Биографии Характеристики Анализ

Сатирические образы в творчестве В. Маяковского


Написать книгу, наверное, очень сложно и ответственно. Никогда не знаешь, что ожидает ее. Найдет ли она своих читателей, станет ли популярной? Именно такими произведениями являются стихи Владимира Владимировича Маяковского. В сложных и трудных условиях начинался путь в искусство одного из крупнейших поэтов 20 века. Много тем в его творчестве. Это размышление о любви, о поэте и поэзии.

А меня особенно привлекает сатира. Именно здесь и нужен стих, облитый горечью и злостью. Как лучший поэт нашей эпохи, он проложил широкий путь для сатиры огромной обличительной силы.

Обратимся сначала к дооктябрьской лирики поэта. В этих стихотворениях разоблачается сущность того строя, который был в России в то время. В них отражены пороки, которые остались в нашей жизни и по сей день. Так в «Гимне обеду» мастерски изобразил вечный обед. Главную мысль он выразил в следующих строках:

А если умрешь от котлеты бульонов,

на памятнике прикажем высечь:

«из стольких-то и стольких-то котлет миллионов твоих четыресто тысяч»

А в «Гимне взятке» он написал слова которые актуальны и по сей день:

Пришли и славословим покорненько тебя, дорогая взятка,

Все здесь, от младшего дворника

До того, кто в золото заткан.

Действительно, очень часто без взятки нельзя получить квартиру, оформить документы, купить машину, попасть на прием к чиновнику.

В послереволюционный период поэт орудием сатиры боролся с внешними и внутренними врагами нашего народа, разоблачал оголтелую белогвардейщину. Особенно ярко это прослеживается в «Окнах РОСТА», где Маяковский трудился с выше двух с половиной лет и сделал много рисунков и тысячи стихотворных подписей к плакатам. Поэт называл их своим вторым собранием сочинений. В последующие годы Владимира Владимировича гневно обрушивается на всё то, что было тормозом хозяйственного и культурного развития нашей страны. Сатирические произведения XX годов разнообразны. Наверное, нет ни одного явления, которые не было бы отражено В.В.Маяковским. Это Буржуа, и взяточник, и подлиза, и трусы, и лицемер. Приспособившиеся к новому строю, они хотят жить по-старому. Такие люди, естественно, вызвали гнев поэта. Одним из первых выступлений призывающих к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства, ожившими во времена НЭПа, было стихотворение «О дряни». Уже с первых слов ясно, что поэт хотел рассказать не только о подвигах людей, но и беспощадно бить по дряни. Кто же это такие? Это чиновники, которые мозолят в учреждениях зады, «крепкие как умывальники», дома «свили уютные кабинеты и спаленки». Перед нами супружеская пара во время вечернего чаепития. Домашний уют преобразован на современный лад. Он радуется прибавки к жалованию и мечтается завести себе «тихоокеанские галефища», она хочет платья с эмблемой с серпа и молота, чтобы «фигурять на балу реввоенсовета». Поэт ненавидел этих людей. Он постоянно предостерегал от опасности, которую они таили в себе. Поэтому Маркс не вытерпел и закричал со стенки:

«опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Скорее головы канарейкам сверните,

чтоб коммунизм канарейкам не был побит.»

Этот человек яркий пример тех людей, которые не могли оставаться равнодушными к ситуации в стране.

Обновлено: 2018-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

От страсти извозчика и разговорчивой прачки
невзрачный детеныш в результате вытек.
Мальчик - не мусор, не вывезешь на тачке.
Мать поплакала и назвала его: критик.

Отец, в разговорах вспоминая родословные,
любил поспорить о правах материнства.
Такое воспитание, светское и салонное,
оберегало мальчика от уклона в свинство.

Как роется дворником к кухарке сапа,
щебетала мамаша и кальсоны мыла;
от мамаши мальчик унаследовал запах
и способность вникать легко и без мыла.

Когда он вырос приблизительно с полено
и веснушки рассыпались, как рыжики на блюде,
его изящным ударом колена
провели на улицу, чтобы вышел в люди.

Много ль человеку нужно? - Клочок -
небольшие штаны и что-нибудь из хлеба.
Он носом, хорошеньким, как построчный пятачок,
обнюхал приятное газетное небо.

