Биографии Характеристики Анализ

Развитие дистанционного обучения в италии. Система высшего образования стран группы восьми: Италия

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТРЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТКАФЕДРА ЭММ РЕФЕРАТ на тему Экономика Италии 1914-1990 г. г. Выполнила студентка 1 курса очного отделения машиностроительного факультета 060801 шифр 301513 Митюнина О.

В. Преподаватель Буранова Е. А.

2001 год В ХХ век Италия вступила с грузом неразрешенных противоречий, оставшихся ей в наследство от предшествующего века.Буржуазно-демократическая революция эпохи Рисорджименто не была доведена до конца пережитки феодальных отношений, сохранившиеся в деревне, тормозили капиталистическое развитие страны. Выявлялись резкие различия в развитии страны полуфеодального типа производственные отношения в сельском хозяйстве и одновременно монополистическое развитие промышленности.

Именно такой Италия вступила в Мировую Империалистическуювойну 1914-1917 г. г Благодаря крупным военным заказам и обильным военным субсидиям в Италии в годы войны выросла машиностроительная, химическая, гидроэлектрическая промышленность, во много раз увеличилась продукция автомобильной промышленности. Быстро росла концентрация промышленного производства, сопровождающаяся огромным усилением могущества крупнейших монополий концерна Ансальдо, металлургическоготреста Ильва, автомобильной фирмы Фиат и др.

Одновременно с расширением военного производства резко сокращались отрасли легкой промышленности и вообще гражданского производства. Итальянское сельское хозяйство переживало во время войны упадок. Военные мобилизации лишили к 1917 г.

Деревню половины взрослого населения, посевные площади и урожаи сократились. В стране начала ощущаться острая нехваткахлеба. Поскольку военная индустриализация вела к дальнейшему одностороннему развитию промышленного Севера, это означало новое обострение вековой проблемы итальянского Юга противоречия между капиталистическим городом и закабаленной, страдающей от полуфеодальных пережитков итальянской деревни.

Исход мировой войны принес итальянской буржуазии разочарование. Около 700 тысяч итальянцев погибло нафронтах. Военные расходы составили 80 расходной части государственного.бюджета, на 19 млрд. лир увеличился внешний долг. Из-за недостатка валюты для закупки сырья и топлива резко снизилось промышленное производство.

Сократились посевные площади, упала урожайность, уменьшилось поголовье скота. Финансы страны пришли в расстройство, усилилась инфляция. Международное положение Италии значительно ухудшилось.

Кначалу 1919 г. внутреннее положение в Италии сильно ухудшились. Несмотря на окончание войны, дороговизна приняла угрожающие размеры.

Сотни тысяч демобилизованных солдат пополнили ряды безработных. По всей стране стала подниматься волна забастовочного движения. Революционный объем охватил и трудящихся деревни.

Узнав о том, что в России миллионы крестьян получили конфискованную у помещиков землю,итальянские крестьяне стали требовать выполнение обещаний о наделении землей и 2 сентября 1919 года правительство издало декрет о передаче во временное пользование помещичьей земли крестьянам. Спад революционной волны в 1920-1921 г. г.

Происходил в обстановке экономического кризиса, продолжавшегося около двух лет. В годы кризиса добыча железной руды сократилась вдвое, выплавка меди свелась почти кнулю. Число безработных выросло в три раза.

Кризис привел к массовым банкротствам. Наряду с тысячами мелких и средних предприятий потерпели крах некоторые крупные монополистические предприятия. Для спасения магнатов капитала государство израсходовало огромные средства.

В целом кризис стимулировал централизацию капитала и дальнейшее усиление господства монополий. В октябре 1922 г. к власти приходитфашистская диктатура во главе с Муссолини.

В своей экономической политике фашистское правительство опиралось на финансовую помощь монополий.США. В 1927 г. проводится денежная реформа.

США активно начинает вкладывать капиталовложения в промышленность Италии. Приток американских долларов позволил итальянским монополиям поднять промышленное производство. Стабилизация...

Система образования в Италии – живой процесс, который ежегодно подвергается изменениям и реформированию согласно последнему слову научно-технического прогресса. Государственные органы контролируют всю систему образования: программы и нормы обучения детей и молодёжи, уровень подготовки преподавательского состава и соответствие образовательной системы европейским и мировым стандартам. Благодаря этому образовательный уровень в учебных заведениях, а в особенности – в заведениях высшего профессионального образования – очень высок, и стать студентом итальянского университета мечтают и резиденты, и жители других стран.

Система итальянского образования

Систему образования в Италии условно можно разделить на 3 ступени, каждая из которых отличается своими особенностями:

  • дошкольное образование;
  • среднее (школьное) образование;
  • высшее образование.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Италии получают малыши в возрасте от 3 до 6 лет. Учебные учреждения, занимающиеся воспитанием детей младшего возраста, представляют собой аналог наших детских садов. Здесь дети не получают никаких специальных навыков. Целью посещения таких учебных заведений является развитие творческих возможностей малышей, изучение окружающего мира, воспитание эстетических, нравственных и моральных норм, социальная адаптация через игры, коммуникацию, общение со сверстниками.

В Италии в большинстве учебных заведений для дошкольников распространена знаменитая система М.Монтессори. Востребованы в Италии и церковно-приходские школы, где кроме светского воспитания занимаются духовным развитием учащихся. Здесь они начинают изучение основ христианства и религии.

Мария Монтессори – первая женщина-врач в Италии, учёный, педагог и психолог. Её система основана на воспитании в детях самостоятельности, развитии чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики.

Получение дошкольного образования не является обязательным в Италии. В стране распространено домашнее дошкольное обучение и количество дошкольных учебных заведений ограничено. Это стало проблемой для работающих мам, декретный отпуск которых составляет всего 5 месяцев. Альтернативой детским дошкольным учреждениям стали семейные детские сады, создание которых широко практикуется в Италии последние 5–7 лет. Учёба в них стоит недёшево, но зачастую это единственный выход для работающих родителей.

Среднее (школьное) образование

Среднее образование в Италии трёхступенчатое:

  • la scuola Elementare – младшая школа;
  • la scuola Media – средняя школа;
  • la scuola Superiore – старшая школа.

La scuola Elementare

Младшая школа является бесплатным обязательным образовательным этапом и включает в себя 2 ступени - младшая школа 1 и младшая школа 2.

Младшую школу дети начинают посещать в Италии по достижении 6 лет и обучаются на протяжении 5 лет. Здесь школьники изучают обязательные дисциплины, такие как математика, музыка, физкультура, учатся читать и писать, а также изучают любой иностранный язык на выбор. По завершении курса начальной школы учащиеся сдают выпускной экзамен. При положительной оценке ребёнок получает документ об окончании базовой образовательной ступени, дающий ему возможность перейти в среднюю школу.

