

ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ

а) открытие Антарктиды

б) Камчатская экспедиция
в) первая русская кругосветная экспедиция

г) открытие Австралии

В2. Установите соответствие между именем путешественника и названием материка, в пределах или в районе которого проходило исследование.

ИМЯ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

1.Абель Тасман

2.Афанасий Никитин

3.Джеймс Кук

МАТЕРИК

а) Евразия

б) Антарктида

в) Австралия

В3. Установите соответствие между названием географического объекта и названием материка, в пределах или в районе которого он расположен.

НАЗВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА

    мыс Доброй Надежды

    полуостров Камчатка

    море Беллинсгаузена

    полуостров Аляска

НАЗВАНИЕ МАТЕРИКА

а) Африка

6) Антарктида

в) Северная Америка

г) Южная Америка

д) Евразия

е) Австралия

часть А

часть В

Контрольная работа по теме «Путешествие по планете Земля»

А1. Природное явление с последовательным движением воды из Мирового океана на сушу и обратно называется

а) образованием облаков б) выпадением осадков в) круговоротом воды

А2. Самым большим по площади государством мира является

а) Индия б) Россия в) Китай

А3. Какому материку соответствует данное высказывание: «На сев материка теплее, чем на юге»?

а) Евразии б) Северной Америке в) Южной Америке

А4.Выберите части Мирового океана. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) болото б) море в) залив г) озеро д) пролив

А5.Какие утверждения характеризуют Мировой океан? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) транспортный путь б) среда обитания живых организмов

в) источник пресной воды г) источник тепла

д) место добычи полезных ископаемых

А6.Расставьте материки по мере уменьшения их площади.

а) Африка 6) Антарктида в) Северная Америка г) Австралия

В1.Выберите верные утверждения , характеризующие природу Евразии. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) материк расположен в двух частях света

б) материк омывается тремя океанами

в) на материке расположено крупнейшее по численности населения государство мира

г) на материке расположена высочайшая горная вершина мира

В2.Выберите верные утверждения , характеризующие природу Африки. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) на материке расположена самая большая пустыня мира

б) материк близко расположен к Австралии

в) материк расположен по обе стороны от экватора

г) с севера материк омывает Средиземное море

В3.Выберите верные утверждения , характеризующие материк Северная Америка. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) вдоль западного побережья материка протянулись горы

б) по площади Северная Америка занимает 3-е место среди материков Земли

в) коренными жителями Северной Америки являются только индейцы

г) берега Северной Америки омывают три океана

С1. Установите соответствие между названием географического объев та и его характеристикой.

НАЗВАНИЕ ОБЪЕКТА

    Сахара

    Джомолунгма

    Ниагарский

    Мадагаскар

ХАРАКТЕРИСТИКА

а) остров

б) пустыня

в) водопад

г) горная вершина

часть А

часть В

часть С

Контрольная работа по теме «Природа Земли»

А1. Всё, что нас окружает, но не создано человеком, называется

а) животным миром б) природой

в) растительным миром г) космическим пространством

А2.Мощность литосферы составляет

а)0-50 км б) 50 - 100 км в) 100 - 200 км г) 50 - 200 км

А3.. Внешняя, твёрдая оболочка земного шара называется

а) литосферой б) гидросферой в) атмосферой г) биосферой

А4. Радуга, дождь, ураган - природные явления, происходящие в

а) литосфере б) атмосфере в) гидросфере г) биосфере

А5. Ледники, болота, айсберги - природные объекты, входящие в состав

а) биосферы б) гидросферы в) литосферы г) атмосферы

А6. Верны ли выражения об атмосфере?

1. защищает планету от потери тепла

2. защищает от потоков метеоритов

а) верно только выражение1 б) верно только выражение 2

в) оба выражения верны г) оба выражения неверны

В1. Из приведённого списка выберите природные объекты. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) озеро б) собака в) море г) дом д) компьютер

В2. Какие объекты относятся к неровностям земной поверхности? Ответ
запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а) горы б ) овраги в) реки г) холмы

С1. Установите соответствие между объектом природы и его видом.

ОБЪЕКТ ПРИРОДЫ

1.автобус

2.дятел

3.сосновый бор

4.стол

ВИД ОБЪЕКТА

а) объект живой природы

б) объект неживой природы

С2. Установите соответствие между названием оболочки Земли и её компонентом.

НАЗВАНИЕ ОБОЛОЧКИ КОМПОНЕНТ

    литосфера а) ручей

    атмосфера б) горы

    гидросфера в) земляника

    биосфера г) туча

часть А

часть В

часть С

1

2

Итоговая контрольная работа по географии 5 класс

1 вариант

    Кто из ученых древности впервые использовал слово «география»?
    а) Пифагор; б) Аристотель; в) Пифей; г) Эратосфен.

    Вид изображения, позволяющий подробно изучить небольшой по площади участок земной поверхности:
    а) глобус; б) географическая карта; в) план; г) аэрофотоснимок.

    не существует?

а) Ю б) ЗВ в) СЗ г) ЮВ.

    Следствием осевого вращения Земли является

а) смена времён года в) смена дня и ночи
б) смена погоды г) смена времени

    Первое путешествие вокруг Африки совершили:
    а) викинги; б) финикийцы; в) древние греки; г) индусы.

    Какие из перечисленных объектов расположены на территории Евразии?
    а) Китай, Амазонка, Эйр-Норт;
    б) Амур, Байкал, Рейн;
    в) Аппалачи, Волга, Россия;
    г) Эйр-Норт, Байкал, Виктория.

    Река, ручей, озеро, море входят в состав:
    а) атмосферы; в) биосферы;
    б) гидросферы; г) литосферы.

    Нижняя граница географической оболочки проходит:
    а) в атмосфере; б) в гидросфере; в) в литосфере; г) в мантии.

    Сколько стран расположено на территории Антарктиды?

а) 1 б) 6 в) 12 г) ни одной

    Расставьте материки Земли в порядке возрастания из площади:
    а) Антарктида;
    б) Африка;
    в) Евразия;
    г) Австралия;

    Установите соответствие между названием материка и характерной его особенностью:
    1) Евразия; а) Самый жаркий;
    2) Африка; б) Самый холодный;
    3) Антарктида; в) Самый большой;
    4) Австралия; г) Самый маленький.


    а) компьютер;
    б) хлеб;
    в) песок;
    г) море;
    д) ручка;
    е) собака.

    Кто совершил первое кругосветное путешествие?

    Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?

Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира и являются главным источником древесины ценных пород. Это огромная кладовая пищевых, технических, лекарственных и других полезных растений, широко вошедших в культуру и быт народов многих стран, а также послуживших источником генофонда диких сородичей для селекции и выведения культурных сортов. Чай и кофе, бананы и цитрусовые, гевея и тунг, как и многие сотни других ныне культивируемых полезных растений, являются выходцами из тропических лесов.



2 вариант

    На русский язык слово «география» переводится как:
    а) землеочертание; в) земленачертание;
    б) землеописание; г) земленаписание.

    Точные очертания материков и островов возможно получить при использовании:
    а) рисунка земной поверхности;
    б) фотографии, сделанной с поверхности Земли;
    в) космического снимка;
    г) фотографии, сделанной с высоты десятиэтажного дома.

    Какого из указанных направлений по сторонам горизонта не существует?

а) Ю б) СВ в) СЗ г) ЮС.

    По орбите вокруг Солнца Земля совершает полный оборот за:
    а) сутки; б) месяц; в) год; г) день.

    Первым из европейцев, совершившим путешествие в Китай, является
    а) Марко Поло; б) Афанасий Никитин; в) Васко да Гама; г) Хр.Колумб.

    Какие из перечисленных объектов расположены на территории Африки?
    а) Нил, Амазонка, Миссисипи;
    б) Амур, Конго, Замбези;
    в) Виктория, Танганьика, Нил;
    г) Виктория, Танганьика, Байкал.

    Какая группа объектов природы входит в состав литосферы?
    а) море, горы, равнины;
    б) горы, муравей, облака;
    в) возвышенность, горы, низменность;
    г) облако, родник, овраг.

    Верхняя граница географической оболочки проходит:
    а) в атмосфере; б) в гидросфере; в) литосфере; г) мантии.

