Биографии Характеристики Анализ

Сидней корабль. Лёгкие крейсера типа «Сидней

19 ноября 1941 года у берегов Австралии загрохотала канонада войны. После жестокого, но короткого боя крейсер ВМС Австралии «HMAS Sydney » был потоплен немецким рейдером «HSK Kormaran ». Никто из 645 человек не спасся. Тело одного из моряков выбросило на берег спустя несколько месяцев остальные так и не удалось найти. Тайну своей гибели крейсер унес с собой на дно. Это самая страшная трагедия в истории австралийского флота.

Почему команда австралийского крейсера пропала без вести, а сотни немцев выжили. Только после обнаружения обломков крейсера на дне океана, затонувший корабль приоткрыл завесу своей тайны.

Для родственников погибшего крейсера, прошедшие десятилетие не уменьшили скорбь, а события 1941 года по-прежнему преследуют их.

В 1940 году крейсер «HMAS Sydney » под командованием капитана Джона Коллинза затопил и легкий крейсер итальянского военно-морского флота. Крейсер вернулся в Австралию настоящим героем. Встречающий народ на берегу ликовал, а корабль стал настоящим символом австралийского военно-морского флота. Одним из первых кто поздравил австралийских моряков, был премьер-министр Австралии. Когда он поднялся на борт, толпа пришла в восторг. Следующим вечером состоялся грандиозный парад, на который пришло много людей.

Простояв несколько месяцев на приколе у восточного побережья, был переведен в западную Австралию. А 19 ноября 1941 года корабль был потоплен немецким рейдером «HSK Kormaran ». Об этом происшествии писали все газеты страны, и вместе с горечью утраты пришло подозрения о заговоре.

За долгие годы исчезнувший крейсер породил множество вопросов и противоречивых версий гибели. Кто-то предполагал, что немцы нарушили правила войны и застали корабль врасплох, а затем расстреляли спасшихся моряков, чтобы скрыть улики. Когда война закончилась, родственники погибших потребовали объяснений, но шлюзы секретности были открыты лишь 30 лет спустя, благодаря созданному фонду «Sydney», который организовал исследовательскую экспедицию для поиска обломков корабля.

За громким словом фонд стоит его председатель Ted Graham и его четверо соратников. Многие годы они оббивали пороги кабинетов, пока не собрали 5 миллионов долларов необходимых для исследовательской экспедиции.

немецкий рейдер «HSK Kormaran»


«HSK Kormaran » это боевой корабль, замаскированный под безобидный голландский сухогруз «Straat Malakka ». Как правило, рейдеры поднимали свой настоящий флаг в последний момент перед атакой. Это был новейший и крупнейший рейдер в немецком военно-морском флоте. За безобидным силуэтом скрывались крупнокалиберные пушки, торпедные отсеки, а в трюмах лежали более трехсот торпед, предназначенные для австралийских кораблей и судов.

В 1940 году немецкие рейдеры подошли к берегам Австралии и потопили несколько грузовых судов и еще три сухогруза были потоплены в Индийском океане. Так незаметно война подобралась к Австралии.

В марте 1941 года рейдер вышел в Тихий океан с боевым заданием, конечной целью которого было западное побережье Австралии.


17 ноября 1941 года крейсер «HMAS Sydney » сопроводил транспорт «Zelandia » к Зондскому проливу. После чего корабль взял курс в порт Fremantle куда должен был прибыть через 3 дня, но этого не случилось. Тщательные поиски, которые велись на территории предполагаемой зоны гибели корабля, ни к чему не привели. Крейсер и его команда пропали. Вскоре 28 ноября на отдаленных пляжах Австралии появились спасательные шлюпки с немцами. А «Кентавр » прибыло в австралийский порт Carnarvon, притащив на буксире две шлюпки с экипажем рейдера «HSK Kormoran », в которой среди других моряков находились капитан корабля. Капитан пассажирского судна не пускал немцев на борт, опасаясь что, они могут захватить судно. Прибытие спасшихся моряков рейдера стало дурной вестью. Они сообщили, что вели бой с крейсером класса «Perth » и это подтвердило самые страшные опасения австралийцев. Через 10 дней поиски отменили, которые были возобновлены только через 66 лет и принесли удачу.


Обломки крейсера «HMAS Sydney » лежат на глубине 2468 м. Их обнаружил известный исследователь, которой нашел останки крейсера «Hood » и «Bismark ». Но остается без ответа единственный вопрос - как немецкому рейдеру удалось затопить австралийский крейсер, вследствие чего корабль пошел на дно и почему никто не спасся. Ответы лежат на океанском дне.

Замаскированный под голландское торговое судно рейдер «HSK Kormoran » взял курс на север. Встретившись с ним крейсер «HMAS Sydney » взял тот же курс, подавая сигнал поисковым прожектором. Но у капитана немецкого корабля Theodor Detmers было преимущество - он знал, что перед ним его противник, но его коллега командир крейсера John Burnett не знал, что за корабль он преследует. Хитрый немецкий капитан сообщил по радио, что его преследует какое-то военное судно для того чтобы противник поверил, что это действительно . С каждой минутой дистанция между кораблями сокращалась. С каждым метром крейсер терял преимущество своей огневой мощи. Вскоре крейсер уже находился в пределах досягаемости пушек рейдера. Через несколько минут капитан немецкого корабля отдал приказ убрать голландский флаг и поднять свой. Залп и первый снаряд разорвался недалеко от крейсера. Следующий попал точно в ходовой мостик, уничтожив артиллерийский пост. Этот снаряд, скорее всего, убил командира корабля John Burnett и всех кто находился в рубке. В то же мгновение крейсер ответил контрударом, но промахнулся. Затем немецкий капитан взял 10 градусов вправо и нацелил две торпеды, которые шли до цели 65 секунд. Мощные пушки рейдера били с беспощадной точностью. Они нанесли удар по средней части корпуса, уничтожив самолет, носовые пушки и торпедные отсеки, лишив крейсер возможности сопротивляться.

