Биографии Характеристики Анализ

Считалочка колдуй баба колдуй дед. Колдуй, баба, колдуй, дед! Что считалось чародейством и волшебством на Руси

Колдуй, баба, колдуй, дед.

Колдуны в России водились испокон веков. Люди побаивались своих собратьев, наделенных колдовскими чарами, но при случае всегда обращались к ним за помощью. А уж те в меру своих сил и способностей творили чудеса: заговаривали ветры, вызывали громы, бури и дожди, умножали богатство, плодили скотину, даровали человеку любовь, счастье, здоровье и успех в делах.

Долой клопов

Это было в конце 1950-х годов. Семья Ивана С., которому тогда было 12 лет, жила в поселке Новая Комушка под Улан-Удэ. А недалеко оттуда в поселке Сосновый Бор жила мамина подруга Валентина. Ее муж служил лесником в местном лесничестве. Однажды мама Ивана решила навестить подругу, та давно приглашала ее в гости. Лето выдалось урожайным на ягоды, и мама Вани надеялась насобирать в лесу брусники, а кто, как не жена лесника, знала самые хорошие брусничные места?!

Накануне поездки Ваня уговорил маму взять с собой закадычного друга Степку. Так компанией из трех человек на перекладных они добрались до Соснового Бора. Приехали под вечер, уже темнеть начало, поужинали и легли спать пораньше, чтобы на рассвете уйти в лес. Хозяйка постелила им в зале на полу. Не успели гости заснуть, как услышали в комнате какой-то странный шорох. Проснулись и - о, ужас! - глазам не поверили. Со всех сторон их атаковали клопы. Они сыпались с потолка как дождь и расползались кругом. Гости кое-как оделись и выскочили во двор. За ними выбежали растерянные и расстроенные хозяева.

Тетя Валентина, мамина подруга, накинулась на мужа Павла:

Давно просила тебя привести Васильича. Вишь, до чего дошло. Утром первым делом к нему беги за подмогой.

Хозяева постелили себе и нам в летней кухне, там до утра и перекантовались. Встали на восходе и отправились в лес за ягодой, а когда вернулись домой, часа через два явился тот самый Васильич. Это был невысокий крепкий бородатый старик. Он имел одну особенность: один глаз у него бы карим, другой зеленым. Ванька это запомнил на всю жизнь, потому что старик пристально посмотрел на него, подмигнул и обратился к матери со словами: «Ой, и ходок-то твой будет по девкам! Смотри, чтоб в дом черноглазую не привел - горя не оберетесь». Тогда к его словам мать не особо прислушалась - не до того было.

Дед попросил старый березовый веник. Тетя Валя сбегала за ним в баньку. Колдун взял веник и вошел в дом. Нашептывая какие-то слова, стал обходить одну комнату за другой, тыкая при этом веником в углы и вдоль плинтусов. Затем поставил веник у косяка входной двери в кухню, закрыл дверь и сказал, чтобы часа через три веник выбросили. Хозяйка дала ему в благодарность узелок, и старик ушел. Вечером открыли дверь и увидели, что веник аж шевелится от клопов. Это была живая масса, напоминавшая пчелиный рой. Мамина подруга вынесла его и сунула в горящую плиту летней кухни. Той ночью хозяева и гости спали спокойно в доме. Клопов больше не было. На следующее утро гости поехали к себе домой.

Прошли годы, Ваня вырос, превратился в красивого парня и, действительно, загулял. Гулянки продолжались до тех пор, пока одна девушка - проводница с Забайкальской железной дороги - не запала ему в душу. Она была черноглаза и остра на язык. И Иван, и его мать напрочь забыла дедовы слова, а вспомнили о позже, после беды, которая случилась с Иваном. Вернувшись из командировки, он застукал в доме свою молодую жену с другим. Завязалась страшная драка, в ходе которой любовник отрубил Ивану кухонным ножом палец. Хорошо, на крики сбежались соседи, разняли дерущихся, иначе неизвестно, чем бы все кончилось.

