Биографии Характеристики Анализ

Сценарий о военной лирике рождественского. Сценарий поэтического вечера "Строки, опалённные войной"

Надежда Крайнова
Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны», посвященный 70-летию со дня Победы

Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны » , посвященный 70 -летию со дня Победы .

Игнатенко Наталья Владимировна

Цель мероприятия : знакомство с музыкальными и поэтическими произведениями на военную тему.

Задачи мероприятия :

1. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любви к Отечеству.

2. Расширять представления детей о событиях Великой Отечественной войны и судьбах людей военного времени.

3. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников и их родителей.

4. Развивать творческие способности старших дошкольников.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья !

Приближается один из самых больших, волнующих праздников нашей страны – День Победы . Сегодня мы проводим музыкально-поэтический вечер , посвященный 70-ой годовщине со Дня Победы . В честь героев войны люди слагают стихи , возводят памятники, поют песни. Сегодня и мы с вами вспомним стихотворения и песни о войне .

(под песню «Священная война » слова В. Лебедева – Кумача, музыка А . Александрова, дети заходят в группу)

Ведущий 2. Семьдесят четыре года тому назад над нашей Родиной нависла смертельная опасность. Ранним утром, когда еще все спали сладким сном, немецкие войска вероломно, без объявления войны напали на нашу Родину. Гитлеровцам хотелось закончить войну чистой победой . Немецкие войска бомбили наши города и села с самолетов, расстреливали танками, пушками. Уничтожали все на своем пути.Все : и стар, и млад встали на защиту своей страны. Война эта была страшная и жестокая, которая длилась четыре года. Это очень долго! Мужчины уходили воевать,а женщины продолжали работать день и ночь на фабриках и заводах : шили шинели, вязали теплые рукавички, носки, растили и пекли хлеб.

Ведущий 1. Строки из песни, которая сейчас звучала стали гимном Советского народа. Эта самая первая военная песня, которая помогла всем поверить в Победу , объединила всех, придала им мужества и силы.

Ведущий 2. Вся страна готовится ко Дню Победы , к 70 годовщине со дня окончания Великой Отечественной войны над фашистской Германией. Ежегодно 9 мая вся страна отмечает этот большой праздник – победу в ВОВ . Именно в этот день закончилась ВОВ. Эту победу ждали все .

Ребята только - только начинают узнавать про этот Великий праздник, но уже твердо и уверенно могут ответить на вопрос «Что такое День Победы так, например, как это сейчас сделает Настя.

1. Стих «Что такое День Победы

2. Стихотворение о дне Победы прочитает Кира

Ведущий 1. Нет в нашей стране ни одной семьи, которую бы обошла война . Великим счастьем было возвращение домой отцов, сыновей, братьев, мужей. Послушайте стихотворение Агнии Барто «Вернулся…» , которое прочитает нам Елисей.

3. Стихотворение Агнии Барто «Вернулся…»

Ведущий 2. Поэзия и музыка военных лет – это , конечно же, поэзия и о любви. Именно это высокое чувство, вера в любимого человека, ожидание весточки от него, надежда на встречу помогли русскому солдату выстоять, не упасть духом и, наконец, выжить. И прекрасным примером этого является всеми нами любимая песня «Катюша» . Также этим именем назвали грозное секретное оружие нашей страны, которое приводило в ужас немецких захватчиков.

Мощь «Катюш» вела солдат вперед

Песню боевую ты послушай,

Что сложил о ней народ.

4. Песня «Катюша» в исполнении детей и родителей.

Ведущий 1. Мы с благодарностью вспоминаем наших воинов, защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Они не щадили себя, стояли насмерть, сражались до последних сил за каждый город, за каждое село, за каждую улицу. Бесстрашно сражались наши солдаты, терпели изнуряющую летнюю жару, зимние морозы, осеннюю слякоть и моросящий дождь. Вперед, только вперед! Ведь солдаты защищали свой дом, свою семью, свою Родину, чтобы мы сейчас жили под мирным небом.

5. Стихотворение «Пусть дети не знают войны » расскажет Варя.

Стихотворение «Я в солдатики играю» Татьяны Шапиро расскажет Миша.

Ведущий 2. Во многих произведениях о ВОВ рассказывается о героизме детей войны , о мальчишках, которые помогали нашим солдатам, ходили на разведку.

6. Стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста» прочитает воспитатель.

Ведущий 1. Долгие четыре года шли по дорогам войны солдаты . Они видели разрушенные города и сожжённые деревни. Но возмездие неумолимо настигало врага. Наши солдаты шли к победе , пядь за пядью освобождая родную землю. Враг был разбит. 9 мая 1945 года - в Берлине был подписан документ о победе советского народа над фашистской Германией. Великая Отечественная война , которую советский народ вел против немецких захватчиков, завершилась Великой Победой .

С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов, людей, переживших войну . Сейчас мы посмотрим видеорепортаж ветерана ВОВ, прадедушки Миши.

Видеорепортаж.

Стихотворение, посвященное ветеранам , прочитает Матвей.

7. Стихи о Дне Победы подготовили Никита , Артем и Саша.

Ведущий 2. Все дальше в историю уходит Великая Отечественная война . Но появляются новые песни о войне , написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Одной из таких песен, является песня написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым “День Победы ». Эта песня сразу стала одной из самых известных, самых популярных песен о войне . И вот уже почти четвертое десятилетие она звучит и, наверное, многие годы будет неизменно звучать, особенно, в день, про который в ней поется.

8. Звучит песня «День Победы » в исполнении всех участников вечера .