    Европу отделяют от Азии:

а) Уральские горы б) Кавказские горы в) Гималаи г) Тибет

    Расставьте океаны в порядке увеличения их площади:
    а) Тихий; б) индийский; в) Северный Ледовитый; г) Атлантический.

    Установите соответствие между названием материка и расположенной на его территории системой:
    1) Евразия а) Гималаи;
    2) Южная Америка; б) Аппалачи;
    3) Северная Америка; в) Анды;
    4) Австралия; г) Большой Водораздельный хребет.

    Из предложенного списка выберите 3 объекта природы.
    а) почва;
    б) телевизор;
    в) родник;
    г) портфель;
    д) дерево;
    е) одежда.

    Кто открыл Америку?

    Какие географические методы исследования можно использовать для подтверждения данной информации:

Тропические леса занимают большие пространства по обе стороны экватора в Америке, Африке, в южной и юго-восточной частях Азии и на прилегающих к ней островах, в Австралии.

В лесных водоемах тропической Америки растет знаменитая виктория-регия. Ее плавающие в воде листья достигают в диаметре 2 м, а огромные чудо-цветки распускаются лишь на две ночи и два вечера, наполняя воздух дурманящим ароматом. В первый вечер цветки белые с красновато-розовой серединой, а во второй - переливаются всеми оттенками от малиново-красного до темно-пурпурного.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой проверочной работы по географии за курс 5 класса школы.

1. Назначение КИМ итоговой контрольной работы.

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения пятиклассниками Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 5 класса.

2. Документы, определяющие содержание КИМ.

Содержание итоговой работы определяется на основе документов:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089)

- Программа Домогацких Е.М. (Программа курсов «География» для 5-9 классов. - М.: Русское слово, 2012)

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Отбор содержания, подлежащего проверке в итоговой работе осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования. В каждый вариант включены задания, проверяющие уровень знания содержания всех основных разделов курса Введение в географию и выполнение основных требования к уровню подготовки восьмиклассников.

4 . Структура проверочной работы.

Работа состоит из 14 заданий. Задания проверяют знания, составляющие основу географической грамотности, а также способность применять знания и умения в контекстах, соответствующих основным разделам курса. Работа содержит 9 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, 1 задание на определение правильного порядка географического явления, 1 задание на сопоставление, 1 задание с выбором трех правильных ответов из 6, 1 задание с кратким ответом, 1 задания на выявление географического метода по описанию.

Распределение заданий проверочной работы по частям работы.

Определить правильные порядок географического явления.

Сопоставить.

Выбор 3 правильных ответов из 6.

Дать краткий ответ

3

Часть III

1 сложное

2

Определить географические методы по описанию.


5. Распределение заданий проверочной работы по содержанию и видам учебной деятельности.

Содержание проверочной работы можно разделить на 6 блоков обязательного минимума содержания образования.

Первый блок включает задания №1, 14, по теме «Наука география». Второй – задания №2-4 по теме «Земля и ее изображение». Третий – задания №5, 13 по теме «История географических открытий». Четвертый – задания №6, 9-11 по теме «Путешествие по планете Земля». Пятый – задания №7, 8, 12 по теме «Природа Земли».

Проверочная работа предусматривает разные виды учебной деятельности. Задания I части (1-9) позволяют проверить освоение наиболее значимого содержания: знание фактов и закономерностей по данным темам, элементарных причинно-следственных связей, сформированность простейших географических умений и пространственных представлений. Во II части представлены задания (10-13), в которых необходимо сделать множественный выбор или дать краткий ответ. Они предполагают более глубокое знание фактов и сформированность пространственных представлений о конкретных территориях. Сложное задание III части (19) направлено на проверку умения определять географический метод по описанию.

Распределение заданий по содержанию

и видам учебной деятельности.

7. Распределение заданий проверочной работы по уровню сложности.

Работа включает в себя 64% простых заданий, 29% средней сложности и 7% сложных.

8. Время выполнения работы.

На выполнение проверочной работы отводится 45 мину.

9. Число вариантов в работе.

Подготовлено два варианта, в которых даны однотипные задания на проверку одинаковых знаний, умений и тем курса.

Ключ:

Вариант 1. 1г, 2в, 3б, 4в, 5б, 6б, 7б, 8в, 9г, 10габв, 11-1в,2а,3б,4г, 12вге, 13.Магеллан. 14.

Вариант 2. 1б, 2в, 3г, 4в, 5а, 6в, 7в, 8а, 9а, 10вбга, 11-1а,2в,3б,4г, 12авд, 13.Колумб, 14

10. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

За каждый правильный ответ первой части и второй части (№1-13) ставится 1 балл. За правильно названный метод в 14 вопросе (III часть) – 1 балл, всего 2 балла. Максимальный балл за работу – 15 балла. «3» получает работа с 5-8, «4» - с 9-12, «5» - с 13-15 баллами.

Перечень проверяемых требований стандарта

Данная входная контрольная работа по географии предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательного профиля. Контрольная работа рассчитана на 1 урок (40-45 минут).

Критерии оценивания

Каждый правильный ответ Части I оценивается одним баллом.

Каждый правильный ответ Части II оценивается двумя баллами. Если дана половина или большая часть правильных ответов на поставленный вопрос, то они оцениваются 1 баллом.

Максимальное количество баллов за выполнение работы- 33.

1-11 баллов- «2»;

12-19 баллов- «3»;

20-25- «4»;

26-33- «5»

1 ВАРИАНТ

ЧАСТЬ I.

1.Какое количество стран граничит с Россией по суше?

А)12; Б)14; В)16; Г)17

2.Какими морями омывается Россия на севере:

А)Красным и Средиземным;

Б)Карским и морем Лаптевых;

В)Балтийским и Черным;

Г)Охотским и Японским

3.В 1937-1938 годах был осуществлен дрейф станции «Северный полюс» на льдине. Руководил дрейфом…

А)С.В.Обручев;

Б)О.Ю.Шмидт;

В)И.Д.Папанин;

Г)Л.С.Берг

4.Назовите горы, которые находятся между Черным и Каспийским морями:

А)Тянь-Шань;

Б)Кавказ;

В)Саяны;

Г)Уральские

5. На каких тектонических структурах расположены самые обширные равнины России?

А) на платформах

В) в срединных массивах

Г) на щитах

6.Полюс холода северного полушария находится:

А)в Якутии;

Б)на Северном полюсе;

В)на острове Северная Земля;

Г)на островах Новая Земля

7. Назвать тип климата характерный для Западной Сибири:

А) Континентальный

Б) Муссонный

В) Резко континентальный

Г)Умеренно-континентальный

8.Отношение падения реки к ее длине называется:

А)Уклоном;

Б)Падением;

В)Режимом;

Г)Паводком

9.Какое питание имеют большинство рек в РФ:

А)Дождевое;

Б)Снеговое;

В)Смешанное;

Г)Ледниковое

10.Какой из представителей растительности не относится к сообществу тундры:

А)Мох;

Б)Лишайник;

В)Ковыль;

Г)Клюква

11. Самые распространенные на территории России деревья?

А)Сосна

Б)Дуб

В)Осина

Г)Лиственница

12.В каком районе России наиболее плодородные почвы?

А)Прикаспийская низменность

Г)Валдайская возвышенность

13.В Западной Сибири имеются запасы:

А)Цветных металлов;

Б)Нефти, газа угля;

В)Угля, меди, газа;

Г)Калийных солей и фосфоритов

14.На территории Русской равнины не расположены:

А)Река Алдан;

Б)Прикаспийская низменность;

В)Река Северная Двина;

Г)Оз. Ильмень

15.Река Волга берет начало на:

А)Приволжской возвышенности

Б)Тиманском кряже

В)Валдайской возвышенности

Г)Среднерусской возвышенности

16.В области какой складчатости сформировались Уральские горы?

А)Байкальской

Б)Кайнозойской

В)Каледонской

Г)Герцинской

17.На какой из перечисленных природных территорий расположены действующие вулканы?

А)Остров Врангеля

Б)Курильские острова

В)Приморье

Г)Чукотский полуостров

ЧАСТЬ II.

1.Если в Москве (2 ч.п.) 16 часов, то в Красноярске (6 ч.п.) …

А)8; Б)16; В)20; Г)12

2.Расставьте почвы России по мере уменьшения мощности гумусового горизонта, начиная с наибольшего;

А) Дерново-подзолистые

Б) Черноземы

В) Подзолистые

Г) Тундрово-глеевые

3. Для юга Дальнего Востока характерен ……… климат с осадками, основная масса которых выпадает……..

