Биографии Характеристики Анализ

Самая позорная смерть в османской империи. Османские палачи: окутанные мраком тайны

Османская или как ее чаще называли в Европе Оттоманская империя, на протяжении многих веков оставалась страной – загадкой, полной самых необычных и, порой, страшных тайн.

При этом средоточием самых «темных» секретов, которые ни в коем случае не раскрывали перед гостями и «деловыми» партнерами, был дворец султана. Именно здесь за внешней роскошью и великолепием прятались самые кровавые драмы и события.

Закон, легализующий братоубийство, содержание наследников престола в жестких условиях, массовые убийства и бег наперегонки с палачом, как способ избежать казни — все это в свое время практиковалось на территории империи. И обо всем этом впоследствии попытались забыть, но…


Братоубийство как закон (Закон Фатиха)

Междоусобная борьба наследников престола характерна была для многих стран. Но в Порте ситуация усложнялась тем, что здесь не существовало узаконенных правил престолонаследия – стать новым султаном мог каждый из сыновей умершего правителя.

Впервые, ради укрепления своей власти, кровь братьев решился пролить внук основателя Османской империи Мурад I. Позднее его опыт избавления от соперников использовал и Баязид I по прозвищу Молниеносный.

Намного дальше своих предшественников пошел султан Мехмед II, вошедший в историю как Завоеватель. Он возвел братоубийство на уровень закона. Данный закон предписывал правителю, вступившему на престол, в обязательном порядке лишать жизни своих братьев.

Закон был принят с молчаливого согласия духовенства и просуществовал около 2 столетий (до середины XVII в).

Шимширлик или клетка для шехзаде

После принятия решения об отказе от Закона о братоубийстве, османские султаны изобрели другой способ борьбы с потенциальными претендентами на престол – всех шехзаде стали заключать в Kafes («клетки») – специальные помещения, расположенные в главном дворце империи — Топкапы.

Другое название «клетки» — шимширлик. Здесь принцы постоянно находились под надежной охраной. Как и положено наследнику престола, они были окружены роскошью и всевозможными удобствами. Но все это великолепие было со всех сторон окружено высокими стенами. А ворота в шимширлик закрывались на тяжелые цепи.

Шехзаде были лишены возможности выходить за двери своей «золотой клетки» и общаться с кем бы то ни было, что негативно сказывалось на психике юных принцев.

Лишь во второй половине XVIII в. наследники престола получили некоторые послабления – стены клетки стали немного ниже, в самом помещении появилось больше окон, а самим шехзаде было разрешено иногда выходить для того, чтобы сопроводить султана в другой дворец.

Сводящая с ума тишина и бесконечные интриги

Несмотря на безграничную власть, султану во дворце жилось ненамного лучше, чем шехзаде в шимширлике.

Согласно существовавшим на тот момент правилам, султану не полагалось много разговаривать – свое время он должен был проводить в раздумьях и размышлениях о благе страны.

Для того, чтобы султаны разговаривали как можно меньше была даже разработана специальная система жестов.

Султан Мустафа I, взойдя на престол, попытался было воспротивиться системе и установить запрет на данное правило. Однако визири не поддержали своего правителя и тому пришлось смириться. В итоге султан вскоре сошел с ума.

Одним из любимых занятий Мустафы были прогулки по берегу моря. Во время променада он бросал в воду монеты, чтобы «хоть рыбы могли потратить их куда-нибудь».

Наряду с данным порядком поведения, напряженности дворцовой атмосфере добавляли многочисленные интриги. Они не прекращались никогда – борьба за власть и влияние шла круглосуточно, 365 дней в году. В ней принимали участие все – от визирей до евнухов.


Послы во дворце Топкапы.

Художник Jean Baptiste Vanmour

Совмещение должностей

Примерно до XV века при дворах османских султанов не было палачей. Однако это вовсе не значит, что отсутствовали и казни. Обязанности палачей исполняли обычные садовники.

Самым распространенным видом казни было обезглавливание. Однако визирей и родственников султана казнили путем удушения. Неудивительно, что в садовники в те времена отбирали тех, кто не только владел искусством ухода за цветами и растениями, но и обладал значительной физической силой.

