Биографии Характеристики Анализ

Самоанализ логопеда на высшую категорию. Самоанализ учителя-логопеда

Наталья Скворцова
Самоанализ деятельности учителя-логопеда

Самоанализ профессиональных достижений учителя-логопеда

Скворцовой Натальи Ивановны

(Фамилия, имя, отчество)

учитель -логопед _МБДОУ ЦРР д\с № 7 «Город Детства»

(место работы, должность)

Информация об учителе-логопеде :

Стаж (общий, в должности учителя-логопеда ) 12, 3; в должности учителя логопеда -9 лет .

Нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам :

1. Динамика результатов развития обучающихся (воспитанников) за период с предыдущей аттестации

1.1. Успешность освоения обучающимися (воспитанниками) программ,

реализуемых (составленных) учителем-логопедом

Год Общее количество

обучаемых (воспитанников, зачисленных в логопедические группы Количество детей, освоивших

программу (или выпущенных из логопедической группы/ пункта)

2011-2012 26 26 100

2012-2013 31 30 96.7

Комментарии (описание до 3 тыс. знаков, включающее названия программ, цель использования, авторское методическое обеспечение и результат, в том числе в виде рисунков

В работе используется программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей, автор : Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

Целью работы является, реализация коррекционной программы по развитию речи, преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников 5-6 лет, на основе дифференцированного обучения и индивидуального подхода, оказание своевременной квалифицированной систематической логопедической помощи.

В своей работе реализую следующие задачи :

Развитие сенсомоторных функций.

Формирование кинетических и кинестетических основ артикуляционных движений.

Развитие фонетического и фонематического слуха.

Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Развитие просодических компонентов речи.

Обеспечение взаимосвязи коррекционного и общеразвивающего процессов.

Развитие познавательных процессов.

Развитие мелкой моторики и координации движения.

Развитие общей речевой коммуникации.

Осуществление личностно- ориентированного подхода.

Обеспечение взаимодействия с педагогами и специалистами ДОУ.

Привлечение родителей к работе по преодолению речевых дефектов у воспитанников.

Непосредственно коррекционная деятельность с детьми осуществляется в двух формах : индивидуальная и фронтальная. Дети зачислены после обследования и по итогам заседания ПМПК района. На каждого ребенка составляется личное дело, в которое входит : свидетельство о рождении, заявление родителей, согласие родителей на обследование и работу логопеда, речевая карта, направление на ПМПК, протокол на зачисление, индивидуальная программа.

Фронтальные занятия проводятся три раза в неделю, индивидуальные- по циклограмме деятельности .

Коррекционный процесс строится на основе нормативно- правовых документов организации логопедической работы ДОУ : конвенции о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании» , Концепции специального (коррекционного) образования МО Ростовской области, Типового положения ДОУ, Типового положения о специальном (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.

Создана единая коррекционно- развивающая среда, максимально направленная на преодоление речевых нарушений у детей.

Помимо этой работы проводится кружковая работа, которую посещают дети по запросу родителей раз в неделю. На эту работу также составлен план, ведется журнал посещаемости.

1.2. Результативность коррекционной работы с обучающимися (воспитанниками) .

Результаты работы учителя -логопеда по коррекции (развитию)

устной речи обучающихся (воспитанников)

год Показатели позитивной динамики речевого развития обучающихся (воспитанников)

Развитие звукопроизно-шения Развитие словаря Развитие грамматичес-кого строя языка Развитие связной речи Развитие коммуникатив-ных умений и навыков

Чел. % Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %

2011-1012 24 92.3 26 100 26 100 26 100 26 100

2012-2013 28 90.3 29 93.5 31 100 31 100 31 100

Результативность работы по коррекции речи за два учебных года (2011-2012, 2012-2013) отражена в годовых отчетах, протоколах на выпуск ПМПК, диагностических картах.

К концу каждого учебного года развитие грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений и навыков выходит на 100% уровень, развитие словаря воспитанников в 2011-2012 уч. году пришло к норме, а в 2012-2013 году у одного воспитанника не соответствовало возрастной норме, что обусловлено индивидуальным развитием данного ребенка и его наследственными факторами.

К конце учебных годов звукопроизношение не соответствовало норме в 2011-2012- у двух человек; в 2012-2013 –у 3 человек. Несмотря на систематическую коррекцию, у этих воспитанников остались искажены некоторые звуки, что обусловлено тяжестью речевого дефекта именно этих воспитанников.

2. Результаты деятельности учителя -логопеда с педагогами, узкими специалистами и родителями (законными представителями) обучающихся (воспитанников)

2.1. Информация о консультациях для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей)

обращений

Год Педагогов и специалистов ОУ Родителей или законных представителей

2011 9 64.3 28 100

2011-2-12 10 71.4 26 100

2012-2013 10 62.5 31 100

2011 год указан в таблице отдельно, так как в данном детском саду я работаю с марта 2011г. На 2011 год количество педагогов в саду составляло 14 человек. В 2011-2012 учебном году, педагогов и специалистов в саду -14 человек. В 2012-2013 уч. году пед. состав увеличен до 16 человек.