Заклинательница змей

Николаевская область на Украине - это сплошные степи. Есть места, так называемые солончаки, где почва ни на что не пригодна, столько в ней солей. На одном из них находилось село, в котором жила известная на всю округу колдунья - баба Агапка. Она никогда не причиняла людям зла, наоборот, творила добро. Колдунья была знаменита тем, что умела выводить змей. Когда у нее спрашивали, как это ей удается, она лишь помалкивала да хмурилась в ответ. Секретов своих старуха никому не открывала. А происходило дело обычно так. Весной просыпались змеи и начинали людям вредить. Особенно много их водилось на солончаках. Обычно из сел, где рядом были солончаки, к колдунье и являлись просители. Бабка садилась на подводу и, как сейчас МЧС, ехала спасать сельчан от пресмыкающихся. Приезжала, осматривалась, срезала с куста длинную и толстую ветку, очищала ее от мелких веточек и листьев, а потом загоняла всех кур в курятник. А все курятники во дворах были окружены плотной, глубоко вкопанной в землю оградой из досок без единой щелки. Но беда в том, что настырные змеи прорывали под оградой норы и проникали в загоны. Куры были обречены, а уж цыплята - настоящий змеиный десерт - и подавно. Бабка очерчивала длинной палкой небольшой круг на земле внутри куриного загона и втыкала ветку строго в центр круга. Затем она выходила из загона, закрывала за собой калитку и занимала «наблюдательный пост» за оградой. Спустя время змеи начинали выползать из своих нор. Но все как одна, словно под гипнозом, ползли к ветке, воткнутой в землю в центре круга, лезли по ветке вверх, свиваясь на ней кольцами. Когда ветка под тяжестью пресмыкающихся начинала гнуться, Агапка давала команду хозяину. Тот заходил в загон, накрывал ветку с гадами мешком, поворачивал так, чтобы змеи попадали в мешок и нес его на задний двор, где обливал керосином и поджигал. Бабка получала награду за труды и возвращалась домой, чтобы по первому требованию выехать в другое село. В ее селе змей никогда не было.

Бумажный сверток

Эта история случилась в середине прошлого века под казахстанским городом Кустанай (сейчас он называется Костанай). Туда едва ли не со всех сторон Советского Союза устремились юноши и девушки - поднимать целину. Приехала и молодая пара из Западной Украины. Их направили в село учителями - оба закончили педагогическое училище. Приехали молодые, осмотрелись и выбрали для жилья старую заброшенную хату на окраине. В ней, кроме старого продавленного топчана и мутного зеркала на стене, не было ничего. Но молодые быстро собрали по хатам какое-то добро, вымыли и вычистили старое жилье, повесили на окна занавески, поставили на подоконники горшки с цветами и стали жить.

Поначалу все было хорошо. Но вот стали молодые замечать, что по ночам на чердаке кто-то ходит и покашливает. Дальше - больше. Иной раз казалось, будто от топота и грохота дряхлый потолок вот-вот рухнет. Молодые крестились, читали молитвы - ничего не помогало. А однажды ночью и вовсе чуть не поседели. Вдруг распахнулась входная дверь, и с улицы подуло ледяным холодом. И тут же кто-то страшно завыл! Молодые вскочили со своего старенького топчана и бросились закрывать дверь. Как она могла раскрыться - было загадкой, потому что дверь закрывалась на железную щеколду.

В общем, молодым в этом доме не стало житья. Рассказали о своих злоключениях соседям, те направили их к местной ворожее тетке Марине.

В том доме, - сказала им тетка, попыхивая трубкой, - водится нечистая сила. Прокляла этот дом колдунья бабка Мотря. Не хотела она, чтобы в ее доме кто-то жил, да и злющая была, всех людей люто ненавидела, много крови народу попила. Хате уже целый век, и давно в ней никто не жил, а тем, кто селился, нечисть житья, как и вам, не давала. Я знаю, она в доме какой-то сверток с проклятьем спрятала. Если найдете его, несите сюда.

Молодые вернулись в дом, перевернули его вверх дном, но только когда взломали полы, нашли перевязанную бечевкой старую газету, а в ней клочок истлевшей бумаги, на которой и не видно было уже надписи. Отнесли молодые находку Марине, а что та с ней делала, никто не знает. По слухам, заговаривала. Вышла вся красная, потрепанная, но довольная собой. Сказала, что теперь в доме можно жить спокойно. И правда, больше нечисть учительскую пару не беспокоила.

