Биографии Характеристики Анализ

Секретные экспедиции в арктику. Здесь был фриц Загадки каменных Богов

9 500

В 1931 году сотрудничество СССР с Германией уже не было столь широким, как ещё два-три года назад, однако ещё весьма активно продолжалось во многих областях науки, техники и промышленного производства. Сотрудничали страны и в военной области. Поэтому советское руководство и представители госбезопасности не усмотрели ничего предосудительного в поступившем от немецкого воздухоплавателя Эккенера приглашении ряду советских учёных принять участие в воздушной арктической экспедиции.

Знаменитый немецкий воздухоплаватель и конструктор дирижаблей, которым прочили тогда огромное будущее, доктор Гуго Эккенер (1868–1954) 25 июня 1931 года прибыл на огромном дирижабле «Граф Цеппелин» в Ленинград. Северная столица России встречала его и ещё сорока двух немецких исследователей с оркестрами и большим воодушевлением. О предстоящей экспедиции много писали в газетах и вещали по радио.

Эккенер предполагал отправиться из Ленинграда над льдами Баренцева моря к Земле Франца-Иосифа, оттуда к Северной Земле, потом пролететь над полуостровом Таймыр и озером Таймыр, взять курс на Новую Землю, а оттуда возвратиться в Берлин. Советское руководство дало разрешение на полёты над территорией СССР. В те годы там лежала абсолютно безлюдная, лишённая не только какой бы то ни было промышленности, но даже практически человеческого жилья, дикая местность. Причём местность труднодоступная даже для авиации и дирижаблей, а судоходство в северных водах всегда являлось делом сложным и опасным. Поэтому в СССР полагали, что никаких секретов там никто узнать не может, а географические карты существуют независимо от полётов «Графа Цеппелина».

Принять участие в научной арктической экспедиции немцы пригласили бывшего начальника полярной экспедиции на ледоколе «Красин», состоявшейся в 1928 году, известного профессора Р. Л. Самойловича, специалиста по аэрологии профессора П. А. Молчанова, инженера Ф. Ф. Ассберга и радиста высшей квалификации Э. Т. Кренкеля. Все они получили «добро» от советских властей на сотрудничество с немцами в изучении Арктики - руководство страны тоже имело немалый интерес в сведениях о труднодоступной северной местности, таящей в своих недрах немало различных богатств.

Перед полётом дирижабль «Граф Цеппелин» довольно основательно модифицировали в Ленинграде, чтобы подготовить его к работе в условиях Арктики. С дирижабля сняли часть оборудования, но зато для возможности его посадки на воду дно гондолы сделали водонепроницаемым и установили дополнительные поплавки, как на гидросамолётах. Кроме того, добавили научную аппаратуру и фотоаппараты для перспективной и вертикальной аэрофотосъёмки и установили дополнительное радионавигационное оборудование, без которого в то время в арктических условиях просто нечего было делать.

Наконец, все работы завершились и «Граф Цеппелин» взял курс через Баренцево море к Земле Франца-Иосифа, где в бухте Тихой прибытия дирижабля уже ожидал ледокол «Малыгин» для обмена почтой - тогда это служило самым надёжным способом связи в бескрайних арктических просторах. Путь от Ленинграда до Земли Франца-Иосифа занял у дирижабля около полутора суток. В бухте Тихая он совершил посадку на воду на очень короткое время. Потом вновь поднялся и продолжил полёт по заранее обусловленному маршруту: на всякий случай советские власти и органы госбезопасности твёрдо настаивали на жёстком соблюдении заранее согласованного и проложенного маршрута.

Позднее профессор Самойлович, говорил и писал, что почти за пять суток полёта на дирижабле «Граф Цеппелин» удалось проделать такую научную работу и добиться таких результатов, на получение которых в обычных условиях потребовалось бы проводить экспедиции на ледоколах в течение нескольких лет.

Внизу, под дирижаблем, лежали покрытые нетающим снегом совершенно неизученные районы Арктики, и члены экспедиции непрерывно вели аэрофотосъёмку побережья, аэрологические и метеорологические наблюдения, делали замеры геомагнитных аномалий, что очень важно для навигации, изучали закономерности перемещения льдов. На карту наносились заброшенные в безлюдных просторах ранее совершенно неизвестные острова. По завершении экспедиции без каких-либо происшествий дирижабль прибыл в Берлин.

Тогда существовало «Международное общество по исследованию Арктики». От имени этой международной организации немцы вскоре опубликовали научный отчёт о воздушной экспедиции, богато иллюстрировав его множеством фотоснимков. В стране социализма результаты исследований совместной с немцами научной экспедиции в Арктику практически не освещались ни в широкой печати, ни в научных публикациях.

Теперь трудно неопровержимо доказать, что затеянная Эккенером экспедиция совершенно не являлась сугубо научной и не была инспирирована немецким Генеральным штабом. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что среди прибывших в Ленинград из Берлина сорока с лишним членов экипажа дирижабля «Граф Цеппелин» наверняка находились сугубо военные специалисты и разведчики, крайне заинтересованные в получении сведений об арктических территориях СССР. Это подтверждается тем, что германский Генеральный штаб, военно-морские силы и, в частности, адмирал Карл Дёниц, в 1939 году назначенный командующим подводным флотом Германии, не преминули воспользоваться результатами немецко-советской арктической «научной» экспедиции при разработке планов военных операций на северных коммуникациях.

