Биографии Характеристики Анализ

Русский ученый бехтерев. Владимир михайлович бехтерев феномены мозга

Владимир Михайлович Бехтерев (1857 – 1927) - выдающийся русский невропатолог, психиатр и психолог, морфолог и физиолог нервной системы.

В. М. Бехтерев родился в с. Сорали Вятской губернии, в семье коллежского секретаря. В 16 лет, по окончании гимназии, он поступил в Медико-хирургическую академию, впоследствии переименованную в Военно-медицинскую. Из-за сильного переутомления при подготовке к вступительным экзаменам и нервного стресса, связанного со сдачей экзаменов, в сентябре он попал на лечение в клинику нервных болезней профессора Н. Н. Сикорского. Знакомство и беседы с профессором произвели на юношу такое большое впечатление, что это определило его выбор специализации и активную позицию в овладении будущей профессией.

Стимулом к самореализации творческого потенциала Владимира Бехтерева стала возможность, начиная уже с третьего курса, активно включиться в исследовательскую работу.

В 1878 г., по окончании Академии, он был оставлен на кафедре нервных болезней у профессора И. П. Мержеевского для подготовки к профессорскому званию.

Об активной самореализации творческого потенциала В. М. Бехтерева свидетельствует такой факт. В 24 года он успешно защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний».

На его научное творчество большое влияние оказал труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга».

Физиологические работы В. М. Бехтерева, имеющие особое значение, посвящены выяснению роли различных отделов нервной системы в деятельности органов и систем высших животных и человека. Начиная с 1883 г., он тщательно изучал вопросы, связанные с раздражением различных участков нервной системы, особенно высших ее отделов. В частности, большое значение имеют физиологические исследования В. М. Бехтерева (совместно с Н. А. Миславским), показавшие, что в промежуточном мозге (таламической области) существуют центры, управляющие деятельностью сердца, кровеносных сосудов, желудочно-кишечного тракта, мочевого пузыря, глаз и других органов и систем. Исходя из этих данных, В. М. Бехтерев утверждал, что в этом отделе центральной нервной системы существуют высшие вегетативные (в частности, симпатические) центры. Таким образом, учение о том, что в таламической области мозга заложены высшие симпатические центры, выдвинутое в 1909 – 1912 гг. австрийскими неврологами Карплусом и Крейдлем, было задолго до них обосновано и детально разработано В. М. Бехтеревым. В частности, он показал значение таламических нервных центров в возникновении эмоций.

Во время заграничной командировки, предпринятой для ознакомления с зарубежными достижениями в области психиатрии и психологии, В. М. Бехтерев получил извещение о том, что он избран ординарным профессором кафедры психиатрии Казанского университета. Это случилось в 1885 г., когда ему было 28 лет. Здесь в полной мере раскрылся его творческий потенциал как органи­затора науки. В.М.Бехтерев стал основателем первого русского журнала по неврологии – «Неврологического вестника» и первого Б России Казанского общества неврологов и психиатров. В 1895 г. в Казани он создал экспериментальную психологическую лабораторию. В 1888 г. опубликовал монографию «Сознание и его границы». Здесь, в Казани, развернулись в полной мере его исследования в области морфологии и физиологии нервной системы.


В работах В. М. Бехтерева освещались также ключевые вопросы психологии, клинической невропатологии и психиатрии. Морфологические работы В. М. Бехтерева посвящены строению всех отделов центральной нервной системы: спинного, продолговатого, промежуточного мозга, больших полушарий головного мозга. Он значительно расширил сведения о проводящих путях и строении нервных центров; впервые описал ряд не известных до него пучков (проводящих путей) и клеточных образований (ядер). Так, было описано клеточное скопление, находящееся снаружи от угла четвертого желудочка, которое получило название «ядро Бехтерева».

Результаты своих многочисленных исследований Бехтерев обобщил в фундаментальном труде «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893). Второе двухтомное издание вышло в свет, когда он уже работал в Петербурге (1896 – 1898).

В 37 лет В. М. Бехтерев стал профессором Военно-медицинской академии, а в 1897 г. – профессором женского медицинского института. Здесь он создал вторую (после Казани) психологическую лабораторию. Исследуя влияние коры больших полушарий на деятельность различных органов и функциональных систем, В. М. Бехтерев показал, что органы кровообращения, пищеварения, дыхания, мочеотделения и др. представлены в коре больших полушарий соответствующими центрами. Им была установлена также локализация других центров в коре больших полушарий.

В 1895 г. В. М. Бехтерев доказал, что раздражение определенных центров мозга ведет к одновременному торможению соответствующих антагонистических центров. Этот принцип имел существенное значение в деятельности нервной системы.

Результаты своих двадцатилетних исследований в области физиологии нервной системы В. М. Бехтерев обобщил в капитальном труде «Основы учения о функциях мозга», вышедшем в семи выпусках (1903 – 1907).

Клинические работы В. М. Бехтерева посвящены различным вопросам невропатологии и психиатрии. Он первым выделил ряд характеристик рефлексов и симптомов, имеющих важное значение для диагностики нервных болезней. Кроме того, им был впервые поставлен вопрос о необходимости изучения костных рефлексов. В. М. Бехтеревым описаны самостоятельные формы заболеваний, ранее не выделенные невропатологией, например, одеревенелость позвоночника, названная «болезнью Бехтерева».