Консультации для специалистов и воспитателе й проходили как в групповой форме (на педсоветов и педчасах, так и в индивидуальном порядке, по запросу воспитателя или специалиста.

Темы консультаций :

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

Развитие лексико-грамматических представлений у детей с ОНР.

Работа с родителями консультативного характера проводилась в 100% объеме. Это и групповые консультации, и индивидуальные консультации, в форме буклетов, выступления на родительских собраниях.

Темы :

Этапы формирования детской речи.

Речевая азбука для родителей младших дошкольников.

Игры на кухне.

Читаем и анализируем произведения вместе с детьми.

Когда следует идти к логопеду.

Четвертый год жизни. Развитие речи.

2.2. Разнообразие направлений и форм просвещения и профилактической работы учителя -логопеда со взрослыми (педагогами, студентами, родителями)

Направление

деятельности 2011-2012 2012-2013

Просвещение в области речевого развития детей Выступления на МО района Выступление на педсовете на начало года. Доклады МО в течении года.

Просвещение в области обучения и воспитания детей с нарушениями речи Выступления на педсовете в начале года Консультация, и рекомендации воспитателям логопедической группы по индивидуальному подходу к воспитанником и единству используемых методик.

Взаимодействие с другими специалистами ОУ (например, консилиумы, ШПМПК и др.) Участие в ПМПк ДОУ. Составление пакета документов. Индивидуальных программ. Участие в работе ПМПк ДОУ. Составление индивидуальных программ развития.

Другие направления профилактической работы и просвещения (в том числе, работа со студентами) Консультации для детей не посещающих ДОУ Сопровождение практики студента 4 курса ЮФУ логопедического факультета Марковой Е. С. С составлением программы практики и рекомендаций по её проведению, на базе нашего ДОУ.

В основе коррекционной коррекционной работы лежит понимание прямой зависимости эффективности диагностической, корреционной и профилактической работы с детьми от уровня профессионального мастерства, специальных знаний и умений всех участников коррекционно образовательного процесса. Поэтому этой работе уделено достаточное внимание.

3. Результат деятельности учителя -логопеда по созданию и апробации программно-методических, дидактических, учебных и других материалов.

В 2013 году разместила свое электронное портфолио на образовательном проекте сайт. о чем есть свидетельство (приложение) .

Там же участвовала в ежемесячном конкурсе «Лучший конспект занятия» , где представила конспект занятия логопедического кружка «Чудо- дерево» , за октябрь (сертификат в приложении) . «Лучший сценарий праздника» Конспект комбинированного развлечения к Дню матери «Рядом с мамой –хорошо!» , за ноябрь (сертификат в приложении) .

Также участвовала в интерактивном конкурсе «Магист» - «Лучший конспект занятия» .

Являюсь членом творческой группы ДОУ. Участвовала в работе адаптационной группы ДОУ. Разработаны и проведены занятия в этой группе в период с февраля по май 2013 года. (конспекты в приложении)

4. Обеспечение качества организации коррекционно-образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий (логопедических методик, в том числе информационных технологий

В своей работе использую современные образовательные технологии :

Информационные компьютерные технологии.

Результаты использования Информационные компьютерные технологии- положительное воздействие на различные стороны речи, психическое развитие детей, расширение уровня образовательных возможностей с помощью современных мультимедийных средств. Использование компьютерных презентаций на всех этапах обучения в индивидуальной и групповой образовательной деятельности как наглядный дидактический материал, а так же как средство визуализации и опосредованно повышает мотивацию к обучению, увеличивает концентрацию внимания, развивает творческие способности, формирует навыки самоконтроля , умение самостоятельно приобретать новые знания.

Технология проблемного обучения.

Помогает усвоить способы самостоятельного приобретения знаний , умений, навыков, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать. Создание проблемных ситуаций и активная самостоятельная деятельность воспитанников по их решению на всех этапах обучения с опорой на зону ближайшего развития личности ребенка способствует овладению знаниями, умениями, навыками, развитию мыслительных и творческих способностей детей.

Игровые технологии Овладеть ролевой игрой, формировать готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности учения . Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. Формирование воображения, символической функции сознания, речи, развитие высших психических функций.

Уровень квалификации 2012 год. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Восточно-Сибирская государственная академия образования», полученная специальность «Логопедия», присуждена квалификация учитель-логопед. Педагогический стаж – 22 года В данном учреждении -13 лет Стаж учителя-логопеда – 6 лет


Курсы повышения квалификации 2011 г. Восточно-Сибирская государственная академия образования, «Современные подходы к организации и содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями», 16 часов; 2013 г. Автономная некоммерческая организация «Центр развития молодёжи», г. Екатеринбург, «Стандарты второго поколения: завтра начинается сегодня», 36 часов; 2013 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Педагогическая профилактика социально-негативных явлений субъектов образовательного процесса», 18 часов;


Курсы повышения квалификации 2013 г. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бурятский республиканский педагогический колледж», «Развитие информационно-образовательного пространства школы в условиях ФГОС», 72 часа; 2013 г. Восточно-Сибирская государственная академия образования, «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция», 08 часов; 2013 г. Иркутский институт повышения квалификации работников образования, «Нарушения речи младших школьников и их коррекция в условиях общеобразовательной школы», 108 часов.


