Биографии Характеристики Анализ

Русские былины илья муромец и калин царь. Илья Муромец и Кáлин-царь

Видите этот «ботинок», начертанный арабской вязью? Вторая половина 14-ого века. Скоро под этим ботинком окажется почти вся Европа. Это автограф человека, которого легко назвать варваром, вандалом, извергом, но назвать пройдохой или неграмотным кочевником, вряд ли. Сколь ни прискорбно народам порабощенными этим завоевателем, Орхан считается вторым из трёх основателей Османской империи, при нём небольшое тюркское племя окончательно превратилось в сильное государство с современной армией.
Если кто-то, сегодня сомневается в том, что Болгария не дала достойного отпора оккупанту, сильно ошибается. Этот деятель был весьма образованным, начитанным, умным и как подобает традиционно дальновидным, хитрым политиком восточной закалки — мудрым злодеем. Вот кто покорил Болгарию. Тогдашних болгарских правителей и народ, обвинить в халатности и слабости, при таком раскладе сил и исторических неблагоприятных обстоятельств, обвинить в легкомысленном попадании под ярмо, не представляется возможным. История не имеет сослагательного наклонения, так что, что случилось, то случилось.

Вот примерная хронология событий
Султан Орхан (1324 — 1359 г.) стал правителем всей северо-западной части Анатолии: от Эгей­ского моря и пролива Дарданеллы до Черного моря и пролива Босфор. Ему удалось закрепиться на континентальной Европе. В 1352 году турки переправились через Дарданеллы и взяли крепость Цимпе, а в 1354 году захватили весь Галлипольский полуостров. 1359 году османы предприняли неудачную попытку штурмовать Константинополь.
В 1359 году к власти в Османском государстве пришел сын Орхана - Мурада I (1359–1389 г.), который укрепив свое господство в Малой Азии, приступил в к завоеванию Европы.
В 1362 г. турки разбили византийцев на подступах к Андрианополю и овладели городом. Мурада I перенес столицу образовавшегося Османского государства в Андрианополь в 1365 году, переименовав его в Эдирне.
В 1362 г. под властью турок оказался богатый болгарский город Пловдив (Филиппополь), а через два года болгарский царь Шишман был вынужден признать себя данником султана и отдать в его гарем свою сестру. После этих побед из Азии в Европу хлынул поток тюркских переселенцев.
Византия превратилась в отрезанный от внешнего мира город-государство без каких-либо зависимых территорий, к тому же лишившийся прежних источников доходов и продовольствия. 1373 году византийский император Иоанн V признал себя вассалом Мурада I. Император вынужден был подписать с турками унизительный договор, по которому он отказывался от восполнения потерь, понесённых во Фракии, и оказания помощь сербам и болгарам в сопротивлении османскому завоеванию, также он обязан был оказывать османам поддержку в борьбе с их соперниками в Малой Азии.
Продолжая экспансию на Балканах, турки в 1382 году напали на Сербию и взяли крепость Цателицу, в 1385 году завоевали болгарский город Сердику (Софию).
В 1389 годах турецкая армия под командованием Мурада I и его сына Баязида разбила коалицию из сербских и боснийских правителей в битве на Косовом поле. Перед боем на Косовом поле Мурада I был смертельно ранен сербским князем и вскоре умер, власть в Османском государстве перешла к его сыну Баязиду I (1389-1402 г.). После победы над армией сербов многие сербские военачальники были убиты на Косовом поле на глазах у умирающего Мурада I.
В 1393 году османы захватили Македонию, затем болгарскую столицу Тырново. В 1395 году Болгария полностью была покорена османами и вошла в состав Османского государства. Болгария стала транзитным интересом османов. На очереди был Константинополь, цитадель Византийской империи. Вот и вся история, как Болгария попало под турецкое — османское иго. Иго, которое существовало до освобождения Болгарии русским царем Александром вторым.