Клиническим исследованиям посвящено более 150 опубликованных им работ; некоторые из них нашли отражение в монографиях «Нервные болезни в отдельных наблюдениях» (вып. 1 – 2, 1894 – 1899) и «Общая диагностика болезней нервной системы» (ч. 1 – 2, 1911 – 1915).

В работах по психиатрии В. М. Бехтерев рассматривал расстройства психических процессов во взаимосвязи с нарушением телесных функций. Он выступал против стеснения психических больных, широко применял методы трудовой терапии, физкультуру, водолечение и др., предложил свои способы лечения ряда болезней (в частности, лечение алкоголизма гипнозом). Специальная микстура, имеющая широкое лечебное применение в клинике нервных болезней, известна под названием «бехтеревской».

В психологической лаборатории при Военно-медицинской академии было выполнено большое количество экспериментальных исследований различных видов чувствительности (кожной, болевой, зрительной, слуховой, кинестетической, вибрационной). Для этих исследований были сконструированы ценные приборы: трихоэстезиометр, болемер, бароэстезиометр, миоэстезиометр, аксто-метр, сейсмометр и др. Материалы публиковались в специальном журнале «Обозрение психиатрии, неврологии и эксперименталь­ной психологии», который был основан В. М. Бехтеревым в 1896 г.

Занимаясь практическим лечением детей и взрослых, В. М. Бехтерев обобщил свои наблюдения за особенностями психики взрослых людей и причинах их болезней. В этих обобщениях по существу заложены основы современной акмеологии.

Современники в России и за рубежом отзывались о В. М. Бехтереве как об ученом, который больше и лучше других знал об устройстве и функциях головного мозга. Благодаря его трудам было установлено, что мозг есть орган психики. В связи с этим все рассуждения о психических явлениях вне связи с мозгом, функцией которого они являются, становились бесплодной мистикой. Ана-томо-физиологические исследования головного мозга явились важным условием для перевода умозрительной психологии на естественно-научные рельсы.

В. М. Бехтерев отвергал методы и теории господствовавшей субъективной психологии и выдвигал теорию изучения объективно наблюдаемых реакций организма взамен внутреннего содержания психических процессов. Он ратовал за объективную психологию (1907), называя ее «наукой поведения». В свое время это име­ло положительное значение в борьбе против идеализма в психологии.

Свидетельством исключительного организаторского таланта В. М. Бехтерева является создание им в 1908 г. Психоневрологического института, построенного на пожертвования специально выделенных для этих целей царских землях. Деньги надо было получить, а строительство – организовать. И все это В.М.Бехтерев сумел сделать.

Уникальность этого научно-образовательного комплекса состояла в том, что в нем располагались университет, который принимал слушателей независимо от сословного происхождения, и научно-исследовательские учреждения. На его базе была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе первый в России Педагогический институт. Это позволило В. М. Бехтереву связать теоретические и практические исследования в области как психиатрии и неврологии, так и психологии.

В состав преподавателей Психоневрологического института входили такие передовые ученые, как М. М. Ковалевский, Н. Е. Введенский, В. Л. Комаров. Его студентом впоследствии был самый знаменитый социолог XX в. Питирим Сорокин.

Огромный диапазон объектов экспериментальных исследований – от новорожденных до стариков, от глубинных структур мозга до поведения человека в разной социальной среде – позволил В. М. Бехтереву сделать обобщение, касающееся структуры личности зрелого человека и человеческого бессмертия.

Проанализировав различные определения личности, данные психологами того времени, В. М. Бехтерев установил, что не только и не столько синтез памяти, характера, ума, эмоций, способностей и других граней создают личность. Главное – ее направленность, устремленность и нацеленность, т.е. тот организующий стержень, вокруг которого собираются в неповторимый ансамбль все остальные особенности человека.

В конце февраля 1916 г., в годовщину открытия курсов Психоневрологического института, В. М. Бехтерев выступил с речью о бессмертии человеческой личности и человека вообще.

В 1918 г. В. М. Бехтерев стал основателем нового научно-исследовательского учреждения – Института по изучению мозга и психической деятельности. В качестве самостоятельной области знания он рассматривал рефлексологию. Составной частью рефлексологии является учение В. М. Бехтерева о «сочетательных» рефлексах, приобретаемых животным и человеком в индивидуальной жизни в результате совпадения, «сочетания» различных явлений внешнего мира с теми или иными врожденными реакциями организма. Совместно с М. В. Ланге и В. М. Мясищевым В. М. Бехтерев проводил свои эксперименты в группах студентов Медицинского, Педологического и Психоневрологического институтов. В опытах сначала определялись показатели каждого студента (они фиксировались на одном листе); затем проводились обсуждение результатов и голосование. Испытуемым предлагалось внести дополнения и изменения в свои прежние показатели (они фиксировались на другом листе).

В результате исследований В. М. Бехтерев установил: коллектив увеличивает объем знаний своих членов, исправляет их ошибки, смягчает отношение к поступку, дает общие сдвиги в сформулированных показателях. Были выявлены половые, возрастные, образовательные и врожденные различия в отношении к сдвигам психических процессов в условиях коллективной деятельности.

Результаты экспериментальных социально-психологических исследований были обобщены В. М. Бехтеревым в его работах: «Сознание и его границы» (Казань, 1888 г.), «О локализации сознательной деятельности у животных и человека» (СПб., 1896 г.), «Невропатологические и психиатрические наблюдения» (СПб., 1900 г.), «Психика и жизнь» (СПб., 1904 г.), «Основы учения о функциях мозга», вып. 1 – 7 (СПб., 1903 – 1907 гг.), «Гипноз, внушение и психотерапия» (СПб., 1911 г.), «Коллективная рефлексология (Петроград, 1921 г.), «Мозг и его деятельность» (М.; Л., 1928 г.).