Первая торпеда ударила ниже ватерлинии в районе носовой части крейсера. Именно этот удар оказался для корабля роковым. Крейсер повернул в сторону рейдера с целью протаранить его, но замаскированный сухогруз ускользнул. Крейсер «HMAS Sydney » был на грани гибели и напоследок пустил две торпеды, но опять промахнулся. Немецкие пулеметчики продолжали поливать огнём пылающий корабль, который уже шел к берегу. Наутро более семисот человек и два корабля пропали. 318 немецких матросов оказались на спасательных шлюпках. Вся команда крейсера 645человек сгинула в морской пучине. Исследователи опустив к обломкам подводный аппарат не обнаружили следов преступление немцев они увидели только свидетельство того как отважно сражались моряки.

монумент погибшим морякам крейсера «HMAS Sydney», на западе Австралии


Теперь оба корабля лежат на дне как молчаливые свидетели жесткого морского сражения. Получив несколько часов отснятого материала, правительство Австралии проведет расследование, но главное что для близких погибших моряков появилась место на карте.

В августе 2009 года военное ведомство Австралии обнародовало доклад, посвященный самой громкой катастрофе в истории Военно-морских сил страны - гибели крейсера "Сидней", гордости флота времен Второй мировой войны. Причина, по которой корабль вместе с экипажем из 645 человек в ноябре 1941 года проиграл сражение уступавшему по всем параметрам немецкому рейдеру "Корморан", долгое время не давала покоя не только австралийцам, но и всем, кто интересовался военно-морской тематикой. Ответ на этот вопрос попытался дать комиссар министерства обороны Теренс Коул (Terence Cole), начавший свое расследование в марте 2008 года, когда в ста милях от австралийского побережья были обнаружены остовы обоих кораблей.

Достоверно известно, что пропажу "Сиднея" австралийское военно-морское руководство обнаружило 21 ноября 1941 года, когда активных боевых действий в регионе еще не велось. За десять дней до этого он вышел из порта в западноавстралийском городе Фримантл для сопровождения транспорта с грузом. Благополучно прибыв в назначенный район Индийского океана, "Сидней" сдал подопечного под охрану другого корабля и лег на обратный курс. Домой крейсер ждали 20 ноября, однако во Фримантл он так и не вернулся. С "Сиднеем" пытались связаться с помощью самых мощных радиостанций, посылали на его поиски самолеты, но это не принесло результатов.

Лишь спустя несколько дней военные узнали, что на побережье Шарк Бэй в Западной Австралии стали высаживаться немцы, которые без сопротивления сдавались в плен. Некоторых из них подобрали сторожевые корабли у побережья. Вскоре выяснилось, что это были члены экипажа рейдера "Корморан", затонувшего в ходе вооруженного столкновения с "Сиднеем". От пленных же стало известно, что австралийский крейсер тоже погиб. С немецкого корабля спаслись 317 человек из 397, а вот из экипажа "Сиднея" в 645 человек выжить не удалось никому.

До сих пор , состоявшегося 19 ноября 1941 года, были известны только со слов пленных немцев. Особых причин не доверять им не было, хотя австралийских офицеров, проводивших допросы, в то время больше интересовало не то, как погиб "Сидней", а какова тактика действий немецких рейдеров вообще и какие меры следует предпринять, чтобы пресечь их дальнейшие вылазки. Тем не менее спрашивали они и о случившемся с крейсером.

Спасшиеся немецкие моряки попадали в руки австралийцев разрозненными группами, и допрашивали их так же порознь. Показания разных групп не противоречили друг другу, и при этом все пленные утверждали, что перед тем, как покинуть тонущий "Корморан", они не успели получить от его капитана Теодора Детмерса (также попавшего в плен) никаких инструкций относительно единой версии, которой следовало бы придерживаться на допросах.

Вспомогательный крейсер "Корморан". Фото из Федерального архива Германии.

Детмерс и его подчиненные рассказали, что, заметив "Сидней" и оценив его мощь, они решили немедленно покинуть этот район и сделали все, чтобы избежать встречи с крейсером. Немецкий рейдер, расставлявший мины в австралийской береговой зоне, был закамуфлирован под голландское торговое судно "Страат Малакка" и решался охотиться исключительно на торговые же суда союзников, с которыми мог легко расправиться. Вступать в открытый бой с кораблем противника, значительно превосходившим его в классе и вооружении, "Корморан" не желал.

Однако, по словам немцев, "Сидней" пустился за ними в погоню и, используя преимущество в ходе, через час догнал. С австралийского крейсера постоянно запрашивали мнимого голландца, добиваясь, чтобы он идентифицировал себя. Детмерс тянул, сколько мог, но получив требование сообщить свой секретный код, которого он, разумеется, не знал, понял, что оттягивать неизбежное бесполезно. Немецкий экипаж получил приказ откинуть камуфляжные щиты, скрывавшие артиллерийские установки, и сменить голландский флаг на флаг ВМС Германии. Через несколько секунд грянул первый залп.

Официально главной причиной гибели "Сиднея" считается то, что, затянув с безуспешными переговорами, крейсер сблизился с замаскированным немецким рейдером на критически близкое расстояние - около километра - и подставил ему борт, двигаясь параллельным курсом. Это свело на нет все преимущества "Сиднея": после первых же немецких выстрелов и торпедных атак крейсер получил критические повреждения (а его капитан, видимо, был убит), и хотя австралийские моряки успели обстрелять "Корморан", поразив его машинное отделение и вызвав на корабле противника сильный пожар, их судьба была решена.

