Биографии Характеристики Анализ

Расцвет византии. Византийская империя кратко

Одно из величайших государственных образований древности, в первых столетиях нашей эры пришла в упадок. Многочисленные племена, стоящие на низших ступенях цивилизации, уничтожили многое из наследия античного мира. Но Вечному городу не суждено было погибнуть: он возродился на берегах Босфора и еще много лет поражал современников своим великолепием.

Второй Рим

История возникновения Византии относится к середине III века, когда римским императором стал Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I (Великий). В те времена римское государство раздирали внутренние междоусобицы и осаждали внешние враги. Состояние восточных провинций было более благополучным, и Константин решил перенести столицу в одну из них. В 324 году на берегу Босфора началось строительство Константинополя, а уже в 330 году он был объявлен Новым Римом.

Так начала свое существование Византия, история которой насчитывает одиннадцать веков.

Разумеется, ни о каких стабильных государственных границах речь в те времена не шла. На протяжении своей долгой жизни власть Константинополя то слабела, то снова обретала могущество.

Юстиниан и Феодора

Во многом состояние дел в стране зависело от личных качеств ее правителя, что в целом характерно для государств с абсолютной монархией, к которым принадлежала и Византия. История ее становления неразрывно связана с именем императора Юстиниана I (527-565 гг.) и его жены, императрицы Феодоры - женщины очень неординарной и, видимо, чрезвычайно одаренной.

К началу V века империя превратилась в небольшое государство Средиземноморья, и новый император был одержим идеей возродить былую славу: он отвоевал обширные территории на Западе, добился относительного мира с Персией на Востоке.

История неразрывно связана с эпохой правления Юстиниана. Именно благодаря его заботам сегодня существуют такие памятники древней архитектуры, как мечеть в Стамбуле или церковь Сан Витале в Равенне. Одним из самых заметных достижений императора историки считают кодификацию римского права, которое стало основой правовой системы многих европейских государств.

Средневековые нравы

Строительство и бесконечные войны требовали огромных трат. Император без конца повышал налоги. В обществе росло недовольство. В январе 532 года во время появления императора на Ипподроме (своеобразный аналог Колизея, который вмещал 100 тыс. человек) начались беспорядки, переросшие в масштабный бунт. Подавить восстание удалось неслыханной жестокостью: восставших убедили собраться в Ипподроме, будто бы для переговоров, после чего заперли ворота и перебили всех до единого.

Прокопий Кессарийский сообщает о гибели 30 тысяч человек. Примечательно, что корону императору сохранила его жена Феодора, именно она убедила готового к бегству Юстиниана продолжить борьбу, сказав, что предпочитает смерть бегству: «царская власть - прекрасный саван».

В 565 году империя включала часть Сирии, Балканы, Италию, Грецию, Палестину, Малую Азию и северное побережье Африки. Но бесконечные войны сказались на состоянии страны неблагоприятно. После смерти Юстиниана границы снова принялись сжиматься.

«Македонское возрождение»

В 867 году к власти пришел Василий I, основоположник Македонской династии, просуществовавшей до 1054 года. Эту эпоху историки называют «македонским возрождением» и считают максимальным расцветом мирового средневекового государства, которым в это время была Византия.

История успешной культурной и религиозной экспансии Восточной Римской империи хорошо знакома всем государствам Восточной Европы: одной из наиболее характерных черт внешней политики Константинополя было миссионерство. Именно благодаря влиянию Византии на Восток распространилась та ветвь христианства, которая после 1054 года стала православием.

Культурная столица европейского мира

Искусство Восточной Римской империи было тесно связано с религией. К сожалению, в течение нескольких веков политические и религиозные элиты не могли договориться, является ли поклонение священным изображениям идолопоклонством (движение получило название иконоборчества). В процессе огромное количество статуй, фресок и мозаик было уничтожено.

Чрезвычайно обязана империи история на протяжении всего своего существования была своеобразным хранителем античной культуры и способствовала распространению древнегреческой литературы в Италии. Некоторые историки убеждены, что во многом благодаря существованию Нового Рима стала возможна эпоха Возрождения.

В эпоху правления Македонской династии Византийской империи удалось нейтрализовать двух главных врагов государства: арабов на востоке и болгар на севере. История победы над последними весьма впечатляет. В результате внезапного нападения на врага императору Василию II удалось захватить 14 тысяч пленных. Он приказал ослепить их, оставив по одному глазу только каждому сотому, после чего отпустил искалеченных людей домой. Увидев свое слепое войско, болгарский царь Самуил перенес удар, от которого так и не оправился. Средневековые нравы и впрямь были весьма суровы.

После смерти Василия II, последнего представителя Македонской династии, началась история падения Византии.

Репетиция конца

В 1204 году Константинополь впервые сдался под натиском врага: разъяренные неудачным походом в «землю обетованную», крестоносцы ворвались в город, объявили о создании Латинской империи и поделили византийские земли между французскими баронами.

Просуществовало новое образование недолго: 51 июля 1261 года Константинополь без боя занял Михаил VIII Палеолог, который объявил о возрождении Восточной Римской империи. Основанная им династия правила Византией до самого ее падения, но правление это было довольно жалким. Под конец императоры жили на подачки генуэзских и венецианских купцов, да еще натурально грабили церковные и частные владения.

Падение Константинополя

К началу от былых территорий остались только Константинополь, Салоники и небольшие разрозненные анклавы на юге Греции. Отчаянные попытки последнего императора Византии Мануила II заручиться военной поддержкой не имели успеха. 29 мая Константинополь был завоеван второй и последний раз.

Османский султан Мехмед II переименовал город в Стамбул, а главный христианский храм города, собор св. Софии, превратился в мечеть. С исчезновением столицы исчезла и Византия: история самого могущественного государства средневековья прекратилась навсегда.

Византия, Константинополь и Новый Рим

Является очень любопытным факт, что название «Византийская империя» появилось уже после ее краха: впервые оно встречается в исследовании Иеронима Вольфа аж в 1557 году. Поводом послужило название города Византия, на месте которого был построен Константинополь. Сами жители называли ее не иначе как Римской империей, а себя - римлянами (ромеями).

Культурное влияние Византии на страны Восточной Европы трудно переоценить. Однако первым русским ученым, который приступил к исследованию этого средневекового государства, был Ю. А. Кулаковский. «История Византии» в трех томах была издана только в начале ХХ века и охватывала события с 359 по 717 год. В последние несколько лет жизни ученый готовил к изданию четвертый том сочинения, но после его смерти в 1919 году рукопись найти так и не удалось.

Падение Константинополя (1453) — взятие турками-османами столицы Византийской империи, приведшее к окончательному ее падению.

День 29 мая 1453 года , несомненно, является поворотным пунктом в истории человечества. Он означает конец старого мира, мира византийской цивилизации. В течение одиннадцати столетий на Босфоре стоял город, где глубокий ум являлся предметом восхищения, а науку и литературу классического прошлого тщательно изучали и берегли. Без византийских исследователей и переписчиков мы знали бы сейчас не очень много о литературе древней Греции. Это был также город, правители которого в течение многих веков поощряли развитие школы искусства, не имеющей аналогии в истории человечества и явившейся сплавом неизменного греческого здравого смысла и глубокой религиозности, видевшей в произведении искусства воплощение Святого Духа и освящение материального.