Здесь необходимо отдать должное советской разведке - пусть не во всех подробностях, однако о разработках Генерального штаба вермахта и военно-морских сил Германии, а также об источниках их сведений стало известно Центру. Помешать немцам уже не оставалось никакой возможности, и за «экспедицию» перед чекистами ответил профессор Самойлович: его репрессировали как шпиона немцев и «врага народа».

Тем временем адмирал Дёниц разработал оригинальную, смелую и подробную доктрину действий подводного флота в северных морях. Надо отметить, что среди высших офицеров военно-морского флота Германии Карл Дёниц являлся единственным убеждённым национал-социалистом, верным фюреру до фанатизма и пользовавшимся его полным доверием: не зря в 1945 году, перед гибелью, Гитлер назначил своим преемником именно гросс-адмирала Карла Дёница.

Ещё адмирал неутомимо наращивал подводный флот. В 1935 году Германия имела только одиннадцать небольших подводных лодок, и сторонники «большого» надводного флота с определённой долей презрения и недоверия относились к субмаринам. Но упрямый Дёниц видел в них великое будущее и, как показало время, оказался полностью прав. Он доложил лично Адольфу Гитлеру о своих доктринах и получил его одобрение и деньги. К началу Второй мировой Германия имела в строю уже пятьдесят семь прекрасно вооружённых субмарин, а за годы войны немцы сумели построить тысячу сто пятьдесят три подводные лодки, потопившие три тысячи судов союзников и двести боевых кораблей.

По настоянию Дёница строились специальные подлодки для войны в условиях Арктики и плавания в северных морях вблизи берега - там есть свои специфические особенности навигации. Вполне естественно, эти лодки нуждались в специальных надёжных базах для дозаправки топливом, отдыха экипажей, ремонта ходовой части и корпуса, а также пополнения боезапаса и обеспечения устойчивой связи с командованием и обмена почтой. В конце концов, даже при значительном - более восьми тысяч миль! - радиусе действия немецких субмарин, они всё равно не могли находиться в плавании бесконечно.

Дёниц выдвинул крайне смелую идею, основанную на результатах «научной» экспедиции Эккенера-Самойловича в Арктику: создать секретные базы для немецких подлодок на пустынных островах в устьях рек советской северной территории. В то время она была практически необитаема и граница государства там фактически не охранялась - от кого охранять огромные, покрытые вечным льдом безлюдные пространства, страшно далёкие от других держав?

Дерзкая идея адмирала стала весьма актуальной, когда в Мурманск пошли конвои союзников, а перед гитлеровцами встала задача во что бы то ни стало перерезать эту артерию, снабжавшую воюющую Россию военной техникой, продовольствием и стратегическими материалами. Конвои подвергались постоянным воздушным атакам, их караулили немецкие рейдеры и… прятавшиеся на секретных арктических базах субмарины, ставившие пытавшихся уничтожить их морских охотников в тупик. Подводные лодки исчезали, и никто не мог тогда понять - куда?

Адмиралы Дёниц и Редер полностью уверились, что секретные базы подлодок не будут обнаружены советской авиацией и моряками, а от разведки противника их должен надёжно прикрыть абвер. Строительство необходимых сооружений, - зарытых в лёд или даже в вечную мерзлоту, - осуществляло ведомство Тодта. В 1942 году Дёниц перенёс свой штаб в Париж и оттуда руководил работами в Арктике. Понятно, что одной суперсекретной базой немецкие подводники обойтись не могли, требовалось несколько таких объектов, которые в случае внезапного обнаружения и уничтожения одного или нескольких из них могли дублировать друг друга. Строители доставлялись на место работ на подводных лодках, как и необходимые для обустройства объектов материалы. А достаточный опыт стройки в снегах и льдах у немцев уже имелся - в период Первой мировой войны немецкие, итальянские и австрийские войска вели войну во льдах в Альпах, строя в ледниках тоннели, бункеры и прорубая длинные ходы-галереи.

Обнаружение таких секретных баз подлодок действительно являлось делом очень сложным - в Третьем рейхе умели надёжно хранить свои сокровенные тайны, а в военный период советские самолёты над отдалёнными районами Арктики практически не летали. Горючее было в дефиците, всё шло для фронта и для победы, да и чего делать самолётам там, где не проходили судоходные трассы и не стояло никакого жилья?

Скорее всего, советские органы госбезопасности получили данные о секретных базах немецких субмарин в Арктике только после победы, при активной работе с военнопленными, которым уже стало нечего скрывать, или они выяснили всё об этом неожиданном ходе адмирала Карла Дёница из захваченных секретных трофейных документов. Однако советские спецслужбы тоже умеют хранить свои тайны, а наличие немецких баз в нашем северном тылу наносило престижу госбезопасности страшный, практически непоправимый удар: ещё бы, проморгать такое у себя под носом! Поэтому официально в существовании секретных баз не сознавалась ни та ни другая сторона.

