Биографии Характеристики Анализ

Семинары для классных руководителей по воспитательной работе. Разработка семинара-практикума для классных руководителей

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 426 Методическая тема «Организация здоровой социокультурной среды для становления социально активной жизнестойкой личности, способной самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь, уметь претворять на практике модели поведения, усвоенные в процессе воспитания и самовоспитания» «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем она кажется делом знакомым и понятным, и иным делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения…, но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания». К.Д.Ушинский. 1. Оказание помощи в повышении компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя, совершенствовании форм и методов организации воспитательной работы. 2. Повышение педагогической грамотности родителей. 3. Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся. . 4. Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов. 5. Изучение и обобщение интересного опыта работы классного руководителя. 6. Формирование у учащихся высоких духовнонравственных качеств. 7. . Повышение уровня воспитанности учащихся МО классных руководителей ГБОУ СОШ № 426 – это объединение классных руководителей начального, среднего, старшего звена, которое координирует их научнометодическую и организационную работу. Организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности классных коллективов. Координирует воспитательную деятельность классных коллективов и организует взаимодействие в педагогическом процессе. Вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся. Организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм, методов воспитательной работы. Обсуждает социально- педагогические программы классных руководителей и творческих групп педагогов, материалы обобщения передового педагогического опыта работы классных руководителей. Оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей. 1. План работы МО утверждается сроком на один учебный год на заседании объединения (в случае необходимости в него могут быть внесены коррективы). 2. План МО классных руководителей является частью годового плана работы школы. 3. Заседание МО проводится 4-5 раз в учебном году. 4. Заседания МО протоколируются (указываются вопросы, обсуждаемые МО, решения и рекомендации). 5. Доклады, сообщения, сделанные на заседаниях МО, конспекты разработок воспитательных мероприятий сдаются в его методическую "копилку". 6. В конце учебного года анализ деятельности МО представляется администрации школы.  Вступительное слово председателя МО о проблеме и цели заседания.  Выступление по теме заседания.  Обмен опытом работы классного руководителя.  Обзор методической литературы.  Рекомендации.  Текущие вопросы. Анализ работы Задачи Изучение и обобщение опыта Календарный план Работа по Подготовка аттестации творческих Повышение педагогов работ, профессионального График выступление мастерства проведения открытых мероприятий  Методические сессии  Дидактические трибуны  Тренинги  Обзор идей личностного развития ребенка  Деловые игры  Практикумы, семинары  Мастер-класс  «Мозговой штурм»  Экспресс - анкета многообразие и многоёмкость деятельности. широкий круг обязанностей. радость общения, круг своих детей. стремление быть нужным своим воспитанникам, радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека. Мой классный проект Портфель классного руководителя Диагностические материалы Протоколы родительских собраний Методические материалы Копилка воспитательных мероприятий Системный подход является основополагающим в деятельности классных руководителей. Основные направления системного подхода 1. Ученик и нравственность 2. Ученик – патриот и гражданин 3. Ученик и его здоровье 4. Общение и досуг ученика 5. Эстетическое воспитание 6. Ученик и его семья 7. Профориентация 8. Правила этикета сентябрь – «Дом, в котором я учусь» октябрь – «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле» ноябрь – «Гражданином быть обязан» декабрь – «Мастерская Деда Мороза» январь – «Будьте здоровы» февраль – «Защитникам Отечества посвящается» март – «В мире прекрасного» апрель – «Земли родной прекрасный уголок» май – «Никто не забыт, ничто не забыто» Циклограмма работы МО Семинары для классных руководителей – 1 раз в год Совещание классных руководителей по параллелям –1 раз в месяц Консультации для классных руководителей – 1 раз в неделю: оценочная практика, направленная на изучение индивидуальнопсихологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно воспитательного процесса. Основными условиями общения педагогов со всеми учащимися, и с лидерами особенно, являются следующие: 1. Правила конфиденциальности. Оно означает следующее: запрещается рассекречивать то, что доверяет участник занятия остальным участникам 2. Правило равноправия участников. Оно означает, что все имеют равные права: право высказаться, право быть услышанным, право попросить помощи. 3. Правило искренности. «Либо я говорю то, что думаю, либо я молчу» 4. Правило толерантности. Оно означает, что мнения, вкусы, пристрастия каждого участника должны уважаться всеми. Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, Будь маленьким деревцем в долине. Но только самым лучшим деревцем. Будь кустиком, если не можешь быть деревом. Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику, Если не можешь быть кустиком. Если ты не можешь быть китом, Будь самым красивым окунем в озере! Если не можешь быть капитаном. Кто-то должен быть и матросом. Для всех найдется работа на корабле жизни, Только найди свое дело. Если ты не сможешь быть солнцем, Будь звездой на небе, Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим.

Утверждаю

___________

директор СШ№1

Ж.И. Муханова

План проведения

семинара-тренинга для классных руководителей

План:

1. Целевая установка

Сообщение темы, цели, плана

2. Введение в тему

- деловая игра «Газета»

Из опыта организации шефской работы

Субханкулова С.П.

3. Работа в группах

- разработка алгоритма работы классного

Руководителя по формированию коллектива;

Разработка алгоритма коллективного дела

4. Рефлексия

Анкета «Обратная связь»

Сценарий проведения семинара-тренинга

I. Целевая установка

Как вы понимаете значение понятия «климат в коллективе»?

Если люди безразличны друг к другу, если они равнодушны к работе, то как это отражается на коллективе? Какой будет в нем климат?

Значит, от хорошего климат зависит успех любого дела. Что нужно для создания хорошего климата в коллективе?

Правила сотрудничества

1. Терпение, выдержка, доброжелательность.

2. Распределение обязанностей.

3. Умение подчиняться.

4. Правильная самооценка.

II. Введение в тему

1) Деловая игра «Газета»

А теперь у нас есть возможность применить правила сотрудничества на практике и проверить, можем ли мы создать теплый, хороший климат в нашем коллективе. А успешность вашей работы будем оценивать по результату.

Перед вами лежат фломастеры и лист ватмана. Внимание, начинаем игру «Газета».

Представьте себе, что ваша команда - это редакция газеты или журнала.

Задача каждой редакции - выпустить номер газеты о шефской работе в нашей школе.

Когда работа будет закончена, вы повесите газеты на доску. На работу вам дается 5 минут. Засекаю время - начали! Можно включить тихую музыку.

2) Выступление кл.рук.7В класса Субханкуловой С.П «Из опыта организации шефской работы »

III. Работа в группах

ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ – ОСНОВА ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Коллектив – это группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Стадии развития коллектива.

1. Становление коллектива (стадии первоначального сплочения). Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.

Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

2. Стабилизация структуры коллектива.

Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции.

Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых коллектив создается.

На этой стадии в развитии коллектива возможны скачки, остановки движения из-за преодоления противоречий между коллективом и отдельными учениками; между общими и индивидуальными перспективами; между отдельными группами уч-ся.

3. Расцвет коллектива.

На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов.

Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

4. Развитие коллектива.

На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.

Если понадобилось сплотить учащихся в новый коллектив для выполнения своей цели работы с ними, то предлагается следующий алгоритм формирования коллектива.

Алгоритм формирования коллектива.

Я создаю коллектив.

1. Я должен понравиться детям.

2. Я должен их изучить.

3. Я должен определить ведущий вид деятельности, в котором мы объединимся.

4. Я должен увлечь ребят этой деятельностью.

5. Я должен объединить вокруг этой деятельности ядро – моих ближайших помощников (актив).

6. Я должен поставить перед ребятами яркую далекую и не менее яркую близкую цель.

7. Я должен утвердить определенный стиль общения, стиль отношений между ребятами.

8.Я должен частично передать управление деятельностью ребятам и создать органы самоуправления.

9. Я должен предложить ребятам знаки отличия, элементы формы, ритуалы.

10. Я должен найти и оборудовать место встречи коллектива.

11. Я должен заложить определенные традиции.

12. Я должен обеспечить всем надежное чувство защищенности.

13. Я должен не допустить замыкания детей на себя, должен сделать коллектив открытым.

14. Я должен найти друзей для моих ребят – интересный коллектив.

15. Я должен не стоять на месте. Остановка – смерть коллектива.

Главные черты, которые любят дети: быть тактичным, добрым, уметь хранить детские тайны, учитывать индивидуальные особенности детей, иметь чувство юмора, доверять детям, спокойно реагировать на все, не отходить от поставленных целей и задач.

Принцип воспитательной работы с детьми:

  • не запрещать, а направлять;
  • не управлять, а соуправлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а организовывать;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора…

Как организовать коллективное дело?

У любого дела есть свои ступени роста – этапы:

1- определение цели и задач дела;

2- планирование работы и распределение обязанностей;

3- коллективная подготовка дела;

4- проведение;

5- подведение итогов, анализ результатов дела.

Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться правил организаторской работы:

Правило 1. «Получив задание, разберитесь в нем».

Определите цель, задачи дела, выделите главное, установите сроки, место проведения, используемые средства для подготовки и проведения мероприятия, участников работы.

Правило 2. «Используйте опыт других в подобных делах».

Узнайте, как проводили подобные дела другие. Помните: вы можете не только выбрать способ, форму деятельности, но и придумать что-то совершенно особое, новое.

Правило 3. «Учитывайте возможности каждого члена вашего коллектива».

Нельзя планировать невыполнимые и слишком легкие дела. Всегда помните о талантах вашего коллектива: танцорах, певцах, музыкантах, актерах, юмористах и др.

Правило 4. «Работа должна быть понятна каждому».

Разберите все вместе поручения каждого (микрогруппы). Определите, какими способами можно выполнить поручение, а ответственный пусть сам выберет подходящий ему вариант.

Правило 5. «Каждый отвечает за свой участок работы».

Безответственное отношение к одному из поручений может погубить все дело. Командиры из совета дела должны контролировать выполнение поручений каждым членом их микрогруппы.

Правило 6. «Действуйте дружно, действуйте вместе».

Поручение должно найтись для каждого, но можно и одно задание выполнять целой командой.

Правило 7. «Итоговый анализ – залог успешных дел в будущем».

Собравшись после проведенного дела все вместе, обязательно ответьте на вопросы:

Добились ли вы цели, которую ставили?

Что получилось хорошо (плохо) при подготовке и проведении дела? Почему? Какой вывод на будущее можно сделать?

Что нового узнали, чему научились при проведении дела?

Попробуйте организовать свое дело по предложенным этапам.

Алгоритм коллективного дела.

1. Поставьте цель, определите, что требуется сделать (копилка идей, разведка дел и др.).

2. Определите, кто будет организовывать и контролировать все дело, отдельные поручения (штаб, совет дела или др.).

3. Разбейте всю планируемую работу на части, составьте план выполнения дела (этапы подготовки, проведения дела).

4. Посоветуйтесь с опытными людьми о выполнении этапов дела.

5. Разбейтесь на микрогруппы (экипажи, команды, патрули, звездочки и др.).

6. Распределите обязанности (задания) между микрогруппами, а в них - между отдельными ребятами.

7. Решите, как будете выполнять поручение: на общем сборе, собрании микрогруппы.

8. Вносите по ходу работы изменения, если условия требуют этого.

9. Учитывайте, кто и как работает (награждение самых активных знаками отличия, переходящие знаки отличия).

10. Подведите итоги дела, проанализируйте все его этапы, сделайте выводы на будущее (собрания микрогрупп, общий сбор).

Настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность ребят - участников групп. В зависимости от стадии развития детского коллектива классный руководитель использует различные стили руководства им. Рассмотрим некоторые стили руководства детским коллективом с учетом специфики и характера деятельности.

Приказание:

Четко ставьте цели и инструктируйте ребят;

Чаще проводите инструктаж;

Уточняйте, как поняты ребятами конкретные задания;

Кратко с каждым исполнителем уточните его действия;

Проверяйте выполнение заданий;

Отмечайте ошибки и хорошо выполняемые поручения;

Будьте требовательны, но тактичны.

Распределение и стимулирование:

Оценивайте и учитывайте в работе индивидуальность характеров ребят;

Выявляйте общие интересы;

Если необходимо – давайте задания;

Следите за тем, чтобы задания выполнялись точно;

Хвалите в присутствии других;

Недостатки разбирайте наедине;

Поощряйте за позитивную самостоятельную деятельность.

Участие в принятии решений:

Ставьте цель, не уточняя способов достижения;

Ограничивайте прямые указания и контроль;

Создавайте системы самоконтроля;

Проводите консультации по отдельным проблемам;

Поощряйте высказанные замечания;

Предоставляйте больше самостоятельности;

Не самоустраняйтесь от контроля.

Передача полномочий:

Оказывайте поддержку и помощь, если ребята просят о ней;

Избегайте вмешательства в дела без особой необходимости;

Не ослабляйте контроль;

Соизмеряйте возможности ребенка и сложность задания;

Не забывайте хвалить ребят как можно чаще.

Результаты работы классного самоуправления убеждают, что жизнь коллектива становится более интересной, активность каждого, сопричастность к классной жизни улучшает общий эмоциональный настрой. Ученики отмечают, что чувствуют себя в школе комфортно, повышение морального уровня в коллективе, выявление организаторских навыков подростков, учащиеся проявляют самостоятельность в реализации многих программ.

