Биографии Характеристики Анализ

С чем реагирует силициум. Кремний и его целебные свойства

Воспитание непосредственно связано с процессом социализации и социальным развитием. Но жизнь свидетельствует, «что социализацию нельзя сводить к понятию «воспитание» ни в узком, ни в широком смысле, в котором она часто используется. Воспитание подразумевает прежде всего систему направленных воздействий, с помощью которых стремятся сформировать в личности определенные качества и черты, благодаря которым человек приобщается к культуре и становится полноценным членом общества. Можем назвать такие особенности процесса социализации, позволяющие отграничить его от воспитания:

1) относительная стихийность этого процесса, которая характеризуется не всегда предсказуемым, целенаправленным воздействием среды;

2) механическое усвоение социальных норм и ценностей, которое происходит в результате деятельности и общения личности, взаимодействия ее с микро - и макросредой;

3) рост в меру взросления самостоятельности личности в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, среды общения, которому отдается предпочтение».

Воспитывается ребенок в непосредственном общении с взрослыми. Они рассказывают ей, «что есть хорошо и что есть плохо», поощряют те действия ребенка, которые соответствуют нравственным нормам и правилам поведения, и наказывают за вину. Со временем этот внешний контроль заменяется самоконтролем.

Каждому воспитателю следует помнить, что воспитание - это чрезвычайно важное дело, от которого зависит судьба человека. Не зря французский писатель А. Сент-Экзюпери (1900-1944) подчеркивал, что воспитание имеет приоритет над образованием, поскольку оно формирует человека. Поэтому воспитатель должен так влиять на питомцев, чтобы помочь им усвоить и осознать общечеловеческие, национальные и моральные привычки и ценности, любовь к труду, Отечества, родителей, самого себя и прочее. Безусловно, актуальным остается высказывание К. Д. Ушинского о том, что самый главный способ человеческого воспитания - это убеждение, поскольку оно является основой человеческого мировоззрения. Мировоззрение, в свою очередь, - один из главных регуляторов поведения питомца.

Следовательно, воспитание имеет чрезвычайно важное значение для формирования и развития личности, оно должно корректировать влияние наследственности и социальной среды на человека путем формирования ее внутреннего духовного мира. В то же время о действенности воспитания существуют крайне противоположные точки зрения: от достижения путем воспитания любых результатов (особенно на этом настаивала советская педагогика) до полного отрицания его возможностей. Например, Гельвеций считал, что воспитание может все, а Вольтер - наоборот: «от всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах».

Можно выделить следующие функции воспитания в формировании личности:

Организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность;

Ценностно-ориентационная - определение жизненных ценностей, установок, содержания для развития и саморазвития личности воспитанника;

Профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности;

Предупредительная - изолирование личности от неблагоприятных условий ее развития.

Воспитание и развитие личности диалектически взаимосвязаны, то есть первое не только влияет на второе, а зависит от него, потому что второе определяет цель, содержание и методику первого. В то же время воспитание должно идти впереди развития, определять основные его ориентиры.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызывать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Следовательно, для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере связи обучения и воспитания. Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Надо, однако, помнить, что воспитание учащихся осуществляется не только в школе и не заканчивается в ней. Поэтому не рекомендуется полностью подчинить процесс обучения целям воспитания. Необходимо создавать условия для благоприятного формирования школьников, оставив им право, свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов. Не случайно некоторые направления в педагогике (например, экзистенциализм) считают, что школа не должна формировать взглядов учащихся, а только давать информацию для их свободного выбора. Думается, что это утопия: как уже было сказано, любая система обучения прямо или косвенно формирует личность ученика.

Следует также иметь в виду, что не только воспитание зависит от обучения, но и наоборот: без определенного уровня воспитанности, желания ученика учиться, наличия элементарных навыков поведения и общения, принятия учащимися этических норм общества невозможно обучение. Подтверждением этому служит отсев педагогически запущенных учеников из школы.

а) создание условий для целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей

б) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

в ) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

г) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.

3.Особенности воспитательного процесса

1.Воспитание – это длительный процесс Он начинается задолго до поступления детей в школу и продолжается после школы. Гельвеций (представитель французского материализма): «Вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание». Человек воспитывается или перевоспитывается и в зрелые годы. Он продолжает накапливать и совершенствовать свой трудовой, моральный опыт, расширяя и углубляя свои знания, овладевает эстетическими ценностями.

2.Процесс воспитания – двусторонний и активный процесс . Воспитанник - не только объект, но и субъект воспитания. Задача педагога – воспитать у учащегося потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Необходимо пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоятельность.

3.Результаты процесса воспитания малозаметны для внешнего восприятия. Проверить и оценить работу воспитателя довольно трудно. Она видится навременном расстоянии .

4.Воспитание – это деятельность, устремленная в будущее . В воспитательной работе следует учитывать не только потребности сегодняшнего дня, но и перспективы технического прогресса и общественного развития. Педагог должен быть хорошим прогнозистом.