В начале 60-х годов XX века на одном из островов в устье Лены местные жители якобы обнаружили давно заброшенную немецкую секретную базу. Туда даже собирались направить экспедицию с участием журналистов, однако начался развал Союза ССР и всем стало не до секретных нацистских баз.

На побережье Карского и Баренцева морей, в окрестностях Тикси и на Таймыре находят множество железных бочек, оставшихся ещё со времён американского «ленд-лиза», но среди них нет-нет да и попадаются бочки с белым распластанным орлом, сжимающим в когтях венок со свастикой - маркировка нацистского вермахта. Откуда они там взялись? Неужели море принесло?

Геологи рассказывали, как на побережье Таймыра, в вечной мерзлоте находили бляхи со свастикой от немецких морских поясных ремней, «украшенные» свастикой ложки и прочую утварь из алюминия: он был у немцев очень ходовым металлом. Неужели море тоже занесло всё это в вечную мерзлоту?

Вполне вероятно, что где-то, в до сей поры необитаемых районах российской Арктики, спрятаны неизвестные сокровища рухнувшего в сорок пятом Третьего рейха, доставленные туда субмаринами адмирала Дёница. Однако вопрос о существовании в Арктике секретных нацистских военно-морских баз остаётся открытым, а их тайна так и осталась неразгаданной.

В начале двадцатого века на мировых географических картах оставалось немало «белых пятен». Одним из самых «белых» была Арктика, в чьи владения путешественники рвались не так рьяно как в увешанные бананами тропики. Оно и понятно: дикий холод, вечные льды и удручающие рассказы современников. Единственные кто добровольно жил по соседству с белыми медведями и котиками, были коренные народы Заполярья, да поморы, чья «отмороженность» ни у кого не вызывала сомнений...

В начале IV тысячелетия до нашей эры, в долине реки Нил образовалось одно из первых государств в истории человечества – Древний Египет. Об этом известно любому подростку из школьной программы, в которой к сожалению нет упоминаний о том, что уже за две-три тысячи лет до этого люди жили не только в Африке, но и к примеру, на севере европейской части России. В то время когда пирамид не было и в проекте наши предки, или если можно так выразиться «географические соотечественники» заселяли Кольский полуостров. С примитивным снаряжением, с крайне далеким от норм цивилизации бытом, в условиях, которые мы сегодня считаем экстремальными...Спустя три тысячи лет постоянные поселения появились на побережье Белого моря. Жившие в них люди, выходили в море на примитивных кожаных и деревянных лодках и промышляли охотой на морского зверя и рыбной ловлей. Эти походы и дали начало арктическому мореплаванию.Славянские племена появились на Русском Севере в V-VI веках н. э. Они вели торговлю с жителями северного края, в частности, покупая пушнину. В X-XI веке здесь появились новгородцы, которые к XII веку сделали край колонией Великого Новгорода. Берега Белого моря, Северной Двины, Онеги и Пинеги постепенно заселили крепостные бежавшие из средней полосы, с которыми частично ассимилировалось коренное население – карелы, коми, лопари. Тогда в XIII веке, край и получил название «Русского Поморья», а потомков первых поселенцев стали называть «поморами».

В XV веке поморы совершают далекие морские походы к Груманту(Шпицберген), острову Медвежий, и на Новую Землю. Активно организовывают северные экспедиции и голландцы, которые ищут короткий морской путь в Индию и Китай. Правда для последних, плавания в северных широтах не приносят желаемых результатов и лишь русские продолжают с успехом осваивать новые территории...

КОЛОНИЯ СТРОГАНОВЫХ

Особого интереса в Арктике заслуживает архипелаг Новая Земля. Малопригодные для жизни человека скалистые острова хранят много загадок, одна из которых почти забыта в наше время.

В конце XV века известными купцами Строгановыми на Новой Земле основывается промысловая колония по добыче морского зверя и пушнины. Дело выгодное, и если верить немногим сохранившимся историческим документам, приносящее многократную прибыль. Колонисты – как правило «строганоские крестьяне» бьют моржей, китов, белых медведей, а в свободное от промысла время женятся и плодят детей. Пушнину и жир морских животных переправляют на большую землю в Архангельск; колония процветает. Однако благополучие длится недолго и через какой-то десяток лет все поселенцы гибнут, а развивавшийся промысловый центр превращается в кладбище...

Основной причиной смерти людей считается «неизвестная зараза вызванная туманами» - об этом в 1762 году пишет чиновник архангельского губернатора Клингстедт. Также, упоминания о «загадочных смертоносных туманах» есть в северных преданиях согласно которым, это ничто иное, как люди, чьи души за всевозможные грехи не приняла Полярная Звезда. Туман то сжимается, расползается по огромным пространствам, гасит все звуки, не дает ничего разглядеть, сводит людей с ума, убивает на месте или навечно «заволакивает».