Кроме того, Константинополь был великим космополитическим городом, где наряду с торговлей процветал свободный обмен идеями и жители считали себя не просто каким-то народом, а наследниками Греции и Рима, просвещенными христианской верой. О богатстве Константинополя в ту пору ходили легенды.


Начало упадка Византии

Вплоть до XI в. Византия была блистательной и могущественной державой, оплотом христианства против ислама. Византийцы мужественно и успешно исполняли свой долг до тех пор, пока в середине столетия с Востока вместе с нашествием турок на них не надвинулась новая угроза со стороны мусульманства. Западная же Европа между тем зашла так далеко, что сама в лице норманнов попыталась осуществить агрессию против Византии, которая оказалась вовлеченной в борьбу на два фронта как раз в то время, когда она сама переживала династический кризис и внутренние неурядицы. Норманны были отброшены, но ценой этой победы явилась потеря византийской Италии. Византийцам пришлось также навсегда отдать туркам гористые плато Анатолии - земли, бывшие для них главным источником пополнения людских ресурсов для армии и запасов продовольствия. В лучшие времена своего великого прошлого благополучие Византии было связано с ее господством над Анатолией. Громадный полуостров, известный в древности как Малая Азия, во времена римлян был одним из наиболее населенных мест мира.

Византия продолжала играть роль великой державы, в то время как ее мощь была уже фактически подорвана. Таким образом, империя оказалась меж двух зол; и это ее и без того трудное положение было еще более осложнено движением, вошедшим в историю под названием Крестовых походов.

Между тем глубокие старые религиозные различия между Восточной и Западной христианскими Церквами, раздуваемые в политических целях на протяжении XI в., неуклонно углублялись, пока к концу столетия между Римом и Константинополем не произошел окончательный раскол.

Кризис наступил тогда, когда армия крестоносцев, увлекаемая честолюбием своих вождей, ревнивой алчностью их венецианских союзников и той враждебностью, которую на Западе испытывали теперь по отношению к византийской церкви, повернула на Константинополь, захватила и разграбила его, образовав на руинах древнего города Латинскую империю (1204-1261).

4-й крестовый поход и образование Латинской империи


Четвёртый крестовый поход был организован папой Иннокентием III для освобождения Святой Земли от иноверцев. Первоначальный план Четвертого крестового похода предусматривал организацию морской экспедиции на венецианских судах в Египет, который должен был стать плацдармом для нападения на Палестину, но потом был изменен: крестоносцы двинулись на столицу Византии. Участниками похода были преимущественно французы и венецианцы.

Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. Гравюра Г. Доре

13 апреля 1204 года Константинополь пал . Город-крепость, устоявший перед натиском многих могучих врагов, был впервые захвачен неприятелем. То, что оказалось не под силу полчищам персов и арабов, удалось рыцарскому войску. Легкость, с которой крестоносцы овладели огромным, хорошо укрепленным городом, была результатом острейшего социально-политического кризиса, который переживала в тот момент Византийская империя. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что часть византийской аристократии и купечества была заинтересована в торговых связях с латинянами. Иными словами, в Константинополе существовала своеобразная «пятая колонна».

Взятие Константинополя (13 апреля 1204 года) войсками крестоносцев было одним из эпохальных событий средневековой истории. После захвата города начались массовые грабежи и убийства греко-православного населения. Около 2 тыс. человек было убито в первые дни после захвата. В городе бушевали пожары. В огне были уничтожены многие памятники культуры и литературы, хранившиеся здесь с античных времён. Особенно сильно от огня пострадала знаменитая Константинопольская библиотека. Множество ценностей было вывезено в Венецию. Более полувека древний город на босфорском мысу находился во власти крестоносцев. Лишь в 1261 году Константинополь вновь попал в руки греков.

Этот Четвёртый крестовый поход (1204), превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, положил конец Восточной Римской империи как наднациональному государству и окончательно расколол западное и византийское христианство.

Собственно Византия после этого похода перестаёт существовать как государство на более чем 50 лет. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 года образовались фактически две империи — Латинская и Венецианская. Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах — Сербией, Болгарией и Венецией. Тем не менее, византийцы смогли удержать ряд других территорий и создать на них свои государства: Эпирское царство, Никейскую и Трапезундскую империи.


Латинская империя

Обосновавшись в Константинополе как хозяева, венецианцы усилили свое торговое влияние на всей территории павшей Византийской империи. Столица Латинской империи в течение нескольких десятилетий была местом пребывания самых знатных феодалов. Константинопольские дворцы они предпочитали своим замкам в Европе. Знать империи быстро освоилась с византийской роскошью, переняла привычку к постоянным празднествам и веселым застольям. Потребительский характер жизни Константинополя при латинянах стал еще более ярко выраженным. Крестоносцы пришли в эти края с мечом и за полвека своего владычества так и не научились созидать. В середине XIII в Латинская империя пришла в полный упадок. Многие города и села, опустошенные и разграбленные во время захватнических походов латинян, так и не смогли оправиться. Население страдало не только от непосильных налогов и поборов, но и от гнета чужеземцев, с презрением попиравших культуру и обычаи греков. Православное духовенство вело активную проповедь борьбы против поработителей.

Летом 1261 года император Никеи Михаил VIII Палеолог сумел отвоевать Константинополь, что повлекло за собой реставрацию Византийской и уничтожение Латинской империй.


Византия в XIII-XIV вв.

После этого Византия уже не была доминирующей державой на христианском Востоке. Она сохранила лишь отблеск своего былого мистического престижа. На протяжении XII-XIII веков Константинополь казался таким богатым и великолепным, императорский двор таким пышным, а пристани и базары города столь полными товаров, что к императору все еще относились как к могущественному властителю. Однако в действительности он был теперь лишь государем среди равных ему или даже более могущественных. Появились уже и некоторые другие греческие правители. К востоку от Византии находилась Трапезундская империя Великих Комнинов. На Балканах Болгария и Сербия поочередно претендовали на гегемонию на полуострове. В Греции - на материке и островах - возникли мелкие франкские феодальные княжества и итальянские колонии.

Весь XIV век был для Византии периодом политических неудач. Византийцам угрожали со всех сторон - сербы и болгары на Балканах, Ватикан - на Западе, мусульмане - на Востоке.

Положение Византии к 1453 году

Византия, существовавшая уже более 1000 лет, к XV веку находилась в упадке. Она представляла собой очень небольшое государство, власть которого распространялась лишь на столицу — город Константинополь с предместьями — несколько греческих островов у побережья Малой Азии, несколько городов на побережье в Болгарии, а также на Морею (Пелопоннес). Империей это государство можно было считать лишь условно, поскольку даже правители нескольких клочков суши, оставшихся под ее контролем, фактически не зависели от центральной власти.

В то же время основанный в 330 году Константинополь на протяжения всего периода своего существования в качестве византийской столицы воспринимался как символ империи. Константинополь длительное время был крупнейшим экономическим и культурным центром страны, и только в XIV-XV вв. стал приходить в упадок. Его население, которое в XII в. составляло вместе с окрестными жителями около миллиона человек, теперь насчитывало не более ста тысяч, продолжая постепенно сокращаться и далее.

Империя была окружена землями своего главного противника — мусульманского государства турок-османов, которые видели в Константинополе главное препятствие распространению своей власти в регионе.

