Биографии Характеристики Анализ

Сколько просуществовала золотая орда. Что такое Золотая Орда

Эдхям ТЕНИШЕВ ,
председатель Российского комитета тюркологов,
чл.-корр. РАН, засл.деятель науки Республики Татарстан,
почётный академик АН Республики Башкортостан.

Язык межнационального общения золотоордынской эпохи

(Доклад на круглом столе татарской общественности "Золотая Орда: исторические параллели", организованном Фондом Развития Мусульманских народов 02.01.2000г.)


Уважаемые дамы и господа, дорогие друзья!

Выступление мое посвящается языку, или точнее языкам, в государстве Золотая Орда. Но в начале работы нашего круглого стола завязалась интересная дискуссия, и я вынужден выйти за пределы языкознания и, не будучи историком, коснуться истории татар.

Прежде всего должен сказать, что во вводном выступлении руководителя круглого стола Ш.Ф.Мухаммедьярова тема "Золотая Орда" звучала как основная - так обязывало название круглого стола "Золотая Орда: исторические параллели". В некоторых выступлениях речь шла только о Булгарском государстве. Никаких исторических параллелей не было. История Булгарского государства - особая тема, и ей можно посвятить отдельный семинар или круглый стол. Роль Булгарского государства в истории татар сейчас, по-моему, никто не отрицает.

В построениях казанского историка Дамира Исхакова, например, как выясняется из двух последних его публикаций, место и роль Булгарского государства в истории татар Поволжья совершенно определенна и очевидна.

В разделе "основные принципы", относящиеся к проблемам создания истории татарского народа, Д.М.Исхаков формулирует три подхода к истории татар. Для нас важен сейчас третий подход: "национальную историю татар нужно рассматривать прежде всего в общем контексте общетюркской истории, так как татары являются частью тюркской - исламско-тюркской цивилизации".

Далее, в той же книге автор указывает конкретную цепочку исторических этапов вплоть до современных татар: Тюркский каганат (551-603г.г.) - Хазарский каганат (90-е г.г.VI - 90-е г.г. X и вплоть до XII в.) - Булгарский каганат (середина VII - начало XIII в.в.) - Улус Джучи (Золотая Орда) (середина XIII- начало XIV в.в.) - Казанское ханство (1438-1552г.г.).

Подобные мысли и построения были и у Вас, Шамиль Фаттыхович, по времени раньше вышеприведенной точки зрения.

Значение названных этапов в истории татар неравноценно. Особенно велико оно в период Золотой Орды - именно на территории Золотой Орды в XIV - начале XV в.в. можно впервые "констатировать существование единого татарского этноса". Естественно, что Золотая Орда привлекает внимание в первую очередь.

Что означает этот древний термин в лингвинистическом отношении? В татарском языке употребляется форма Алтын Урда. Слово алтын происходит от соединения двух слов ал и тын. Первое слово ал означает алый, а второе - тын является заимствованным из китайского языка тун ~ тун (медь). Таким образом, первоначальной формой слова была алтун ~ алтун (алая, красная медь), превратившаяся в алтын (золото). Татарское урда соответствует башкирскому урза, но туркменскому, кумыкскому, кипчакскому орда, турецкому ordu, в старых тюркских языках тоже - ordu.

Слово орду~орда можно возвести к глаголу орут (стоять или располагаться лагерем). Возможны два пути происхождения слова от указанного глагола:

а) орут-у орту орду

б) орут-а орта орда.

Значения слова разнообразны: "стан, лагерь"; "войско"; "шатер султана"; "двор, резиденция правителя".

Возникает вопрос: почему слово урда имеет при себе определение алтын? Очевидно, оно несет дополнительную, уточняющую значение основного слова функцию. Это возможно лишь при переносном употреблении слова алтын (золотой). Вот некоторые переносные значения этого слова.

1. Замечательный, прекрасный, величественный.

Это значение присутствует в названии книги буддийского содержания, которая была у древних уйгуров: алтун онлуг йарук йартрыклык (сияющая золотым блеском, т.е.величественная, прекрасная [книга]). Монгольское соответствие названного термина - алтан гэрэл (золотой свет, блеск) - сохраняет также переносное значение для алтана (замечательный, прекрасный).

Словарь Д.Н.Ушакова указывает на несколько переносных значений у русского слова "золотой":

2. счастливый, блаженный, цветущий, блестящий - золотой век (в греческой мифологии - век блаженной жизни первобытных людей), золотая пора, золотое время;

3. прекрасный, драгоценный, замечательный по достоинствам, очень ценный - золотой работник, золотые руки, золотой парень, золотые слова, золотое дело;

4. дорогой, любимый ненаглядный - золотой мой мальчик.

Из всех перечисленных косвенных значений слова алтын в словосочетании Алтын Урда самым подходящим является "величественный, прекрасный, блестящий", т.е. в целом Алтын Урда следует понимать как "величественное (блестящее) государство". Любопытно, что в русский язык понятие и термин должны были попасть из поволжско-татарского языка. Но тогда по-русски это звучало бы: "Золотая Урда", однако, на самом деле этот термин произносится как "Золотая Орда". Значит, он получен не от татар. Тогда от кого же и в какое время? Вопрос обращен, конечно, к историкам.

Земли Золотой Орды простирались от Дуная до Иртыша. На западе часть Орды называлась Ак Урда, на востоке - Кок Урда. Прилагательные "ак" и "кок" обозначали в данном случае не цвет, а географическое положение. Большую роль в истории ряда народов, в том числе тюркских, играла Ак Урда. Она охватывала огромную территорию - Причерноморье, Прикаспий, Поволжье, Казахстан. Монголов, можно полагать, было не очень много - главным образом военная, административная, сословная иерархия, некоторые аристократические роды и сословия. Основная этическая составляющая принадлежала различным тюркским народам. Самые видные из них - предки современных поволжских, крымских, литово-польско-белорусских татар, ногайцев, казахов и узбеков. Языки этих народов, несмотря, естественно, на исторические различия, вполне отождествимы с их современными языками. Что касается численности названных тюркских народов в Золотой Орде, - можно полагать, что сохранились их пропорции и в современном мире. Иными словами, наибольшее количество населения имели татары, узбеки, казахи, ногайцы. Отсюда, можно предполагать, что единого государственного языка тюркской семьи в Золотой Орде не было, торговые и административные дела обслуживались в различных частях Улуса Джучи татарским, узбекским, ногайским и казахским языками, другие потребности и живая коммуникация шла посредством большего количества языков и не только тюркских. Кроме живых тюркских языков с основной ролью устного общения, в Золотой Орде были и письменно-книжные языки, на которых создавались художественные произведения - целая литература, получившая название в науке, как "хорезмско-тюркская" или "золотоордынская" (были и другие названия менее употребительные сравнительно с названными выше). Наименование "хорезмско-тюркская" она получила по названию литературных центров (Хорезм и оазисы по нижнему течению реки Сыр-Дарья), в которых с XII в. литература начала развиваться.

В основе языка золотоордынских памятников лежит престижный язык предыдущего периода тюркской литературы - караханидско-уйгурский язык. Старые тюркские литературные языки создавались как единая цепочка. Эстафета передачи письменной традиции началась с рунической поры. Язык памятников рунического письма был усвоен и положен в основу древнеуйгурского языка. Древнеуйгурский язык, в свою очередь, лег в основу караханидско-уйгурского языка. Последний был адаптирован в произведениях хорезмского цикла, где он был обогащен огузскими и кипчакскими элементами и превратился в один из средневековых тюркских литературных языков. На нем созданы поэмы "Хосров и Ширин" Кутба (1338г.), "Мухаббат-наме" Хорезми (1353г.), "Гулистан би-т-турки" Сатри Сараи (1391г.), прозаическое богословско-дидактическое сочинение "Нахдж аль фарадис" Махмуда ал-Булгари (1358г.).

Впоследствии эти сочинения как духовное наследство были усвоены и действовали в ранний период литературы у татар, ногайцев, узбеков и казахов.

Несколько иллюстраций из названных выше произведений:

Улыг Тэнри-нинтатын йад коглдым, / С именем великого Тенгри на устах
Мухэббэт-намэ-ни бунйад когладым, / Я создал мухаббат-наме,
Ики йакту гэвхэр алэм-га бергэн, / Два светлых жемчуга дал он миру
Мухэббэт генжини эдэм-гэ бергэн. / Сокровищем любви наделил человека.