Ведущий 1. На большой праздник «День Победы » города Российской Федерации украшают нарядными символиками. Во время праздника можно заметить людей с георгиевской ленточкой. Порой, ленточки можно увидеть на машинах, сумках, вместо лент в волосах. Кто из ребят знает что она обозначает?

Ведущий 2. «Георгиевская ленточка» - общественная акция по раздаче символических ленточек, посвящ ённая празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне . Как отмечают организаторы, главной целью акции «стало стремление во что бы то ни стало не дать забыть новым поколениям, кто и какой ценой одержал победу в самой страшной войне прошлого века , чьими наследниками мы остаёмся, чем и кем должны гордиться, о ком помнить».Акция проходит под лозунгами : «Повяжи. Если помнишь!» , «Я помню! Я горжусь!» .

Ведущий 1. Есть много важных слов на свете - Мама, Родина, счастье. А есть еще одно важное слово - МИР! МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны , нет горя и слез. Мир нужен всем! Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить. Наш народ вынес все ужасы этой войны за то , чтобы на Земле был Мир, чтобы люди жили в согласии друг с другом. К сожалению, и сейчас в некоторых уголках земли идет жестокая война , но, мы думаем, люди никогда не примирятся с этим, будут бороться за Мир.

9. Стихи о мире и мирном небе прочитают Алина, Эмилия, Ярослав.

Ведущий 2. Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников Родины будет вечно жить в памяти народов мира как образец мужества и героизма. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

10. Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» в исполнении детей.

Ведущий 1. Война все меняла ,все переворачивала с ног на голову : рушились планы, судьбы, жизни людей. В это время человек начинает понимать свою значимость, ощущать необыкновенный душевный подъем, старается сделать все, что только ему по силам, даже если это стоит жизни.

11. Стихи о Великом дне Победы прочитают Вика , Дима.

Ведущий 2. Многие солдаты не вернулись домой с той войны . Они погибли, защищая свою родину.Мы никогда не забудем героев : сколько бы лет ни прошло, потомки всегда будут бережно хранить память о своих дедах и отцах и благодарить их за то, что они отстояли мир во имя нашей светлой жизни! Чтобы люди помнили о Великом подвиге своего народа, во всех городах и сёлах стоят памятники и обелиски, зажжён Вечный огонь.

12. Звучит песня «Над могилой в тихом парке» в исполнении детей.

Ведущий 1. 70 лет прошло с Великого дня Победы . Но и сейчас люди помнят о войне , посвящают стихи и песни тому нелегкому времени, тем героям, которые отдали свои жизни за наше будущее.

13. Звучит песня «Кино идет, воюет взвод» в исполнении детей на фоне видео презентации.

Наш творческий вечер подходит к концу , предлагаем продолжить чаепитием под музыку военных лет .

Публикации по теме:

«Дорогами победы» Сценарий агитбригады, посвященный 70 Победы Дорогие коллеги, сейчас в каждом дошкольном учреждении, готовятся к празднованию большого события – 70-ию Победы. Конечно, коллектив нашего.

«Подвиг воспитателей в годы Великой Отечественной войны». Сценарий музыкально-литературной композиции к 70-летию Победы В центре зала располагаются три воспитателя с тремя детьми. Каждый из них чем-то занят:рисуют, читают, играются с куклой и т. д. В углу зала.

Музыкально-литературный вечер к 70-летию Дня Победы. Старшая группа. Цель: познакомить детей с историческим прошлым нашей страны (Великая Отечественная война). Задачи: продолжать воспитывать у детей патриотические.

Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны», посвященный 70-летию со дня Победы Музыкально-поэтический вечер «Дорогами войны», посвященный 70-летию Победы. Авторы: Крайнова Надежда Николаевна, Игнатенко Наталья Владимировна.


Сценарий поэтического вечера

г. Петропавловск-Камчатский
2012 год.
Пояснительная записка.

Цель обучающая: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Цель воспитательная: формирование чувства патриотизма у учащихся.
Задачи:
Развитие эмоционально- эстетического восприятия действительности.
Совершенствование навыков выразительного чтения лирических произведений.
Ознакомление со страницами истории Отечества, формирование чувства любви к своей родине и чувства уважения к ее защитникам.
Оборудование: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, видеозапись художественного фильма, презентация. Используются информационные технологии.
Сценарий мероприятия подготовлен в 2011 году. Актуальность музыкально-поэтического мероприятия заключается в необходимости формировать и развивать чувство патриотизма у студентов, которые в будущем станут работниками образовательной сферы.
Сценарий может быть актуален и в период проведения мероприятий, посвященных «Дню защитников Отечества», и во время подготовки ко «Дню Победы».
Материал подготовлен для проведения музыкально-поэтического вечера со с учащихся старших классов, а также студентами средних профессиональных учебных заведений.

Сценарий праздника «Лирика военных лет», посвященного Дню защитника Отечества

Торжественные фанфары

Учитель 1: 23 февраля наша страна будет отмечать большой государственный праздник – «День защитника Отечества»!

Учитель 1: В этот день хотелось бы вспомнить не только героев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, героев современного времени, но и поэтов, не пришедших с полей сражений. Наш литературно-музыкальный вечер посвящен лирике военных лет.

Учитель 2: Давайте вспомним суровые страницы истории нашей страны в 40-е годы XX века.
22 июня, ровно в 4 часа,
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началась война

Учитель 1: Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Учитель 2: Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями; 4 года войны. 1418 дней беспримерного военного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

Студентка читает стихотворение Булата Окуджавы:

Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли - за солдатом солдат
До свидания. Мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите
Но все-таки постарайтесь вернуться назад!