La scuola Media

При успешном окончании младшей школы дети переходят на ступень Media и обучаются там на протяжении двух лет – с 11 по 13.

На этом этапе ребята начинают изучать дополнительные общеобразовательные предметы, такие как итальянский язык, география, история, естественнонаучные дисциплины. По окончании курса обучения для контроля успешности освоения программы выпускники сдают экзамены – обязательные письменные по итальянскому языку и математике, по остальным предметам – устно.

Система сдачи экзаменов в средней школе – зачётная: при сдаче экзамена обучающиеся получают не оценочный балл, а результат «зачтено» или «не зачтено». Интересно, что в Италии действует распространённая у нас система оставления отстающего ученика на второй год. Если ученик не сдаёт успешно выпускные экзамены, он повторно проходит курс обучения.

La scuola Superiore

Высшая школа - один из самых ответственных этапов обучения, ведь здесь ученик решает, чем он будет заниматься дальше – продолжит ли свою учебную деятельность в ВУЗе или предпочтёт получение профессионального образования.

Существует два варианта учёбы в высшей школе:

  1. Лицеи и школы со специализированным уклоном. Сюда поступают учащиеся, решившие продолжить учебную деятельность в университете. Все лицеи в Италии узкоспециализированные – в зависимости от направлений, которые будут изучать ребята в дальнейшем в университете. Можно поступить в гуманитарный, технический, естественнонаучный лицей, лицей искусств и так далее. По окончании учебного заведения школьники сдают выпускные экзамены, дающие им право поступления в соответствующий ВУЗ.
  2. Профессиональные школы (аналог колледжей) – предназначены для тех, кто принял решение получить профессиональную квалификацию. После окончания курса и успешной сдачи экзамена учащиеся получают аттестат, подтверждающий их профессиональную квалификацию и дающий возможность найти работу.

La scuola Superiore является серьёзным периодом, который дети проходят в возрасте от 13 до 18 лет. На протяжении всех пяти лет учёбы школьники сдают экзамены для перехода из одного класса в другой. Только при условии их успешной сдачи ученик переводится на следующую ступень обучения.

Ученики, получившие профессиональное образование, получают возможность поступления в университет. Однако для этого им придётся пройти годовые подготовительные курсы.

Особенности высшего образования в Италии

Италия считается родиной европейской и мировой культуры и достойно поддерживает лидерские позиции в этих областях и в наши дни. Многие представители творческих профессий, побывавшие в Италии, говорят о том, что сама атмосфера этой страны способствует появлению новых, креативных идей и мыслей.

Сотни абитуриентов со всего мира, а также практикующие дизайнеры, музыканты, певцы и художники мечтают получить специализированное образование в одном из учебных заведений Италии. Наиболее востребованными направлениями считаются дизайн, архитектура и живопись.

Высшее образование в Италии трёхступенчатое:

  1. Corsi di Diploma Universitario – длительность этого периода обучения составляет 3 года. По окончании студент получает степень бакалавра.
  2. Corsi di Laurea – длится до 5 лет (для студентов некоторых специальностей – таких как медицина, химия, фармацевтика – до 6 лет). По окончании студент получает диплом специалиста.
  3. Corsi di Dottorato di Ricerca, DR и Corsi di Perfexionamento – данную ступень необходимо пройти тем, кто решил связать свою жизнь с наукой. По окончании обучавшийся получает степень доктора наук.

Поступить в университет возможно как сдав вступительные экзамены, так и без них – зависит от требований выбранного университета.

Обучение в Италии для иностранных граждан: условия поступления, необходимые документы

Иностранцы имеют право получить среднее образование в Италии только в международных или коммерческих школах. А вот с высшим образованием дело обстоит иначе. Итальянская образовательная система даёт возможность любому абитуриенту иностранного государства стать полноправным студентом и получать образование наравне с итальянскими гражданами, если он соответствует основным требованиям, предъявляемым к поступающим.

Как таковых вступительных экзаменов для абитуриентов во многих ВУЗах не существует. Для поступления достаточно иметь на руках документ о полном среднем образовании. Однако стоит иметь в виду, что среднее образование в Италии получают на год больше, чем в России и Украине, поэтому для поступающих в итальянские ВУЗы важным условием будет иметь на руках не только документ о школьном образовании, но и проучиться в высшем учебном заведении не менее года.

Второй вариант обучения в высшем учебном заведении для иностранных граждан (в том числе для русских, украинцев и белорусов) – получить высшее образование на родине и на основании диплома поступить в магистратуру в Италии. Обучение в магистратуре продолжается 3 года и после окончания студент получает диплом специалиста.

Успешной сдачи вступительных экзаменов недостаточно для поступления в итальянский ВУЗ. Чтобы стать полноценным студентом одного из итальянских университетов, необходимо оформить следующие документы:

  • официальное приглашение от учебного заведения на имя студента. Приглашение отправляется администрацией университета на почтовый или электронный адрес абитуриента. Во втором случае приглашение должно быть распечатано;
  • разрешение на пребывание в стране. Следует обратить внимание, что без оформления этого документа студент не считается зачисленным в учебное заведение;
  • студенческая виза. Оформляется не менее чем за 12 дней до предполагаемой даты отъезда, но и не позднее чем за 3 месяца до него. По истечении полугода пребывания на территории страны оформляется , который следует продлевать ежегодно;
  • аттестат о среднем образовании и/или диплом о высшем образовании, заверенные международной комиссией по подтверждению уровня образования.

Стоимость обучения и гранты для русских

Учёба в итальянском университете – это доступная возможность для каждого талантливого студента получить диплом европейского образца. При этом выпускники итальянских университетов считаются одними из самых востребованных специалистов в мире.

Оплата за обучение в государственных ВУЗах представляет собой не оплату как таковую, а своего рода налог на обучение и составляет разумную цифру. Стоимость обучения в государственных университетах Италии - от 300 до 3000 Евро, в частных ВУЗах – от 6 тыс. до 20 тыс. Евро в год.

Для иностранных граждан – в том числе для русских и украинцев – бесплатное обучение в государственном ВУЗе Италии возможно, если заранее была подана заявка на квоту.

Также обучение в итальянском ВУЗе может быть бесплатным, если получить грант на обучение. Грант на обучение – это финансовая поддержка со стороны Министерства образования Италии, оказываемая талантливым магистрантам, аспирантам, бакалаврам, а также преподавателям итальянского языка. Стипендиат получает грант сроком на один год – таким образом он освобождается от обязательной оплаты за обучение, а также имеет право получать стипендию. Главное условие получения гранта – отличное знание итальянского языка.

Большой популярностью пользуются гранты на краткосрочное (летнее) обучение на языковых курсах в Италии. В стране существуют целые языковые школы, принимающие иностранных учеников на летнюю языковую практику.

