Биографии Характеристики Анализ

Самосознание личности кратко. Самосознание личности - это что такое в психологии? Структура самосознания личности

Система финансов Российской Федерации – это сферы и звенья финансовых отношений и связанные с ними и органы управления финансами в РФ.

Управленческая финансовая деятельность подчиняется целям и задачам финансовой политики, финансовому и связанному с ним законодательству. В управлении участвует государственная власть и органы местного самоуправления.

Управление финансами: субъекты и объекты

Субъекты управления финансами – совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление. Согласно структуре финансовой системы РФ по видам объектов управления различают

— управление государственными и муниципальными финансами, финансами субъектов РФ;

— управление финансами хозяйствующих субъектов (финансы предприятий и организаций, финансы автономных учреждений и общественных фондов, финансы индивидуальных предпринимателей, действующих без регистрации юридического лица).

Элементы управления финансами — это управление

— бюджетами;
— внебюджетными фондами;
— страхованием;
— финансово-кредитными учреждениями.

Субъекты управления:

— законодательные органы (принимают законы о финансах и финансовой деятельности);
— исполнительные органы управления финансами в РФ (направляют, регулируют и контролируют финансовые процессы);
— финансовый аппарат коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий и учреждений.

Органы управления финансами в РФ

На общегосударственном уровне управление финансами осуществляют

1) Президент Российской Федерации.

Функция – бюджетное послание (сообщение о внутренней и внешней политике государства, формулировка основных принципов финансовой политики на определенный период).

2) Парламент (Государственная Дума, Совет Федерации).

— принятие федеральных законов;

— утверждение федерального бюджета и контроль над его исполнением.

3) Правительство РФ.

Задача – разработка федерального бюджета, бюджетов государственных и внебюджетных фондов.

4) Министерство финансов РФ.

Задача – осуществление финансовой политики.

5) Федеральная налоговая служба.

Контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов.

6) Федеральная таможенная служба.

Контролирует исчисление и внесение таможенных платежей.

Наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета. Отвечает за формирование денежно-кредитной политики.

8) Счетная палата РФ.


Контролирует расходование федеральных средств согласно финансовому законодательству.

Таким образом, органы законодательной и исполнительной власти осуществляют стратегическое .

За оперативное управление отвечают министерства, федеральные службы и агентства. Региональные и местные органы управления финансами в РФ подчиняются общегосударственным.

Влияние работы контролирующих органов на экономику

Органы управления государственными финансами во всех странах лишь отчасти определяют развитие рыночной экономики, однако же эта часть всегда достаточно весома. В нее входит:

Определение приоритетных направлений деятельности в государстве. Возможность регулировки данной сферы обеспечивает стимулирующая функция финансов, благодаря которой при принятии тех или иных решений на государственном уровне отчасти можно формировать локальный рынок.

Установка и дальнейший контроль правил работы на внутреннем рынке, включая законодательную базу, приоритетные сферы, налоговый пресс.

Обеспечение бюджетных сфер работы государства: образования, медицины и прочего.

Устойчивость курса именно национальной валюты.

Обеспечение и контроль работы предприятий в стратегически важных отраслей.

Формирование и управление государственным бюджетом.

Устойчивость банковской системы внутренней за счет контроля национального банка.

Пресечение экономических преступлений на всех уровнях.

Анализ развития экономики, предоставление гражданам развернутых данных мониторинга различных экономических отраслей.

Есть сферы, в которых влияние государственных органов несколько ниже, среди них:

Курсы на . Здесь важную роль будет играть скорее внешнеполитические факторы для государства и лишь в отдельных случаях оно может взять контроль над валютным рынком вручную. Обычно это случается в кризисные периоды.

Развитие частных банков и кредитных организаций (при нормальном состоянии рыночной экономики).

Деятельность международных корпораций и фондов, в особенности, зарегистрированных на территории других государств.

Работа предприятий, функционирующих вне стратегически важных сфер.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются реально возможный объем мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности принятых управленческих решений.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации - разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции:

разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти Казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.

