Биографии Характеристики Анализ

С чего надо начать репетитору по английскому. Как репетитору провести первое занятие по английскому языку

  • До знакомства с учеником очень сложно понять, какой у него уровень знаний, какие учебные пособия использовать, и так далее. Поэтому важно ещё до занятия задать как можно больше вопросов. Если предстоит занятие со школьником, расспросите родителей, как давно ребенок изучает английский язык в школе, какие у него оценки, есть ли сложности в выполнении домашних заданий, занимался ли он раньше когда-нибудь с репетитором. Обязательно задайте вопрос, по каким учебникам ребенок занимается в школе, это поможет вам соориентироваться в том, какие темы ученик сейчас проходит в школе, а какие уже были пройдены.
  • Если вы собираетесь заниматься английским со взрослым учеником, тут самое важное выяснить цель изучения. Может быть, человек устроился или собирается устраиваться на работу, где требуется английский, возможно, даже необходима подготовка к сдаче какого-нибудь сертификата. В этом случае нужно будет сделать упор на грамматику и письмо. Если же человек просто хочет немного подтянуть язык для путешествий, то основное время занятий надо посвятить разговорной практике.
  • Во время подготовки к первому занятию постарайтесь подобрать как можно больше разноплановых заданий, чтобы проверить знания ученика по разным аспектам. Можно даже составить небольшой тест, с заданиями на аудирование, чтение, письмо и грамматику. Тогда у вас будет больше шансов понять уровень знаний ученика.
  • При первой встрече с учеником постарайтесь сразу войти с ним в контакт. С ребенком ведите себя доброжелательно и внимательно, расспросите, какие у него возникают проблемы в изучении английского, посмотрите его учебники и тетради, чтобы понять, как ребенок занимается в школе. Со взрослым занятие можно начать с небольшого собеседования, в процессе которого выянить побольше о работе, увлечениях человека, целях его обучения. Это поможет раскрепоститься, а заодно даст вам больше информации для подготовки к дальнейшим занятиям. Если уровень знаний ученика позволяет, разговаривать лучше по-английски, хотя бы частично.
  • Если ваш ученик дошкольник или школьник младших классов, постарайтесь подготовить первое занятие таким образом, чтобы в нём было больше интерактивного материала: обучающих видео, песен, карточек, игр. Задания на грамматику для учеников такого возраста тоже должны быть поданы в игровой форме, объясняйте правила, используя карточки, книжки с красивыми привлекательными картинками. Так у ребенка сразу сформируется интерес с английскому языку.
  • В конце занятия с ребенком обязательно дайте ему домашнее задание к следующему уроку. Сразу объясните ученику, как важна его самостоятельная работа, и что так он гораздо быстрее сможет добиться успехов в изучении английского. Взрослым можно распечатать какую-нибудь книгу для чтения, например из серии Cambridge English Readers. Обычно это либо детективы, либо небольшие увлекательные истории. На следующем уроке можно будет обсудить прочитанную главу в виде пересказа и вопросов по тексту. Это прекрасная разговорная практика и возможность изучения новых слов.
  • Правильно проведенный первый урок создаст положительное впечатление о вас. Далее в процессе обучения главное не снижать свою планку, продолжая подбирать интересные материалы как для взрослых, так и для маленьких учеников.

Многие начинающие репетиторы задаются вопросами: как правильно организовать занятия, что подготовить к учебному занятию, как грамотно построить работу с учеником.

Ко мне за консультацией обратилась Юлия, начинающий репетитор:

В прошлом я учитель химии и биологии, позже получила доп. образование и мне посчастливилось поработать практическим психологом. Уже много лет я далека от любимых мной сфер деятельности. Так вышло, что мне предстоит стать репетитором по химии, более того, после новогодних праздников ко мне придёт ученик (10 класс). У него в планах сдача ЕГЭ и поступление в мед.университет. Я бросилась составлять каталог ресурсов (успешно воспользовалась Вашим).

Итак, если вы еще никогда не вели репетиторских занятий либо других обучающих мероприятий (тренинги, семинары, групповые встречи), то вам необходимо выполнить и подготовить следующие пункты:

Предметная подготовка

Чтобы стать более-менее приличным репетитором, нужно обладать многими знаниями и навыками как в области преподавания, так и в околопредметной и общечеловеческой.

