Биографии Характеристики Анализ

Ревизор изображение уездного города. Описание города в комедии Н.В

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Уездный город в пьесе Гоголя «Ревизор». Город и его обитатели. Образ города N

Город N в комедии «Ревизор» занимает далеко не последнее место. Это универсальный собирательный образ уездного города того времени. Гоголь соединил в нем все те порочные и раздражающие черты, которые можно с легкостью обнаружить в любом провинциальном городишке России до сих пор: кумовство, казнокрадство, взяточничество, невежество, лицемерие и т.д. Именно такое место служит идеальным пристанищем хлестаковщине.

Где же находится уездный город N в комедии «Ревизор»? Гоголь даже определил, где могла бы находиться вымышленная обитель пороков. Она расположилась где-то в Приволжье между Пензой и Саратовом. Мы узнаем это, читая о возвращении Хлестакова в родные места: едет он из Петербурга через Пензу в Саратовскую губернию.

Уездный город N — это небольшой, тихий городишко: «А мне нравится здешний городок. Конечно, не так многолюдно – ну что ж? Ведь это не столица». Может, поэтому там так легко было скрыть беззаконие и самоуправство чиновников, которых очень испугал приезд ревизора. Поскольку они не следят за порядком, в этих местах грязно и замусорено: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город!».

Заглядывая вместе с нерадивыми чиновниками во все потаенные уголки города, мы понимаем, что им есть, чего бояться: если ревизор увидит такое запустение, им всем придется туго. Например, в городской тюрьме арестантов вообще не кормят, а стражи порядка ничем не отличаются от тех, кого они преследуют. Вы мы помним историю вдовы унтер-офицера, которую выпороли просто так: «… Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер‑офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! Поношенье!..»

В городе также есть государственные учреждения: училище, больница, суд и т.д. Но ничего из этого толком не работает, так как чиновники не выполняют своих обязанностей по отношению к вверенным им объектам. Поэтому в этом месте живется не сладко всем, ведь, как известно, рыба гниет с головы: вслед за чиновниками деградировал и опустился весь город N. Там грязно и неуютно, везде царят мздоимство, воровство и обман, а людям не на что надеяться, так как ни суда, ни следствия градоправителям не надо, чтобы растоптать любого непокорного горожанина.

В образе города N, как я думаю, Гоголь хотел изобразить не только нравы и порядки глубинки, но и всю Россию, разоренную и опозоренную бесчестными чиновниками, до ужаса неустроенную и невежественную. Однако автор, как глубоко верующий человек, все же дал нам надежду на исправление этого библейского Содома: настоящий ревизор все-таки пришел.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Господа туристы! Сегодня вас ожидает интереснейшая экскурсия, в ходе которой мы узнаем, как жил типичный уездный город 19 века в России. Для этого мы перенесемся в комедию Н.В. Гоголя «Ревизор».

Напоминаю вам, что уездный город - это маленький провинциальный городок, находящийся «в самой глуши». Недаром гоголевский городничий говорит про него: «Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Однако и здесь живут люди, существуют учреждения, которые «обеспечивают» эту жизнь. В городе есть суд, богоугодные и учебные заведения, почта, полицейский участок, гостиницы и так далее. Давайте осмотрим все эти заведения по порядку.

Для начала заглянем в уездный суд. Осторожнее, пожалуйста, не споткнитесь – в передней сторожа «завели гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами». Проходите сразу в присутствие, да не обращайте внимания на арапник и всякий хлам, разложенный здесь. Сейчас мы побеседуем с заседателем, который расскажет нам о работе суда. Хотя…нет, кажется, сегодня он это сделать не в состоянии – «от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода». Нда… что ж, работа суда в полной мере иллюстрирует фамилию судьи Ляпкина-Тяпкина - все здесь делается «тяп-ляп».

А давайте-ка лучше обратимся к богоугодным заведениям. Сейчас мы входим в больницу этого славного города и на пороге встречаем уездного лекаря Христиана Ивановича Гибнера под руку с господином Земляникой – попечителем богоугодных заведений города. Неужели и здесь фамилия врача символизирует работу больницы: пациенты нещадно «гибнут», а «сладкий» и «наивный» Земляника ничего не хочет замечать?

Давайте расспросим кого-нибудь из простых больных. Что-что? Почти не лечат – «пациенты мрут, как мухи»?! Естественные способы врачевания - «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет»?! Лекарь «по-русски ни слова не знает»?!