Махбуб-лэр зульфи / Локоны возлюбленной
Акл айагы-нын зэнжири, / Являются цепью ног разума
Дагы зирэк куш-лар-нын / И еще сетью
Тузагы дурур / Зорких птиц.

Сенин эзгy гадэтлэрен бар, / У тебя много хороших привычек
Йак-йавукны сэвэрсэн, / Ты любишь близких,
Йалган созлэмэссэн, / Не обманываешь,
Кишилэрнен эмгэгани кутэррурсэн, тэкый / Страдаешь вместе с людьми,
Конукларны агырларсэн, / Почитаешь гостей,
Мискинлэргэ йары бирурсэн. / Бедным оказываешь помощь.

«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 16-я

Совершенно естественно считать татар татароязычными. Но не тут-то было. В научной литературе на этот счет существуют самые разные мнения. Некоторые специалисты считают ранних татар монголоязычными, не имея на то оснований, уверен директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов.

«Я ПОПРОСИЛ ПРИНЕСТИ МНЕ ДОКУМЕНТЫ НА МОНГОЛЬСКОМ ЯЗЫКЕ. ИХ НЕ ОКАЗАЛОСЬ. ВСЕ ДОКУМЕНТЫ НАПИСАНЫ НА ТАТАРСКОМ»

Правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце.

Марк Твен

Один из историографических стереотипов утверждает, что в Золотой Орде было два государственных языка: монгольский и еще один... Здесь все спотыкаются, пытаясь подобрать подходящий вариант и при этом не называть его татарским. Причем с первым языком нет сомнений: раз империя Монгольская, значит, и язык монгольский. А со вторым начинаются удивительные приключения, где фантазия ученых работает на полную катушку.

Я по образованию физик, и меня традиции историографии не сильно трогают, по крайней мере, не они определяют подходы к изучению истории. Поэтому я наших специалистов попросил принести мне документы на монгольском языке. Их не оказалось. Все документы написаны на татарском. И как вам это нравится?

Возникает вопрос, ведь ученые - серьезные люди, они должны были на что-то опираться в своих выводах о монгольском языке. Действительно, в 1930 году на левом берегу Волги близ села Терновка была найдена рукопись на бересте, датируемая началом XIV века. Она написана уйгурским алфавитом большей частью по-мон­гольски, меньшей - по-уйгурски. Некоторые на этом ставят точку, другие все же продолжают. Берестяной свиток содержит лирические стихи. Этот единственный случай для некоторых служит аргументом в пользу распространенности монгольского языка среди татар, включая администрацию хана. Согласитесь, это не документ, а стихи, к тому же на бересте. В канцелярии хана были и бумага, и пергамент.

Фото: archive.gov.tatarstan.ru

Оказалось, все ссылаются на одного и того же автора - А.П. Григорьева , который все строит на одной-единственной цитате из сообщения Плано Карпини : «...Мы поднесли грамоту и просили дать нам толмачей, могущих перевести ее. Их дали нам... И мы вместе с ними тщательно переложили грамоту на письмена русские и сарацинские и на письмена татар; этот перевод был представлен Бату, и он читал и внимательно отметил его». После этой цитаты следует утверждение: «Итак, во времена первого золотоордынского хана Бату (1227–1255) золотоордынская канцелярия вела делопроизводство на монгольском языке». Такой вывод сделан из произвольного отождествления татар с монголами, хотя ничто не мешает предположить, что Бату читал по-татарски, ведь у Карпини прямо сказано, что текст перевели на татарский. Предположить, что Бату мог читать на татарском языке, никому из историков в голову не пришло. Поскольку Бату якобы читал на монгольском, значит, язык Орды был монгольский. Это утверждение стало общепризнанным, ученые просто ссылаются на Гри­горьева как авторитетного исследователя золотоордынских документов. Так делается ложная история.

Из всей когорты авторитетных ученых исключением стал Миркасым Усманов , который не видел оснований считать ранние жалованные акты Джучидов монголоязычными, тем более об их языке нельзя судить по русским переводам, как это делает Григорьев. Как можно в русском документе догадаться, что он переведен с монгольского? По якобы «монгольской» терминологии? Но ведь монгольский язык был под сильнейшим влиянием татарского языка. Не татары заимствовали терминологию у монголов, а, наоборот, она перекочевала из татарского в монгольский язык, что доказано лингвистами.

Не менее интересно обстоит дело с татарским языком в Золотой Орде. Казалось бы, совершенно естественно считать татар татаро­язычными, но не тут-то было. В научной литературе на этот счет существуют самые разные мнения. Некоторые специалисты считают ранних татар монголоязычными, не имея на то оснований.

Пред положение о монголоязычных татарах построено на мнении, что монголы, безусловно, говорили только на монгольском, а вот с татарами надо, мол, разобраться. Почему не предположить обратное? Нельзя исключать знание средневековыми монголами татарского языка. Так, по тексту «Сокровенного сказания» видно, что Чингисхан свободно общается с представителями явно тюрко­язычных онгутов («белых татар»), карлуков, уйгур. Это не значит, что все вокруг говорили на монгольском, логично предположить, что Чингисхан, будучи родом из «черных татар», знал свой родной язык.

Некоторые исследователи утверждают о существовании в Средние века смешанного татаро-монгольского пиджина, хотя об этом нет никаких сведений.

Вокруг языка Золотой Орды возникла обширная литература, пытающаяся найти влияние на татар не только монгольского, но также уйгурского, кыпчакского, караханидского, карлукского, чагатайского наречий, называют официальный язык огузо-кыпчакским, хорезмско-поволжским, поволжско-золотоордынским, тюрки или тюркским.

В книгах писатели и художники рисуют татар непременно раскосыми, а в фильмах они почему-то говорят на казахском языке, а ведь татары и монголы Золотой Орды совсем не похожи на современных монголов. Лев Гумилев пишет: «Древние монголы были, согласно свидетельствам летописцев и находкам фресок в Маньчжурии, народом высокорослым, бородатым, светловолосым и голубоглазым... Тэмуджин высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. Этим он отличается от других». Несмотря на свидетельства летописцев, на всех портретах Чингисхан изображается типичным монголоидом, за редким исключением. На китайском рисунке XIII - XIV веков, на котором изображен Чингисхан во время соколиной охоты, он явно не канонический.

«СТРЕМЛЕНИЕ НАЗЫВАТЬ ЯЗЫК ОРДЫ ЧАГАТАЙСКИМ, ТЮРКСКИМ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТОЛЬКО ОДНОЙ ПРИЧИНОЙ...»

Превращение татар в монголов стало историографической традицией. В то же время все источники в один голос говорят о татарском языке, на котором писали в Золотой Орде. В «Письме об образе жизни татар» доминиканского миссионера Юлиана (1238 год) есть следующее свидетельство о послании хана Золотой Орды королю Венгрии: «Послание же написано языческим письмом, но на татарском языке». Речь идет о руническом письме, которым пользовались в Золотой Орде.

У каждого языка есть свой носитель - определенный народ. Разговорный татарский язык Средневековья отличался от канцелярского и литературного, причем разговорный в своих деталях мог также отличаться от территории к территории. Тем не менее язык привязан к народу и его государству, если, конечно, это не мертвый язык вроде латыни. Стремление называть язык Орды чагатайским, тюркским и т. д. можно объяснить только одной причиной - желанием не называть его татарским. Существуют предложения называть официальный язык Золотой Орды старотатарским или, как компромиссный вариант, тюрко-татарским. В этом нет никакой необходимости, ибо его безошибочно можно называть татарским языком делопроизводства!

У кого есть страна, у того есть язык.

Татарская пословица

«Г АРВАРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРЕДЛОЖИЛ НАМ ПРОВЕСТИ ФОРУМ С УЧАСТИЕМ МИНТИМЕРА ШАЙМИЕВА»

Замечательно, что Америку открыли, но было бы куда более замечательно, если бы Колумб проплыл мимо.