Примечательно, что казни провинившихся и тех, кого посчитали таковыми, совершались прямо во дворце. В главном дворцовом комплексе империи были специально установлены две колонны, на которых размещались отрубленные головы. Рядом был предусмотрен фонтан, предназначенный исключительно для садовников-палачей, которые мыли в нем руки.

Впоследствии должности дворцового садовника и палача разделили. Причем на должность последнего стали отбирать людей, лишенных слуха – чтобы не могли слышать стенания своих жертв.

Убежать от казни

Единственным способом избежать смерти для высокопоставленных чиновников Порты, начиная с конца XVIII века, было научиться быстро бегать. Спасти свою жизнь они могли лишь убежав от главного садовника султана по дворцовым садам.

Все начиналось с приглашения визиря во дворец, где его уже ждали с кубком замороженного щербета. Если цвет предлагаемого напитка был белым, то чиновник получал временную отсрочку и мог попытаться исправить ситуацию.

Если же в кубке была красная жидкость, означавшая смертный приговор, то визирю не оставалось ничего, как только бежать без оглядки до ворот на противоположной стороны сада. Успевший добежать до них раньше садовника, мог считать себя спасенным.

Трудность заключалась в том, что садовник обычно был намного моложе своего соперника, и более подготовленным для такого рода физических упражнений.

Однако нескольким визирям все же удалось выйти победителями из смертельной гонки. Одним из счастливчиков оказался Гаджи Салих-паша – последний, кому выпало подобное испытание.

Впоследствии удачливый и быстробегающий визирь стал губернатором Дамаска.

Визирь – причина всех бед

Визири в Османской империи занимали особое положение. Их власть была практически безграничной и уступала разве что султанской власти.

Однако иногда приближение к правителю и обладание властью играли с визирями злую шутку – нередко высокопоставленных чиновников делали «козлами отпущения». На них «вешали» ответственность буквально за все – за неудачную военную кампанию, голод, обнищание народа и т.д.

Никто не был застрахован от этого, и никто заранее не мог знать в чем и когда его обвинял. Дошло до того, что многие визири стали постоянно носить с собой собственные завещания.

Немалую опасность для чиновников представляла и обязанность усмирять толпу – именно визири вели переговоры с недовольным народом, который нередко приходил к султанскому дворцу с требованиями или недовольством.

Дела любовные или султанский гарем

Одним из самых экзотических и в то же время «секретных» мест дворца Топкапы был султанский гарем. В годы расцвета империи он представлял собой целое государство в государстве – здесь жили одновременно до 2 тыс. женщин, большая часть из которых были рабынями, купленными на невольничьих рынках или похищенных с подконтрольных султану территорий.

Доступ в гарем имели лишь немногие – те, кто охранял женщин. Посторонних людей, посмевших взглянуть на наложниц и жен султана, казнили без суда и следствия.

Большинство обитательниц гарема могли даже никогда не увидеться со своим повелителем, но были и такие, что не просто часто посещали покои султана, но и имели на него довольно сильное влияние.

Первой женщиной, сумевшей заставить правителя империи прислушиваться к своему мнению, была простая девушка из Украины Александра Лисовская, более известная как Роксолана или Хюррем султан. Попав в гарем Сулеймана I, она пленила его настолько, что он сделал ее законной женой и своей советницей.

По стопам Хюррем пошла и венецианская красавица Сесилия Веньер-Баффо — наложница султана Селима II. В империи она носила имя Нурбану султан и была любимой женой правителя.

Именно с Нурбану султан, по мнению историков – экспертов в Османской империи, начался период, вошедший в историю, как «женский султанат». В этот период практически все дела государства находились в женских руках.

На смену Нурбану пришла ее землячка София Баффо или Сафие султан.

Дальше всех пошла наложница, а затем и жена Ахмеда I Махпейкер или Кесем султан. После смерти правителя, сделавшего Кесем своей законной супругой, она почти 30 лет правила империей в роли регента сначала сыновей, а затем и внука.

Последняя представительница «женского султаната» Турхан султан, устранившая свою предшественницу и свекровь Кесем. Она, как и Роксолана, была с Украины, и до того, как попала в султанский гарем звалась Надеждой.


Кровный налог

Третий правитель Османской империи Мурад I вошел в историю не только как султан, узаконивший братоубийство, но и как «изобретатель» девширме или кровной дани.

