Биографии Характеристики Анализ

Рассказ о спарте по истории. Древняя Спарта: особенности, государственный строй, культура, история

Спарта

Спартанский образ жизни хорошо описал Ксенофонт в своем произведении: «Лакедемонская политика». Он писал, что в большинстве государств каждый обогащается, как только может, не брезгуя никакими средствами. В Спарте, напротив, законодатель с присущей ему мудростью лишил богатство всякой привлекательности. Все спартариаты – бедные и богатые ведут совершенно одинаковый образ жизни, одинаково питаются за общим столом, носят одинаково скромную одежду, их дети без всяких различий и поблажек военной муштре. Так что приобретательство лишено в Спарте всякого смысла. Деньги Ликург (спартанский царь) превратил в посмешище: настолько они неудобны. От сюда и выражение «спартанский образ жизни», означает - простой, без всяких излишеств, сдержанный, строгий и суровый.

Адыгея, Крым. Вас ждут горы, водопады, разнотравье альпийских лугов, целебный горный воздух, абсолютная тишина, снежники в середине лета, журчанье горных ручьев и рек, потрясающие ландшафты, песни у костров, дух романтики и приключений, ветер свободы! А в конце маршрута ласковые волны Черного моря.

СПАРТА, главный город области Лакония (юго-восточная часть Пелопоннеса), самое дорическое из всех государств Древней Греции . Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и простиралась на север от современного города Спарта. Лакония – сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтому обитателей этой местности часто именовали «лакедемонянами», что практически равнозначно словам «спартанец» или «спартиат».

Спарта, название которой может значить «разбросанная» (предлагаются и другие толкования), состояла из усадеб и поместий, разбросанных по области, центром которой являлся невысокий холм, который позднее стал акрополем. Первоначально город не имел стен и оставался верен этому принципу вплоть до 2 в. до н.э. В ходе раскопок Британской школы в Афинах (проводившихся в 1906–1910 и 1924–1929) были обнаружены остатки нескольких зданий, в том числе святилище Артемиды Орфии, храм Афины Меднодомной и театр. Театр был выстроен из белого мрамора и, согласно Павсанию, описывавшему постройки Спарты ок. 160 н.э., являлся «достопримечательностью», но это каменное строение относится уже к эпохе римского владычества. С низкого акрополя открывался роскошный вид на долину Эврота и на величественную гору Тайгет, круто вздымавшуюся на высоту 2406 м и образовывавшую западную границу Спарты.

Многие историки считают, что Спарта возникла сравнительно поздно, уже после «дорийского нашествия», произошедшего предположительно между 1150 и 1100 до н.э. Первоначально захватчики поселились в городах, которые они завоевали, а нередко и разрушили, или возле них, но через столетие они создали собственную «столицу» у реки Эврот. Поскольку в период, к которому большинство историков относят Троянскую войну(ок. 1200 до н.э.), Спарта еще не возникла, миф о похищении Парисом Елены, супруги спартанского царя Менелая, был, вероятно, приписан Спарте. В соседних Терапнах, где существовал крупный город микенской эпохи, существовало святилище Менелайон и вплоть до классического периода отправлялся культ Менелая и Елены.

Рост численности населения и связанные с ним экономические и социальные проблемы вдохновили спартанцев на внешнюю экспансию. За вычетом основанной в Италии в 8 в. до н.э. колонии Тарент Спарта расширялась лишь за счет собственно Греции. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.) была покорена Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены в илотов, т.е. государственных рабов. Свидетельством спартанской активности является легенда о том, как жители Элиды при поддержке Спарты сумели отвоевать у своих соперников, жителей Писы, контроль над Олимпийскими играми. Первая зафиксированная победа спартанцев в Олимпии – это победа Аканфа в беге на 15-й Олимпиаде (720 до н.э.). Более столетия спартанские атлеты доминировали на Олимпийсих играх, добившись за это время 46 побед из 81, занесенной в анналы.

Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политики завоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров с различными государствами. В качестве главы Пелопоннесского союза (начал возникать ок. 550 до н.э., оформился ок. 510–500 до н.э.) Спарта фактически господствовала на всем Пелопоннесе, за исключением Аргоса и Ахайи на северном побережье, и к 500 до н.э. превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самым была создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов, объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели в решительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.

Конфликт между двумя величайшими государствами Греции, дорической Спартой и ионийскими Афинами, сухопутной и морской державой, был неизбежен, и в 431 до н.э. разразилась Пелопоннесская война. В конечном счете в 404 до н.э. Спарта взяла верх, а Афинская держава погибла. Недовольство спартанским засильем в Греции привело к новой войне. Фиванцы и их союзники во главе с Эпаминондом нанесли спартанцам тяжелое поражение при Левктрах (371 до н.э.) и при Мантинее (362 до н.э.), после чего, если забыть о кратковременных всплесках активности и случайных периодах взлета, Спарта стала терять былое могущество.

При тиране Набиде ок. 200 до н.э. или вскоре после него Спарта была окружена стеной, тогда же появился и каменный театр. В период римского владычества, начавшийся в 146 до н.э., Спарта превратилась в большой и благополучный провинциальный город, здесь возводились оборонительные и иные сооружения. Спарта процветала вплоть до 350 н.э. В 396 город был уничтожен Аларихом.

Особое значение в мировой истории имеет влияние, оказанное на позднейшие государственные системы политическим и социальным устройством Спарты. Во главе спартанского государства стояли два царя, один из рода Агидов, другой из рода Эврипонтидов, что было, вероятно, изначально связано с союзом двух племен. Два царя проводили заседания вместе с герусией, т.е. советом старейшин, в который пожизненно избирались 28 человек старше 60 лет. В народном собрании (апелле) участвовали все спартанцы, достигшие 30 лет и имевшие достаточно средств для того, чтобы исполнять то, что считалось необходимым для гражданина (в частности, вносить свою долю на участие в совместных трапезах, фидитиях). Позднее возник институт эфоров, пяти чиновников, которых избирало собрание, по одному от каждой области Спарты. Пять эфоров приобрели власть, превосходившую власть царей (возможно, после исполнения этой должности Хилоном ок. 555 до н.э.). Для предотвращения восстаний имевших численный перевес илотов и поддержания боеготовности собственных граждан постоянно устраивались тайные вылазки (они назывались криптиями) с целью убийства илотов.