В. М. Бехтерев является основоположником целостного подхода к изучению человека, ставшего методологическим принципом современной акмеологии.

После загадочной смерти В. М. Бехтерева в 1927 г. – когда он был здоров, весел, энергичен, полон новых идей и проектов, – начались критика его научного наследия, последовательное его противопоставление И. П. Павлову, замалчивание его заслуг. Особенно резкой критике подверглись его собственно психологические работы.

В 1948 г. в связи с борьбой против генетики Институт по изучению мозга и психической деятельности был закрыт. В этих условиях сохранение и развитие психологического направления исследований, заложенного В. М. Бехтеревым, потребовало от его последователей большого мужества, целеустремленности и проявления организаторского таланта в новых условиях. Одним из талантливых продолжателей идей В. М. Бехтерева, основателя ленинградской школы психологов, стал Б. Г. Ананьев.

Контрольные вопросы и задания

1.Какие условия влияют на проявление творческого потенциала?

2. Как вы понимаете смысл понятий «микроакме» и «макроакме»?

3. Какой фактор сыграл решающую роль в раннем самоопределении Н. И. Пирогова?

4. В каком возрасте у него появились осмысленные акмецелевые программы и как они реализовались на практике?

5. Расскажите о разноплановых акмецелевых программах Н. И. Пирогова. Каким жизненным кредо они были объединены?

6. Каково ваше отношение к отдельным мыслям Н. И. Пирогова, высказанным в статье «Вопросы жизни»?

7. Назовите основные направления реализации творческого потенциала П. Ф. Лесгафта.

8. Разработка каких теорий П. Ф. Лесгафтом послужила основой для научного обоснования физического образования?

9. Какие работы П. Ф. Лесгафта вам известны?

10.Расскажите, в каких направлениях проявились разносторонние научные интересы В. М. Бехтерева.

11.Каким образом новые теории и концепции В. М. Бехтерева находили развитие в организации творческих научных коллективов?

12.Охарактеризуйте основные вершины творчества В. М. Бехтерева.

1.Бехтерев В. М. Психика и жизнь. – СПб., 1904.

2. Губерман И. Бехтерев: страницы жизни. – М., 1977.

3. Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. – М., 1949.

4. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. – М., 1982.

5. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М, 1985.

6. Учение П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании и его педагогическая деятельность // Столбов В. В. История физической культуры: Учебник для пед. ин-тов. – М., 1989.

Российский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, организатор науки

Родился в семье станового пристава. Учился в Вятской гимназии (1867-1873), затем в петербургской Медико-хирургической академии (1873-1878), где заинтересовался проблемами психиатрии и невропатологии. Весной 1877 принял участие в военных действиях в ходе Русско-турецкой войны.

После окончания академии бы оставлен на кафедре психиатрии у профессора И. П. Мержеевского, работал при его клинике. Действительный член Петербургского общества психиатров (1879), приват-доцент Медико-хирургической академии (1881). В 1884 командирован за границу для продолжения обучения, стажировался в клиниках и университетах Германии, Австрии, Франции - у Э. Дюбуа-Реймона (Берлин), В. Вундта и П. Флексига (Лейпциг), Ж.-М. Шарко (Париж). Тогда же получил предложение занять вакантную кафедру психиатрии в Казанском университете. Экстраординарный профессор кафедры душевных болезней (1884), заведующий кафедрой психиатрии (1885) Казанского университета. Одновременно работал консультантом в созданной им первой в России Окружной психоневрологической клинике на Арском Поле, где организовал первую в мире научно-исследовательскую психофизиологическую лабораторию; добился государственного финансирования клиники. Основал казанское Общество невропатологов и психиатров, организовал наркологическую помощь населению, разработал и осуществил метод коллективной гипнотерапии.

В 1893 переехал в Петербург. Возглавлял кафедру душевных и нервных болезней петербургской Военно-медицинской академии (1893-1913, в 1906-1906 - начальник академии), где организовал одно из первых в мире нейрохирургических отделений. Одновременно преподавал в Женском медицинском институте (с 1897). Член медицинского совета Министерства внутренних дел (1894), военно-медицинского ученого совета при военном министре (1895). Учредил журнал «Неврологический вестник» (1893, до 1918 редактор), Организовал Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Вопросы изучения и воспитания личности» , «Вопросы изучения труда» и др. Председатель Русского общества нормальной и патологической психологии (1900). С начала 1900-х гг. выпускал первую в мире 7-томную энциклопедию мозга «Основы учения о функциях мозга».

В 1908-1913 руководитель основанного им на общественные средства петербургского Психоневрологического института с педагогическим, юридическим и медицинским факультетами (в 1916 факультеты преобразованы в частный Петроградский университет). В годы Первой мировой войны в институте оперировали раненых и оказывали помощь людям, ставшим душевнобольными на фронте. Директор созданного им Института по изучению мозга и психической деятельности (1918-1927).

Заслуженный деятель науки РСФСР (1927). Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища, мозг Бехтерева хранится в Институте по изучению мозга и психической деятельности.

Основоположник отечественной экспериментальной психологии, автор большого количества трудов по различным проблемам психиатрии, невропатологии, функциям мозга. Исследуя препараты на основе срезов мозга, открыл ядра и проводящие пути, создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга, установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и др.

Описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, расстройств и синдромов, некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева», «Болезнь Бехтерева» (анкилозирующий спондилит) и др.), создал ряд лекарственных препаратов.

Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей. Многократно критиковал психоанализ, вместе с тем способствовал проведению теоретических, экспериментальных и психотерапевтических работ по психоанализу, которые осуществлялись в Институте по изучению мозга и психической деятельности. Выступил против теории и методов господствовавшей субъективной психологии и стремился построить естественнонаучное психологичексое учение, основанное на объективных методах исследования. Свою систему психологических воззрений называл объективной психологией (с 1904), а затем - психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917); понимал её как особую науку, отличную как от физиологии, так и от психологии, и призванную заменить последнюю.

Разрабатывал и изучал связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию.

Один из главных организаторов всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике, создатель ряда научно-педагогических учреждений в Петербурге. Развитые им идеи К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта и других отечественных педагогов основываются на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребёнка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет). Подчёркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и др.), понимая воспитание как создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной». Утверждал, что только гармоничное сочетание физического и психического развития обеспечивает совершенствование личности. Выступая против формального обучения, задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления. К методам воспитания относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение.

Основные труды

Объективная психология. Вып. 1-3. СПб., 1907-1910. (Переиздание: М., 1991).

Общая диагностика болезней нервной системы. Ч. 1-2. СПб., 1911-1915.

О социально-трудовом воспитании. Пг., 1917.

Коллективная рефлексология. Пг., 1921. (Переиздание: в кн. «Избранные работы по социальной психологии». М., 1994).

Общие основы рефлексологии человека. М. ; Пг., 1923. (4-е изд.: М; Л., 1928).

Проводящие пути спинного и головного мозга. Ч. 1. М. ; Л., 1926.

Избранные произведения (статьи и доклады). М., 1954.

Мозг: структура, функция, патология, психика. Избр. труды. Т. 2. М., 1994.

Избранные труды по психологии личности. В 2 т. СПб., 1999.

Литература

◦ Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву к 40-летию профессорской деятельности. Л., 1926.

Осипов В. П. Бехтерев. М., 1947.

Просецкий В. А. В. М. Бехтерев как психолог и педагог. Учёные записки Елецкого гос. пед. ин-та. 1957. Вып. 3.

Гращенков Н. И. Роль В.М. Бехтерева в развитии отечественной неврологии. М., 1959.

Дмитриев В. Д. Выдающийся русский учёный В. М. Бехтерев. Чебоксары, 1960.

Мунипов В. М. В. М. Бехтерев и его место в истории русской педагогики и педагогической психологии. Дис. … канд. пед. наук. М., 1968.

Баталов А. А. Философские взгляды В. М. Бехтерева и место в них проблемы личности. Дис. … канд. филос. наук. Свердловск, 1969.

Бальдыш Г. М. Бехтерев в Петербурге - Ленинграде. Л., 1979.

Никифоров А. С. Бехтерев. М., 1986.

Кузнецов Ю. М. Патографические аспекты становления личности и научного мировоззрения В. М. Бехтерева. Дис. … канд. мед. наук. СПб., 1995.

Ситдикова Г. Ф., Маринович Р. А., Костюшко В. В. Владимир Михайлович Бехтерев. Казань, 2003.

Незнанов Н. Г. и др. Школа В. М. Бехтерева: от психоневрологии к биопсихосоциальной парадигме. СПб., 2007.

Никифоров А. С. и др. В. М. Бехтерев. Жизненный путь и научная деятельность. М., 2007.

Михашина А. С. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отечественной теории воспитания первой трети XX в. // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 4.

Комиссаров А. Г. Из рода богатырей: кн. о великом рос. ученом, акад. Владимире Михайловиче Бехтереве. Набережные Челны, 2011.

Библиография

Хижняков В. В. Академик В. М. Бехтерев (1857-1927). Библиогр. указатель. М., 1946.

▫ Систематический указатель трудов и выступлений академика В. М. Бехтерева, напечатанных на русском языке / сост. О. Б. Казанская, Т. Я. Хвиливицкий // Бехтерев В. М. Избр. произведения (статьи и доклады). М., 1954. С. 471-523.

Исаев П. О. Литература о жизни и деятельности В. М. Бехтерева. К столетию со дня рождения. М., .

▫ Список основных работ В. М. Бехтерева, литература о нем // Бехтерев В. М. Мозг: структура, функция, патология, психика. Избр. труды. Т. 2. М., 1994. С. 796-798.

Архивы

≡ Личный фонд В. М. Бехтерева. ЦГИА СПб, ф. 2265, 1368 ед. хр., 1890-1927.

≡ Личный фонд В. М. Бехтерева. Архив ПФА РАН, ф. 842, 9 ед. хр., 1900-1914.

(19)

Владимир Михайлович Бехтерев - знаменитый и выдающийся русский ученый - академик, врач, невропатолог, психиатр, физиолог и морфолог. Изучение им морфологии мозга принесло существенный вклад в науку. Он является основоположником не только экспериментальной психологии, но и рефлексологии.

Бехтерев исследовал ядра и проводящие пути в самом мозге; создал учение об анатомии мозга и проводящих путях спинного мозга; открыл в коре головного мозга центры движения. Как невропатолог он имел большую славу. Ему принадлежит изучение и описание ряда патологических и физиологических синдромов: боязнь опоздать или покраснеть, навязчивую улыбку и ревность, плач или продолжительный смех, боязнь чужого взгляда и много других. Бехтерев изучал коллективную психологию, где законы действий всего коллектива отождествляются с законами физики. Достаточно сказать, что без идей или гипотез Бехтерева практически не существовало ни одного раздела в невропатологии. Даже одна из болезней до сих пор носит его имя.