Финансовое планирование - это процесс определения объема финансовых ресурсов по источникам формирования и направлениям их целевого использования в соответствии с производственными и маркетинговыми показателями предприятия в плановом периоде Целью финансового планирования является обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми источниками финансирования

Основными задачами финансового планирования на предприятии является:

обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;

установление рациональных финансовых отношений с субъектами хозяйствования, банками, страховыми компаниями и т.д.;

определение путей эффективного вложения капитала, оценка рациональности его использования;

выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет рационального использования материальных, трудовых и денежных ресурсов;

осуществление контроля за образованием и использованием платежных средств.

Методы финансового планирования - это конкретные способы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов, к ним относятся: Балансовый метод - заключается в том, что балансируются не только итоговые показатели доходов и расходов, а для каждой статьи расходов отмечаются конкретные источники покрытия. Применяется при прогнозе поступлений и выплат их денежных фондов, квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и ин. Нормативный - заключается в том, что на основе установленных норм и технико-экономических нормативов (ставки налогов, ставки тарифов, сборов и взносов, нормы амортизационных отчислений, нормы оборотных средств) расчет потребности хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и определяются источники этих ресурсе. Расчетно-аналитический - плановые показатели рассчитываются на основании анализа фактических финансовых показателей, которые берутся за базу, и индексов их изменения в плановом периоде Оптимизация плановых расчетов - заключается в составлении нескольких вариантов плановых расчетов. Для получения оптимального варианта плановых решений проводят их оптимизацию, для этого могут использоваться различные критерии:

максимум прибыли на денежную единицу вложенного капитала;

минимум финансовых затрат; минимум текущих расходов;

минимум вложений капитала при максимально эффективном результате;

бюджет муниципальное образование управление

максимум абсолютной суммы полученной прибыли Экономико-математическое моделирование - позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые их определяют.

Основные направления совершенствования финансового планирования:

расширение самостоятельности в использовании собственных средств и повышение ответственности предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельности; введение новых налоговых принципов распределения прибыли выводит из-под контроля централизованных органов значительную часть ресурсов;

расширение сферы использования товарно-денежных отношений требует разработки методов поддержания платежеспособного спроса с материальным покрытием в сфере производства и потребления; в основу сводного финансового планирования должны быть положены методы сбалансированности сводных экономических показателей по материально-вещественному и финансово-стоимостному составу;

в сфере территориального планирования усиливается самостоятельность местных органов власти и управления всех уровней в разработке и принятии собственных бюджетов.

Поскольку производство и финансы в условиях рынка - находятся под воздействием быстро меняющейся рыночной конъюнктуры, плановые периоды не могут быть продолжительными

Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития финансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресурсов и направлений их использования.

Цель финансового прогнозирования - оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление возможных отклонений от принимаемых проектировок. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами: в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертываются и исследуются цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

Разрабатываемые финансовые прогнозы представляют собой комплекс мероприятий, направленных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итоговых показателей на конец периода по основным секторам экономики.

На первом этапе формирования финансового плана разрабатывается так называемая базисная программа, которая основывается на допущении, что экономическая политика страны не будет подвергаться изменениям. Цель базисной программы состоит в том, чтобы дать ответ на вопрос, решаются ли существующие проблемы сами по себе, остаются в прежнем виде или обостряются.

На втором этапе рассматриваются изменения экономической политики с учетом специфики того или иного периода в зависимости от политики государства. Эта процедура является базой для подготовки нормативной программы, которая должна быть основана на использовании определенного комплекса мероприятий, разработанных для достижения требуемых целей. Сравнение базисной и нормативной программ позволяет судить об ожидаемых результатах осуществления данного комплекса мероприятий. Процесс разработки финансового прогноза можно представить в следующем виде:

  • 1) оценка экономических проблем;
  • 2) формулирование целей и разработка комплекса мер;
  • 3) подготовка прогнозов для отдельных секторов (отраслей) экономики;
  • 4) анализ целесообразности дополнительных ресурсов, потребности в них и определение их источников.

Финансовый контроль является элементом управления финансами и представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реализации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам.

В частности, в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

  • · Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и управления отношении любого объекта контроля независимо от его ведомственной подчиненности. Главная цель - обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов страны в производственной и непроизводственной сферах. Он занимает доминирующее положение среди других видов финансового контроля.
  • · Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизионными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ведомств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
  • · Внутрихозяйственный контроль осуществляется экономическими и финансовыми службами предприятий, организаций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).
  • · Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего является финансово-хозяйственная сторона функционирования выше названных организаций (сбор членских взносов, их целевое использование).
  • · Независимый (аудиторский) контроль проводится специальными вневедомственными органами: аудиторскими фирмами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая про ведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреждений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение.