Капитан "Сиднея" Джозеф Бернет. Фото с сайта www.findingsydney.com

Тем не менее, на протяжении десятилетий австралийская общественность не могла удовлетвориться этой версией. На это были две главные причины. Во-первых, все, что было известно о гибели "Сиднея", было известно со слов противника. Во-вторых, если события развивались именно так, как сообщили на допросах Детмерс и его подчиненные, это означало, что капитан "Сиднея" Джозеф Бернет (Joseph Burnett) то ли проявил недопустимую беспечность, то ли совершил непоправимую глупость, но в любом случае повел себя не так, как требовала его репутация опытного и надежного офицера.

За годы, прошедшие с ноября 1941 года, накопилось множество версий, которые пытались объяснить гибель "Сиднея" иначе, чем гласило официальное заключение. Они не были подкреплены ничем, кроме домыслов, но отчасти снимали ответственность с Бернета и представляли случившееся результатом вражеского коварства и нарушения правил ведения морской войны. Вот некоторые из них: "Корморан" шел под норвежским флагом; капитан "Корморана" понял, что опознан как противник, и, прежде чем открыть огонь, выкинул белый флаг; с "Корморана" запросили срочную помощь - якобы в связи с технической поломкой или необходимостью доставить на борт врача; "Корморан" установил дымовую завесу, и "Сидней" двигался вслепую; на "Корморане" знали секретный код "Страат Малакка"; "Корморан" открыл огонь до того, как поднял немецкий флаг; и даже - в ход боя вмешалась японская подводная лодка, которая и потопила "Сидней".

Словом, австралийцы требовали правды, и в марте 2008 года в ходе выполнения специальной программы, утвержденной правительством страны, были найдены останки двух кораблей. После этого к работе приступила комиссия Теренса Коула, которая не только изучила множество архивных документов, но и встретилась с немецкими ветеранами, чтобы еще раз восстановить ход событий. Через полтора года комиссия представила отчет, в общей сложности занимающий полторы тысячи страниц . Однако выводы Коула и его коллег оказались неутешительны для ущемленной национальной гордости австралийцев.

В докладе Коула приводятся данные визуального осмотра корпусов "Сиднея" и "Корморана", проведенного после обнаружения их останков. В целом они соответствуют тому описанию боя, которое привели немецкие военнопленные. На корпусе "Сиднея" эксперты насчитали 86 пробоин от 150-миллиметровых орудий, которыми был вооружен "Корморан", а также обнаружили пробоину в носовой части от торпедной атаки. Кроме того, носовая часть "Сиднея", где располагались орудия главного калибра и взлетная площадка для самолета, была обстреляна из 37-миллиметровых пушек и 20-миллиметровых зенитных пулеметов немецкого рейдера. Уже после погружения крейсера под воду нос отделился от основного корпуса и лежит теперь на дне примерно в полукилометре от него. Надстройки и палуба "Сиднея", кроме того, пострадали от сильного пожара. Эксперты сделали вывод, что до 70 процентов экипажа австралийского корабля были убиты во время боя, а остальные задохнулись в дыму или утонули, потому что все средства для спасения были уничтожены немецким огнем.

Корпус "Корморана" был найден в 12 морских милях от останков "Сиднея". Передняя его часть почти не пострадала от артиллерийского огня, а причиной гибели рейдера, судя по всему, стал взрыв склада мин, вызванный пожаром в кормовой части, что соответствует описанию немцев.

Координаты, где были обнаружены останки кораблей, примерно соответствуют данным, которые в 1941 году сообщил капитан Детмерс. Характер пробоин от снарядов в корпусе "Сиднея" позволяет установить, что крейсер был поражен с близкого расстояния - не более 1000-1500 метров, что в терминах морского боя считается стрельбой прямой наводкой.

В своем докладе Коул пишет, что еще в июле 1941 года австралийский военный флот получил специальную инструкцию, каким образом нужно действовать, если замеченное в море торговое судно ведет себя необычно, как вражеский рейдер. Согласно этому документу, сначала экипаж должен был определить, выглядит ли судно "безвредным" или "подозрительным". В обоих случаях полагалось приблизиться к нему на такое расстояние, чтобы различить название. Если это был зарубежный, а не британский торговец, капитану также рекомендовалось выяснить порты его отправки и назначения.

Чтобы обменяться условным сигналами с помощью флагов или фонарей, военный корабль должен был подойти ближе к предполагаемому торговому судну. Если оно казалось "подозрительным", капитан должен был отдать приказ своему экипажу заступить на боевые посты, а также держаться не ближе чем в 7-8 морских милях от него. Такого расстояния было бы достаточно, чтобы держать предполагаемый рейдер под прицелом и одновременно находиться вне досягаемости его орудий.

По мнению комиссии Коула, главной ошибкой австралийского капитана стало то, что он изначально классифицировал "голландское судно" как "безвредное". Из-за этого крейсер подошел к рейдеру на недопустимо опасное расстояние, причем экипаж "Сиднея" в тот момент не был готов к бою.

Коул также отмечает, что Бернет располагал информацией, согласно которой в этом районе мог находиться немецкий рейдер. В то же время, он не получал данных о том, что поблизости могло проходить голландское торговое судно.

Почему же опытный капитан "Сиднея" проигнорировал эти и другие факты, допустив ошибку, которая привела к гибели крейсера и всего экипажа? Эксперт считает, что этого мы уже не узнаем никогда, но ошибка, тем не менее, налицо и отрицать этот факт австралийцам бессмысленно.