Учитель 1: Булат Шалвович Окуджава

Учитель 2: Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей к правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Студентка читает стихотворение «Его зарыли в шар земной».

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...
Июнь 1944

Учитель 1: Начинающие поэты - студенты Литературного института им. Горького, ИФЛИ, Московского университета - Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий, как будто предчувствуя свою судьбу и судьбу страны, писали о предстоящих жестоких испытаниях, которые неизбежно принесет война. В их стихах звучит мотив жертвенности.

Учитель 2: Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые слова: «Я с детства не любил овал / Я с детства угол рисовал» (1936).Им написано и стихотворение «Звезда»:
Светлая моя звезда.
Боль моя старинная,
Гарь приносят поезда
Дальнюю, полынную.
От чужих своих степей.
Где теперь начало
Всех начал моих и дней
И тоски причалы.
Сколько писем нес сентябрь.
Сколько ярких писем
Ладно - раньше, но хотя б
Сейчас поторопиться.
В поле темень. В поле жуть –
Осень над Россией.
Поднимаюсь, подхожу
К окнам темно-синим.
Темень. Глухо. Темень. Тишь.
Старая тревога
Научи меня нести
Мужество в дороге.
Научи меня всегда
Цель видать сквозь дали.
Утоли, моя звезда,
Все мои печали.
Темень. Глухо.
Поезда
Гарь несут полынную.
Родина моя, Звезда.
Боль моя старинная.

Учитель 1: Сейчас вы посмотрите эпизод из фильма режиссера Н. Лебедева, созданного по мотивам повести Э. Казакевича «Звезда»
Обсуждение.
Учитель 2: Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.
Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом – «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача.
Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, исполненные энергии слова и музыка поднимали народ на защиту родины, война названа «народной» и «священной», песня призывала к ответственности за судьбу страны. Эта песня стала своеобразным гимном защиты Отечества. Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях.
Учитель 1: Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушел на фронт. 417 из них не вернулись. На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, моряками.
Почему же поэзия оказалась необходима людям?
Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.
Учитель 2: Сентябрь 1941 года. Враг подошел к столице. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города.
Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского в исполнении студентов:
Дымилась роща под горою
И вместе с ней горел закат
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.

Как много их. Друзей хороших.
Лежать осталось в темноте
У незнакомого поселка
На безымянной высоте.

Светилась, падая ракета,
Как догоревшая звезда..
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.

Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те –
У незнакомого поселка.
На безымянной высоте.
Учитель 1: Стихотворение Владислава Занадворова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом.
Студентка читает стихотворение:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть, не отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это - в жизни короткий последний рассвет
Над разрытой землей. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат -
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Учитель 2: Действительно, поэзия не боялась правды. Она связывала воюющих и оставшихся в плену. Война часто изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая. Поэт Николай Старшинов. Его комиссовали после тяжелого ранения в 1944 г., и он стал классическим «поэтом-фронтовиком», самая главная тема его творчества это память о войне («Я сорок с лишним лет / ношу твои осколки»).

Студентка:

Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули.
Приказ: «Вперед».
Команда: «Встать».
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал чужую.
Когда, нарушив забытье,
Орудия заголосили,
Никто не крикнул: «За Россию!..»,
А шли и гибли за нее.
Н. Старшинов

Учитель 1: Юлия Владимировна Друнина, известная русская поэтесса, прошла рядовым солдатом всю войну. Как она говорит о себе: «Я родом не из детства - из войны».
«В школьные годы я была, так сказать жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу как ветром выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам»

Студентка читает стихотворение Ю. Друниной «Я родом не из детства – из войны»


И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю и радость тишины,
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства – из войны.
Раз, пробиваясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой тропинке робкой.
Я родом не из детства – Из войны.
И может, потому – незащищенней:
Сердца фронтовиков обожжены,
А у тебя шершавые ладони.
Я родом не из детства – Из войны.
Прости меня – В том нет моей вины

Студентка:

***
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву, и тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Студентка: «Я ушла из детства в грязную теплушку»

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод,
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я ушла из школы в блиндажи сырые,
От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия, не могла сыскать.

Студентка читает стихотворение «Качается рожь несжатая»

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне
Идут по войне девчата,
Похожие на парней

Учитель 2: Страшный путь прошли солдаты, защитники своего Отечества.
Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка, а многие воевали рядом с мужчинами.
Студентка читает стихотворение Александр Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»
Учитель: Главным было стремление сохранить Родину. Все шли к Великому дню – Дню Победы. И все верили, что этот день настанет. Поразительно пророчество поэта А. Суркова:

***
Испытало нас время свинцом и огнем,
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернёмся. И радость вернём.
И сумеем за все наверстать.
Неспроста к нам приходят неясные сны
Про счастливый и солнечный край.
После долгих напастей недружной весны
Ждет и нас ослепительный май. (1942)

Учитель 2:
Но к этому дню народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез. И все-таки долгожданный день пришел. День Победы – это день всенародного ликования, радости, но радости со слезами на глаза. И мы должны благодарить защитников Отечества, тех, кто свои жизни отдал за свою Родину.
Знаменательным днем для нашей страны является не только «День Победы», но и 23 февраля – «День защитника Отечества».

Литература
Владимирова Е. Сценарии школьных праздников, конкурсы, игры, беседы и материалы к классным часам для учащихся 9-х классов. Наполним радостью сердца. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 224 с.