Для начала подтяните все свои предметные компетенции: просто прочтите любой учебник по подготовке по предмету. Воспользуйтесь этим списком . Даже если вы неплохо учились в школе и даже закончили вуз с красным дипломом (а тем более работаете преподавателем вуза), это еще не означает, что вы хороший репетитор. Повторить и структурировать свои знания нужно однозначно.

Помню, как в первый год репетиторства я скупила всю возможную литературу по подготовки к выпускным экзаменам и взахлеб читала все темы, открывая для себя каждый раз что-то новенькое по биологии и химии, составляла интеллект-карты, конспекты, выписывала факты в тетрадь, хотя на полке пылился красный диплом биофака. Это говорит не о моей некомпетентности после обучения, а только о несоответствии школьной и вузовской программы, разрозненности и неструктурности знаний.Галина Енютина

Найдите такие учебники и пособия по своему предмету, сделайте подборку по сложности изложения материала,

Ничего в этом сложного нет, просто «подтяните» сначала себя по предмету.

Предметный тест

Благодаря предметному тесту можно определить начальный уровень знаний ученика по предмету. Результат теста важен

а) для составления программы занятий (насколько подробно надо),

б) для понимания, насколько ученик схватывает и запоминает

Возьмите задания ЕГЭ/ОГЭ прошлых годов или любой сборник для подготовки к экзаменам, выбросьте сложное, оставьте тесты для быстрой проверки.

У меня на этот случай подготовлены 5 разных видов тестирования* по каждому предмету (в том числе в электронном виде на моем блоге — вот пример).

*Как подготовить пробное тестирование (и почему их 5), если хотите, расскажу отдельным материалом.

Психологический тест

Возьмите тест на учебную мотивацию и развитость полушарий, темпераментальный опросник (хотя это и так можно определить), тест на память и внимание.

Главное, чтобы вы смогли интерпретировать результаты тестирования и применить их в своей практике, иначе все это теряет смысл.

Только не берите опросники по 101 вопросу, его заполнение займет минут 50, а результатом прохождения будет 1-2 слова. Ищите удобные и наглядные методики, например, рисуночные тесты IQ, они не только дадут результат, но и развлекут ребенка во время их выполнения.

Программа занятий

Я не работаю с пробелами никогда, я всегда прохожу все от А до Я, только задерживаясь в каждой теме в зависимости от уровня. Например, если ученик в ботанике вообще 0, а анатомию помнит, мы штудируем растения, а по человеку проходимся поверхностно. Это и есть один из методов реализации индивидуального подхода у меня.

Составить программу можно:

а) основываясь на школьной программе для каждого класса, если работаете с младшими или средними школьниками;

б) беря в расчет особую программу по некоторым технологиям обучения, например, Эльконина-Давыдова или Зайцева;

в) данные кодификатора ЕГЭ/ОГЭ, если работаете со старшими школьниками или абитуриентами;

г) разработать свою программу обучения (Внимание! Авторские программы — это большой труд, многолетний опыт и кропотливая работа. Если вы переставили местами 2 темы и еще 2 объединили, а 2 выбросили, это еще не авторская программа!)

Учебные материалы и КИМы

Не важно, ведете ли вы урок онлайн или очно, вам пригодятся методические материалы, которые вам помогут вести урок.

Вот что вам пригодится для занятий (особенно на первое время):

  • Подготовьте тематический план занятий
  • На каждый урок напишите план-конспект хотя бы в виде простого списка что за чем идет и какие вопросы задать ученику
  • Конспекты уроков для ученика
  • Печатные наглядные материалы (схемы, таблицы, рисунки, ИК, карты, портреты, маршрутные листы, карточки)
  • Скачайте хотя бы по 1 презентации по каждой теме согласно плану занятий
  • Найдите видео-ролики на YouTube для некоторых уроков
  • Задания и тесты по каждой теме

Тесты можно проходить онлайн или взять тематические тесты , не сборники вариантов к ЕГЭ, ими имеет смысл пользоваться только в самом конце курса.

Задания ЕГЭ

Если вы собираетесь готовить ученика к ЕГЭ/ОГЭ, сперва ознакомьтесь с кодификатором и демо-заданиями к этим экзаменам, узнайте даты проведения и программу подготовки. Ничем кардинально задания ЕГЭ не отличаются от обычных школьных, просто есть своя специфика.

