Биографии Характеристики Анализ

Самовоспитание. Личность и самовоспитание Примеры саморазвития личности в литературе

В мире все движется, изменяется, и мы то же. Поэтому необходимо найти свое место в жизни, определиться с моральными ценностями и принципами, развить таланты, самореализоваться, научиться противостоять негативным факторам.

В динамичной жизни лишь тот обретет себя, кто будет постоянно меняться, самосовершенствоваться. А благодаря самовоспитанию можно выработать такие черты характера, как сила воли, целеустремлённость, уверенность в себе, терпение. Именно об этом и поговорим в нашей статье.

Значение термина «самовоспитание»

Это осознанная работа индивида, направленная на совершенствование положительных характеристик и устранение отрицательных черт характера.

Сущность самовоспитания заключается в целенаправленной реализации, заложенного генетически потенциала. Чтобы достать его наружу, необходимо хорошо знать особенности своего нрава. И не только положительные черты характера, но и отрицательные, которые не хотим признавать и не умеем выявлять. Для этого необходимо научиться мыслить критически, анализируя свои поступки.

Случившиеся неприятности, как правило, списываются на что угодно, жизненную ситуацию, на окружающих людей, непогоду и даже плохое самочувствие. Цель самовоспитания и заключается в том, чтобы научиться отыскивать проблему в себе, нести за все ответственность.

Этапы самовоспитания

Мы выяснили, что его целью является избавление от недостатков и приобретение достоинств. Главное, избавиться от лени, которая мешает достижению поставленной задачи. Итак, этапы:

  1. Принятие решения. Это не что иное, как осознание образа жизни, и понимание того, что даст самовоспитание.
  2. Познание себя и оценка уровня саморазвития своих качеств и личности в целом. Обретение навыков самостоятельной работы в той области, в которой человек желает добиться успеха.
  3. Составление плана самовоспитания.
  4. Его реализация. Работа над собой в избранной деятельности. Без нее желание самосовершенствоваться не реализуется.

Необходимо ставить барьер факторам, которые отвлекают от процесса самосовершенствования. Рассмотрим это на примере самовоспитания из жизни. Допустим, ребенок решил делать уроки, открыл учебник, звонит друг и зовет к себе поиграть в компьютер. Первый думает, сделать домашнее задание на перемене или опробовать новую игру с приятелем. Затянувшееся принятие решение - это нерешительность, от которой необходимо избавляться. Как ее преодолеть?

Он предлагал наглядное сопоставление всех «за» и «против» события. Рассмотрим на примере решения вопроса «Играть в компьютер или нет?». Мы сопоставим доводы, оценивая их по трёхбалльной шкале. Наиболее важные аспекты по высшей оценке, менее одним или двумя баллами.

Доводы за игру в компьютер:

  1. Очень увлекательная новая игра - 3.
  2. Крайне неудобно отказать другу - 3.

Доводы против игры:

  1. Не смогу подготовить уроки - 1.
  2. Отхвачу единицу за невыполненное задание - 3.
  3. Придется краснеть перед классом - 3.
  4. Не совестно перед преподавателем - 3.
  5. Плохая отметка разочарует маму с папой - 3.

Итого - 13.

Расставив приоритеты, делаем вывод: необходимо сначала сделать уроки.

Л. Н. Толстой

Приведем примеры самовоспитания из жизни великих людей. Л. Н. Толстой, будучи юнцом, вел дневник, в котором излагал моральные принципы и следовал им, записывал правила для воспитания воли. Поначалу они были простыми, такими как режим дня, а далее усложнялись. Некоторые из них:

  • Сосредоточение на одном предмете.
  • По возможности справляться самостоятельно.
  • Исполнять все написанное.
  • Только при необходимости, начинать новое дело, не окончив старое.
  • Всегда думать о главной цели.

Толстой и другие великие люди понимали, что свободу и нрав можно воспитать в борьбе с самим собой, преодолевая трудности, выполняя ряд упражнений, проходя все препятствия, свершая поступки. Он был счастлив, когда удавалось внести пометку, о проделанной работе. Дневник помог великому писателю избавиться от недостатков.

Его пример самовоспитания из жизни показывает, как он добивался этого. Толстой был крайне самокритичен, серьезен и беспощадно требователен к себе.