Видео: как поступить в ВУЗ?

Интересные факты об учёбе в итальянских ВУЗах

  • Учебный год в Италии начинается в октябре/ноябре и завершается в мае/июне . В этот период в стране не так жарко и студенты могут заниматься учебным процессом, не испытывая дискомфорта;
  • Для каждого студента составляется индивидуальный учебный план. Обучающийся сам выбирает дополнительные дисциплины, которые будет осваивать и сдавать экзамены;
  • В итальянских университетах существует «кредитная система». Обязательное количество учебных часов, которые должен прослушать студент, рассчитывается в так называемых «кредитах». Один «кредит» равен 25 аудиторным часам. За год студент обязан заработать не менее 60 «кредитов»;
  • Студенты итальянских ВУЗов сдают не привычные нам 2, а 4 сессии: январь/февраль, апрель, июнь/июль, сентябрь.
  • Большое внимание в итальянских ВУЗах уделяется самостоятельной подготовке. На лекциях студенты получают базовую, вводную часть необходимого материала. Остальное они должны освоить самостоятельно. Поэтому ответственность и самоорганизация – важные качества, которыми должен обладать любой студент, решивший получить в Италии диплом о высшем образовании.

Куда пойти учиться? Популярные университеты в Италии

Диплом о высшем образовании, полученный в Италии, котируется во всём мире и станет проходным билетом, открывающим многие двери. Наибольшей популярностью пользуются учебные заведения, готовящие специалистов в сфере дизайна, моды, изящных искусств, архитектуры и музыки. Также высокий уровень подготовки дают итальянские ВУЗы в областях экономических, юридических, прикладных наук и менеджмента.

Всего в Италии насчитывается 83 высших учебных учреждений, имеющих статус университетов, 58 из которых – государственные, 17 – частные, 2 – специализированные университеты для иностранных студентов, 3 – заведения, специализирующиеся на постдипломном обучении и 3 – политехнические университеты.

Таблица: направления подготовки и стоимость обучения в самых популярных университетах Италии

Университет Направление

Стоимость обучения/год

Istituto Italiano di Fotografia

Подготавливает профессиональных фотографов.

168 тыс. руб.

Istituto Marangoni Milano

Готовит специалистов в области моды.

14,8 тыс. евро.

Istituto Europeo di Design Italy (Европейский институт дизайна)

Готовит специалистов в области дизайна. Обучение ведётся на английском, итальянском, испанском и португальском языках.

От 142 до 504 тыс. руб.

Итальянская академия NABA

Готовит специалистов в области дизайна и изящных искусств.

252 тыс. руб.

Обучение в сфере живописи и изящных искусств.

18 тыс. евро.

Университет им. Г.Маркони

Экономический, филологический, юридический, педагогический, политехнический факультеты, факультет прикладных наук и технологий. Ведётся обучение на русском, английском, итальянском языках.

88 тыс. руб.

Universita Bocconi (Университет Боккони)

Обучение в сферах экономики, менеджмента, юриспруденции. Обучение ведётся на итальянском и английском языках.

255 тыс. руб.

Università di Roma «La Sapienza»

Ведущий в Италии университет по подготовке специалистов в сфере технических наук. Также можно получить диплом архитектора, экономиста, юриста, философа, лингвиста, медика и др. Язык обучения – итальянский, английский.

От 300 до 1363 Евро.

Università di Bologna (Болонский университет)

В числе самых старых университетов Италии. Готовит специалистов в сфере юридических, математических наук, градостроения, искусства, сельского хозяйства, культуры, педагогики, экономики, филологии, лингвистики, медицины и многих других отраслей знаний.

От 600 до 910 Евро.

Universita degli Studi di Siena, UNISI

Один из крупнейших политехнических университетов Италии.

От 600 до 900 Евро.

Итоговая таблица преимуществ и недостатков итальянского образования

Прежде чем принять решение об учёбе в одном из высших учебных заведений Италии, следует оценить главные плюсы и минусы образования, получаемого в этой стране.

Плюсы

Минусы

Возможность обучаться в университетах как на итальянском, так и на английском языках.

Непривычная образовательная программа.

Итальянское образование (особенно в области культуры и дизайна) считается одним из самых престижных в мире.

Даже при условии обучения на русском или английском языках необходимо сдать тест на знание итальянского языка.

Доступная стоимость обучения (особенно в государственных ВУЗах).

Стоимость проживания в Италии достаточно высока.

Есть возможность самостоятельно составлять учебный план в рамках учебной программы.

Не нужно сдавать вступительные экзамены.

Возможность получить визу ещё на год после окончания университета, что даёт шанс для поиска хорошей работы.

Первый этап аттестации по британской школьной программе, эквивалент 8-9 классов российской средней школы.

Основная цель программы - подготовить учащихся к продолжению обучения по программе старшей британской школы A-Level. По окончании программы студенты сдают экзамены по 6-10 предметам и получают аттестат о неполном среднем образовании международного образца.

При поступлении в зарубежный университет международный аттестат GCSE избавляет российских учащихся от необходимости сдавать экзамены для получения языкового сертификата IELTS или TOEFL.

Программа предоставляет все ключевые знания по профильным предметам, которые будут необходимы для успешного освоения программы A-Level. По каждому предмету GCSE студенты сдают от одного до трёх экзаменов.

Читать еще

A-Level

Полноценная программа старшей британской школы Advanced Level, эквивалент 10-11 класса российской школы.

Основная цель программы - подготовить учащихся к прямому поступлению на англоязычный бакалавриат зарубежного вуза, включая лучшие университеты мира.

По окончании программы студенты сдают экзамены по 3 выбранным предметам. Выбор предмета зависит от требований конкретного университета и будущей специализации студента. Экзамены сдаются очно.

В РБШ «Алгоритм» сдача экзаменов A-level возможна 3 раза в год: в октябре, январе и мае-июне. Количество экзаменов, которые необходимо сдать, зависит от изучаемого предмета и варьируется от четырёх до шести. Сдать экзамены могут не только ученики школы, но и внешние кандидаты.

