С чего начинается петр 1 толстой. А
Роман А.Н.Толстого “ Петр Первый ”
Шемякина Людмила
11 кл.
Роман А.Н.Толстого " Петр Первый " А.М.Горький назвал " первым
в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой -
надолго ".
Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России -
эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского
народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"
всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкно-
венной свежестью и высоким художественным мастерством.
Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII -
начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремя-
щейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся
за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это
огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но
прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском
характере.
Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей,
художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до на-
ших дней тема Петра не сходит со страниц художественной ли-
тературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.
Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого:
рассказ " День Петра " был написан в 1917 году, последние гла-
вы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу
сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Пет-
ровскую эпох, показать характер петровских преобразований.
" На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской
революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятна на его кам-
золе,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ".
Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и тра-
гедия " На дыбе " (1928).
Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в
1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на му-
чившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно
к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время пре-
образовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- вос-
принималась им как нечто напоминавшее 1917 год.
В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра
Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь род-
ной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь
Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой
и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяй-
ство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру
и его преобразовательской деятельности связано было, как пола-
гают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в
1917 году Октябрьской революции.
В пьесе " На дыбе " дана более широкая характеристика вре-
мени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрач-
ных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического оди-
ночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради кото-
рой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок
Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской-
все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет
Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии " На дыбе " (на ды-
бу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим го-
сударственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого
загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его
преобразовательской деятельности и изображение краха всех его
многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как
у Пушкина в поэме " Медный всадник ".
Одним из лучших произведений советской литературы на истори-
ческую тему стал "превосходный", по словам А.М.Горького, роман
А.Н.Толстого "Петр Первый".
Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важ-
ными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.
Именно в это время Толстой снова обращается к изображению
Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского,
"когда трещит и рушится старый мир", с нашим временем, чув-
ствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.
ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТР ПЕРВЫЙ"
1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет
для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соот-
ветствующий материал в трудах историков, исторических документах,
мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось
"становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе
с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности
в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач
моего романа".
2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь
ход повествования, вся система художественных образов должны
были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских меро-
приятий, их историческую закономерность и необходимость.
3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление
двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его истори-
ческой роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение
сложных взаимоотношений Петра и народа.
Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог
подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел
соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее
компонентах.
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА
"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде
истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном
полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое -
композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения
художника... В моем романе центром является фигура Петра I."
Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его
личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной
биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только
Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая
способствовала формированию этого деятеля.
Становление личности Петра и изображение эпохи в ее истори-
ческом движении определило композиционные особенности романа.
Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности
своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему
возможность показать жизнь самых различных слоев населения России,
жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества
представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники,
дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических
событий, в столкновении общественных сил.
Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие
созданных персонажей.
Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бров-
кина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной,
хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где малень-
кий Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Мат-
веевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце -
в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи,
по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сер-
гиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал
Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.
Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между
двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляю-
щими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую
группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.
Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими
правление одних и других. " И все пошло по-старому. Ничего не
случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...
кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после
победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали ду-
мать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось"
Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис -
одна от них радость".
Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех
событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке
народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д. Недовольство
народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.
Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает,
как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром
и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы.
Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему
решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу
с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились
перемен, "ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только
боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы:
"Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут -
торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало
было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на
судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие,
на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления
Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого
мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:"Всю зиму были пытки и
казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по
темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре
чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей".
Май 23 2012
Алексей Толстой пишет роман «Петр Первый», руководствуясь личным желанием. Автор отправляется в поход за чувством историзма, желая понять логику исторических переходов. Толстой хотел подойти к современности с ее глубокого тыла. Именно эпоха Петра позволяла выявить множество аналогий по сравнению с 1917 годом.
Россия всю свою историю прошла эволюционно и, в первую очередь, революционно. Первый случай, когда страна пережила революцию – это эпоха Петра. Это была революция сверху, но все ее признаки представлены налицо: насильственная смена формации.
Толстой обращался к эпохе Петра и в прежние годы (рассказы «На дыбе», «День Петра») и показывал это время как самое большое несчастье России.
Теперь он хочет показать и понять логику великих исторических переворотов, при каких условиях эти перевороты могут происходить. В начале романа социальный срез общества подчеркнут в духе марксизма. При появлении Петра боярское сословие отодвинуло купечество, дворянство (Василий Волков доведен до нищеты) и простого мужика. Произошло окостенение всей социальной жизни страны, ее губит застой.
Не зря роман начинается с семейства Бровкиных и беднейших крестьян. Иван Бровкин – сподвижник Петра, промышленник, фабрикант, как и его дети. Петр открывает дорогу людям по уму и деловитости. Феодально-боярская система находится в состоянии кризиса: борьба за власть Нарышкиных и Милославских, сословный эгоизм стрельцов. Реформы канцлера Василия Голицына, человека гуманного и мягкого, проваливаются. Он хотел угодить всем, но такие люди для истории не годятся.
Толстой пишет роман в двух ипостасях: 1) Петр – исторический герой, воплощение государственных доблестей, но при этом он неизбежная жертва государственной политики; 2) Петр – грязный убийца, хуже Ивана Грозного. Толстой пытался преодолеть обе устойчивые традиции, так как в правителе было и то, и другое.