1.Умеренный А) Весной

2.Умеренно-континентальный Б) Летом

3.Субтропический В) Осенью

4.Муссонный Г) Зимой

4.Установить соответствие:

Природный район Номенклатура

1.Русская равнина А) г. Народная

2.Западная Сибирь Б)Северные Увалы

3.Горы Южной Сибири В)Кузнецкий Алатау

4.Урал Г)Сибирские Увалы

5.Выберите правильную характеристику коэффициента увлажнения, если испаряемость в данной местности 650 мм, а годовое количество осадков 560 мм:

А) К >1 увлажнение достаточное; Б) К <1 увлажнение недостаточное;

В) К > 1 увлажнение недостаточное; Г) К >1 увлажнение избыточное

6.Определите государства, имеющие сухопутную границу с Россией:

А)Норвегия

Б)Казахстан

В)Армения

Г)Китай

Д) Молдавия

Е)Туркмения

7.Установить соответствие:

Республики Столицы

1.Карелия А)Петрозаводск

2.Коми Б)Магас

3.Ингушетия В)Нальчик

Г)Сыктывкар

А)Река Нижняя…….

Б)……Увалы

В)Среднесибирское ….

Г)Валдайская …

2 ВАРИАНТ

ЧАСТЬ I.

1) Какова площадь России?

А) 14,7 млн.кв.км;

Б) 16.7 млн.кв.км;

В) 17.1 млн.кв.км;

Г) 18.6 млн.кв.км.

2.Какое из морей не относится к бассейну Атлантического океана?

А) Азовское; Б) Баренцево; В) Черное; Г)Балтийское

3.Приморье и Приамурье исследовал:

А)А.И.Крузенштерн;

Б)Е.Хабаров;

В)Ф.Ф.Беллинсгаузен;

Г)С.Дежнев

4.Вершиной каких гор является г. Белуха:

А)Уральских;

Б)Саян;

В)Алтая;

Г)Кавказа

5. На каких тектонических структурах расположены самые высокие горы России?

А) на платформах

Б) в подвижных складчатых поясах

В) в срединных массивах

Г) на щитах

6.Количество солнечной радиации на территории России в направлении с севера на юг:

А)Уменьшается;

Б)Увеличивается;

В)Не изменяется

7. Какой тип климата характерен для Восточной Сибири:

А) Континентальный

Б) Муссонный

В) Резко континентальный

Г)Умеренно-континентальный

8.Превышение истока реки над устьем- это:

А)Половодье

Б)Падение реки

В)Уклон реки

Г)Режим реки

9.Для какой из названных рек характерно летнее половодье:

А)Волга Б)Амур

В)Терек Г)Печора

10.Какой из представителей животного мира не относится к сообществу степи:

А)Суслик Б)Хомяк

В)Тушканчик Г)Олень

11.Какое из деревьев является символом России?

А)Сосна Б)Береза

В)Осина Г)Лиственница

12.В каких районах России преобладают тундрово-глеевые почвы?

А)Полуостров Таймыр Б)Тиманский кряж

В)Остров Сахалин Г)Северные Увалы

13.В каком природном районе нашей страны сосредоточены основные запасы алмазов:

А)На Русской равнине;

Б) В горах Южной Сибири;

В)В Восточной Сибири;

Г) На Дальнем Востоке

14.В горах Южной Сибири не расположены:

А)Яблоновый хребет;

Б)Алданское нагорье;

В)Становой хребет;

Г)Хребет Черского

15.В каком районе России наиболее бедные почвы?

А)Прикаспийская низменность

Б)Среднерусская возвышенность

В)Ставропольская возвышенность

Г)Валдайская возвышенность

16.В области какой складчатости сформировались горы Кавказа?

А)Байкальской Б)Кайнозойской

В)Каледонской Г)Герцинской

17. На какой из перечисленных природных территорий расположены горячие источники?

А)Приморье Б)Приамурье

В)Камчатка Г)Чукотка

ЧАСТЬ II.

1.Если в Москве (2 ч.п.) 8 часов, то в Магадане (10 ч.п.) …

А)7; Б)11; В)16; Г)21

2.Расставьте почвы России по мере увеличения мощности гумусового горизонта, начиная с наименьшего;

А) Дерново-подзолистые Б) Черноземы

В) Подзолистые Г) Тундрово-глеевые

3. Для природного района Восточной Сибири характерен абсолютный минимум температур, особенно проявляющийся………, и сложился тип климата ………

1.Умеренный А) Весной

2.Умеренно-континентальный Б)Летом

3.Субтропический В)Осенью

4.Резко-континентальный Г)Зимой

4.Установить соответствие:

Природный район Номенклатура

1.Кавказ А)Амур;

2.Восточная Сибирь Б)Лена;

3.Дальний Восток В)Сев. Двина;

4.Русская равнина Г)Кубань

5.Выберите правильную характеристику коэффициента увлажнения, если испаряемость в данной местности 375 мм, а годовое количество осадков 460 мм:

А) К >1 увлажнение достаточное;

Б) К <1 увлажнение недостаточное;

В) К > 1 увлажнение недостаточное;

Г) К >1 увлажнение избыточное

6.Назовите столицы государств, граничащих с Россией:

А)Ереван Д) Ашхабад

Б)Киев Е)Кишинев

В)Минск

Г)Тбилиси

7.Установить соответствие:

Республика Столица

1.Бурятия А)Улан-Уде

2.Марий-Эл Б)Чебоксары

3.Чувашия В)Саранск

Г)Йошкар-Ола

8.Продолжите географические названия:

А)Река Подкаменная……. Б)……Увалы

В)Среднерусская …. Г)Прикаспийская …

Ключ ответов

№ задания

1 вариант

2 вариант

ЧАСТЬ I .

ЧАСТЬ II .

Тунгуска

Северные (Сибирские)

Плоскогорье

Возвышенность

Тунгуска

Северные (Сибирские)

Возвышенность

Низменность



Дата: ___________
Цель: Выявить степень усвоения учебного материала за __________уч. год.


2. Кого считают «отцом географии». Он же изложил идею о шарообразности Земли и довольно точно вычислил длину экватора и радиус Земли?

3.Напишите своими словами, что такое ЮНЕСКО.
4. С помощью какого прибора можно определить время по Солнцу?

5. Какие из перечисленных планет земной группы – лишние?
а) Меркурий, Венера, Земля, Марс б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептунв) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер
6. Впервые предположение о том, что Земля не имеет форму идеального шара, высказал?
а) Архимед б) Аристотель в) Ньютон
7. Соотнесите дни весеннего и осеннего равноденствия и дни летнего и зимнего солнцестояния. Ответ запишите парами.
А) день весеннего равноденствия 1) 22 декабря
Б) день летнего солнцестояния 2) 23 сентября
В) день осеннего равноденствия 3) 21 марта
Г) день зимнего солнцестояния 4) 22 июня

а) совпадают б) Не совпадают
9. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси?

10. Перечислите географические следствия осевого вращения Земли?

11. В каких поясах освещенности Земли наблюдаются все четыре времени года?