Как это ни удивительно, тот тип цивилизации, который именуется теперь спартанским, не характерен для ранней Спарты. Произведенные англичанами раскопки подтвердили теорию, выдвинутую историками на основании письменных памятников, что до 600 до н.э. спартанская культура в целом совпадала с образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки скульптур, изящная керамика, фигурки из слоновой кости, бронзы, свинца и терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком уровне спартанской культуры точно так же, как и поэзия Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная перемена. Искусство и поэзия исчезают, имена спартанских атлетов больше не появляются в списках олимпийских победителей. Прежде чем эти перемены дали о себе знать, спартанец Гитиад построил «медный дом Афины» (храм Афины Полиухос); через 50 лет, напротив, пришлось приглашать иноземных мастеров Феодора Самосского и Батикла из Магнесии для строительства соответственно Скиады (вероятно, зала для собраний) в Спарте и храма Аполлона Гиацинтия в Амиклах. Спарта внезапно превратилась в военный лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни обычно приписывается Ликургу, хотя неясно, кем был Ликург – богом, мифическим героем или историческим лицом.

Спартанское государство состояло из трех классов: спартиаты, или спартанцы; периэки (букв. «живущие рядом»), обитатели союзных городов, окружавших Лакедемон; илоты. Голосовать и входить в органы управления могли исключительно спартиаты. Им запрещалось заниматься торговлей и, чтобы отвадить их от извлечения прибыли, использовать золотые и серебряные монеты. Земельные участки спартиатов, обрабатываемые илотами, должны были давать своим владельцам достаточный доход для приобретения военного снаряжения и удовлетворения повседневных потребностей. Торговлей и производством занимались периэки. Они не участвовали в политической жизни Спарты, но обладали некоторыми правами, а также привилегией служить в армии. Благодаря труду многочисленных илотов спартиаты могли посвящать все свое время физическим упражнениям и военному делу.

По оценкам, к 600 до н.э. насчитывалось ок. 25 тыс. граждан, 100 тыс. периэков и 250 тыс. илотов. Позднее число илотов превосходило число граждан уже в 15 раз. Войны и экономические невзгоды сокращали численность спартиатов. Во время греко-персидских войн (480 до н.э.) Спарта выставила ок. 5000 спартиатов, но столетием позднее в битве при Левктре (371 до н.э.) их сражалось только 2000. Упоминается, что в 3 в. в Спарте насчитывалось лишь 700 граждан.

Чтобы удержать свое положение в государстве, спартиаты ощущали необходимость в большой регулярной армии. Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. При рождении ребенка государство определяло, вырастет ли из него здоровый гражданин или его следует отнести на гору Тайгет. Первые годы жизни мальчик проводил дома. С 7 лет воспитание брало на себя государство, и почти все время дети посвящали физическим упражнениям и военной муштре. В 20 лет молодой спартиат присоединялся к фидитии, т.е. компании сотрапезников из пятнадцати человек, продолжая свое военное обучение совместно с ними. Он имел право вступить в брак, но навещать жену мог лишь тайком. В 30 лет спартиат становился полноправным гражданином и мог участвовать в народном собрании, но львиную долю времени он проводил в гимнасии, лесхе (что-то вроде клуба) и фидитии. На надгробии спартанца высекали лишь его имя; если он погибал в сражении, добавлялись еще слова «на войне».

Спартанские девочки также проходили атлетическую подготовку, включавшую в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и копья. Сообщается, что Ликург якобы ввел такое обучение для девочек для того, чтобы они вырастали сильными и смелыми, способными произвести на свет крепких и здоровых детей.

Спартиаты намеренно ввели у себя деспотию, которая лишала индивидуума свободы и инициативы и уничтожала влияние семьи. Однако спартанский образ жизни весьма импонировал Платону, который включил в свое идеальное государство многие из ее милитаристских, тоталитарных и коммунистических черт.

Мне давно хотелось побывать в Спарте, посмотреть место, где некогда находился великий город античной Эллады.

Конечно, современный город Спарта ни в какое сравнение с Афинами не идёт, сейчас в нем проживает всего 15 тысяч жителей. А когда-то они были на равных.

В отчётах и путеводителях написано, что смотреть в Спарте особо нечего, а остатки древнего города дружно именуются жалкими. Ладно, хоть местность сохранилась, в отличие от Древних Афин, вокруг которых всё застроено по большей части безобразными бетонными коробками. «Что ж, — решили мы, — посмотрим на то, что сохранилось, и попробуем почувствовать атмосферу славного города».

Зачем? Хотелось понять, в каких природных условиях сформировалось знаменитое спартанское общество, о котором знают почти все. Напомню немного об этом необычном государстве.

Спарта была столицей государства Лакедемон, занимавшего область Лаконику, а в лучшие годы подчинявшего весь Пелопоннес и доминировавшего во всей Элладе. Это стало возможным в первую очередь благодаря крайне военизированному обществу спартиатов.

Спартанское общество делилось на полноправных спартиатов , свободных, но лишённых политических прав периэков и бесправных земледельцев илотов .

Спартиаты, которым был запрещён физический труд, руководили и воевали, периэки торговали и занимались ремёслами, а илоты обрабатывали землю и обслуживали спартиатов.

Во главе государства стояли два царя, выполнявших функции военачальника и главного жреца. Общее руководство государством осуществляли выбираемые эфоры . Решения принимались в герусии — совете, состоявшем из уважаемых спартиатов старше 60 лет, а утверждались народным собранием — апелле . В народном собрании могли участвовать спартиаты старше 30 лет.

Спартиаты составляли общину равных. За соблюдением равенства государство строго следило, обязывая всех спартиатов участвовать в общих обедах. Каждый спартиат должен был вносить свой натуральный и денежный вклад в приготовление этих обедов. Если же мужчина не мог делать взнос, он считался опустившимся и исключался из общины равных. Еда, кстати, была самой простой и, видимо, невкусной, поскольку считалось, что спартиат должен быть в еде очень умерен и лишь удовлетворять минимальные потребности. Главным блюдом была «чёрная похлёбка». Название говорит само за себя.

Таково было устройство государства Лакедемон, введённое законодателем Ликургом в 9 веке до н. э.

Спартиатов всегда было мало, поэтому, чтобы властвовать над илотами, была введена жёсткая, порой жестокая, система спартанского воспитания. Она начиналась непосредственно после рождения спартанца. Родители приносили новорожденного на специальный совет, который осматривал ребёнка. И если находил, что ребёнок здоров и не имеет физических недостатков, то передавал его на воспитание родителям. В противном случае ребёнка сбрасывали в пропасть. Некоторые учёные утверждают, что это легенда, поскольку в соответствующих местах не были обнаружены залежи детских костей. Но, во-первых, в результате такой селекции количество уродливых детей у спартанцев, очевидно, было минимально, а, во-вторых, то, что детей сбрасывали со скалы, не означает, что родители не хоронили их после этого.

По достижении 7 лет мальчика забирали у родителей и отдавали в специальные отряды, типа интернатов. Там, под руководством уважаемых наставников, мальчики обучались воинским искусствам, занимались физическими упражнениями и учились не обращать внимания на трудности и боль. Должность наставника была так уважаема, что ему был открыт доступ в любые государственные учреждения.

Кроме того, мальчиков учили кратко и точно излагать свои мысли, а так же читать, писать и считать. Занимались с ними музыкой и пением.