Учитель музыки МОУ СОШ № 37 п. Балакирево -

Сценарий литературно-музыкального вечера посвящённого

Победе в Великой Отечественной войне.

(Ведущих вечера должно быть двое. Они ведут между собой диалог на тему Великой Отечественной войны. Стихотворения читают каждый по очередности по одной строфе. В самом начале ведущие в обычной одежде сидят за школьной партой с учебником истории, читая параграф про Великую Отечественную войну.)

- ВОЙНА – такое короткое и такое страшное слово.

- В нём кровь, слёзы и страдания, а ещё жизни! Более 20 миллионов человеческих жизней!

- А что знаем о войне мы?

Я выстрела не слышала ни разу,

И взрывов не пришлось увидеть мне...

По книгам, да по фильмам, по рассказам –

Я очень мало знаю о войне.

Стук костылей я различить могу.

Я вижу: женщина стоит, сутулясь,

У памятника павшим вся в снегу.

И за стеной старушка часто плачет,

И стонет мой отец в тревожном сне...

Я понимаю, что всё это значит –

Я очень мало знаю о войне.

- Наш вечер посвящён Великой Отечественной войне. Никогда не уйдет эта война из памяти поколений, и мы обязаны помнить о подвиге наших дедов и прадедов.

- Подвиг – это великий, бескорыстный порыв души, в котором человек отдаёт себя людям, жертвуя всем, даже собственной жизнью.

- Бывает подвиг одного человека, сотен, тысяч. А бывает подвиг Народа. Когда Народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

- Такой подвиг совершил Советский Народ в годы Великой Отечественной войны. Всем своим государством великим, судьбами всех и каждого встал Русский Народ на борьбу с вероломным врагом, самой черной силой XX века – фашизмом.

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страдания пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами

Такими же, полными слез.

- Мы сегодня постараемся пройти частицу того пути, которым прошёл наш Народ в годы той страшной войны.

(Ведущие уходят и переодеваются в военную форму времен Великой Отечественной войны, в конце слов Левитана выходят и уже стоят до окончания вечера, изредка передвигаясь из одного конца сцены в другой.)

(Звучит сообщение Левитана о начала войны)

- Самыми первыми на защиту Родины встали пограничники.

- Они, как и люди, хранят память обо всём, что было на этой земле.

- Они помнят кровавый рассвет первого утра войны.

-22 июня 1941г. на рассвете гитлеровские захватчики обрушили на крепость шквал орудийного огня. Они были уверены, что внезапность нападения позволит взять крепость с ходу.

- Но враг просчитался! Верный долгу и присяге гарнизон не дрогнул... До двадцатых чисел июля в глубоком тылу врага сражались последние защитники крепости.

НЕТ, НЕ СДАЛАСЬ, НЕ ПАЛА КРЕПОСТЬ, ОНА ИСТЕКЛА КРОВЬЮ.

Мы оттуда, из Бреста!

Где земля превратилась в полужидкое месиво!

Мы оттуда, из Бреста!

Где пылает война! Где снарядам нет места,

Лишь тела и тела...

Мы оттуда, из Бреста! Нас война всех взяла!

(Звучит песня Священная война))

- С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга.

- В песне «Священная война» слышен голос народного гнева и той правоты, перед которой бессилен жестокий враг.

- Эта песня стала как бы народным гимном. Слова, призывающие на битву, повторяли и на фронте, и в тылу.

- Да и сейчас, «Священная война» известна всем и является символом нашей Победы.

- Война и песня: что может быть общего?

- Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…

- И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

(Исполняется песня «Здесь птицы не поют!»)

- Эту песню Б. Окуджава написал уже после войны для фильма «Белорусский вокзал», но она очень хорошо передаёт дух того времени.

- Ещё одна героическая веха войны – Ленинград...

- Город-герой, люди которого 900 дней и ночей подвергались непрерывным бомбёжкам, мёрзли, голодали, погибали...

-Вместе с жителями пригородных районов в блокадном кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек, из них около 400 тыс. детей.

О, да - иначе не могли

ни те бойцы, ни те шоферы,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

снега сияют исступленно,

и со стеклянной вышины

врагу отчетливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лед,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбежки хуже,

еще мучительней и злей -

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

Казалось - солнце не взойдет.

Навеки ночь в застывших звездах,

навеки лунный снег, и лед,

и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив еще. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под темным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

- К заре, сказали, привезут...

- Гражданочки, держаться можно...-

И было так: на всем ходу

машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

- Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта - не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь - опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

шестнадцать тысяч ленинградцев.-

И вот - в бензине руки он

смочил, поджег их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре -

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре -

не зря "священным даром" назван

обычный хлеб, и тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

- В осажденном Ленинграде, под Москвой и Сталинградом, и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.

(Исполняется песня «Давай закурим»)

- Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны.

- Именно у стен Москвы немцы проиграли свою «молниеносную войну», а Советская Армия, выстояв в тяжелейших боях, начала своё наступление на такой ещё далёкий Берлин.

- Здесь в суровых снегах Подмосковья на 20-м километре Минского шоссе в ноябре 1941г., родилась песня «В землянке». Её автор, Александр Сурков не писал специально песни, он просто написал письмо, рассказал жене, где находится.

(Исполняется песня «В землянке»)

- Землянка была для бойца домом. Никогда наши солдаты не поддавались унынию. И в перерывах между боями, на привалах, в землянках звучали песни и шутки.

Огонек чадит в жестянке,

Дым махорочный столбом...

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают кто о чем.

В тишине да на покое

Помечтать оно не грех.