Быть классным руководителем – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества, это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику, это радость небольших достижений и больших побед. Успех приходит тогда, когда проявляешь искреннюю любовь к детям, принципиальность, тактичную требовательность, справедливость, неподдельный интерес к жизни и личности каждого воспитанника.

Памятки

Акции для учащихся

Акция № 1. “Дружба для меня…”

Акция является составляющей частью Дня толерантности.

Цель: актуализировать представления участников о толерантности.

Предлагаемые пословицы для размышлений, а также их трактовка.

Высоко сижу, далеко гляжу (трудно сблизиться, так безопаснее).

Как аукнется, так и откликнется (понимаю свою ответственность, вклад в отношения).

Дедка за репку, бабка за дедку…(признание ценности дружбы в коллективе).

По щучьему велению, по моему хотению (в отношения не вкладываюсь).

Акция № 2. “Такие ли мы разные?..”

Акция создавалась по материалам проектной деятельности учащихся многонационального класса.

Цель: создать атмосферу общности у представителей разных этносов класса.

Предлагаемый фольклорный материал для исследовательской работы и рефлексии участников акции: большое количество пословиц и поговорок народов мира на разные темы, написанных на бумаге в форме листьев дерева.

Инструкция: выбери пословицу или поговорку о дружбе и укрась ею “Дерево дружбы”.

Акция № 3. “В здоровом теле – здоровый дух”.

Акция создавалась для проведения в школе Дня Здоровья.

Цель: закрепить у участников ценность здорового образа жизни.

Предлагаемые пословицы и поговорки, направленные на осознание личной ответственности участников акции за свое здоровье.

Здоровье дороже золота (понимаю ценность собственного здоровья).

Не каждый больной, кто стонет (понимаю, что в болезни может быть выгода).

Болит бок девятый год, не знаю которо место (безответственное отношение к своему здоровью).

Больной лечится, здоровый бесится (не ценю собственное здоровья).

Акции для педагогического коллектива .

Акция № 1. “Классный классный”.

Акция является составляющей тренинга для классных руководителей.

Цель: помощь классному руководителю в осознании своей социальной роли.

Предлагаемые роли дают возможность понять, какую позицию выбирает классный руководитель во взаимоотношении с учениками.

Контроль за успеваемостью и дисциплиной.

Вторая мама.

Организатор досуга.

Помощник в трудных обстоятельствах.

Старший товарищ.

Защитник.

Акция № 2. “Сгорая сам …”

Акция создавалась для тренингов с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Цель: дать обратную связь педагогам, развить рефлексию.

Инструкция: выберите ту поговорку на тему отношения к работе, которая вам сейчас наиболее близка.

Предлагаемые пословицы и поговорки для диагностики эмоционального состояния педагогов.

Сгорай, а товарища выручай (педагог хочет работать, но есть риск выгорания).

Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит (педагог находится в критическом состоянии).

Кто работает, на том, и везут (педагог находится в начальной стадии выгорания).

Один в поле не воин (педагог занимает разумную позицию).

Акция № 3. “Я и труд”

Акция разработана для педагогического совета школы.

Цель: повысить сплоченность коллектива для решения учебных задач.

Инструкция: выберите то выражение, которое вам сейчас наиболее близко, организуйте группу и объясните что вам в нем важно.

Аффирмации для размышлений.

Труд продлевает нашу молодость.

Можно познать все, кроме самого себя.

Кадры решают все.

Берись за дело, не спеша, начатое доводи до конца.

Безделье ускоряет наступление старости.

Анкета «Обратная связь»

Анкета «Обратная связь»

Ф.И.О.___________________________________________________________________________

Дата_____________________________________________________________________________1. Степень моей включенности в работу: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало мне быть включенным в работу___________________________________________

Что помогало____________________________________________________________________

  1. Мои основные ошибки в ходе занятия:

А) по отношению к себе____________________________________________________________

Б) по отношению к группе__________________________________________________________

В) по отношению к ведущему_______________________________________________________

3. Самыми значимыми для меня стали следующие эпизоды и упражнения (помогли что – то понять, осознать, в чем – то разобраться), что – то изменить в себе и т. п._____________________

___________________________________________________________________________________

4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Я реализовал(а) себя на занятиях:

На эмоциональном уровне 1 2 3 4 5 6 7

На интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7

На поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7

6. Мои замечания, пожелания ведущему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Конспект семинара для классных руководителей школы по теме «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя». Цель: осознать, что творчество классного руководителя является мощным стимулом в воспитательной деятельности, благоприятным основанием для выстраивания сотрудничества взрослых и учащихся. «Воспитание – высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно». Р. Киплинг. Ход педагогического совета 1. Организационный момент (деление участников на группы: начальная школа, классные руководители 5-8классы, классные руководители 9-11 классы, предметники). 2. Открытие педсовета. Выступление заместителя директора по воспитательной работе школы (тема, цели и задачи, определение хода педсовета) 3. Выступление заместителя директора по ВР. «Особенности воспитательной деятельности классного руководителя». 4. Анализ анкетирования. (10 мин).

Семинар к МО.doc

Картинками

«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя». Педагогический совет для классных руководителей (Слайд 1) «Воспитание – высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно» Р. Киплинг. (Слайд 2) Ход педагогического совета 1. Организационный момент (деление участников на группы: начальная школа, классные руководители 5­8классы, классные руководители 9­11 классы, предметники). 2. Открытие педсовета. Выступление заместителя директора по воспитательной работе школы (тема, цели и задачи, определение хода педсовета) 3. Выступление заместителя директора по ВР. «Особенности воспитательной деятельности классного руководителя». 4. Анализ анкетирования. (10 мин) 5. Выступление учителей. Цель: осознать, что творчество классного руководителя является мощным стимулом в воспитательной деятельности, благоприятным основанием для выстраивания сотрудничества взрослых и учащихся. Основные идеи: 1. Выявить признаки творчества в деятельности классного руководителя. 2. Оценить уровень творчества классных руководителей в реальной практике, выявить опыт, заслуживающий изучения и применения. 3. Выработать общие правила успешной деятельности классного руководителя. 4. Определить возможности и условия дальнейшей интеграции усилий семьи и лицея в воспитании учащихся. 5. Наращивание делового единства классных руководителей, опыта согласований позиций в воспитательной сфере. Форма: педагогический совет. (Слайд 3) Известный французский педагог Селестен Френе главным в воспитании считал: 1. Здоровье ребёнка, развитие его творческих возможностей, стремление к познанию. 2. Создание благоприятной среды. 3. Оборудование и технические средства. «Воспитание ­ это максимальное развитие личности в разумно организованном обществе». В этом случае целью воспитания становится личность, а главным средством воспитания ­ «разумно организованное общество». Уважение к воспитательному процессу заставляет нас перейти к рассмотрению следующего вопроса, а именно - основных педагогических условий, определяющим образом влияющих на качество воспитания детей. (Слайд 4) К педагогическим условиям относятся обстоятельства, способствующие проявлению и развитию творческой индивидуальности классного руководителя. Успешность воспитательной практики школы во многом зависит от сплоченности педагогического коллектива. Вместе с тем творческий поиск отдельных классных руководителей может внести в образовательный процесс то новое, что способно перевести на более высокий уровень всю работу школы. И, наконец, самое главное. Как же добиться результата и при этом еще получить