Феномен самовоспитания замечательного педагога- просветителя К. Д. Ушинского

Будущий известный преподаватель серьезно трудился над воспитанием своей личности. Он разработал специальный план по самовоспитанию. Ставил перед собой задачи по улучшению характера, укреплению силы воли, развитию настойчивости. Впоследствии в учебном пособии Л. Н. Яковенко на основе его трудов студентам предлагалось составить самостоятельно план самовоспитания и следовать ему. Рассмотрим его требования к себе:

  • Полное умиротворение, пусть и внешнее.
  • Прямолинейность во всем.
  • Бесстрашность.
  • Благоразумность в поступках.
  • Использование времени с выгодой, делать что хочется, а не придется.
  • Не хвастаться.
  • Каждый день подводить итог о проделанной работе и другие.

Его пример самовоспитания из жизни - образец для подражания молодому поколению и педагогам.

Поговорим немного о методах самовоспитания

Намечая собственный план, необходимо определиться с методами:

  1. Самоубеждение. Метод заключается в выявлении недостатков и убеждении себя в их устранении. Причем найденную отрицательную черту характера, над которой ведется работа, нужно проговаривать вслух. Самовнушение. Ученик самостоятельно обязуется воздействовать на свою психику и чувства. Закрепившись в сознании эти установки, будут определять его действия.
  2. Самообязательство. Метод схож с предыдущим. Его суть в том, чтобы взять на себе определенные обязательства в достижении цели по устранению недостатка.
  3. Самокритика. Ученик в работе над собой подвергается самокритике, чтобы активировать целеустремлённость к скорейшему преодолению.
  4. Эмпатия. Это умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Видя, как люди с враждебностью воспринимают бездушность, злобу, чёрствость, сопереживая им, ребенок задумывается над тем, чтобы искоренить их у себя.
  5. Самоприказ. Эффективный метод, позволяющий воспитывать волевые качества, которые помогают, заставляют прорабатывать и выполнять написанные правила.
  6. Самонаказание. Тут все ясно, в случае невыполнения или отступления от намеченных правил поведения, по отношению к себе необходимо подобрать и применить определенное наказание.

Наличие педагога, который будет следить за правильностью выполнения составленной программы, конечно, облегчит процесс самовоспитания личности. Но самостоятельная работа приносит все же больше плодов, потому что воспитывается сила воли. Итак, мы рассмотрели примеры самовоспитания из жизни великих людей, его методы и этапы.

Поговорим об известных людях, занимающихся самовоспитанием

Гениальный русский путешественник В. К. Арсеньев также занимался самовоспитанием себя и сына. Чтобы развить силу воли он прописал ребенку такие рекомендации:

  • Не откладывать дела на следующий день.
  • Никогда не медлить.
  • Не ждать подходящего времени, действовать.
  • Необходимо постоянно упорно трудиться.
  • Быть смелым в принятии решения.
  • Не тратить силы понапрасну.
  • Избавляться от вредных привычек нужно сегодня, а не завтра.
  • Уважать себя и другие.

Примеры самовоспитания из жизни известных людей - это некая памятка для создания собственной программы самосовершенствования. И только каждодневная упорная работа над собой позволит добиться цели.

Какой можно подобрать пример самовоспитания из жизни для сочинения?

Образцом воспитания воли станет великий русский полководец А. В. Суворов. Будучи маленьким ребенком, был слабым и болезненным. Мечтал о военной карьере, причем пошел против воли родителей. И ему удалось стать примером мужественности, стойкости, упорства. Суворов обрел сильный характер, добился выдающихся достижений в военном деле. Примеров из жизни про самовоспитание великих людей множество, каждая история будет уникальной и интересной.

Если ваш ребёнок не обладает качествами, присущими Суворову?

Когда малыш не в состоянии ставить такие великие цели, да и вообще ему не хочется ничего менять, единственный действенный метод - пример родителей. Ребенок на подсознательном уровне будет впитывать модель вашего поведения: здоровый образ жизни, аккуратность, самообразование и так далее. Вот еще один пример самовоспитания из жизни человека.

Ученик седьмого класса самостоятельно стал вести дневник, в котором делал записи - обязательства, чтобы выработать силу воли и желаемые положительные черты характера. Вот некоторые из них:

  • Когда приходит время для уроков, оставляет все дела.
  • Не пойдет к другу, пока не сделает домашнюю работу.
  • Каждое утро занимается физкультурой.
  • Доводит все до конца.
  • Не хвалится успехами.

