Биографии Характеристики Анализ

Семейное чтение притчи что побеждает что важнее. Что важнее? (притча)

Схема анализа текста притчи

1. Притча о человеке, построившем дом

Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире.

Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире.

К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг…

Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.

1. Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Дом – семья, жизнь, опора, защита…

Камни правила, законы…

Пламя – войны, беды, несчастья…

2. Ценности (общечеловеческие): дом, семья, милосердие, отзывчивость, помощь ближнему, превосходство мира духовного над материальным…

3. Основная мысль – человек, который живет только для себя, остается одиноким в этом мире…

4. Вопросы и задания учащимся:

1) Чтение притчи учителем (до последнего абзаца)

– Понравилась ли вам притча? Что привлекло в ней? Какие чувства она пробудила у вас?

– На сколько частей можно разделить данную притчу?

2) Работа в группах (чтение по частям и выполнение заданий)

1 группа: Составить вопросы к первой части повествования.

2 группа: Объяснить выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

3 группа: Составить вопросы к третьей части повествования.

4 группа: Нарисовать дом, построенный человеком, и его самого в конце повествования. Какие чувства вы постараетесь передать в рисунке?

Примерные вопросы учащихся и к учащимся: Чего хотел человек, когда мечтал о своем доме? Есть ли что-нибудь плохое в том, о чем он мечтал? Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька – и человек на вершине , показать (зарисовать) иллюстрацию на доске)

– Как строил свой дом человек? Что означают выражения: «основательно принялся строить», «с любовью выбирал и обтесывал», «постепенно появился».

– Это была трудная работа? Почему же она не утомляет человека? Почему он не бросает эту трудную работу?

(Ступенька ниже)

– Что происходило вокруг человека и его красивого дома? В чем нуждались окружающие люди?

– Как ведет себя человек? Почему он отказывает другим в защите и заботе?

– Можем ли мы по-прежнему восхищаться человеком?

– Какие чувства он у вас вызывает?

(Ступенька ниже)

– Как вы думаете, почему человеку, построившему дом, нет места не только на Земле, но и во всей Вселенной? За что он так страшно наказан?

(Демонстрация рисунков 4 группы учащихся)

– Почему человек, задумавший хорошее дело, оказался в таком ужасном положении? Справедливо ли такое наказание? Какие чувства у вас вызывает этот человек?

2. Беседа

– Охарактеризуйте качества человека? («Равнодушие», «бессердечие», как вы их понимаете?)

– Что необычного в этом коротком повествовании? Только ли о человеке и строительстве дома оно рассказывает?

– Что такое ДОМ в жизни каждого человека?

– Чего же не хватило человеку, о чем он забыл, строя свой дом?

(Ступенька последняя – вниз)

3. Общее знакомство с жанром притчи. Сравнение с басней

4. Обобщение

– Что помогла понять каждому из вас эта притча? Какова основная мысль притчи?

Русские народные пословицы

Жизнь дана на добрые дела.

Чтобы помочь другим – не нужно богатырской силы, не нужно волшебной палочки. Нужно только желание. Еще важнее не ожидать просьб о помощи. И, самое главное не опоздать с помощью…

2. Садовник и падишах

Проезжал однажды падишах мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

– Эй, старик, – обратился падишах к садовнику, – твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева, так к чему же твои заботы?.. Ну знаю, знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму, и о будущем, которое ещё не вышло из тьмы? Ведь только настоящее принадлежит нам.

– Тебе ли, властителю, понять садовника! – отвечал старик. – Ты не хочешь вспоминать прошлое – значит, оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем – значит, ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему!

Анализ притчи:

– Как к жизни и времени относится каждый из героев?

– Почему старик-садовник сказал о том, что он не завидует настоящему самого падишаха? (Хотя падишах говорит о том, сегодняшнему поколению принадлежит только настоящее, он не понимает самого главного: настоящее – связующее звено между прошлым и будущим человека.)

Сад – жизнь на Земле, закат – время старости, плоды – дела, поступки человека , тьма – пустота, бездна, дерево – человек (древо жизни), старик – мудрец, забор – символ разделения…

«Как мост становится мостом только тогда, когда по нему идут, как золото обретает ценность, только когда его отделяют от земли, как ядрышко ореха можно съесть, только расколов его скорлупу, так и знание, заключённое в символах, может открыться только тогда, когда человек приложит к этому максимальные усилия..» .

Русские народные пословицы

Кто добро творит, того Бог благословит.

Без добрых дел нет доброго имени.

Доброе дело два века живет, этот и тот.

Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра – спасение души.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Доброе дело на два века: на тот и на этот.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Для размышлений: «Человек уходит, а дела остаются; стало быть, и человек в конце концов остается». (А. Исаакян)

3. Раввин и Мыловар

(Данную притчу можно использовать при изучении «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ.)

Шли однажды вместе раввин и мыловар.

– Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо?

Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин:

– Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло?

– Но, рабби, – возразил мыловар, – мыло не может помочь, если им не пользоваться.

– Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!

Анализ притчи

– Определите действующих лиц притчи. О чем в ней говорится? (Действующим лицом притчи является иудейский священник – раввин, речь в ней идет об истинности иудейской веры.)

– О каком священном источнике говорится в притче? (Обращение к священной книге иудеев – Торе, к мудрости праведников и идеалам иудейских пророков.)

– Какие слова-символы встречаются в притче, что они обозначают?

(Мыловар – сомневающийся иудей. Грязь – человеческие грехи, «грязные поступки», земное бытие человека. Мыло – иудейская вера (молитва, обряды, иудейские традиции, Тора, заповеди, путь добра и справедливости, благие человеческие поступки). Ребенок – неверующий еврей; еврей, который не придерживается канонов иудейской религии; грешник.)

– Какие ценности отражает притча? (Познание добра, правды и справедливости через исповедание иудейcкой веры (религиозный подход). Путь к познанию идеала бытия через человеческие поступки во имя добра, правды и справедливости (культурологический подход).)

– Какова основная мысль притчи? (В основе человеческих страданий и бед лежит неверие людей, их греховность и отстраненность от заповедей иудейской религии, для того, чтобы от них избавится нужно быть истинным иудеем (религиозный подход). Для того чтобы прийти к справедливости, добру, мудрости, необходимо всю свою жизнь подчинять этим ценностям (культурологический подход).)

Теоретические вопросы: Что такое Тора? Что означает Тора, и в переводе с какого языка? Можно ли назвать автора Торы и почему? Сколько книг включает Тора? Назовите ее основные части. Почему Тору читают до сих пор?

Практические вопросы (к источнику):

  1. Что стало причиной спора?
  2. Какова точка зрения мыловара, наблюдающего за ребенком? Согласен ли с ним раввин?
  3. Сравните героев? Чем они похожи, чем отличаются?
  4. Какие уроки дал раввин мыловару?
  5. Какой урок (заповедь) может сделать для себя человек, прочитав притчу?
  6. В чем причина того, что люди продолжают совершать зло?
  7. Какие символы вы встречаете в притче? Что, или кого может означать каждый из героев притчи?
  8. Точка зрения кого из героев вам наиболее близка? Почему?

4. Корзину-то возьми…

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

– Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

– На что она мне?

– Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

О чем эта притча?

О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют.)

О каком важном законе нравственности напоминает притча?

В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

Чему учит притча?

Для размышлений:

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» Одна из заповедей христиан

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

«Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

5. Притча о змее

Некогда жила змея, голова и хвост которой все время спорили между собой. Голова говорит хвосту: «Меня надо считать старшей. У меня есть глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть, при движении я впереди остального тела. А ты не имеешь таких достоинств».

В ответ хвост трижды обмотался вокруг дерева. Голова не смогла двигаться в поисках пищи и чуть не умерла от голода. Она сказала хвосту: «Отпусти меня, а я признаю тебя старшим». Хвост, услышав эти слова, тут же отцепился от дерева.