Уровень профессионализма В своей деятельности опираюсь на Конституцию Российской Федерации. Закон РФ «Об образовании». Инструктивное письмо Министерства образования РФ от «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Конвенцию о правах ребенка. Санитарные правила и нормы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты.


Владею современными образовательными технологиями и методиками: методики обследования речи детей О.Е. Грибовой, М.А. Поваляевой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности, владею приемами составления и планирования индивидуальных и групповых занятий на основании результатов диагностики речевого развития;


Методики Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Р.Н. Лалаевой, Е.В. Мазановой позволяют эффективно спланировать и организовать стратегию направленной коррекционной работы; применяю бланковые методики Е.В. Кузьминой на занятиях, что позволяет разнообразить виды и формы работы участников образовательного процесса; здоровьесберегающую технологию Е.Н. Дзятковской для развития общей и мелкой моторики.






Актуальность К моменту поступления в школу у детей сохраняются трудности и дефекты не только в активной речи, но и в понимании её, что становится предпосылкой недопонимания речи учителя, как правило, насыщенной специальной терминологией. Замедленный темп работы на всех уроках, и ощутимее всего при обучении грамоте аналитико- синтетическим методом, быстрое истощение и ослабление внимания дополняют характеристику речи. Несформированности способной сохранять в устной речи слово- звуковой состав слова и его ритмический контур, и, как правило, дети часто сознательно избегают употребление в спонтанной речи наиболее труднопроизносимые слова, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом.


Цель: Формирование правильного словового состава слова в произношении детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием. Задачи: Изучить литературу по данной проблеме. Изучить начальный уровень развития коммуникативных УУД детей с ОНР и ФФНР. Разработать цикл занятий по формированию словоритмической структуры слова. Провести разработанный цикл занятий Повторное обследование уровня развития коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР.


Этапы работы Теоретический этап: подбор материала, памяток, справочной литературы Практическое решение проблемы: изучить начальный уровень коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР разработка цикла занятий апробация приёмов работы (на данном этапе имеется публикация статьи на тему «Коррекция нарушений слововой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Оценочный этап: повторное обследование уровня развития коммуникативных УУД у детей с ОНР и ФФНР


Показатели результатов логопедической работы с учащимися младших классов МБОУ "СОШ 4" с нарушениями речи за пять лет Год ПринятоВыпущено с нормой Выпущено с улучшениями Положи тельная динамика Оставлено Выбыло ч.-100%13 ч.-30,9%15 ч.-35,7%66,6 %14 – 33,4% ч.-100%14 ч.-34,1%15 ч.-36,5%70,6 %12 – 29,4% ч.-100%16 ч.-39,1%15 ч.-36,5%75,6 %10 – 24,4% ч.-100%20 ч.-51,2%11 ч.-28,2%79,4 %7 – 20,6%1 – 2,5% ч.-100%22 ч.-30,9%12 ч.-28,5%80,8 %8 – 19,2%-



Таким образом, данные, отраженные в таблице позволяют увидеть, что в период с уч г. по уч.г. отмечается стабильный рост количества учащихся, закончивших курс логопедических занятий и выпущенных с нормой и улучшениями. Для осуществления единого подхода коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста взаимодействую с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, родителями учащихся, логопедами образовательных учреждений, веду необходимую документацию, т.е. применяю целый комплекс мероприятий для эффективной коррекции речевых нарушений у младших школьников.


Личный вклад в повышение качества образования 2011 год, участие в работе VIII муниципальной педагогической конференции «Здоровье и образование», доклад «Развитие эмоционально- личностной сферы младших школьников с использованием методов арт- терапии», сертификат год, публикация, Общероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», конспект урока математики. Пропедевтический период (в коррекционной школе V вида), 1 класс, диплом, год, публикация, V межрегиональная юбилейная конференция «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция» 6 декабря 2013 года, статья на тему «Коррекция нарушений слововой структуры слова у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» в сборнике «Диагностические и коррекционные аспекты сопровождения социализации детей и подростков с нарушениями развития», Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Восточно- Сибирская государственная академия образования», г.Иркутск.


2014 год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Моторная и оптическая формы дисграфии», на базе областного государственного общеобразовательного учреждения «Школа - интернат 7» год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Дислексия у младших школьников или как тяжело плохо читать», на базе областного государственного общеобразовательного учреждения «Школа - интернат 7» год, выступление на Муниципальном методическом объединении учителей-логопедов г. Ангарска, тема «Организация коррекционной работы в условиях внедрения ФГОС в области КРО в СОШ», на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ 19».