По данным Коула, после того как "Сидней" начал приближаться "Корморану", произошло еще несколько показательных событий, которые должны были усилить подозрения капитана Бернета.

В частности, в то время как экипаж австралийского крейсера пытался разглядеть условные сигналы, которые показывали ему с борта "голландского судна", оно развернулось против солнца таким образом, чтобы понять их было еще сложнее. Фактически немцы спровоцировали "Сидней" на то, чтобы тот подошел к ним как можно ближе.

Экипаж "Корморана" не мог вовремя и точно ответить на запрос об условном буквенном коде "Страат Малакка", который австралийские моряки подавали дневным сигнальным прожектором с расстояния около семи миль. "Корморан" также посылал радиосигнал на частоте, которую, по оценкам эксперта, точно должен был слышать "Сидней". И этот сигнал не совсем точно соответствовал правилам. Однако Бернет почему-то не придал этому значения.

Пока австралийский крейсер приближался к "голландцу", двигаясь на протяжении часа против солнца и как будто не замечая, что тот или игнорирует условные запросы или отвечает на них неправильно, капитан Бернет решил подготовить к вылету находившийся на борту самолет Walrus, но позже отказался от этого намерения. Немцы с борта своего корабля видели, как самолет начал прогревать мотор, но затем остановил его.

Почему это произошло - также непонятно. Но, считает Коул, подготовка самолета к разведывательному вылету свидетельствует о том, что у австралийского капитана все-таки возникли какие-то сомнения по поводу "безвредности" голландца.

Затопленный "Сидней". Фото с сайта www.findingsydney.com

Тем не менее, отмечается в докладе, очевидно, что "Корморан" действительно до последнего пытался избежать столкновения с "Сиднеем" и лишь вынужденно вступил в бой, который длился не более получаса. В итоге оба корабля оказались на дне моря, хотя большинству членов экипажа немецкого рейдера и удалось спастись.

Комиссия Теренса Коула также постаралась изучить накопившиеся со времен Второй мировой войны предположения о том, по какой причине экипаж "Сиднея" погиб весь до единого человека. Некоторые из этих версий, как утверждают исследователи, были специально сфабрикованы в тот или иной период разными людьми. Отдельная история связана с японскими подводными лодками, якобы участвовавшими в затоплении "Сиднея". В частности, утверждалось, что удалось найти японского подводника, который потопил австралийский корабль. Существовала версия, что выживших после сражения членов экипажа добила все та же субмарина. Наконец, утверждалось, что пережившие гибель "Сиднея" австралийские моряки попали в японский плен. Но ни для одной из этих и других "сенсационных" версий эксперты подтверждений так и не нашли.

Означает «вход в озера» - в этом месте разветвленная сеть рек и озер впадает в океан, создавая идеальные условия для рыболовства.

И действительно, на причале в Лэйкс-Энтранс стояло немало рыболовецких траулеров, которые тут же продавали свежую рыбу и креветок. Почти у всех отдыхающих в этом месте штата Виктория можно было увидеть лодку, во многих отелях сделаны углы со столами для разделки рыбы.

Ну а там, где есть рыба, есть и пеликаны.

И рыбаки, соответственно...

Вообще, кроме рыбы и пары пляжей, в Лэйкс-Энтранс особенно смотреть нечего, кроме частного морского музея Griffiths Sea Shell Museum , где можно было найти просто тонны различного вида ракушек, заспиртованных и засушенных рыб и прочих морских гадов.

Недалеко от Лэйкс-Энтранс расположены пещеры Бакан (Buchan Caves).

Ну и после посещения пещер было приятно пропустить по кружке местного пива в пивоварне Bullant Brewery .

25 Aug 2012 12:12

В Канберре мы уже были в 2008 году, заехав на пару дней по пути в Сидней. Тогда мы увидели, что в городе есть много мест, которые можно посетить за несколько дней.

Перед выездом из Канберры посетили здание Парламента Австралии . На входе стояло несколько полицейских, которые пропускали посетителей через рамку, как в аэропортах. Погуляв по залам и кабинетам, посетив зеленую крышу, мы поехали дальше...

15 Aug 2012 02:10

Консалтинговая группа Economist Intelligence Unit опубликовала свой лучших городов мира и второй год подряд его возглавил Мельбурн.

Первая десятка городов выглядит так:

Великая океанская дорога

20 Jul 2012 03:02

В декабре прошлого года мы прокатились на Великую океанскую дорогу и только вчера добавили все из той поездки.

Всю дорогу можно проехать за один день, если выехать рано утром, останавливаться не везде, а возвращаться напрямую по трассе. Чтобы не спешить с осмотром достопримечательностей, мы останавливались на пару ночей прямо в центре дороги, в городке Порт-Кэмпбелл (Summer"s Rest Units).

В первый день было пасмурно, поэтому пришлось одеть куртки, но во второй день вышло солнце и стало гораздо веселее.

Несколько достопримечательностей, которые мы посетили:

Despite s18(1) of the Spam Act 2003 (Cth), I agree and acknowledge that any message Vodafone sends me will not contain an unsubscribe facility . I understand that I can, at any time, opt out of receiving marketing material by contacting Vodafone Customer Care.

В общем, австралийские законы можно и не выполнять, главное сообщить об этом мелким шрифтом.

23 Feb 2012 05:13

Фамилию «Макферсон» (Macpherson) она получила от своего отчима Нэйла Макферсона.

Благодаря своим идеальным пропорциям тела (90-61-89), в 18 лет Эль подписывает первый контракт с известным модельным агентством Click Model Management.