Обратная связь

Иногда достаточно посмотреть на ученика, и вам станет понятно, как он усвоил материал, а иногда (чаще всего) нужно актуализировать его новые знания и навыки, повторить, закрепить и обратить внимание.

Успехов вам в нелегком труде репетитора!

Хотите задать свой вопрос? — Напишите мне на почту galina@сайт или заполните форму по ссылке Связаться . Я с радостью делюсь своими наработками и консультирую начинающих репетиторов.

Для реализации своего стремления к преподавательской деятельности вовсе не обязательно устраиваться в школу, где за небольшую зарплату придётся подвергаться постоянному стрессу. Вы можете выбрать более спокойную и прибыльную альтернативу - репетиторство. Но, прежде чем попробовать себя в данной области, необходимо изучить предъявляемые к репетиторам требования, а также определиться с целым рядом организационных моментов.

Кто может стать репетитором

Успешно давать частные уроки за плату можно при соответствии следующим требованиям:

Наличие высшего образования, соответствующего преподаваемой дисциплине. При этом не обязательно заканчивать педагогический вуз - достаточно иметь профессию, предполагающую углубленное изучение какой-либо дисциплины. Например, выпускники факультета международных отношений могут преподавать иностранные языки, а «технари» - математику или физику. Заниматься репетиторством можно и с неоконченным образованием, начиная ещё со студенческой скамьи.

Умение налаживать контакт с детьми. Репетитору пригодятся неисчерпаемое терпение, уравновешенность и дружелюбие.

Чем младше ученики, тем больше требований к моральным качествам преподавателя.

Постоянное стремление к совершенствованию своих знаний. Чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо регулярно изучать новую информацию по своему предмету, а также штудировать ежегодно выпускаемые учебные пособия.

Пунктуальность, от которой напрямую зависит ваша репутация и количество клиентов.

Репетиторство имеет немало преимуществ перед трудоустройством в школе. Это и более высокий заработок, и свободный график работы, и возможность отказаться от ученика с плохим поведением. Но данная деятельность предполагает и больший объем ответственности, потому что ваш доход будет полностью зависеть от активности в поиске учеников и от получаемых ими в процессе обучения результатов.

С чего начать

Начало репетиторской деятельности предполагает решение нескольких организационных вопросов. Рассмотрим их поэтапно.

Выбор предмета

В первую очередь необходимо определиться, что вы будете преподавать. В идеале это должен быть один предмет, либо 2-3 смежные дисциплины. К примеру, можно преподавать алгебру для старшеклассников и одновременно - высшую математику для студентов. Такой подход позволит не распыляться и оказывать наиболее качественные услуги.

Определение контингента учеников

Хорошо, когда репетитор умеет работать с любой возрастной группой. Но если у него подряд идут занятия сначала со старшеклассником, затем с учеником начальных классов, а после него - со студентом, это может негативно сказаться на качестве преподавания, а также потребует больше усилий от самого репетитора.

Как начать работать репетитором: секреты профессии

Ученики разных возрастов требуют к себе абсолютно противоположного подхода. Так, в занятиях с учеником младших классов понадобится не столько обширное знание предмета, сколько умение найти взаимопонимание с ребенком. А преподавание знаний старшекласснику требует более высокой квалификации и умения преподносить сложные понятия простым языком. Поэтому для повышения эффективности работы стоит формировать однородную по возрасту клиентскую базу.

Выбор места

Занятия репетиторством можно организовать четырьмя способами:

проводить уроки у себя дома;

выезжать на дом к ученикам;

снять для занятий специальное помещение;

обучать дистанционно через интернет с помощью программы Skype.

Как правило, репетиторы выезжают на дом к ученикам только в начале своей деятельности, пока не наработана репутация и существует проблема с поиском клиентов. Со временем целесообразнее обустроить рабочее место у себя дома. В этом случае вы экономите массу времени и избавляетесь от необходимости возить с собой огромное количество методического материала. При обустройстве рабочего места стоит исключить все отвлекающие факторы и создать обстановку, привычную для учебного процесса. В идеале это должен быть рабочий кабинет, а не жилая зона квартиры. Из него необходимо убрать всевозможные сувениры и другие ненужные предметы, которые будут мешать концентрации на занятиях. Не приветствуются и способствующие расслаблению мягкие кресла - их лучше заменить на простые стулья. Для эффективной организации учебного процесса требуется следующий минимум вещей:

книжный шкаф для учебных пособий;

два стула;

просторный рабочий стол;

компьютер с выходом в интернет для просмотра медиафайлов, обучающих игр и иных электронных материалов.