Обаяние Петра проявляется в его воле, умении смотреть далеко вперед, в деловой активности. Он строитель государства и прогрессивных форм жизни. Отталкивающее в Петре – жуткое варварство, крайние формы жестокости (сцены казни).
Петр Первый у Толстого – это и просто человек, имеющий определенные слабости. Например, в сцене приема Петра Софьей он все время меняется. Робость, доверчивость, фамильярность, доверчивость и, в то же время, лицо свирепого убийцы, когда неутомимой ненавистью наливаются глаза при воспоминании о казнях, горящих кострах, о трупах стрельцов на кремлевских стенах.
Главное, что для себя понял Алексей Толстой петровской эпохе – исторический переворот является историческим судом над пережитками старины. Те, кто притесняют, сами оказываются притесняемыми. Рабы, восстав, сами начинают мстить. Революции без насилия не бывает. Новое всегда идет методом проб и ошибок, старые формы быта рушатся, а новые еще не определились. Происходит переплетение комического и трагического. Стороннего человека поражают нелепости новых форм жизни (Боярин Буйносов оглаживает бороду, забыв, что ее уже нет).
У Толстого получился роман необычайно живой, полнокровный, охватывающий почти все стороны и противоречия петровской эпохи, не идеализирующий Петра и его сподвижников, богатый народными типами и характерами.
P.S. Всем любителям рыбалки рано или поздно приходится решать вопрос с мотором для лодки — по ссылке найдете информацию про подвесной лодочный мотор Suzuki df2,5S который там же и сможете купить.
Краткое содержание
Роман Пётр Первый охватывает время после смерти Фёдора Алексеевича - сына Алексея Михайловича и практически до взятия русскими войсками Нарвы. Роман максимально приближен к реальным историческим событиям. Стрелецкий бунт , коварная царевна Софья , её любовник, князь Василий Голицын , Лефорт , Меншиков , Карл XII , Анна Монс - все эти исторические личности присутствуют здесь. Пётр Первый обладает упорным характером и бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми военачальниками.
С трудом, с помощью флота был взят Азов , что привело Россию к столкновению с могущественной Турецкой империей .
Смысл романа
Толстой писал: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Скука Преображенского дворца приводит Петра Первого в слободу, к простым людям.
Роман Алексея Толстого показывает всю бытность того времени. Особенно ярко изображаются простые люди - современники Петра. Они спорят, соглашаются, участвуют в исторических событиях. На них, именно на них Алексей Толстой показывает мнение народа о реформах Петра Первого, о его политике и прочих деяниях.
Изображается труд народа. Первая армия Петра была разбита в войне со шведами, но будущий император не сдался - он стал создавать новую армию и создав её, разбил шведов и победил в войне.
Кульминацией и концом романа - результатом усилий и мечтой всего народа, выстрадавшего победу стало взятие Нарвы. В самом конце романа, на последней странице - Пётр Первый подходит к коменданту Нарвы - генералу Горну, взятому в плен и произносит: «Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих…».
Особенный стиль повествования А. Толстого позволяет читателю прочесть этот роман одним махом, без особых усилий, вникая в смысл на ходу. От этого сам роман становится интереснее и увлекательнее.....
Персонажи
- Артамон Сергеевич Матвеев - боярин
- Патриарх Иоаким - патриарх
- Наталья Кирилловна Нарышкина - царица
- Иван Кириллович Нарышкин - брат царицы
- Карлик - служивый Ивана Кирилловича
- Алексей Иванович Бровкин (Алёшка) - сын Ивашки Бровкина, друг Алексашки
- Иван Артемич Бровкин (Ивашка Бровкин) - крепостной, позже - богатый купец, отец Алёшки
- Пётр Алексеевич Романов - царь
Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа
Пыточные записи конца XVII века, собранные профессором
В истории России можно выделить множество значимых событий, периодов, а также большое количество ярких исторических личностей. Одной из самых заметных и неоднозначных фигур является Петр I. Об этом человеке всегда велись дискуссии, у историков можно выделить самые разные точки зрения. Однозначно лишь то, что этот правитель, последний царь и первый император России, полностью перевернул образ жизни и устройство страны в то время.
В романе А. Н. Толстого «Петр Первый» отражен не просто образ правителя великой страны, но и общая историческая картина периода конца 16 – начала 17 веков. Над этим трудом писатель работал до самого конца своей жизни и успел рассказать только о том, что происходило до 1704 года. Начинается повествование с момента смерти Федора Алексеевича, затем автор пишет о Стрелецком бунте и приходе к власти хитрой царевны Софьи. Через это писатель отражает атмосферу, в которой рос Петр Первый, и это впоследствии сильно сказалось на его характере.
В книге рассказано о чертах характера Петра, его устремлениях, мировоззрении, которое ощутимо отличалось от взглядов всех людей того времени. Он всегда стремился вперед, его манило все европейское, этим и были обусловлены его реформы. Вместе с тем писатель говорит и об отрицательных чертах Петра. Он, так же, как и любой человек, боялся за свою жизнь, совершал необдуманные поступки, поддаваясь эмоциям. Порой он был жесток, не жалел человеческих жизней, ему было важно только, чтобы цели были достигнуты.
Образы приближенных императора, его фавориток и друзей так же хорошо отражены писателем в романе. Здесь много героев, которые позволяют объемно передать образ жизни людей того времени, причем не только высокопоставленных лиц, но и простого народа.
На нашем сайте вы можете скачать книгу "Петр Первый" Толстой Алексей Николаевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Алексей Толстой
Петр Первый
Роман