12. Перечислите внутреннее строение Земли.
13. Где земная кора толще?
а) под океанами б) под материками
14. Причина землетрясений и извержения вулканов?
15. Примерами осадочных горных пород являются?
а) песок, гипс, каменный уголь, пемза б) песок, гипс, каменный уголь
16. Примерами метаморфических горных пород могут быть?
а) сланец, мрамор б) мрамор, базальт
17. На земной поверхности прямо над очагом землетрясения расположен ____?_____, который может охватывать площадь до нескольких десятков квадратных километров.
18. Если очаг землетрясения находится под океаническим дном, то над водной поверхностью образуются длинные волны. Такие волны движутся очень быстро, достигают берега и обрушиваются на них с огромной силой принося с собой разрушения. Как называются такие волны?
19. Как называется воздушная оболочка земли?
а) гидросфера б) атмосфера в) литосфера
20. В каком слое атмосферы содержится озон?
а) стратосфера б) тропосфера в) термосфера г) мезосфера
21. Как называется состояние атмосферы в данное время и в данной местности?
а) климат б) погода
22. Как называется прибор, с помощью которого определяют направление ветра?
а) гигрометр б) флюгер в) осадкомер23. Как называется прибор для определения температуры и влажности воздуха?
а) осадкомер б) гигрометр в) термометр
24. Как называется часть океана, обособленная участками суши или подводными поднятиями дна, отличающаяся от него свойствами воды, течениями и живыми организмами?
а) залив б) пролив в) море г) океан
25. Что из перечисленного не является океаном?
а) Баренцево б) Северный-Ледовитый в) Атлантический г) Индийский д) Тихий
26. Верно ли утверждение, что самый крупный полуостров на Земле - Аравийский, а крупнейший в России полуостров - Таймыр?
а) да б) нет
27. Место, откуда река берет свое начало, называется?
а) устье б) исток
28. К бассейну какого океана, принадлежат реки: Енисей, Лена, Обь?
а) Тихому б) Атлантическому в) Индийскому г) Северному-Ледовитому
КС по географии в 5 классе

вариант
1. Какая наука изучает географические объекты, процессы и явления в географической оболочке нашей планеты?
а) геология б) география в) биология
2.Кого считают «отцом географии». Он же изложил идею о шарообразности Земли и довольно точно вычислил длину экватора и радиус Земли?
а) Эратосфен б) Геродот в) Аристотель
3.К числу природных объектов относится: а)футбольное полеб) бассейн в) болото г) детская площадка

а) нивелир б) гномон в) барометр
5. Какой метод географических исследований применен при составлении этого текста?Тропические леса занимают значительную часть лесной площади мира и являются главным источником древесины ценных пород. Это огромная кладовая пищевых, технических, лекарственных и других полезных растений.
6.Какие из перечисленных планет земной группы – лишние?
а) Меркурий, Венера, Земля, Марс б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер
7. Выберите географические следствия осевого вращения Земли?
а) происходит смена времён года б) происходит смена дня и ночи
8. Совпадают ли даты наступления астрономических времён года и фенологических явлений в нашей местности?
а) совпадают б) Не совпадают

а) полярный б) умеренный в) экваториальный

А) Солнечная система Б) географический полюс
КС по географии в 5 классе
«Введение. Земля – планета солнечной системы»
2 вариант
1.Слово «география» в переводе с греческого языка означает:а) земледелиеб) землеописаниев) землеведение
2.Первым определил размеры земного шара а) Пифагор б) Эратосфенв) Аристотельг) Птолемей
3К числу объектов, созданных человеком относится: а)холм б) бассейн в) болото г) остров
4.. С помощью какого прибора можно определить время по Солнцу?
а) гномон б) барометрв) нивелир
5.Какие географические методы исследования можно использовать для подтверждения данной информации:Тропические леса занимают большие пространства по обе стороны экватора в Америке, Африке, в южной и юго-восточной частях Азии и на прилегающих к ней островах, в Австралии.В лесных водоемах тропической Америки растет знаменитая виктория-регия.
6.Укажите, между орбитами каких планет расположена орбита планеты Земля?
1) между Сатурном и Ураном 3) Между Марсом и Венерой
2) между Меркурием и Венерой 4) между Ураном и Плутоном
7. Выберите географические следствия движения Земли по околосолнечной орбите?
а) происходит смена времён года б) происходит смена дня и ночи
8. В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси?
а) с запада на восток б) с востока на запад
9. В каких поясах освещенности Земли наблюдаются все четыре времени года?
а) экваториальныйб) полярныйв) умеренный
10.Напиши определение следующих понятий:
А) география Б) долгота дня
КС по географии в 5 классе
«Внутреннее строение Земли»
1 вариант
А.1.Что такое литосфера?
1.земная кора и верхняя часть мантии;3.воздушная оболочка.
2.водная оболочка Земли; 4.водная оболочка Земли.
А.2.Что занимает большую часть объёма Земли?

А.3.Какой слой не выделяют в материковой земной коре?
1.гранитный; 2.осадочный; 3.песчаный; 4.базальтовый.
А.4.Какой способ позволяет изучать недра Земли?
1.бурение скважин; 2.подземный; 3.сейсмический; 4.космический.
А.5.Какие породы не относятся к осадочным?
1.обломочные; 2.химические; 3.органические; 4.магматические.
А.6.Укажите лишнее с точки зрения происхождения вулкана?
1.жерло; 2.лава; 3.кратер; 4.эпицентр.
А.7.Образование цунами связано с ………………..
1.вулканами; 2.землетрясением; 3.медленными колебаниями; .4.рельфом
А.8.Как называется прибор, с помощью которого можно фиксировать колебания земной коры.
1.нивелир; 2.эхолот; 3.сейсмограф; 4.транспортир.
А.9.Как называется отверстие на вершине вулкана?

В.1.Как называется участок земной поверхности, где наблюдаются подземные толчки наибольшей силы? ______________________________

Совокупность неровностей поверхности суши называется …………………………
С.1.От чего зависит высота конуса вулкана?
С.2.Почему образуются гейзеры?
КС по географии в 5 классе
«Внутреннее строение Земли»
2 вариант
А.1.Укажите наружный слой Земли.
1.Ядро; 2.мантия; 3.земная кора; 4.внешнее ядро.
А.2. Укажите верное утверждение.
1.толщина земной коры везде одинакова.
2.океаническая земная кора толще материковой.
3.материковая земная кора толще океанической.
А.3.Какой слой кроме осадочного содержит океаническая земная кора?
1.гранитный; 2.торфяной; 3.песчаный; 4.базальтовый.
А.4.Укажите подгруппу горных пород.
1.обломочные; 2.осадочные; 3.метаморфические; 4.магматические.
А.53.Укажите горную породу магматического происхождения.
1.гранит; 2.мрамор; 3.песок; 4.кварцит.
А.6.Какая часть относится к землетрясению?
1.жерло; 2.магма; 3.очаг; 4.кратер.
А.7.Образование гейзеров связано с…………..
1.землетрясением; 2.вулканом; 3.рельефом; 4.равнинами.
А.8.Как называется место в земной коре, где происходит смещение и разрыв горных пород?
1.эпицентр; 2.магма; 3.очаг;4.кратер.
А.9.Вдоль берегов какого океана проходит сейсмический пояс Земли?
1.Северного Ледовитого; 2.Атлантического; 3.Тихого; 4.Индийского.
В.1.Наука,изучающая происхождение сейсмических волн в недрах Земли
____________________________________________________________
В.2.Вставьте пропущенное слово.
Превышение одной точки над другой на земной поверхности называется ………………………………………….
С.1.В чём отличие лавы от магмы?
С.2.Почему районы распространения гейзеров и вулканов совпадают?
КС по географии в 5 классе
«Атмосфера»
1 вариант
А1.Что является нижней границей атмосферы?
А)земная поверхность Б)уровень Мирового океана
В)верхняя граница мантии Г)верхняя граница тропосферы
А2.Какой газ преобладает в атмосфере?
А)кислород Б)водород В)азот г)углекислый.
А3.Какой слой атмосферы защищает поверхность Земли от разрушительного действия?
А)тропосфера Б)стратосфера В)термосфера Г)озоновый
А4.Какой слой атмосферы находится над тропосферой?
А)стратосфера Б)мезосфера В)термосфера Г)экзосфера
А5.Каково значение атмосферы Земли?