Вот один боец с тоскою,

Глаз сощуря, молвил: "Эх!"

И замолк, второй качнулся,

Подавил протяжный вздох,

Вкусно дымом затянулся

И с улыбкой молвил: "Ох!"

"Да",- ответил третий, взявшись

За починку сапога,

А четвертый, размечтавшись,

Пробасил в ответ: "Ага!"

"Не могу уснуть, нет мочи! -

Пятый вымолвил солдат. -

Ну чего вы, братцы, к ночи

Разболтались про девчат!"

(Эдуард Асадов)

- Поистине народной, наполненной щемящей грустью бойца, стала песня «Огонёк», написанная Михаилом Блантером на стихи Михаила Исаковского в 1943г.

- Поэтический образ «огонька» на окошке превратился в огромный и вдохновенный символ – не погас наш огонёк, никогда не погаснет.

(Исполняется песня «Огонёк»)

- Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место. Она продолжалась 50 дней и ночей, с 5 июля по 23 августа 1943г.

- По своему ожесточению и упорству эта битва не имеет себе равных.

- С обеих сторон в ней участвовало свыше 4 миллионов человек, 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тысяч танков, около 12 тысяч боевых самолетов.

- Сокрушительный разгром гитлеровских войск на курской дуге и последующий выход советских войск к Днепру завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

- Знали люди, что война - это пропасть, это гибель…

- Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков.

- Ждали, даже если приходила «похоронка».

- Ждали, надеялись и писали письма.

(Здесь на сцену выходит девушка, садится за парту и начинает писать на листке бумаги письмо, а один из ведущих читает данное ниже стихотворение. Когда стихотворение прочитано, девушка встает, складывает письмо самолетиком и отпускает его в зал к зрителям. В это время ведущие могут перейти по сцене в другое место.)

Этот маленький белый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу,

Чтоб, в землянке порой находясь,

Знал: любовь я твою берегу,

Вспоминаю тебя каждый час.

Знаю я: презираешь ты смерть

Ради нашей с тобою любви,

И мне хочется чуть посмотреть

На черты дорогие твои.

Но ведь, милый, грохочет война,

Рыщет враг по просторам родным,

И любовь наша, наша судьба

Проверяется в дыме войны…

Не тоскуй же, герой дорогой!

Этим самым хочу я сказать:

Далеко ты, но в сердце с тобой,

Вижу я дорогие глаза…

Ветер песню мою унесет,

Чтоб тебе помогала в бою.

Помни: девушка верит и ждет

И любовь, и победу твою!

- Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви!

- Такие письма были необходимы солдату.

- Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

(Исполняется песня «Катюша»)

- Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне.

- Весна, цветущие сады, любовь и верность…

-«Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист.

- Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан!

- С песней о Катюше встал из окопа русский солдат с винтовкой в руках - и тут же упал, сраженный вражеской пулей.

- Но друзья солдата подхватили песню и понесли ее в атаку. Это было под Понырями, на Курской дуге.

- Солдат же, не допевший песню, остался лежать, засыпанный землею от взрыва, и пролежал в окопе 54 года.

- Летом 1997 года его останки были найдены и торжественно похоронены в братской могиле у артиллерийской пушки в селе Теплое.

Встал солдат, но не шагнуть солдату:

Мать-старушка в деревенской хате

Долго будет горько слезы лить,

В тяжком горе рвать виски седые,

Ждать и за околицу ходить…

Мертвые остались молодыми,

Сколько б мы ни продолжали жить.

- Не будем забывать, что в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет - грозное оружие, которого панически боялись враги!

- Не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского на стихи В. Агатова «Темная ночь». Обычно она звучала в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню…

(Исполняется песня «Тёмная ночь»)

- Фронтовые песни звучали не только на передовой, но и в тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня, как бы протягивала нить между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.

- Текст песни «В лесу прифронтовом» принадлежит Михаилу Исаковскому, а музыку написал Матвей Блантер.

(Исполняется песня «В лесу прифронтовом»)

- А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!..

- Мирное время - какое счастье, какая радость!

(Исполняется песня «День победы»)

- Но Победа - это не только радость, но и скорбь.

- Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли.

- Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Ни камню скорби, ни камню славы

не заменить погибшего солдата.

Да будет вечной о героях память.

Помните!

Через века, через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, -

помните!..

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните войну,

люди Земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет никогда, -

заклинаю, -

помните!

(метроном отсчитывает минуту молчания.)

(Исполняется песня «Журавли»)

Литературная гостиная «Стихи военных лет»

Тема : Великая Отечественная война в лирике современников и поэтов послевоенного времени.

УМК :

    Стихи поэтов Александра Твардовского, В.И. Лебедева-Кумача , Михаила Светлова, Константина Симонова, Юлии Друниной, Булата Окуджавы, Роберта Рождественского, Анны Ахматовой и другие.

    Слайд-шоу, специально подготовленное для этой гостиной, содержащее общие фотографии военных лет и военную кинохронику.

    Музыка и песни военных лет.

Цели :

    Обучающая :

    обучение творческому восприятию лирического произведения;

    проследить историю Великой Отечественной войны, историю страны через лирические произведения военных лет;

    актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.

    Развивающая :

    развить познавательный интерес учащихся;

    развить творческие и актерские способности учащихся.

    Воспитывающая:

    воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания; чувства гуманизма и альтруизма;

    воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ.

Задачи:

    Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства.

    Показать метапредметные связи: литература, история, музыка.

Участники и зрители мероприятия – учителя, у ченики начальной школы с 1 по 4 классы.