удовлетворение? Наше убеждение в том, что все надо делать вместе, нужен коллектив единомышленников. На ключевом характере фигуры воспитателя в жизни детского коллектива настаивал В.А. Сухомлинский: «Если мы говорим, что коллектив ­ великая сила, то, образно говоря, мы имеем в виду цветущую и зеленую крону дерева, которую питают глубокие и неприметные корни, и этими корнями является человеческое богатство воспитателя». Постоянно наращивать, обогащать свой воспитательный потенциал ­ важная задача педагога, взявшегося работать с ученическим коллективом. (Слайд 5) Какие же воспитательные задачи ставит перед собой классный руководитель? 1. Сплочение ученического коллектива 2. Организация коллективных творческих дел (в том числе ­ личностно­ ориентированных) 3. Создание благоприятного психолого­нравственного климата, комфортного состояния для каждого ученика 4. Создание условий самореализации, самораскрытия каждого ученика 5. Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учениками 6. Стимулирование позитивного поведения учащихся 7. Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях 8. Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей Воспитывать ­ значит создавать все условия, чтобы дети становились хорошими. Именно классный руководитель является центральной фигурой воспитательного процесса. От успешности его деятельности в конечном счете зависит успех образовательного учреждения в целом.  Классные руководители ­ самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в школе.  Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно­воспитательной работы в школе. Он стоит ближе к ребенку, чем кто­либо из членов педагогического коллектива. И поэтому он способен оказывать решающее влияние на личностное развитие детей. Классный руководитель должен быть организатором ученического коллектива класса, хорошо знать учащихся, условия их жизни, особенности характеров, их интересы и склонности и с учетом этого проводить разностороннюю работу с классом по решению учебно­ воспитательных задач, стоящих перед школой.  (Слайд 6)Именно творчество классного руководителя – главное условие совершенствования воспитательного процесса, повышения качества и эффективности деятельности школы. «Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей». В.И.Даль  Классный руководитель – педагог­профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения

неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. (Слайд 6) Целью классного руководства является формирование ценностных ориентации обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества. Цель его работы с классом состоит в создании благоприятной микросферы и психологического климата в коллективе, а также в координации усилий педагогов (учителей­предметников, воспитателей, руководителей кружков и др.), родителей, других взрослых, влияющих на становление личности его воспитанников. Практическая часть № 1 «Задачи классного руководителя». Выработка основных задач в работе классного руководителя. Все присутствующие на листочках формулируют любую задачу классного руководителя. В завершении каждый зачитывает ее вслух. После чего зачитываются приготовленные задачи на слайдах. (я предлагаю записать задачи классного руководителя, а затем их зачитать вслух). – РАЗДАТЬ НА ЛИСТАХ. Основные задачи и содержание работы классного руководителя. 1.Содействует созданию благоприятных психолого­педагогических условий для максимального развития каждого ребенка. 2. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности. 3. Организует и участвует в педагогических консилиумах по проблемам учащихся своего класса, при необходимости посещает уроки учителей предметников. 4. Содействует получению дополнительного образования учащимися через систему кружков, клубов, секций, объединений. 5. Содействует профессиональному самоопределению выпускника, осознанному выбору им профессии. 6. Защищает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в школе в учебное время. 7. Дает консультации родителям, проводит родительские собрания, привлекает родителей к помощи школе. 8. Организует питание, дежурство. 9. Заполняет журнал, ведет учет посещаемости, немедленно сообщает администрации и родителям обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей. 10. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний. Классный руководитель организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный воспитатель и наставник объединяет воспитательные усилия родителей и общества. Он заботится о всестороннем развитии учащихся, о трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе. Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. Конечно, в центре его внимания стоят вопросы учебной работы, повышения уровня знаний. Классный руководитель отвечает за содержание воспитательного процесса. Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всей школы, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно­ориентированного подхода с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ученика, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные методы и формы индивидуальной работы создает благоприятные условия для

развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, формирования демократической культуры в системе самоуправления. К важнейшим функциям классного руководителя относятся: развитие познавательных интересов и способностей учащихся, забота об охране здоровья. Классный руководитель организует своевременную помощь отстающим ученикам. Классный руководитель – член педагогического коллектива. Организаторскую и воспитательную работы он проводит не в одиночку, а под руководством директора школы, его заместителей, в тесном контакте с другими преподавателями. В процессе воспитания классный руководитель доходит до каждого учащегося Среди основных качеств личности классного руководителя в первую очередь следует назвать такие качества, как коммуникативная идейность, общественная активность, нравственная зрелость. Эти качества, конечно, необходимы каждому педагогу. Но особенно важно обладать ими классному руководителю. Ведь он воспитывает учащихся и личными примерами, своим поведением. Немаловажное значение для классного руководителя имеют такие качества его личности, как увлеченность профессией, гуманное отношение к детям, требовательность к себе и своим ученикам. В работе классного руководителя есть трудная, но очень важная миссия ­ быть классным руководителем. Классный руководитель ­ ключевая фигура в воспитательной деятельности школы, он является организатором воспитательного процесса. Все мы знаем, что воспитание детей ­ это, наверное, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, и к этому стоило бы относиться, как к самой важной из всех профессий. В работе классного руководителя бывает много непредвиденных ситуаций, которые требуют моментального вмешательства. И сейчас мы вам предложим разные педагогические ситуации. Время не более 3 минут. – РАЗДАТЬ НА ЛИСТАХ, Работа в группах. 1. Каждой творческой группе предлагается внимательно прочитать, коллективно обсудить и представить в виде инсценировки (ролевого исполнения) или другим образом совместное решение педагогической задачи. Педагогические задачи включают в себя следующие проблемные ситуации, достаточно типичные и имеющие «выход» на проблему взаимодействия школы и семьи. Ситуация 1 Трое учащихся девятого класса замечены в нетрезвом состоянии в одном из развлекательных мест города. Об этом обстоятельстве стало известно педагогам, однако, факт никем из них не проверен и не подтвержден, хотя, по словам родителей нескольких учащихся, он имел место. Указанные родители не хотят выступать источником информации, не желая портить отношения с родителями подростков. Как поступить в этой ситуации педагогам? Ситуация 2 Вы проходите мимо курящих за углом лицея старшеклассников. Ваши действия? Ситуация 3 Ученик седьмого класса постоянно не готов к урокам, грубит, мешает другим учащимся. Классный руководитель неоднократно приглашал родителей в лицей и посещал семью на дому. Отношения между семьей и лицеем, к сожалению, не складываются, так как все попытки педагогов найти согласованный вариант решения проблемы встречаются членами семьи в штыки. Как следует поступить в данной ситуации? Ситуация 4 На родительском собрании родители согласованно изложили претензию к учителю, заключающуюся, в том, что он всегда задает скучные, неинтересные домашние задания и когда на следующем уроке ученики пытаются отвечать, учитель обвиняет их в непонятливости. Ситуация 5