Этот список обязательств он закрепил на видном месте. Постепенно менял правила по мере обретения определенных достоинств. До тех пор, пока не выработал привычку следовать им. И еще, запомните: успешность работы над собой будет зависеть напрямую от правильного распорядка дня.

Итак, в нашей статье мы привели примеры из жизни на тему «Самовоспитание», узнали, что обозначает термин и зачем человеку самообразовываться. Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Примеры из жизни показывают, что изменить себя можно в любом возрасте, главное - найти свой подход.

Умение искоренять недостатки и совершенствоваться во все времена считалось главным признаком духовно зрелой личности. Однако не все понимают значимость самовоспитания, и что такое работа над собой для многих остается загадкой. Попытаемся дать определение этому понятию и разберемся, действительно ли так важно воспитывать себя.

Некоторые определения

Сущность самовоспитания сводится к тому, что человек осознанно и целенаправленно реализовывает заложенный на генетическом уровне потенциал. Чтобы достигнуть этого, нужно хорошо знать особенности своего характера.

Все мы осведомлены о своих достоинствах, которыми гордимся. А вот выявить недостатки намного сложнее: для этого необходимо мыслить критически и анализировать поступки и действия.

Как правило, в случае жизненных неурядиц, мы списываем неудачи на обстоятельства, недоброжелательное отношение окружающих, да и просто на плохую погоду или самочувствие.

Цель самовоспитания состоит в том, чтобы научиться находить корень проблемы в себе, самому нести ответственность за все, что случается в жизни.

Психологические аспекты

Ученые считают, что психологическое состояние человека – та сила, которая побуждает его развиваться. Понятие самовоспитания состоит из нескольких аспектов:

  • Формирование черт характера;
  • Развитие волевых качеств;
  • Выработка стратегии поведения.

Работая над собой, личность не только совершенствует заложенные Богом способности, но и приобретает новые знания и умения.

Более того, воспитание себя может быть плодотворным только в том случае, если человек имеет четкие мотивы, которые и будут стимулировать его самовоспитание и самообразование.

Говоря о развитии, важно подчеркнуть, что самовоспитание и воспитание находятся в тесной взаимосвязи. Каждый из нас во взрослой жизни неосознанно пользуется установками, заложенными в детские годы. Родители показывают на собственном примере нормы поведения в обществе, и они становятся эталоном, призывом к действию.

Именно эти установки и влияют в дальнейшем на новый поток чувств и информации и, главное, на их восприятие. То, насколько человек способен преодолеть внутренние стереотипы, будет влиять на качество его развития.

Что такое самовоспитание, построенное на искоренении родительской копии, покажет наглядный пример.

Молодой человек, который вырос в семье, где отец выполнял функцию диктатора по отношению к детям и супруге, остается во власти стереотипа, что женщина не достойна уважения. Как воспитать самостоятельно чувство трепетного отношения к женскому полу, если нет наглядного примера?

В данном случае могут помочь только общественные отношения, где подобный пример покажут другие люди. Однако даже в этом случае без волевых усилий, мощной мотивации и искреннего желания добиться этого будет сложно.

Итак, самовоспитание предусматривает такую личностную деятельность, которая направлена на сознательное изменение человеком стереотипов в соответствии с новыми целями, идеалами и убеждениями.

Педагогические предпосылки

Зрелую и развитую личность характеризуют умения правильно оценивать свои возможности и воспринимать поступки.

Для того чтобы путь саморазвития был успешен, необходимо использовать следующие методы самовоспитания:

  • Познание себя;
  • Умение контролировать свои эмоции;
  • Постоянное стимулирование.

Не менее важно использование приемов, которые состоят из следующих составляющих:

  • Выполнение обязательств перед самим собой;
  • Умение дать отчет за свои поступки;
  • Контроль за словами, желаниями и поступками;
  • Осмысление и анализ действий.

Как видим, работа над собой предусматривает целый ряд действий, которые необходимо использовать в повседневной жизни постоянно.

Профессиональная сфера

Профессиональная деятельность человека является неотъемлемой частью жизни. Поэтому этот вопрос нельзя обойти стороной. Особенности профессионального самовоспитания состоят в том, что они неразрывно связаны с личностным развитием, сферой духовных интересов человека.

Поэтому в этом направлении нужно также вести сознательную работу по развитию таких качеств:

  • Необходимо адаптировать личностные и душевные стремления к тем требованиям, которые предъявляет выбранная профессия;
  • Непрерывное повышение профессиональных навыков;
  • Постоянное развитие тех личностных качеств, которые помогут достигнуть успеха в карьере.