Спали они на тростниковых подстилках, кормили их впроголодь, а одежду разрешали носить только с 12 лет.

Девочек-спартанок тоже обучали подобным образом, но уделяли внимания вопросам материнства и семейной жизни. Видимо, поэтому спартанки считались в древней Элладе образцовыми жёнами. Жили девочки дома, а не в интернатах.

По достижении примерно 20 лет юноши должны были поучаствовать в так называемых криптиях, когда эфоры объявляли на несколько дней тайную войну илотам. Мальчики, готовящиеся стать мужчинами, вооружённые только ножами, должны были выследить и убить особо опасных илотов. Практиковалось ли это на самом деле и каждый ли год, точно неизвестно, поскольку в войнах Спарты наряду со спартиатами участвовали и илоты. А это вряд ли было бы возможно, если бы их ежегодно убивали. Вообще рассказы о спартанском воспитании изобилуют примерами дикости и жестокости, но относиться к ним нужно критически, поскольку нам известно о них в основном от врагов Спарты: афинян и других.

Последним испытанием для юношей было хлестание их розгами в храме Артемиды, когда жрецы добивались, чтобы ступени храма были покрыты кровью испытуемых. Если юноша сносил испытание молча, он становился воином. Если нет, то на всю жизнь оставался среди женщин.

Действительная служба у спартанцев длилась до 30 лет. После этого мужчина выходил в запас, становился полноправным спартиатом, должен был жениться и завести детей. В случае войны он мог быть призван. По достижении 60 лет спартиат, если имел детей и не был замечен в порочащих его действиях, становился старейшиной и мог быть избранным в герусию. Поскольку Спарта постоянно вела войны, то, видимо, до 60-ти лет доживали немногие.

Такой строй просуществовал в Спарте несколько сотен лет, пока не разрушился под влиянием времени и соседних народов. Спартанцы так были уверены в силе своего войска, что город даже не имел крепостных стен. Благодаря этому строю Спарта сохранила независимость от Македонской империи. Когда победитель всей Греции Филипп, отец Александра Македонского, подошёл к Спарте, он отправил спартанцам послание, в котором писал: «Если я захвачу ваш город, то уничтожу вас, ваших жен и детей». На что получил лаконичный ответ: «Если». Почесал Филипп свой лоб и ушёл из Лаконии. И сыну своему заказал туда ходить. Некоторые учёные говорят, что македоняне сохранили Спарте независимость из уважения к её прошлому. Сомневаюсь я, что только из уважения, вряд ли македоняне уважали что-то, кроме силы.

Формально независимость Спарты признавали даже римляне.

А 300 спартанцев, как известно, остановили миллионную персидскую армию в Фермопильском проходе. Это вообще беспримерный в истории случай.

Так что не посмотреть на Спарту мы не могли.

Город Спарта на карте Греции

Лаконская долина и современная Спарта

Современная Спарта находится в том же месте, что и в древности, то есть посреди удивительно ровной Лаконской долины.

Лаконская долина

Эта просторная равнина имеет южную экспозицию, от северных ветров она закрыта горами Аркадии, с востока её ограничивает мощный хребет Парнон, а с запада – ещё более высокий Тайгет. Посреди долины протекает полноводный Эврот, река, которая и создала эту долину. Поскольку почвы Лаконии нанесены этой рекой, они очень плодородны.

Таким образом экономической базой могущества Спарты была благодатная долина с плодородными землями, на которых ещё в древности выращивали оливы и разные злаки. Долина Эврота, сейчас, как и прежде, вся засажена оливами, к которым ныне прибавились апельсиновые деревья.

Ныне Спарта небольшой, но вполне современный город, энергичный, оживленный, с активным уличным движением. А мы-то ожидали увидеть захолустье!
Застроена современная Спарта обычными для Греции 3-х — 6 этажными бетонными домами.

современная Спарта

В городе множество магазинов и ресторанов, по вечерам народ гуляет по улицам. Нам даже показалось, что жизнь в нем кипит не хуже, чем в столице. Впрочем, может быть, такое впечатление сложилось, потому что мы попали в Спарту в пятницу вечером.

Достопримечательности Спарты

Археологическая зона с остатками акрополя древней Спарты, открыта с 8 до 18.

Археологический музей , часы работы с 8-30 до 15-00, воскресенье до 14-30, понедельник — выходной.

Музей олив , часы работы с 10-00 до 18-00. Когда видишь море олив, покрывающих Лаконскую долину, понимаешь почему такой музей устроен именно в Спарте.

В самом городе, пожалуй, всё…

Но в 6 км от современной Спарты, на склонах Тайгета сохранились развалины средневекового города Мистра , «византийских Помпей». Это место великолепно и достойно отдельного описания. Цена билета туда 6 евро. Открыт с 8 до 19.30. Объект ЮНЕСКО.

Акрополь древней Спарты

Первый раз мы отправились туда вечером, поскольку хозяйка квартиры, где мы остановились, сказала, что руины доступны всегда и вход туда свободен. Но ворота в парк оказались заперты на замок. Полюбовавшись современной статуей царя Леонида, мы вернулись в наше жилище. Кстати, Леонид изображён в полном вооружении, но одетым в коротенькую юбочку. Как-то даже стало жалко его, ибо в январе в Спарте довольно холодно. Мерз, наверное, храбрый царь…

В 8 утра ворота были уже открыты и мы, оставив машину, отправились осматривать то, что сохранилось от былого величия.

Оказалось — само место замечательно. От ворот широкая ровная дорожка из белого камня ведёт вглубь парка из старых корявых маслин. Погода нам благоприятствовала, было солнечно, в зелёной травке летали пчёлы, а небо было ярко-синее.

Сначала мы пришли к остаткам Агоры, или торговых рядов. Площадь маленькая, видимо, шопинг не очень интересовал спартанцев.

Потом опять потянулся парк.

Среди парка время от времени попадались остатки строений разных времен. Что-то сохранилось от греков, что-то от римлян, что-то от византийцев.

Заканчивалась тропа на краю обрыва. Мы сами не заметили, как оказались на вершине холма, хотя во время прогулки даже не почувствовали, что поднимаемся вверх (вот в Афинах подъем на холм к Акрополю очень даже ощущается).

В этом месте растут не низкие оливы, а могучие сосны и эвкалипты. (Вот эвкалипты можно было бы и убрать, поскольку в древности этих австралийских деревьев тут точно не было).

Здесь находятся руины храма Афины Халкос

На крутом склоне холма располагался театр античной Спарты. Судя по размерам театра, спартанцы, как и другие эллины, любили насладится представлениями пьес Софокла или Еврипида. Театр был большой, а задником ему служат величественные заснеженные вершины Тайгета. Впечатляющая картина.