Не менее важно договориться с близкими, которые ни в коем случае не должны отвлекать вас от учебного процесса, а также мешать с помощью музыки или шума от телевизора. Также стоит изолировать кабинет от домашних питомцев, на которых у учеников может быть аллергия. Организация учебного процесса в домашних условиях требует немало усилий, поэтому многие успешные репетиторы снимают для этих целей отдельные офисы. Не менее популярно дистанционное репетиторство. Это вариант удобен как преподавателю, так и ученику.

Как начать работать репетитором: секреты профессии

Занятия через интернет экономят время на дорогу, а также обеспечивают психологический комфорт за счёт привычной домашней обстановки. Для организации обучения необходим компьютер, стабильный интернет с высокой скоростью, вебкамера, микрофон и колонки (наушники).

Изучение методической литературы

Чтобы хорошо ориентироваться в своем предмете и способах его преподавания, необходимо изучить как можно больше источников литературы. Со временем у вас выработается своя методика, но все равно нужно держать руку на пульсе и отслеживать регулярно выпускаемые пособия. Дополнительно следует изучать учебники, по которым ваши ученики обучаются в школах. Источники литературы не ограничиваются только учебниками. В состав учебно-методических комплексов обычно также входят:

книга для учителей с советами по организации процесса обучения;

рабочие тетради для практических занятий;

аудио- и видеоматериалы.

Чтобы сэкономить на покупке учебных пособий, можно поискать подержанные экземпляры на бесплатных сайтах с объявлениями или в газетах. Также можно поспрашивать у знакомых с детьми школьного возраста. А литературу для разового изучения можно взять и в библиотеке.

Определение ставки

Стоимость оказываемых репетитором услуг зависит от нескольких факторов:

Репутация. Этот критерий можно измерить количеством учеников, которые самостоятельно находят вас по рекомендациям знакомых. Сюда же можно отнести благодарственные письма, которые не нужно стесняться брать у довольных вашей работой клиентов.

Место обучения. Если вы выезжаете на дом к ученику, причём на удалённое расстояние, за это смело можно попросить надбавку.

Как набрать учеников

После того как у вас появилось представление о том, как и в какой форме вы будете проводить занятия, самое время приступить к поиску учеников. Делается это путём размещения объявлений о своих услугах в как можно большем количестве источников. Среди них:

Газеты и журналы с объявлениями. Не самый эффективных способ, так как у многих людей объявления в бесплатных газетах ассоциируются с обманом. Вероятность найти учеников через печатные издания возрастает, если вы проживаете в небольшом городе.

Уличные доски объявлений. Лучшими местами будут автобусные остановки, подъезды спальных районов и окрестности школ. Но в самих школах расклеивать объявления не имеет смысла из-за большого количества конкурентов в лице учителей.

Как начать работать репетитором: секреты профессии

Преимущества подобных объявлений - в отсутствии финансовых затрат на их размещение, огромной целевой аудитории, а также в возможности более подробно описать свои услуги, что не позволяют сделать печатные издания.

Ещё одним выгодным вариантом является сотрудничество с репетиторским агентством. За небольшую плату, обычно равную цене одного занятия, такое агентство самостоятельно подберёт вам ученика. Важно, что плата взимается только после проведения первого урока и получения подтверждения о дальнейшем сотрудничестве.

Вопрос хотелось бы уточнить: первое занятие для самого репетитора или первое занятие с новым студентом?

Для каждого преподавателя первое в жизни занятие очень волнительный опыт. Здесь и неуверенность в каждом действии, и волнение о том, как примут студенты, будут ли они всерьез воспринивать вас.

1) Тщательно подготовьтесь к занятию. Спланируйте каждое задание, которое планируете проделать со студентами, выстройте их логически от легкого к более сложному.

2) Сохраняйте спокойствие. Ко всему быть готовым невозможно, ведь преподаватель - не робот. Вы можете допустить ошибку, но из этого и состоит опыт работы, который будет расти.

3) Будьте готовы к тому, что у студентов возникают каверзные вопросы - не стесняйтесь перепроверить что-то в словаре.

4) Создайте дружественную атмосферу. Важно показать, что студент - это личность для вас, что эта личность вам интересна. Тогда контакт наладится и работать будет легко.