Гибель «строганоских» колонистов коренными жителями тех мест была воспринята как должное. По преданиям ненцев, пришельцы с материка были наказаны за то, что нарушили одно важное табу. Дело в том, что помимо промысла морского зверя, колонисты имели другое задание – они искали жемчуг в реках Новой Земли. И не просто жемчуг, а легендарную «Зелёную нетленницу», которую мечтали заполучить купцы Строгановы...

ЗЕЛЁНЫЕ НЕТЛЕННИЦЫ

Добычей жемчуга новгородцы Строгановы занимались с XV века. Они добывали драгоценный минерал на Кольском полуострове в реках вблизи Онежского озера и Белого моря. Урожай жемчуга был немалый, поскольку помимо внутреннего рынка, он поставлялся и за рубеж. Добытый жемчуг использовался в изготовлении икон, ювелирных изделий, в различных вышивках и парадных одеяниях. Жемчуг может быть самым различным – от белого и бледно-голубого, до желтого, красноватого и даже чёрного цвета. Единственный серьезный недостаток в том, что он недолговечен; жизнь жемчуга в среднем 250-500 лет. Со временем он теряет блеск, угасает и наконец, превращается в порошок...

Мифические «зеленые нетленницы» это жемчуг другого рода – вечный, неувядающий, немеркнущий. Такие свойства приобретает жемчуг лишь в реках Крайнего Севера получая свою силу от Полярной Звезды. Северные шаманы говорят, что зеленые жемчужины сами выбирают себе хозяина, и могут как осчастливить человека, так и навлечь на него беду.

По слухам одна такая жемчужина попала в руки купцов Строгановых. Опасная реликвия зеленой искоркой поселилась в их сердцах, затуманила разум каждого, кто хоть раз её видел. И именно этот, легендарный зеленый жемчуг для Строгановых искали поселенцы на Новой Земле...

Повальный мор опустошивший колонию, по всей видимости был вызван эпидемией вируса иммунитета к которому у пришедших с материка людей не оказалось. Современным ученым хорошо известно, что в вечной мерзлоте прекрасно сохраняются частицы таких «замечательных» вещей как сибирская язва и черная оспа и что могли «подхватить» колонисты, исследующие Новую Землю одному Богу известно. Те же, кто пришли на место вымершего поселения спустя годы, обнаружили лишь конечный результат: предречные развалины жилищ, немногочисленные могилы и... множество разбросанных человеческих костей.

ПРОКЛЯТЫЕ ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДОЙ

Впрочем, есть и другая версия быстрой гибели строгановской колонии. Архангельских краевед В.Крестинин в изданных в январе 1789 года записках пишет, что колонистов убили «неизвестные воины с железными носами и зубами». Эту историю он слышал от мезенских мореходов и об этом же пишет автор нескольких книг о Строгановых Андрей Введенский. Введенский считал, что жителей колонии истребили шарашуты – потомки древнего народа Арктики и таинственные обитатели пещер Новой Земли.

Легенды о шарашутах ходили среди жителей Арктики вплоть до начала XX века. Ненцы верили, что на Новой Земле в глубоких пещерах, где есть тёплые озера живут загадочные воины, которые выходят на поверхность в виде тумана и теней. Они как и много веков назад поклоняются Полярной звезде, собирают «зеленых нетленниц», а чужаков убивают, либо уводят с собой под землю.

Историк К.Вокуев живущий в Нарьян-Маре собрал малоизвестные материалы по шарашутам. По его словам, именно шарашуты были тем самым народом, который был проклят Полярной звездой. Главной причиной проклятия, ненецкий историк считает каннибализм, который хоть и являлся огромной редкостью среди народов Крайнего севера, но всё-таки имел место быть...

Теперь трудно судить насколько реальным было нападение шарашутов на колонистов, можно лишь строить гипотезы и теряться в догадках. На Новой Земле уже давно не ищут «зеленых нетленниц», хотя в недрах архипелага по-прежнему обитают «неизвестные воины» у которых как и у их предшественников наверняка есть «железные зубы». Правда сидят они не в пещерах, а за компьютерами и все происходящее скрыто от нас под грифом «СЕКРЕТНО».

Андрей Рухлов

Российские исследователи рассказали об открытой в Арктике секретной базе нацистов, получившей название «Кладоискатель». Объект располагался на острове Земля Александры, который входит в состав архипелага Земля Франца Иосифа и находится в тысяче километров от Северного полюса. Обнаруженные исследователями артефакты хорошо сохранились благодаря холодному северному климату. Все находки планируют отправить на материк, где их внимательно исследуют, а после этого выставят на всеобщее обозрение. поинтересовалась подробностями открытия.

Пресс-секретарь национального парка «Русская Арктика» Юлия Петрова уточнила: из развалин открытого учеными бункера извлечены около 500 предметов исторического значения времен Второй мировой войны - в частности, бензиновые канистры и бумажные документы, пули и предметы личной гигиены, обувь со свастикой.

Слухи о существовании базы на острове Земля Александры ходили многие десятилетия. «До этого о ней было известно только из письменных источников, но теперь у нас есть реальные доказательства», - сказал старший научный сотрудник национального парка Евгений Ермолов.