Принцип первый ­ безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон. Принцип второй ­ беспристрастность в оценке поступков учащихся. Принцип третий ­ терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия. Принцип четвертый ­ диалогичность и открытость в общении с учащимися. Принцип пятый ­ отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия. Принцип шестой ­ использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися. Принцип седьмой ­ умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения. Принцип восьмой ­ умение признавать ошибки. Очень здорово, если классный руководитель, начиная работать с классным коллективом, может рассказать ребятам о принципах своего общения с ними, а также о своих бывших учениках, о том, как строились отношения в коллективе, о тех традициях и обычаях, которые существовали в классе. Начиная работать с классным коллективом» необходимо задать учащимся следующие вопросы, ответы на которые дадут возможность создать в классе систему традиций и ценностей. ­ Каким, по твоему мнению, должен быть дружный класс? ­ Как сделать так, чтобы класс стал дружным? ­ Какие традиции уже есть в вашем классе? ­ Назовите свои «можно» и «нельзя» в классе. ­ Какие мероприятия в классе, по твоему мнению, должны стать традиционными. (Слайд 9 ­ 14) Правила педагогической гигиены. 1. Пришел в школу ­ сделай умное и благородное лицо. 2. Каждый раз, когда тебе захочется командовать детьми, вспомни свое детство или лучше съешь мороженое. 3. Пусть все манекенщицы мира увидят твою улыбку и подадут в отставку. 4. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили. 5. Помни ­ плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу. 6. Говори родителям самую лучшую правду, которую ты знаешь. 7. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспоминаешь своих учеников, лицо твое озаряется улыбкой. (Слайд 15 ­ 16) В заключение хотелось бы привести«10 заповедей классного руководителя»: * Умей выслушать ­ ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его. * Не кричи. Не подавляй голосом ­ ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны. * Найди, за что похвалить ­ ибо доброе слово и кошке приятно. * Будь справедлива ­ ибо обиды больно ранят детскую душу. * Умей видеть положительные качества ученика ­ ибо хорошего в детях больше, чем плохого. * Зарази собственным примером ­ ибо кто­то должен быть паровозом. * Защищай своего ученика даже перед педагогами ­ ибо в негативных моментах есть свои причины. * Не ябедничай родителям по пустякам ­ ибо в собственном бессилии расписывается только слабак. * Поощряй инициативу учеников ­ ибо сделать все самой невозможно. * Употребляй во время общения много ласковых слов ­ ибо классный руководитель ­ мать от завтрака и до обеда. И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе. Вы думаете, «классным» быть легко? Не спать от мыслей долгими ночами И вслушиваться в шум учеников, И спорить с тем, кто не доволен мелочами. Прожить сто жизней, добрых и плохих, Чужой бедой болеть однажды.

Да, может «классным» быть легко, Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый. И снова «классный» делом перегружен Но так ему не выжить одному. Ведь сам себе зачем он будет нужен. Когда не нужен он ученику? Решение педагогического совета. Проект решения педагогического совета 1. Рекомендовать использовать в работе классных руководителей, выработанные принципы. 2. Регулярно делиться опытом классных руководителей на Школьном Методическом Совете. 3. Разнообразить формы и методы проведения классных часов, включая проектную деятельность, КТД, методы самоконтроля и самооценки деятельности. 4. Педагогам школы ориентироваться на гуманистическое воспитание и обучение, на демократический стиль работы во взаимодействии с учащимися, видеть в каждом ученике личность. Заключительное слово. Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на этом непростом пути вам пригодятся строчки Б. Окуджавы: «Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство, Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек». И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе. Рефлексия.  Самая важная мысль педсовета для Вас?  Самая спорная мысль педсовета, по Вашему мнению?  Возникла ли у Вас какая­либо идея, которую Вы захотите опробовать после педсовета? Литература       Гуткина Л.Д. Пакет нормативно­методических документов для классных руководителей. – М.: «Классный руководитель», № 4, 2007. работе в классе по итогам года. – М.: «Классный руководитель», № 4, 2007. Аржанова В.И. Матрица для составления отчета о воспитательной Чернова С.А. Классный руководитель: права, обязанности, содержание деятельности. – М.: «Классный руководитель», № 8, 2005. Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе. ­ М.: «Классный руководитель», № 8, 2005. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. Учебно­ методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006. внешнеповеденческом аспекте. М.: «Классный руководитель», № 3, 1999. Нетопина С.А. Оценка воспитанности учащихся во Анкета «Давайте оценим сами себя!» Требования к классному руководителю 1 балл 2 балла 3 балла Понимание сущности процессов, которые называются «социализация», «образование», «развитие», «общение», «воспитание». Понимание сущности социальной роли, педагогической позиции наставника­взрослого по отношению к воспитаннику­ ребёнку. Эрудиция, осведомлённость в области педагогических идей, подходов, систем. Умение видеть, выделять, формулировать педагогические проблемы в собственной педагогической деятельности. Умение ставить воспитательные цели и планировать собственную деятельность для их достижения. Умение организовать детей на педагогическую акцию, привлечь помощников, пробудить активность, сплотить на совместных переживаниях поражений и побед. Умение анализировать собственную деятельность в целом, а также итог отдельного воспитательного мероприятия. Умение проектировать будущее коллектива и перспектива развития отдельного воспитанника. Умение общаться с детьми, способность привлекать к себе детей, испытывать удовольствие от их близости. Толерантность и гуманизм в сочетании с разумной № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