Марк Твен

В 1994 году после подписания знаменитого Договора между Москвой и Казанью репутация Татарстана начала расти, хотя некоторые газеты типа The Washington Post называли нас островом «коммунизма». Тогда Гарвардский университет предложил нам провести форум с участием Минтимера Шаймиева . В этом форуме выступали президенты многих стран, знаменитые политики. Довольно престижное мероприятие, где профессоры университета и многочисленные журналисты могут задавать любые вопросы, при этом идет прямая трансляция по кабельному телевидению. Конечно, у нас в аппарате президента нашлись такие, кто отговаривал Шаймиева от поездки, мол, не ваш уровень, но в итоге Минтимер Шарипович решился и мы полетели в Бостон.

О политической стороне этого мероприятия мне уже приходилось писать. Скажу об исторической части: форум открыл знаменитый американский славист Эдвард Киннан . Он скандально известный историк, ненавистный для многих российских ученых, поскольку много лет писал о том, что «Слово о полку Игореве» - подделка ХVIII века, сфальсифицированная чешским лингвистом Йосефом Добровским . Помню, на его толстую и добротную книгу, которая еще была в печати, появились критические статьи в России еще до ее выхода.

Киннан докторскую диссертацию писал по Казанскому ханству и взаимоотношениям Казани и Москвы. Открывая форум, он сказал, что перед ним стоит непростая задача - за пять минут рассказать о 500-летней истории татар. Там мы и познакомились. Позже, будучи в Вашингтоне, я зашел к нему в старинный особняк Дамбартон-Оукс в пригороде американской столицы, Джорджтауне. Он известен как крупнейший центр византистики. К нему примыкает парк. Усадьба вместе с парком и музеем византийского искусства и доколумбовой цивилизации управляется попечителем Гарвардского университета. Киннан в качестве попечителя сидел в историческом кабинете, где в свое время разрабатывался и принимался устав Лиги Наций (ООН).

Мне надо было поговорить о его докторской диссертации на предмет публикации в Казани и о концепции IV тома «Истории татар с древнейших времен». Мы гуляли по парку и рассуждали на разные темы. Он, кстати, был в курсе всех дел в Татарстане, сообщил последние новости из интернета. Русский язык у него был просто блестящим, без малейшего акцента.

Докторскую диссертацию он не решился публиковать на русском, объяснив это тем, что в свое время ему не хватало многих материалов, которые сейчас в обороте: «На английском можно издать, здесь не так много специалистов, а вы лучше подготовлены, без переработки диссертацию публиковать на русском языке нельзя». Тем не менее его идея о клановой структуре татарских ханств стала общепризнанным сюжетом. Он как-то в одном из интервью заметил, что клановая система до сих пор в России не изжита.

В большей степени меня волновала «История татар...», особенно IV том, посвященный татарским ханствам. Не было ясности с границами этого периода. Он спросил:

Каким годом хотите завершить четвертый том?

Я ответил:

Естественно, 1552 годом.

Не получится.

Почему?

Татарский фактор с мировой арены исчезает только с падением Крымского ханства.

Но то гда мы влезаем в русскую историю.

А куда вы денетесь...

Так он подвел итог нашему разговору и пояснил, что постзолотоордынский период был временем непрочных союзов Москвы, Казани и Крыма. Все три игрока боролись за ордынское наследие.

Вся русская историография, пытающаяся доказать, что русские боролись с Золотой Ордой, - ложь: русские были лояльны к существующей власти и не помышляли об отделении, а вот перенести столицу из Сарая в Москву мечтали. И в этом русским помогала часть татар, осевшая в Москве еще во времена Даниила. Москва изначально была полутатарской. Она постоянно пополнялась татарами, ищущими лучшей доли, карьерного роста, или просто авантюристами.

Влезать татарам в русскую историю (да еще с критикой) нам было совсем ни к чему, это неизбежно создало бы нездоровую политическую ситуацию. Но, на наше счастье, было достаточно московских объективных авторов. Они писали наиболее сложные страницы в русско-татарских отношениях. К тому же у российских историков возникли проблемы в своих рядах, появились такие концепции на историческом поле, что было не до татар.

Точно так же мы поступили с Хазарским каганатом. О хазарах писали московские специалисты. После выхода первого тома, где много было сказано о хазарах, ко мне подошел представитель еврейской общины Казани и высказал свое мнение:

Мы читали первый том. Да. О хазарах все правильно написано.

Так ваши же и писали...

Спасибо.

Чужой совет слушай, но живи своим умом.

ИА REX публикует статью эксперта по международной информации, внешнеполитическим и экономическим отношениям России с соседними странами Рустамжона Абдуллаева «Узбеки - дворяне тюркских народов, а сарты - предприниматели Центральной Азии» в трёх частях.

Какой язык был государственным языком Золотой Орды при Узбек-хане и какой статус имели узбеки в этом государстве?

Отвечая на первый вопрос , выеденный в заголовок данного раздела статьина основе литературных источников можно с уверенностью сказать, что государственным языком в Золотой Орды при Узбек-хане был тюркско-староузбекский язык. Это тот староузбекский язык:

— который в те времена, из-за того, что этот язык и в другом государстве — Улусе Чигатая, на территории которого находились часть Хорезма, Самарканд, Бухара и другие города Мавераннахра или Туркестана, где в основном обитали тюркские роды и племена, был государственным языком ;

— которого многие историки ошибочно называли и называют «чигатайским языком» , не отличая государственный язык Улуса Чигатая, названного так в честь второго сына монгольского императора Чингизхана, от монгольского языка самих монголов, так или иначе возглавлявших сам этот улус .

А отвечая на второй вопрос ,выведенный в заголовок данного раздела, вначалехочу остановиться на этимологии, т.е. о происхождении самого слова «узбек». Некоторые историки со ссылкой на французского востоковеда Поля Пеллио пишут, что имя Узбек (Özbäg) означает «хозяин себя» (maître de sa personne) . А понятие бек (бег, бей, бай) трактуется как тюркское слово bəy — властитель, князь, господин; синоним арабского понятия эмир или амир (’amīr — повелитель, вождь). Но термином «бек» изначально при родоплеменных отношениях в среде древних тюрков обозначали главу рода.

Бек возглавлял родовое ополчение в составе обще-племенного войска, во главе которого стоял хан (тюркский и монгольский титул). Это понятие позже приобрело и иные значения как, например: титул знати в странах Ближнего и Среднего Востока, а также землевладельца у тюркских народов Средней Азии и Закавказья в Средние века; наследственный правитель в Тунисе в XVIII-XX веках; форма уважительного обращения в Турции, Азербайджане и современном Узбекистане.

Однако я, исходя из вышеизложенного анализа термина «узбек» («o’zbek»), состоящего из двух слов «уз» и «бек», считаю, что значение этого слова станет понятным и ясным нашим читателям, если здесь привести наглядный пример.

Так, в качестве примера, если перевести такие предложения, написанные на узбекском языке с использованием этих слов, полностью соответствующих староузбекскому «чигатайскому языку», на русский язык, как, например: «Менинг ўз бегим бор» («Mening o’z begim bor») и «У ўз бегимдир» («U o’z begimdir»), то они на русском языке будут звучать соответственно: «У меня есть свой бек» и «Он мой бек». В этом предложении первая часть слова «узбек» — «ўз» (уз), переведен на русский язык как «свой» и «мой». А вторая част этого слова — «бег», просто-напросто написана как ее вышеприведенная разновидность: вместо «бег», в форме — «бек», что соответствует произношению этого слова на узбекском языке в составе переведенных предложений. Значит как дословный, так и содержательный перевод слова «узбек» из приведенных примеров составления предложений на узбекском языке будет не иначе как «свой бек» и «мой бек», соответственно. А они, в свою очередь, равносильны таким выражениям, как: «свой господин» и «мой господин»; «свой князь» и «мой князь» и т.д.

При этом следует подчеркнуть, что советские историки, академики АН СССР Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский в книге «Золотая Орда и ее падение» , вступив в полемику, с академиком АН Таджикской ССР А.А.Семеновым , Директором института истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР, писали:

«Имеется ли какая-нибудь связь между терминами «узбеки», мн. «узбекиан» = «узбековец», «узбековцы» и «узбек», «узбеки»? По мнению А. А. Семенова, не имеется. Первое наименование случайно и в источниках XV в. не встречается. Термин же «узбек», по мнению А. А. Семенова, родился в обстановке Ак-Орды, там бытовал и не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к термину «узбеки». Пока неясно, когда он возник.