Главная площадь древней Спарты велика, а множество лежащих колонн и каменных блоков свидетельствует, что когда-то здесь стояли достойные здания.

Ни о какой «жалкости» руин у меня не возникло и мысли. Наоборот. Они ничем не хуже других греческих развалин. Печально, что до сих пор не нашлось какого-нибудь энтузиаста с деньгами, вроде Шлимана или Эванса, который бы восстановил стены и поставил колонны. И тогда руины Спарты предстали бы совсем в ином виде.

Тут же можно найти обрывы, с которых старейшины могли скидывать слабых детей, а сильных, наоборот, благословлять, поднимая к лучам заходящего солнца.

Кое-где сохранились остатки стен, но возведены они были уже при римлянах.

В общем, вопреки сложившемуся мнению, руины Спарты произвели на меня замечательное впечатление. Общественные здания вполне соответствовали значению этого города. Как, должно быть, славно было жить в маленьких, но благоустроенных домах, посреди оливковой рощи, имея под боком красивые храмы и вместительный театр.

Побывав в Спарте, могу сказать, что мои ожидания были превзойдены на порядок.

Руины оказались значительными и интересными, а само место фантастическим. И, кажется, я проникся духом этого замечательного места.

Из-за нехватки времени мы не побывали в археологическом музее. Так что теперь планируем новую поездку на Пелопоннес, с обязательным посещением Спарты.

Велика слава древней Спарты и посетить её руины любителю истории следует обязательно.

Как добраться до Спарты и где остановиться

До Спарты несложно добраться общественным транспортом. Из Афин в Спарту ходит автобус, время в пути — 3 часа. Актуальное расписание смотрите на сайте https://www.ktel-lakonias.gr/el-gr/routes/yperastika

Ближайший к Спарте крупный город — Триполи. Автобус от Триполи до Спарты идет 45 минут.

Из самой Спарты можно на автобусе за 15 минут добраться до Мистры.

В Спарте мы останавливались в съемной квартире, которую бронировали на сайте Airbnb. Квартира была в самом центре, за ночь мы заплатили 30 евро. Если у вас еще нет аккаунта в Airbnb, можете воспользоваться пригласительной ссылкой , по которой вы получите бонус 25 евро на первое бронирование, при условии, что оно будет не меньше 70 евро.

Отель обойдется несколько дороже, но и условия, возможно, будут более комфортные.

Спарта была самой жестокой цивилизацией в истории человечества. Примерно на рассвете истории Греции, пока она еще проходила через свой классический период, Спарта уже переживала радикальные социальные и политические революции. В итоге спартанцы пришли к идее полного равенства. Буквально. Именно они разработали ключевые концепции, которые мы частично используем и по сей день.

Именно в Спарте впервые прозвучали идеи самопожертвования во имя всеобщего блага, высокой ценности долга и прав граждан. Вкратце, целью спартанцев было стать максимально идеальными людьми, насколько это в силах простого смертного. Вы не поверите, но каждая утопическая идея, о которой мы до сих пор задумываемся и сегодня, черпает свои истоки еще со спартанских времен.

Самая большая проблема, связанная с изучением истории этой удивительной цивилизации, состоит в том, что спартанцы оставили очень мало записей, и не оставили после себя монументальных построек, которые можно было бы исследовать и анализировать.

Тем не менее, ученые знают, что спартанские женщины наслаждались правом на свободу, образование и равенство в такой высокой степени, в какой не могли похвастать женщины никаких других цивилизаций того времени. Каждый член общества, женщина или мужчина, господин или раб, играл свою особенную ценную роль в жизни Спарты.

Именно поэтому невозможно говорить о прославленных спартанских воинах, не упомянув об этой цивилизации в целом. Воином мог стать каждый, это не было привилегией или повинностью для отдельных социальных сословий. На роль солдата проходил очень серьезный отбор среди обязательно всех граждан Спарты без исключения. Из тщательно отобранных претендентов воспитывали так, чтобы из них выросли идеальные воины. Процесс закалки спартанцев порой был сопряжен с очень жесткими способами подготовки и доходил до крайне экстремальных мер.

10. Спартанских детей с ранних лет воспитывали для участия в войнах

Почти каждый аспект жизни спартанцев находился в подчинении у города-государства. Это касалось и детей. Каждый спартанский младенец представал перед советом инспекторов, которые проверяли дитя на наличие физических недостатков. Если что-то казалось им выходящим за рамки нормы, ребенка изымали из общества и отправляли на погибель за стены города, скидывая с ближайших холмов.

В некоторых счастливых случаях эти покинутые дети находили свое спасение среди случайных странников, проходящих мимо, или же их забирали к себе «гелоты» (низшее сословие, спартанские рабы), работающие на ближайших полях.

В раннем детстве те, кто переживал первый отборочный этап, купались в ванных с вином вместо . Спартанцы верили, что это укрепляет их силу. Кроме того среди родителей было принято игнорировать плач детей, чтобы те привыкали к «спартанскому» образу жизни со младенчества. Такие воспитательные приемы настолько восторгали иноземцев, что спартанских женщин часто приглашали в соседние края в качестве нянечек и медсестер за их железные нервы.

Вплоть до 7 лет спартанские мальчики жили в своих семьях, но после этого их забирало само государство. Детей переселяли в общественные бараки, и в их жизни начинался тренировочный период под названием «агоге». Целью этой программы было воспитание из юнцов идеальных воинов. В новый режим входили физические упражнения, обучение различным хитростям, безусловной верности, военному искусству, рукопашному бою, развитие терпимости к боли, охота, навыки выживания, навыки общения и уроки морали. Их также учили читать, писать, слагать стихи и ораторствовать.

В 12 лет всех мальчиков лишали одежды и всех других личных вещей, кроме единственного красного плаща. Их обучали спать на улице и делать себе постель из тростниковых ветвей. Кроме того мальчиков поощряли копаться в мусоре или воровать себе еду. Но если воришек ловили, детей ждало суровое наказание в виде порки.

Спартанские девочки жили в своих родных семьях и после 7-летнего возраста, но они тоже получали знаменитое спартанское воспитание, в которое входили уроки танцев, гимнастики, метание дротиков и дисков. Полагалось, что именно эти навыки помогали им лучше всего подготовиться к материнству.

9. Дедовщина и драки среди детей

Одним из ключевых способов вылепить из мальчиков идеальных солдат и развить в них истинно суровый нрав считалось провоцирование к дракам друг с другом. Более взрослые парни и учителя часто затевали ссоры среди своих учеников и побуждали их вступать в драки.

Главной целью агоге было воспитать в детях устойчивость ко всем тяготам, которые будут ждать их на войне, - к холоду, голоду или боли. И если кто-то проявлял хоть малейшую слабину, трусость или смущение, они сразу же становились объектами жестоких насмешек и наказаний от своих же товарищей и учителей. Представь, что в школе над тобой кто-то издевается, а учитель подходит и присоединяется к обидчикам. Это было очень неприятно. А чтобы «добить», девочки пели всякие обидные речевки про провинившихся учеников прямо во время церемониальных собраний перед высокопоставленными сановниками.