Голова снова говорит хвосту: «Раз ты признан старшим, то посмотрим, как ты пойдешь первым». Хвост отправился вперед, но не сделал и нескольких шагов, как свалился в огненную яму, и змея погибла в огне.

Анализ притчи

– Определите героев-участников данной притчи; перечислите. А сколько героев?

– О чем спорили Хвост и Голова?

– Кто, на ваш взгляд, прав: хвост или голова?! Аргументируйте свою точку зрения.

– Что можно сказать о качествах, ценностях Хвоста и Головы?

– Что в истории вам может показаться странным? (Хвост сделал несколько шагов, а Змея не может шагать; Змея молчалива.)

– Чтобы вы посоветовали Змее, оказавшись рядом?

– В чем заключается смысл притчи? (Жить в согласии.)

– Могут ли подобные ситуации быть в жизни?

– Назовите басни, которые можно отнести к данной притче.

– Назовите пословицы и поговорки, подходящие к притче.

– Как бы вы проиллюстрировали данную притчу на листе бумаги?

6. Пчела и трутни (Эзоп)

– Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья. – Вам бы только не работать. Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

– Нашла кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы. Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь.

Анализ притчи

– Кто является героями притчи?

– Как вы поняли, за что рабочая пчела ругает трутней? Как пчела назвала трутней? (Бездельники.)

– Назовите в этом слове приставку? Я предлагаю вам посмотреть на слова, в которых мы тоже выделим приставку без- : безденежный, бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный. Какое значение вносит приставка в слова? (Отсутствие чего-либо или недостаток.)

– Как вы считаете, какая интонация чувствуется в голосе пчелы?

– Перечитайте притчу еще раз. Считаю ли трутни себя бездельниками? Как они пытаются оправдать себя?! (Трутни оговаривают трудолюбивого муравья.)

– Символом чего выступает муравей и рабочая пчела; выступают трутни? Кто из них заслуживает нашего уважения? Почему? А откуда берутся трутни?

– Почему «труд», «трудно» и «трудность» – одного корня?

Работа с пословицами и поговорками

Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается.

Без дела жить – небо коптить.

Ленивый – к обеду, ретивый – к работе.

Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.

Праздность – мать пороков.

Для размышлений:

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды». Вольтер

«Труд – отец счастья». В. Франклин

«Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни». Д. Торро

«Лежит дорога к счастью через труд, пути иные к счастью не ведут». Абу Шукур Бахли

«Освобождение себя от труда есть преступление против себя». Ж. Ж. Руссо

«Всякий, кто был полезен другому, принес пользу самому себе». Сенека

«Лень – мать всех пороков». Восточная мудрость

7. Жадный Лев

Героем притчи будет являться царь зверей – Лев. Все знают, что лев – страшный хищник. К своей добыче может подкрадываться очень близко, а затем бросается вслед за ней, догоняет и совершает прыжок. Живет в Африке.

Слушая притчу, определите, какое качество льва проявляется очень ярко? (Аналитическое чтение)

Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал:

– Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем.

Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему.

Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал…

Жадность

Данная притча так и называется – «Жадный Лев». Почему Лев все время менял добычу?

– К чему стремится жадный человек?! (Стремится к наживе, хочет получить больше, чем ему необходимо.)

– Жадность становится необузданным желанием, необузданной страстью для нашего героя. В народе жадного человека называли «прижимистым» или «скаредным».

– Как вы думаете, о чем же подумал Лев, увидев свое отражение в воде? (Высказывания детей.)

… И подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли.

– Какое еще качество Льва проявляется в этой истории? (Глупость )

– Чему учит притча?

Для размышлений:

«Жадность заключается в желании иметь больше, чем необходимо». Августин

«Жадность есть необузданная страсть приобретения, жажда наживы». П. Браччолини

8. Медведь

  1. Отгадайте, кто будет героем в этой притче (работа в группах) :
  1. «Собери картинку» (пазлы): учащиеся собирают пазлы и отгадывают героя притчи.
  2. Читают отрывок текста и тоже отгадывают героя.

Самый крупный и, наверное, самый известный хищник. Любит лакомиться лесными ягодами и вкусными корешками растений. Но не откажется и от вкусных желудей и грибов. Великолепно плавает, не боясь переплывать большие реки в несколько километров шириной.

Итак, героем нашей притчи будет медведь .

– Что любят медведи больше всего? (Мёд.)

– Правильно. Медведи – большие сладкоежки. Косолапые сластены часто разоряют гнезда диких пчел. Это совсем не нравится пчелам, и они стараются укусить непрошенных гостей. Но мишки не сдаются, ведь мед такой вкусный.

– А что может испугать медведя? (Выслушать варианты.)

Кого боится медведь?

Сказали как-то медведю:

– На тебя вся деревня идет!

– А я не боюсь! – отвечает косолапый.

– Кого же ты боишься?!

– А вот если скажут, что братья на меня идут, тогда мне есть чего бояться.

– Чего же боится медведь? Что его может испугать? (Предательство близких.)

– В чем смысл притчи?

В обозримом прошлом Земли, зародилось и ушло в небытие немало народов. От одних осталось только их название, от других – несколько строк в историографии.

Объективных причин много. Но немалую роль в их ослаблении сыграли вражда, междоусобицы властителей. Именно они подрывали силу народов.

9. Собака и волк

Героем русских народных сказок часто является Серый волк. Отгадайте, из каких сказок данные иллюстрации (учитель демонстрирует иллюстрации или слайды из сказок «Волк и семеро козлят», «Кот и Лиса», «Лиса и Волк»).

– Мы с вами знаем о том, что Серый волк обманывает, хитрит; он сильный, но использует силу для совершения проступков; злой, не пожалеет беззащитного; в каких-то ситуациях русский народ показывает его глупым.

Чтение притчи «Собака и Волк».

Собака и волк

Однажды крестьянин отправился в лес за дровами. За ним увязалась и его собака. Вместе они вошли в лес. Вдруг появился волк. Он набросился на собаку, отволок ее в лес, чтобы съесть, но собака со слезами на глазах сказала ему:

– Что сделала я тебе плохого, что ты хочешь меня съесть? Если ты сейчас съешь меня, все равно завтра опять будешь голодным. Давай пойдем к нам домой, там каждый день мне дают хлеб и другую пищу, будем жить вместе.

Волк видит, что собака говорит дело, и согласился. Шли они, шли, и, когда подошли к селу, волк заметил, что шея у собаки плешивая, вся в нагноившихся ранах.

– Это хорошо, очень хорошо, братец, что ты так прекрасно живешь, но почему у тебя такая израненная шея?

– Знаешь что, братец, у моего хозяина дурной характер: перед тем как положить передо мной хлеб, он надевает мне на шею цепь, а затем говорит: «Ешь».

– Нет, братец, пойду-ка я обратно, а ты иди, живи сам с сытым желудком и с цепью на шее.

Анализ притчи

– Что ценит Волк больше всего? (Ценит свободу .)

Свобода является одной из важнейших нравственных ценностей. Свободу можно сравнить с воздухом горных вершин. Имея свободу, человек имеет выбор. Но для слабых людей свобода непереносима! Почему?

– В чем смысл притчи?

Постарайтесь объяснить, почему люди выполняли одну и ту же работу, а ответы у них получились разные.

– Какие ценности отражает притча? Чему она учит нас?


Почему мы любим притчи? Наверное, потому, что они говорят с нами о самом важном – об истинном счастье и о любви, о дружбе, о предназначении и о смысле жизни. Но не поучают, а лишь намекают, оставляя свободу самому искать смысл их ярких, неожиданных образов.