В 1985 году Эль решает выйти замуж за фотографа и креативного директора журнала Elle Жиля Бенсимона (Gilles Bensimon), который был старше Макферсон на 20 лет. Благодаря своему браку Эль появлялась в каждом выпуске журнала Elle в течение шести лет.


В 1986 году Эль попала на обложку журнала Time. К тому времени она уже была на обложках таких журналов, как Cosmopolitan, GQ, Harper"s Bazaar, Vogue и Playboy. Также за свою карьеру Эль появилась на обложке журнала Sports Illustrated шесть раз.


В 1989 году Макферсон и Бенсимон развелись, и вместе с мужем Эль потеряла и своего крупнейшего работодателя - журнал Еllе. Этот период в карьере и жизни девушки является непростым, но Эль берет себя в руки и решает идти дальше.


Эль Макферсон в фильме «На грани»

В 1990 году на экраны вышел первый фильм с участием известной модели - «Алиса», режиссера Вуди Аллена. Дальше она играет в нескольких картинах: «Сирены» (с Хью Грантом), «Бэтмен и Робин» (с Джорджем Клуни), «На грани» (с Энтони Хопкинсом) и других.

Также в 1990 году Макферсон запустила свою линию нижнего белья Elle Macpherson Intimates, которое продается исключительно в Австралии.


В 1995 году, вместе c подругами супер-моделями, Эль открыла сеть ресторанов Fashion Café, которая не стала прибыльной и была закрыта в 1998 году.

В 1999 году Эль Макферсон снялась в пяти сериях популярного сериала «Друзья» (Friends).


В 2003 году Эль была помолвлена с французским финансистом Арпадом Бюссоном (Arpad Busson), от которого она родила двух сыновей - Флинна (Flynn) в 1998 году и Сая (Cy) в 2003 году.

В 2005 году пара распалась, и на сегодняшний день Эль с детьми проживает в Лондоне.

Улыбайтесь!

22 Feb 2012 02:08

Читаю сегодня в местной газете о том, что стоит делать в путешествиях, и вижу такой совет:

Smile. Always smile.

It"ll get you places you wouldn"t believe. From persuading Parisian waiters to speak English to figuring out where the hell you"re supposed to be sitting on that train, a little smile and a good attitude will get you help in no time. NB: There"s an exception to this rule – it"s called Russia. (They"ll think you"re mad.)

В переводе:

Улыбайтесь! Всегда улыбайтесь.

Это откроет для тебя столько новых возможностей, о которых ты и не мечтал. Например, официант из Парижа вдруг заговорит по-английски, или ты наконец-то найдешь это еб@#%ое место в поезде, - только немного улыбнись и веди себя соответственно.

Одно исключение из этого правила - это Россия. Они подумают, что ты сумасшедший.

HMAS Sydney

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

Общие сведения

HMAS Sydney стал первым построенным легким крейсером типа Amphion (из-за чего его иногда называют тип Sydney ). Что характерно, HMAS Sydney был заложен через несколько дней после закладки первого корабля этого типа - HMS Amphion , но вошел в строй почти на год быстрее своих систершипов за счет более качественной работы верфи. Интересным фактом также является то, что корабль был заложен под именем HMS Phaeton и предназначался для службы в ВМС Великобритании , но в процессе строительства был передан ВМС Австралии и переименован в HMAS Sydney . В обмен на 3 крейсера типа Amphion Австралия передала метрополии гидроавианосец HMAS Albatross .

Корабль также называют Sydney (II) , так как это был второй корабль австралийского флота с таким именем. Кроме этого корабля имя Sydney носили:

  1. HMAS Sydney (1912) - легкий крейсер типа Town
  2. HMAS Sydney (1948) (при закладке - HMS Terrible ) - авианосец типа Majestic
  3. HMAS Sydney (1980) - фрегат типа Adelaide

19 ноября 2015 г. был заложен очередной корабль HMAS Sydney - эсминец типа Hobart , который должен вступить в строй к 2020 г.

История создания

Предшественники

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

HMAS Sydney стал первым австралийским кораблем, который был оснащен гидролокатором Type 125 британского производства. Также на борту имелись 4 × 47-мм скорострельных салютных орудия Hotchkiss.

Модернизации и переоборудования

Летом 1940 года корабль прошел незначительную модернизацию - число 7.62-мм пулеметов Lewis было сокращено до 9, а 7.62-мм пулеметы Vickers и 47-мм салютные орудия Hotchkiss были сняты. В декабре 1940 года в рамках небольшого ремонта на крейсер было установлено оборудование для размагничивания.

История службы

Предвоенный период

  • HMAS Sydney полностью завершил испытания и вышел из Портсмута 29 октября 1935 года. Сразу после выхода из порта он получает приказ идти в Гибралтар для соединения со 2-й эскадрой крейсеров британского флота, задачей которой было обеспечение соблюдения экономических санкций против Италии.
  • В январе 1936 года крейсер прошел техническое обслуживание в Александрии, а в марте HMAS Sydney был переподчинен 1-й эскадре крейсеров, где он по-прежнему следил за соблюдением санкций против Италии и участвовал в учениях британского флота.
  • В связи со спадом напряженности 14 июля 1936 года крейсер отправился в Австралию, прибыв в порт Фримантл в конце июля. 8 августа корабль посетил Мельбурн, а 11 август - побывал в Сиднее, в честь которого был назван.
  • В Австралии крейсер проводил большую часть времени на учениях и в тренировочных походах. В начале августа 1939 года HMAS Sydney находился в порте Дарвин. В связи с обострением обстановки в мире (которое послужило началом Второй мировой войны), крейсер получил приказ прибыть в Фримантл, куда он прибыл 22 августа 1939 года.