Даже взрослые мужчины не избегали поруганий. Спартанцы ненавидели полных людей. Именно поэтому все граждане, включая даже царей, ежедневно участвовали в совместных приемах пищи, «сисситиях», которые отличались нарочитой скудностью и пресностью. Вместе с ежедневными физическими нагрузками это позволяло спартанским мужчинам и женщинам держать себя в тонусе на протяжении всей жизни. Те, кто выбивался из общей струи, подвергались общественному порицанию и даже рисковали быть изгнанными из города, если не спешили справиться со своим несоответствием системе.

8. Состязания на выносливость

Неотъемлемой частью Древней Спарты и вместе с тем одной из ее самых отвратительных практик было Состязание на выносливость – Диамастигосис. Эта традиция была призвана чтить память случая, когда жители из соседних поселений поубивали друг друга перед алтарем Артемиды в знак почитания богини. С тех пор человеческие жертвоприношения совершались здесь ежегодно.

Во времена правления полумифического спартанского царя Ликургуса, жившего в 7 веке до нашей эры, ритуалы поклонения святилищу Артемиды Орфии были смягчены и включали только порку мальчиков, проходящих агоге. Церемония продолжалась до тех пор, пока они полностью не зальют своей кровью все ступени алтаря. Во время ритуала алтарь был усыпан шишками, до которых дети должны были добраться, и собрать их.

Старшие ребята ожидали младших с палками в руках, избивая детей безо всякого сострадания к их боли. Традиция по своей сути была посвящением маленьких мальчиков в ряды полноценных воинов и граждан Спарты. Последний выстоявший ребенок получал великие почести за свою мужественность. Нередко во время такой инициации дети погибали.

Во времена оккупации Спарты Римской Империей традиция Диамастигосиса не исчезла, но утратила свою основную церемониальную значимость. Вместо этого это стало просто зрелищным спортивным мероприятием. Люди со всей империи стекались в Спарту, чтобы посмотреть на жестокую порку молодых парней. К 3-му столетию нашей эры святилище было превращено в обычный театр с трибунами, с которых зрители могли удобно наблюдать за избиениями.

7. Криптерия

Когда спартанцы достигали 20-летнего возраста или около того, те, кто был помечен в качестве потенциальных лидеров, получали возможность поучаствовать в Криптерии. Это была своего рода секретная полиция. Хотя в большей степени речь шла о партизанских отрядах, которые периодически терроризировали и оккупировали соседние поселения гелотов. Лучшие годы этого подразделения пришлись на 5 век до нашей эры, когда у Спарты было примерно 10 000 мужчин, способных воевать, а мирное население гелотов превосходило их на считанные единицы.

С другой стороны спартанцы постоянно находились под угрозой бунта со стороны гелотов. Эта постоянная угроза и была одной из причин, почему Спарта развивала такое милитаризированное общество и ставила на первое место воинственность своих граждан. Каждый мужчина в Спарте по закону должен был быть с детства воспитан в качестве солдата.

Каждую осень молодые воины получали шанс проверить свои навыки во время неофициального объявления войны вражеским поселениям гелотов. Члены Криптерии выходили на задания по ночам, вооруженные только ножами, и их целью всегда было убийство любого гелота, встреченного на своем пути. Чем крупнее и сильнее попадался враг, тем лучше.

Эта ежегодная бойня проводилась, чтобы приучить соседей повиновению и снизить их численность до безопасного уровня. Только те мальчики и мужчины, которые участвовали в таких набегах, могли рассчитывать на получение более высокого ранга и привилегированного статуса в обществе. Все остальное время года «секретная полиция» патрулировала окрестности, все так же казня любого потенциально опасного гелота без каких-либо разбирательств.

6. Принудительная женитьба

И хотя это сложно назвать чем-то откровенно ужасающим, но принудительные браки к 30 годам сегодня многие бы сочли неприемлемым и даже пугающим. До 30 лет все спартанцы жили в общественных бараках и служили в государственной армии. При наступлении 30-летнего возраста их освобождали от военного долга и переводили в запас до 60 лет. В любом случае, если к 30 годам кто-то из мужчин не успевал найти себе жену, их женили насильно.

Спартанцы считали брак важным, но не единственным способом для зачатия новых солдат, поэтому девочек выдавали замуж не раньше 19 лет. Претенденты должны были сначала тщательно оценить здоровье и физическую форму своих будущих спутниц жизни. И хотя часто решался между будущим мужем и тестем, девушка тоже имела право голоса. Ведь по закону спартанские женщины имели равные с мужчинами права, причем даже намного большие, чем в некоторых современных странах по сей день.

Если мужчины Спарты женились до своего 30-летия и все еще во время прохождения военной службы, они продолжали жить отдельно от жен. Но если же мужчина уходил в резерв все еще холостым, считалось, что не исполняет свой долг перед государством. Холостяка ждали публичные насмешки по любому поводу, особенно во время официальных собраний.

А если по какой-то причине у спартанца не могло быть детей, он должен был найти своей жене подходящего партнера. Случалось даже, что у одной женщины было несколько сексуальных партнеров, и все вместе они воспитывали общих детей.

5. Спартанское оружие

Основную массу любой древнегреческой армии, включая спартанскую, составляли «гоплиты». Это были солдаты в громоздких доспехах, граждане, на чье вооружение уходили приличные средства, чтобы они могли участвовать в войнах. И в то время как воины из большинства греческих городов-государств не обладали достаточной военной и физической подготовкой и оснащением, спартанские солдаты умели воевать всю свою жизнь и всегда были готовы отправиться на поле боя. Пока все греческие города-государства строили защитные стены вокруг своих поселений, Спарта никак не заботилась об укреплениях, считая своей главной защитой закаленных гоплитов.

Основным оружием гоплита, вне зависимости от его происхождения, было копье для правой руки. Длина копий достигала около 2,5 метров. Острие этого оружия было сделано из бронзы или железа, а рукоятка из кизилового дерева. Использовалось именно это дерево, потому что оно отличалось необходимой плотностью и прочностью. Кстати, кизиловая древесина настолько плотная и тяжелая, что даже тонет в воде.

В левой руке воин держал свой круглый щит, знаменитый «гоплон». 13-килограмовые щиты использовались в основном для защиты, но иногда применялись и в ударных техниках ближнего боя. Щиты изготавливались из дерева и кожи, а сверху покрывались слоем бронзы. Спартанцы помечали свои щиты буквой «лямбда», которая символизировала Лаконию, регион Спарты.