Ученый родился в селе Сорали Вятской губернии (ныне это село Бехтерева в республике Татарстан) в семье мелкого служащего. Вначале он жил в Елабуге, но вскоре семья переехала в Вятку. После смерти отца Владимир поступил на учебу в Вятскую гимназию и несмотря на неважную учебу - в свидетельстве об окончании были тройки и только две четверки, увлекался естественными науками.

Оставаться в Вятке он не хотел и в 16-летнем возрасте в 1873 году поступил в Медико-хирургическую Академию Петербурга. Будучи студентом, он думал заняться акушерством или глазными болезнями и уж никак не планировал изучение мозга, но все же интерес к невропатологии и психиатрии взял верх. После окончания трех курсов уехал в Болгарию, где участвовал в боевых действиях русско-турецкой войны. Здесь он пробыл всего четыре месяца, так как от ночлега на сырой земле заболел лихорадкой и вынужден был вернуться в Академию, где стал совсем иным человеком - с чувством сострадания, не покидавшим его никогда.

После окончания Петербургской Академии в 1878 году остался на кафедре психиатрии, где изучал у профессора И. Мержеевского душевные и нервные болезни. Через три года защитил докторскую диссертацию и получил ученую степень приват-доцента. В 1884 году Бехтерев обучался за границей у европейских психологов в клиниках Франции, Германии, Австрии, где получил знания и опыт.

Будучи во Франции в госпитале Сальпетриер, который тогда считался школой невропатологов Европы, Бехтерев познакомился с применением гипноза на истеричных больных, тогда он только входил в лечебную практику. Как и другие ученые, Бехтерев доказывал нормальность и лечебное воздействие гипнотического сна, потому что гипноз - это "просто сон, который вызван внушением".

Вернувшись из-за границы, Бехтерев выступал с лекциями о лечении гипнозом расстройств психики. Кстати, печатание статей в журналах, проводимые лекции, а главное - удачно вылеченные пациенты дали возможность гипнозу официально стать методом лечения больных. Разработанная Бехтеревым методика проведения коллективной психотерапии алкоголиков под гипнозом с некоторой корректировкой проводится и сейчас.

Вскоре Бехтерев с женой переехал в Казань, где возглавил кафедру психиатрии Казанского университета. Здесь он занялся организацией и постройкой нервной клиники, спустя некоторое время открыл первое в мире нейрохирургическое отделение, где учились врачи со всей России. На кафедре душевных болезней в 1884 году стал профессором Казанского университета. Он основал в Казани Общество невропатологов и психиатров, а также журнал «Неврологический весник», создал первую в мире психоневрологическую лабораторию, в которой изучалось устройство мозга и нервной ткани. Это был большой прорыв в науку потому, что в психиатрии было очень мало русских врачей, даже истории болезней велись в то время на немецком языке.

Бехтерев опубликовал в Казани более пятидесяти работ, в том числе и основную: «Проводящие пути головного и спинного мозга», изданную в 1894 году. Научная школа, созданная Бехтеревым, имела мировое значение, а его лекции были настолько интересны, что слушали их не только студенты. Кстати, слушал его лекций и будущий писатель Максим Горький.

В своей книге он излагает «метод сравнения и последовательных срезов одного направления». За этими словами - колоссальный труд по изучению тончайшего среза замороженного мозга, недаром эта книга была переведена на несколько языков, и все атласы мозга основаны на ней, а немецкий профессор Копш произнес как-то: «Знают прекрасно устройство мозга только двое: «Бог и Бехтерев».

Пребывание в Казани - самый плодотворный период жизни велико ученого. В 1890 году начал выходить его труд: «Основы учения о функциях мозга» - уникальная энциклопедия знаний о мозге. Бехтерев впервые показал научный подход к воспитанию детей раннего возраста и что уже в первые месяцы жизни ребенка начинается формирование личности. Бехтерев разработал метод коллективной гипнотерапии.

При жизни Бехтерева было издано более шестисот научных работ по вопросам психологии, клинической невропатологии, психиатрии, физиологии нервной системы и морфологии.

Осенью 1893 года профессор Бехтерев переехал в Петербург и возглавил кафедру душевных и нервных болезней военно-медицинской академии, здесь он организовал нейрохирургическое отделение. В 1902 году он издал труд «Основы учения о функциях мозга», в котором раскрыл деятельность мозга, открыв ядра и проводящие пути в мозге, а в коре головного мозга - центры движений, также создал новое учение - рефлексологию. Фамилией ученого названа болезнь Бехтерева, а известная микстура, названная в его честь, применялась для лечения как успокаивающее средство. Для измерения чувствительности им даже были созданы специальные приборы.

Владимир Михайлович в 1908 году создал Психоневрологический институт в Санкт - Петербурге, который сейчас носит его имя и является подлинной высшей школой психоневрологии. В годы войны здесь проводили операции и оказывали помощь душевнобольным. Владимир Михайлович симпатизировал Большевикам, восторженно принял революцию 1917 года. В 1918 году по его ходатайству был создан институт по изучению мозга и психики и он до самой смерти был его директором. Здесь он создал музей мозга, а история распорядилась так, что мозг самого Бехтерева оказался первым экспонатом. В том же году им была создана новая наука - рефлексология.