И какой-то обладатель какого-то имени
нежнейший в двери услыхал стук.
И скоро критик из и́мениного вымени
выдоил и брюки, и булку, и галстук.

Легко смотреть ему, обутому и одетому,
молодых искателей изысканные игры
и думать: хорошо - ну, хотя бы этому
потрогать зубенками шальные икры.

Но если просочится в газетной сети
о том, как велик был Пушкин или Дант,
кажется, будто разлагается в газете
громадный и жирный официант.

И когда вы, наконец, в столетний юбилей
продерете глазки в кадильной гари,
имя его первое, голубицы белей,
чисто засияет на поднесенном портсигаре.

Писатели, нас много. Собирайте миллион.
И богадельню критикам построим в Ницце.
Вы думаете - легко им наше белье
ежедневно прополаскивать в газетной странице!

Анализ стихотворения «Гимн критику» Маяковского

Стихи «Гимн критику» Владимира Владимировича Маяковского – едкая сатира на нечистых на руку литературных критиков.

Стихотворение создано летом 1915 года. Поэту исполнилось 22 года, он обосновался в Петрограде, его поэтические выступления часто скандализуют общественность. По жанру – сатира, рифмовка перекрестная, 10 строф. Название предполагает хвалебную песнь, однако содержание стиха сатирично. Лето поэт провел в гостеприимном семействе К. Чуковского, на даче. Между тем, есть основания предполагать, что гимн – шпилька в адрес как раз К. Чуковского, который был не только писателем, но и литературным критиком. Например, первое четверостишие – бесцеремонный намек на обстоятельства рождения К. Чуковского (он был незаконнорожденным), пятая строфа также указывает на факт из бедной юности, когда писатель ходил в уже порядком обветшавших штанах. Да и следующую строфу «из Имениного вымени» можно расценить как намек на его псевдоним, обыгрывающий имя матери. Даже характерный нос К. Чуковского вполне узнаваем. Впрочем, В. Маяковский мог использовать эти штрихи лишь для достоверности собирательного образа типичного критика. В любом случае, дружба дала трещину. Выясняется также, что неуязвимость молодого В. Маяковского от стрел критики была напускной.

Происхождение персонажа пролетарское, описаны этапы его взросления. «Ударом колена»: под зад (идиома). «Способность вникать легко и без мыла» (кстати, в этой строфе омофонная рифма, игра слов): в душу. «Газетное небо»: ирония. Поэт с презрением относится к вторичному труду этой пишущей братии. «Как построчный пятачок»: неплохая сумма. Одно время В. Маяковскому платили за строчку по рублю. Метафора: выдоил булку и галстук. То есть, ловкостью рук и языка добыл себе пропитание. «Потрогать икры»: здесь В. Маяковский описывает критика хоть уже и не шелудивой, но собачонкой. «Жирный официант»: то самое «мурло мещанина», выносящего свои оценки. К концу жизни критик имеет лавры не хуже, чем у тех же поэтов, да и живет он обычно не в пример лучше (во всяком случае, начинающих поэтов). «Разлагается в газете»: ассоциация с несвежей рыбой. «Богадельня в Ницце»: заслуженный отдых для борзописцев. В стихе есть и приличествующий гимну пафос, только вывернутый наизнанку, с издевкой. Сравнения: голубицы белей, как рыжики, вырос с полено (аллюзия на «Пиноккио» К. Коллоди). Эпитеты: изысканные игры, изящным ударом. Идиома: прополаскивать белье (то есть, сплетни, клевета, предвзятость). Перечисления, вопросы, восклицание в финале. Лексика разговорная, местами грубая, интонация ядовитая. Россыпь уничижительных суффиксов в словах: глазки, зубенками, хорошеньким. Парентеза: наконец, кажется, писатели. Инверсия: щебетала мамаша. Упоминаются «наше всё» А. Пушкин и «отец итальянской нации» Данте.

«Гимн критику» В. Маяковского – пестрая зарисовка литературной жизни в России в начале XX века.

В дореволюционном творчестве Маяковский отвергает мир буржуазии и созданное ею лживое общество. Он буквально врывается в литературу, отказавшись от подражаний и избитых шаблонов. Его ранние произведения кардинально отличаются от общепринятого представления о поэзии. Первые стихи Маяковского опубликованы в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (1912).