Литературная гостинная строится на основе театрализованного представления, художественного чтения стихов учащимися, музыкального сопровождения и эксклюзивной демонстрации подборки электронных слайдов о ВОВ. Мультимедийное сопровождение играет большую роль в формировании особой атмосферы, приближающей участников и зрителей к военному времени.

Оборудование : Проектор, ноутбук, экран, магнитофон, усилительные колонки.

Сценарий

Ведущий. Сл.1

Сегодня мы собрались с Вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о ВОВ, о великой Победе и поговорим мы о ней на замечательном языке, на языке поэзии. Кажется, что война и стихи - это вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до самого победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.

22 июня 1941 года, в самую короткую ночь года, немцы вероломно вторглись на территорию нашей Родины. Это было лето, время каникул, отпусков, страна жила своей мирной жизнью. Сл.2 Старшеклассники только что сдали выпускные экзамены. (Щелчок) И в один миг все оборвалось. На наши мирные города обрушились бомбы, враг пошел по нашим дорогам, деревням, городам, не щадя никого, ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей . (Сл.3) Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт . (Щелкнуть по картинке)

Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

В годы войны эта песня звучала повсюду. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.

Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

О том, что война эта будет жестокой, что от ее исхода будет зависеть останется ли русский человек, русский народ напишет и Анна Андреевна Ахматова в своем стихотворении « Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Враг рвался вперед, немцы занимали город за городом, подошли вплотную к Москве, окружили Ленинград. Наши солдаты не щадили своей жизни, сражались за каждый метр соей земли. (Сл.5)

Грянул смертный бой
нескончаемый! Даже мертвые оживали вновь, выходили они

из сырых могил, чтоб живым помочь

в битве яростной, чтобы вновь принять смерть за Родину! А кто слабым был - сильным стал тогда. А кто сильным был - стал еще сильней. И кричали враги потрясенные: "Может, русские

заколдованы?!

Их сожжешь огнем, а они живут! Их пронзишь стрелой, а они живут! Их убьешь сто раз, а они живут! А они живут и сражаются!.."

(Р.Рождественский)

Вот так бились наши солдаты, потому что они сражались за свои дома, за жизнь своих детей. (Сл.6) Вот как написал об этом поэт Константин Симонов.

Майор привез мальчишку на лафете .
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал. (Щелчок)

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1941г.

Песня «Баллада о солдате»

К. Симонов написал и следующее стихотворение, которое прозвучит сегодня. Оно о любви. О том, что мы победили не только благодаря мужеству наших солдат, но и благодаря тому, что наши прабабушки умели любить и ждать своих мужей с фронта. (Сл.7)

Стихотворение «Жди меня» К.Симонова.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

1941 год

Перенесемся мысленно в то далекое время. Изрытая снарядами, развороченная бомбами степь. Ее накрыла вечерняя мгла. Вместе с темнотой пришла тишина. Светят звезд. В окопах распрямляют затекшие спины солдаты, и начинаются негромкие разговоры. А потом тихо вполголоса поют. Возможно, это песня «В землянке» Алексея Суркова. «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, - вспоминал поэт.- Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне». Но это стихотворение стало песней, которая вошла в народную память как неотъемлемый спутник Великой Отечественной войны. (Сл.8)

Песня «Землянка»

Но женщины не только ждали мужчин с фронта, не только трудились в тылу, многие из них сражались на передовой, были летчицами, разведчицами, медсестрами, которые выносили раненых бойцов с полей сражений. (Сл.9)

Юлия Друнина, семнадцатилетняя выпускница одной из московских школ, как и многие сверстницы, в 1941 году добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Она написала много стихов о войне. Вот одно из них:

ТЫ ДОЛЖНА!
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна
. (Щелчок)
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
(Щелчок)
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...

Но сколько бойцов погибло в тех боях, сколько не вернулось к своим матерям, женам, детям. От кого-то не осталось даже могильного холмика. Их близкие получили страшную весть – пропал без вести. (Сл.10)

Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва-

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я - где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный

На заре по росе;

Я - где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке

Речка травы прядет, -

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Всем погибшим и без вести пропавшим мы посвящаем эту песню. Песня «Ангелом летал»

Но, несмотря на страшные потери, мы выстояли! Мы отбросили врага от стен Москвы! Мы шли вперед! Фашисты не знали, что против них будет сражаться не только армия, против них будут сражаться даже дети. Об этом стихотворение

«Рассказ танкиста» Александра Твардовского (Сл.11)




А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами - не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит - не выглянуть из башен, -
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
- Да где же, где?.. - А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка - мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -
И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Глаза откройте!

Приготовьтесь слушать!

Вниманием наполнитесь сейчас!

Для вас про легендарную Катюшу

Споёт сегодня наш любимый класс! (Сл.12)

Песня «Катюша»

С каждым днем приближалась Победа! Но как тяжелы были эти последние бои! Кажется устали не только люди, устала земля, от взрывов, от огня, от крови. Послушайте песню «Последний бой» (Сл.13)

Закончилась война, но еще много лет не заживали раны наших людей, так много детей она унесла, так много жизней было разрушено. Матери продолжали ждать своих сыновей и спустя много- много лет . (Сл.14)

Андрей Дементьев

Баллада о матери
Постарела мать за много лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мёртвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло.

Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне,
Все пришли в кино - и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал,
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик;

Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Всё боялась - вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
- Алексей! - кричали земляки.
- Алексей! - просили, - добеги!..
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
И опять в атаку он бежит.
Жив-здоров, не ранен, не убит.
- Алексей! Алёшенька! Сынок! -
Словно сын её услышать мог...
Дома всё ей чудилось кино...
Всё ждала, вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын её с войны.