Неутомимый Бехтерев даже своих детей привлекал к исследовательской деятельности, особенно любимицу - пятую дочь Марию. Уже в 1920 году Владимир Михайлович заинтересовался дрессировкой животных, совместно с дрессировщиком Дуровым ставилась задача мысленного внушения собакам задуманных заранее действий. Бехтерев и Павлов - именно эти два гения положили начало рефлексологии. Спорили они часто, особенно по работе разных отделов мозга, у каждого был "крутой" характер, но теперь в науке о мозге они стоят рядом.

Владимиру Михайловичу в 1927 году присвоили звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Почти в 70 лет он второй раз женился на молодой племяннице Ягоды.

Бехтерев разработал концепцию «сочетально-двигательного рефлекса», ввел в оборот понятие «нервный рефлекс». Им было создано несколько десятков лекарственных препаратов. Также ему принадлежат описании ряда болезней и разработки различных методов их лечения.

Владимир Михайлович Бехтерев умер 24 декабря 1927 года в Москве неожиданно и быстро, а похоронен в Ленинграде. Предистория скоропостижной смерти такова: Бехтерев, собираясь в Москву на первый Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров на заседание 22 декабря, на несколько часов опоздал. На вопрос коллег ответил: «смотрел одного сухорукого параноика». Выяснилось, что вызывали в Кремль в связи с развитием сухорукости у Сталина, а диагноз: «прогрессирующая паранойя» он определил, так сказать, попутно. И хотя Бехтерев был влиятельным и авторитетным ученым, который, как медик и психолог привык говорить правду, он все же был неосторожен с диагнозом Сталину. Вечером он пошел в Малый театр, уже после спектакля его пригласили в музей театра и угостили чаем с бутербродами. Вернувшись со спектакля, почувствовал себя плохо. Самочувствие к вечеру резко ухудшилось, в последние часы и до полуночи у постели умирающего было всего двое и то неопытных врачей. Согласно официальной версии - желудочно-кишечное отравление, а версия о том, что он был отравлен НКВД, конечно, не подтверждена, но и не опровергнута.

Странным оказалось и то, что вскрытия не делали, а решили изъять лишь мозг. Многие медицинские специалисты уверены, что ученого отравили. Есть вторая гипотеза о том, что его смерть была связана с созданием «идеологического оружия» и когда один из руководителей программы сбежал за границу, прихватив секретные бумаги, Бехтерев оказался под подозрением у НКВД. Метод был апробирован, необходимо только внедрить в жизнь, но против этого был Бехтерев, и тогда его убрали.

В истории известен аналогичный случай с Н. К. Крупской, когда на следующий день после 70-летия она умерла, отравившись тортом, посланным лично Сталиным. Он опасался, что «вдова Ленина» на съезде партии расскажет «всю правду» о нем. Не правда ли, что тот же «почерк», что и при устранении Бехтерева? Хотя, это всего лишь предположения и догадки, а от чего на самом деле умер Владимир Михайлович - мы, скорее всего, так и не узнаем…

За свою жизнь он подготовил сотни учеников и в том числе семьдесят профессоров. В честь Бехтерева названа улица в Москве и городская психиатрическая больница. Кроме того, почтовые марки, выпущенные в разное время, увековечили его имя. Памятником истории является усадьба Бехтерева в Петербурге и его дом в г. Кирове.

Владимир Михайлович Бехтерев — выдающийся русский психиатр, один из основателей русской экспериментальной психологии, обладал выдающимися способностями и исключительным трудолюбием.

Будущий великий врач родился 20 января 1857 года в семье мелкого государственного служащего в селе Сорали Елабужского уезда Вятской губернии (ныне село Бехтерево Республика Татарстан).

В 1856 году отец, Михаил Павлович, дослужившийся до скромного чина коллежского секретаря, умер от туберкулеза, оставив сиротами троих сыновей. Ему не было и 40 лет. Самого младшего, Володю, к экзаменам в гимназию готовил старший брат Николай, кое в чем помогала мать. Экзамены он сдал успешно, и комиссия решила зачислить его сразу во второй класс.

С 16 августа 1867 года он приступил к занятиям. Позже в «Автобиографии», вспоминая то время, Бехтерев напишет: «Полагаю, что не было сколько-нибудь известной популярной книги по естествознанию, которая бы не побывала в моих руках и не была бы более или менее проштудирована с соответствующими выписками. Нечего говорить, что такие книги того времени, как Писарева, Португалова, Добролюбова, Дрейпера, Шелгунова и других, перечитывались с увлечением по много раз. Нашумевшая в то время теория Дарвина была, между прочим, предметом самого внимательного изучения с моей стороны».

Полученные им во время учебы в гимназии знания позволили Бехтереву в шестнадцать с половиной лет поступить в знаменитую Медико-хирургическую академию в Петербурге, тогда как туда принимали только абитуриентов, достигших 17 лет.

В 21 год, закончив обучение, он остался в академии для научного усовершенствования под руководством крупнейшего русского психиатра Ивана Павловича Мержеевского (1838-1908). 4 апреля 1881 года Бехтерев успешно защитил докторскую диссертацию по медицине на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней» и получил ученое звание приват-доцента.