Турецкое государство, быстро набиравшее мощь и успешно боровшееся за расширение своих границ и на западе, и на востоке, давно стремилось к завоеванию Константинополя. Несколько раз турки нападали на Византию. Наступление турок-османов на Византию привело к тому, что к 30-м годам XV в. от Византийской империи остались лишь Константинополь с окрестностями, некоторые острова в Эгейском море и Морея — область на юге Пелопоннеса. Ещё в начале XIV века турки-османы захватили богатейший торговый город Бурсу, один из важных пунктов транзитной караванной торговли между Востоком и Западом. Очень скоро ими были взяты два других византийских города - Никея (Изник) и Никомидия (Измид).

Военные успехи турок-османов стали возможны благодаря политической борьбе, происходившей в данном регионе между Византией, балканскими государствами, Венецией и Генуей. Очень часто соперничающие стороны стремились заручиться военной поддержкой османов, тем самым в конечном счете облегчая ширившуюся экспансию последних. Военная сила крепнувшего государства турок с особенной наглядностью была продемонстрирована в битве при Варне (1444), решившей, по сути, также и участь Константинополя.

Битва при Варне - битва между крестоносцами и Османской империей у города Варна (Болгария). Битва стала завершением неудачного крестового похода на Варну венгерского и польского короля Владислава. Исходом битвы стало полное поражение крестоносцев, гибель Владислава и усиление турок на Балканском полуострове. Ослабление позиций христиан на Балканах позволило туркам взять Константинополь (1453).

Попытки властей империи получить помощь от Запада и заключение с этой целью в 1439 унии с католической Церковью отвергались большинством духовенства и народа Византии. Из философов флорентийскую унию одобрили только поклонники Фомы Аквинского.

Турецкого усиления боялись все соседи, особенно Генуя и Венеция, имевшие экономические интересы в восточной части Средиземноморья, Венгрия, которая получила на юге, за Дунаем, агрессивно настроенного мощного врага, рыцари-иоанниты, которые опасались потери остатков своих владений на Ближнем Востоке, и папа римский, который надеялся остановить усиление и распространение ислама вместе с турецкой экспансией. Однако в решающий момент потенциальные союзники Византии оказались в плену собственных запутанных проблем.

Наиболее вероятными союзниками Константинополя были венецианцы. Генуя сохраняла нейтралитет. Венгры ещё не оправились после недавнего поражения. Валахия и сербские государства находились в вассальной зависимости от султана, а сербы даже выделили вспомогательные войска в султанскую армию.

Подготовка турок к войне

Турецкий султан Мехмед II Завоеватель целью своей жизни объявил завоевание Константинополя. В 1451 он заключил выгодный для Византии договор с императором Константином XI, но уже в 1452 нарушил его, захватив крепость Румели-Хиссар на европейском берегу Босфора. Константин XI Палеоло́г обратился к Западу за помощью, в декабре 1452 торжественно подтвердил унию, но это вызвало лишь общее недовольство. Командующий византийским флотом Лука Нотара публично заявил, что «предпочтет, чтобы в Городе господствовала турецкая чалма, нежели папская тиара».

В начале марта 1453 Мехмед II объявил о наборе армии; всего у него было 150 (по другим данным — 300) тысяч войска, снабженного мощной артиллерией, 86 военных и 350 транспортных кораблей. В Константинополе насчитывалось 4973 жителя, способных держать оружие, около 2 тысяч наемников с Запада и 25 кораблей.

Османский султан Мехмед II, поклявшийся взять Константинополь, осторожно и тщательно готовился к предстоящей войне, понимая, что ему придётся иметь дело с мощной крепостью, от которой уже не раз отступали армии других завоевателей. Необыкновенные по толщине стены были практически неуязвимы для осадных машин и даже стандартной по тем временам артиллерии.

Турецкая армия состояла из 100 тысяч солдат, свыше 30 боевых кораблей и около 100 небольших быстроходных судов. Такое количество судов сразу же позволило туркам установить господство в Мраморном море.

Город Константинополь располагался на полуострове, который образуется Мраморным морем и заливом Золотой Рог. Городские кварталы, выходившие на берег моря и берег залива, были прикрыты городскими стенами. Особая система укреплений из стен и башен прикрывала город с суши — с запада. За крепостные стены на берегу Мраморного моря греки были относительно спокойны — морское течение здесь было быстрым и не позволяло туркам высаживать десант под стены. Уязвимым местом считался Золотой Рог.


Вид на Константинополь


Греческий флот, оборонявший Константинополь, состоял из 26 кораблей. В городе было несколько пушек и значительный запас копий и стрел. Огневого оружия как и солдат для отражения штурма явно не хватало. Всего годных ромейских солдат, не включая союзников, было около 7 тысяч.

Запад не торопился оказывать помощь Константинополю, лишь Генуя послала на двух галерах 700 солдат во главе с кондотьером Джованни Джустиниани, а Венеция — 2 военных корабля. Братья Константина, правители Мореи Дмитрий и Фома были заняты ссорой между собой. Жители Галаты — экстерриториального квартала генуэзцев на азиатском берегу Босфора — заявили о своем нейтралитете, а в действительности помогали туркам, надеясь сохранить свои привилегии.

Начало осады


7 апреля 1453 года Мехмед II начал осаду. Султан послал парламентёров с предложением сдаться. В случае сдачи он обещал городскому населению сохранение жизни и имущества. Император Константин ответил, что готов заплатить любую дань, какую в силах будет выдержать Византия, и уступить любые территории, но отказался сдать город. Вместе с тем Константин приказал венецианским морякам промаршировать по городским стенам, демонстрируя, что Венеция является союзником Константинополя. Венецианский флот был одним из сильнейших в Средиземноморском бассейне, и это должно было подействовать на решимость султана. Несмотря на отказ, Мехмед отдал приказ готовиться к штурму. Турецкое войско обладало высоким моральным духом и решимостью, в отличие от ромеев.

Турецкий флот имел основную стоянку на Босфоре, его главной задачей был прорыв укреплений Золотого Рога, кроме того, корабли должны были блокировать город и не допустить помощи Константинополю со стороны союзников.

Первоначально успех сопутствовал осажденным. Византийцы перекрыли цепью вход в бухту Золотой Рог, и турецкий флот не мог приблизиться к стенам города. Первые попытки штурма провалились.

20 апреля 5 судов с защитниками города (4 — генуэзских, 1 — византийский) разбили в бою эскадру из 150 турецких кораблей.

Но уже 22 апреля турки посуху перевезли 80 судов в Золотой Рог. Попытка защитников сжечь эти суда не удалась, т. к. генуэзцы из Галаты заметили приготовления и сообщили туркам.

Падение Константинополя


В самом Константинополе царили пораженческие настроения. Джустиниани советовал Константину XI сдать город. Средства на оборону расхищались. Лука Нотара утаивал отпущенные на флот деньги, надеясь откупиться ими от турок.

29 мая рано утром начался последний штурм Константинополя . Первые атаки были отбиты, но затем раненый Джустиниани покинул город и бежал в Галату. Главные ворота столицы Византии турки смогли взять. Бои шли на улицах города, в сражении пал император Константин XI, и когда турки нашли его израненное тело, ему отрубили голову и водрузили на шест. Три дня в Константинополе шли грабежи и насилия. Турки убивали подряд всех, кого встречали на улицах: мужчин, женщин, детей. Потоки крови стекали по крутым улицам Константинополя с холмов Петры в Золотой Рог.