По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на:

ѕ Наблюдение - предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

ѕ Проверка - производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.

ѕ Обследование - охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

ѕ Надзор - производится за экономическими субъектами, по лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

ѕ Экономический анализ - как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

ѕ Ревизия - наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проанализируйте бюджет муниципального образования, в котором живете за последние 3 года. Выявите приоритетные статьи доходов и расходов. Охарактеризуйте динамику произошедших изменений в структуре бюджета

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывают влияние такие факторы, как форма государственного устройства (унитарная, федеративная), особенности административно-территориального устройства государства, в том числе местного самоуправления.

Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Так, установлено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (далее ФЗ №131-ФЗ) приведен исчерпывающий перечень территориальных единиц, в пределах которых реализуется местное самоуправление (поселения, городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения). Кроме того, Федеральный закон устанавливает перечень вопросов местного самоуправления муниципального образования, наделенного соответственно статусом поселения, муниципального района, городского округа. Так, органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом и др.

На местные бюджеты возложена реализация вопросов местного значения, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения:

обеспечение граждан электричеством, теплом, водой;

предоставление услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания;

организация досуга, благоустройство территории, вывоз мусора и т.д.

В соответствии со ст.14 ФЗ №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся:

формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;

водоотведение, снабжение населения топливом;

обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;

организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и др.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им ФЗ и законами субъектов РФ, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов. Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных БК РФ. Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ и решением представительного органа местного самоуправления .

Все муниципальные образования обладают бюджетными правами, в соответствии с которыми формируется финансовая база для решения задач органами местного самоуправления. Так, Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетные полномочия муниципальных образований, в том числе установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения, исполнения, контроля и утверждения отчета об исполнении местного бюджета, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и муниципальными активами (ст.9).

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования в связи с осуществлением полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий, а "использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается" .

Поэтому местные бюджеты являются главным звеном муниципальных финансов. Они находятся в собственности муниципального образования и формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений, других доходов. Местными налогами в соответствии с Налоговым кодексом РФ являются земельный налог и налог на имущество физических лиц. В качестве налога, регулирующего выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, может использоваться только налог на доходы физических лиц. Неналоговыми доходами местных бюджетов являются:

доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

доходы от продажи имущества;

доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями;

часть прибыли муниципальных унитарных предприятий.

В доходах местных бюджетов неналоговые доходы занимают не более 10%, и наиболее крупными из них являются доходы от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

земельного налога - по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 35 процентов;

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, - по нормативу 100 процентов.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 Бюджетного Кодекса.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со статьей 63 Бюджетного Кодекса.

Муниципальные расходы - это денежные средства, направленные органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований на решение вопросов местного значения, связанных с местом непосредственного проживания, в структуре которых наибольший удельный вес занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение .

Для сбалансированности местных бюджетов могут использоваться долговые обязательства муниципального образования в виде обязательств по:

  • 1) ценным бумагам муниципального образования;
  • 2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
  • 4) гарантиям муниципального образования.

Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России. Именно от уровня их финансового положения зависит финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и других социальных учреждений.

Таким образом, под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. Муниципальные финансы формируются из трех основных источников:

государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством;

собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.п.);

заемных средств или муниципального кредита.

Структура управления муниципальными финансами должна строго соответствовать целям развития муниципального образования и отражать природу полномочий органов местного самоуправления, участвующих в финансовом планировании и бюджетном процессе.

Муниципальные финансы представляют собой форму организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования. Местные финансы выступают в качестве основы экономической самостоятельности муниципальных образований. Местный бюджет является составной частью финансовых ресурсов местного самоуправления и направляется на удовлетворение разнообразных потребностей местного населения.

За январь-декабрь 2015 года в бюджет города Барнаула поступило 9298,1 млн. рублей, или 90,7% к соответствующему периоду 2014 года. Годовой план исполнен на 102,8%.

На 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года уменьшился объём поступлений налоговых и неналоговых доходов и составил 5707,2 млн. рублей.

Расходная часть бюджета города исполнена в объеме 9009,9 млн. рублей или 91,7% годовых назначений.