1 июня 1884 года, в 27-летнем возрасте, его как особо талантливого ученого, имеющего немало собственных исследований, опубликованных на русском и иностранных языках, командируют на два года за границу. Бехтерев стажируется в лабораториях и клиниках таких всемирно известных специалистов, как лейпцигский невролог Пауль Флексиг (1847-1929), один из основоположников современной нейроморфологии, выдающийся парижский невропатолог Шарко и Вильгельм Вундт, основоположник экспериментальной психологии. Бехтерев оставил у них хорошее о себе впечатление, поразив их широтой интересов и глубиной познаний. Следует отметить, что благодаря посещению клиники Шарко, в которой вовсю кипела работа по изучению гипноза, Бехтерев научился лечить с помощью гипноза и внушения.

Весной 1885 года Бехтерев отправляется в Мюнхен, где знакомится с клиникой и лабораториями знаменитого немецкого психоневролога Бернарда фон Гуддена, трагически погибшего через год, 13 июня, в воскресенье, при спасении душевнобольного короля Людвига II в Штарнбергском озере.

Летние месяцы 1885 года молодой ученый провел в Вене. Там его интересовали методы работы «старого знатока мозга» анатома и психиатра Мейнерта. По возвращении в Россию в июле 1885 года 28-летний Бехтерев был назначен приказом министра народного просвещения профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета.

После возвращения из командировки Бехтерев начинает читать курс лекций по диагностике нервных болезней студентам пятого курса Казанского университета. Будучи с 1884 года профессором Казанского университета на кафедре душевных болезней, Бехтерев обеспечил преподавание этого предмета устройством клинического отделения в казанской окружной лечебнице и психофизиологической лаборатории при университете; учредил Общество невропатологов и психиатров, основал журнал «Неврологический вестник» и выпустил ряд своих работ, а также работ своих учеников по различным отделам невропатологии и анатомии нервной системы.

В 1883 году Бехтерев был удостоен серебряной медали Общества русских врачей за статью «О вынужденных и насильственных движениях при разрушении некоторых частей центральной нервной системы». В этой статье Бехтерев обращал внимание на то, что нервные болезни часто могут сопровождаться психическими расстройствами, а при душевных заболеваниях возможны и признаки органического поражения центральной нервной системы. В этом же году его избирают в члены Итальянского общества психиатров.

Наиболее известная его статья «Одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» была опубликована в столичном журнале «Врач» в 1892 году. Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» (сейчас более известна как болезнь Бехтерева, анкилозирующий спондилоартрит, ревматоидный спондилит), то есть системное воспалительное заболевание соединительной ткани с поражением суставно-связочного аппарата позвоночника, а также периферических суставов, крестцово-подвздошного сочленения, тазобедренных и плечевых суставов и вовлечением в процесс внутренних органов.

Бехтерев также выделил такие заболевания, как хореическая падучая, сифилитический множественный склероз, острая мозжечковая атаксия алкоголиков. Эти, а также другие впервые выявленные ученым неврологические симптомы и ряд оригинальных клинических наблюдений нашли отражение в двухтомной книге «Нервные болезни в отдельных наблюдениях», изданной в Казани. С 1893 года Казанское неврологическое общество стало регулярно издавать свой печатный орган — журнал «Неврологический вестник», который выходил до 1918 года под редакцией Владимира Михайловича Бехтерева.

Весной 1893 года Бехтерев получил от начальника Петербургской военно-медицинской академии приглашение занять кафедру душевных и нервных болезней. Бехтерев прибыл в Петербург и начал создавать первую в России нейрохирургическую операционную. В лабораториях клиники Бехтерев вместе со своими сотрудниками и учениками продолжал многочисленные исследования по морфологии и физиологии нервной системы. Это позволяло ему пополнить материалы по нейроморфологии и приступить к работе над фундаментальным семитомным трудом «Основы учения о функциях мозга».

В 1894 году Бехтерев был назначен членом медицинского совета Министерства внутренних дел, а в 1895 году он стал членом Военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных.

В ноябре 1900 года двухтомник «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К.М. Бэра. В 1902 году Бехтерев опубликовал книгу «Психика и жизнь». К тому времени Бехтерев подготовил к печати первый том работы «Основы учения о функциях мозга», которая стала его главным трудом по нейрофизиологии. Здесь были собраны и систематизированы общие положения о деятельности мозга. Так, Бехтерев представил энергетическую теорию торможения, в соответствии с которой нервная энергия в мозгу устремляется к находящемуся в деятельном состоянии центру.

По мнению Бехтерева, эта энергия как бы стекается к нему по связующим отдельные территории мозга проводящим путям, прежде всего из вблизи расположенных территорий мозга, в которых, как считал Бехтерев, возникает «понижение возбудимости, следовательно, угнетение». Вообще, работы Бехтерева по изучению морфологии мозга внесли бесценный вклад в развитие отечественной психологии. Его, в частности, интересовал ход отдельных пучков в центральной нервной системе, состав белого вещества спинного мозга и ход волокон в сером веществе, и вместе с тем на основании произведенных опытов ему удалось выяснить физиологическое значение отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия).

Занимаясь непосредственно функциями мозга, Бехтерев открыл ядра и проводящие пути в мозге; создал учение о проводящих путях спинного мозга и функциональной анатомии мозга; установил анатомо-физиологическую основу равновесия и пространственной ориентации, обнаружил в коре головного мозга центры движения и секреции внутренних органов и т.д. После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева стали привлекать проблемы психологии.

Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: он выделял субъективную психологию, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективную. Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, однако считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, т.е. поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и прежде всего на учение об условных рефлексах.