Девширме облагались жители империи, не исповедующие ислам. Суть налога заключалась в том, что из христианских семей периодически отбирали мальчиков возрасте 12-14 лет для службы султану. Большинство отобранных становились янычарами или отправлялись работать на фермы, другие попадали во дворец и могли «дослужиться» до весьма высоких государственных должностей.

Однако прежде чем отправить юношей на работу или службу, их насильно обращали в исламскую веру.

Причиной появления девширме стало недоверие султана к своему тюркскому окружению. Султан Мурад и многие его последователи считали, что обращенные христиане, лишенные родителей и дома, будут служить намного ревностнее и будут вернее своему повелителю.

Стоит отметить, что корпус янычар действительно был самым верным и действенным в армии султана.

Рабство

Широкое распространение в Оттоманской империи с первых дней ее создания получило рабство. Причем просуществовала система вплоть до конца XIX в.

Большую часть рабов составляли невольники, привезенные из Африки и с Кавказа. Также среди них было немало русских, украинцев и поляков, взятых в плен во время набегов.

Примечательно, что согласно существующим законам, мусульманин не мог стать рабом – это была «прерогатива» исключительно людей не мусульманской веры.

Рабство в Порте значительно отличалось от своего европейского аналога. Османским рабам было легче получить свободу и даже достичь определенного влияния. Но при этом обращение с рабами было намного более жестоким – невольники погибали миллионами от тяжелой непосильной работы и ужасных условий труда.

Свидетельством большой смертности среди рабов многие исследователи считают то, что после отмены рабства в стране практически не было выходцев из Африки или Кавказа. И это несмотря на то, что их завозили в империю миллионами!


Геноцид по-османски

В целом, османы достаточно лояльно относились к представителям других вероисповеданий и народностей. Однако в некоторых случаях, они изменяли своей обычной демократичности.

Так, при Селиме Грозном была организована массовая резня шиитов, которые посмели не признать султана защитником ислама. В результате «чистки» погибли более 40 тыс. шиитов и членов их семей. Населенные пункты, где они проживали, были стерты с лица земли.


Шествие Султана в Стамбуле

Художник Жан Батист ван Мур.

Чем больше снижалось влияние империи, тем меньше становилась и терпимость султанов по отношению к другим народам, проживающим на территории империи.

К XIX в. массовые убийства стали практически нормой жизни Порты. Своего пика система достигла в 1915 г., когда было уничтожено более 75% армянского населения страны (в результате геноцида погибло свыше 1,5 миллиона человек).

Похожие материалы

Начнем с маленькой предыстории. Все мы помним как в сериале «Великолепный век» Хюррем отчаянно бороться с Махимдевран и ее сыном. В 3 сезоне Хюррем всё-таки удастся избавиться от Мустафы навсегда, его казнят. Многие осуждают коварную Хюррем, но каждая мать поступила бы точно также. Прочтя эту статью до конца вы поймете почему.

Трон после смерти султана передавался старшему сыну падишаха или старшему мужчине члену семьи, а остальных наследников сразу же казнили. Хюррем знала, что по закону Мехмеда Завоевателя трон должен был перейти старшему сыну Сулеймана и тот, дабы обеспечить своему сыну престол, должен будет избавиться от всех остальных братьев, кто бы они ни были. Так что принц Мустафа с самого начала был для ее детей мужского пола смертным приговором.

Жестокие обычаи Османов

Почти все законы, по которым жили Османы много веков были созданы Мехмедом Завоевателем. Эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своих родных, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. Результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по нравоучению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.

«После похорон принцев толпы народа собрались возле дворца смотреть, как матери умерщвленных принцев и жены старого султана покидают насиженные места. Для их вывоза были использованы все экипажи, кареты, лошади и мулы, какие только имелись во дворце. Кроме жен старого султана под охраной евнухов в Старый дворец были отправлены двадцать семь его дочерей и более двухсот одалисок… Там они могли сколько угодно оплакивать своих убиенных сынов», пишет посол Г.Д. Роуздейл в книге «Королева Елизавета и Левантийская компания» (1604).

Как жили братья султанов.

В 1666 году Селим II своим указом смягчил столь суровые законы. По новому указу остальным наследникам разрешалось жить жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах.