Хм… давайте посетим учебные заведения – незаметно проберемся на одно из занятий. О, нам повезло, мы попали на урок истории! Но что это – боже, неужели пожар? А, нет, не волнуйтесь, пожалуйста, – это учитель так разошелся, рассказывая про подвиги Александра Македонского. Ой, а что это у него такое лицо – «он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал»! Недаром смотритель учебных заведений Хлопов (чья фамилия образована от слова «хлоп» - «холоп», раб) боится, что здесь «вольнодумные мысли внушаются юношеству».

Фу-х, столько потрясений за один день! А пойдемте-ка в почтовую контору – уж здесь должны быть «тишь-гладь, божья благодать». Вон за столом сидит и почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин. Но…что же он делает? Вскрывает письма и читает их?! А вот одно и вовсе положил к себе в стол! Что же он - не собирается его отправлять по назначению? Нда…недаром фамилия этого чиновника происходит от слова ««шпень» - «строптивый человек, всем поперек, впомеху, злой насмешник». А если вспомнить, какую роль этот герой сыграл в финале «Ревизора», то его говорящая фамилия зазвучит еще более громко.

Что ж, не менее говорящими являются фамилии и «служителей порядка» - полицейских Держиморды, Увертова, Свистунова, не гнушающихся несправедливо задерживать, избивать жителей города, давать ложные показания и прочее. Работа полицейского участка в этом городе еще раз указывает на «стиль» работы всех чиновников и учреждений – незаконный, несправедливый, основанный на воровстве, мошенничестве, коррупции, несправедливости.

Подтверждение тому – судьбы простых жителей города: несчастной унтер-офицерши, публично высеченной не за что, слесарши, чей муж несправедливо был «забрит» в армию, купцов, нещадно обираемых городничим и другими чиновниками.

Подтверждение тому – и состояние городских улиц (сами видите, какая грязь и разруха здесь царит: здания давно не ремонтировались, в городе нет ни одной новой постройки и так далее). Я уж не рискую приглашать вас в гостиницу, где, поверьте мне, вам предложат такие номера и такое меню, что «хоть святых выноси».

Что ж, господа туристы, думаю наше мнение единогласно: жизнь в уездном городе 19 века похожа на ад – для простых жителей и на рай – для чиновников. Ведь они живут по принципу максимальной выгоды для своего личного кармана, нисколько не думая о выполнении своих истинных обязанностей – заботе о благоустройстве города и горожан. Особенно важно то, что подобных городов в России было великое множество, именно поэтому Гоголь не дал название «своему» уездному городу. А также важно и то, что законы существования гоголевских чиновников сохранились и в наше время, вы это и сами заметили, не правда ли?

Каков образ города в «Ревизоре»? Как строится пирамида этого города (гражданство, купечество, чиновники, городские помещики, городничий)? Как складывается такая же пирамида из женской по­ловины персонажей? Как раскрываются персонажи этой пирамиды?

Ответ

Образ города в комедии довольно мрачный. Этот образ возникает на основе реплик персонажей, поскольку сам Н.В. Гоголь не приводит авторского описания. Так называе­мые «богоугодные заведения» являются прикрытием для ма­хинаций, больных не лечат и почти не кормят. Несмотря на то, что город небольшой, в нём есть и острог и тюрьма, они заполнены, и городничий явно горд этим обстоятельством, за­ключённых тоже часто не кормят. В школах преподают шарлатаны, на улицах мусор и грязь. Городу выдавались деньги на постройку церкви, но строительство даже не начиналось.

Общественная пирамида города складывается следующим образом: на самом верху городничий Сквозник-­Дмухановский, далее располагаются судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин, городские помещики Бобчинский и Добчинский, полицейские и прочие. Купцы не имеют никаких прав, но, по крайней мере, имеют средства, чтобы откупаться от начальства. Те, кто не имеет средств, яв­ляются людьми совершенно бесправными. Это можно увидеть в сценах жалоб на городничего и распоряжений самого город­ничего относительно попытки приведения города в порядок.

У женщин тоже есть своя пирамида. Она зависит от поло­жения супругов или отцов. Жена городничего Анна Андреев­на завидует молодости своей дочери Марьи Антоновны и вся­чески одёргивает её, показывая, кто хозяйка. Та это чувствует, но для неё основные соперницы — дочери Земляники, кото­рые в пьесе так и не появляются. Такие персонажи, как слесарша Пошлёпкина и унтер-офицерская вдова, совершенно бесправны.