Таким образом, Бехтерев создает целое учение, названное им рефлексологией, которое фактически продолжило дело объективной психологии Бехтерева. В 1907-1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Ученый утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации. Для описания сложных форм рефлекторной деятельности Бехтерев предложил термин «сочетательно-двигательный рефлекс». Также он описал целый ряд физиологических и патологических рефлексов, симптомов и синдромов.

Открытые Бехтеревым физиологические рефлексы (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльно-стопный рефлекс Менделя-Бехтерева, запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева-Якобсона) отражают поражение пирамидных путей. Симптомы Бехтерева наблюдаются при различных патологических состояниях: спинной сухотке, седалищной невралгии, массивных мозговых инсультах, ангиотрофоневрозах, патологических процессах в оболочках основания мозга и т.д. Для оценки симптомов Бехтерев создал специальные приборы (альгезиметр, позволяющий точно измерять болевую чувствительность; барэстезиометр, измеряющий чувствительность к давлению; миоэстезиометр — прибор для измерения чувствительности и т.д.).

Бехтерев также разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей, связь между нервными и психическими болезнями, психопатии и циркулярный психоз, клинику и патогенез галлюцинаций, описал ряд форм навязчивых состояний, различные проявления психического автоматизма. Для лечения нервно-психических заболеваний он ввел сочетательно-рефлекторную терапию неврозов и алкоголизма, психотерапию методом отвлечения, коллективную психотерапию. В качестве успокаивающего средства широко использовалась микстура Бехтерева. В 1908 году Бехтерев создал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге и стал его директором.

После революции в 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Когда институт был создан, Бехтерев занял должность его директора и оставался им до самой смерти. Институт по изучению мозга и психической деятельности был впоследствии назван Государственным рефлектологическим институтом по изучению мозга им. В.М. Бехтерева.

В 1921 году академик В.М. Бехтерев вместе с известным дрессировщиком животных В.Л. Дуровым проводил опыты мысленного внушения дрессированным собакам заранее задуманных действий. Аналогичные опыты проводились и в практической лаборатории зоопсихологии, которой руководил В.Л. Дуров при участии одного из пионеров мысленного внушения в СССР инженера Б.Б. Кажинского. Уже к началу 1921 года в лаборатории В.Л. Дурова за 20 месяцев исследований было проделано 1278 опытов мысленного внушения (собакам), в том числе удачных 696 и неудачных 582. Опыты с собаками показали, что мысленное внушение необязательно должен проводить дрессировщик, это мог быть опытный индуктор. Необходимо было только, чтобы он знал и применял методику передачи, установленную дрессировщиком. Внушение проводилось как при непосредственном визуальном контакте с животным, так и на расстоянии, когда собаки не видели и не слышали дрессировщика, а он — их.

Следует подчеркнуть, что опыты проводились с собаками, имеющими определенные изменения в психике, возникшие после специальной дрессировки. Всемирно признанный ученый, академик Бехтерев отличался многогранностью научных интересов. Во всех энциклопедиях после его имени называются сразу три специальности: неврология, психология и психиатрия, и в каждой из них он оставил глубокий след. Перу Бехтерева принадлежит множество работ, посвященных гипнозу, назовем некоторые из них: «Об объективных признаках внушений, испытываемых в гипнозе» (1905); «К вопросу о врачебном значении гипноза» (1893); «Врачебное значение гипноза» (1900); «О гипнотизме» (1911) и т.д.

В конце 1927 года В.М. Бехтерев должен был участвовать в работе I Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров и I Всесоюзного съезда, посвященного проблеме воспитания и обучения детей. В Москве он поселился в доме старого знакомого, профессора университета С.И. Благоволина.

22 декабря на открывшемся съезде невропатологов и психиатров В.М. Бехтерева избрали почетным председателем. В тот же день состоялось его последнее публичное выступление: он сделал доклад о коллективном лечении внушением под гипнозом больных наркоманиями и, в частности, алкоголизмом, а также различными формами неврозов; он рассказал о методике коллективной гипнопсихотерапии и о ее преимуществах перед индивидуальным методом лечения, что связано с возникающей при этом своеобразной взаимной индукцией больных.

На следующий день он руководил заседанием съезда, посвященным проблеме эпилепсии. Заседание происходило в здании Института психоневропрофилактики Наркомздрава на Кудринской улице. После заседания В.М. Бехтерев изъявил желание познакомиться с некоторыми лабораториями института. В сопровождении директора и крупных московских психиатров он посетил лабораторию морфологии центральной нервной системы и отдел патофизиологии труда, которым руководил бывший ученик В.М. Бехтерева — Ильин.

Вечером того же дня он был на спектакле в Большом театре, а в 23 часа 40 минут 24 декабря 1927 года крупнейший нейроморфолог, невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев скончался. В.М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров. Однако ни один из его учеников не смог заменить покойного ученого-энциклопедиста, наделенного блестящими организаторскими способностями. Психоневрологическая академия, созданная им, вскоре распалась.



Дата смерти 24 декабря (1927-12-24 ) (70 лет) Место смерти
  • Москва , СССР
Страна Научная сфера Психиатрия , Неврология Место работы ИМХА ,
Казанский университет
Альма-матер Императорская медико-хирургическая академия (1878) Учёная степень доктор медицины (1881) Научный руководитель Вильгельм Вундт Известные ученики Людвиг Пуусепп Награды и премии Цитаты в Викицитатнике Владимир Михайлович Бехтерев на Викискладе