В цивилизованных странах при слове «колдовство» люди чаще всего вспоминают книги о Гарри Поттере и фильм «Изгоняющий дьявола». Однако есть на свете уголки, где колдовство и сегодня считается нормой жизни, регулируется законом, а люди, признанные колдунами или ведьмами, имеют все шансы остаться без крыши над головой, без семьи, а иногда – и за решеткой.

Конго

Жители Конго склонны объяснять многие детские болезни или несообразности в поведении колдовством, вселившимся злым духом, а еще чаще – тем, что сам ребенок является ведьмой или колдуном. Заботливые родители ведут таких детей к экзорцисту, где тот заставляет их выпить целую миску крутого солевого раствора, тыкает пальцами им в глаза и живот и проделывает другие малоприятные процедуры. Те же, у кого нет желания, сил и денег возиться с этой малоприятной процедурой, просто выгоняют детей – «колдунов» на улицу. Сегодня в Конго насчитывается около 50 тысяч бездомных детей, выгнанных родителями из дома за то, что их сочли ведьмами и колдунами.

Камерун

В 2016 году президент Камеруна Поль Бийя призвал граждан страны бороться против вооруженных групп, представляющих исламскую организацию Боко Харам, используя свои колдовские способности. Он даже решил на время забыть о том, что колдовство в стране запрещено законом – тем более, всем известно, что камерунцы все равно идут за лечением, утешением, талисманами на удачу и порчей на злодея-соседа именно к колдунам – «марабутам». Правда, особых успехов в борьбе с Боко Харам они пока не продемонстрировали.

Индия

В сельской Индии вера в колдовство до сих пор очень сильна. Колдунов индусы делят на две категории. Первая – ведьмы, или «дайян», которые вызывают у людей страх и отвращения. Если деревня причислит какую-нибудь женщину к числу «дайян», жизни ей там больше не будет. Таких женщин избивают, насилуют, жгут раскаленным железом и могут даже убить. Есть еще и черные колдуны-тантрики. Их индусы тоже боятся, но верят, что силам тантрика им противопоставить нечего. К ним идут за излечением любой болезни – от малярии до эпилепсии, и исправно платят, веря, что иначе тантрик нашлет на них смертельную порчу.

Свазиленд

Деятельность ведьм в Свазиленде- весьма уважаемое ремесло, которое регулируется законом. Так, ведьмы имеют полное право варить и продавать зелья и даже летать на метле – но на высоте не больше 150 метров от земли. Кстати, этот закон касается всех малых летательных аппаратов – от дронов до воздушных змеев. Но, хотя местных жителей периодически наказывают за нарушение этого закона их воздушными игрушками, ни одна ведьма до сих пор наказанию не подверглась.

Саудовская Аравия

В Саудовской Аравии обвинение в колдовстве рассматривают вполне серьезно, и оно представляет существенную опасность для того, кого заподозрили в занятиях магией. Обвиняемый сразу попадает в руки религиозной полиции – Мутавы – и дело его направляется в суд. Если судья сочтет доказательства достаточными, то предполагаемого колдуна или ведьму казнят через отсечение головы. И никакого вам тут Гарри Поттера!

Непал

Стать вдовой – самое страшное, что может случиться с женщиной в непальской деревне. Если ее муж умер, значит, это ее вина, считают непальцы, и тотчас причисляют новоиспеченную вдову к бокши – ведьмам. Далее все неприятности, которые могут поразить деревню, будь то засуха, чья-то смерть или куры, прекратившие нестись, – вину за это сваливают на бокши. Ей угрожают, избивают, прижигают раскаленным металлом, забрасывают камнями, а иногда даже сжигают живьем. В суровых условиях Непала вдова – это лишний рот, она не способна прокормить себя, и никто с ней церемониться не намерен.