№ п/п Требования к классному руководителю 1 балл 2 балла 3 балла 11 12. 13. 14. 15. 16. требовательностью, умением быть справедливым. Уровень личной ответственности, добросовестное выполнение должностных обязанностей. Степень представленности образа педагога в поведении детей (является ли педагог примером для своих воспитанников). Оптимизм, стрессовоустойчивость, воля, жизненная целеустремлённость. Успешность деятельности (можно в сравнении с прошлыми годами). Наличие поддержки родителей, связей с межшкольными учреждениями. Профессионально­педагогическая и социальная значимость личности педагога (общественная деятельность). ИТОГО: Ключ к анкете: * 34 ­ 48 баллов – классный руководитель, работающий творчески. * 17 ­ 33 баллов – классный руководитель с устоявшимся стилем работы. * 0 ­ 16 баллов – классный руководитель, требующий особого внимания. Прочтите, пожалуйста, текст, соотнесите их содержание с собственной практикой. Позиция классного руководителя 1. Позиция «навстречу». Классный руководитель и ребёнок в своей деятельности и общении исходят из того, что они равноправные, равноценные партнеры и в своем взаимодействии они идут навстречу друг другу. КР Р 2.Действия классного руководителя и ребенка прямо противоположны (позиция «противоположности») КР Р 3. Позиция «над». Превосходство (реальное или мнимое) классного руководителя, но участники деятельности и общения стремятся" навстречу друг другу (это реальная предпосылка получения положительного результата). КР X Р Результат Скорее всего положительный Отрицательный или нулевой Возможен любой результат, не исключен и нулевой и отрицательный

3. Позиция «под». Деятельность классного руководителя подчинена интересам, желаниям ребенка. Р X КР 5. Позиция «ведущего». Классный руководитель и ребенок находятся в движении, в развитии. Важно, чтобы педагог не отрывался слишком от своих воспитанников и чтобы это движение основывалось на взаимном интересе. Р КР 6. Позиция «ведомого». Действия классного руководителя и детей направлены в одну сторону, но возникает вопрос «Куда могут увести подопечные классного руководителя?» КР Р Результат может быть различным Возможен положительный результат при взаимном интересе и совместном движении Любой результат возможен 7. Позиция «наравне». Классный руководитель и воспитанник идут Результат положительный вместе, уважают и дополняют друг друга КР Р Примерные выступления: «Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя» ­ из опыта работы. (10 мин)

Семинар для классных руководителей по теме:

"Воспитанием ли мы занимаемся?"

Цели:

ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля»;

подготовка учителя к анализу (самоанализу) своей педагогической деятельности на предмет ее вклада в воспитание личности;

развитие рефлексивных качеств личности педагога.

Подготовка:

1) Подготовка памятки «Признаки ситуации воспитания».

2) Подготовка листов с признаками ситуации воспитания.

3) Цветные карандаши (красный и зеленый) для каждого педагога.

4) Рулон яркой цветной туалетной бумаги для выполнения демонстрационного упражнения.

Проведение

1. Вступительное слово ведущего.

Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Как?

Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?

2. Что же такое воспитание?

Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?

Воспитательная деятельность – это:

педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни, обретения ответственности, самостоятельности, критичности, системы смыслов, способности к нравственному выбору, в том числе в вопросах собственного образования;

помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта, переживаний, выработки и соблюдении нравственных норм, а так же преодолении трудностей и снятии противоречий;

организация волевых, нравственных усилий школьников по работе со своим внутренним миром – ценностной, смысловой, нравственной сферы личности;

создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;

«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь событий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве;

создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно-творческого отношения к образованию, а так же для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.

Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности. Научить этикету, передать культурные традиции педагогу проще. А вот как сформировать совесть, внутреннюю нравственную позицию человека?

Чтение отрывка из книги «Педагогика для всех» Симона Соловейчика

«Если мы будем исходить из того, что у ребенка, который рядом с нами, нет совести, то воспитание станет невозможным.»

Совесть есть у всех. Не наше дело воспитывать совесть, совесть сама возникает в душе ребенка. Наше дело - воспитывать совестливость. Совесть - представление о той общей правде, на которой держится все. Постепенно ребенок начинает подчиняться не высшей морали, а групповой морали близких и уважаемых им людей, морали «эталонной группы». По совести - стыдно воровать, а с точки зрения сельских ребятишек бывает стыдно не залезть в чужой сад - это признак трусости. Поэтому, сколько бы ни уверяли мы мальчика или девочку, что плохо получать двойки, уговоры не действуют, если в классе презирают не двоечников, а отличников.

Уговоры здесь действуют мало, а наказания совсем не действуют, они лишь укрепляют уверенность ребенка в его правоте и заставляют гордиться - ведь каждый из нас гордится, если страдает за свои убеждения.

Принято считать, что если ребенку постоянно говорить «нельзя, нельзя», то постепенно это внешнее - извне идущее - «нельзя» превратится в моральную привычку, во внутреннее «не могу … иначе». Так ли это? Давайте посмотрим на эту ситуацию наглядно…

Демонстрация последствий множественных запретов.

Один педагог (желающий участвовать в демонстрации) выходит вперед. Стул (стоит в центре, у доски, развернут сиденьем к аудитории)- символизирует позицию школьника – «сел на школьную скамью». Садитесь, пожалуйста. Вы – школьник.

Ведущий берет на себя роль педагога, воспитывающего запретами. Итак…

1. Чтобы школьник привык к своей новой социальной позиции, важно удержать его на стуле:

Где тебя ноги носили? Не смей туда бегать! Чтобы ноги твоей там не было! Если нет ногам покоя, значит что-то с головою! (ведущий перевязывает «школьнику» ноги)

2. Важно чтобы школьник научился самоконтролю:

Не трогай! Не бери! Положи на место! Держи себя в руках! (ведущий перевязывает «школьнику» руки)

3. Важно, чтобы на уроках школьник был сосредоточен на учебном материале:

Сиди спокойно! Развернись к доске! Не крутись! (перевязывают плечи).

Не развешивай уши! В одно ухо влетело, в другое вылетело? На уроке слушай меня! (перевязывают уши)

Не глазей по сторонам! Не заглядывай в чужую тетрадь! Глаза на доску! (завязывают глаза). Вот теперь к школьнику применен весь спектр внешних «нельзя».

Рефлексия после демонстрации:

обсуждение вопросов:

Какие у вас есть чувства, мысли, когда вы смотрите на ученика в системе запретов идущих из вне?

Как вы чувствуете себя, о чем думаете в роли школьника ограниченного запретами? А что вам хочется в этой ситуации? Сделайте то, что хочется.

Насколько крепки эти запреты? Стало внешнее «нельзя» системой внутренних ценностей и руководств к действию? А почему? Пофантазируйте, а что нужно сделать в этом упражнении, чтобы «нельзя» стало «не могу»? (Укрепить путы - ужесточить запреты и систему наказаний – подергается, подергается и смирится). Но тогда «не могу» станет не «не могу по-другому», а «не могу вообще». (Пассивность, безволие, безликость).