С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него.

Kafesas

Kafesas дословно переводится как клетка, называли это помещение еще как «Холотая клетка». Принцы жили в роскоши, но не могли даже выйти оттуда. Часто потенциальные наследники, живущие в кафесе, начинали сходить сума взаперти и заканчивали жизнь самоубийством.

Жизнь в золотой клетке.

Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка. Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны. Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев.

Жизнь в Золотой клетке была пыткой страхом и мучением. Несчастные ничего не знали о том, что происходит за стенами Золотой клетки. В любой момент султан или дворцовые заговорщики могли убить всех. Если принц выживал в таких условиях и становился наследником трона, он чаще всего был просто не готов править огромной империей. Когда в 1640 году умер Мурад IV, его брат и преемник Ибрагим I так испугался толпы, рвавшейся в Золотую клетку, чтобы провозгласить его новым султаном, что забаррикадировался в своих покоях и не выходил до тех пор, пока не принесли и не показали ему тело мертвого султана. Сулейман II, проведя в кафесе тридцать девять лет, стал настоящим аскетом и увлекся каллиграфией. Уже будучи султаном, он не раз высказывал пожелание вернуться к этому тихому занятию в уединении. Другие принцы, как упомянутый Ибрагим I, вырвавшись на свободу, пускались в дикий разгул, как бы мстя судьбе за погубленные годы. Золотая клетка пожирала своих творцов и превращала их самих в рабов.

Каждая резиденция в «Золотой клетки» состояла из двх-трех комнат. Принцам запрещалось выходить из них, у каждого были отдельные слуги.

Османская империя за шесть столетий своего существования знавала и величайшие триумфы, и унизительные поражения. Она неоспоримо играла одну из ключевых ролей в мировой истории, будучи тесно связанной как и с христианским миром, так и с миром востока. В османских императорах европейские амбиции переплетались со строгостью восточного деспотизма, заставляя держать при дворе целый штат палачей, казнивших нарушителей закона великой восточной империи.

В книгах об истории Османской империи казням нередко уделяется отдельная глава — столько традиций и особенностей накопилось в работе палачей за почти 6 столетий! Для каждого сословия в империи существовали свои методы казни: так, простолюдины, которые могли не совершить тяжких преступлений, нередко подвергались самым мучительным казням, таким как подвешивание на крюк за ребро, сажание на кол или четвертование. Государственным служащим обычно отрубали голову мечом, а вот для высшего сословия, в том числе для служащих султанского двора и его приближенных, избирались исключительно бескровные методы казни: например, удушение тетивой лука или шелковым платком. Но для различных сословий полагались не только определенные методы казни, но и определенные палачи. Так, низшие сословия казнили палачи, которые выбирались из дворцовой стражи султанского двора. Преимущественно, они были глухими, чтобы их рука не дрогнула, услышав страшные крики приговоренных во время экзекуции. Элиту же мог казнить только глава дворцовой стражи, который старался закончить свое дело максимально быстро и безболезненного для приговоренного.

Каждое дело в отдельности рассматривал верховный суд, а в это время осужденный дожидался приговора во Дворце Топкапы. Решение суда он узнавал весьма своеобразным образом: охранник приносил ему чашу с шербетом. Каждый обвиняемый желал, чтобы ему досталась чаша с напитком белого цвета — это означало бы снятие всех обвинений. Если же шербет был красным — это означало смертную казнь. Тогда осужденный выпивал напиток и в течение трех дней смертный приговор приводился в исполнение. Для всех сословий данная процедура была одинаковой.

Но для некоторых людей, которые занимали в государстве особо высокое положение, надежда на избежание казни оставалась даже после того, как им подносили красный шербет. Глава дворцовой стражи предлагал осужденному пройти испытание: выиграть у него забег через дворец до места казни — вся дистанция занимала около 300 метров. Если первым на место казни прибегал заключенный — его наказание тут же смягчали, заменяя смертную казнь изгнанием из государства. Если же побеждает глава стражи — он тут же казнил осужденного через удушение.