Если ломалось копье или сражение становилось слишком тесным, гоплиты с передовой брались за свои «ксипо», короткие мечи. Они были длиной в 43 сантиметра и предназначались для ведения ближнего боя. Но спартанцы больше предпочитали таким ксипо свои «копис». Эта разновидность меча наносила врагу особенно мучительные рубящие раны за счет своей специфической односторонней заточки по внутренней грани клинка. Копис использовали в большей степени как топор. Греческие художники часто изображали спартанцев именно с кописами в руках.

Для дополнительной защиты солдаты носили бронзовые шлемы, покрывающие не только голову, но и заднюю часть шеи и лицо. Также среди доспехов были нагрудные и наспинные щиты из бронзы или кожи. Голени солдат защищали специальные бронзовые пластины. Предплечья были закрыты таким же образом.

4. Фаланга

Существуют определенные признаки того, на какой стадии развития находится цивилизации, и среди них как раз то, как народы воюют. Племенные сообщества обычно сражаются хаотично и бессистемно, каждый воин размахивает своим топором или мечом, как ему вздумается, и ищет личную славу.

Но более продвинутые цивилизации сражаются согласно продуманным тактикам. Каждый солдат играет определенную роль в своем отряде и подчиняется общей стратегии. Так воевали римляне, так же сражались и древние греки, к которым относились спартанцы. По большому счету знаменитые римские легионы были сформированы именно по примеру греческих «фаланг».

Гоплиты собирались в полки, «локхои», состоящие из нескольких сотен граждан, и выстраивались в колонны по 8 и более рядов. Такое построение называлось фалангой. Мужчины стояли плечом к плечу в тесных группах, защищенные со всех сторон товарищескими щитами. В промежутках между щитами и шлемами стоял буквально лес из копий, торчащих пиками наружу.

Фаланги отличались очень организованным передвижением благодаря ритмичным аккомпанементам и кричалкам, которые спартанцы интенсивно учили в юном возрасте во время тренировок. Случалось, что греческие города сражались между собой, и тогда в бою можно было увидеть зрелищные столкновения сразу нескольких фаланг. Битва продолжалась до тех пор, пока один из отрядов не закалывал другой до смерти. Это можно было бы сравнить с кровавой стычкой во время матча по регби, но в древних доспехах.

3. Никто не сдается

Спартанцы воспитывались чрезвычайной преданности и презирали трусость превыше всех прочих человеческих недостатков. От солдат ожидалось, что они будут бесстрашными в любых обстоятельствах. Даже если речь пойдет о последней капли и до последнего выжившего. По этой причине акт капитуляции приравнивался самой нестерпимой трусости.

Если в каких-то невообразимых обстоятельствах спартанскому гоплиту приходилось сдаться, он потом кончал жизнь самоубийством. Древний историк Геродот вспоминал двух неизвестных спартанцев, которые пропустили важный бой и со стыда покончили собой. Один повесился, другой пошел на верную искупительную смерть во время следующего же сражения во имя Спарты.

Спартанские матери были знамениты тем, что часто говорили своим сыновьям перед боем: «Возвращайся со своим щитом, или не возвращайся вовсе». Это означало, что их либо ждут с победой, либо мертвыми. К тому же если воин лишался собственного щита, он также оставлял без защиты и своего товарища, что ставило под удар всю миссию, и было неприемлемым.

Спарта считала, что солдат полностью выполнил свой долг только тогда, когда он умер за свое государство. Мужчина должен был погибнуть на поле боя, а женщина обязана была рожать детей. Только те, кто исполнял этот долг, имели право быть похоронены в могиле с выгравированным на надгробии именем.

2. Тридцать тиранов

Спарта славилась тем, что она всегда стремилась распространить свои утопические взгляды и на соседние города-государства. Сначала это были Мессениане с запада, которых спартанцы покорили в 7 – 8 веке до нашей эры, обратив их в своих рабов гелотов. Позднее взор Спарты устремился даже на Афины. Во время Пелопоннесской войны 431 – 404 годов до нашей эры спартанцы не просто подчинили себе афинян, но и унаследовали их морское превосходство в регионе Эгейского моря. Такого раньше не случалось. Спартанцы не стали равнять с землей славный город, как им советовали коринфяне, а вместо этого решили слепить завоеванное общество по своему образу и подобию.

Для этого они установили в Афинах «про-спартанский» олигархат, бесславно известный как режим «Тридцати тиранов». Главной целью этой системы была реформация, а в большинстве случаев полное уничтожение основополагающих афинских законов и порядков в обмен на провозглашение спартанского варианта демократии. Они провели реформы в области властных структур и понизили в правах большинство общественных сословий.

Было назначено 500 советников, призванных исполнять судебные обязанности, ранее принадлежавшие всем гражданам. Спартанцы также избрали 3 000 афинян, чтобы «разделить с ними власть». На деле у этих местных управленцев просто было несколько больше привилегий, чем у остальных жителей. Во время 13-месячного режима Спарты 5% населения Афин умерло или просто скрылось из города, было конфисковано много чужого имущества, и толпы сподвижников старой системы управления Афинами были отправлены в ссылку.

Бывший ученик Сократа Критиас, лидер «Тридцати», был признан жестоким и совершено негуманным правителем, который вознамерился превратить покоренный город в отражение Спарты любой ценой. Критиас вел себя, как будто он все еще находился на посту в спартанской Криптее, и казнил всех афинян, которых считал опасными для установления нового порядка вещей.

Для патрулирования города было нанято 300 знаменосцев, которые в итоге запугивали и терроризировали местное население. Около 1500 самых выдающихся афинян, не поддерживающих новое правительство, насильно приняли яд – цикуту. Интересно, что чем более жестокими были тираны, тем больше сопротивления они встречали со стороны местных жителей.

В итоге спустя 13 месяцев жестокого режима произошел успешный переворот, который возглавил Трасибулус, один из немногих граждан, сбежавших из ссылки. Во время афинской ресторации 3 000 вышеупомянутых изменников получили амнистию, но остальные перебежчики, включая тех самых 30 тиранов, были казнены. Критиас погиб еще в одном из первых боев.

Погрязшее в коррупции, предательстве и насилии, короткое правление тиранов обусловило сильное недоверие афинян по отношению друг к другу даже в течение последующих нескольких лет после падения диктатуры.

1. Знаменитое Фермопильское сражение

Наиболее известное сегодня по серии комиксов 1998 года и фильму 2006 года «300 спартанцев», Фермопильское сражение, произошедшее в 480 году до нашей эры, стало эпической бойней между греческой армией во главе со спартанским царем Леонидасом I и персами под руководством царя Ксеркса.

Изначально конфликт возник между этими двумя народами еще до воцарения упомянутых военачальников, во время правления Дариуса I, предшественника Ксеркса. Он немало расширил пределы своих земель вглубь европейского континента и в какой-то момент устремил свой алчущий взор на Грецию. После смерти Дариуса Ксеркс почти сразу же после вступления в свои права царя начал подготовку к вторжению. Это была величайшая угроза, с которой когда-либо сталкивалась Греция.