В 2015 году общий объем доходов составил 9298,1 млн. рублей или 102,8% к годовому плану.

Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов города остается преобладающей - 61,4%. Их годовой объем составил 5707,2 млн. рублей.

План по налоговым и неналоговым доходам исполнен на 104,9%.

Достигнут показатель бюджетной обеспеченности за счет налоговых и неналоговых доходов на душу населения в объеме 8,3 тыс. рублей.

По результатам проведенных совещаний в администрации города, в целях сокращения задолженности по обязательным платежам, предприятиями - должниками оплачена задолженность в бюджет города в сумме 32,3 млн. рублей.

В налоговые органы города Барнаула направлена информация в отношении 345 объектов недвижимости, не охваченных налогообложением, для начисления имущественных налогов.

В целях увеличения доходной базы бюджета города утверждены 4 нормативных правовых акта.

Закончена работа по списанию в судебном порядке просроченной задолженности по начисленным пени и штрафам муниципальных учреждений (списано 239,1 млн. рублей).

Объем финансовой поддержки города из федерального и краевого бюджетов составил 3589,7 млн. рублей, что ниже уровня 2014 года на 319,0 млн. рублей или на 8,2%. Уменьшение безвозмездных поступлений связанно с перераспределением полномочий, снижением субсидий на ремонт дорог и отсутствием финансирования на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В связи с остатками целевых межбюджетных трансфертов бюджет города исполнен с профицитом в сумме 288,2 млн. рублей.

Общий объем расходов бюджета города составил 9009,9 млн. рублей или 91,7% к плану года. Сохраняется социальная направленность расходов. В их общей структуре наибольший удельный вес занимает сфера образования - 54%.

Объем инвестиционных расходов превысил показатели 2014 года на 28,0% (330,0 млн. рублей), в части городских вложений - на 16% (118,1 млн. рублей).

Адресная инвестиционная программа города исполнена в объеме 1506,7 млн. рублей или 78% к плану года.

В отчетном году реализовывались мероприятия 23 долгосрочных и 1 ведомственной целевых программ. По итогам 2015 года удельный вес программных расходов увеличен на 3,3 процентных пункта и составил 28,7% (2014 год - 24,9%).

Исполнение бюджета по программно-целевому принципу направлено на концентрацию ресурсов в целях достижения конкретных измеримых результатов, на повышение эффективности бюджетных расходов.

Связующим звеном всех финансовых отношений в городе Барнауле является бюджет города, который определяет финансовые отношения между органами местного самоуправления и всем хозяйственным и социальным комплексом Барнаула.

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета Барнаула по доходам и расходам в 2013-2015 гг.

Показатели

Значение показателей

Изменение

Изменение 2015 к, в %

Доходы - всего, тыс. руб.

Расходы, тыс. руб.

Дефицит (-) /Профицит (+), тыс. руб.

Степень покрытия расходов доходами, %

Анализ данных, приведенный в таблице 1, показал, что уточненный бюджет Барнаула в 2015 году исполнен по доходам на 9298112,3 тыс. руб., а по расходам на 9009949,9 тыс. руб. Следует отметить, что бюджет не является сбалансированным, то есть присутствует профицит. Степень покрытия расходов доходами составила 102,5 %, 100,48%, и 103,2 % соответственно в 2013-2015 гг. Таким образом, прослеживается положительная динамика покрытия расходов доходами, однако рост незначительный.

Далее необходимо проанализировать доходы бюджета по их видам. Доходная часть местных бюджетов формируется за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Анализ поступления доходов по их видам за 2013 - 2015 гг. представлен в таблице 2.

Таблица 2

Структура доходов бюджета Барнаула в 2013-2015 гг.

Из таблицы 2 следует, что большую часть доходов местного бюджета составляют собственные (66,8% в 2013 году, 61,9 % - в 2014 году), однако наметилась тенденция к снижению их доли в общей структуре доходов и незначительное увеличение в динамике рассматриваемого периода. Барнаул подпадает в финансовую зависимость от федеральных и региональных властей, является все больше дотационным, что не позволяет на практике обеспечить самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ составляют 33,2 % в 2013 году, 38,1 % в 2014 году, 38,6 % за 2015 г.