Служба в начале Второй мировой войны

HMAS Sydney в порту Фримантл, 1939 г.

На момент вступления Великобритании во Вторую мировую войну, 3 сентября 1939 года, HMAS Sydney находился на своей базе в порту Фримантл. Его экипаж был переведен на штат военного времени и увеличен до 645 человек. Первыми боевыми заданиями HMAS Sydney были патрулирование и сопровождение судов в австралийских водах.

Крейсер участвовал в патрулировании Индийского океана до конца 1939 года, пока не получил приказ вернуться в Сидней для обслуживания в доке и рождественской стоянки. 8 февраля 1940 года корабль вновь прибыл на боевое дежурство к западным берегам Австралии. С февраля по апрель 1940 года корабль сопровождал конвои у побережья Австралии и в Индийском океане.

1 мая 1940 г. HMAS Sydney вернулся в Фримантл после сопровождения очередного конвоя и получил приказ на максимальной скорости отправиться в Коломбо. Остановившись в Сингапуре на дозаправку, корабль прибыл в Коломбо 8 мая 1940 г. Однако уже 12 мая он получил приказ идти в Средиземное море, а 26 мая - прибыл в Александрию, где присоединился к британским силам на Средиземном море.

Служба на Средиземном море

В начале июня 1940 г. HMAS Sydney участвовал в учениях 7-й эскадры крейсеров где быстро получил репутацию хорошо подготовленного и главное - удачливого корабля. 10 июня 1940г. Италия объявила войну Великобритании. HMAS Sydney в это время находился в Александрии и получил приказ немедленно выйти в море для поиска итальянского флота и обеспечения безопасности судоходства в восточной части Средиземного моря и Эгейском море. За время патрулирования корабль так и не встретился с противником.

21 июня 1940г. HMAS Sydney впервые участвовал в боевых действиях - обстреле итальянского порта Бадрия. Артиллерия корабля в течении 22 минут обстреливала военную базу. В то же время, запущенный с борта корабля гидроплан Supermarine Walrus был по ошибке атакован британской авиацией. Пилот T.M. Price сумел посадить самолет, но он уже не подлежал восстановлению.

22 июня Франция подписала перемирие с Германией, что означало что французские корабли должны были быть разоружены под наблюдением немецких и итальянских сил. Командование британского флота приказало не допустить перехода французского флота на сторону Германии любой ценой. В Александрии, где в то время находился HMAS Sydney , весь британский флот получил приказ навести орудия на французские корабли и быть готовыми открыть огонь. Однако, конфликт удалось разрешить мирным способом, французские корабли были разоружены и сократили свои экипажи до 30%.

28 июня 1940 года HMAS Sydney участвовал в преследовании 3 вражеских эсминцев, обнаруженных союзной авиацией. Поняв что им не уйти от преследования, командир эсминца Espero пожертвовал своим кораблем чтобы дать возможность остальным 2 эсминцам уйти. После долгого боя HMAS Sydney потопил Espero и, подобрав 47 выживших итальянских моряков, отправился в Александрию. 30 июня корабль был атакован итальянской авиацией и в очередной раз подтвердил репутацию счастливого корабля, не получив никаких повреждений.

9 июля 1940г. HMAS Sydney участвовал в бою у Калабрии , где действовал вместе с остальными крейсерами 7-й эскадры.

18 июля HMAS Sydney вышел из Александрии вместе с эсминцем HMS Havock в направлении Афин, где они должны были присоединиться к флотилии британских эсминцев в Эгейском море и защищать от итальянского флота северный берег о. Крит. 19 июля радар HMAS Sydney обнаружил 2 итальянских крейсера, которые пытались уйти от столкновения с британским флотом. Как выяснилось позже, итальянские крейсера Bartolomeo Colleoni и Giovanni delle Bande Nere шли в Ливию с грузом топлива и боеприпасов, размещенных прямо на палубах. Итальянские корабли подозревали присутствие британских эсминцев и решили повернуть обратно к берегам Италии, когда внезапно столкнулись с HMAS Sydney и сопровождавшими его эсминцами. HMAS Sydney сумел потопить Bartolomeo Colleoni и серьезно повредить Giovanni delle Bande Nere , практически не получив повреждений. Этот бой вошел в историю как бой у мыса Спада .

После этого знаменательного сражения крейсер до конца 1940 года выполнял задачи по патрулированию и сопровождению конвоев. Так, 27 июля 1940г. корабль вместе с HMS Neptune участвовал в потоплении итальянского танкера Ermioni , а 3-4 сентября 1940г., замаскированный под итальянский легкий крейсер типа Condottieri , обстреливал с моря авиабазу в Скрапанто.

После небольшого ремонта, проведенного на Мальте, 8 января 1941 года крейсер получил приказ возвращаться к побережью Австралии. В планах было провести масштабную модернизацию крейсера (в основном она состояла в усилении ПВО) и произвести ротацию австралийских кораблей в Средиземном море. Непосредственной же задачей крейсера было защищать побережье Австралии от немецких рейдеров и японского флота. По пути HMAS Sydney несколько раз привлекался к сопровождению торговых судов и поиску немецких рейдеров в Индийском океане. 5 февраля корабль прибыл на свою базу в порт Фримантл.

За 8 месяцев службы в Средиземном море команда крейсера потеряла только одного моряка, который умер из-за болезни.

HMAS Sydney в боевом камуфляже

Служба у берегов Австралии

Корабль в камуфляже состоянием на август 1941г.