Ежегодное обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста поставило передо мной проблему : процент детей, имеющих речевые нарушения достаточно высок и продолжает расти. Наблюдается большой разрыв между количеством нуждающихся в логопедической помощи и количеством зачисленных на занятия. На логопункте одновременно занимается до 25 детей. Логопедические занятия рассчитаны на 6-ти или 12-ти месячный срок обучения. Каждый выпущенный ребенок немедленно заменяется следующим. Учителю-логопеду необходимо так организовать коррекционный процесс, чтобы оказать эффективную логопедическую помощь как можно большему количеству детей. Поэтому ведущей целью своей логопедической работы считаю: создание оптимальных условий для преодоления речевых проблем, позволяющих максимально быстро добиваться положительных результатов.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются: 1) сохранять физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи; 2) осуществлять коррекцию недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи; 3) успешно социализировать детей с дефектами речи.

Достижение положительных результатов в решении этих задач зависит от многих составляющих. Это и своевременное выявление речевых нарушений, и грамотное построение коррекционного процесса, и заинтересованность окружающих ребенка взрослых, и уверенность в успехе самого ребенка.

Особое внимание я уделяю диагностической деятельности , результаты которой влияют на всю систему коррекционно-образовательного и воспитательного процессов. Для того, чтобы понять, проанализировать и в дальнейшем правильно спланировать работу с каждым ребенком, в зависимости от его личностных особенностей, я использую следующие методы диагностики: наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;

изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания; беседы с родителями и их анкетирование; специальные диагностические задания; изучение рекомендаций других специалистов (невропатолог, отоларинголог, психолог).

Диагностику речевых нарушений детей дошкольного возраста осуществляю по методике Г.А Волковой « Методика обследования нарушений речи у детей». Данная методика рассматривает речь как сложную многоуровневую систему, составные части которой зависят одна от другой и дополняют друг друга, что позволяет выявить взаимодействие неречевых и

речевых процессов. В ходе обследования использую дидактические пособия Коноваленко В.В»Экспресс –обследование звукопроизношения», Смирновой И.А. « Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи» и «Логопедический альбом для обследованиялексико-грамматического строя и связной речи», Нищевой Н.В. «Картинный материал к Речевой карте ребенка».

Для выявления речевых нарушений у младших школьников использую материал из методического пособия Грибовой О.Е., Бессоновой Т.Т. «Технология организации логопедического обследования в общеобразовательной школе».

Данные методики позволяют более углубленно изучить особенности речевого развития каждого ребенка, уточнить структуру дефекта и оценить степень выраженности нарушения.

Такое комплексное обследование помогает выявить не только речевые нарушения, но и изучить личностные особенности ребенка. Это имеет важное значение при составлении индивидуального плана работы и, в свою очередь, положительно влияет на конечный результат логопедического процесса.

Результаты диагностики за межаттестационный период

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

2011-2012

учебный год

Всего обследовано (% от общего числа детей)

(100%)

(100%)

(100%)

(100%)

(100%)

Выявлено с нарушениями речи

(% от общего количества

обследованных)

(44%)

(39%)

(44%)

(57%)

(45%)

% от количества выявленных с нарушениями

ФФН

(10%)

(13,6%)

(17%)

(17%)

(16%)

ФН

(35%)

(32%)

13 (25%)

(57%)

(62%)

ОНР

(14,5%)

(20%)

(10%)

(13%)

(13%)

НВ ОНР

(8%)

(7%)

(13%)

(12%)

(8%)

Темпо-ритм. нарушения

(1,3%)

(1,5%)

Нарушения чтения и письма

17 (33%)

В процессе коррекционно-развивающей деятельности мною используются современные педагогические технологии:

Технология коррекции звукопроизношения Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной –предусматривает поэтапную организацию коррекционной работы с учетом ведущего дефекта и совершенствование всех речевых компонентов;

Игровые и компьютерные – помогают поддерживать устойчивое внимание и работоспособность, повышают речевую и познавательную активность детей-логопатов;

Педагогика сотрудничества – позволяет концентрировать внимание на личности ребенка, видеть его проблемы и потенциальные возможности. При использовании данной технологии появляется возможность с успехом внедрять в коррекционно-образовательный процесс проектную деятельность с детьми и родителями.

Индивидуализации обучения В.В.Шадрикова – дает возможность отслеживать динамику речевого развития каждого обучающегося и планировать коррекционную работу с учетом его возрастных и личностных особенностей.

Здоровьесберегающие, из которых в работе использую компенсаторно-нейтрализующие (японская методика пальцевого массажа) и стимулирующие (сказкотерапия, пескотерапия).

Применение данных технологий помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей, оптимизируют процесс коррекции и способствуют оздоровлению всего организма.

Взаимодействие с детьми носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые); игры (обучающие, познавательные, развивающие, продуктивные, сюжетные, ролевые, подвижные и т.д.); нетрадиционные занятия (логосказки, путешествия по песочной стране, с использованием ИКТ); интегрированные занятия в содружестве с музыкальным руководителем; совместные проекты.

На любом занятии, независимо от формы, проводится работа по:

  • развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • формированию пространственно - временных представлений;
  • коррекции дефектного звукопроизношения;
  • развитию фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • уточнению и расширению словарного запаса;
  • усвоению грамматических категорий;

Все занятия проходят с соблюдением метода обучения произношению, который характеризуется как:

  • аналитико-синтетический – позволяющий производить анализ и синтез элементов целого слова (слог, звук);
  • концентрический – предусматривающий использование базовых звуков для постановки нарушенных;
  • полисенсорный – предполагающий максимальное использование слуха, зрения, тактильно-вибрационных ощущений ребенка.