Больше советов начинающим преподавателям можно найти и .

Если же вопрос был про первое занятие со студентом, то здесь необходимо провести анализ целей, удостовериться в уровне студента, подобрать правильное расписание дальнейших занятий и программу обучения. О хитростях на первом занятии подробно рассказано .

Сначала выясните по телефону, что нужно клиенту. Если это ребенок, а вы договариваетесь с родителями, то расспросите какие цели стоят, какие проблемы насущны, нужно повышать успеваемость по школьной программе или нужно улучшать уровень помимо школы. Если это взрослый, выясните цели и проблемы, спросите, на чем заострить внимание.

Если клиент хочет подготовиться к экзамену (ОГЭ, ЕГЭ, Кембриджские экзамены и т.д.), то я часто за несколько дней до занятия высылаю срез данного экзамена по почте, чтобы, получив ответы, хотя бы приблизительно понять уровень. Но если ученик говорит, что уровень слабый, никакой подготовки к экзамену не было раньше, лучше никакого тестирования не проводить, а то можно еще до первого занятия демотивировать.

Задача состоит в том, чтобы с первого занятия ученик ушел с ответами на наболевшие за всю жизнь вопросы. Если он заявил, что проблемы с грамматикой, то можно сразу разобрать какую-нибудь грамматическую конструкцию. Например, Present Perfect, если уровень ученика позволяет. Обычно с этим временем непонимание у всех, чей уровень Pre-Intermediate или ниже. Часто проблемой ставят "языковой барьер". Тогда сразу можно практиковать простые диалоги и монологи.

Если цель - просто повысить уровень языка, то на первом занятии лучше всего заниматься в равной степени разными навыками: чтением, аудированием, говорением, грамматикой. Элемент шоу тоже не повредит - посмотреть диалог с youtube по теме, например, разобрать его и практиковать несколько раз, немного изменяя сценарий.

Подготовьтесь заранее - книги, копии, аудио, видео. Я часто готовлю материал на два разных уровня - полегче и посложнее, чтобы во время занятия быстро сориентироваться. Если ученик уходит с первого занятия, узнав что-то новое или получив новые ответы на старые вопросы, то он вернется, и сотрудничество, скорее всего, будет продолжительным.

И еще очень важный момент - нужно быстро установить контакт с учеником, расположить его к себе. Многие испытывают страх перед учителями, нервничают; наша задача - расслабить. Вода, чай, кофе, улыбка в помощь.

На первом занятии люди любят просить оценить уровень, просят указать точную дату, когда они заговорят, как принц Чарльз. Как с этим обращаться - целое искусство. Молчать нельзя, но и целиком брать на себя ответственность по поводу сроков и давать обещания тоже не нужно.

Уверенность в себе, тщательная подготовка к занятию с учетом пожеланий, искренний интерес к предмету и ученику - и все будет хорошо!

Прийти и сказать: "Здравствуйте дети, я не знаю как преподавать, давайте танцевать!"

Как-то я вёл лекцию по социологии в челябинском институте права, и сначала я по спрашивал "детей" (многие из которых были старше меня, которым было от 16 до 20 лет), какие именно аспекты современного социума им интересны и на каких вопросах нужно остановится.

В общем начинается всё с введения общей краткой информации (как бы напомнить).

Думаю в английском нужно начать изучать темы, которые уже проходили ваше ученики, но пройти как бы мимолётно, но с подробностями (не как в школе - прочитал учитель, и всё - дети выполняйте задания).

Репетирство - это по сути повторение старого, но для тех, кто не понял сути.

Блин, я уже об английском языке говорю как о философии.

Хотя изучение английское языка - это и есть гармония. Тот кто захочет его понять - поймёт.

Расположите к себе человека, но не подхалимством. Спросите что у него лучше всего получается- похвалите. И, конечно, создайте шаблон по которому вы будете вести занятие. У вас все получится! Не стесняйтесь! И если сами вдруг чего забыли от волнения или еще что, то не бойтесь перепроверить это. А если это с детьми занятия, то там можно все в игровую форму перевести вовсе.
А почему вы вошли пошли в сферу репетиторства? При выборе профессии я много читала о различных, на одном из сайтов, называется kedu ru много статей о профессиях. Там сказано, что заработок хоть и большой (если стараться), но все же не стабилен. А Вам нужно еще заработать себе имя! Ах, начинающий путь! Желаю удачи!