Эксперты полагают, что секретная база была построена в 1942 году по прямому указанию Адольфа Гитлера. Скорее всего, немцы начали эксплуатировать объект в сентябре 1943-го и покинули его в июне 1944-го. Причиной сворачивания миссии ученые считают трихинеллез - заражение служащих станции нематодами из-за употребления сырого мяса белых медведей. Некоторые члены экипажа, полагают ученые, скончались, а оставшихся в живых эвакуировали гидросамолетом BV-138 в рамках специальной спасательной миссии. Наиболее ценное оборудование позже вывезли немецкой подлодкой U387.

«Кладоискатель» - одна из самых загадочных баз нацистов в Арктике. О существовании метеорологической и пеленгационной станции военным стало известно еще в 1942 году, когда советские летчики пролетели недалеко от складов базы. Однако следы присутствия немцев на острове советские военные наблюдали и раньше - в 1941-м, а после Второй мировой войны заброшенную нацистами базу посещала специально организованная советская экспедиция, о чем сохранились обрывочные сведения.

Например, известно, что в сентябре 1951 года ледокол «Семен Дежнев», как сообщает в своей книге «Арктические тени Третьего рейха» военный журналист Сергей Ковалев, проходил в проливе между островами Земля Георга и Земля Александры. Команда судна исследовала заброшенную нацистскую станцию. Экспедиция обнаружила пять блиндажей, рассчитанных на 30 человек, метеоплощадку и антенную мачту. Жилой бункер базы состоял из семи аппаратных комнат, спальни, столовой, кухни и кладовой. Четверть сооружения была спрятана в грунт, а остальная часть покрашена масляной краской белого цвета.

Видео: Unusual Things / YouTube

Блиндажи окружали окопы, в которых исследователи нашли радиостанцию, минометы и пулеметы. Более мощный радиопередатчик был спрятан под тентом в пяти километрах от побережья, в глубине острова. Также на побережье недалеко от базы обнаружили моторную лодку. Станция была незаметна с воды и находилась в полукилометре от берега, на высоте 30 метров над уровнем моря. Очевидно, «Кладоискатель» находился в ведении Кригсмарине (от немецкого Kriegsmarine) - военно-морского флота Третьего рейха.

Кадр: Unusual Things / YouTube

Это подтверждали советские военные, которые в районе нацистских станции и аэродрома на Земле Александры видели подскальную базу немецких подлодок. К сожалению, сегодня этих свидетелей нет в живых, а имеющаяся информация о секретной станции представляет собой совокупность трудно проверяемых слухов. В военное время рядом с немецкими аэродромом и метеостанцией на острове Земля Александры находилась советская взлетная полоса. В отличие от немецкой, она располагалась не в самом удачном месте острова: нерегулярно продувалась арктическими ветрами, поэтому медленно просыхала.

Сегодня Земля Александры входит в состав государственного природного заказника «Земля Франца-Иосифа». Единственный населенный пункт на острове - Нагурское, где находится база пограничной службы и самый северный аэродром страны. В настоящее время объекты поселка активно модернизируют. В частности, взлетно-посадочную полосу планируют сделать круглогодичной - из-за оттаивания грунта в летнее время она приходит в нерабочее состояние.

Взлетная полоса второго класса будет иметь размеры 2,5 километра на 42 метра и позволит принимать истребители Су-34 и МиГ-31, а также заправщики Ил-78. На территории поселка возведут административно-жилой комплекс замкнутого цикла общей площадью более 14 тысяч квадратных метров. Модернизированная инфраструктура на острове Земля Александры позволит России не только оперативно решать оборонные задачи, но и следовать в общем русле растущего интереса к Арктике, связанного с транспортными возможностями и природными богатствами региона.

Карта Арктики. Северный полюс — точка, в которой воображаемая ось вращения Земли пересекает её поверхность в Северном полушарии. Северный полюс расположен в центральной части Северного Ледовитого океана, где глубина не превышает 4000 метров. Круглый год в районе Северного полюса дрейфуют мощные многолетние паковые льды. Средняя температура зимой — около?40 °С, летом преимущественно около 0 °С. Первыми достигли Северного полюса американцы Фредерик Кук в 1908 и Роберт Пири в 1909. В 1937 в районе Северного полюса была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный Полюс-1» под руководством Ивана Папанина. В 1977 впервые в истории мореплавания атомный ледокол «Арктика» достиг Северного полюса.

Отличие Арктики и Антарктики

Арктика и Антарктика. Оба эти понятия означают области земного шара, близкие к полюсам. Но какая из них относится к северному полюсу, а какая к южному - быстро вспомнит не каждый и не сразу. Все потому, что оба эти географические названия не только близки по звучанию, но и являются однокоренными словами!

Арктика и Антарктика - слова греческого происхождения, вернее - древнегреческого. В основе их лежит один корень арктос, что на греческом означало медведь, точнее - медведица! Почему медведица?

Надо полагать, что сами древние греки ни там, ни там не были, и даже не представляли себе эти территории. Так почему медведица? Все дело в астрономии. Известно, что многие названия созвездий образовались от имен героев древнегреческих мифов: Орион, Центавр, Телец, Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас. В том числе и Большая и Малая Медведицы. И именно в Малой Медведице находится Полярная звезда, по положению почти совпадающая с северным полюсом мира. Эта звезда дает точную ориентацию на север в северном полушарии.