Уганда

В Уганде ведьм боятся и ненавидят, однако страх перед ними так силен, что никто, даже официальные власти, не осмеливается встать у них поперек дороги. Самые богатые и влиятельные люди страны обращаются к ним и за лечением, и за талисманами на удачу. Пользуясь официальным прикрытием, люди, называющие себя ведьмами и колдунами, творят воистину страшные вещи. К примеру, они периодически воруют детей и убивают их, поскольку детская плоть и кровь нужны им для зелий и заговоров. Но даже за эти жуткие преступления ведьмы и колдуны не несут наказания.

Иран

В 2011 году целый ряд помощников и советников тогдашнего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада были смещены со своих постов из-за обвинений в колдовстве и вызывании джиннов. В последних, надо сказать, в арабском мире верят еще больше людей, чем в существование ведьм и колдунов. Один из них в свою защиту заявил, что президент сам склонял его к общению с джиннами, чтобы узнать, не работают ли те на израильскую или американскую разведку. Кто-то из недоброжелателей тут же заявил, что, возможно, президент сам попал под власть чар. Так вера в колдовство за несколько дней чуть полностью не изменила политический пейзаж Ирана.

Папуа - Новая Гвинея

До 2013 года в Папуа - Новой Гвинее можно было убить человека и избежать наказания, заявив, что он колдун. В 2013-м свободно убивать колдунов запретили – но в сельской местности никто не собирается отказываться от этой доброй традиции. Если в деревне кто-то умер не от старости, особенно если это молодой человек или ребенок, жители тут же зовут «глас мери» – доброго волшебника, способного вычислить среди жителей ведьму или ведьмака. Тому, на кого указал «глас мери», пощады не будет – его будут пытать, пока он во всем не сознается, а затем сожгут.

Колумбия

Колумбийцы не любят индейку. Почему? Да потому, что эта птица считается воплощением ведьмы. То есть любая индейка может оказаться женщиной, обладающей дьявольским даром колдовать и менять свой облик, превращаясь в птицу. По колумбийским поверьям, ведьмами бывают практически исключительно женщины. И хотя законы страны никак не поддерживают этих верований, из сельских районов Колумбии до сих пор периодически поступают репортажи о том, что очередная женщина была убита односельчанами из-за подозрений в колдовстве.

Гамбия

В Гамбии ведьмачество считается страшнейшим преступлением, а охоту на ведьм возглавляет сам президент страны. Заподозренных в колдовстве вывозят (иногда целыми деревнями) в отдаленные места, пытаясь лечить их странными микстурами, от которых многие сходят с ума или погибают. Правительство даже выписало из соседней Папуа Новой Гвинеи колдунов, изгоняющих из ведьм их чары. Те отправляются в туры по стране, выискивая ведьм и применяя к ним свои способы лечения, среди которых избиение потенциальной ведьмы до смерти считается самым действенным.

Кения

Кения – пожалуй, самая европеизированная страна Африки южнее Сахары, и ее руководство стремится привести законы страны в соответствие с современными западными стандартами. Поэтому колдовство выведено из сферы официальной, законной медицины. Но, впрочем, оно и ненаказуемо – равно как и обращение к услугам колдуна за здоровьем или удачей. Поэтому объявлениями от местных ваганг – колдунов обклеены все столбы в Найроби, а у каждого порядочного кенийца есть свой ваганга, колдовство которого он считает самым сильным.

Танзания

Танзания никогда не была западной колонией, поэтому древние темные искусства здесь процветают. Даже христиане и мусульмане Танзании обращаются к ведьмам и колдунам, когда все остальные способы справиться с проблемой оказались бесполезны. Танзанийские ведьмы представляют большую опасность для местных альбиносов, регулярно рождающихся в Танзании. Их кровь и плоть считается сильным ингредиентом для зелий, так что охота за альбиносами здесь – род национального спорта. Сами же альбиносы считаются проклятыми, их изгоняют из деревень, и даже у родных они не всегда могут найти защиту.

Индонезия

Вера в колдовство в Индонезии повсеместна. Даже бывший президент страны, Сусило Бамбанг Юдойоно, в своих мемуарах описывает не столько политические хитросплетения страны, сколько свои встречи с непознанным – вроде случая, когда он молитвой Аллаху выгнал из дома черное облако, несомненно, насланное колдунами. Правительство Индонезии уже не одно десятилетие пытается принять законопроект, который поставит колдунов вне закона, но пока это не удается: сопротивление элиты слишком велико.