1 СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН ГРУППЫ ВОСЬМИ: ИТАЛИЯ А.В. Борисенкова Современная система высшего образования Италии сложилась на фоне, с одной стороны, широкомасштабных государственных реформ, связанных с реструктуризацией политического устройства и изменением приоритетов экономического развития и, с другой стороны, реформ, обусловленных Болонским процессом и стремлением к включению Италии в общеевропейское образовательное пространство. Таким образом, внутренние факторы становления итальянской образовательной системы и внешние стимулы ее развития оказались взаимодополняющими. Италия успешно участвует в формировании общеевропейского пространства высшего образования, эффективно реализует стратегию интернационализации и в то же время сохраняет специфику национального образования. В Италии накоплен значительный опыт реализации международных образовательных проектов, открывающих перспективы сотрудничества итальянских и других европейских вузов и создающих благоприятные условия для мобильности студентов и преподавателей. Интерес представляет своеобразная образовательная экспансия Италии, в частности создание Сети университетов Адриатико-Ионического региона. Интересен также итальянский опыт реформ, направленных на регионализацию высшего образования и повышение роли вузов в региональном развитии, а также на повышение эффективности финансового менеджмента в системе высшего образования. Особого внимания заслуживает роль «первых университетов», занимающих важное место в культурной и общественной жизни Европы - Италия, будучи родиной европейской университетской традиции, пытается выработать такую стратегию модернизации и интернационализации, которая способствовала бы сохранению ее исторического наследия. 1. Институты высшего образования Сегодня система высшего образования Италии состоит из университетского сектора, неуниверситетского сектора и сектора профессионального образования. Всего в Италии 52 государственных университета, 3 технических университета, 3 университетских института и 2 университета для иностранцев1. Самыми престижными всегда считались «первые университеты», ведущие происхождение от схоластических школ. Особый статус «первых университетов» объясняется их вкладом не только в итальянскую, но и в мировую историю и традиции. Именно первые европейские университеты способствовали размыванию государственных границ и созданию единого европейского образовательного пространства в Средние века. Университеты Болоньи и Салерно, располагавшиеся на пересечении основных путей сообщения и привлекавшие студентов из всех стран Европы, стали законодателями традиционной модели обучения (Gimnasium Omnium Disciplinarum), впоследствии распространившейся во всем мире. Так, в Университете Болоньи (http://www.unibo.it), основанном в 1088 г., традиционно сильно преподавание гуманитарных дисциплин философского цикла и медицины (в XV- XVII вв. языками преподавания были признаны древнегреческий и древнееврейский). Здесь получали образование Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Пико делла Мирандола, Николай Коперник, Альбрехт Дюрер. Исторически сложилось, что в качестве достойного конкурента Университета Болоньи выступает Университет Падуи (http://www.unipd.it), основанный в 1222 г. после изгнания группы преподавателей и студентов из Университета Болоньи (причины конфликта остаются предметом споров, но чаще всего среди них упоминаются попытки покушения городских 1 OECD / IMHE. Draft survey on higher education systems, 2004. © Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества. 2 властей на академические привилегии студентов и преподавателей). Университет Падуи достиг своего расцвета в XVI-XVIII вв. в период наибольшего политического влияния Венецианской Республики, в конце XVIII в. на базе университета была создана известная в Европе Астрономическая обсерватория. Сегодня Университет Падуи предлагает широкий спектр гуманитарных и технических специализаций. Университетские города развивались на всей территории современной Италии (Павия, Урбино), формируя центры сосредоточения образовательных и экономических ресурсов. Если до XIX в. университеты на Апеннинском полуострове рассматриваются как наднациональные институты, создающие условия для научной коммуникации между представителями разных стран и не участвующие в политической жизни, то во второй половине XIX в. ситуация меняется. «Закон Касати», изданный в 1859 г. королем Эммануэлем, ставит иные цели перед системой высшего образования - способствовать централизации итальянского королевства и воспитывать новую государственную элиту. Появляется новое поколение университетов, которое, во-первых, отвечает требованиям сложившейся экономической ситуации и, во-вторых, обладает достаточными средствами для обучения элиты. Проводниками такой политики стали Университет в Триесте (http://www.univ.trieste.it), знаменитый факультетами права и естественных наук, и Технический университет Милана (http://www.unimi.it), ведущий вуз в области подготовки инженеров, архитекторов и дизайнеров. Большое количество университетов появляется в 1960-1970-х гг. Не претендуя на звание основателей европейской культуры и «воспитателей элиты», эти вузы выбирают другую стратегию, предполагающую сотрудничество с бизнес-структурами. К этому поколению вузов относятся Университет Вероны (http://www.univr.it), Университет Боккони в Милане (http://www.uni-bocconi.it), Университет Луис в Риме (http://www.luiss.it), Международный университет Луис Гидо Карли (http://www.liuc.it). В частности, Университет Луис Гидо Карли (Luis Guido Carli) был основан на средства группы бизнесменов, рассматривавших создание университета как инвестицию в подготовку нового класса управленцев. Впоследствии в этом проекте приняли участие представители промышленных предприятий и банковских структур. В результате Университет Луис Гидо Карли стал лидером в сфере программ международного образования. В 1990-х гг. создаются новые типы университетов - университеты для иностранных учащихся и университеты дистанционного образования. Первые являются ответом итальянской системы высшего образования на вызовы интернационализации. Университеты для иностранных учащихся - государственные вузы, специализирующиеся на преподавании итальянского языка и исследованиях в области лингвистики. Одна из задач этих университетов - подготовка молодежи из других стран к обучению в итальянских вузах. Кроме того, на сегодняшний день особой популярностью у итальянских абитуриентов пользуются совместные образовательные проекты европейских вузов, такие как Франко- итальянский университет и Немецко-итальянский университет. Франко-итальянский университет (ttp://www.universite-franco-italienne.org) был создан в 1998 г. по инициативе Министерства иностранных дел Италии и ведущих французских вузов. Основные его задачи заключаются в развитии сотрудничества двух стран в сфере высшего образования и научно- исследовательской деятельности. Франко-итальянский университет поддерживает связь с 82 французскими университетами и 127 инженерными школами, 45 итальянскими университетами. Сегодня в Университете учатся около 9 млн. студентов из Италии, Франции и других европейских стран. Деятельность университетов дистанционного образования отражает политику Министерства образования, университетов и науки Италии по обеспечению доступности высшего образования для различных слоев населения. Открытый университет Италии © Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества. 3 (NETTUNO, http://www.uninettuno.it) был основан в 1992 г. по инициативе Министерства образования и науки на средства Национального Совета университетов (National University Council) и крупных промышленных предприятий. Открытый Университет Италии является ведущим университетом дистанционного образования, его программы функционируют при поддержке двух спутниковых телевизионных каналов (RAI NETTUNO SET 1 и RAI NETTUNO SET 2). Университет предлагает программы для получения степеней бакалавра и магистра, а также профессиональные курсы и курсы повышения квалификации. Второй сегмент системы высшего образования Италии - неуниверситетский сектор, представленный академиями и высшими школами. В основном, задача этих учебных заведений состоит в подготовке специалистов узкой квалификации. К таким вузам относятся Академия искусств, Национальная академия драмы, Государственная музыкальная консерватория, Национальная академия танца, Высшая школа переводчиков, Высшая школа хореографии, Национальная школа кинематографии. Абитуриентам предоставляются как краткосрочные образовательные программы, по окончании которых выдаются сертификаты, так и долгосрочные двухуровневые программы (3 и 5 лет), по окончании которых выдаются дипломы, соответствующие университетским степеням. Согласно ст. 33 Итальянской Конституции, негосударственные вузы обладают теми же правами, что и государственные учебные заведения. В 1991 г. был принят Закон № 243, гарантирующий частным университетам и высшим школам автономию и взамен требующий соответствия их образовательных программ и систем оценок государственным стандартам. Особый интерес вызывает третий сектор - сектор высшего