Несмотря на кажущуюся простоту соревнования, шансы узника на благоприятный исход были крайне малы: во дворцовой страже служили исключительно атлеты, победить которых было крайне сложно. Кроме того, стражники отлично знали все хитрости и ловушки пути, по которому они побегут. За всю историю существования традиции лишь нескольким заключенным удалось избежать смерти, опередив главу дворцовой стражи. Один из счастливчиков — Хаджы Салих-паша, осужденный в ноябре 1822 года, смог выиграть соревнование. Ему повезло вдвойне: султан не только заменил его смертную казнь на изгнание, но ещё и предложил пост генерал-губернатора Дамаска. Однако такие случаи были скорее исключением из правил: глава стражи обычно легко побеждал в забеге.

Как именно появилась данная традиция — неизвестно. Первые упоминания о ней относятся к концу 18 века, а заканчивается она приблизительно ближе к середине 19 века.

Иллюстрация: «Великий визирь даёт аудиенцию в Куббеалты», Jean Baptiste Vanmour

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Чтобы устранить хаос при выборе главы государства, в Османской империи было узаконено братоубийство.

Во всех турецких государствах, существовавших до Османской империи, какой-либо системы перехода власти от одного лица к другому не существовало. Правом возглавить государство обладал каждый член династии. История знает множество примеров того, как данная ситуация становилась причиной хаоса, регулярно приводя к ожесточенным конфликтам в борьбе за престол. Обычно членам династии ничто не угрожало до тех пор, пока они не претендовали на трон. Бывали также случаи, что и те, кто оказывал сопротивление, в конечном счете получали помилование. Тем не менее эта ситуация стала причиной гибели десятков тысяч человек.

Первое братоубийство

После смерти первого османского султана Османа Гази в 1324 году при отсутствии борьбы за султанат между тремя его сыновьями трон унаследовал Орхан Гази. В 1362 году на престол взошел его сын Мурад I, который боролся за власть с братьями Ибрагимом и Халилем, отстранив их от управления в Эскишехире. Согласно слухам, наследники оспаривали у Мурада I престол. С их умерщвлением была впервые пролита братская кровь.

Унаследовав трон после Мурада I в 1389 году, Баязид I Молниеносный приказал убить своего брата Якуба Челеби на поле боя, хотя его брат и не вступал в конфликт по поводу наследования. Период междуцарствия после смерти Баязида I обернулся тяжелым испытанием для османов. Борьба за власть между четырьмя сыновьями Баязида продолжалась 11 лет, Османская империя оказалась в кризисе. Именно это время и подготовило почву для легализации братоубийства в империи.

Свод законов Мехмеда II

Когда на престол вступил Мехмед II Завоеватель, Османская империя еще не отошла от потрясений Османского междуцарствия. Завоевав Стамбул, Мехмед II вновь собрал земли Османской империи воедино. Составляя свод законов о государственной организации, Мехмед II также включил пункт, связанный с наследованием султаната:

«Если кто-нибудь из моих детей станет во главе султаната, то для обеспечения общественного порядка ему надлежит убить своих братьев. Большинство улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама — прим. пер. ) одобряет это. Пусть это правило соблюдается».

Мехмед Завоеватель был не первым правителем, введшим в практику братоубийство. Он лишь узаконил сложившуюся гораздо раньше практику. И делая это, он исходил прежде всего из опыта периода междуцарствия (1402-1413).

Братоубийство

Братоубийство необходимо рассматривать в рамках условий конкретного временного периода. Явление братоубийства, характерное для Османской империи, — это вопрос всей турецкой истории. В его основе лежит в первую очередь отсутствие какой-либо системы и института наследования престола.

Чтобы искоренить братоубийство, назрела необходимость создать такую систему наследования. Это долго не удавалось сделать, но с начала XVII века был введен принцип вступления на престол старшего из представителей династии. Однако это не решило всех проблем процедуры смены правителя. Неблагоприятный отпечаток также накладывало традиционное заточение наследников престола во дворце, в помещении под названием «шимширлик». Большинству правителей, взросление которых происходило таким образом, так и не удавалось познать жизнь и принципы работы государственного аппарата, что в конце концов приводило к их неспособности участвовать в процессе управления.

Легализация братоубийства и умерщвление наследников престола даже в том случае, если они не претендовали на трон, отводят османам особую позицию на протяжении всей турецкой истории. В частности, благодаря братоубийству Османская империя смогла сохранить свою целостность — в отличие от существовавших до Османской империи турецких государств.