Нам представляется, что эта точка зрения историческими фактами не оправдана и не может опровергнуть гипотезы о прямой связи двух этих наименований. Ведь на самом деле современники именовали войска Узбек-хана — «узбекианами» (выделено — А.Р.), а все его государство «государством Узбека». Надо только внимательно вчитаться в источники, чтобы представить, какую огромную роль играло левое крыло в Улус-джучиевом войске. Тюркско-монгольские кочевники Ак-Орды были отборными воинами-конниками. Они-то, по-видимому, и были главной частью золотоордынского войска. Их-то сначала и называли «узбекианами», «узбековцами» (выделено — А.Р.).

Поэтому, если учесть, что с одной стороны Узбек-хану было хорошо известно значение своего имени, поскольку такое имя до него носили и другие тюркские правители . А с другой стороны, ему доставляло удовольствие называть своих военнослужащих своим именем — моими беками , а подданным было приятно называть их — своими ханами, эмирами и беками , то не трудно догадаться, что в его государстве УЗБЕКАМИ называли не все население. Хотя это население и называлось по общепризнанной традиции Узбекским улусом . Поскольку все население состояло не только из военного сословия, но еще и из представителей различных тюркских, малочисленных монгольских и других родов и племен, а также из ремесленников, скотоводов, земледельцев и т.д., занятых хозяйственными делами, необходимых всему улусу .

Процитированные выше и глубоко компетентные мнения таких советских историков, как Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский, а также то, что далее они, говоря о временах «ставленника» Узбека — хане Ак Орды Эрзене, писали о том, что в то время существовали «разные ступени в господствующем аристократическом классе кочевников» и «военной аристократии» , дают мне полное основание утверждать следующее.

На основе соответствующих правил, учитывающих и тюркское происхождение Джучи-хана, УЗБЕКАМИ называли только лишь тех подданных Узбек-хана, которые относились к военному сословию из тюркских родов и племен Золотой Орды. А именно — самого монарха, военной аристократии: ханов, эмиров, богодуров и беков, а также рядовых воинов, находящихся на государственной военной службе, на платной основе.

Поэтому забегая вперед можно с уверенностью сказать, что именно по этой причине и после великого Узбека-хана — ханов, эмиров, беков, багодуров и рядовых воинов Золотой Орды, продолжали называть узбеками. Например, узбеком называли не только вес Улус, но и самого хана Золотой Орды Урус-хана .

Так, что понятие такого военного сословия, которого при Узбек-хане и после него в Золотой Орде и других ее улусах называли узбеками, по своему содержанию практически полностью соответствует такому понятию, как, скажем — самураи у японцев или дворянство , введенное на Руси только лишь в XVII веке.

Полагаю, что именно по этой причине среди не мобилизованной на военную службу части тюркских родов и племен государства самого Узбек-хана и даже за его пределами, было не только очень почетным и престижным стать узбеком (самураем, дворянином), но и выгодным. Ибо если отдельные сотни, тысячи и десяти-тысячные (тумени) отряды вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному беку, то и семей воинов-узбеков, вместе с ним имеющих право [в мирное время] заниматься со своим хозяйством, не оставляли в стороне. А хан Золотой Орды, как собственник всей земли в государстве, раздавал землю и скотоводов во владение бекам через эмиров, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью, конечно же, была военная служба. Поскольку каждый бек был обязан по первому требованию эмиров (которые находились в соответствующем подчинении самому хану) и в установленный им срок, выставить в пункты их сбора, поле сражения или других военных мероприятий, установленное количество воинов, за благополучной жизнью и хозяйственной деятельностью семей, которых он следил. А сам бек в своём уделе мог эксплуатировать труд земледельцев и скотоводов, представляя им, в аренду, свои земли, а скот на выпас или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. А мелкие беки служили крупным бекам — феодалам, а те эмирам…

Однако ни Узбек-хан и ни его государство не были вечными: он умер в 1341 году, а Золотая Орда распалась и полностью прекратила свое существование в начале XVI века. Поэтому возникает следующий, пятый по счету вопрос.

Как сложилась судьба узбеков после Узбек-хана и полного распада Золотой Орды и когда было создано первое узбекское государство?

Ответ на вопрос, выведенный в заголовок раздела, так или иначе, связан с Улусом или государством Чагатая (Chig’atoy) — второго сына Чингизхана, которому он даровал многие территории современной Центральной Азии, и, в первую очередь, моей Родины — Республики Узбекистан. Об истории Улуса Чагатая рассказывают многие литературные источники. Поэтому читатели по интересующим их вопросам могут обратиться к этой литературе . Учитывая такую возможность читателей я, остановлюсь на этом вопросе очень коротко, обращая их внимание лишь на такие вопросы, которые в них не рассматривались и в полной мере не освящались.

5.1. Как я уже говорил выше, захват Чингисханом Мавераннахра, Хорезма и т.д., а также создание там государства его второго сына Чагатая, на язык и культуру коренного населения этих территорий — тюркских родов и племен (аборигенов), никакого влияния не оказало. Наоборот, тюрко-староузбекский язык, став в Улусе Чагатая государственным языком и по этой причине войдя в историю, под названием «чагатайский язык», послужил, как это не раз бывало в истории наших народов, тюркизации самих завоевателей — монголов. Причем также как это происходило раньше, позже и происходит до сих пор, с иранскими, арабскими и другими представителями стран в свое время оккупировавших наши райские земли, а потом осевших, потомки, которых продолжают жить у нас, по сей день. Как у себя на Родине, как это и должно быть.

Однако Улус Чагатая, как и другие улусы сыновей Чингисхана и вся его Монгольская империя, распался. В результате этого образовались такие два государства, как Мавераннахр и Моголистан. В первом из них — Маврауннахре, вскоре после его образования, когда этой страной правил Тоглук-Тимур , власть в нем завоевал великий полководец Амир Темур (Тамирлан), положивший впоследствии конец власти чагайтайцев. О нем, как я полагаю нашим читателям хорошо известно многое, а если нет, то его историей можно ознакомиться из тех источников, которые приведены в списке литературы .

Поэтому я здесь хочу обратить их внимание на второе государство, которое появилось после распада Улуса Джучи — на Моголистан (Улус моголов, Улус Джете и Мамлакат-и Моголистан). На государство, название которого, не правильно записав, как Могулистан и с подачи некоторых историков, многие знают или воспринимают, как будто бы оно является государством монголов или даже Монголией. Поскольку это государство, хотя на его престол, после его создания в 1347 году откуда-то нашли и посадили чингезида Тоглук-Тимура — никогда не было Монголией, также как не было монголами и его население. А все это население кроме тюркизированных дуклатов (дуглатов), состояло из тюркских племен, как: канглы, киреиты, арлаты, уйгуры и др., которые раньше — до распада Улуса Чагатая, проживали в нем и разговаривали на том же «чигатайском языке» на одной половине своей территории. И, на других диалектах тюркского языка и, в первую очередь, на уйгурском языке, на другой половине. Ибо когда оно раньше находилось в составе Улуса Чигатая, на тех его территориях, на которых говорили на староузбекском или «чигатайском языке», были расположены, не говоря уж об Иссык-Куле, Таласе, Или, верховьях Чу и Эбинора, такие знаменитые наши города, как: Андижан, Наманган, Фергана, Ош, Джалал-Абад, Сузак, Узген, Ходженд и т.д.

А упоминая о них великий поэт, а впоследствии и знаменитый падишах Индии Захириддин Мухаммад Бабур, до этого в 1494-1504 годах занимавший еще и пост правителя Ферганы, в своей книге «Бабур-наме» (1526-1530гг.) писал, что:

«Жители Андижана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным; сочинения Мир Алишера Навои, хотя он вырос и воспитывался в Герате, [написаны] на этом языке » .

Именно поэтому когда англичане или другие европейцы то государство, которое создал в Индии Захириддин Мухаммад Бабур, написавший свою книгу «Бабур-наме» на своем родном тюркско-староузбекском языке (которого именно по этой причине мы относим к числу великих узбекских поэтов), называют «государством великих моголов» — это надо понимать исходя из тех разъяснений, которые изложены выше. Потому что никаких доказательств о том, что подданные, Моголистана были тюркизированными монголами, как об этом утверждают некоторые исследователи, не существует. А утверждение В.Бартольда о том, что якобы язык моголов их Великой Империи (Индия) был монгольским, опровергается самим языком основателя этой империи, великого нашего поэта Захириддина Мухаммада Бабура писавшего свою книгу «Бабур-наме» на староузбекском языке, которого и современные узбеки понимают без труда.