Г)все ответы верны
А6.Что не является элементом погоды?
А)температура Б)давление В)облачность Г)годовое количество осадков

1.атмосферное давление А.гигрометр
2.осадки Б.флюгер
3.влажность В.барометр
4.сила ветра Г. термометр
5.температура Д. осадкомерВ2.Вставьте пропущенные слова.
Попадая в атмосферу, углекислый газ способствует тому, что тепло, излучаемое Землей, удерживается атмосферой. Это явление принято называть____________________________________________________

А) атмосфера В) миражи
КС по географии в 5 классе
«Атмосфера»
2 вариант
А1.Какой слой атмосферы находиться дальше всего от Земли?
А)стратосфера Б)тропосфера В)мезосфера Г)термосфера
А2.Какой газ в атмосфере, обеспечивает процессы горения?
А)углекислый Б)азот В)кислород Г)гелий
А3.В каком слое происходит изменения погоды?
А1.в озоновом Б)в тропосфере В)в мезосфере Г)в термосфере
А4.С помощью чего ученые изучают атмосферу?
А)метеорологических станций Б)метеорологических ракет
В)искусственных спутников Г)все ответы верны А5.Каково значение атмосферы Земли?
А)воздух необходим для дыхания Б)в ней сгорают метеорные тела
В)она защищает Землю от сильного нагревания и охлаждения
Г)все ответы верны
А6.Как называется состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте?
А)климат Б)воздух В)погода Г)воздушная масса
В1.Установите соответствие элемента погоды и прибора измерения:
1.температура А.гигрометр
2.осадки Б.флюгер
3.ветра сила В.барометр
4..влажность Г.термометр
5атмосферное давление Д. осадкомер
В2.Вставьте пропущенные слова.
Человек чувствует себя комфортно при температуре___________________
А относительная влажность – в пределах_____________________________
С1.Напиши определение следующих понятий:
А) тропосфера Б) град
Контрольная работа по географии
Тема: «Гидросфера». 5 класс
Вариант 1.
Часть 1.
1. По площади территории Атлантический океан
А) уступает только Тихому;
Б) превосходит Тихий, Индийский и Северный Ледовитый;
В) превосходит Северный Ледовитый, но уступает Тихому и Индийскому.
Г) уступает только Индийскому.
2. Заполни пропуски.
На солёные воды гидросферы приходится _____ %, а _____ % составляют пресные воды.
3. Внутренними морями являются
А) Чёрное и Красное;Б) Аравийское и Северное;
В) Гренландское и Японское;Г) Карское и Балтийское.
4. Среди перечисленных озёр наиболее глубоким является
А)Эйр-Норт;Б) Байкал;В)Виктория; Г)Верхнее.
5. Бенгальский залив относится к океану:
А) Индийскому;Б)Тихому;
В)Атлантическому;Г)Северному Ледовитому.
6. Среди перечисленных островов крупнейшим по площади является остров
А) Сахалин;Б) Гренландия; В) Огненная Земля; Г) Шри-Ланка.
7. Укажи три состояния воды в природе: 1……. 2…… 3…….
8. Самая протяженная река мира
А) Амазонка; Б) Миссисипи; В) Нил; Г) Меконг.
9. Расставь океаны в порядке уменьшения площади:А)Индийский;Б)Тихий;В)Северный Ледовитый;Г)Атлантический.
10. Покровное оледенение распространено
А) в Гренландии;Б) в Гималаях;
В) на Памире;Г) в Кордильерах.
Часть 2.
1. Установите соответствие «море – океан, к которому оно относится»
А) Красное;1) Тихий;
Б)Балтийское;2) Северный Ледовитый;
В) Баренцево;3) Индийский;
Г)Берингово; 4) Атлантический.
2. Установите, с каким природным объектом столкнулись матросы и пассажиры корабля.
Неожиданно искрящаяся на солнце ледяная гора стала быстро удаляться от парохода, и в этот момент корпус судна испытал резкий толчок. Изумленные матросы и пассажиры увидели, что пароход лежит на огромной льдине и с каждой секундой поднимается все выше над поверхностью воды_______________________________________________________________
3. Какими цифрами обозначены следующие понятия?
А) Исток
Б) Речной бассейн
В) Устье
Г) Водораздел
Д) Приток
4. Какое слово из перечня нужно исключить? Объясните, по какому принципу объединены приведенные ниже понятия?
река, ручей, озеро, ледник, океан, ключик, болото
5.Что такое река?

Контрольная работа по географии
Тема: «Гидросфера». 5 класс
Вариант 2.
Часть 1.
1. По средней глубине вторым после Тихого океана является … океан
А) Атлантический;Б) Северный Ледовитый;В) Индийский.
2. Заполни пропуски.

3. Окраинным морем является
А) Красное;Б)Чёрное;
В)Берингово;Г)Средиземное.
4. Самым солёным озером Мирового океана является
А) Мёртвое;Б)Байкал;
В)Каспийское;Г)Эйр-Норт.
5. Гибралтарский пролив соединяет
А) Северное и Балтийское моря;
Б) Тихий и Северный Ледовитый океан;
В) Красное море и Индийский океан;
Г) Средиземное море и Атлантический океан.
6. Крупнейший остров Земли Гренландия находится у берегов материка
А) Евразия;Б) Северная Америка;
В) Африка;Г) Южная Америка.
7. Укажи три свойства воды, которых она не имеет: 1……. 2…… 3…….
8. Самый высокий водопад в мире:
А)Виктория;Б)Ниагарский; В)Анхель; Г)Кхон.

9. Среди перечисленных рек наиболее крупную речную систему образует река
А) Волга;Б) Амазонка; В) Ганг; Г)Нил.

10. Расставь океаны в порядке увеличения площади: А)Индийский; Б)Тихий; В)Северный Ледовитый; Г)Атлантический.
Часть 2.
1. Установите соответствие «залив – океан, к которому он относится»
А) Гвинейский;1) Тихий;
Б) Мексиканский;2) Северный Ледовитый;
В)Бенгальский;3) Атлантический;
4) Индийский.
2. Определите, о каком природном процессе идет речь в данном стихотворении.
Хоть в это верить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире.
И.Якимов ______________________________________
3.Какое слово из перечня нужно исключить? Объясните, по какому принципу объединены приведенные ниже понятия?
река, приток, исток, прилив, устье, бассейн, русло
4. Какими буквами на схеме круговорота воды отмечены?
1) Испарение
2) Перенос влаги
3) Осадки
4) Реки
5) Подземные воды
5. Что такое озеро?

Итоговая контрольная работа по географии в 5 классе
Вариант 1.
Часть А.
1.Слово «география» в переводе с греческого языка означает: а) земледелие б) землеописание в) землеведени2.К числу объектов, созданных человеком относится: а)холм б) бассейн в) болото г) остров
3. Выберите географические следствия движения Земли по околосолнечной орбите?
а) происходит смена времён года б) происходит смена дня и ночи
4.Какая часть относится к землетрясению?
А)жерло; б)магма; в)очаг; г)кратер.
5.Как называется место в земной коре, где происходит смещение и разрыв горных пород?
А)эпицентр; б)магма; в)очаг; г)кратер.
6.Образование цунами связано с ………………..
А)вулканами; б)землетрясением; в)медленными колебаниями; г)рельефом
7.Какой газ в атмосфере, обеспечивает процессы горения?
А)углекислый Б)азот В)кислород Г)гелий
8.В каком слое происходит изменения погоды?
А)в озоновом Б)в тропосфере В)в мезосфере Г)в термосфере
9.Установите соответствие элемента погоды и прибора измерения:
1.температура А.гигрометр
2.осадки Б.флюгер
3.ветра сила В.барометр
4.влажность Г.термометр
10. Заполни пропуски.
На гидросферу приходится _____ % поверхности Земли, а _____ % на сушу.
11. Самым солёным озером Мирового океана является
А) Мёртвое;Б)Байкал;
В)Каспийское; Г)Эйр-Норт.
12. Укажи три свойства воды, которых она не имеет: 1……. 2…… 3…….
13. Расставь океаны в порядке увеличения площади: А)Индийский; Б)Тихий; В)Северный Ледовитый; Г)Атлантический.
14. Для таёжных лесов не характерно: а)берёза б)сосна в)ель г)лиственница.
15.В саваннах обитают: а)жираф; б)лось; в)бегемот; г)горилла.
Часть В Напиши определение следующих понятий: А) биосфера Б) гроза Часть С С какой целью человек создаёт ООПТ?
Итоговая контрольная работа по географии в 5 классе
Вариант 2.
Часть А.
1. Какая наука изучает географические объекты, процессы и явления в географической оболочке нашей планеты?
а) геология б) география в) биология
2.К числу природных объектов относится: а)футбольное поле б) бассейн в) болото г) детская площадка
3. Выберите географические следствия осевого вращения Земли?
а) происходит смена времён года б) происходит смена дня и ночи
4.Что такое литосфера?
А)земная кора и верхняя часть мантии; В)воздушная оболочка.
Б)водная оболочка Земли; г)водная оболочка Земли.
5.Укажите лишнее с точки зрения происхождения вулкана?
А)жерло; б)лава; В)кратер; г)эпицентр.
6.Как называется место в земной коре, где происходит смещение и разрыв горных пород? А)эпицентр; б)магма; в)очаг; г)кратер.
7.Какой газ преобладает в атмосфере?
А)кислород Б)водород В)азот г)углекислый.
8.Какой слой атмосферы защищает поверхность Земли от разрушительного действия? А)тропосфера Б)стратосфера В)термосфера Г)озоновый
9.Установите соответствие элемента погоды и прибора измерения:
1.температура А.гигрометр
2.осадки Б.флюгер
3.ветра сила В.барометр
4. влажность Г.термометр
5.атмосферное давление Д. осадкомер
10. Заполни пропуски.
На солёные воды гидросферы приходится _____ %, а _____ % составляют пресные
11. Среди перечисленных озёр наиболее глубоким является
А)Эйр-Норт; Б) Байкал; В)Виктория; Г)Верхнее.
12. Укажи три состояния воды в природе: 1……. 2…… 3…….
13.Расставь океаны в порядке уменьшения площади: А)Индийский;Б)Тихий; В)Северный Ледовитый; Г)Атлантический
.14. Для степей не характерно: а)тюльпан б)ковыль в)папоротник г)ирисы.
15.В тайге обитают: а)жираф; б)лось; в)бегемот; г)летяга.
Часть В Напиши определение следующих понятий: А) тропосфера Б)град
Часть С С какой целью человек со
здаёт биосферный заповедник?