Профессиональное самовоспитание помогает добиться не только продвижения по карьерной лестнице. Ситуация успеха и признания профессионального окружения способствует усиленной мотивации для продолжения развития личностных качеств.

Значение и проявление самовоспитания

Говорить о самовоспитании можно очень много, мы лишь кратко осветили основные положения, которые помогают понять, зачем человек должен постоянно самосовершенствоваться.

Итак, чем поможет себе личность, которая воспитывает в себе лучшие качества и искореняет недостатки:

  • Приобретает уверенность и спокойствие при преодолении жизненных трудностей;
  • Знание своих отрицательных качеств помогает через самоанализ улучшить взаимоотношения с окружающими людьми;
  • Умение сдерживать свои эмоции и контролировать их проявление – главный помощник в сохранении психического и эмоционального здоровья;
  • Наслаждение от выбора цели и ее достижения.

Заниматься самовоспитанием или нет, решать, конечно, только вам. Главное, знать, что во время этого нелегкого пути человек учится постигать самое важное, что дано не всем: радость от осознания собственных сил в преодолении трудностей и умение радоваться самым маленьким достижениям. В этом, пожалуй, и состоит счастье.

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание - что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к . Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека - своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня ;
  • истинное следование своему пути в жизни.

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды - в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство : проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание - за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» - любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание - об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич

Классный час, посвященный самовоспитанию характера

Тема «Разговор о самовоспитании, или как стать лучше?»

Цели:

    расширение представления детей о самовоспитании;

    формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;

    способствование формированию адекватной самооценки;

    побуждение детей к анализу своих поступков, к самонаблюдению, самопознанию, совершенствованию;

    содействие детей к стремлению стать лучше.

Оборудование:

Форма проведения : нравственный классный час с элементами тренинга.

Ход мероприятия:

    Приветствие.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на классном часе присутствуют гости, давайте их поприветствуем, улыбнемся им. Теперь улыбнитесь друг другу.

Сегодня состоится разговор о самовоспитании характера, или как стать лучше?

«Кем бы ты ни был – будь лучше».

Авраам Линкольн,

16-й президент США

    Монолог учителя: «След на земле»

Уже давно по земле шагает 21 век… Цивилизация идет вперед. Но правила нравственности, на основе которых строится храм жизни, остались и останутся незыблемыми.

Родился человек на земле. Врач берет маленькую ножку младенца в свои большие и добрые ладони и делает оттиск на белом листе бумаги на память маме и папе малыша.

Это первый след на земле…

Таких следов будет много, и они будут разными. А какими они будут – это будет зависеть от человека, который шагает по земле.

Хочется, чтобы следы не разбрасывали грязь, не грохотали кованым сапогом по булыжной мостовой, не пинали того, кто слабее.

Хочется, чтобы человек прошел жизнь так, чтобы его потомкам, идущим за ним, хотелось повторить его следы, идти за ним в след, с благодарностью вспоминая того, кто был первопроходцем.

Свой след на земле оставили и те, кто защищал нашу страну в годы ВОВ, и те, кто предотвратил своей жизнью чернобыльскую трагедию, и те, кто защищал школу от террористов в городе Беслане, и те кто строит дороги, мосты, кто создает красивую музыку, сеет хлеб, лечит людей … .

Известный русский писатель М. Горький сказал гениальную фразу: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь».

    Беседа с обучающимися по тексту.

Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Предполагаемый ответ: «В течение дня происходит много событий, которые могут за один день изменить всю жизнь человека». «День надо прожить не зря».

    Слово учителя.

В нашей школе тоже есть учителя, которые оставили свой след в истории развития нашей гимназии. Это бывший директор гимназии Л.П. Гунбина, учитель информатики Н.К. Клесова. За их заслуги они получили звание Заслуженный учитель РФ.

    Беседа по теме «Люди из железа?»

В истории есть люди, которые получили прозвище «железный человек», «железный Феликс», «железный канцлер», «железная леди». Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище? (Выслушать ответы ребят).

«Железный человек» - проявление человеческого характера или человек, с твердым характером и сильной волей.

«Железный канцлер» - Отто фон Бисмарк, выдающийся государственный деятель германии IX века, который смог объединить Германию «железом и кровью». Характер его в те годы был настолько взрывным и не поддающимся какому-либо контролю, что соседи считали его бешеным.