Турки врывались в мужские и женские монастыри. Некоторые молодые монахи, предпочитая бесчестью мученическую смерть, бросались в колодцы; монахи же и пожилые монахини следовали древней традиции православной церкви, предписывавшей не оказывать сопротивления.

Дома жителей также подверглись грабежу один за другим; каждая группа грабивших вывешивала у входа небольшой флажок в знак того, что в доме уже брать нечего. Обитателей домов забирали вместе с их имуществом. Каждого, кто падал от изнеможения, тут же убивали; так же поступали и с многими младенцами.

В церквах происходили сцены массового надругательства над святынями. Многие распятия, украшенные драгоценностями, выносили из храмов с лихо напяленными на них турецкими тюрбанами.

В храме Хоры турки оставили нетронутыми мозаики и фрески, но уничтожили икону Богоматери Одигитрии - самое священное ее изображение во всей Византии, исполненное, по преданию, самим святым Лукой. Ее перенесли сюда из церкви Богородицы близ дворца в самомначале осады, чтобы эта святыня, находясь как можно ближе к стенам, вдохновляла их защитников. Турки вытащили икону из оклада и раскололи на четыре части.

А вот как современники описывают взятие величайшего храма всей Византии - собора св. Софии. " Церковь все еще была заполнена народом. Святая литургия уже закончилась и шла заутреня. Когда снаружи послышался шум, громадные бронзовые двери храма закрыли. Собравшиеся внутри молились о чуде, которое одно только и могло их спасти. Но их молитвы были напрасны. Прошло совсем немного времени, и двери под ударами снаружи рухнули. Молящиеся оказались в западне. Немногочисленные старики и калеки были убиты на месте; большинство же турки связали или приковали друг к другу группами, причем в качестве пут пошли в ход сорванные с женщин платки и шарфы. Многие красивые девушки и юноши, а также богато одетые вельможи были чуть ли не разорваны на части, когда захватившие их солдаты дрались между собой, считая своей добычей. Священники продолжали читать у алтаря молитвы до тех пор, пока также не были схвачены..."

Сам султан Мехмед II вступил в город лишь 1 июня. С эскортом из отборных отрядов янычарской гвардии, сопровождаемый своими везирами, он медленно проехал по улицам Константинополя. Все вокруг, где побывали солдаты, было опустошено и разорено; церкви стояли оскверненными и разграбленными, дома - необитаемыми, лавки и склады - разбитыми и растасканными. Он въехал на коне в храм Св. Софии, повелел сбить с нее крест и обратить в самую большую в мире мечеть.



Собор св. Софии в Константинополе

Сразу после взятия Константинополя, султан Мехмед II первым делом издал декрет о «предоставлении свободы всем, кто остался в живых», однако многие жители города были перебиты турецкими солдатами, многие стали рабами. Для скорейшего восстановления населения Мехмед приказал перевести в новую столицу все население города Аксарая.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном.

В последующие годы были заняты последние территории империи (Морея — в 1460).

Последствия гибели Византии

Константин XI был последним из императоров ромеев. С его смертью Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства. Бывшая столица Византийской империи, Константинополь, стал столицей Османской империи вплоть до её распада в 1922 году (сначала он назывался Константиние, а затем Истанбул (Стамбул)).

Большинство европейцев считало, что гибель Византии стала началом конца света, так как только Византия была преемницей Римской империи. Многие современники обвиняли Венецию в падении Константинополя (Венеция тогда имела один из самых мощных флотов). Венецианская республика вела двойную игру, пытаясь, с одной стороны, организовать крестовый поход против турок, а с другой - оградить свои торговые интересы, посылая к султану дружеские посольства.

Однако нужно понимать, что остальные христианские державы и пальцем не пошевелили, чтобы спасти гибнущую империю. Без помощи остальных государств, если бы даже венецианский флот прибыл вовремя, это позволило бы Константинополю продержаться ещё пару недель, но это только бы продлило агонию.

Рим полностью сознавал турецкую опасность и понимал, что в опасности может окажется все западное христианство. Папа Николай V призвал все западные державы сообща предпринять мощный и решительный Крестовый поход и намеревался сам возглавить этот поход. Еще с того момента, как из Константинополя пришло роковое известие, он рассылал свои послания, призывая к активным действиям. 30 сентября 1453 г. Папа Римский разослал всем западным государям буллу с объявлением Крестового похода. Каждому государю предписывалось пролить кровь свою и своих подданных за святое дело, а также выделить на него десятую часть своих доходов. Оба кардинала-грека - Исидор и Виссарион - активно поддерживали его усилия. Виссарион сам написал венецианцам, одновременно обвиняя их и умоляя прекратить войны в Италии и сосредоточить все свои силы на борьбе с антихристом.

Однако никакого Крестового похода так и не получилось. И хотя государи жадно ловили сообщения о гибели Константинополя, а писатели сочиняли горестные элегии, хотя французский композитор Гильом Дюфэ написал специальную погребальную песнь и ее распевали во всех французских землях, действовать не был готов никто. Король Германии Фридрих III был беден и бессилен, поскольку не обладал действительной властью над германскими князьями; ни с политической, ни с финансовой стороны он не мог участвовать в Крестовом походе. Король Франции Карл VII был занят восстановлением своей страны после долгой и разорительной войны с Англией. Турки были где-то далеко; у него же имелись дела поважнее в собственном доме. Англии, которая пострадала от Столетней войны даже больше Франции, турки казались еще более отдаленной проблемой. Король Генрих VI не мог сделать решительно ничего, поскольку он только что лишился рассудка и вся страна погружалась в хаос войн Алой и Белой розы. Больше ни один из королей не проявил своей заинтересованности, за исключением венгерского короля Владислава, который, конечно, имел все основания для беспокойства. Но у него были скверные отношения со своим командующим армией. А без него и без союзников он не мог отважиться на какое-либо предприятие.

Таким образом, хотя Западная Европа и была потрясена тем, что великий исторический христианский город оказался в руках неверных, никакая папская булла не могла побудить ее к действию. Сам факт, что христианские государства не сумели прийти на помощь Константинополю, показал их явное нежелание воевать за веру, если не затронуты их непосредственные интересы.

Турки быстро заняли и остальную территорию империи. Первыми пострадали сербы - Сербия стала театром военных действий между турками и венграми. В 1454 году сербы вынуждены были под угрозой применения силы отдать султану часть своей территории. Но уже в 1459 году в руках у турок была вся Сербия, за исключением Белграда, который до 1521 года оставался в руках венгров. Соседнее королевство Босния, турки завоевали 4 года спустя.

Между тем постепенно исчезали последние остатки греческой независимости. Герцогство Афинское было уничтожено в 1456 году. А в 1461 году пала последняя греческая столица - Трапезунд. Это был конец свободного греческого мира. Правда, какое-то число греков еще оставалось под христианским правлением - на Кипре, на островах Эгейского и Ионического морей и в портовых городах континента, пока удерживаемых Венецией, однако их правители были другой крови и иной формы христианства. Только на юго-востоке Пелопоннеса, в затерянных деревнях Майны, в суровые горные отроги которой не осмеливался проникнуть ни один турок, сохранялось подобие свободы.

Вскоре все православные территории на Балканах оказались в руках турок. Сербия и Босния были порабощены. В январе 1468 года пала Албания. Молдавия признала свою вассальную зависимость от султана ещё в 1456 году.