КАК МЫ ВИДИМ МИР

У дороги стояло старое, засохшее дерево. Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался: ему показалось, что это стоит, поджидая его, стражник. Прошел влюбленный юноша - и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он решил, что это привидение. Но дерево было только деревом.

Мы видим мир таким, каковы мы сами.

Индуистская традиция
В ТЕМНОТЕ

Однажды ночью Ходжа Насреддин вышел во двор и увидел своего соседа. Тот ходил по двору с лампой в руках и что-то искал. Насреддин окликнул его:
- Что ты здесь ищешь в темноте?
- Жена потеряла кремень, и мне нечем разжечь трубку.
- У тебя же есть лампа, - заметил мулла, - прикури от нее!
Сосед озадаченно поднял голову:
- Мне это не пришло в голову...
- Да, - сказал Насреддин, - мы слишком умные... У нас есть лампа, а мы ищем кремень, чтобы разжечь огонь.

Суфийская традиция
ЧТО НАС УЧИТ?

Учиться можно у любой вещи, - говорил рабби своим ученикам, - всё в этом мире существует, чтобы наставлять нас.
- Чему же учит нас, с сомнением спросил один хасид, - железная дорога?
- Тому, что, опоздав на мгновение, ты можешь упустить все.
- А телеграф?
- Тому, что каждое наше слово учитывается.
- А телефон?
- Все, что мы говорим здесь, слышно Там.

Хасидская традиция

ВАЛУН У ДОРОГИ

Однажды в дороге хан повстречался с дервишем. Хан был в хорошем расположении духа и разговорился с попутчиком.
- Когда я был молод, я тоже все искал истину, - сообщил он. - Прекрасное было время! А теперь... Дела, заботы, придворные интриги, да и интерес к поискам исчез. Скажи, отчего это?
- Взгляни, хан, как великолепна эта гора!
- Да, воистину так...
- Видишь тот валун у дороги? Давай зайдем за него и будем оттуда любоваться горой.
- В своем ли ты уме, старик?! Если мы за него зайдем, то никакой горы не увидим. Все заслонит валун.
- Так и ты, хан: зашел туда, где истину не только не видно, но даже желания искать ее нет.

Суфийская традиция
ЗАДАЧА ИМПЕРАТОРА

Однажды великий император Акбар пришел в суд. Он нарисовал на стене линию и спросил судей:
- Как сделать эту линию короче, не касаясь её?
Все озадаченно молчали. Вдруг одни человек засмеялся. Это был известный мудрый шутник Бирбал. Он подошел к стене и нарисовал над линией, начерченной Акбаром, другую линию, длиннее первой:
- Смотри, император, я сделал твою линию короче, не касаясь ее, ведь величина и длина относительны.

Индуистская традиция
ЛОСКУТОК ЛЬНА

Авва Евлогий был однажды так грустен, что не смог этого скрыть.
- Почему ты грустишь, отче? - спросил его один из старцев.
- Я усомнился в способности братьев познавать великие истины. Трижды я показывал им льняной лоскуток с нарисованной на нем красной точкой и спрашивал, что они видят, и трижды они ответили: «Красную точку». И никто не сказал: «Лоскуток льна».

Христианская традиция
ВЕЛИКОЕ ОТКРЫТИЕ

Один человек, желавший стать мудрым, пришел к раввину:
- Скажи, что мне сделать, чтобы стать мудрецом?
- Выйди на улицу и постой некоторое время под дождем, - ответил раввин.
Человек удивился: «Разве это поможет?» Но вышел под дождь. Он чувствовал себя очень глупо и к тому же до нитки промок... Через десять минут он вернулся и спросил:
- Я сделал, как ты мне сказал, что теперь?
- Пока ты стоял под дождем, посетило ли тебя какое-нибудь озарение?
- Какое там озарение! Я думал, что веду себя как глупец!
- Это великое открытие! - сказал раввин. - Теперь ты на правильном пути: если ты знаешь, что ты глупец, ты начинаешь становиться мудрым! Изменения уже начались.

Хасидская традиция.

ЛЁГКИЙ КРЕСТ

Один человек считал свою жизнь невыносимо тяжелой. И пришел он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил:
- Дай мне, Господи, другую судьбу - другой крест, полегче.
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завел его в хранилище, где лежали человеческие кресты, и сказал:
- Выбирай.
Каких только крестов там не было - и маленьких, и больших, и средних, и тяжелых, и легких. После долгих поисков человек, наконец, выбрал самый легкий и маленький крест и вновь обратился к Богу:
- Можно мне взять этот?
- Бери, - ответил Господь. - Но ведь это и есть твой собственный крест.

Христианская традиция

Один богач привез из Индии слона.
Однажды в сарай, где стоял слон, пробрались четверо слепых: им было интересно узнать, что это за животное, но так как они ничего не видели, то могли лишь ощупывать слона руками.
Первый слепой, дотронувшись до его уха, воскликнул: «Слон похож на огромное опахало!»
Второй обхватил ногу и сказал: «Нет! Слон крепок и могуч, как колонна!»
Третий погладил бок: «Что вы спорите?! Слон подобен стене!»
Четвертый потрогал хобот: «Слон напоминает гибкую трубу!»
Они долго спорили, но ни один не был близок к истине, так как не мог представить целого слона.

Индийская мудрость
ПРИЗНАКИ СВЯТОСТИ

Один человек много лет мечтал найти учителя. Его старинный приятель, узнав об этом, взялся ему помочь:
- Я знаю одного святого человека. Он живет на вершине горы. Если хочешь, я отведу тебя к нему.
Когда друзья поднимались к обители отшельника, их застал сильный снегопад. Устав от долгого пути, они решил отдохнуть у источника.
- Откуда ты знаешь, что этот отшельник - святой? - спросил человек своего друга.
- Это сразу видно, - ответил тот. - Он ходит в белых одеждах, питается только растительной нищей и пьет только воду. Он усмиряет свою плоть, протыкая ноги гвоздями, раздетым лежит на снегу и каждую неделю получает по двадцать ударов хлыстом от своего ученика.
Приятели уже собирались идти дальше, но в эту минуту к источнику привели белую лошадь. Попив воды и пожевав травы, она легла в снег. Увидев это, человек, мечтавший найти учителя, встал и сказал:
- Я ухожу. Смотри - вот лошадь. Она ест траву и пьет воду, ее копыта утыканы гвоздями, она валяется в снегу и, я уверен, получает по двадцать ударов хлыстом каждый день. Однако она не более чем лошадь.

ТЫ ВСЕ ЕЩЕ НЕСЕШЬ ЕЁ!

Как-то два монаха, Тандзан и Экидо, возвращались в свой монастырь. На грязной дороге, размытой после сильного дождя, они повстречали красивую девушку. Она никак не могла перебраться через быстрый ручей. Недолго думая. Тандзан взял ее на руки и перенес через него.
На закате, уже у стен монастыря, молчавший всю дорогу Экидо не сдержался и упрекнул товарища:
- Зачем ты сделал это? Тебе же прекрасно известно, что нам, монахам, нельзя смотреть на женщин, а тем более прикасаться к ним!
- Я перенес девушку через ручей, - ответил Тандзан, - и оставил там, на дороге, а ты все еще несешь ее!

Дзен-буддийская традиция

ЖИЗНЬ ПРОШЛА ЗРЯ

Мулла Насреддин, чтобы заработать немного денег, перевозил через реку пассажиров. Как-то раз в его лодку сел великий книжник, знаток священных текстов. Когда они доплыли до середины реки, книжник, желая блеснуть ученостью, спросил Насреддина:
- Скажи-ка, лодочник, а знаешь ли ты Коран? Глубоко ли ты его изучил?
- Нет, некогда мне, - отмахнулся Насреддин.
- Что ж, тогда ты полжизни прожил зря.
Вдруг налетел сильный ветер, и маленькую лодку понесло прочь от берега. Поднялись волны, вода залила лодку, и та стала медленно тонуть. Тогда Насреддин поинтересовался:
- Скажи-ка, учитель, а знаешь ли ты, как надо плавать?
- Нет, - признался испуганный книжник.
- Что ж, тогда вся твоя жизнь прошла зря! - заметил Насреддин, прыгнул за борт и поплыл к берегу.