Члены этой пирамиды не удовлетворены своим положени­ем и стремятся при первом же удобном случае обратить вни­мание на недостатки конкурентов, как-то подсидеть их. Боб­чинский и Добчинский постоянно выводят друг друга на чистую воду, якобы «напоминая» друг другу об опущенных мелочах, вроде разорванной подкладки в кармане, городниче­го за глаза называют свиньёй и подлецом, Земляника на всех доносит Хлестакову, городничий всем указывает, как и что надо делать, укоряя нерасторопностью. Как только возникает мысль, что городничий породнится с ревизором, все тут же начинают угодничать, перебивая друг друга и стараясь обра­тить на себя его внимание. Жена же городничего настолько уже витает в высоких сферах, что без стеснения презрительно отзывается обо всех них как о «ком попало».

Представители низших сословий, пользуясь случаем, при­ходят жаловаться на начальство. Когда оказывается, что это не помогло, купцы смиренно просят прощения у городничего, который, однако, прекрасно понимает, что это смирение при­творное, о чём купцам и сообщает ехидно. Настоящее отно­шение персонажей друг к другу проявляется редко и, как пра­вило, за глаза. Никто из них не питает искренней симпатии к другому, все друг другу завидуют и старательно подмечают все промахи. До лучших времён.

Характеристика уездного города в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

    Место и время действия в комедии Гоголя.

  1. Городничий и уездные чиновники как взяточники, карьеристы, лица, нарушающие служебный долг, низкие люди.
а. Состояние городского хозяйства, богоугодных заведений, училищ, почтового и судебного ведомств ко времени ожидаемого приезда ревизора.

б. Хапуга и взяточник городничий – образец для всех нижестоящих чинов.

в. Меры, предпринимаемые чиновниками, чтобы скрыть от ревизора злоупотребления.

г. Смех – единственное честное и благородное лицо комедии.

3. Типичность картин, изображенных Гоголем.

Здесь досталось всем, а больше всего мне.

Николай 1.
Вершиной драматургического творчества Гоголя является комедия «Ревизор», написанная в 1836 году. Это образец русской общественной комедии, обличающей пороки государственного устройства России. Действие в ней происходит в одном из уездных городов, расположенном на пути между губернскими городами Пензой и Саратовом, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь». Действие происходит в 30-е годы прошлого века, в период царствования Николая 1. Во время его правления злоупотребления среди чиновников были чудовищными. Ничего не делалось без взятки. Дошло до того, что сам министр юстиции давал чиновникам взятки, когда у него были тяжбы.

Чиновники уездного городка во главе с городничим Сквозник-Дмухановским олицетворяют собой власть и закон в городе, где разыгрывается действие комедии. Что же творится в городе, накануне приезда ревизора? Городские улицы не метутся, на тротуарах «кабак, нечистота». Горожане выносят мусор к заборам. Церковь, на постройку которой выделили средства, не начинала строиться: деньги городничий присвоил себе. В суде неразбериха в делах. Судья Ляпкин-Тяпкин считает, что в судебных бумагах и сам библейский мудрец Соломон не смог бы разобраться. В здании суда сторожа завели гусиное хозяйство. А судья, заядлый охотник, использует помещение для просушки звериных шкурок. Символом судебного правосудия является арапник, который висит на самом видном месте. Судебный заседатель, видимо, любитель спиртного, ибо несет от него, как от винокуренного завода. Сам судья считает себя человеком умным, потому что прочел три книги. Судья берет взятки борзыми щенками, даже не считая это служебным преступлением. А взятки в городе дают и берут все. Это норма взаимоотношений между чиновниками и просителями.

Попечитель богоугодных заведений, сластена, чревоугодник Земляника, злоупотребляет своим служебным положением. В больницах больных кормят одной капустой, хотя они нуждаются в диетической пище. Врач-немец Гибнер ни слова не понимает по-русски. Пациентам он лекарства не прописывает, целиком полагаясь на натуру: если больному суждено выздороветь, он и без дорогих лекарств поправится. Больные в больнице похожи на кузнецов в засаленных фартуках, чем на больных в чистой больничной одежде с белыми колпаками.

В училищах мало заботятся о воспитании юношества. Да и кому воспитывать достойных юных граждан, когда смотритель училищ Хлопов, человек робкий, не имеющий собственного мнения?