Многие историки в 17—18 вв. считали падение Константинополя ключевым моментом в европейской истории, завершением Средних веков, подобно тому, как падение Рима в 476 — завершением Античности. Другие полагали, что массовое бегство греков в Италию обусловило там Возрождение.

Русь - наследник Византии


После гибели Византии Русь осталась единственным свободным православным государством. Крещение Руси было одним из самых славных деяний византийской церкви. Теперь же эта дочерняя страна становилась сильнее своей родительницы, и русские отлично это сознавали. Константинополь, как полагали на Руси, пал в наказание за свои грехи, за вероотступничество, согласившись на объединение с западной церковью. Русские яростно отвергли Флорентийскую унию и изгнали ее сторонника - митрополита Исидора, навязанного им греками. И теперь, сохранив незапятнанной свою православную веру, они оказались обладателями единственного уцелевшего из православного мира государства, чья мощь к тому же постоянно возрастала. "Константинополь пал, - писал митрополит Московский в 1458 г., - потому что отступил от истинной Православной веры. Но в России эта вера все еще жива, - Вера Семи Соборов, какой Константинополь передал ее Великому князю Владимиру. На земле существует только одна истинная Церковь - Церковь Русская".

После брака с племянницей последнего византийского императора из династии Палеологов великий князь Московский Иван III объявил себя наследником Византийской империи. Отныне великая миссия сохранения христианства перешла к России. "Христианские империи пали, -писал в 1512 г. монах Филофей своему господину великому князю, или царю, Василию III, - вместо них стоит лишь держава нашего владыки… Два Рима пали, но третий стоит, а четвертому не бывать… Ты - единственный христианский государь в мире, владыка над всеми истинными верными христианами".

Таким образом, во всем православном мире только русские извлекли некоторую пользу из падения Константинополя; и для православных христиан прежней Византии, стонущих в неволе, сознание того, что в мире все же существует великий, хоть и очень далекий государь одной с ними веры, служило утешением и надеждой, что он защитит их и, быть может, когда-нибудь придет спасти их и вернуть им свободу. Султан-Завоеватель почти не обратил внимания на факт существования России. Россия была далеко. У султана Мехмеда были другие заботы куда ближе. Завоевание Константинополя, безусловно, сделало его государство одной из великих держав Европы, и отныне ему предстояло играть соответствующую роль в европейской политике. Он сознавал, что христиане - его враги и ему нужно зорко следить за тем, чтобы они не объединились против него. Султан мог воевать с Венецией или Венгрией, а также, возможно, с теми немногими их союзниками, которых удалось бы собрать папе, но он мог воевать только с одним из них в отдельности. Никто не пришел на помощь Венгрии в роковой битве на Мохачском поле. Никто не послал подкреплений на Родос рыцарям-иоаннитам. Никого не волновала потеря венецианцами Кипра.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Византийская империя, кратко говоря - это государство, появившееся в 395 году, после распада Великой Римской империи. Она не выдержала нашествия варварских племен и разделилась на две части. Меньше чем через столетие после своего распада, Западная Римская империя перестала существовать. Но она оставила после себя сильную преемницу - Византийскую империю. Римская империя просуществовала 500 лет, а ее восточная наследница - более тысячи, с 4 по 15 века.
Изначально Восточная Римская империя именовалась «Романией». На Западе долгое время ее называли «греческой империей», поскольку большую ее часть составляло греческое население. Но сами жители Византии называли себя римлянами (по-гречески - ромеями). Только после падения в 15 веке, Восточную Римскую империю стали называть «Византией».

Это название произошло от слова Византий - так сначала назывался Константинополь, столица империи.
Византийская империя, кратко говоря, занимала огромную территорию - почти 1 млн. кв. километров. Она располагалась на трех континентах - в Европе, Африке и Азии.
Столица государства - город Константинополь, основанный еще во времена Великой Римской империи. Сначала это была греческая колония Византия. В 330 году император Константин переносит сюда столицу империи и называет город своим именем - Константинополем. В Средние века он был самым богатым городом в Европе.



Византийской империи не удалось избежать вторжения варваров, но таких потерь, как запад Римской державы, она избежала благодаря мудрой политике. Например, славянским племенам, участвующим в великом переселении народов, было разрешено расселиться на окраинах империи. Таким образом, Византия получала заселенные границы, население которых было щитом против остальных захватчиков.
Основу экономики Византии составляло производство и торговля. В ее состав входило множество богатых городов, которые производили практически все товары. В V - VIII веках наступает время расцвета византийских портов. Сухопутные дороги стали небезопасными для купцов из-за длительных войн в Европе, поэтому морской путь становился единственным возможным.
Империя была многонациональной страной, поэтому культура отличалась поразительным разнообразием. Основу ее составляла античное наследие.
30 мая 1453 года, после двух месяцев упорного сопротивления армии турок, Константинополь пал. Так закончилась тысячелетняя история одной из великих держав мира.

История Византии, одной из «мировых» держав средневековья, общества своеобразного развития и высокой культуры, общества на стыке Запада и Востока, была насыщена бурными внутренними событиями, бесконечными войнами с соседями, интенсивными политическими, экономическими, культурными отношениями со многими странами Европы и Ближнего Востока.

Политическое устройство Византии

От Римской империи Византия унаследовала монархическую форму правления с императором во главе. С VII в. глава государства чаще именовался автократор.

Византийская Империя состояла из двух префектур - Восток и Иллирик, во главе каждой из которых стояли префекты: префект претории Востока (лат. Praefectus praetorio Orientis) и префект претории Иллирик (лат. Praefectus praetorio Illyrici). В отдельную единицу был выделен Константинополь во главе с префектом города Константинополя (лат. Praefectus urbis Constantinopolitanae).

Длительное время сохранялась прежняя система государственного и финансового управления. Но с конца VI века начинаются существенные реформы, связанные в основном с обороной (административное деление на фемы вместо экзархатов) и греческой культурой страны (введение должностей логофета, стратега, друнгария и т. д.).

С X века широко распространяются феодальные принципы управления, этот процесс привёл к утверждению на троне представителей феодальной аристократии. До самого конца империи не прекращаются многочисленные мятежи и борьба за императорский трон. Двумя высшими военными должностными лицами были главнокомандующий пехоты (лат. magister paeditum) и начальник конницы (лат. magister equitum), позже эти должности были объединены (Magister militum); в столице были два магистра пехоты и конницы (Стратиг Опсикия) (лат. Magistri equitum et pаeditum in praesenti). Кроме того, существовали магистр пехоты и конницы Востока (Стратиг Анатолика), магистр пехоты и конницы Иллирика, магистр пехоты и конницы Фракии (Стратиг Фракисии).

После падения Западной Римской империи (476), Восточная Римская империя продолжала существовать ещё почти тысячу лет; в историографии она с этого времени обычно называется Византией.

Для правящего класса Византии характерна вертикальная мобильность. Во все времена человек из низов мог пробиться к власти. В некоторых случаях ему было даже легче: например, была возможность сделать карьеру в армии и заслужить воинскую славу. Так, например, император Михаил II Травл был необразованным наемником, был приговорен к смерти императором Львом V за мятеж, и его казнь была отложена лишь из-за празднования Рождествa (820). Василий I был крестьянином, а затем объездчиком лошадей на службе у знатного вельможи. Роман I Лакапин был также выходцем из крестьян, Михаил IV, до того как стать императором, был менялой, как и один из его братьев.