Суфийская традиция
ЧАШКА ЧАЯ

Один профессор пришел к известному учителю дзен Нан–ину, чтобы узнать о дзен. Нан–ин предложил ему выпить чаю и стал наполнять чашку.
Чашка была уже полна, но мастер все лил и лил в нее чай. Профессор долго следил за ним и, наконец, не выдержал:
- Что вы делаете?! Чашка переполнена, в нее больше ничего не войдет!
- Так же как эта чашка, - ответил Нан–ин, - вы полны ваших собственных мнений и знаний. Как я могу показать вам дзен, если вы не опустошили свою чашку?

Тибетская притча
БУДДА И СЛЕПОЙ

Как-то раз к Будде привели слепого.
- Этот слепой, - сказали люди, - не верит в существование света и доказывает всем, что света нет. У него острый ум и мы не можем разубедить его, и даже сами стали сомневаться в существовании света. Он говорит: «Если свет существует, дайте мне потрогать его, попробовать на вкус или понюхать. Или ударьте по нему, тогда я услышу, как он звучит». Помоги нам убедить его в том, что свет существует.
Будда ответил:
- Слепой прав. Для него свет не существует. Почему он должен верить в него? Ему нужен врач, а не проповедник.
Будда позвал врача и попросил опросить слепого.
- Ничего особенного, - сказал врач. - За полгода я смогу вылечить его.
Будда попросил врача сделать это, а слепого попросил не спорить, пока не выздоровеет.
Через пол года бывший слепой со слезами радости на глазах пришел к Будде и припал к его ногам.
- Вот теперь мы можем поспорить, - сказал Будда.

Буддийская традиция

ГДЕ СПРЯТАТЬСЯ БОГУ?

Говорят, после того как Бог создал мир, человек развил бурную деятельность и вскоре шагнул за пределы дозволенного. Это очень обеспокоило Бога. Он созвал на совет архангелов и Сказал:
- Боюсь, создав человека, я совершил ошибку: теперь мне не будет покоя. Люди станут постоянно нарушать границы дозволенного, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда мне спрятаться от них?
Долго думали архангелы. Где же скрыться Богу, чтобы его не нашли? На вершине самой высокой горы? Но люди скоро доберутся туда. На дне океана? На Луне? Было множество предложений, но Бог все отверг.
Наконец, один архангел посоветовал:
- Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь тот, чьё сердце открыто.
Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

Христианская традиция
ИСТИННЫЙ ФИЛОСОФ

Один из учеников спросил Сократа: «Почему я ни разу не видел на твоем челе признаков печали? Ты всегда в хорошем настроении».
Сократ ответил:
- Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы его утратил. Истинный философ боится лишь духовной смерти, забвения. Но тот, кто всю жизнь стремился к радости познания, а душу украшал подлинными драгоценностями: воздержанностью, справедливостью, мужеством, свободой, истиной, - тот может не тревожиться о себе и смело спускаться в Аид тотчас, как позовет судьба.

Греческая традиция
А ЧТО ПОТОМ?
Христианская притча

КРУГ ЗНАНИЙ

Гуляя в тенистой роще, Анаксимен беседовал со своим учеником.
- Скажи мне, - спросил юноша учителя, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, у тебя богатый опыт, ты учился у великих эллинов. Как же так получилось, что столь многое тебе до сих пор неясно?
Философ начертил посохом на земле два круга - маленький и большой.
- Твои знания подобны маленькому кругу, мои - большому. Вне этих кругов - неизвестность. Чем шире круг познаний, тем с большей областью неизвестного он граничит. И чем больше человек узнает, тем больше вопросов у него появляется.

Греческая традиция
ЛЕГКИЙ ПУТЬ

Ходжа Насреддин обратился к людям со словами:
- Хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперед без жертвы?
Все закричали:
- Хотим, хотим!
- Чудесно, - сказал Насреддин. - Я тоже хочу и, если когда-нибудь узнаю, как это сделать, с радостью сообщу вам.

Суфийская традиция
КУПИ ЖЕ БИЛЕТ!

Один человек мечтал выиграть в лотерею. Каждый день он приходил в храм, вставал на колени и просил Бога:
- Господи, помоги мне выиграть в лотерею!
Прошел месяц, второй.
Однажды человек, как обычно, пришел в храм, встал на колени и стал молиться:
- Господи, ну дай же мне выиграть в лотерею! Ведь другие выигрывают. Что тебе стоит?!
Вдруг над его головой раздался голос Всевышнего:
- Да купи же ты, наконец, лотерейный билет!

СМЕЛЬЧАК ПОНЕВОЛЕ

Как-то раз во время праздника много горожан собралось на мосту, чтобы смотреть представление. Вдруг с моста упала маленькая девочка. Началась паника, раздались крики «Помогите!» - но никто не решался прыгнуть в реку, чтобы спасти тонущего ребенка. Наконец нашелся смельчак - он прыгнул вниз, схватил девочку и, отчаянно барахтаясь, поплыл к берегу.
На берегу его встретили как героя. Однако, выслушав поздравления восхищенных его смелостью людей, он ответил:
- Спасибо! Только я хотел бы знать - кто столкнул меня в воду?! Ведь я не умею плавать!

ВСТАВАЙ!

Ученик спросил своего наставника:
- Учитель, что ты скажешь мне, если узнаешь о моем падении?
- Вставай!
- А если я снова упаду?
- Я снова скажу тебе: «Вставай!»
- И сколько же это будет продолжаться - вот так падать и подниматься?
- Падай и поднимайся, пока жив! Те, кто упали и не поднялись, - мертвы.

Суфийская традиция
ЛЯГУШКА И ГРУЗОВИК

Однажды лягушка скакала по грязной деревенской дороге и попала в глубокую колею. И сколько она ни старалась выбраться из нее, ничего не получалось! Не помогли даже другие лягушки, которые давали советы и всячески ее подбадривали. Наступил вечер и, расстроенные, они ускакали, оставив лягушку на произвол судьбы. Было ясно, что ночью она погибнет.
Но утром, к своему огромному удивлению, они увидели, что лягушка весело скачет у дороги.
- Как тебе удалось выбраться? - стали наперебой спрашивать они.
- Очень просто, - ответила лягушка. - Появился грузовик - и мне пришлось выбраться!

ПРЕПЯТСТВИЯ ВО МНЕ

У суфия однажды спросили:
- Кто направил тебя на Путь?
Он ответил:
- Пес. Как–то раз я увидел пса - его мучила жажда, он стоял у воды, но всякий раз, наклоняясь к ней, видел свое отражение, пугался и отскакивал. Он думал, что там другая собака. Но когда жажда стала нестерпимой, пес отбросил страх и прыгнул в воду. Отражение исчезло. Пес обнаружил, что препятствие, которым он был сам, между ним и тем, что он искал, исчезло.

Суфийская традиция
ДВА ВОЛКА

Как-то раз старый индеец сказал своему внуку:
- В каждом человеке борются два волка. Один волк представляет все зло, какое есть в человеке: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой представляет добро: любовь, надежду, уважение к другим, доброту, верность, мудрость.
Маленький индеец задумался и спросил:
- А какой побеждает?
Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
- Тот, которого ты кормишь.