На занятиях по предупреждению и исправлению дисграфии особое внимание уделяю формированию полноценных фонематических представлений, навыков анализа и синтеза звукового состава слова, развитию навыков грамматически правильного письма, формированию умений у детей работать в макро и микрогруппе, в паре; умению слушать и слышать товарища. В конце занятия обязательно даю объективную оценку деятельности каждого ребенка. Чаще всего использую оценки в форме эмоционального отношения или оценочного суждения. Стараюсь также привлекать к участию в оценке учебной деятельности самих детей, так как это развивает аналитическую деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

Надо сказать, что уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий разный. Есть дети с низкой мотивацией учебной деятельности. И над этим приходится много работать, ведь для успешного продвижения к поставленной цели необходимо, чтобы каждый ребенок испытывал радость от занятия. А это возможно только тогда, когда ребенку интересно, когда у него что-то получается, и он знает, что его понимают и воспринимают таким, каков он есть. Поэтому я стараюсь предлагать ребенку такие задания, выполняя которые он будет иметь успех, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям и позволяет добиваться хороших результатов к концу коррекционного обучения

Исходя из данных приведенной ниже таблицы видно, что процент детей с речевыми нарушениями достаточно велик и составляет примерно 45% от общего количества обучающихся. Это говорит о том, что практически каждый второй ребенок в образовательном учреждении имеет те или иные проблемы в развитии речи.

В то же время в целом количество учащихся, покинувших логопункт с исправленной речью примерно 77%. Оставшиеся 23% - это случаи сложных речевых расстройств, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы или нарушения письма и чтения неясной этиологии, а также результаты коррекционной работы, требующей продолжения. Тем не менее, все оставленные для дальнейшей работы дети имеют положительную динамику развития речи. Самое главное: у детей исчезают или значительно снижаются болезненные переживания, связанные с дефектами речи, что способствует успешной социализации их в коллективе.

Результативность коррекционной работы за межаттестационный период

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Выявлено с нарушениями речи

(% от общего числа детей в ОУ)

(44%)

(39%)

(44%)

(57%)

(45%)

Зачислено на логопедические

занятия (% от общего количества выявленных с нарушениями речи)

(67%)

(68%)

(65%)

(33%)

(41%)

Выпушено с исправленной речью

(78%)

(73%)

(79%)

(76%)

(81%)

Оставлено с улучшениями для продолжения коррекционной работы

(22%)

(27%)

(21%)

(24%)

(19%)

Результаты коррекционной работы были бы намного ниже, если бы не заинтересованность в успехе педагогов и родителей. Поэтому, с целью привлечения внимания взрослых к речевым проблемам детей, я ежегодно провожу консультативно-просветительскую работу по распространению специальных знаний в области логопедии и психологии:

  • выступления на заседаниях методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ДОУ;
  • разработка методических рекомендаций и памяток для педагогов по работе с детьми разного возраста, имеющими проблемы в развитии речи;
  • предоставление воспитателям информационных листов с рекомендациями по использованию и проведению артикуляционных и лексико-граммматических упражнений для каждой возрастной группы в рамках тематической недели.

В последние годы с расширением у педагогов знаний в области логопедии работа с ними чаще проводится индивидуально, так как их запросы стали более конкретными и узко направленными.

Что касается участия родителей в логопедическом процессе, то активность многих из них зачастую снижена. Это объясняется низким уровнем познания особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом длительность коррекционной работы увеличивается, а качество снижается, ведь такие родители равнодушны к проблемам детей и халатно относятся к выполнению рекомендаций логопеда. Чтобы избежать этих трудностей, а также учитывая потребности родителей, я активно работаю в этом направлении:

  • выступаю на родительских собраниях;
  • в логопедических уголках «Речевичок» и «Советы логопеда» размещаю информацию по проблемам речевого развития детей разного возраста; провожу семинары, тренинги, коллективные и индивидуальные консультации;
  • привлекаю родителей к участию в конкурсах и совместных проектах;
  • предлагаю раздаточный материал в виде буклетов «Играем и учимся» для домашних занятий по развитию артикуляционной, мелкой моторики и лексико-грамматического строя речи.

Ежегодно на базе МКУ СОШ № 25 провожу консультативную работу в «Знайкиной школе», где рассказываю родителям о критериях речевой готовности ребенка к обучению грамоте, даю рекомендации по развитию звукового состава слова, обогащению словаря, развитию связной речи. По просьбам родителей провожу индивидуальное обследование ребенка и, по необходимости предоставляю необходимый речевой материал для самостоятельных занятий. Кроме этого, совместно с психологом работаю в адаптационной группе «Наш малыш» для детей раннего возраста, готовящихся к поступлению в детский сад. Здесь родители узнают об особенностях речевого развития двухлетних детей, получают информационные буклеты, где размещены упражнения для развития дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, упражнения на координацию речи и движения, а также рекомендации по профилактике речевых нарушений.