Полярная звезда находится в созвездии Малой Медведицы - медведица звучит как арктос - указывает на север - отсюда и Арктика. Получается, что Арктика - северная часть Земли.

А вот Антарктика образовалась по правилам греческой грамматики, в которой приставка - анти - означает противоположность.

Ученые мужи всегда любили щеголять знаниями трудов ученых древности. Первые исследователи севера были именно ученые-исследователи, от них и закрепилось это название.

Арктика - определение:

единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Принято ограничивать Арктику с юга Северным полярным кругом, в этом случае её площадь составляет 21 млн кв. км. Климат Арктики несколько мягче климата ее южной противоположности ввиду наличия океанских вод и течений. В Арктике живут белые медведи.

Антарктика - определение:

— южная полярная область земного шара, примыкающая к Южному полюсу, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Принято ограничивать Арктику с севера Южным полярным кругом Климат Антарктики более суровый, чем Арктики в силу ее большей континентальности. Здесь в массовом порядке обитают пингвины.

Источники: www.arcticuniverse.com, universal_ru_de.academic.ru, pandoraopen.ru, 5klass.net, otvet-plus.ru

Исаакиевский собор – история сбывшихся пророчеств

Плакли – деревня призраков

Загадки каменных Богов

Черная леди

Необъяснимая теплоемкость воды

Вода в природе испаряется непрерывно: миллионы ее тонн каждую минуту превращаются в пар под воздействием солнца. В итоге совокупное количество...

Таинственный камень волосатик

Минерал с не поэтическим названием - волосатик - один из самых удивительных и красивых самоцветов. Его кристаллы - прозрачные или...

Гелий-3 на Луне

Многие эксперты сходятся во мнении, что топливо на Земле вскоре закончится, другие с ними не соглашаются, но в любом случае...

Парламентский дом в Лондоне

Именно здесь заседают Палата Общин и Палата Лордов старейшие в мире парламентские палаты. Нынешнее здание Парламента построено на берегу Темзы в...

Музей Шерлока Холмса в Лондоне

Этот адрес на слуху не только у поклонников английского писателя, мэтра писательского дела и продолжателя заложенных Эдгаром Алланом по традиции литературного...

Истребитель Raptor f22

F-22 Raptor показали исключительную производительность в совместных учениях на Аляске. Хищник вылетел 97 процентов запланированных вылетов, обеспечил господство в воздухе, идя против...

Исторические места Болгарии

Болгария славится не только своими пляжами и морем, но и множеством интересных исторических мест, куда интересно будет съездить на экскурсию...

Сама история России поистине парадоксальна. Мало того, что всему героическому и славному десятилетиями сопутствовало трагическое и постыдное – мы ухитрялись не замечать великого, не умели гордиться тем, что было достойно и гордости, и преклонения. История Арктики в этом отношении – горький и назидательный пример, на котором никогда не поздно учиться.

Все, что происходило в Заполярье в 20 – 30-е годы XX века, воспринималось жителями Большой земли с громадным интересом и восхищением. Само слово «полярник» стало символом всего героического в Стране Советов, а биографии тех, кого величали покорителями полюса, Центральной Арктики, Северного морского пути, печатались на первых страницах газет с не меньшими подробностями, чем впоследствии – биографии первых космонавтов.

Вряд ли можно установить с большой точностью, когда именно Арктика была «закрыта» от глаз простых смертных. Кто это сделал, естественно, секретом не является: «друг» и «отец» советских полярников, несомненно любивший своих арктических «детей» – Иосиф Сталин. Речь сейчас идет не о закрытии Севера от иноземцев – это началось еще в стародавнюю царскую эпоху, в XVII – XVIII столетиях. Правда, Сталин сделал одно любопытное послабление именно в этом: в навигацию 1940 году. трассу Северного морского пути на восток тайно преодолел германский вспомогательный крейсер "Комет". Его сопровождали наши ледоколы, на борту немца, находились лучшие советские арктические лоцманы, ледовая разведка искала для него безопасные проходы во льдах. Таков был итог предательского сговора между Сталиным и Гитлером, особенно зловещего еще и тем, что по выходе в Тихий океан «Комет» стал боевым кораблем, угрожавшим нашим будущим союзникам по антифашистской коалиции. Но разговор сейчас о другом – о прямом запрете на публикации об Арктике, о том, что повседневно происходило в высоких широтах, включая самые яркие, героические события, которые прославили бы наше отечество и укрепили его престиж.

Не писали о проводке военных кораблей по Северному морскому пути.

Не писали о грядущей высадке папанинцев на полюс, сообщив об этом постфактум, на следующий день. Позже такая порочная практика повторилась и во время полюсного рейса атомохода «Арктика» – как, добавим, и при всех космических запусках вплоть до 80-х годов.