Вернемся к Соловейчику:

«Одним детям говорят «нельзя, нельзя», и оно превращается в «не могу», а в других случаях этого превращения почему-то не происходит…Можно заметить, что превращение «нельзя» в «не могу» почти всегда совершается в сфере «внешнего стыда», стыда разоблачения. Глубинный человеческий стыд при нарушении правды не воспитывается запретами «нельзя, нельзя». У него другой корень - совесть.

Стыд внушить нельзя, природа стыда не позволяет внушать его. Можно тысячу раз повторять мальчишке: «Тебе должно быть стыдно!» - но ему не стыдно, и он ничего не может с собой поделать, даже если чувствует себя виноватым в том, что ему не стыдно.

Чтобы ребенка мучила совесть, чтобы он знал, что такое стыд, его нельзя стыдить. Стыдить - облегчать совесть. Сила стыда зависит не от того, насколько часто мы стыдим, а от того, насколько мы уважаемы подростком, насколько мы ему близки и дороги».

3. Работа в группах

Задание № 1.

Составьте перечень воспитательных действий педагога, продолжив фразы:

- «В ходе подготовки внеурочного занятия (урока) педагог занимается именно воспитанием, если…»

- «В процессе проведения внеурочного занятия (урока) педагог занят именно воспитанием, когда…»

- «Судя по результатам проведенного мероприятия (урока), можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если…»

После 10 – 15 минут обсуждения представьте размышления от своей группы.

Задание №2.

Индивидуально ознакомьтесь со списком воспитательных действий.

Отметьте зеленым цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете чаще всего.

Отметьте красным цветом пять воспитательных действий, которые вы применяете редко или не применяете вовсе к своим воспитанникам.

На групповом листе воспитательных воздействий отметьте совпадения с тем, списком, который наработала группа. Что осталось вне поля внимания группы?

Соотнесите свои редко применяемые воспитательные воздействия с теми воспитательными воздействиями, которые были упущены группой?

На что обратить внимание?!

Если многое совпадает, значит выявлена общая тенденция. И нужна дополнительная информация, помощь классным руководителям от администрации, методиста, психолога.

Не совпадает – ситуация локальна. Можно работать над ней в индивидуальном ключе.

Перечень действий педагога

"Я занимаюсь именно воспитанием", если:

Создаю ситуации для объединения и сплочения детского коллектива;

Создаю ситуацию для проявления ответственности и самостоятельности, толерантности;

Учитываю возрастные особенности и жизненную ситуацию воспитанника;

Стимулирую проявление собственной инициативы ребенком;

Привлекаю в содержание воспитания жизненные факты и личный (и личностный) опыт;

Создаю ситуацию успеха;

Тренирую способность осуществлять выбор» в поле «нравственное-безнравственное» в разных жизненных обстоятельствах;

Помогаю ребенку в преодолении трудностей и снятии противоречий;

Привлекаю в процесс общения с детьми собственный жизненный, личностный опыт, но не провозглашаю: сделай, как я хочу;

Обращаюсь к формированию рефлексивных качеств личности;

В общении с воспитанниками постоянно акцентирую внимание на том, что, зачем, почему совершаю Я, ближайшее окружение, общество;

Доверяю самостоятельности детей и надеюсь на их ответственность;

Вдохновляю на участие в общем деле на благо себе и другим;

Проявляю и демонстрирую личную заинтересованность;

Создаю и поддерживаю благоприятный психологический климат и атмосферу заинтересованности совместным бытием;

Настраиваю на удовольствие, радость (для себя и других) и успех;

Поддерживаю ситуацию взаимоподдержки и помощи».

4. Чтение завершающего отрывка

Из книги Симона Соловейчика.

"Воспитание воздействиями - это пассивная педагогика. Мы наметили в голове некий курс в виде Образа Ребенка, и теперь все наши действия определяются этим. Чуть реальный ребенок отклонится, мы начинаем реагировать. Если бы он следовал по заданной траектории поведения, мы бы спали. Мы не замечаем ребенка, мы замечаем одни лишь его недостатки.

Нравственно-духовное воспитание - это активная педагогика. Мы вызываем чувство симпатии, пробуждаем добро. Сами не спим душой и не даем заснуть душе ребенка.

Педагогика целей делает упор на то, что ребенок должен знать, должен уметь, должен понимать. Она говорит нам: надо, чтобы... Надо, чтобы... Педагогика средств делает упор на то, каким путем добиваться этих всем известных «должен и должна». Она говорит: чтобы, надо... Чтобы, надо...

Чтобы дети выросли Нравственными людьми, надо добиваться от ребенка лишь того, чего мы можем добиться, не посягая на него самого. Будет нравственность - будет все; не будет нравственности - ничего не будет."

В завершении семинара педагогам предлагается использовать признаки ситуации воспитания при конструировании урока и его воспитательного влияния, а также для проведения самоанализа воспитательного потенциала занятия. Раздаются памятки с перечнем признаков ситуации воспитания.

Признаки ситуации воспитания

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитанием ли мы занимаемся?

Отличается ли деятельность педагога по обучению учащихся от деятельности по их воспитанию? Педагог не только передающий знания, но и воспитывающий, совершает какие-то специфические действия. Какие именно?

Что же такое воспитание с точки зрения личностного подхода?

Воспитательная деятельность – это: педагогическая деятельность, направленная на развитие у ребенка субъективного нравственного опыта посредством включения его в ситуацию преобразования собственной жизни; помощь педагога в создании школьником собственного субъективного опыта; организация волевых, нравственных усилий по работе со своим внутренним миром; создание условий для проявления и развития личностных качеств воспитанника;

«включение» школьника в такую ситуацию, в которой он бы мог пережить события, совершить предметные или умственные действия, нравственные поступки, которые приведут его к этому опыту; это своеобразное «включение» школьника в цепь с обытий и их педагогическое сопровождение в событийном пространстве; создание педагогом условий для поиска и обретения школьником смыслов ответственного, активно- творческого отношения к образованию, а также для переноса этого опыта в область проектирования собственной жизни.

Цель воспитания – формирование нравственной культурной личности.

«Детей не надо воспитывать - с детьми нужно дружить». С. С оловейчик

«В ходе подготовки внеурочного занятия педагог занимается именно воспитанием, если …» « В процессе проведения внеурочного занятия педагог занят именно воспитанием, когда …» « Судя по результатам проведенного мероприятия, можно утверждать, что педагог осуществляет процесс воспитания, если …»

Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Признаки ситуации воспитания (или воспитательные действия педагога)

Поддержка педагогом-воспитателем собственных усилий ребенка по нравственному самоизменению.