Армия Восточной римской империи к 395 году

Хотя Византия унаследовала свою армию от Римской империи, её структура приближалась к фаланговой системе эллинских государств. К концу существования Византии она стала в основном наёмной и отличалась довольно низкой боеспособностью. Зато в деталях была разработана система воинского управления и снабжения, публикуются труды по стратегии и тактике, широко применяются разнообразные технические средства, в частности для оповещения о нападении врагов выстраивается система маяков. В отличие от старой римской армии сильно возрастает значение флота, которому изобретение «греческого огня» помогает завоевать господство в море. У Сасанидов перенимается полностью бронированная конница - катафрактарии. В то же время исчезают технически сложные метательные орудия, баллисты и катапульты, вытесненные более простыми камнемётами.

Переход к фемной системе набора войска обеспечил стране 150 лет успешных войн, но финансовое истощение крестьянства и его переход в зависимость от феодалов привели к постепенному снижению боеспособности. Система комплектования была изменена на типично феодальную, когда знать была обязана поставлять воинские контингенты за право владения землёй. В дальнейшем армия и флот приходят во всё больший упадок, а в самом конце существования империи представляют собой чисто наёмные формирования.

В 1453 Константинополь с населением в 60 тыс. жителей смог выставить лишь 5-тысячную армию и 2,5 тыс. наёмников. С X века константинопольские императоры нанимали русов и воинов из соседних варварских племён. С X века этнически смешанные варяги играли значительную роль в тяжёлой пехоте, а лёгкая конница комплектовалась из тюркских кочевников. После того, как эпоха походов викингов подошла к концу в начале XI века, наёмники из Скандинавии (а также из завоёванных викингами Нормандии и Англии) устремились в Византию через Средиземное море. Будущий норвежский король Харальд Суровый несколько лет воевал в варяжской гвардии по всему Средиземноморью. Варяжская гвардия храбро обороняла Константинополь от крестоносцев в 1204 году и была разгромлена при взятии города.

Большое культурное значение имел период правления императоров от Василия I Македонянина до Алексея I Комнина (867-1081). Существенные черты этого периода истории заключаются в высоком подъёме византинизма и в распространении его культурной миссии на юго-восточную Европу. Трудами знаменитых византийцев Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука - глаголица, что привело к возникновению у славян собственной письменной литературы. Патриарх Фотий положил преграды притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима (см. Разделение церквей).

В научной сфере этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий. В сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный от утраченных теперь писателей.

Экономика

В состав государства входили богатые земли с большим количеством городов - Египет, Малая Азия, Греция. В городах ремесленники и торговцы объединялись в сословия. Принадлежность к сословию была не повинностью, а привилегией, вступление в него было обставлено рядом условий. Установленные эпархом (градоначальником) условия для 22 сословий Константинополя были сведены в X веке в сборник постановлений Книгу эпарха. Несмотря на коррумпированную систему управления, очень высокие налоги, рабовладельческое хозяйство и придворные интриги, экономика Византии длительное время была самой сильной в Европе. Торговля велась со всеми бывшими римскими владениями на западе и с Индией (через Сасанидов и арабов) на востоке.

Даже после арабских завоеваний империя была очень богата. Но финансовые затраты также были очень велики, а богатство страны вызывало сильную зависть. Упадок торговли, вызванный привилегиями, предоставленными итальянским купцам, захват Константинополя крестоносцами и натиск турок привели к окончательному ослаблению финансов и государства в целом.

В начальный период истории государства основу экономики составляло производство и таможенная структура. 85-90 процентов производства во всей Евразии (за исключением Индии и Китая) приходилось на Восточную Римскую империю. В империи делалось абсолютно все: начиная от продуктов народного потребления (масленые лампы, оружие, доспехи, производство примитивных лифтов, зеркала, некие другие предметы, связанные с косметикой), которые теперь довольно широко представлены во всех музеях мира, до уникальных произведений искусства, в других областях мира не представленных вовсе - иконопись, живопись и так далее.

Медицина в Византии

Византийская наука на протяжении всего периода существования государства находилась в тесной связи с античной философией и метафизикой. Основная деятельность учёных находилась в прикладной плоскости, где был достигнут ряд замечательных успехов, таких как строительство Софийского собора в Константинополе и изобретение греческого огня.

В то же время, чистая наука практически не развивалась ни в плане создания новых теорий, ни с точки зрения развития идей античных мыслителей. Начиная с эпохи Юстиниана и до конца первого тысячелетия научное знание находилось в сильном упадке, однако впоследствии византийские учёные вновь проявили себя, особенно в астрономии и математике, уже опираясь на достижения арабской и персидской науки.

Медицина была одной из немногих отраслей знания, в которой был достигнут прогресс по сравнению с античностью. Влияние византийской медицины сказывалось как в арабских странах, так и в Европе в эпоху Возрождения. В последнее столетие существования империи, Византия сыграла важную роль в распространении древнегреческой литературы в Италии эпохи раннего Ренессанса. Основным центром изучения астрономии и математики к тому времени стала академия Трапезунда.

B 330 годy римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, переименовав его в "Новый Рим" (Константинополь – неофициальное название).

Новая столица находилась на важнейшем торговом пути из Чёрного моря в Средиземное, по которому осуществлялся подвоз хлеба. В Риме постоянно появлялись всё новые претенденты на трон. Победив соперников в изнурительных гражданских войнах, Константин хотел создать столицу, изначально и всецело подвластную ему одному. Этой же цели призван был послужить и глубокий идейный переворот: ещё недавно подвергавшееся в Риме преследованиям, в царствование Константина христианство было объявлено государственной религией. Константинополь сразу стал столицей христианской империи.

Окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную произошло в 395 году после смерти Феодосия I Великого. Главным отличием Византии от Западной Римской империи было преобладание на её территории греческой культуры. Различия нарастали, и в течение двух столетий государство окончательно приобрело свой индивидуальный облик.

Становление Византии как самостоятельного государства можно отнести к периоду 330-518. В этот период через границы на Дунае и Рейне на римскую территорию проникали многочисленные варварские, преимущественно германские племена. Положение на Востоке было не менее тяжёлым, и можно было ожидать подобного же финала, после того как в 378 году вестготы одержали победу в знаменитой битве у Адрианополя, император Валент был убит и король Аларих подверг опустошению всю Грецию. Но вскоре Аларих ушёл на запад - в Испанию и Галлию, где готы основали своё государство, и опасность с их стороны для Византии миновала. В 441 году на смену готам пришли гунны. Их вождь Аттила несколько раз начинал войну, и лишь уплатой большой дани удавалось от него откупиться. В битве народов на Каталаунских полях (451) Аттила потерпел поражение, а его держава вскоре распалась.

Во второй половине V века опасность пришла со стороны остготов - Теодорих Великий разорил Македонию, угрожал Константинополю, но и он ушёл на запад, завоевав Италию и основав на развалинах Рима своё государство.

В 1204 году Константинополь впервые сдался под натиском врага: разъяренные неудачным походом в «землю обетованную», крестоносцы ворвались в город, объявили о создании Латинской империи и поделили византийские земли между французскими баронами.