профессионального образования. В отличие от многих стран ОЭСР, в системе высшего образования Италии данный сектор фактически отсутствовал до конца XX в. Это связано с тем, что исторически система итальянского высшего образования в меньшей степени являлась функциональным способом подготовки кадров, и в большей - механизмом воспроизводства социальной структуры. Представителям среднего класса были доступны образовательные программы, предлагаемые Специальными профессиональными школами (Scuole dirette a fini speciali, Sdafs). Связь этих школ с высшими учебными заведениями была крайне слабой. Исключение составляла только сфера медицины, где классическое университетское и прикладное образование были всегда тесно связаны. Вследствие этого университетское образование сформировалось как достаточно замкнутое и относительно дистанцированное от рынка труда. В 1990-х гг. в связи с принятым итальянским правительством курсом на либерализацию экономики и развитие свободного рынка (стимулом для этого послужили инфляция, валютный кризис и программа ЕС по созданию Европейского валютного союза) потребность государства в новом поколении специалистов стала очевидной. В 1990 г. решением Министерства образования, университетов и науки Италии был принят Закон №341 о реформе уровня профессиональных образовательных программ и введении новой трехгодичной программы в университетах, по окончании которой выпускникам выдается университетский диплом о высшем профессиональном образовании (Diploma Universitario). Эта программа считается альтернативой классическому университетскому образованию, она рассчитана на студентов, желающих за недолгий срок получить прикладные знания по специальности, соответствующие требованиям рынка труда. В результате соглашения между центральным правительством и правительствами регионов в 1996 г. создается отдельный неуниверситетский сектор высшего профессионального образования (IFTS, Istruzione e Formazione Tecnica Superiore). Этот сектор складывается на основе взаимодействия университетов, центров профессиональной переквалификации и дополнительного образования, социальных организаций, профсоюзов, © Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества. 4 бизнес-структур. Сектор высшего профессионального образования находится под контролем региональных органов управления образованием и Министерства труда. 2. Политический контекст и управление высшим образованием В 1993-1999 гг. в Италии началась широкомасштабная реформа, главной целью которой является модернизация системы высшего образования при одновременном сохранении существующих традиций. Реформы образования происходили на фоне важнейших политических и экономических изменений: падения Первой и становление Второй Итальянской республики. На протяжении столетия своего существования Италия представляла собой унитарное государство. Крайняя степень государственной монополизации экономики в конце 1980-х гг. привели к росту госдолга, инфляции, и, в результате, - к тяжелому экономическому и политическому кризису. Появилась необходимость глубоких преобразований в политической структуре и нахождения нового вектора экономического развития. Произошедшие перемены можно рассматривать как тенденцию федерализации. На политическом уровне произошла децентрализация власти: регионы получили большие законодательные, административные полномочия. Свидетельством федерализации стала смена «пропорциональной» парламентской системы на «мажоритарную» в 1993 г., что позволило представителям регионов получить большее влияние в Парламенте. Изменение политического контекста повлияло на характер образовательных реформ. Исторически сложилось так, что все университеты и профессиональные школы подчинялись непосредственно Министерству образования. В 1999 г. в связи с реструктуризацией правительства и сокращением числа министерств Министерство образования объединилось с Министерством университетов, научных и технологических исследований. В результате сформировался центральный орган управления - Министерство образования, университетов и науки (http://www.miur.it). Наряду с процессами реструктуризации происходят процессы регионализации высшего образования. В том же 1999 г. значительная доля ответственности за распределение финансирования и управление средними школами и вузами была возложена на региональные органы управления образованием. Задачи Министерства образования, университетов и науки теперь заключаются в координации деятельности департаментов образования провинций и регионов, а также определении общеобразовательной политики государства, разработке стратегий взаимодействия итальянских образовательных учреждений с вузами других европейских стран. Активное участие в управлении системой высшего образования также принимают учрежденные консультативные органы: Национальный совет университетов и Национальный студенческий совет, состоящие из различных категорий административного, преподавательского состава университетов и представителей студенческих организаций; Собрание ректоров итальянских университетов (CRUI), которое представляет собой структуру взаимодействия ректоров государственных и частных университетов всех итальянских регионов и провинций. Задачей консультативных органов является определение общих интересов и стратегий модернизации университетского образования. Основную роль в управлении неуниверситетским сектором играет Национальный Совет по вопросам искусства и музыкального образования. Сегодня итальянские высшие учебные заведения - автономные административные учреждения, обладающие правом распределения финансов, самостоятельно разрабатывающие образовательные программы, ведущие научно-исследовательскую деятельность. Основополагающие принципы деятельности институтов высшего образования Италии отражены в Конституции 1947 г., а также в Акте № 168 от 1989 г. Конституция 1947 г. провозгласила право институтов высшего образования на автономию и самостоятельную © Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества. 5 организацию учебной деятельности в соответствии с целями и задачами существующего законодательства. Акт № 168 от 1989 г. закрепил права институтов высшего образования на осуществление образовательной деятельности, ведение научно-исследовательских разработок, а также право на перераспределение бюджета. В соответствии с принятым законодательством, институтам высшего образования (в частности, университетам) было предоставлено право учреждения органов управления вузов. Главой университета является Ректор, руководящий академическим Сенатом (Senato accademico) и Советом правления (Consiglio di Administrazione). В состав Сената входят представители академического сообщества, занимающие позиции в соответствии с их статусом. Задача Сената заключается в контроле процесса обучения и научно- исследовательской деятельности. Совет правления несет ответственность за администрирование и распределение бюджета университета. Он представлен Ректором, Директором, представителями академического сообщества и бизнес-структур. После провозглашения автономии университетов единственным представителем центральной власти в университете является Главный секретарь, назначаемый Министерством образования, университетов и науки. Его задача состоит в экспертной оценке качества образовательных программ университета и их соответствия общим государственным стандартам. 3. Финансирование высшего образования Отправной точкой реформ в сфере образования можно считать принятие в 1994 г. нового Закона о финансировании институтов высшего образования, в соответствии с которым произошел переход от централизованной системы государственного сметного финансирования к системе единовременного финансирования (lump sum budget system), основанной на принципе целевого планирования и использования бюджетных средств. В настоящее время структура финансирования институтов высшего образования складывается из средств федерального бюджета и из непосредственного бюджета университетов. В 2002 г. расходы государства на образование (начальное, среднее и высшее) составили 9,9% всех государственных расходов или 4,7% от ВВП2, из которых менее 1% от ВВП пришлось на высшее образование. В этот же период годовые расходы государства на обучение одного студента вуза составили 8331 долл. и 305 долл. на дополнительные нужды, включая питание и транспорт3. Эти показатели вполне сопоставимы с показателями других стран ОЭСР. При этом с 1995 по 2002 г. доля государства в общих расходах на высшее образование уменьшилась, в то время как расходы негосударственного сектора (негосударственные фонды, частные платежи) на образование увеличились с 17% до 23%4. Эта тенденция характерна исключительно для сегмента высшего образования. Начальное, среднее и профессиональное образование финансируются в основном из средств государственного бюджета; расходы негосударственного сектора на довузовское образование составляют менее 5% всех расходов на этот уровень образования5. Такие показатели свидетельствуют о большей степени финансовой самостоятельности вузов по сравнению с институтами школьного и профессионального образования. Сегодня итальянские вузы стремятся привлекать все больше внешних инвестиций из негосударственного сектора, используя их в комплексе со средствами государственного бюджета. В качестве основных источников дополнительного финансирования институтов высшего образования (в частности, университетов) выступает проектная и исследовательская 2 Education at a Glance. OECD, 2005. P. 205. 