В предисловии к первому изданию поэмы «Облако в штанах» поэт в свойственной ему манере определил смысл своего произведения: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эти названия-лозунги стали основными темами сатиры Маяковского. Произведение состоит из четырех частей, каждая из которых разоблачает определенный объект окружающей действительности.

Сатира в ранней лирике поэта направлена против глупой и злобной толпы, которая не понимает Маяковского. Поэт отрицает мещанскую пошлость, философию «жирных», косность мышления. На публичных выступлениях он с «грозным смехом» смело бросался в бой за свои идеалы. Даже названия его стихотворений звучат как удары или пощечины общественному вкусу: «Вам!», «Нате!», «Надоело» и другие.

Так, в стихотворении «Нате!» Маяковский с ненавистью обличает мир обывателей, равнодушных к чужому несчастью, которые смотрят на мир как будто из футляра или ракушки. Поэт саркастически высмеивает пристрастие «жирных» мещан к вещам, говорит об их бездуховности и глупости. В своей уникальной манере он пишет:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Поэта не волнуют возможные обиды этой части населения. Он оскорбляет обывателей, чтобы услышать ответ, всколыхнуть общество. Он выкрикивает наболевшее, то, что не дает жить и дышать:

А если мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот.

Маяковский откликнулся на события Первой мировой войны стихотворением-обличением «Вам!». В нем он клеймит буржуазные правительства, развязавшие бойню в мировом масштабе. Правящие классы равнодушны к смертям тысяч невинных людей. Для них важно сохранить свою власть и наживаться на войне.

Не менее остро звучали знаменитые «Гимны»-памфлеты Маяковского, которые он создавал для журнала «Новый сатирикон»: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду» и другие. Уже в названиях этих стихотворений содержится насмешка. Как можно слагать гимны человеческим порокам или еде? В «Гимне обеду» поэт создает образ богатого обывателя — это «желудок в панаме» и больше ничего. В «Гимне судье» Маяковский, чтобы избежать гонений цензуры, переносит место действия в страну Перу, хотя критикует, конечно, судебных чиновников России. В Перу страну захватили бесчувственные «унылые» судьи, с «глазами, строгими, как пост». Они ненавидят все живое, на все наложили запреты:

И птиц, и танцы, и их перуанок кругом обложили статьями. Глаза у судьи — пара жестянок мерцает в помойной яме.

В когда-то цветущей стране теперь слышен только звон кандалов, наступило «бесптичье» и «безлюдье». От одного мертвенного взгляда судьи у павлина вылинял хвост. Судьи запретили даже вулканы, повесив таблички «Долина для некурящих». Чтобы у читателей не осталось сомнений, о ком написан гимн, Маяковский заканчивает его словами:

А знаете, все-таки жаль перуанца. Зря ему дали галеру. Судьи мешают и птице, и танцу, и мне, и вам, и Перу.

В «Гимне ученому» ученый предстает как «двуногое бессилие, с головой откусанной начисто». Он автор трактата «О бородавках в Бразилии». Ученый не имеет «ни одного человеческого качества», его не волнует современная жизнь:

Вгрызлись в букву едящие глаза, — ах, как букву жалко.

Ученому безразлично, что дети в его стране растут глупыми и покорными. Даже солнце не хочет заглядывать к нему в кабинет, где все заставлено мертвыми экспонатами. Он хочет покоя, чтобы «ежесекундно извлекать квадратный корень».

В «Гимне критику» поэт прослеживает становление критика с самого рождения. Откуда берутся критики? Оказывается, они происходят из вполне обычных семей. Герой стихотворения, будущий критик, родился в семье прачки и конюха. Автор язвительно намекает, какого уровня культуры вырос этот ребенок, что он слышал в детстве от родителей. Повзрослев, мальчик быстро сориентировался в жизни и решил стать критиком: Материал с сайта

И какой-то обладатель какого-то имени нежнейший в двери услыхал стук. И скоро критик из именинного вымени выдоил и брюки, и булку, и галстук. Поэт предлагает: Писатели, нас много. Собирайте миллион. И богадельню критикам построим в Ницце. Вы думаете — легко им наше белье Ежедневно прополаскивать в газетной странице!

В «Гимне здоровью» Маяковский здоровыми людьми называет «жирных» обывателей. Для них еда — смысл жизни. Наевшись, они пляшут на всей планете, которая скучна им, «как банка консервов». Это «люди из мяса», им не нужны нервы, они ничего не видят и не чувствуют.