НОЧНАЯ ПРОГУЛКА

Один из учеников мастера Сенгаи частенько по ночам убегал из монастыря в город развлекаться.
Однажды ночью, разыскивая его, осматривая спальню, Сенгаи нашел высокий табурет, который тот подставлял, чтобы перелезать через стену.
Мастер отодвинул табурет и встал на это место.
Под утро бродяга вернулся. Ни о чем не подозревая, он встал на голову учителя и спрыгнул на землю.
Увидев, что он сделал, ученик был поражен.
- По утрам уже очень холодно, смотри не простудись, - сказал ему старый учитель.
С тех пор ученик никогда больше не уходил из монастыря.

Дзен-буддийская традиция
ЧТО ТЕБЕ НУЖНО

Однажды к старому мастеру пришел юноша.
- Что тебе нужно?- спросил мастер.
- Возьми меня в ученики, - попросил молодой человек. - Я хочу стать сильным и непобедимым.
- Так стань! Если ты будешь добрым, вежливым и внимательным, тебя все будут уважать. Дух твой станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе предотвращать конфликты и находить мирное решение проблем, а значит, выигрывать бой, не вступая в него. И ты станешь непобедимым.
- Почему?
- Потому что тебе просто не с кем будет сражаться.
Юноша ушел. Через несколько лет он снова вернулся к старому учителю.
- Что тебе нужно? - спросил тот.
- Я хотел лишь узнать, как ваше здоровье и не нужна ли вам помощь.
И мастер взял его в ученики.

Дзен-буддийская традиция

ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ

У одного мастера было очень много учеников. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш учитель не сможет дать ответ?» Тогда он поймал на лугу самую красивую бабочку и спрятал ее в ладонях. Потом пришел к мастеру и спросил:
- Скажи учитель, какую бабочку, живую или мертвую, держу я в ладонях? - он был готов в любое мгновение сжать ладони сильнее ради своей истины.
Не глядя на ученика, мастер ответил:
- Все в твоих руках.

Дзен-буддийская традиция
СЕРЬЕЗНАЯ ПРОБЛЕМА

Как-то раз молодой монах обратился к настоятелю с просьбой помочь ему решить серьёзную проблему. Настоятель согласился, но попросил юношу подождать до вечера.
Когда монахи уже стали готовиться ко сну, к ним вошёл настоятель и спросил:
- Где тот из вас, что не может решить серьёзную проблему?
Покрасневший от стыда юноша вышел вперёд.
- Братья, - обратился к другим ученикам настоятель, - этого человека весь день мучила серьёзная проблема, но он так и не попытался решить её. Если бы его голова вдруг оказалась бы под водой, он не стал бы ждать ни минуты и попытался бы её вытащить. Разве может быть серьёзной проблема, которую можно терпеть целый день?

Христианская традиция

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир такой огромный, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси - такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но у Зуси такая большая семья, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Хасидская традиция
ВОЛШЕБНЫЙ ПОСОХ

Давным-давно в одной деревне жил человек. Он не мог ходить и с самого детства лежал на печи. И вот как-то раз к нему зашёл путник и попросил воды. Человек заплакал и сказал:
- Я не могу помочь тебе. Я не могу ходить!
- А давно ли ты пробовал? - спросил старец.
Человек не помнил. Он не помнил даже, сколько лет лежал на печи, - так давно не пытался он встать.
- Вот волшебный посох, - сказал старик и протянул ему палку, - обопрись на него и сходи за водой.
Человек обхватил руками посох и вдруг встал! Он заплакал от счастья:
- Как мне отблагодарить тебя, добрый человек? Какой чудесный посох ты мне дал!
- Это обыкновенная палка, я подобрал её у тебя во дворе, - ответил путник.

СТРЕЛЯЙ СРАЗУ

Молодой самурай обучался искусству стрельбы из лука. Он держал в руках лук и стрелы и пытался на глаз определить расстояние до мишени. Мимо проходил старый монах. Он остановился и сказал юноше:
- Ты не станешь хорошим стрелком, если будешь стрелять, зная, что сможешь исправить промах. В бою не будет такой возможности. Научись поражать цель с первого раза и всегда помни, что у тебя есть только одна стрела. Поступай так же и в жизни: всякое дело делай сразу, не надеясь, что потом можно будет что-то исправить!

ПОНЯЛ ЛИ?

Суфий, давая наставления своему ученику, спросил его:
- Понял ли ты мои объяснения?
- Понял, - ответил ученик.
- Ты сказал неправду, ведь о понимании свидетельствовала бы радость, которая бы отразилась на твоём лице, а не твой ответ.

Суфийская традиция

БУЛЫЖНИК

Некий Ма-Цзу уединенно жил в лесу и целыми днями предавался медитации, надеясь стать Буддой. Однажды мастер дзэн, проходивший мимо, попросил Ма-Цзу пустить его переночевать, но тот сделал вид, что не слышит. Тогда мастер взял камень, сел неподалеку и принялся усердно его шлифовать. В конце концов Ма-Цзу не выдержал и спросил:
- Что вы делаете?
- Зеркало, - ответил мастер дзэн.
- Разве можно превратить в зеркало булыжник? - воскликнул Ма-Цзу.
- А разве можно стать Буддой, не имея сердца? - ответил мастер.

Дзен-буддийская традиция
РАЗБИТАЯ ВАЗА

Однажды мудрец, чей дом славился замечательной коллекцией произведений искусства, пригласил к себе гостей, чтобы в философских беседах за чашей вина с пользой провести время. Вдруг его слуга случайно уронил на пол очень дорогую вазу, и та вдребезги упала и разбилась.
Гости замолчали и принялись гадать, какая кара обрушится на виновника. Однако хозяин продолжал сохранять невозмутимое спокойствие, и тогда гости спросили его:
- Неужели ты не накажешь этого нерадивого слугу? Ведь он уничтожил бесценное сокровище!
- Нет, друзья мои, - ответил хозяин, - я не буду наказывать его тотчас же. Я слишком расстроен и сейчас не могу быть справедливым.

НЕ ЕШЬ МНОГО САХАРА

К Джалаладдину Руми, известному и уважаемому суфию, однажды пришла соседка. Она просила повлиять на её сына, который ел слишком много сахара:
- Он вас очень уважает и послушается.
Руми взглянул на ребенка, доверчиво смотревшего на него, и сказал:
- Приходите через три недели.
Через три недели они пришли, и Руми снова попросил их прийти через три недели.
Только на третий раз мудрец сказал мальчику:
- Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно.
- Раз вы мне советуете, и больше не буду этого делать, - сказал мальчик.
Обрадованная мать спросила Руми, почему он не сказал этого сразу, ведь это так просто. И Руми ответил, что сам любил сахар, и, прежде чем дать совет, ему самому пришлось избавиться от этой слабости. Он решил, что трех недель будет достаточно, но ошибся...
Истинный учитель никогда не станет учить тому, чего не преодолел в себе.

Суфийская традиция

ЛАМПАДКА СТАРУШКИ

Однажды вечером Будда должен был читать проповедь на горе. Его ожидала огромная толпа. Темнело, и каждый зажег свою лампадку, чтобы встретить учителя.
Одна старая женщина принесла лампадку поменьше и похуже, чем у всех остальных. Несмотря на насмешки, она поставила её рядом с другими. Лампадка была едва наполнена маслом. Женщина была так бедна, что ей пришлось продать все свое имущество, даже собственные волосы, чтобы купить эту маленькую лампадку...
Внезапно поднялась буря и погасила все огни, кроме лампадки старушки, ведь ее, самую маленькую, защищали от ветра другие лампады, и только ее пламя осталось светить в темноте.
Тогда Будда взял эту лампадку и зажег от нее одну за другой, все остальные, а затем сказал: «До тех пор, пока останется хоть одна искра, надежда не потеряна».