Румыния

В Румынии, по статистике, каждый десятый житель страны обращается к предсказателям и колдунам. Неудивительно, что профессия эта считается весьма доходной. Однако когда правительство в 2011 году обложило их доходы 16%-м налогом, колдуны заявили, что отравят воду Дуная корнем мандрагоры, да так, что пострадают только жадные авторы закона. Однако почему-то за шесть лет ни одной жалобы из правительства так и не поступило.

В дни чемпионата мира в ЮАР осьминог Пауль, предсказавший множество исходов, в том числе и итоговую победу Испании, стал самым популярным животным на Земле. Такого внимания несчастное головоногое не пережило – и уже осенью тихо скончалось в возрасте двух с половиной лет в аквариуме "Центра морской жизни" Оберхаузена.

Честно говоря, чемпионат мира мне порядком надоел, - говорил Пауль в интервью одному моему коллеге в июле 2010-го. - Думал, что все это безумие кончится после Euro-2008, но, увы. Теперь я, похоже, обречен исполнять роль шута до конца своих дней. Знаете, в последнее время все мои три осьминожьих сердца посещают дурные предчувствия. Немного мне осталось.

Как видим, бедный Пауль оказался прав и, вопреки обещаниям его хозяев, так и не увидел свободных вод океана. Зато оставил неизгладимый след в истории, и уже после него появилось множество подражателей: свиньи, обезьяны, попугаи, крысы. Все что-то предсказывали и все преподносились миру в качестве оракулов.

Потребность в волшебстве заложена в людях с детства, - считает постоянный эксперт "СЭ-Воскресенья", врач-психиатр из института Сербского Тимур Ненашев . – Футбол – игра, а в любой игре должно быть место чудесам. История с осьминогом, равно как и с его продолжателями-подражателями – как раз прямое тому доказательство. Почему люди с такой легкостью приняли "осьминожью магию"? Потому что она разнообразила пафосную серьезность такого события, как чемпионат мира.

Попытки применить сверхъестественные силы в футболе предпринимались и до, и после знаменитого осьминога.

Накануне того же чемпионата мира-2010 ФИФА направила организаторам письмо, в котором предупредила о недопустимости проведения африканских магических ритуалов во время проведения турнира. Формальным поводом послужил инцидент в Свазиленде, где футболисты испортили поля главного стадиона страны, закапывая в дерн амулеты и обереги, а также опаливая эти места огнем. В Африке черная магия с ее непременными талисманными атрибутами – обычное дело. Все помнят успех сборной Сенегала на ЧМ-2002 и группу мужчин с бубнами и амулетами на трибунах. Говорят, в бюджетах большинства африканских футбольных клубов даже есть особая статья расходов на колдовство (формальным языком это зовется "психологическая подготовка"), и спонсоры всегда щедро оплачивали услуги шаманов. А самые лучшие африканские футболисты, переходя в европейские клубы, приносят свои традиции и в Старый Свет.

FOOTBALL TEAM USING VOODOO по mbalekin

Порой, правда, колдовство приводило к трагическим последствиям. Так, например, в 2008 году английская Daily Telegraph написала о печальном инциденте, который случился в Демократический Республике Конго в городе Бутембо. Вратарь команды "Ниуки Систем" начал колдовать прямо во время игры с клубом "Сокозаки", что спровоцировало сначала драку между футболистами, а потом – и беспорядки на трибунах. В результате все переросло в общегородские погромы, полиция применила специальные средства, и погибли 13 человек.

Совсем серьезно дела обстоят на Гаити, где живут колдуны Вуду. Как известно, с ними шутки плохи, поэтому вся страна относится к данному культу с большим уважением. В 1996 году команда "Расинг" из города Гонаив стала чемпионом страны, однако по заказу кого-то из конкурентов в одну из ночей колдун Вуду окропил двери клубного офиса кровью черного петуха, и "Расинг" не мог ничего выиграть в течение 12 лет. Проклятье удалось снять лишь в 2008 году, когда команда вновь стала чемпионом. Может, нашелся еще более могущественный чародей?