Таким образом, в целом наблюдается негативная динамика доходов по их видам, доля собственных доходов имеет тенденцию к уменьшению в 2015 году по сравнению с 2013 годом. Сложившиеся тенденции следует считать неблагоприятными, в целом Барнаул остается дотационным, что не позволяет на практике обеспечить самостоятельное и ответственное решение вопросов местного значения.

В таблице представлены данные о динамике налоговых доходов, их структуре и темпах роста.

Таблица 3

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Барнаула за 2013-2015 гг., тыс. руб.

Показатели

Значение показателей

Изменение

Налог на доходы физических лиц

Единый налог по упрощенной системе налогообложения

Единый налог на вмененный доход

Единый сельхозналог

Налог на имущество физических лиц

Земельный налог

Налог на добычу полезных ископаемых

Государственная пошлина

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

Итого налогов

Наибольший удельный вес в налоговых доходах занимает налог на доходы физических лиц. Наблюдается положительная динамика его роли в общем объеме платежей. В абсолютном и процентном выражении сумма поступлений от данного налога возрастает. В 2013 г. доля налога составила 61,46 %. В 2014 г. абсолютное значение данного налога возросло и составило 3310513,96 тыс. руб., а удельный вес увеличился до 65,65%. В 2015 г. произошло резкое увеличение его доли в структуре налоговых доходов до 66,53%, потому как в целом увеличился прожиточный минимум в целом по Алтайскому краю и в том числе и по Барнаула, а, следовательно, и средняя заработная плата работников, что повысило размер НДФЛ, уплачиваемого в бюджет города. Таким образом, основным источником доходов бюджета является налог на доходы физических лиц. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности занимает в структуре налоговых доходов занимает второе место и составляет 15,33% в 2013 году, 11,36% в 2014 году, 11,28% за 2015 год. Отсутствие продуманных коэффициентов (установленных правительством РФ), изначально содержавшихся в проектах этих налогов лишает многие муниципальные образования и муниципалитеты необходимой гибкости в установлении данных видов налогов. Следует отметить, что по этим видам налогов местная власть реально способна влиять на создание более благоприятных условий для экономической деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. Размер единого налога на вмененный доход снижется, так как в условиях кризиса многие предприниматели снизили свою предпринимательскую активность.

Незначительную долю (менее 1,5%) в доходах бюджета Барнаула составляют поступления от единого сельскохозяйственного налога.

Налог на имущество физических лиц занимает незначительную долю в структуре налоговых доходов бюджета - около 1,5%.

Доходы от земельного налога с 2006 г. поступают в бюджет Барнаула. Их доля в налоговых доходах бюджета составила 7,9% в 2013 г., 6,73% в 2014 г. и в 2015 году снижается до 6,09%, что свидетельствует о неэффективном использовании земли. Большинство земель города не используется.

Государственная пошлина в 2013 г. занимает в налоговых доходах города 4,57%. В 2014 г. ее поступления сократились и составили 3,92%, а в 2015 году - 4,67%.

Незначительную долю в общем объеме налоговых доходов занимают поступления задолженности по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. В целом по городу Барнаулу немногим более трети от объема расходов обеспечивается налоговыми доходами. Сложилась тенденция к росту процента покрытия расходов налоговыми доходами.

В таблице 4 приведены неналоговые доходы города.

Таблица 4

Структура и динамика собственных неналоговых доходов Барнаула

Показатели

Значение показателей

Изменение

Доходы от имущества в государственной и муниципальной собственности

Лицензионный спор

Прочие доходы от оказания платных услуг

Доходы от продажи земельных участков

Доходы от реализации имущества

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

Прочие неналоговые доходы

Невыясненные доходы

Сумма по искам

Всего доходов

Неналоговые доходы составляют незначительную долю в собственных доходах бюджета по сравнению с налоговыми. В целом они имеют тенденцию к росту. Большую их часть составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, наибольший удельный вес приходится на поступления доходов от имущества в государственной и муниципальной собственности, однако за исследуемый период их доля в структуре неналоговых доходов снижается и составляет по результатам 2015 года 53,78% в сравнении с 62,13% в 2013 году и 45,79% в 2014 г.

Финансовый потенциал города, формирующийся за счет собственных источников, недостаточен для того, чтобы поддерживать воспроизводственный процесс в Барнауле.