При анализе турецкой истории становится очевидно, что борьба за престол нередко заканчивалась распадом государства. Османы, которые, сохранив целостность, смогли обеспечить власть единого правителя, достигли превосходства над Европой в том числе и благодаря этому.

Свод законов Мехмеда Завоевателя не настоящий?

Те, кто не желают пятнать имя султана и отказываются приписывать закон о братоубийстве Мехмеду II, утверждают, что знаменитый свод законов на самом деле был составлен Западом. Иначе как можно объяснить то, что он существует в единственном экземпляре и находится в Вене? Между тем проведенные исследования позволили обнаружить и новые версии данного кодекса.

После Завоевателя

Значение пункта, который был включен в свод законов Мехмедом II, было по-новому осмыслено незамедлительно после смерти султана, когда между двумя его сыновьями Баязидом II и Джемом Султаном вспыхнула борьба, которая продлилась несколько лет. Первые годы султаната Явуза Султана Селима войдут в историю как период, когда спор братьев за престол достигнет апогея.

На просторах интернета Закон Фатиха часто называют «братоубийственным законом», при этом забывают о том, что Закон Фатиха (КАНУН-НАМЕ-И АЛ-И ОСМАН) это не только законодательная норма, но и целый свод законов Османской империи.

Этот юридический документ охватывал практически все стороны жизни подданных и рабов Османского государства, устанавливает правила поведения для общества, знати и наследников султана.

Законодатель постарался учесть всё до мельчайших деталей. Он установил систему военных и гражданских чинов Османской империи, порядок вознаграждений и наказаний, закрепляет нормы дипломатического протокола и придворного этикета.

Также в Законе нашли своё воплощение передовые по тем временем законодательные новации, такие как «свобода вероисповедания» и прогрессивная ставка налогообложения и денежных штрафов (в зависимости от дохода и вероисповедания). Конечно же, османы не были такими уж благотворительными. Немусульманское население имело право исповедовать свою религию (касалось христиан и евреев), но за это платило налог как в денежном эквиваленте (джизья), так и в человеческом – девширме (набор христианских мальчиков в корпус янычар).

Впервые в истории этой империи законодатель позволил султану право убивать членов своей семьи. В переводном тексте Канун-наме эта норма звучит таким образом:

И кому из моих сыновей достанется султанат во имя всеобщего блага допустимо умерщвление единоутробных братьев. Это поддержано и большинством улемов. Пусть они действуют в соответствии с этим.

Согласно мнению законодателя жизнь отдельных людей ничто по сравнению с целостностью государства. И неважно, что под действие законодательной нормы, попадали люди, виновные лишь в том, что их отцом был правящий султан. Так как любой из сыновей султана мог стать следующим падишахом, то по отношению к его братьям применялась «презумпция виновности», заключавшая в их непременном желании поднять восстание и, если не отбить султанский трон, то отвоевать для себя часть Османского государства.

Для того чтобы не допустить такое положение вещей Мехмед Фатих поставил себя выше Всевышнего (Аллаха у мусульман) и разрешил своим потомкам идти путём Кабиля (Каин) убившего своего брата Абиля (Авель).

При этом в Канун-наме подчёркивается, что законодательство ниспослано Всевышнем. Об этом говорится в начале документа.

Хвала и благодарение Аллаху, что всемилостивый творец всего существующего для наилучшей организации и порядка в своей обители ниспослал народу законодательство и сделал его руководящим началом для всех. Поэтому без устали молись созидателю мира и на благородное его творение, посланнику божьему, благословенному пророку, чье священное предание, сунна и шариат также являются неоспоримыми источниками для разработки религиозных и судебных актов.

В этом нет никакого противоречия, потому что такое положение дел было характерно для Османской империи. Согласно мусульманско-правовой теории высшие государственные органы могли пользоваться ограниченными законодательными полномочиями по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, что хорошо видно на примере Османской империи. Издаваемые нормативные акты государства после одобрения верховным муфтием становились частью общей правовой системы, дополняя мусульманское право, но, не сливаясь с ним, поскольку зачастую прямо противоречили предписаниям шариата.