После долгих согласований между греческими городами-государствами, сборная сила примерно из 7 000 гоплитов была отправлена защищать Фермопильский проход, через который персы собирались продвинуться на территорию всей Эллады. По какой-то причине в экранизациях и комиксах те самые несколько тысяч гоплитов не были упомянуты, включая и легендарный афинский флот.

Среди нескольких тысяч греческих воинов были и воспетые 300 спартанцев, которых Леонидас повел в бой лично. Ксеркс собрал для своего вторжения армию из 80 000 солдат. Относительно малочисленная защита греков объяснялась тем, что они не хотели отправлять слишком много воинов далеко на север страны. Другой причиной был более религиозный мотив. В те дни как раз проходили священные Олимпийские игры и самый важный ритуальный фестиваль Спарты, Карнея, во время которого кровопролитие было запрещено. В любом случае Леонидас осознавал, какая опасность грозит его войску и созвал 300 самых своих преданных спартанцев, у которых уже родились наследники мужского пола.

Расположенное в 153 километров к северу от Афин, ущелье Фермопилы представляло собой отличную оборонительную позицию. Шириной всего в 15 метров, зажатое между практически вертикальными скалами и морем, это ущелье создавало большое неудобство для численной армии Персии. Такое ограниченное пространство не позволяло персам, как следует, развернуть всю свою мощь.

Это дало грекам значительное преимущество наряду с уже построенной здесь оборонительной стеной. Когда Ксеркс наконец-то прибыл на место, ему пришлось ждать 4 дня в надежде, что греки сдадутся. Этого не произошло. Тогда он отправил своих послов последний раз, чтобы призвать врага сложить оружие, на что Леонидас ответил «приди и возьми его сам».

На протяжении 2 следующих дней греки отразили многочисленные персидские атаки, включая бой с элитным отрядом «Бессмертных» из личной гвардии персидского царя. Но преданные местным пастухом, который указал Ксерксу о тайном обходном пути через горы, на второй день греки все же оказались окруженные врагом.

Столкнувшись с такой неприятной ситуацией, греческий военачальник распустил большинство гоплитов, кроме 300 спартанцев и еще нескольких избранных солдат, чтобы дать последний бой. Во время последней атаки персов славный Леонидас и 300 спартанцев пали, с честью выполнив свой долг перед Спартой и ее людьми.

До сего дня в Фермопилах существует табличка с надписью «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». И хотя Леонидас со своими людьми погиб, их совместный подвиг вдохновил спартанцев собраться с духом и в ходе последующих греко-персидских войн свергнуть злостных оккупантов.

Фермопильское сражение навсегда закрепило за Спартой репутацию самой уникальной и сильной цивилизации.

Спарта (Лакония, Лакедемон) - одно из самых известных и могущественных государств Древ­ней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Идеальный полис, Спар­та была государством, которое не знало смут и гражданских распрей. В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя «об­щиной равных». Хотя о грозной Спарте знали бук­вально во всех уголках Древней Греции, мало кто мог похвастаться, что бывал на земле Лакедемона и хорошо знает жизнь и обычаи этой страны. Спар­танцы (спартиаты) окутали своё государство покро­вом тайны, не разрешая ни чужеземцам приезжать к ним, ни своим гражданам покидать рубежи об­щины. Даже купцы не привозили товаров в Спар­ту - спартанцы ничего не покупали и не прода­вали.

Хотя сами спартанцы не оставили описания сво­их законов и государственного строя, многие древ­негреческие мыслители пытались разгадать причи­ну прочности гражданского согласия и военной мо­щи Спарты. Особенно усилилось их внимание к это­му государству после победы Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431-405 гг. до н. э.). Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны или жили через много столетий после того, как возникла «община равных», многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям. Поэтому некоторые проблемы исто­рии Спарты до сих пор вызывают споры у истори­ков. Например, чем был обусловлен спартанский образ жизни, когда возникло это государство, столь непохожее на другие греческие полисы?

Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Писатель и историк Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная рассказ о жизни и реформах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего строго достоверного сообщить о них не­возможно. Тем не менее он не сомневается в том, что этот политический деятель был исторической личностью. Большинство современных учёных счи­тают Ликурга легендарной (никогда не существовавшей) личностью, а удивительный государствен­ный строй Спарты - следствием сохранения в нём примитивных догосударственных форм человечес­кого общежития. Другие историки, соглашаясь с тем, что Ликург - фигура вымышленная, не отри­цают полностью предания о возникновении Спар­танского государства в результате переворота после долгих смут в первой половине VI в. до н. э. Есть и третья группа учёных, считающих, что у историков нет серьёзных оснований для полного недоверия к сообщениям античных писателей. В биографии Ликурга, считают они, нет ничего фантастического, а проведение в Спарте реформ на два века раньше, чем в других районах Балканской Греции, объяс­няется сложной ситуацией, сложившейся в Лако­нии. Основавшие Спартанское государство дорий­цы пришли сюда как завоеватели и, чтобы удер­живать в повиновении порабощённое ими местное ахейское население, нуждались в ускоренном соз­дании необходимых для этого учреждений.

Это было время смут и беззаконий. Ликург про­исходил из царского рода и после гибели отца от удара ножом и смерти старшего брата стал царём, но правил всего восемь месяцев. Уступив власть своему племяннику, он покинул Спарту. Путешест­вуя по Криту, Египту и греческим полисам на по­бережье Малой Азии, Ликург изучал законы и об­раз жизни людей и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины и устано­вить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду между спартанцами. Перед возвращени­ем в Спарту Ликург отправился в Дельфы, где на­ходился храм бога Аполлона с оракулом (прорица­телем). В те времена ни одно важное для всего го­сударства решение не принималось без обращения за советом к жрецам бога Аполлона Дельфийского. Жрица-прорицательница (пифия) передавала обра­щающимся за советом предсказания, которые ей якобы сообщало само божество. Пифия назвала Ликурга «боголюбезным» и сказала, что Аполлон обе­щает дать Спарте самые лучшие законы.

Как рассказывает Плутарх, вернувшись из Дельф, Ликург вместе с тридцатью верными ему знатными гражданами приступил к осуществлению своего замысла. Он приказал друзьям вооружиться и выйти на площадь, чтобы запугать врагов и за­ставить всех подчиниться новым законам. Установ­ление новых порядков, видимо, вызывало недоволь­ство и сопротивление части богатых и знатных граж­дан. Однажды они окружили законодателя и, злобно крича, забросали камнями. Ликург бежал, но один из преследователей выбил ему палкой глаз.