21 Метод воспитания - совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитуемых, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

22 общих методов воспитания: · методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера) · методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение,методсозданиявоспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации) · методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие) · методы контроля, самоконтроля, и самооценки в воспитании. 3. Методы формирования сознания личности. Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен. В средние века широко применялась так называемая катехизическая беседа как воспроизведение вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В современной школе в таком виде беседа практически не используется.

К методам воспитания относятся дискуссии и диспуты , хотя с не меньшим основанием их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и в целом социальной активности воспитанников. В структуре целостного педагогического процесса используется метод примера . Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы.

23 Прежде всего, важно, чтобы врач оставался исключительно душевным человеком, чтобы чувство доброты, сердечности, отзывчивости не притуплялось в нем, несмотря ни на какие обстоятельства, не оказалось внешним лоском, «дежурной» вежливостью, а было бы чертой характера, внутренней потребностью. Воспитать эти качества удается, как показывает жизнь, нелегко и не у всех.Особенностью врача как человека должна быть высокая эмоциональная чувствительность, неравнодушие к здоровью и судьбам людей.Не одно лишь высшее медицинское образование приносит врачу авторитет. Нужны широкое общее развитие, высокий культурный уровень, интеллигентность. Это поможет врачу более легко устанавливать основанные на взаимном уважении доброжелательные отношения с больными, быстрее разобраться в сложных вопросах патологий и дифференциальной диагностики, получить лучший эффект от применения медикаментозных средств. Авторитет врача усиливает их действие.Чтобы осмыслить внутреннюю жизнь больного и в соответствии с этим лечить, врачу нужно самому быть личностью, сочетать в себе пытливый, всегда стремящийся к прекрасному ум с добрым, мужественным сердцем и неподкупной гражданской совестью; нужно стремиться служить больному не только знаниями, но и всем своим образом жизни. Врач должен проникнуться сознанием, что его положение в обществе особое, что среди специалистов не медиков он должен быть первым, ибо удел его профессии есть забота не о творении рук человека, а о самом Человеке. Это умножит его старания в деле охраны здоровья людей, усилит чувство сопричастности к проводимому его коллегами лечению, личной ответственности за каждую жизнь.Только руководствуясь идеалами высокой нравственности, врач в состоянии будет исполнить до конца свой профессиональный и гражданский долг, поступить в любой жизненной ситуации именно так, как этого потребуют интересы человека, народа, Родины.

24 Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

    общественная направленность воспитания;

    связь воспитания с жизнью, трудом;

    опора на положительное в воспитании;

    гуманизация воспитания;

    личностный подход;

    единство воспитательных воздействий;

    любовь к природе, животным и т. д..

25 Самовоспитание - это сознательная и планомерная работа над собой, направленная па формирование таких свойств и качеств, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития

  • 26Способности -- это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Выделяются три основных признака понятия способности:

1. индивидуально - психологические, отличающие одного человека от другого;

2. не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3. способности, которые не сводятся к уже выработанным у данного человека знаниям, навыкам, привычкам или умениям.

28 В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

29 Принципы гуманной педагогики:

очеловечивать среду вокруг ребёнка;

проявлять творящее терпение;

принимать любого ребёнка таким, какой он есть (не ломать его волю);

строить отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже ученик, а он - учитель);

преисполниться оптимизмом в отношении ребенка;

проявлять преданность и искренность в отношении ребёнка (единственный защитник детства - учитель).

30 Педагогическое общение - специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты.

Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

31 едагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

    35Эффективная медико-профессиональная подготовка будущего специалиста - врача XXI века требует детального анализа современной системы высшего медицинского образования, выявления и определения ее проблем, а также противоречий в контексте системно-ценностного подхода.

    Профессионально-личностная культура врача должна пронизывать все аспекты его профессиональной деятельности. В этой связи актуален системно-ценностный подход в формировании содержания образования студентов медицинских вузов.

36 I. Предконвенциональный уровень. На этом уровне ребенок реагирует уже на культурные правила и масштабы «хорошего» и «плохого», «справедливого» и «несправедливого»; 1 ступень: Ориентация на наказание и послушание. 2 ступень: Инструментально-релятивитстская ориентация. Правильная деятельность заключается в действии, которое удовлетворяет собственные потребности и иногда потребности других в качестве средства (инструментально). II. Ковенциональный уровень. На этом уровне самоцелью является исполнение ожиданий собственной семьи, группы или нации, без оглядки на непосредственные или очевидные последствия.

3 ступень: межперсональное подлаживание или ориентация «goodboy – nicegirl». Хорошее поведение – то, которое нравится другим, помогает и одобряется другими. 4 ступень: Ориентация на «закон и порядок». III. Постконвенциональный уровень. На этом уровне господствует очевидное старание определять моральные ценности и принципы, которые имеют значение и применяются независимо от авторитета групп и личностей, которые представляют эти принципы, и независимо от идентификации индивидуума с этими группами. 5 ступень: Легалистская ориентация на социальный договор. Правильное поведение определяется в смысле всеобщих индивидуальных прав и в смысле масштабов, которые критически проверены и приняты со стороны всего общества.