5.2. Выше, в третьем разделе статьи, говоря о матери Менгу-Тимура Кучу-хатуне, я указывал, что она из тюркского рода ОЙРАТ . Поэтому здесь я хочу остановиться и на другом историческом факте, который связан с этим родом. Ибо ОЙРАТ - это тот тюркский род, часть которого, смешалась с теми 4-мя тысячами воинов из монгольских родов, которые Чингисхан передал для Улуса Джучи . Поэтому они, не приняв мусульманскую веру, ОСТАЛИСЬ на той территории Золотой Орды, из которой Узбек-хан к концу своего правления возвратил демобилизованных воинов и других членов своего мусульманского улуса, обратно на их родину, в Мавераннахр и Хорезм, принадлежавший тогда Улусу Джучи. А в числе этих узбеков била и другая часть ОЙРАТ ов - мусульман, возвратившихся домой, к себе на Родину. Поэтому те, оставшиеся там, ОЙРАТ ы и были названы именем ҚОЛМОҚ (QOLMOQ ), поскольку слово «остаться» [там, на чужбине], как на староузбекский или чигатайский, так и на современный узбекский языки переводится одинаково — ҚОЛМОҚ (qolmoq). А об этом историческом факте написано на стр. 225-226 исторической книги великого Мирзо Улугбека «Тўрт улус тарихи» («История четырех улусов») . Если эта история, изложенная в книге Улугбека, ни была бы достоверной, то не только сами узбекские, но и иностранные историки не включали бы в список 92-х узбекских племен и самих калмыков .

А потомки той части тюркского племени ОЙРАТ , которые смешавшись с теми переданными Чингисханом Улусу Джучи 4-мя тысячами монголов, остались на территории центра Золотой Орды, и по внешности став похожими на монголов, приняли их облик и став монголоидами, до сих пор там и живут. Сохранив лишь название своего рода, как и многие другие народы, но забыв: почему и кем они были названы ҚОЛМОҚ ами? Но, все же называя себя пусть и чуть иначе, но все же — КАЛМЫК ами, которые сейчас являются гражданами Российской Федерации из Республики Калмыкия . Полагаю, что и столица этой республики по аналогичной причине названа словосочетанием тюркского происхождения, а именно Элиста (Эл иста ), то есть из слов: эл - народ и иста - ищи, что означает, скажем: «ищи свой народ»…

Я здесь историю калмыков рассказал не ради красного словца, а потому, что в «Автобиографии Тамерлана» и первой части книги «Уложение Тимура» , речь идет не только о тех узбеках, которые оставшись в Золотой Орде, продолжали свою военную службу. Но и о тех, из них, которые после демобилизации из армии Узбек-хана, вернулись на свою родину — в Мавераннахр, среди которых были и представители племени ОЙРАТ . А также определенное количество не мусульман, в т.ч. даже небольшое количество калмыков .

5.3. Выходит Амир Темур (Тамерлан) когда в своей книге рассказывал о том, что он, используя военную хитрость, победил узбеков, имел в виду такое обстоятельство, из-за которого узбеки, испугавшись от его мнимых войск, под покровом ночи рассеялись, покинув крепости Мавераннахра. Но рассеяться на какой-то населенной людьми территории во время военного конфликта может лишь местное население. Значит, он, когда говорил в своей книге и автобиографии об узбеках, то под ними имел в виду именно тех из них, которых я отнес к их демобилизованной и по этой причине, возвращенной на свою родину и обитающей там - Мавераннахре, части.

Значит когда в тексте «Автобиографии Темерлана» и «Уложении Тимура» речь идет о какой-то общине узбеков, редакторы и переводчики в примечаниях к этим его книгам ошибочно пишут о том, будто бы: «Речь идет о кочевых, то есть даштикипчакских узбеках: о золото-ордынских гарнизонах, расположенных в городах-крепостях Мавераннахра». Ибо нигде нет ответа на вопрос: откуда они там появились, если даже и находились в распоряжении Ильяс-хана, в тот период временно исполнявшего обязанности своего отца, хана Улуса Чигатай и государства Моголистан Туглука Темура? А это еще раз доказывает обоснованность изложенного факта возвращения [демобилизованных] узбеков в Мавераннахр и Хорезм, что изложено в книге Улугбека .

Однако я полагаю, что враждебное отношение Амира Темура к демобилизованному военному сословию Золотой Орды — узбекам, заключался не только в плохом их поведении, на что жаловались религиозные деятели, а еще и в том, что он сам был из тюркского племени БАРЛАС . И, из подчиненных ему 40 племен, он кроме своего собственного племени, доверял еще только лишь таким 11-ти племенам, как: тархан, аргын, джалаир, тулкичи, дульдай, могол, сулдус, тугай, кипчак, арлат и татар. Причем, отметив такой статус этих лиц оттиском своей тамги (клейма) и за их верность и оказанную помощь при его восхождении на трон Мавераннахра .

Хотя одна из жен Амира Темура по имени Ак Суфи, и была из тюркского племени КУНГРАТ . Однако, как это видно из вышеприведенного списка 12-ти тюркских племен, на которые Амир Темур опирался в своих великих делах, в их составе славного тюркского племени КУНГРАТ , который составлял костяк Улусов Золотой Орды, нет. Поскольку его представители продолжали служить своему пока еще Великому Государству — Улусу Узбеков, вступая с ним — Амир Темуром, в военные конфликты, как узбеки (дворяне) до полного распада Золотой Орды. К тому же с 1359 по 1388 годы в Хорезме (Хивинское ханство) у власти находилась династия ханов именно из этого племени, до его завоевания Амиром Темуром в 1388 году.

Именно по таким причинам он видимо и на должности верховных эмиров назначал только лишь выходцев из указанных 12-ти тюркских племен и, в первую очередь, из своего собственного племени — БАРЛАС , пожаловав им даже определенные территории: Бадахшан, пограничные области и округа. Кроме того он и на другие высокие должности эмиров и тысячников назначал выходцев из того же своего собственного племени БАРЛАС , быть может планируя на перспективу, их тоже превратить в военное сословие своей империи, на подобие узбеков...

Но здесь может, возникнут такой вопрос: почему Амир Темур не отличая демобилизованных и находящихся на службе в Золотой Орде узбеков по их родоплеменному признаку или составу, называл их всех в своих книгах исключительно узбеками ?

Ответ на этот вопрос банально прост. Узбек-хан при создании своего военного сословия под названием «узбеки», что соответствовало не только его имени, названию его улуса (Золотой Орды), но и замыслам, учитывал опыт по созданию монгольской армии со стороны Чингизхана, смешавшего при формировании десятников, сотников, тысячников и десяти-тысячников (туменей), роды и племени монголов. Ибо при создании военного сословия своих вооруженных сил под названием «узбеки», он тоже смешал все тюркские роды и племена, призванные служит ему для того, чтобы они не смогли разрушить подразделения его армии на почве родоплеменных разногласий и конфликтов, очень уж характерных для той эпохи.

Той героической эпохи, когда для правителей могущественных государств покорение чужих стран было обычным делом, демонстрирующим их превосходство над покоренными ханами, князьями, царями и королями: чем больше их, тем лучше. Ибо это было еще и одним из способов их собственного обогащения и повышения благосостояния своих подданных за счет покоренных и разграбленных государств и народов. Поэтому мы, их потомки, находящиеся в совершенно другой эпохе и с другими жизненными ценностями, не вправе осуждать их: нам остается только лишь гордиться ими, если они являются родоначальниками народов, к числу которых мы относимся или они с этими народами, так или иначе, были связаны…

Однако среди ханов Золотой Орды были и такие, как Тохтамыш. Не зная свое истинное происхождение, пытавшийся восстановить Улус Джучи (Золотую Орду) времен Чингисхана, думая, как и многие нынешние радетели его рода, считающие себя чингизидами, не зная, что они не имеют к этой величайшей личности в истории человечества, никакого отношения. Как тот хан Золотой Орды — Тохатамыш, который покорял многие русские земли и города. В том числе даже и Москву, применив для этого обман и хитрость, уничтожив впоследствии даже и тех, которые поверив ему, открывали ворота этого величественного русского города и встречали его хлебом и солью. А потом разграбив Москву, вместе с ее населением и устроив в нем разрушительный пожар .