Маяковского по праву можно назвать талантливым сатириком XX века. Он обновил сатирический жанр. Обширность тем его сатирических стихотворений поражает. Кажется, не было такого негативного явления в жизни общества, которое бы поэт обошел своим вниманием. Маяковский создал галерею сатирических портретов взяточников, лентяев, мещан, глупцов и обжор. Сатиру рождают гнев и возмущение. Не случайно свой сборник сатирических произведений поэт назвал «Грозный смех». Маяковский продолжает лучшие сатирические традиции русской литературы: Грибоедова и Салтыкова-Щедрина. Стихи поэта пережили свое время и остались актуальными и сегодня. Смех Маяковского по-прежнему разит наповал мещан, критиков, взяточников и бюрократов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • гимн критику анализ
  • анализ гимн взятки маяковский
  • сатирические образы в творчестве маяковского
  • анализ стихотворения вам нате гимн обеду
  • маяковский гимн здоровью анализ

«Гимн здоровью» Владимир Маяковский

Среди тонконогих, жидких кровью,
трудом поворачивая шею бычью,
на сытый праздник тучному здоровью
людей из мяса я зычно кличу!

Чтоб бешеной пляской землю овить,
скучную, как банка консервов,
давайте весенних бабочек ловить
сетью ненужных нервов!

И по камням острым, как глаза ораторов,
красавцы-отцы здоровенных томов,
потащим мордами умных психиаторов
и бросим за решетки сумасшедших домов!

А сами сквозь город, иссохший как Онания,
с толпой фонарей желтолицых, как скопцы,
голодным самкам накормим желания,
поросшие шерстью красавцы-самцы!

Анализ стихотворения Маяковского «Гимн здоровью»

Художественный текст 1915 г. принадлежит к серии сатирических произведений, обозначенных автором как гимны. Подобное определение не отражает жанровые особенности, а является выражением сарказма. Восхваляющие интонации здесь уступают место обличению пороков общества, устоявшегося образа жизни. «Двуногое бессилие», «желудок в панаме» или «слепая кишка» - поэт не церемонится с адресатами своей сатиры, вкладывая едкий, язвительный смысл в метафоры и сравнения. Причудливые, абсурдные образы, созданные по законам гротеска, призваны вызвать у читателя чувства неприятия, презрения.

В анализируемом стихотворении снижаются жесткие интонации, характерные для других произведений-гимнов Маяковского. Главная цель героя - призвать часть соотечественников, еще не полностью погрязшую в буржуазной рутине, отринуть общественные условности.

Лирический субъект делит современников на две группы по признаку слабости и силы: к первой он причисляет «тонконогих» и «жидких кровью», ко второй - крепких «людей из мяса». К последней категории он относит и собственную персону, о чем свидетельствуют детали портрета - плохо двигающаяся «шея бычья» и зычный голос.

К чему призывает лирическое «я» цветущих здоровьем соплеменников? Заманчивое предложение облекается в цветистую и туманную формулу праздника, наделенного эпитетами «сытый» и «тучный». Однако речь идет не о гастрономических, а о плотских удовольствиях, которые, по мысли автора, принесут радостные удовлетворение и свободу.

Яркое сравнение планеты с банкой консервов, отсылающее к «Гимну обеду», завершает ряд кулинарных ассоциаций. Герой переключается на эпатирующую тему телесного раскрепощения: оно сулит преображение скучной действительности.

У лирического субъекта имеются предложения, адресованные сильным здоровьем собратьям. Их открывает витиеватая реплика о ловле бабочек при помощи «сети ненужных нервов». Оригинальная метафорическая конструкция указывает, что освобождение тела способно исцелить психику, избавить от душевной скованности. Структура образа позволяет усмотреть сексуальный подтекст, скрытый в загадочном высказывании.

Дальнейшие призывы более конкретны. Расправа с чрезмерно «умными психиатрами» завершает тему душевного оздоровления. Финальный эпизод содержит кульминационную картину, в которой «красавцы-самцы», успевшие обрасти первобытной шерстью, наконец встречаются с «голодными самками».

Страстный, рассчитанный на эпатаж призыв вернуться к природным инстинктам звучит и в «Любви», написанной за два года до «Гимна».