6 ступень: Ориентация на универсальный этический принцип.

19 Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие.

Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков (опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и нав

39 Цели воспитания имеют конкретно исторический характер. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем или институтов государства. Воспитание всегда преследует определенные цели, которые в настоящее время сводятся к:

1. формированию отношений личности к миру и самой себе, предполагающему такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом или другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, эмоционально-волевые коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное место в обществе;

2. формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути;

3. воспитанию социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности непонимания в обществе;

4. приобщению человека к культуре, т.е. формированию его эстетически и духовно совершенным, развитию у него творческой индивидуальности;

Воспитание в педагогике рассматривают в нескольких аспектах:

В социальном смысле - это передача накопленного опыта старших поколений младшим. Под опытом понимается духовное наследие человечества, которое создано в процессе его исторического развития, а именно: известные людям знания, умения, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.

В педагогическом смысле - специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организованных средств влияния на воспитуемого.

Воспитание должно соответствовать требованиям общества. Если общество строит правовое демократическое государство, соответственно человека необходимо воспитывать в духе гражданственности, уважения к законам и нормам поведения. Важно формировать общечеловеческие ценности, при этом, учитывая, что социальная среда действует как стихийно, так и целенаправленно.

Современное воспитание гуманистично, оно отражает социокультурное (выбор и осуществление образа жизни и поведения), индивидуальное (самостановление личности) и сопричастное (выбор ценностей) направления в развитии личности. Такое воспитание отличается технологичностью (строится на закономерностях человеческого восприятия и психического развития), эмоциональностью (формирует эмоциональный опыт), диалогичностью (создает собственный опыт, а не его передачу), ситуативностью (основное средство - воспитывающая ситуация), перспективностью (направлено на развивающуюся личность).

Итак, воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателя и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

Рассмотрим составляющие компоненты этого определения. «Процесс целенаправленного формирования личности» означает, что процесс может быть только тогда назван воспитанием, когда имеет цель.

Говоря о формировании личности, имеют в виду процесс формирования как управление воспитанием, создание условий для его осуществления, организацию воспитательной деятельности, но не принуждение или воздействие.

Формирование предполагает два взаимосвязанных процесса: педагогическое действие и ответную деятельность воспитанника.

«Специально организованная воспитательная система». Почему мы говорим о системе? Потому что невозможно использовать в процессе практической деятельности какой-либо один метод, способ или прием. Эффективный результат можно получить только в том случае, если они реализуются во взаимосвязи, дополняя и совершенствуя друг друга.

«Взаимодействие воспитателя и воспитуемых» - процесс воспитания подразумевает обязательную обратную связь, в противном случае нельзя говорить о результатах деятельности педагога.

Процесс воспитания отождествляется с воспитательным процессом. Что же происходит в ходе воспитания? При взаимодействии воспитанник приобретает определенный опыт, передачу которого необходимо организовать. Соответственно главная задача воспитателя - найти способ, чтобы воспитуемого включить в деятельность, где он может повторить увиденное, интериоризировать его и воспроизвести как собственную деятельность. Таким образом, воспитание - это процесс организации различных видов деятельности. Данный подход в теории воспитания называют личностно-деятельностным. Суть его в том, что человек выбирает из всего социального опыта то, что ему ближе по природе, более интересно.

Общение как основа многообразных межличностных отношений;

Руководство развитием личности в процессе деятельности;

Развитие и социализация личности.

В гуманистической педагогике воспитание – процесс эффективного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками, который должен привести к заданной цели.

Цель - это идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлена деятельность человека. Цель конкретизируется в задачах.

При определении идеалов воспитания опираются на идеал человека, приспособленного к новым реалиям, новому обществу. Целям подчиняется все: содержание, формы, методы воспитания. Понимание цели воспитания дает возможность подбирать технологии для ее осуществления. Цель - воспитание всесторонне гармонично развитой личности - закреплена в Законе РФ «Об образовании», она:

Определяет содержание воспитательного процесса;

Обусловливает воспитательный результат;

Служит критерием деятельности педагога;

Полностью определяет систему воспитания.

Выделяют общие цели воспитания (направлены на всех людей) и индивидуальные (для отдельного человека).

В процессе постановки цели важную роль играет психолого-педагогическая диагностика не только как отдельная деятельность, но и как компонент учебно-воспитательного процесса. Необходимо знать различные методики изучения личности и уметь конструировать из них программы изучения личности и коллектива.

Цель воспитания всегда одна в пределах одной воспитательной системы, а задач, определенных целью, может быть много (общих и конкретных). Цели воспитания определяются потребностями развития общества и зависят от темпов социального и технического прогресса, возможностей общества, взрослых и детей. Каковы актуальные цели, достижение которых можно увидеть в результате воспитательной деятельности? Это развитие индивидуальности каждого человека и его социализация, что и определяется задачами умственного, нравственного, эстетического, гражданского, трудового и физического воспитания.

Решение воспитательных задач позволяет сформировать основы культуры личности.