Но среди тюркских правителей Мавераннахра был и такой великий полководец, не чем не уступающий Чингисхану, как Амир Темур — именовавший себя и как султан Турана, так и эмир Туркестана, которому было суждено не только освободить Русь от нашествия Тохтамыш-хана, но и покорить и полностью прекратить существование Золотой Орды . А это впоследствии, так или иначе, способствовало рождению от осколков Золотой Орды — тюркских племен-воинов, считающих себя узбеками (самураями, дворянами), чисто узбекских государств XV и XVI веков во главе с ханами из династии Шейбана — пятого сына Джучи-хана, покоривших даже государства династии самого Амира Темура. Тимуридов, которых в XVI веке узбеки, вытеснили за пределы Мавераннахра, в результате чего они вынуждены были довольствоваться покорением Индии и территории современного Афганистана, как великий падишах Индии, поэт и писатель Бабур.

Но сам Амир Темур является не только освободителем Русских земель от Тохтамыша, но и Европы, от нашествия Османской империи времен султана Баязида I по просьбе самих европейских монархов…

По этим причинам руководством современного Узбекистана именно легендарный Амир Темур , а не знаменитый Узбек-хан , давший свое имя нашему народу и государству, был выбран в качестве исторического личностного символа нашего великого прошлого, о чем я писал и раньше .

Но основателем могущества узбеков, вступивших на историческую арену в качестве этноса , был принц из династии Шейбана Абу-л-хайр (1412—1468) — первый хан централизованного «государства кочевых узбеков». А это государство вошло в историю как УЗБКСКОЕ ХАНСТВО , которым первый его хан Абу-л-хайр правил в течение 40 лет с 1428 по 1468 годы.

Именно при создании этого государства термин «узбеки» сменился термином «узбек», который стал еще и собирательным именем для целой группы тюркских племен, вождями которых и был избран принц Абу-л-хайр, в качестве хана первого узбекского государства. А к числу 24-х племен, поддержавших первые шаги молодого и талантливого принца Абу-л-хайра, впервые объединившись под флагом Узбекского ханства в 1428 году, образовавших узбекский этнос, относятся :

байлы, барак, джат, дурман, имчи, йиджан, карлук, кенегес, кият, КУНГРАТ , курлаут, кушчи, мангкыт, минг, найман, таймас, тангут, тубай, туман, угриш-найман, уйгур, уйшун, утарчи и хитай.

А все это дает полное основание утверждать, что узбеки на исторической карте мира впервые появились как самостоятельный этнос, не в 1924 году, при создании Узбекской ССР в составе СССР, а в 1428 году, т.е. за 596 лет до этого. Причем, в отличие от других, они появились на исторической сцене как этнос, вышедший из военного сословия или дворян тюркских племен Золотой Орды, при создании первого централизованного «государства кочевых узбеков» под названием УЗБЕКСКОЕ ХАНСТВО. А в 1924 году они были только лишь юридически зафиксированы в качестве титульной нации Узбекской ССР.

Обоснованность этого нового подхода к этногенезу узбеков, подтверждается наличием аналогов такого исторического процесса в мировой практике, показанных на примере превращения военных сословий, таких как раджпуты, являющихся прямыми потомки древних арийцев из Индии и амхара из Эфиопии, которые приведены в статье С.Я.Козлова «Пути этногенеза неисповедимы. Из сословия - в этнос через язык, образ жизни, обычаи и религию» .

Далее не углубляясь в деталях развития узбекских государств, после прихода к власти Мухаммеда Шайбани-хана (1451—1510) завоевавшем в 1499 году Мавераннахр — государство Тимуридов, раздробленных после смерти Амира Темура, а также истории возглавлявших их Шейбанидов, я счел необходимым отметить только лишь следующее.

В области науки к узбекам можно отнести таких гениальных русских ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов, Мичурин, Тимирязов, Радищев, Кантемировых и Карамзина. А из русских писателей к узбекам относятся Гоголь, Достоевский, Тургенев, Державин, Горький, Аксаков, Чаадаев, Ахматова и Булгаков. Знаменитые светила искусства балерины Павлова, Уланова и Спесивцева, артисты Ермолова и Каратыгин, художник Шишкин, композиторы Скрябин и Танеев, тоже происходят от узбеков. А Кузьма Минин до своего крещения носил узбекскую фамилию Миннибаев. Воеводы князь Юрий Мещерский и боярин Андрей Черкизов, павшие на Куликовском поле, сподвижники Петра Великого генерал-адмирал Ф.Апраксин, фельдмаршал С.Апраксин также были узбеками по происхождению. Более того узбекское происхождение имеют даже Кутузов, Ушаков и Тухачевский.

Эта традиция строительства родственных отношений и связей с русскими и другими народами России, Украины, Белоруссии и др. стран бывшего СССР и Европы, которые называют ассимиляционными процессами, продолжается до сих пор на различных уровнях. Как в самих указанных странах и, в первую очередь, в России, так и в Узбекистане. Так, что узбеки и русские являются братскими народами, чего не скажешь о таджиках…

Несмотря на это наш народ такие же родственные отношения и связи, которые он строить с другими народами, строил, и строить, как с таджиками, живущими в Узбекистане, так и в самом Таджикистане. Поэтому наступило пора серьезно разобраться и со следующими вопросами.

(Начальник приехал)


Московская сетевая общественность в последние дни взбудоражена обнаружением книги хакасского учёного Тюньдешева «Великий хан Батый – основатель Российской государственности». Но название книги верно отражает суть – управление Россией до сих пор проходит по Системе, заложенной в Золотой Орде (от конфуцианской законности до почитания Начальника).

То, что останки Киевской Руси и Золотой Орды существовали в своеобразном симбиозе, это основа не только евразийской теории (возникшей в первой трети ХХ века), но и система мировоззрения множества российских историков. Поэтому Геннадий Александрович Тюньдешев (Харамоос), доцент Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, кандидат юридических наук, в своей книге лишь систематизировал эти теории.

Созданное ханом Батыем государство существует до сих пор, хотя государственным языком теперь является русский (смесь славянского с тюркским), о языке основателя Российской империи тнапоминают термины в названиях институтов государственной власти и права как: казначейство, таможня, закон, деньги, Боярская Дума, ямская служба, кара, караул и т.д. Благодаря хану Батыю воины и пастухи степей стали жителями городов – чиновниками, купцами, промышленниками, ремесленниками, владельцами земли и земледельцами, строителями дорог, караван-сараев, больниц и школ. В русском же языке об этом нам напоминают следующие слова: книга, карандаш, учитель, учёный, час и т.д.

Русское (московитское) протогосударство было такой же частью Орды, как Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Узбекский улус, на руинах которого возникли Ногайская Орда, Казахское и Сибирское на Тоболе, Хивинское ханства. Де-юре Россия окончательно вышла из-под контроля Орды только в начале XVIII века, когда Пётр I прекратил выплату дани Крымскому ханству (самому сильному осколку Орды до того времени). Т.е. с этого момента Россия становится единственным правопреемником Орды.

Русь стала платить дань сарайским ханам, за что имела торговый флот на Волге, религиозную резиденцию в Сарае, освобождение русской православной церкви от всех видов налогов. Со своей стороны Русь имела в лице метрополии, каковой для нее была Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество Литовское, Венгерское королевство. Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Золотой Орды. Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев, приёмного сына и фаворита Бату-хана был, видимо, сделан исходя из теории наименьшего зла, в пользу симбиоза с Золотой Ордой. И этот выбор был одобрен народом и освящён русской православной церковью, и причисление Александра Невского к лику православных святых наглядное тому подтверждение.

Этого выбора придерживались и другие видные деятели Руси золотоордынской эпохи последующих поколений, например, московский князь Иван Калита, что было должным образом оценено ордынской властью, когда после подавления антиордынского восстания в Твери за активное участие в этом деянии Калита стал великим князем всея Руси по воле золотоордынского хана.

Нынешняя Россия формировалась не на почве Киевской Руси, которая распалась на восемь суверенных государств еще в XII веке, за век до появления «монголов», не в соперничестве с ордынцами, с которыми не было у русских трений на религиозной или культурной почве и в то же время был взаимный интерес в связи с необходимостью охраны западных рубежей. Россия возникла на совершенно новой московской почве, которая была органической частью золотоордынской государственности; она выросла из соперничества Московии с ханствами, входившими ранее в Золотую Орду, за право наследия распадающегося великого государства.