Буддийская традиция
МОЖЕТЕ ЗАБРАТЬ ИХ СЕБЕ

Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:
- В чем дело? Тебя что, не задевают наши слова?!
- Ваше делю решить, оскорблять меня или нет, - ответил Будда. - А моё, принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.

Буддийская традиция
ПЯТЬ ВАЖНЫХ ВЕЩЕЙ

Прежде, чем положить карандаш в коробку, мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен узнать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них, и ты станешь лучшим карандашом.
Первое: ты сделаешь много великого, но лишь в том случае, если позволишь кому-то держать тебя в своей руке.
Второе: время от времени ты будешь переживать болезненное обтачивание, но оно необходимо, чтобы ты мог лучше рисовать.
Третье: ты сможешь исправлять ошибки, которые совершишь.
Четвертое: то, что наиболее ценно и важно в тебе будет всегда внутри тебя самого.
И пятое: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставлять свой след. Каким бы ни было твое состояние, ты должен продолжать писать.

ПОДЛИННОЕ ЧУДО

Один человек приехал издалека, чтобы воочию убедиться в способностях прославленного учителя, но ничего необычного не увидел и спросил кого-то из учеников:
- Где же хваленые чудеса, которые творит твой учитель?
- Смотря что ты называешь чудесами. В твоей стране принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.

Восточная традиция
В ЧЕМ ТВОЙ ДОЛГ?

Один монах сказал старцу:
- Не всегда легко узнать, в чем состоит твой долг.
- Наоборот, очень легко, - отвечал старец.
- Это то, что тебе меньше всего хочется делать.

Христианская традиция
КУСОЧЕК ГЛИНЫ

Когда Бог слепил человека из глины, у него остался неиспользованный кусочек.
– Что же еще слепить тебе? - спросил Бог человека.
– Слепи мне счастье, - попросил тот.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

НЕМНОГО СЕРЕБРА

Один человек пришел к мудрецу и спросил его:
- Правда ли, что деньги меняют человека?
Мудрец молча подвел пришедшего к окну и спросил, что он видит на улице.
- Людей, - ответил тот.
- Теперь посмотри в зеркало, что ты там видишь?
- Вижу себя.
- А ведь окно и зеркало сделаны из одного и того же стекла, - сказал мудрец.- Стоит добавить немного серебра, и ты видишь только себя...

Иудаистская традиция

ЛИСТЬЯ САЛАТА

После утренней проповеди молодой монах мыл листья салата. К нему подошёл другой монах и, желая испытать его, спросил:
- Можешь ли ты повторить, что говорил настоятель сегодня в проповеди?
- Я не помню, - признался юноша.
- Как же ты слушаешь проповедь, если ничего не запоминаешь?
- Взгляни, брат: вода очищает салат, хотя и не остаётся на его листьях. Салат, тем не менее, становится чистым.

Христианская традиция
КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Жил в деревне старик. Он всегда был мрачен, всегда жаловался на судьбу. И чем дольше жил, тем более желчным становился. Люди избегали встреч с ним: его несчастье было заразительным.
Но вот настал день его рождения, старику исполнилось восемьдесят лет. Он выглядел счастливым, не жаловался, не ворчал, а улыбался, смеялся, у него даже лицо изменилось! Вскоре у его дома собралась вся деревня.
- Что с тобой случилось? - спрашивали люди старика.
- Ничего, - ответил он. - Восемьдесят лет я старался стать счастливым и ничего не вышло. Так что я решил обойтись без счастья - и теперь счастлив!

ШРАМЫ НА ДУШЕ

Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:
- Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.
В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:
- Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.
Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору.
- Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется.
Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.

ХРУПКИЙ ПОДАРОК

В одном селении жил мудрец. Он любил детей и часто дарил им что-нибудь, но всегда это были очень хрупкие предметы. Дети старались обращаться с ними осторожно, но их новые игрушки часто ломались, и они очень горевали. Мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудрый и добрый человек, зачем же ты даришь нашим детям хрупкие игрушки? Они горько плачут, когда игрушки ломаются.
- Пройдет совсем немного лет, - улыбнулся мудрец, - и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, с моей помощью они научатся обращаться с этим бесценным даром бережнее.

ГОРЧИЧНЫЕ ЗЕРНА

Однажды к Будде пришла женщина, у которой только что умер маленький ребенок. Он был ее единственной радостью, смыслом всей жизни.
- Помоги мне, Владыка! - просила она, вся в слезах.
Будда мягко улыбнулся и сказал ей:
- Пойди в город и попроси немного горчичных зерен в доме, где никто не умирал. Принеси эти зерна мне, и я тебе помогу.
Женщина побежала в город, в ее сердце затеплилась надежда. Она ходила из дома в дом, но в каждом слышала одни и те же слова:
- Нам не жалко горчичных зерен, мы дадим тебе их сколько угодно, но смерть посещала наш дом.
В каждой семье хоть раз кто-то умирал. Женщина ходила весь день и, наконец, поняла великую истину: смерть - это часть жизни, ее другая сторона... Когда она вечером вернулась к Будде с пустыми руками, тот спросил:
- Где же горчичные зерна?
Женщина улыбнулась и ответила:
- Просвети меня, Учитель, я бы хотела познать То, что никогда не умирает.

Буддийская традиция
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ДРУЖБА

В древних Сиракузах жили два пифагорейца - Финтий и Дамон. Однажды тиран Дионисий решил жестоко испытать одного из них. Финтий был объявлен изменником и приговорен к смерти.
- Позволь мне отлучиться до вечера, чтобы уладить свои дела, - попросил Финтий тирана, - а вместо меня останется Дамон.
Дионисия позабавила эта уловка, но он согласился. Наступил вечер, и тиран насмехался над доверчивостью Дамона. Но на закате дня явился Финтий, чтобы умереть.
Пораженный Дионисий воскликнул:
- Ты прощен! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!

Из книги Ямвлиха «О Пифагоровой жизни»

СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ

Как-то раз одному человеку приснился сон, будто идёт он по песчаному берегу, а рядом с ним - Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные - и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья - и видел лишь одну.
Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа:
- Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего в Тебе нуждался?
Господь ответил:
- Я никогда тебя не покидал. Лишь потому одна цепочка следов тянулась по дороге, когда были в твоей жизни горе и испытания, потому что тогда Я нёс тебя на руках.

Христианская традиция
ПРИТЧА О ВЫБОРЕ
(притча неизвестного автора)

Однажды фермерский осёл провалился в колодец. Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец фермер принял решение. Он посчитал, что осел уже старый, уже не нужен ферме и пригласил всех своих соседей закопать колодец. Все дружно принялись помогать соседу. Осёл, сразу же, понял, к чему идет дело и начал издавать громкий визг. Затем, ко всеобщему удивлению, он притих.
После нескольких бросков земли фермер решил проверить и посмотреть как он там внизу. Фермер был изумлен от того, что увидел. С каждым комком земли, падавшим на его спину, ослик проделывал совершенно невероятное: он встряхивался и становился поверх сброшенной земли.
Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался вперед как угорелый!
В жизни вам будет встречаться много грязи, и каждый раз судьба будет посылать вам все новую и новую порцию. Всякий раз, когда упадет ком земли, встряхнитесь и поднимайтесь наверх. Каждая из возникающих проблем - это возможность стать выше. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого, даже самого глубокого колодца.
Чтобы быть счастливым, есть пять простых истин:
1. Освободи свое сердце от обид - ПРОСТИ...
2. Освободи свой разум от волнений - большинство из них не сбываются.
3. Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.
4. Отдавай больше.
5. Ожидай меньше.
У тебя есть два выбора...

Мудрец спросил ученика:

В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?

Наверное в том что человек не находит ответов на свои вопросы? - спросил ученик.