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.
Назначение ВПР по учебному предмету «География» - оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствиис требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе
овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
На выполнение работы по географии даётся 90 минут. Работа включает в себя 8 заданий.

В архиве опубликованы:


Целевая аудитория: для 7 класса

В архиве опубликованы:
- описание ВПР по географии, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.

Целевая аудитория: для 6 класса

Работа для учащихся 11 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо по описанию определить страну и заполнить таблицу..В третьем задании задании необходимо рассмотреть картосхему и определить вид загрязнения Мирового океана. В четвёртом, последнем задании, надо определить по тексту о принадлежность докладов учёным и выявить особенность, объединяющую всех учёных. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.

Целевая аудитория: для 11 класса

Работа для учащихся 10 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо по графикам определить изменения численности населения шести российских городов Для каждого случая необходимо объяснить, какие политические, административные, экономические, демографические или иные причины привели к увеличению или уменьшению численности населения в этих городах..В третьем задании задании необходимо определить экономические районы, распознав имена собственные географических объектов по трём буквам, которые входят в состав их названия, нанести границы этих экономических районов на контурную карту. В четвёртом, последнем задании, надо определить по тексту субъект Российской Федерации, и, используя карты атласов, заполнить таблицу. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Целевая аудитория: для 10 класса

Работа для учащихся 9 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо внимательно прочитать текст и, пользуясь атласами 7 класса, определить, о каком острове Земли идёт речь, и заполнить таблицу..В третьем задании, после прочтения текста надо перечислить «географические небылицы», а также объяснить и исправить все географические ошибки. В четвёртом, последнем задании надо заполнить пропуски в тексте, обозначенные числами. На выполнение работы отводится 180 минут. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Целевая аудитория: для 9 класса

Работа для учащихся 8 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо внимательно прочитать текст и, пользуясь атласами 7 класса, определить, о каком острове Земли идёт речь, и заполнить таблицу..В третьем задании, после прочтения текста надо перечислить «географические небылицы», а также объяснить и исправить все географические ошибки. В четвёртом, последнем задании надо заполнить пропуски в тексте, обозначенные числами. На выполнение работы отводится 120 минут. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Целевая аудитория: для 8 класса

Работа для учащихся 7 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо внимательно прочитать текст и, пользуясь атласами 7 класса, определить, о каком острове Земли идёт речь, и заполнить таблицу..В третьем задании, после прочтения текста надо перечислить «географические небылицы», а также объяснить и исправить все географические ошибки. В четвёртом, последнем задании надо заполнить пропуски в тексте, обозначенные числами. На выполнение работы отводится 120 минут. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Данное пособие предназначено для проведения контрольных и проверочных работ по географии в 7 классе средней школы. Данное пособие рекомендуется применять при проверке знаний учащихся, занимающихся по учебному изданию Коринской В. А. География. 7 класс. География материков и океанов. М.: Дрофа, 2002. Книга рассчитана на учителей географии и методистов, а также может быть использована учащимися 7 классов для подготовки к контрольным и самостоятельным работам.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Контрольные работы по географии. 7 класс (М. Г. Меркулова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Введение в географию

Вариант I

1. Цели и предмет изучения географии

География как понятие научной дисциплины происходит от двух греческих слов: «геос» (Земля) и «графос» (Описывать). Проблема необходимости описания Земли возникла в глубокой древности, одновременно с астрономией и математикой. Можно выделить следующие этапы формирования географии:

1) начальный;

2) античный;

3) средневековый;

4) технический.

В первую очередь (на начальном этапе) человек исследовал и описывал природу окружающей его местности:

1) берега морей и озер;

2) горные массивы и перевалы в горах;

3) зоны лесов;

4) территории степей.

В процессе этих исследований появились первые схемы удобных дорог для связей с соседними племенами и народами. Только тогда жители прибрежных равнин узнали, что на свете существуют высокие горы, а жители гор узнали, что на планете имеются обширные пустыни, и т. д. Однако природу планеты в целом удалось исследовать лишь в процессе путешествий в дальние страны. В страны с иными (экзотическими) климатическими и природными условиями, а также животными. Так в период античной истории человека появились первые описания Ойкумены (всей заселенной части Земли). Впервые сформировалось представление о том, что суша разделена водами Мирового океана на большие блоки. Сформировались также самые общие представления о различных климатических зонах (поясах) Земли:

1) жаркий (южный);

2) умеренный;

3) холодный (северный).

Сформировались представления о трех частях света.

В Средние века главным вопросом географии явилась проблема установления формы Земли и ее размеров. Экспериментальным путем было доказано шарообразность Земли и то, что Земля является рядовой планетой Солнечной системы. Удалось выяснить также, что основная поверхность Земли занята водными просторами, а не сушей. И суша, и водные просторы в целях удобства описания были разбиты на отдельные участки, названные материками и океанами. При этом античное понятие частей света было сохранено и дополнено (до шести), но оказалось не совпадающим с понятием Материков, которых оказалось тоже шесть.

В период технического прогресса произошло завершение формирования общей географической картины Земли. Было открыто деление земной коры на континентальную и океаническую. Из оболочек нашей планеты в качестве самостоятельной и самой сложной была выделена географическая оболочка. Началось ее исследование:

1) изучение закономерностей;

2) исследования механизмов ее развития;

3) составление специализированных карт:

а) экономических;

б) политических;

в) экологических и ряда других.

Особенно оперативное отслеживание изменений в природе дали космические исследования. Было наглядно показано, как тесно взаимосвязаны между собой природа Земли и хозяйственная деятельность человека.

2. Океаны

Поверхность всего Земного шара составляет 510 млн км². Она разделена на шесть материков и четыре океана. Все океаны связаны между собою, образуя единую акваторию Мирового океана. Потому деление водной оболочки Земли (гидросферы) на составные части является достаточно условным, и долгое время не являлось общепризнанным. В конце концов, исследователи разных стран пришли к компромиссному решению выделить в Мировом океане (занимающем 70,8 % земной поверхности) четыре составляющих его части:

1) Тихий океан (площадь поверхности 179,7 млн км²);

2) Атлантический океан (93,4 млн км²);

3) Индийский океан (74,9 млн км²);

4) Северный Ледовитый океан (13,1 млн км²).

Длительное время спорным моментом географии океанов являлось выделение Северного Ледовитого океана в самостоятельный океан Земли, поскольку по своей физической природе акватория этого «океана» является лишь северной оконечностью океана Атлантического. Только благодаря исторической традиции (в средневековой России Северный Ледовитый океан именовался Студеным морем, а в Средневековой Европе Атлантический океан – морем Мрака) и особо суровым природным условиям (наличию в Арктике постоянного ледникового покрова), затрудняющих мореходство, было принято окончательное решение узаконить «независимость» Северного Ледовитого океана от Атлантического. Другим спорным моментом являлась проблема «Южного океана». Многие исследователи считали необходимым вычленение акватории Антарктики в самостоятельный океан по тем же самым причинам, по которым статус самостоятельного океана был присвоен Студеному морю. Тем не менее «Южный океан» так и не появился на современных географических картах в силу наличия в районе южного полюса Земли, открытого российскими исследователями в самом начале XIX в., материка Антарктиды (в районе северного полюса нашей планеты подобного материка нет).