5 ЯНВАРЯ — ОСВОБОЖДЕНИЕ СТОЛИЦЫ БОЛГАРИИ ОТ ТУРКОВ
Заметьте, случайно ли, на канун пасхи?
В конце ноября 1877 г. победа Русской армии в битве под Плевной положила начало освобождению Болгарии. Месяц спустя, жестокой зимой 1878 года русские войска под командованием генерала Иосифа Владимировича Гурко совершили трудный переход через покрытые снегом Балканские горы. Позднее этот поход Русской армии историки сравнивали с походами Ганнибала и Суворова, при этом некоторые добавляли, что Ганнибалу было легче, ибо он не имел артиллерии.
В ходе кровопролитных боев с турецкими частями Шукри-паши русские войска освободили Софию. 4 января кубанские казаки из сотни ясаула Тищенко сбросили с управы турецкое знамя. 5 января вся София была занята, а остававшиеся там турецкие войска поспешно отступили на юг. Как пишут историки, русские войска были встречены местным населением еще на подступах к городу с музыкой и цветами. Князь Александр Дондуков — Корсуков докладывал Императору Александру II: «Трогательны неподдельные чувства болгар к России, русским войскам».
А генерал Гурко отмечал в приказе по войскам: «Взятием Софии завершился блестящий период нынешней войны — переход через Балканы, в котором не знаешь чему больше удивляться: храбрости ли, геройству ли вашему в сражениях с неприятелем или выдержке и терпению, с которым вы переносили тяжкие невзгоды в борьбе с горами, стужей и глубоким снегом… Пройдут годы, и наши потомки, которые посетят эти суровые горы, торжественно и с гордостью скажут: здесь прошло русское войско, воскресившее славу суворовских и румянцевских чудо-богатырей».
Тогда горожане решили, что этот январский день станет ежегодным народным праздником. С годами решение забылось, однако в 2005 году софийская мэрия решила возродить былую традицию в связи со 125-летним юбилеем освобождения Болгарии от османского ига.

Османское иго
Османское иго длилось почти пятьсот лет. В результате успешных Русско-турецких войн и восстания болгарского народа это владычество было свергнуто в 1878 году. Иго игом, но все-таки страна не замерла, жила, развивалась, но не так конечно, как живет и развивается суверенное государство.
Однако было ли, собственно, иго или это было естественное движение истории? С точки зрения веры, пожалуй, было именно иго, однако и при турках в Болгарии существовали монастыри. Они, конечно, культурно не главенствовали, но и полностью запрещать христианство правители Стамбула не стали, хотя христиан всё-таки притесняли. Например, каждый пятый ребенок мужского пола в болгарской семье уходил в солдаты и становился янычаром.
Также, османское владычество положило конец развитию христианского храмового зодчества. Церквей строилось мало, а немногочисленные храмы, возведенные в стране в этот период, были маленькими и маловыразительными. Зато по всей стране сооружались роскошные мечети, в основном в традиционном османском стиле, характерной особенностью которого является большой купол над молитвенным залом и изящный островерхий минарет. Параллельно шла кампания отторжения плодородных земель в пользу турецких колонистов и исламизация населения.
С другой стороны, Болгария в качестве «тыла» Османской империи жила довольно спокойно. Несмотря на религиозный и экономический прессинг, там довольно гармонично уживались славяне, греки и армяне. С течением времени турки все меньше ассоциировали себя с турками, а все больше с османами. Как, впрочем, и национальные меньшинства. Мало мальски, какая-то сравнительная стабильность в оккупированной Болгарии воцарилась в XVII-XVIII веках.
За период османского владычества болгарские города приобрели «восточные» черты: помимо мечетей, в них появились турецкие бани, торговые ряды. Османская архитектура повлияла и на облик жилых зданий. Так, благодаря ей появились чердак открытая веранда и «миндер» деревянное возвышение -лежанка на веранде, столь характерные для болгарских жилых построек.
С древнейших времен Болгария и Россия были связаны общностью славянских истоков, единой религией и письменностью, а также и многими другими факторами. И неудивительно, что именно на братскую православную Россию были обращены взоры болгар, веками мечтавших об освобождении от турецкого господства. Тем более, что с Западом у султана установился политический баланс, а постоянные трения имелись только с Россией. К тому же Османская империя заметно слабела, и в 1810 году в Болгарии в первый раз появились русские войска. В 1828-1829 годах они прошли дальше и задержались дольше. Заканчивалась эпоха пяти векового позора рабства.
Вот три исторические личности этих событий:

Захватчик и освободитель с супругой. Мария Александровна — супруга российского императора Александра II. «Император Александр ІІ был чувствительным человеком, он знал и любил болгар, интересовался их прошлым и настоящим. Но боялся Крымского синдрома, ‒ отметил проф. Тодев. Князь Горчаков, канцлер и министр иностранных дел, имел большое влияние в определении русской политики. Он был за мирное решение, за конференции, за действия в рамках «европейского концерта». Но царица, например, была категорически «за» ведение войны»!!! Первые леди иногда бывают решительнее и дальновиднее своих супругов. Может правильнее упомянуть Царь-освободитель и Царица-освободительница? Так будет честнее!