Такая работа позволяет педагогам объективно оценить логопедическую помощь в образовательном процессе, а родителям понять всю важность и необходимость устранения речевых проблем как можно раньше, чтобы избежать вторичных нарушений.

Совершенствование образовательного процесса невозможно без профессионально-личностного роста педагога. Поэтому много времени я отвожу на методическую работу. Уровень профессионального мастерства регулярно повышаю на специально организованных курсах и принимая участие в семинарах, методических объединениях и конкурсах различного уровня. В течение трех лет межаттестационного периода я занималась проблемой нарушений письменной речи у школьников. Процессы формирования письма и чтения у детей зависят от того, насколько хорошо развиты такие составляющие речи, как: фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез, лексико-грамматический строй, а также правильное зрительное восприятие и воспроизведение на письме знаковых символов. Поэтому я детально изучала специфические проявления каждого вида дисграфии на материале письменных работ учащихся. На основе пособия Мазановой Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы» я разработала рабочую программу для преодоления различных форм дисграфии с учетом контингента учащихся, их умственными возможностями и наиболее часто встречающимися специфическими ошибками письма. Данная программа была рассмотрена и согласована на МО учителей-логопедов района. В рамках этой темы по самообразованию я разработала и представила для рассмотрения на МО логопедов дидактические пособия по развитию звуко-слогового анализа у школьников, предупреждению и исправлению оптической дисграфии; карточки с игровыми упражнениями, применяемые на занятиях по устранению аграмматической дисграфии и дисграфии, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза.

В течение двух последних лет работала по теме «Нетрадиционные логопедические технологии». Опыт работы по данной теме был представлен на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

Моя статья «Трудный звук победим вместе», в которой представлен опыт работы с родителям включена в сборник Байкальских педагогических чтений.

В 2012 году принимала участие и стала финалистом в муниципальном конкурсе «Воспитатель года». Кроме этого являюсь лауреатом Всероссийского конкурса на звание лучшего специалиста в области специальной педагогики в номинации «Лучший логопед 2012».

С учетом современных требований создала предметно-развивающую среду логопедического кабинета; методический и дидактический материал систематизирован по разделам и является коррекционно направленным. На личном сайте Социальной сети работников образования представлены некоторые материалы моей деятельности.

В ходе своей профессиональной деятельности постоянно поддерживаю связь с педагогами Центра психолого-педагогической реабилитации «Доверие» г.Нижнеудинска, что помогает решать многие организационные и методические вопросы по работе с проблемными детьми.

Таким образом, обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического процесса, а также взаимосвязанные усилия взрослых по устранению имеющейся у детей речевой патологии позволяет достигать главной цели любого образовательного учреждения, которая заключается в организации работы по комплексному развитию детей посредством создания единого образовательного пространства, реализации интегрированного подхода в педагогическом процессе.

Считаю, что главная цель моей деятельности достигается. В дальнейшем планирую строить свою работу исходя из поставленных задач. Будет продолжаться поиск новых эффективных приемов и методов логопедического воздействия.

Руководитель образовательного учреждения ____________________________


Как вы считаете, легко ли исправить дефекты дикции у ребенка? Я неспроста спрашиваю, ведь некоторые родители всерьез считают, что логопеды просто для «красоты» в садике, как и психологи. Что вы думаете по этому поводу? Может, кто-то считает, что ребенок сам выговорится, без помощи специалиста?

Я принимаю любые обвинения, звучащие в адрес работников образования близко к сердцу. Кто не работал в нашей сфере, не представляет себе, с какими трудностями мы сталкиваемся ежедневно, и какой огромный груз ответственности на нас лежит. Поговорка «Солдат спит – служба идет» не относится к педагогам.

Вот я решила копнуть поглубже и приоткрыть завесу тайны некоторых педагогических профессий. Думаю, ни что так удачно не охарактеризует какую-либо деятельность, как самоанализ профессионала. Если мою статью прочтут учителя-логопеды, надеюсь, они оставят свои отклики. А может молодой специалист не знает, как пишется самоанализ, то я дам основные наметки. Как раз кстати будет методическая литература для логопедов и заманчивые предложения.

Сокровища Интернета

«УчМаг» подготовил сюрприз: если вы пополните личный счет в магазине, то получите возможность бесплатно получить доступ к материалам вебинара «Карта результативности педагога ДО: требования и содержание» . Вы получите подробные профессиональные инструкции по составлению портфолио и карты результативности.

Уникальная методика занятий с собственными детьми, разработанная Т. Федотовой, теперь доступна всем: есть возможность пройти онлайн-курс «Разговори молчуна» . Оформить оплату несложно, а взамен вы получите подробные инструкции, как проводить занятия с детьми, как тестировать свое дитя. Вы сможете стать участником закрытого сообщества и получать постоянную поддержку специалиста.

Также можно принять участие в офлайн-семинаре «Использование инновационных логопедических технологий в практической деятельности учителя-логопеда» – это ценные материалы, которые помогут применить принципы здоровьесберегающих технологий для повседневной работы.

Полезным будет, по моему мнению, работникам ДОУ пособие «Аттестация педагогических работников: как составить профессиональное портфолио учителя-логопеда» . Если вы готовитесь к аттестации на первую категорию в первый раз, трудно обойтись без таких подсказок и инструкций.