Нет, - ответил мудрец, - в том, что он не находит вопросов на которые следует искать ответы

Что важнее

Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее. Один из них сказал:

Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался. Мне нравятся люди, с которыми мне прежде было хорошо, или похожие на них. Я гляжу на вас сейчас, вижу ваши улыбки и жду ваших возражений, потому что мы уже не один раз спорили, и я уже знаю, что вы не привыкли соглашаться с чем-либо без возражений.

А с этим невозможно согласиться, - сказал другой, - если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Не важно, что я знаю и умею сейчас – я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем. Мое представление о том, каким я хочу стать через два года, куда более реально, чем мои воспоминания о том, каким я был два года тому назад, потому что мои действия зависят сейчас не от того, каким я был, а от того, каким я собираюсь стать. Мне нравятся люди, непохожие на тех, кого я знал раньше. А разговор с вами интересен потому, что я предвкушаю здесь увлекательную борьбу и неожиданные повороты мысли.

Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существуют только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Только в настоящем можно что-то менять в своей жизни – ни прошлое, ни будущее нам не подвластно. Только в настоящем можно быть счастливым: воспоминания о прошлом счастье – грустны, ожидание будущего счастья – тревожно.

В чем разница?

Один мудрец, выступая перед слушателями, рассказал им анекдот. Вся аудитория содрогнулась от смеха.

Через несколько минут он снова рассказал людям тот же анекдот. Только несколько людей улыбнулись.

Мудрец третий раз рассказал эту же шутку, но не засмеялся уже никто.

Старый мудрый человек улыбнулся и произнес: "Смеяться постоянно с одной и той же шутки вы не можете... Так почему позволяете себе плакать по одному и тому же поводу постоянно?"

Два ангела

В раю было два ангела. Один всегда отдыхал на облаке, а другой летал от земли к Богу.

Отдыхающий ангел спросил другого:

Что же ты летаешь туда-сюда?

Я ношу Богу послания, которые начинаются - "Помоги Господи..."

А почему ты всегда отдыхаешь?

Я должен носить Господу послания, которые начинаются - "Благодарю тебя, Господи..."

Кто ты?

В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему:

"Что по вашему мнению является самым отвратительным на свете?"

Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни..

В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос:

Я, Джон Смит.

Нет, это имя, но кто Вы?

Я телерепортёр такой-то компании..

Нет. Это профессия, но кто Вы?

Я человек, в конце концов!..

Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы?..

Репортёр наконец понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать.

Монах заметил:

Вот это и есть самое отвратительное на свете - не знать, кто ты есть.

Две семьи

Живут в соседних домах две разных семьи.. Одни всё время ссорятся,у других всегда тишина и взаимопонимание.

Однажды,позавидовав миру в соседской семье,жена говорит мужу:

– Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо.

Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет полы в доме, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее мужу надо было срочно в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его и вода разлилась.

Тут пришла жена, извиняется перед мужем, говорит:

– Прости, дорогой, я виновата.

– Нет, это ты прости, я виноват.

Расстроился мужчина,и пошел домой. Дома жена спрашивает:

– Ну, что, посмотрел?

– Ну что?

– Все понял! У нас ВСЕ ПРАВЫ, а у них ВСЕ ВИНОВАТЫ.

Цена обиды и гнева

Почему ты сердишься и обижаешься? Не лучше ли успокоиться и простить? - спросил Учитель.

А почему я должен делать ему одолжение и прощать его, он же… - хотел было оправдаться ученик.

Прости, что перебиваю тебя, - сказал Учитель. - Позволь задать тебе два вопроса, и тогда я отвечу на все твои «как» и «почему».

Ученик утвердительно кивнул.

Тебе хорошо, когда ты сердишься и обижаешься? - спросил Учитель.

Нет, конечно же, - ответил ученик.

Так кому же ты делаешь одолжение, когда благодаря незлобию, спокойствию и прощению делаешь себе хорошо?

Но скажите, как можно не обижаться? Это же так трудно.

Ты главное пойми, что каждый раз, когда ты захочешь ударить кого-то хлыстом осуждения или обиды, первым, замахиваясь, ты ударишь себя.

Секрет супружества

Одну пожилую пару, прожившую 60 лет вместе, спросили:

Как вам удалось так долго прожить вместе?

Понимаете, мы родились и выросли в те времена, когда сломавшиеся вещи чинили, а не выкидывали.

Кто чем богат

Купил человек себе новый дом - большой и красивый, с большим плодоносящим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там - ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

Кто чем богат, тот тем и делится!

Какую жизнь ты выбираешь?

Когда Бог создал человека, то спросил его, кем он хочет быть.

Человек был ещё молодым и неопытным и потому от такого вопроса несколько растерялся и сказал: «Я не знаю».

Тогда Бог взял человека за руку и повёл к морю. Подведя его к берегу, Бог показал ему на раковины, лежащие на дне морском, и сказал:

Если хочешь, ты можешь выбрать себе жизнь раковины - будешь находиться на самом дне, среди миллионов таких же, как и ты, и едой твоей будет только то, что занесёт тебе течение. День твой сегодняшний будет похож на вчерашний, и вся жизнь твоя пройдёт без риска и потрясений. Ни победы, ни поражения не будут волновать тебя. Всё время ты будешь лежать на дне, лишь открывая и закрывая створки. И так с утра до вечера: открывать, закрывать, открывать, закрывать.

Показав человеку жизнь раковины, Бог повёл человека в горы. И там, высоко в горах, указал ему на гнездо орла.

Но если хочешь, ты можешь выбрать себе эту жизнь. Ты сможешь парить так высоко, как захочешь, сможешь жить так, как захочешь, сможешь достигать самых высоких вершин, и на вершинах этих ты встретишь лишь немногих таких же, как и ты. Ты сам будешь определять, куда и как тебе лететь, и ценой всему этому будет то, что ничто и никогда не достанется тебе просто так. Ты будешь каждый день отправляться на поиски пищи и добывать её потом и кровью. Ты можешь выбрать и эту жизнь, если захочешь.

И с тех пор появились на свете люди, которые выбрали для себя жизнь раковины, и лишь немногие, которые выбрали для себя жизнь орла.


Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь…

Времена не выбирают, это уж точно! Но каждый из нас может выбрать, какого волка в себе он хочет и будет кормить. Каждый из нас может выбрать, с каким волком он хочет и будет отождествляться. Хорошо бы дополнить старую поговорку: не столько человек человеку волк, сколько каждый самому себе волк, причем и первый, и второй.

Какой волк победит?..

Святое искусство быть самим собой не дает готового ответа на этот вопрос. Наверное, потому что предполагает здравый смысл и великое терпение. И еще для того, чтобы не устраивать очередной показухи, за которой мало что стоит.

Быть может, все-таки рано задаваться вопросом, какой волк победит? Все мы под Богом ходим, что будет в конечном итоге, покажет время, люди, которые нас будут помнить или не помнить, и следы, которые мы оставим. Ключевым должен быть другой вопрос: «Какой волк победит сегодня, завтра, послезавтра, через неделю, месяц, год?»

Философы древнего мира очень болели за нашего второго волка, за наше истинное Я, за изысканный аромат нашей Души. И советовали давать ему особую пищу, не только укрепляющую душу, но и постепенно исцеляющую амнезию… Совет очень прост: попробуйте, пожалуйста, назвать десять вещей, без которых ваша душа не может жить, вспоминайте их и возвращайтесь к ним каждый день… Попробуйте понаблюдать, как пусто и плохо бывает, когда что-то одно из этого отсутствует в течение дня, недели, месяца, года. Вы сразу увидите, как разбушуется ваш первый волк (тот самый потребитель и эгоист), сколько глупостей он успеет натворить за это время и сколько всего прекрасного не даст вам совершить, потому что вы позволили ему это, пошли у него на поводу.