В сериале Великолепный Век этот Закон висит «дамокловым мечом» над всеми шехзаде, сыновьями султана. Особое беспокойство он вызывает у матерей шехзаде. Каждая султанша желает видеть на троне своего сына, и готова пойти на такие жертвы, как сыновья соперницы.

Закон Фатиха красной нитью проходит через все серии шести сезонов. Султан Сулейман не применял этот Закон лишь потому, что его братья к тому времени были мертвы. Султан Селим II к моменту своего восшествия на престол остался единственным сыном-престолонаследником (один брат умер, два брата казнены отцом). Его внук султан Мехмед III казнил семнадцать сводных братьев, невзирая на возраст.

После Мехмеда III султаны начинают задумываться о том, что эта законодательная норма не столь хороша, как кажется на первый взгляд. Да и в самом Канун-наме есть строчка, которая предписывает усовершенствования в государственной организации.

Звучит это так: пусть теперь сыны моего благородного потомства постараются совершенствовать ее.

Заслуживает внимание и правовой прецедент, по которому султан имеет право отменить обычай, который имел место при дворе предшественника, заменив его другим.

У Мехмеда Завоевателя он представлен таким образом: Не в правилах моего благословенного величества принимать пищу с кем-либо, разве только с домочадцами. Известно, что мои великие предки ели вместе со своими везирами. Я упразднил это.

Вопрос о том, можно ли было отменить эту норму о братоубийстве, становится предметом жарких споров и баталий. Одни участники споров призывают принять турецкую точку зрения, по которой закон был необходим и для сохранения мира и порядка допустимо убийство невиновных людей. Другие участники говорят, что закон можно было отменить, но, ни у кого из султанов не было для этого политической воли.

В Великолепном Веке как Хюррем, так и Кёсем пытались добиться отмены Закона, но султаны, исполнявшие любую их прихоть, всякий раз отказывали им. Возможность отмены этого закона обсуждали шехзаде Мехмед и Мустафа, но интриги их матерей сначала превратили братьев во врагов, а потом привели к смерти обоих шехзаде. Но если Закон нельзя отменить, то его можно обойти.

Это сделал султан Ахмед, когда оставил жизнь своему брату Мустафе несмотря на колоссальное давление со стороны придворных, наставников и родной матери. Сделал он это по нескольким причинам, и не только из-за нежелания повторять ошибки отца, но и потому, что к моменту вступления на престол Ахмед ещё не обзавёлся детьми и Османская династия могла прерваться, если бы Ахмед умер, не оставив по себе наследника.

Даже когда у Ахмеда появились дети, он предпочёл держать своего брата в «кафесе» - своеобразной тюрьме. Таким образом, султан успокаивал свою совесть и лишал возможности недоброжелателей поднять восстание или затеять переворот, чтобы посадить Мустафу на престол.

После его смерти Мустафа ненадолго стал султаном, но не по своей воле, а по воле сил, которые возвели его на трон. Это произошло как раз потому, что появился новый закон о престолонаследовании, по которому престол «достаётся старейшему и мудрейшему». В сериале авторство этого закона приписывают Кёсем Султан. В данном случае не суть важно, кто написал этот закон: Кёсем, Ахмед или кто-то из визирей. Главное в том, что этот закон позволил обойти Закон Фатиха, при этом не отменяя его.

Участь шехзаде от этого стала не легче. Они на долгие годы оказались заперты в «кафесе», и либо умирали, либо доживали до султанского трона.

Неужели нельзя было отменить этот закон? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на то, как относились к этому закону и что выигрывали люди в Османской империи:

1. Простые жители городов и деревень, мелкая знать.
- Выгода . Сохранялась целостность государства, на трон восходил сильнейший из шехзаде, который мог стать победоносным султаном.
- Убытки . Государство вело активную завоевательную политику, и победы чередовались поражениями. Империю сотрясали восстания джеляли, мятежных пашей, которые длились годами и десятилетиями.

2. Гаремная верхушка (матери шехзаде).
- Выгода . Этот закон позволял обезопасить трон сына-султана от возможных претендентов. Даже если сам шехзаде не восставал против султана, то это не значило, что им могли воспользоваться люди, желающие получить власть (примеры шехзаде Мустафы, брата Ахмеда и шехзаде Баязеда, сына Ахмеда весьма примечательны в этом плане).
- Убытки. Если у женщины был не один, а несколько сыновей, то мать не могла отправить на смерть своих детей (пример Кёсем Султан). Наличие Закона стимулировало вражду между матерями шехзаде, которые шли по трупам, лишь бы их сын занял престол, а они получили вожделенный титул валиде-султан.