Просуществовало новое образование недолго: 51 июля 1261 года Константинополь без боя занял Михаил VIII Палеолог, который объявил о возрождении Восточной Римской империи. Основанная им династия правила Византией до самого ее падения, но правление это было довольно жалким. Под конец императоры жили на подачки генуэзских и венецианских купцов, да еще натурально грабили церковные и частные владения.

К началу XIV века от былых территорий остались только Константинополь, Салоники и небольшие разрозненные анклавы на юге Греции. Отчаянные попытки последнего императора Византии Мануила II заручиться военной поддержкой Западной Европы не имели успеха. 29 мая 1453 года Константинополь был завоеван второй и последний раз.

Религия Византии

В христианстве боролись и сталкивались многообразные течения: арианство, несторианство, монофизитство. В то время как на Западе папы, начиная с Льва Великого (440-461), утверждали папскую монархию, на Востоке патриархи Александрии, в особенности Кирилл (422-444) и Диоскор (444-451), пытались установить папский престол в Александрии. Кроме того, в результате этих смут всплывали на поверхность старые национальные распри и сепаратистские тенденции.

С религиозным конфликтом тесно сплетались политические интересы и цели.

С 502 года персы возобновили свой натиск на востоке, славяне и булгары начали набеги к югу от Дуная. Внутренние смуты достигли крайних пределов, в столице велась напряжённая борьба партий «зелёных» и «синих» (по цветам команд колесниц). Наконец, прочная память о римской традиции, поддерживавшая мысль о необходимости единства римского мира, беспрестанно обращала умы на Запад. Чтобы выйти из этого состояния неустойчивости, нужна была мощная рука, ясная политика с точными и определёнными планами. Такую политику проводил Юстиниан I.

Национальный состав империи отличался большой пестротой, но начиная с 7 века большую часть населения составляли греки. С тех пор византийский император стал называться по-гречески - "василевсом". В 9-10 веках, после завоевания Болгарии и подчинения сербов и хорватов, Византия стала, по существу, греко-славянским государством. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии.

До 7 века официальным языком империи была латынь, однако существовала литература на греческом, сирийском, армянском, грузинском языках. В 866 году "солунские братья" Кирилл (ок.826-869) и Мефодий (ок.815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси.

Несмотря на то, что вся жизнь государства и общества была проникнута религией, светская власть в Византии всегда была сильнее власти церковной. Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и строго централизованное управление.

По своей политической структуре Византия была самодержавной монархией, учение о которой окончательно сложилось именно здесь. Вся полнота власти находилась в руках императора (василевса). Он был высшим судьей, руководил внешней политикой, издавал законы, командовал армией и т.д. Власть его считалась божественной и была практически не ограниченной, однако, (парадокс!) она не была юридически наследственной. Результатом этого были постоянные смуты и войны за власть, кончавшиеся созданием очередной династии (простой воин, даже из варваров, или крестьянин, благодаря ловкости и личным способностям нередко мог занять высокий пост в государстве или даже стать императором. История Византии полна таких примеров).

В Византии сложилась особая система взаимоотношения светской и церковной властей, называемая цезарепапизмом (Императоры, по существу, управляли Церковью, становясь "папами". Церковь же стала лишь придатком и инструментом светской власти). Особенно окрепла власть императоров в печально знаменитый период "иконоборчества", когда духовенство было полностью подчинено императорской власти, лишено многих привилегий, богатства церкви и монастырей были частично конфискованы. Что касается культурной жизни, итогом "иконоборчества" стала полная канонизация духовного искусства.

Культура Византии

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. уже с VI века Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.

Процесс художественного развития Византии не был прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Было несколько периодов, более или менее благополучных, отмеченных особым расцветом искусства:

Время императора Юстиниана I (527-565) - "золотой век Византии"

и так называемые Византийские "ренессансы":

Правление македонской династии (середина IX - конец XI века) - "македонский ренессанс".

Правление династии Комнинов (конец XI - конец XII веков) - "комниновский ренессанс".

Поздняя Византия (с 1260 г.) - "палеологовский ренессанс".

Византия пережила нашествие крестоносцев (1204 г., IV крестовый поход), но с образованием и укреплением на ее границах Османской империи ее конец стал неизбежен. Запад обещал помощь только при условии перехода в католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая народом).

В апреле 1453 г. Константинополь был окружен огромной турецкой армией и через два месяца взят штурмом. Последний император - Константин XI Палеолог - погиб на крепостной стене с оружием в руках.

С тех пор Константинополь именуется Стамбулом.

Падение Византии стало огромным ударом по православному (да и христианскому в целом) миру. Отвлекаясь от политики и экономики, христианские богословы видели главную причину ее гибели в том падении нравов и в том лицемерии в вопросах религии, которые процветали в Византии в последние века ее существования. Так, Владимир Соловьев писал:

"После многих отсрочек и долгой борьбы с материальным разложением Восточная империя, давно умершая нравственно, была наконец, как раз перед

возрождением Запада, снесена с исторического поприща. ... Гордясь своим правоверием и благочестием, они не хотели понять той простой и самоочевидной истины, что действительное правоверие и благочестие требуют, чтобы мы сколько-нибудь сообразовали свою жизнь с тем, во что верим и что почитаем, - они не хотели понять, что действительное преимущество принадлежит христианскому царству перед другими, лишь поскольку оно устрояется и управляется в духе Христовом. ... Оказавшись безнадежно неспособною к своему высокому назначению - быть христианским царством, - Византия теряла внутреннюю причину своего существования. Ибо текущие, обычные задачи государственного управления могли, и даже гораздо лучше, быть исполнены правительством турецкого султана, которое, будучи свободно от внутреннего противоречия, было честнее и крепче и притом не вмешивалось в религиозную область христианства, не сочиняло сомнительных догматов и зловредных ересей, а также не защищало православия посредством повального избиения еретиков и торжественного сожигания ересиархов на кострах".

С конца IX в. начинается расцвет средневековой Византии , продлившийся с небольшими перерывами до начала XIII столетия. Пределы империи в основном ограничивались Балканами и Малой Азией, но и в этих рубежах она оставалась одним из сильнейших государств Европы. Пора могущества Византии стала и эпохой культурного подъёма.

В это время продолжают развиваться и расти старые города, прежде всего . Афины и Коринф, пострадавшие от нашествий варваров в VI-VIII вв., вновь возрождаются. Изгнанные некогда славянами жители побережья Адриатики возвращаются в родные места и вместе с пришельцами строят новые городские центры - Сплит, Задар и др. становится всё больше, а многие из прежде малозначащих превращаются в крупные центры ремесла и культуры.

Ремесло

В ремесле времён расцвета Византии поддерживались античные традиции. Изделия византийских ювелиров по-прежнему высоко ценились в Западной и Северной Европе. Находили они спрос и на Востоке, где художественное ремесло не уступало в изысканности ромейскому. Раскопки в византийских городах показывают, что в XI-XII вв. появилось множество небольших ремесленных мастерских, где работало 5-10 человек. Такие мастерские давали львиную долю ремесленных изделий всех видов. Их продукцией пользовались и горожане, и отправлявшиеся за моря купцы, и жители сельской округи. Нередко к городским ремесленникам-единоличникам обращался за помощью сам император. Впрочем, для изготовления оружия и других необходимых государству изделий, например для чеканки монет, постоянно работали крупные государственные мастерские.