Во время войны 1941 – 1945 годы побережье Ледовитого океана стало линией фронта, и, естественно, все четыре года почти никакой информации о том, как живет, бедствует, хоронит своих защитников Советское Заполярье, наш народ не получал (кроме сообщений о громких победах моряков Северного флота в Баренцевом море). Как бы по инерции все сведения о происходящем на Крайнем Севере, о погоде и льдах, об экспедициях и находках, обретениях и потерях на протяжении добрых десяти послевоенных лет также оставались под замком. У нас отнимали историю, право на знание имен и событий, дат и биографии! Вся страна погружалась во тьму самоизоляции, отгородившись мира невидимым, но непроницаемым «железным занавесом». А в Арктике тем временем вершили открытия и подвиги в масштабах, вполне сравнимых с тем, что творили в полярных морях и полярном небе прославленные первопроходец былых эпох. Ежегодно в высокие широты снабжались многолюдные экспедиции «Север», всесторонне изучавшие природу Центральной Арктики. А весной I960 года была высажена во льды вторая в истории дрейфующая станция «Северный полюс».

О том, что был такой дрейф, общественность нашей страны и зарубежный мир узнали лишь четыре года спустя, когда начинали свою работу в полюсных льдах станции «СП-3» и «СП-4». Через год после смерти Сталина произошло «обвальное» рассекречивание Крайнего Севера и появилось запоздалое желание восстановить справедливость. Оказалось, что станция «СП-2» прожила во льдах Восточной Арктики 376 суток, гораздо дольше папанинской, что 11 зимовщиков испытали и ледовые разломы, и неоднократные эвакуации лагеря, и пожар в палатке радистов, и летние наводнения, и случаи нападения белого медведя на человека, не говоря уже о всевозможных лишениях.

Но главное: они работали в обстановке невероятной, безумной секретности, без права быть собой, словно разведчики, заброшенные во вражеское логово. Даже в Арктическом институте, где готовилась та экспедиция, даже близкие тех, кто отправлялся на целый год во льды, не ведали ничего и вместо эффектного «СП» вынуждены были проставлять на конвертах номер безликого почтового ящика. Их и награждали секретным Указом Президиума Верховного Совета, по которому руководитель дрейфа Михаил Михайлович Сомов стал Героем Советского Союза, а остальные получили ордена Ленина.

И только совсем недавно выяснилось, что начальник станции имел приказ сжечь документацию и взорвать все постройки, если к льдине приблизится «американский враг». Одним из важнейших секретов Арктики стало создание в середине 50-х годах ядерного полигона на архипелаге Новая Земля. Свыше 30 лет там проводились испытания чудовищного водородного оружия, и сегодня Новая Земля изранена, тяжко травмирована. Невозможно даже в первом приближении составить список безвозвратных потерь, понесенных ее природой – бело-голубыми ледниками, огромными птичьими базарами на прибрежных скалах, тундровой растительностью, поголовьем тюленей, моржей, белых медведей.

Может быть, одним из самых последних по счету стало рассекречивание космодрома Плесецк в Архангельской области. О нем впервые открыто заговорили лишь в 1992 году. Теперь мы знаем и о его создании в 1959 году, и о страшной катастрофе 18 марта 1980 года, когда в результате мощнейшего взрыва погибло почти 60 человек. Стало известно и о том, что именно отсюда, с космодрома близ города с обязывающим названием Мирный, вожди собирались атаковать смертоносными ракетами заокеанского врага во время так называемого карибского (кубинского) кризиса 1962 года.

Особую «закрытость» придавали Крайнему Северу обстоятельства, весьма далекие от соображений здравого смысла или хотя бы разумной секретности военно-стратегического характера, виной тому были массовые политические репрессии.

Великий террор, бушевавший на Большой земле в 20 – 50-е годы XX века, громким эхом отозвался в высоких широтах. Не было в Заполярье ни одной сферы человеческой деятельности, ни единого самого что ни на есть медвежьего уголка, до которого не дотянулись бы карающие органы, откуда не повезли бы на суд и расправу полярников разных специальностей – моряков, пилотов, ученых, геологов, зимовщиков, хозяйственных и партийных работников, портовиков, строителей, учителей, врачей, включая представителей малочисленных коренных народностей Севера (а таковых по меньшей мере около 30).

Как и на Большой земле, на Севере в должных пропорциях обнаруживали «врагов народа»: вредителей и диверсантов, троцкистско-зиновьевских, бухаринско-рыковских наймитов, кулаков и подкулачников. Обнаруживали по доносам, клеветническим наветам, создавали немыслимую обстановку всеобщей подозрительности, слежки и взаимодоносительства, арестовывали, сажали в тюрьмы, отправляли в гибельные ссылки, уничтожали.

Казалось бы, кому могли помешать люди, живущие в Заполярье в условиях постоянных лишений, опасностей, смертельного риска? Чем досадили сталинскому режиму они, моряки-ледоколыщики, сотрудники полярных станций, геологи, искавшие золото и олово, нефть и уголь?

Да, именно так, из Заполярья в Заполярье, в жуткие северные лагеря везли энтузиастов-романтиков, которые отдавали жизнь изучению и освоению этих вольных, бескрайних, влекущих к себе краев. Везли по славной трассе Северного морского пути, в трюмах пароходов, на открытых баржах, и суденышки эти застревали во льдах, шли на дно вместе со своим живым грузом, выручать который не летели отважные летчики, не мчались на всех парах могучие ледоколы.