Письма в редакцию

Вы мечтаете работать сами на себя, но не решаетесь пуститься в свободное плавание только потому, что не уверены, чем можете быть полезны миру? Начните с малого: возьмите ручку и листок бумаги и перечислите все навыки, которыми вы обладаете. Если в этом списке присутствует владение хотя бы одним иностранным языком – ура, у вас есть отличная платформа для старта.

Подождите-ка минутку, но я ведь всю жизнь проработал менеджером по продаже бытовой техники, скажете вы, и язык использовал только время от времени, для коммуникации с клиентами. Ошибаетесь: из этого можно извлечь массу преимуществ.

Способов начать зарабатывать на знании иностранного языка, будучи фрилансером, два:

1) начать его преподавать,

2) заняться переводческой деятельностью.

В обоих случаях важно, чтобы ваш уровень знания языка был действительно высоким. Проверить это можно, пройдя вступительный тест в любой языковой школе, готовящей студентов к сдаче экзаменов на получение сертификата международного образца. На примере английского языка: если тест показал, что вы находитесь ниже уровня Advanced, то лучше для начала инвестировать в собственное обучение, а потом только начать передавать знания другим.

В случае второго пункта нужно сразу оговориться: без профильного образования вы тут вряд ли обойдётесь. Переводы, особенно технические, требуют действительно отличного знания языка и специфической терминологии. Разумеется, никто вам не мешает получить это образование, уже находясь на вольных хлебах.

С педагогической деятельностью в отношении языка дело обстоит проще. Давайте вспомним, что отличает хорошего преподавателя от плохого?

Во-первых , умение объяснить и донести мысль до ученика так, чтобы тот не только понял, но и запомнил.

Во-вторых , выдержка и терпение.

В-третьих , лёгкость в общении – никто ведь не любит «монстров с указкой», всем приятно получать знания в доброжелательной и комфортной обстановке.

В-четвёртых , определённая база знаний.

В-пятых , способность найти индивидуальный подход к каждому из своих воспитанников.

В-шестых , искренний интерес к своему делу.

В-седьмых , уверенность в ученике и горячее желание вместе с ним добиться результата.

Предположим, что вы, действительно, работали менеджером по продажам и использовали при этом иностранный язык. Клиент – тот же ученик, только более капризный, своенравный и часто несговорчивый. Поэтому, если вам удавалось демонстрировать неплохие результаты или даже вести под знамёнами фирмы целую команду, будьте уверены: вышеперечисленными навыками и способностями вы до определённой степени обладаете. Важно другое: развить и укрепить их, отправившись в новый путь. Тем, чья деятельность не была связана с постоянной коммуникацией, тоже не стоит отчаиваться. Главное, как и в любом деле, ваше желание добиться успеха и знание своих сильных и слабых сторон.

С чего начать?

Итак, вы твёрдо решили развиваться в качестве преподавателя. Главная ошибка, которую вы можете совершить, при условии, что диплом педагога вы не имеете – начать рекламировать себя, как лицензированного специалиста. Наличие разного рода дипломов и наград проверить легко, и, если вас уличат в нечестности, репутации придёт конец. Приукрашивать не стоит, но и недооценивать себя заранее – тоже. В конце концов, уровень педагогического мастерства далеко не всегда измеряется количеством (и наличием) дипломов и грамот. Важный момент: уровень языка для преподавания должен быть высоким.

Позиционировать себя, как репетитора иностранного языка, в данном случае, самый верный вариант. Тут стоит вспомнить свою карьеру «продажника» (или кого ещё), и осознать, что вы – не просто репетитор, вы – человек, который может предложить ученику знания не только общего характера, но и «подковать» его в конкретной области.

Следующий шаг – исследовать своё окружение. Подумайте (листок бумаги, ручка, телефонная книжка и перечень друзей в социальных сетях вам в помощь), кто из ваших знакомых мог бы нуждаться в вашей помощи в качестве преподавателя, и ненавязчиво предложите свои услуги.