Основной налоговый потенциал сосредоточен в промышленности, формирующей пятую часть ВРП и объединяющей значительное число крупнейших предприятий, на территории Барнаула большое количество крупных промышленных предприятий.

В 2015 году возросла доля средств, поступивших от использования муниципального имущества, включая землю, по сравнению с 2013 годом на 65%. Каждый гектар земли, переданный в аренду, приносит в доход бюджета 112 руб. 07 коп.

Подводя итог стоит отметить, что:

высокий уровень кредиторской задолженности в расходах бюджета - 5,7%;

рост недоимки по платежам в местный бюджет и по специальным налоговым режимам.

В заключении следует отметить, что особенностью формирования доходной базы местных бюджетов является высокая значимость финансовой помощи в финансировании основной массы муниципальных образований.

В связи с изменением налогового законодательства по сравнению с 2015 годом отмечается сокращение налоговых доходов бюджета, и как следствие увеличение объема средств, полученных в рамках межбюджетных отношений.

Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета города в анализируемом периоде занимают расходы на финансирование учреждений образования (41 % в 2013 году, 42 % в 2014 году и 54 % в 2015 году). В 2015 году на финансирование социальной сферы направлено 11,6 % всех расходов.

Бюджет города на протяжении всего анализируемого периода принимался с профицитом не более 5 %. Расходы бюджета города за 2015 год на 10,7 % возросли по отношению к сумме расходов за 2013 год.

Таким образом, большинство расходов в течении 2013-2015 не выполняются в полном объеме. Так в 2015 году выполнены 100% расходов на национальную оборону, национальную безопасность и охрану окружающей среды. Расходы выполняются без превышения плана, что является положительным моментом.

Таблица 5

Расходы бюджета Барнаула в 2013-2015 гг.

Наименование

Общегосударственные вопросы

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Национальная экономика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Культура, кинематография, средства массовой информации

Здравоохранение

Социальная политика

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

По состоянию на 1.12.2015 года в Барнауле сложился профицит бюджета в сумме 288162,4 тыс. рублей, удельный вес которой в собственных доходах сократился за 3 года. В течении всего периода бюджет профицитный, что говорит о стабильном развитии города.

Проведенный анализ бюджета Барнаула показывает, что органы местного самоуправления до сих не получили реальной возможности самостоятельно и в достаточном размере формировать собственные бюджетные средства; местные бюджеты наполняются в основном за счет финансовых доходов, источники и объемы которых этим органам не подконтрольны. В итоге сложился устойчивый дисбаланс между расходными обязательствами и доходными возможностями местных бюджетов.

Низкая обеспеченность собственными доходами муниципальных образований чревата рядом последствий - высокой зависимостью от воли вышестоящих органов власти, порождением иждивенческих настроений органов местного самоуправления при формировании доходов бюджета, снижением их ответственности по исполнению бюджетов, мобилизации дополнительных поступлений, негибкости в использовании финансовых средств и выполнении обязательств перед населением. Высокая зависимость местных бюджетов от бюджетного регулирования не стимулирует активные действия органов местного самоуправления по наращиванию налогового потенциала на подведомственной территории, что свидетельствует о необходимости совершенствования данного механизма.

Кроме того, финансовая ситуация на местном уровне усугубляется неравномерностью развития территорий, наличи...

рассылать предписания землепользователям о необходимости погасить задолженность по арендной плате;

оформить информационные уголки (стенды) по упрощенной системе оформления прав на недвижимое имущество.

население сельских поселений ежеквартально оповещать в виде объявлений о принятии налоговых платежей администрациями сельских поселений;

проводить работу по сверке организаций расположенных на территориях поселений, были направлены письма в налоговую инспекцию района на сверку ОКАТО перечисляемых налогов вновь выявленных организаций, постановку на учет выявленных организаций.

рабочими группами выявить новые постройки, которые не прошли документального оформления, до получения документов через государственные органы на имущество составляются документы на аренду земли.

с населением проводить разъяснительную работу о своевременной уплате налогов (земельного налога, налога на имущества, транспортного налога).

проводить работу по оформлению земельных участков и имущества в частную собственность.

выявить автотехнику (автомобили, мотоциклы, бураны) не зарегистрированную в соответствующих органах (обходы, рейды и т.д.). В органы Гостехнадзор, ГИБДД и ГИМС направлять списки транспортных средств, не состоящих на учете. Вести совместную работу о постановке на учет данных единиц техники.