Шипка
Войны в истории человечества были, есть и будут. Война как книга. Есть название, пролог, повествование и эпилог. Но в этих книгах есть страницы, без которых сущность войны, этого кровопролития, становится какой-то иррациональной, недостающей для понимания. Эти страницы о кульминации войны. Все войны имеют свои страницы о главном, решающем сражении. Такая страница есть и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Это битва на перевале Шипка.

Фракийцы населяли это место ещё в древние времена. Найдено множество археологических останков (гробницы, оружия, доспехи, монеты) того периода в окрестностях г. Шипка и Казанлык. В 1 в. до н. э. город был покорен римлянами. Когда турки захватили Болгарию в 1396 г., они создали в г. Шипке гарнизон для охраны и контроля Шипкинского перевала. В окрестностях Шипки и Шейново велись одни из самых кровопролитных боёв в русско-турецкой войне 1877-1878 г. (оборона Шипки в войне за освобождение Болгарии от османского ига). Памяти павших посвящён памятник свободы на горе Шипка (пик Столетова). Вот как местность, существуя тысячелетия, волею истории, вдруг становится не местностью, а символом отваги, духа, решимости. К сожалению, такая слава приходит к местности только после того, как она впитала в себя море крови разумного человека. Но как говорится – «на войне, как на войне».

P.S.
Болгария — маленькое живописное балканское государство с населением под восемь миллионов и трагической историей. Болгары до сих пор грезят о древнем Болгарском царстве, когда-то безраздельно владевшим Балканским полуостровом. Потом были почти два века византийского рабства и пять веков турецкого ига. Болгария как государство исчезла с карты мира аж на семьсот лет. От мусульманского рабства православных братьев спасла Россия ценой жизней почти двухсот тысяч своих солдат. Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов золотыми буквами вырезана в истории. «Есть только одно государство, которому болгары обязаны на все времена, — это Россия, — говорит знаменитый болгарский журналист и бывший посол Болгарии на Балканах Велизар Енчев. Это сейчас непопулярное мнение среди нашей политической элиты, которая не желает признать: мы до конца жизни должны благодарить Россию за то, что нас освободили от турок. Мы были последними на Балканах, кто получил свободу. Если б не русская императорская армия, мы бы сейчас были как курды и даже не имели бы права говорить на родном языке. Мы видели от вас только добро и по гроб жизни вам обязаны».
«Это была самая эмоциональная война в истории Европы, — говорит профессор истории Софийского университета Андрей Пантев. — Самая честная война, романтичная и благородная. Россия ничего хорошего не выиграла от нашего освобождения. Русские погрузились на свои корабли и уехали домой. Все балканские страны после освобождения от турецкого рабства с помощью России обратились ПРОТИВ России в сторону Запада. Похоже на притчу о прекрасной принцессе, которую спас от дракона один рыцарь, а целует ее другой. В конце XIX века в России даже бытовало мнение: какого черта мы должны ссориться с Западом из-за этих неблагодарных славян?»
Болгария всегда страдала «синдромом подсолнечника», всегда искала сильного покровителя и часто ошибалась. В двух мировых войнах Болгария выступила на стороне Германии против России. «За весь двадцатый век нас трижды объявляли агрессорами, — говорит историк Андрей Пантев. — Сначала в 1913-м (так называемая Межсоюзническая Балканская война), потом в 1919-м и в 1945-м. В первую мировую войну Болгария так или иначе воевала против трех государств, которые участвовали в освободительной войне против турок: России, Румынии и Сербии. Это большая ошибка. То, что кажется на сегодняшний политический момент прагматичным, часто оказывается на суде истории просто отвратительным».
Несмотря на прошлые разногласия, Болгария — наша ближайшая страна-родственница. Дерево нашей дружбы не раз приносило горькие плоды, но у нас общая письменность, общая религия и культура и общая славянская кровь. А кровь, как известно, не вода. В силу глубоких причин, классических воспоминаний и героических легенд болгары навсегда останутся нашими братьями — последними братьями в Восточной Европе.