И мы, сегодняшнее поколение не должны забывать о той войне, должны знать свою историю. Читать книги, стихи, петь песни тех лет и о том времени (Сл.15)

Андрей Дементьев

* * *
Где-то около Бреста
Вдруг вошла к нам в вагон
Невеселая песня
Военных времен.

Шла она по проходу
И тиха, и грустна.
Сколько было народу -
Всех смутила она.

Подняла с полок женщин,
Растревожила сны,
Вспомнив всех не пришедших
С той, последней войны.

Как беде своей давней,
Мы вздыхали ей вслед.
И пылали слова в ней,
Как июньский рассвет.

Песня вновь воскрешала
То, что было давно,
Что ни старым, ни малым
Позабыть не дано.

И прощалась поклоном,
Затихала вдали...
А сердца по вагонам
Всё за песнею шли.

Песня «О той весне»

Наталья Марченко
Литературный вечер «Эти годы позабыть нельзя»

Ведущий 1. Дорогие гости, ребята! Мы рады Вас приветствовать на вечере поэзии «Эти годы позабыть нельзя , посвящённом 70ти-летию со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией. Военные события 70-летней давности живут в истории, музыке, поэзии. Сегодня прозвучат поэтические строки, о Великой Отечественной войне, которую пережили наши деды и прадеды, отцы и матери, героическом подвиге нашего народа, о великой Победе.

Ведущий 2. Давно отгремели, отшумели орудийными залпами, раскатами годы войны . Но остался навечно и в истории всенародный подвиг. Мы помним всех, кто не вернулся. Жизнь и подвиг их продолжается. Он зовёт на новые трудовые подвиги во имя укрепления мощи нашей Родины, во имя сохранения и укрепления мира во всём мире!

(Слайд 1)

Много праздников мы отмечаем

Все танцуем, играем, поём,

И красавицу осень встречаем,

И нарядную ёлочку ждём.

Но есть праздник один – самый главный

И его нам приносит весна,

День Победы – торжественный, славный

Отмечает его вся страна.

Ведущий 1. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный пакет. Для нас война – история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем нашу сегодняшнюю встречу.

(Слайд 2)

Ведущий 2.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям :

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Ведущий 1.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Ведущий 2. Пускай всегда годину ту

На память нам приводит

И первый снег, и рожь в цвету,

Когда под ветром ходит.

Ведущий 1.

Пускай во всём, чем жизнь полна,

Во всём, что сердцу мило,

Нам будет памятка дана

О том, что в мире было.

Ведущий 2.

Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье - не в забвенье!

Ведущий 1. Сегодня будет день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести отцов. (А. Твардовский)

Ведущий 2. Давайте вспомним, как началась ВОВ…А началась она неожиданно, внезапно ранним летним утром. 22 июня 1941 года без объявления войны фашисты напали на нашу Родину. Враги бомбили наши города и сёла с самолётов, стреляли из танков, пушек и пулемётов. Вражеские солдаты захватывали наши города. Вся наша огромная страна поднялась на битву с жестоким и беспощадным врагом.

(Слайд 3) Музыкальное сопровождение «Священная война»

Взрослый – родитель.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду -

На всех. На все четыре года.

Она такой вдавила след,

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет, и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

И к мертвым, выправив билет,

Все едет кто-нибудь из близких.

И время добавляет в списки

Еще кого-то, кого-то нет.

И ставит, ставит обелиск. (К. Симонов)

Взрослый – родитель.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Рассвет в объятьях тишины.

Осталось хрупкое мгновенье

До первых выстрелов войны.

Через секунду мир взорвётся,

Смерть поведёт парад-алле,

И навсегда погаснет солнце

Для миллионов на земле.

Безумный шквал огня и стали

Не повернётся сам назад.

Два «супербога» : Гитлер – Сталин,

А между ними страшный ад.

Июнь. Россия. Воскресенье.

Страна на грани : быть не быть…

И это жуткое мгновенье

Нам никогда не позабыть (Д. Попов)

Ведущий 1. На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они были медсёстрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат вынесли с поля боя, спасли от гибели нежные, добрые и такие сильные женские руки. Какая смелость и отвага вела их в отчаянную схватку со смертью!

(Слайд 4)

Пули грохочут, пули свистят,

Ранен осколком снаряда солдат.

Шепчет сестричка : «Давай подержу,

Рану твою я перевяжу»,-

Всё позабыла : слабость и страх,

Вынесла с боя его на руках.

Сколько в ней было любви и тепла,

Многих сестричка от смерти спасла. (Ю. Друнина)

Ведущий 2. За время войны поэты и композиторы сочинили много хороших задушевных песен и стихотворений, которые помогали поддержать боевой дух солдат. Артисты приезжали на фронт и выступали перед бойцами в перерывах между сражениями. Это были стихи и песни о Родине, о матерях, о любимом доме. (Слайд 5)

Звучит попурри песен : «Катюша» (М. Блантер, М. Исаковский) ; «В землянке» (М. Листов, А. Сурков) ; «На солнечной поляночке» (В. Соловьев-Седой, А. Фатьянов) ; «Пора в путь дорогу» (В. Соловьев-Седой, С. Фогельсон) ; «Вася-Василек» (А. Новиков, С. Алымов) и др.

Ведущий 1. Смелые, отважные, бесстрашные бойцы – солдаты разных национальностей сражались за нашу великую Родину! Сколько героических подвигов совершили они в годы тяжелой этой войны !