Повышение эффективности использования муниципального имущества городского округа будет осуществляться по следующим направлениям:

оптимизация структуры муниципальной собственности, продажа неэффективных муниципальных предприятий;

определение стратегии муниципального управления по каждому объекту собственности;

развитие рынка недвижимости и увеличение доходов от её использования путем вовлечение земли и объектов недвижимости в эффективный хозяйственный оборот;

обеспечение роста неналоговых доходов городского бюджета за счет продолжения работы по продаже объектов муниципальной собственности, не обеспечивающих выполнение полномочий органов местного самоуправления города Барнаула;

улучшение администрирования доходов, поступающих за счет аренды муниципального имущества и чистой прибыли муниципальных предприятий;

инвентаризация имущества, находящегося в собственности, а также анализ эффективности его использования; выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

финансовое планирование;

прогнозирование;

программирование;

финансовое регулирование;

оперативное управление;

финансовый контроль;

17. Управление финансами: задачи и принципы

Управление финансами – это совокупность приемов и методов, направленных на обеспечение развития финансовой системы государства, или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Принципы управления финансами:

· комплексный характер финансовой политики в целом и её элементов;

· сбалансированность доходов и расходов в рамках финансовой системы;

· приоритетная ориентация не на максимизацию и минимизацию финансовых показателей, а на их оптимизацию;

· взаимосвязь применяемых методов управления;

· учет специфики современного периода.

Задачи:

· планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятия;

· принятие обоснованных решений по инвестированию средств;

· координация финансовой деятельности всех подразделений;

· проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации финансовых ресурсов.

18. Органы управления финансами, их функции

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом , осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции: – разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

– прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

– совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

– координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

Самосознание личности

21.05.2015

Снежана Иванова

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека.

Самосознание личности представляет собой особую форму сознания, направленную на чувства и переживания самого человека. Можно сказать, что самосознание дано нам для того, чтобы отслеживать свое психическое состояние. Самосознание тесным образом связано с эмоциональной сферой. Любое развитие не состоялось бы без самосознания. Ребенок, едва появившись на свет, начинает взаимодействовать с миром и постепенно у него складываются собственные индивидуальные представления о нем. То, что он переживает, становится субъективными ощущениями и во многом определяет его отношение к самому себе и окружающим людям. Только с помощью самосознания становится возможным оценивание своих и чужих поступков.

Нередко взрослый человек подстраивает свои действия под социальные ожидания, хочет выглядеть в глазах коллег и родственников в максимально выгодном свете. Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума. Ребенок, находясь в определенной социальной среде, впитывает в себя ее обычаи, правила, порядки и старается вести себя таким образом, чтобы соответствовать им. У него есть свой внутренний мир, в котором царят свои законы, но они не всегда соотносятся с нормами общества, потому могут доставлять личности значимые переживания. С помощью самосознания человек также «слышит» голос совести.

Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих: социальные ожидания, представление о самом себе и мнение окружающих о себе. В результате развития самосознания личность постепенно приходит к пониманию ценности (читать про ) и значимости своего существования(читать про ). Самосознание здесь выступает связующим звеном между влиянием общественных установок и собственными внутренними потребностями (читать про ).

Структура самосознания

Структура самосознания включает в себя три основных элемента, которые оказывают друг на друга взаимовлияющее действие. Исходя из данной структуры самосознания, каждый человек имеет возможность отследить свое психоэмоциональное состояние, понять, что он делает ради других и самого себя.