Кроме того, у кого возникли трудности с комплектацией портфолио, тому определенно пригодится обучающий диск «Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника. Самоанализ» .

Зачем нужен самоанализ педагогическому работнику?


Разберемся, что вообще такое самоанализ педагога вообще и логопеда в частности. Это исследовательская деятельность, направленная на изучение собственной продуктивности как специалиста. Логопед анализирует проведенную лично работу в таких направлениях:

  • Профилактика;
  • Диагностика;
  • Коррекция;
  • Развитие детей;
  • Консультационные мероприятия с детьми, родителями, воспитателями;
  • Перспективный план деятельности;
  • Исследования;
  • Самообразование.

По требованиям сегодняшнего дня мы обязаны формировать единое образовательное пространство «детсад – начальная школа», где поставленные задачи выполняются с учетом стоящих перед детьми перспектив на каждом этапе образования. Ценность и конкурентоспособность педагога определяется его умением искать новые пути решений этих задач.

Самоанализ является своеобразным инструментом для специалиста, который стремится к самосовершенствованию. Никаким другим образом не докажешь свою компетентность, кроме как реальными результатами, которые отражены именно в самоанализе.

Кроме того, на аттестацию не стоит даже подавать заявление, если вы не составили самоанализ, не подготовили портфолио. Это ваш паспорт, документ специалиста.


Особенно серьезные требования предъявляются к аттестации на высшую категорию, здесь мало просто прилежно трудиться, нужно продемонстрировать свои поиски, результаты исследований, показать свой потенциал.

В общем, логопед обязан построить свою работу так, чтобы обеспечить организацию содержательного логопедического и развивающего процесса в едином образовательном пространстве ДОУ так, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и устранять речевые патологии. И обязательным элементом в этом процессе является саморефлексия и самоанализ.

Как конкретно составить самоанализ логопеда?

Лучше просто постараться ответить на примерные вопросы:

  • Цель учителя-логопеда в конкретном дошкольном учреждении;
  • Насколько цель согласуется с общими целями профессиональной деятельности дошкольного учреждения?
  • Какие важные задачи удалось решить за конкретный период (например, между аттестациями)?
  • Каких результатов достиг логопед и дети?
  • Какова объективная роль учителя-логопеда в реализации общеобразовательных задач ДОУ?
  • Как реализуются потребности детей во время совместной деятельности с логопедом?
  • Как ведется учет достижений детей?
  • Какие технологии, методики, которые используются в работе?
  • Назовите формы взаимодействия с родителями детей;
  • Как складываются взаимоотношения с коллегами?
  • Какие трудности испытали в трудовой деятельности?
  • Какие результаты анкетирования родителей в вопросе отношения к логопеду?
  • Опишите направление будущей деятельности с учетом ошибок.


Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

учителя-логопеда

Пузыревой Анны Витальевны

в соответствии с образовательной программой муниципального

общеобразовательного учреждения «Средней школы № 2»

Советского района города Красноярска

Целью моей логопедической деятельности является максимальная коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.

1. Коррекционно-развивающая деятельность .

Регулярно осуществляю обследование обучающихся, что способствует своевременно определить структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития. Анализ диагностических результатов определяет направления логопедической работы.

2013-214 учебный год 2014-2015 учебный год

Результативность логопедической работы

(Познавательная деятельность)

Познавательная активность

Общая осведомленность

Социально-бытовая ориентация

Зрительный гнозис

Слуховой гнозис

Тактильный гнозис

Пространственный гнозис

Внимание

Мнестическая деятельность

Мыслительная деятельность

Речевое развитие

Результативность логопедической работы

(Учебная деятельность)

Мотивация учебной деятельности

Общеучебные умения и навыки

Самоконтроль

Уровень сформированности УУД

В 2014 году совместно со специалистами нашего учреждения (учитель, учитель-логопед, социальный педагог, педагог-психолог) были составлены адаптированные образовательные программы. Образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ОВЗ:

    обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;

    обучающихся с задержкой психического развития;

    обучающихся с умственной отсталостью.

Мною разработана модель мониторинга логопедического сопровождения детей с ОВЗ в процессе инклюзии. Данный материал стал главой учебного пособия «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии», серия «Инклюзивное образование», под ред. О. А. Козыревой; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015. Информация, собираемая в процессе мониторинга, помогает оценить успешность программы речевого развития каждого ребенка с ОВЗ.

Таким образом, в результате комплексного подхода при логопедическом воздействии наблюдается положительная динамика не только в исправлении звукопроизношения, но и всех сторон речи школьников.

Показатели результативности комплексного речевого развития детей имеющих системное недоразвитие речи:

Показатели результативности комплексного речевого развития детей имеющих общее недоразвитие речи:

Показатели результативности комплексного речевого развития детей

имеющих тяжелые нарушения речи:

Ведение документации:

на каждого ребенка

    протокол логопедического обследования с мониторингом;

    карта индивидуального сопровождения;

    индивидуальная программа логопедического сопровождения с перспективным планом.