3. Европейская история открытий новых земель

Период крупных географических открытий приходится на исторический период Средних веков. Викинги (норманны) в IX в. не только открыли и заселили острова Северного Ледовитого океана (первыми из европейцев достигнув берегов американского континента), но и прокладывая торговые пути на юг, «путь из варяг в греки», заложили основы государственной власти в Древней Руси. Новгородские поданные варяжских князей продолжили политику освоения берегов Студеного моря (Северного Ледовитого океана). Так на географические карты впервые были нанесены северные острова:

1) Исландия;

2) Гренландия;

3) Шпицберген;

4) Новая Земля.

В XIII в. сухопутную дорогу европейцам в далекий Китай проложил Марко Поло (ок. 1254–1324 гг.). В XV в. аналогичный путь в Индию открыл Афанасий Никитин (ок. 1440–1475 гг.). Однако сухопутные дороги в восточные страны оказались малоудобными, и европейцы принялись искать морские пути к берегам Индии и Китая. Поиск этих путей породил целую эпоху, названную в истории эпохой Великих географических открытий.

В 1492 г. Христофор Колумб (1451–1506) отправился к берегам Индии западным морским путем. Однако до заветных берегов Азии Колумб не доплыл. Дорогу Колумбу преградил огромный (неизвестный прежде европейцам) массив суши. Так случайным образом была открыта Америка. До конца своей жизни Колумб так и не сумел осознать всей грандиозности своего открытия, считая берега американских материков берегами Вест-Индии. Гораздо больше, чем Колумбу, повезло Васко да Гаме (1469–1524), в 1497 г. отправившегося к берегам Индии восточным морским путем и достигшим ее. Завершил же дело Колумба Фернандо Магеллан (1480–1521). В 1519 г. он совершил плавание западным морским путем от берегов Европы (Испании) к берегам Азии, где (на Филиппинских островах) погиб. Принявший командование экспедицией Эль Кано решил не возвращаться в Европу старой дорогой (назад, на восток). Он продолжил плавание на запад и, впервые в истории совершив кругосветное плавание, триумфально вернулся на родину (в Испанию) в 1522 г.

Северный морской путь в Индию (мимо северных берегов Азии и Америки) с 1594 по 1597 гг. искал Виллем Баренц (ок. 1550–1597), чьим именем ныне названо море, во льдах которого погиб и этот отважный первопроходец. Дело Баренца по поиску северного пути к берегам Японии и Китая продолжили русские землепроходцы Москвитин, Дежнев, Атласов, Хабаров, братья Лаптевы.

Имена этих людей увековечены на картах Сибири и Дальнего Востока. Эпоха Великих географических открытий завершилась тремя кругосветными экспедициями английского мореплавателя Джеймса Кука (1728–1779). Кук нанес на карты большой барьерный риф, открыл множество островов «Южного» и Тихого океанов, на одном из которых (в архипелаге Гавайских островов) был, подобно Магеллану, убит аборигенами. При всех своих географических заслугах Кук ошибочно полагал, что южнее южного полярного круга нет каких-либо крупных участков суши, а все скованные вечными льдами полярные воды являются акваторией «Южного» океана. Развенчала это утверждение Кука российская экспедиция Фадея Беллинсгаузена (1778–1852), отправившегося к южному полюсу планеты в 1819 г. Результатом этой экспедиция явилось открытие (1820 г.) последнего (шестого) материка Земли – Антарктиды.

4. Виды географических карт и их роль в жизни человека

Географические карты – важнейший источник географических знаний. По картам определяется местоположение абсолютно всех элементов земной поверхности:

1) материков;

2) океанов;

4) рек и озер;

5) государств и городов.

По картам можно получить также основные сведения природного и социально-экономического характера:

1) о рельефе;

2) о климате, потоках воздушных и океанических масс;

3) о животном и растительном мирах;

4) о природных комплексах;

5) о размещении и миграции населения;

6) о промышленной структуре регионов;

7) о сельскохозяйственных угодьях.

Географические карты предоставляют исчерпывающую информацию по любому интересующему человека вопросу, поскольку эти карты являются систематизированным конечным результатом работы огромного количества научных экспедиций. Отличительной чертой карт от любого другого вида справочного материала является наглядность представления информации, как правило, дающая возможность одновременного обзора обширных регионов Земли. Так в физических и геологических целях географические карты позволяют:

1) видеть взаимное расположение и форму материков и океанов;

2) соотнести расположение крупных островов;

3) оценить расположение горных хребтов.

Все эти информативные сведения, в частности, позволили в 1912 г. выдвинуть гипотезу дрейфа континентов в результате распаде некогда единого массива суши, суперматерика – Пангеи. Исследование закономерностей образования и расположение главных форм рельефа позволяет сделать вывод о том, что раскол Пангеи (первоначально на два сверхматерика) – Лавразию и Гондвану – имел место около 600 млн лет тому назад. Значительно позже (около 200 млн лет тому назад) произошел раскол Гондваны на:

1) Африку с Аравийским полуостровом, упершимся в Азию;

2) Южную Америку;

3) Антарктиду;

4) Австралию с полуостровом Индостан, врезавшимся в южный берег Азии. Около 200 млн лет тому назад раскололась также и Лавразия (на Евразию и Северную Америку). Без наличия географических карт материков и океанов сделать подобное открытие просто не представлялось бы возможным.

Вариант II

1. Становление географии как науки

Современные географические представления о Земле, ее природе и населении формировались на протяжении долгих тысячелетий человеческой истории. На первый этапах исследований географические описания добывались в результате экспедиций путешественников, мореплавателей и ученых во все более отдаленные уголки нашей планеты. В целях указания расположения новых обследованных регионов и путей их последующего достижения составлялись первые географические карты. Ныне карты составляются при помощи самых последних достижений техники, включая космические аппараты. При этом составляются карты не только поверхности суши, но и дна Мирового океана, а также карты подземных слоев с распределением полезных ископаемых в недрах Земли. Современная география располагает и сведениями о геологическом прошлом нашей Земли, об особенностях строения ее литосферы, гидросферы, биосферы и других оболочках планеты. Подобная всеобъемлющая картина географической оболочки планеты начала формироваться в трудах географов Древнего Востока – жителей Египта, Месопотамии, Персии и Финикии.

В Месопотамии ученые звездочеты, использовавшие двенадцатеричную систему счисления, сутки разделили на 24 часа. Позже, в силу исторической традиции, час стали делить на 60 минут, минуту – на 60 секунд, а секунду – на 60 терций. В Месопотамии умельцы изобрели колесо и соорудили первую колесную повозку, позволившую персидской армии совершать длительные сухопутные походы. В Египте жрецы изобрели солнечный календарь, разбив год на 12 месяцев. А египетские изобретатели оснастили плот первым парусом, и финикийские мореходы отправились на освоение далеких берегов. Они первыми (в 603–600 гг. до н. э.) совершили плавание вокруг Африки.

Географические достижения Древнего Востока в античное время были значительно расширены великими мыслителями Древней Греции, а практические результаты использованы Римской империей. Именно в Греции (Элладе) были предприняты первые попытки объяснения происхождения и строения окружающего нас мира, составлены первые чертежи расположения стран и народов (появились первые географические карты). В это время география как наука являлась неотъемлемой частью истории. Основоположником же истории, а вместе с историей и географии, («отцом» этих наук) является Геродот (около 490–425 гг. до н. э.). Его перу принадлежит книга «История». Последователи Геродота ввели в науки понятие географических координат (разбив Земной шар на 360°) и выделили 3 климатических пояса в зависимости от географической широты места. Эратосфен на рубеже III–II вв. до н. э. довольно точно сумел определить истинные размеры земного шара. Эратосфен на основании сетки географических координат разработал научный способ построения карт (географические карты перестали быть примитивными схемами) и написал первую книгу по географии (которую отделил от истории) – «Географика».