Выставку чиновников завершает почтмейстер Шпекин-пустейший человек и страстный любитель новостей. Шпекин распечатывает чужие письма ради любопытства и читает их как бесплатные интересные романы. Впрочем, читая письма, он проверяет «не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или переписки».

Городничий по роду своей службы должен бы пресекать все злоупотребления. Он же, напротив, мошенник среди всех мошенников. Отъявленный взяточник, казнокрад, наглый мошенник и невежа, он предстает в качестве примера для нижестоящих чиновников. Городничий, конечно, знает, что его поведение преступно. Но он себя оправдывает: «Все так делают». Действительно, честный человек в этой среде редкость. Городничий порожден этой средой, ею воспитан. Он берет крупные взятки: себе - шубу, супруге - шаль. Купцы обязаны приносить на его кухню лучшую провизию. Пользуясь властью, городничий подвергает телесным наказаниям жену унтер-офицера. Арестантам две недели не выдают провизию. В городе нет порядка, полупьяные полицейские сами вершат правосудие кулаками. Городничий не только смешон, но и страшен. Ведь он мечтает породниться с лжеревизором Хлестаковым и стать в Петербурге генералом. В генеральском мундире он стал бы еще более страшен. Приняв «пустышку» Хлестакова за ревизора, чиновники стремятся скрыть свои грешки и

Откупиться от столичного чиновника взятками. Они убеждены: взятки берут и петербургские чиновники. Повадки ревизоров из Петербурга - мнимых и истинных – известны. Всемогущая взятка сделает свое дело.

Чиновники уездного городка приняли проходимца «фитюльку» за важную персону. Они совали ему взятки и радовались тому, что сами окажутся обманутыми. Приезд настоящего ревизора поражает их как удар грома. Застыв в немых позах, они вызывают смех. Шайке воров и казнокрадов Гоголь смехом учинил публичную казнь.

Изображенные Гоголем безобразия были типичны для русской жизни. Об этом говорят документы и высказывания современников Гоголя.

Город N и его обитатели.

Один из самых выразительных, впечатляющих образов комедии Гоголя «Ревизор» - безусловно, образ города N.

Читатель знакомится с ним практически с первых страниц знаменитого произведения. Из диалога напуганных скорым приездом начальственного лица маленький провинциальный городок предстаёт во всей своей красе: Иван Кузьмич Шпекин, местный почтмейстер, без особых угрызений совести вскрывающий чужую переписку и с удовольствием читающий её, своим известием будто взрывает городское начальство.

Можно смело заявить, что в небольшом произведении Николаю Васильевичу Гоголю удаётся блестяще показать все слои общества: народ, купечество, чиновничество. В «Ревизоре» отражены основные сферы жизни: торговля, социальная, духовная.

С первых же страниц пьесы мы узнаём о грязи, которая на протяжении многих лет не убирается с городских улиц. Особенное внимание уделяется огромной луже на центральной площади, через которую при плохой погоде невозможно пройти. Однако Городничий убеждён, что его вины в плачевном состоянии города нет, а виноваты всё те же горожане. « Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!»

Оказывается, чиновники и раньше выдели эти недостатки, но не считали нужным приводить в порядок всё перечисленное выше. О комфорте горожан они вдруг начинают заботиться только после известия о приезде ревизора.

А какие нравы царят в этом удивительном городке! Люди. которые представляют государство, превращают жизнь горожан скорее в выживание.

Читатель с ужасом узнает о порядках в местной больнице. Здесь ходят в страшных серых колпаках больные, об излечение которых на самом деле мало кто задумывается. По выражению Земляники, «…чем ближе к натуре, тем лучше, - лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет» .

Поражает «полётом воображения» и учительство. Один из педагогов «строит страшные рожи», другой с таким вдохновением рассказывает о делах «давно минувших дней» , что ученики его просто боятся: «Он учёная голова - это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.».

А каково же правосудие? Вот тут наверняка царят закон и порядок! Однако из пожеланий, высказываемых Городничим, читатель может узнать, что и здесь складывается далеко не лучшая картина. Взятотничество, потворство противоправным действием – всё это никак не украшает город N.

Обитателей этого гордка мне даже жалко, но они, по-моему, настолько привыкли к такому укладу жизни, что не мыслят своё существование без таких чудных «мелочей», как подкуп, лесть, лень, глупость начальствующего чиновничества…

Гоголь писал это произведение в первой половине 19 века, а как узнаваемы некоторые его сцены сейчас! Россия, безусловно меняется к лучшему, но некоторые черты городской жизни, мне кажется, далеки от исправления…