3. Янычарская верхушка.
- Выгода: не имели прямой выгоды. Они могли поддерживать одного из шехзаде, но это не значило, что их любимчик становился султаном. Скорее они получали выгоду от властной неразберихи: джулюс-бакшиш от каждого нового султана, куюджу-акчеси от великого визиря, не считая подарков от валиде и других сановников. Это лучше, чем рисковать жизнью в боях, сражаясь с армией Сефевидов, Гарсбургов, поляков, венецианцев. Ведь с каждым столетием боеспособность и выучка янычар падала.
- Убытки: престол занимали шехзаде, не пользовавшиеся поддержкой янычар. Со временем янычары начали играть большую роль в деле свержения и воцарения султанов. Они убили султана Османа, смещали и возводили на трон султана Мустафу, добились казни султана Ибрагима. И даже Кёсем Султан, считавшая, что янычары верны ей, не смогла ничего сделать, чтобы заменить казнь для Ибрагима традиционным заточением в кафесе. Из опоры престола и султана янычары стали дестабилизирующей силой и одними из главных зачинщиков заговоров и восстаний.

4. Мусульманское духовенство: улемы, имамы, муфтии всех рангов.
- Выгода: они ничего не выигрывали от поддержки закона.
- Убытки: подобный закон подрывал их авторитет, потому что султан ставил себя выше закона. В зависимости от личности султана духовенство то становилось на сторону закона (выдавало фетвы на казнь шехзаде), то смягчали закон, советуя султану пощадить брата или братьев. Мало кто из них решался открыто выступить протии этого закона.

5. Султан:
- Выгода: Устранение соперников.
- Убытки: До того, как становился султаном, мог просидеть долгие годы в кафесе.

Время от времени султаны применяли Закон Фатиха, чтобы избавиться от очередного брата-претендента. В Турции Закон Фатиха однозначно оценивают в положительном ключе, несмотря на осадок, связанный с сомнительной законностью такой нормы. Но если бы Закон Фатиха в самом деле был таким замечательным, то зачем понадобилось искать обходные пути, изменять порядок престолонаследия и внедрять в массы идею о том, что за братоубийство османский народ настигают суровые кары?

Суровая зима 1620-1621 годов была объяснена наказанием Всевышнего за то, что султан Осман распорядился казнить своего брата. То же самое деяние вменялось в вину султану Мураду IV, чьи наследники умерли от эпидемии чумы. До смерти сыновей он успел казнить двух братьев, и народ, недовольный жестокостью султана, шептался о наказании Всевышнего за братоубийство. Султан Мехмед IV тоже казнил одного из своих братьев, когда у него появились собственные сыновья, вопреки воли своей матери. Султанша вмешалась, чтобы защитить уцелевшего шехзаде, хотя он не был её родным сыном. В последний раз Закон Фатиха применялся в 1808 году, когда очередной султан Махмуд II, занявший трон, убил своего брата, прежнего султана.

Таким образом, несмотря на наличие теоретических аргументов для отмены братоубийственного закона у султанов Османской династии оставалось всё меньше возможностей для имплементации этого положения. Султан всё больше зависел от дворцового окружения и янычарской верхушки, зачастую восходил на престол прямиком из кафеса и всех устраивал порядок, при котором смертная казнь для наследников заменялась тюремным заключением.
И поскольку султаны уже не имели возможности отменить эту норму, которая, по сути не действовала, то "братоубийственный закон" потерял свою юридическую силу с падением Османской империи и установлением Турецкой Республики в первой четверти XX века. А новое государство более не нуждалась в династии Османов и её средневековых законах.

Примечания:

1. www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XV/1460-1... - текст закона Фатиха о престолонаследии
2. www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XV/Agrar_... - выдержки из закона Фатиха о налогах и штрафах
3. www.islamquest.net/ru/archive/question/fa729 - об истории Каина и Авеля в мусульманской вариации
4. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1284/%D0%9C%D0%... - краткая характеристика мусульманского права