Становление ребенка как союзника воспитателя в преодолении собственной недостаточности, в «усилии над собой».

Акцентирование внимания педагога на сфере ценностей и смыслов совершаемых ребенком поступков, а не на внешних атрибутах и регламентации его деятельности.

Побуждение воспитанника к проявлению отношения к другому человеку как самоценности.

Формирование педагогом нравственных способностей воспитанника (к самоотдаче, к свободно избираемому нравственному поступку, к другодоминантности и т.п.).

Включение воспитанника в творческую (созидающую) жизнь с постоянной рефлексией ее целей и смыслов, каждого дела и поступка,

Побуждение воспитанника к проявлению волевого усилия, напряжения, стремления увести себя с «легкого пути»; жить по своему индивидуальному плану; помощь в продвижении по собственной траектории.

Фиксирование учителем-воспитателем внимания не на процессе и результате предметной деятельности, а на том изменении в поведении, сознании, нравственно-смысловой сфере личности (или возможности его), которое ожидаемо.

Формирование активной позиции воспитанников в процессе приобретения знаний, в социальных проектах, вследствие чего в их деятельности реализуются черты добровольности, мотивированности, самоорганизации.

Включение школьника в ситуации-события, ставящие его перед необходимостью проявления личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслотворчества, ответственности, воли, творчества, произвольности и др.) при решении экзистенциальных вопросов.


Материалы:

Из опыта воспитательной работы Школы 1210

В соответствии с планом работы Ассоциации классных руководителей образовательных организаций города Москвы 8 декабря в ГБОУ «Школа № 1210» прошел семинар «Эффективные практики в деятельности классного руководителя».

В семинаре приняли участие более 100 участников: заместители руководителя по воспитательной работе, социализации и дополнительному образованию, классные руководители из 89 образовательных организаций города Москвы.

Во вступительном слове директор школы №1210, Терехов Павел Станиславович, обратил внимание на то, что классный руководитель играет большую роль в воспитании личности учащегося, однако, в достижении высоких личностных результатов, обучающихся не малая роль принадлежит технологиям воспитательной работы. Павел Станиславович определил основные принципы, которые лежат во основе взаимодействия классных руководителей Школы №1210 с родителями и педагогами: сотрудничество, взаимопонимание, сотворчество.

В рамках семинара прошел Мастер-класс «Организация работы Детско-родительского клуба «Мы вместе». Клуб активно работает в образовательной организации уже 10 лет. Организаторами и ведущими Клуба являются классные руководители совместно с педагогом-психологом. Тематика Клуба разнообразна и отвечает запросам родителей и детей. Обсуждая важные темы за круглым столом, участвуя в интересных викторинах и играх, создавая совместные проекты, родители и дети выстраивают отношения на основе доверия и принятия друг друга.

Еще одной формой совестной деятельности учащихся, родителей, учителей и классных руководителей Школы №1210 является детско-родительский квест. Мастер-класс по организации и проведению квеста «Путешествие на Северный полюс» по программе развивающего обучения «Золотой ключик» был представлен заместителем директора по воспитанию и социализации ГБОУ Школа №1210 Юртаевой Мариной Павловной. В начале игры дети вместе с родителями, учителями и классным руководителям строят корабль, готовятся к серьезному путешествию, изучают животный и растительный мир, климат Крайнего Севера. А затем, дети проходят различные испытания, в ходе которых им необходимо продемонстрировать определенные знания и умения. Главный принцип построения квеста: от ученика к учебному предмету (а не наоборот). Подобная организация учебных занятий позволяет каждому ребенку продемонстрировать свои возможности, понять, что от его личного результата будет зависеть успех всего класса в достижении цели – покорить Северный полюс.












На мастер-классе «Что за прелесть эти сказки!» была продемонстрирована эффективная практика взаимодействия классного руководителя (Касимовой Т.В.) и педагога дополнительного образования (Бахчиевой В. Г.), основной целью которой является изучение литературных произведений через их театрализацию. Результаты такого взаимодействия были представлены участникам семинара: обучающиеся 3 «В» класса, с большим удовольствием и радостью, под аплодисменты зрителей рассказали сказку А.С.Пушкина (а это большой объем текста и достаточно сложное смысловое содержание), «Сказка о попе и работнике его Балде». Вот они – личностные результаты, да еще и в рамках ведущей деятельности младших школьников – учебной!

Подводя итоги, участники отметили практическую значимость семинара.












Песня развивает, воспитывает, объединяет!

18 декабря в Школе № 825 прошел семинар «Эффективные практики в деятельности классного руководителя». В семинаре приняли участие более 70 участников из 39 образовательных организаций города Москвы: заместители руководителя по воспитательной работе, социализации и дополнительному образованию, классные руководители.

Особенностью воспитательной системы школы №825 является, говоря словами В.А. Караковского, воспитание «крупными дозами»; система как бы сама себя «завязывает в узелки», порождая воспитательные комплексы. Они концентрируют лучшие черты повседневности, превращая их в события, традиции, общие привычки.Особая системообразующая роль в воспитательной системе школы № 825 принадлежит коллективным творческим делам, вокруг которых концентрируется годовой цикл работы школы.Одной из самых эффективных воспитательных практик, по мнению директора школы, Юрия Шелухина, является организация и проведение Праздника Песни, которому в этом году исполнилось 40 лет.

Марина Исаева, заведующая отделом воспитания и дополнительного образования, отметила: « В нашей школе поют и танцуют все дети (1-11 класс) независимо от способностей, поскольку, мы считаем коллективное пение средством воспитания гражданина и патриота, развивающее умение слушать и слышать друг друга, воспитывающее чувство локтя и ответственности за общее дело. Мы ориентированы на развитие солидарности, а не конкуренции и поэтому наш Праздник песни – это песенный фестиваль, а не конкурс.

Участники семинара увидели выступления классных коллективов «Моя Москва». В концерте приняли участие учащиеся 1-ых, 4-ых, 7-ых, 10-х классов. Ребята продемонстрировали не только умение петь и танцевать, а умение сотрудничать в песне и танце: всем было очевидно, что каждый класс – это команда, во главе которой – классный руководитель! Все классные руководители классов, которые приняли участие в выступлении, являются выпускниками Школы 825 и будучи школьниками, принимали участие в Празднике Песни!






В рамках семинара была организована работа педагогических площадок «Особенности деятельности классного руководителя при подготовке Праздника песни на различных уровнях образования». Руководители площадок раскрыли особенности технологии организации Праздника Песни в начальной, основной и старшей школе.

Большинство участников подчеркнули, что готовы в своих образовательных организациях реализовывать идею традиционного круга ключевых дел с ежегодным обновлением форм и содержания, которые позволяют объединить детей и взрослых для достижения одной цели.