  • 9 февраля 1941 года крейсер прибыл в Сидней, где его экипаж встречали как героев. После короткого ремонта, HMAS Sydney отправился в Фримантл 27 февраля 1941г. и получил задачи сопровождать конвои и производить патрулирование в Индийском океане.
  • 19 апреля 1941г. корабль доставил австралийскую делегацию в Сингапур на секретную встречу представителей Британского Содружества, Голландской Ост-Индии и США.
  • Уже 15 мая 1941г. крейсер вновь прибывает в Сингапур, теперь уже с задачей сопровождения транспортных судов, которые доставляли войска в Сингапур.
  • Все лето 1941г. HMAS Sydney занимался сопровождением конвоев в Индийском океане.
  • 19 сентября 1941г., после покраски в новый камуфляж, крейсер вышел из Мельбурна во Фримантл с задачей патрулирования западного побережья Австралии.
  • В течении октября 1941г. крейсер прошел все западное и северное побережье Австралии, сопровождал конвои, производил разведку минных полей.

Наконец, 17 ноября крейсер получил приказ вернуться во Фримантл, куда он должен был прибыть вечером 20 ноября.

Гибель

Схема боя

19 ноября 1941г. крейсер встретился с неизвестным торговым судном, которое шло со скоростью 14 узлов в направлении побережья Австралии. Командир крейсера совершил недопустимую ошибку и приблизился к неизвестному судну, которое представилось голландским транспортом Straat Malakka , на расстояние 1,3 км. Почти час корабли обменивались флажными сигналами пока в 17:30 не стало понятно что неизвестное судно - немецкий вспомогательный крейсер Kormoran .

После получасового боя на ближней дистанции противники разошлись. Kormoran получил серьезные повреждения машинного отделения, кроме того на корабле начался пожар, который угрожал погребам с боеприпасами, поэтому в 18:25 командир приказал команде покинуть корабль. Выжившие члены команды Kormoran заявляли что видели на горизонте зарево от пожара на борту HMAS Sydney до 22:00.

Как выяснилось позже, HMAS Sydney , получив тяжелейшие повреждения, сохранил управляемость и пытался подойти к берегу, но в определенный момент потерял плавучесть, перевернулся на левый борт и затонул.

Из 645 членов команды, находившися в тот момент на борту, не выжил никто. Это была самая большая потеря австралийского флота за всю его историю, а HMAS Sydney стал самым большим кораблем союзников, погибшим вместе со всей командой, за время Второй мировой войны.

Поиски останков HMAS Sydney

Останки крейсера (компьютерная реконструкция)

После того как прошли все возможные сроки прибытия корабля в Фримантл, командование австралийского флота начало поиски пропавшего крейсера. 26 ноября HMAS Heros обнаружил поврежденную пустую спасательную шлюпку, которая была опознана как шлюпка с HMAS Sydney .

19 ноября 1941 года в Тихом океане встретились замаскированный под торговое судно немецкий рейдер «Корморан» и австралийский крейсер «Сидней». Корабли вступили в бой, и в результате полученных повреждений оба затонули. Немцам повезло гораздо больше, так как большая часть экипажа сумела спастись на шлюпках, а вот из 645 австралийцев не выжил никто, часть из них погибла во время боя, другие утонули вместе с судном. Долгое время гибель крейсера, имевшего колоссальные преимущества, оставалась загадкой, однако, морские археологи сумели найти ответ на этот вопрос.

Орудие «Линда». Под стволом можно различить изображения черепа со скрещенными костями.

«Сидней» был одним из легких крейсеров Королевского австралийского флота (RAN). Длина - 171,4 метра, водоизмещение - девять тысяч тонн. Вооружение: восемь 152-миллиметровых орудий, четыре 102-миллиметровые зенитки, пулеметы и восемь торпедных аппаратов.
В 1940 году «Сидней» отправили на Средиземное море, где он утопил два военных итальянских корабля и несколько торговых судов, участвовал в конвойных операциях и береговых бомбардировках. К берегам Австралии крейсер отозвали из-за возросшей активности немецких рейдеров в Индийском океане в 1941 году. Командиром судна был назначен Джозеф Барнет.

«Сидней» в Сиднейской бухте

Экспедицию 2015 года организовал Университет Кертина вместе с Музеем Западной Австралии. Стоимость проекта превысила два миллиона долларов. Подводный управляемый аппарат смог получить яркие снимки пробоины в области капитанского мостика «Сиднея»: снаряд, попавший туда после одного из первых залпов «Корморана», скорее всего, убил большинство офицеров и парализовал управление кораблем. Возможности австралийцев отвечать на огонь «Корморана» существенно сузились.

Подводный аппарат с дистанционным управлением приближается к обломкам

Из-за ограничений, наложенных на габариты военных кораблей Версальским договором, немцы решили опираться (в будущей войне) на переделанные из гражданских судов крейсеры. «Штейермарк», переименованный в «Корморан», стал новейшим и самым большим из девяти рейдеров Handelsstörkreuzer (крейсеров подрыва торговли). Водоизмещение - 8876 тонн, шесть одиночных 150-миллиметровых орудий, зенитные пушки и торпедные аппараты. Главные орудия были замаскированы за фальшивыми листами корпуса и грузовыми люками, которые открывались после приказа о сбросе маскировки. Командиром судна был Теодор Дитмерс.

Рейдер «Корморан»

19 ноября 1941 года, около 16:00 по местному времени, «Корморан» находился в 280 километрах от побережья западной Австралии. Увидев на горизонте мачты военного корабля, капитан приказал уходить. Но «Сидней» также заметил рейдер и двинулся на перехват.