Вы также сразу почувствуете, как сильно ваше сердце (и люди вокруг вас) тоскуют по второму волку, по аромату вашего истинного Я.

Светлая ностальгия, тот самый Внутренний Голос из Прекрасного далека — это великий помощник для всех, кто хочет оставаться самим собой.

А если среди того, без чего вы не можете жить, будет тяга к познанию или мастерству, а у вас не найдется ни времени, ни средств, чтобы учиться, тогда каждое мгновение судьбы, каждый человек, каждый образ природы станут для вас учителями. И глядишь, потом якобы случайно попадутся книжки, музеи, концерты, лекции, мастера и мудрые люди — потому что подобное притягивает подобное… А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей любви и истинной дружбе, а вы очень и очень одиноки, идите навстречу людям, помогайте тем, кто еще более одинок, чем вы, кто страдает больше, чем вы. И глядишь, потом якобы случайно кто-то скажет, что очарован вами, а другой обмолвится, что от вас веет особым ароматом доброты, а третий не перестанет любоваться вашей особой красотой и благородством, а четвертый поблагодарит судьбу за то, что есть такой человечек на свете, — потому что подобное притягивает подобное… А если среди того, без чего вы не можете жить, будет потребность в настоящей, заветной мечте, деле жизни и великих приключениях, погодите, пожалуйста, не бегите впереди паровоза, проявите священное терпение! Научитесь ценить красоту и уникальность каждого мгновения, каждого человека, каждой ситуации, к которым прикасаетесь, словно они те самые, заветные! Найдите в них особый смысл, оторвитесь от стереотипов, рутины, жестокой действительности. Полюбите заново всех и вся: людей, зверей, птиц, небо и звезды, свои испытания и свои слезы, свои радости и несбыточные грезы… И глядишь, Бог услышит и покажет дорогу, которую должны проложить вы сами, ради него и ради блага тех, кто в вас нуждается, — потому что подобное притягивает подобное.

Только не сдавайтесь! Бог с ним, с первым волком, не тратьте на него ни время, ни силы. Он сам сбежит, когда поймет, что, если останется в вашей душе, просто умрет с голода. Ищите, верьте, любите, мечтайте и прокладывайте дороги… и все у вас получится!

P.S. Не забывайте, пожалуйста, каждый день кормить второго волка! Слава Богу, ваша живая и прекрасная Душа — это вам не тамагочи!

Не спорю, каждый человек в праве иметь свое мнение.
Но если бы все люди тоже пытались найти себя, а не занимались, чем придется и к чему они вообще не предрасположены, и задавали бы себе чуть побольше вопросов, быть может, в нашей стране все было бы немножко иначе, чем сейчас. Я имею ввиду, не было бы практически полного безразличия к тому, что происходит. Ведь нашу страну разваливают! У нас нет собственной промышленности, мы ничего не производим, живем только за счет нефти…что делают с образованием, я вообще молчу…И при том всем вроде как все равно. Полная апатия какая-то. Нет, я, конечно, понимаю, что каждому своя рубашка к телу ближе…но не до такой же степени! Впрочем…я часто думаю, что же можно сделать? Сама ведь по сути говорю большей частью. Безусловно, есть люди, которым тоже все это не нравится, но тем не менее, тех, кто живет по принципу «Dont worry, be happy», думаю, все-таки больше…Я не знаю, как заставить других людей задуматься, заставить их делать что-то. А Вы…что Вы думаете об этом?

Знаете, я еще хотела спросить. Я знаю, мой вопрос может показаться наивным, но, как сказал Ремарк:»Наивность, это дар а не недостаток»)). В общем, вы не думали о том, чтобы заняться литературным трудом? Я имею в виду, не думали ли Вы о карьере писателя? Или, может быть, Вы уже где-нибудь печатаетесь? Блог, это, конечно, замечательно…Но как сказать, не совсем то. Вы представитель молодого МЫСЛЯЩЕГО поколения и по-моему, очень даже неплохо пишете (конечно, я Вам не судья, и вообще не имею никакого морального права давать Вам оценку, т. к. у меня нет гуманитарного образования. Хм…пока нет…)Просто я очень люблю литературу, и то, что я прочла у Вас в блоге: Ваши рассуждения, размышления, притчу о крыльях, — мне понравилось. Если уж совсем по-честному, единственное, что немножко не нравится, это некоторые пунктуационные ошибки и слово «ровняться» в Вашей «Первой записи». Оно ведь пишется через а, от слова равный…А так, я по-прежнему в восторге). Надеюсь, Вы не обидетесь на то, что я сейчас сказала.)

Так вот. Мне просто очень обидно, что в наше время так мало людей, которые бы …как сказать…занимались бы нравственным воспитанием общества, что ли. Нет сейчас писателей, современных писателей, которые бы пользовались популярностью и всеобщим уважением и в своих произведениях освещали бы важные вопросы, заставляли бы людей анализиравать свои поступки и т. д. Ведь кто такие все эти дашковы и маринины? Так, серенькая литературка для чтения в электричке…Из всех людей, занимающихся творческой деятельностью, я считаю, только Задорнов ставит своей целью хоть как-то повлиять на людей, на их патриотические чувства)) А из современных писателей..говорили, что Акунин неплохо пишет…Врочем, много чего говорят, а сама я, к сожалению, не читала. А Вы читали? Поделитесь своими впечатлениями, если читали?
И поэтому я думаю, таким людям как вы, которым не все равно, которые не согласны плыть по течению, нужно нести свои мыси в массы! (Как бы пафосно и глупо это не звучало))) И безусловно, не все с Вашим мнением согласятся, и конечно, найдутся те, кто будет против, но тем не менее, люди задумаются. Я думаю, неприменно задумаются! Ведь что такое «Метро 2012 «, «Гарри Поттер», романы Вебера и Коэльо? Мне кажется не более, чем увлекательное чтиво…хотя, мое знакомство с вышеперечисленными вещами ограничивалось лишь пролистыванием книжек, стоящих на магазинных полках…но все же, в один ряд в произведениями Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского им никогда не стать. Быть может, это однобоко с моей стороны читать только классическую литературу, но я считаю, что жизнь коротка, и лучше успеть прочесть что-то более стоящее.

Почти нет в современной литературе настоящих, глубоких вещей, а если есть то они не популярны. По крайней мере, мне не попадались)) А очень хочется, чтобы были. В общем, надеюсь, что основную мысль я донесла. Мне будет очень интересно узнать Ваше мнение.

И…надеюсь, Вас еще не утомило мое письмо, и Вы прочтете его до конца…)) Наверное, это сранно, когда незнакомая девушка просто так вот берет и начинает писать…Может это потому, что я уже на протяжении лет этак трех-четырех время от времени «впадаю в деперссняк» ввиду того, что не не знаю, а чувствую, что пока не тем занимаюсь по жизни. Или, быть может, пока не нашла то свое в той сфере, с которой связана моя жизнь сейчас. А Вы, Вы очень позитивно смотрите на мир. Не зацикливаетесь на простых вопросах, а решаете их. Потому мне интересно Ваше мнение. Короче, я надеюсь, что Вы хотя бы смеяться надо мной не будете, читая мое «сочинение»))

Можно я Вам последний вопрос задам?) Вы говорите, что поняли, чего хотите и, тем не менее, находитесь в поисках себя. Не совсем понимаю…Разве найти себя, это не значит понять, чего ты хочешь? Что вы имели в виду?

P.S. Обещаю это будет последний вопрос. Вот Вы прочли мое письмо. Сколько бы лет Вы мне дали?)) Просто моя мамочка цитирует мне пушкинское «блажен кто смолоду был молод» и говорит, что в моем возрасте нужно думать совсем о другом. Неужели я такая старая?;)) Надеюсь, я Вас не сильно утомила…