Непрерывные войны с Византией и Сербией ослабили политическую и военную мощь второго болгарского царства, единение которого в действительности стало фиктивным. В конце своего существования независимые владельцы управляли отдельными его областями: в Северо-восточной Болгарии, в Вощине, в Родопах. Эта разрозненность государства помогла туркам, проникшим на Балканы в начале 14 века, овладеть всеми территориями страны. После осады города Тырново (столицы Болгарии) пал в 1393 году, Царь Иван Шишман был схвачен в Филиппополе (совр. Пловдив) и там в 1395 казнен. В 1394 турки оккупировали северо-восточную часть Болгарии, а в 1396 — Видинское царство. Так завершилась 210-летняя история Второго Болгарского царства. Многие болгары бежали в русские княжества, Румынию и Сербию. Некоторые из них, например Константин Философ (Константин Костенечский) и Григорий Цамблак в Сербии, стали известными просветителями. С этого момента в течение почти пяти столетий Болгария превратилась в провинцию Османской империи.

Турецкое иго (1396 — 1878 гг.) является самым мрачным периодом в болгарской истории. Политическое порабощение сочеталось с религиозным нажимом: была уничтожена болгарская патриархия, оставшиеся церкви были вынуждены подчинятся греческому верховенству, разрушены были монастыри и культурные памятники. Греческие священники заняли все высшие церковные посты и стали осуществлять программу эллинизации болгар. Болгарское духовенство лишалось приходов, службы стали проводиться по канонам греческой церкви; монастыри и школы превратились в центры греческого просвещения; были разграблены библиотеки, в которых хранились болгарские книги, в том числе библиотека Тырновского патриархата и собора; запрещалось использовать кириллицу и болгарский язык. Вместо него официально вводился греческий язык. Только монахи Афонского (Атонского) монастыря вели богослужения на болгарском языке.

Вытесненные со стратегических центров и плодородных равнин, болгары ушли в горы. Немалая часть их была вынуждена принять ислам. А те, которые отстаивали свою христианскую религию, были подвергнуты жестокой эксплуатации в виде тяжелых налогов, разных повинностей. «Рая» (так называли турки порабощенных христиан) вынуждены были платить и так называемый «кровный налог», т.е. отдавать маленьких мальчиков для обучения в турецкие казармы. После принятия ислама, они превращались в янычар, которые становились отборной частью турецкой армии.

Болгарское население неоднократно пыталось освободиться от османского гнета. Восстания вспыхивали в 1402 — 1403 гг., в 1598 г. и в 1686 г. в Тырново, в 1688 г. в Чипровцах и т.д. С начала 17 века стало популярным так называемое хайдушское движение (в виде своеобразных партизанских отрядов).

В 18 веке начался период национального возрождения. С 1735 года нашли распространение школы вне монастырей, где обучение шло на болгарском языке. Паисий Хилендарский, монах Атонского монастыря, написал я «Историю славяно-болгарскую» (1762 г.). Во многих городах и крупных селах появились «читалища» — дома, в которых можно было читать книги, проводить вечера национальных традиций, ставить пьесы. Читалища превратились в центры развития национального самосознания и распространения вновь создаваемых культурных народных ценностей. Во время русско-турецкой войны 1828 зародилось болгарское национально-освободительное движение. Несмотря на то, что народные восстания беспощадно подавлялись, по всей стране действовали отряды партизан (гайдуков), которые мстили туркам. Во главе движения стояли деятели церкви и образованные люди при поддержке зажиточных крестьян (чорбаджиев), торговцев и ремесленников (эснафи). Существенную помощь из-за границы оказывали болгарские эмигранты, жившие в России и западных странах. Турецкие власти были вынуждены разрешить открытие болгарских школ (1835); число начальных школ к 1845 достигло 21 (2 в городах и 19 в селах). Наконец и болгарская церковь добилась независимости от греческой патриархии в Константинополе. Султанский ферман (указ) 1870 года юридически постановил эту независимость и фактически признал самобытность болгарской нации.