«Железный Феликс» - Феликс Эдмундович Дзержинский, это самый главный советский чекист, который был беспощаден к врагам революции.

«Железная леди» - это бывший премьер-министр Англии Маргарет Тэтчер, женщина, которая сумела «сильной рукой» навести в стране порядок.

Всех этих людей объединяет то, что они были выходцами из низов общества, но благодаря своему характеру достигли высот власти. Как вы думаете, какие именно качества характера помогли им подняться наверх? (Настойчивость, целеустремленность, жесткость, строгость к себе и другим, трудолюбие, мужество, сильная воля и т.д.).

    Информация к размышлению «Характер и воля».

«Когда человек начинает войну с самим собой,

он уже чего-то стоит».

Дейл Карнеги,

америк. педагог, писатель, психолог

Как переводится с греческого языка слово «характер»? печать, оттиск, чеканка, отпечаток.

Что такое характер?

Характер – это типичность поведения каждого человека.

Что является важным качеством характера? (Воля).

Воля – способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели.

Воля – наш главный инструмент в борьбе за себя. Волевые люди обладают сильным характером и в жизни достигают многого.

Что же такое воля? Умение делать то, что надо. Волевые качества можно воспитать у человека. Волю можно тренировать как мышцы, методом возрастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется ставить книгу на место – поставьте. Не хочется звонить по делу – позвоните. Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе – и какой-то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду.

Задумывались ли вы когда-нибудь о собственной роли в этой жизни? Кот-то уже задумывался, а кто-то и нет. Сейчас вы воспринимает как само собой разумеющееся.

    Тест «Сильная ли у тебя воля?»

Попробуйте ответить на вопрос, волевой ли вы человек и насколько развита ваша воля.

    Делаешь ли ты по утрам зарядку?

    нет; 2) иногда; 3) да.

    Кто тебя будит по утрам?

    мама; 2) будильник; 3) сам.

    Если тебе приходиться выбирать между тем, что надо делать – уроки, и тем, что интересно – фильм, что ты выбираешь?

    делаю, что интересно; 2) когда как; 3) делаю дело.

    Можешь ли ты отказаться пойти с друзьями, например, на каток, если у тебя запланировано другое занятие?

    не могу; 2) иногда; 3) могу.

    Всегда ли выполняешь свои обещания?

    нет; 2) иногда; 3) да.

    Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто-то тебя обидел?

    нет; 2) иногда; 3) да.

Результат: Нужно сложить все полученные баллы, если сумма меньше 12, то необходимо укреплять свою волю.

Если вы интересуетесь биографиями великих людей или просто поговорите со взрослыми, уважаемыми людьми, то убедитесь, что большинство из них своими заслугами обязаны сами себе. Проще – они сами себя сделали: воспитали характер, закаляли волю, постигали искусство самосовершенствования, занимались самовоспитанием.

Один мудрый человек сказал: «Все победы в мире начинаются с победы над самим собой!»

Что такое самовоспитание?

Самовоспитание – это работа над собой, чтобы сформировать в себе определенные качества.

    Воспитывающая ситуация. «Пример для подражания»

    Как же в себе воспитать сильный выносливый характер? Чаще всего люди берут чей-то пример для подражания. Я вам расскажу историю одного мальчика.

Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным. Он хотел стать великим полководцем, таким, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, своим идеалом считал Петра I . Мальчик составил программу самовоспитания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу, скакал на коне в одной рубашке, навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость, давшую ему возможность не только преодолевать тяготы военных походов, но и личным примером воодушевлять русских «чудо-богатырей». Много внимания уделял своему образованию. Серьезно занимался математикой, картографией, военной историей, выучил 8 языков, сам писал стихи. Мальчик этот не только стал великим полководцем, но и создал армию, достойную себя. Этот мальчик - великий полководец Александр Васильевич Суворов .

Ребята, какие препятствия пришлось преодолеть А.В. Суворову, вырабатывая свой характер и волю? (Лень, страх, трусость, физическую слабость и др.).

    Русский писатель, классик мировой литературы А.П.Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен тебе сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр…. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».

    А как воспитывал себя Л.Н. Толстой?

Л.Н. Толстой, писатель, признанный еще при жизни главой русской литературы в своем дневнике он писал:

«Я дурен собой, неловок, …, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив как ребенок».

«Я несдержан, нерешителен, непостоянен, …».

«Я не аккуратен в жизни и так ленив…».

«Я умен…».