20-миллиметровая зенитная автоматическая пушка «Корморана» и маскировочная откидная створка

Приблизившись, австралийский крейсер потребовал, чтобы «Корморан» опознал себя. «Корморан» показал сигнал - название торгового судна Straat Malakka - и поднял голландский флаг. «Сидней» задал вопрос «Куда идете?», на что рейдер ответил: «Батавия». В ходе обмена сообщениями «Сидней» шел параллельным курсом по правому борту рейдера. Главные орудия нацелились на «Корморан», гидросамолет был готов к взлету, что побудило Дитмерса отдать приказ команде готовиться к бою.

Разрушенный нос «Сиднея», на котором выросли анемоны

«Сидней» подал секретный сигнал, ответ на который знала только команда настоящего Straat Malakka. Рейдер промолчал. «Сидней» дополнительно показал прожектором: «Продемонстрируйте ваш секретный сигнал». Дитмерс понял, что «Корморан» сейчас разоблачат, и приказал сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь из всех орудий и торпедных аппаратов.

Одно из 150-миллиметровых орудий «Корморана»

Обувь моряков на морском дне

Оба корабля, скорее всего, открыли огонь почти одновременно. Первые выстрелы восьми орудий «Сиднея» не нанесли особого урона германскому кораблю. Близкая дистанция (около 1300 метров) позволила команде рейдера пустить в ход зенитки и защитные орудия ближнего действия, не позволив «Сиднею» воспользоваться дополнительным вооружением. Немцы вторым залпом разрушили мостик крейсера, повредили верхние надстройки, включая башню управления огнем, радиорубки и фок-мачту. К восьмому или девятому залпу торпеда «Корморана» пробила дыру в борту «Сиднея», и крейсер начал заваливаться на нос.

Оторванная носовая часть «Сиднея»

Первая часть боя завершилась: «Сидней» пошел на юг с замедлением хода, «Корморан» не изменил ни курс, ни скорость. Основное вооружение «Сиднея» было полностью выведено из строя (передние башни были повреждены или уничтожены, кормовые заклинило у левого борта). Крейсер окутало дымом пожаров в машинном отделении и передних надстройках, а также вокруг авиационной катапульты. Торпеды «Сиднея» не попали в цель. Но машины «Корморана» из-за боевых повреждений отказали. Остановившись, «Корморан», продолжил интенсивный огонь. К концу 30-минутного боя оба корабля были сильно повреждены. Они находились примерно в десяти километрах друг от друга.

Торпедный аппарат «Сиднея» с неиспользованными торпедами

Анемоны на обломках «Корморана»

На протяжении четырех часов «Сидней» сохранял плавучесть, но потом его нос оторвался и встал почти вертикально под весом якорей и цепей. Корабль быстро затонул. Не выжил никто.

Спасательный плот системы Карли (с «Сиднея»)

«Корморан» после боя не мог двигаться. Дитмерс приказал покинуть корабль: противопожарная система вышла из строя, а пожар в нефтяном танке подбирался к минному погребу. Немцы разместились в пяти шлюпках и на двух плотах. Поздно ночью минный погреб взорвался, и «Корморан» пошел ко дну.

Якорь «Корморана» лежит на обшивке судна

Экипаж рейдера явно гордился своими достижениями. Список воинских побед начинается с греческого грузового судна «Антонис» (потоплен 6 января 1941 года) и завершается другим греческим кораблем, «Стаматиос Г. Эмбирикос» (потоплен 26 сентября 1941 года).

Список из 11 кораблей, захваченных или потопленных «Кормораном»

В двадцатых числах ноября британские и австралийские суда подобрали все немецкие шлюпки (из 399 человек из команды «Корморана» выжило 318). Поиски «Сиднея» не принесли успеха. Выживших не обнаружили. Лишь 27 ноября корабль «Вираллах» обнаружил надувной спасательный круг с крейсера. Позже, в 1942 году, нашли еще два спасательных плота системы Карли.

Шлюпка и баркас «Сиднея»

Гибель «Сиднея» со всем экипажем нанесла сильный удар по боевому духу австралийцев - это была самая большая потеря австралийского флота в истории, составившая 35 процентов от общих потерь личного состава австралийского флота в годы Второй мировой войны.

Экипаж «Сиднея»

Из-за размеров района, где мог происходить бой между «Сиднеем» и «Кормораном», поиски долгое время не приносили успеха. Только в марте 2008 года американский охотник за обломками судов Дэвид Мирн обнаружил немецкий корабль. Вскоре нашли и «Сидней» - в 21,1 километра от «Корморана». 14 марта 2011 года корабли были включены в список национального наследия Австралии.

Орудие «Корморана»

Расследование подтвердило показания капитана Дитмерса и опровергло конспирологические версии событий (например, о тайной помощи японской подлодки немцам). Мощный австралийский крейсер погиб прежде всего потому, что капитан Барнет подошел слишком близко к рейдеру и лишился преимуществ дальнобойной артиллерии. Снаряды же «Корморана» с легкостью пробивали броню «Сиднея».

Корма «Сиднея»

Одни историки обвиняют Барнета в безрассудстве: он не заподозрил подвоха, не поднял для разведки гидросамолет и не навел в эфире справки о чужом корабле.

Часть каюты капитана «Сиднея»

Другие полагают, что Барнета сбили с толку противоречивые инструкции начальства. Рейдеры полагалось расстреливать на расстоянии, а торговые суда, захваченные противником, требовалось брать на абордаж и затем пополнять ими флот союзников. Видимо, Барнет пытался захватить «Корморан», приняв его за «приз» (торговое судно).

Оставшиеся неповрежденными орудия «Сиднея»