Часто за колдунов Вуду выдают себя обычные проходимцы, предлагающие болельщикам за 10 - 20 евро совершить обряд во славу их любимой команды. Во время крупных турниров таких "магов" хватает во всех городах. В Испании в дни чемпионата Европы 2008 года "наборы Вуду" продавались во всех крупных супермаркетах. Что любопытно, одна из куколок, которую нужно было колоть иголкой, была одета в форму сборной России.

Впрочем, есть и магия другого рода. В частности, в интернете можно найти множество объявлений по типу "потомственная ведунья предсказывает исходы футбольных матчей", или "приворожу футболиста", или "самый сексуальный футболист, подходящий для тебя" ну и все в таком духе. Раз предложения много, значит, есть и спрос – во всяком случае, услуги гадалок стоят недешево.

А есть и такая вещь, как сновидения и их толкования. Вот что, например, говорит сонник старика Фрейда: "Если во сне вы играете в футбол - вы привыкли манипулировать людьми и совсем не думаете о том, что это не всегда может нравиться окружающим. Если для вас важно то, как к вам будут относиться люди, которых вы считаете своими друзьями, то нужно изменить свое поведение. Наблюдать за тем, как кто-то другой играет в футбол, - не придавайте столь большого значения чужому мнению. Наверняка вы и сами не раз убеждались в том, что чужое мнение не всегда бывает верным".

Или вот еще версия. "Играть самому: будут споры из-за имущества, денег, дивидендов".

Что ж, как видим, загадочное и необъяснимое занимает в футболе важное место. Кто-то это назовет волшебством, кто-то – суеверием. Как бы там ни было, без всего этого было бы намного скучнее.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

Вдумчивое изучение старинных дел о колдовстве, которыми полны архивы Сыскного и Разбойного приказов, а также Приказа Тайных дел, даёт весьма интересную картину. На поверку выходит, что колдунов как таковых там практически нет. Зато есть другие категории «гулящих людей», которые даже по нынешним гуманным временам должны сидеть в тюрьме.

Наркотрафик XVII века

Вот дело мценских обывателей духовного звания от 1653 года. «Поп Василий челом бьёт, что были дети его Филька да Ивашка на монастыре… И игуменов сын Аничка да успенский дьячок Ивашка поднесли детям его браги, а в браге той смешано не ведомо какое отравное зелье, и они, испивши той травы, хохотали зверообразно до утраты стыда, и стали вне ума, лежат без памяти, не говорят, а как вскочат, так лезут на стену». Впопыхах завели дела о «колдовской порче». Но спустя пару дней выяснились подробности. «Дьячок Ивашка показал, что траву сию незнаемую получил от гостя, Дементия Русинова. Тот же Дементий сказывал, будто семена той травы дал ему прохожий человек, а добыл он их от купца, и уволок на огород, и она там узрела, и стали её мешать в питьё, как тот купец сказывал». Судя по описанию, колдовством здесь и не пахнет, а имеет место банальное употребление наркотического препарата растительного происхождения. Понятия «наркопритон» тогда не существовало, поэтому обвиняемые отделались легко - траву и семена у них изъяли, а самим назначили церковное покаяние.

В 1636 году один кабатчик, боясь конкуренции, донёс на своего коллегу Петрушку, «что он, Петрушка, принёс с поля неведомо какой корень, похваляясь, что от того корня у него в кабаке все пьяные будут». Началось следствие. Поначалу дело тоже имело «колдовской» оттенок. Но концы нашли на удивление быстро. Петрушку подержали в тюрьме и, убедившись, что «колдовской корень» - банальный дурман для крепления пива, всыпали ему батогов и наложили внушительный штраф за жульничество.

Вообще значительная часть «колдовских» дел на поверку оказывается заурядной уголовщиной. И притонодержательство, а также хранение и распространение наркотиков в этом списке явно лидируют.