По легенде, завершив реформы, Ликург собрал народ и, взяв с него клятву ничего не менять из установленных им порядков до его возвращения, снова отправился в Дельфы. В Дельфах он получил через оракула одобрение проведённым законам. От­правив это прорицание в Спарту, он сам решил боль­ше туда не возвращаться, чтобы не освобождать на­род от данной ему клятвы, и уморил себя голодом.

Установленные Ликургом порядки вызывали восхищение одних, осуждение и критику других. Одной из первых реформ Ликурга была организация управления гражданской общиной. Античные писа­тели утверждают, что Ликургом был создан совет старейшин (герусия) из 28 человек. Старейшины (геронты) - не моложе 60 лет - избирались народ­ным собранием граждан (апеллой). В герусию вхо­дили и два царя, одной из главных обязанностей которых было командование армией на войне. Апелла первоначально, видимо, имела большую силу и решала все важнейшие вопросы в жизни общины. Со временем власть в государстве перешла в руки эфоров.

В VIII в. до н. э. в Спарте, как и в других грече­ских полисах, возникла острая нехватка земли. Спартанцы решили эту проблему, завоевав сосед­нюю область Мессению, а её жителей обратили в рабство. Завоёванная земля и порабощённое насе­ление были объявлены собственностью всех граждан Спарты. И система управления, и верховная собст­венность всех граждан на землю - всё это ничем не отличало Спарту от других греческих полисов. Как и всюду в государствах Древней Греции, здесь дей­ствовал принцип: сообща владеем, сообща управля­ем, сообща защищаем. Но в Спарте он был проведён в жизнь с такой последовательностью, что это пре­вратило её в нечто уродливое, в «исторический курь­ёз», по определению некоторых историков.

Причиной этого была особая форма рабства, воз­никшая в Древней Спарте. В большинстве греческих полисов рабов привозили из дальних стран. Отор­ванные от родных очагов, разной национальности, они были разобщены и им было трудно договориться друг с другом и поднять мятеж против своих господ. Обращённое же в рабов (илотов) население Лакони­ки и Мессении оставалось жить там, где жили и их предки. Они вели самостоятельное хозяйство, имели имущество и семью. Своим хозяевам они платили подать (апофору), оставшейся же частью продуктов могли распоряжаться по своему усмотрению. Это создавало благоприятные условия для восстаний, которые илоты, во много раз превосходящие по чис­ленности своих господ, поднимали довольно часто.

Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегда искоренить богатство и бедность в госу­дарстве. Всю землю, которой владела община, он поделил на примерно равные участки (клеры). 9 тыс. клеров получили спартанцы - по числу семей, 30 тыс. было отдано периэкам - жителям окрест­ных мест. Периэки были свободными людьми, но не входили в число полноправных граждан. Полу­ченную землю нельзя было ни продавать, ни да­рить. Обрабатывали её илоты, а периэки занима­лись ремеслом. Спартиаты же всякий труд, кроме военного дела, считали для себя позорным. Полу­чив возможность довольно безбедно жить за счёт труда илотов, они превратились в воинов-профес­сионалов. Вся их повседневная жизнь стала пос­тоянной и изнурительной подготовкой к войне.

Для сохранения всеобщего равенства Ликург за­претил употреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всей Греции, и ввёл железные деньги, настолько тяжёлые, что да­же для небольшой суммы требовалась целая повоз­ка. На эти деньги можно было купить только то, что производилось в самой Спарте, периэкам же бы­ло строжайше запрещено производить предметы роскоши, разрешалось изготовлять только простую посуду и одежду, оружие для спартиатов. Все спар­танцы, от царя до простого гражданина, должны были жить в совершенно одинаковых условиях. Специальными предписаниями указывалось, какие можно строить дома, какую одежду носить, и даже еда должна была быть у всех одинаковой. Спартан­ские граждане не знали покоя домашней жизни, не могли по своему усмотрению распоряжаться своим временем. Вся их жизнь от рождения и до смерти проходила под неусыпным контролем. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община, но молодые женатые мужчины ещё долгое время жили отдельно от своих семей. Даже дети не принадле­жали родителям. Новорождённого младенца отец приносил в лесху, где заседали старейшины. Ребён­ка внимательно осматривали, и если находили больным и хилым, то отправляли к Апотетам (об­рыв на горном хребте Тайгет) и там оставляли уми­рать.

С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах). Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они вы­росли сильными, послушными и бесстрашными. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать и говорить кратко и чётко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссори­ли, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. На год мальчикам выдавали только одно платье, мыться разрешали только несколько раз в год. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

Возмужавших юношей после 16 лет подвергали очень суровому испытанию у алтаря бо­гини Артемиды. Юношей жестоко би­чевали, они же при этом должны были молчать. Некоторые не выдерживали испытания и умирали. Ещё одним испытанием для юношей были криптии - тайные войны против илотов, которые время от времени объявляли эфоры. Днём молодые спартанцы прятались в укромных уголках, а ночью выходили охотиться на илотов, убивая самых креп­ких мужчин, что позволяло держать илотов в пос­тоянном страхе.

Воля законодателя и постоянная угроза со сто­роны илотов создали необычайно сплочённую граж­данскую общину, не знавшую внутренних смут на протяжении нескольких столетий. Но спартанцы заплатили за это дорогую цену. Суровая дисципли­на, военизация всех сторон жизни привели к духов­ному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими поли­сами. Она не дала мировой культуре ни одного фи­лософа, поэта, оратора, скульптора или художника. Всё, что смогла создать Спарта, - это сильная ар­мия. Безграничное право эфоров контролировать все стороны жизни общины сделало их власть, по определению Аристотеля, «близкой к тирании». Постепенно Спарта превратилась в оплот политиче­ской реакции для всей Греции.

Спартанцы сознательно проводили политику изоляции своей общины от внешнего мира. Она бы­ла направлена на то, чтобы чужие нравы и обычаи не могли проникнуть в «общину равных», но глав­ная причина заключалась в том, что постоянная угроза восстаний илотов требовала мобилизации всех сил. Спарта не могла надолго и далеко уводить свою армию за пределы Пелопоннеса, поэтому в мо­менты большой опасности для всего эллинского ми­ра она часто руководствовалась сугубо эгоистиче­скими интересами. Это сказалось уже в период гре­ко-персидских войн, когда Спарта готова была ус­тупить иранцам (персам) большую часть Балкан­ской Греции и греческие города на побережье Ма­лой Азии. Взамен она предлагала всем желающим переселиться на территорию Пелопоннеса, готовая защищать его рубежи до последнего вздоха.

Жажда господства над всей Грецией привела Спарту к войне с богатыми и процветающими Афи­нами. Она вышла победительницей из Пелопоннес­ской войны, но ценой предательства интересов Эл­лады: получив помощь от Ирана, она превратилась в иранского надсмотрщика для эллинов. Война вы­вела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и «община рав­ных» вступила в полосу смут, как и все другие гре­ческие полисы.

По материалам Энциклопедии