Традиции Золотой Орды надолго укоренились в жизни России. Многие законы и элементы культуры Золотой Орды были настолько прочны, что существовали не только в эпоху немецких царей России, но и дожили до наших дней.

Вот что пишет об этом историк М.Г.Худяков: «Государственная система, введенная завоевателями в побежденной стране, представляла собою верх обдуманности и дисциплины по сравнению с тем патриархальным укладом, какой существовал на Руси до татар. «Азиатское» наследие было предметом гордости, а не осуждения. Оно было органичным элементом русской жизни: русский язык и культура просто пропитаны тюркскими заимствованиями.

Москва как центр формирования русской государственности, в отличие от Суздаля, Владимира или Новгорода, появилась непосредственно из золотоордынской среды. Причём не столько благодаря сбору налогов, сколько потому что она восприняла многие «татарские» законы и политические традиции.

Языком московской бюрократии был некий мета-тюркский язык - транслитерированная калька тюрко-татарских формул и форм. По-видимому, московские бюрократические бумаги следовали некоему ордынскому формату, вплоть до их художественного оформления.

Канцелярский язык Золотой Орды был тюркским, написанным вначале уйгурской письменностью, а затем и арабской графикой. Практически мгновенно он стал и языком межнационального общения на территории всего Улуса Джучи. Русские писцы владели как тюркским языком, так и арабской графикой. Это подтверждается многочисленными находками арабской вязи на документах и предметах русского быта тех лет, изготовленных русскими мастерами, и даже совершенно естественным переходом с русского на тюркский в «Хожении за три моря» тверского купца Афанасия Никитина».

Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган народного представительства - так называемый курултай. В нём участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Сегодня почти полный его аналог – Государственная Дума.

Князь и историк Н.С.Трубецкой писал в своих трудах, что «русский царь явился наследником монгольского хана. «Свержение татарского ига» свелось к замене татарского хана православным царём и к перенесению ханской ставки в Москву». Вывод неожиданный с точки зрения привычных нам учебников, но события последующей русской истории прямо указывают на его справедливость.

Мы приводим отрывок из книги Тюньдешева «Великий хан Батый – основатель Российской государственности», в котором он описывает элементы ордынской государственности, не только дожившие до путинской «вертикали власти» и «суверенной государственности», но и ставшие их основой.

«С правления хана Удэгэя началось китайское влияние на систему управления государством, подмена права конфуцианством.

В Тюрко-Монгольском государстве стал доминировать «тип общества, который существовал в Китае и всячески поддерживался в течении веков, и, соответствует тому, что предложило конфуцианство. Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, который житель имеет в общине. Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание.

В этой статичной концепции общества в качестве основных принципов выступали: сыновняя любовь, подчинение высшим в иерархии, запрещение любых эксцессов и возмущений». В китайской концепции закон играет второстепенную роль, в основном репрессивную. «В VII веке император Кан Ши открыто заявил: «Число тяжб беспримерно возрастает, если люди не будут бояться обращаться в суды, надеясь легко найти там справедливость… Половины наших подданных не хватит, чтобы решать споры другой половины. Поэтому я требую, что бы с теми, кто обращается в суды, обходились безжалостно, так чтобы они почувствовали отвращение к закону и тряслись от страха одной мысли предстать перед судьёй».

Поэтому, эти исторические факторы усугубляли неприязнь к закону. Кроме того, есть и другие факторы, «среди них на первом плане плохая (умышлено плохая) организация правосудия, что отнюдь не волнует власти.

Чиновник, на которого возложено вершить правосудие, весьма далёк от тяжущихся так как, по общему правилу, он приглашается на этот пост из другой провинции и поэтому плохо знает местные наречия и обычаи. Его служащие, с которыми непосредственно имеют дело тяжущиеся, коррумпированы. Они нарочно затягивают процесс, ибо кормятся от него. Обращение с тяжущимися унизительное, а исход процесса всегда сомнителен. «Выигранный процесс - потерянные деньги», - говорит народная поговорка.

Всё это побуждает китайцев обходить суды и решать споры путём внесудебных процедур». Другими словами для китайского общества законы не являются нормальным средством решения конфликтов между людьми. «Законы, с позиции конфуцианства, никакого значения для улучшения общества не имеют, чем их меньше, тем лучше, обращение к правосудию аморально, и все эти постулаты твердо укрепились в общественном сознании», начиная с Золотой Орды (России) и до современной Российской Федерации.

«Мы высоко ценим, например русских революционных демократов ХIХ века (Чернышевского, Добролюбова и др.), их критические суждения о правовых институтах права царской России справедливы. Однако в системе их взглядов какой-либо позитивной роли праву не отведено, в нём они не видят важного фактора социальных преобразований, формирования демократических институтов. Соответственно и влияние, которое оказали эти авторы на общественное сознание (а это влияние было значительным), не способствовало пониманию ценности права, его престижу, развитию правосознания».

Вот откуда принципиальное различие между Россией и Западом, важнейшее из которых в том, что Западу свойственно стремление построить жизнь на юридических основах, а Россия предпочитает им порядок, основанный на нравственных началах т.е. на конфуцианстве. Отсюда у россиян до сегодняшнего дня в народе отрицательное отношение к закону, выраженное в пословице: «закон, что дышло, куда дунешь, туда и вышло» и неверие в правосудие, окрещённое «басманым правосудьем».

Корни такого отношения к праву ведут в Золотую Орду (Россию). После смерти Чингис-хана произошел отход от того, что предлагал он - «общество построенное на законе» (Великая Яса). Вместо этого законность была подменена конфуцианством и в России она хорошо укоренилась и жива до сих пор. Живучесть конфуцианства, заложенного в Золотой Орде (России) и её приспособляемость в разные исторические периоды была и есть.

Здесь в качестве примера укажем славянофильство, сложившееся в середине прошлого века. Так, «один из активных славянофилов И.Аксаков-младший писал: «Посмотрите на Запад. Народы увлеклись тщеславными побуждениями, поверили в возможность правительственного совершенства, наделали республик, настроили конституций – и обеднели душою, готовы рухнуть каждую минуту». Всё это России не подходит.

Поэт прошлого века имел все основания изобразить позицию славянофилов следующими строками «Широки натуры русские. Нашей правды идеал. Не влезает в формы узкие юридических начал». Так уж исторически сложилось, что российское общество и государство издавна отличал дефицит закона и правосознания. Идеология славянофильства есть одновременно и отражение, и оправдание этого. Свойственные ей подходы достаточно живучи, и в тех или иных вариантах не раз встречались и позже.

Ещё один пример – взгляды Л.Н. Толстого. Его противопоставительная формула «жить нужно не по закону, а по совести» не случайна. Неприязнь к праву, отличавшая Толстого-писателя, стала ещё более глубокой у позднего Толстого – моралиста, назвавшего право «гадким обманом», а юриспруденцию – «болтовнёй о праве».

Если у Л.Толстого противопоставление духовных начал и совести праву и закону сопровождается откровенным «изничтожением» этих последних, то у русских философов начала ХХ века (Н. Бердяева, П. Струве и других) столь открытой критики нет, но логика рассуждений ведет к весьма непривлекательным для права выводам.

Ещё раз подчеркнём, что такое отношение к праву в России существует до сих пор. Это одно из доказательств того, что хан Батый - основатель Российского государства. С первых же дней своего правления Золотой Ордой (Россией) хан Батый занялся укреплением государства изнутри. Открывались новые и восстанавливались старые почтовые и караванные дороги. Отстраивались разрушенные во время войны города. Достаточно быстро для такого обширного государства формировались аппарат управления и его структура, с финансовой и налоговой системами».

Золотая Орда (по-турецки - Алтын Орду), также известная как Кипчакское ханство или Улус Ючи, была монгольским государством, созданным в некоторых частях современной России, Украины и Казахстана после распада Монгольской империи в 1240-х годах. Она просуществовала до 1440 года.

Во времена своего расцвета это было сильное коммерческое и торговое государство, обеспечивающее стабильность на больших территориях Руси.

Происхождение названия «Золотая Орда»

Название «Золотая Орда» - относительно поздний топоним. Оно возникло в подражание «Синей Орде» и «Белой Орде», а эти названия, в свою очередь, обозначали в зависимости от ситуации то независимые государства, то монгольские армии.