Некоторые творения византийского художественного ремесла не только завоевали признание в тогдашней Европе, но и вошли в сокровищницу мировой культуры. Византийские мастера достигли необыкновенного изящества в технике эмали, или, как говорили на Руси, финифти . В Византии господствовала и оттачивалась древнейшая техника перегородчатой эмали (клуазоне), унаследованная ещё римскими мастерами от Древнего Египта. Эмальер напаивал на золотую поверхность тончайшие ячейки из золотых же проволочек. Ячейки заливались разноцветным стеклом, после чего обжигались. Полученная эмаль подвергалась тщательной шли-фовке. Византийская перегородчатая эмаль отличалась блестящим, в прямом и переносном смысле, исполне-нием, богатством красок, несомненным художественным мастерством. Именно византийские мастера стали учителями эмальеров Руси и Западной Европы.

Изделия из разноцветного стекла весьма многочисленны среди археологических находок в Византии.

Они вывозились и за её пределы. Византийские стеклянные предметы обнаружены в славянских странах, Закавказье, они имели огромный спрос и на Западе. Из этого можно заключить, что стекольное дело было хорошо развито, причём, в отличие от Западной Европы, уже в раннее Средневековье. Из стекла делались не только украшения: бусы, браслеты, кольца, серьги, подвески, оно использовалось и в бытовых целях - для изготовления посуды, правда, прежде всего для знати. Относительная массовость производства вела к некоторому упрощению внешнего вида изделий. Но всё же художественное мастерство стеклоделов в X-XIII вв. оставалось на высоте. Для византийского стекла характерны изысканная игра переливающихся красок, сочетание строгости и изящества любого изделия - от бусины до сосуда.

Славу ромейского ремесла составила и византийская глиптика - творения камнерезов, работавших с драгоценными камнями. Их изделия найдены во многих странах Европы , а в самой Византии использовались для украшения одежд императорской семьи и высшего духовенства, церковной утвари. Развивалось и искусство резьбы по слоновой кости.

Ткани

По всей Европе славились также изделия византийских ткачей . Поистине революционное значение для ткачества в Византии имело начало разведения шелковичного червя в VI в. Восточная империя уже давно завязала по протянувшемуся через всю Евразию Великому шёлковому пути торговые связи с , главным поставщиком шёлка. И вот одному из монахов-миссионеров удалось выведать секрет производства чудесной ткани из шёлковых нитей, выделяемых гусеницами бабочек-шелкопрядов. Несколько личинок он тайно вывез на Запад. Теперь уже Византия стала главным поставщиком шёлковых тканей для стран Европы. Ведущим центром шёлкового производства была Малая Азия.

На основе шёлка изготовлялись собственно шёлковые и парчовые (шёлковая основа с металлическими нитями) ткани. Обе технологии были позаимствованы от мастеров , но византийцы усовершенствовали их, достигнув небывалых высот в златоткачестве - вплетении в ткань золотых или напоминавших золото металлических нитей. Самые совершенные из таких тканей, использовавшиеся для парадного императорского костюма, выглядят как сплошной лист чистого золота. Парча и иные златотканые материалы украшались различными изображениями, иногда целыми картинами или хотя бы богатым орнаментом.

Наряду с изображениями животных и птиц, геометрическими фигурами даже на светской одежде присутствуют христианские символы - прежде всего кресты и образы ангелов. Продолжали совершенствоваться и обычные для Европы способы ткачества из шерсти. Византийские мастера унаследовали от древних технику изготовления пурпурных тканей - окрашенных с помощью красно-фиолетового красителя, получаемого из моллюсков иглянок. Пурпур издревле использовался для царских одеяний и имел огромный спрос далеко за пределами Византии.

Изобразительное искусство

X-XII столетия стали временем расцвета византийского изобразительного искусства. Именно тогда окончательно сложившиеся традиции византийской иконописи находят своё полное выражение и воспринимаются мастерами из других православных стран. Творения ромейских иконописцев соединили лучшие традиции христианской духовности и светского искусства античности. Они стремились передать неисчерпаемость божественной любви и внутреннюю красоту исполненного веры человека.

Главным в иконописи становится «лик» - изображение лица Христа или почитаемого святого. Причём основное внимание уделялось глазам, устремлённым на молящегося. Все образы дышали покоем истинной веры, мудростью и милосердием. В IX-XI вв. вырабатываются строгие каноны иконописи. Лучшие образцы принимаются за иконописные «подлинники», на которые должны опираться позднейшие мастера. Настоящих византийских икон до нашего времени сохранилось мало. Бурные события упадка империи не пощадили творений художников. Однако о высотах их искусства можно судить по многочисленным оставшимся мозаикам и фрескам.

Падение Византийской империи

Между тем эпоха расцвета империи близилась к завершению. В XI в. из глубин Азии на запад устремились турки. К концу века они покорили большую часть малоазийско-го полуострова. Начиная с 1097 г. отчасти при помощи западных рыцарей-крестоносцев императоры из рода Комнинов вернули немало земель на вос-токе. С Комнинами связано новое возвышение Византии. Но союзники оказались опаснее прежних врагов: уже в XII в. они стали присваивать себе византийские земли. А в 1204 г., вмешавшись во внутренние распри ромеев, латиня не захватили и разграбили Константинополь. Многие шедевры культуры, святыни православного христианства были вывезены на Запад или безвозвратно утеряны.

Отныне на Востоке стало три императора. В бывшей столице утвердился вожак крестоносцев, государь Латинской империи. В Никее и Трапезунде обосновались знатные ромеи (византийцы), претендовавшие на имперское наследство. Возникли и другие независимые ромейские государства (крупнейшее - так называемый Эпирский деспотат на западе Балкан). В 1262 г. никейский император изгнал крестоносцев из Константинополя и возродил Византию. Однако новая империя, управляемая династией Палеологов, оказалась лишь тенью былого. Ещё процветали столицы соперничавших империй - Константинополь и Трапезунд, но большинство городов обеднело и пришло в упадок. Ремесло почти остановилось в своём развитии, даже восхитительные изделия ювелиров отставали от европейской моды, которую диктовали мастера Италии и Франции.

В то же время искусство империи в этот период её существования переживает завершающий подъём - финальный мощный аккорд византийской цивилизации. Правда, теперь преобладают малые формы. Даже воздвигнутые тогда дворцы знати сравнительно малы по размерам, зато богато и тщательно, с особым вниманием к деталям, отделаны. Монументальные мозаики на стенах храмов всё чаще уступают место деревянной иконе и фреске. Изображения становятся реалистичнее, лучше передавая чувства и наблюдения иконописца. В светской живописи ещё более, чем в иконописи, чувствуется стремление к реализму - влияние Предвозрождения, уже начавшегося в Италии.

Новая империя была слабее и беднее своей предшественницы. Не имела она и сильных союзников, которые защитили бы её от внешних врагов. В XIV в. упадок становится явным . На востоке, в Малой Азии, набрали силу турки под предводительством рода Османов. Они вторглись на Балканы и покорили здешние славянские государства. Вскоре настал черёд и Византии. В 1453 г., после долгой осады, турки взяли Константинополь. Последний император Константин XI погиб при защите города. В 1460-1461 гг. турки покончили с последними оплотами ромеев - крепостями Палеологов на Пелопоннесе и Трапезундской империей. Византия прекратила своё существование.