3 Для сравнения: в Нидерландах расходы на обучение одного студента составили 7977 долл. (Ibid. Р. 225). 4 Ibid. P. 194. 5 Ibid. P. 194. © Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества. 6 деятельность. Необходимо отметить, что новая система распределения бюджета не оставляет научно-исследовательскому сектору других альтернатив. Согласно показателям 2002 г., государство не выделило вузам средств на развитие научно-исследовательских разработок6 (исключением являются индивидуальные гранты, предоставляемые молодым ученым). Однако обратной стороной роста объема негосударственного финансирования, в том числе в научно-исследовательском секторе, становится растущая зависимость от внешних инвесторов и отсутствие у вузов уверенности в устойчивом развитии. Кроме того, в университетах и высших школах изменились принципы найма профессорско-преподавательского состава. По мнению реформаторов, преобладание «контрактников», работающих по договорам, над «кадровыми» профессорами и исследователями положительно влияет на общую динамику преподавательской и исследовательской деятельности в вузах, создавая условия для более активного взаимодействия вузов и внешних инвесторов (бизнес-стуктур, фондов)7. 4. Система обучения. Дипломы и степени В 1999 г. в Италии началась работа по реструктуризации национальной системы высшего образования в соответствии с приоритетами формирования общеевропейского образовательного пространства. Серьезным этапом на пути выполнения Болонской декларации стала реформа системы обучения, дипломов и степеней. В 1999 г. Декретом 508/99 была установлена новая система кредитов, получившая название Credito formativo universario, которая позволила унифицировать существующие в итальянских вузах системы кредитов и сделать их сопоставимыми с европейской моделью распределения учебной нагрузки и накопления кредитов (ECTS). Большинство университетов начали использовать Сredito formativo universario в качестве эксперимента в 2000-2001 г. В неуниверситетском секторе данная система оценок используется с 2002-2003 г. Однако, несмотря на стремление к унификации, отдельные университеты и факультеты интерпретируют европейскую систему кредитов (ECTS) по-разному, что нередко вызывает необходимость во внешней аккредитации образовательных программ, в частности, привлечении экспертов из Национального комитета оценки системы образования (CNVSU, Comitato Nazionale per la Valutazione del Sistema Universitario). На сегодняшний день переход к двухуровневой модели обучения «бакалавриат - магистратура» практически завершен. До реформы 1999 г. итальянские университеты присуждали 4 типа степеней: профессиональную степень Diploma Universitario, академическую степень Diploma di laurea (после 4-5 лет обучения), профессиональную степень Diploma di Specializzazione (после 7 лет обучения) и академическую степень Dottorato di Ricerca (после 8 лет обучения и написания диссертации). Как результат активной реформаторской политики центрального министерства в Италии формируется единая система степеней и дипломов в соответствии с Болонской декларацией. Однако прежняя система степеней еще признается Министерством образования, и студенты, начавшие обучение на традиционных образовательных программах, имеют право их окончить без изменения учебного плана и системы зачетных кредитов. Теперь первая университетская степень (она сохраняет прежнее название Laurea) приравнивается к европейской степени бакалавра. Для ее получения необходимо окончить трехлетнюю образовательную программу и набрать 180 кредитов (ECTS). Эта программа предназначена для получения необходимого комплекса знаний по специальности и навыков для осуществления профессиональной деятельности. 6 Ibid. P. 194. 7 International Higher Education, 2002. (http://www.bc.edu/bc_org/avp/soe/cihe/newsletter/News26/text002.htm). © Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества. 7 Существует два типа степеней, эквивалентных европейской степени магистра. Одна из самых популярных - Laurea Specialistica (LS). Она присваивается по окончании академически ориентированной двухгодичной программы и соответствует 120 кредитам (ECTS) при условии написания квалификационной работы. Другая степень - Diploma di Specializzazione di Primo Livello (DS1). Программа, предшествующая получению этой степени, профессионально ориентирована и предназначена для узкоквалифицированных специалистов. Хотя данная степень официально признается Министерством образования, университетов и науки, учебный план такой программы на сегодняшний день недостаточно разработан и апробирован. Выпускники Laurea имеют возможность также получить степень Master Universitario di Primo Livello. Несмотря на схожее название, эта программа отличается от европейской магистратуры. Она рассчитана на один учебный год и соответствует всего 60 кредитам (ECTS). Целью данной программы является дополнительная профессиональная подготовка или переквалификация, а не получение академического образования. Третья ступень образовательного цикла представлена несколькими видами образовательных программ. Dottorato di Ricerca - степень, эквивалентная европейской степени PhD. На нее могут поступать выпускники Laurea Specialistica, предполагающие заниматься научно- исследовательской деятельностью. Программа рассчитана на три года и включает написание диссертационной работы. Corsi di Specializzazione di 2 Livello (DS2) предназначена для выпускников второй степени, специализирующихся в особых областях, например, медицине. Третьей ступенью также считается Corsi di Master Universitario di 2 Livello (MU2). Она представляет собой программу дополнительного образования и не требует защиты диссертации. Таким образом, сильно дифференцированная система итальянских степеней одновременно соответствует европейским стандартам и отвечает требованиям современной экономической ситуации в Италии, способствуя развитию как академического образования и научно-исследовательской деятельности, так и профессионального, прикладного высшего образования. 5. Доступность образования и равенство образовательных возможностей На сегодняшний день обеспечение доступности высшего образования для различных слоев населения является одной из наиболее важных проблем, стоящих перед итальянской системой высшего образования. Со времен монархии и в период фашистского правления университетское образование способствовало развитию будущей социальной элиты и, по сути, этим его функции ограничивались. Возможностью обучения в университетах обладали лишь высокостатусные и наиболее обеспеченные слои населения. После провозглашения Республики в 1947 г. был введен принцип политики открытого доступа, который действует и сейчас. При поступлении в высшее учебное заведение в Италии не используется система вступительных экзаменов и тестирования. Основное требование к абитуриентам при поступлении в вуз - аттестат о полном среднем образовании (право на получение общего среднего образования для всех граждан Италии было провозглашено Конституцией в 1947 г.). В 2003 г. около 54% молодых людей в возрасте 19-20 лет поступили в вузы (на первую ступень обучения) после окончания старшей средней школы или профессиональных учебных заведений8. Однако вопрос об эффективности такой политики до сих пор обсуждается представителями центральных и региональных органов управления образованием в связи со 8 Education at Glance. OECD. 2005. P. 235, 249. © Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества. 8 стремительным ростом количества студентов и недостаточным финансированием высшего образования, которые уже были причиной массовой безработицы среди высококвалифицированных выпускников вузов во время экономического кризиса 1990-х гг.9 Поэтому по инициативе Министерства образования, университетов и науки, и региональных департаментов образования было решено ввести ограничения на набор студентов на определенные специальности (numerus clausus), в частности, медицинские10. Доступность высшего образования регулируется Министерством образования, университетов и науки, региональными органами власти и органами университетского управления. Высшее образование в Италии не является бесплатным, что представляет собой существенное препятствие к его получению для необеспеченных слоев населения и представителей экономически менее благополучных южных провинций. Плата за обучение в высших учебных заведениях Италии составляет 500-700 евро в год. Ответственность за социальное обеспечение и благополучие студентов итальянских вузов возложена на региональные правительства. Региональные органы управления высшим образованием и органы управления университетов контролируют условия размещения студентов, медицинское обслуживание, транспортные вопросы. Разработаны специальные программы государственных стипендий и субсидий на получение высшего образования. Национальный фонд дополнительной студенческой поддержки осуществляет инициативу государства по