  • «Я – реальное» Соответствует представлению личности о самой себе в настоящий момент времени. Самосознание личности помогает увидеть объективную картину собственного положения. Здесь человек оценивает себя с разных позиций. Единый образ формируется на основе всех социальных ролей: отец, сын, служащий, друг. Человек в буквальном смысле мысленно задает себе следующие вопросы: какой я родитель, хороший ли работник, талантливый ли руководитель? Мысленные ответы могут как удовлетворять личность, так и расстраивать ее. В случае явного несоответствия этих образов друг другу, возникают дополнительные переживания и страдания, появляется серьезный повод для глубоких размышлений.
  • «Я — идеальное» Является вторым компонентом структуры самосознания и свидетельствует о внутренних мотивах, стремлениях личности к самосовершенствованию. «Я – идеальное» включает в себя наши желания, мечты, цели относительно самого себя в будущем. Оно формирует представление о том, к чему необходимо идти, чтобы достичь желаемого результата. То, каким себя видит человек в будущем, отражает уровень его притязаний, уверенности в себе и наличие . Как правило, люди склонны идеализировать этот образ и недооценивать достижения в настоящем моменте, которые уже имеются. Представить можно все, что угодно, мечтать порой гораздо приятнее, чем предпринимать активные действия по изменению своей внутренней реальности. Самосознание личности обязательно предполагает наличие стремления к переменам.
  • «Я – прошлое» Представляет собой самую драматичную часть, которая оказывает сильное воздействие на то, как человек строит свою жизнь. Управлять самосознанием можно, однако, былое исправить нельзя. Если у личности имеется негативное прошлое, он будет опасаться активно действовать в настоящем, станет делать это с осторожностью. Прошлое – бесценный опыт, помогающий нам разобраться в собственных поступках и сориентироваться на будущие достижения.

Надо сказать, что все компоненты самосознания неразрывно связаны между собой. Структура самосознания – это целостная система, и если человек научился ценить настоящее, значит, ему станет проще реализоваться в будущем.

Функции самосознания

Среди основных функций самосознания принято выделять несколько важных составляющих. Функции самосознания играют роль становления личности, ее характерных особенностей.

Формирование индивидуальности

Каждый человек по-своему уникален. Для того, чтобы развить индивидуальность, необходимо осуществление колоссальной внутренней работы. Без самосознания тут не обойтись. Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Если бы не происходило всех этих испытаний, человек остановился бы в своем развитии. Наша жизнь движется таким образом, что мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми, которые в некоторых случаях могут не понимать наших желаний.

Выстраивание собственного индивидуального образа, в свою очередь, помогает сформироваться «я – концепции», которая определяет то, каким будет человек, как именно станет достигать поставленных целей. И всего того не могло произойти без самосознания.

Формирование самозащиты

Живя в обществе, человек с первых лет жизни должен учиться выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

Какую личность можно назвать по – настоящему целостной? Лишь ту, которая может представить себя полностью самостоятельной, завершенной, и не последнюю роль в этом процессе играет самосознание. Психологи рекомендуют научиться воображать себя плотным «воздушным шариком», за который никто не может «зацепиться». Такой подход позволяет чувствовать себя счастливым.

Саморегуляция поведения

Только благодаря самосознанию человек вообще оказывается способен управлять собственным поведением. Самосознание регулирует внутренние механизмы и переживания личности. Человек обладает способностью сам улучшить себе настроение, изменить образ своих мыслей или концентрации внимания (читать про внимание ) на определенном объекте. Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

Социальные нормы этикета тоже должны быть выдержаны, поэтому личность вынуждена подстраиваться под них, прислушиваясь к своему самосознанию. Часто выполнение нужной деятельности носит обязательный характер, но это становится возможным только с внутреннего «разрешения» самой личности.

Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.

Самосознание и самооценка

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям. Немаловажную роль играет , которая, в свою очередь, формируется тоже благодаря самосознанию. Самосознание и самооценка личности оказывают взаимное влияние друг на друга.

Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена? Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что – то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Самосознание индивида и социальное поведение

Сознание и самосознание – верные помощники личности в познании окружающей действительности. От того, насколько сознательную жизнь ведет человек, насколько он откровенен по отношению к самому себе, зависит его взаимодействие с окружающими людьми. Многие люди не подозревают о своем самосознании. В социуме, как правило, любят людей открытых, расположенных к общению. Уважения добиваются доброжелательные личности, которые готовы делиться позитивными эмоциями, дарить радость.

То, как ведет себя человек в обществе, показывает, приятны ли ему окружающие люди, насколько он уверен в себе. Заметьте, когда мы имеем достижения, которые в социуме считаются похвальными, возникает желание чаще демонстрировать свои успехи. У человека, чувствующего себя на высоте, расправляются плечи, выравнивается осанка, становится громче голос.

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым. Сознание и самосознание личности – тема весьма глубокая, затрагивающая разные аспекты личности.

Профессиональное самосознание

Профессиональное самосознание представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

  • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
  • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

Развитие самосознания

Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют развитию самосознания личности.

  • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе. Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
  • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
  • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
  • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
  • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.