Считается, что название «Золотая Орда» пришло из степной системы обозначения основных направлений цветами: черный = север, синий = восток, красный = юг, белый = запад и желтый (или золотой) = центр.

Согласно другой версии, название пошло от великолепной золотой палатки, которую Батый-хан установил, чтобы отметить место его будущей столицы на Волге. Несмотря на то, что в девятнадцатом веке эта теория была принята как истинная, в наше время она считается апокрифической.

Не сохранилось письменных памятников, созданных до 17 века (они уничтожены), в которых упоминалось бы такое государство как Золотая Орда. В более ранних документах фигурирует государство Улус Джучи (Джучиев улус).

Некоторые ученые предпочитают использовать другое название - Кипчакское ханство, потому что различные производные от народности Кипчак также встречались в средневековых документах, описывающих это государство.

Монгольское происхождение Золотой Орды

До своей смерти в 1227 году Чингисхан завещал разделить между его четырьмя сыновьями, включая старшего Джучи, который умер раньше Чингисхана.

Часть, которую получил Джучи - самые западные земли, куда смогли ступить копыта монгольских лошадей, а затем и юг Руси были разделены между сыновьями Джучи - владыкой Синей Орды Батыем (запад) и ханом Ордой, владыкой Белой Орды (восток).

Впоследствии Батый установил контроль над территориями, подвластными Орде, а также подчинил северную прибрежную зону Черного моря, включив коренные тюркские народы в свою армию.

В конце 1230-х и начале 1240-х годов он проводил блестящие походы против Волжской Булгарии и против государств-преемников , многократно приумножив воинскую славу своих предков.

Синяя Орда хана Батыя присоединяла земли на западе, совершая набеги на Польшу и Венгрию после сражений при Легнице и Мухи.

Но в 1241 году, великий хан Удегей умер в Монголии, и Батый прервал осаду Вены, чтобы принять участие в споре за правопреемство. С тех пор монгольские армии никогда больше не ходили на запад.

В 1242 году Батый создал свою столицу в Сарае, в своих владениях в низовьях Волги. Незадолго до этого Синяя Орда раскололась - младший брат Батыя Шибан покинул армию Батыя, чтобы создать свою Орду к востоку от Уральских гор вдоль рек Обь и Иртыш.

Добившись стабильной независимости и создав государство, которое сегодня мы называем Золотой Ордой, монголы постепенно потеряли свою этническую идентичность.

В то время как потомки монголов-воинов Батыя составляли высший класс общества, большая часть населения Орды состояла из кипчаков, булгарских татар, киргизов, хорезмиан и других тюркских народов.

Верховным правителем Орды был хан, избираемый курултаем (собором монгольской знати) среди потомков хана Батыя. Должность премьер-министра занимал также этнический монгол, известый как «князь князей» или беклербек (бек над беками). Министры назывались визирями. Местные губернаторы или баскаки отвечали за взимание дани и погашение народного недовольства. Чины, как правило, не делились на военные и гражданские.

Орда развивалась как оседлая, а не кочевая культура, и Сарай со временем становится густонаселенным и процветающим городом. В начале четырнадцатого века столица переехала в Сарай-Берке, расположенный значительно выше по течению, и стала одним из крупнейших городов средневекового мира с населением, оцененным Британской энциклопедией в 600 000 человек.

Несмотря на усилия Руси по обращению в свою веру населения Сарая, монголы придерживались своих традиционных языческих убеждений, пока хан Узбек (1312-1341) не принял ислам как государственную религию. По сообщениям, в Сарае были убиты русские правители - Михаил Черниговский и Михаил Тверской - за их отказ поклоняться языческим идолам, но ханы были в целом веротерпимыми и даже освобождали Русскую православную церковь от налогов.

Вассалы и союзники Золотой Орды

Орда собирала дань со своих подчиненных народов - русских, армян, грузин и крымских греков. Территории христиан считались периферийными областями и не представляли интереса, пока продолжали платить дань. Эти зависимые государства никогда не входили в состав Орды, и русские правители довольно скоро даже получили привилегию ездить по княжествам и собирать дань для ханов. Чтобы сохранить контроль над Русью, татарские военачальники проводили регулярные карательные набеги на русские княжества (самые опасные в 1252, 1293 и 1382 годах).

Существует точка зрения, широко распространенная Львом Гумилевым, что Орда и русские заключили союз для обороны от фанатичных тевтонских рыцарей и языческих литовцев. Исследователи указывают на то, что на монгольском дворе часто появлялись русские князья, в частности, Федор Черный, Ярославский князь, который хвастался своим улусом около Сарая, и Новгородский князь Александр Невский, побратим предшественника Батыя, Сартака-хана. Хотя Новгород никогда не признавал господство Орды, монголы поддерживали новгородцев в Ледовом побоище.

Сарай вел активную торговлю с торговыми центрами Генуи на Черноморском побережье - Сурож (Солдайя или Судак), Каффа и Тана (Азак или Азов). Также давними торговыми партнерами хана и союзниками в Средиземном море были мамлюки Египта.

После смерти Батыя в 1255 году процветание его империи продолжалось целый век, вплоть до убийства Джанибека в 1357 году. Белая Орда и Синяя Орда были фактически объединены в единое государство братом Батыя Берке. В 1280-х годах власть была узурпирована Ногаем, ханом, который проводил политику христианских союзов. Воинское влияние Орды достигло своего пика во время правления Узбек-хана (1312-1341), чья армия превысила 300 000 воинов.

Их политика в отношении Руси заключалась в постоянном перезаключении альянсов, чтобы удерживать Русь слабой и разделенной. В четырнадцатом веке подъем Литвы в Северо-Восточной Европе стал вызовом татарскому контролю над Русью. Таким образом, Узбек-хан начал поддерживать Москву как главное русское государство. Ивану I Калите присвоено звание великого князя и дано право собирать налоги с других российских держав.

«Черная смерть» - пандемия бубонной чумы 1340-х годов была основным фактором, способствующим возможному падению Золотой Орды. После убийства Джанибека империя оказалась втянута в долгую гражданскую войну, продолжавшуюся все следующее десятилетие, в среднем у власти оказывалось по одному новому хану в год. К 1380-м годам Хорезм, Астрахань и Московия попытались вырваться из власти Орды, а нижняя часть Днепра была присоединена Литвой и Польшей.

Который формально не был на троне, попытался восстановить татарскую власть над Русью. Его армия потерпела поражение от Дмитрия Донского в битве под Куликовым во второй победе над татарами. Мамай вскоре потерял власть, а в 1378 году Тохтамыш, потомок Орды-хана и правитель Белой Орды, вторгся и аннексировал территорию Синей Орды, ненадолго установив доминирование Золотой Орды на этих землях. В 1382 году он наказал Москву за неповиновение.

Смертельный удар орде нанес Тамерлан, который в 1391 году уничтожил армию Тохтамыша, уничтожил столицу, разграбил крымские торговые центры и забрал самых искусных мастеров в свою столицу в Самарканде.

В первые десятилетия пятнадцатого века власть принадлежала Идегею, визирю, который разгромил Витаутаса из Литвы в великой битве при Ворскле и превратил Ногайскую Орду в свою личную миссию.

В 1440-х годах Орда снова была разрушена гражданской войной. На этот раз она распалась на восемь отдельных ханств: Сибирское ханство, Касимское ханство, Казахское ханство, Узбекское ханство и Крымское ханство, разделившие последний остаток Золотой Орды.

Ни одно из этих новых ханств не было сильнее, чем Московская Русь, которая к 1480 году окончательно освободилась от татарского контроля. В конечном итоге русские захватили все эти ханства, начиная с Казани и Астрахани в 1550-х годах. К концу века также было частью России, а потомки его правящих ханов вошли в русскую службу.

В 1475 году Крымское ханство подчинилось , и к 1502 году та же участь постигла то, что осталось от Великой Орды. Крымские татары учиняли хаос на юге Руси в течение шестнадцатого и начала семнадцатого веков, но ни победить ее, ни взять Москву так и не смогли. Под Османской защитой Крымское ханство находилось до тех пор, пока Екатерина Великая не присоединила его 8 апреля 1783 года. Оно просуществовало дольше, чем все государства-преемники Золотой Орды.