предоставлению грантов и стипендий на обучение в вузах разным категориям студентов. Программы фонда реализуются за счет средств государственного бюджета, распределяемых между отдельными регионами. В 2002 г. около 15,8% всех расходов государства на высшее образование приходилось на финансирование затрат, связанных с обеспечением адекватных жилищно-бытовых условий студентов, а оставшиеся 84,2% покрывали отдельные расходы университетов и оплату обучения студентов, получивших грант. По сравнению с Нидерландами и Великобританией (где университетское образование считается одним из самых дорогих в Европе, а расходы государства на жизнеобеспечение студентов составляют соответственно 8% и 2% от всех расходов на образование), вклад итальянского государства в поддержание жилищно-бытовых условий студентов является весьма существенным11. Однако в отличие от этих стран, в Италии недостаточно развита практика образовательного кредитования, и стратегия обеспечения доступности высшего образования ограничивается разработкой программ безвозвратных субсидий и стипендий. Университеты и региональные фонды дополнительной студенческой поддержки реализуют совместно программы грантовой поддержки студентов, стремящихся продолжить обучение в аспирантуре, на курсах повышения квалификации, а также способствуют развитию университетской науки за счет предоставления исследовательских грантов молодым ученым. Согласно Закону 17/99, в университетах создаются специальные организации - Делегации Ректоров по вопросам обеспечения доступности высшего образования для людей с ограниченными возможностями. Их цель заключается в контроле и поддержке всех программ, предназначенных для этой категории людей. Службы выполняют следующие задачи: обеспечение учебной деятельности (предоставление необходимого оборудования, 9 Luzatto G. Higher Education in Italy 1985-1995: An overview // European Journal of Education. 1996. № 31 (3). P. 371-378. 10 Ibid. 11 Ibid. P. 214. © Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества. 9 услуги сурдопереводчика и т.д.); проведение внеклассных тьюторских занятий; поддержание связи с семьей студента; работа с преподавателями и администраторами; психологическое консультирование и трудоустройство. Однако, несмотря на принимаемые меры, вопрос о целесообразности политики открытого доступа все еще остается нерешенным. Недостаток средств, выделяемых государством на расходы университетов, препятствует снижению стоимости обучения в ближайшем будущем, что противоречит принципам политики открытого доступа к образованию. 6. Система обеспечения качества В связи с возросшей автономией вузов система оценки качества итальянского высшего образования основывается на процедуре самооценки. Начиная с 1996 г., в структуре каждого университета Италии создается свой департамент по оценке качества, самостоятельно контролирующий процедуры оценки уровня образовательных программ. Для контроля деятельности университетских подразделений по оценке качества образования Министерством образования, университетов и науки был учрежден Национальный институт оценки системы высшего образования (INVALSI, Instituto Nazionale per la Valutazione del Sistema dell"Istruzione). В число главных задач Национального института оценки входят: - разработка единых методов и процедур оценки качества; - ежегодный мониторинг качества деятельности университетов по специально разработанным индикаторам; - анализ отчетов по оценке качества образовательных программ, ежегодно предоставляемых университетами, и разработка на их основе проекта национального доклада; - разработка рекомендаций по внедрению новых образовательных программ, ведущих к получению ученой степени. Качество исследовательских проектов, реализуемых как университетами, так и научно-исследовательскими организациями, контролируется Комитетом по оценке качества исследовательской деятельности. Италия входит в состав Европейской Сети оценки качества высшего образования (European Network for Quality Assurance in Higher Education). В 1999 г. была создана специальная организация-посредник - Национальный комитет оценки системы высшего образования (CNVSU), задача которого заключается в проверке соответствия уровня итальянского высшего образования общеевропейским стандартам. Для Италии качество образовательных программ высшего образования является важным национальным приоритетом. Согласие относительно присуждаемых академических степеней на уровне региональных департаментов образования и органов управления университетов сохраняется благодаря активной работе вышеперечисленных органов по унификации аккредитационных стандартов и процедур. Такое согласие способствует сотрудничеству университетов из разных регионов и провинций, и создает условия для внутренней мобильности студентов и выпускников. 7. Интернационализация высшего образования Выход на международный рынок образовательных услуг является одной из важных задач, стоящих перед итальянской системой высшего образования. Количество иностранных студентов, обучающихся в итальянских вузах, возросло за 2001-2003 гг. с 9855 до 10982 человек12. Реализации этой задачи способствует быстрое развитие совместных международных образовательных проектов (например, уже упоминавшиеся Франко- 12 WENR. World Educational News & Reviews. May / June 2004 (http://www.wes.org/ewenr/04May/Italy.htm). © Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества. 10 итальянский университет и Немецко-итальянский университет). В эти же годы в связи с введением «контрактной системы» среди профессорско-преподавательского состава в итальянских вузах увеличилось количество иностранных преподавателей с 1493 до 1650 человек13. Одновременно возросло количество итальянских студентов, получающих образование за границей - с 13950 до 15225 человек14. Этому в значительной степени способствовало активное участие Италии в международных программах мобильности «Erasmus Mundus», «Socrates», «Tempus». По сравнению с изменениями, произошедшими в Германии, Австрии, Франции за тот же период, итальянские показатели роста студенческой и преподавательской мобильности могут показаться незначительными, однако эти показатели полностью не отражают деятельность Министерства образования, университетов и науки Италии по интернационализации высшего образования, в том числе нарастающего использования форм дистанционного обучения. В связи со значительным развитием информационно-коммуникационных технологий в конце 1990-х гг. в Италии появилось множество программ дистанционного обучения, предназначенных для иностранных студентов. Основанный итальянским правительством консорциум 24 университетов ICON (Italian Culture on the Net, http://www.italicon.it) реализует программы дистанционного обучения, ориентированные, прежде всего, на ознакомление молодежи из других стран с итальянской культурой и на изучение итальянского языка. Консорциум предлагает курсы итальянского языка для начинающих, а также специализированные курсы для специалистов узкой квалификации (финансистов, специалистов в области банковского дела). Консорциум 24 университетов также предлагает программы по изучению итальянского языка и итальянской культуры, по окончании которой присваиваются академические степени. Такие программы рассчитаны на иностранных граждан, проживающих в Италии, и этнических итальянцев, живущих в других странах. Магистерские программы на дистанционной основе предоставляются консорциумом университетов FOR.COM (The Consorzio FOR.COM, http://www.for.com.it). Кроме того, Италия реализует еще одну достаточно успешную стратегию интернационализации с целью позиционирования собственной системы высшего образования в Европе. Являясь ядром Сети университетов Адриатико-Ионического региона (UniAdrion, http://www.uniadrion.it), Италия становится центром сосредоточения многообразных образовательных и культурных ресурсов, а также служит ориентиром и образцом для развития систем высшего образования других стран Адриатики: Албании, Греции, Боснии и Герцеговины, Сербии, Словении, Македонии. Решение о создании данной сети было принято на Конференции в Равенне в 2000 г. В рамках сети университетов разрабатываются совместные учебные и исследовательские проекты, организуются семинары, конференции, летние школы, регулярно осуществляется студенческий и преподавательский обмен. Заключение. Вызовы итальянской системе высшего образования К числу позитивных результатов реформ итальянской системы образования можно отнести возросшую автономию университетов, становление сектора профессионального высшего образования, организацию многоуровневой системы оценки качества высшего образования, включающую процедуры самооценки, контроль национальных агентств- посредников, участие в европейской системе оценки качества образования), развитие эффективных стратегий интернационализации и позиционирования итальянских вузов в европейском образовательном пространстве. Следствием сокращения государственных расходов на высшее образование и обратной стороной увеличившейся автономии вузов становится растущая неуверенность вузов в 13 Ibid. 14 Ibid. © Государственный университет – Высшая школа экономики. Институт международных организаций и международного сотрудничества.