2. Материки (континенты) и части света

Материки Земли в отличие от океанов не образуют единого массива, на долю которого приходится 29,2 % земной поверхности. Они расположены среди океанов в виде огромных островов. По этой причине среди географов длительное время велись споры относительно того, считать ли Австралию самым мелким материком или же самым крупным островом планеты. В итоге большинством голосов сочли Австралию материком. И современное деление суши на материки (континенты) выглядит следующим образом:

1) Евразия (площадь континента 52,2 млн км² плюс 2,7 млн км² – площадь прилегающих островов);

2) Африка (29,2 млн км² плюс 1,1 млн км²);

3) Северная Америка (20,3 млн км² плюс 3,9 млн км²);

4) Южная Америка (17,6 млн км² плюс 0,2 млн км²);

5) Антарктида (14,1 млн км², площадь прилегающих островов незначительна);

6) Австралия (7,6 млн км² плюс 0,9 млн км² – площадь островов Океании). То, что Австралия оказалась в конце концов в числе материков (точнее сказать, континентов), а не островов, было обусловлено наличием в ее основании самостоятельной континентальной плиты. Исторически сложилось деление крупных участков суши по категориям:

1) материки;

2) континенты;

3) части света.

Изначально было установлено только 3 части света (Европа, Азия и Африка). За этими участками суши закрепилось название Старого Света, после того как в эпоху Великих географических открытий были описаны территории Нового Света: Америка, Австралия и Антарктида. Последующие географические исследования показали, что Америка расположена на двух самостоятельных участках земной коры континентального типа, а Европа и Азия на одном, совместном таком участке. По этой причине Америка как одна из частей света представлена двумя континентами: Южной и Северной Америками, а две части Старого Света (Европа и Азия) объединены в единый, самый крупный континент Земли – Евразию. Со временем понятие «континент» слилось с более древним понятием «материк» в единое обозначение крупных участков суши, хотя изначально материком обозначался любой крупный участок суши, со всех сторон омываемый водами Мирового океана. Материк в отличие от части света не включал в себя территории прилегающих к нему островов. Во времена, когда географическое понятие «материк» стало вытеснять архаическое понятие «часть света» (материк с прилегающими к нему островами), появилось понятие «субматерик». Таковыми в силу исторической традиции до сих пор продолжают рассматривать Европу и полуостров Индостан.

3. Различные типы географических карт

Современные географические карты являются специализированным справочником повышенной наглядности. К примеру, климатологические карты помогают выявлять распределение атмосферных осадков и степень испаряемости влаги с поверхности земли, что (при совмещении с картой распределения температур) позволяет отследить формирование определенных природных комплексов, таких как:

1) зоны пустынь;

2) зоны экваториальных лесов;

3) зоны полярной тундры.

Существует огромное множество географических карт иной специализации. По мере создания и накопления географических карт различного прикладного назначения возникла настоятельная необходимость систематизировать их по типам. Прежде всего все географические карты определяются тремя параметрами:

1) охватом территории;

2) масштабом;

В свою очередь охват территории подразделяется на 3 класса географических карт:

1) мировые карты и карты полушарий;

2) карты материков, океанов и их частей;

3) карты государств и их частей.

К первой категории (мировых карт и карт полушарий) относятся карты, на которых изображена вся земная поверхность. Во вторую группу включают географические карты, изображающие большие части земной поверхности (материков, океанов и их частей). Соответственно, в третью категорию попадают карты, охватывающие площади меньших частей. Детализация карт всех перечисленных категорий определяется их масштабом. В картах различного масштаба выделяются также 3 типа, которые принято называть:

1) крупномасштабными (масштаб 1: 200 000 и крупнее);

2) среднемасштабными (от 1: 200 000 до 1: 1 000 000);

3) мелкомасштабными (1: 1 000 000 и мельче).

На мировых картах земная поверхность изображена предельно обобщенно. Эти карты предназначены только для целей самого общего характера. Для более детального анализа природных явлений предназначены карты более крупных масштабов. По этим картам можно определять географические координаты интересующих объектов, и расстояния между объектами. К крупномасштабным картам относят все топографические карты, на которых изображаемая местность изображена предельно подробно и точно.

Карты, различные по содержанию, делятся на два вида:

1) общегеографические;

2) тематические.

Общегеографические карты предназначены для отображения всех основных элементов местности. К этой категории принадлежат все топографические карты. На тематических картах изображают лишь один, доминирующий (тематический) элемент, например рельеф и воды, либо климат (осадки, направление ветров, распределение температур), либо почвы и т. д. Все прочие элементы местности на тематических картах служат лишь фоном для тематического элемента. Отдельный класс тематических карт представляют карты с несколькими доминирующими элементами, связанными между собою причинно-следственной связью. Такие тематические карты называют комплексными.

4. Современные географические исследования Земли

После того как в эпоху Великих географических открытий были определены все основные элементы поверхности Земного шара, многочисленные экспедиции XVIII–XIX (и самого начала XX) вв. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. С начала XX география как наука перешла от традиционного накопления справочного материала к созданию комплексных описаний природных регионов и отдельных территорий. Появились первые теории динамики вод Мирового океана и движений воздушных масс в атмосфере как факторов формирования природных зон различных географических областей. В союзе со смежными науками (в первую очередь с физикой и геологией) родились и получили развитие учения о происхождении рельефа суши и океанического дна, о внутренних и внешних силах эволюции географической оболочки. Крупные открытия XX в. внесли большой вклад в развитие комплексных знаний о нашей планете. Эти исследования проводятся с применением космических средств дистанционного зондирования Земли. Осуществляются масштабные научные экспедиции в Арктику и Антарктику, ведется широкое изучение Мирового океана. В итоге всех этих мероприятий удалось:

1) выдвинуть гипотезы (предположения) о природе многих географических явлений;

2) сделать новые научные открытия (в союзе с физикой, биологией);

3) установить причинно-следственные связи природных комплексов;

4) выявить зависимость между компонентами природы;

5) обнаружить закономерности развития природы всей Земли в целом.

Так география из справочно-описательной науки превратилась ныне в науку, объясняющую особенности природы Земли.

Тесты итогового контроля по теме «Введение в географию»

Вариант I

1. Появление географических карт связано с:

а) разнообразием рельефа местности и климата;

б) исследованиями морских течений;

в) хозяйственной деятельностью человека;

г) путешествиями в дальние страны.


2. Установите соответствие:

1) важнейшие географические открытия:

а) основная поверхность Земли занята не сушей, а водными просторами;

б) суша разделена на большие блоки водами Мирового океана;

2) этапы формирования географии:

а) античный;

б) средневековый.


3. Укажите океан, граничащий с тремя соседними:

б) Атлантический;

в) Индийский;

г) Северный Ледовитый.


4. Дорогу европейцам в далекий Китай первым проложил:

а) Христофор Колумб;

б) Фернандо Магеллан;

в) Афанасий Никитин;

г) Марко Поло.


5. Эпоху Великих географических открытий завершили:

а) кругосветные плавания Кука;

б) поиски Баренцем северного пути в Индию;

в) открытие Нового Света Колумбом;

г) открытие Антарктиды Беллинсгаузеном.


6. Самыми крупными элементами земной поверхности на картах являются:

а) государства;

б) океаны;

в) реки и озера;


7. Укажите материк не являющийся частью Гондваны:

а) Африка;

б) Северная Америка;

в) Австралия;

г) Антарктида.

Вариант II

1. Укажите мореплавателей, совершивших первое плавание вокруг Африки:

а) испанские;

б) португальские;

в) русские;

г) финикийские.


2. Укажите античного основоположника географии:

а) Геродот;

б) Эратосфен;

в) Аристотель;

г) Платон.


3. Укажите часть света, не являющуюся материком:

а) Евразия;

б) Африка;

в) Америка;

г) Антарктида.


4. Укажите тип географических карт, по которым возможно определять местоположение селений:

а) крупномасштабные;

б) среднемасштабные;

в) мелкомасштабные.

г) мировые.


5. Укажите отсутствующий класс карт в подразделении карт характеризующихся охватом территории:

а) государств и их частей;

б) городов и областей;

в) мировых карт и карт полушарий;

г) материков, океанов и их частей.


6. Комплексными картами называют карты:

а) материков и океанов;

б) изображающие подводный рельеф;

в) крупномасштабно-климатические;

г) с несколькими доминирующими элементами.


7. Укажите открытие, совершенное в период современных географических исследований:

а) установление причинно-следственных связей природных комплексов;

б) обнаружение Антарктиды;

в) разделение вод Мирового океана на четыре бассейна;

г) признание островного характера Австралии.