Одним из первых еще в самом начале 30-х годов был арестован маститый профессор-геолог Павел Владимирович Виттенбург, известный исследователь Шпицбергена, Кольского полуострова, Якутии, острова Вайгач. Вот туда-то, на Вайгач, где он успел до того сделать крупные открытия, и повезли ученого на свинцово-цинковые рудники. К счастью, ему удалось выжить и через много лет вернуться в родной Ленинград. Но скольким его коллегам, друзьям, соратникам это было не суждено.

Был расстрелян в 1939 году профессор Р. Л. Самойлович. Та же участь постигла его доброго товарища, генерального консула СССР на Шпицбергене и отца будущей прославленной балерины (которая девочкой зимовала вместе с родителями в Арктике) Михаила Эммануиловича Плисецкого. Погиб профессор Павел Александрович Молчанов, участвовавший вместе с Самойловичем в экспедиции на дирижабле «Граф Цеппелин». Пали жертвами репрессий герои-челюскинцы Алексей Николаевич Бобров, Илья Леонидович Баевский, Павел Константинович Хмызников, фанатик радиодела Николай Рейнгольдович Шмидт, первым услышавший сигналы бедствия из Красной палатки Нобиле, ветеран Северного морского пути, строитель города и порта Игарки Борис Васильевич Лавров.

Лишь в одном только Гидрографическом управлении Главсевморпути было арестовано и уволено с работы свыше 150 сотрудников, объявленных «чуждыми элементами». Так поступали с полярными гидрографами, первопроходцами ледовой трассы, знатоками ее грозных опасностей, хранителями маяков – с людьми, без которых невозможна нормальная жизнь Северного морского пути!

Ученых Арктического института, которым руководил Самойлович, в те годы уважительно называли «сборной СССР». Эта уникальная «команда» единомышленников, самоотверженных патриотов своей страны была в считанные месяцы истреблена почти полностью. Из ведущих ученых не тронули одного лишь профессора Владимира Юльевича Визе, но как же его шельмовали, как оскорбляли, как угрожал ему долгие-долгие годы. На огромные, немыслимые сроки отправились в тюрьмы и лагеря знаменитый геолог и географ Михаил Михайлович Ермолаев, ведущий знаток льдов и морских течений Николай Иванович Евгенов, легендарный полярный исследователь Николай Николаевич Урванцев.

Именно Урванцев еще в 20-е годы XX века открыл богатейшие месторождения меди, никеля, угля, графита, кобальта на Таймыре, в районе будущего Норильска. И, по «доброй» традиции, заведенной карательными органами, был в 1940 году насильственно отправлен туда же, к месту своей былой (и будущей!) славы. Он и в заключении продолжал работать геологом, бывал в экспедициях, писал научные работы, однако все они оседали в недрах «спецхрана» (этим словцом обозначались сверхсекретные архивы и книгохранилища, в которых содержались бесценные труды людей, объявленных «врагами народа», потерявших право на собственное имя).

Даже на таком фоне совершенно чудовищными выглядят репрессии времен Отечественной войны. Прямо в море арестовывали самых именитых арктических капитанов, предъявляя им нелепые обвинения во вредительстве и измене Родине.

Восемь лет отсидел в лагерях архангельский судоводитель Василий Павлович Корельский, а его однофамилец, капитан ледокольного парохода «Садко» Александр Гаврилович Корельский, был приговорен к расстрелу за то, что его судно наскочило в штормовую погоду в Карском море на необозначенную на карте мель.

Были арестованы в военные годы прославленные полярные пилоты Фабио Брунович Фарих и Василий Михайлович Махоткин, после войны к ним добавились еще несколько авиаторов, а также известный арктический капитан Юрий Константинович Хлебников, удостоенный редчайшего для моряка гражданского флота ордена Нахимова. Его отправили на «сталинский курорт» – в Воркуту, где заключенному Хлебникову предстояло десять лет добывать заполярный уголь.

Полярников хватали и на самых удаленных от материка зимовках. Были арестованы и сгинули начальник полярной станции на Земле Франца-Иосифа Филипп Иванович Балабин, молодой талантливый океанолог, сотрудник одной из чукотских станций Александр Чаусов. Начальника зимовки на острове Домашнем в Карском море Александра Павловича Бабича, известного радиста, одного из первых в стране почетных полярников, девять лет добивали в камере смертников и в забайкальских лагерях, выколачивая из него признание, будто он хотел «передать врагу наш арктический флот». В мае 1950 года, за два месяца до смерти в концлагере, Бабич отправил семье в Ленинград последнее письмо: «Иногда я искусственно убеждаю себя, что я продолжаю зимовку и просто в силу обстоятельств не могу возвратиться на Большую землю. Но ведь когда-то и эта «зимовка» кончится?»

Страшные «зимовки» кончились для подавляющего большинства невинно осужденных, вычеркнутых из истории и из народной памяти людей лишь после 1956 года.