Европейские страны являются передовиками в области дистанционного электронного образования. Дистанционное обучение в этих странах берет начало еще с 70-ых годов 20 века.


Возможность обучаться удаленно с использованием современных информационных технологий в образовании , предоставляется практически всеми европейскими государствами.


Ведущими европейскими странами в области развития и совершенствования электронного образования являются: Германия , Испания, Италия , Финляндия, Швеция, Франция , Чехия, Великобритания с ее системой обучения . Каждая из этих стран имеет собственную историю, культурные традиции и обычаи, которые, непосредственно, нашли свое отражение во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в образовательной сфере. Поэтому, выбирая государство для дистанционного обучения, необходимо будет учесть данные особенности.

Не смотря на специфические особенности в системе образования вышеперечисленных государств, у них есть и много общего, что выгодно отличает их от азиатских, западных и других европейских государств. В число преимуществ дистанционных образовательных программ ведущих европейских государств можно отнести следующее:

  • многолетний опыт в области удаленного электронного образования ;
  • богатая информационная база;
  • наличие образовательных центров в других развитых странах мира;
  • признание дипломов во всем мире;
  • применение современных мультимедийных технологий в образовании , включая компьютерные сети и спутниковое телевидение;
  • налаженная система рассылки файлов, установления обратной связи и аттестации студентов;
  • квалифицированный кадровый состав;
  • высокое качество знаний.

После дистанционного обучения в Европе, вы сможете получить диплом вуза, с помощью которого легче будет заняться построением деловой карьеры.

Особенности обучения в развитых странах Европы

Дистанционное образование в вузах европейских государств имеет специфические отличия по сравнению с обучением в вузах России либо странах СНГ.

Первая отличительная особенность заключается в условиях поступления. Для того чтобы поступить в европейский вуз, необходимо в совершенстве владеть иностранным языком, а точнее иностранным языком того государства, в которое вы намерены поступить. Вступительные экзамены, как правило, не сдаются – сдается только экзамен на знание языка. Предпочтительнее освоить английский язык, поскольку он является общепризнанным международным языком.

Даже такие страны, как Германия, Испания , Финляндия, и ряд других государств, помимо программ на национальном языке, разработали и внедрили программы обучения на английском языке. Учтите, что англоязычным студентам всегда найдется место в стенах любого высшего учебного заведения Европы!

Вторая отличительная черта заключается в методах удаленного преподавания. К примеру, Германия делает большой акцент на применении в ходе преподавания: аудио и видеороликов, печатных материалов, различных мультимедийных ресурсов. Обучаясь в Германии дистанционно, студенты отдают предпочтение следующим специальностям:

  • юридические;
  • информационные;
  • медицинские;
  • электротехнические.

Среди огромного множества вузов, особо стоит выделить институт дистанционного образования в г. Хагене, с богатейшей информационной базой и 25-летним опытом работы в сфере электронного обучения.

Испания, помимо предоставления абитуриентам большого числа специальностей гуманитарной и технической направленности, отличается высоким уровнем налаживания обратной связи, независимо от местонахождения студента. Накопив 20-ти летний опыт работы, Испания готова предложить студентам качественное образование, используя современные методы передачи знаний.

Основной акцент Испанские вузы делают на использовании в учебном процессе доступного программного обеспечения: Linux, Moodle, Open Office, Google Docs и т. п.

Франция – страна, занявшая 3 место в Европе по интенсивности развития электронного образования, уделяет большое внимание информационному обеспечению абитуриентов. В последнее время в учебные программы стали активно внедрять обучающие курсы на английском языке.

Обучение происходит посредством практического применения информационных технологий в образованиии интерактивного телевидения. Кроме того, в ходе обучения студентам рассылаются различные презентации, видеокассеты, видеоролики.