Люди и деньги

Заведите тематическую страничку в тех же социальных сетях – это может быть ваш личный профиль, как преподавателя, или тематическая группа. В «шапке» профиля кратко и ёмко расскажите о себе и услугах, которые вы предлагаете. Следите за тем, чтобы страничка была на виду, и не забрасывайте. Информация, которая там появляется, должна быть строго по теме и по делу – забудьте про картинки с котятами, от них и так в Сети некуда скрыться. Когда почувствуете, что страницы становится недостаточно, заводите сайт. Разумеется, это можно сделать и одновременно, но времени и сил это потребует больше. На первых порах, как правило, хватает и грамотной работы с аудиторией соцсетей.

Начиная репетиторскую деятельность, и не будучи при этом «профи», не завышайте цен. Люди вообще неохотно расстаются с деньгами, и уж тем более – не готовы платить «какому-то самоучке». Поэтому проведите анализ цен на рынке, оцените свои затраты, и установите умеренную цену, которая не будет грабительской ни по отношению к ученикам, ни по отношению к вам. Повышать её следует постепенно, и не ранее, чем после года работы, когда у вас прибавится не только опыта, но и положительных отзывов от студентов.

Кстати, об отзывах: не стесняйтесь попросить ученика написать отзыв о вашей работе. Если вы подходите к работе добросовестно, то негативных мнений опасаться не придётся. Конструктивная критика же – она только на пользу.

Место и время. А может, онлайн?

Основное преимущество репетитора в том, что он – не языковая школа, в которую хочешь, не хочешь, а придётся ехать на занятия. Репетитор по своей сути – мобильная версия преподавателя. Степень же мобильности определяет он сам.

Существует четыре варианта организации занятий:

На дому у ученика

На дому у преподавателя

На нейтральной территории (кафе, библиотека, коворкинг….)

Онлайн-формат (Skype, Facetime….)

Практика показывает, что большинство – как учеников, так и преподавателей – выбирает последние два формата обучения. Обучение на дому, как ни крути – это вторжение в личное пространство. Первую встречу с учеником стоит проводить в любом случае на нейтральной территории, в тихом месте, где вы сможете спокойно заниматься. Выбирать же домашний формат обучения – только в том случае, если вы оба себя при этом чувствуете комфортно, и никому не приходится преодолевать космических расстояний, для того чтобы добраться на место назначения. Онлайн-формат, несмотря на его удобство, всё же является хорошим дополнением или периодическим замещением очных занятий. Экран монитора устному восприятию языка, особенно на начальных этапах, существенно мешает. С другой стороны, онлайн-уроки позволяют не прерывать связь с учениками даже во время вашего отсутствия в городе\стране, и, спустя некоторое время, освобождают от привязки к конкретному месту.

Понятно о непонятном

Самый лучший формат занятий, особенно поначалу – индивидуальный. В этом случае и вам, и вашему ученику будет проще: вам – понять, что перед вами за человек, как он или она усваивает материал, и где ощутимо «хромает»; ученику – побороть неизбежную нервозность, преодолеть языковой барьер и не чувствовать себя глупо в случае ошибок.

На вводном уроке необходимо обязательно выяснить, с какими целями и задачами человек к вам пришёл, и адекватно оценить ситуацию. Не беритесь за дело, если вас просят пройти трёхмесячный объём материала за три дня перед важным экзаменом или собеседованием. Помните, что вы – не Бог, а ученики тоже бывают нерадивыми. К сожалению, ваше желание помочь в подобном случае не приведёт к успеху, а лишь навредит вашей репутации.

Основные слагаемые вашего успеха:

Найдите способ объяснить так, чтобы человек понял;

Проверяйте, действительно ли он понял;

Повторяйте на разные лады, пока не поймёт;

Создайте дружескую атмосферу;

Сделайте уроки разнообразными. Предварительно расспросите ученика о том, чем он занимается, увлекается, чем интересуется – и тогда точно сможете «попасть в яблочко»;

Не забывайте ориентироваться на уровень и потребности ученика;

ХВАЛИТЕ, даже за маленькие достижения;

Мотивируйте;

Повышайте свой уровень и расширяйте кругозор: читайте, учитесь, приобретайте пособия и учебники, регулярно проверяйте собственный уровень знаний.

И, наконец, хвалите самих себя, ведь теперь вы занимаетесь действительно нужным делом – помогаете людям стать лучше, быть успешнее, забраться выше. То ощущение, когда благодарный ученик от всей души говорит вам «Спасибо!» - оно останется с вами на всю жизнь, и осветит её лучше любых сияющих карьерных перспектив в крупной корпорации. Удачи на непростом, но таком светлом педагогическом поприще!