«Я честен, т.е. люблю добро, … но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу».

Л.Н. Толстой намечет программу исправления себя: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков» бесхарактерности, раздражительности и лени».

Затем в дневнике Л.Н. Толстого можно найти записи – результаты над собой: «Я много переменился, но все же не достиг той степени совершенства, которого бы мне хотелось бы достигнуть».

Таких подобных примеров много, когда человек, благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой самосовершенствовался и развивал у себя лучшие личностные качества.

Французский философ и писатель Жан Поль Сартр утверждал, что «Человек есть только то, что он сам из себя делает».

    Что такое самооценка?

Прежде, чем заняться самовоспитанием, самосовершенствованием личности необходимо познать себя – сделать самооценку самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков.

Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Ребята, а что вы можете узнать о себе?

Примерные ответы:

    Свои физические возможности, состояние здоровья;

    Свои таланты, способности (умственные и творческие);

    Свой характер, темперамент, волю;

    Свои вкусы, привычки;

    Свои сильные и слабые стороны.

Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст человеку? Зачем нужна правильная самооценка?

Примерные ответы:

    Узнать свое призвание, выбрать правильно профессию;

    Избежать ошибок и неудач;

    Не браться за невыполнимые дела;

    Правильно определить цель в жизни.

    Работа в группах. «Определение уровня самооценки».

Ребята, а какие вы знаете уровни самооценок? (завышенная самооценка, заниженная самооценка, объективная или нормальная самооценка ).

На доске вы видите таблицу, в которой указаны нравственные качества личности разных уровней самооценок. Попробуйте соотнести эти качества личности по уровням самооценок.

Высокомерие, эгоистичность, лень, замкнутость, уверенность в себе, неуверенность, доброта, хвастовство, пассивность, пренебрежение мнением других, уравновешенность; обидчивость, самоуверенность, скромность, тщеславие, чувство собственного достоинства, страх, самолюбие, трудолюбие, уважение к людям, верность слову, нерешительность.

Ответы:

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Объективная самооценка

высокомерие

эгоистичность

хвастовство

пренебрежение мнением других

самоуверенность

самолюбие

тщеславие

лень

замкнутость

обидчивость

страх

пассивность

неуверенность

уверенность в себе

доброта

уравновешенность

скромность

чувство собственного достоинства

трудолюбие

уважение к людям

верность слову

Ребята, как вы считаете, что можно посоветовать людям с завышенной самооценкой?

(быть более самокритичными, научиться видеть в себе свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).

А что можно посоветовать людям с заниженной самооценкой ?

(заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет»).

Ну, а людям с нормальной самооценкой можно пожелать: не терять уверенности в себе, продолжать работать над собой, своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).

    Составление памятки «Как воспитать характер».

Для работы над собой надо составить программу самовоспитания. Вы даже не представляете, сколько вы можете сделать для собственного развития.

Начинать лучше с простых программ, например, соблюдать режим дня, преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника, всегда держать слово, не конфликтовать с другими. Кому не знакома ситуация «с понедельника возьмусь …»?

Самовоспитание и состоит в том, чтобы развить в себе способности заставить себя делать то, чего не хочется, преодолеть себя ради достижения целей.

Памятка «Как воспитать характер»

    Пообещать себе, изменить свой характер.

    Составить план действий на день, неделю, месяц.

    Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно.

    Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану.

    Заставлять себя сдерживать свои эмоции, владеть собой.

    Приказывать себе выполнять намеченное.

    Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам.

Девочки, что, по-вашему, нужно изменить в себе нашим мальчикам?

А над чем, по мнению мальчиков, нужно поработать девочкам?

    Заключительное слово.

Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать одинаковых рецептов для всех. Каждый человек уникален и самовоспитание это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило для всех – чтобы изменить себя, нужно усилие воли. Без этого никакие клятвы не помогут. А воля закаляется как раз в преодолении трудностей.

    Подведение итогов (рефлексия).

Что нового вы узнали в ходе классного часа? Захотелось ли вам воспитывать свой характер?

«Не важно, будешь ли ты лучше кого-то.

Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера».

Кано Дзигоро

выдающийся японский педагог,

мастер боевых искусств, создатель

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для насмешек со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзюдо. В 1907 году Дзигоро Кано стал руководителем самой влиятельной японской спортивной организации был избран членом Международного олимпийского комитета .

Список литературы:

Бардин С.М. Учитесь властвовать собой. М., 1976.

Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самосовершенствованием школьников. М., 1975.

Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М., 1981.

Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. Минск, 1990.

http :// pedsovet . su /

В жизни ребенка самовоспитание, как и самообразование, играет огромную роль. Благодаря самовоспитанию он может совершенствовать свой характер, «слепить» себя таким, каким мечтает.

Например, великий русский полководец А.В.Суворов, будучи в младенчестве очень болезненным, хилым, с детства мечтал стать военным, причем вопреки воле родителей. И он сумел выстроить себя, свой характер, свою линию жизни такими, какими хотел – стал примером, образцом силы духа, мужества, стойкости, добился выдающихся успехов именно в военной карьере.

Но как помочь ребенку заняться самовоспитанием, если он, в отличие от Суворова, не ставит перед собой великие цели, да и вообще не видит смысла что-либо менять в себе – ему и так хорошо?

Самый действенный путь – пример родителей. Хотя бы потому, что ежедневно перед глазами ребенка. Быть родителями – дело ответственное. Нельзя позволять себе расслабляться и внутренне, и внешне: заботливые родители, думающие о благополучном будущем своего ребенка, должны стараться вести активный образ жизни, заниматься самообразованием, быть добрыми, ответственными, отзывчивыми, всегда (в том числе и дома) иметь опрятный внешний вид. Все это непроизвольно впитывается, усваивается ребенком. Берется им за образец для подражания.

Рассказывайте любимому чаду, что каждый человек может и должен постоянно заниматься самовоспитанием, культивировать в себе черты характера, которые хотел бы иметь. Объясните цели самовоспитания, как их поставить перед собой и достичь. Кем и каким он хочет стать? Каких высот достичь в образовании, работе, личной жизни? Как хотел бы проводить досуг, чем его наполнять? И что для достижения этого нужно сделать лично ему, в каком направлении работать над своим самосовершенствованием? Ведь в конечном итоге качество его будущего зависит только от него.

Поддержка родителей в процессе самовоспитания ребенка обязательна. Помогите ему в трудный момент добрым словом, советом, подскажите, как правильно поступить. Самовоспитание – нелегкий труд, требующий огромной силы воли. Но не спешите сразу же на помощь при возникновении у ребенка проблемной ситуации (элементарный пример – при решении задачи, примера и т.д.), пусть сам пытается справиться.

Предоставьте ему самостоятельно выбирать свою линию жизни. Не делайте выбор за него, что предпочесть, например, посмотреть фильм или участвовать в проходящей в это же время волонтерской акции «Чистый город». Он должен научиться сам определять для себя, что важнее – сиюминутное удовольствие или благосостояние природы, общества, семьи, отдельного человека.

Но в то же время перед родителями встает серьезный вопрос: стоит ли пускать все на самотек? Если ребенок решил не ходить на кружки, спортивные секции, курсы, нужно ли заставлять или ждать, когда он поймет необходимость дополнительного образования? Время-то уходит, в середине учебного года уже никуда не попадешь, а это значит, что огромный пласт в плане образования и воспитания будет потерян. Можно, конечно, махнуть рукой и не заставлять, но … Самое удивительное, ребенок потом вам же скажет: «Что же вы, взрослые, послушались меня, ребенка, и не убедили в необходимости учить английский язык (играть в шахматы, заниматься плаванием и т.д.)». Не верите? Можно было бы сказать: «Убедитесь», но не стоит, потому что это так и есть.

Объясните ребенку, что для того, чтобы воспитать в себе силу воли, нередко приходится и принуждать, заставлять себя что-то делать. Однако только таким образом можно добиться значимых целей. Иначе одолеет лень, безразличие к происходящему не только вокруг, но и в собственной жизни.

Помогите ребенку определить, какие черты характера ему хотелось бы воспитать в себе, а от каких привычек избавиться. Причем важно объяснить, что необходимо быть непреклонным на своем пути, не поддаваться соблазнам отложить на потом. Потом не существует. Есть только сейчас.

Вечером, собравшись семьей за ужином, можно поговорить о том, что хорошего каждый смог сделать за день для достижения поставленной каждым цели (например, поступить в университет). Что сделано в плане работы над совершенствованием своего характера (к примеру, не хотелось принимать участие в спектакле, но пошел на репетицию и оказалось, что очень интересно) и т.д. Своеобразный итог дня.

Самовоспитание – непрерывный процесс, который должен стать привычным для ребенка.