В исполнении воспитателей звучит песня «Русский парень»

музыка - М. К. Брейтбург, слова - С. Сашин

Взрослый – родитель.

Мы знаем, что ныне лежит на весах,

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки! (А. Ахматова)

Ведущий 1. Во многих семьях до сих пор сохранились солдатские треугольники - письма, которые присылали с фронта отцы и братья, матери и сёстры. Они писали, что вернуться домой с победой. А как ждали эти письма дома!

(Слайд 6)

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром снова в бой!

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть-

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец,

До свиданья. Твой отец. (А. Твардовский)

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи,

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас. (А. Твардовский)

Ведущий 2. У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок. Он- то гвоздика, то роза, то василёк, то ромашка. Даже зимой, когда всюду снег и стужа, лежит цветок у памятника. Откуда он берётся? Его приносят люди. Уберут цветок увядший,возложат свежий и скажут : «Мы никогда не забудем Вас, герои» (Слайд 7)

Взрослый – родитель.

Отгремят салюты и парады.

Тем, кто жив, достанутся награды.

Скажут речи громко, с чувством долга,

А потом забудут всех надолго.

Сколько их осталось ветеранов?

Сколько их не стало слишком рано?

И сейчас никто не скажет точно

Сколько судеб разорвало в клочья!

В памяти еще грохочут войны.

Временами это очень больно…

В мае шумно праздник отмечали,

А теперь душа моя в печали.

Я к тебе на кладбище приеду,

Вспомнить, папа,

За твою Победу. (П. Давыдов)

Ведущий 1.

Вспомним всех поименно, горем вспомним своим…

Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!

Минутой молчания почтим память солдат, и каждый в душе поблагодарит их за тот счастливый мир, в котором мы живём.

Минута молчания…. (Слайды 8, 9, 10)

Весь под ногами мир земной,

Живу, дышу, пою,

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Чем им обязан - знаю я,

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

Горит огонь у обелиска,

Берёзки в тишине грустят,

И мы склонимся низко-низко,

Тут неизвестный спит солдат (А. Терновский)

Ведущий 1. На протяжении всей кровопролитной, такой долгой войны люди не теряли веры в победу. «Враг не разбит, победа будет за нами!» - эти слова звучали повсюду. И вот он - великий день Победы!

Звучит запись выступления Ю. Левитана «Акт о безоговорочной капитуляции Германских Вооруженных Сил»

Страна ликовала! (Слайд 11)

Взрослый - родитель.

Где трава от росы и от крови сырая,

Где зрачки пулеметов свирепо глядят,

В полный рост, над окопом переднего края,

Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.

Тишина. Тишина. Не во сне - наяву.

И сказал пехотинец : - Отмаялись! Баста!-

И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,

Ожил радости прежней певучий поток.

И нагнулся солдат и к простреленной каске

Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти люди живые -

Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.

За четыре немыслимых года впервые,

Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,

Сапогом попирая колючий плетень.

За плечами пылала заря молодая,

Предвещая солнечный день. (А. Сурков)

Ведущий 1. Дорогой ценой далась нам победа. Сражение под Москвой, Сталинградская битва, непокорённый Ленинград, огненная дуга и, наконец, штурм Берлина! Двадцать миллионов жизней принёс наш народ на алтарь победы. Но вечен огонь нашей памяти !

(Слайд 13)

Взрослый – родитель.

Священны места тех сражений,

Где воины к подвигу шли.

Стране День Победы весенний

Они из боёв принесли.

На площадь приходим с цветами,

Бессменно солдат там стоит,

И вечный огонь – наша память-

Всегда озаряет гранит! (А. Порошин)

Ведущий 2. Земной шар очень маленький, но на нём есть место всем на свете : и людям, и животным, и воде, и рыбам, и лесам, и полям. Как важно и необходимо беречь эту хрупкую планету, наш общий дом. А для этого нужно всем людям на земле жить в мире, радоваться солнцу, каждому новому дню. (Слайд 14)

Давайте будем беречь планету,

Во всей вселенной похожей нету,

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица- с небом, как ветер- с лугом,

Как парус- с морем, трава- с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами! (Н. Найдёнова)

Ведущий 1. Победа - это мирное небо, мирная жизнь. За то,что мы сейчас живем : радуемся, ликуем, смеёмся, танцуем, поем, играем, учимся… Все мы обязаны погибшим воинам, отдавшим свою жизнь на полях сражений и живым ветеранам, участникам этой войны, дожившим до великой Победы!

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойно спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда! (Н. Найдёнова)

Ведущий 2. О войне мы знаем из рассказов наших дедов и прадедов, участников и ветеранов, которых становится всё меньше и меньше. Давайте же помнить о них не только в этот великий праздник. (Слайды 15,16,17)

Взрослый – родитель.

Отшумел юбилей, отгремели парады,

Светлый праздник отмечен достойно вполне;

Но и после торжеств забывать нам не надо,

Тех людей, что добыли победу в войне.

Ветеранов уносят болезни и годы -

Их осталось в живых очень мало сейчас;

Помнить вечно их подвиги нужно народу,

Ведь от рабства и смерти спасли они нас!

Пусть на солнце блестят ордена и медали,

На груди ветеранов великой войны -

Эти люди все силы Отчизне отдали,

Отстояли в сраженьях свободу страны!

Отшумел юбилей. Отгремели парады,

Но мы все не должны забывать ни на миг :

Ветеранам войны будет лучшей наградой

Каждодневная наша забота о них! (М. Крюков)

Дети вручают цветы ветеранам.