Лекари без лицензии

Многих вводят в заблуждение термины тех лет. В делах о колдовстве слово «пытать» - чуть ли не самое употребляемое. Воображение дорисовывает мрачный застенок, дыбу, раскалённые клещи… В реальности же «пытать» значило всего лишь «допытываться», то есть проводить допрос. Приставы, которым поручено было вести следствие, к услугам палача прибегали редко. Во‑первых, эти услуги стоили денег, и немалых. Во‑вторых, часто оказывалось, что колдуны - всего лишь лекари. Только действуют без лицензии, на свой страх и риск.

В 1630 году при новом воеводе в Лебедянский уезд была спущена директива: «Беречь накрепко, чтобы на Лебедяни разбоя, убойства, блядни, ворожбы и никакого другого воровства не было». И тут, как назло, приходит донос на некую бабу: «Ворожила де та бабка, смотрела на глазах и шшупала нутро». Дело закрутили: «Велеть тое бабку-ворожейку изымать и, распрося подлинно, какою она ворожбою промышляет и чем ворожит, пытать про всё накрепко, да о том ко государю отписать, а её до указу велеть держать крепко».

Пока бабку держали под замком, были опрошены свидетели. Серьёзного криминала не нашли, однако выяснилась профессиональная склонность «колдуньи». Для XVII века специализация весьма продвинутая - офтальмология. Так, одному свидетелю бабка «лечила глаза, вынев печень из овцы». Другому - «лечила глаза, и сыпала де проса в воду, и меня Назара тою водою умывала, да мне ж Назару пускала в глаза молоко». Третьему - «лечила веред у глаза, да ворожила над ним печёным луком». От каких болезней можно пользовать водой, настоянной на просе, бог весть. А вот веред, то есть нарыв, действительно поддаётся терапии печёным луком - тут квалификации бабки стоит только позавидовать. То же самое можно сказать и о сырой бараньей печени - она отлично помогает от нагноения. Во всяком случае небезызвестный Емельян Пугачёв 150 лет спустя очень даже эффективно лечил так свои раны, полученные как раз в лицо около глаза.

Обыденно и конкретно

Так было ли «настоящее» колдовство? Это смотря что под этим словом понимать. Наш, московский, стиль колдовства обходился без размахиваний волшебной палочкой и полётов на шабаш. Всё обыденно и конкретно. Вот в 1647 году некая «бабёнка Агашка призналась, что делала своему полюбовнику Федьке невстаниху за то, что он ходил мимо нея к Сафрошкиной жене». То есть, проще говоря, пыталась из ревности сделать мужика импотентом. Ещё одна баба, некая Дарьица, тоже, кстати, из ревности решила извести счастливую соперницу. И вот, когда молодые вернулись с венчания и пошли в горницу, «та Дарьица зажгла лучину и ту лучину кинула под невесту под лестницу, а потом начала на ту лучину с приговором и шёпотом сцать, а невеста спустя три дня стала чахнуть». Московское правосудие в подобных случаях показывало себя с гуманной стороны. В просвещённой Европе без разбору жгли направо и налево за гораздо меньшие провинности, а у нас Агашку присудили к батогам и церковному покаянию, Дарьицу - к кнуту, вырыванию языка, ноздрей и ссылке.

Возможно, причиной тому - увлечение колдовством в самых высших кругах государства. Между прочим, Ивану Грозному приписывается колдовское происхождение. Князь Курбский вслед за многими ненавистниками грозного царя утверждал, что Василий III, долгое время будучи бездетным, «искал чаровников презлых повсюду, чтоб помогли ему плодотворением, посылал за ними аж до Корелы, добыл там советников сатанинских и с их помощью от прескверных семян народился ему сын прелютый кровопийца». В свете этого особо интересно то, что в 1584 году, будучи при смерти, Иван Грозный доверился не абы каким колдунам, а как раз карельско-лапландским. В течение нескольких месяцев специальная экспедиция царя наловила в тех областях с шесть десятков «лихих баб», набивших руку в колдовском деле. Их отвезли в Москву и посадили под замок, ожидая предсказаний. И предсказания пошли. Карелки объявили, что 18 марта надо ждать смерти царя. Тот не поверил и велел, дождавшись этого числа, «сжечь скверных баб живьём». Но исполнение опоздало: едва боярин Бельский отправился распорядиться о казни, царь сел играть в шахматы, упал в обморок и скоро скончался.