общие

    журнал обследования устной и письменной речи;

    журнал для логопедических консультаций;

    журнал посещения логопедических занятий.

2. Деятельность в области профессионального развития

Регулярно повышаю уровень профессионального мастерства. Имею программу профессионального саморазвития.

Тема самообразования

Год работы над темой

Деятельность

по реализации темы

«Эффективные методики коррекции речевого дыхания у детей с дизартрией».

2011/12 уч. г.

Изучение методики дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Изучение упражнений О.Г. Приходько на коррекцию дыхания при дизартрии.

Разработка методических пособий, презентаций на развитие речевого дыхания.

«Игровые технологии в работе учителя-логопеда».

2012/13 уч. г.

Создание методической папки: «Артикуляционная гимнастика в картинках», подборки сказок о Весёлом Язычке, подборки игр на автоматизацию и дифференциацию звуков речи.

«Логопедические пятиминутки, как средство коррекции произношения».

Разработка методического пособия «Логопедические пятиминутки». Открытое занятие по теме.

«Использование современных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда».

2015/16 уч. г.

Внедрение в работу учителя-логопеда компьютерных программ и презентаций, направленных на коррекцию различных сторон речи. Создание электронной копилки логопедических программ, презентаций и учебно-методической литературы по логопедии.

3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства

Опыт своей работы представляла на :

Семинаре «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии» для педагогов Советского района города Красноярска, апрель 2015 год (имею благодарность);

Научно-образовательном форуме «Человек, семья, общество: история, перспективы развития», ноябрь 2015 года (имею благодарственное письмо);

Проводила открытые занятия для педагогов края в рамках курсов повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС», май 2015 года (имею благодарственное письмо);

Приняла участие в практико-ориентированном семинаре «Организационно-педагогические условия сопровождения учащихся с задержской психического развития в соответствии с требованиями ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ», апрель 2015 года (имею сертификат);

Имею благодарственное письмо за помощь в организации и проведения педагогической практики студентов Института социально-гуманитарных технологий КГПУ им. В.П. Астафьева, апрель 2015 года.

Имею публикации:

Член авторского коллектива учебного пособия «Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в процессе инклюзии» серия «Инклюзивное образование», под ред. О.А. Козыревой; Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2015;

Имею монографию «Формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» в соавторстве с к.п.н., доцентом кафедры коррекционной педагогики КГПУ им. В.П. Астафьева Козыревой О.А., июнь 2016 года;

Имею статью «Основные проявления нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста» в журнале международных гуманитарных исследований «The Newman in foreign policy ».

Приняла участие во всероссийском дистанционном конкурсе инновационных образовательных программ, проектов, идей «На пути к успеху» октябрь 2016 года (имею диплом I степени).

4. Эффективный социальный опыт

Периодически провожу занятия в области культурно-просветительской деятельности, с целью формирования общей культуры обучающихся. С 10 – 24 мая 2014 провела декаду русской письменности. Цель декады: привлечение внимания подрастающего поколения к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Считаю, что такие мероприятия способствуют формированию общей культуры личности, социализации и развитию гражданской позиции. После проведения ряда мероприятий, детям стала интересна тема «Кирилл и Мефодий - первоучители славянские», что послужило стимуляцией для активного участия, наших ребят во всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси» в номинации «Изобразительное искусство» и «Литературное творчество».

Приняла участие в:

Районном фестивале самодеятельного творчества работников образования Советского района «И нет границ талантам педагога», посвященного 80-летию Красноярского края, в номинации «Декоративно-прикладного искусство», март 2015 года, имею грамоту лауреата;

Имею благодарственное письмо за активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., май 2015 года;

Имею грамоту за участие в городской игре-квесте «Мой любимый город», март 2016 года;

Сообщаю о себе следующие сведения:

    1998 году окончила Красноярский педагогический колледж № 1 имени М. Горького по специальности «Преподавание в начальных классах»;

    2010 году окончила Сибирский федеральный университет по специальности «Педагогика и методика начального образования» присуждена квалификация учитель начальных классов со специализацией «Организация логопедической работы»;

    2016 году прошла профессиональную переподготовку в «Московском психолого-социальном университете» с присвоением квалификации: учитель-дефектолог, 630 часов.

Стаж педагогической работы (по специальности) 13 лет, в данной должности 9 лет; в данном учреждении 2 года.

Имею благодарственное письмо от Министерства образования Красноярского края за многолетний плодотворный труд и большой вклад в развитие системы образования в Красноярском крае, сентябрь 2015 года.

Сведения о повышении квалификации:

    «Актуальные технологии коррекции речевых нарушений («Логопедический массаж», «Логопсихотерапия», «Психолингвистика»)» КГАОУ ДПО (ПК)С, с 22.10.2012 по 07.11.2012 (120 ч.)

    "Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС в условиях инклюзивного образования" г. Красноярск, КГПУ им.В.П. Астафьева, с 25.05.2015 по 05.06.2015 года (72 ч.).

Являюсь членом Педагогического клуба «Первое сентября», клубная карта № 101-122- 434. Вхожу в состав клуба логопедов «Логобург».

Имею активную жизненную позицию.